Энциклопедический словарь (2009)
ЖАЛАКЯВИЧЮС ВИТАУТАС

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

ЖАЛАКЯВИЧЮС ВИТАУТАС

Жалакя́вичюс Витаутас (Žalakevičius) (1930-1996), литовский кинорежиссёр, сценарист, народный артист РСФСР (1980) и Литовской ССР (1981). Фильмы: «Никто не хотел умирать» (1965), «Это сладкое слово - свобода» (1973), «Кентавры» (1979), «Извините, пожалуйста» (1983), «Воскресный день в аду» (1988), «Зверь, выходящий из моря» (1992) и др. Государственная премия СССР (1967).

* * *

ЖАЛАКЯВИЧЮС Витаутас - ЖАЛАКЯ́ВИЧЮС Витаутас Прано (Пранович) (14 апреля 1930, Каунас - 13 ноября 1996, Вильнюс), литовский кинорежиссер, сценарист, народный артист России (1980) и Литвы (1981). Государственная премия СССР (1967). Автор фильмов «Никто не хотел умирать» (1965), «Это сладкое слово - свобода» (1973, Золотой приз Международного кинофестиваля в Москве), «Кентавры» (1979), «Извините, пожалуйста» (1983), «Воскресный день в аду» (1988), «Зверь, выходящий из моря» (1992).

В 1948-1950 учился в Каунасском университете. В 1956 окончил режиссерский факультет ВГИКа (см. КИНЕМАТОГРАФИИ ИНСТИТУТ) (мастерская М. Э. Чиаурели (см. ЧИАУРЕЛИ Михаил Эдишерович)). Дипломная работа - короткометражка «Утопленник» (1957, по новелле П. Цвирки (см. ЦВИРКА Пятрас)). Уже в этой ленте обнаружилось пристрастие Жалакявичюса к прошлому Литвы, к родной литературе, традициям национального мировосприятия. Хотя в дальнейшем сам Жалакявичюс не экранизировал произведения литовской литературы, он написал множество сценариев для других постановщиков - «Чувства» (1968, по роману «Чертов кряж» Э. Лива) А. Грикявичюса и А. Даусы, «Да будет жизнь!» (1970) Грикявичюса, «Чертово семя» (1980, по новеллам П. Цвирки) А. Пуйпы, «Факт» (1981) Грикявичюса, телесериал «Марюс» (1990, по мотивам романа «Сенокос» К. Альменаса) Й. Пакулиса при участии М. Гедриса. Эти фильмы, как и собственные ленты Жалакявичюса «Адам хочет быть человеком» (1959), новелла «Живые герои» в одноименном фильме 1960 года, «Хроника одного дня» (1963) и «Воскресный день в аду» (1988, при участии А. Грикявичюса и А. Квирикашвили), отражают волновавшую этого художника проблему самоидентификации как всего литовского народа, так и его отдельных представителей, особенно в моменты исторических испытаний.

Но режиссер не замыкался пределами Литвы. Он снимал картины о политических метаморфозах в Латинской Америке («Это сладкое слово - свобода!», 1973, главный приз Московского кинофестиваля; «Кентавры», 1979), экранизировал произведения мировой литературы, в которых анализ человеческих страстей сочетается со вскрытием подоплек поведения людей в сугубо частной жизни или в их общественно-политической ипостаси («Авария», 1974, по Ф. Дюрренмату (см. ДЮРРЕНМАТТ Фридрих); «Рассказ неизвестного человека», 1981, по А. П. Чехову (см. ЧЕХОВ Антон Павлович); «Повесть непогашенной луны», 1990, сценарий по повести Б. А. Пильняка (см. ПИЛЬНЯК Борис Андреевич), постановка Е. В. Цымбала; «Зверь, выходящий из моря», 1992, по повести «Наводнение» Е. И. Замятина (см. ЗАМЯТИН Евгений Иванович)). Порой чувствуя собственную нереализованность, Жалакявичюс был склонен к самоиронии («Извините, пожалуйста», 1983) или к более драматическому восприятию незадавшейся жизни (сценарий фильма «Исповедь его жены» А. Грикявичюса, 1984).

Будучи в 1961-1975 годах и все 1980-е годы художественным руководителем Литовской киностудии, он много сделал для становления национальной киношколы. В 1974-1980 Жалакявичюс жил в Москве, работал на «Мосфильме», преподавал на Высших сценарных курсах. В истории кинематографа Жалакявичюс останется как создатель лучшего литовского фильма - «Никто не хотел умирать» (1966, Государственная премия СССР за 1967 год). Элементы приключенческого жанра с идеологическими акцентами в драматическом рассказе о послевоенной литовской деревне, когда советская власть должна была покончить «лесными братьями», не мешают присутствию в фильме неоднозначного и исторически амбивалентного смысла - исходное противоречие личного и социального, индивидуальности и системы приобретает у Жалакявичюса экзистенциальную неразрешимость. Этот фильм принес всесоюзную известность целому ряду литовских актеров - Донатасу Банионису (см. БАНИОНИС Донатас), Регимантасу Адомайтису (см. АДОМАЙТИС Регимантас), Юозасу Будрайтису (см. БУДРАЙТИС Юозас), Йонасу Грицюсу (см. ГРИЦЮС Йонас), Лаймонасу Норейке (см. НОРЕЙКА Лаймонас).

В начало словаря