Энциклопедический словарь (2009)
МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР

Моско́вский Худо́жественный академи́ческий теа́тр - им. М. Горького (МХАТ), основан в 1898 К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. До 1901 назывался Художественно-Общедоступный. С 1919 академический, с 1932 им. Горького. Осуществил реформу репертуара, актёрского искусства, режиссуры, оказав воздействие на мировой театр. Направленность творчества театра определили постановки новаторских пьес А. П. Чехова и М. Горького. Первые актёры: О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, М. П. Лилина, М. Ф. Андреева, А. Р. Артём, В. Э. Мейерхольд, затем В. И. Качалов, Л. М. Леонидов, Б. Г. Добронравов, А. К. Тарасова, К. Н. Еланская, О. Н. Андровская, Н. П. Хмелёв, Б. Н. Ливанов, М. Н. Кедров, А. И. Степанова, М. И. Прудкин, М. М. Яншин, В. Я. Станицын, А. Н. Грибов, М. М. Тарханов, В. О. Топорков, А. П. Кторов, П. В. Массальский, А. П. Зуева, В. А. Орлов, А. П. Георгиевская, А. М. Комиссаров и др. После 1917 в репертуаре пьесы М. А. Булгакова, Вс. В. Иванова, Л. М. Леонова, Н. Ф. Погодина и др. Социально-углублённое истолкование получила классическая драматургия (А. Н. Островский, Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь и др.). С 1970 главный режиссёр О. Н. Ефремов. В 1987 коллектив разделился на две самостоятельных труппы: под художественным руководством Ефремова (с 1989 МХАТ имени А. П. Чехова, сцена в Камергерском переулке) и Т. В. Дорониной (оставлено название МХАТ имени М. Горького, сцена на Тверском бульваре).

* * *

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР - МОСКО́ВСКИЙ ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИ́ЧЕСКИЙ ТЕА́ТР им. М. Горького (МХАТ), основан в 1898 К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. До 1901 назывался Художественно-Общедоступный. С 1919 академический, с 1932 им. Горького. Осуществил реформу репертуара, актерского искусства, режиссуры, оказав воздействие на мировой театр. Направленность творчества театра определили постановки новаторских пьес А. П. Чехова и М. Горького. Первые актеры: О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, М. П. Лилина, М. Ф. Андреева, А. Р. Артем, В. Э. Мейерхольд, затем В. И. Качалов, Л. М. Леонидов, Б. Г. Добронравов, А. К. Тарасова, К. Н. Еланская, О. Н. Андровская, Н. П. Хмелев, Б. Н. Ливанов, М. Н. Кедров, А. И. Степанова, М. И. Прудкин, М. М. Яншин, В. Я. Станицын, А. Н. Грибов, М. М. Тарханов, В. О. Топорков, А. П. Кторов, П. В. Массальский, А. П. Зуева, В. А. Орлов, А. П. Георгиевская, А. М. Комиссаров и др. После 1917 в репертуаре пьесы М. А. Булгакова, В. Иванова, Л. М. Леонова, Н. Ф. Погодина и др. Социально-углубленное истолкование получила классическая драматургия (А. Н. Островский, Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь и др.). Спектакли: «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого (1898), «Чайка» Чехова (1898), «На дне» Горького (1902), «Вишневый сад» Чехова (1904), «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому (1910), «Дни Турбиных» Булгакова и «Горячее сердце» А. Н. Островского (1926), «Бронепоезд 14-69» Вс. В. Иванова (1927), «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) по Л. Н. Толстому, «Три сестры» Чехова (1940), «Кремлевские куранты» Н. Ф. Погодина (1942), «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1952), «Соло для часов с боем» О. Заградника (1973). С 1970 главный режиссер О. Н. Ефремов. В 1987 коллектив разделился на две самостоятельные труппы: под художественным руководством Ефремова (с 1989 МХАТ имени А. П. Чехова (см. МХАТ имени Чехова), сцена в Камергерском переулке) и Т. В. Дорониной (оставлено название МХАТ имени М. Горького (см. МХАТ имени Горького); сцена на Тверском бульваре).

В начало словаря