Дипломатический словарь
Статьи на букву "С" (часть 3, "СОВ"-"СЮЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 3, "СОВ"-"СЮЛ")

СОВЕТСКО-ШВЕЙЦАРСКИЙ КОНФЛИКТ 1923-27

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТСКО-ЮГОСЛАВСКИЕ ДОГОВОРЫ

СОВЕТСКО-ЮГОСЛАВСКИЕ ДОГОВОРЫ - 1) С.-ю. д. 1941 о дружбе и ненападении - подписан 5. IV в Москве народным комиссаром иностранных дел СССР В. М. Молотовым и посланником Югославии Миланом Гавриловичем.

С.-ю. д. был заключён в сложной обстановке второй мировой войны. Германия, подготовляясь к нападению на Югославию, осуществляла её военно-политическое окружение путём занятия Венгрии, Румынии и, наконец, в марте 1941 Болгарии. Действия Германии всякий раз завершались присоединением указанных стран к пакту трёх держав (см.). Советское правительство выражало своё резко отрицательное отношение к этим актам агрессии.

Отказавшись по требованию Германии от нейтралитета, югославское правительство Цветковича 25. III 1941 присоединилось к пакту трёх держав и таким образом санкционировало вовлечение Югославии в войну. Эта уступка вызвала всеобщее возмущение народных масс Югославии, и 27. III правительство Цветковича ушло в отставку. Стремление нового правительства ген. Симовича предотвратить вовлечение Югославии в войну и поддержать мирные отношения со всеми государствами нашло поддержку Советского Союза, политика которого была направлена на объединение сил для предотвращения дальнейшего расширения второй мировой войны. С.-ю. д. полностью соответствовал принципам советской внешней политики, провозглашённой И. В. Сталиным: "Мы стоим за мир и укрепление деловых связей со всеми странами... поскольку эти страны будут держаться таких же отношений с Советским Союзом, поскольку они не попытаются нарушить интересы нашей страны".

С.-ю. д., состоявший из пяти статей, провозглашал взаимное обязательство сторон "воздерживаться от всякого нападения в отношении друг друга и уважать независимость, суверенные права и территориальную целостность СССР и Югославии" (ст. 1).

Б случае нападения какого-либо третьего государства на одну из договаривающихся сторон другая сторона обязывалась "соблюдать политику дружественных отношений к ней". Договор вступал в силу с момента его подписания, но подлежал ратификации. Последнее требование не было выполнено югославским правительством в связи с тем, что 6. IV 1941 Германия начала войну против Югославии.

2) С.-ю. д. 1945 о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве - подписан И. IV в Москве.

К моменту заключения С.-ю. д. Советская Армия освободила Белград и завершала очищение Югославии от немецких войск. Ст. 1 С.-ю. д. фиксировала согласие обеих сторон продолжать войну против Германии и оказывать в этом друг другу военную и другую помощь. На случай же возобновления германской агрессии в будущем и вовлечения одной из договаривающихся сторон в войну против Германии или её союзника другая сторона обязывалась оказать ей немедленную военную и иную помощь (ст. 2). Югославия и СССР обязывались также не заключать какого-либо союза и не принимать участия в какой-либо коалиции, направленных против одной из них (ст. 4). Для послевоенного периода предусматривалось, что Югославия и СССР будут действовать в духе дружбы и сотрудничества с целью развития и укрепления экономических и культурных связей между ними. Однако фашистская клика Тито заняла враждебную Советскому Союзу и странам народной демократии позицию, чем грубо нарушила С.-ю. д. Правительство Тито перебежало из лагеря демократии и социализма в лагерь империализма и реакции, поставив Югославию под контроль американских капиталистических монополий и, таким образом, предав интересы народов Югославии и всего фронта демократических стран.

28. IX 1949 Советское правительство было вынуждено заявить, что "Советский Союз отныне считает себя свободным от обязательств", вытекающих из С.-ю. д.

СОВЕТСКО-ЯПОНСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ

СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ - был создан в январе 1949 на Московском экономическом совещании представителей СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии.

Страны народной демократии благодаря экономической и политической поддержке СССР прочно стали на путь строительства социализма. Дальнейшее хозяйственное развитие этих стран и укрепление их независимости настоятельно требовали расширения экономического сотрудничества между ними и Советским Союзом.

Необходимость этого определялась также политикой англо-американского империалистического блока, бойкотировавшего торговые отношения с СССР и странами народной демократии, т. к. эти страны отказались подчиниться диктату "плана Маршалла" (см.).

Как гласило официальное сообщение, опубликованное 25. I 1949 в результате Московского экономического совещания, С. э. в. создавался на основе принципов "равноправного представительства с задачей обмена хозяйственным опытом, оказания друг другу технической помощи, оказания взаимной помощи сырьём, продовольствием, машинами, оборудованием и т. п."

Совещание признало, что С. э. в. является открытой организацией, в которую могут вступить и другие страны Европы, разделяющие его принципы и "желающие участвовать в широком экономическом сотрудничестве с вышеназванными странами".

Устанавливалось, что С. э. в. "будет принимать решения лишь при наличии согласия заинтересованной страны" и что он "будет собираться на периодические заседания поочерёдно в столицах стран-участников". Председательствовать на каждом таком заседании будет представитель той страны, в столице которой происходит это заседание.

Таким образом, принцип полного равноправия- характерная черта С. э. в., отличающая его от системы "экономического сотрудничества", навязанной США странам Западной Европы.

Первоначально в состав С. э. в. вошли страны- участницы Московского совещания, а затем были приняты: Албания (февраль 1949) и Германская демократическая республика (сентябрь 1950).

Правительство Югославии, открыто ставшее на путь вражды по отношению к Советскому Союзу и странам народной демократии, не было принято в состав С. э. в. Заявление Югославии о том, что в отношении неё якобы совершён акт дискриминации, было отведено правительством Советского Союза как необоснованное.

Деятельность С. э. в., благоприятствуя расширению экономического сотрудничества между СССР и странами народной демократии, способствовала быстрому восстановлению и дальнейшему развитию народного хозяйства этих стран.

СОЛСБЕРИ, РОБЕРТ АРТУР, СЕСИЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОННИНО, ДЖОРДЖО СИДНЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОФИАНОПУЛОС, ИОАНИС

СОФИАНОПУЛОС, ИОАНИС (р. 1887) - греческий дипломат и публицист, руководитель союза левых демократов.

В прошлом С. был одним из лидеров аграрной партии. В 1935 за участие в венизелистском восстании (см. Венизелос) С. был приговорён к пожизненной каторге, но ему удалось эмигрировать. После освобождения Греции от немецко-фашистских оккупантов С. стал министром иностранных дел. В отличие от других министров - ставленников Англии С. пытался проводить независимую политику и являлся сторонником демократизации Греции. На конференции в Сан-Франциско С. возглавлял греческую делегацию.

23. VII 1945 в связи с грубым нарушением Варкизского соглашения (см.) правительством С. вышел в отставку и разоблачал реакционную деятельность кабинета Вулгариса. 22. XI С. стал министром иностранных дел в кабинете Софулиса.

Участвуя в работе первой сессии Генеральной ассамблеи организации Объединённых наций, С. предложил своему правительству не вмешиваться в обсуждение Советом безопасности вопроса о пребывании английских войск в Греции, указывая, что их присутствие допустимо лишь до выборов в парламент. Под давлением англичан премьер-министр отверг предложение С. и отозвал его из Лондона, а 30. I уволил в отставку. В марте 1946 С. вновь вошёл в правительство Софулиса в качестве министра финансов, но был лишён права принимать участие в заседаниях кабинета по политическим вопросам.

1. IV, после фальсифицированных выборов, навязанных греческому народу Англией, С. вместе со всем правительством Софулиса вышел в отставку. С. разоблачал попытки правительства создать агрессивный греко-турецко-итальянский блок против славянских государств. Он критиковал монархо-фашистский режим, установленный в Греции Англией и США, и призывал к прекращению развязанной ими гражданской войны и созданию коалиционного правительства с участием коммунистов. 1. I 1948 С. направил правительствам четырёх великих держав воззвание, в котором просил их изучить на специально созванной конференции вопрос о средствах, с помощью которых можно было бы положить конец гражданской войне в Греции.

СОФУЛИС, ФЕМИСТОКЛЕС

СОФУЛИС, ФЕМИСТОКЛЕС (1862-1949)- политический деятель Греции, лидер либеральной партии.

Политическую деятельность С. начал с 1900 в качестве депутата парламента и премьер-министра на о. Самосе (до 1907). В 1915 С. был избран депутатом греческого парламента; постоянно переизбирался в парламент, неоднократно был его председателем. В 1916 С. - министр внутренних дел в салоникском правительстве, а в 1924 - глава т. н. "каникулярного кабинета", существовавшего в течение 2 летних месяцев. Затем С. занимал в ряде сменявших друг друга правительств посты министра внутренних дел и военного министра.

В связи с установлением в 1936 военной диктатуры ген. Метаксаса С. временно отошёл от активной политической деятельности и вернулся к ней лишь в августе 1944, когда был назначен заместителем премьер-министра в правительстве Папандреу.

Выступая против монархистов, стремившихся добиться возвращения короля Георга II в Грецию, С. одновременно занимал резко враждебную позицию по отношению к демократическим силам, в особенности к коммунистам. 22. XI 1945 С. с согласия заместителя министра иностранных дел Англии Макнейла сформировал кабинет из представителей только республиканских буржуазных партий центра. Несмотря на это, национально-освободительный фронт (ЭАМ) высказался за поддержку кабинета С. при условии его борьбы за демократизацию страны. Однако С. не желал ослабления монархистов. В обстановке жесточайшего террора монархистских вооружённых банд и под давлением англичан он согласился на проведение фальсифицированных парламентских "выборов Бевина". Затем С. признал их результаты и заявил об отставке своего правительства. Вскоре либеральная партия С. стала открыто сотрудничать с монархистами.

С. одобрительно встретил американское вмешательство во внутренние дела Греции, заявив, что "помощь США... позволит умиротворить Грецию" и явится "спасением" для неё. 7. IX 1947 он сформировал либерально-монархическое правительство, в котором лидеру монархистов Цалдарису предоставил пост вице-премьера и министра иностранных дел. 19. I 1949 С. реорганизовал правительство путём включения в него сторонников установления военной диктатуры фашистского ген. Папагоса. Правительство С. продолжало начатый монархистами вооружённый поход против демократических сил и прежде всего компартии. Во внешней политике С, вначале полностью придерживавшийся проанглийской ориентации, стал затем на путь превращения Греции в американский военно-стратегический плацдарм.

С. всемерно содействовал установлению монархо-фашистского режима в Греции и её подчинению англо-американскому контролю.

СОХЕЙЛИ, МИРЗА АЛИ ХАН

СОХЕЙЛИ, МИРЗА АЛИ ХАН (р. 1895) - иранский дипломат и государственный деятель.

С, сын тегеранского помещика, окончил тегеранскую Школу политических наук. В 1919 начал работать в министерстве иностранных дел.

С 1931 С. - на различных правительственных постах (заместителя министра путей сообщения, заместителя министра иностранных дел). В 1936-38 С. был послом в Лондоне, а в 1938-39- министром иностранных дел. Затем, после кратковременного пребывания на посту ген.-губернатора в Кермане (март-октябрь 1939) и на посту посла в Афганистане (октябрь 1939 - июнь 1940), он снова вошёл в состав правительства, занимая последовательно должности министра внутренних дел (1940-41), министра иностранных дел (1941-42) и премьер-министра (март - август 1942). При непосредственном участии С. был заключён союзный англо-советcко-иранский договор 1942 (см.), а в его бытность премьером иранское правительство порвало дипломатические отношения с Японией (апрель 1942) и приняло некоторые меры против профашистской пропаганды в Иране. 9. IX 1943 его правительство объявило войну Германии.

С февраля 1943 по март 1944 С. ещё раз возглавлял правительство. В этот период С, уступая империалистическим стремлениям США и Англии, начал переговоры с ними о нефтяных концессиях на востоке и юго-востоке Ирана. В мае 1943 его правительство предоставило чрезвычайные экономические полномочия американскому финансовому советнику Мильспо.

С 1948 С. занимает пост посла Ирана во Франции.

СОЮЗ ТШХ ИМПЕРАТОРОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПААК, ПОЛЬ АНРИ

СПААК, ПОЛЬ АНРИ (р. 1899) - бельгийский дипломат и государственный деятель, юрист по образованию.

С. участвовал в первой мировой войне, в 1916-18 был в плену в Германии. В 1932 он был избран в парламент от социалистической партии, в 1935 был министром транспорта, почт и телеграфа, а в 1936-37 - министром иностранных дел. С. был председателем конференции девяти держав по вопросу о положении на Дальнем Востоке, состоявшейся в Брюсселе в ноябре 1937. С мая 1938 по февраль 1939 С. возглавлял бельгийское правительство.

Руководя внешней политикой Бельгии в 1936-39, С. проводил т. н. политику "нейтралитета", которая в конечном счёте облегчила гитлеровской Германии захват Бельгии. В частности по инициативе С. бельгийское правительство отказалось от своих обязательств по Локарнскому пакту и аннулировало франко-бельгийскую военную конвенцию 1920.

В созданном после начала второй мировой войны (3. IX 1939) кабинете Пьерло С. вновь занял пост министра иностранных дел. После оккупации Бельгии гитлеровцами С. вместе с другими членами правительства выехал во Францию (май 1940), откуда переехал в Лондон (октябрь 1940), где был министром иностранных дел эмигрантского правительства.

В 1943 С. представлял Бельгию на конференции Объединённых наций в Атлантик-Сити (США), посвященной организации ЮНРРА, а в 1945 был председателем бельгийской делегации на конференции Объединённых наций в Сан-Франциско.

После освобождения Бельгии (сентябрь 1944) и возвращения на родину С. сохранил пост министра иностранных дел. На первой сессии Генеральной ассамблеи ООН в Лондоне (январь - февраль 1946) он был избран председателем Ассамблеи. В 1947-49 С. являлся премьер-министром и одновременно министром иностранных дел в нескольких правительствах.

Деятельность С. в ООН и вне её проходила целиком под влиянием англо-американской дипломатии и была направлена против Советского Союза и стран народной демократии.

На сессиях Генеральной ассамблеи ООН С. активно поддерживал англо-американскую дипломатию, выступая против всех предложений Советского Союза. В частности на третьей сессии Генеральной ассамблеи в Париже (1948) С. приложил все усилия для срыва советского предложения о сокращении вооружений и вооружённых сил великих держав и о запрещении атомной бомбы, не останавливаясь при этом перед прямым извращением фактов и клеветой на политику СССР. С. оказал активную поддержку "плану Маршалла" (см.) и с лета 1947 возглавил т. н. "Совет европейского экономического сотрудничества".

В то же время он принял самое активное участие в создании т. н. Западного союза и вопреки ясно выраженной воле бельгийского народа вовлёк Бельгию в агрессивный Северо-атлантический союз (см.).

СПА КОНФЕРЕНЦИЯ 1920

Статья большая, находится на отдельной странице.

СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ АНТАНТА 1887

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАМБОЛИЙСКИЙ, АЛЕКСАНДР

СТАМБОЛИЙСКИЙ, АЛЕКСАНДР (1879-1923) - болгарский политический деятель.

Выходец из крестьянской семьи; получил агрономическое образование. В 1902 С. стал редактором центрального органа и одним из руководителей крестьянской политической партии - Болгарского земледельческого народного союза (БЗНС). В своих статьях и выступлениях С. открыто высказывался против самодержавных замашек Фердинанда Кобурга (см.) и германофильской политики правительства Радославова (см.). Накануне и во время первой мировой войны он развернул агитацию в пользу России и держав Антанты. За это С. был арестован и приговорён к смертной казни, заменённой пожизненным заключением.

В сентябре 1918, после прорыва на Салоникском фронте, С. был освобождён из тюрьмы и, посланный с целью "успокоения" армии, возглавил развернувшееся солдатское восстание.

Подъём массового движения в Болгарии привёл С. к власти. В январе 1919 он вошёл в кабинет Тодорова, а в октябре того же года в результате успехов БЗНС на парламентских выборах создал коалиционное правительство. 27. XI 1919 С. подписал от имени Болгарии Нейиский мирный договор (см.). В мае 1920 он сформировал однородное правительство из членов БЗНС.

Во внешней политике С. ставил перед собой три основные задачи: 1) вывести Болгарию из политической изоляции; 2) облегчить возложенное на Болгарию репарационное бремя и 3) добиться предоставления обещанного Болгарии по ст. 48 Нейиского мирного договора выхода в Эгейское море. Эти задачи С. рассчитывал разрешить в дружественном сотрудничестве с Югославией и Францией, находившейся в союзных отношениях с Югославией. В конце 1920 С. добился принятия Болгарии (первой из побеждённых государств) в Лигу наций.

После длительных переговоров правительство С. заключило в марте 1923 соглашение с межсоюзнической комиссией, фактически сокращавшее репарации с Болгарии. 23. III 1923 было подписано Нишское соглашение, означавшее отказ Болгарии от притязаний на Македонию. Улучшая этим путём болгаро-югославские отношения, С. пытался заручиться поддержкой Югославии и Франции во фракийском вопросе, но его усилия на Генуэзской и Лозаннской конференциях не увенчались успехом, и Болгария не получила выхода в Эгейское море (см. Фракийский договор). При С. в Болгарии получила возможность действовать репатриационная миссия Российского Красного Креста.

Политика С. вызвала резкое недовольство болгарской буржуазии, не желавшей отказываться от притязаний на Македонию. Реакционные силы Болгарии сплотились в блок, в центре которого находилась тайная организация "Народный сговор" во главе с будущим лидером болгарского фашизма А. Цанковым (см.). Заговорщики установили контакт с "Внутримакедонской революционной организацией" (ВМРО), давно уже превратившейся в шовинистическую террористическую агентуру немецких и итальянских империалистов. Итальянская дипломатия, рассматривавшая болгаро-югославское сближение как угрозу своим планам на Балканах и в Адриатике, щедро финансировала направленную против С. деятельность македонских террористов. За спиной заговорщиков стояла также английская дипломатия, недовольная сближением С. с Югославией и его ориентацией на Францию.

Являясь типичным мелкобуржуазным деятелем, С. не захотел пойти на союз с компартией Болгарии и оказался политически изолированным.

9. VI 1923 силами реакционного офицерства, македонских террористов и белогвардейцев-врангелевцев, при поддержке царя Бориса, был произведён военно-фашистский переворот, в результате которого правительство С. было свергнуто, а сам С. был зверски убит.

СТАТУС КВО

СТАТУС КВО (status quo - лат.) - существующее или существовавшее в определённый момент положение вещей. Поддерживать С. к. - сохранять сложившееся положение. Восстановить С. к.- вернуться к положению, существовавшему до происшедших изменений. Status quo ante bellum- положение, существовавшее до войны, т. е. до вызванных ею изменений.

СТАХИЕВ, АЛЕКСАНДР СТАХИЕВИЧ

СТАХИЕВ, АЛЕКСАНДР СТАХИЕВИЧ (1724-96) - русский дипломат.

В 1745-48 С. состоял при миссии в Константинополе, а с 1748 по 1775-в Швеции, сначала в качестве дипломатического агента при посланнике Н. И. Панине (см.), затем - советника миссии и с 1764 - резидента. Особенно активной была деятельность С. в Швеции в период русско-турецкой войны 1768-74, когда ему пришлось бороться с французской дипломатией, стремившейся вовлечь Швецию в войну против России.

В конце 1775 С. был назначен посланником в Константинополь. Его главной задачей было добиться реализации Кючук-Кайнарджийского мирного договора 1774 (см.). Порта не признавала независимости Крыма, неисправно вносила контрибуцию, препятствовала проходу русских судов через проливы.

Решительное заявление С. летом 1778 о разрыве дипломатических отношений и отъезде из Константинополя всей русской колонии заставило Порту отказаться от посылки военных сил в Крым. 21. III 1779 в султанском дворце Айналы-Кавак в Константинополе была подписана (с русской стороны - С.) русско-турецкая конвенция, являвшаяся дальнейшим развитием Кючук-Кайнарджийского договора. Согласно Айналы-Кавакской конвенции подтверждались полная независимость Крыма и неприкосновенность его владений. Порта признавала русского кандидата Шахин-Гирея ханом. Впредь ханы должны были испрашивать у султана, как халифа, духовную (но не светскую) инвеституру, а султан был обязан давать такую инвеституру без всякого промедления. Была установлена крымско-турецкая граница и объявлен точный срок отвода турецких войск за пограничную линию. Подтверждалось право беспрепятственного прохода русских торговых судов через проливы, были определены грузоподъёмность кораблей, количество пушек на них и т. п. Особо были оговорены религиозные и политические права Молдавии и Валахии: им предоставлялось право иметь своих представителей в Константинополе.

Последующие два года пребывания С. в Константинополе были посвящены дипломатической подготовке присоединения Крыма к России. С. поддерживал тесный контакт с русским военным командованием на Украине и дипломатическим представителем в Крыму.

В 1781 С. был отозван из Константинополя и в дальнейшем не возвращался к дипломатической деятельности.

СТЕТТИНИУС, ЭДУАРД РЕЙЛИ

СТЕТТИНИУС, ЭДУАРД РЕЙЛИ (1900-49)-государственный деятель США, сын банкира.

С 1924, по окончании Вирджинского университета, С. занимал различные посты в компании "Дженерал моторс", в 1931 стал вице-президентом этой компании, а в 1938 занял пост председателя правления крупнейшего американского стального треста "Юнайтед стал". В мае 1940 он был назначен членом совещательного комитета при Совете национальной обороны США, а осенью 1941- руководителем Управления по осуществлению закона о передаче взаймы или в аренду вооружения (см. Ленд-лиз).

В сентябре 1943 С. был назначен заместителем государственного секретаря США. С ноября 1944 по июнь 1945 он был государственным секретарём. В этот период С. высказывался за укрепление советско-американского сотрудничества в послевоенный период.

С. возглавлял американскую делегацию на конференции в Думбартон-Оксе (1944) и был председателем этой конференции, участвовал в Крымской конференции руководителей трёх союзных держав (1945), был главой американской делегации на конференции министров иностранных дел американских стран в Мексике (1945) и на конференции в Сан-Франциско (1945).

Вскоре после смерти президента Рузвельта С. вышел в отставку с поста государственного секретаря и был назначен постоянным представителем США в Совете безопасности. Однако в июне 1946 он покинул и этот пост.

СТИМСОН, ГЕНРИ

СТИМСОН, ГЕНРИ (р. 1867) - государственный деятель США, республиканец. В 1911-13 был военным министром, затем участвовал в первой мировой войне в качестве полковника американской армии во Франции, в 1927-29 был ген.-губернатором Филиппин, в 1929-33- государственным секретарём, а в 1940-45- снова военным министром.

В 1930 С. возглавлял американскую делегацию на Лондонской конференции (см.). Согласившись на компромисс в вопросе о тяжёлых крейсерах, С. вызвал недовольство морских кругов США. С. оправдывал свои уступки в Лондоне важностью соглашения с Англией для США. Когда в 1931-32 Англия отказалась оказать совместное с США давление на Японию в связи с войной в Манчжурии, С. вопреки официальной позиции республиканской партии решил прибегнуть к помощи Лиги наций и сам отправился в апреле 1932 в Женеву. Однако его поездка не дала никаких результатов.

По отношению к СССР С. как государственный секретарь продолжал враждебную политику своих предшественников, отказываясь установить дипломатические отношения с Советским Союзом.

В 1933 С. вышел в отставку. Перед второй мировой войной С. выступал в печати и в сенатской комиссии по иностранным делам против "акта о нейтралитете" и за сотрудничество США с миролюбивыми государствами для борьбы против германской агрессии.

В 1940 президент Рузвельт, в нарушение обычаев, включил С. - старого деятеля оппозиционной республиканской партии - в своё правительство.

В 1945 С. вышел в отставку с поста военного министра.

СТОКГОЛЬМСКИЙ СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР 1724

СТОКГОЛЬМСКИЙ СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР 1724 - между Россией и Швецией подписан 22. II русским посланником М. П. Бестужевым-Рюминым (см.) и президентом коллегии иностранных дел Швеции графом Горном.

Hиштадтский мирный договор 1721 (см.) не только закрепил за Россией Лифляндию, Эстляндию, Ингрию и Карелию, но и открыл для России возможность добрососедских отношений с Швецией. Ещё в ходе Северной войны Пётр I стремился оторвать Швецию от союза с Англией, направленного против России. Посланный в Швецию М. П. Бестужев-Рюмин энергично действовал в этом направлении, и начатые им переговоры увенчались подписанием союзного оборонительного договора.

В С. с. д. обе договаривающиеся стороны торжественно подтверждали условия Ништадтского договора (ст. 1).

В случае нападения на одну из договаривающихся сторон какого-либо европейского христианского государства другая сторона брала на себя обязательство приложить все усилия к мирному разрешению конфликта (ст. 2, 3, 4).

В случае же неудачи мирного урегулирования конфликта Россия обязывалась выставить в помощь Швеции 12 тыс. пехоты, 4 тыс. конницы, 9 линейных кораблей, 3 фрегата. Швеция со своей стороны обязывалась выставить в помощь России 8 тыс. пехоты, 2 тыс. конницы, 6 линейных кораблей и 2 фрегата (ст. 5).

Обе стороны обязались не вступать ни в какие союзы, противоречащие заключённому договору. Заключение союзных договоров с другими державами должно было производиться только с ведома и согласия второй стороны.

С. с. д. был заключён на 12 лет. В секретных статьях С. с. д. обе стороны обязались всеми средствами способствовать герцогу голштинскому в возвращении захваченного Данией Шлезвига и гарантировали существующую конституцию Речи Посполитой. В силу сепаратной статьи Швеция получала право ежегодно вывозить из России беспошлинно товаров на 100 тыс. руб. (сверх оговорённой Ништадтским договором беспошлинной покупки хлеба на 50 тыс. руб.).

В связи с истечением срока действия С. с. д. 5. VIII 1735 в Стокгольме М. Бестужевым-Рюминым и Горном был подписан новый договор, в основных чертах повторявший договор 1724. По настоянию шведского правительства, стремившегося уклониться от оказания помощи России в войне за польское наследство, из Casus foederis была исключена Речь Посполитая. В новый договор не была включена и секретная статья о Шлезвиге. Заключение договора 1735 было успехом русской дипломатии, сумевшей преодолеть в шведских правительственных кругах враждебное России влияние Франции. Однако с 1738 русско-шведские отношения ухудшились, а в 1741 Швеция, инспирируемая Францией, начала войну против России.

СТОЛБОВСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1617

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТОЛЕТОВА МИССИЯ 1878

СТОЛЕТОВА МИССИЯ 1878 - в Афганистан - была направлена правительством России в целях давления на Англию, которая в период русско-турецкой войны 1877-78 занимала враждебную по отношению к России позицию и демонстративно угрожала оружием.

Весной 1878 туркестанский ген.-губернатор Кауфман отдал приказ о концентрации войск на юге Туркестанского округа, граничившего с афганскими владениями (т. н. Джамский поход). Одновременно в Кабул была направлена миссия во главе с ген. Столетовым, чтобы привлечь афганского эмира Шир-Али хана на сторону России.

Шир-Али радушно встретил прибывшую в Кабул 29. VII 1878 русскую миссию, поскольку в это время Англия угрожала Афганистану войной. Выступление английских войск планировалось ещё на весну 1877, но было отложено в связи с ближневосточным кризисом. В этой обстановке Шир-Али хан охотно принял предложения Столетова, согласовавшего с ним 9. VIII 1878 проект русско-афганского союза. На следующий день Столетов покинул Кабул, оставив здесь остальных членов своей миссии во главе с полковником Разгоновым и обещав вернуться после одобрения договора царём.

Между тем к этому времени международная обстановка изменилась: между Россией и Англией было достигнуто соглашение, закончился Берлинский конгресс (Столетов узнал об этом уже на пути из Кабула от посланного Кауфманом курьера), и царское правительство, не желая рисковать войной с Англией из-за Афганистана, отказалось от союза с Шир-Али ханом, хотя оставило русское посольство в Кабуле, надеясь извлечь из этого пользу при возобновлении переговоров с Англией о среднеазиатских делах. Что же касается Столетова, то он больше в Афганистан не вернулся. Разгонов, не зная даже условий русско-афганского союзного договора и не имея никаких указаний от Кауфмана и Столетова, действовал самостоятельно. Он подобно Столетову старался поддерживать у афганцев надежды на русскую помощь и советовал не допускать в Кабул английскую миссию Невиля Чемберлена. Английская миссия действительно не получила разрешения на въезд в Афганистан, а её попытки проникнуть силой окончились неудачей. Тогда англичане, давно готовившие нападение на Афганистан, предъявили Шир-Али хану ультиматум, угрожая объявлением войны. Совет царского правительства Шир-Али хану принять английские требования был доставлен в Кабул лишь 6. XI 1878, когда срок ультиматума уже истекал. Английские войска вторглись в Афганистан. Престиж русской миссии, ещё бесцельно остававшейся в Кабуле, был подорван. Англичане нанесли афганцам ряд поражений, в стране началось брожение. Шир-Али покинул столицу, направляясь на север Афганистана с намерением проехать в Петербург. Его частые письма о помощи к царю, к Столетову и Кауфману не возымели действия, а в письме от 12. XII 1878 Кауфман уведомил Шир-Али об отозвании Разгонова, поскольку Англия заверила Россию, что независимость Афганистана ею будет сохранена.

СТОЯДИНОВИЧ, МИЛАН

СТОЯДИНОВИЧ, МИЛАН (р. 1888) - югославский политический деятель.

Получил юридическое образование в германских, французских и английских университетах. В 1914 С. поступил на службу в сербское министерство финансов, в 1919-21 был директором британской торговой корпорации в Белграде, в 1922-26 и в 1934-35 - министром финансов. В 1923-35 он был депутатом скупщины, в 1935-38 - сенатором.

В июне 1935 С. во главе созданной им реакционной партии "Югославский радикальный союз" пришёл к власти и сформировал кабинет, в котором занял посты премьер-министра и министра иностранных дел. Внешнеполитический курс С. был направлен на "умиротворение" агрессоров путём политических и экономических уступок им и на отказ от принципов коллективной безопасности. Уже через несколько месяцев после прихода к власти С. начал переговоры с Венгрией о заключении договора о дружбе и нейтралитете. Ввиду решительных протестов со стороны Румынии и Чехословакии С. после некоторых колебаний прекратил в 1937 переговоры с Венгрией, но в том же году совершил поездку в Берлин и Рим, в результате которой подписал в Риме итало-югославский договор 1937 (см.), подорвавший систему Малой Антанты (см.). Заключённый С. ещё до этого, 24. I 1937, болгаро-югославский договор (см.) лишил эффективности также и Балканскую Антанту (см.). Наконец, 17. III 1938 С. выступил в югославской скупщине с декларацией о "дружбе с Германией". Эта декларация свидетельствовала о полном отказе правительства С. от принципов коллективной безопасности.

Деятельность С. проложила путь открыто прогерманскому курсу кабинета Цветковича - Марковича, сменившего в феврале 1939 правительство С. Уйдя в отставку, С. в течение 2 лет являлся руководителем Белградской биржи. После государственного переворота 26. III 1941, приведшего к образованию правительства ген. Симовича, С. как германофил был арестован, а через несколько дней после нападения Германии на Югославию (6. IV 1941) его выслали в Грецию, где он был передан в руки англичан. Английское правительство в течение 7 лет содержало С. на о. св. Маврикия (Маскаренские о-ва). В начале 1948 ему было разрешено переехать в Бразилию.

СТРАТФОРД-КАННИНГ, ЧАРЛЬЗ, ЛОРД РЕДКЛИФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРЕЗСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРОГАНОВ

СТРОГАНОВ - 1) Григорий Александрович (1770-1851), барон, впоследствии граф - русский дипломат.

Дипломатическую службу начал в 1805 в качестве посла в Испании; с 1812 по 1816 был послом в Швеции; в 1816 назначен послом в Турции. Деятельность его на этом посту привлекла к себе внимание всей Европы во время греческого восстания 1821. С. резко протестовал против мероприятий турецкого правительства по отношению к восставшим и с горячностью защищал интересы греческой православной церкви. В своих донесениях в Петербург С. настаивал на необходимости принятия русским правительством решительных мер для обуздания турок и был весьма разочарован, когда Александр I не последовал этим советам. С. пришлось вести борьбу с английским представителем в Константинополе лордом Стрэнгфордом, поддерживавшим турецкое правительство. Неуступчивость Порты в греческом вопросе заставила русское правительство прервать сношения с Турцией, и в августе 1821 С. покинул Константинополь. После этого он не возвращался к дипломатической деятельности, если не считать его поездки в 1838 в Англию в качестве официального представителя России на коронацию королевы Виктории.

2) Павел Александрович (1772 - 1817), брат предыдущего - русский государственный деятель.

С. - один из "молодых друзей" императора Александра I, входил в состав т. н. "Негласного комитета". С учреждением в 1802 министерств С. был назначен товарищем министра внутренних дел. В 1805 он сопровождал Александра I в поход против Наполеона и выполнял некоторые дипломатические поручения по связям с Австрией, Пруссией и Англией.

В феврале 1806 С. был направлен в Англию для переговоров о совместных действиях против Наполеона. Получив в Лондоне текст Парижского мирного договора (см.), подписанного 20. VII 1806 П. Я. Убри, С. послал Александру I негодующее письмо, в котором договор с Францией был назван "добровольным позором". Особенное возмущение С. вызвали те статьи договора, которые были направлены против Англии. Во время переговоров с членами английского правительства С. всячески развивал идею о необходимости полного контакта между Россией и Англией, в чём он видел единственное средство положить предел угрожающему могуществу Наполеона. Однако никакого соглашения между Англией и Россией заключено не было. В сентябре 1806 С. был отозван из Лондона и в начале 1807 поступил на военную службу и не возвращался более ни к какому виду дипломатической деятельности.

СУАССОНСКИЙ КОНГРЕСС 1728-29

СУАССОНСКИЙ КОНГРЕСС 1728-29 - был созван летом 1728 в связи с обострением международной обстановки в Европе. В ответ на заключение испано-австрийского договора 1725 (см.) Англия и Франция образовали 3. IX 1725 т. н. Ганноверский союз с Пруссией и Голландией против императора и Испании. К Ганноверскому союзу примкнули также Швеция, Дания и ряд немецких князей, открыто обязавшихся порвать с империей. Между обеими группировками завязалась острая дипломатическая борьба, сопровождавшаяся усиленной подготовкой к открытию военных действий. Австрии удалось 6. VIII 1726 подписать союзный договор с Россией, после чего прусский король Фридрих Вильгельм I, напуганный возможным вмешательством России, покинул своих союзников, признал Прагматическую санкцию (см.) и примкнул к испано-австрийскому союзу, за что получил от императора согласие на присоединение княжества Берг.

Эти обстоятельства и побудили Францию и Англию искать мирного выхода из создавшегося положения. По предложению папы было решено вынести все спорные вопросы на обсуждение общеевропейского конгресса с участием всех заинтересованных сторон. Россию на конгрессе представлял А. Г. Головкин. Приглашение России к участию в выработке общеевропейских гарантий мира свидетельствовало о росте её влияния на международной арене.

С. к. не принёс ожидаемых результатов, хотя его заседания продолжались больше года. Карл VI не добился на нём признания Прагматической санкции англичанами и французами и отказался удовлетворить их требование об упразднении Фламандской торговой компании в Остенде. Испанцы тщетно пытались получить разрешение на введение своих гарнизонов в Парму и Тоскану, чтобы обеспечить переход последних по наследству к инфанту Дон Карлосу. Тем временем французская дипломатия (кардинал Флери) сумела расстроить австро-испанский союз. В ноябре 1729 англичане и французы заключили с Испанией отдельный договор в Севилье, уступив испанцам по всем спорным вопросам. Возмущённый этими сепаратными действиями, император отозвал своих представителей из Суассона и 16. III 1731, неожиданно для Франции, подписал договор с её союзниками - Англией и Голландией. По этому договору император получил от них гарантию Прагматической санкции и согласился со своей стороны распустить торговую компанию в Остенде.

СУБСИДНЫЕ КОНВЕНЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУКАРНО

СУКАРНО (р. 1901) - индонезийский политический деятель.

С. получил техническое образование в Бандунге (Ява). Был одним из основателей национальной партии (1927), выдвинувшей программу независимости Индонезии. Арестованный в 1929, С. на процессе обнаружил реформистскую сущность своих политических взглядов. После освобождения он принял участие в создании прогрессивной, но весьма разнородной по своему составу партии Индонезии ("Партиндо"), которая заменила самораспустившуюся во время процесса над С. национальную партию. В 1933 С. был вновь арестован. Освобождённый после захвата Индонезии японцами, С. активно сотрудничал с оккупантами и был провозглашён японскими империалистами "вождём индонезийской нации". Вследствие слабой организованности революционного лагеря сопротивления и ареста ряда его руководителей (Шарифуддина и др.) С. в момент краха империалистической Японии оказался во главе провозглашённой Индонезийской республики (август 1945). Он стал её первым временным президентом и главой первого кабинета, составленного исключительно из лиц, сотрудничавших с японскими оккупантами. Внешняя политика С. отражала интересы буржуазно-националистического крыла республики. Его переговоры с голландскими представителями при англо-американском "посредничестве" привели к подписанию кабальных Лингаджатского и Ренвильского соглашений (см.).

Ориентируясь на США, С. рассчитывал противопоставить их "помощь" прямой агрессии голландцев. Кабинет вице-президента Хатта и С. возглавил открытую борьбу буржуазно-националистических элементов против растущего демократического движения во главе с коммунистической партией. В области внешней политики правительство Хатта - С. также приняло угодный американцам курс: оно отказалось утвердить советско-индонезийское соглашение об установлении консульских отношений и дезавуировало всех демократических представителей республики за границей. Разрыв народно-демократического крыла с буржуазно-националистическим завершился созданием в г. Мадиун народного правительства (сентябрь 1948). Это правительство выдвинуло программу демократических реформ и последовательной борьбы против голландского и американского империализма. В республике началась гражданская война.

Используя обстановку в стране, голландцы вновь напали на республику (декабрь 1948). Столица была захвачена, революционные лидеры умерщвлены, а С. и глава его кабинета Хатта были взяты в плен. Однако после этого С. и Хатта вступили в переговоры с голландцами и, капитулировав перед ними, приняли их кабальные условия. Согласно этим условиям республика превращалась в бесправную составную часть Соединённых штатов Индонезии, которые в свою очередь являлись лишь новой формой сохранения голландского господства над Индонезией.

Пытаясь путём сговора с США добиться некоторых уступок от Голландии, С. способствовал ещё большему подчинению Индонезии американским монополиям.

Народная борьба в Индонезии продолжала развиваться помимо и вопреки С.

СУНДСТРЕМ, КАРЛ ИОАХИМ

СУНДСТРЕМ, КАРЛ ИОАХИМ (р. 1902) - финский политический деятель, врач по образованию. С 1936 С. был депутатом сейма. Вступив в социал-демократическую партию, он примкнул к её левому крылу. В 1939 С. явился одним из 6 членов социал-демократической оппозиции, которые выступили против таннеровского руководства и разоблачили связи финского правительства с германскими фашистами. В 1940 в числе прочих членов оппозиции он был исключён из социал-демократической партии. В начале 1941 С. выступил с разоблачениями агрессивной политики финского правительства, направленной против СССР. После нападения Германии на Советский Союз С. был лишён депутатской неприкосновенности, арестован и приговорён к 6 годам каторжных работ (февраль 1942). Он был освобождён лишь после заключения перемирия между Финляндией и СССР, в октябре 1944.

С. был одним из организаторов, а затем председателем (1944-45) "Демократического союза народа Финляндии" - блока левых партий и демократических организаций страны. В своих выступлениях он указывал, что "только благодаря Советскому Союзу и миру Финляндия продолжает быть независимым государством". В октябре 1944, выступая против проектов создания блока северных стран без участия Советского Союза, С. заявил, что "без СССР невозможно и думать о политике мира в Скандинавии". В феврале 1945 он стал редактором демократической газеты "Вапаа сана", а в апреле 1945 был избран первым вице-председателем сейма (до октября 1945). С. активно содействовал укреплению связей с Советским Союзом, руководя секцией информации в обществе "Финляндия- Советский Союз" (1944-45). В октябре 1945 С. был назначен посланником Финляндии в СССР.

СУН ЦЗЫ-ВЕНЬ

СУН ЦЗЫ-ВЕНЬ (р. 1891) - китайский государственный деятель и дипломат, крупный банкир, долголетний руководитель Центрального банка Китая.

С. получил образование в США, где установил тесные связи с американскими капиталистическими кругами. С. в течение многих лет был членом центрального исполнительного комитета гоминдана. В сентябре 1925 С. был назначен министром финансов кантонского правительства, а в 1928 - министром финансов контрреволюционного нанкинского правительства. 25. VII 1928 он подписал американо-китайское таможенное соглашение, которое фактически означало признание нанкинского правительства Соединёнными Штатами. С. неизменно оказывал политическую и финансовую поддержку Чан Кай-ши (см.), с которым его связывают также родственные отношения.

4. VII 1933 С. подписал соглашение с "Америкэн реконстракшн финанс корпорэйшн" о займе в 50 млн. ам. долл. на закупку в США хлопка и пшеницы. Фактически этот заём субсидировал очередной поход Чан Кай-ши против китайской Красной армии. Невыгодные для Китая условия займа вызвали протесты в Китае, и в 1934 сумма займа была снижена до 20 млн. долл.

В 1941 С. был назначен министром иностранных дел. В связи с войной на Тихом океане С, тесно связанный с американскими капиталистическими кругами, оказался наиболее подходящей фигурой для руководства внешней политикой Китая, ориентировавшейся всё более на США. В конце 1941-начале 1942 С. вёл с США переговоры о распространении на Китай действия закона о ленд-лизе и получил заём в 500 млн. ам. долл. на укрепление валюты. В действительности значительная часть займа была израсходована на обогащение правящей клики гоминдана.

С. представлял Китай в Тихоокеанском военном совете, учреждённом в 1942. Он участвовал также в обсуждении дальневосточных вопросов на англо-американской Квебекской конференции 1943 (см.).

В декабре 1944 С, поддержанный американцами, был назначен исполняющим обязанности председателя кабинета министров (а с мая 1945 председателем), с сохранением поста министра иностранных дел.

С. возглавлял китайскую делегацию на конференции Объединённых наций в 1945 в Сан-Франциско.

В июне - августе 1945 С. во главе китайской правительственной делегации дважды посетил Москву, где в результате переговоров с И. В. Сталиным и B. М. Молотовым был подписан советско-китайский договор (см.) о дружбе и союзе.

С. всячески способствовал укреплению позиций американского монополистического капитала в Китае. Он подготовил заключение кабального для Китая американо-китайского договора 1946 (см.) о дружбе и торговле.

1. III 1947 в связи с внутренней борьбой в гоминдане С. вынужден был выйти в отставку. После этого он получил назначение на пост губернатора провинции Гуандун, где предоставил американскому капиталу широкие возможности для хозяйничанья.

Используя своё положение для различных спекулятивных операций, С. неимоверно разбогател, особенно во время второй мировой войны. После войны C. не прекратил своих финансовых махинаций. В связи с этим в ноябре 1948 контрольный юань Китая предъявил ему обвинение в том, что он "незаконно использовал фонды банка провинции Гуандун для закупок гонконгской валюты по ценам чёрного рынка", чем нанёс ущерб делу проведения (в августе 1948) денежной реформы. С. вместе с Чан Кай-ши, Кун Сян-си и Чень Ли-фу входил в олигархическую господствующую верхушку гоминдана, являющуюся орудием американского империализма.

СУНЬ ЯТ-СЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУРИЦ, ЯКОВ ЗАХАРОВИЧ

СУРИЦ, ЯКОВ ЗАХАРОВИЧ (р. 1882) - советский дипломат.

С. родился в г. Двинске, окончил реальное училище, после чего учился на отделении государственно-общественных наук философского факультета Берлинского университета. С 1902 С. принимал участие в революционном движении. Несколько раз был арестован царскими властями, неоднократно отбывал тюремное заключение, а в 1907 был сослан в Тобольскую губернию, где пробыл до 1910.

С 1918 по 1947 С. находился на дипломатической работе. В 1918-19 он возглавлял советскую миссию в Дании, а с 1919 по 1921 был полпредом в Афганистане, где вёл переговоры, подготовившие заключение советско-афганского договора 1921 (см.). В 1921-22 С. был членом Турккомиссии ВЦИК и уполномоченным НКИД по Туркестану и Средней Азии. В 1922-23 он был полпредом в Норвегии, а с 1923 по 1934 полпредом в Турции. В этот период С. вёл переговоры о заключении советско-турецкого договора о дружбе и нейтралитете 1925; подписал протокол о советско-турецких отношениях, дополнивший договор 1925, и протокол о продлении срока действия этого договора. В 1934 он вёл переговоры об установлении дипломатических отношений между Советским Союзом и Болгарией. В 1934-37 С. был полпредом в Германии, а с 1937 по 1940-во Франции. В 1937-39 С. был членом советской делегации на всех сессиях Лиги наций. С 1940 по 1946 С. работал в центральном аппарате НКИД в качестве советника в ранге посла. В 1946-47 он был чрезвычайным и полномочным послом СССР в Бразилии.

С. награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

СУХЭ БАТОР

СУХЭ БАТОР (1894-1923) - монгольский политический и государственный деятель, вождь монгольской революции.

С. происходил из бедной аратской семьи и рано начал трудовую жизнь. С 1912 он служил в русской армии; изучив русский язык, работал затем типографским наборщиком в Урге.

В 1918 в Монголии под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции началось революционное движение. В 1919 С. создал в Урге первый революционный кружок. Его слияние с кружком Чойбалсана (см.) в 1920 положило начало монгольской народно-революционной партии. Движение за независимость Монголии особенно усилилось в 1919, когда китайская оккупация и капитулянтская политика правительства Богдо-гегена (см.) привели к ликвидации монгольской автономии. Огромное значение имело обращение Советского правительства от 26. VI 1919 к монгольскому народу, признававшее права Внешней Монголии на независимое существование. В 1920 С. совершил поездку в Советскую Россию. В привезённом им в Москву письме от имени монгольского народа выражалось стремление к независимости и просьба к Советской России оказать монголам помощь в их освободительной борьбе. По возвращении в Монголию С. вместе с Чойбалсаном создал партизанские отряды, а затем возглавил монгольскую Народно-революционную армию.

В марте 1921 С. был избран членом временного монгольского народно-революционного правительства, сохранив пост главнокомандующего Народно-революционной армии, боровшейся против китайских милитаристов и унгерновских белогвардейских банд. При активной помощи Красной Армии эта борьба завершилась полным освобождением Монголии.

В октябре 1921 С. во главе монгольской делегации прибыл в Москву и был принят В. И. Лениным. 5. XI 1921 С. подписал от имени монгольского правительства советско-монгольский договор (см.), положивший начало отношениям прочной дружбы и тесного сотрудничества между Советским Союзом и Монгольской Народной Республикой.

СФОРЦА, КАРЛО

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЮЛЛИ, МАКСИМИЛИАН ДЕ БЕТЮН

СЮЛЛИ, МАКСИМИЛИАН ДЕ БЕТЮН (1560- 1641), герцог - французский политический деятель и дипломат, советник короля Генриха IV.

При участии С. Франция заключила мирный договор с Испанией; он же был чрезвычайным уполномоченным Генриха IV в Англии, союз с которой был особенно важен для Франции в её борьбе с австрийскими Габсбургами.

В своих "Принципах государственного хозяйства" С. выдвинул понятие "естественных границ". С. считал, что Франция ещё не имеет своих естественных границ, которыми являются на юге Пиренеи, на востоке и северо-востоке - Альпы и Рейн. Но, опасаясь разорительных войн, С. предостерегал против приобретения этих территорий насильственным путём и предлагал другой план достижения Францией гегемонии в Европе - объединение европейских государств в "христианскую республику". Каждое государство должно выставлять определённый контингент войск для борьбы с турками; решения в совете этой федерации должны приниматься большинством голосов, причём ведущие монархи - папа, император, короли Франции, Испании и Англии - должны иметь в нём по четыре представителя, а остальные государства - по два. Созданию европейской федерации должна была предшествовать такая перекройка карты христианского мира, после которой мощь габсбургской династии оказалась бы подорванной, а политическое влияние Франции возросло бы. С. сознавал, какую огромную силу представляло собой Русское государство, окрепшее при Иване IV, и рассчитывал "отгородиться" от него, использовав Польшу в качестве оплота против "Московии".

Предыдущая страница Следующая страница