Энциклопедический словарь (2009)
АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ

Андре́й Боголю́бский (не ранее 1100 - 1174), великий князь владимирский (с 1157), сын князя Юрия Долгорукого. Помогал отцу в борьбе за Киев (с 1149), княжил в Вышгороде, Турове, Пинске и др. Сделал г. Владимир столицей Ростово-Суздальской земли. Инициатор постройки Успенского собора (1158-1160), Золотых ворот (1158-1164), укреплений во Владимире и замка в Боголюбове. Лишил владений и изгнал в Византию своих братьев и других родственников. Организовал походы в Южную Русь и захват Киева (1169). Убит приближёнными. Канонизирован Русской православной церковью.

* * *

АНДРЕЙ Боголюбский - АНДРЕ́Й Юрьевич Боголюбский (около 1111 - 29 июня 1174), князь владимиро-суздальский и великий князь киевский (с 1157), старший сын Юрия Долгорукого (см. ЮРИЙ Долгорукий) и дочери половецкого хана Аепы. Был женат первым браком на дочери первого владельца Москвы Стефана Ивановича Кучки, а вторым на пленнице, привезенной из похода 1164 года на Волжско-Камскую Булгарию (см. ВОЛЖСКО-КАМСКАЯ БУЛГАРИЯ). В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси.

В 1149 году Андрей получил от отца в держание Вышгород под Киевом, а через год был отправлен в западнорусские земли, где держал города Туров, Пинск и Пересопницу. В 1151 году Андрей с согласия отца приехал в родные для него суздальские земли, где, видимо, имел удел (Владимир-на-Клязьме). В Северо-Восточной Руси молодого князя поддерживали торгово-ремесленные круги Ростова и Суздаля, здесь ему удалось сформировать сильную и преданную дружину. В других же русских землях он чувствовал себя чужаком, с подозрением относился к местным боярам. В 1155 году Юрий Долгорукий настоял на приезде наследника в Вышгород, однако вскоре Андрей вопреки отцовской воле бежал во Владимир-Залесский, увезя с собой икону Богородицы, написанную, по преданию, евангелистом Лукой (образ Владимирской Богоматери (см. ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА)).

После смерти Юрия Долгорукого в 1157 году Андрей унаследовал киевский великокняжеский престол, но в Киев, несмотря на обычай, жить не поехал. Тогда же он принял титул князя ростовского, суздальского и владимирского. Опираясь на свою дружину («милостников») и владимирских горожан, в 1162 году Андрей изгнал из пределов Ростово-Суздальской земли бывших отцовских дружинников и князей из других колен Рюрика. Став «самовластцем всей Суздальской земли», он перенес столицу из Суздаля во Владимир, а свою резиденцию - в Боголюбово-на-Нерли, по которому и получил свое прозвище.

Несмотря на отказ приехать в Киев, Андрей вовсе не собирался отказываться от властных полномочий верховного правителя Древнерусского государства и вел борьбу за укрепление своей власти. С 1159 года упорно боролся за подчинение Новгорода своему диктату и вел сложную военную и дипломатическую игру в Южной Руси. В 1169 году войска Андрея Боголюбского взяли восставший против его власти Киев. Андрей добился права получать дань с населения Двинской земли.

Около 1160 года Андрей предпринял первую в истории Руси попытку разделить русскую церковь на две митрополии. Он обратился с просьбой к константинопольскому патриарху учредить во Владимире митрополию, независимую от киевской, но просьба эта была отвергнута. В 1168 году Андрей посылает суздальского игумена Феодора на собор в Киев с целью добиться смещения митрополита Константина. Не найдя поддержки у епископов, Феодор направился в Константинополь, надеясь уговорить патриарха назначить митрополитом себя, однако добился лишь сана ростовского епископа. В 1169 году Андрей Боголюбский рассорился с неуживчивым и честолюбивым Феодором. Конфликт закончился тем, что князь выдал епископа на суд митрополита в Киев и Феодор был казнен по обвинению в ереси.

В годы его правления во Владимире и пригородах развернулось широкое строительство: в 1164 году были построены Золотые ворота (подобно киевским, константинопольским и иерусалимским), замок Боголюбово, а также ряд храмов, в том числе Успенский собор (1158-1161), Покрова-на-Нерли (1165), Рождества Богородицы в Боголюбове (1158-1165). По мнению ряда исследователей, Андрей Боголюбский стремился освободиться от византийского влияния на Руси. Он, в частности, приглашал строить владимирские храмы западноевропейских зодчих. Тенденция к культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии. По инициативе князя были учреждены праздники Спаса (1 августа) и Покрова Богородицы (1 октября).

Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами вызвали заговор против Андрея Боголюбского. В ночь с 29 июня 1174 года князь был убит в Боголюбове группой заговорщиков из своего ближайшего окружения. Первоначально он был погребен во владимирском храме Успения Богородицы; позднее останки неоднократно переносились. В 1934 году погребение Андрея Боголюбского было обследовано и идентифицировано археологами и антропологами; по черепу найденному в захоронении, скульптору и антропологу М. М. Герасимову (см. ГЕРАСИМОВ Михаил Михайлович) удалось воссоздать уникальный скульптурный портрет князя.

В начало словаря