Дипломатический словарь
Статьи на букву "Ф"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф"

ФАВР, ЖЮЛЬ

ФАВР, ЖЮЛЬ (1809-80)-французский политический деятель.

После февральской революции 1848 Ф. был назначен генеральным секретарём министерства внутренних дел. В годы Второй империи он был одним из вождей буржуазно-республиканской оппозиции, а после провозглашения республики (4. IX 1870) занял в правительстве "национальной обороны" ген. Трошю пост министра иностранных дел. Национальная оборона, как указывал Маркс, была только предлогом для личного господства Фавра, Тьера и К°.

Выступая на словах за продолжение сопротивления, Ф. уже в сентябре 1870 начал тайные переговоры с Бисмарком о капитуляции. Страх перед революционным рабочим движением побудил Ф. подписать 26. I 1871 на тяжёлых для Франции условиях акт о капитуляции и перемирии. По его условиям большая часть французских войск разоружалась, пруссаки занимали часть Парижа, Франция в 2-недельный срок выплачивала контрибуцию в 200 млн. фр.; предусматривался созыв Национального собрания, которое должно было окончательно утвердить предложенные Бисмарком условия мира.

В сформированном Тьером (см.) правительстве Ф. сохранил портфель министра иностранных дел. 26. II 1871 он вместе с Тьером заключил в Версале прелиминарный мирный договор с Германией, облегчивший французской буржуазии расправу с революционным движением пролетариата и подавление Парижской Коммуны.

С 6 по 10. V 1871 Ф. вёл с Бисмарком во Франкфурте-на-Майне мирные переговоры, завершившиеся подписанием Франкфуртского мирного договора (см.). Так Ф., "оставаясь министром иностранных дел Франции, продавал ее Бисмарку" (К. Маркс).

Во Франкфурте Бисмарк обязался пропустить версальцев через линию немецких войск и блокировать восставший Париж. 6. VI 1871 Ф. разослал всем европейским державам циркуляр, в котором призывал их к борьбе с I Интернационалом и требовал выдачи всех коммунаров "как уголовных преступников".

В августе 1871 Ф. вышел в отставку.

ФАИСАЛ I

ФАИСАЛ I (1883-1933) - король Ирака с 1921. Сын шерифа Мекки Хусейна (см.).

В 1916-18 Ф., находясь под фактическим руководством своего советника Лоуренса (см.), командовал арабскими повстанческими отрядами, сражавшимися на стороне Англии. 1. X 1918 он вступил в Дамаск и с согласия британского командования провозгласил себя правителем Восточной Сирии.

Стремясь образовать единое арабское феодальное государство, Ф. считал, что он сможет достигнуть этой цели лишь с помощью Англии. В целях противодействия притязаниям Франции на Сирию англичане допустили Ф. на Парижскую мирную конференцию, но заставили его за это обещать Англии Ирак и Палестину. 6. II 1919 Ф. в сопровождении Лоуренса выступил перед "Советом десяти" с требованием независимости арабских стран. Однако он не настаивал на предоставлении независимости для Палестины, а для Ирака согласился принять английскую "помощь".

В конце 1919, когда Англия уже отказалась от Сирии в пользу Франции, Ф. вступил в переговоры с Клемансо и Бертелло. Подписанный им 6. I 1920 проект соглашения, признававший французский мандат на Сирию, был отвергнут арабскими национальными организациями. Под давлением масс Ф. провозгласил 8. III 1920 независимость Сирии и был избран её королём, но продолжал искать компромисса с империалистами. В июле 1920 он капитулировал перед Францией (см. Гуро ультиматум), был низложен французами и выслан из страны.

В августе 1921 Ф. воцарился в Ираке как английская креатура. При его непосредственном участии были подписаны союзные договоры 1922 и 1930 с Англией (см. Англо-иракские договоры), укрепившие английское колониальное господство. В течение ряда лет ф., с помощью английских империалистов, вёл борьбу против ваххабитского правителя Неджда Ибн-Сауда (см.). На этой почве возник ирако-недждийский конфликт 1928, закончившийся свиданием двух арабских королей на борту английского военного корабля в Персидском заливе (27. II 1930) и договором 1931 "о дружбе и добрососедских отношениях" (см. Ирако-недждийские договоры). В связи с этим договором Ф. выдвинул план объединения арабских стран в федерацию или внешнеполитический блок под гегемонией Ирака и контролем Англии. Этот план, однако, встретил сопротивление Саудовской Аравии и Йемена и не был осуществлён.

Ф. не только стоял в стороне от арабского народного национального движения, но и был враждебен ему. Вступив на путь компромиссов с империалистическими державами, он в конечном счёте пришёл к полному отказу от самостоятельности и подчинил свою политику интересам и задачам британского империализма на Ближнем Востоке.

ФАМИЛЬНЫЙ ПАКТ 1761

ФАМИЛЬНЫЙ ПАКТ 1761 - подписан 15. VIII французским министром иностранных дел герцогом Шуазелем и испанским послом маркизом Гримальди; оформил политический и династический союз между Францией и Испанией.

Франция, потеряв в ходе Семилетней войны значительную часть колоний и флота, была заинтересована в вовлечении в войну Испании, обладавшей крупным военно-морским флотом. В свою очередь, испанский король Карл III, встревоженный проникновением англичан в Вест-Индию и добивавшийся возвращения Испании Гибралтара и Порт-Магона (чему Франция ещё по Фонтенеблоскому договору 1743 обещала содействовать), отнёсся положительно к предложению Франции о заключении союза для борьбы с Англией. Последовавшие в Париже переговоры и привели к подписанию Ф. п.

Ф. п. состоял из 28 статей. Согласно своей наиболее важной, 16-й ст. ф. п. рассматривался не только как политический договор, но и как тесный родственный союз между двумя ветвями династии Бурбонов, который должен был сохраниться в полной мере, пока эта династия будет править во Франции и Испании. Договор предусматривал обязательство сторон рассматривать как общего врага любую державу, напавшую на одну из них. Та из сторон, которая подвергнется нападению, могла рассчитывать на немедленную вооружённую помощь союзника. Предоставляемые в виде помощи войска и корабли поступали в распоряжение получающего помощь и должны были содержаться за счёт подающего её (ст. 1, 4, 5). В торговле обе стороны взаимно предоставляли друг другу право наибольшего благоприятствования (ст. 22-25).

Одновременно с ф. п. была подписана секретная конвенция, определявшая позицию Испании в происходившей войне. Карл III обязался объявить войну Англии I. V 1762, если к этому времени не будет заключён мир между Англией и Францией (ст. 1). Французское правительство обещало передать Испании к 1. V 1762 захваченный французами у англичан о. Минорку (ранее принадлежавший Испании) и добиться при заключении мира сохранения за Испанией этого острова (ст. 5). Обе стороны условились пригласить Португалию присоединиться к настоящей конвенции (ст. 6).

Заключение ф. п. имело следствием объявление Англией войны Испании (4. I 1762). После отказа Португалии присоединиться к франко-испанскому союзу испанские войска вторглись в Португалию, также объявившую (18. V 1762) войну Франции и Испании.

ф. п., поставивший Испанию в зависимость от Франции, сохранял своё действие вплоть до французской революции 1789, а затем был в несколько изменённом виде возобновлён Сан-Ильдефонским договором 1796.

ФАШОДСКИЙ КОНФЛИКТ 1898

ФАШОДСКИЙ КОНФЛИКТ 1898 - возник между Англией и Францией в связи с борьбой за раздел Африки и едва не привёл к войне между этими странами. "Англия на волосок от войны с Францией (Фашода)", - отмечал по этому поводу В. И. Ленин.

В Судане интересы Англии, стремившейся обеспечить за собой всю долину и правые притоки Нила, сталкивались с интересами Франции, искавшей случая расширить свои колониальные приобретения в Экваториальной Африке, выйти к верховьям Нила и создать таким образом условия для объединения в одно целое своих центрально-африканских владений.

Ещё 28. III 1895 помощник статс-секретаря по иностранным делам Великобритании Эдуард Грей в речи, произнесённой им в палате общин, предупредил французское правительство, что Англия будет рассматривать продвижение французских войск к Нилу как "недружелюбный акт". В 1896 английский министр иностранных дел Солсбери предложил французскому министру иностранных дел Леону Буржуа заключить соглашение о зоне Верхнего Нила, но падение кабинета Буржуа (апрель 1896) помешало переговорам. После того как 2. IX 1898 англо-египетские войска под командой Китченера одержали при Омдурмане решающую победу над повстанцами-махдистами, Китченер приблизился 19. IX к Фашоде. Здесь он застал небольшой французский отряд (150 сенегальских стрелков) под командой капитана Маршана, который, продвигаясь с запада по направлению к Эфиопии, ещё летом достиг Нила. Английское правительство в ультимативной форме потребовало от Франции отозвания отряда Маршана; Солсбери отказался вести какие бы то ни было переговоры по существу вопроса, ссылаясь на то, что победа при Омдурмане изменила положение, доставив Англии господство в Судане.

15. X 1898 в Париж приехали министр иностранных дел России Муравьёв, министр финансов Витте и военный министр Куропаткин. Из переговоров с русскими представителями французам стало ясно, что рассчитывать на немедленную военную поддержку России невозможно. Учитывая неблагоприятную международную обстановку и опасаясь нападения Германии в случае англо-французской войны, французское правительство уступило. Уступка была сделана по предложению министра иностранных дел Делькассе (см.), по инициативе которого была предпринята экспедиция Маршана. 4. XI 1898 Солсбери объявил в палате лордов о ликвидации Ф. к. Вскоре отряд Маршана эвакуировался через Эфиопию.

Договором, подписанным 21. III 1899, Франция официально признала исключительные права Англии на долину Нила, а Англия - права Франции на все западные области Судана. Этот договор явился первым этапом на пути к заключению англо-францувского соглашения 1904 (см.) о разделе сфер влияния в Африке и к дальнейшему англо-французскому сближению.

ФЕРДИНАНД КОВУРГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕРРИ, ЖЮЛЬ

ФЕРРИ, ЖЮЛЬ (1832-93) - французский политический деятель.

В 1870 после краха Второй империи Ф. стал членом правительства и активно боролся с революционным движением. Во время Парижской Коммуны бежал в Версаль. В 1872 правительство Тьера назначило его посланником в Афинах. В 1879-85 Ф. занимал посты министра иностранных дел и просвещения и дважды (1880-81 и 1883-85) был премьер-министром.

Внешнеполитическая деятельность Ф. отражала интересы французской финансовой олигархии, стремившейся к захвату и эксплуатации колоний. Но экспедиции в Африку и Азию обостряли отношения Франции с Италией и Англией. Поэтому Ф. всеми способами стремился обеспечить Франции мир с Германией - её главным потенциальным врагом. Он совершенно отказался от мысли о реванше и шёл на всевозможные уступки Бисмарку. Ф. изменил политике дружественных отношений с Россией, проводившейся руководящими деятелями Третьей республики в предшествующие годы. Всё это привело Францию к полной внешнеполитической изоляции.

Колониальные войны, которые вела Франция при Ф., привели к захвату Туниса (1881), о-ва Мадагаскар и владений в Африке по рекам Конго и Нигеру (французский Слоновый берег и Дагомея, вошедшие впоследствии в состав Французской Западной Африки). В 1883 Ф. начал завоевание Тонкина. Эта экспедиция, перешедшая в настоящую войну с Китаем, стоила Франции больших людских потерь и огромных расходов, что вызвало сильное недовольство в стране. Оппозицию правительству возглавляли радикалы во главе с Клемансо, считавшим, что основной внешнеполитической задачей Франции является возвращение Эльзаса и Лотарингии, колониальная же политика Ф. отвлекает силы и средства страны от подготовки реванша. Известие о поражении французских войск в сражении при Ланг-Соне (в Индо-Китае) в марте 1885 привело к падению кабинета Ф. Получивший насмешливое прозвище "тонкинца", Ф. был вынужден ретироваться через боковой вход из окружённого толпой Бурбонского дворца, где происходило заседание палаты депутатов.

После отставки Ф. во внешней политике Франции наметился поворот, приведший через несколько лет к сближению Франции с Россией и заключению русско-французского союза (см.).

ФЕЦСКИЙ ДОГОВОР 1912

ФЕЦСКИЙ ДОГОВОР 1912 - об установлении французского протектората над Марокко - подписан 30. III в г. Фец (Марокко) марокканским султаном Мулай-Хафидом и дипломатическим агентом Франции в Танжере Реньо.

Франция, получившая признание своих притязаний на Марокко со стороны Италии, Англии и Испании и фактически установившая свою власть в этой стране, в своём стремлении окончательно закрепить за собой Марокко встречала сопротивление Германии. Но в результате последовавших после Агадирского инцидента (см. Марокканские кризисы) франко-германских переговоров Германия ввиду угрожающей позиции Англии сделала ряд уступок и по договору от 4. XI 1911 согласилась на установление французского протектората над Марокко в обмен на некоторые территориальные уступки во Французском Конго. Французское правительство немедленно предприняло шаги для окончательного закрепления своих позиций в Марокко. В начале марта 1912 французская миссия во главе с Реньо прибыла в г. Фец. Здесь, после непродолжительных переговоров, имевших целью придать захвату Марокко вид обоюдного соглашения, и был подписан Ф. д.

Франция получала право установить новый режим в Марокко, предусматривающий проведение административных, судебных, экономических, финансовых, военных и других реформ, которые она сочтёт необходимыми (ст. 1). Территория Марокко подлежала оккупации французскими войсками. При султане, сохранившем формально звание главы Марокканской империи, назначался французским правительством генеральный резидент, который сосредоточивал в своих руках всю власть в Марокко. Внешние сношения Марокко должны были осуществляться французами, причём султан не имел права заключать какие-либо международные акты или займы без предварительного согласия Франции (ст. 6 и 8). В ст. 1 Ф. д. оговаривалось, что из территории Марокко, являющейся объектом соглашения, исключается г. Танжер, сохраняющий специальный статут.

Заключение Ф. д. вызвало народные волнения в Марокко. Этим воспользовалось французское правительство для немедленного установления жестокого военного режима в стране.

ФИЛАРЕТ (ФЁДОР НИКИТИЧ РОМАНОВ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОВ, БОГДАН

ФИЛОВ, БОГДАН (1883-1945) - болгарский реакционный деятель, один из главных виновников вовлечения Болгарии во вторую мировую войну на стороне фашистской Германии.

Сын полковника болгарской армии, Ф. получил образование в университетах Вюрцбурга, Лейпцига и Фрейбурга в области археологии, истории и искусств.

В ноябре 1938 Ф. вошёл в качестве министра просвещения в "надпартийное" правительство Киоссейванова, бывшее орудием личной диктатуры царя Бориса и взявшее курс на подчинение Болгарии германскому империализму. В феврале 1940 Ф., поддержанный немецко-фашистской дипломатией, сменил Киоссейванова на посту премьер-министра, сохранив портфель министра просвещения. Всю деятельность своего правительства Ф. направил на тайную подготовку присоединения Болгарии к фашистскому блоку.

В январе 1941 состоялась тайная встреча Ф. с Риббентропом в Австрии, a 1. III 1941 Ф. вместе с министром иностранных дел И. Поповым, без консультаций с Народным собранием, подписал в Вене от имени болгарского правительства протокол о присоединении Болгарии к "тройственному пакту" агрессоров. В тот же день германские войска вступили в Болгарию, использовав её как плацдарм для нападения на Югославию и Грецию. 2. III 1941 Ф. выступил в Народном собрании с верноподданнической по отношению к Гитлеру речью.

Эти события вызвали заявление НКИД СССР от З.Ш 1941, в котором выражалось неодобрение внешней политики правительства Ф.

После нападения Германии на Советский Союз правительство Ф., формально провозгласив нейтралитет, превратило Болгарию в плацдарм германской армии, флота и авиации и само фактически вело необъявленную войну против СССР. Внутри страны правительство Ф. установило режим фашистского террора, введя антидемократическое законодательство наподобие германского. За свои услуги германскому фашизму правительство Ф. получило от Германии разрешение на оккупацию и присоединение к Болгарии значительных территорий Югославии (Сербской Македонии и Пиротского округа) и Греции (Западной Фракии и области Каваллы).

13. XII 1941 правительство Ф. объявило войну Англии и США. Только глубокие симпатии к СССР со стороны самых широких масс болгарского народа помешали правительству Ф. объявить войну Советскому Союзу, на чём настаивали немцы.

9. IX 1943, после смерти царя Бориса, Ф. был по согласованию с немцами назначен членом регентского совета при последнем отпрыске династии Кобургов - четырёхлетнем Симеоне. Отправившись к Гитлеру, Ф. дал ему обязательство продолжать активную профашистскую политику.

С приходом к власти правительства Отечественного фронта (9. IX 1944) Ф. и другие руководители болгарского фашизма были арестованы и преданы суду. 1.П 1945 народный суд Болгарии приговорил Ф. к смертной казни как одного из главных болгарских военных преступников.

ФИРЛИНГЕР, ЗДЕНЕК

ФИРЛИНГЕР, ЗДЕНЕК (р. 1891) - чехословацкий политический деятель и дипломат.

На дипломатической службе Ф. с 1919. Он организовал и возглавлял народно-хозяйственный отдел министерства иностранных дел. При его участии были заключены торговые договоры с Францией, Италией и Голландией.

В 1922-24 Ф. был посланником в Гааге, в 1924-25- в Бухаресте, в 1925-26 - в Вашингтоне, в 1927- 29 - в Берне и одновременно являлся представителем Чехословакии в Лиге наций, в 1930-35 он был посланником в Вене.

В 1930 Ф. представлял Чехословакию в Подготовительной комиссии конференции по разоружению, а в 1932 входил в состав чехословацкой делегации на конференции по разоружению.

В 1937 Ф. был назначен посланником в Москву. Ф. последовательно выступал против политики капитуляции перед фашистским агрессором и за создание прочной системы безопасности. После Мюнхенского соглашения 1938 Ф., стремясь предотвратить дальнейшее расчленение Чехословакии, поставил перед своим правительством вопрос о привлечении СССР в число гарантов новых чехословацких границ. Однако чехословацкое правительство отклонило это предложение.

В декабре 1939 Ф. выехал в Париж, где находился чехословацкий Национальный комитет, а после вторжения Гитлера во Францию переехал в Лондон. В 1942 он был назначен посланником, а в сентябре 1943 послом Чехословацкой республики в СССР. 22. I 1942 и 28. V 1943 Ф. подписал советско-чехословацкие соглашения о предоставлении Советским Союзом правительству Чехословацкой республики средств для содержания чехословацкой бригады на территории СССР, а 12. XII 1943 подписал советско-чехословацкий договор (см.) о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве.

В апреле 1945 Ф. стал премьер-министром первого чехословацкого правительства, сформированного на освобождённой от гитлеровской оккупации территории (в г. Кошице). Правительство Ф. приняло программу демократической реконструкции страны (т. н. Кошицкая программа).

Ф. последовательно выступал за сплочение славянских стран и за укрепление их дружбы с Советским Союзом, неоднократно подчёркивая, что Чехословакия всецело обязана СССР своей независимостью, и указывая, что "союз с СССР является наилучшей гарантией чехословацкой свободы".

В июне 1945 Ф. возглавил чехословацкую правительственную делегацию в Москву и был принят И., В. Сталиным. 29. VI 1945 Ф. подписал советско-чехословацкий договор (см.) о Закарпатской Украине.

С июля 1946 по ноябрь 1947 Ф. был заместителем премьер-министра в правительстве К. Готвальда. На этом посту он энергично выступал против внутренней реакции, за проведение радикальных социальных реформ и призывал к тесному сотрудничеству социал-демократов с коммунистической партией.

Борясь за подлинно демократический курс развития страны, Ф. выступил против присоединения Чехословакии к "плану Маршалла".

В феврале 1948 Ф. вошёл в качестве министра промышленности в реорганизованное правительство К. Готвальда.

Как ведущий деятель левых социал-демократов, ф. был активным сторонником объединения социал-демократической партии с коммунистической, осуществлённого в июне 1948.

В июне 1948 Ф. стал заместителем премьер-министра в правительстве А. Запотоцкого.

Ф. написал ряд книг, в т. ч.: мемуары "От Мюнхена до Кошице" (1946), "На службе Чехословацкой республики" (1948).

ФЛАНДЕН, ПЬЕР ЭТЬЕН

ФЛАНДЕН, ПЬЕР ЭТЬЕН (р. 1889)-реакционный французский политический деятель, один из главных виновников поражения Франции в 1940.

Выходец из семьи крупных чиновников и дельцов, Ф. в 1914 был избран членом палаты депутатов. Вскоре после начала первой мировой войны Ф. был прикомандирован к военному министерству, а после войны занимал пост заместителя министра авиации в кабинетах Мильерана и Лейга. Ф. играл видную роль в парламентской фракции "левых республиканцев" и в руководстве реакционной партии "Альянс демократик". В 1924 он входил в кратковременный кабинет Франсуа-Марсаля, в 1928-29 был одним из вице-председателей палаты депутатов.

Начиная с 1929 Ф. входил в качестве министра финансов либо министра торговли в кабинеты Тардье, Лаваля, а затем Думерга. Спекуляции с фунтом стерлингов, проведённые непосредственно перед отказом Великобритании от золотого стандарта, и участие в аферах общества "Аэропосталь". вызвавшие скандальные разоблачения в печати и в палате депутатов, не помешали ф. в конце 1934 стать премьером. Портфель министра иностранных дел в его кабинете получил Лаваль.

Ближайшими результатами их политики явились сговор с Муссолини, позволивший Италии напасть на Эфиопию, и попустительство гитлеровской Германии в деле её вооружения (см. Стрезская конференция 1935). В то же время в целях дезориентации демократических кругов Франции, сохранения за собой власти и известного давления на Германию они вели переговоры с Советским Союзом, завершившиеся подписанием франко-советского пакта о взаимопомощи. Заняв пост министра иностранных дел в кабинете Альбера Сарро (январь-июнь 1936), Ф. продолжал политику, направленную к усилению гитлеровской Германии. После оккупации германскими войсками Рейнской демилитаризованной зоны Ф. был одним из тех, кто препятствовал мобилизации французской армии и принятию каких-либо активных мер противодействия гитлеровской агрессии.

В 1937 Ф. посетил Германию и вёл переговоры с Герингом и Риббентропом. После заключения Мюнхенского соглашения 1938 (см.) он телеграфно поздравил Гитлера с успехом его политики. В сентябре 1939 Ф. решительно противился объявлению Францией войны Германии. Совместно с Лавалем и др. он подготовил капитуляцию Франции и установление изменнического режима Петэна. В декабре 1940 Ф. был назначен министром иностранных дел в "правительстве Виши". Находясь на этом посту, Ф. вступил в негласную переписку с Черчиллем. В феврале 1941 Ф. был смещён с поста министра иностранных дел в "правительстве Виши"; в 1942 он переехал в Северную Африку, занятую англо-американскими войсками. С помощью сына У. Черчилля - Рандольфа - Ф. опубликовал в "Таймс" письмо, оправдывавшее политику изменнической клики вишистов. В конце 1943 Ф. был арестован властями Французского комитета национального освобождения, но вскоре был освобождён. Возмущение широких кругов французского народа безнаказанностью предателя и сотрудника Петэна принудило французское правительство отдать Ф. под суд по обвинению в государственной измене. Приговорённый к 5 годам тюремного заключения, Ф., однако, при содействии Черчилля был в 1946 освобождён от отбывания наказания.

ФОКШАНСКИЙ КОНГРЕСС 1772

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОНТЕНЕБЛОСКИЙ ДОГОВОР 1814

ФОНТЕНЕБЛОСКИЙ ДОГОВОР 1814 - об отречении от престола Наполеона I (см.).

ФРАКИЙСКИЙ ДОГОВОР 1920

ФРАКИЙСКИЙ ДОГОВОР 1920 - между Великобританией, Францией, Италией и Японией с одной стороны и Грецией - с другой - передал Греции Западную Фракию; подписан 10. VIII в Севре одновременно с подписанием Севрского мирного договора (см.).

Западная Фракия в результате балканских войн была присоединена к Болгарии. Таким образом Болгария получила выход к Эгейскому морю. Однако после первой мировой войны согласно Нейискому мирному договору (см.) эта территория была оторвана от Болгарии. В октябре 1919 в Западную Фракию были введены союзные, главным образом французские, войска и было установлено межсоюзническое управление во главе с ген. Шарпи. В нарушение этнографического принципа державы Антанты и в первую очередь Англия, стремившаяся сделать Грецию стражем британских интересов в Восточном Средиземноморье, поддержали захватнические планы греческих правящих кругов, направленные на присоединение Западной Фракии к Греции. На конференции в Сан-Ремо (см.) грекам было разрешено оккупировать Западную Фракию. В конце мая 1920 французские войска в Западной Фракии были полностью заменены греческими.

Решение держав Антанты являлось вопиющей несправедливостью по отношению к Болгарии. Греция, обладая и без того большим числом морских гаваней, не нуждалась в портах Западной Фракии. Для Болгарии же порты Западной Фракии были жизненно необходимы. Это косвенно признавали и державы-победительницы, которые согласно ст. 48 Нейиского мирного договора обязались обеспечить Болгарии "свободу экономического выхода в Эгейское море". Однако державы Антанты, устранив от участия в обсуждении послевоенных проблем Советскую Россию, поспешили заключить Ф. д., юридически закрепивший греческую оккупацию Западной Фракии.

Согласно Ф. д. грекам передавались все права на территорию Западной Фракии. Греция обязывалась предоставить Болгарии свободу транзита (ст. 4) и определённую зону в порту Дедеагач (ст. 5), который объявлялся портом международного значения, но эти постановления отнюдь не обеспечивали Болгарии свободного выхода в Эгейское море. Поэтому ф. д. был отвергнут болгарским правительством.

Ф. д. не был ратифицирован державами. На Лозаннской конференции (см.) проблема Западной Фракии была снова поставлена на обсуждение. Глава болгарской делегации А. Стамболийский (см.) потребовал реального обеспечения права Болгарии на выход в Эгейское море. Учитывая, что Восточная Фракия возвращалась Турции, Стамболийский предложил восстановить в Западной Фракии межсоюзнический режим. Против этого предложения резко высказался Керзон. Созданная для рассмотрения этого вопроса специальная подкомиссия представила проект конвенции о Дедеагаче, но он не был принят болгарской делегацией, покинувшей после этого конференцию. Интересы Болгарии были нарушены и тем, что по Лозаннскому договору Турции был передан (в виде компенсации вместо репараций с Греции) отрезок территории с Караагачем, лежащим на железной дороге, соединяющей Болгарию с Эгейским морем.

Под давлением британской дипломатии ф. д. сохранил свою силу, и Западная Фракия осталась в составе Греции, что было подтверждено специальным протоколом, подписанным в Лозанне 24. VII 1923.

Признававшееся за Болгарией согласно Нейискому миру и Ф. д. право на свободный экономический выход в Эгейское море осталось не обеспеченным. Советское правительство никогда не признавало нормальным это положение и боролось за справедливое решение вопроса как на Лозаннской конференции 1922-23, так и на Парижской мирной конференции 1946 (см.).

ФРАНКЛЕН-БУЙОНА СОГЛАШЕНИЕ

ФРАНКЛЕН-БУЙОНА СОГЛАШЕНИЕ - см. Франко-турецкое соглашение 1921.

ФРАНКЛИН, ВЕНИАМИН

ФРАНКЛИН, ВЕНИАМИН (1706-90)-видный американский политический деятель, учёный и дипломат эпохи войны за независимость 1775-83.

Родился в Бостоне, большую часть жизни провёл в Филадельфии, где занимался литературной, научной и общественной деятельностью.

Дипломатическая деятельность Ф. началась в 1753, когда он был послан властями Пенсильвании для переговоров с индейскими племенами об урегулировании пограничных инцидентов. В 1758-74 он находился в Англии в качестве генерального агента американских поселений, бывших тогда в колониальной зависимости от Англии. Ф. активно содействовал отторжению Канады от Франции в 1763. В 70-х годах, когда в Северной Америке начался подъём национально-освободительного движения, Ф. неоднократно выступал устно и в печати в защиту требований американцев. В 1775 Ф. был избран в конгресс и участвовал вместе с Джефферсоном (см.) в выработке текста "Декларации независимости".

В 1776 Ф. был направлен во Францию в качестве представителя Соединённых Штатов с трудной миссией: добиться от Франции и вообще от Европы помощи американской республике в её освободительной войне против Англии. На этом посту Ф. развернул свои незаурядные дипломатические дарования. Завоевав симпатии французских либеральных кругов и умело использовав вековую франко-английскую вражду, особенно обострившуюся после потери Францией Канады и Индии, ф. после долгих переговоров с французским министром иностранных дел Верженом добился заключения договора о военном союзе и торговле (февраль 1778). Вскоре Франция вступила в войну против Англии, за нею последовала Испания (1780). Благодаря энергии Ф. США получили от Франции крупные денежные субсидии, оружие, обмундирование, а также прямую военную помощь (экспедиционный отряд Рошамбо и эскадра де Грасса), сыгравшую крупную роль в поражении Англии. Попутно Ф. заключил торговые договоры с Швецией и Пруссией, вёл широкую дипломатическую и пропагандистскую работу в Европе. Когда в 1783 уполномоченные США Джон Адамс и Джей заключили без ведома французов сепаратный мир с Англией (см. Версальский мирный договор), Ф. было поручено уладить отношения с Францией, что он и выполнил с большим тактом. В 1785 Ф. вернулся в Америку, где в 1787 принимал участие в работе конституционного собрания США.

ФРАНКО-АМЕРИКАНСКИЕ ДОГОВОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФРАНКО-ВЬЕТНАМСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ 1946

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФРАНКО-ГЕРМАНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 1938

ФРАНКО-ГЕРМАНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 1938 - подписана 6. XП в Париже министрами иностранных дел обеих стран Ж. Бонне (см.) и И. Риббентропом (см.).

После мюнхенского сговора (см. Мюнхенское соглашение 1938) французское правительство продолжало политику сближения с гитлеровской Германией, стремясь направить её агрессию против Советского Союза. Руководители французского правительства Даладье (см.) и Бонне, а также реакционная пресса, открыто выступали за тесное сотрудничество с Германией и Италией.

Приглашённый в начале декабря 1938 в Париж, Риббентроп приступил к переговорам с французским правительством о подписании политического соглашения. Таким соглашением и явилась Ф.-г. д., аналогичная англо-германской декларации 1938 (см.).

В декларации заявлялось, что оба правительства обязались приложить все усилия для развития мирных и добрососедских отношений между своими странами. Ф.-г. д. указывала, что между Францией и Германией нет никаких территориальных споров и что существующая граница между ними является окончательной.

Оба правительства решили "поддерживать контакт друг с другом по всем вопросам, касающимся их стран, и совещаться между собой в случае, если бы эти вопросы в своём дальнейшем развитии могли привести к международным осложнениям".

Таким образом, "это была декларация Франции и Германии о взаимном ненападении" ("фальсификаторы истории. Историческая справка"). Ф.-г. д. была направлена на изоляцию Советского Союза; подчёркивая неприкосновенность французских границ, она по замыслу правящих кругов Франции развязывала Германии руки в Восточной Европе. Дальновидная, мудрая политика Советского правительства сорвала эти планы, поддерживаемые также американской и английской реакцией.

ФРАНКО-ИСПАНСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФРАНКО-ИТАЛЬЯНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1912

ФРАНКО-ИТАЛЬЯНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1912 - о сферах влияния в Северной Африке.

Италия, позже других европейских держав вступившая на путь колониальных захватов, намечала объектом своих притязаний в Северной Африке Тунис и Триполитанию с Киренаикой. В 1881 Тунис был захвачен Францией, и Италия с этого времени сосредоточила все свои усилия на том, чтобы оградить хотя бы Триполитанию от французского проникновения. В 1890 правительство Криспи (см.), добиваясь согласия держав на аннексию Триполитании, предприняло соответствующие шаги в Лондоне, Берлине и Вене. Германия и Австро-Венгрия, признавшие уже в договоре 1887 о Тройственном союзе (см.) итальянские интересы в Северной Африке, подтвердили это признание договором 1891. Английское же правительство, хотя оно в принципе относилось благожелательно к итальянским притязаниям на Триполитанию, рассматривая их как противовес французским позициям в Средиземном море, всё же считало момент не подходящим для решительных действий, так как опасалось дипломатического выступления России. Поэтому Солсбери (см.) посоветовал Италии не спешить с аннексией. "Италия получит Триполи,-говорил он итальянскому послу,- но охотник должен ждать, пока олень не подойдёт на расстояние выстрела".

Сменившее Криспи правительство Рудини с целью преодоления неблагожелательной позиции Франции в вопросе о Триполитании взяло курс на улучшение франко-итальянских отношений. Французское правительство, заинтересованное в отходе Италии от Тройственного союза, пошло навстречу желаниям итальянского правительства, но поставило свою уступку по вопросу о Триполи в зависимость от согласия Италии предоставить Франции свободу действий в Марокко. В результате длительных переговоров (1899-1900) между Францией и Италией было заключено в Риме секретное Баррера - Принетти соглашение (см.), которое делало возможным дальнейшее сближение между Италией и Францией и знаменовало начало отхода Италии от Тройственного союза.

Получив в 1909 по соглашению в Раккониджи (см.) признание своих претензий на Триполитанию со стороны России и воспользовавшись благоприятной международной обстановкой в связи с Агадирским инцидентом (см. Марокканские кризисы), Италия в 1911 начала войну против Турции и, аннексировав Триполитанию и Киренаику, принудила Турцию по Лозаннскому мирному договору 1912 (см.) уступить ей эти области. Тршюлитания и Киренаика вошли в состав итальянских владений под названием Ливии. Затем, основываясь на соглашении 1900, итальянское правительство воспользовалось объявлением протектората Франции над Марокко (1912) для того, чтобы добиться подтверждения своих прав на Ливию также со стороны французского правительства. 28. X 1912 президент Французской республики Пуанкаре и итальянский посол Титтони заключили в Париже соглашение о Ливии и Марокко, оформленное обменом нот. Оба правительства подтвердили своё обоюдное намерение не препятствовать друг другу во всех предпринимаемых действиях (Франции - в Марокко, Италии - в Ливии) и согласились взаимно обеспечить друг другу на этих территориях режим наиболее благоприятствуемой нации. 4. V 1913 к этому соглашению присоединилась Испания.

Ф.-и. с. в значительной степени смягчило франко-итальянские противоречия в колониальном вопросе, что содействовало присоединению Италии к Антанте во время первой мировой войны (см. Лондонский договор 1915).

ФРАНКО-КИТАЙСКИЙ ДОГОВОР 1946

ФРАНКО-КИТАЙСКИЙ ДОГОВОР 1946 - об Индо-Китае - заключён 28. II в Чунцине одновременно с договором об отказе Франции от капитуляционных прав в Китае.

Стремясь восстановить своё монопольное господство в Индо-Китае, Франция добивалась от китайского правительства скорейшего отвода войск с территории Индо-Китая (где по Потсдамскому соглашению Китай должен был произвести разоружение японских сил). Для осуществления этой цели Франция согласилась на предоставление Китаю некоторых уступок. Помимо обеспечения китайцам, проживающим в Индо-Китае, всех прав на основе наибольшего благоприятствования, ст. III первого раздела Ф.-к. д. оговаривала, что взимающиеся с них налоги не должны быть выше налогов, уплачиваемых индокитайцами. Китаю, предоставлялась специальная зона в порте Хайфон для транзитных перевозок товаров через Индо-Китай. Таможенный контроль в этой зоне должен был осуществляться китайцами. Товары и прочие грузы, направляемые через эту зону, освобождались от всяких транзитных пошлин и сборов. По разделу IV Франция отказывалась от договора 29. X 1903, касавшегося французской ж. д. из Индо-Китая в Юньнань, и передавала в собственность Китаю за вознаграждение участок этой дороги от границы до Куньмина. Необходимая для выкупа дороги сумма авансировалась французским правительством и подлежала возвращению лишь из репарационных сумм, которые Китай должен был получить с Японии.

Широкое использование американским монополистическим капиталом транзитных льгот, предоставленных Китаю, являлось одним из моментов, усиливавших заинтересованность США в подавлении Народной республики Вьетнам и восстановлении французского колониального господства в Индо-Китае.

ФРАНКО-ЛИВАНСКИЙ ДОГОВОР 1936

ФРАНКО-ЛИВАНСКИЙ ДОГОВОР 1936 - заключён 13. XI в Бейруте французским верховным комиссаром де Мартелем и ливанской делегацией в составе 7 парламентариев и 3 министров. Он воспроизводил условия франко-сирийского договора 1936 (см.) с тем, однако, отличием, что Франция сохраняла свои вооружённые силы на всей территории Ливана без ограничения срока и районов оккупации и что Ливан, гарантируя в договоре политическое и гражданское равноправие своих граждан, предоставлял тем самым Франции возможность постоянного вмешательства в его внутренние дела.

Ф.-л. д. 1933 испытал ту же судьбу, что и франко-сирийский договор 1936: он был ратифицирован Ливаном и отвергнут в начале 1939 французским парламентом.

ФРАНКО-РУМЫНСКИЙ ДОГОВОР 1926

ФРАНКО-РУМЫНСКИЙ ДОГОВОР 1926 - о дружбе - подписан 10. VI в Париже со стороны Франции премьером и министром иностранных дел Аристидом Брианом, со стороны Румынии - посланником в Париже Константином Диаманди.

Согласно Ф.-р. д. обе стороны обязались "немедленно консультироваться о необходимых действиях, если возникнет угроза их законным национальным интересам и порядку, установленному договорами, которые подписали обе стороны" (ст. 4). Под "договорами, которые подписали обе стороны", подразумевался т. н. Бессарабский протокол, подписанный в 1920 Великобританией, Францией, Италией, Румынией и Японией о признании названными державами румынского захвата Советской Бессарабии.

Кроме того, по ст. 5 Ф.-р. д. стороны обязались согласовывать свои действия в случае изменения иля попытки изменения политического устройства европейских стран.

С целью смягчения явно враждебного Советскому Союзу характера Ф.-р. д. Бриан выступил с заявлением, что Франция сохраняет по отношению к СССР прежние доброжелательные чувства. Румынское правительство в свою очередь в протоколе, приложенном к договору, оговорило, что сделанная на Генуэзской конференции в мае 1922 председателем румынской делегации Братиану декларация о ненападении на Советский Союз в случае сохранения статус кво остаётся в силе.

2. X 1926 Советское правительство обратилось к правительству Франции с нотой протеста против Ф.-р. д. "Этим договором, - говорилось в ноте, - Франция становится на сторону правительства Румынии, которое, вопреки самым элементарным принципам международного права и своим же формальным декларациям, а равно и декларациям союзных дипломатических представителей, включая представителя Франции, в Яссах в 1917 г., вопреки повторным декларациям в формальном договоре между ген. Авереску и Советским правительством в 1918 г., и, наконец, вопреки желанию, много раз выраженному бессарабским народом,-отказывается выполнить свои обязательства и эвакуировать территорию СССР". Советское правительство заявило, что считает Ф.-р. д. недружелюбным актом, направленным против СССР и бессарабского населения.

ФРАНКО-РУССКИЙ ДОГОВОР 1893

ФРАНКО-РУССКИЙ ДОГОВОР 1893 -см. Русско-французский союз.

ФРАНКО-СИРИЙСКИЙ ДОГОВОР 1936

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФРАНКО-ТУРЕЦКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФРАНКО-ТУРЕЦКИ И КОНФЛИКТ 1936-39

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФРАНКО-ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ ДОГОВОР 1924

ФРАНКО-ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ ДОГОВОР 1924 - подписан 25. I в Париже премьер-министром Франции Р. Пуанкаре и министром иностранных дел Чехословакии Э. Бенешем.

Ст. 1 Ф.-ч. д. обязывала обе стороны "сноситься друг с другом для соглашения по всем вопросам внешней политики, способным поставить под угрозу их безопасность" или нанести ущерб порядку, установленному Версальским, Сен-Жерменским и Трианонским договорами и другими совместно подписанными дипломатическими документами.

Ст. 3,4 и 5 конкретизировали и расширяли это положение. Договор обязывал обе стороны принять совместные меры в случае возникновения угрозы присоединения Австрии к Германии (ст.З), а также в случае если возникнет опасность реставрации Габсбургов в Венгрии или Гогенцоллернов в Германии (ст. 4 и 5).

Договаривающиеся стороны объявляли, что заключат соглашение для охраны их общих интересов "на случай, если бы таковые оказались под угрозой" (ст. 2).

Кроме того, они обязались сообщить друг другу о заключённых ими прежде политических соглашениях, относящихся к Центральной Европе, и советоваться друг с другом о заключении новых соглашений (ст. 7). Этот пункт означал установление контроля Франции над отношениями Чехословакии с её соседями.

Обе стороны условились разрешать возникающие между ними споры в порядке третейского разбирательства и арбитража (ст. 6).

Ф.-ч. д. улучшал международное положение Франции, находившейся в это время в связи с крахом оккупации Рурской области под угрозой дипломатической изоляции. Французская дипломатия видела в Ф.-ч. д. также одно из средств усиления "санитарного кордона", созданного в Восточной Европе против Советского Союза. Ф.-ч. д. был дополнен в 1925 франко-чехословацким гарантийным пактом, подписанным в Локарно. Однако в 1938, вопреки своим торжественным обязательствам, французское правительство пошло на сговор с Гитлером (см. Мюнхенское соглашение) и пожертвовало Чехословакией, чтобы направить германскую агрессию против Советского Союза.

ФРАНКО-ЮГОСЛАВСКИЙ ДОГОВОР 1927

ФРАНКО-ЮГОСЛАВСКИЙ ДОГОВОР 1927 - о дружбе - подписан 11. XI в Париже министрами иностранных дел Брианом и Маринковичем.

Договор предусматривал взаимную консультацию и согласование действий по всем вопросам европейской политики. Стороны обязались сообщать друг другу о договорах и соглашениях, заключённых каждой из них с третьими державами (ст. 6), а также "совместно исследовать" вопросы, которые могут угрожать безопасности, одной из них или нарушить порядок, установленный ранее подписанными договорами (ст. 3). В случае неспровоцированного нападения на одну из них обе стороны условились немедленно придти к соглашению относительно совместных действий в рамках статута Лиги наций для обеспечения своих "законных национальных" интересов и сохранения порядка, установленного существующими договорами (ст. 4). Кроме того, они согласились действовать совместно в случае изменения или покушения на изменение "статус кво европейских стран", придерживаясь принятых на этот случай решений Лиги наций (ст. 5). Все возникающие споры между Францией и Югославией, которые они не смогут разрешить дипломатическим путём, подлежали передаче на арбитраж или в согласительную комиссию, а в случае несогласия обеих сторон с решением этих инстанций спорные вопросы должны были передаваться для разбора в Совет Лиги наций (ст. 2). Срок договора устанавливался в 5 лет (ст. 9).

Практические последствия Ф.-ю. д., рассчитанного на укрепление Малой Антанты (см.) и на усиление позиций Франции и Югославии для борьбы с экспансией фашистской Италии на Балканах, были невелики, но зависимость внешней политики Югославии от Франции благодаря этому договору значительно возросла.

ФРАНКО-ЯПОНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1921

ФРАНКО-ЯПОНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1921 - секретное относительно Сибири и Дальнего Востока - подписано в Порт-Артуре 12. III; имело целью переброску на Дальний Восток и использование там для новых контрреволюционных авантюр остатков разгромленных и бежавших в конце 1920 из Крыма в Турцию и на Балканы врангелевских войск.

Ф.-я. с. предусматривало, что японское правительство предоставит для переезда врангелевцев транспортные средства и будет вооружать, финансировать и снабжать врангелевцев, а также поддерживать все прочие белогвардейские группы, ведущие вооружённую борьбу против советской власти на Дальнем Востоке. Франция же соглашалась признать за Японией "свободу действий" па Дальнем Востоке и в Сибири. Стороны согласились, что Япония установит своё господство в Сибири в случае освобождения её от большевиков; русское административное управление и власти будут находиться под японским надзором; все концессии будут принадлежать японцам; правление Манчжурской ж. д. будет находиться под японским контролем, а в пунктах, имеющих стратегическое значение, японское правительство получит право держать военные силы.

Переброска врангелевских войск на Дальний Восток не была осуществлена. Тем не менее контрреволюционные выступления, инспирированные Японией весной и летом 1921 на территории Дальнего Востока, Сибири и Монголии, находились в тесной связи с Ф.-я. с.

Документы, касавшиеся как переговоров, так и самого Ф.-я. с, были переданы Вашингтонской конференции (см.) делегацией ДВР и опубликованы в начале января 1922.

ФРАНКФУРТСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1871

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФРАНСУА-ПОНСЭ, АНДРЕ

ФРАНСУА-ПОНСЭ, АНДРЕ (р. 1887) - французский политический деятель и дипломат, один из руководителей правой буржуазной партии "Альянс демократию). Избранный в 1924 в палату депутатов, Ф. играл видную роль в ряде парламентских комиссий, а с 1928 неоднократно входил в состав французских правительств. В 1930 он был заместителем французского делегата в Совете Лиги наций, а в 1931 представлял Францию на международной зерновой конференции в Риме.

В 1931 Ф. был назначен французским послом в Германию. Здесь он пытался проложить дорогу к франко-германскому "сотрудничеству" путём удовлетворения германских требований в отношении Саара и в вопросе об увеличении численности армии. В соответствии с директивами Лаваля (см.) Ф. предупреждал главарей гитлеровской Германии о том, что франко-советский договор 1935 о взаимопомощи не может служить препятствием к сговору между правящими кругами Германии и Франции. Ф. считал также необходимым пересмотр союзных договоров Франции с Польшей и Чехословакией в сторону ослабления французских обязательств в отношении этих стран. Толкая германских империалистов на ликвидацию Локарнских соглашений и на ремилитаризацию Рейнской зоны, Ф. сыграл также зловещую роль в поощрении германской интервенции в Испании и в подготовке и осуществлении Мюнхенского соглашения.

Переведённый в 1938 послом в Рим, Ф. добивался сближения между Францией и фашистской Италией. Во время войны Ф. оставался на территории оккупированной Франции.

После освобождения Франции от гитлеровской оккупации Ф. стал одним из наиболее известных лидеров французской реакции. С 1946 он сотрудничает в "Фигаро"; его обзоры по международным вопросам носят ярко выраженный проамериканский и враждебный Советскому Союзу характер. В 1946 он опубликовал апологетические мемуары-"Souvenirs d'une ambassade à Berlin". В 1949 Ф. был назначен верховным комиссаром французской зоны в Германии.

ФРЕЙСИНЕ, ШАРЛЬ ЛУИ ДЕ СОЛЬС

ФРЕЙСИНЕ, ШАРЛЬ ЛУИ ДЕ СОЛЬС (1828-1923) - французский политический деятель и дипломат.

Во время франко-прусской войны Ф. возглавил Военный совет в г. Туре. В 1876 он был выбран в сенат. В 1877-79 он входил как министр общественных работ в кабинеты Дюфора и Ваддингтона. С декабря 1879 по сентябрь 1880 и с января по июль 1882 Ф. был премьер-министром и министром иностранных дел. В 1885 он вошёл в качестве министра иностранных дел в кабинет Бриссона; с января по декабрь 1886 был премьер-министром и министром иностранных дел.

В 1882 Ф. отказался от совместной англо-французской интервенции в Египте, опасаясь ослабления Франции в Европе, и фактически положил таким образом конец англо-французскому "двойственному контролю" в Египте.

В Азии Ф. продолжал захватническую политику своих предшественников; он закрепил за Францией по второму Тяньцзинскому договору от 9. VI 1885 Аннам и Тонкин. В том же году Ф. установил французский протекторат над Мадагаскаром.

Австро-германское сближение и обострение франко-германских отношений во второй половине 80-х годов побудили Ф. принять более энергичные меры для соглашения с Россией. В начале лета 1891 Ф. и министр иностранных дел Рибо направили русскому правительству ноту с предложением заключить соглашения по вопросам, интересующим обе державы. 27. VIII было оформлено первое франко-русское соглашение, положившее начало русско-французскому союзу (см.), а в 1892 Ф. в качестве военного министра участвовал в выработке окончательного текста русско-французской военной конвенции от 17. VIII 1892.

В 1888-93 в нескольких кабинетах (включая и свой собственный), а также в 1898 Ф. занимал пост военного министра.

В 1915-16 Ф. был министром без портфеля в кабинете Бриана.

ФРИДРИХСГАМСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР

ФРИДРИХСГАМСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР - 1809 - между Россией и Швецией подписан 17. IX со стороны России - графом Н. П. Румянцевым (см.) и Д. Алопеусом и со стороны Швеции- бароном Л. Стедингом и полковником Скиэльдебрандтом; завершил русско-шведскую войну 1808-09.

По произведённому во время тильзитского свидания разделу сфер влияния между Францией и Россией Александр I получил свободу рук на севере, где он ставил своей целью отторжение от Швеции Финляндии. На войну с Швецией, участницей почти всех антифранцузских коалиций, подталкивал Александра и Наполеон I. Русско-шведская война 1808- 09 привела к полной оккупации Финляндии русскими силами и к разгрому шведских войск. Мирные переговоры в Фридрихсгаме начались в июне 1809.

Согласно Ф. м. д. вся Финляндия (включая Аландские о-ва) отходила к России. Граница устанавливалась по рекам Торнео и Муонио. Финны, проживавшие в Швеции, и шведы, проживавшие в Финляндии, могли беспрепятственно вернуться со всем своим имуществом на родину. Впредь до заключения нового русско-шведского торгового договора восстанавливалась нарушенная войной полная свобода торговли между Швецией и Финляндией. Швеция обязывалась заключить мир с Наполеоном и его вассалами.

После заключения Ф. м. д. было образовано Великое княжество Финляндское со своей конституцией, но в качестве составной и неотъемлемой части Российской империи.

Предыдущая страница Следующая страница