Энциклопедический словарь (2009)
ХАЛС ФРАНС

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

ХАЛС ФРАНС

Халс Франс - Гальс (Hals) (между 1581 и 1585 - 1666), голландский живописец. Портреты, в том числе групповые, полны жизни и движения, выполнены в свободной, виртуозной манере («Цыганка», около 1630; «Групповой портрет стрелковой роты Св. Адриана», 1633; «Мужчина в чёрной одежде», около 1650-52). Поздние работы, нередко полные безысходности и пессимизма, построены на напряжённых контрастах чёрных и белых тонов («Регентши приюта для престарелых», 1664).

* * *

ХАЛС Франс - ХАЛС (Гальс) (Hals) Франс (между 1581 и 1585-1666), нидерландский живописец. Портреты, в т. ч. групповые, отличаются демократизмом, полны жизни и движения, выполнены в свободной, виртуозной манере («Цыганка», ок. 1630; «Мужчина в черной одежде», ок. 1650-52).

* * *

ХАЛС (Хальс, Гальс) (Hals) Франс (между 1581 и 1585, Антверпен - 26 августа 1666, Харлем), нидерландский художник. Живописец-виртуоз, один из лучших портретистов 17 века.

Канва жизни

Сын ткача. Учился (около 1600-03) у К. ван Мандера (см. МАНДЕР Карел ван). Жил в Харлеме (член тамошней гильдии святого Луки с 1610). Его необычно свободная, размашистая манера письма способствовала сложению легенды о том, что Хальс привык писать в состоянии опьянения; однако современные мастеру источники об этом умалчивают, сообщая лишь, что он «жил в свое удовольствие». При жизни пользовался большой известностью и имел многих учеников (среди них были А. Брауэр (см. БРАУЭР Адриан) и А. ван Остаде (см. ОСТАДЕ)), однако умер в бедности.

Групповой портрет

Испытал влияние караваджизма (см. КАРАВАДЖИЗМ) (проявившееся в любви к ярким бытовым типам, представленным крупно и экспрессивно), но главным выразительным средством у него стали не сильные световые контрасты, а сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и легкий.

Его самые масштабные вещи, большие многофигурные портреты выразительно обозначают как его творческую зрелость, так и позднюю манеру (все в Музее Ф. Халса в Харлеме). В «Офицерских пирушках» (два «Банкета офицеров стрелковой роты св. Георгия», 1616 и 1627; «Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана», 1633) сквозь условности светского ритуала, иерархию чинов проступает праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности; энергичная красочная лепка, теплые, мажорные цветовые акценты усиливают этот радостный пафос.

Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (обе картины - 1664) царит тема бренности всего земного. Вялость, старческая апатия, застылость, наконец, почти смертное оцепенение, подчеркнутые в фигурах мужчин и женщин, в пассивной статике композиции и сумрачном колорите - все в целом складывается в образ глубоко трагический.

Портрет личности

Чистая радость бытия часто берет верх в его портретах супругов («И. Масса с женой», около 1621, Государственный музей, Амстердам). Образы могут иронически выражать суетную превратность жизни - один и тот же персонаж (В. ван Хейтхейзен, портреты конца 1620-х - 1630-х годов) в одной картине (галерея Лихтенштейн, Вена) выглядит чопорным и надменным рыцарем, а в другой (Картинная галерея, Брюссель) - житейски-лукавым, добродушным мудрецом.

Характерное обаяние хальсовских образов может выражаться в простоватом самоупоении («Портрет офицера», 1620-е годы, собрание Уоллес, Лондон), в интеллектуально-тонкой гордости и довольстве («Молодой человек с перчаткой в руке», «Мужской портрет», оба - 1650-е годы, Эрмитаж), но при всем различии социальных типов и характеров оно неизменно воспринимается как проявление единой общечеловеческой стихии.

Жанровый портрет

Еще сильнее этот общечеловеческий аспект проступает в жанрово-бытовых портретах Халса. Это уже не столько образы конкретных заказчиков, сколько воплощения определенного возраста (дети и подростки), сословия, наконец, просто настроя души (бедняки и всякого рода гулящие люди). Натурная убедительность в лучших вещах возрастает, живописная манера становится предельно раскованной.

Если «Мулат» (Музей изобразительных искусств, Лейпциг), «Цыганка» (Лувр), «Мальчик-рыбак» (Королевский музей изящных искусств, Антверпен; все - около 1630) завораживают своим задором, пафосом веселой нищеты, то в зловещем образе содержательницы трактира («Малле Баббе», около 1630, Картинная галерея, Берлин-Далем) социальное дно предстает своей обратной стороной. Так или иначе, Хальс всегда живописует жизнь, проступающую то грозно, то весело сквозь все свои частные проявления.

В начало словаря