Дипломатический словарь
Статьи на букву "М" (часть 1, "МАД"-"МЕМ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 1, "МАД"-"МЕМ")

МАДЕРО, ФРАНСИСКО ИНДАЛЕСИО

МАДЕРО, ФРАНСИСКО ИНДАЛЕСИО (1873-1913) - мексиканский политический деятель.

М. происходил из богатой помещичьей семьи. С 1905 стал во главе национал-либералов, выступавших против реакционной диктатуры Порфирио Диаса (см.), а в начале 1911 возглавил вооружённое восстание против него. На первых порах США поддерживали М., т. к. стремились устранить Диаса за его уступки английскому капиталу. Поэтому США предоставляли сторонникам М. убежище на своей территории (штабы мадеристов находились в пограничных американских городах), снабжали их оружием, военными материалами и т. д. С целью давления на правительство Диаса в марте 1911 у мексиканской границы были сосредоточены американские войска, а в мексиканские воды были направлены 4 американских крейсера. Американские нефтяные компании предоставили М. крупные денежные суммы.

После отставки и бегства Диаса М. вступил в столицу Мексики и в октябре 1911 был избран президентом.

Вскоре обнаружилось, что вопреки расчётам США М. намерен вести самостоятельную политику. Так, он отказался уступить США область Эль-Чамизаль (к югу от Рио Гранде), уволил 500 железнодорожных служащих - американцев, а для оставшихся ввёл экзамен по испанскому языку, потребовал от американских компаний уплаты налога за добываемую в Мексике нефть (июнь 1912) и т. д. В результате прежнее отношение США к М. сменилось открыто враждебным.

15. IX 1912 американский посол Г. Вильсон согласно инструкции из Вашингтона направил М. ноту с требованием "гарантировать американские интересы" в Мексике. В своём ответе (нота от 22. XI 1912) мексиканское правительство указывало на своё суверенное право облагать налогами источники национального богатства страны.

Ввиду вызывающего и враждебного поведения американского посла, открыто угрожавшего интервенцией, М. известил Вашингтон, что Г. Вильсон не является больше персона грата. Однако все попытки М. добиться отозвания Г. Вильсона не имели успеха.

Более того, антиимпериалистические тенденции в политике М. привели к образованию враждебного ему единого фронта империалистических держав, в котором главную роль играли США. Иностранный капитал поддерживал реакционных противников М., группировавшихся вокруг Ф. Диаса и ген. Уэрты. Когда последние подняли мятеж против М., Г. Вильсон немедленно установил тесный контакт с ними. 12. II 1913 Г. Вильсон как дуайен дипломатического корпуса в сопровождении английского, германского и испанского посланников посетил М. и, применяя угрозы, потребовал от него прекращения военных действий против мятежников. 15. II дипломатический корпус по инициативе Г. Вильсона предпринял новый демарш и через испанского посланника Кологана передал М. "дружеский совет" - уйти в отставку.

М. решительно отверг все эти домогательства и заявил правительству США протест против действий их посла.

Всё же мексиканская контрреволюция, открыто поддержанная иностранным дипломатическим корпусом, одержала верх. 18. II 1913 М. был арестован Уэртой (см.), а 22. II убит по пути следования в тюрьму.

МАДРИДСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1880

МАДРИДСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1880 - о Mapокко - подписана 3. VII представителями 14 участвовавших в конференции держав, в т. ч. Франции, Германии, Англии, Испании; нотой от 14. IV 1881 к М. к. присоединилась Россия.

Намерения Франции захватить Марокко вызывали тревогу Испании, давно имевшей виды на эту страну. И о её инициативе в Мадриде была созвана конференция по марокканскому вопросу. На конференции Испанию поддержали Англия и особенно Германия. Франция была вынуждена уступить.

Согласно М. к. договаривающиеся стороны согласились, что никакие преимущества не должны предоставляться в Марокко подданным какого-либо одного иностранного государства (ст. 17). В то же время М. к. подтвердила и расширила ранее установленный режим капитуляций в Марокко. Иностранцы, уже пользовавшиеся в Марокко согласно предшествующим договорам правом экстерриториальности, получили по М. к. "право покровительства" в отношении находившихся у них на службе марокканских подданных, по которому на последних распространялись все привилегии, данные иностранцам (ст. 2 и 6). Это позволило европейским державам расширить в Марокко свою туземную агентуру.

М. к. не предотвратила дальнейшей экспансии наиболее заинтересованных в Марокко империалистических держав, в первую очередь Франции, Англии, Испании и Германии, и была окончательно ликвидирована франко-испанскими конвенциями 1904 и 1912 (см.) о разделе Марокко.

МАДРИДСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ 1887 И 1891

МАДРИДСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ 1887 И 1891 (секретные) - между Испанией и Италией по вопросам Средиземного моря; на время включили Испанию в систему Тройственного союза (см.). Французская колониальная экспансия в Северной Африке вызывала тревогу в Испании. Сближением с Тройственным союзом и в частности с Италией, заинтересованной в ограждении Триполи от французского проникновения, испанское правительство надеялось воспрепятствовать усилению позиций Франции в западной части Средиземного моря. Испано-итальянское сближение привело в 1887 к заключению первого М. с, оформленного 4. V обменом нот между испанским министром иностранных дел Море и итальянским посланником в Мадриде Маффеи. Испания обязалась не заключать с Францией каких-либо соглашений, в т. ч. касающихся Северной Африки, направленных прямо или косвенно против держав Тройственного союза (ст. 1). Обе стороны признали главной целью соглашения сохранение статус кво на Средиземном море и обязались действовать совместно при появлении каких-либо обстоятельств, угрожающих изменить его (ст. 3). Срок соглашения устанавливался на 4 года. К М.с. присоединились Австро-Венгрия и Германия.

4. V 1891 министр иностранных дел Испании герцог Тетуан и итальянский посланник Маффеи подписали второе М. с, возобновлявшее на следующие 4 года соглашение 1887. В тот же день Австро-Венгрия присоединилась к нему нотой своего посла в Мадриде Дубского на имя Маффеи. Ст. 1 была дополнена обязательством Италии не заключать с Францией каких-либо соглашений, касающихся в частности Северной Африки и направленных прямо или косвенно против Испании. Отдельной нотой Испания оговаривала своё право применять силу "для поддержания безопасности" на границах испанских владений в Марокко.

Вовлечение Испании по М. с. в систему Тройственного союза не было продолжительным. Испанское правительство Кановаса дель Кастилъо (см.) рассчитывало угрозой присоединения к Тройственному союзу добиться уступок в колониальном вопросе от Франции, но отнюдь не намеревалось решительно рвать с ней. Наметившееся в середине 90-х годов соглашение между Испанией и Францией о разделе Марокко (осуществлённое в 1904) привело к отходу Испании от Тройственного союза и к ликвидации М. с, не возобновлённых после истечения срока их действия в 1895.

МАДРИДСКИЙ ДОГОВОР 1750

МАДРИДСКИЙ ДОГОВОР 1750 - см. Испано-португальские договоры.

МАДРИДСКИЙ ДОГОВОР 1795

МАДРИДСКИЙ ДОГОВОР 1795 - о дружбе, границах, торговле и навигаци - между США и Испанией; подписан 27. X в Мадриде правителем Испании Годоем (см.) и посланником США Томасом Пинкни.

США беспокоило поведение Испании, поощрявшей сепаратистские движения на юге республики и враждебные действия индейских племён против неё. Поэтому уже в 1793 США направили миссию в Испанию для переговоров. Годой вначале затягивал переговоры, но к 1795 Испания, выйдя из антифранцузской коалиции, оказалась в натянутых отношениях с Англией, что заставило её поспешить с урегулированием своих отношений с США.

Согласно M. д. Испания признала 31-ю параллель границей между США и принадлежавшей ей Флоридой и предоставила США право свободной навигации по Миссисипи. Каждая из сторон обязывалась не вступать в соглашения с индейскими племенами, жившими на территории другой договаривавшейся стороны. М. д., укрепивший позиции США в бассейне Миссисипи, послужил введением к длительным переговорам, завершившимся в 1819 приобретением Флориды Соединёнными Штатами.

МАЗАРИНИ, ДЖУЛИО

МАЗАРИНИ, ДЖУЛИО (1602-61), кардинал - один из крупнейших политических деятелей и дипломатов Франции 17 в.

Сицилийский дворянин М. проявил дипломатические способности на службе у римского папы и был послан в Париж в качестве папского нунция. С помощью Ришелье (см.) М. стал кардиналом и перешёл на службу к французскому королю. Умирая, Ришелье рекомендовал М. Людовику XIII как своего преемника. После смерти Людовика XIII (1643) М. стал главой правительства при малолетнем Людовике XIV и регентше Анне Австрийской, фаворитом которой он был.

М. продолжал внешнюю политику Ришелье, направленную на достижение Францией гегемонии в Европе. Он стремился обеспечить Франции её "естественные границы", под которыми подразумевались Пиренеи, Рейн и Альпы.

Ко времени прихода М. к власти Франция принимала участие в Тридцатилетней войне против германского императора и Испании и одержала в союзе с Швецией крупные победы. Император Фердинанд III вынужден был пойти на мир. Вестфальский мирный договор 16,48 (см.) закрепил политическое расчленение Германии и утвердил гегемонию Франции на континенте. Франция получила почти весь Эльзас, подтвердила свои права на приобретённые ею в 1559 Мец, Туль и Верден и стала вместе с Швецией гарантом условий мирного договора.

Война Франции против Испании не прекратилась и после 1648. Испания добивалась восстановления позиций, которые она занимала до войны, а Франция стремилась упрочить свои завоевания. На исход войны оказала влияние искусная дипломатия М. Несмотря на старания Испании не допустить сближения Франции с Англией, М. в результате длительных переговоров удалось заключить с Англией мирный и торговый договоры (1655), а затем и военный союз (1657).

Другим успехом внешней политики Франции было вмешательство М. в имперские дела. Ценой подкупа германских князей он добился того, что избрание Леопольда Габсбурга императором (1658) было обставлено рядом условий, в т. ч. обещанием не поддерживать Испанию против Франции. В августе 1658 Рейнский союз, в который входил ряд германских князей, заключил с Францией договор о поддержке и охране Вестфальского мира. При помощи этого союза М. оказывал влияние на политику всей Германской империи.

Изолированная Испания пошла на переговоры. В 1659 был подписан Пиренейский договор (см.). Под давлением Франции была прекращена война.

Швеции против Польши, Дании, Бранденбурга и Австрии (см. Оливский мирный договор 1660), т. к. М. не желая ослабления своей союзницы Швеции и хотел предотвратить вовлечение Речи Посполитой в сферу влияния Австрии.

Внешнеполитические достижения М. укрепили абсолютистскую королевскую власть во Франции, достигшую при Людовике XIV своего расцвета.

МАЙСКИЙ, ИВАН МИХАЙЛОВИЧ

МАЙСКИЙ, ИВАН МИХАЙЛОВИЧ (р. 1884) - советский дипломат.

Сын врача; окончил в 1901 Омскую гимназию; учился в Петербургском университете, но был исключён за участие в революционном движении; высшее образование (экономическое) закончил в Германии. В годы, предшествовавшие Октябрьской революции, неоднократно подвергался репрессиям (аресты, ссылка) за революционную работу; 9 лет провёл в эмиграции в Англии, Германии и Швейцарии. Дипломатическую работу начал в 1922 в качестве заведующего отделом печати НКИД. В 1925-27 был советником полпредства в Лондоне, в 1927-29 - советником полпредства в Токио, в 1929-32 - полпредом в Финляндии; в 1932-43 - послом в Англии, в 1943 - 46 - заместителем народного комиссара иностранных дел, 30. XI 1946 избран академиком.

М. был представителем СССР в Лондонском комитете по невмешательству в испанские дела (см. Невмешательство) и председателем 105-й сессии Совета Лиги наций (май 1939). Он участвовал в Межсоюзной конференции в Лондоне (24. IX 1941), в Крымской и Потсдамской конференциях глав трёх держав (февраль и июль - август 1945), был председателем Межсоюзной репарационной комиссии в Москве (1945). По поручению Советского правительства вёл переговоры и подписал: пакт о ненападении с Финляндией (21. I 1932), торговое соглашение с Англией (16. II 1934), соглашение с Англией об ограничении морских вооружений (17. VII 1937), соглашения о взаимопомощи с Чехословакией (18. VII 1941) и Польшей (30. VII 1941), соглашения об установлении дипломатических отношений с Канадой (12. VI 1942), Голландией (10. VII 1942), Египтом (26. VIII 1943) и др.

М. награждён орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг."

МАКДОНАЛЬД, ДЖЕМС РАМСЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАКИАВЕЛЛИ, НИККОЛО БЕРНАРДО

МАКИАВЕЛЛИ, НИККОЛО БЕРНАРДО (1469 - 1527) - видный итальянский политический деятель, писатель и дипломат.

М. родился во Флоренции, в древней, но обедневшей дворянской семье; получил образование в духе гуманизма. После изгнания Медичи и создания Флорентийской республики М. в 1498 был назначен секретарём "Совета десяти", ведавшим иностранными и военными делами, и занимал этот пост в течение 14 лет. В эти годы М. выполнил ряд ответственных дипломатических поручений.

Выполняя эти поручения, М. имел возможность наблюдать выдающихся политических деятелей и ознакомиться во всех тонкостях с дипломатической практикой своего времени. На основании глубокого изучения положения Италии М. сделал свои выводы о причинах её слабости и упадка, изложенные впоследствии в его политических сочинениях. В 1512, после восстановления власти Медичи во Флоренции, М. был отрешён от занимаемой им должности и некоторое время спустя арестован за участие в заговоре против Медичи, но вскоре освобождён. После освобождения М. поселился в своём имении в селении Сан-Кашьяно, где написал свои основные политические сочинения, в т. ч. трактат "Государь" (1513), в котором он сформулировал свою теорию дипломатического искусства, а также идею государства как высшего начала. М. выдвинул "государственный интерес" в качестве основного принципа политики, оправдывающего любые, даже самые неблаговидные, средства для достижения цели. Он писал: "... Опыт нашего времени показывает, что великие дела творили как раз государи, которые мало считались с обещаниями, умели хитростью кружить людям головы и, в конце концов, одолели тех, кто полагался на честность... Бороться можно двояко: один род борьбы - это закон, другой- сила; первый свойственен человеку, второй - зверю. Так как, однако, первого очень часто недостаточно, приходится обращаться ко второму... Государь должен быть всегда готов обернуться в любую сторону, смотря по тому, как велят ветры и колебания счастия, и... не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо..."

Изображая с открытым цинизмом своего "государя", М. вскрыл подлинные основы "реалистической" политики самодержавной власти, прикрывающей свои действия принципом "государственного интереса". Маркс указывал: "...начиная с Макиавелли, Гоббса, Спинозы, Бодена и т. д. и т. д. в новейшее время, не говоря уже о более ранних авторах, сила изображалась как основа права; благодаря этому теоретическое рассмотрение политики освободилось от морали..." Имя М. стало нарицательным, и слово "макиавеллизм" явилось синонимом политики, не останавливающейся ни перед какими средствами для достижения успеха.

МАК-МАГОНА - ХУСЕЙНА СОГЛАШЕНИЕ

МАК-МАГОНА - ХУСЕЙНА СОГЛАШЕНИЕ - по вопросу об участии арабов в первой мировой войне состоялось в 1915 между британским верховным комиссаром в Каире Мак-Магоном и правителем Мекки шерифом Хусейном (см.).

Соглашение было достигнуто в результате длительной дипломатической переписки, в ходе которой Хусейн обязался поднять восстание арабов против Турции; Англия же обязалась взамен признать независимость арабов.

Переписка обнаружила разногласия между Хусейном (который требовал включить в территорию будущего арабского государства Сирию, Киликию, Палестину, Ирак и весь Аравийский п-ов, кроме Адена) и Англией, которая исключала из этого государства Западную Сирию, Ливан, вилайеты Багдад и Басру в Ираке, а также английские протектораты на Аравийском п-ове. Кроме того, Мак-Магон требовал передать Англии оборону будущего арабского государства и закрепить за англичанами посты советников и чиновников в будущем арабском правительстве, что вызвало возражения Хусейна.

Таким образом, основные вопросы, обсуждавшиеся в ходе этой переписки, - о границах арабского государства и о его отношениях с Англией - не были решены до конца. Тем не менее, базируясь на обещаниях Мак-Магона, Хусейн приступил к подготовке восстания против Турции и поднял его (июнь 1916). В октябре 1916 Хусейн провозгласил независимость Хиджаза и объявил себя королём арабов, т. е. всех арабских стран Азии, но был признан державами лишь в качестве короля Хиджаза.

В результате Англия обеспечила себе помощь арабских войск против немецко-турецких сил на Ближнем Востоке. Однако своих обязательств перед арабами Англия не выполнила: ещё во время войны, в конце 1915, она вступила в тайные переговоры с Францией о разделе арабских стран, закончившиеся соглашением Сайкс-Пико (см.), которое резко противоречило соглашению Мак-Магона - Хусейна. После войны Англия совместно с Францией разделила арабские страны и установила в этих странах колониальный мандатный режим.

МАКСИМИЛИАН I ГАБСБУРГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЛАЯ АНТАНТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЛИК, ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

МАЛИК, ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1906) - советский дипломат.

В 1930 М. окончил Харьковский институт народного хозяйства. До 1935 находился на советской и хозяйственной работе на Украине. В 1937 окончил Институт дипломатических и консульских работников. В 1937-39 работал в Народном комиссариате иностранных дел СССР - сначала в качестве референта, затем помощника заведующего отделом печати. В 1939-42 М. состоял советником полпредства СССР в Японии, а в 1942 был назначен полпредом СССР в Японии. Этот пост он занимал до разрыва советско-японских отношений и начала войны с Японией в августе 1945. В декабре 1945 в качестве члена делегации СССР М. участвовал в работах Московского совещания министров иностранных дел СССР, США и Англии. В январе 1946 М. был назначен политическим советником при представителе СССР в Союзном совете для Японии. С августа 1946 М.- заместитель министра иностранных дел СССР. В мае 1948 М. назначен представителем СССР в Совете безопасности, в атомной комиссии и в комиссии по обычным вооружениям. Член делегации СССР на III сессии Генеральной ассамблеи ООН.

М. награждён двумя орденами Ленина и медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

МАЛИНОВСКИЙ, ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВИЧ

МАЛИНОВСКИЙ, ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВИЧ (1765- 1814) - русский дипломат, учёный.

Окончив Московский университет, М. работал в коллегии иностранных дел; состоял при Лондонской миссии в качестве переводчика. Принимал участие в переговорах о заключении Ясского мирного договора 1792 (см.). В 1803 в Петербурге была издана его работа "Рассуждение о войне и мире", написанная в 1790-98, но задержанная цензурой. Эта работа, а также статья "Вечный мир" являются одними из самых первых русских сочинений, относящихся к области международного права. М. выступал решительным противником войны и защитником международного мира. Он проводил мысль о необходимости использовать все мирные средства, прежде чем начать войну. "Независимая держава, подобно частному человеку, не имеет права начать ссору без всякого посредничества и суда". Для обеспечения международного мира М. предлагал создать общеевропейский совет, состоящий из представителей союзных народов, задачей которого явилась бы охрана общей безопасности, предупреждение всякого нарушения мира и разрешение международных споров.

МАЛЬЦАН, АДОЛЬФ, БАРОН ВАРТЕНБЕРГ

МАЛЬЦАН, АДОЛЬФ, БАРОН ВАРТЕНБЕРГ (1877 - 1927) - германский дипломат. На дипломатическую службу вступил в 1908. С декабря 1921 занимал пост главы русского департамента германского министерства иностранных дел, с декабря 1922 - статс-секретаря министерства иностранных дел. М. принимал участие в работах Генуэзской конференции 1922 и в подготовке советско-германского Раппальского договора 1922. Он использовал своё влияние, для того чтобы убедить германского министра иностранных дел Ратенау в необходимости подписать этот договор с Советской Россией.

В 1925-27 М. был германским послом в США.

МАНДАТНАЯ СИСТЕМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАНУИЛЬСКИЙ, ДМИТРИЙ ЗАХАРОВИЧ

МАНУИЛЬСКИЙ, ДМИТРИЙ ЗАХАРОВИЧ (р. 1883) - видный советский государственный деятель и дипломат, с 1944 - Заместитель Председателя Совета Министров и министр иностранных дел Украинской ССР, действительный член Академии наук УССР.

М. родился в селе Святец, Кременецкого уезда, Волынской губ. (ныне Тарнопольской области). В 1903 он вступил в РСДРП и вёл нелегальную работу в студенческих кружках Петербурга. За участие в Кронштадтском восстании 1906 М. был арестован, но бежал из тюрьмы. В 1907 М. был членом Киевского комитета РСДРП(б), а в 1908-12 жил в эмиграции в Париже, где окончил юридический факультет Сорбонны. В 1912-13 М. был на нелегальной партийной работе в Москве и Петербурге, а в 1913 эмигрировал во Францию. В мае 1917 он вернулся в Россию и от фракции большевиков вошёл в Петроградскую городскую управу. В апреле 1918 М.был послан правительством РСФСР на Украину для переговоров с гетманским правительством. В январе 1919 он возглавил миссию Советского Красного Креста во Франции и был там временно интернирован. С 1919 М. работал на Украине, в 1921-22 был секретарём ЦК КП(б) У. На XI съезде РКП(б) М. был избран кандидатом в члены ЦК РКП(б), с 1923 является членом ЦК РКП(б). В 1924 он был избран членом Президиума Исполнительного комитета Коммунистического Интернационала, с 1928 по 1942 был секретарём Президиума ИККИ. На XVII и XVIII съездах партии М. выступал с отчётными докладами о деятельности делегации ВКП(б) в Коминтерне. В 1942-44 М. работал в Главном политическом управлении РККА и в ЦК ВКП(б).

М. был главой украинской делегации на конференции в Сан-Франциско.

Как глава украинской делегации М. принимал активное участие в работе первой, второй и первой части третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН. В феврале 1946 М. от имени правительства УССР поставил перед Советом безопасности вопрос о положении в Индонезии, а в августе 1946 - вопрос о политике греческого правительства. М. возглавлял украинскую делегацию на Парижской мирной конференции 1946. Летом 1948 он был назначен постоянным представителем Украинской ССР в Совете безопасности ООН.

М. был членом ЦИК всех созывов. Он является депутатом Верховного Совета СССР с 1937 и Верховного Совета УССР с 1947. М.- член Политбюро ЦК КП(б)У.

М. награждён двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, медалями "За победу над Германией" и "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

МАО ЦЗЕ-ДУН

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРОККАНСКИЕ КРИЗИСЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРТЕНСА МИССИЯ

МАРТЕНСА МИССИЯ - Советское правительство в противовес агрессивной политике стран Антанты и США, предпринявших вооружённую интервенцию в России, неоднократно предлагало правительствам этих стран установить мирные отношения. Одной из таких попыток в 1919 явилось назначение Л'. К. Мартенса представителем Советской России в США.

18. III 1919 Мартенс направил государственному департаменту свои верительные грамоты с приложением меморандума, в котором излагались структура и программа Советского правительства, а также выражалась готовность к установлению нормальных дипломатических и торговых отношений между обеими странами. Не дав ответа на полученные документы, государственный секретарь США Лансинг заявил, что единственным русским представителем, которого признаёт правительство США, является посол Временного правительства Бахметьев.

В конце марта Мартенс открыл в Нью-Йорке бюро, функции которого должны были заключаться в установлении торговых отношений с американскими промышленниками, а также в ознакомлении общественного мнения США с истинным положением дел в Советской России.

Организация советского бюро вызвала живейший отклик в различных слоях американской общественности. Передовые элементы страны, рабочие организации и под их давлением социалистическая партия приветствовали Мартенса как представителя первого социалистического государства. Ряд промышленников и дельцов заинтересовался возможностью установления торговых отношений с Советской Россией. Многие крупные фирмы предложили приобрести у них товары. Было заключено большое количество контрактов (на общую сумму в 30 млн. долл.), но реализовать их не удалось из-за противодействия правительства, запретившего вывоз товаров в Советскую Россию.

Положение советского представителя было в значительной степени осложнено тем, что в ответ на рост революционного движения в США весной 1919 поднялась волна реакции. Для расследования деятельности социалистической партии в марте 1919 сенатом штата Нью-Йорк была создана специальная комиссия, возглавлявшаяся реакционером сенатором Лоском. Деятельность этой комиссии была направлена главным образом против советского бюро и его руководителя.

12. VI на советское бюро был произведён налёт полиции, во время которого были захвачены все документы и материалы бюро, отправленные затем "для изучения" в комиссию Лоска. Туда же был препровождён для допроса и Мартене. 20. VI НКИД направил энергичный протест государственному департаменту против незаконных действий в отношении советского представителя.

19. I 1920, после того как комиссии не удалось установить нарушения американских законов Мартенсом, его дело было заслушано в юридической комиссии сената. "Виновность" М. и на этот раз не была установлена.

Слушание дела возобновилось в управлении по делам иммиграции. 15. XII 1920 министр труда Вильсон заявил, что, хотя Мартенс лично не совершил ничего противозаконного, он как представитель Советской России должен быть взят под стражу и выслан.

НКИД в телеграмме на имя Мартенса 24. XII 1920 указал, что враждебное отношение правительства США не может отражать мнение американского народа, давшего много доказательств своего сочувствия русскому народу. Отметив, что при самых тяжёлых обстоятельствах Мартенс честно и терпеливо выполнял полученные им инструкции по установлению дружественных отношений с США, НКИД предложил Мартенсу немедленно вернуться в Россию, ликвидировав все дела бюро.

22. I 1921 Мартене выехал в Советскую Россию.

МАРТЕНС, ГЕОРГ ФРИДРИХ

МАРТЕНС, ГЕОРГ ФРИДРИХ (1756-1821) - немецкий юрист-международник. С 1786 - профессор права в Геттингене. Участвовал в качестве секретаря на Венском конгрессе 1815. В 1785 написал на латинском языке книгу "Основные черты практического европейского международного права". С 1776 М. начал издавать сборники международных договоров, продолжение которых публикуется и по сей день под названием "Continuation du grand recueil de G. Fr. Martens"; всего при жизни M. было издано 35 томов.

МАРТЕНС, ФЁДОР ФЁДОРОВИЧ

МАРТЕНС, ФЁДОР ФЁДОРОВИЧ (1845-1909) - видный русский юрист-международник и дипломат; профессор международного права С.-Петербургского университета.

Главные работы М.: 1) "О консулах и консульской юрисдикции на Востоке", Спб. 1873; 2) "Современное международное право цивилизованных народов", Спб. 1882-83. (переведено на французский, немецкий, испанский, японский, персидский и другие языки).

М.- сторонник т. н. положительного направления в международном праве. По М., прогресс международного права обусловлен развитием прав личности в государстве; действие международного права ограничивается обществом государств европейской цивилизации. Первая работа М. имела своей целью "исследование законов международной администрации", и в своей дальнейшей практической деятельности в качестве делегата России на международных конференциях М. много содействовал разработке вопросов международной администрации. М. был членом совета министерства иностранных дел, состоял вице-президентом Института международного права, был делегатом русского правительства на Брюссельской конференции 1874 и на Гаагских конференциях 1893, 1894 и 1906, а также на Гаагской мирной конференции 1899 и на Женевской 1906; состоял членом Гаагского арбитражного суда и избирался третейским судьёй в некоторых международных конфликтах. Издал в 15 томах "Собрание трактатов и конвенций, заключённых Россией с иностранными державами".

МАРХЛЕВСКИЙ (КАРСКИЙ), ЮЛИАН ЮЗЕФОВИЧ

МАРХЛЕВСКИЙ (КАРСКИЙ), ЮЛИАН ЮЗЕФОВИЧ (1866-1925) -революционер, деятельность которого протекала в Польше, России и Германии. В 1918-22 выполнял ряд ответственных дипломатических поручений Советского правительства.

В октябре 1918 М. был направлен в качестве члена советской дипломатической миссии в Вену. Миссия не была принята и, доехав лишь до Берлина, вернулась в Москву. Затем М. был назначен дипломатическим представителем Советского правительства в Польше.

Однако ввиду враждебной позиции по отношению к Советской России, которую занимали сначала польский регентский совет, являвшийся фактически органом германских оккупантов, а после германской ноябрьской революции 1918- новое польское правительство, связанное с Антантой, НКИД не получил положительного ответа на своё извещение о назначении М., и отъезд М. в Польшу не состоялся.

Летом 1919 М. вёл неофициальные переговоры в Беловеже с представителями польского правительства и Польского Общества Красного Креста (А. Венцковским и М. Коссаковским) как по вопросу о мире между Польшей и Советской Россией, так и по вопросу об обмене заложниками и гражданскими пленными. Переговоры носили неофициальный характер, и было условлено, что для официальных переговоров обе стороны встретятся через некоторое время вторично. В октябре 1919 М. получил полномочия НКИД вести в качестве официального представителя РОКК переговоры с Польским Обществом Красного Креста, а также в качестве уполномоченного Советского правительства - с представителями польского правительства "по всем вопросам, возникшим или имеющим возникнуть между Польской республикой и РСФСР... и установить как в общем, так и в частности, основания соглашения, могущего обеспечить мирные отношения между Польской республикой и РСФСР". Это было важно в связи с участием панской Польши в интервенции против Советской России в период второго похода Антанты. Указанные переговоры велись на станции Микашевичи и закончились подписанием соглашений от 2. XI 1919 "Об окончательном разрешении вопроса о польских заложниках в РСФСР" и от 9. XI 1919 "О взаимной передаче гражданских пленных". Во время переговоров М. приложил немало усилий для заключения с Польшей общего соглашения, которое повело бы к прекращению военных действий, но после заключения договоров относительно заложников и гражданских пленных польские представители стали саботировать дальнейшую работу и 12. XII уехали.

В октябре 1921 М. был направлен в Дайрен для ведения совместно с представителями ДВР переговоров с Японией (см. Дайренская конференция).

В полномочиях М., вручённых ему Советским правительством, говорилось, что на М. возлагается "ведение переговоров с представителями правительства Японии об улажении отношений между обоими правительствами". Одновременно на М., назначенного в качестве чрезвычайного уполномоченного Советского правительства при переговорах между ДВР и Японией, возлагалась обязанность "участвовать в названных переговорах по всем вопросам, касающимся интересов РСФСР на Дальнем Востоке, а также подписать от имени РСФСР все имеющие быть заключёнными в результате означенных переговоров соглашения..."

В начале декабря 1921 М. прибыл в Дайрен. Переговоры с японцами, несмотря на все усилия делегаций РСФСР и ДВР, закончились в апреле 1922 разрывом ввиду агрессивной позиции, занятой токийским правительством. Из Дайрена М. выехал в Пекин, а затем возвратился в Москву. Умер М. в Италии, но был погребён в Германии, на кладбище, где похоронены Р. Люксембург и К. Либкнехт.

МАРШАЛЛ, ДЖОРДЖ КЭТЛЕТТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРШАЛЛ ФОН ВИБЕРШТЕЙН, АДОЛЬФ ГЕРМАН

МАРШАЛЛ ФОН ВИБЕРШТЕЙН, АДОЛЬФ ГЕРМАН (1842-1912) - германский дипломат.

С 1883 по 1890 М. был баденским посланником в Берлине, а с 1890 по 1897 - статс-секретарём германского министерства иностранных дел.

В первые годы дипломатической деятельности М. Германия проявляла стремление к сближению с Англией, что в частности выразилось в заключении англо-германского договора 1890 (см.) об обмене части восточно-африканских владений Германии на принадлежавший Англии о. Гельголанд. Но дальнейшие попытки англо-германского сближения оказались неудачными: слишком явственными становились противоречия, разделявшие обе стороны. М. принимал активное участие в происходивших в это время англо-германских переговорах по колониальному вопросу.

Б 1897 М. был назначен германским послом в Турции, где он оказывал большое влияние на султана Абдул-Хамида II (см.). М. инспирировал переговоры, которые вёл по вопросу о Багдадской железной дороге (см.) Вильгельм II с султаном Абдул-Хамидом II в 1898; при его непосредственном участии германское Общество анатолийских ж. д. добилось в 1903 подписания окончательного текста концессии.

В 1908 и 1911 М. препятствовал принятию предложения России об открытии проливов для русских военных кораблей. Он утверждал, что это "разрушит фундамент действующего на Ближнем Востоке международного права". В действительности М. опасался, что разрешение вопроса о проливах приведёт к улучшению русско-турецких отношений и помешает закабалению Турции Германией.

В 1912 М. был переведён в Лондон, где вёл переговоры, пытаясь придти к соглашению с Англией по вопросу о Багдадской ж. д.

МАСАРИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТВЕЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАУНТБЭТТЕН, ЛУИ

МАУНТБЭТТЕН, ЛУИ (р. 1900), лорд, контр-адмирал - английский военный и политический деятель.

В 1941-42 М. был советником по вопросам комбинированных операций британских вооружённых сил, а в 1942-43 руководил этими операциями. В 1943-46 он занимал пост главнокомандующего вооружёнными силами союзников в Юго-Восточной Азии. В 1946-47 М. командовал первой крейсерской эскадрой Средиземноморского флота.

В феврале 1947 М. был назначен вице-королём Индии вместо фельдмаршала Уэйвелла. Назначение М. в Индию произошло в момент, когда английское правительство под напором индийского национально-освободительного движения вынуждено было объявить о предстоящем выводе своих войск из Индии. М. приложил все усилия для осуществления английского плана расчленения Индии.

После образования доминиона Индии М. был его губернатором (1947-48).

МАЦУОКА ИОСУКЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЧАДО, ХЭРАРДО

МАЧАДО, ХЭРАРДО (1871-1939) - президент Кубы в 1925-33.

Принял активное участие в борьбе за независимость Кубы от Испании (1895-98). В дальнейшем стал лидером либеральной партии. Через родственников и непосредственно М. был тесно связан с нью-йоркскими банками. Используя недовольство кубинского народа полным контролем США над экономической и политической жизнью страны, М. добился своего избрания на пост президента демагогическими обещаниями бороться sa уничтожение зависимости Кубы от США, прекратить проводившуюся предыдущими правительствами практику заключения кабальных займов в США и осуществить широкую программу реформ. На деле М., став президентом, всецело подчинил свою политику интересам американского капитала. Внутри страны М. установил реакционный террористический режим.

Мировой экономический кризис способствовал подъёму революционного движения на Кубе.

В 1933 правительство США, видя, что падение М. неизбежно, и желая сохранить и после его свержения свой контроль над Кубой, решило путём поддержки враждебной М. буржуазной оппозиции предотвратить дальнейший подъём массового революционного движения на Кубе. США организовали конференцию "круглого стола" с участием представителей правительства М. и оппозиции. Ввиду возникших разногласий между представителем США Уэллесом и М. Ф. Рузвельт пригрозил М. интервенцией на Кубе. Дальнейшее вмешательство США в дела Кубы привело к военному перевороту и свержению M. 12. VIII 1933.

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1932-35

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖСОЮЗНИЧЕСКИЕ ДОЛГИ

МЕЖСОЮЗНИЧЕСКИЕ ДОЛГИ - такое наименование получили долги, образовавшиеся в результате займов, заключённых во время и для целей войны 1914-18 непосредственно друг с другом правительствами стран, сражавшихся на стороне Антанты. Громадные военные расходы привели воюющие страны к необходимости сверх обычных способов финансирования войны (налоги, внутренние займы, выпуск займов на частных иностранных рынках) прибегнуть к новому способу: получению возвратной субсидии от правительств союзных стран. Общая сумма М. д. превышала 20 млрд. долл.

МЕМОРАНДУМ

МЕМОРАНДУМ (Memorandum, Aide mémoire) - одна из форм дипломатической переписки, носящая обычно менее важный характер, чем подписная нота (см.) или вербальная нота. М. составляется не в форме письма, адресованного какому-либо лицу или учреждению, а в виде изложения фактической, документальной или юридической стороны вопроса. М. не подписывается. В случае необходимости упоминания отправителя или адресата (министерство, дипломатическое представительство) это делается в третьем лице. Печать, как правило, не ставится. М. пишется обычно на отдельных, скреплённых между собой листах бумаги канцелярского формата (иногда на первом из них стоит бланк учреждения или государственный герб). Дата проставляется на первом или последнем листе. М. не содержит трафаретных формул вежливости. Он либо прилагается к ноте, развивая и обосновывая её положения, либо препровождается в качестве самостоятельного документа, либо вручается лично в дополнение к устной беседе с целью дать возможность собеседнику подробно ознакомиться с вопросом.

Предыдущая страница Следующая страница