Энциклопедический словарь (2009)
АПИС

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

АПИС

А́пис - в древнеегипетской мифологии священный бык, почитавшийся как земное воплощение бога Пта.

* * *

АПИС - А́ПИС, в древнеегипетской мифологии священный бык. Его культ уходит корнями в додинастическую эпоху. Возможно, он восходит к образу священного быка, покровителя плодородия, почитание которого было распространено практически по всему Средиземноморью. Официально почитание Аписа, согласно Манефону (см. МАНЕФОН), было введено при Второй династии в Мемфисе (см. МЕМФИС (Египет)). В титулатуру богов и фараонов включалась фраза «сильный бык». Но до эпохи Нового царства о культе Аписа известно очень мало. Священная территория Аписа находилась поблизости от храма Пта (см. ПТАХ) в Мемфисе. Местные жрецы выбирали живого быка как Аписа, предполагая, что в теле этого быка обитает бог Птах (позднее считалось, что бык - вместилище ба (см. БА (в Древнем Египте)) Птаха). Но после смерти (греческие авторы пишут, что больше 25 лет быку не давали жить, его топили в священном колодце, но это, вероятно, соблюдалось не всегда) Апис становился Осирисом (см. ОСИРИС)-Аписом (Осераписом), символизируя возрождения к новой жизни после смерти. Это также свидетельствует о постепенном вытеснении культа Птаха культом Осириса. Апис отождествлялся с ка (см. КА (в Древнем Египте)) Осириса.

Из всех священных животных Апис был наиболее почитаем. Его культ неоднократно привлекал внимание греческих и римских авторов. Согласно Геродоту (см. ГЕРОДОТ), у Аписа была черная окраска с белым пятном на лбу, силуэт грифа на спине, две кисточки на хвосте и отметка в виде жука-скарабея под языком. Рождение быка с такими метками было праздником. Аписа содержали при храме Птаха в Мемфисе, одевали, как бога. Каждому быку полагался «гарем» из коров, считавшихся также священными. Движения быка интерпретировались жрецами, предсказывавшими будущее. Смерть священного быка считалась большим горем для всех. С ним поступали так же, как с человеком: извлекали внутренности и складывали их в канопы (см. КАНОПА), тело мумифицировали и хоронили в огромном каменном саркофаге. Гранитные саркофаги священных быков достигают веса 80 т. Все, кроме одного, были разграблены в древности. Кроме того, быкам воздвигались статуи с солнечным диском между рогами. Жрецы регистрировали даты рождения и смерти Аписов. Широко популярен рассказ о Камбизе II (см. КАМБИЗ II), убившем Аписа и наказанном за это смертью, однако раскопками некрополя священных быков он не подтверждается. Греки назвали некрополь Аписа Серапеумом, отсюда имя синкретического божества эллинистического периода - Серапис (см. СЕРАПИС). Культ Аписа, как и Сераписа, в эллинистические времена распространился по всему Средиземноморью.

Раскопки Серапеума проводились археологом О. Мариетом (см. МАРИЕТ Огюст Фердинан). Он открыл, что отдельные захоронения стали производиться при сыне Рамсеса II (см. РАМСЕС II), Хами, который был жрецом Аписа. До того захоронения проводились в Саккаре (см. САККАРА).

Кроме Аписа, существовали и другие культы священных быков - Мневис (см. МНЕВИС) и Бухис (см. БУХИС), но Апис, без сомнения был самым популярным культом. Он продолжался и в эллинистическую эпоху и позднее, вплоть до 400 н. э.

В начало словаря