Энциклопедический словарь (2009)
БОНИФАЦИЙ VIII

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

БОНИФАЦИЙ VIII

Бонифаций VIII (около 1235 - 1303), римский папа с 1294. Притязал на верховенство над светскими государями. Потерпел поражение в борьбе с французским королём Филиппом IV. Ввёл в 1300 празднование юбилейных годов.

* * *

БОНИФАЦИЙ VIII - БОНИФА́ЦИЙ VIII (Bonifacius) (в миру Бенедетто Каэтани, Caetani) (ок. 1235, Ананьи - 11 октября 1303, Рим), папа римский (понтификат 1294-1303). Сторонник церковной супрематии, способствовал усилению светской власти церкви, внес вклад в развитие теократической доктрины. Следствием его политики стала резкая конфронтация с французским королевским домом, которая привела к так называемому авиньонскому пленению пап (см. АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП), на период которого папство стало орудием политики французских королей и утратило значение самостоятельной силы.

Будущий папа происходил из древнего и благородного рода, владевшего землями в округе Рима и стремившегося играть большую роль в самом Риме. Изучал церковное право в Болонье и еще совсем молодым занимал важные должности в правительстве Папской области. Будучи кардиналом, Каэтани сумел оказать серьезное влияние на папу Целестина V (см. ЦЕЛЕСТИН V). Именно под влиянием кардинала Каэтани произошло отречение Целестина, мечтавшего вновь обрести покой монаха-отшельника. Однако Каэтани жестоко обманул своего предшественника: Целестин V окончил жизнь узником в местечке Ананьи, являвшемся вотчиной Каэтани. Взойдя на престол под Рождество 1294, Бонифаций VIII - полная противоположность предшественнику - стал бороться за усиление политической роли папства.

С этой целью Бонифаций начал сложную игру с Анжуйской династией (см. АНЖУЙСКАЯ ДИНАСТИЯ) и Валуа (см. ВАЛУА), пытаясь посеять рознь среди Капетингов (см. КАПЕТИНГИ). В самой Италии Бонифаций прославился своим непотизмом (см. НЕПОТИЗМ). По словам анонимного хрониста, «что ни год, то очередной Каэтани получал важный пост в церкви». Представители рода Каэтани скупали владения не только в округе Рима, но и в самом городе, потеснив несколько древних римских родов (Аннибальди и Колонна (см. КОЛОННА (римский род))). Колонна первоначально поддерживали избрание Бонифация, но сразу после интронизации между бывшими союзниками произошел конфликт, который вылился в настоящую войну. Колонна напали на папский кортеж на пути между Римом и Ананьи и разграбили папскую сокровищницу. В ответ папа взял несколько замков своих врагов, крупнейший из которых, Палестрина, был стерт с лица земли.

Эта война ослабила позиции папы в Риме, он не мог успешно соперничать в разгоревшемся противоборстве с французским королем Филиппом IV (см. ФИЛИПП IV Красивый). Резкий протест папы вызвали попытки короля обложить поборами французское духовенство и ордена, действовавшие на территории Франции. С момента провозглашения буллы «Clericis laicos» (1296) началась открытая борьба властителя церкви за признание теократического идеала государями христианского мира. В булле («Unam Sanctam», 1302) Бонифаций отстаивал превосходство церкви, единственной главой которой являлся папа, и разрабатывал доктрину «двух мечей» о спиритуальной (духовной) и темпоральной (светской ) власти, в том смысле, что христианские государи владеют мечом светской власти лишь с согласия и по милости римского первосвященника. Все верующие, в том числе и правители, подчиняются папе по причине греха. Духовная власть, воплощаемая папством, является судьей для любой светской власти и правителя, сама же не дает отчет никому, кроме Христа. Как указывалось в заключительной части буллы, для спасения каждого человеческого существа необходимо признание им верховной власти наместника Св. Петра.

Французский король Филипп IV - один из могущественнейших государей своего времени - резко воспротивился тому, чтобы признать свое право на власть лишь уступкой Церкви. Это право, таким образом, не могло быть неотъемлемым «по причине греха», как указывал в своих разъяснениях папа. Тем самым создавалась предпосылка узурпации светской власти любого правителя со стороны наместника св. Петра, и французский король не мог не почувствовать прямую угрозу в теоретических рассуждениях буллы.

Филипп IV сумел нанести папе сокрушительный удар, использовав недовольство Бонифацием в Италии. Француз Гийом Ногарэ, неблагородного происхождения, но приближенный к королю вместе с главным врагом папы в Италии Шиара Колонна, силой проникли в папскую резиденцию в Ананьи и, подвергнув оскорблениям, арестовали Бонифация. Жители Ананьи поднялись против дерзких захватчиков и освободили понтифика. Но папа был морально уничтожен случившимся и через месяц после пережитого унижения скончался.

Бонифацию VIII принадлежит первенство в установлении так называемых «юбилеев» (с 1300), во время которых в Рим стекалось до 300 тысяч паломников, производилось отпущение грехов и канонизация святых. Обладая хорошей юридической подготовкой, папа внес значительный вклад в развитие идей средневековой теократии. В самой церкви проводил взвешенную политику в отношении нищенствующих орденов, ограничивая их свободу.

В начало словаря