Энциклопедический словарь (2009)
ЦЗИНЬ (ДИНАСТИЯ В КИТАЕ)

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

ЦЗИНЬ (ДИНАСТИЯ В КИТАЕ)

ЦЗИНЬ (династия в Китае) - ЦЗИНЬ (Chin), династия в Древнем Китае (265 - 420, в том числе 317 - 420 - Восточная Цзинь).

По завершении драматичного для Китая периода Троецарствия (см. Саньго (см. САНЬГО)) с падением в 280 царства У, к власти на всей территории страны пришла династия Цзинь. Ее основателю Сыма Яню досталась разоренная и опустошенная многолетними войнами страна. Хозяйство находилось в состоянии глубокого упадка. Ирригационные сооружения разрушились, поля опустели, города сожжены или разграблены, торговые связи нарушены. Сыма Янь, стремясь укрепить империю и стабилизировать положение в ней, провел ряд важных экономических мероприятий. Он укрепил государственную собственность на землю. Им была введена система надельного землепользования, получившая название «чжаньтяньчжи», которая заключалась в том, что крестьяне получали два разных типа наделов: «поля во владении» (чжань тянь) и «поля, облагающиеся повинностью» (ко тянь). Крестьяне, получившие наделы, ежегодно должны были отрабатывать двадцатидневную барщину и вносить подворные подати шелковой тканью и пряжей. Надельное землепользование получило дальнейшее развитие в 5 в.

Несмотря на очевидное стремление властей снизить социальную напряженность и облегчить участь крестьянства, господствующая идеология в 4-6 вв. выдвинула учение о том, что само Небо установило деление людей на «аристократов» (ши) и «простолюдинов» (шужэнь). Помимо этих основных сословий в Китае в эту эпоху существовали также рабы и домашняя прислуга. Сословные перегородки возникали и в среде аристократии (ши). Магнаты имели и собственные войска, причем принадлежность к военному сословию стала наследственной. Имперские власти тщетно пытались противостоять этому процессу. Страну по-прежнему раздирали междоусобные распри.

Тем временем продолжался натиск кочевых племен на северные районы Китая и в то же время все усиливавшийся отток населения на юг. Враждующие магнаты зачастую сами пользовались услугами кочевников в междоусобных войнах, чем облегчали им проникновение на территорию Китая.

В 4 в. южные гунны, сяньби и тибето-тангутские племена вторглись в Китай. Их нашествие сопровождалось страшными разрушениями. В 311 пал г. Лоян - столица империи, а в 316 - новая столица Чанъань. В течение целого столетия племена кочевников одни за другими совершали нашествия в Северный Китай, оспаривая друг у друга китайскую землю. Китайским войскам удалось остановить чужеземные нашествия на рубеже реки Янцзы.

На юге Китая образовалось государство во главе с династией Восточной Цзинь (317 - 420). Северный Китай попал под власть сяньбийских племен тоба, образовавших на его территории царство Северной Вэй (см. ВЭЙ СЕВЕРНАЯ). Но сами тобийцы постепенно растворились в массе китайского населения. В государстве Северной Вэй развивались феодальные отношения. Вся земля считалась государственной. Осуществлялась система надельного землепользования. Крестьяне получали пахотные земли во временное, а сады, огороды и занятые посадками тутового дерева - в наследственное пользование. Земледельцы должны были платить государственную ренту-налог зерном, пряжей и тканями и отработать 20 дней в году непосредственно на государство. Крестьянство, получая от государства надел, было фактически прикреплено к земле. Государственные служащие - военные и чиновники - получали от государства надел на время службы. Размер этих наделов во много раз превышал крестьянские хозяйства и варьировался в зависимости от значительности занимаемой должности. Система надельного землепользования на деле не уничтожила крупного землевладения. Вместе с тем она усилила зависимость всего населения от государства.

В первые века нашей эры на территорию Китая из Индии начал проникать буддизм (см. БУДДИЗМ). На местной почве он вобрал в себя множество элементов учения даосизма (см. ДАОСИЗМ), так что первых буддистов в Китае принимали за представителей одной из многочисленных сект даосских проповедников. К 5 в. в стране существовали десятки буддистских монастырей, владевших значительными земельными угодьями, зависимыми крестьянами, и обладали значительной экономической и политической силой.

Тем временем на юге не прекращались жестокие усобицы. В 420 пала династия Восточная Цзинь. Однако в целом, несмотря на непрекращающиеся внутренние распри, в стране сохранилась тенденция к объединению. Новая попытка создать единую китайскую империю была предпринята Ян Цзянем - создателем династии Суй (см. СУЙ (династия)).

В начало словаря