Дипломатический словарь
Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАВ"-"ЛИТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАВ"-"ЛИТ")

ЛАВАЛЬ, ПЬЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАВЕНСКИЙ, КСАВЕРИЙ КСАВЕРИЕВИЧ

ЛАВЕНСКИЙ, КСАВЕРИЙ КСАВЕРИЕВИЧ (1800- 55) - русский дипломат.

В 1818 поступил на службу в министерство иностранных дел. С 1822 по 1836 находился в составе русской миссии в Лондоне, с 1836 по 1841 - в составе русской миссии в Берлине. В 1841 Л. был назначен на пост старшего советника министерства иностранных дел, который он занимал до конца жизни. Являясь одним из ближайших сотрудников графа К. В. Нессельроде (см.), Л. полностью разделял его взгляды на цели и задачи русской внешней политики. Весной 1852, находясь в Париже и наблюдая деятельность Луи Наполеона, Л. в отчёте на имя Нессельроде дал свою оценку перспектив внешней политики Франции. Он предсказывал восстановление империи во Франции, но считал, что такое развитие событий не угрожает Европе войной, поскольку Наполеон столкнётся с серьёзными внутренними затруднениями. Сообщение Л. в значительной степени содействовало укреплению ошибочного мнения, которого держались Нессельроде и Николай I перед Восточной войной 1853-56, что угрозы вооружённого выступления со стороны Франции в случае восточного кризиса не существует.

ЛАВРЕНТЬЕВ, АНАТОЛИЙ ИОСИФОВИЧ

ЛАВРЕНТЬЕВ, АНАТОЛИЙ ИОСИФОВИЧ (р. 1904) - советский дипломат.

В 1931 окончил Московский энергетический институт им. Молотова, работал в Высшем совете народного хозяйства.

В 1933 поступил в аспирантуру Энергетического института, закончив которую получил там же доцентуру. Кандидат технических наук.

В 1938 Л. перешёл на работу в Народный комиссариат тяжёлой промышленности. В 1939 был назначен заместителем председателя Технического совета Народного комиссариата электростанций и электропромышленности. На дипломатической работе с 1939; заведывал восточноевропейским отделом Народного комиссариата иностранных дел и в том же году был назначен полпредом СССР в Болгарии, где оставался до 1940. В 1940-41 занимал пост посланника СССР в Румынии, а с 1941 по 1943 являлся заместителем ответственного руководителя ТАСС. В 1943 заведывал I европейским отделом НКИД, а с 1943 по 1944 - отделом Ближнего Востока. В 1944-46 Л. был министром иностранных дел РСФСР, а в 1946 -49 чрезвычайным и полномочным послом СССР в Югославии. Л. был в составе советской делегации на конференции ООН в Сан-Франциско, на первой сессии Генеральной ассамблеи и на Дунайской конференции. С августа 1949 Л.-заместитель министра иностранных дел СССР.

Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

ЛАВРИЩЕВ, АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ

ЛАВРИЩЕВ, АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ (р. 1912) - советский дипломат.

В 1937 окончил Московский институт истории, философии и литературы, до 1939-преподаватель марксизма-ленинизма и заведующий кафедрой в Ивановском педагогическом институте.

Дипломатическую деятельность начал в 1939 в качестве первого секретаря полпредства СССР в Болгарии. С 1940 по 1944 был посланником в Болгарии, а в 1944-45 был политическим советником союзной контрольной комиссии в Румынии, а затем в Болгарии.

В 1945 Л. заведывал IV европейским отделом, а затем отделом балканских стран Министерства иностранных дел СССР. В 1948 был назначен послом СССР в Турции.

Награждён орденом Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени и медалями "За победу над Германией" и "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

ЛАЙБАХСКИЙ КОНГРЕСС 1821

ЛАЙБАХСКИЙ КОНГРЕСС 1821 - был продолжением и завершением Троппаусково конгресса (см.), созванного Священным союзом для подавления революции в Неаполе.

В начале января 1821 русский и австрийский императоры и прусский король со своими министрами, а также представители правительств Франции и Англии встретились в Лайбахе (Любляне). Туда же отправился для переговоров неаполитанский король Фердинанд, только что присягнувший конституции и получивший согласие своего парламента на эту поездку. Но, покинув границы своего королевства, Фердинанд немедленно отрёкся от конституции и всех своих обещаний и стал просить Священный союз о вооружённой помощи. В Лайбахе он условился с Меттернихом (см.) о восстановлении абсолютной монархии в Неаполе, куда уже двинулись австрийские войска. На конгрессе были представители и других итальянских государей; все они, за исключением представителя папы, одобрили планы Меттерниха. В начале марта конгресс был официально закрыт, но его участники решили остаться в Лайбахе до окончательного подавления неаполитанской революции. В это время пришло известие о революции, происшедшей в Пьемонте 12. III, а несколько позже - известие о восстании греков против турецкого господства. Опасаясь расширения революционного движения в Европе, Александр I отказался от поддержки греческого восстания и даже предложил Австрии 100 тыс. солдат для подавления революции в Пьемонте. Но помощь не потребовалась: после небольшой битвы у Новары австрийцы сами заняли Турин и восстановили в Пьемонте абсолютную монархию. 12. V 1821 Россия, Австрия и Пруссия подписали декларацию, которая подтверждала принципы Священного союза.

Во время Л. к. французское правительство на словах выражало недовольство безраздельным хозяйничаньем Австрии в Италии и, подобно английскому правительству, протестовало против неограниченного толкования "принципа вмешательства" участников Священного союза в дела других европейских стран. На деле же французское и английское правительства лишь желали снять с себя ответственность перед либеральным общественным мнением за интервенцию, но не собирались мешать Австрии расправляться с революционным движением в Италии.

ЛАМЗДОРФ, ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

ЛАМЗДОРФ, ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ (1841-1907), граф - русский дипломат.

Вся карьера Л. протекала в центральном аппарате министерства иностранных дел; за границей он никогда не служил. В 1880-97 Л. занимал пост директора канцелярии министра.

Л. был одним из самых верных учеников министра иностранных дел Н. К. Гирса. Опыт, знания и хорошая ориентировка во всех европейских и восточных делах и особенно в дипломатической практике укрепили положение Л. в министерстве. В 1897 он был назначен товарищем министра, а в 1900 по рекомендации Витте - министром.

Период пребывания Л. на посту министра был временем дипломатической активизации России на Дальнем Востоке. Назначение Л. министром совпало с подавлением "боксёрского восстания" и действиями международного экспедиционного корпуса в Китае. Опасаясь утверждения какого-либо иностранного влияния на пекинское правительство, Л. обратился к державам с предложением вывести войска из Пекина. С целью завоевания доверия китайского правительства и отвлечения внимания держав от русской оккупации Манчжурии Л. демонстративно заявил об отводе русского отряда Линевича. Демонстрация Л. не имела, однако, желаемого действия, и международный экспедиционный корпус держав продолжал оставаться в Пекине. Л. участвовал в составлении русско-китайского соглашения 1902 (см.) об очищении Манчжурии, использовав задержку эвакуации русских войск для получения ряда уступок от китайского правительства.

Общее направление дальневосточной политики Л. определялось позицией тех правительственных кругов, которые стремились достичь соглашения с Японией и предлагали ограничить русскую экспансию на Дальнем Востоке пределами Манчжурии. Однако эта "умеренная" политика противоречила взглядам самого царя и его ближайшего окружения. Перед русско-японской войной царь отстранил Л. от дальневосточных дел и сносился с японским и китайским правительствами через наместника на Дальнем Востоке ген. Алексеева.

На Ближнем Востоке политика Л. была направлена на укрепление влияния России в Иране и Турции. Строительство Багдадской ж. д. угрожало безопасности кавказских границ России и вызывало беспокойство русского правительства. Л. стремился ослабить влияние Германии в Турции.

Вместе с тем Л. пытался найти в Германии поддержку против открыто враждебной России политики Англии, но он решительно отклонял все попытки Германии разрушить русско-французский союз. Это особенно ясно сказалось в 1904-05, когда одно за другим следовали предложения Германии заключить союз. Л. отклонил предложения о заключении союза без ведома Франции, что было равносильно отказу. После свидания в Бьёрке Л. и Витте настояли на расторжении подписанного царём договора с Вильгельмом II (см. Бьёркский договор 1905).

В 1906, сразу после отставки Витте с поста председателя Совета министров, ушёл в отставку и Л. Главным поводом для ухода Л. послужила его позиция в дальневосточных делах.

"Дневник" Л., относящийся к периоду его деятельности на посту директора канцелярии министра иностранных дел, является одним из важных источников по истории внешней политики России 80-90-х годов 19 в.

ЛАНСИНГА-ИСИИ СОГЛАШЕНИЕ 1917

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАНСИНГ, РОБЕРТ

ЛАНСИНГ, РОБЕРТ (1864-1928) - американский дипломат, специалист по международному праву; государственный секретарь США в 1915-20.

После начала первой мировой войны Л. в своих публичных выступлениях заявлял, что победа Германии угрожала бы миру и безопасности США. В июне 1915 Л. занял пост государственного секретаря США вместо ушедшего в отставку Брайана (см.). Назначение Л. означало, что США намерены занять более резкую антигерманскую позицию, в частности в вопросе об операциях германских подводных лодок. В апреле 1916 Л. объявил, что, если немцы не откажутся от своих методов подводной войны, у США не будет "иного выбора, кроме разрыва дипломатических отношений с Германской империей". Уступки германского правительства, его временный отказ от неограниченной подводной войны отсрочили неизбежный разрыв между США и Германией, но в апреле 1917 США вступили в войну.

Основными внешнеполитическими актами США, связанными с именем Л., были датско-американский договор 1916 (см.) и соглашение Лансинга - Исии (см.) от 2. XI 1917.

Влияние Л. на внешнюю политику США было ограничено. Президент Вильсон в это время часто действовал в обход государственного департамента, доверяя важные дипломатические поручения полковнику Хаузу (см.) или же лично занимаясь дипломатическими вопросами. Ввиду этого Л., хотя и возглавлял ведомство иностранных дел США, фактически играл в эти насыщенные дипломатическими событиями годы второстепенную роль эксперта по внешней политике при Вильсоне.

Л. был членом американской делегации на Парижской мирной конференции 1919. Будучи членом "Совета десяти" и председателем комиссии по вопросу о виновниках войны, Л., однако, играл второстепенную роль, находясь, по его собственному признанию, в полном неведении о ходе переговоров Вильсона с Клемансо и Ллойд-Джорджем. Даже когда Вильсон на некоторое время уехал в Вашингтон, оставив Л. исполнять обязанности председателя американской делегации, он не посвятил Л. в содержание своих переговоров с премьерами Англии и Франции.

Летом 1919 Л. тщетно доказывал в сенатской комиссии по иностранным делам необходимость ратификации Версальского договора.

После ухода с поста государственного секретаря Л. занимался юриспруденцией. Л. оставил мемуары о Парижской мирной конференции: "The peace negotiations" ("Мирные переговоры").

ЛАТЕРАНСКИЕ ДОГОВОРЫ 1929

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕБЕДЕВ, ВИКТОР ЗАХАРОВИЧ

ЛЕБЕДЕВ, ВИКТОР ЗАХАРОВИЧ (р. 1900) - советский дипломат.

В 1922 Л. окончил Рязанский педагогический институт, а в 1925 - Московский Государственный университет. В 1929-40 Л. - доцент и заведующий кафедрой марксизма-ленинизма Всесоюзной Академии пищевой промышленности имени И. В. Сталина в Москве. На дипломатической работе с 1940. В течение 1940-41 был советником полпредства СССР в Югославии. В 1943-44 - посол СССР при союзных правительствах в Лондоне. В 1945, после признания Советским Союзом Временного национального правительства Польской республики и установления советско-польских дипломатических отношений, Л. был назначен чрезвычайным и полномочным послом СССР в Польше.

Л. награждён орденом Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени и медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

ЛЕЙГ - ГАРДИНГА СОГЛАШЕНИЕ

ЛЕЙГ - ГАРДИНГА СОГЛАШЕНИЕ - о разграничении подмандатных территорий на Ближнем Востоке-заключено в декабре 1920 между Англией и Францией; получило своё название по именам подписавших соглашение - премьера и министра иностранных дел Франции Лейга и английского посла во Франции Гардинга.

Это соглашение было результатом англо-французской дипломатической борьбы, развернувшейся в феврале 1920 на Лондонской конференции Верховного совета Антанты, где обсуждались два вопроса: 1) о религиозном протекторате Франции над "святыми местами" Палестины; 2) о границах между Сирией и Палестиной.

На конференции в Лондоне представитель Франции Камбон потребовал сохранения "векового" французского религиозного протектората над "святыми местами" Палестины. Ллойд-Джордж категорически отверг это требование на том основании, что оно привело бы к "двойственному", англо-французскому управлению Палестиной, неприемлемому и "оскорбительному" для Англии. После длительных поисков компромиссной формулы Франция была принуждена отказаться от требования "религиозного протектората" над Палестиной.

Не менее резкая дискуссия возникла по вопросу о границах. Английские делегаты настаивали на восстановлении "библейских границ" Палестины: "от Дана до Бершебы". Делегат Франции Вертело заявил, что считает библейскую постановку вопроса "устаревшей". Однако, когда было оглашено сионистское требование - включить в состав Палестины ряд областей Сирии (Хермон, Хауран, Джаулан и др.), Вертело, напуганный этим требованием, поспешил заявить, что Франция готова заключить соглашение с Англией "на библейской основе".

В результате этого компромисса было проведено на конференции в Сан-Ремо (см.) в апреле 1920 распределение ближневосточных мандатов, а в декабре 1920 было заключено Л.-Г. с. Оно определило условия ближневосточных мандатов и установило границы между французскими подмандатными владениями (Сирией и Ливаном) и английскими (Палестиной, Трансиорданией и Ираком), а также пограничный режим.

Границы, установленные Л.-Г. с, сохранились, за исключением ирако-сирийской, подвергшейся в 1933 некоторым изменениям.

ЛЕЙТ РОСС, ФРЕДЕРИК ВИЛЬЯМ

ЛЕЙТ РОСС, ФРЕДЕРИК ВИЛЬЯМ (р. 1887) -английский дипломат и экономист.

Л. неоднократно представлял Англию в различных международных переговорах по финансовым и экономическим вопросам и в частности был британским представителем в финансовом комитете репарационной комиссии (1920-25).

В 1932 Л. был назначен главным экономическим советником британского правительства; одновременно он был членом экономической комиссии Лиги наций, а в 1936-37-председателем этой комиссии.

В марте 1935 китайское правительство обратилось к Англии с просьбой о предоставлении займа. Британское правительство послало Л. в Китай в качестве своего эксперта. В результате деятельности Л. китайское правительство в ноябре 1935 провело финансовую реформу, согласно которой Китай присоединился к стерлинговому блоку.

В 1939 Л. был назначен генеральным директором министерства экономической войны. Он был также избран председателем Межсоюзнического комитета послевоенных потребностей, созданного в 1941. Л. был заместителем генерального директора ЮНРРА, а в 1945 был избран председателем Европейского регионального комитета ЮНРРА.

Л. весьма благосклонно относился к удовлетворению требований реакционного правительства Греции и в то же время чинил всяческие препятствия оказанию помощи странам народной демократии. В начале 1946 Л. ушёл в отставку и с июня 1946 стал председателем Египетского банка.

ЛЕНД-ЛИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕОПОЛЬД II

ЛЕОПОЛЬД II (1835-1909) - бельгийский король с 1865; приобрёл скандальную известность своей колонизаторской деятельностью в Африке; "деляга, финансист, аферист", как охарактеризовал его Ленин.

С целью захвата бассейна р. Конго Л. в 1876 организовал и возглавил "Международную ассоциацию для исследования и цивилизации Африки" (переименованную в 1883 в "Международную ассоциацию Конго").

Л. пригласил к себе на службу американского исследователя Африки Стэнли, который за несколько лет (1879-84) основал ряд опорных пунктов в Конго и путём насилия и подкупа заключил с туземными вождями около 400 договоров об "уступке" территорий их племён "Международной ассоциации".

Колониальная политика Л. встретила противодействие со стороны Англии, видевшей в захвате бельгийским королём большей части Конго помеху созданию Британской колониальной империи в Африке. Однако, используя соперничество великих держав, Л. при поддержке Франции и Германии добился аннулирования договора, заключённого в 1884 Англией с его соперницей - Португалией о признании прав последней на устье р. Конго.

В 1884-85 Л. заручился признанием "Международной ассоциации Конго" в качестве государственной организации, имеющей право управлять захваченной ею территорией, со стороны США (22. IV 1884), Германии (8. XI 1884), Англии (16. XII 1884), Франции (5. II 1885) и Португалии (14. II 1885). При помощи Бисмарка он добился принятия Берлинской конференцией 1884-85 по африканскому вопросу "Генерального акта о Конго" (26. II 1885), подтвердившего признание "Международной ассоциации Конго" всеми странами, представленными на конференции (Россией, Англией, Германией, Австро-Венгрией, Францией, Италией, Испанией, США, Бельгией, Данией, Голландией, Португалией, Швецией, Норвегией и Турцией). Правда, Л. был вынужден согласиться на включение в этот акт пунктов о свободе торговли и о запрещении создания монополий в Конго.

1. VIII 1885 Л. направил державам послание, в котором провозглашал себя сувереном "Независимого государства Конго", ставшего, таким образом, его личным владением, связанным с Бельгией лишь личной унией.

Спекулируя на стремлении бельгийской буржуазии принять участие в эксплуатации богатств королевской колонии, Л. в 1889 завещал свои права на Конго бельгийскому государству, благодаря чему в 1890 получил от последнего под видом займа "Независимому государству Конго" 25 млн. фр.

В 1894 Л. заключил с Англией, Францией и Португалией соглашения по вопросу о границах между "Независимым государством Конго" и владениями этих держав в Африке (см. Англо-бельгийский договор 1894).

Установленный Л. в Конго режим насилия и грабежа местного населения вызвал протесты прогрессивных кругов Бельгии и других стран. В то же время Англия, Франция, Германия, США и другие государства выражали недовольство колониальным режимом в Конго, потому что Л. вопреки решению Берлинской конференции 1884-85 монополизировал торговлю и препятствовал проникновению в Конго иностранного капитала.

После ряда скандальных разоблачений царивших в Конго порядков Л. под давлением общественного мнения был вынужден провести там некоторые незначительные реформы (1906).

В 1908 под нажимом Англии и США Л. пришлось отказаться от своих личных прав на Конго в пользу Бельгии, за что он получил от бельгийского государства в качестве компенсации 1 млн. ф. ст.

ЛЕЩИНСКИЙ, СТАНИСЛАВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИВАДИЙСКИЙ ДОГОВОР 1879

ЛИВАДИЙСКИЙ ДОГОВОР 1879 - об уступке Китаем России части Джунгарии и части Восточного Туркестана (Кашгарии) и о предоставлении значительных льгот для русской торговли - подписан 2. X в Ливадии (Крым) русским посланником в Китае Бюцовым и китайским полномочным министром Чун Хоу.

В 1862 в китайских провинциях Шэньси и Ганьсу началось восстание дунган против гнёта манчжурской династии. В 1864 это восстание перекинулось в пределы Джунгарии и Кашгарии, где его поддержали уйгуры. После изгнания китайцев повстанцы создали три независимых феодально-теократических мусульманских государства: Джетышаар, Дунганское султанство и Тарачинское ханство. Поощряемая Англией завоевательная политика правителя Джетышаара Якуб бека в отношении остальных двух новых мусульманских государств вызвала серьёзное беспокойство Петербурга. Опасаясь главным образом подчинения Якуб беку Тарачинского ханства, которое занимало важную в стратегическом и экономическом отношениях долину р. Или, русское правительство в 1871 с согласия Китая оккупировало г. Кульджу и прилегающие к нему районы. Стяну в свои военные силы в Северную Джунгарию, китайское правительство в 1872 вновь начало операции против повстанцев. После этого оно потребовало от России возвратить Китаю Илийский край. Переговоры по этому вопросу были начаты в Кульдже, а затем перенесены в Пекин, куда для этой цели прибыла специальная русская миссия во главе с ген. Богуславским. Русское правительство придавало важное значение Илийскому краю. Оно рассчитывало не только колонизовать его русскими переселенцами, но и использовать для распространения своего влияния в глубь Центральной Азии. В связи с этим русское правительство заняло уклончивую позицию в вопросе возвращения Или. Кроме того, дунгано-уйгурские повстанцы массами переходили в пределы России и принимали русское подданство. Всё это обострило русско-китайские отношения и привело к срыву переговоров на их первом этапе. В конце 1878 в Россию был направлен из Пекина китайский дипломат Чун Хоу, наделённый широкими полномочиями. Переговоры были возобновлены в Петербурге и закончились заключением договора в Ливадии, где тогда отдыхал Александр II. Несмотря на упорное сопротивление китайских дипломатов, договор разрешил в пользу России почти все спорные вопросы.

Л. д. состоял из 18 статей и 2 специальных протоколов. Подавляющая часть статей договора касалась вопросов торговых взаимоотношений. Наряду с новыми льготами для пограничной торговли Россия получала право беспошлинной торговли даже во внутренних провинциях Китая. Согласно территориальным статьям Л. д. к Российской империи отходила не только значительная часть Илийского края с г. Кульджей, но и некоторые пункты Восточного Туркестана, имевшие важное экономическое (г. Яркенд) и военно-стратегическое (перевалы через Тянь-Шань) значение. Одним из приложенных к договору протоколов предусматривалась выплата Китаем 5 млн. руб. в виде "единовременного пособия" за издержки по оккупации Или.

Л. д. вызвал резкое недовольство китайской дворцовой верхушки. 19. II 1880 правительство богдыхана объявило о своём непризнании этого договора. Чун Хоу был публично обвинён в превышении данных ему полномочий. Отказ Китая ратифицировать Л. д. был не столько проявлением его собственной воли, сколько результатом давления Англии, недовольной усилением России в Средней Азии и опасавшейся её появления в Западном Китае. Л. д. был заменён Петербургским договором 1881 (см.).

ЛИВАНСКИЙ КРИЗИС 1943

ЛИВАНСКИЙ КРИЗИС 1943 - см. Сирии и Ливана конфликт с Францией и Англией.

ЛИВЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИГА АМЕРИКАНСКИХ СТРАН

ЛИГА АМЕРИКАНСКИХ СТРАН - проект - сформулирован президентом Уругвая Балтазаром Брумом в лекции "Американская солидарность", прочитанной 21. IV 1920 в Монтевидейском университете, и в статьях, опубликованных в аргентинской и уругвайской печати в январе - феврале 1923.

Согласно проекту Брума доктрина Монро должна была быть расширена, с тем чтобы не только США, но и все американские республики обязались выступить в случае нападения на одну из них неамериканской страны. С этой целью они должны объединиться в Л. а. с., которая будет осуществлять руководство и координацию всех их действий. Лига должна также заниматься мирным разрешением конфликтов между её членами, что "оградит американские страны от европейского вмешательства в их собственные дела". Членами Лиги могут быть не только суверенные государства Америки, но и расположенные в Западном полушарии колонии европейских стран, если они имеют дипломатического представителя хотя бы в одной американской стране и обязуются сохранять нейтралитет в случае конфликта соответствующей европейской страны с Лигой.

Руководящие органы Л. а. с. должны быть те же, что и у Лиги наций: ассамблея, совет и секретариат, причём последний создаётся на базе Панамериканского союза (см.).

Проект Брума отражал недовольство латиноамериканских стран Лигой наций, в особенности отсутствием равенства её членов и господством в ней европейских держав. По мнению Брума, Лига наций должна была быть перестроена по федеративному образцу и включить в себя ряд региональных организаций, в т. ч. и Л. а. с. Формально этот проект не был направлен против Лиги наций и, по словам Брума, являлся логическим следствием Версальского мира, признающего доктрину Монро и тем самым ограничивающего деятельность Лиги наций по отношению к странам Западного полушария, но на деле его осуществление означало бы почти полное отстранение Лиги наций от американских дел. Проект Брума давал Л. а. с. право отстаивать интересы своих членов перед Лигой наций в случае конфликта не только с какой-либо из европейских стран, но и с самой Лигой наций, а также право призвать все американские страны к совместному выступлению, в случае если Лига наций не сумеет надлежащим образом реагировать на нарушение прав одной из них.

США отрицательно отнеслись к этому проекту, т. к. его реализация угрожала лишить США руководящей роли в объединении американских стран и вырвать из их рук монополию на истолкование и применение доктрины Монро, являвшейся важнейшим дипломатическим средством для оправдания интервенций США в странах Латинской Америки.

По предложению уругвайской делегации проект Л. а. с. был поставлен на обсуждение V Панамериканской конференции, заседавшей в Сантьяго (Чили) в 1923. Конференция под давлением делегации США постановила передать вопрос на дальнейшее изучение Руководящему совету Панамериканского союза, который так и не поставил его в порядок дня последующих конференций.

После второй мировой войны, которую США использовали для резкого усиления своих позиций в Латинской Америке, проекты, подобные проекту Брума, встречают уже активную поддержку со стороны США, стремящихся использовать их в целях объединения стран Западного полушария под своей гегемонией (см. Панамериканские конференции).

ЛИГА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИГА НАЦИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИМАН ФОН САНДЕРС, ОТТО

ЛИМАН ФОН САНДЕРС, ОТТО (1855-1929) - немецкий генерал, глава военной миссии в Турции в 1913-18.

В начале 1913 младотурецкое правительство, инспирированное германским послом в Константинополе Вангенгеймом, поставило перед Вильгельмом II вопрос о посылке в Турцию военной миссии. 8. XI 1913 было подписано германо-турецкое соглашение, по которому Л. направлялся в Турцию во главе многочисленной военной миссии. Все германские офицеры на турецкой службе должны были подчиняться Л. С помощью миссии Л. Германия рассчитывала держать в подчинении не только армию, но и правительство Турции.

Министр иностранных дел России Сазонов (см.), ещё ранее узнавший через русских представителей в Берлине и Константинополе о германо-турецких переговорах, поручил послу в Берлине Свербееву заявить решительный протест против миссии Л. В то же время Сазонов поставил перед Францией и Англией вопрос о коллективном протесте правительству Турции. Французское правительство согласилось, и в начале декабря 1913 французский посол в Лондоне Поль Камбон предложил министру иностранных дел Англии Эдуарду Грею присоединиться к представлению правительству Турции по поводу миссии Л.

4. XII 1913 султанским указом Л. был назначен командующим константинопольским армейским корпусом. 7. XII Сазонов предложил "безотлагательное обращение трёх послов к Порте". Но благодаря уклончивой позиции, занятой Англией, текст документа был переделан, и вместо ультимативной декларации Порте была вручена 13. XII 1913 весьма сдержанная нота, носившая характер запроса о правах и полномочиях Л. Колебания английской дипломатии стали известны германскому правительству, и по его совету Турция отклонила демарш трёх держав, сделав, однако, формальную уступку: 16. I 1914 Л. был произведён в высший военный чин, назначен генеральным инспектором турецкой армии с освобождением его от командования столичным корпусом. Фактически положение мало изменилось. Свербеев писал: "Устранение генерала Лимана от командования первым корпусом является лишь уступкой формальной, отнюдь не лишающей последнего решающего его влияния на военные дела в Турции".

К лету 1914 миссия Л. насчитывала 70 офицеров вместо 42 по соглашению. Наличие миссии Л. было одним из эффективных средств вовлечения Турции в первую мировую войну и ускорило заключение германо-турецкого договора 1914 (см.) о союзе.

Во время войны 1914-18 численный состав миссии увеличился до 200 офицеров. Миссия Л. руководила турецкой армией, так же как немецкий адмирал Сушон - турецким флотом. Это обеспечивало не только военный, но также политический и дипломатический контроль Германии над Турцией. К концу войны влияние миссии снизилось, но формально она действовала в Турции вплоть до момента капитуляции последней 30. X 1918.

ЛИМСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 1938

ЛИМСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 1938 ("Декларация принципов американской солидарности") - принята единогласно 24. XII на VIII Панамериканской конференции (см. Панамериканские конференции), происходившей в г. Лиме (Перу).

Рост фашистской агрессии в Европе и Азии имел отголоски и в Америке в виде попыток фашистских мятежей в 1938 в Бразилии, Мексике и Чили. В такой обстановке особое значение приобрела проблема создания противовеса агрессивной политике держав оси. Тенденцию прогрессивных кругов латиноамериканских стран к объединению против угрозы фашизма североамериканский империализм стремился использовать для усиления своего влияния в Западном полушарии. С этой целью делегация США, возглавлявшаяся государственным секретарём Хэллом, при поддержке Мексики, центральноамериканских стран, Колумбии, Венесуэлы и др. добивалась заключения соглашения о совместных действиях против агрессии. Кроме того, для проведения в жизнь решения Межамериканской конференции 1936 о консультациях делегация США предлагала организовать ежегодные конференции министров иностранных дел американских республик.

Стремясь противопоставить гегемонии США блок южноамериканских стран, тесно связанная с Англией Аргентина при поддержке Чили, Перу и некоторых других государств выступила против заключения формального соглашения под эгидой США. Аргентинский министр иностранных дел Кантило ещё до открытия конференции заявил, что солидарность американских стран "является фактом, который не подлежит сомнению... Поэтому мы не нуждаемся в специальных договорах".

В результате конференция ограничилась принятием Л. д., которая расширяла и углубляла "Декларацию принципов межамериканской солидарности и сотрудничества", принятую в 1936 на Межамериканской конференции в Буэнос-Айресе.

В Л.д. провозглашалась решимость стран Западного полушария в случае угрозы миру, безопасности или территориальной целостности какой-либо из них "сделать эффективной свою солидарность", координируя свои действия путём процедуры консультаций и "прибегая к мерам, которых могут потребовать обстоятельства в каждом отдельном случае". Декларация предусматривала проведение консультаций министров иностранных дел американских республик или их представителей по инициативе какой-либо из республик.

Подтверждая и развивая решения Межамериканской конференции по поддержанию мира, состоявшейся в 1936, Л. д. сыграла известную роль в деле создания регионального блока американских стран, направленного против держав оси. В то же время она способствовала установлению гегемонии США в Западном полушарии.

ЛИНГАДЖАТСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1947

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИНКОЛЬН, АВРААМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИПСКИЙ, ЮЗЕФ

ЛИПСКИЙ, ЮЗЕФ (р. 1894) - польский дипломат.

В 1919-22 Л. - секретарь миссии в Лондоне, затем до января 1925 - первый секретарь посольства в Париже, откуда был ненадолго переведён в Берлин. С марта 1925 но июль 1933 он находился на руководящих постах в западном отделе министерства иностранных дел. В июле 1933 как особо доверенное лицо Пилсудского (см.) и Бека, добивавшихся создания польско-германского блока против СССР, Л. был назначен посланником в Берлин.

Рассчитывая использовать Польшу для взрыва французской системы военных союзов, отрыва Румынии от Малой Антанты и в первую очередь для борьбы против советской политики укрепления мира и безопасности, гитлеровская дипломатия пошла на переговоры с Л. об отказе от применения силы в польско-германских отношениях. Несмотря на то, что 15. XI 1933 Гитлер в переговорах с Л. потребовал "исправления" Версальского мирного договора в части, касающейся границ Германии с Польшей, польская сторона, увлечённая надеждой на совместные с Германией действия против СССР, игнорировала явную опасность германской агрессии. 26. I 1934 Л. и Нейрат подписали польско-германское соглашение (см.) о мирном разрешении споров. Основываясь на этом соглашении, Л. решительно выступал против участия Польши в Восточном пакте (см.) и утверждал, что Польше не угрожает опасность со стороны Германии. Сближение Польши и гитлеровской Германии было подчёркнуто преобразованием в посольства польской миссии в Берлине и германской миссии в Варшаве.

В период развёртывания германской агрессии против Чехословакии Л. в августе 1938 уведомил Риббентропа о том, что польское правительство собирается сотрудничать с Германией, ожидая, что расчленение Чехословакии приведёт к передаче Польше Тешинской Силезии и к установлению (в результате захвата Закарпатской Украины Венгрией) общей польско-венгерской границы. Созданием общей границы с Венгрией Л. и Бек рассчитывали усилить антисоветский "санитарный кордон". При этом Л. считал бесспорным, что Германия и Польша в дальнейшем совместно выступят против СССР. 20. IX 1938 Л. договорился с Гитлером о совместном применении польских и германских сил для осуществления планов расчленения Чехословакии, хотя Гитлер снова открыто выдвинул угрожающее требование об изменении польско-германской границы и создании германской экстерриториальной зоны, проходящей через территорию т. н. Польского коридора. После Мюнхенского соглашения (см.) Л. продолжал добиваться польско-германского сотрудничества даже ценой крупнейших уступок со стороны Польши. В последние перед нападением Германии на Польшу критические дни августа 1939 Л. находился в тесном контакте с английским послом в Берлине Гендерсоном, подготовлявшим новую, подобную мюнхенской, сделку Англии с Германией за счёт Польши.

ЛИССАБОНСКИЙ ДОГОВОР 1703

ЛИССАБОНСКИЙ ДОГОВОР 1703 - между Португалией и Англией о союзе в войне за испанское наследство (1700-13); был подписан в Лиссабоне 16. V первым министром Португалии маркизом Алегрете и английским посланником лордом Метуэном.

В споре об испанском наследстве Англия, опасаясь чрезмерного усиления Франции и утраты своих торговых привилегий в испанских колониях, выступила в союзе с Голландией и Австрией против Франции и Испании. Англия и её союзники стремились вовлечь в антифранцузскую коалицию Португалию, чтобы получить плацдарм для нападения на Испанию. Португальский король Педро II, соблазнённый перспективой территориальных приобретений, а также рассчитывая союзом с Англией упрочить свою независимость от Испании, принял английские предложения.

Л . д. провозглашал "вечный союз" между Португалией и Англией (ст. 14). Англия обязалась оказать Португалии помощь в войне с Испанией и Францией войсками и флотом, достаточным для защиты берегов Португалии и её владений вне Европы (ст. 1-10). Со своей стороны Португалия обязалась поддерживать Англию в войне всеми своими силами (ст. 11). Наиболее важным условием договора было согласие Португалии на постоянное пребывание во всех её портах определённого количества английских военных судов как в военное, так и в мирное время, что ставило Португалию в политическом отношении в значительной степени под контроль Англии.

К Л. д. в день его подписания присоединились Голландия и Австрия, причём австрийский эрцгерцог Карл, кандидат союзников на испанский престол, обязался в случае победы уступить Португалии в компенсацию за её помощь часть испанских провинций Эстремадуры и Галисии. Английское правительство воспользовалось союзом с Португалией, чтобы добиться от неё торговых привилегий, отдававших почти целиком в руки Англии португальскую торговлю (см. Мвтуэна договор 1703). Установленный Л. д. политический союз Португалии с Англией, вместе с договором Метуэна превративший Португалию в послушного вассала Англии, сохранился в течение 250 лет, вплоть до наших дней.

ЛИ-СТЕКА КОНФЛИКТ 1924

ЛИ-СТЕКА КОНФЛИКТ 1924 - между Англией и Египтом - возник в связи с покушением на английского ген. Ли-Стека (занимавшего посты сирдара, т. е. командующего египетской армией, и ген.-губернатора Судана), совершённым в Каире египетским террористом 19. XI.

22. XI 1924, после смерти Ли-Стека от полученных ран, верховный комиссар Англии в Египте Алленби явился к премьер-министру Египта Заглулу (см.) (в то время как английский конный полк оцепил здание парламента и правительства) и вручил ему ультиматум, возлагавший на египетское правительство ответственность за террористический акт и содержавший следующие требования: 1) принести извинения; 2) произвести следствие и суровое наказание виновных, не считаясь с их возрастом и положением; 3) запретить и решительно подавлять всякие народные политические демонстрации; 4) выплатить английскому правительству компенсацию в 500 тыс. ф. ст.; 5) выполнить ряд требований по суданскому вопросу (отозвать в течение 24 часов египетские войска из Судана, признать, что площадь орошаемых земель на английских плантациях в Судане может быть расширена в неограниченных размерах, и др.); 6) отказаться от всякого сопротивления притязаниям Англии на "защиту иностранцев" в Египте, в частности: пересмотреть условия службы иностранных чиновников в соответствии с видами английского правительства; сохранить посты британских финансового и юридического советников, восстановить их полномочия и привилегии, "фактически игнорируемые" правительством Заглула; уважать статут "Европейского департамента министерства внутренних дел" (английский полицейский орган в Египте) и выполнять рекомендации его генерального директора.

Таким образом, Англия использовала террористический акт, чтобы добиться от Египта решения всех спорных вопросов, особенно суданского, в желательном для неё смысле.

Правительство Заглула отвергло предъявленные ему обвинения, приняло первые четыре требования и отклонило два последних (о Судане и "защите иностранцев").

23. XI Алленби заявил, что требования, касающиеся Судана, будут вопреки воле Египта осуществлены непосредственно английскими властями в Судане. В то же время по его приказу английские войска заняли таможню в Александрии - впредь до принятия Египтом последнего требования (об "охране иностранных интересов").

Египетский парламент обратился с протестом в Лигу наций и но всем парламентам мира, характеризуя действия Англии как акт агрессии. В ответ на это король Египта по требованию Англии распустил парламент. Правительство Заглула вышло в отставку. 29. XI 1924 новый кабинет во главе со ставленником Англии Ахмедом Зиваром пашой принял последнее требование ультиматума, и конфликт был формально исчерпан. По существу же в результате конфликта англо-египетские противоречия обострились в ещё большей мере.

ЛИТВИНОВ, МАКСИМ МАКСИМОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИ, ТРЮГВЕ ХАЛЬВДАН

ЛИ, ТРЮГВЕ ХАЛЬВДАН (р. 1896) - генеральный секретарь организации Объединённых наций, норвежский политический деятель, дипломат и юрист. Л. родился в г. Осло. Начал политическую деятельность в рядах рабочей партии. В 1922-35 Л. был юридическим советником профсоюзной арбитражной комиссии. В 1935 в правительстве Нюгорсволла получил портфель министра юстиции, а в 1939 стал министром снабжения и судоходства. В июле 1940, после оккупации германскими войсками Норвегии, Л. переехал в Лондон вместе с правительством и в декабре 1940 стал министром иностранных дел эмигрантского правительства. При участии Л. в 1941 норвежское правительство заключило соглашение с Англией об организации норвежских военных сил на её территории. 13. IV 1944 в Стокгольме Л. подписал соглашение о предоставлении Швецией кредита Норвегии в сумме 100 млн. крон. 17. V 1944 Л. подписал в Лондоне соглашения с правительствами СССР, США и Великобритании о гражданской администрации на норвежской территории после её освобождения союзниками. В ноябре 1944 Л. посетил Москву.

Л. участвовал на конференции в Сан-Франциско (май 1945). После освобождения Норвегии, весной 1945, вернулся в Осло и стал министром иностранных дел в правительстве Герхардсена. Возглавлял норвежскую делегацию на Генеральной ассамблее организации Объединённых наций в Лондоне (1946).

1. II 1946 Л. был избран генеральным секретарём организации Объединённых наций.

Находясь на этом посту, Л. всё более уступал нажиму правящих кругов США и постепенно превратился в проводника политики американо-английского блока, направленной на подрыв ООН. Уже в опубликованном в сентябре 1948 годовом отчёте о деятельности ООН Л. снимал с англо-американских империалистов всякую ответственность за срыв важнейших решений ООН и давал искажённое представление о деятельности ООН в целом. Тогда же Л. открыто восхвалял экспансионистский "план Маршалла" (см.).

Когда американские империалисты начали в июне 1950 открытую агрессию против корейского народа, Л. не только не выступил против поджигателей войны, но, наоборот, использовал свой пост для активной поддержки действий агрессоров, помогая им маскировать интервенцию в Корее флагом организации Объединённых наций.

ЛИТТОНА КОМИССИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница