Дипломатический словарь
КРЫМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1945

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

КРЫМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1945

КРЫМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1945 - руководителей трёх союзных держав - Советского Союза, Соединённых Штатов Америки и Великобритании - вторая за время войны встреча И. В. Сталина, Ф. Рузвельта и У. Черчилля, при участии соответственных министров иностранных дел, начальников штабов и других советников, происходила в Ялте с 4. II по 12. II.

К. к. происходила на заключительном этапе второй мировой войны, когда Красная Армия и англо-американские войска готовились нанести последний удар по гитлеровской Германии.

Определив и согласовав военные планы трёх союзных держав в целях окончательного разгрома и безоговорочной капитуляции Германии, К. к. наметила основные принципы согласованной политики союзников в отношении организации прочного мира и системы международной безопасности.

Коммюнике о К. к. (состоящее из 9 разделов) в наиболее важной своей части (раздел II) формулирует единую политику СССР, США и Англии в отношении послевоенного статута Германии. Крымская декларация предусматривает длительную оккупацию Германии войсками трёх держав, а также войсками Франции, если она того пожелает, причём вооружённые силы каждой державы должны занимать только свою, заранее определённую часть или зону Германии. Действия оккупационных армий и режим Германии, устанавливаемый в различных зонах оккупации, согласовываются, контролируются и регулируются Центральной контрольной комиссией в составе главнокомандующих трёх оккупационных армий. В случае согласия Франции взять на себя зону оккупации четвёртым членом Контрольной комиссии должен стать главнокомандующий французской армии.

В целях уничтожения немецкого милитаризма и нацизма и превращения Германии в миролюбивое государство К. к. намечала программу её военного, экономического и политического разоружения, которая требовала: "разоружить и распустить все германские вооружённые силы... уничтожить германский генеральный штаб... изъять или уничтожить всё германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства; подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию... стереть с лица земли нацистскую партию, нацистские законы, организации и учреждения; устранить всякое нацистское и милитаристское влияние из общественных учреждений, из культурной и экономической жизни германского народа..."

К. к. приняла решение по репарационному вопросу (раздел III). Она признала необходимым обязать Германию возместить союзным странам причинённый ею ущерб в максимально короткие сроки путём натуральных поставок, причём, согласно подписанному Сталиным, Рузвельтом, Черчиллем протоколу переговоров (который был оглашён В. М. Молотовым 17. III 1947 на Московской сессии Совета министров иностранных дел), "репарации должны взиматься с Германии в трёх формах:

a) Единовременные изъятия в течение двух лет... из национального богатства Германии, находящегося как на территории самой Германии, так и вне её (оборудование, станки, суда, подвижной состав, германские вложения за границей, акции промышленных, транспортных, судоходных и других предприятий Германии и т. д.), причём эти изъятия должны быть проведены главным образом с целью уничтожения военного потенциала Германии;

b) ежегодные товарные поставки из текущей продукции...

c) использование германского труда".

Определение размеров репараций и способов их взыскания возлагалось на специальную комиссию по возмещению убытков, которой надлежало работать в Москве.

Как было указано в протоколе (пункт 4), "советская и американская делегации согласились о следующем: "Московская Комиссия по Репарациям в первоначальной стадии своей работы примет в качестве базы для обсуждения предложение Советского Правительства о том, что общая сумма репараций... должна составлять 20 миллиардов долларов и что 50 проц. этой суммы идёт Советскому Союзу".

Крупнейшее значение имело решение К. к. об учреждении Международной организации для поддержания мира и безопасности (раздел IV). К. к. удалось разрешить важный вопрос о процедуре голосования в Совете безопасности, по которому не было достигнуто согласия на конференции в Думбартон-Оксе (см.). Был принят принцип, нашедший затем своё выражение в уставе организации Объединенных наций, по которому для вынесения решений по важнейшим вопросам поддержания мира и безопасности требуется единогласие всех постоянных членов Совета. К. к. установила срок созыва (25. IV 1945) конференции Объединённых наций в Сан-Франциско для подготовки Устава международной организации безопасности. Советский Союз, США и Англия обратились к Франции и Китаю с предложением принять участие в приглашении других стран на эту конференцию.

Принятая на К. к. "Декларация об освобождённой Европе" (раздел V) выразила волю союзных держав вести согласованную политику "помощи народам, освобождённым от господства нацистской Германии, и народам бывших государств - сателлитов оси в Европе при разрешении ими демократическими способами их насущных политических и экономических проблем".

Великие державы взяли на себя коллективную ответственность за быстрейшее осуществление этих целей.

Декларация перечисляла конкретные мероприятия, которые союзники обязуются проводить для восстановления самостоятельности и самоуправления избавленных от германского господства народов. Три великие державы обязались в частности создавать временные правительственные власти, широко представляющие все демократические элементы населения, и способствовать, где это окажется необходимым, проведению выборов в целях быстрейшего создания постоянных демократических правительств. Следовательно, Англия и США, присоединившись к точке зрения Советского Союза, должны были отказаться от поддержки существовавших до того реакционных эмигрантских правительств. Это создавало предпосылку для демократического обновления Европы и развития активности широких народных масс.

Решения К. к. о Польше (раздел VI) и Югославии (раздел VII) осуществляли на практике принципы, провозглашённые в Декларации об освобождённой Европе.

Крымская декларация свидетельствовала, что руководители трёх держав разрешили свои разногласия по польскому вопросу. В связи с освобождением Польши частями Красной Армии возникли благоприятные условия для создания Временного польского правительства на более широкой демократической базе, чем то было возможно раньше. В связи с этим было принято решение о том, что действовавшее в Польше Временное правительство, уже признанное Советским Союзом, должно быть реорганизовано путём включения в его состав ряда общественных деятелей из самой Польши и поляков из-за границы. Несмотря на компромиссный характер этого решения, оно было значительным успехом Советского Союза и демократической Польши, т. к. полностью игнорировало существовавшее в Лондоне эмигрантское "правительство" польской реакции.

В целях быстрейшей реорганизации польского Временного правительства К. к. создала комиссию в составе В. М. Молотова, А. Гарримана (США) и Арчибальда К. Керра (Англия) для консультации в Москве с членами Временного правительства и с другими польскими демократическими лидерами как из самой Польши, так и из-за границы. Решение предусматривало, что образованное таким образом польское Временное правительство Национального единства будет признано Советским Союзом, США и Англией, которые установят с ним дипломатические отношения и произведут обмен послами. На будущее правительство возлагалась обязанность как можно скорее провести свободные и ничем не воспрепятствованные выборы на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании. Все антифашистские и демократические партии должны иметь право участвовать в выборах и выставлять кандидатов.

В результате всестороннего обсуждения на К. к. был решён вопрос о границах Польши. Что касается польской восточной границы, то она была определена вдоль т. н. Керзона линии (см.) с отступлениями от неё в некоторых районах в пользу Польши. Тем самым захватнические планы польской реакции, рассчитанные на включение Западной Украины и Западной Белоруссии в состав Польши, были отвергнуты.

Имея в виду восстановление Польши в её справедливых этнографических границах, главы трёх правительств признали, "что Польша должна получить существенное приращение территории на севере и на западе" за счёт немецких земель. Таким образом, создались благоприятные условия для устранения исторической несправедливости, т. е. для воссоединения с Полыней захваченных Германией исконных польских земель.

По вопросу о Югославии было решено рекомендовать главе югославского правительства маршалу Тито и доктору Шубашичу (представителю эмигрантского югославского правительства в Лондоне) немедленно образовать Объединённое правительство на основе заключённого между ними в ноябре 1944 соглашения. Таким образом, было устранено противодействие делу объединения всех демократических сил Югославии со стороны реакционных элементов, группировавшихся вокруг эмигрировавшего короля Петра и поддерживавших его реакционных кругов Англии и США. К. к. рекомендовала также югославскому правительству, как только оно будет создано, заявить:

1) что Антифашистское вече национального освобождения Югославии будет расширено за счёт включения в его состав членов довоенной югославской скупщины, которые не скомпрометировали себя сотрудничеством с врагом, и таким образом будет создан временный парламент;

2) что законодательные акты, принятые Антифашистским вече национального освобождения, будут подлежать последующему утверждению Учредительным собранием.

11. II 1945 на К. к. было подписано секретное соглашение (впервые опубликованное 11. II 1946) о том, что через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе Советский Союз вступит в войну против Японии при условии: 1. Сохранения статус кво Монгольской Народной Республики. 2. Возвращения Советскому Союзу южной части о. Сахалина и всех прилегающих к ней островов. 3. Интернационализации торгового порта Дайрена с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза в этом порту и восстановления аренды на Порт-Артур, как на военно-морскую базу СССР. 4. Совместной с Китаем эксплуатации Китайско-Восточной и Южно-Манчжурской ж. д. на началах организации смешанного Советско-китайского общества с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза; при этом имелось в виду, что Китай сохранит в Манчжурии полный суверенитет. 5. Передачи Советскому Союзу Курильских о-вов. Учитывая, что осуществление ряда условий потребует согласия Чан Кай-ши, президент Рузвельт должен был принять меры к тому, чтобы было получено такое согласие. Со своей стороны СССР выразил "готовность заключить с Национальным китайским правительством пакт о дружбе и союзе... для оказания ему помощи своими вооружёнными силами в целях освобождения Китая от японского ига" (см. Советско-китайский договор 1945).

На К. к. было достигнуто соглашение (раздел VIII) о создании постоянного механизма для консультации между министрами иностранных дел трёх великих держав (см. Потсдамская конференция). Таким образом, решения К. к. ещё раз подчёркивали необходимость сотрудничества и единства великих держав.

Крымская декларация заканчивалась торжественным обязательством трёх великих держав сохранить и усилить в деле организации мира то единство целей и действий, которое сложилось в процессе войны и сделало победу возможной и несомненной: "Только при продолжающемся и растущем сотрудничестве и взаимопонимании между нашими тремя странами и между всеми миролюбивыми народами может быть реализовано высшее стремление человечества - прочный и длительный мир", и далее: "Победа в этой войне и образование предполагаемой международной организации предоставят самую большую возможность во всей истории человечества для создания в ближайшие годы важнейших условий такого мира".

Таким образом, К. к. - одно из важнейших международных совещаний второй мировой войны-явилась кульминационным пунктом сотрудничества между СССР, США и Англией и наглядно показала, что при наличии доброй воли со стороны всех членов "большой тройки" оказывалось возможным согласованное разрешение труднейших военных и политических вопросов. Решения К. к. (а также решения последовавшей за ней Берлинской конференции глав трёх держав), проникнутые духом единства великих держав, точно выполнялись только правительством Советского Союза. США и Англия неоднократно нарушали постановления К. к. при решении основных проблем послевоенного устройства.

В начало словаря