Дипломатический словарь
Статьи на букву "К" (часть 1, "КАВ"-"КАР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 1, "КАВ"-"КАР")

КАВАМ, АХМЕД, КАВАМ ЭС-САЛТАНЕ

КАВАМ, АХМЕД, КАВАМ ЭС-САЛТАНЕ (р. 1879) - политический деятель и дипломат Ирана, брат Восуга эд-Доуле (см.), владелец крупных поместий в Гиляне (Лахиджан). Перед переворотом 1921 был ген.-губернатором Хорасана. К. выступил против переворота и был арестован по приказу Сеида Зия эд-Дина (см.). После бегства Зия эд-Дина из Ирана К. был дважды премьер-министром - с июня 1921 по январь 1922 и с июня 1922 по январь 1923. Во время первого его премьерства были разгромлены революционные движения в Гиляне и Хорасане. В 1921 К. пытался предоставить американской компании "Стандарт Ойл" концессию на эксплуатацию нефти в 5 северных провинциях Ирана (Азербайджан, Гилян, Мазандеран, Астрабад, Хорасан), что противоречило условиям советско-иранского договора 1921. Сделка не состоялась. Тем не менее К. в период своего второго премьерства снова пытался, но также безрезультатно, предоставить концессию на эксплуатацию северной иранской нефти другой американской компании - "Синклер". В 1922 К. пригласил в Иран американскую финансовую миссию Мильспо. В декабре 1923 К. был выслан Реза ханом из Ирана, но в 1930 с разрешения Реза шаха вернулся на родину. Во время второй мировой войны, с 9. VIII 1942 по 13. II 1943, К. снова был премьер-министром. В этот период он пригласил вторую миссию Мильспо в Иран и подготовил заключение ирано-американского договора 1943 (см.). В январе 1946 К. опять возглавил правительство, обещав содействовать демократизации Ирана и установлению дружественных отношений с СССР. 4. IV 1946 он подписал с СССР соглашение (в форме обмена письмами) о создании Смешанного советско-иранского общества по разведке и эксплуатации нефтяных месторождений в Северном Иране. Однако К. затянул ратификацию соглашения. Во внутренней и внешней политике К. возобладали реакционные тенденции. Правительственные войска разгромили демократическое движение в Азербайджане, Курдистане и других областях Ирана, демократические деятели подверглись жестоким репрессиям, многие из них были казнены, демократическая печать, профсоюзы и левые партии были лишены свободы слова и действий. Вместе с тем были предоставлены широкие возможности для деятельности реакционных группировок, стремящихся подчинить Иран иностранному, главным образом американскому, капиталу.

КАВТАРАДЗЕ, СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ

КАВТАРАДЗЕ, СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ (р. 1885) - советский дипломат. К. окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1903 вступил в РСДРП и вёл революционную работу в Тбилиси, Баку, Кутаиси и Петербурге. В 1913-14 К. был постоянным сотрудником газеты "Правда". После Великой Октябрьской социалистической революции он работал на Кавказе, в частности в 1920 был советником полпредства РСФСР в Грузии, в 1921- 22- председателем Совета Народных Комиссаров Грузии. В 1923-24 К. был советником полпредства в Турции. В 1941-43 заведывал средневосточным отделом Народного комиссариата иностранных дел СССР, а в 1943-45 был заместителем народного комиссара иностранных дел СССР.

В сентябре-октябре 1944 в качестве главы советской правительственной комиссии вёл переговоры в Тегеране с правительством Саеда о предоставлении СССР концессии на разработку нефти в северных районах Ирана (см. Советско-иранское соглашение 1946).

С 13. VIII 1945 К.- посол СССР в Румынии.

К. награждён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени и медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

КАВУР, КАМИЛЛО БЕНЗО

КАВУР, КАМИЛЛО БЕНЗО (1810-61), граф - государственный деятель и дипломат Пьемонта (Сардинии) и Италии периода её объединения. Получив военно-инженерное образование, К. с 1826 по 1831 был на военной службе. В 30-х годах он много путешествовал и вернулся домой поклонником порядков, сложившихся в Англии в результате парламентской реформы 1832 и во Франции - после революции 1830. В это время оформилась политическая программа К.: объединение Италии "сверху", т. е. по возможности без участия широкого общественного движения, в особенности без буржуазно-демократической революции. Эта программа связывала объединение Италии с экономическими интересами северо-итальянской буржуазии и имела своей целью подчинение сельскохозяйственного юга Италии её промышленному северу, мелких итальянских государств - самому крупному из них - Пьемонту, превращение Италии в расширенный Пьемонт. Препятствием к осуществлению этой программы были многочисленные итальянские династии, Папское государство и особенно Австрия, владевшая Миланской и Венецианской областями. С точки зрения К. итальянское единство могло быть осуществлено лишь постепенно и с неизбежным вмешательством великих держав Европы, т. к. Пьемонту не под силу было бороться с Австрией.

Таким образом, К. рассматривал проблему национального объединения прежде всего как внешнеполитическую задачу, каковую он и начал решать с момента своего прихода к власти. В 1850 он вступил в министерство д'Азелио в качестве министра земледелия и торговли, а с 1851 стал ещё и министром финансов. В 1852 он возглавил кабинет, сосредоточив в своих руках несколько министерств и среди них министерство иностранных дел. По инициативе К. Сардиния приняла участие в Крымской войне на стороне Англии и Франции. Участие Пьемонта в этой войне было весьма скромным, а итальянская армия неизменно терпела поражения под Севастополем. Но К. добился приглашения Пьемонта на Парижский конгресс 1856 в качестве равноправного члена. Дипломатические успехи Пьемонта на конгрессе были, впрочем, невелики. К. удалось добиться лишь того, что итальянский вопрос был поставлен на обсуждение конгресса. Никаких решений по этому вопросу принято, однако, не было. Было лишь упомянуто, что произвол и деспотизм царят в Неаполитанском королевстве, что не в лучшем положении находится Папская область, и было выражено пожелание о выводе австрийских войск с папской территории. Только во время австро-итальянской войны 1859 К. удалось добиться помощи от Наполеона III. Однако Наполеон вскоре подписал предварительные условия мира с Австрией за спиной у К. Обманутый К. ушёл в отставку. Став снова у власти в январе 1860, он стал поддерживать национальное движение в Италии, добился от первого итальянского парламента согласия на уступку Франции Ниццы и Савойи, поддержал возглавленное Гарибальди восстание в Неаполитанском королевстве, но одновременно ввёл туда пьемонтские войска, в присутствии которых произошёл плебисцит в пользу присоединения Неаполитанского королевства к Пьемонту. 18. II 1861 первый общеитальянский парламент провозгласил короля Пьемонта Виктора Эммануила II королём Италии. Программа К. таким образом была выполнена: национальное движение в Италии удалось ввести в буржуазно-либеральные рамки и использовать силы Франции в борьбе против Австрии. Папское государство было ограничено при помощи того же плебисцита территорией г. Рима. До полного объединения Италии К. не дожил.

КАДОГАН, АЛЕКСАНДР ДЖОРДЖ МОНТЭГЮ,

КАДОГАН, АЛЕКСАНДР ДЖОРДЖ МОНТЭГЮ, (р. 1884) - английский дипломат. Происходя из аристократических кругов, К. прошёл обычную для английских дипломатов старой школы карьеру: учился в привилегированной школе в Итоне и Оксфордском университете; в 1908 был назначен атташе при министерстве иностранных дел; в 1910-14 в качестве третьего секретаря работал в Константинополе и Вене; дальнейшая его дипломатическая деятельность проходила главным образом в стенах министерства иностранных дел в Лондоне; в 1933- 36 К. занимал пост сначала посланника, а затем посла в Китае; в 1936 он был назначен заместителем постоянного товарища министра, а с 1938 стал постоянным товарищем министра, сменив своего предшественника - лорда Ванситарта. На этом чрезвычайно важном в английском дипломатическом аппарате посту К. пробыл до конца 1945, всё время оказывая сильное влияние на судьбы британской внешней политики.

В качестве постоянного товарища министра К. сопровождал премьера II. Чемберлена во время его поездки в Рим для свидания с Муссолини в 1939, министра иностранных дел Идена - во время его поездки в Москву в декабре 1941. К. участвовал в Тегеранской, Крымской и Берлинской встречах глав трёх держав, возглавлял английскую делегацию в Думбартон-Оксе (1944) и был членом английской делегации на конференции в Сан-Франциско (1945). 1. II 1946 К. был назначен постоянным представителем Великобритании в Совете безопасности ООН.

К. является типичным представителем английских профессиональных дипломатов - опытным, знающим, хладнокровным, формально беспартийным, но фактически убеждённым консерватором, сторонником англо-американского блока и противником СССР.

КАИРСКИЕ КОНФЕРЕНЦИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАЙО, ЖОЗЕФ

КАЙО, ЖОЗЕФ (1863-1936) - французский государственный деятель. Был министром финансов в различных кабинетах 1899-1911. В 1911-12 К., возглавляя кабинет, приобрёл известность заключением (после тяжёлых переговоров) франко-германского договора 4. XI 1911, ликвидировавшего агадирский инцидент на основе уступки Германии части Французского Конго в обмен за отказ её от дальнейших претензий в Марокко. Ещё будучи министром финансов в кабинете Мониса и не одобряя экспедиции в Фец, вызвавшей упомянутый конфликт, К. начал приватные переговоры с германскими кругами через посредников - директора колониальных компаний Фондера и одного из вице-президентов германского рейхстага, Земмера, гамбургского дельца, заинтересованного в марокканских ж.-д. предприятиях. Став председателем совета министров, К. продолжал эти переговоры, минуя своего министра иностранных дел де Сельва и посла в Берлине Ж. Камбона, которые параллельно вели официальные переговоры. Искусно сочетая твёрдость по принципиальным вопросам с уступчивостью по менее важным вопросам, К. благополучно довёл дело до конца: Германия получила только небольшую часть французского Конго, Франция же приобрела "свободу действий" в Марокко и избегла обострения конфликта. Тем не менее К. подвергся сильнейшим нападкам со стороны как правых, так и левых кругов (включая социалистические): правые обвиняли К. в уступке французской территории, и притом извечному врагу - Германии, а левые осуждали его за неконституционный образ действий за спиной министра, посла и парламента. Особенно резко выступал в сенате Клемансо, личный противник К., обвинявший его одновременно в отказе от политики реванша и в нарушении конституции. К. должен был уйти в отставку, но договор всё же был утверждён в сенате огромным большинством голосов.

В 1913 К. был снова министром финансов в кабинете Думерга, но опять должен был уйти с поста в связи с убийством его женой редактора газеты "Фигаро" Кальметта, ведшего против К. бешеную кампанию.

Когда в 1917 у власти стал Клемансо, против К. была инсценирована новая кампания, на этот раз связанная с обвинением в прямой государственной измене - в тайных сношениях с немцами. Клемансо добился у палаты лишения К. парламентского иммунитета, и в начале 1918 К. был арестован и подвергнут предварительному тюремному заключению. Лишь через два года над ним состоялся суд (сената), однако обвинение в сношениях с неприятелем пришлось снять за отсутствием каких бы то ни было доказательств и заменить другим - в "нескромных" разговорах. К. был приговорён к трём годам тюрьмы (с зачётом предварительного заключения), потере избирательных прав сроком на десять лет и пребыванию вне пределов Парижа в течение пяти лет.

В 1924 новой палатой К. был амнистирован и уже в следующем году вновь стал министром финансов в левом кабинете Пенлеве. Оставаясь на этом же посту в кабинете Бриана, К. заключил соглашения с США и Англией по вопросу о военных долгах. В 1926 К. был избран в сенат. В последние годы своей жизни К. выступал как правый радикал. В 1919 К. издал богато документированную историю своих переговоров с Германией в 1911-12 под заглавием: "Агадир. Моя внешняя политика", а в 1920 - "Мои тюрьмы". Интересна также его брошюра, изданная в 1922: "Куда идёт Франция, куда идёт Европа?"

КАЛИШСКИЙ СОЮЗНЫЙ ТРАКТАТ 1813

КАЛИШСКИЙ СОЮЗНЫЙ ТРАКТАТ 1813 -подписан 28. II; оформил союз России с Пруссией в войне против Наполеона. Отказ Пруссии от союза с Наполеоном и переход её на сторону России был следствием разгрома наполеоновской армии в России. Уже в декабре 1812 прусский ген. Иорк фон Вартенбург, который командовал войсками, вторгшимися с наполеоновской армией в Россию, отделился от французов и заключил с русским ген. Дибичем Таурогенскую конвенцию, согласно которой действовавшие в Прибалтике прусские войска отступали в Восточную Пруссию и оставались нейтраль* ными впредь до решения прусским правительством вопроса о союзе с Россией. Однако прусский король Фридрих Вильгельм III заявил публичный протест против Таурогенской конвенции и отставил Иорка от командования. Между тем, в Восточной Пруссии при известии о Таурогенскрм соглашении вспыхнуло восстание. Армия Иорка расположилась в Кенигсберге, куда вскоре прибыл из России в качестве представителя Александра I бывш. прусский министр Штейн, состоявший на русской службе. В Кенигсберге был созван сейм Восточной Пруссии, который постановил призвать резервистов и ополченцев. Созданная в результате этого набора шестидесятитысячная армия немедленно начала военные действия против французов. Патриотическое движение за войну с Наполеоном распространилось вопреки воле короля по всей Пруссии.

22. I 1813 Фридрих Вильгельм III бежал из Берлина в Бреславль и оттуда тайно послал ген.-фельдмаршала Кнезебека в ставку Александра I в Калиш для переговоров о союзе. В результате был подписан К. с. т., по условиям которого Пруссия должна была быть восстановлена в границах 1806; германским государствам возвращалась их независимость; Россия и Пруссия обязались не заключать сепаратно договоров с Наполеоном. К. с. т. явился важным звеном в создании шестой коалиции европейских держав против Наполеона и политической и военной изоляции Франции.

КАЛЛАИ, МИКЛОШ

КАЛЛАИ, МИКЛОШ (1887-1946) - венгерский политический деятель. Крупный помещик, по образованию юрист. В 1929 К. был назначен статс-секретарём министерства торговли. В кабинете Гембеша (см.) К. был министром земледелия (1932-35).

В предвоенные годы К., являясь членом верхней палаты парламента, полностью поддерживал прогерманский курс венгерского правительства и одобрил вступление Венгрии в войну против СССР. Пользуясь особым доверием регента Хорти и германской дипломатии, К. был в марте 1942 после отставки Бардоши выдвинут на пост премьер-министра (в течение полутора лет он исполнял также обязанности министра иностранных дел). В июне 1942 К. вёл переговоры с Гитлером, в результате которых К. ускорил отправку венгерских войск на советско-германский фронт.

Однако после разгрома немцев под Сталинградом и особенно после поражения венгерской армии под Воронежем в 1943 К. (как и другие руководители венгерской политики, в т. ч. и Хорти) начал зондировать возможности выхода Венгрии из войны, т. к. видел неизбежность разгрома гитлеровской Германии. С этой целью К. в 1943 предпринял ряд попыток для установления контакта с англичанами и американцами. В начале 1943 он совершил поездку в Рим, где имел встречу с папой Пием XII, через которого пытался завязать переговоры о выходе Венгрии из войны. Но эти попытки не могли дать результатов, ибо К. продолжал войну против СССР и все свои "мирные" планы строил в расчёте па конфликт между СССР и его союзниками.

В начале 1944 Гитлер и его правительство, осведомлённые о попытках К., решили отстранить его от власти с тем, чтобы полностью обезопасить венгерский тыл отступавшей под ударами советских войск германской армии. 19. III 1944 Венгрия была оккупирована германскими войсками, а вместо К. немцы приказали Хорти назначить премьером венгерского посланника в Берлине Стояи - прямого ставленника Гитлера. В 1946 К. военным трибуналом в Будапеште был приговорён к смертной казни как военный преступник.

КАЛЬВО И ДРАГО ДОКТРИНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАЛЬЕС, ПЛУТАРКО ЭЛИАС

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАЛЬНОКИ, ГУСТАВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАМБОДЖА-ФРАНЦУЗСКИЙ ДОГОВОР 1863

КАМБОДЖА-ФРАНЦУЗСКИЙ ДОГОВОР 1863 - об установлении протектората Франции над Камбоджей - был заключён И. VIII губернатором французской колонии в Кохинхине адмиралом Ляграндьером и королём Камбоджи Народомом. По этому договору Камбоджа признавала протекторат Франции и соглашалась на назначение французского резидента, подчинённого губернатору Кохинхины. Французским подданным предоставлялась полная свобода передвижения и приобретения собственности, право беспошлинного ввоза и вывоза товаров из Камбоджи. К.-ф. д. положил начало подчинению Камбоджи и регулировал отношения между сторонами до 1884, когда он был заменён новым соглашением. К.-ф. д. был навязан Камбодже после войны Франции с Аннамом, претендовавшим так же, как и Сиам, на сюзеренитет над Камбоджей. Французская дипломатия использовала противоречия между Камбоджей и её более мощными соседями и возросший после аннамо-франко-испанского договора 1862 (см.) престиж Франции. К.-ф. д. вызвал, однако, противодействие Сиама, гораздо более решительно, нежели Аннам, отстаивавшего свои права; за спиной его стояла Англия, сумевшая первой из европейских держав обеспечить себе в Сиаме преимущественное положение по договору 1856 (см. Англо-сиамские договоры) и с тревогой взиравшая на установление французского протектората над Камбоджей.

Под нажимом Сиама король Камбоджи Народом подписал 1. XII 1863 тайный договор, вновь подтвердив свою вассальную зависимость от Сиама. После того как стало известно о заключении тайного договора, французам удалось, используя военные силы, добиться отказа от него Камбоджи и ратификации королём Народомом договора о протекторате. Получить признание Сиамом французского протектората над Камбоджей им удалось, однако, лишь в 1867 ценой уступки ему двух камбоджийских провинций- Батамбанг и Ангкор. Впоследствии Франция добилась их возвращения Камбодже, но это временное владение послужило основанием для предъявления Таи (Сиамом) претензий на эти территории (см. Таи-Индокитайский конфликт).

КАМБОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАМИЛЬ, МУСТАФА

КАМИЛЬ, МУСТАФА (1874-1908) - выдающийся деятель египетского национального движения. К. надеялся добиться независимости Египта дипломатическим путём, апеллируя от имени египетской нации к державам и используя противоречия между ними. До Фашодского конфликта К. возлагал надежды на помощь Франции. В 1895 он сблизился с антибританской группой французских писателей и политических деятелей (Ж. Адан, Леон Доде, Пьер Лоти, Маршан). Однако англо-французские соглашения 1899 и особенно 1904 оттолкнули его от Франции, и он стал ориентироваться на помощь Турции. С этой целью К. ездил вместе с хедивом Аббасом Хильми в Константинополь, где выступал за возвращение Египта под власть султана, при условии сохранения автономии Египта и наследственного хедивата. К. пытался договориться также непосредственно с англичанами (его обращение к Гладстону в 1896, переговоры с Кромером и другими политическими деятелями Англии в 1906), но эти попытки не имели успеха. В 1907 К. организовал в Египте национальную партию.

КАМПОФОРМИЙСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1797

КАМПОФОРМИЙСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1797 -подписан 17. X в Пассерьяно - ставке Бонапарта, вблизи итальянской деревни Кампоформио, от имени Франции - ген. Бонапартом, от имени Австрии - графом фон Кобенцль; завершил победоносную для Французской республики войну против Австрии, длившуюся с 1792, и оформил выход Австрии из первой антифранцузской коалиции.

Договору предшествовало предварительное соглашение, подписанное 18. IV 1797 в Леобене (Штирия). Обмен ратификациями леобенских условий был произведён 24. V 1797 в замке Момбелло, близ Милана. Уполномоченные сторон - маркиз Галло и барон Дагельман от Австрии и ген. Бонапарт и Кларк от Франции договорились о следующих основах мирного договора: для Франции устанавливалась граница по Рейну, для Австрии - по р. Адидже (Эч) в Италии; кроме того, Австрия получала Венецию, а Цизальпинская республика - Мантую. Однако австрийское правительство, осведомлённое о предполагавшемся роялистском заговоре ген. Пишегрю в Париже, рассчитывало на внутриполитический кризис во Франции и затягивало переговоры о мире.

После провала роялистского заговора австрийское правительство, вынужденное согласиться на заключение мира, уполномочило графа Кобенцля подписать договор. С 27. IX 1797 начались переговоры между Бонапартом и Кобенцлем попеременно в Пассерьяно и Удине. На первых заседаниях Кобенцль игнорировал соглашение в Момбелло. 16. X 1797 Бонапарт потребовал от упорствовавшего Кобенцля подписания мира на условиях соглашения от 18. IV. Одновременно он сообщил австрийскому главнокомандующему эрцгерцогу Карлу, что мирные переговоры прерваны и военные действия начнутся через 24 часа. Испугавшийся Кобенцль принял ультиматум Бонапарта, и мирный договор был подписан.

К. м. д. состоял из 25 гласных и 14 тайных статей. По договору Австрия уступала Франции Бельгию и признавала образование Цизальпинской республики. Далее Австрия обязалась согласно 1-й тайной статье оказать содействие Франции на Раштадтском конгрессе (см.) в том, чтобы к ней перешёл левый берег Рейна. Венецианская республика прекращала своё существование. Из венецианских владений Австрия получала г. Венецию и территорию на левом берегу Адидже, Франция - Ионические о-ва и территорию в Албании. За согласие на уступку Франции левого берега Рейна и на передачу Брейсгау герцогу Моденскому Австрия получала Зальцбург и часть баварской территории до Инна. Кроме указанных компенсаций она получала ещё Истрию и Далмацию. Владельцы на левом берегу Рейна компенсировались путём секуляризации территории на правом его берегу. К. м. д. проложил Франции путь к гегемонии в Италии и в Германии и создал ей плацдармы в Албании и на Ионических о-вах. Потерпевшей поражение Австрии К. м. д. дал передышку для продолжения борьбы против Французской республики в новой коалиции европейских держав. К. м. д. по своему характеру не мог обеспечить прочного мира. Осенью 1798 создалась вторая антифранцузская коалиция.

КАНOBAC ДЕЛЬ КАСТИЛЬО, АНТОНИО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНАЛЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАННИНГ, ДЖОРДЖ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАННСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

КАННСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ - Верховного совета Антанты с участием репарационной комиссии и представителей Германии происходила 6-13. I 1922.

Так как Англия после первой мировой войны страдала больше других стран от кризиса, то премьер-министр Ллойд-Джордж полагал, что привлечение Советской России в качестве покупателя ослабило бы экономические трудности Великобритании. Опираясь на советскую ноту от 28. X 1921, в которой Советское правительство выразило согласие вести переговоры о признании довоенных долгов, при условии заключения с Россией мира и признания её другими странами, и рекомендовало обсудить на международной конференции взаимные требования, Ллойд-Джордж предложил созвать конференцию с участием России и стран, потерпевших поражение в первой мировой войне,- Германии, Австрии, Венгрии и Болгарии - в целях экономического восстановления государств Восточной и Центральной Европы.

Позицию Франции, упорно настаивавшей на продолжении "борьбы с большевиками", Ллойд-Джордж рассчитывал сломить, с одной стороны, с помощью Германии, с которой он начал переговоры о смягчении репараций, а с другой стороны, предложением гарантировать Франции военную помощь в случае неспровоцированного нападения на неё Германии.

Переговоры между Англией и Германией, а также совместное выступление Англии и США на Вашингтонской конференции создали угрозу изоляции Франции. Правительство Франции согласилось участвовать на К. к., где предполагалось обсудить вопросы о борьбе с последствиями послевоенного кризиса, о репарациях и об англо-французском пакте.

На К. к. 6. I единогласно было принято предложение Ллойд-Джорджа о созыве в феврале или начале марта в Генуе экономической и финансовой конференции с приглашением США. Верховный совет Антанты утвердил 6 следующих условий, необходимых для успеха будущей конференции: 1) невмешательство государств во внутренние дела других наций; 2) обеспечение иностранцам, предоставляющим кредит какому-либо государству, неприкосновенности их имуществ, прав и прибыли; 3) признание правительствами стран, желающих получить кредит, всех старых долгов и восстановление ими системы законов, обеспечивающих выполнение коммерческих и других сделок; 4) установление финансовых и денежных условий, гарантирующих торговлю; 5) воздержание от враждебной пропаганды против других стран; 6) воздержание от каких бы то ни было действий против соседей. В особом пункте было оговорено, что если Советское правительство потребует официального признания, то союзные державы могут согласиться на это при принятии Россией вышеуказанных условий.

7. I Италия по поручению Верховного совета Антанты передала приглашение Советскому правительству принять участие в намечаемой конференции, на что было получено согласие. Одновременно в Каннах начались переговоры об англо-французском пакте и по репарационному вопросу, причём Германия получила отсрочку по платежам, предстоявшим 15. I и 15. II.

Принятие Каннской резолюции вызвало резкое недовольство правых партий Франции, добившихся 11. I отозвания Бриана, в качестве министра иностранных дел представлявшего Францию в Каннах, и создания правительства во главе с Пуанкаре. Уход Франции из Канн снял с повестки дня обсуждение англо-французского пакта и поставил под вопрос остальные решения, но Верховный совет решил оставить в силе те решения, которые были приняты единогласно, в т. ч. о созыве Генуэзской конференции (см.).

Литература: История дипломатии. Т. 3. Под ред. В. П. Потемкина. М. 1945. С. 148-154. - Павлович, М. Советская Россия и капиталистическая Англия. [М. - Пг.]. 1922. С. 58-85. (РСФСР в империалистическом окружении. Вып. 2). - Соates, W. P. and Соаtes, Z. К. A history of Anglo-soviet relations. London. 1945. P. 62-68.

КАНСИ, СЮАНЬ-Е

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНТИЛО, ХОСЕ МАРИЯ

КАНТИЛО, ХОСЕ МАРИЯ (р. 1877) - аргентинский дипломат и министр иностранных дел (1938-40).

Дипломатическую карьеру К. начал в 1906 в качестве второго секретаря аргентинской миссии в Риме. В дальнейшем он был первым секретарём аргентинской миссии и поверенным в делах в Бразилии (1908-10), заместителем министра иностранных дел (1912), посланником в Парагвае (1916-19), Португалии (1919-27) и Швейцарии (1927-32), послом в Уругвае (1932-35) и Италии (1935-38), а также представлял Аргентину на ряде международных конференций а в Лиге наций (1934).

Назначение К. на пост министра иностранных дел было вызвано желанием президента Ортиса улучшить отношения с Бразилией, очень натянутые при предшественнике К. Сааведре Ламасе. К. развил энергичную деятельность по укреплению сотрудничества Аргентины с другими латино-американскими странами, в частности активно участвовал в коллективном мирном посредничестве между Боливией и Парагваем.

Позиция Аргентины при К. была значительно более дружественной по отношению к Англии и Франции, нежели к державам оси. Однако англо-французская морская блокада Германии, сильно ударившая по аргентино-германской торговле, вызвала 10. IX 1939 протест К. против включения продуктов питания во французские и английские контрабандные списки. В начале войны в Европе Аргентина объявила нейтралитет (4. IX 1939).

Отношения Аргентины с США, бывшие в первые месяцы деятельности К. довольно дружественными, затем резко ухудшились. Этому способствовали выступления К. в связи с панамериканской конференцией в Лиме (декабрь 1938) против американских предложений об укреплении внутриконтинентального сотрудничества, срыв аргентино-американских переговоров о заключении торгового договора в январе 1940, требования, предъявленные Аргентиной на некоторые районы Антарктики, и, наконец, заключение 15. III 1940 аргентино-японского торгового договора.

КАПОДИСТРИЯ, ИОАНН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАПРИВИ, ЛЕО

КАПРИВИ, ЛЕО (1831-99), граф - канцлер Германской империи (1890-94). В 80-х годах К. возглавлял адмиралтейство, командовал военным округом и в 1890, по уходе Бисмарка и с его одобрения, был назначен канцлером. Совершенно неподготовленный к дипломатической и вообще политической работе, К. чистосердечно признавался, что он неспособен подобно Бисмарку "жонглировать (как это называл Вильгельм I) одновременно пятью шарами" (т. е. союзами с Австрией, Италией, Румынией, Россией и дружбой с Англией). К. прежде всего отказался возобновить "перестраховочный договор" 1887 (см.) с Россией. Порвав договор о нейтралитете с Россией, К. думал этим открыть себе пути для сближения с Англией. Не добившись в этом отношении ничего серьёзного, он только толкнул Россию на союз с Францией, который, правда, был на деле уже предрешён провокационными действиями Бисмарка-массовыми высылками из Пруссии русских подданных и особенно финансовым бойкотом с 1887 русских ценностей, приведшим к первым займам России во Франции. Отношения с Россией, потеряв прежнюю интимность, продолжали оставаться внешне корректными (был даже отменён биржевой бойкот). Стремясь к сближению с Англией, К. взял курс на устранение колониальных распрей с нею. По англо-германскому договору 1890 (см.) К. уступил Великобритании Занзибар в обмен на Гельголанд - сделка, которую англичане напрасно объясняли тогда неопытностью К. Констатируя, что Германия стала "первоклассной промышленной державой", К. указывал на необходимость расширения промышленных рынков. Соответственно этому он взял курс - необычный для того времени-на заключение долгосрочных (на 12 лет), т. н. конвенционных тарифов, действительно сыгравших большую роль в дальнейшем экономическом развитии Германии и установлении хороших отношений с соседями. Этими двумя актами фактически исчерпывается деятельность К., т. к. юнкера-аграрии, раздражённые его торговой политикой, мало считавшейся с их интересами, заставили кайзера дать К. отставку.

КАРДЕЛЬ, ЭДВАРД

КАРДЕЛЬ, ЭДВАРД (р. 1910) - югославский государственный деятель и дипломат.

С 1943 К. -заместитель председателя Югославского комитета национального освобождения, а после освобождения Советской Армией Югославии - заместитель председателя совета министров, министр по делам Учредительного собрания и председатель конституционной комиссии Народной скупщины.

С принятием новой конституции федеративной народной республики Югославии К. в сформированном маршалом Тито кабинете сохранил пост заместителя председателя совета министров и одновременно был назначен председателем контрольной комиссии совета министров.

К. возглавлял югославскую делегацию на конференции в Сан-Франциско (апрель - июнь 1945) и на первой сессии Генеральной ассамблеи организации Объединённых наций (1946).

В качестве главы делегации Югославии К. выступал на пленарных заседаниях и в комиссиях Парижской мирной конференции (июль - октябрь 1946) по вопросам, связанным с мирным договором с Италией, в частности о Юлийской Крайне и Триесте.

По приглашению Совета министров иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции К. выступил 17. IV 1947 на московской сессии с изложением точки зрения югославского правительства по вопросу о мирном договоре с Австрией.

КАРДЕНАС-И-ДЕЛЬ-РИО, ЛАЗАРО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАРДИССКИЙ ДОГОВОР 1661

КАРДИССКИЙ ДОГОВОР 1661 -заключён 1. VII между Московским государством и Швецией в местечке Кардисы близ Юрьева (Тарту); завершил "вечным миром" войну, прерванную Валиесарским перемирием 1658. Переговоры, начавшиеся в апреле 1660, велись в крайне неблагоприятной для Московского государства обстановке. На польском фронте русские войска в 1659 и 1660 терпели серьёзные поражения. Заключение Оливского мирного договора 1660 (см.) между Швецией и Речью Посполитой развязало руки обоим противникам Московского государства. Продолжать одновременно борьбу с Швецией за берега Балтики и с Польшей за украинские и белорусские земли было невозможно.

Попытки А. Л. Ордина-Нащокина, участвовавшего в первой стадии переговоров, отстоять Ливонию потерпели неудачу. Его предложение заключить мир с Польшей ценой отказа от Украины было отвергнуто царём Алексеем Михайловичем. Продолжая войну с Польшей, Москва была вынуждена пойти на уступки Швеции и вернуть ей все взятые по Валиесарскому перемирию территории. К. д. восстанавливал существовавшую со времени Столбовского договора 1617 границу между русскими и шведскими владениями, устанавливал между обоими государствами вольную и беспрепятственную торговлю: русским торговым людям разрешалось иметь торговые дворы в Стокгольме. Риге, Ревеле и Нарве, шведам - в Москве, Новгороде, Пскове и Переяславе.

К. д., подтверждённый без изменения в 1683, на несколько десятилетий отдалил выход России к берегам Балтики, но дал возможность московскому правительству сосредоточить силы для борьбы с Польшей и успешного решения вопроса об Украине.

КАРДСТАДСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ 1905

КАРДСТАДСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ 1905 - о расторжении шведско-норвежской унии, заключённой в 1814. - Шведско-норвежская уния предоставляла Норвегии автономию в вопросах внутренней политики, внешняя же политика Норвегии была в полной зависимости от Швеции. Трения между обоими государствами возникали беспрерывно. Норвежцы всеми силами стремились к полной независимости своей страны от Швеции. Сделанные с норвежской стороны попытки пересмотра условий унии в 1844, 1871 и 1895 оказались безуспешными. С конца 19 в. борьба норвежцев против унии усилилась. Это обусловливалось различием как экономического развития, так и внешнеполитической ориентации Норвегии и Швеции и ростом национального самосознания в Норвегии. Норвегия с её растущим океанским торговым флотом, рыболовством и китобойным промыслом всё крепче связывалась экономическими узами с Англией, в то время как Швеция, особенно в царствование Оскара II, ориентировалась больше на Германию. В 1898 между Норвегией и Швецией возник конфликт из-за вопроса о праве Норвегии назначать своих консулов в другие страны и из-за эмблемы унии на норвежском торговом морском флаге. Конфликт этот особенно обострился в 1905 вследствие принятия норвежским стортингом в мае 1905 закона о назначении собственных норвежских консулов.

Шведский король Оскар II наложил вето на этот закон, после чего норвежский кабинет Микельсена подал в отставку. Оскар II не принял отставки. 7. VI 1905 норвежский стортинг заявил в своём адресе королю о прекращении конституционных правомочий шведского короля в отношении Норвегии и о расторжении шведско-норвежской унии. В возникшем остром конфликте правые партии как в Швеции, так и в Норвегии призывали к войне. Однако общественное мнение в обеих странах склонялось к мирному урегулированию спора. Шведское правительство после некоторых колебаний примирилось с фактом отделения Норвегии. На чрезвычайной сессии шведского риксдага было решено потребовать плебисцита в Норвегии. Проведённый плебисцит показал, что подавляющее большинство норвежского народа стоит за расторжение унии. С 31. VIII по 23. IX 1905 в шведском г. Карлстаде происходили переговоры между норвежскими и шведскими делегациями о расторжении шведско-норвежской унии. Шведскую делегацию возглавлял министр иностранных дел Фр. Вахтмейстер, норвежскую - уполномоченный стортинга Тор фон Диттен. Делегациями были выработаны 5 соглашений, вытекающих из расторжения унии, главные из которых: об обязательном обращении к Гаагскому международному трибуналу в случае возникновения между Швецией и Норвегией споров, не могущих быть улаженными путём прямых дипломатических переговоров; о создании в пограничных районах Швеции и Норвегии нейтральной демилитаризованной зоны и о беспошлинном транзите товаров через территорию Норвегии для Швеции. К. с. были ратифицированы норвежским стортингом 9. X, а шведским риксдагом - 13. X 1905. Вместе с тем шведский риксдаг на своей чрезвычайной сессии объявил акт о шведско-норвежской унии утратившим силу и просил короля признать Норвегию независимым государством. 2. XI 1907 Англия, Франция, Германия и Россия гарантировали целостность норвежской территории в её теперешних границах.

КАРЛОВИЦКИЙ КОНГРЕСС 1698

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАРМОНА, АНТОНИО ОСКАР ДЕ ФРАГОЗА

КАРМОНА, АНТОНИО ОСКАР ДЕ ФРАГОЗА (р. 1869) - с 1926 президент Португалии. В 1923 К. был военным министром. В 1926 К. произвёл при поддержке Англии государственный переворот и стал президентом и фактическим диктатором Португалии. Тяжёлое финансовое положение Португалии заставило К. прибегнуть к помощи Англии на основе уступок в колониях. К. начал с соглашения о военных долгах Португалии, которым Англия обусловила предоставление ему займа. По соглашению с английским правительством 30. XII 1926 Португалия обязалась уплатить долг полностью в 62 года или в сокращённой сумме 5,5 млн. ф. ст. до 31. XII 1927. В качестве компенсации за предоставленный вслед за этим (в начале 1927) заём К. передал английской компании португальский порт Бейра в Мозамбике на 90 лет. И. IX 1928, после продолжительных переговоров, была подписана в Претории т. н. Мозамбикская конвенция о ж.-д. концессии, предоставившая Южно-Африканскому Союзу в качестве конечного пункта железной дороги от Претории к Индийскому океану важнейший порт мозамбикского побережья, ещё остававшийся в руках Португалии, - Лоренсо-Маркес (в бухте Делагоа). Сделки К. с Англией за счёт португальских колонии не улучшили экономическое положения страны, находившейся в полной зависимости от Англии (в 1929 расходы по уплате долгов Англии составляли 40% расходной части государственного бюджета Португалии).

Поддерживая традиционные отношения с Англией, К. в то же время стремился сблизиться с родственным диктаторским режимом Примо де Ривера (см.) в Испании. После заключения с Испанией договора о согласительной процедуре и арбитраже (1927) К. объявил испано-португальское сближение "исторической миссией" португальской диктатуры. Обмен визитами обоих диктаторов (1928) содействовал этому сближению. Но с момента падения Примо де Ривера (1930) К. резко оборвал линию сближения с Испанией. Ожидавшийся в апреле 1930 визит испанского короля Альфонса XIII в Лиссабон не состоялся.

Установление республики в Испании (1931) повлекло за собой немедленный разрыв дипломатических отношений между Лиссабоном и Мадридом. К., обеспокоенный возрождением в Испании идеи "паниберизма", поддержанной в Париже (где строили проекты испано-португало-французского блока), повёл против неё бешеную кампанию.

В июле 1932 К. назначил председателем совета министров Салазара (см.), в руки которого перешло дальнейшее руководство внешней политикой Португалии.

КАРОЛЬ I ГОГЕНЦОЛЛЕРН-ЗИГМАРИНГЕН

КАРОЛЬ I ГОГЕНЦОЛЛЕРН-ЗИГМАРИНГЕН (1839- 1914) - князь, а затем король Румынии. К. был избран на румынский престол реакционным Национальным собранием в 1861 после свержения князя Александра Кузы. Румынские бояре, составлявшие большинство в этом собрании, рассчитывали избранием К. приобрести поддержку как со стороны Пруссии; так и со стороны Франции, поскольку К. являлся племянником Вильгельма I и дальним родственником Наполеона III. В действительности К., бывший прусский офицер, ориентировался исключительно на немцев. Его первыми мероприятиями после вступления на престол были организация крупных военных заказов в Пруссии и реформа армии по прусскому образцу.

Во время франко-прусской войны 1870-71 К. вступил в конфликт с парламентом, выразившим симпатию к Франции. В связи с этим конфликтом К. даже собирался отречься от престола, но был удержан от этого прусской дипломатией.

В 1875 по инициативе К. был заключён румынско-австрийский торговый договор. Накануне русско-турецкой войны 1877-78 К. пытался добиться сохранения нейтралитета Румынии и только под давлением всех политических партий согласился на подписание 16. IV 1877 договора с Россией о пропуске через Румынию русских войск.

Происшедшее, таким образом, вопреки желанию К. сближение с Россией позволило Румынии ликвидировать вассальную зависимость от Турции. 21. V 1877 Румыния объявила войну Турции и одновременно провозгласила полную независимость. Берлинский конгресс 1878 (см.) подтвердил независимость Румынии.

В 1881 К. с одобрения Германии объявил Румынию королевством и стал первым румынским королём.

В последующие годы К. проводил ещё более открыто прогерманскую политику. 30. X 1883 по его инициативе был подписан договор о присоединении Румынии к Тройственному союзу (см.). В дальнейшем этот договор, ставший основой румынской внешней политики на длительный период, неоднократно пролонгировался. Последнее соглашение о пролонгации договора на очередное семилетие было подписано 5.П 1913.

C конца 19 в. в Румынии стала усиливаться тенденция к сближению с государствами Антанты (см.). Эта тенденция была связана со стремлением молодой румынской буржуазии к аннексии Трансильвании, входившей в состав Австро-Венгрии. К. всемерно боролся против этой тенденции. Во время первой балканской войны ему удалось воспрепятствовать присоединению Румынии к Балканскому союзу (см.), находившемуся под покровительством России. Однако это было последним успехом прогерманской политики К.

В 1913 он уже не сумел предотвратить участие Румынии во второй балканской войне, хотя и не желал разгрома Болгарии, ориентировавшейся тогда на Австро-Венгрию и Германию.

5. VIII 1914, сразу же после начала первой мировой войны, К. на заседании Большого коронного совета потребовал объявления войны России, но это предложение было отклонено, т. к. основные румьшские политические партии предпочитали вести политику маневрирования между обеими воюющими сторонами в надежде получить компенсацию за вступление Румынии в войну. В конце концов эта политика завершилась вступлением Румынии в войну на стороне держав Антанты в 1916, уже после смерти К.

КАРОЛЬИ, МИХАЙ

КАРОЛЬИ, МИХАЙ (р. 1875), граф - венгерский политический деятель. Представитель одной из самых знатных венгерских фамилий, крупный землевладелец, К. начал свою политическую деятельность как основатель и руководитель реакционного "Союза аграриев" (1909). В 1910 К. был впервые избран в парламент. В том же году он резко повернул к сближению с левыми элементами и выступал в парламенте за сближение с Россией и Францией, против реакционной внутренней и прогерманской внешней политики правительства графа Тиссы (см.).

В годы первой мировой войны К. возглавлял в парламенте оппозицию, выступавшую за разрыв с Австрией и за выход Венгрии из войны путём заключения сепаратного мира с державами Антанты.

В октябре 1918 К. возглавил Венгерский национальный совет, созданный на базе коалиции левобуржуазных и социал-демократической партий. В момент распада Австро-Венгрии 30. X 1918 К. стал премьер-министром первого правительства независимой Венгрии, а 16. XI 1918 был избран президентом Венгерской республики.

Правительство К. оформило разрыв Венгрии с Германией, объявило о выходе Венгрии из войны и заключило перемирие с державами Антанты.

20. III 1919 правительству К. была вручена англофранцузская нота с неприемлемыми территориальными требованиями. К. отклонил ноту Антанты и 21. III 1919 передал власть Революционному правительственному совету, провозгласившему в Венгрии советскую республику. Вскоре после установления в Венгрии советской власти К. выехал из страны и после падения советской республики в Венгрию не возвратился.

В эмиграции (в Англии, Франции и других странах) К. принимал активное участие в борьбе против реакции и фашизма. В 1929 он был участником Международного антиимпериалистического конгресса. В 1934 принял участие в работе международной комиссии по расследованию фактов фашистского террора в Саарской области.

В эмиграции К. написал свои мемуары под названием "Против всего мира" и обращенную к крестьянам книгу "Земля принадлежит вам".

В годы второй мировой войны К. выступил с осуждением предательской политики венгерских правящих кругов, подчинивших Венгрию германскому империализму и ввергнувших страну в войну против СССР. В мае 1944 К. объединил все организации венгерской демократической эмиграции в Англии и был избран председателем Комитета Свободной Венгрии в Лондоне. От имени Комитета К. приветствовал создание Временного венгерского национального правительства и внешнюю политику этого правительства, взявшего курс на дружбу с СССР. В ноябре 1945 К. был избран депутатом Венгерского национального собрания, после чего возвратился в Венгрию.

КАРРАНСА, ВЕНУСТИАНО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАРССКИЙ ДОГОВОР 1921

КАРССКИЙ ДОГОВОР 1921 - о дружбе - между Армянской, Азербайджанской и Грузинской советскими социалистическими республиками, с одной стороны, и Турцией-с другой, подписан при участии РСФСР 13. X в г. Карсе. В основном К. д. повторил положения Московского договора от 16. III 1921 (см. Советско-турецкие договоры) между РСФСР и Турцией, отличаясь от него лишь в некоторых второстепенных статьях: об облегчении формальностей для перехода границы жителями пограничной зоны (ст. 7), о предоставлении этим жителям права пользования пастбищами, расположенными по ту сторону границы (ст. 8), о создании комиссии для установления торговых сношений и урегулирования экономических и финансовых вопросов (ст. 18).

Заключение К. д. ликвидировало существовавшие до этого трения между правительством Турции и правительствами Закавказских советских республик, вызванные, в частности, попытками шовинистических турецких кругов сохранить силу за Александропольским договором (см.). К д. окончательно установил недействительность Александропольского договора, определив, что договаривающиеся стороны "считают отменёнными и не имеющими силы договоры, заключённые между государствами, раньше осуществлявшими свои суверенные права на территории, входящей ныне в состав территории договаривающихся сторон и касающиеся вышеупомянутых территорий" (ст. I). Вместе с тем К. д. укрепил международное положение Турции и содействовал успеху её национально-освободительной войны против англо-греческой интервенции.

КАРТАХЕНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ 1907 И 1913

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница