Энциклопедический словарь (2009)
БИБЛИЯ

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

БИБЛИЯ

БИ́БЛИЯ -и; ж. [греч. biblia - книги] [с прописной буквы] Свод священных книг иудейской и христианской религий, состоящий из Ветхого Завета (признаваемого каждым из этих вероучений) и Нового Завета (признаваемого только христианством). Детская Б. (упрощённое изложение преданий и догматов этих религий).

Библе́йский (см.).

* * *

Би́блия (от греч. biblía, буквально - книги), собрание древних текстов, канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания. Признаваемая тем и другим часть Библии, первая по времени создания, получила у христиан название Ветхий Завет, другая часть, прибавленная христианами и признаваемая только ими, называется Новый Завет. За этой терминологией стоит христианское представление, согласно которому «завет» (мистический договор или союз), заключённый Богом с одним народом (евреями), сменён благодаря явлению Иисуса Христа Новым Заветом, заключённым уже со всеми народами. Ислам, не принимая в свой обиход ни Ветхого Завета (араб. Таурат - Тора), ни Нового Завета (араб. Инджиль - Евангелие), в принципе признаёт их святость, и персонажи обеих частей Библии (например, Ибрахим, то есть Авраам, Иусуф, то есть Иосиф, Иса, то есть Иисус) играют важную роль в исламе начиная с Корана. Ветхий Завет состоит из памятников древнееврейской литературы XII-II вв. до н. э., написанных на древнееврейском и отчасти арамейском языках. Он делится на три больших цикла: 1) Тора, или Пятикнижие, приписываемое пророку Моисею; 2) Пророки - несколько древних хроник и собственно пророческие сочинения, принадлежащие или приписываемые народным проповедникам VIII-V вв. до н. э. - Исайе, Иеремии, Иезекиилю и 12 «малым пророкам», а также книга Даниила, датируемая II в. до н. э.; 3) Писания, или Агиографы, - собрания текстов, относящихся к различным поэтическим и прозаическим жанрам (религиозная лирика, сборники афоризмов, назидательные повести, хроникальные тексты и др.). Новый Завет состоит из памятников раннехристианской литературы второй половины I в. и начала II в. н. э., написанных в основном на греческом языке [четыре Евангелия, то есть «благовестия» о жизни и учении Христа (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), Деяния апостолов, 21 послание апостолов - Павла, Петра, Иоанна, Иакова, Иуды (не Искариота!) и, наконец, Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис].

* * *

БИБЛИЯ - БИ́БЛИЯ (от греч. biblia, букв. - книги), собрание древних текстов, канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания (см. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ). Признаваемая тем и другим часть Библии, первая по времени создания, получила у христиан название Ветхий Завет, другая часть, прибавленная христианами и признаваемая только ими, называется Новый Завет. За этой терминологией стоит христианское представление, согласно которому «завет» (мистический договор или союз), заключенный Богом с одним народом (евреями), сменен благодаря явлению Иисуса Христа Новым Заветом, заключенным уже со всеми народами. Ислам, не принимая в свой обиход ни Ветхого Завета (арабский Таурат - Тора) ни Нового Завета (арабский Инджиль - Евангелие), в принципе признает и святость, и персонажи обеих частей Библии (напр. Ибрахим, т. е. Авраам, Йусуф, т. е. Иосиф, Иса, т. е. Иисус) играют важную роль в исламе, начиная с Корана.

Канон Ветхого Завета (то есть книги, за которыми признается священное значение) различается у иудеев и различных христианских конфессий. Сегодня существуют три главных формы Священного Писания Ветхого завета, отличающиеся по составу и происхождению. Это иудейский канон, сформировавшийся на рубеже нашей эры в иудаизме и тесно связанный с палестинским иудейским преданием, христианский канон, основанный на александрийской версии иудейского канона и принятый в Православной (см. ПРАВОСЛАВИЕ) и Католической (см. КАТОЛИЦИЗМ) церквах, и занимающий промежуточное положение между первыми двумя протестантский канон, возникший в период Реформации (см. РЕФОРМАЦИЯ) (16 в.).

Иудейский канон подразделяется на три части в соответствии с жанром и временем написания тех или иных книг:

Закон (Тора), включающий Пятикнижие Моисеево;

Пророки (Невиим), включающие, кроме пророческих, некоторые книги, которые мы привыкли считать историческими хрониками;

Писания (Кетувим, К"тувим), включающие произведения мудрецов Израиля и молитвенную поэзию.

По первым буквам названий этих трех частей Писание в составе иудейского канона называется ТНХ (читается Танах). Названия книг в Танахе отличаются от привычных нам, так как иудейская традиция не всегда пользуется заголовками, но часто именует книги по их первому слову. Трехчастное деление Танаха засвидетельствовано многими древними авторами на рубеже нашей эры. Упоминание о «законе, пророках и остальных книгах» (Сир. 1:2) мы обнаруживаем в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, написанной около 190 г. до н. э. Евангелист Лука в последней главе своего Евангелия приводит слова Христа: «надлежит исполниться всему, написанному о Мне в Законе Моисеевом и в Пророках и Псалмах» (Лк. 24:44). Три раздела Танаха называют также Филон Александрийский (см. ФИЛОН Александрийский) и Иосиф Флавий (см. ИОСИФ ФЛАВИЙ).

Невиим («пророки») подразделяются, в свою очередь, на три раздела. Это «древние пророки»: книги Иисуса Навина, Судей, 1 и 2 Самуила (1 и 2 Царств) и 1 и 2 Царей (3 и 4 Царств) и «поздние пророки», включающие 3 книги «больших пророков» (Исайи, Иеремии и Иезекииля) и 12 «малых пророков». В рукописях «малые пророки» составляли один свиток и считались одной книгой. Это разнородные книги, составленные большей частью после Вавилонского пленения. В составе Кетувим выделялся сборник «пяти свитков», включающий книги Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст и Есфирь, собранные в соответствии с годичным кругом чтений в синагоге. Условно книги Судей и Руфь, Иеремии и Плач, Эзры и Неемии попарно считаются за одну книгу, так что общее число книг Танаха приравнивается к 22 по числу букв еврейского алфавита. Многие древние авторы насчитывают в Танахе 24 книги.

В христианский канон Библии входят следующие книги:

Пятикнижие - Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие;

Исторические книги: Иисуса Навина, Судей, Руфь, I и II Самуила, I и II Царств, I и II Паралипоменон (летопись), Ездра, Неемия, Товий (не включается в протестантский канон), Иудифь, Эсфирь, I и II Маккавеева (не включается в протестантский канон);

Книги поэтические и философские: Иов, Псалтирь, Притчи Соломоновы, Екклезиаст, Песнь Песней, Книга премудрости Соломона и Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова (две последние не включаются в протестантский канон);

Книги пророков: Исайя, Иеремия, Плач Иеремии, Варух, Иезекииль, Даниил, Иосия, Иоиль, Амос, Авдей, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахий.

Христианский канон Ветхого Завета опирается главным образом на древнегреческий перевод 70-ти толковников (так называемая «Септуагинта (см. СЕПТУАГИНТА)»), тогда как протестантский канон во многом опирается на сохранившийся в масоретской традиции (см. МАСОРЕТЫ) древнееврейский текст. Из-за этого в протестантском каноне принята другая нумерация псалмов (и, в меньшей степени, других книг), другие названия некоторых книг.

Новый Завет состоит из памятников раннехристианской литературы второй половины 1 в. и начала 2 в., написанных в основном на греческом языке (четыре Евангелия, т. е. «благовестия» о жизни и учении Христа, Деяния апостолов, 21 послание апостолов - Павла, Петра, Иоанна, Иакова, Иуды (не Искариота) - и, наконец, Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис.

Известно значительное число текстов библейского круга, которые церковью определяются как апокрифы (см. АПОКРИФЫ).

Наиболее древний из наиболее полных списков Библии - Синайский кодекс (см. СИНАЙСКИЙ КОДЕКС).

В начало словаря