Энциклопедический словарь (2009)
ХАРТЛИ ЛЕСЛИ

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

ХАРТЛИ ЛЕСЛИ

ХАРТЛИ Лесли - ХА́РТЛИ (Hartley) Л(если) П(оулс) (30 декабря 1895, Уиттсли, Кембриджшир - 13 декабря 1972, Лондон), английский писатель.

Дебют писателя-джентльмена

Хартли родился в состоятельной семье солиситора (см. СОЛИСИТОР). В 1916-1918 участвовал в Первой мировой войне. Окончив Оксфордский университет, стал профессиональным литератором, много путешествовал, подолгу жил в Италии. Британская критика аттестовала Хартли как «писателя-джентльмена», подразумевая под этим его происхождение, подчеркнуто частный образ жизни и четкую линию поведения, опиравшуюся на кодекс «офицера и джентльмена» и христианские ценности.

Дебют Хартли - сборник рассказов «Ночные страхи» (1924); все его наследие включает семнадцать романов, повесть «Симонетта Перкинс» (1925), шесть сборников новелл и книгу эссе. Наибольшей известностью пользуются трилогия о роковой несовместимости характеров и жизненных установок брата и сестры - «Креветка и анемон» (1944), «Шестое небо» (1946) и «Юстейс и Хильда» (1947), романы «Лодка» (1949), «Посредник» (1953), «По найму» (1957) и антиутопия «Равноличие» (1960).

Англичанин

Хартли разрабатывал неизменный круг проблем, решая их в широком спектре - от фарса до трагедии: конфликт между напором чувств и самоограничением; подспудная работа страстей - любви, честолюбия, корысти, упоения властью над ближним и т. п., исподволь разрушающая личность; обратный эффект благих намерений и т. д. При этом автор сохранял верность главному творческому принципу - создавать сугубо английские характеры и воплощать на письме британские по своим «корням» социально-психологические феномены, например, пуританство, снобизм, приверженность традициям - все то, что определяет собой межличностные отношения и конфликты между его персонажами, принадлежащими к разным общественным слоям и человеческим типам. Это хозяева и слуги (шофер Ледбиттер и леди Франклин в «По найму»), благородные и простолюдины (семейство Модсли и фермер-арендатор Берджес в «Посреднике»), натуры сильные и слабые (Хильда и Юстейс в трилогии). Основные персонажи Хартли большей частью делятся на тех, кто видит в ближних орудие достижения собственных целей, и тех, кто вольно или невольно становится таким орудием, как герой «Посредника» мальчик Лео Колстон. Первые необязательно злы или порочны, напротив, они, как правило, милые люди, и автор нередко восхищается ими, но нравственные его предпочтения отданы вторым. При этом он недвусмысленно показывает, что превращение человека в инструмент равно губительно и для того, кто это делает, и для самого превращаемого.

Психолог

Изощренный психологизм прозы Хартли, передающей почти неуловимые для самих героев оттенки их чувствований и состояний, неоднозначность побуждений и поступков, а также пластика описаний в воссоздании места и времени действия, мастерство исторической и бытовой детали в прорисовке социальной среды, умение выявить юмор в характерах и положениях - во многом результат развития им повествовательной традиции английского классического романа, в первую очередь Джейн Остин (см. ОСТИН Джейн). Сюжет разворачивается последовательно, логика характеров строго выдержана, но угол изображения постоянно смещается и корректируется за счет чередования диалога, прямого и косвенного внутреннего монолога и речи рассказчика. Существенную роль играет тонкая многозначная символика. В ткань реалистического повествования тактично привносится элемент фантастики, обозначающий зыбкость границы между реальным и представляемым в восприятии персонажа: предсмертное видение Юстейса, загадочная связь между мальчишескими упражнениями Лео в черной магии и последующими зловещими событиями. Внешне традиционные по форме, английские трагедии в прозе Хартли приобретают таким образом обширный подтекст - психологический, социальный, философский.

В начало словаря