Энциклопедический словарь (2009)
САНД ЖОРЖ

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

САНД ЖОРЖ

Санд Жорж (Sand), настоящие имя и фамилия Аврора Дюпен (Dupin) (1804-1876), французская писательница. Поборница социалистических идей, Санд участвовала в Революции 1848. В многочисленных романах и повестях идеи освобождения личности (женская эмансипация, сочувствие нравственно и социально униженным) сочетаются с психологическим воссозданием идеально-возвышенных характеров, любовных коллизий: «Индиана» (1832), «Орас» (1841-42). Бунтарский романтизм, пафос национально-освободительной борьбы в лучшем романе «Консуэло» (1842-43). Мемуары «История моей жизни» (1854-55).

* * *

САНД Жорж - САНД (Sand) Жорж (наст. имя и фам. Аврора Дюпен, Dupin; полн. имя Амандина-Аврора-Люсиль; в замужестве баронесса Дюдеван, Dudevant) (1 июля 1804, Ноан - 10 июня 1876, там же), французская писательница. В ее многочисленных романах и повестях идеи освобождения личности (в том числе эмансипация женщины), демократизм и реализм сочетаются с социально-утопическими взглядами: «Индиана» (1832), «Орас» (1841-1842). Бунтарский романтизм, пафос национально-освободительной борьбы в лучшем романе «Консуэло» (1842-1843). Мемуары «История моей жизни» (1854-1855).

Обстоятельства рождения, великолепное здоровье, оригинальная внешность, богатство, творческий темперамент, само имя «Аврора», что означает заря, - все соединилось самым счастливым образом, словно над колыбелью малютки стояли добрые феи, подарив миру одну из наиболее ярких писательниц, которая выбрала себе в качестве псевдонима мужское имя Жорж Санд.

Замужество

Баронессой она стала, выйдя замуж в восемнадцать лет, и это был брак по любви. Вскоре родились сын и дочь, а потом брак превратился в формальность. Барон был отставным офицером, землевладельцем, аристократом. Баронесса жила в комфортном мире фантазии и утонченных чувств. К тому же она была пылкой демократкой, убежденной, что в мире должна править только «аристократия духа». Супруги заключили соглашение: пусть часть года она проводит в Париже, муж будет платить ей скромное содержание из доходов, которые приносит ее собственное поместье Ноан, и в двадцать шесть лет баронесса уезжает в Париж. Чтобы спокойно бродить по улицам и одной бывать в театрах, облекается в мужское платье, что потом будет осмеиваться в бесчисленных карикатурах в газетах и журналах «ревнителями» женской скромности.

Писательский дебют

Вскоре появляется и близкий друг - начинающий журналист и писатель Жюль Сандо. Давно мечтавшая о литературной карьере Аврора начинает писать в шутливом соперничестве с ним, взяв себе псевдоним, представлявший в измененном виде его фамилию и инициал. Сначала Жорж Санд занялась журналистикой и весьма успешно, но это ее не удовлетворило. Расставшись с Сандо, она сохранила псевдоним. Жорж Санд решила попробовать себя в художественной прозе. В 1832 выходит ее первый роман «Индиана», который сразу сделал начинающую писательницу знаменитой. Тайна мужского псевдонима уже давно перестала быть тайной, и молодой красивый поэт Альфред де Мюссе (см. МЮССЕ Альфред де) присылает «мадам Жорж Санд» стихотворное признание в любви. Их связь продолжалась три года, пока она не разорвала ее.

За «Индианой» последовали романы «Валентина» (1832), «Лелия» (1833) - также о положении замужней женщины, страдающей в несчастливом браке. Романы Жорж Санд завладели воображением не только поэтов, но многочисленных читателей и читательниц по всей Европе, в том числе и в России. Тому способствовали увлекательность сюжета, удивительно тонкое лирическое чувство пейзажа, блеск красноречия.

Личная жизнь и творчество

Бо́льшую часть времени она проводила в Ноане: «мадам Аврора», как называли ее слуги, не должна была давать повод к пересудам. Когда дети подросли и следовало подумать об их образовании, она стала больше жить и работать в Париже. Работала же она невероятно много и быстро и с неизменным успехом. Не довольствуясь прирожденностью талантов, она постоянно их развивала и совершенствовала. Сама создавала свою жизнь, парижский салон, окружение в Париже и Ноане. И в ее жизни было много любви, друзей, путешествий, мирных дней на лоне природы, и прекрасной музыки. Вот обычная вечерняя сценка: она склонилась над вышиванием, рядом горячо любимые дети, Морис и Соланж, а за фортепиано - Фридерик Шопен (см. ШОПЕН Фридерик), друг и возлюбленный. Любовь омрачалась его постоянным нездоровьем (у него был туберкулез), горечью при мысли о судьбе Польши, борящейся за свою независимость, и недоброжелательным отношением к нему детей Жорж Санд. Но все же эти вечера с пленительными звуками баллад, ноктюрнов и вальсов были, наверное, счастливейшим временем ее жизни. Вот какой ее запомнила американская журналистка и общественная деятельница Маргарет Фуллер (см. ФУЛЛЕР Маргарет), встретившаяся с Жорж Санд в Париже в 1846: «Она была в платье из темно-фиолетового шелка, на плечах лежала черная кружевная мантилья, прекрасные волосы были убраны с большим вкусом, все в ней было просто и в то же время изысканно, как и подобает настоящей даме, а манера держаться ничем не напоминала о вульгарных карикатурах на ее счет..., но что привлекло мое особенное внимание, так это выражение доброты, благородства и силы, истинно человеческой сердечности и самой естественности, светившейся в ее глазах... наверное, она немало страдала, но она и наслаждалась, и многое свершила, отсюда это выражение спокойствия и счастья».

Однако Жорж Санд занимали не только проблемы и психология любви. Баронесса была революционеркой по темпераменту, ей были близки социалистические утопии того времени, что отразилось в романах «Жак» (1834) и «Орас» (1841-1842). Труд, искусство, любовь, свобода жить в свободном мире - тема и ее так называемых «сельских» романов «Жанна» (1844), «Маленькая Фадетта» (1848). Это высшая цель и ее наиболее знаменитого романа «Консуэло» (1842-1843), а также романа «Графиня де Рудольштадт» (1843-1844). Прообразом Консуэло послужила певица Полина Гарсиа Виардо (см. ВИАРДО-ГАРСИЯ Полина), чьим преданным другом был И. С. Тургенев (см. ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич), высоко ценивший творчество Жорж Санд и причисливший ее к «святым нашего века». Сочинения Жорж Санд насчитывают десятки романов, путевые очерки, множество статей и рецензий и четырехтомную «Историю моей жизни».

В начало словаря