Энциклопедический словарь (2009)
ОККАМ УИЛЬЯМ

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

ОККАМ УИЛЬЯМ

О́ккам Уильям (Ockham, Occam) (около 1285 - 1349), английский философ-схоласт, логик и церковно-политический писатель, главный представитель номинализма XIV в., францисканец. С 1328 жил в Мюнхене, выступал как идеолог императорской власти против притязаний папы на светскую власть. Согласно принципу «бритвы Оккама», понятия, несводимые к интуитивному и опытному знанию, должны удаляться из науки. Оккамизм («терминизм») получил значительное распространение в европейских университетах XIV - начала XV вв.

* * *

ОККАМ Уильям - О́ККАМ (Ockham, Occam) Уильям (ок. 1285-1349), английский философ-схоласт, логик и церковно-политический писатель, главный представитель номинализма 14 в., францисканец. Согласно принципу «бритвы Оккама», понятия, несводимые к интуитивному и опытному знанию, должны удаляться из науки. С 1328 жил в Мюнхене, выступал как идеолог императорской власти против притязаний папы на светскую власть.

* * *

О́ККАМ ( (Ockham, Occam) Уильям (ок. 1285, г. Оккам, графство Суррей, Англия -ок. 1349, Мюнхен, Бавария), философ и теолог, францисканский монах, один из последних видных представителей схоластики (см. СХОЛАСТИКА).

Еще во время обучения в Оксфорде вступил в францисканский (см. ФРАНЦИСКАНЦЫ) орден. После окончания образования философ остается в Оксфорде преподавать теологию и философию. За высказывания о примате светской власти над властью папы в делах духовных был обвинен в ереси и заточен в тюрьму. В 1328 ему удалось бежать в Германию к императору Людовику IV Баварскому (см. ЛЮДОВИК IV Баварский), врагу папы. Был отлучен от церкви. Обосновавшись в Мюнхене, Оккам оставался там до самой смерти.

Оккам является одним из виднейших представителей номинализма (см. НОМИНАЛИЗМ). Благодаря виртуозному владению искусством диалектики он получил от учеников прозвище «Doctor invincibilis» (непобедимый учитель). Прославился Оккам своим «принципом простоты», который так же называют «бритвой Оккама». Он придерживался мнения, что «простейшие объяснения - самые лучшие». Опираясь на этот принцип, он приступил к решению проблемы универсалий (см. УНИВЕРСАЛИИ), однако направил свои рассуждения в иное русло, чем его предшественники. В работах «Сумма всей логики», «Естественная философия», «Сумма логики» он доказывал, что реально лишь отдельное существо, а универсалии существуют лишь в пределах человеческого разума, размышляющего о них. Оккам ни в коем случае не отрицал полезности универсалий, однако он не признавал их реальность.

Следуя схоластическому методу, Оккам создал онтологию трансцендентального бытия, которая была близка идеям Фомы Аквинского (см. ФОМА АКВИНСКИЙ) и Дунса Скота (см. ДУНС СКОТ Иоанн). По его мнению, мир состоит из единичных вещей и сущностей, а все познание сводится к внешнему и внутреннему опыту. Всякое истинное знание возможно получить только эмпирически, с помощью органов чувств. Ввиду того, что нет реально существующих универсалий, которые можно было бы созерцать в сознании, разум не может доказать ничего, опираясь только на свои собственные силы. Именно по этому Оккам, в отличие от Ансельма Кентерберийского (см. АНСЕЛЬМ Кентерберийский) считает недопустимыми не только доказательства бытия Бога, но даже сами попытки познать Бога, опираясь только на рацио. Следуя за Дунсом Скотом, Оккам провозглашает, что Бог понимается не разумом (Фома Аквинский, Альберт Великий (см. АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ)) и не освещением (Бонавентура (см. БОНАВЕНТУРА)), а только верой. Именно веру и интуитивное познание Оккам считает инструментами теологии, а разум может помочь лишь в поиске аргументов. Работы Оккама положили конец попыткам синтеза веры и разума. Разуму полагалось заниматься изучением природы, а вере - постигать Бога.

Школа Оккама заложила фундамент для современной механики и астрономии, а также послужила исходным пунктом для развития современной динамики. Взгляды, которых придерживался Оккам, получили название «современного пути» по сравнению со «старым путем» Фомы Аквинского и Дунса Скота. Именно на философии Оккама и были воспитаны Мартин Лютер (см. ЛЮТЕР Мартин) и другие протестантские реформаторы.

В начало словаря