Энциклопедический словарь (2009)
ТРЮФФО ФРАНСУА

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

ТРЮФФО ФРАНСУА

Трюффо́ Франсуа (Truffaut) (1932-1984), французский кинорежиссёр, один из зачинателей направления «новая волна». Сняв в 1959 фильм «400 ударов», периодически возвращался к своему герою Дуанелю, создав серию фильмов, посвящённых психологическим и моральным проблемам молодого француза («Украденные поцелуи», 1968; «Сбежавшая любовь», 1979; и др.). Тема одиноких, ранимых людей, живущих в разладе с окружающей действительностью, в фильмах «Жюль и Джим» (1962), «Нежная кожа» (1964), «История Адели Г.» (1975). Работы Трюффо отличаются тонким лиризмом, глубиной психологического анализа, сдержанностью и изяществом режиссёрского стиля.

* * *

ТРЮФФО Франсуа - ТРЮФФО́ (Truffaut) Франсуа (1932-84), французский сценарист, режиссер, актер, кинокритик. Один из вдохновителей «новой волны», (см. НОВАЯ ВОЛНА (в кинематографе)) сотрудничавший с журналом «Кайе дю синема». Творчеству Трюффо свойственны тонкий лиризм, ощущение хрупкости человеческой жизни, безукоризненное владение киноязыком. Мировую славу принес ему фильм «400 ударов» (1959, премия Каннского кинофестиваля за режиссуру), герой которой, постепенно взрослея, становился персонажем последующих фильмов. В числе др. фильмов: «Стреляйте в пианиста», 1960; «Жюль и Джим», 1962, «Американская ночь», 1973, премия «Оскар» и др. Снялся в фильме С. Спилберга (см. СПИЛБЕРГ Стивен) «Близкие контакты третьего вида» (1977). Одним из последних фильмов кинорежиссера стала картина «Последнее метро» (1981), удостоена премии «Сезар-81».

* * *

ТРЮФФО́ (Truffaut) Франсуа (6 февраля 1932 года, Париж - 21 октября 1984, там же), французский режиссер, сценарист, кинокритик и актер.

Он прожил недолгую жизнь, но оставил не только замечательные фильмы и книги (его беседы с Альфредом Хичкоком (см. ХИЧКОК Альфред) - «Кинематограф по Хичкоку» в 1996 опубликованы в России), но и благодарную память людей, соприкасавшихся с ним, в первую очередь, актеров, к которым он относился бережно и внимательно - Жан-Пьера Лео, Жаклин Биссет (см. БИССЕТ Жаклин), Жанны Моро (см. МОРО Жанна) , Фанни Ардан (см. АРДАН Фанни).

Трюффо - одна из ключевых фигур французской «новой волны» - движения молодых критиков и режиссеров, выступивших против «папиного кино» - авторитетного классического кинематографа, уже плохо вписывавшегося в общественную ситуацию начала 1960-х годов. Определяющим для Трюффо явилось знакомство с видным критиком и теоретиком кино А. Базеном (см. БАЗЕН Андре), под влиянием которого Трюффо дебютировал в качестве кинокритика на страницах флагмана «новой волны» журнала «Кайе дю синема». Полноценный дебют молодого кинорежиссера в полнометражном кино состоялся в 1959 фильмом «400 ударов» (премия Международного кинофестиваля в Канне за режиссуру). Эта картина принесла ему мировую известность. Фильм во многом автобиографичен. Лента рассказывает о подростке Антуане Дуанеле (его роль исполнил Ж.-П. Лео), неуютно чувствующем себя и в школе, и в семье. «400 ударов» стали эталоном стиля «новой волны» с присущим ей равнодушием к крепкой драматургии, тонким психологизмом, интересом к непрофессиональным исполнителям. И позднее Трюффо следил за судьбой своего героя - хотя менялись конкретные обстоятельства, но взрослеющий Ж.-П. Лео продолжал играть Дуанеля в одной из новелл фильма «Любовь в 20 лет» (1962), «Украденные поцелуи» (1968), «Семейный очаг»(1970), «Сбежавшая любовь» (1979). И все эти картины сложились в единый цикл, портретирующий молодого француза той поры. Излюбленный мотив Трюффо - легко ранимый человек с «нежной кожей» («Нежная кожа» назывался один из его фильмов), вынужденный жить в мире, где царит право сильного.

Несмотря на свой тонкий лиризм, как и другие режиссеры «новой волны», Трюффо считал, что увядающему французскому кино будет полезна прививка энергичного, владеющего тайной зрительской любви американского кинематографа. Поэтому он много экспериментировал с популярными жанрами: стилизовал гангстерское кино («Стреляйте в пианиста!», 1960), экранизировал научно-фантастический роман Брэдбери«451 по Фаренгейту» (1966), ставил триллеры («Зеленая комната», 1978) и жестокие мелодрамы («Веселенькое воскресенье», 1983 - последняя режиссерская работа). В 1973 поставил фильм «Американская ночь» (премия «Оскар» (см. ОСКАР (в кино))) - своеобразное и откровенное размышление о сути профессии кинематографиста. Он сам сыграл в нем роль режиссера. А в 1977 снялся в роли профессора в фантастическом фильме Стивена Спилберга (см. СПИЛБЕРГ Стивен) «Близкие контакты третьего вида», который можно рассматривать как дань уважения «нового Голливуда» «новой волне», символическую встречу двух замечательных представителей американского и европейского кино, с глубоким уважением относившихся друг к другу. Одним из последних его фильмов стала лента «Последнее метро» (1981) о жизни в оккупационной Франции во время войны. Похоронен на кладбище в Мон-Мартре, где снимались многие его картины.

В начало словаря