Дипломатический словарь
Статьи на букву "П" (часть 3, "ПОЛ"-"ПУШ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 3, "ПОЛ"-"ПУШ")

ПОЛЬСКО-ГЕРМАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1934

ПОЛЬСКО-ГЕРМАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1934 - "о мирном разрешении споров" - подписано в Берлине 26. I.

Гитлер добивался этого соглашения, чтобы использовать Польшу в целях нанесения удара по системе союзов, созданных Францией в Восточной Европе, и подготовки похода против СССР.

В П.-г. с. указывалось, что стороны обязуются основывать свои взаимоотношения на принципах пакта Келлога -Бриана, не применять силу для разрешения спорных вопросов и разрешать их путём мирного урегулирования. В соглашении также отмечалось, что оно не находится в противоречии с обязательствами, принятыми его участниками в отношении других стран. Срок действия П.-г. с. устанавливался в 10 лет.

П.-г. с. не встретило серьёзных возражений со стороны правящих кругов Англии и Франции. Наоборот, "Англия и Франция помогли Гитлеру использовать враждебную позицию союзной с ними панской Польши в отношении СССР, в результате чего был заключён германо-польский пакт о ненападении, явившийся одним из серьёзных этапов в подготовке немецкой агрессии... Несомненно, что немецко-польский пакт был первой серьёзной брешью в здании коллективной безопасности" ("Фальсификаторы истории. Историческая справка").

Советский Союз отнёсся к П.-г. с. отрицательно вследствие его антисоветской направленности и вреда, который наносился этим актом делу мира. В демократических кругах Франции заключение П.-г. с. вызвало резко отрицательное отношение и явилось одной из причин отставки кабинета Шотана. Для Германии П.-г. с. было "клочком бумаги", который она разорвала, когда нашла это выгодным для себя: соглашение было денонсировано Германией 27. IV 1939, в момент, когда гитлеровцы сочли себя готовыми к войне.

ПОЛЬСКОЕ НАСЛЕДСТВО

ПОЛЬСКОЕ НАСЛЕДСТВО - Во время выборов польского короля после смерти Августа II (1733) в Речи Посполитой боролись два кандидата - Станислав Лещинский, за спиной которого стояла Франция, и саксонский курфюрст Фридрих Август, сын Августа II. Стремясь заручиться русской и австрийской помощью, Фридрих Август согласился отказаться от претензий на австрийское наследство и признать Прагматическую санкцию, одновременно обещав передать Курляндию после смерти герцога Фердинанда Кеттлера в лен фавориту императрицы Анны Иоанновны Э. Бирону. Эти шаги саксонского курфюрста, а особенно враждебные отношения, существовавшие между Версалем с одной стороны, Веной и Петербургом - с другой, побудили русское и австрийское правительства поддержать кандидатуру Фридриха Августа. Русские войска вступили в пределы Речи Посполитой. В октябре 1733, через три недели после избрания Станислава Лещинского, враждебная Лещинскому партия под охраной русских войск избрала королём саксонца, короновавшегося в январе 1734 в Кракове под именем Августа III. Гданьск, где укрылся Станислав Лещинский, был осаждён русскими войсками и капитулировал. Лещинский бежал в Пруссию. Направленная к Гданьску для высадки десанта французская эскадра отступила. Франция объявила войну Австрии, но военные действия велись чрезвычайно нерешительно. Конец войне за П. н. положил прелиминарный мирный договор 1735. Людовик XV обязался склонить Станислава Лещинского к отречению от польской короны в обмен на предоставление ему в пожизненное владение княжеств Бар и Лотарингии. После смерти Лещинского Бар и Лотарингия должны были отойти к Франции. В 1736 последовало отречение Станислава Лещинского, а в 1738 был заключён Венский мирный договор (см.). В результате войны за П. н. России удалось добиться желательного для неё решения польского вопроса; в то же время союзница России Австрия была принуждена уступить Франции ряд своих позиций в Италии и Германии.

ПОЛЬСКО-РУМЫНСКИЙ ДОГОВОР 1921

ПОЛЬСКО-РУМЫНСКИЙ ДОГОВОР 1921 - о союзе - подписан 3. III в Бухаресте. Отражая антисоветские устремления польской и румынской реакции, он предусматривал взаимную военную поддержку сторон в случае войны между одним из участников договора и Советской Россией (ст. 1); координацию их политики во взаимоотношениях с Советской Россией (ст. 2); обязательство не вести переговоров о сепаратном мире в случае войны с Советской Россией (ст. 4); заключение польско-румынской военной конвенции (ст. 3). Статья 5 устанавливала пятилетний срок действия П.-р. д.

27. III 1926 договор был продлён на следующие 5 лет. При этом в его текст были внесены некоторые изменения, имевшие целью затушевать его антисоветскую направленность. Однако согласно заключённой тогда же военной конвенции Румыния обязывалась выставить в помощь своей союзнице 19 дивизий в случае польско-советской войны, если в ней примет участие Германия, и 9 дивизий, если Германия останется нейтральной; Польша же брала на себя обязательство послать на фронт 9 дивизий в случае войны Румынии с Венгрией или Болгарией.

В 1931 и 1936 договор пролонгировался на очередные пятилетия.

В момент нападения гитлеровской Германии на Польшу (1. IX 1939) румынское правительство отказалось придти Польше на помощь, чем открыто нарушило договор и продемонстрировало, что он отнюдь не должен был сдерживать германского агрессора, как это пытались представить на протяжении многих лет участники договора.

ПОЛЬСКО-ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ ДОГОВОР 1947

ПОЛЬСКО-ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ ДОГОВОР 1947 - о дружбе и взаимной помощи - подписан в Варшаве 10. III председателем Совета министров Польши Ю. Циранкевичем и министром иностранных дел З. Модзелевским с одной стороны и председателем Совета министров Чехословакии К. Готвальдом и министром иностранных дел Я. Масариком -с другой.

Договаривающиеся стороны обязались (ст. 2) на основе взаимного согласия применять меры для устранения новой агрессии со стороны Германии или любого соединившегося с Германией государства и с этой целью участвовать в любом мероприятии, направленном к сохранению мира и международной безопасности. При этом договаривающиеся стороны обязались при выполнении настоящего договора соблюдать свои обязанности, вытекающие из их принадлежности к организации Объединённых наций. В случае если одна из договаривающихся сторон будет втянута в военные действия с Германией или каким-нибудь другим государством, присоединившимся к агрессивной политике Германии, другая из договаривающихся сторон обязалась немедленно оказать ей военную и всякую иную помощь. Договаривающиеся стороны обязались (ст. 4) не заключать никакого союза и не принимать участия в каких-либо коалициях, направленных против другой договаривающейся стороны.

Договор фиксировал стремление обеих сторон развивать и укреплять экономическое и культурное сотрудничество (ст. 1) и отмечал необходимость заключения в кратчайший срок соглашений по экономическим и культурным вопросам (подписание соглашений об экономическом сотрудничестве, торговле, культурной связи и др. последовало 4. VII 1947).

Договор заключён сроком на 20 лет.

ПОЛЯНОВСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1634

ПОЛЯНОВСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1634 - между Россией и Речью Посполитой; подписан 27. V - 14. VI в с. Семлеве, у речки Поляновки.

После заключения Цеулинского договора 1618 (см), польская сторона беспрерывно провоцировала пограничные столкновения. Вопрос о войне с Речью Посполитой обсуждался в Москве уже на Земском соборе 1621. Однако деятельная подготовка к войне началась только в конце 20-х годов 17 в.

Русское государство начало военные действия осенью 1632. Центр военных действий сосредоточился вокруг Смоленска. Первые действия русских войск были успешны, но в 1633 поляки спровоцировали нападение татар на границы России, что вызвало уход на юг части русской армии.

В 1634 поляки одержали победу под Смоленском, но затем их дальнейшее продвижение было приостановлено. Обе стороны были изнурены войной.

Инициатива мирных переговоров исходила от Речи Посполитой. Русская делегация при переговорах возглавлялась Ф. И. Шереметевым (см.) и князем А. М. Львовым, польская - коронным канцлером Я. Задзиком. После долгих споров был зафиксирован отказ польского короля Владислава от претензий на русский престол, но Русское государство было принуждено подтвердить отказ почти от всех земель, захваченных Речью Посполитой по Деулинскому договору. Возвращены были только г. Серпейск с небольшими пограничными районами Северщины.

ПОПТОМОВ, ВЛАДИМИР

ПОПТОМОВ, ВЛАДИМИР (р. 1890) - болгарский политический деятель и дипломат, член Политбюро ЦК Болгарской коммунистической партии, профессор Софийского университета.

Во время второй балканской войны П. был в армии. После демобилизации П. окончил юридический факультет Софийского университета. В 1918 он вступил в члены Болгарской рабочей социал-демократической партии (тесняков). П. являлся одним из руководителей антифашистского восстания в сентябре 1923, за что в 1924 был заочно приговорён болгарским фашистским судом к смертной казни. В 1924 он эмигрировал в Югославию, а с 1925 по 1944 жил в эмиграции в СССР. В сентябре 1944 П. возвратился на родину, где принял участие в строительстве новой, демократической Болгарии. С 1945 П. был депутатом Великого народного собрания, а с февраля 1949-главным секретарём Национального совета Отечественного фронта. В качестве представителя Болгарской коммунистической партии он участвовал в совещаниях Информбюро коммунистических и рабочих партий в 1947 и 1949. С июля 1949 П. стал министром иностранных дел, а с января 1950 - заместителем председателя Совета министров (с сохранением поста министра иностранных дел).

ПОРТА (БЛИСТАТЕЛЬНАЯ, ВЫСОКАЯ, ОТТОМАНСКАЯ)

ПОРТА (БЛИСТАТЕЛЬНАЯ, ВЫСОКАЯ, ОТТОМАНСКАЯ) - официальное наименование правительства Оттоманской империи (султанской Турции). Иногда термин П. относят по ошибке не к правительству, а к самой Оттоманской империи.

ПОРТСМУТСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1905

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСЛОВ КОНФЕРЕНЦИЯ

ПОСЛОВ КОНФЕРЕНЦИЯ - временное собрание аккредитованных в какой-либо столице послов нескольких держав для разрешения по уполномочию соответствующих правительств определённого международного вопроса или группы вопросов. В истории известно несколько П. к., в т. ч. II. к., заседавшие после окончания наполеоновских войн в Париже и Вене, Венские П. к. эпохи Крымской войны, Берлинская П. к. 1880, занимавшаяся посредничеством в греко-турецком конфликте, Лондонская П. к. 1913, задачей которой было урегулирование албанского вопроса. Однако в дипломатической терминологии новейшего времени под именем П. к. обычно разумеют орган, который был создан по решению Верховного совета Антанты 13. XII 1919 для рассмотрения практических вопросов возникающих в ходе осуществления Версальского мирного договора с Германией. При этом было предусмотрено, что "большие политические вопросы будут решаться путём прямых сношений между самими правительствами, а вопросы деталей - конференцией послов в Париже".

Названная П. к. начала свои заседания в январе 1920 в составе послов Великобритании, Италии и Японии под председательством специально для этого назначенного французского представителя. Американский посол присутствовал в качестве наблюдателя. Когда рассматривались вопросы, касающиеся Бельгии, на заседания приглашался и её представитель.

Объём полномочий П. к. был весьма неопределённым, равно как и её юридическая природа.

П. к. наблюдала за военной, военно-морской и авиационной межсоюзными комиссиями, созданными для контроля внутри Германии над сокращением её вооружённых сил в соответствии с мирным договором. П. к. осуществляла также наблюдение за деятельностью межсоюзнической комиссии по оккупированным (в Германии) областям и за плебисцитными комиссиями, она же публиковала и результаты плебисцитов. В частности ею было выработано решение по наиболее спорному плебисцитному вопросу- о Верхней Силезии (20. X 1921).

К 1924 функции П. к. вышли далеко за пределы наблюдения за осуществлением Версальского договора. П. к. стала органом англо-французской диктатуры в важных вопросах европейской политики, действующим через голову Лиги наций и диктующим ей решения. Такое положение неизбежно вело к сильнейшему подрыву престижа Лиги наций, призванной, по мысли её руководителей, быть главным инструментом англо-французского господства в Европе. Поэтому в 1924 союзники решили ограничить полномочия П. к. вопросами выполнения Версальского договора (об этом публично заявил Макдональд вскоре после того, как стал премьером). После заключения Локарнских соглашений 1925 и принятия Германии в Лигу наций роль П. к. стала ещё меньшей, заседания её стали происходить со значительными перерывами, и после 1931 она фактически прекратила свою деятельность без принятия на этот счёт какого-либо официального решения.

ПОСОЛ (ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ И ПОЛНОМОЧНЫЙ)

ПОСОЛ (ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ И ПОЛНОМОЧНЫЙ) - дипломатический представитель высшего ранга. Принято считать, что П. представляет не только своё государство, но и лично его главу. Ввиду этого он пользуется правом на особые почести и может в любой момент испрашивать аудиенцию у главы государства, при котором он аккредитован (см. Агент дипломатический, а также Ранги дипломатических представителей).

ПОСОЛЬСКАЯ (ИЛИ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ) КОЛЛЕГИЯ

ПОСОЛЬСКАЯ (ИЛИ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ) КОЛЛЕГИЯ - ведомство, занимавшееся внешнеполитическими делами России в 1718-1802. Преобразована из Посольской канцелярии (см.).

В феврале 1720 Пётр I составил "Определение" коллегии, а в апреле 1720 была издана для коллегии "Инструкция". Оба документа завершили организацию коллегии. Во главе её стояли президент (канцлер) и его заместитель (вице-канцлер). Членами ее являлись тайной канцелярии советник, канцелярии советник и асессоры (обыкновенно их было два). Советники и асессоры составляли наиболее важные дипломатические документы и контролировали деятельность секретарей, возглавлявших отделы ("экспедиции") коллегии.

Посольская коллегия разделялась на два отделения: "политический департамент" (иначе "секретная экспедиция") и "публичная экспедиция", ведавшая хозяйственными и почтовыми делами, а также делами малороссийскими, калмыцкими и других народов, живущих в пограничных губерниях. "Секретная экспедиция", будучи основным учреждением коллегии, подразделялась на четыре экспедиции. Первая, или "экспедиция чужестранных дел на российском языке", заведывала приёмом и отпуском иностранных дипломатов в России, отправкой русских дипломатов за границу, дипломатической перепиской, делопроизводством, составлением протоколов и т. д. Экспедиция возглавлялась двумя секретарями, из которых один ведал европейскими делами, а другой- азиатскими. Вторая экспедиция сосредоточивала все дела и материалы на западных языках, третья - только дела на польском языке, четвёртая, или "ориентальная", - дела на восточных языках. Во главе каждой из них стоял секретарь.

Инструкция 1720 установила порядок хранения документов, печатей, шифров. Допуск посторонних лиц в здание коллегии строго запрещался. "Определение" Пётр I заключил следующими словами: "В делах иностранных служителей коллегии иметь верных и добрых, чтоб не было диряво, и в том крепко смотреть; а ежели кто непотребного в оное место допустит, или, ведая за кем в сем деле вину, а не объявит, те будут наказаны яко изменники".

Во главе коллегии стояли выдающиеся русские дипломаты: Г. И. Головкин (см.), которого в 1734 сменил А. И. Остерман (см.), с 1742 коллегию возглавлял А. П. Бестужев-Рюмин (см.), получивший в 1744 звание канцлера. В дальнейшем руководителями коллегии были М. И. Воронцов (см.), Н. И. Панин (см.), А. А. Безбородко (см.) и др.

В 1775 после подавления восстания Пугачёва дела, касающиеся кочевых народов, были переданы местным губернаторам, которые обязаны были согласовывать с коллегией действия политического порядка. В связи с изъятием из ведения коллегии почтовых и многих хозяйственных дел в 1782 была уничтожена "публичная экспедиция". Расширение иностранного дипломатического представительства в России привело к образованию в 70-х годах особого "церемониального департамента". В 1796 в составе "секретной экспедиции" был образован особый департамент азиатских дел. К концу царствования Екатерины II насчитывалось 21 русское дипломатическое представительство (считая генеральные консульства) за границей.

В 1802 коллегия иностранных дел, как и прочие коллегии, была подчинена министру. Однако внутренняя организация ведомства мало изменилась. Окончательное упразднение коллегии, заменённой министерством иностранных дел, последовало только в 1832.

ПОСОЛЬСКАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ

ПОСОЛЬСКАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ - государственный орган, ведавший иностранными делами в царствование Петра I.

Непрестанные поездки царя, особенно участившиеся с началом Северной войны, привели к созданию походной канцелярии, откуда исходили важнейшие государственные распоряжения. Так как главным предметом её деятельности явились иностранные дела, то она стала именоваться походной П. к. Создание П. к. относится приблизительно к 1700-1701. По отношению к продолжавшему существовать Посольскому приказу (см.) П. к. сразу же заняла положение вышестоящего правительственного органа. Значение П. к. ещё более утвердилось, когда в 1709 её глава Г. И. Головкин (см.) получил звание канцлера, а его заместитель П. П. Шафиров (см. )- вице-канцлера (или подканцлера).

Расширение и усложнение деятельности русской дипломатии: увеличение числа постоянных миссий за границей, учреждение консульств, рост иностранного дипломатического корпуса в России, приводили к расширению деятельности П. к., которая становилась всё более громоздким учреждением, обрастала штатом, обзавелась архивом, что делало неудобным её постоянные переезды за царём. С 1710 местом пребывания П. к. стал Петербург, она перестала именоваться "походной". В 1716 П. к. получила коллегиальное устройство, а в 1718 была преобразована в Посольскую (или Иностранных дел) коллегию (см.).

ПОСОЛЬСКИЙ ОБРЯД

ПОСОЛЬСКИЙ ОБРЯД - дипломатический этикет и порядок внешнеполитических сношений в Русском государстве в 16-17 вв.

П. о. стал складываться при Иване III и окончательно оформился в 16 в. В основу П. о. было положено понятие "государевой чести", т. е. достоинства Русского государства. "Государева честь" выражалась в правильном наименовании и титуловании царя, в предоставлении его послам первого места и т. п. Сношения с иностранными государствами велись через "послов великих", "лёгких послов" - посланников и "гонцов" - в зависимости от важности и цели посольства, а иногда и от отдалённости места назначения. Послы действовали на основании получаемых из Посольского приказа (см.) детальных наказов; ничего решать самостоятельно без сношений с Москвой они не могли. По возвращении из посольства послы представляли в Посольский приказ подробные отчёты в виде дневников (т. н. статейные списки).

При приезде иностранных послов в Русское государство их встречал на границе пристав, назначавшийся воеводой пограничного города для сопровождения их и снабжения в пути продовольствием, которое, по старинному русскому обычаю, выдавалось им за счёт казны. За несколько вёрст до Москвы послы останавливались в ожидании разрешения на въезд в столицу; в назначенный день им присылались из царской конюшни кареты и верховые лошади. Въезд в город происходил с большой торжественностью и привлекал большое стечение народа; на всём пути стояли войска. Для размещения иностранных послов в Москве в 17 в. был устроен Посольский двор; кроме того, имелись (в некоторых случаях ещё в 16 в.) отдельные дворы для литовских, татарских, украинских послов. Послы содержались под строжайшим наблюдением во избежание шпионажа с их стороны; при них состояли всё время приставы. Выезд на аудиенцию происходил с ещё большей пышностью, чем въезд в Москву. Послы сходили на некотором расстоянии от Красного крыльца; на лестнице и в дворцовых покоях стояли дворяне, дьяки и купцы в "золотном платье". Послов встречали назначенные к тому бояре. Царь принимал, сидя на престоле, "в большом наряде", т. е. в кафтане из золотой парчи, в "шапке Мономаха", со скипетром в руке, иногда с "царским яблоком" ("державой") - в другой. Перед ним стояли рынды, т. е. молодые придворные в белых кафтанах с серебряными топориками в руках; вдоль стен сидели бояре; посла "являл", т. е. представлял, один из окольничих. После обмена взаимными приветствиями посол вручал "верющую" (верительную) грамоту, которую принимал посольский дьяк. Затем посол и его свита допускались к целованию царской руки, после чего царь тут же обмывал руку из серебряного рукомойника. Целование руки было привилегией христианских послов; мусульманским послам царь клал руку на голову. По окончании этой церемонии послам ставили скамейку против престола. Посидев немного, они в краткой речи излагали цель посольства и "являли" подарки, присланные царю. В день аудиенции полагалось приглашать послов на обед в присутствии царя, во дворце, или же присылать царское угощение к ним на Посольский двор. Через несколько дней намечалась более скромная, деловая аудиенция, после которой в "ответной палате" они встречались с лицами, назначенными быть "в ответе", т. е. вести переговоры.

Перед отъездом имела место прощальная аудиенция.

Договоры скреплялись присягой, целованием креста и приложением печати; подписывание договора царём было не принято. П. о. в таком виде просуществовал до Петра I.

ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ

ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ - учреждение в Русском государстве 16-17 вв., ведавшее сношениями с иностранными государствами.

Уже в конце 15 в. по мере развития международных связей Москвы из числа великокняжеских дьяков выделилось несколько человек, специализировавшихся на переговорах с иностранными послами. В 1549 "посольское дело" было "приказано" дьяку И. М. Висковатому (см.), чем было положено начало П. п. как учреждению. П. п. ещё в конце 16 в. был невелик; в нём числилось кроме "посольского думного дьяка" и его товарища, тоже дьяка, всего 15-17 подьячих и несколько переводчиков. В 17 в. рост международного значения Русского государства потребовал значительного расширения функций П. п. и его штатов. Помимо общего руководства внешней политикой на П. п. лежала вся текущая работа по дипломатии: отправление русских послов за границу и на съезды, составление для них инструкций (наказов) и переписка с ними, приём и отпуск иностранных послов; он ведал делами иностранных купцов и всех вообще приезжих иноземцев, кроме военных; управлял вновь присоединёнными территориями в первое время после их завоевания (напр., Сибирью, Смоленщиной, Украиной), заведывал сбором денег на выкуп пленных (полоняничные деньги); наконец, ему временами были подведомственны некоторые второстепенные приказы. Таким образом, наряду с функциями центрального ведомства иностранных дел П. п. нёс ряд обязанностей по управлению отдельными областями и ведал их финансами. Такое смешение функций, свидетельствующее об отсутствии системы в организации центрального управления, крайне затрудняло правильное течение дел в П. п. Разнообразие и обширность функций П. п. вызвали расширение его личного состава: в 1689 в нём было 53 подьячих, 22 переводчика и 17 толмачей. Крупное значение, которое приобрели международные сношения в жизни Русского государства в 17 в., нашло себе выражение в том, что начиная с 1667 начальниками П. п. назначались не дьяки, а бояре; некоторым из них, как, напр., А. Л. Ордин-Нащокину (см.), был присвоен особый титул "царственные большие печати и государственных великих посольских дел сберегатель". Одно время самому П. п. присваивали наименование "Государственный приказ посольской печати". В течение 17 в. П. п. оформился как крупное государственное учреждение. Ордин-Нащокин называл его "оком всей великой России". Однако указанные выше недостатки организации тормозили развитие посольского дела. В результате реформы центрального управления при Петре I П. п. был заменён Посольской (или Иностранных дел) коллегией (см.).

ПОСТОЯННЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОТЁМКИН, ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ

ПОТЁМКИН, ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ (1878-1946)- советский государственный деятель, дипломат и учёный.

П. родился в г. Твери (ныне Калинин), в семье врача. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1899). Во время учёбы в университете П. за участие в революционном движении подвергался со стороны царских властей репрессиям и был заключён в Бутырскую тюрьму. С 1899 П. занимался педагогической и научной деятельностью в Москве, Екатеринославе (ныне Днепропетровск) и вновь в Москве (куда он вернулся, спасаясь от преследования екатеринославских властей за участие в революции 1905). В то же время он вёл пропаганду марксизма в студенческих кружках и агитационную работу по заданиям Московского комитета РСДРП(б). В этот период П. приобрёл известность как один из выдающихся пропагандистов марксизма.

После Великой Октябрьской социалистической революции П. работал в области народного образования в Московском губернском совете, участвовал в создании первого рабочего университета (1917). В 1918-19 он работал в отделе школьной политики Народного комиссариата просвещения. По инициативе П. были организованы Всероссийские курсы учителей, созван I съезд по народному образованию и I Всероссийский съезд по внешкольному образованию (1919).

В 1919-20 П. находился на фронтах гражданской войны, занимая посты члена Реввоенсовета VI армии, начальника политотдела Западного, а затем Южного фронтов. После окончания войны П. руководил Одесским губернским отделом народного образования, одновременно являясь начальником губернских военно-политических курсов.

С 1922 П. находился на дипломатической работе. В 1922 он был членом советской Репатриационной комиссии во Франции; летом 1923 П. был назначен председателем Репатриационной комиссии в Турции. В 1924-26 он был генконсулом в Стамбуле, в 1927-29 - советником полпредства СССР в Турции, в 1929-32-полпредом в Греции, в 1932-34 - полпредом в Италии. В 1933 П. подписал советско-итальянский договор о дружбе, ненападении и нейтралитете. В 1934 он входил в состав советской делегации на Ассамблее Лиги наций. В 1934-37 П. занимал пост полпреда СССР во Франции. В этот период он участвовал в переговорах о заключении франко-советского договора о взаимной помощи, который и подписал со стороны СССР 2. V 1935. В 1936 П. подписал соглашение о продлении франко-советского торгового договора 1934. В 1937-40 П. был первым заместителем народного комиссара иностранных дел СССР. Он участвовал в Московских переговорах 1939 (см.) и в ряде других переговоров.

С 1940 и до своей смерти П. был народным комиссаром просвещения РСФСР. По инициативе П. в 1943 была создана Академия педагогических наук, первым президентом которой он был (1943-46). В том же 1943 П. был избран действительным членом Академии наук СССР.

На XVIII съезде партии (1939) П. был избран в члены ЦК ВКП(б). В 1937 и 1946 он был избран депутатом Верховного Совета СССР.

П. является автором ряда научных работ, посвященных вопросам истории международных отношений и педагогики.

П. руководил созданием коллективного трёхтомного научного труда "История дипломатии" (1941- 45), за что был дважды удостоен Сталинской премии. П. был награждён орденами Ленина, Красного Знамени и Трудового Красного Знамени.

ПОТЁМКИН, ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ПОТЁМКИН, ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1739- 91) - русский государственный деятель.

Начал служить в 1755 в конной гвардии. В 1762 в чине вахмистра принял участие в перевороте, возведшем на престол Екатерину II.

До русско-турецкой войны 1768-74 П. заметной роли не играл. В ходе войны он отличился умелыми действиями против турок, обратил на себя внимание императрицы и в январе 1774 в чине ген.-поручика был вызван в Петербург, назначен ген.-адъютантом и вскоре получил титул графа. С этого времени П. становится фаворитом Екатерины II и одним из самых ближайших её советников, принимая участие в разрешении большинства внутренних и внешнеполитических вопросов.

В январе 1776 П. был назначен наместником Новороссийской и Азовской губерний. Тогда же Екатерина II выхлопотала для него титул светлейшего князя Священной Римской империи. П. явился одним из инициаторов присоединения Крыма к России. В своих письмах к Екатерине II он неоднократно подчёркивал, что до тех пор, пока Крым не будет русским, южные границы России будут постоянно находиться под угрозой удара со стороны Турции и что только с присоединением Крыма будет действительно решена проблема заселения южных земель и создания военного и торгового флота на Чёрном море. В декабре 1782 Екатерина II отправила на имя П. "секретнейший рескрипт" о необходимости присоединения Крыма к России. Руководство этой акцией возлагалось на П. Переговоры, которые вёл П. с крымским ханом Шагин-Гиреем, завершились отречением последнего. 8. IV 1783 был подписан манифест о присоединении к России Крыма, Тамани и всей Кубанской стороны. За успешное осуществление присоединения Крыма П. получил титул князя Таврического.

П. участвовал в разработке т. н. "греческого проекта", которым занималась русская дипломатия в 70-х годах 18 в. (полное изгнание турок из Европы и создание на Балканах вассального России греческого государства). В годы, предшествовавшие второй русско-турецкой войне, П. провёл ряд важных мероприятий по реорганизации армии и по созданию Черноморского флота. С целью укрепления границ и создания опорных пунктов на юге по предложению П. были построены города Херсон, Николаев, Севастополь, Екатеринослав. В начавшейся в 1787 русско-турецкой войне П. был назначен главнокомандующим русскими вооружёнными силами на юге, но в качестве полководца он себя не проявил. Блестящими победами над турками русская армия обязана гению А. В. Суворова. Осенью 1791 П. руководил начавшимися в Яссах мирными переговорами с турками, но заболел и 16. X скончался на пути из Ясс в Николаев.

ПОТСДАМСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 1945

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОТСДАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1945

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОТСДАМСКАЯ СОЮЗНАЯ КОНВЕНЦИЯ 1805

ПОТСДАМСКАЯ СОЮЗНАЯ КОНВЕНЦИЯ 1805 - между Россией и Пруссией; подписана 3. XI со стороны России министром иностранных дел кн. Адамом Чарторыйским, кн. Долгоруковым и Алопеусом и со стороны Пруссии-бароном Гарденбергом и графом Гаугвицем. В тот же день к ней присоединилась Австрия декларацией своего посланника в Берлине кн. Меттерниха.

После заключения с Австрией и Англией Петербургского союзного договора 1805 (см.) Александр I предпринял попытку вовлечь Пруссию в антифранцузскую коалицию. Вначале король Фридрих Вильгельм III, боявшийся Наполеона и соблазнённый его обещанием отдать Пруссии Ганновер, стоял на позиции вооружённого нейтралитета, выгодного Франции. Однако Наполеон сам нарушил нейтралитет Пруссии, направив свои войска через прусское владение Ансбах. Это вызвало обострение франко-прусских отношений и побудило Фридриха Вильгельма согласиться на пропуск русских войск через прусскую территорию. Вслед за тем, 25. X 1805, Александр I прибыл в Берлин, чтобы склонить Фридриха Вильгельма к союзу против Франции. В результате непродолжительных переговоров и была заключена П. с. к.

Пруссия приняла на себя посредничество между Россией и Австрией с одной стороны и Францией- с другой и взялась передать Наполеону I выработанные союзниками условия мира, сводившиеся к отказу Наполеона от большей части завоёванных им территорий в Германии и Италии. В случае неудачи мирного посредничества Пруссия обязалась немедленно вступить в коалицию и выставить против Франции армию в 180 тыс. чел. Однако Пруссия оговорила своё участие в войне предоставлением ей английских субсидий, помощью продовольствием со стороны России и территориальными приобретениями по окончании войны. В отдельной секретной статье Россия обещала Пруссии добиться от Англии уступки Ганновера, причём в случае отказа Англии передать Пруссии Ганновер и выплатить ей субсидии Пруссия получала право выйти из коалиции и заключить сепаратный мир с Францией.

Несмотря на заключение П. с. к., Фридрих Вильгельм всеми средствами стремился избежать войны и поручил (без ведома своих министров) Гаугвицу, посланному им 14. XI 1805 к Наполеону с условиями посредничества, не доводить дело до разрыва между Пруссией и Францией. Наполеон отказался принять посредничество Пруссии, но Гаугвиц оттягивал объявление войны Франции, выжидая исхода готовившегося сражения между австро-русской и французской армиями. После победы Наполеона при Аустерлице (2. XII 1805) Гаугвиц поспешил заключить е ним Шёнбруннский союзный договор, который аннулировал П. с. к. и ставил Пруссию в полную зависимость от Наполеона.

ПОТСДАМСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1911

ПОТСДАМСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1911 - между Россией и Германией; подписано 19. VIII.

Готовясь к схватке за мировое господство, германская дипломатия решила попытаться оторвать Россию от Антанты, привлечь её на свою сторону или нейтрализовать. Во время приезда в Германию в ноябре 1910 Николая II и нового русского министра иностранных дел Сазонова канцлер Бетман-Гольвег и статс-секретарь по иностранным делам Кидерлен-Вехтер завязали с ними переговоры. При этом немцы старались использовать англорусские противоречия в Иране. Бетман-Гольвег составил проект договора, по которому Германия признавала Северный Иран сферой русского влияния (что, как известно, уже в 1907 было сделано Англией), а Россия в свою очередь не должна была препятствовать немцам в сооружении ветки Багдадской ж. д. по направлению к Ханекину (пункт на турецко-иранской границе). Наиболее важной статьёй проекта было взаимное обязательство России и Германии не вступать во враждебные друг другу группировки. Сазонов не решился подписать договор, но взял проект его с собой в Росеию. Между тем слухи о предстоящем подписании русско-германского соглашения проникли в печать. Это вызвало резко отрицательные отклики со стороны торгово-промышленных кругов России, связанных с англо-французским капиталом. Они опасались, что сооружение предусмотренной договором железной дороги поведёт в конечном счёте к вытеснению русских товаров с иранского рынка. Сазонов откладывал подписание договора, т. к. ещё не пришёл к определённому решению. Совершенно неожиданно с речью в рейхстаге выступил Бетман-Гольвег, заявивший, что в Потсдаме он якобы обменялся с русским министром иностранных дел обещаниями не вступать во враждебные друг другу коалиции. Английское правительство, встревоженное этим заявлением, сделало соответствующее представление в Петербурге и получило заверение, что Россия не заключит с Германией соглашения, не ознакомив предварительно с ним Англию. Несмотря на это заверение, англичане продолжали прилагать усилия, чтобы при помощи русского посла в Лондоне Бенкендорфа сорвать намечавшееся соглашение. Желая несколько улучшить отношения с Германией, Сазонов всё же подписал П. с, изменив, однако, его первоначальную редакцию. Согласно П. с. Германия обязывалась не искать для себя концессий в Северном Иране, а Россия обещала не препятствовать Германии в строительстве ветки Багдадской ж. д. на Ханекин и заявляла, что, как только немцы доведут строительство ветки до иранской границы, она поможет Германии получить у иранского правительства концессию для продолжения железной дороги до Тегерана. Все попытки немецкой дипломатии вставить в текст договора пункт о неучастии Германии и России во враждебных друг другу группировках не увенчались успехом.

Таким образом, главная цель Германии - оторвать Россию от Антанты - не была достигнута.

ПОЦЦО ДИ БОРГО, КАРЛ ОСИПОВИЧ

ПОЦЦО ДИ БОРГО, КАРЛ ОСИПОВИЧ (1768-1842), граф - дипломат на русской службе, родом корсиканец.

П. был представителем Корсики во французском Учредительном собрании в 1789-91. Как роялист, он эмигрировал из Франции. Приход к власти Наполеона, к которому он испытывал непримиримую ненависть, заставил его с ещё большей энергией бороться за реставрацию Бурбонов во Франции.

В 1805 П. поступил на русскую службу; выполнял дипломатические поручения в Вене, Неаполе и Константинополе. После Тильзитского мира вышел в отставку и уехал из России. В 1812 П. снова поступил на русскую службу. В 1813 он был послан в Швецию, где успешно вёл переговоры с Бернадоттом (см.) о присоединении Швеции к шестой антифранцузской коалиции.

В 1814 П. был назначен посланником (с 1821- послом) при Людовике XVIII, которого сопровождал в эмиграцию во время "Ста дней". П. приобрёл весьма значительное влияние на Людовика XVIII, который часто обращался к нему за советами не только по внешнеполитическим вопросам, но и по вопросам внутренней французской политики.

П. принимал участие в качестве уполномоченного России в Венском конгрессе и во всех конгрессах Священного союза. Всецело проникнутый принципами легитимизма, П. постоянно настаивал на применении самых решительных мер против освободительного и революционного движения.

После вступления на престол Николая I П. составил записку, в которой рекомендовал ему сблизиться с Францией. Этот совет пришёлся ко времени: первые 5 лет николаевского царствования отмечены ослаблением связей с Австрией и Пруссией и укреплением русско-французских и русско-английских отношений. Июльская революция во Франции была встречена П. резко враждебно. Хотя П. и советовал Николаю I признать Луи Филиппа королём (П. считал крайне нежелательным обострение русско-французских отношений), однако он рекомендовал царю вернуться к старым связям с Австрией и Пруссией.

В 1835 П. был переведён послом в Англию и оставался на этом посту до 1839, когда вышел в отставку. Пребывание во Франции и Англии убедило П. в отсутствии непримиримых противоречий между этими двумя странами в восточных делах, что заставило его предупредить Николая I о возможности военного столкновения с ними. Царь не разделял опасений П., но они, как показала Крымская война, были основательны.

ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ

ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ - постановление особой государственной важности в поздней Римской империи. В Западной Европе название П. с. употреблялось для обозначения важных актов, определявших, напр., отношение церкви к государству или порядок наследования престола. Наиболее известной является П. с. императора Карла VI (1711-40), изданная в 1724. Она объявляла нераздельными все владения Габсбургов и передавала их в случае отсутствия мужского потомства старшей дочери императора - Марии Терезии. Принятая всеми "землями" австрийской короны П. с. была признана также Англией, Голландией, Францией, Пруссией и Россией. Это не помешало, однако, прусскому королю Фридриху II отказаться в 1740 от признания П. с. и начать против Марии Терезии войну за австрийское наследство (см.).

ПРАЖСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1866

ПРАЖСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1866 -подписан 23. VIII; завершил войну между Австрией и Пруссией.

Поражение австрийских войск при Садовой (3. VII 1866) не только лишило Австрию плодов одержанной 24. VI победы над итальянской армией, но и открыло прусским войскам путь к Вене. Прусский король Вильгельм и его генералитет, опьянённые победой при Садовой, требовали продолжения военных действий вплоть до полного разгрома Австрии и занятия Вены. Бисмарк же, опасавшийся, что затяжка войны приведёт к вмешательству Франции и что это может свести на-нет результаты победы Пруссии и сорвать планы объединения Германии под руководством прусской монархии, - настаивал на немедленном заключении мира. После того как Бисмарк пригрозил отставкой, Вильгельм уступил и отказался от заманчивой перспективы триумфального въезда в Вену. 22. VII в Никольсбурге начались мирные переговоры. Согласно подписанному 26. VII Никольсбургскому прелиминарному договору территория Австро-Венгрии, за исключением Венеции, передававшейся Италии, осталась нетронутой. Пруссия обязывалась после заключения мира очистить все австрийские территории (ст. 1). Наиболее важной статьёй договора явилась ст. 4, по которой Австрия признавала "новую организацию Германии без участия Австрийской империи" и соглашалась на создание союза германских государств к северу от Майна. Территория Саксонского королевства осталась неизменной. Участие Саксонии в военных расходах и её будущее положение в Северо-Германском союзе должны были быть определены в особом мирном договоре с Саксонией (ст. 5).

Вскоре в Праге был заключён окончательный мирный договор. Австрия передавала Пруссии все свои права на Шлезвиг и Голштйнию при условии, что население Северного Шлезвига будет воссоединено с Данией, если выразит на это своё согласие (ст. 5). Пруссия обязывалась вывести свои войска с территории Австрии не позднее чем через три месяца после ратификации договора (ст. 12). Возобновляли своё действие все договоры между обеими странами, заключённые до войны, кроме тех, которые противоречили условиям П. м. д. В заключительной части договора провозглашалось прекращение существования Германского союза, в котором участвовала Австрия.

3. X того же года последовало подписание австро-итальянского мирного договора в Вене. Договор подтверждал передачу Венецианской области Италии и устанавливал новую границу.

Таким образом, П. м. д. закреплял изменение политической и стратегической обстановки в Центральной Европе. Пруссия получила Шлезвиг и Голштинию. Вскоре по закону 20. IX 1866 к Пруссии были присоединены Ганновер, Гессен-Кассель, Нассау, Франкфурт-на-Майне. Её население возросло до 24 млн. чел. В 1867 был образован Северо-Германский союз, в котором под главенством Пруссии объединились все германские земли к северу от Майна. Германские государства, расположенные к югу от Майна, были вынуждены заключить с Северо-Германским союзом оборонительные и наступательные договоры.

ПРАЖСКОЕ СОВЕЩАНИЕ 1948

ПРАЖСКОЕ СОВЕЩАНИЕ 1948 - министров иностранных дел Чехословакии, Польши и Югославии; состоялось по инициативе польского правительства в Праге 17-18. II. Явный отход правительств США, Англии и Франции от политики демилитаризации и демократизации Германии, провозглашённой на Крымской и Потсдамской конференциях (см.), и взятый ими курс на расчленение Германии вызвали законную тревогу народов Чехословакии, Польши и Югославии, которые были жертвами гитлеровской агрессии, и явились причиной созыва П. с.

В коммюнике, опубликованном после П. с, министры иностранных дел Чехословакии, Польши и Югославии заявили решительный протест против англо-американской политики в германском вопросе: "Политическое обособление Западной Германии... с одной стороны, ведёт к превращению Западной Германии в орудие политики в руках одной державы, а с другой стороны, ведёт к разжиганию ревизионистского немецкого национализма и к восстановлению немецкого милитаризма, который может стать очагом новой агрессии, направленной прежде всего против Чехословакии, Польши, Югославии и других славянских народов, а в дальнейшем и против всей Европы".

Три правительства выразили также протест против попытки ограничения полномочий Совета министров иностранных дел, потребовав соблюдения принципа четырёхстороннего контроля союзников над всей территорией Германии, а также соблюдения принципа консультаций с Чехословакией, Польшей, Югославией и другими непосредственно заинтересованными странами.

Представителями трёх правительств было принято решение обмениваться и в будущем информацией по всем вопросам, касающимся германской проблемы.

Участники П. с. 23. II довели свою декларацию до сведения правительств СССР, США, Великобритании и Франции, а также Союзного контрольного совета в Германии. 26. II Советское правительство сообщило, что оно "разделяет позицию, изложенную в декларации трёх министров иностранных дел".

Правительства США, Англии и Франции и их представители в Контрольном совете для Германии игнорировали декларацию П. с. и отказались её обсуждать.

ПРЕАМБУЛА

ПРЕАМБУЛА (лат. praeambula) - вводная часть международного договора.

П. обычно содержит: 1) перечень договаривающихся сторон и лиц, уполномоченных на подписание договора, с указанием их звания и должности; 2) указание мотивов, послуживших основанием для заключения самого договора. Последнее включается не всегда. Иногда П. может содержать и иные данные.

ПРЕЛИМИНАРИИ

ПРЕЛИМИНАРИИ - предварительный мирный договор, который может либо стать окончательным, либо быть заменён другим по добровольному соглашению сторон. Обычно П. содержат общее соглашение об условиях прекращения войны и о заключении мира. Они не являются обязательным этапом заключения мирного договора, и чаще всего последний подписывается без них.

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР 1699

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР 1699 - между Петром I и польским королём и саксонским курфюрстом Августом II; заключён 21. XI в с. Преображенском, под Москвой.

По возвращении из-за границы в августе 1698 Пётр I начал тайные переговоры с датским посланником Гейнсом, к которым привлёк только Ф. А. Головина (см.). Переговоры эти завершились 26. VII 1699 подписанием оборонительного договора между Россией и Данией, явившегося этапом на пути создания коалиции против Швеции. Договор предусматривал взаимную военную помощь против "нападателя и оскорбителя", под которым подразумевалась Швеция. Договор должен был вступить в силу лишь после заключения мира между Россией и Турцией, в связи с чем Пётр задержал его ратификацию.

В сентябре 1699 в Москву прибыл представитель Августа II ген. Карлович в сопровождении приехавшего инкогнито Иоганна Паткуля (см.) для переговоров, которые должны были развить заключённое в 1698 устное Равское соглашение (см.).

Переговоры в Преображенском велись в глубочайшей тайне; в них участвовали, кроме Петра, Ф. А. Головина, Карловича и Паткуля, только датский посланник Гейне как представитель заинтересованной стороны и переводчик Шафиров (см.). Шведские послы, приехавшие в это время в Москву за подтверждением Кардисского договора 1661 (см.), ни о чём не догадывались. Они были приняты Петром и получили заверения в том, что царь будет соблюдать мирные договоры. Впрочем, Пётр отказался подтвердить договоры крестным целованием, сославшись на то, что уже давал присягу на них покойному Карлу XI. Кроме того, Пётр предъявил требование удовлетворения за оскорбления, нанесённые русскому "великому посольству" в Риге.

По условиям П. с. д. Август П. выступавший только в качестве саксонского курфюрста, обязался разорвать мир с Швецией и вести войну против шведов в Лифляндии и Эстляндии (ст. 2-3). Пётр со своей стороны обязался действовать своими войсками в Карельской и Ижорской землях (ст. 5). Этим определялись и претензии союзников: Лифляндию и Эстляндию по окончании войны должен был получить Август II, а Россия удовлетворялась Карельской и Ижорской землями. Обе стороны договорились о вовлечении курфюрста бранденбургского в союз (ст. 6). Август II обязался содействовать присоединению к союзу Речи Посполитой (ст.8). Союзники обязались не вступать в сепаратные переговоры. Было оговорено, что Россия начнёт войну с Швецией только после подписания мира или длительного перемирия с Турцией, к чему она и должна стремиться (ст. 5). В случае же неудачи мирных переговоров между Россией и Турцией Пётр обязался содействовать заключению мира между Саксонией и Швецией (ст. 12).

От имени России П. с. д. подписал Пётр I, со стороны Саксонии он был подписан Карловичем, а несколько позже, после доставки текста в Дрезден, - Августом II.

После подписания П. е. д. Пётр I 3. XII 1699 ратифицировал оборонительный договор с Данией, а 6. XII 1699 датский посланник Тейнс в особом "артикуле" заявил о присоединении Дании к П. с. д.- наступательному союзу с обязательством вести войну до достижения желательного для союзников мира. Этот "особливый артикул" был ратифицирован датским королём в Копенгагене в январе 1700 и Петром I в апреле 1700. Таким образом, к весне 1700 окончательно оформился Северный союз (см.) в составе России, Саксонии и Дании.

ПРЕССБУРГСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1805

ПРЕССБУРГСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1805 - между Францией и Австрией; подписан 26. XII в Прессбурге (Братиславе).

Сразу же после победы французов под Аустерлицем наполеоновская дипломатия приняла меры к тому, чтобы закрепить её результаты. 4. XII Наполеон принял австрийского императора Франца и потребовал от него в качестве одного из предварительных условий перемирия удаления русских войск из Австрии. 5. XII русские начали отходить, а 6. XII было подписано франко-австрийское перемирие.

Одновременно французская дипломатия вела переговоры о военном союзе с южно-германскими государствами и с Пруссией. 10-12. XII были подписаны союзные договоры Франции с Баварией, Вюртембергом и Баденом. Южно-германские государства предоставляли свои войска в распоряжение Наполеона. Взамен они получали значительное приращение своих территорий за счёт австрийских владений, освобождались от всяких вассальных обязанностей и подчинения Габсбургам и преобразовывались: Бавария и Вюртемберг - в королевства, а Баден - в великое герцогство. Поспешила заключить с Францией союзный договор и Пруссия.

Нанеся Австрии вслед за военным дипломатическое поражение, Наполеон настоял на безоговорочном принятии австрийцами всех французских условий.

По условиям П. м. д. Австрия признавала французские захваты в Италии (захват Пьемонта, Генуи, Пармы, Пьяченцы и др.) и признавала Наполеона королём Италии. Договор не упоминал о судьбе Неаполя. Австрия уступала Итальянскому королевству (т. е. тому же Наполеону) своё адриатическое побережье- Венецию, Истрию, Далмацию, сохранив за собой только Триест.

Австрия признавала Баварию и Вюртемберг королевствами, а Баден - великим герцогством. Бавария получила Тироль с Бриксеном и Триентом, архиепископство Бамберг, епископства Аугсбург, Фрейзинген, Нассау, Эйхштедт и др. Вюртемберг получил 5 городов, по Верхнему Дунаю, графство Гогенберг, ландграфство Велленбург. Между Вюртембергом и Баденом были поделены часть австрийской Швабии, Констанц, Брейсгау и Ортенау. Австрия получала незначительное возмещение: Зальцбург и Вюрцбург для изгнанного из Тосканы эрцгерцога Фердинанда Габсбурга.

Австрия выплачивала победителю 40 млн. флоринов контрибуции. Она теряла 1/6 часть населения и 1/7 часть государственных доходов.

Территориальные и государственные изменения в Южной и Западной Германии означали, что Австрия вытеснена из Германии. Тем самым прекратила своё существование "Священная Римская империя германской нации", основывавшаяся на австрийском преобладании в Германии и Италии. Опубликованный в августе 1808 Францем II Габсбургом манифест о ликвидации империи и его отказе от титула германского императора явился признанием совершившегося факта.

ПРЕФЕРЕНЦИИ (ИЛИ "ПРЕДПОЧТЕНИЯ")

ПРЕФЕРЕНЦИИ (ИЛИ "ПРЕДПОЧТЕНИЯ") - торговые уступки, чаще всего в форме скидок с таможенных пошлин, взаимно предоставляемые в международных договорах двух или нескольких стран в целях усиления торговли между ними.

Принцип "взаимности" нередко носит совершенно формальный характер, т. к. более слабые страны, зависимые от империалистических государств в экономическом, политическом и военном отношениях, фактически могут принуждаться к предоставлению П. при соблюдении якобы "равноправия" сторон. Таковы, напр., заключаемые с 1902 соглашения о П. между США и Кубой; таковы же и навязанные США "независимым" Филиппинам условия "Акта о торговле с Филиппинами", принятого конгрессом США в 1946.

Важную роль играют П. между странами Британской империи, известные под именем "Оттавских имперских предпочтений". США ещё до второй мировой войны выступили застрельщиками отмены или значительного сокращения таможенных и других барьеров, мешающих проникновению американских товаров на британские имперские рынки, прикрытые от иностранной конкуренции оттавскими П.

Торговые соглашения между США и Англией, США и Канадой, заключённые 18. XI 1938 и вступившие в силу с 1. I 1939, пробили первую серьёзную брешь в британской преференциальной системе.

После окончания второй мировой войны империалистическая экспансия США развивается со всё возрастающей силой в том же направлении. Так, одним из условий британского займа 1946 в США в сумме 3 750 млн. долл. явилось согласие Англии пойти на постепенное сокращение и затем полную отмену имперских П. В том же направлении выработаны условия многостороннего соглашения о тарифах и торговле от 30. X 1947 в Женеве. Добиваясь отмены таможенных и прочих барьеров другими странами, США в то же время весьма упорно держатся за П., установленные в пользу американских товаров.

В мирных договорах 1947 с Италией (ст. 82), Финляндией (ст. 30), Венгрией (ст. 33), Румынией (ст. 31) и Болгарией (ст. 29) предоставление Объединённым нациям безусловного режима наибольшего благоприятствования в области таможенного и другого налогового обложения, а также национального режима и режима наибольшего благоприятствования в области торговли, промышленности и мореплавания является П. по отношению к Объединённым нациям, их гражданам и юридическим лицам.

ПРИМО ДЕ РИВЕРА, МАРКИЗ ДЕ ЭСТЕЛЬЯ, МИГЕЛЬ

ПРИМО ДЕ РИВЕРА, МАРКИЗ ДЕ ЭСТЕЛЬЯ, МИГЕЛЬ (1870-1930) - испанский генерал и диктатор.

Участник марокканской войны 1909-12, П. в 1915 был назначен военным губернатором Кадикса, а затем последовательно генерал-капитаном Валенсии, Мадрида и Каталонии.

В 1921 испанские войска под командой ген. Сильвестра понесли в Марокко жестокое поражение от племени риффов, руководимого талантливым вождём Абд эль Керимом. Операциями испанцев руководил лично король Альфонс XIII, дававший ген. Сильвестру приказания помимо военного министерства. Поражение в Марокко вызвало в Испании бурю негодования. Кортесы назначили комиссию для установления виновников поражения. Король и придворная камарилья всячески тормозили работу комиссии, но всё-таки после почти 2-летнего расследования истина была выяснена. 20. IX 1923 результаты расследования должны были быть оглашены в парламенте. Король, опасавшийся, что эти разоблачения могут привести к падению династии, решил пойти на государственный переворот: 13. IX 1923 П. с ведома и согласия Альфонса XIII устроил военный мятеж, создал правительство и установил военно-фашистскую диктатуру. Парламент перестал существовать, и материалы комиссии расследования так и не увидели света.

Захватив власть, П. продолжал войну в Испанском Марокко против риффов. Военные неудачи заставили П. искать помощи у Франции. Обеспокоенное распространением национально-освободительного движения в Марокко, французское правительство пошло навстречу П. и заключило с ним в мае 1925 соглашение о военном сотрудничестве против риффов, в результате чего риффы были разбиты в начале 1926 объединёнными франко-испанскими силами.

Наряду с этим П., учитывая стремление Франции вытеснить Испанию из Марокко, проводил курс на сближение с Италией, считая, что "Средиземное море должно принадлежать скорее Испании и Италии, нежели Франции и Англии". Начало испано-итальянскому сближению положили визит П. и Альфонса XIII в сопровождении броненосной эскадры в Италию (ноябрь 1923) и ответный визит итальянского флота. Заключив с Италией договор о дружбе (7. VIII 1926) и обеспечив себе её поддержку, П. 26. VIII 1926 обратился к Франции, Англии и Италии с меморандумом, в котором настаивал на присоединении Танжера к испанской зоне Марокко и предлагал созвать для решения поднятого им вопроса конференцию государств, подписавших Алхесирасский акт 1908 (см. Танжерские конвенции). Одновременно П. потребовал предоставления Испании постоянного места в Совете Лиги наций, угрожая в противном случае выходом из Лиги. Франция и Англия не сочли нужным удовлетворить притязания П., следствием чего был выход Испании из Лиги наций (сентябрь 1926). Однако П., используя поддержку Италии, добился открытия переговоров с Францией (февраль 1927) и согласия Англии и Франции на конференцию с участием Франции, Англии, Италии и Испании для пересмотра статута Танжера. В виде уступки П. заявил о возвращении Испании в Лигу наций (март 1928). Выработанный собравшейся в Париже конференцией новый статут Танжера не принёс Испании никаких существенных преимуществ. Потерпев неудачу в танжерском вопросе, П. наряду с укреплением испано-итальянских отношений попытался осуществить тесный союз с Португалией в расчёте на преобладание испанского влияния в этом союзе (см. Кармона). Антифранцузская политика П., ослаблявшая средиземноморские позиции Франции, побудила французское правительство содействовать свержению диктатуры П. (в январе 1930).

ПРИНЦЕВЫ ОСТРОВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОЛИВЫ, БОСФОР И ДАРДАНЕЛЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОТОКОЛ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ

ПРОТОКОЛ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ - совокупность правил, регулирующих порядок различных дипломатических церемоний, а также внешние формы общения между дипломатами и официальными лицами страны пребывания.

Дипломатический представитель не только занимает высокий служебный пост, он в то же время представляет аккредитовавшую его страну. Ввиду этого он пользуется правом на особые почести, являющиеся выражением уважения к представляемому им государству. В свою очередь в общениях с представителями высшей власти страны пребывания дипломатический представитель соблюдает ряд условностей, выражающих его уважение к ним. Существует ряд специально выработанных или утверждённых традицией правил поведения, более или менее тождественных в различных странах и известных под названием П. д.

Эти правила регламентируют оказание различного рода почестей прибывающим в страну дипломатическим представителям и высокопоставленным иностранным гостям (морские почести, встречи на границе, на вокзалах, на аэродромах), церемониал вручения верительных и отзывных грамот, участие дипломатов в различных торжествах, парадах и приёмах, аудиенции дипломатов, принесение поздравлений, выражение соболезнований и т. п., а также внешние формы общения дипломатов с представителями страны пребывания и между собой (порядок посещений и визитов, употребление формул вежливости в устных и письменных сношениях, вид одежды в различных случаях и т. п.).

ПРУТСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1711

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПУАНКАРЕ, РАЙМОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПУРТАЛЕС, ФРИДРИХ

ПУРТАЛЕС, ФРИДРИХ (1853-1928), граф - германский дипломат.

С 1879 по 1899 П. занимал различные посты в Вене, Праге, Париже, Петербурге и в аппарате министерства иностранных дел. С 1899 по 19С2 П. был посланником в Гааге; с 1902 по 1907 - прусским посланником в Мюнхене. В октябре 1907 П. был назначен послом в Петербург, гдэ, воздействуя на монархические чувства правящие кругов, пытался доказывать неестественность союза царской России с республиканской Францией и сближения с парламентарной Англией.

В дни июльского кризиса 1914, после того как Россия оставила без ответа германское требование о демобилизации (от 31. VII), П. было поручено 1. VIII в 6 час. вечера посетить Сазонова и в случае неблагоприятного ответа вручить ему ноту с объявлением войны. Дешифровка полученной из Берлина ноты закончилась поздно, и П. попал к Сазонову только в 7 час. вечера. П. три раза задавал Сазонову вопрос, намерена ли Россия удовлетворить требования германского правительства, и три раза получал отрицательный ответ. Тогда сн передал Сазонову ноту с объявлением войны, причём, волнуясь, вручил сразу оба варианта присланной из Берлина ноты, которые были составлены как на случай отрицательного ответа России на германский ультиматум, так и на случай отсутствия ответа вообще.

В 1914-18 П. был советником министерства иностранных дел. В июле 1918 он вышел в отставку.

ПУТЯТИН, ЕФИМ ВАСИЛЬЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПУШКИН, ГЕОРГИЙ МАКСИМОВИЧ

ПУШКИН, ГЕОРГИЙ МАКСИМОВИЧ (р. 1909)-советский дипломат.

По окончании в 1931 Московского планового института П. работал в плановых органах в Сибири, затем руководил одной из групп Управления народнохозяйственного учёта РСФСР в Москве. С 1937, по окончании Института дипломатических и консульских работников, П. был ответственным сотрудником 2-го западного и центральноевропейского отделов Народного комиссариата иностранных дел СССР. В 1942-44 был генеральным консулом СССР в Урумчи. Участвовал в происходивших в январе 1945 в Москве переговорах между представителями трёх великих держав и делегацией временного Национального правительства Венгрии, закончившихся подписанием 20. I 1945 соглашения о перемирии. П. был политическим советником Союзной контрольной комиссии в Будапеште. С 18. X 1945 П. - чрезвычайный и полномочный посланник СССР в Венгрии, а с 29. III 1948 -посол СССР в Венгрии. С 16. X 1949 П.- глава дипломатической миссии в Германской демократической республике.

П. награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного Знамени и медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".

Предыдущая страница Следующая страница