Дипломатический словарь
Статьи на букву "В" (часть 2, "ВЕН"-"ВЫШ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 2, "ВЕН"-"ВЫШ")

ВЕНСКИЙ КОНГРЕСС 1814-1815

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕНСКИЙ РЕГЛАМЕНТ

ВЕНСКИЙ РЕГЛАМЕНТ - Под таким названием известно приложение № 17 к генеральному акту Венского конгресса, подписанное 19. III 1815 уполномоченными 8 государств (Австрии, Великобритании, Испании, Португалии, Пруссии, России, Франции, Швеции). В. р. установил единообразие номенклатуры в старшинстве рангов дипломатических представителей. Установленные В. р. правила о рангах дипломатических представителей вошли в международный обиход в качестве нормы международного права, получили всемирное признание и распространение и положили предел бесконечным спорам и конфликтам по вопросу о характере наименования тех или иных дипломатических представителей и в особенности относительно их старшинства.

В. р. установил следующие классы и ранги дипломатических агентов в порядке старшинства: 1) посол, папский легат и нунций; 2) посланник, министр и иные аккредитованные при монархе лица; 3) поверенный в делах (chargé d affaires). Аахенский протокол от 21. XI 1818 (см. Аахенский конгресс) добавил к этому перечню ранг министра-резидента, постановив, что министры-резиденты будут занимать среднее место между посланниками и поверенными в делах. В современной дипломатической практике министры-резиденты встречаются крайне редко.

Дипломатические представители первых трёх рангов, включая министров-резидентов, считаются аккредитованными главой назначившего государства при главе государства пребывания (об особенности представительного характера послов см. Посол). Поверенные в делах являются уполномоченными своего министра иностранных дел при министре иностранных дел страны пребывания.

В. р. устанавливает, что во всех государствах должен быть введён единообразный порядок для приёма дипломатических агентов каждого класса и что ни политические союзы между государствами, ни родственные связи между дворами не дают дипломатическим агентам никакого особого преимущества.

Положения В. р. продолжают оставаться в силе и в наше время. Однако значительное прежде различие между послами и посланниками сейчас сгладилось. С другой стороны, гораздо шире применяется практика обмена между державами послами вместо посланников.

ВЕНСКИЙ СЕКРЕТНЫЙ ДОГОВОР 1815

ВЕНСКИЙ СЕКРЕТНЫЙ ДОГОВОР 1815 - между Францией, Австрией и Англией о союзе против России и Пруссии был заключён во время Венского конгресса 3. I. Непосредственная цель договора состояла в том, чтобы помешать полному присоединению Саксонии к Пруссии и Польши к России. Договор был крупнейшим успехом дипломатии Талейрана, которому удалось разъединить бывших союзников, пользуясь их разногласиями и противоречивостью их интересов. Значительную роль в подготовке договора играли Меттерних и в особенности представитель Англии лорд Кестльри. Договор устанавливал, что его участники будут сообща действовать во время переговоров на Венском конгрессе таким образом, чтобы его постановления дополнили Парижский мирный договор 1814 (см.) способом, "наиболее соответствующим истинному духу этого трактата" (ст. 1). Если бы одна из договаривающихся сторон подверглась опасности, то две другие обязывались посредством дружеского вмешательства предупредить нападение на неё, а в случае неуспеха мирного вмешательства послать ей на помощь по 150 тыс. солдат каждая. Великобритания получала право заменить свой контингент завербованными ею иностранными войсками или же денежной уплатой по 20 ф. ст. за пехотинца и 30 ф. ст. за кавалериста. Все три участника В. с. д. обязывались не заключать сепаратного мира.

В. с. д. позволил его участникам оказать энергичное сопротивление требованиям Пруссии в отношении Саксонии. Пруссии пришлось ограничиться присоединением лишь северной половины этого королевства. Россия также вынуждена была отказаться от части польских земель, оставшихся за Пруссией.

К договору примкнули Бавария, Ганновер, Нидерланды и Гессен-Дармштадт.

Договор был составлен в трёх экземплярах, один из них был вручён Кестльри, другой - Меттерниху, а третий - Талейрану. Последний переслал текст договора в Париж королю Людовику XVIII. Александр I узнал о договоре лишь во время стодневного правления Наполеона. Заняв Париж, Наполеон нашёл в кабинете Людовика XVIII экземпляр этого договора и, надеясь использовать противоречия между своими противниками, немедленно послал найденный документ Александру I. Однако Наполеон не достиг цели: несмотря на сильное раздражение против Талейрана и Меттерниха, Александр I принял деятельное участие во вновь сплотившейся антинаполеоновской коалиции.

ВЕНСКИЙ УЛЬТИМАТУМ 1876

ВЕНСКИЙ УЛЬТИМАТУМ 1876 - предъявлен турецкому правительству Австро-Венгрией, Россией и Германией, а также присоединившимися к ним Францией, Италией и Англией в связи с восстанием в Боснии и Герцеговине. Восстание вызвало возбуждение в Сербии и Черногории и нашло живой отклик в общественном мнении России. Вместе с тем угроза изменения статус кво, установившегося на Балканах после Парижского мира 1856, вызвала тревогу Англии и Австро-Венгрии. По предложению Жомини, замещавшего Горчакова, правительства России, Германии и Австро-Венгрии взяли на себя инициативу выработки общей линии поведения европейских государств в балканском вопросе. 18. VIII 1875 державы предложили султану услуги своих консулов для посредничества между Портой и повстанцами. 22. VIII Франция, Италия и Англия присоединились к этому предложению. Приняв на словах посредничество держав, турецкое правительство бросило новые силы для подавления восстания. Горчаков настаивал на коллективном воздействии держав на Турцию, с тем чтобы принудить её к выполнению всех обязательств в отношении христианского населения её областей. Турецкое правительство пыталось широковещательными заявлениями о готовящихся реформах предотвратить выступление держав. Но эти обещания не могли удовлетворить ни повстанцев, ни Россию. Стремясь предотвратить самостоятельное выступление России, Андраши с согласия Горчакова взял на себя составление ноты, содержащей проект реформ для Боснии и Герцеговины. В конце декабря проект ноты был получен в Петербурге и одобрен Горчаковым. Он сводился к пяти основным пунктам: 1) предоставление населению полной свободы вероисповедания; 2) упразднение системы откупов; 3) употребление доходов областей на местные нужды; 4) учреждение смешанной комиссии из христиан и магометан для наблюдения за проведением реформ; 5) обеспечение христианского населения землёй. Англия, Франция и Италия согласились поддержать этот В. у. В целях смягчения ультимативного характера ноты было решено, что она будет предъявлена султану от имени Австро-Венгрии, а все остальные державы поддержат её в аналогичных выражениях. 3. I 1876 австрийский посланник в Константинополе Зичи вручил В. у. Порте. Однако повстанцы выдвинули ряд более радикальных требований: немедленное перемирие, передача крестьянам трети земли, гарантия держав в вопросе проведения реформ. Турецкое правительство отклонило эти требования, что не вызвало протеста со стороны держав, за исключением России. В. у. остался безрезультатным (см. Берлинский меморандум 1874).

ВЕРБАЛЬНАЯ НОТА

ВЕРБАЛЬНАЯ НОТА - см. Ноты.

ВЕРЕЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1790

ВЕРЕЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1790 - закончил русско-шведскую войну 1788-90; назван по имени Верельской долины, где на берегу р. Кюмене состоялась 14. VIII мирная конференция, на которой Россию представлял ген.-поручик Игельстрем, а Швецию - Армфельдт. Попытка Швеции воспользоваться происходившей тогда русско-турецкой войной для того, чтобы отвоевать у России прибалтийские провинции и ослабить значение России на Балтийском море, оказалась безуспешной. В 1790 начались секретные переговоры, в ходе которых Екатерина II отвергла всякие притязания шведов на территориальные уступки. Шведский король Густав III, опасаясь скорого заключения мира между Россией и Турцией, что должно было развязать руки русскому правительству, отказался от всех своих требований. В. м. д. не произвёл никаких территориальных изменений. Подтверждено было существовавшее ещё со времени Ништадтского мирного договора 1721 (см.) разрешение шведам покупать хлеб в трёх прибалтийских русских портах на 50 тыс. руб. ежегодно без уплаты пошлин. Заключение В. м. д. явилось полной неожиданностью для сколачивавших антирусскую коалицию Англии и Пруссии и смешало все их планы.

ВЕРЖЕН, ШАРЛЬ ГРАВЬЕ

ВЕРЖЕН, ШАРЛЬ ГРАВЬЕ (1717-87), граф - французский дипломат. В 1750 В. занимал пост посланника в Кобленце, Трире, а затем в течение 13 лет был послом в Турции, которая под его непосредственным воздействием объявила в 1768 войну России. В 1771-74 он представлял Францию в Стокгольме, где поддерживал Густава III против России и принял участие в государственном перевороте.

В 1774-83 В. был министром иностранных дел. В эти годы происходила война за независимость английских колоний в Северной Америке. Ведя борьбу против Австрии и России, В. считал главным врагом Франции Англию. Стремясь ослабить Англию и восстановить позиции Франции в Северной Америке, В. оказывал помощь американцам. Вначале он действовал через известного драматурга Бомарше, тайно снабжая американцев оружием, но отказываясь заключить с ними официальный договор. После победы американцев под Саратогой и особенно в связи с намечавшимся успехом англо-американских переговоров о мире В. заключил франко-американский договор 1778 (см.), стремясь этим сорвать переговоры между Англией и США, затянуть войну и истощить силы обеих воюющих сторон. Несмотря на союз Франции с США, В. сделал Англии 1. XII 1780 тайные предложения о мире. Его планы разделить совместно с Испанией и Англией Северную Америку были вовремя разгаданы американскими дипломатами (Франклином, Джоном Адамсом, Джеем и др.). По тайному указанию В. французский посол в Петербурге маркиз де Верак успешно противодействовал уполномоченному США Френсису Дана в его попытках установить сношения с Россией. Джон Адаме (см.) считал В. самым опасным врагом США. Американские дипломаты в Париже поспешили поэтому договориться с Англией без участия Франции (см. Версальский мирный договор 1783). Оставив министерство иностранных дел, B. в 1783-87 возглавлял финансовый совет.

ВЕРИТЕЛЬНЫЕ ГРАМОТЫ

ВЕРИТЕЛЬНЫЕ ГРАМОТЫ - документ, удостоверяющий назначение данного лица в качестве дипломатического представителя и аккредитование его при главе государства страны пребывания. В. г. составляются более или менее стереотипно. В них указывается, что глава государства назначает такого-то в качестве посла или посланника в данной стране. В. г. подписываются главой государства и обычно скрепляются подписью министра иностранных дел или других уполномоченных на то лиц. Их вручение обставляется более или менее торжественно в зависимости от практики и обычаев каждой страны. Некогда очень пышные церемонии вручения В. г. в последнее время значительно упрощены. Однако в ряде стран остался обычай посылать за послом экипаж главы государства и сопровождать его до резиденции последнего почётным военным эскортом, выставлять почётный военный караул и т. д. Форма одежды полагается парадная, с орденами. В некоторых странах церемония при вручении В. г. посланниками менее торжественна, чем при вручении их послами. При вручении присутствуют министр иностранных дел, церемониймейстер (начальник протокола), свита главы государства и дипломатический состав представительства. В ряде государств вручение В. г. сопровождается обменом речами между дипломатическим представителем и главой государства. В этих случаях текст речи дипломатического представителя заранее передаётся министру иностранных дел. Текст ответной речи главы государства обычно не вручается дипломатическому представителю. В этих речах принято в общей форме упоминать о дружественных отношениях между обоими государствами и не затрагивать каких-либо конкретных вопросов. В СССР при вручении В. г. обмен речами не имеет места.

До вручения В. г. дипломатический представитель не считается ещё официально вступившим в исполнение своих обязанностей. Его визиты носят лишь частный характер, и он воздерживается от официальных служебных демаршей перед министерством иностранных дел страны пребывания. Только после вручения В. г. дипломатический представитель получает положение, присвоенное ему международным правом. Он сохраняет его до момента своего отозвания, определяемого вручением им или его преемником отзывных грамот.

Дата вручения В. г. в настоящее время, по общепризнанному обычаю, определяет старшинство дипломатических представителей одного и того же ранга в стране пребывания.

Обычно церемония вручения В. г. совершается в ближайший срок после прибытия дипломатического представителя. Отсрочка может иметь место лишь ввиду каких-либо серьёзных обстоятельств (болезнь, отсутствие главы государства), в противном случае она расценивается как недружелюбный акт.

ВЕРОНСКИЙ КОНГРЕСС 1822

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕРСАЛЬСКИЕ СОЮЗНЫЕ ДОГОВОРЫ 1766 И 1768

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕРСАЛЬСКИЙ (АНГЛО-АМЕРИКАНСКИЙ) МИРНЫЙ ДОГОВОР 1783

ВЕРСАЛЬСКИЙ (АНГЛО-АМЕРИКАНСКИЙ) МИРНЫЙ ДОГОВОР 1783 - завершил победу США в войне за независимость против Англии; был выработан втайне от союзников США (Франции, Испании, Голландии) в результате сепаратных переговоров между уполномоченными США (Франклин, Джон Адамс, Джей, Лоуренс) и Англии (Освальд) в Париже в 1782 и окончательно подписан в Версале 3. IX 1783 уже при участии союзников. Сепаратные переговоры, которые вели представители США вопреки союзному договору с Францией и инструкции конгресса, были обусловлены недоверием к Франций и Испании, которые стремились помешать превращению США в единую и сильную республику. Перехваченное письмо секретаря французского посольства в Филадельфии де Морбуа усиливало подозрительность и опасения в отношении планов Франции, которая собиралась вместе с Испанией и Англией разделить Северную Америку. Англия не желала укрепления Франции и в частности увеличения её территории на североамериканском континенте. В результате удался план лорда Шельберна, заключавшийся в том, чтобы разъединить союзников - США и Францию - и вести переговоры с каждым из них в отдельности.

По В. м. д. 1783 Англия признала Соединённые Штаты суверенным и независимым государством и отказывалась от всех претензий к ним в будущем. Она обязалась вывести свои войска, гарнизоны и корабли из всех пунктов и портов США. Границы США определялись на западе р. Миссисипи и условной линией по направлению к Великим озёрам; на севере-Великими озёрами и условной линией к югу от р. св. Лаврентия; на востоке -условной линией к океану и океаном; на юге - условной линией между океаном и р. Миссисипи к северу от Флориды, принадлежавшей Испании, причём особой секретной статьёй В. м. д. признавалась старая английская граница с Флоридой, что вызвало впоследствии конфликты с Испанией. Таким образом, большие территории на запад от Аллеганских гор до р. Миссисипи отходили к США. Канада осталась колонией Англии, однако её точные границы не были установлены, что в течение многих десятков лет являлось предметом англо-американских споров. За американцами были признаны права рыбной ловля в водах Ньюфаундленда и свободное плавание по р. Миссисипи. Договор предусматривал взаимное урегулирование долговых обязательств, заключённых до войны между частными лицами. Конгресс США взял на себя также обязательство рекомендовать штатам объявление полной амнистии лоялистам (американцы - сторонники короля) и возвратить им конфискованное во время войны имущество.

ВЕРСАЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1919

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕРХОВНЫЙ КОМИССАР (HAUT COMMISSAIRE, HIGH COMMISSIONER)

ВЕРХОВНЫЙ КОМИССАР (HAUT COMMISSAIRE, HIGH COMMISSIONER) - звание, присвоенное высшим должностным лицам с функциями отчасти административного, отчасти дипломатического характера. В. к. обычно назначаются в зависимые или подопечные страны. Так, английский представитель в Палестине, выполняющий по существу функции ген.-губернатора, называется В. к. Великобритания, имеющая в доминионах ген.-губернаторов, одновременно представлена там В. к. Но британские доминионы и Индия в свою очередь представлены в Великобритании В. к. Версальским договором был установлен пост В. к. Лиги наций в Данциге с предоставлением ему больших полномочий, (в частности конституция Вольного города Данцига должна была быть выработана по соглашению с В. к.). В его компетенцию входило также разрешение споров между Данцигом и Польшей по всем вопросам, вытекающим из Версальского договора и последующих дополнительных соглашений.

"ВЕРЮЩАЯ ГРАМОТА"

"ВЕРЮЩАЯ ГРАМОТА" - см. Верительные грамоты.

ВЕСТМИНСТЕРСКИЙ ДОГОВОР 1756

ВЕСТМИНСТЕРСКИЙ ДОГОВОР 1756 - см. Уайтхоллский союзный договор 1756.

ВЕСТМИНСТЕРСКИЙ СТАТУТ

ВЕСТМИНСТЕРСКИЙ СТАТУТ - закон, принятый в 1931 британским парламентом в осуществление резолюций имперских конференций 1926 и 1930; предусматривал установление суверенитета доминионов в рамках Британской империи. Согласно В. с. законодательство каждого доминиона признавалось самостоятельным и имело суверенную силу вне зависимости от того, противоречит ли оно законам или праву метрополии. Дипломатическое значение В. с. заключалось в том, что внешние отношения становились также областью суверенного решения каждого британского доминиона; доминионы получали право не только самостоятельно вести внешние отношения, но и решать за себя вопрос войны и мира, включая вопрос об участии в войне на стороне метрополии. В осуществление В. с. доминионы получили право самостоятельного заключения и ратификации международных договоров, приёма и посылки дипломатических представителей без того, чтобы таковые получали одобрение или согласие со стороны имперского правительства. Отныне общность имперской политики метрополии и доминионов могла создаваться лишь в порядке совещания между правительствами доминионов и метрополии. Точно так же ни один договор, заключённый Соединённым королевством Великобритании и Северной Ирландии, не мог распространяться на доминион без особого на то его согласия, оговоренного в договоре и подтверждённого соответствующей подписью представителя доминиона или британского представителя, действующего по полномочию правительства доминиона. В. с. являлся проявлением усиливающихся центробежных стремлений в Британской империи и одновременно свидетельством попыток метрополии путём своевременных уступок задержать темпы этого процесса.

В. с. был выработан коллегией юристов, действовавших по поручению правительства метрополии и доминионов; таким образом, В. с. являлся примером "совещательной дипломатии". Юридическое равноправие, предусмотренное В. с. в отношениях между метрополией и доминионами, не всегда означает равноправие фактическое, поскольку метрополия обладает командными позициями в большинстве британских доминионов, обеспечивающими ей фактическое руководство их политикой; отсутствие фактического равноправия находит своё отражение в том, что британские доминионы часто пользуются дипломатическим и консульским аппаратом метрополии в своих внешних сношениях, а на международных конференциях обычно поддерживают метрополию. Ирландское Свободное государство (Эйре) объявило 1. I 1939 о своей независимости, ссылаясь на В. с, однако эта односторонняя декларация по сей день не получила полного признания со стороны правительства метрополии.

Литература: Wh e are, К. The statute of Westminster and Dominion status. 2d ed. London. 1942. XVI, 328 p.-The development of Dominion status 1900-1936. Ed. by R. MacGregor Dawson. London -New York. 1937. P. 411-421 a. oth.-Hancock. W. к. Survey of British commonwealth affairs. Vol. 1-2. 1932- 1937. - Hudson, M. O. Note3 on the statute of Westminster, 1931. "Harvard law review". 1932. No. 46. p. 261- 289, - Jenks, E. Statute of Westminster, 1931. "Quarterly review". 1932. Vol. 259, p. 95-114. - Кeith, A. B. The Soverenity of the British Dominions. London 1929.

ВЕСТФАЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1648

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ВЕЧНЫЙ МИР" 1686

"ВЕЧНЫЙ МИР" 1686 - заключён 6. V между Россией и Речью Посполитой. - Со времени Андрусовского договора 1667 (см.) Польша неоднократно делала попытки заключить с Россией союз против Турции. Московское правительство также было заинтересовано в создании антитурецкого союза и ещё в начале 70-х годов предпринимало дипломатические шаги в этом направлении. Война 1676-81 с Турцией усилила стремление Москвы к созданию такого союза. Тем не менее неоднократные переговоры по этому вопросу не достигли результата; одной из важнейших причин этого было сопротивление Польши русскому требованию окончательно отказаться от Киева. С возобновлением в 1683 войны с Турцией Польша, в союзе с которой выступали Австрия и Венеция (с 1684), развила оживлённую дипломатическую деятельность с целью привлечения России к антитурецкой лиге. В начале 1686 в Москву прибыло специальное посольство, возглавляемое познаньским воеводой Кшиштофом Гжимултовским и литовским канцлером Марцианом Огиньским. С русской стороны переговоры вёл В. В. Голицын (см.). Голицын использовал настоятельную потребность в русской помощи для Польши и сумел превратить русское требование об окончательном закреплении приобретений России на Украине в предварительное условие переговоров о союзе. Переговоры закончились подписанием договора о "В. м." и союзе обоих государств против Турции.

"В. м." подтвердил территориальные изменения, произведённые по Андрусовскому договору. Польша отказалась навсегда от Киева, получив за это компенсацию в 146 тыс. руб. Россия разрывала сношения с Портой и должна была послать войска в Крым. "В. м." 1686 гарантировал свободу вероисповедания для православных в Речи Посполитой и признал за Россией право представлений в их защиту. Договор 1686 получил действительную силу немедленно, но ратифицирован польским сеймом он был лишь в 1710. "В. м." урегулировал русско-польские отношения и этим развязал России руки в борьбе с турецко-татарской угрозой. В то же время "В. м." способствовал окончательному оформлению антитурецкой коалиции в Европе.

ВИВИАНИ, РЕНЕ

ВИВИАНИ, РЕНЕ (1863 - 1925) - французский политический и государственный деятель, по профессии адвокат. В 1893 был избран в палату депутатов и примкнул к группе независимых социалистов. Во время "казуса Мильерана" (см. Мильеран) В. поддержал последнего и в 1905 вышел из партии, возглавив в палате депутатов группу республиканских социалистов. В 1906 В. - министр труда в кабинете Клемансо, в 1909 - министр труда в кабинете Бриана, в 1913 - министр просвещения в кабинете Думерга. В июне 1914 В. образовал кабинет и занял в нём посты премьера и министра иностранных дел. Русский посол в Париже Извольский в своих донесениях писал: "Нынешний кабинет, хотя он и опирается на крайние левые партии, принципиально не сочувствующие России, тем не менее вполне искренне предан русско-французскому союзу" и "представляет в отношении русско-французского союза вполне достаточные гарантии". Направляя Палеолога послом в Петербург, В. говорил ему: "Вы можете заявить, что я не допущу ничего, что могло бы ослабить наш союз с Россией". Июльский кризис 1914 застал В. в Петербурге, где он находился вместе с Пуанкаре. Кабинет В. был реорганизован, и в него вошли представители как правых, так и социалистических партий. Пост министра иностранных дел в реорганизованном кабинете В. передал Делькассе (см.). Неудачи на фронтах привели в 1915 к отставке В.; его сменил на посту премьера Бриан, в кабинет которого В. вошёл в качестве министра юстиции. Летом 1917 В. вместе с Жоффром был направлен в США для координации действий и ускорения отправки американских войск на Западный фронт. После войны В. представлял Францию в Лиге наций: в 1921-22 был делегатом на Вашингтонской конференции.

ВИЗА ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ

ВИЗА ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ - особая виза, проставляемая на паспортах членов дипломатических представительств, лиц, облечённых чрезвычайными дипломатическими миссиями, делегатов на международные конференции, членов правительства и высших должностных лиц государства, ответственных чиновников ведомства иностранных дел, командируемых с официальными целями, дипломатических курьеров и т. п. В. д. бывают въездные, выездные и транзитные. В порядке вежливости их принято предоставлять и тогда, когда лица, имеющие право на них, едут по частным делам. В. д. выдаются соответственно ведомством иностранных дел и дипломатическими представителями. В. д. может быть поставлена в порядке любезности и на не дипломатический паспорт. На паспортах технического и обслуживающего персонала дипломатических представительств, командируемых за границу чиновников, не имеющих права на дипломатический паспорт, проставляется, как правило, служебная виза. В. д. не даёт никаких особых преимуществ в отношении таможенных льгот, предоставляемых исключительно на основе laissez passer, и не сообщает получившему её лицу дипломатические качества. Она означает лишь, что к данному лицу должно быть проявлено особое внимание и уважение, а формальности его проезда через границу должны быть сведены к строго необходимому минимуму и выполнены в самой учтивой форме.

ВИЗИРЬ

ВИЗИРЬ (правильнее - везир) - титул министров в султанской Турции и в некоторых других мусульманских государствах. Термин появился в 8 в. в Арабском халифате, где визири вначале управляли канцелярией халифа, а затем возглавляли государственный совет - Диван. В Оттоманской империи первым носителем этого титула был Алаэддин, брат султана Орхана I (1326-59). Впоследствии визирями в Оттоманской империи назывались не только министры, но и вообще все паши высшего ранга.

Великий, или Верховный, визирь (иначе садр-и-азам, садразам) - первый министр Оттоманской империи, глава Блистательной Порты. Великий В. считался "абсолютным уполномоченным" (векиль-и-мутлак) султана и имел право самолично издавать фирманы (указы) с приложением хранившейся у него султанской печати. Из всех министров он один мог докладывать о делах султану, остальные молча присутствовали на аудиенции. В области дипломатии Великий В. пользовался широкими полномочиями: руководил деятельностью министра иностранных дел (реис-эфенди), назначал представителей для ведения переговоров с иностранными державами, подписывал мирные договоры, конвенции и другие акты, иногда и лично вёл дипломатические переговоры. В военное время Великий В. являлся ex-officio верховным главнокомандующим. По конституции 1876 Великий В. - председатель совета министров. Поправки, внесённые в конституцию в 1909 после младотурецкой революции, имели в виду приравнение его прав к правам обычного парламентарного премьер-министра, хотя в действительности парламентарный режим не был введён в Турции. После первой мировой войны, с возникновением в Анатолии национально-освободительного движения, Великий В. превратился фактически в главу марионеточного правительства. Ликвидация султаната в Турции (1. XI 1922) автоматически повлекла за собой упразднение должности Великого В.

ВИЗИТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИЛЬГЕЛЬМ II

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИЛЬГЕЛЬМ III ОРАНСКИЙ

ВИЛЬГЕЛЬМ III ОРАНСКИЙ (1650-1702) - штатгальтер Голландии (с 1672) и английский король (с 1688). Крупный дипломат и политик. Все свои усилия он сосредоточил на борьбе с французским королём Людовиком XIV. В первой же войне, которую В. вёл против Франции (1672-79), он стал организатором антифранцузской коалиции. Он привлёк на свою сторону Священную Римскую империю, Данию, Испанию. Франции, однако, удалось отвлечь от союза с Голландией Швецию и держать в зависимости от себя английского короля Карла II, получавшего от Людовика XIV пенсию. Не рассчитывая отстоять свою самостоятельность силами созданной им коалиции, В. направил всю свою дипломатическую ловкость на то, чтобы перетянуть на свою сторону Англию, с которой был заключён Дуврский мирный договор (1674). Неудачная политика Карла II и крайняя непопулярность его брата Якова (будущего короля) вызывали недовольство английской буржуазии, которая уже в 70-х годах стала смотреть на В., как на возможного кандидата на английский престол. Желая предупредить соперничество, Карл II добился брака дочери Якова Марии с В. (1677). В 1679 В. заключил с Францией выгодный для Голландии Нимвегенский мирный договор (см.). С началом французской агрессии в 80-х годах В. вновь создал (1686) антифранцузскую коалицию-Аугсбургскую лигу. После низложения английского короля Якова II в результате "славной революции" 1688 В. стал королём Англии; вслед затем и Англия примкнула к Аугсбургской лиге. После заключения Рисвикского мирного договора (1697) В. настоял на вооружённом вмешательстве Англии в войну за Испанское наследство против Франции, но умер в самом начале её. Как дипломат и политик В. отличался ясностью замыслов, скрытностью и исключительной энергией в осуществлении своих планов.

ВИЛЬСОН, ВУДРО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИНДЗОРСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1899

ВИНДЗОРСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1899 - оформлено в виде секретной англо-португальской декларации, подписанной 14. X английским министром иностранных дел Солсбери и португальским послом в Лондоне Совералом. Декларация гарантировала неприкосновенность территории Португалии и её колоний и содержала:

1. Выдержку из преамбулы англо-португальского договора от 29. I 1642 (об установлении дружественных отношений между Португалией и Англией) .

2. Текст секретной статьи договора от 23. VI 1661, согласно которой Англия обязывалась защищать от посягательств любой державы все владения португальской короны.

3. Обязательство Португалии не пропускать через территорию своих африканских колоний войска и военное снаряжение и материалы для бурских республик.

В. с. явилось следствием отказа Англии от планов англо-германского раздела португальских колоний, обсуждавшихся в 1898 (см. ). В то же время оно должно было укрепить английские позиции в Африке в период англо-бурской войны.

ВИРТ, КАРЛ ИОСИФ

ВИРТ, КАРЛ ИОСИФ (р. 1879) - германский канцлер с мая 1921 по ноябрь 1922 и министр иностранных дел с мая по октябрь 1921 и с июня по ноябрь 1922, лидер левого крыла партии "центра". В. был назначен на пост канцлера в момент тяжёлого политического кризиса, вызванного получением Германией лондонского ультиматума союзников по вопросу о репарациях и разоружении от 5. V 1921. Основным содержанием своей внешней политики В. провозгласил "добросовестное и лояльное выполнение Версальского договора и сформулированных в упомянутом ультиматуме требований союзников в отношении уплаты репараций и разоружения Германии". Эту т. н. "политику выполнения" В. в своих выступлениях мотивировал необходимостью предотвратить оккупацию Рура и расчленение Германии, а также стремлением восстановить доверие к Германии и вывести её из состояния изоляции, постепенно ликвидировав её неравноправное положение.

В. оказался, однако, не в силах осуществить свою внешнеполитическую линию. Германские капиталисты всячески саботировали "политику выполнения", переводили свои капиталы за границу, препятствовали оздоровлению германских финансов и вызывали своими операциями падение марки. Националистские организации развили бешеную кампанию против В. и его правительства и даже осуществили серию убийств ближайших сотрудников В.

Между тем "политика выполнения" носила с самого начала весьма условный характер.

К 31. VIII 1921 Германия уплатила 1 млрд. марок в счёт репараций, а затем 5. X 1921 заключила с Францией Висбаденское соглашение Лушера - Ратенау. Однако уже в декабре 1921 и повторно в июне 1922 правительство В. выдвинуло требование о предоставлении Германии моратория по репарационным платежам и поставило вопрос о списании репараций. В вопросе о разоружении Германии В. стремился уверить союзников, что принятые по Версальскому договору обязательства выполнены. Он отклонил также требование выдачи военных преступников союзникам для суда над ними. Всё это фактически означало отход В. от провозглашённой им политики и усилило непримиримость французских правящих кругов в отношении Германии.

Тогда В. стал возлагать свои надежды на английское правительство и английские финансовые круги, с которыми вступил в частные переговоры, спекулируя на англо-французских разногласиях. Но надежды на то, что английское правительство захочет и сумеет заставить Францию пойти навстречу германским пожеланиям, не оправдались как в 1921 по вопросу о Верхней Силезии, так и в 1922 по репарационному вопросу. Отставка В. в ноябре 1922 знаменовала собой крушение "политики выполнения".

Политика В. в отношении Советской России была непоследовательной. С одной стороны, В. солидаризовался с английским проектом создания международного консорциума для эксплуатации ресурсов Советской России под видом оказания помощи последней. С другой стороны, В. учитывал важность непосредственного соглашения с Советской Россией. Отсюда колебания политики В., в частности накануне Генуэзской конференции 1922 (см.) и на самой конференции. В переговорах с советскими представителями, остановившимися в Берлине на пути в Геную (апрель 1922), обсуждался проект германо-советского договора. В. отказался его подписать, желая сохранить в Генуе единую линию с западными державами по отношению к Советской России. Когда же на Генуэзской конференции германские представители не были допущены к участию в частных переговорах союзников с советской делегацией и эти переговоры приняли невыгодный для Германии оборот, германская делегация в Генуе решилась подписать Раппальский договор 1922 (см.). После своей отставки В. проявил себя как сторонник развития германо-советских экономических отношений.

ВИСКОВАТЫЙ, ИВАН МИХАЙЛОВИЧ

ВИСКОВАТЫЙ, ИВАН МИХАЙЛОВИЧ - думный дьяк, первый начальник посольского приказа (см.). Ещё в бытность его подьячим ему было поручено царём Иваном IV в 1549 "посольское дело". В течение более 20 лет он вёл переговоры со всеми иностранными послами, удивляя их своим дипломатическим искусством. Современники говорят о нём, как о человеке прямолинейном и смелом. В годы правления "избранной Рады" В. совместно с Адашевым руководил дипломатическим ведомством. Иван IV считал его религиозным вольнодумцем; за его критику новых направлений в области иконописи он едва не подвергся обвинению в ереси. В 1561 В. был назначен на должность печатника (т. е. хранителя печати). После падения "избранной Рады" В. продолжал руководить всей внешней политикой и участвовать в переговорах с иностранными послами. В 1562-63 он был в составе посольства, ездившего в Данию. На земском соборе 1566 В. рекомендовал заключить перемирие с Польшей, не требуя уступки спорных ливонских городов, но с условием вывода из них польских войск и нейтралитета Польши в русско-ливонской войне. Когда в 1569-70 Турция и Крым вступили в войну, В. был обвинён в измене, в самостоятельных сношениях с султанским правительством и с крымским ханом, а также в переговорах с польским королём о передаче ему Новгорода. Он был устранён от должности, по-видимому, в середине 1570, а в конце того же года казнён. Перед казнью В. энергично отрицал возводимые на него обвинения.

ВИТВОРТ, ЧАРЛЬЗ, ЛОРД

ВИТВОРТ, ЧАРЛЬЗ, ЛОРД (1760-1824) - английский дипломат. В. сначала поступил на военную службу, но вскоре перешёл на дипломатическую работу. В 1786 В. был назначен посланником при дворе польского короля Станислава Августа. В 1788 он был переведён в том же звании в Петербург, где оставался до 1800. Здесь В. удалось добиться улучшения англо-русских отношений, обострившихся в связи с русско-турецкой войной 1787-91. За содействие заключению Ясского мирного договора 1792 (см.) В. получил награды от английского правительства и Екатерины II (орден Бани и алмазную шпагу). В. принимал участие в переговорах и подписании Петербургского союзного договора 1795 (см.). После смерти Екатерины II император Павел I отказался подтвердить договор, вследствие чего положение В. стало очень затруднительным. Однако В., действовавший через проанглийски настроенных руководителей русской дипломатии (Безбородко, гр. А. Р. Воронцов, Н.П.Панин), побудил Павла к сближению с Англией. В 1797 В. подписал с русским правительством выгодный для Англии торговый договор, а годом позже - новый союзный договор против Франции. Павел I ходатайствовал перед Георгом III о пожаловании В. в пэры (что было исполнено в 1800). Но виды английского правительства на Мальту произвели резкий поворот в русской внешней политике. Павел I выслал В. из Петербурга (1. II 1800) и разорвал дипломатические отношения с Англией. Начавшееся сближение России и Франции представляло серьёзную угрозу для Днглии. В 1800 В. был послан английским правительством в Копенгаген, чтобы предотвратить союз Дании с Павлом I. Отсюда он поддерживал связь с англофильски настроенным кружком русских вельмож во главе с опальными братьями Зубовыми и их сестрой Жеребцовой. Через них В. содействовал организации убийства Павла I, после чего на время была устранена угроза русско-французского союза против Англии. В 1802, после заключения Амьенского мира, В. получил назначение посланником в Париж, где он безуспешно стремился компромиссным решением вопроса о. Мальте предотвратить новый разрыв между Англией и Францией. После грубого приёма, оказанного ему Наполеоном, требовавшим в категорической форме очищения Мальты англичанами, В. в мае 1803 вынужден был покинуть Париж. Это означало возобновление войны. В 1813-17 В. был вице-королём Ирландии. В 1815 получил титул графа Ньюпорта.

ВИТТЕ, СЕРГЕЙ ЮЛЬЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЛАНГАЛИ АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ

ВЛАНГАЛИ АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ (1823-1908)- русский дипломат, в 1882 - 91 был товарищем министра иностранных дел, с 1891 по 1897-русским послом в Риме.

ВОЗНИЦЫН, ПРОКОФИЙ БОГДАНОВИЧ

ВОЗНИЦЫН, ПРОКОФИЙ БОГДАНОВИЧ - русский дипломат второй половины 17 в. В 1681 В. был направлен послом в Константинополь, где ему удалось добиться утверждения султаном мирного договора между Россией и Крымом. В 1697 В. в качестве третьего посла Великого посольства (см.) принимал активное участие в переговорах в Бранденбурге и Голландии. В. был оставлен в Вене в качестве уполномоченного для переговоров на Карловицком конгрессе (см.).

Попытки В. удержать Австрию от подписания сепаратного мира с Портой до согласования мирных условий между Портой и Россией были безуспешны. Также бесплодны оказались тайные сношения В. с турецкими уполномоченными. Подписав мир с Австрией, турецкие уполномоченные почувствовали себя увереннее и не только не соглашались на уступку Керчи, чего требовал В., ной сами настаивали на возврате Азова или по меньшей мере городков в устье Днепра. Не видя возможности заключить мир на приемлемых для России условиях, В. ограничился подписанием с Турцией 24. I 1699 перемирия сроком на два года. Мирный договор с Турцией был подписан уже в 1700 Е. И. Украинцевым.

ВОЙКОВ, ПЁТР ЛАЗАРЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЛЫНСКИЙ, АРТЕМИЙ ПЕТРОВИЧ

ВОЛЫНСКИЙ, АРТЕМИЙ ПЕТРОВИЧ (1692-1740)- русский государственный деятель. Участвовал в Прутском походе Петра I, состоя при подканцлере Шафирове, который во время переговоров с турками посылал В. гонцом к царю. В 1715 В. был назначен в Иран "в характере посланника" с целью изучения этой страны и заключения с нею торгового договора. Обе эти задачи В. выполнил с успехом: заключённый им в 1717 Исфаганский торговый договор был выгоден России. В 1719 В. был назначен . губернатором вновь образованной Астраханской губернии с заданием подготовить край к предстоящей войне с Ираном и собирать сведения о положении дел в Иране. Деятельность В. сыграла немаловажную роль в подготовке и ведении войны с Ираном в 1722-23. В. вместе с Шафировым и Неплюевым был уполномочен вести мирные переговоры с Турцией на Немировском конгрессе 1737 (см.). В 1738 благодаря поддержке Бирона В. был назначен кабинет-министром. Однако дворцовые интриги привели к столкновению В. с Бироном и Остерманом. В. был обвинён в заговоре против императрицы Анны Ивановны и казнён.

ВООРУЖЁННЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ

ВООРУЖЁННЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ - Под этим названием известны принципы лиги нейтральных держав, возникшей в 1780, в период войны североамериканских колоний за независимость. Она имела своей основной задачей охрану прав морского нейтралитета, получивших своё выражение в декларации Екатерины II от 28. II 1780. Основные положения этой декларации заключались в следующем: 1) нейтральные корабли свободно могут продолжать торговлю с воюющими державами; 2) неприятельская собственность под нейтральным флагом пропускается неприкосновенно; 3) предметами военной контрабанды признаются только предметы, перечисленные в ст. 10 и 11 трактата 1766 России с Англией (оружие, амуниция и прочие предметы, непосредственно служащие военным целям); 4) для действенности блокады требуется, чтобы вход в блокируемый порт был фактически затруднён военно-морскими силами; 5) эти начала будут служить правилом при решениях о законности призов.

На этой основе Россия заключила затем с отдельными европейскими странами соответствующие конвенции о защите провозглашённых принципов от всякого их нарушения. Так возник первый В. н. К нему последовательно присоединились: Дания - 9. VII 1780, Швеция -1. VIII 1780, Голландия - 4. I 1781, Пруссия-8. V 1781, Австрия - 9. X 1781, Португалия - 13. VII 1782 и 10. II 1783 Королевство Обеих Сицилии. Франция, Испания и Соединённые Штаты Америки также признали эти принципы, хотя формально и не присоединились к первому В. н. Из крупных морских держав одна Англия не признала принципов русской декларации.

Декларация России о В. н. имеет огромное значение в истории права морской войны. До неё морские державы придерживались начал "Consolato del mare", в силу которых неприятельская собственность и на нейтральном корабле подлежала захвату и признавалась законной т. н. "бумажная" или "кабинетная" блокада. Таким образом, Россия внесла в международное право новые начала, ограждающие права морской торговли нейтральных стран во время войны.

Принципы декларации 1780 о В. н. были впоследствии подтверждены и дополнены русско-прусским трактатом, заключённым по инициативе России 18. XII 1800, об образовании т. н. второго В. н., к которому присоединились Дания и Швеция. Трактат 1800 содержал также постановления, по которым нейтральный корабль считается нарушившим блокаду только в том случае, когда после первого предостережения блокирующей эскадры он всё-таки силой или хитростью будет пробираться в порт, и по которым нейтральные торговые суда, конвоируемые военным нейтральным кораблём, освобождаются от осмотра, если командир этого корабля заявит, что под его прикрытием нет военной контрабанды.

Парижская декларация о морском праве 1856 восприняла принципы, провозглашённые Россией в обоих актах о В. н., и они были признаны почти всеми крупными морскими державами.

Даже США, формально не присоединившиеся к Парижской декларации (требуя, чтобы неприкосновенность частной собственности касалась не только морской, но и сухопутной войны), всё же признали для себя обязательными её принципы во время гражданской войны 1861.

ВОРОВСКИЙ, ВАЦЛАВ ВАЦЛАВОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОРОНЦОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОСТОЧНЫЙ ПАКТ ("ВОСТОЧНОЕ ЛОКАРНО")

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОСУГ-ЭД-ДОУЛЕ (МИРЗА ХАСАН ХАН)

ВОСУГ-ЭД-ДОУЛЕ (МИРЗА ХАСАН ХАН) - иранский государственный деятель и дипломат. Занимал различные министерские посты, в т. ч. министра иностранных дел. Дважды, в 1916-17 и в 1918-20, был премьером. На этом посту В. неизменно содействовал подчинению Ирана английскому господству, за что получал от англичан всякого рода поощрения, в т. ч. материальные. В марте 1917 официально признал сформированный в 1916 Перси Сайксом английский корпус южно-персидских стрелков. Подписал кабальное для Ирана англо-иранское соглашение 1919 (см.), а в 1920- исключительно выгодную для Англии таможенную конвенцию. В. всемерно препятствовал установлению нормальных советско-иранских отношений. Совместно с англичанами проводил политику жестокой расправы над деятелями национально-революционного движения в Иране.

ВЫШИНСКИЙ, АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница