Энциклопедический словарь (2009)
МАСЛЕНИЦА

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

МАСЛЕНИЦА

МА́СЛЕНИЦА -ы; ж.

1. У древних славян и других народов: языческий многодневный праздник проводов зимы и встречи весны, с которым связан обычай печь блины и совершать различные культовые действия.

2. В христианской религии: древний языческий праздник, приуроченный к неделе перед Великим постом, когда вместо мясной пищи разрешается употребление молочных продуктов и яиц; сырная седмица, масляная неделя. Быть в гостях в масленицу. Широкая м. * У них на масленице жирной водились русские блины (Пушкин).

3. Чучело или ряженый человек, олицетворяющие этот праздник.

4. Разг. О весёлой, привольной жизни. В доме достаток, не жизнь, а м. Для него круглый год - м. * Не всё коту масленица, а придёт и великий пост (Погов.).

Ма́сленичный, -ая, -ое. М. забавы. М. блины. М-ое катание.

* * *

Ма́сленица (Масляная неделя, Сырная неделя), неделя, предшествующая Великому посту. На Масленицу устраивают обряды проводов зимы - ряжение, сжигание старых вещей и чучела Масленицы и др.

* * *

МАСЛЕНИЦА - МА́СЛЕНИЦА (Масленая неделя, Сырная неделя), неделя, предшествующая Великому посту (см. ВЕЛИКИЙ ПОСТ) и разделяющая в славянском народном календаре зиму и весну. Широко отмечалась у русских, западных славян и южных славян-католиков, менее широко - у православных южных славян и очень скромно - на Украине и в Белоруссии.

Основной едой на Масленицу были блины (помимо молочных продуктов и рыбы). Первый блин обычно предназначался умершим: его клали на божницу или слуховое окошко - «для родительских душ», а иногда отдавали нищим, также на «помин души». К празднику Масленицы строились огромные катальные горы (в Москве даже под стенами Кремля) и выходили туда с блинами «встречать Масленицу», веселиться и кататься с гор.

Смотрины молодоженов и другие обряды

На Масленицу устраивали своеобразные смотрины молодоженов: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всех на виду, «зарывали» в снег или осыпали снегом; когда молодые ехали в санях по селу, их останавливали и забрасывали старыми лаптями или соломой, а иногда устраивали им «целовник» (или «целовальник») - когда односельчане могли прийти в дом к молодым и поцеловать молодую. Иногда молодоженов катали по селу, но если за это получали плохое угощение, могли прокатить не в санях, а на бороне.

Парней и девушек, не вступивших в брак в течение прошедшего года (не выполнивших своего жизненного предназначения), наказывали. На Украине, в южнорусских областях и у поляков, а также у словенцев и отчасти хорватов парню или девушке к ноге привязывали «колодку» (кусок дерева, ветку, ленту) и заставляли некоторое время ходить с ней. Чтобы отвязать «колодку», приходилось откупаться деньгами или угощением Масленице.

На Масленицу совершались продуцирующие обряды, направленные на усиление роста культурных растений. Чтобы лен и конопля выросли «долгими» (высокими), в России женщины катались с гор, стараясь съехать как можно дальше, а также дрались, громко пели.

Прощеное воскресенье и проводы Масленицы

Наиболее важным днем масленичной недели было воскресенье - заговенье (см. ЗАГОВЕНЬЕ) перед началом Великого поста. В России и у православных южных славян этот день называли Прощеным воскресеньем (макед., болг. «Проштени поклади»), когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; у русских было принято по вечерам посещать кладбища и «прощаться» с умершими. Основным событием последнего дня были «проводы Масленицы», нередко сопровождающиеся возжиганием костров. В России к этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу» - нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика-пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).

У западных и южных славян (словенцев и хорватов) русской «Масленице» соответствовали «Запуст», «Менсопуст», «Пуст», «Фашник» и некоторые другие персонажи-чучела, «проводами» которых завершалась масленичная неделя (в конце обряда их сжигали, закапывали в землю, бросали в реку, колодец, море, «вешали»). Всем южным славянам известны обычаи маскарадных игр на Масленицу с ряженьем в животных, имитацией свадьбы (с персонажами «баба» и «дед»), что, как правило, сопровождалось юмористическими сценками и эротическими шутками. Традиция устраивать карнавальные и маскарадные шествия усиливается по мере продвижения на запад южнославянского ареала (Адриатическое побережье Черногории, Босния, Хорватия, Словения). В западных южнославянских областях, как и у западных славян, на Масленицу широко известны и зооморфные маски («козел», «бык», «медведь», «верблюд», различные птичьи маски). Ряженье в животных есть ритуальный способ обеспечения плодородия и урожая с помощью животворной силы, что составляет доминанту всей масленичной обрядности.

Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов Масленицы» состоял, главным образом, в возжигании общесельских костров, обычно на возвышенности за селом или у реки. В костры, помимо дров, бросали всякое старье - лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные.

У болгар, македонцев, сербов ритуальному огню - большим кострам, факелам, горящим стрелам - во время масленицы приписывалась отгонная сила. Через такие костры прыгали дети, криками изгонявшие из села ведьм, после чего собирали по домам яйца в качестве вознаграждения. У болгар каждый старался перепрыгнуть через масленичный костер, так как считалось, что это защитит людей от вредных насекомых и болезней в течение года; верили также, что освещенные этим огнем места не затронет летом град.

В России «проводы масленицы» сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей масленицу. Поэтому в кострах иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда (ср.: «молоко сгорело, в Ростов улетело»).

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста - Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы», то есть в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для «вытряхивания блинов» устраивали кулачные бои. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

В начало словаря