Энциклопедический словарь (2009)
СТРОЧКА

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

СТРОЧКА

СТРОЧКА

1. СТРО́ЧКА, -и; ж.

1. к Строчи́ть (1, 4 зн.). С. ватного одеяла. С. рукавов, карманов. Овладеть техникой строчки. Учиться строчке. Устать от строчки. Слышна пулемётная с.

2. Сплошной шов на ткани, коже и т.п. Машинная с. Крупная, мелкая с. С. на рантах обуви. С. джинсовой куртки. Распороть строчку. Кривая с. Сделать строчку другими нитками.

3. Род ажурной вышивки. Ажурная, фигурная с. С. нитками мулине, люрексом.

2. СТРО́ЧКА, -и; мн. род. -чек, дат. -чкам; ж.

1. = Строка́ (1-2 зн.). Кривая с. Соблюдать строчку. Не помещаться в строчку. Перенести на другую строчку. Строчки рукописи Пушкина. Не дописать строчку. Пересказать, списать и т.п. с. в строчку (буквально, дословно).

2. Ровный ряд, цепочка чего-л. С. звериных следов. Огненные строчки трассирующих пуль.

Стро́чечка, -и; мн. род. -чек, дат. -чкам; ж. Уменьш.-ласк. Стро́чечный, -ая, -ое.

* * *

СТРОЧКА - СТРО́ЧКА - общее название ажурного (сквозного) шва в традиционной русской вышивке.

Простейшая форма строчки - мережка, традиционно широко применявшаяся в вышивке Архангельской, Вологодской, Новгородской, Костромской, Ярославской, Рязанской, Тверской и ряде других губерний России. Для мережки из ткани по основе или утку выдергиваются три-пять и более нитей. Полученные свободные нити собираются в пучки, расположенные параллельно (мережка-столбик) или наклонно по диагонали (мережка-раскол). Часто мережка-столбик заполняется разделками в виде «жучков», «копеечек», «воздушных петелек», плотных настилов и других швов. Преимущественно применяются белые разделки, однако в рязанской, тверской и орловской вышивке встречаются и цветные. Более сложная форма мережки - сновочные: по столбикам широкой мережки прокладываются в нужном направлении нити-сновки, на которых затем переплетением рабочей нити образуется прихотливый узор из кругов, звездочек, цветочных розеток. Эта виртуозная техника применяется в крестецкой вышивке (см. КРЕСТЕЦКАЯ ВЫШИВКА).

Большое распространение в русской народной вышивке получила белая строчка - вышивка по сетке, которую получают, выдергивая по три-четыре нити ткани основы и утка и обвивая горизонтальные и вертикальные столбики по диагонали белой нитью. Перевитую сетку заполняют разнообразными разделками, в результате чего образуется красивый фактурный узор на ажурной сетке.

Разновидностью белой строчки являются вырезы - вышивка по крупной сетке (с ячейкой до 0,5 см. ), нити столбиков которой переплетаются плотным настилом. В основном вырезы применялись для создания одноцветных геометрических узоров, однако в средней полосе России и на Севере подобная вышивка выполняется на основе сочетания ярких цветных нитей, а в прошлом во Владимирской и Рязанской губерниях в этой технике создавали своеобразные образцы сюжетных вышивок.

В Смоленской, Тверской, Калужской, Рязанской и Орловской губерниях была широко распространена цветная перевить: столбики сетки плотно обвиваются цветными нитями, обычно красными или золотистыми, реже малиновыми, лиловыми или розовыми. Разделки выполняются белыми нитями с добавлением зеленых, голубых и оранжевых тонов.

Своеобразная техника, сочетающая приемы сквозного и глухого шва, - «шов по письму» или «тамбур по сетке» использовалась вышивальщицами Вологодской и Олонецкой губерний. В этих изделиях строчевая сетка шла по фону, для узора сохранялась ткань, которую зашивали так называемыми атласниками - гладевыми мотивами геометрического характера в виде квадратов, зигзагов и т. д. Контур узора, отделяющий ткань от сетки, обводили тамбурным швом в один или два ряда.

Еще одна разновидность народной ажурной вышивки - сновочная строчка, которой владели только вышивальщицы Новгородской губернии и традиции которой сохраняют современные мастерицы крестецкой вышивки (см. КРЕСТЕЦКАЯ ВЫШИВКА). Поверх крупной сетки прокладываются нити-сновки, которые закрепляются по краям строчевых мотивов в нужном направлении, затем по сновкам переплетением рабочей нити образуется ажурный геометрический узор.

Уникальная техника традиционной строчевой вышивки издавна существует в Нижегородской области. Так называемые «нижегородские (горьковские) гипюры» выполняют по крупной перевитой сетке, которую заполняют различными разделками. Узоры выпуклых настилов необыкновенно разнообразны и носят общее название «цветки».

К ажурным вышивкам относятся также стяги, которые выполняют по тонким полупрозрачным тканям типа маркизета: ажурный узор получается стягиванием нитей непродернутой ткани. Часто стяги применяют для заполнения сердцевины и круглых лепестков цветов, вышитых гладью, например, в мстерской вышивке (см. МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА).

В начало словаря