Наши партнеры

Live-ставки на настольный теннис
https://zaimdozp.vip взять кредит без отказа срочно онлайн.

Дипломатический словарь
Статьи на букву "Р" (часть 2, "РИО"-"РУТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 2, "РИО"-"РУТ")

РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО КОНФЕРЕНЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИШЕЛЬЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОЗБЕРИ, АРЧИБАЛЬД ФИЛИПП ПРИМРОЗ

РОЗБЕРИ, АРЧИБАЛЬД ФИЛИПП ПРИМРОЗ (1847- 1929), граф - английский политический деятель.

Р. происходил из богатой аристократической семьи и был связан узами родства с банкирским домом Ротшильдов. Являясь в течение ряда лет ближайшим сотрудником Гладстона (см.) по руководству либеральной партией, Р. в феврале 1886 был приглашён войти в сформированный Гладстоном кратковременный кабинет в качестве министра иностранных дел.

В 1892-94 Р. занимал тот же пост в 4-м кабинете Гладстона, а в 1894, после ухода Гладстона с политической арены, возглавил кабинет. Будучи сторонником т.н. политики "блестящей изоляции" (см.), Р. стремился избежать формального присоединения Англии к одной из двух сложившихся к тому времени группировок держав. Однако в течение всей министерской деятельности Р. не скрывал своей симпатии к Германии и возглавляемому ею Тройственному союзу.

При Р. резко обострились отношения Англии с Францией; в 1892 Р. готов был, в связи с столкновениями обеих стран в Индо-Китае, объявить Франции войну, и только нежелание Германии и Италии поддержать Англию заставило Р. отказаться от этих планов. Ярый империалист, Р. важнейшее значение придавал колониальному вопросу, в частности расширению английских владений в Африке ("от Капа до Каира") и созданию препятствий для распространения там французского влияния. С этой целью он увеличивал оккупационные войска в Египте, а также заключил англо-бельгийский договор 1894 (см.), приведший к столкновению с Францией. В связи с тем, что этот договор вызвал резкий протест также и со стороны Германии, Р. отступил и аннулировал его.

Р. уступил Германии также и во время первых разногласий по вопросу о Багдадской железной дороге (см.) в 1892-93. Р. руководствовался при этом помимо стремления получить поддержку Германии в Египте также расчётами на столкновение Германии и России на Ближнем Востоке. Те же замыслы и желание отвлечь силы России с Дальнего Востока руководили Р. ив 1894, когда он предложил русскому правительству оккупировать Турецкую Армению (от чего Россия отказалась). Опасаясь усиления русского влияния в Китае, Р. отказался от предложенного Россией посредничества в японо-китайской войне. Тем самым было положено начало сближению с Японией, оформленному позднее англо-японским союзом (см.). В 1895 Р. вышел в отставку, уступив свой пост вождю консерваторов Солсбери (см.), а в следующем году отказался от руководства либеральной партией.

В дальнейшем Р. поддерживал агрессивную политику консерваторов, группируя вокруг себя т. н. "либералов-империалистов"; продолжая стремиться к сближению с Германией, Р. энергично противился созданию Антанты.

РОЗЕН, РОМАН РОМАНОВИЧ

РОЗЕН, РОМАН РОМАНОВИЧ (1847-1922), барон - русский дипломат.

Р. исполнял обязанности поверенного в делах в Токио (1877-79) и Вашингтоне (1886-89), в 1890-95 был посланником в Мексике, затем в течение 2 лет занимал такую же должность в Белграде. В 1897 Р. был назначен посланником в Японию. 11. V 1898 он подписал с японским министром иностранных дел бароном Ниси протокол по корейскому вопросу (см. ).

В 1899 Р. был посланником в Баварии, затем около 2 лет - в Греции, а в конце 1902 в третий раз получил назначение в Японию. К тому времени уже оформился англо-японский союз (см.), и Япония готовилась к войне с Россией. Р. предсказывал неизбежность вооружённого конфликта с Японией и, учитывая её силы, настаивал на увеличении русских гарнизонов в Манчжурии и на укреплении Порт-Артура. Он рекомендовал взять Манчжурию "под наш протекторат", как он писал летом 1903, когда особенно усилилось проникновение японцев в Манчжурию. Хотя Р. получал в ответ на свои предупреждения резкие резолюции из министерства, вроде: "Не теряйте из виду, что Манчжурия не входит в сферу вашей компетенции", он продолжал настойчиво советовать пойти на уступки Японии в Корее, с тем чтобы упрочить положение России в Манчжурии. Ту же линию Р. проводил в переговорах с японским правительством уже перед самой войной.

Когда вспыхнула война, Р. покинул Токио и вскоре был назначен послом в США. В 1905 при мирных переговорах в Портсмуте Р. был вторым уполномоченным России. Активного участия в переговорах он, однако, не принимал, во всём следуя за первым русским уполномоченным С. Ю. Витте (см.). С 1912 Р. был членом Государственного совета. После Октябрьской революции Р. эмигрировал в США.

РОСТОПЧИН, ФЁДОР ВАСИЛЬЕВИЧ

РОСТОПЧИН, ФЁДОР ВАСИЛЬЕВИЧ (1763-1826), граф - русский государственный деятель.

В 1784 Р. начал службу в армии, а в 1798 был назначен третьим членом коллегии иностранных дел. В качестве одного из уполномоченных Р. принял участие в переговорах и заключении союзных договоров с Неаполем, Англией (1798), Португалией и Баварией (1799), оформивших вторую антифранцузскую коалицию, а также подписал договор с английским посланником Витвортом о голландской экспедиции (1799).

В 1799 Р. был назначен первоприсутствующим коллегии иностранных дел. Он направил русскую политику, соответственно желаниям Павла I, в сторону отхода от союза с Англией и Австрией и к сближению с Францией, которая в то время сама настойчиво стремилась к миру и по возможности к союзу с Россией. По поручению Павла I Р. высказал свои предположения о дальнейшем направлении внешней политики России в своей известной записке, представленной в сентябре 1800. В ней Р. указывал, что в последние годы русская дипломатия отошла от екатерининских традиций соблюдения в первую очередь непосредственных интересов России. В отличие от других держав Россия участвовала во второй коалиции "единственно для того, чтобы уверить себя в вероломстве Питта и Тугута, а Европу в бессмертии Суворова". Учитывая, что при "общем замирении" карта Европы будет перекроена, Р. считал необходимым для России извлечь из этих изменений соответствующие выгоды и впредь преследовать свои собственные интересы, центр тяжести которых лежал, по его мнению, в коренном разрешении восточного вопроса.

Р. предлагал положить в основу русской внешней политики тесный союз с "мятежной, но уже успокоенной Бонапартом" Францией против Англии, которая вооружала против Франции "попеременно угрозами, хитростью и деньгами все державы" ("и нас грешных", - заметил Павел), завладев тем временем "торговлей целого света", а также Египтом и Мальтой. Союзом с Францией Р. рассчитывал доставить России преобладающее влияние в Европе и сделать возможным раздел Турции. Именно Р. принадлежит известное выражение: "Турция - безнадёжно больной".

К разделу наследства этого "больного" Р. предполагал привлечь Австрию, слишком истощённую войной, чтобы противиться совместным действиям России и Франции. Австро-французская вражда должна была усилить позиции России в случае стремления Франции к преобладанию в Европе. По плану Р. Россия должна была получить при разделе Турции Румелию, Болгарию и Молдавию. Из Греции и островов Ионического архипелага должна была быть учреждена республика, причём Р. полагал, что "по времени греки и сами подойдут под скипетр российский" ("а можно и подвести", - заметил Павел). Франции предполагалось отдать Египет, Австрии - Боснию, Сербию и Валахию, Пруссии же предоставить соответствующее вознаграждение в Германии.

Записка Р., одобренная Павлом I, легла в основу нового направления русской внешней политики. Но вскоре Р. подвергся опале и 20. II 1801 вышел в отставку. Последовавшее вскоре убийство Павла повлекло за собой отказ России от внешнеполитического курса, намеченного Р.

Р. находился не у дел до 1812, когда Александр I назначил его ген.-губернатором Москвы. В 1814 Р. вновь был уволен в отставку.

РУЗВЕЛЬТ, ТЕОДОР

РУЗВЕЛЬТ, ТЕОДОР (1858-1919) - президент США в 1901-09.

Р. родился в Нью-Йорке в богатой семье, получил юридическое образование, рано начал заниматься политической и литературной деятельностью. К середине 80-х годов он приобрёл уже известность в республиканской партии, а в 90-х годах он вместе с сенаторами Лоджем (см.) и Бивериджем возглавлял группу республиканцев, доказывавших необходимость вступления США на путь активной внешней экспансии. В 1897 Р. был помощником морского министра, в 1898 - губернатором Нью-Йорка, в марте 1901 он стал вице-президентом, а в сентябре того же года, после убийства Мак-Кинли, - президентом США.

Свои внешнеполитические приёмы сам Р. характеризовал следующим образом: "Правильный путь в международных отношениях - разговаривать мягко, имея, однако, наготове большую дубинку". Готовить "дубинку" Р. начал ещё на посту помощника морского министра, отстаивая проведение большой морской программы, создавая запасы вооружения и горючего и возглавляя в то же время кампанию за вытеснение европейских держав из Западного полушария.

Особенно активно и бесцеремонно Р. действовал в 1903, когда колумбийский сенат отказался ратифицировать Гей - Эррана договор (см.); фактически Р. был одним из организаторов "революции" в Панаме, приведшей к её отделению от Колумбии. 6 ноября 1903 США признали "независимость" Панамы, а 18 ноября заключили с ней Гей - Бюно-Варильи договор (см.), поставивший эту республику под протекторат США. Когда началось строительство Панамского канала, Р. заявил: "Мы начали овладевать континентом". Методы Р. по "овладению континентом" получили название "большой дубинки политики" (см.).

На Дальнем Востоке Р. вместе с Англией поддерживал Японию против России. В начале русско-японской войны он заявил, что, если Франция и Германия поддержат Россию, США окажут помощь Японии. Только после Цусимы, опасаясь чрезмерного усиления японских позиций, Р. выступил в качестве посредника при заключении Портсмутского мирного договора 1905 (см.).

Р. принимал также активное участие в европейских делах, в частности в конфликте между Францией и Германией по марокканскому вопросу, и вопреки традиции, не допускавшей участия США в европейских политических конфликтах, послал в 1906 делегацию на Алхесирасскую конференцию (см.) с наказом поддержать Францию. Ещё до этого, в 1905, он послал сенатора Лоджа со специальной миссией в Лондон передать Эдуарду VII своё пожелание, чтобы в Европе "США и Англия выступали совместно так же, как они совместно выступают на Дальнем Востоке".

В 1915-16 Р. энергично требовал вступления США в войну и обвинял президента Вильсона в том, что он "противопоставляет политике крови и железа политику воды и молока". Р. доказывал, что Америка не может допустить победы Германии, ибо её победа означала бы непосредственную угрозу доктрине Монро и самому существованию США. В 1917, когда США вступили в войну на стороне Антанты, Р. просил, чтобы его отправили на фронт во главе корпуса добровольцев. Конгресс США принял соответствующий билль, но президент Вильсон не согласился удовлетворить просьбу своего политического соперника.

Опубликованных посланий, речей и заявлений Р. насчитывается свыше 2 тыс. Кроме того, издано около 150 тыс. его писем.

РУЗВЕЛЬТ, ФРАНКЛИН ДЕЛАНО

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУМЫНО-БОЛГАРСКИЕ ДОГОВОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУМЫНО-ВЕНГЕРСКИЙ ДОГОВОР 1948

РУМЫНО-ВЕНГЕРСКИЙ ДОГОВОР 1948 - о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи - подписан 24. I в Будапеште премьер-министром Народной республики Румынии Петру Гроза и премьер-министром Венгерской республики Диньеш Лайош.

В прошлом румыно-венгерские отношения были крайне напряжёнными и нередко приводили к конфликтам. В годы второй мировой войны гитлеровская дипломатия намеренно разжигала румыно-венгерские противоречия, используя вопрос о Трансильвании (см. Венские арбитражи). Однако с установлением в Румынии и Венгрии режима народной демократии отношения между обеими странами в корне изменились. Улучшению отношений содействовала поездка в ноябре 1947 в Бухарест венгерской правительственной делегации. 25 XI 1947 было подписано румыно-венгерское культурное соглашение, а также было достигнуто взаимное согласие заключить в ближайшем будущем договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

Согласно Р.-в. д. обе стороны обязались объединить свои силы в интересах прочной дружественной политики, совещаться между собой по всем важным международным вопросам, действуя в духе устава ООН, и предпринимать в согласии друг с другом все необходимые меры в интересах обеспечения безопасности, независимости и территориальной целостности своих стран.

В том случае если Германия или любое иное государство нападёт на одну из договаривающихся сторон с целью её подчинения или угрожая её независимости и территориальной целостности, другая договаривающаяся сторона обязана без промедления оказать ей военную и всякую иную помощь всеми имеющимися в её распоряжении средствами. Обе стороны обязались также не заключать союзов, направленных против другой договаривающейся стороны, выполнять Р.-в. д. в духе устава ООН и поддерживать всякую инициативу в деле уничтожения очагов агрессии и обеспечения мира и безопасности во всём мире. С целью развития и упрочения экономических, культурных и иных связей Румыния и Венгрия обязались предпринять необходимые меры и заключить соответствующие договоры и соглашения.

Стороны оговорили, что Р.-в. д. не затрагивает обязательств, которые Венгрия и Румыния уже приняли на себя перед другими государствами.

Срок Р.-в. д. был определён в 20 лет.

РУМЫНО-ТУРЕЦКИЙ ДОГОВОР 1933

РУМЫНО-ТУРЕЦКИЙ ДОГОВОР 1933 - о дружбе, арбитраже, ненападении и примирительной процедуре - подписан в Анкаре 18. X министрами иностранных дел Румынии - Титулеску и Турции - Тевфик Рюштю беем (Арас).

Р. -т. д. - один из договоров, подготовивших создание Балканской Антанты (см.). Накануне заключения Р.-т. д. Титулеску посетил Белград (12. X 1933), где согласовал с югославским правительством содержание Р.-т. д., и Софию (14. X 1933), где безуспешно пытался склонить Болгарию к участию в будущей Балканской Антанте.

Р.-т. д. провозглашал нерушимый мир и постоянную дружбу между обоими государствами (ст. 1).

Каждая из сторон ещё раз подтверждала в отношении другой все обязательства, вытекающие для неё из участия в пакте Келлога -Бриана и в Лондонской конвенции об определении агрессора, и заранее осуждала всякое нападение, соучастие в нападении или военный союз какой-либо третьей державы против одной из договаривающихся сторон (ст. 2). Обе стороны условились передавать арбитражному суду все спорные вопросы, могущие возникнуть между ними, кроме тех, которые подлежат исключительно компетенции одной из договаривающихся сторон или затрагивают её суверенитет (ст. 3). Особые статьи (4-21) предусматривали консультации в случае нападения третьей державы на одну из сторон и порядок примирительной процедуры. Договор был заключён сроком на 10 лет.

РУМЯНЦЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ

РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ - в Пекине - была создана и направлена в Китай официально в целях "пастырского надзора за потомством албазинцев" и распространения христианства среди китайцев. Фактически Р. д. м. являлась негласным дипломатическим, торговым и информационным представительством России в Пекине, чего другие державы не имели вплоть до 1860. Она положила начало изучению Китая русскими и дала ряд известных синологов (Иакинф Бичурин, Палладий Кафаров и др.), труды которых имеют крупнейшее значение для мирового китаеведения.

Возникновение Р. д. м. относится к началу 18 в. В 1685 китайские войска разрушили русскую пограничную крепость Албазин и увели в плен несколько десятков мужчин и нескольких женщин с детьми. Китайское правительство, используя военнопленных в качестве драгоманов, поставило их в привилегированное положение, а священнику Максиму Леонтьеву разрешило совершать богослужение. В связи с этим Пётр I 18. VII 1700 издал указ об учреждении Р. д. м. в Пекине, чтобы подготовить благоприятные условия для развития русско-китайских торговых и политических отношений.

В 1712 китайский император Канси (см.), готовившийся к войне с ойратами и заинтересованный поэтому в укреплении дружественных отношений с Россией, дал согласие на приезд Р. д. м. Первый состав Р. д. м. направился в Пекин в 1715.

В дальнейшем персонал Р. д. м. комплектовался синодом с санкции министерства иностранных дел и утверждался сенатом. В связи с активизацией русской дальневосточной политики с конца 18 в. Р. д. м. полностью перешла в подчинение министерства иностранных дел.

С начала 60-х годов 19 в., т. е. с момента установления дипломатических отношений России с Китаем, Р. д. м. снова перешла в подчинение синода, политическая роль её значительно уменьшилась. После 1917 Р. д. м. стала центром белой эмиграции в Китае, финансировала и поощряла антисоветские авантюры белогвардейцев.

РУССКО-АВСТРИЙСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУССКО-АВСТРИЙСКИЙ ДОГОВОР 1781

РУССКО-АВСТРИЙСКИЙ ДОГОВОР 1781 - о союзе - заключён в форме обмена идентичными письмами между русской императрицей Екатериной II и австрийским императором Иосифом II.

Первый раздел Речи Посполитой в 1772 положил начало сближению между Россией и Австрией. В 1780 Иосиф II предпринял путешествие в Россию для личной встречи с Екатериной II и во время свидания в Могилёве предложил приступить к переговорам для заключения союзного договора. В январе 1781 австрийский посланник в Петербурге Кобенцль (см.) передал русскому правительству формальное предложение заключить союзный оборонительный договор на основе взаимных гарантий владений обеих держав с учётом всех ранее заключённых договоров и вручил соответствующий проект договора. Спустя несколько дней русское правительство выдвинуло свой контрпроект.

Когда основные пункты договора были согласованы, возникло препятствие из-за вопроса об альтернате (см.), т. к. Кобенцль категорически настаивал на том, чтобы в обоих экземплярах договора, которыми должны были обменяться правительства, имя австрийского императора стояло на первом месте. Екатерина II отказалась принять это требование, унижавшее национальное достоинство России, и, стремясь уладить конфликт, предложила заключить договор в форме обмена собственноручными письмами между монархами. Иосиф II принял это предложение. С каждой стороны было направлено два письма, из которых первое излагало все статьи договора, за исключением секретной статьи относительно Турции. Эта статья была выделена и составляла содержание второго письма.

Договаривающиеся стороны подтверждали Петербургскую конвенцию 1772 (см.) о разделе Речи Посполитой и Тешенский договор 1779 (см.). В случае нападения на одну из сторон вторая сторона обязывалась выставить 10 тыс. пехоты и 2 тыс. кавалерии, снабжённых полевой артиллерией и снаряжением. В случае нападения Швеции на Россию помощь Австрии войсками (ввиду отдалённости театра военных действий) заменялась денежной субсидией в 400 тыс. руб. ежегодно. Обе стороны гарантировали существующий политический строй Речи Посполитой и целостность её территории. Австрия становилась гарантом всех договоров, заключенных между Россией и Турцией. В случае нападения Турции на Россию австрийский император обязывался объявить Турции войну и вести её тем же количеством войск, что и Россия.

Договор заключался сроком на 8 лет.

Р.-а. д. имел своим результатом совместное выступление обеих держав в начавшейся в 1737 с Турцией.

РУССКО-АМЕРИКАНСКИЕ ДОГОВОРЫ

РУССКО-АМЕРИКАНСКИЕ ДОГОВОРЫ - 1) Р.-а. д. 1824 об определении границы русских владений в Северной Америке - первый договор между Россией и США; подписан 17. IV в Петербурге со стороны России министром иностранных дел Нессельроде и Полетикой и со стороны США посланником Миддльтоном.

Ещё в 1808-10, в связи с проникновением на Аляску американских торговых и пушных компаний, вооружавших туземцев для борьбы против русских, русская дипломатия по инициативе Российско-американской компании вела переговоры с США об упорядочении отношений в северо-западной части Северной Америки. Эти переговоры были сорваны американцами. После заключения Гентского договора 1814 (см.) американская экспансия ещё более усилилась. США претендовали на Орегон, на который также притязала Англия. В свою очередь Александр I указом от 16. IX 1821 запретил иностранным судам подходить к берегам Северной Америки к северу от 51° с. ш. ближе чем на 100 миль.

Опасаясь усиления позиций России в Орегоне и Калифорнии, где была основана русская колония, США стремились сузить русские владения в Америке.

Р.-а. д. ликвидировал возникший конфликт путём взаимных уступок. Граница между владениями России и США была установлена по 54° 40' с. ш.; русские обязались не селиться к югу, а американцы - к северу от этой линии; рыбная ловля и плавание вдоль берегов по Тихому океану были объявлены на 10 лет открытыми для обеих держав. В Вашингтоне договор был встречен с полным удовлетворением. В России к нему отнеслись не очень одобрительно, особенно в кругах Российско-американской компании, считавшей, что были сделаны слишком большие уступки американцам.

2) Р.-а. д. 1867 о продаже Россией Аляски США - подписан 30. III в Вашингтоне государственным секретарём Сьюардом и русским посланником Стеклем.

Экспансия США в северо-западной части Америки стала резко усиливаться по мере экономического упадка Российско-американской компании и по мере развития связей США с Дальним Востоком, в особенности после овладения США Орегоном и Калифорнией. Во время Крымской войны США предлагали России начать переговоры о продаже им Аляски, но эти переговоры не состоялись, так как Англия, опасавшаяся перехода Аляски к США, заявила, что она не тронет русских владений в Америке. Тем не менее государственный секретарь Марси и сенатор от штата Калифорния Гвин продолжали во время войны и особенно после неё осаждать русского посланника в Вашингтоне барона Стекля, предлагая за Аляску до 5 млн. долл. Однако А. Горчаков (см.) решительно выступил против продажи Аляски. Во время гражданской войны в США (1861-65) американцы возобновили свои предложения, но лишь после окончания гражданской войны Сьюарду удалось добиться успеха, чему способствовало обострение англо-русских отношений и банкротство Российско-американской компании.

Согласно Р.-а. д. США приобретали у России Аляску с близлежащими Алеутскими о-вами за ничтожную сумму в 7 200 тыс. долл. (14 320 тыс. руб. по тогдашнему курсу). США получили территорию в 1 519 тыс. км2, где уже были открыты золото и залежи каменного угля и где существовали богатые рыбные промыслы. В новейшее время Аляска была использована США в стратегических целях. После второй мировой войны США провели ряд мероприятий, имеющих своей целью превращение Аляски в плацдарм для агрессии против Советского Союза.

РУССКО-ГЕРМАНСКИЕ ТОРГОВЫЕ ДОГОВОРЫ 1894 И 1904

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУССКО-ИСПАНСКИЙ ДОГОВОР 1812

РУССКО-ИСПАНСКИЙ ДОГОВОР 1812 - о союзе против Франции - подписан 20. VII в Великих Луках канцлером Н. П. Румянцевым и уполномоченным испанских кортесов Зеа Бермудесом.

Национальные кортесы, возглавившие борьбу испанского народа против Наполеона, ещё в конце 1810 предприняли зондаж в Петербурге в отношении возможности заключения русско-испанского союза против Франции. В октябре 1811 в Россию прибыл с целью заключения союза тайный дипломатический агент кортесов Зеа Бермудес, предварительно посетивший Лондон, где английский министр иностранных дел Уоллслей уполномочил его обещать России содействие Англии в случае войны с Наполеоном. В Петербурге Зеа Бермудес завязал секретные переговоры непосредственно с Александром I без ведома министра иностранных дел Н. П. Румянцева, сторонника французской ориентации. Александр I, заинтересованный (ввиду ухудшения отношений с Францией) в том, чтобы Наполеон держал в Испании значительные силы, склонялся к поддержке испанцев, но не спешил с заключением формального союза. Лишь после открытого разрыва между Россией и Францией русско-испанские переговоры, в которые был, наконец, посвящен и Румянцев, приняли более конкретный характер и завершились заключением Р.-и. д.

Р.-и.д. провозглашал дружбу, согласие и союз между Россией и Испанией (ст. 1). Обе стороны выразили твёрдое намерение вести с момента заключения соглашения "мужественную войну против императора французов, общего врага России и Испании", и оказывать друг другу взаимную помощь (ст. 2). Александр I признал де юре кортесы в Кадиксе и принятую ими 18. III 1812 конституцию (ст. 3), что имело очень важное значение для укрепления международного положения кортесов.

Последствием Р.-и. д. было согласование военных усилий обеих стран в борьбе с Наполеоном, что затруднило в критические моменты войны 1812 и кампании 1813 переброску наполеоновских войск.

РУССКО-КИТАЙСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУССКО-КИТАЙСКО-МОНГОЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1915

РУССКО-КИТАЙСКО-МОНГОЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1915 (т. н. "Тройное соглашение") об автономии Внешней Монголии - подписано в Кяхте 7. VI от России Миллером, от Китая - Би Гуй-фуаном и Чен Лу, от Монголии - Ширин-Дамбином и Чакдурчжабом.

Ноты, приложенные к русско-китайской декларации 1913 (см.). предусматривали дальнейшие русско-китайско-монгольские переговоры по политическим и территориальным вопросам, связанным с Монголией. Эти переговоры состоялись в Кяхте в 1915 и завершились подписанием Р.-к.-м. с, урегулировавшего остававшиеся нерешёнными политические и территориальные вопросы.

По Р.-к.-м. с. Внешняя Монголия признавала сюзеренитет Китая, а Китай и Россия признавали автономию Внешней Монголии, "составляющей часть китайской территории". За Внешней Монголией признавалось право ведать своими внутренними делами и заключать договоры торгового и промышленного характера, но ей запрещалось заключать международные договоры, касающиеся политических и территориальных вопросов. Окончательно определялись территория и границы Внешней Монголии. Подтверждались русско-монгольское соглашение 1912 и русско-китайская декларация 1913.

В 1917 Р.-к.-м. с. было нарушено вмешательством Китая во внутренние дела Внешней Монголии. В 1919 Монголия была оккупирована войсками северокитайских милитаристов из прояпонской клики Аньфу. 22. XI 1919 декретом китайского президента, в прямое нарушение Р.-к.-м. с. 1915, автономия Монголии была отменена.

В 1921 японский агент белогвардеец Унгерн своими войсками захватил Монголию и провозгласил "восстановление" её автономии. Эта кратковременная реакционная инсценировка была ликвидирована народной революцией в июле 1921, которая положила начало действительной независимости Монголии.

РУССКО-МОНГОЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1912

РУССКО-МОНГОЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1912 - подписано 3. XI в Урге от России Коростовцом, от Монголии председателем монгольского Совета министров Сайн-Найон Намансурун ханом и всеми остальными министрами.

Под влиянием русской революции 1905 и китайской революции 1911 в Монголии развернулось движение за национальную независимость. Народное недовольство особенно усилилось в связи с намерением манчжурского правительства осуществить массовую китайскую колонизацию монгольских земель (прежде всего по русской границе).

Возглавившие движение князья и ламство в июле 1911 по инициативе Сайн-Найон хана и ургинского хутухты (главы ламаистской церкви в Монголии) Богдо-гегена (см.) организовали тайное совещание, на котором приняли письмо "белому царю" с просьбой оказать Монголии "помощь и покровительство" в её борьбе за независимость. Русское правительство решило оказать поддержку монгольским князьям.

1. XII 1911 духовные и светские феодалы Монголии, заручившись поддержкой России, произвели переворот в Урге. Китайский амбань (наместник) вынужден был укрыться в русском консульстве. В тот же день съезд князей и лам опубликовал декларацию, в которой Монголия провозглашалась независимым государством. 29. XII 1911 Богдо-геген был провозглашён монархом Монголии.

После этого Россия потребовала от Китая признания автономии Внешней Монголии. Встретив отказ, русское правительство в сентябре 1912 командировало в Ургу бывшего посланника в Пекине Коростовца для непосредственных переговоров с монгольским правительством. В результате этих переговоров и было подписано Р.-м. с.

Р.-м. с. предусматривало, что Россия окажет Монголии помощь "к тому, чтобы она сохранила установленный ею автономный строй, а также право содержать своё национальное войско, не допуская на свою территорию китайских войск и колонизации своих земель китайцами" (ст. I). Специально оговаривалось, что в случае вступления Монголии в договорные отношения с третьим государством настоящее соглашение может быть изменено лишь с согласия России (ст. III). Монголия обязывалась обеспечить за русскими подданными преимущественное положение на основе привилегий, перечисленных в особом протоколе, приложенном к соглашению (ст. II). Этот протокол предоставлял русским подданным право беспошлинной торговли в Монголии, право производить финансовые операции и учреждать "всякого рода торгово-промышленные заведения", а также право вступать в соглашения относительно эксплуатации горных и лесных богатств и рыбных промыслов. Русскому правительству предоставлялось право назначения консулов в любые пункты Монголии. Главой монгольского правительства признавался Богдо-геген.

Политика России в монгольском вопросе, нашедшая своё выражение в Р.-м. с. 1912, заставила китайское правительство в дальнейшем пересмотреть свою позицию и признать автономию Внешней Монголии (см. Русско-китайская декларация 1913).

РУССКО-ТУРЕЦКИЕ СОЮЗНЫЕ ДОГОВОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУССКО-ТУРЕЦКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1914

РУССКО-ТУРЕЦКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1914 - по армянскому вопросу - подписано 8.П в Константинополе от имени России советником посольства Гулькевичем и от имени Турции-великим визирем Саидом Халимом пашой.

Население Турецкой Армении издавна страдало от отсутствия личной и имущественной безопасности, административного и земельного неустройства и притеснений со стороны курдов и турецких властей. Вопрос о реформах в Армении как международная проблема впервые нашёл своё отражение в Сан-Стефанском мирном договоре (см.), предусмотревшем контроль России над проведением реформ, а затем в решениях Берлинского конгресса 1878 (см.). Турция не выполнила взятых ею на себя обязательств. Притеснения армян продолжались в ещё больших размерах. Зверские погромы и насилия над армянами в Сасуне, Константинополе и других местах в 1894-96 вызвали возмущение общественного мнения в Европе. Англия поспешила вмешаться в армянский вопрос, но она руководствовалась не заботой об армянах, а стремлением произвести давление на султана, чтобы вернуть себе утраченное после захвата Египта влияние в Турции. Россия, занятая в это время дипломатической борьбой на Дальнем Востоке, воздерживалась от активных выступлений на Балканах и в Турции. Германия почти открыто поддерживала турецкого султана Абдул-Хамида II (см.). Пользуясь этими разногласиями, Абдул-Хамид, хотя и издал в 1895 ираде (указ) о проведении реформ в Армении, на деле продолжал прежние притеснения и погромы армян. По выражению великого визиря Сайда паши, султан стремился "ликвидировать армянский вопрос путём ликвидации самих армян". Положение армян не изменилось и после младотурецкой революции 1908, так как младотурки, несмотря на свои декларации о равенстве всех "оттоманов", проводили такую же, как и Абдул-Хамид, политику угнетения нетурецких народов Оттоманской империи.

В 1912 в связи с переселением мусульманских беженцев с балканского театра военных действий в армянские вилайеты, армянское население подверглось новым притеснениям. Армянский католикос обратился к русскому правительству с просьбой о защите турецких армян. По инициативе России начались переговоры между державами по армянскому вопросу. Россия предложила проект широких реформ в армянских вилайетах, но Германия, принявшая участие в переговорах, потребовала изменения проекта, чтобы придать предполагавшимся реформам более умеренный характер. Русский проект был существенно изменён: первоначально предполагалось, что Турецкая Армения составит одну область, а в последней редакции проекта она оказалась разделённой на две области: Южную (Ван, Битлис, Харпут, Диярбекир) и Северную (Эрзерум, Сивас, Трапезунд). Вместо одного христианского ген.-губернатора с широкими полномочиями, назначаемого державами, как предполагалось в русском проекте, должно было быть два ген.-инспектора, назначаемых Портой, и при каждом из них - европейский советник, назначаемый державами. Остальные реформы, намеченные соглашением, касались администрации, судопроизводства, школы, земельного вопроса; армянам предоставлялись равные права с мусульманами.

Россия согласилась на изменение своего проекта, т. к., будучи более других заинтересована в армянском вопросе, опасалась, что при отсутствии единогласия между державами соглашение может быть сорвано и что в этом случае она утратит то преимущественное положение, которое ей создавала инициатива в постановке этого вопроса.

В результате этих переговоров и было подписано Р.-т. с. Однако Турция, по-прежнему используя разногласия между державами, затянула его проведение в жизнь. Со вступлением Турции в первую мировую войну на стороне Германии Р.-т. с. окончательно отпало. Во время войны турецкие власти, поощряемые немцами, провели под видом высылки армян из прифронтовой полосы массовое уничтожение армянского населения.

РУССКО-ФРАНЦУЗСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУССКО-ФРАНЦУЗСКИЙ СОЮЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУССКО-ШВЕДСКИЕ СОЮЗНЫЕ ДОГОВОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУССКО-ЯПОНСКАЯ РЫБОЛОВНАЯ КОНВЕНЦИЯ 1907

РУССКО-ЯПОНСКАЯ РЫБОЛОВНАЯ КОНВЕНЦИЯ 1907 - подписана 28. VII в Петербурге со стороны России министром иностранных дел А. П. Извольским и товарищем министра иностранных дел Губастовым и со стороны Японии - посланником Мотоно.

Р.-я. р. к. была заключена на основании ст. 11 Портсмутского мирного договора 1905 (см.) в результате переговоров, происходивших одновременно с переговорами о заключении русско-японского соглашения 1907 по общеполитическим вопросам и русско-японского торгового договора.

Конвенция состояла из 14 статей. Согласно ст. 1 русское правительство предоставляло японским подданным право ловить и обрабатывать все виды рыб и водных продуктов, за исключением котиков и морских бобров, вдоль русского побережья Японского, Охотского и Берингова морей, за исключением рек и бухт, перечень которых даётся в приложенном к Р-я. р. к. протоколе. Японские подданные должны заниматься ловлей и обработкой рыбы на специальных участках, полученных в аренду с публичных торгов. Японские подданные на арендованных ими участках имеют право пользоваться территорией побережья для починки судов, для засола и сушки рыбы и пр. "С этой целью им разрешается строить там здания, склады, хижины, сушилки" (ст. 3). Кроме того, для обработки рыбы и т. п. японским подданным разрешается арендовать земельные участки вне пределов, указанных в ст. 1 конвенции. При этом они обязаны подчиняться всем законам и распоряжениям, касающимся иностранцев в России (ст. 11).

Р.-я. р. к. устанавливала равное положение в отношении налогов на рыбную ловлю, правил этой ловли и др. для русских и японских подданных, арендовавших участки (ст. 4, 9 и 10). Русское правительство обязывалось не облагать экспортными пошлинами продукты рыбной ловли в прибрежных и амурских губерниях, "если они будут предназначены для экспорта в Японию" (ст. 5), а японское правительство - не облагать их импортными пошлинами (ст. 12).

Срок действия конвенции устанавливался в 12 лет.

Согласно второму приложенному к конвенции протоколу русское правительство разрешало открыть японские консульства во Владивостоке и Николаевске (ст. 1), а японское - русские консульства в Цуруге и Отару (ст. 2).

Впоследствии согласно заключённой в 1925 конвенции об основных принципах взаимоотношений между СССР и Японией советское и японское правительства согласились приступить к пересмотру Р.-я. р. к. В результате этого пересмотра была подписана советско-японская рыболовная конвенция 1928 (см.).

РУССКО-ЯПОНСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУТА МИССИЯ 1917

РУТА МИССИЯ 1917 - дипломатическая миссия США в Россию с целью воспрепятствовать выходу последней из войны.

В марте 1917 США признали Временное правительство России, рассчитывая, что оно будет продолжать войну на стороне Антанты, а в мае 1917 направили в Россию специальную дипломатическую миссию во главе с бывшим государственным секретарём Рутом в ранге чрезвычайного посла. В состав миссии входили представители военных и деловых кругов США, а также вице-президент Американской федерации труда Дункан и др.

Р. м. прибыла в Петроград 13. VI 1917 и сразу же занялась обработкой общественного мнения, стремясь доказать необходимость продолжения войны "до победного конца". С этой целью миссия организовала ряд выступлений своих членов, в т. ч. и Рута, в Петрограде и Москве. Рут и посол США Фрэнсис поставили перед государственным департаментом США вопрос о необходимости создания особого "информационного бюро" для воздействия на общественное мнение России, чтобы добиться отправки на фронт новых миллионов русских солдат. Одновременно Р. м. вела с Временным правительством переговоры о мерах финансовой помощи. В результате этих переговоров США предоставили Временному правительству заём в сумме 325 млн. долл. для закупки в Америке оружия, снаряжения и военных материалов.

После посещения ставки верховного главнокомандующего в Могилёве Р. м. 9. VII выехала через Петроград в США.

До Великой Октябрьской социалистической революции Временное правительство успело получить от США около 188 млн. долл. С 13. XI США прекратили платежи и в дальнейшем в течение ряда лет ставили возвращение полученной Временным правительством суммы (т. н. "долга Керенского") непременным условием для признания СССР.

РУТА - ТАКАХИРА СОГЛАШЕНИЕ 1908

РУТА - ТАКАХИРА СОГЛАШЕНИЕ 1908 - заключено 30. XI в форме обмена нотами между государственным секретарём США Рутом и японским послом в Вашингтоне Такахира.

Соглашение явилось результатом попыток американского и японского правительств ослабить напряжённость отношений между обоими государствами, возникшую сразу же после окончания русско-японской войны 1904-05. С этой целью было заключено японо-американское джентльменское соглашение по поводу японской эмиграции в США, а также арбитражная конвенция от 5. V 1908 и Р. - Т. с.

Р.-Т. с. распространялось не только на Китай или Дальний Восток, но и на весь "Тихоокеанский бассейн". Оно провозглашало принципы уважения к территориальным владениям каждого из договаривающихся государств в этом районе и сохранение статус кво, т. е. признание всех японских территориальных приобретений, концессий, привилегий, полученных по Портсмутскому договору, подтверждённых и расширенных японо-китайским договором 1905, франко-японским и русско-японским соглашениями 1907. Наряду с этим Р. - Т. с. декларативно подтверждало принцип независимости и неприкосновенности Китая, а также принцип равных возможностей для торговли и промышленности всех народов на его территории. В последнем (5) пункте соглашения указывалось, что если принципу статус кво или принципу равных возможностей будут угрожать какие-либо обстоятельства, то обе державы обсудят меры, которые они сочтут нужным принять. Р.-Т. с. преследовало те же цели, что и Кацура - Тафта соглашение (см.). США, признавая правомерность японской экспансии на континент (в Корею и Манчжурию), рассчитывали таким образом ослабить угрозу Филиппинам. Поэтому в соглашении и говорилось о "Тихоокеанском бассейне".

Каждая сторона (японская и американская) рассматривала Р. - Т. с. как победу своей дипломатии. В действительности же оно, не ослабив японо-американского антагонизма, предоставило Японии свободу рук в Китае.

Предыдущая страница Следующая страница