Энциклопедический словарь (2009)
АРАГОН ЛУИ

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

АРАГОН ЛУИ

Араго́н Луи (Aragon) (1897-1982), французский писатель, один из основателей сюрреализма. В 30-е гг. преобразования в СССР считал воплощением идей социализма. Один из организаторов Движения Сопротивления (сборник стихов «Нож в сердце», 1941). Член ЦК Французской КП (с 1954), в конце 60-х гг. подверг критике политику СССР. В романе-эпопее «Коммунисты» (т. 1-6, 1949-1951; окончательная редакция т. 1-4, 1967-1968), исторический роман «Страстная неделя» (1958) - изображение рабочего класса как восходящей силы нации, идейная эволюция интеллигентских кругов. Эссеистическая искусствоведческая книга «Анри Матисс. Роман» (1971), «Театр-роман» (1974). Поэтические сборники (в том числе «Глаза и память», 1954; поэма «Неоконченный роман», 1956), лирические циклы, посвященные жене - Э. Триоле.

* * *

АРАГОН Луи - АРАГО́Н (Aragon) Луи (3 октября 1897, Париж - 24 декабря 1982, там же), французский писатель.

Незаконный сын Маргерит Тука-Масийон получил испанскую фамилию от Луи Андрие, который не признал отцовство из карьерных соображений, но согласился стать опекуном мальчика. Арагон узнал тайну своего рождения лишь в 1917. В это время он учился на военных фельдшерских курсах, где подружился с будущим лидером сюрреалистов Андре Бретоном (см. БРЕТОН Андре). В марте 1918 поэт опубликовал первое свое стихотворение «Вожделения Запада» в журнале «Нор-Сюд». В июне его отправили на фронт: едва не погибнув под артиллерийским обстрелом, он получил военный крест за мужество и демобилизовался в июне 1919.

В начале творческой деятельности Арагон примкнул к дадаистам (см. ДАДАИЗМ), бунтарские воззрения которых отразил в сборнике «Фейерверк» (1920). Надежды на построение «лучшего мира» он связывал и с «революцией сюрреализма». Именно к этому периоду относится его дебют как прозаика: в романах «Анисе, или Панорама» (1921), «Вольнодумство» (1924), «Парижский крестьянин» (1926) парадоксальным образом сочетаются изысканный классический стиль и «черный юмор». В 1920-е годы писатель увлекся «настоящей революцией» в России: увидев в коммунизме воплощение своей мечты о справедливости, он вступил в ряды французской коммунистической партии (1927). В 1928 познакомился с русской писательницей Эльзой Триоле (см. ТРИОЛЕ Эльза), которая стала его великой любовью, женой и музой. Ей посвящены многие произведения: поэтический сборник «Глаза Эльзы» (1942), поэмы «Эльзе» (1959), «Меджнун Эльзы» (1964), «Одержимый Эльзой» (1963). В сентябре 1930 супруги посетили Советский Союз, чтобы встретиться с Лилей Брик (см. БРИК Лиля), родной сестрой Эльзы и подругой В. В. Маяковского (см. МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович), покончившего с собой в апреле. Арагон вдохновился строительством социализма в Советской России (сборник «Ура, Урал!», 1934) и, приняв на время эстетику социалистического реализма, создал на ее основе цикл романов «Реальный мир» («Базельские колокола», 1934; «Богатые кварталы», 1936; «Пассажиры империала», 1942; «Орельен, 1944) и роман-эпопею «Коммунисты» (т.1-6, 1949-1951, который впоследствии радикально переработал (т.1-4, 1967-1968). Во время Второй мировой войны, после разгрома Франции, поэт решительно отказался от былых экспериментов, вернувшись к традиционной просодии (см. ПРОСОДИЯ) и рифме. В исполненных глубокого патриотизма сборниках «Нож в сердце» (1941), «Паноптикум» (1943), «Французская заря» (1945) Арагон осуществил свою мечту «быть понятым всеми».

В 1950-е годы писатель активно занимался общественной деятельностью в рядах компартии и получил Ленинскую премию «За укрепление мира между народами», которой СССР награждал тех, кого считал своими приверженцами. Большим ударом для Арагона, свято хранившего верность коммунистическим идеалам, во имя которых он публично одобрил даже германо-советский пакт 1939 года (см. ПАКТ МОЛОТОВА-РИББЕНТРОПА), стали разоблачения «культа личности» на XX съезде КПСС (см. ДВАДЦАТЫЙ СЪЕЗД КПСС). Эти тяжелые переживания отразились в историческом романе «Страстная неделя» (1958), повествующем о последней попытке Наполеона вернуть власть и бегстве роялистов в Бельгию. Расставшись с иллюзиями, Арагон впоследствии решительно осудил процесс Синявского - Даниэля (см. ДИССИДЕНТЫ в СССР) (1966) и вторжение советских войск в Чехословакию (см. ПРАЖСКАЯ ВЕСНА) (1968). В 1960-1970-е годы он выступил сторонником «открытого реализма», которому философ Роже Гароди (см. ГАРОДИ Роже) дал название «реализма без берегов». В таких романах, как «Гибель всерьез» (1965), «Бланш, или Забвение» (1967), «Анри Матисс» (1971), «Театр/роман» (1974) писатель вновь обратился к сюрреалистическим приемам, расширяя возможности лирического «я» автора и выстраивая прозаические образы по законам поэзии. Осмысляя трагический опыт столетия, Арагон особое внимание уделял судьбам творцов.

В начало словаря