Энциклопедический словарь (2009)
МОНАШЕСТВО

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

МОНАШЕСТВО

МОНА́ШЕСТВО -а; ср.

1. Монашеская жизнь, пребывание в монашеском чине. Принять м. Обет монашества.

2. собир. Монахи.

3. Разг. Об уединенном, аскетическом образе жизни кого-л.

* * *

мона́шество (от греч. monachós - одинокий, отшельник), уединённая жизнь ревнителей той или иной религии, добровольно «ушедших из мира» и связавших себя обетами: как правило, отказ от имущества, воздержание (обязательное безбрачие), разрыв старых родственных и социальных связей; прикрепление к монастырю, подчинение его уставу. Монашество зародилось в буддизме в середине 1-го тысячелетия до н. э.; в III-IV вв. н. э. появилось в христианстве (отсутствует в протестантизме). На Руси - с XI в. Монашество воспринималось верующими как идеал христианской жизни (монашество принимали перед смертью великие князья и цари). Из монашества формируется высшее руководство Русской православной церкви - епископат.

* * *

МОНАШЕСТВО - МОНА́ШЕСТВО (от греч. monachos - отшельник), форма религиозной жизни, для которой характерно осуществление аскетических идеалов (см. Аскеза (см. АСКЕЗА)). Монашество известно во многих религиях, но наибольшее развитие получило в христианстве (см. ХРИСТИАНСТВО). Впервые оно появляется в середине 1 тыс. до н. э. в буддизме (см. БУДДИЗМ). Во второй половине 2 в. до н. э. - 1 в. н. э. в иудаизме (см. ИУДАИЗМ) существовали замкнутые общины аскетов, ессеи (см. ЕССЕИ) и терапевты. В греко-римской культуре аскетический идеал был характерен для доктрин орфиков, пифагорейцев, платоников, неоплатоников, стоиков и киников. В гностических учениях (см. гностицизм (см. ГНОСТИЦИЗМ)) и манихействе (см. МАНИХЕЙСТВО) 1-4 вв. н. э. выдвигался идеал полного отречения от мира, который рассматривался как царство зла. В исламе (см. ИСЛАМ) в начале 8 в. возникли религиозные общины аскетов-суфиев (см. суфизм (см. СУФИЗМ)), образовавшие в 9 в. в разных районах Арабского халифата дервишские ордена.

Восточное монашество

В христианском монашестве ключевым стал мотив следования за Христом (ср. Евангелие от Матфея 16:24). В конце 3 - первой четверти 4 в. в пустынях Египта сложились две основные формы монашества: отшельничество (см. ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО) и киновия (см. КИНОВИЯ). В 4 в. монашество распространяется в Палестине, Сирии, Малой Азии, Армении, Грузии и Западной Европе. В 10 в. из Византии оно проникает в Болгарию и Сербию, а в 11 в. на Русь. Крупнейшие центры православного монашества в средние века находились в Византии: Студийский монастырь в Константинополе и «монашеская республика» на Афоне. На Афоне учился святой Антоний Печерский (см. АНТОНИЙ Печерский), основатель одного из древнейших монастырей Руси, Киево-Печерской лавры (см. КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА). В 14 в. начинается быстрый рост русского монашества, связанный с деятельностью святого Сергия Радонежского (см. СЕРГИЙ Радонежский). В 14-15 веках были основаны наиболее известные монастыри Руси: Троице-Сергиева лавра (см. ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА), Кирилло-Белозерский (см. КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ), Соловецкий (см. СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ), Иосифо-Волоколамский монастыри (см. ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ МОНАСТЫРЬ) и др. После секуляризации почти 600 монастырей в 18 в. наметился упадок русского монашества, которое начало возрождаться в 19 веке. К 1917 в России насчитывалось более 1000 монастырей, уничтоженных, за немногими исключениями, после революции.

Западное монашество

Монашество на Западе, в 9-11 веках унифицированное на основе Устава святого Бенедикта Нурсийского (см. БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ), с 12 в. стало подразделяться на ордена. Высокий духовный авторитет обусловил в католичестве попытки организовать по образцу монашества белое духовенство (каноникаты), совместить монашеские обеты с рыцарским служением (духовно-рыцарские ордена (см. ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНА)). Многочисленны были и полумонашеские братства мирян (бегинки, бегарды и др.). В 13 в. возникает новое, городское, монашество - нищенствующие ордена (см. НИЩЕНСТВУЮЩИЕ ОРДЕНА), которые соединяют идеалы бедности и целомудрия с активным пастырским служением в миру. Задачи контрреформации (см. КОНТРРЕФОРМАЦИЯ) в 16 в. определили появление реформаторских течений в старых орденах (капуцины (см. КАПУЦИНЫ (монахи)), босые кармелиты (см. КАРМЕЛИТЫ)), а также возникновение новых орденов, активно действующих в миру для сохранения и укрепления католицизма (театины, иезуиты (см. ИЕЗУИТЫ) и др.). После Великой французской революции в конце 18 - начале 19 в. по Западной Европе прокатилась волна секуляризации, которая была следствием антиклерикальной пропаганды эпохи Просвещения. Лишь с 20-х гг. 19 в. начинается возрождение монашества, ориентированное на возвращение к «первоосновам». Монашество 19-20 вв., наряду с расширением каритативной деятельности, возрождало и традиции строгой средневековой аскезы. В то же время 2-й Ватиканский собор (см. ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ) поставил перед монашеством, насчитывавшем 336 000 членов, и новую цель: приспособление к реалиям современного общества.

В протестантских странах монастыри в 16 в. были распущены и монашество уничтожено (кроме Англиканской Церкви (см. АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ), где существуют монашеские ордена). Во время 2-й мировой войны во Франции в деревне Тэзе (недалеко от Клюни) была основана протестантская монашеская община, целью которой стала молитва о единстве; в настойщее время Тэзе - крупнейший центр паломничества молодежи.

В начало словаря