Дипломатический словарь
Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАД"-"ВЕН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАД"-"ВЕН")

ВАДДИНГТОН, ВИЛЬЯМ ГЕНРИ

ВАДДИНГТОН, ВИЛЬЯМ ГЕНРИ (1826-94) - французский политический деятель и дипломат, по происхождению англичанин. В 1871 В. был избран депутатом в Национальное собрание, а в 1876- сенатором. В том же году В. занял пост министра просвещения, а в 1877-министра иностранных дел. В 1879 он был премьер-министром, сохраняя за собой портфель министра иностранных дел.

В. возглавлял французскую делегацию на Берлинском конгрессе 1878, но активной роли на нём не играл. В обмен на обещание Англии предоставить Франции "свободу рук" в Тунисе В. дал согласие английскому министру иностранных дел Солсбери на захват Кипра. Но эта сделка не была официально оформлена, и Англия впоследствии отказалась от своего обещания. После Берлинского конгресса В. не только отказывался от предложений России о сотрудничестве, но и, желая поддержать хорошие отношения с Германией, информировал Бисмарка об этих переговорах.

В 1883-93 В. был послом в Англии и принимал участие в Лондонской конференции 1884 (см.), где с большой энергией отстаивал французские интересы в Египте.

ВАЛИЕСАРСКИЙ ДОГОВОР 1658

ВАЛИЕСАРСКИЙ ДОГОВОР 1658 - о перемирии- был заключён 20. XII между Россией и Швецией в деревне Валиесар (близ Нарвы).

Вмешательство Швеции в войну России с Речью Посполитой вызвало в 1656 возникновение русско-шведской войны.

В этой войне русские войска заняли восточную часть Лифляндии с рядом первостепенных городов и крепостей, но Риги взять не смогли. Вследствие того, что оставалась не обеспеченной граница с Польшей и там продолжались военные действия, московское правительство вынуждено было пойти на мирные переговоры с Швецией. Руководящая роль в них принадлежала А. Л. Ордин-Нащокину (см.), который проявлял большую настойчивость в территориальных требованиях, стремясь закрепить за Русским государством выход к балтийским берегам. Несмотря на то, что правительство, считая главным противником Польшу, готово было в переговорах с Швецией идти на значительные уступки, предписания правительственных верхов не поколебали Ордин-Нащокина, и подписанный им В. д. (с шведской стороны договор подписал Густав Белке) сохранил за Русским государством все завоёванные у Швеции территории. Однако через 3 года после подписания В. д. Россия, всё ещё не окончившая войны с Польшей, была вынуждена по Кардисскому мирному договору 1661 (см.) вернуть Швеции только что сделанные приобретения.

ВАНГЕНГЕЙМ, ГАНС

ВАНГЕНГЕЙМ, ГАНС (1859-1915), барон-германский дипломат. В 1904 В. был посланником в Мексике, в 1909-12 - в Афинах, в 1912-15 - послом в Константинополе. Главной задачей В. в Турции накануне первой мировой войны было окончательное подчинение Турции германскому влиянию и вовлечение её в войну против России. Вместе С тем В. считал возможным использовать Турцию в качестве объекта для сделки с Англией. Опасаясь, что Азиатская Турция будет разделена между Англией, Францией и Россией без участия Германии, В. предлагал соблазнить Англию возможностью установления англо-германского контроля над Турцией по образцу английского управления Египтом. От участия в контроле над Турцией В. считал необходимым устранить не только Россию и Францию, но и союзников Германии - Австро-Венгрию и Италию. Предполагаемое англо-германское сотрудничество в Турции было в глазах В. средством к окончательному примирению Германии с Англией. Эти проекты В. отвечали общим целям германской дипломатии того периода, искавшей путей к нейтрализации Англии в подготовляемой Германией европейской войне. Однако, когда в Европе сложилась непосредственно предвоенная обстановка, В. вступил в переговоры с Энвером пашой (см.) и 2. VIII 1914 подписал секретный германо-турецкий договор (см.).

В дипломатических кругах за В. укрепилась репутация чиновника, "склонного к откровенности". Этой репутацией В. германское правительство неоднократно пользовалось для того, чтобы окольным путём доводить свою точку зрения до сведения соответствующих правительств. Так, в июле 1914, во время сараевского кризиса, В. намекнул австрийскому послу в Константинополе Паллавичини, что если Австро-Венгрия упустит такой удобный случай, то Германия может прийти к выводу о бесполезности союза с ней и будет искать сближения с Россией. Паллавичини не замедлил послать в Вену подробное донесение о точке зрения германского посла.

Ещё более "деликатным" было поручение, данное В. германским правительством в ноябре 1914 - в начале первой мировой войны. В это время план Шлиффена уже провалился, и германское правительство, стремясь избежать затяжной войны, начало зондировать у союзников возможность заключения мира. Выполняя поручение своего правительства, В. в форме сугубо частных и неофициальных бесед стал убеждать итальянского посла в Константинополе Карлотти, что "нейтральным державам с Италией во главе следовало бы приступить к мирному посредничеству в целях скорейшего окончания войны". Послу США Моргентау В. в "личном и частном порядке" рекомендовал посоветовать Вильсону выступить с предложением о посредничестве. Об этом неофициальном демарше В. было сообщено правительствам Антанты, которые, однако, расценили его как стремление Германии избежать военного поражения и решили продолжать войну.

В. старался создать легенду о том, что он является "другом армянского народа". На деле же его вмешательство в армянские дела было только средством дипломатической борьбы с русским влиянием и попыткой создать в Малой Азии германскую агентуру.

Когда же в 1915 турецкое правительство приступило к зверскому планомерному уничтожению всего армянского населения Малой Азии, В. ничего не сделал для его защиты.

ВАНДЕНБЕРГ, АРТУР

ВАНДЕНБЕРГ, АРТУР (р. 1884) - американский политический деятель.

В. родился в Гранд-Репидо (штат Мичиган) в семье фабриканта. С 1902 работал в качестве журналиста, а затем редактора газеты. В 1912 В. был избран членом центрального комитета республиканской партии штата Мичиган. В период избирательной кампании 1920 В. был ближайшим советником Гардинга, республиканского кандидата на пост президента.

В 1928 В. был избран в сенат, куда неизменно переизбирался в дальнейшем. В. входил в состав многих сенатских комиссий и был автором ряда важных документов и резолюций. С момента прихода Рузвельта на пост президента В. стал лидером оппозиции в сенате, выступавшей против прогрессивных мероприятий Рузвельта. В. был противником признания СССР и неоднократно выступал с требованием разрыва дипломатических отношений с Советским Союзом.

Перед началом второй мировой войны В. явился инициатором и лидером сенатской коалиции консервативных демократов и реакционных республиканцев, стоявших на позициях изоляционизма. Постоянно выступая против вмешательства в европейские дела, В. был одним из виднейших сторонников закона о нейтралитете и требовал введения эмбарго на вывоз оружия "в Испанию. Вернувшись из поездки по Европе в 1939, В. убеждал американское общественное мнение в том, что западным державам не угрожает никакая опасность со стороны гитлеровской Германии, а когда началась европейская война, заявил, что "эта война не имеет никакого отношения к Америке", и в феврале 1941 выступал против закона о ленд-лизе (см.).

После вступления США в войну В., как и другие изоляционисты, заявил о поддержке военных усилий США, но на всём протяжении войны вёл активную борьбу против политики Рузвельта, сопротивляясь созданию второго фронта в Европе и высказываясь за концентрацию военных усилий США на Тихом океане.

Летом 1944 В. был избран председателем совещательного комитета республиканской партии по вопросам послевоенной политики. В проекте резолюции, выработанной комитетом, принципиальное признание необходимости участия США в международном сотрудничестве было обставлено различными оговорками, исключающими вступление США, в международную организацию безопасности, применение вооружённых сил для предотвращения агрессии и т. п.

Учитывая влияние В. в республиканской партии, Рузвельт в феврале 1945 пригласил его войти в состав американской делегации на конференции в Сан-Франциско. Незадолго до открытия конференции В. выступил с поправками и дополнениями к уставу будущей международной организации, выработанному в Думбартон-Оксе. Эти поправки были направлены на ослабление роли Совета безопасности, а также сотрудничества великих держав в организации Объединённых наций. Тем не менее, учитывая настроение общественного мнения США, В. по окончании конференции в Сан-Франциско выступил в сенате за ратификацию устава.

После смерти Рузвельта влияние В. на внешнюю политику США чрезвычайно усилилось. В. участвовал в качестве советника государственного секретаря на первой сессии Генеральной ассамблеи ООН в Лондоне (1946) и в Парижском совещании министров иностранных дел, а также в качестве одного из американских делегатов на Парижской мирной конференции 1946. В. был советником Вирнса во время Нью-Йоркской сессии Совета министров иностранных дел и членом делегации США на сессии Генеральной ассамблеи ООН в октябре-декабре 1946. После победы республиканской партии на выборах осенью 1946 В. занял пост председателя сенатской комиссии по иностранным делам.

Поддерживая Бирнса, В. фактически направлял его политику. В. является сторонником концепции "англосаксонского блока" и противником сложившейся во время войны коалиции СССР, США и Великобритании.

ВАНДЕРВЕЛЬДЕ, ЭМИЛЬ

ВАНДЕРВЕЛЬДЕ, ЭМИЛЬ (1866-1938) - бельгийский государственный и политический деятель, один из вождей II Интернационала, юрист по образованию. В 1894В. был избран депутатом парламента от социалистической партии. С 1914 по 1921 занимал различные министерские посты. В качестве государственного министра В. послал в августе 1914 социал-демократической фракции Думы через русское министерство иностранных дел телеграмму с призывом поддерживать войну против "прусского юнкерства". После Февральской революции 1917 В. посетил во главе бельгийской социалистической делегации Россию, где в речах и манифестах призывал сражаться "до последней капли крови" против Германии и "за освобождение Бельгии".

В. был одним из представителей Бельгии на Парижской мирной конференции и подписал Версальский мирный договор. Он активно участвовал в мирных переговорах и при поддержке Клемансо добивался присоединения к Бельгии не только ряда германских провинций, но и части голландской территории (провинции Лимбург и левого берега р. Шельды). Этот план не удался ввиду сопротивления английских представителей.

В. принял большое участие в выработке устава Международного бюро труда.

С момента образования советской власти в России В. относился к ней враждебно. В 1919 он вместе с другими членами бельгийского правительства признал "правительство" Колчака. В 1921 совершил поездку в меньшевистскую Грузию. В 1922 выступил на процессе эсеров в Москве в качестве одного из защитников обвиняемых. В 1925-27, будучи министром иностранных дел, В. отказался (вопреки избирательной программе своей партии) признать СССР. Подписал Локарнский мирный договор (1925), в выработке которого принял активное участие.

В 1935-36 В. был министром без портфеля, а в 1936-37 министром здравоохранения.

ВАН-КЛЕФФЕНС, ЭЛКО НИКОЛАС

ВАН-КЛЕФФЕНС, ЭЛКО НИКОЛАС (р. 1894) - голландский дипломат. В 1919 окончил Лейденский университет, где специализировался по международному праву. Дипломатическую карьеру начал в 1922, поступив в юридический отдел министерства иностранных дел. В. был долголетним генеральным секретарём Академии международного права в Гааге и секретарём третейского суда по толкованию планов Дауэса и Юнга. С августа 1939 В. - министр иностранных дел. В 1940-45 В. вместе со всем голландским правительством находился в Лондоне. Возглавлял голландскую делегацию на конференции в Сан-Франциско (1945) и на первой сессии Генеральной ассамблеи ООН (1946). С 1946 В.-представитель Голландии в Совете безопасности. В. является типичным представителем консервативных кругов голландской буржуазии, ориентирующихся на США и Англию и враждебных СССР.

ВАНСИТАРТ, РОБЕРТ

ВАНСИТАРТ, РОБЕРТ (р. 1881), лорд- английский дипломат.

До первой мировой войны В. занимал дипломатические посты в Париже, Каире, Тегеране. Во время войны был прикомандирован к британскому посольству в Стокгольме. Участвовал в работах Парижской мирной конференции 1919. В 1920 был назначен секретарём министра иностранных дел Керзона. В 1924 при лейбористском правительстве В. был советником министра иностранных дел. Этот пост он сохранил при консервативном правительстве Болдуина в 1924 и при втором лейбористском правительстве в 1929. В 1930-38 В. занимал поет постоянного заместителя министра иностранных дел.

В. являлся представителем антигерманской школы британской дипломатии. Отсюда его ориентация на Францию и его готовность искать соглашения с СССР для борьбы против германской опасности. С приходом к власти Чемберлена (в середине 1937) положение В. было поколеблено, и в январе 1938 он был заменён на посту постоянного заместителя министра иностранных дел Кадоганом (см.). Большую популярность получила книга В. "Уроки моей жизни", вышедшая в 1942 и давшая повод появлению в мировой политической литературе особого термина "ванситартизм".

"Ванситартизм" - это своеобразная "расовая теория", отрицающая возможность конечного разрешения германского вопроса на демократической основе и отстраняющая от участия в таком разрешении прогрессивные силы германского народа. Вместе с тем "ванситартизм" предлагает установить длительную англосаксонскую опеку над Германией.

В годы второй мировой войны В. выступал за тесное сотрудничество с СССР, руководствуясь расчётом, продиктованным ненавистью к Германии. К концу войны и после капитуляции Германии В. резко изменил свою линию и занял враждебную Советскому Союзу позицию.

ВАН ЦЗИН-ВЭЙ, ВАН ЧЖОУ-МИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАН ЧЖУН-ГУЙ

ВАН ЧЖУН-ГУЙ (р. 1882) - крупный китайский дипломат и государственный деятель, видный правовед, эксперт по международному праву. Окончил университет в Тяньцзине, после чего, в 1904, получил учёную степень доктора права в Иельском университете США. Вместе с Лю Ченсяном представлял китайское правительство на 2-й Гаагской конференции 1907. Во время революции 1911 был в составе гуандунской делегации на конференции в Нанкине по вопросу о создании нового правительства, затем состоял министром иностранных дел временного нанкинского правительства Сун Ятсена. С марта по июль 1912 был министром юстиции бэйпинского правительства, в 1916 участвовал в антимонархическом движении против Юань Шикая, в 1917 был президентом комиссии кодификации законов, в 1920 - главным судьёй Верховного суда. В качестве полномочного представителя китайского правительства В. участвовал на Парижской мирной конференции 1919.

В 1921 В. возглавлял китайскую делегацию в Лиге наций, был делегатом на Вашингтонской конференции 1921-22. В 1923 - 24 В. был главным судьёй Международного гаагского трибунала. В 1925 - делегат Китая на тарифно-таможенной конференции и председатель комиссии по исследованию проблемы экстерриториальности, в 1927 примкнул к нанкинскому правительству Чан Кайши, был министром юстиции в 1927-28, членом ЦИК и центрального политического совета гоминдана с 1928, членом государственного совета и председателем юридического юаня в 1928-31. С 1930 по 1936 состоял членом Гаагского трибунала. В годы японо-китайской войны с февраля 1937 по декабрь 1941 в качестве министра иностранных дел чунцинского национального правительства В. безуспешно добивался посредничества США и Великобритании в японо-китайском конфликте. В интервью 28. IX 1939 на вопрос об отношении Китая к посредничеству третьих держав В., выразив свои проамериканские симпатии, ответил: "Если будут учтены те блестящие мирные условия, о которых я говорил (речь шла о восстановлении довоенного статус кво), то Китай не без радости примет их, в особенности если, как мы надеемся, в качестве посредника выступит такая миролюбивая держава, как Америка".

В мае 1940 В. направил иностранным державам ноту с требованием не признавать марионеточный режим, созданный японцами на оккупированной территории Китая. С 1942 В. -генеральный секретарь Верховного совета национальной обороны Китая. В 1943 В. был членом китайской делегации на Каирской конференции, в 1944 - председателем Дальневосточного и Тихоокеанского филиала комиссии по расследованию злодеяний японских военных преступников, в 1945 В. участвовал на конференции Объединённых наций в Сан-Франциско.

ВАН ШИ-ЦЗЕ

ВАН ШИ-ЦЗЕ (р. 1891) - китайский дипломат и политический деятель, примыкающий к правому крылу гоминдана. Получил высшее образование в Лондоне и Париже. В 1921 по возвращении в Китай был назначен профессором Бэйпинского университета.

После разгрома китайской демократической революции в 1927 и признания в 1928 иностранными державами нанкинского правительства центральным правительством Китая Чан Кайши стал привлекать к себе на службу лиц из политических группировок Севера. В 1928 В. получил назначение на пост члена Международного гаагского трибунала. Вскоре он был назначен членом законодательного юаня, в 1929 стал ректором Уханьского национального университета, а в 1933 - министром народного просвещения.

В 1939 В. был избран в ЦИК гоминдана, а затем членом контрольной комиссии гоминдана. До 1942 В. занимал пост заведующего отделом пропаганды и информации ЦИК гоминдана (этот отдел одновременно является министерством пропаганды). В 1942 В. был избран генеральным секретарём Национального политического совета. В 1943 был направлен во главе "миссии доброй воли" в Англию, где пробыл до февраля 1944. В марте 1944 В. совместно с генеральным секретарём молодёжной организации "Санмин жуй" был выделен гоминданом для ведения переговоров с коммунистической партией по вопросу о достижении национального единства, а спустя несколько месяцев вторично возглавил отдел пропаганды и информации ЦИК гоминдана.

30 июля 1945 В. был поручен пост министра иностранных дел. В августе того же года он сопровождал председателя исполнительного юаня Сун Цзывеня в Москву, где принимал участие в переговорах и подписании договора о дружбе и взаимопомощи между СССР и Китайской республикой.

На Парижской мирной конференции 1946 В. возглавлял китайскую делегацию.

ВАНЬБАОШАНЬСКИЙ ИНЦИДЕНТ

ВАНЬБАОШАНЬСКИЙ ИНЦИДЕНТ - один из спровоцированных Японией летом 1931 в целях создания предлога для захвата Манчжурии.

Завоевательная программа Японии, выраженная в меморандуме Танака (см.) ещё в 1927 предусматривала захват Манчжурии и превращение её в военно-экономическую базу для завоевания остального Китая и для нападения на СССР. "Мы будем всемерно наводнять Северную Манчжурию нашими силами,- гласил меморандум, -Советская Россия должна будет вмешаться, и это будет для нас предлогом для открытого конфликта". Шаньдунская экспедиция весной 1928 и убийство Чжан Цзолина в июне того же года свидетельствовали о том, что план Танака принят к руководству и исполнению.

Междоусобная борьба милитаристских клик в Китае, неспособность Лиги наций предотвратить агрессию и попустительство великих держав всякому выступлению, которое может привести к вооружённому нападению на СССР, благоприятствовали агрессии Японии. Используя антисоветские тенденции в политике великих держав, Япония объявила себя "борцом против большевизма и за восстановление порядка в Китае".

Весной 1931 японские газеты подняли широкую кампанию против китайских властей в Манчжурии, якобы притесняющих японских граждан и корейских колонистов, пересылаемых в Манчжурию японской колонизационной компанией "Тотаку". Пресса требовала охраны жизни и имущества японцев и корейцев, которых якобы неспособно защищать правительство Чжан Сюэляна. В такой обстановке в мае 1931 произошёл В. и.

Вблизи деревни Ваньбаошань, неподалёку от Чанчуня, корейские переселенцы по указанию "Тотаку" попытались отвести для своих земель воду, орошавшую земли местных крестьян. Последние, вооружившись вилами и цепами, воспротивились корейцам, когда те пришли копать канавы. В ответ на это японцы спровоцировали китайские погромы в Корее, которые продолжались под покровительством полиции в течение трёх дней в Сеуле, Чемульпо и других городах. Вскоре "японский Лоуренс" Доихара организовал новую крупную диверсию. В июне под его руководством японский ставленник Ши Ю-сень поднял в Тяньцзине восстание против Чжан Сюэляна в расчёте на отвлечение его сил от Манчжурии и на обострение внутрикитайской борьбы.

Восстание было подавлено, но за ним последовало "убийство" капитана Накамура, после чего Япония потребовала от мукденских властей предоставления ей права свободного передвижения по Манчжурии, наказания виновников "убийства" Накамура и права назначать японских военных советников в маньчжурские военные части.

Сеть провокаций была завершена в ночь на 18. IX, когда был инсценирован новый инцидент: "неизвестные китайские солдаты" взорвали несколько метров ж.-д. полотна на линии Мукден - Дайрен. Этот акт послужил для японцев достаточным поводом: Квантунская армия захватила Мукден и вскоре полностью завершила оккупацию Манчжурии.

ВАНЬСЯНЬСКИЙ ИНЦИДЕНТ

ВАНЬСЯНЬСКИЙ ИНЦИДЕНТ - 5. IX 1926 был спровоцирован и использован Англией с целью организации открытого вооружённого выступления против китайской демократической революции 1925-27, имевшей антиимпериалистический и в частности антибританский характер.

Ещё в феврале 1926 английское правительство предлагало Японии, США и Франции план организации объединённой вооружённой интервенции в Китае. Но предполагавшиеся соучастники отнеслись к этой идее отрицательно.

Япония предпочитала действовать одна в Северном Китае и не желала способствовать укреплению английских позиций на юге и в центре. Более того, она всячески стремилась использовать создавшуюся обстановку для подрыва английских политических и экономических позиций в Китае. Соединённые Штаты, придерживавшиеся политики "открытых дверей", занимали выжидательную позицию и не исключали возможности вступить в сношения с кантонским правительством, надеясь таким образом получить преимущественное положение в Китае. Отказалась от интервенции и Франция.

Не добившись поддержки держав, Англия решила действовать самостоятельно. Её интересы и положение в Китае подверглись наибольшему ущемлению, в частности из-за бойкота английских товаров, продолжавшегося в течение 16 месяцев, а также успешных действий революционной кантонской армии против войск английского ставленника У Пэй-фу.

В июне 1926 председатель английской торговой палаты в Ханькоу откровенно заявил, что настал момент, когда поддержку У Пэй-фу надо оказывать открыто, а не тайно. Торговая палата предоставила ему заём в 4 млн. долл., а затем англо-американская табачная компания - в 5 млн. долл. Несмотря на эту помощь, поражения армии У Пэй-фу продолжались и ускорили выступление Англии, поводом к которому и послужил В. и.

29. VIII 1926 английский пароход под китайским названием "Ван Лю", направляясь в Ваньсянь, остановился в Юньяне, затем, неожиданно взяв полный ход, опрокинул подплывшие к нему три китайские лодки с людьми и грузом. Погибло 54 чел., утонул ценный груз. Для выяснения обстоятельств дела китайские власти послали на борт прибывшего в Ваньсянь парохода группу солдат во главе с офицером. Тогда командование английской канонерки "Кокчефер" направило на "Ван Лю" группу вооружённых матросов, которые, разоружив офицера и его солдат, грубо удалили их с парохода. В ответ на это китайцы задержали два других английских парохода с 6 офицерами торгового флота, после чего англичане навели орудие канонерки "Кокчефер" на Ваньсянь и захватили китайское торговое судно, заменив на нём китайскую команду английскими солдатами.

5. IX это судно с британскими войсками вплотную подошло к задержанным английским кораблям, но при попытке освободить своих офицеров англичане были встречены огнём. В ответ канонерки "Кокчефер" и "Виджен" открыли артиллерийский и пулемётный огонь по китайским судам и по городу. В Ваньсяне было убито 1 тыс. мирных жителей, 12 улиц превращены в груды развалин. Убыток, нанесённый городу, исчислялся в 4 млн. долл.

В. и. вызвал негодование и подъём антианглийского движения во всём Китае. Под давлением общественного мнения Веллингтон Ку от имени северного китайского правительства вынужден был послать Англии ноту протеста, где В. и. был назван "обдуманной провокацией".

ВАРГАС, ЖЕТУЛИО ДОРНЕЛЛАС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАРКИЗСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1945

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАРТЕНШТЕЙНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1807

ВАРТЕНШТЕЙНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1807 - между Пруссией и Россией - подписана 26. IV прусским министром иностранных дел Гарденбергом и русским министром иностранных дел А. Ф. Будбергом. Затишье, наступившее в ходе войны России и Пруссии против Франции после сражения при Прейсиш-Эйлау, расценивалось Александром I как признак перелома. Для достижения победы над Наполеоном русский император и прусский король Фридрих Вильгельм III стремились создать мощную антифранцузскую коалицию в составе России, Пруссии, Англии, Швеции и Австрии. Этой цели должна была послужить Б. к., объявлявшая основными задачами войны оттеснение французов за Рейн, разрушение созданного Наполеоном Рейнского союза и новое устройство Германии, независимость которой провозглашалась основой независимости Европы. Договаривающиеся стороны обязывались прекратить военные действия лишь по общему согласию. Ст. 4 Б. к. декларировала восстановление Пруссии в её предвоенных границах и округление этих границ для лучшей военной защиты. Рейнский союз предполагалось уничтожить и создать в Германии федерацию под главенством Пруссии и Австрии. Австрия должна была получить земли, потерянные по Пресбургскому мирному договору 1805. Английскому и шведскому королям было обещано увеличение их германских владений. Ст. 13 Б. к. косвенно давала согласие на аннексию Англией французских колоний ещё до заключения мирного договора. На предложение присоединиться к Б. к. Австрия, Англия и Швеция ответили отказом. Австрийское правительство заявило, что не видит признаков крушения военного могущества Наполеона и считает неуместным ставить столь далеко идущие цели. Английский кабинет считал создание в Германии федерации во главе с Пруссией столь же неприемлемым для Англии, как и существование Рейнского союза во главе с Наполеоном. Швеция заключила перемирие с Францией и не желала возобновлять военных действий до получения английских субсидий. Таким образом, цель, поставленная Б. к., - создание европейской коалиции против Франции - не была достигнута, а последовавшее вскоре заключение Тильзитского мирного договора 1807 (см.) совершенно изменило международные отношения в Европе и полностью ликвидировало программу, намеченную Б. к.

ВАРШАВСКИЙ ДОГОВОР 1768

ВАРШАВСКИЙ ДОГОВОР 1768 - был заключён между Россией и Польшей 24. II в целях разрешения диссидентского вопроса. Согласно В. д. римско-католическая религия в Польше оставалась господствующей, но диссиденты получали право на занятие всех должностей. Королём, однако, мог быть только католик. Были разрешены браки между диссидентами и католиками. Со своей стороны Россия гарантировала Польше неприкосновенность её территории и незыблемость её государственного устройства. В. д. закреплял архаизм польской государственности. Вместе с тем В. д. открывал перспективы известного сглаживания глубоких национальных и религиозных противоречий, раздиравших Польшу. Но католические магнатские круги отвергли В. д. и образовали с целью борьбы против него Барскую конфедерацию.

ВАТИКАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАШИНГТОН, ДЖОРДЖ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАШИНГТОНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1911

ВАШИНГТОНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1911 - о ловле котиков - подписана 7. VII на конференции в Вашингтоне представителями России, США, Великобритании и Японии. Суть конвенции сводилась к следующему: морская охота на котиков воспрещается в водах Тихого океана к северу от 30-й параллели с. ш., включая моря Берингово, Камчатское, Охотское и Японское. Суда и лица, нарушающие этот запрет, подлежат задержанию в открытом море со стороны властей государств, участвующих в конвенции, с тем, однако, что уголовная юрисдикция в отношении нарушителей принадлежит тому государству, к которому они относятся. На суше убой котиков регулируется и контролируется местными властями. Воспрещается ввоз шкурок, за исключением добытых в соответствии с установленными правилами, что должно быть официально удостоверено местными властями. Конвенция предусматривает, что каждое из государств, участвующих в конвенции, обязано производить из общего числа добытых на его территории котиковых шкурок определённые отчисления в пользу других участников. Срок действия конвенции был установлен в 15 лет, считая с 15. XII 1911, с тем что она сохраняет свою силу и в дальнейшем, если не будет денонсирована одним или несколькими из её участников с предупреждением за год. Действие конвенции для СССР было подтверждено постановлением СНК СССР от 2. II 1926. Япония 23. X 1940 сообщила о денонсировании ею конвенции. За время действия конвенции численность стада котиков значительно возросла.

ВАШИНГТОНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1921-22

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАШИНГТОНСКИЙ ПРОТОКОЛ 1898

ВАШИНГТОНСКИЙ ПРОТОКОЛ 1898 - см. Парижский мирный договор 1898.

ВВОДЯЩИЙ ПОСЛОВ

ВВОДЯЩИЙ ПОСЛОВ - сохранившийся во Франции и некоторых других странах старинный титул главы протокольной части (см. Протокол).

ВЕБСТЕР-АШВЕРТОНА ДОГОВОР 1842

ВЕБСТЕР-АШВЕРТОНА ДОГОВОР 1842 - подписанный в Вашингтоне 9. VIII со стороны США государственным секретарём Вебстером и со стороны Англии лордом Ашбертоном, разрешил давний спор из-за северо-восточных границ США с Канадой (см. ). В. - А. д. была окончательно определена пограничная линия между штатом Мэн и Канадой. Из спорной территории в 12 027 кв. миль были закреплены за США 7 015 кв. миль. В. - А. д. положил конец конфликтам на американо-канадской границе, которые в 1838-39 едва не привели к вооружённому столкновению между США и Англией.

В. - А. д. разрешил и некоторые другие спорные вопросы: о выдаче преступников, скрывающихся от суда, и о совместной борьбе обеих стран против торговли неграми. Статья о борьбе с работорговлей была включена Вебстером для того, чтобы привлечь симпатии сенаторов из северных штатов и легче добиться ратификации соглашения сенатом.

ВЕБСТЕР, ДАНИЭЛЬ

ВЕБСТЕР, ДАНИЭЛЬ (1782-1852) - политический деятель США, юрист по образованию. В 1813 В. был избран в конгресс, а в 1827 - в сенат. Он был дважды государственным секретарём: в 1841-43 и в 1850-52. В 1842 В. заключил договор с лордом Ашбертоном об окончательном установлении восточной границы между США и Канадой (см. ). В. уделял много внимания тихоокеанским вопросам. В декабре 1842 он составил специальное послание президента США к конгрессу об ассигновании средств на посылку миссии в Китай и организацию американского консульства на Гавайских о-вах. В 1851 В. принимал меры к установлению отношений США с Японией. Когда в 1851 в Вашингтон поступил резкий протест австрийского правительства против официального торжественного приёма, оказанного президентом и конгрессом США лидеру венгерского национально-освободительного движения 1848 Кошуту и его соратникам, В., бывший в это время государственным секретарём, ответил, что существование народного правительства в любом европейском государстве соответствует интересам Соединённых Штатов.

ВЕВЕР -КОМУРА МЕМОРАНДУМ 1896

ВЕВЕР -КОМУРА МЕМОРАНДУМ 1896 -подписан 14. V в Сеуле дипломатическими представителями России и Японии при корейском дворе Вебером и Комура. Документ явился результатом переговоров между Японией и Россией, последовавших после убийства японцами корейской королевы 8. X 1895 и бегства корейского короля в здание русской миссии. Оба эти события вызвали возмущение в Корее и побудили японское правительство искать соглашения с Россией. В свою очередь и Россия, воспользовавшаяся сложившимися в Корее обстоятельствами, хотела договориться по ряду вопросов с Японией и взяла на себя инициативу переговоров. В итоге Вебером и Комура был подписан меморандум, который устанавливал (ст. 1), что вопрос о возвращении корейского короля во дворец (из русской миссии) предоставляется его усмотрению. "Оба представителя (России и Японии) дружески посоветуют его величеству возвратиться туда, как скоро исчезнет всякое сомнение в его безопасности".

Далее в той же ст. 1 меморандума представитель Японии давал заверение, что будут предприняты эффективные меры для надзора за японскими "соси" (наёмными бандитами), угрожавшими жизни короля. Тем самым Япония косвенно признавала свою ответственность за предшествовавшие события.

В.-К. м. устанавливал далее, что Россия и Япония взаимно соглашаются содержать в Корее равное количество вооружённой стражи для охраны русской миссии и консульств, а также японской телеграфной линии и японских поселений. Войска обеих стран подлежат отозванию из Кореи по восстановлении порядка.

Секретной статьёй московского протокола Лобанов - Ямагата 9. VI 1896 (см. ) было установлено, что В.- К. м. сохраняет свою силу до того момента, пока в Корее не будут созданы корейские вооружённые силы и полиция, способные поддержать порядок.

В 1898 между Россией и Японией было заключено новое соглашение по вопросу о Корее (см. ).

ВЕЙЦМАН, ХАИМ

ВЕЙЦМАН, ХАИМ (р. 1874) - председатель международной сионистской организации. Выходец из России. Вся дипломатическая деятельность В. была направлена к осуществлению планов реакционной еврейской сионистской буржуазии, добивавшейся превращения всей Палестины в еврейское государство.

В 1915-17, находясь в Англии и выполняя в качестве профессора химии военные задания британского кабинета, В. вступил в переговоры с последним о создании еврейского государства в Палестине. Эти переговоры привели к опубликованию Бальфура декларации (см.).

В июне 1918 В. явился в лагерь эмира Файсала (см.) близ Акабы и завязал с ним переговоры о концессиях для сионистского капитала в Палестине. При этом В. заверял Файсала, что сионисты не намерены учреждать еврейское правительство в Палестине, но хотят лишь помочь развитию страны без ущерба законным интересам арабов.

Эти переговоры были возобновлены при посредничестве полковника Лоуренса в Лондоне в декабре 1918. На этот раз В. при поддержке Англии добивался от Файсала признания сионистских притязаний на Палестину. 3. I 1919 Файсал как представитель арабского королевства Хиджаза и В. как представитель сионистской организации подписали в Лондоне соглашение, по которому Палестина признавалась особым государством, независимым от будущего арабского государства. Стороны обязались установить между собой дипломатические отношения и провести разграничение тотчас же после решений мирной конференции. Конституция и управление Палестины по соглашению Файсала с В. должны были базироваться на декларации Бальфура. Должны быть приняты меры, поощряющие массовую еврейскую иммиграцию в Палестину и колонизацию страны, "с охраной прав арабского крестьянства". Сионистская организация должна была послать комиссию для обследования экономических возможностей Палестины и будущего арабского государства и оказывать последнему "помощь" капиталами. Стороны обязались действовать согласованно при обсуждении палестинского вопроса на мирной конференции, а в случае разногласий прибегать к арбитражу британского правительства. Файсал подписал это соглашение с оговоркой, что оно будет действительно лишь в случае предоставления независимости другим арабским странам. Так как это условие не было выполнено, соглашение Файсала с В. не вступило в силу.

27. II 1919 В. выступил на Парижской конференции перед "Советом десяти" в качестве делегата сионистской организации. Он потребовал от конференции обязать будущего мандатария Палестины: 1) поощрять еврейскую иммиграцию в Палестину и поселение евреев на землю; 2) организовать совет, представляющий евреев Палестины и всего мира; сотрудничать с этим советом в деле развития "еврейского национального очага"; доверить этому совету организацию еврейского образования; предоставить ему концессию на развитие естественных ресурсов страны; 3) допускать ежегодно в Палестину 70- 80 тыс. иммигрантов, строить еврейские школы и еврейские учреждения и, таким образом, постепенно "сделать Палестину еврейской, как США являются американскими или Англия - английской".

После установления британского мандата на Палестину В. стал председателем Еврейского агентства.

Впоследствии В. неоднократно вёл переговоры с британским правительством о статуте Палестины. В 1930 В. вышел в отставку в знак протеста против политики Англии, выраженной в Пассфилда меморандуме (см.). В. был участником Лондонской конференции 1939 (см.) по палестинскому вопросу.

Во время второй мировой войны и после неё В. добивался согласия держав на образование в Палестине еврейского государства и на осуществление т.н."Балтиморской программы" (см. Еврейское агентство).

"ВЕЛИКАЯ СИРИЯ"

"ВЕЛИКАЯ СИРИЯ" - проект, предусматривающий образование федеративного государства, включающего Сирию, Ливан, Палестину и Трансиорданию, под управлением короля Трансиордании Абдаллаха. Этот проект, выработанный английскими дипломатами, намечает ликвидацию республиканских режимов в Сирии и Ливане, переход этих стран под английский контроль, присоединение их к фактическим английским колониям - Трансиордании и Палестине (см. Абдаллах и Лига арабских государств).

ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО 1697-98

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕЛЛИНГТОН, АРТУР

ВЕЛЛИНГТОН, АРТУР (1769-1852) - английский государственный деятель и полководец. С 1799 по 1804 осуществлял высшую военную и политическую власть в княжестве Майсор в Индии. Заключённый им договор с Маратами привёл к подчинению Центральной Индии английскому влиянию. В 1807 он занял пост государственного секретаря по делам Ирландии.

С 1808 В. руководил английскими экспедиционными войсками, боровшимися с французской армией в Португалии и Испании. В 1814 В. был назначен британским послом в Париже при Людовике XVIII. После возвращения Наполеона с Эльбы ("сто дней") В. командовал соединёнными войсками союзников. Он вёл переговоры с временным правительством Франции о сдаче Парижа и категорически требовал возвращения легитимного короля. В. участвовал в работе Аахенского и Веронского конгрессов Священного союза. В феврале 1826 В. был послан в Петербург, официально для поздравления Николая I с вступлением на престол, в действительности с целью заключить соглашение по греческому вопросу. В результате переговоров В. с Николаем 4. IV 1826 был подписан Петербургский протокол, согласно которому Англия и Россия должны были совместно добиваться заключения мира между Грецией и Турцией.

В 1828 В. был назначен премьером. В 1830 В. из желания укрепить положение Карла X не возражал . против захвата Францией Алжира, что положило начало колониальной экспансии Франции. В министерской декларации 1830 он высказался против всякой реформы парламента, что привело к немедленному падению кабинета.

В последующие годы В. входил в состав консервативных министерств Пиля, в 1834 в качестве министра иностранных дел, в 1841 в качестве министра без портфеля. В 1848 В. был поставлен во главе всех вооружённых сил, стянутых к Лондону против ожидавшейся грандиозной демонстрации чартистов.

ВЕЛЯВСКО-БЫДГОЩСКИЙ ДОГОВОР 1657

ВЕЛЯВСКО-БЫДГОЩСКИЙ ДОГОВОР 1657 - между Бранденбургом и Польшей - был заключён в форме двух отдельных актов: 19. IX (в Веляве) и 6. XI (в Быдгоще) при посредничестве австрийского представителя Франциска Лисолы. По В.-Б. д. Польша отказывалась от своих верховных прав на Восточную Пруссию, освобождая тем самым бранденбургского курфюрста от вассальной зависимости; курфюрст получал в лен Бытов и Лемборк (Лауэнбург) и в личное владение Эльблонг (Эльбинг) с правом выкупа последнего Польшей за 400 тыс. талеров. Эти условия В.-Б. д. были подтверждены Оливским мирным договором 1660 (см.). Бранденбург по В.-Б. д. отказывался от союза с Швецией и объявлял ей войну, предоставляя в распоряжение Речи Посполитой 6-тысячный вспомогательный корпус.

ВЕНГЕРО-ЮГОСЛАВСКИЙ ДОГОВОР 1940

ВЕНГЕРО-ЮГОСЛАВСКИЙ ДОГОВОР 1940 - о дружбе и постоянном мире - подписан 12. XII в Белграде.

Венгерское правительство Телеки (см.) проводило колеблющуюся внешнюю политику. С одной стороны, оно осуществило с помощью Германии захват чехословацких и румынских территорий (см. Венские арбитражи 1938 и 1940), с другой - оно справедливо опасалось, что подчинение Югославии германскому контролю путём использования венгеро-югославских противоречий приведёт к полному окружению Венгрии и поглощению её гитлеровской Германией.

По условиям договора, Венгрия и Югославия обязались не прибегать к войне для разрешения споров, не участвовать в коалициях, враждебных одной из сторон, и консультироваться по всем вопросам, касающимся интересов обоих государств.

Германское правительство на словах одобрило В.-ю. д. Однако это был маневр, направленный к притуплению бдительности югославского правительства.

Сразу же после заключения договора гитлеровская дипломатия приняла меры для его фактической ликвидации и уже в январе 1941 добилась назначения своего ставленника Бардоши (см.) на пост министра иностранных дел Венгрии вместо умершего Чаки (см.).

26. III 1941 Германией был предъявлен ультиматум с требованием предоставления территории Венгрии для развёртывания германской армии против Югославии. При этом Германия обещала венгерскому правительству в качестве "компенсации" Бачку. 3. IV 1941, в день внезапной смерти Телеки, венгерское правительство приняло по настоянию Бардоши требование Гитлера. Это было равносильно одностороннему разрыву венгеро-югославского договора.

Новое венгерское правительство Бардоши пропустило германскую армию через Венгрию и 10. IV 1941 присоединилось к агрессии против Югославии, оккупировав Бачку.

Правительство СССР резко осудило действия венгерского правительства. 12. IV 1941 заместитель народного комиссара иностранных дел А. Я. Вышинский заявил об этом венгерскому посланнику, отметив, что "особенно плохое впечатление на Советское правительство произвело то обстоятельство, что Венгрия начала войну против Югославии всего через четыре месяца после заключения с ней договора о дружбе".

ВЕНЕСУЭЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ 1902-03

ВЕНЕСУЭЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ 1902-03 - между Англией, Германией и Италией, с одной стороны, и Венесуэлой - с другой - возник из-за столкновения интересов империалистических держав в бассейне Караибского моря. Поводом к конфликту явились неуплата венесуэльским правительством договорных долгов гражданам вышеназванных трёх держав и его отказ компенсировать убытки, понесённые ими во время гражданской войны в Венесуэле.

11. XII 1901 германский посол в Вашингтоне представил государственному секретарю США меморандум о намерении Германии в целях защиты интересов своих подданных объявить блокаду Венесуэлы и временно занять несколько её портов. В то же время, предвидя противодействие со стороны США, Германия в первой половине 1902 вступила в переговоры с Англией о совместных действиях против Венесуэлы (Англия также предъявила денежные претензии к Венесуэле). Английское правительство согласилось участвовать в проведении блокады, но категорически высказалось против занятия каких-либо венесуэльских территории.

7. XII 1902 германский и английский послы в Каракасе предъявили Венесуэле ультиматум о немедленном выполнении требований Англии и Германии. Ещё до получения формального отказа английские и германские суда захватили и потопили большую часть кораблей венесуэльского военного флота. 13. XII в гавани Пуэрто-Кабельо британский и германский крейсеры бомбардировали форт и таможни и высадили десант. В этот же день к двум державам присоединилась Италия. Формально блокада Венесуэлы была объявлена 20. XII 1902.

Президент США Т. Рузвельт опасался, что венесуэльские порты, временно занятые европейскими державами, станут базой для их дальнейшей территориальной экспансии в Центральной Америке. Он понимал, что наиболее активно к территориальным захватам стремится Германия, не владеющая в зоне будущего межокеанского канала какой-либо территорией. С Англией, уже имевшей стратегические позиции в Караибском море, Т. Рузвельт рассчитывал договориться и по крайней мере нейтрализовать её. В соответствии с этим в Вашингтоне начались секретные переговоры с британским послом. Блокировавшие державы согласились в принципе на предложение США о передаче дела на арбитраж, но Германия всячески затягивала переговоры об условиях арбитража. Ввиду обострения отношений Германия отозвала своего посла из Вашингтона и перешла к самостоятельным действиям. С 14 по 22. I 1903 германские корабли несколько раз бомбардировали побережье и форты Венесуэлы и проникли в лагуну Маракаибо. Эти действия дали Т. Рузвельту возможность усилить давление на Англию, в деловых и парламентских кругах которой всё более увеличивалось недовольство политикой сотрудничества с Германией.

Т. Рузвельт утверждал (в письме, опубликованном в 1916), что, заручившись негласным обещанием Англии оставаться нейтральной, он категорически потребовал от Германии подписания соглашения об арбитраже, угрожая в противном случае послать к берегам Венесуэлы американскую эскадру. Германия вынуждена была отступить. 13. II 1903 были подписаны соглашения Венесуэлы с Германией, Англией и Италией, и блокада была снята. Венесуэльское правительство обязалось возместить убытки европейским державам путём передачи им части доходов от пошлин, взимаемых в портах Ла-Гвайра и Пуэрто-Кабельо.

В. к. значительно усилил подозрения и враждебное отношение США к Германии. Вместе с тем конфликт явился толчком для дальнейшей активизации США в Латинской Америке (см. "Большой дубинки политика").

ВЕНИЗЕЛОСА - ТИТТОНИ КОНВЕНЦИЯ 1919

ВЕНИЗЕЛОСА - ТИТТОНИ КОНВЕНЦИЯ 1919 - тайное соглашение между Грецией и Италией по вопросу о Додеканезских о-вах, подписано в Париже 29. VII, во время Парижской мирной конференции греческим премьер-министром Венизелосом (см.) и итальянским министром иностранных дел Титтони (см.). В. - Т. к. предусматривала уступку Италией в пользу Греции суверенитета над всеми о-вами Додеканеза, кроме Родоса, и введение на Родосе широкой местной автономии. Взамен Греция обязалась поддержать итальянские притязания в Албании и Малой Азии. После выработки державами Антанты проекта договора с Турцией, когда выяснилась ошибочность расчётов Италии на экспансию в Малой Азии, граф Сфорца нотой от 22. VII 1920, вручённой греческому посланнику в Риме, денонсировал В. - Т. к. Однако под давлением Англии Италия 10. VIII 1920, одновременное Севрским договором (см.), вынуждена была заключить с Грецией новое соглашение, по которому опять обещала передать Греции Додеканез. В дальнейшем и это соглашение не было Италией выполнено.

ВЕНИЗЕЛОС, ЭЛЕФТЕРИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 1815

ВЕНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 1815 - о делах Гельветического союза - подписанная 20. III на Венском конгрессе, провозгласила вечный нейтралитет Швейцарии, определила её территориальный состав и урегулировала ряд вопросов административного и финансового порядка. Коллективную гарантию нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности её территории взяли на себя Россия, Англия, Франция, Австрия, Пруссия, Испания, Португалия и Швеция. Декларация хронологически предшествовала генеральному акту Венского конгресса и включена в него в виде приложения XI, а, кроме того, почти целиком повторена в ст. 74- 84 акта. Декларация знаменовала собой торжество русской политики над австрийской в швейцарском вопросе: Австрия стремилась восстановить в Швейцарии донаполеоновский режим с преобладанием т. н. "старых кантонов", декларация признавала в ст. 1 целостность и неприкосновенность 19 кантонов Гельветического союза и присоединила к ним (ст. 2) в качестве равноправных кантонов Валлис, Женевскую область и княжество Невшательское.

Нейтралитет Швейцарии, провозглашённый декларацией, не соблюдался во время военных действий против Наполеона после возвращения его с о. Эльбы. Окончательное установление нейтралитета последовало на основании Парижского договора 20. XI 1815.

ВЕНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1855

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕНСКИЕ АРБИТРАЖИ 1938 И 1940

ВЕНСКИЕ АРБИТРАЖИ 1938 И 1940 - под этим названием известны решения правительств Германии и Италии о передаче Венгрии значительных территорий Чехословакии и Румынии.

Воспользовавшись подготовкой Германии к захвату Чехословакии и политикой "умиротворения" агрессоров, проводимой Англией и Францией, Венгрия в августе 1938 потребовала передачи ей чехословацких районов с венгерским национальным меньшинством. После Мюнхенского соглашения, отдавшего Чехословакию во власть Германии, в октябре 1938 начались непосредственные венгеро-чехословацкие переговоры в Комарно. Они не привели к соглашению, т. к. Чехословакия отказывалась передать Венгрии Братиславу, Нитру и Кошице. После заявления Даладье и Чемберлена о невмешательстве Франции и Англии в дела Дунайского бассейна венгерское правительство, поддержанное Муссолини, обратилось с просьбой о третейском разбирательстве к Германии, Италии и Польше. Но участие последней было отклонено Германией, и роль арбитра взяли на себя Германия и Италия в лице министров иностранных дел Риббентропа и Чиано.

Решением, вынесенным 2. XI 1938, Венгрии были переданы южные районы Словакии и Закарпатской Украины общей площадью 11 927 км2 с населением свыше 1 млн. чел. Основой этого решения была австро-венгерская перепись 1910, по данным которой в передаваемых Венгрии районах свыше 50% населения были венгры (в действительности процент венгерского населения здесь был значительно ниже).

Второму В. а. предшествовала начатая венгерской дипломатией и прессой в июне 1940 антирумынская кампания с требованием "возвращения Трансильвании". Одновременно венгерские войска стягивались к румынской границе. В результате германо-итало-венгерских переговоров, происходивших в Мюнхене 17. XII 1940, венгерские требования, поддержанные Муссолини, были одобрены Гитлером. Румынское правительство Антонеску, ориентировавшееся на Германию, согласилось "по рекомендации" германского правительства на ведение прямых переговоров с Венгрией в Туриу-Северине. Ввиду непримиримости венгерской и румынской точек зрения переговоры зашли в тупик и были прерваны 24. VIII 1940. Румыния предлагала произвести обмен населением и соглашалась уступить Венгрии небольшую пограничную полосу. Венгрия же требовала двух третей территории Трансильвании. После ультимативной германо-итальянской ноты Румыния капитулировала, согласившись на германо-итальянский арбитраж.

Решение второго В. а. от 30. VIII 1940 передало Венгрии Северную Трансильванию, т. е. территорию в 43 492 км2 с населением в 2,4 млн. чел., в т. ч. 1,1 млн. румын (по румынской переписи 1930). Постановление фашистских "арбитров" о взаимных обязательствах румынского и венгерского правительств относительно равноправия национальных меньшинств послужило поводом для постоянных конфликтов в дальнейшем.

Обострение венгеро-румынских противоречий в результате второго В. а. было использовано Германией для полного подчинения себе Румынии и Венгрии.

ВЕНСКИЕ МИРНЫЕ ДОГОВОРЫ

ВЕНСКИЕ МИРНЫЕ ДОГОВОРЫ - 1) В. м. д.

1738 - завершил войну за польское наследство; был заключён 18. XI и в основном повторял условия прелиминарного мирного договора, подписанного З. X 1735 в Вене графом Филиппом Цинцендорфом от имени Австрии и Жаном де ла Бон от имени Франции и её союзников (Испании, Сардинии).

По В. м. д. Франция гарантировала прагматическую санкцию и признавала курфюрста саксонского Августа III польским королём. За Станиславом Лещинским оставлялся пожизненно королевский титул, и ему передавались Лотарингия и графство Бар, которые после его смерти должны были перейти к Франции. Герцог лотарингский Франц Стефан, зять императора Карла VI, в качестве компенсации за Лотарингию получал Парму, Пьяченцу и Тоскану, герцогский престол которой оказался вакантным в связи с прекращением династии Медичи. Австрия отказывалась от приобретённого ею по Утрехтскому мирному договору (см.) королевства Обеих Сицилии, которое было передано младшей линии испанских Бурбонов (без права объединения с Испанией под одним скипетром). Сардиния получала часть принадлежавшего Австрии Миланского герцогства (Наварра, Тортона). Россия, актами от 15. V и 23. XI 1736 декларировавшая своё согласие с прелиминарным мирным договором 1735, присоединилась к В. м. д. (точнее, к его ст. 6, формулировавшей соглашение по польскому вопросу) актом от 21. V 1739. В. м. д. был одним из первых звеньев в цепи военных и дипломатических поражений Австрии в середине 18 в. Связанная неудачной турецкой войной, Австрия была принуждена закрепить тяжёлые условия прелиминарного договора с Францией, стремясь при посредничестве последней заключить мир с Портой (см. Белградские мирные договоры). В. м. д. был крупным успехом Франции: ей удалось не только значительно ослабить позиции Австрии в Италии, но и завершить (присоединением Лотарингии) воссоединение своей национальной территории. Вместе с тем В. м. д. был отражением военно-дипломатических успехов России, одержавшей победу над Францией в польском вопросе.

2) В. м. д. 1809 - см. Шенбруннский мирный договор 1809.

ВЕНСКИЕ СОЮЗНЫЕ ДОГОВОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница