Дипломатический словарь
АНГЛО-ИРАКСКИЕ ДОГОВОРЫ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

АНГЛО-ИРАКСКИЕ ДОГОВОРЫ

АНГЛО-ИРАКСКИЕ ДОГОВОРЫ - По согла шению Сайкс-Пико (см.) Южный и Центральный Ирак должны были отойти в британское владение, а Северный Ирак-во французскую сферу влияния. После окончания войны 1914-18 Англия добилась от Франции отказа от Северного Ирака, взамен чего она гарантировала ей участие в нефтяных концессиях Ирака. На конференции в Сан-Ремо (см.) мандат на Ирак был предоставлен Англии. В декабре 1920 был выработан проект условий мандата на Ирак. Однако в результате восстания 1920 в Ираке Англия была вынуждена вместо мандата заключить с Ираком "союзный договор", который воспроизводил условия мандата и был скрытой формой английского колониального господства в Ираке.

14. VI 1921, после Каирской конференции (см.), Черчилль заявил в палате общий о намерении Англии основать в Ираке арабское государство под британским руководством во главе с королём Файсалом (см.). 23.VIII 1921 Файсал с помощью англичан был провозглашён королём. 10. X 1922 британский верховный комиссар сэр Перси Кокс и премьер-министр Ирака Абдур-Рахман Гайлани подписали первый союзный договор между Англией и Ираком, воспроизводивший в форме двустороннего соглашения условия мандата. По этому договору Англия, представленная в Ираке своим верховным комиссаром, обязалась оказывать Ираку "советы и помощь" (ст. 1), т. е. руководить его государственным аппаратом, Ирак же обязывался принимать на службу британских чиновников и не приглашать без согласия Англии чиновников других наций (ст. 2), руководствоваться британскими советами в вопросах, касающихся финансов и международных обязательств (ст. 4), назначать и принимать дипломатических представителей только с согласия Англии, а там, где у Ирака нет представителей, доверять их функции агентам Англии (ст. 5), принимать британскую военную помощь (ст. 7), принимать и осуществлять британские предложения по судебным делам (ст. 9), обеспечить осуществление международных обязательств, принятых Англией в отношении Ирака (ст. 10). Договор предусматривал заключение особых соглашений, составляющих его интегральную часть: об условиях службы британских чиновников в Ираке (ст. 2), а также по военным (ст. 7), судебным (ст. 10) и финансовым (ст. 15) вопросам. Эти соглашения были подписаны 25. III 1924. Иными словами, договор устанавливал военный контроль Англии над Ираком, а также контроль над финансами, судебной системой и внешней политикой Ирака. Договор обязывал короля Ирака выработать и представить Учредительному собранию конституцию, обеспечивающую свободу совести и культов, права расовых, религиозных и языковых меньшинств (ст. 3), что давало англичанам дополнительный рычаг для вмешательства во внутренние дела Ирака. Англия обязалась способствовать скорейшему приёму Ирака в Лигу наций (ст. 6), не чинить препятствий ассоциации Ирака с соседними арабскими государствами по вопросам таможенным и иным (ст. 16). В то же время договор содержал несколько пунктов, вытекавших из обязательств Англии как мандатария перед другими государствами - членами Лиги наций. В частности он предусматривал равенство подданных государств, входящих в Лигу наций (или таких государств, на которых Англия распространит их права), в экономической области (ст. 11), в области археологических раскопок (ст. 14), свободу действий для миссионеров (ст. 12). Договор заключался сроком на 20 лет. В случае вступления Ирака в Лигу наций действие его прекращалось (ст. 18). Соглашением от 30. IV 1923 срок его был снижен до 4 лет.

Договор вступал в силу после ратификации его Учредительным собранием Ирака. Однако последнее, считая договор скрытой формой британского колониального господства, отказалось принять его. Чтобы добиться ратификации договора, Англия пустила в ход самые различные средства давления: угрозу ввести в силу мандат; конные войска, окружившие Учредительное собрание и разгонявшие демонстрации, враждебные договору; индивидуальное воздействие на депутатов; недопущение части враждебных договору депутатов к голосованию. В результате этих мер при ратификации договора Учредительным собранием Ирака 10. VI 1924 из 100 депутатов отсутствовал 131; 32 голосовали против договора или воздержались; 37 голосовали "за" с характерной оговоркой, что Король должен немедленно вступить в переговоры с англичанами об изменении условий договора. Эти результаты и дали англичанам основание утверждать, что договор 1922 ратифицирован Ираком.

22. IX 1924 договор был утверждён Советом Лиги наций с оговоркой, что его условия соответствуют мандатному режиму, установленному ст. 22 Устава Лиги, причём Англия приняла перед Лигой ответственность за соблюдение договора Ираком и обязалась ежегодно отчитываться перед Советом Лиги об исполнении договора и не менять его без согласия Лиги. При этом английский делегат лорд Пармур заявил, что "Ирак можно сравнить с двуликим Янусом: одно лицо, обращенное к Женеве, имеет выражение мандата, а другое, обращенное к Багдаду, имеет выражение договора. Очевидно, - добавил Пармур, - Ирак управляется по ст. 22 Устава Лиги, но население территории, по-видимому, не очень любит употреблять слово мандат".

16. XII 1925 Совет Лиги наций вынес решение по мосульскому вопросу. Мосульский вилайет был передан Ираку при условии, что мандатный режим будет продлён на 25 лет. В соответствии с этим 13. I 1926 в Багдаде был подписан второй договор между Англией и Ираком (Бурдийон - Абдул-Мухсин Саадун), по которому срок действия первого договора был продлён до 16. XII 1950, если Ирак раньше не станет членом Лиги наций (ст. 1). Предусматривались англо-иракские переговоры об изменении финансового и военного соглашений (ст. 2) и периодическое (1 раз в 4 года) обсуждение вопроса - может ли Ирак настаивать на приёме его в Лигу наций и на изменении военного, финансового и судебного соглашений (ст. 3).

Однако сама Англия была заинтересована в формальной отмене мандатного режима, используя который другие державы требовали для себя экономического равноправия в Ираке и домогались нефтяных концессий. В этой связи 14. XII 1927 в Лондоне был подписан новый договор о дружбе и союзе (Ормсби-Гор- Джафар Аскари), по которому Англия обязалась формально признать Ирак независимым суверенным государством и поддержать его кандидатуру в Лиге наций в 1932. Впоследствии этот договор не был ратифицирован вследствие отказа представителей Ирака принять предложенные Англией дополнительные к нему соглашения, сохранявшие английский финансовый и военный контроль над страной.

Лишь после того как Ирак был принуждён согласиться на условия, предложенные Англией, 30. VI 1930 в Лондоне Гемфри и Нури Сайд подписали ныне действующий договор о дружбе и союзе. Подобно договору 1927, он предусматривал отмену мандата и признание независимости Ирака, но по существу сохранял Ирак под властью Англии. В преамбуле устанавливалось, что со вступлением Ирака в Лигу наций мандатные обязательства Англии прекращаются и её отношения с Ираком будут строиться на основе "свободы, равенства, независимости и суверенитета" обеих сторон. Ст. 1 устанавливала "вечный мир и дружбу между сторонами, тесный союз, сердечное взаимопонимание, добрые отношения и откровенную консультацию по всем вопросам внешней политики", причём стороны обязывались не проводить в отношении других государств политики, не совместимой с их союзом. Ст. 2 устанавливала взаимное дипломатическое представительство. Ст. 4 определяла условия военного союза. В случае вовлечения одной из сторон в войну другая обязывалась немедленно придти к ней на помощь в качестве союзника. При неизбежной угрозе войны обе стороны обязались предпринять совместно необходимые меры обороны. В частности Ирак обязался предоставить Англии право пользования своими железными дорогами, реками, аэродромами, портами и т. п. Ст. 5 возлагала на короля Ирака ответственность за оборону Ирака, однако признавались британские интересы в деле охраны путей сообщения Ирака, для чего Англии разрешалось иметь в Ираке две воздушные базы и держать там свои войска (ст. 5). По условиям военного соглашения, объявленного интегральной частью договора (ст. 6), британские войска в Ираке сохраняли свои привилегии, в т. ч. свободу передвижения по территории Ирака. Ирак обязался снабжать свои вооружённые силы британским вооружением, боеприпасами и машинами, использовать британских военных, морских и авиационных инструкторов, посылать для заграничного обучения своих офицеров только в Англию. По ст. 8 договора Ирак принимал на себя все связанные с ним международные обязательства Англии. Договор вступал в силу с момента приёма Ирака в Лигу наций - сроком на 25 лет (ст. 11), причём одновременно договоры 1922 и 1926 теряли силу (ст. 7). К договору прилагались ноты о том, что: 1) Англия будет представлена в Ираке послом, который в силу своего ранга пользуется старшинством перед всеми другими дипломатическими представителями; 2) все финансовые вопросы будут объектом особого соглашения; 3) правительство Ирака в случае необходимости будет приглашать из-за границы только британских чиновников; 4) правительство Ирака пригласит британскую военную миссию.

З.Х 1932 Ирак был принят в Лигу наций, договор 1930 вошёл в силу и продолжает действовать в настоящее время. На основе этого договора Ирак разорвал в 1939 дипломатические отношения с Германией, в 1941 - с Италией, в 1942- с Японией и вишийской Францией, а в 1943 объявил войну державам оси, хотя активного участия в войне не принимал и был использован союзниками лишь как поставщик нефти и территория для транзита военных грузов. Попытка немецкой агентуры организовать фашистский мятеж в Ираке и привлечь Ирак на сторону держав оси была подавлена английскими войсками в мае 1941 (см. Гайлани).

В 1945 Ирак вошёл в организацию Объединённых наций и в Лигу арабских государств (см.).

После войны в Ираке развернулось народное движение за отмену А.-и. д. 1930 и за вывод английских войск из страны. В мае 1946 иракская правительственная комиссия предложила заменить существующий А.-и. д. новым, основанным на полном равенстве. Англия добилась смены кабинета, поднявшего этот вопрос. По директивам английского посла в Ираке новое правительство расстреляло в июле 1946 народную демонстрацию в Багдаде, требовавшую отмены А.-и. д., в августе - сентябре 1946 закрыло все иракские демократические газеты и арестовало ряд прогрессивных деятелей, выступавших против А.-и. д.

Литература: Treaty between Great Britain and Iraq, Oct. 10, 1922. London. 1925. (Treaty series. N 17).-Treaty between Great Britain and Iraq, signed at Baghdad on Jan. 13th, 1926. Geneva. 1926. 6 p. (League of nations. Frontier between Turkey and Iraq). - Trеaty between the United Kingdom and Iraq, signed at London, Dec. 14, 1927. London. 1927. 5 p. (Treaty series).- Treaty of alliance between His Majesty in respect of the United Kingdom and His Majesty the king of Iraq with an exchange of notes, Bagdad. June 30, 1930... London, 1931. (Treaty series N 15).-Protocol between the governments ol the United Kingdom, France and Iraq for the transfer from the United Kingdom to Iraq of certain rights and obligations under the San Remo oil agreement of April 24, 1920, and the convention between the United Kingdom and France of Dec. 23, 1920, relating to mandates in the Middle East. Geneva, Oct. 10, 1932. London. 1932. (Treaty series N 37). -Memorandum on the termination of the mandatory regime in Iraq. London. 1932. 43 p. (Royal Institute of international affairs. Information dept.) - Memorandum on Anglo- Iraq relations. London. 1933. (Royal Institute of intern, affairs. Information dept.) - Hооper, Ch. A. L Iraq et la Société des Nations. Application à l Iraq des dispositions de l article 22 du Pacte de la Société des Nations. (Comprenant un recueil de textes officiels). Paris. 1928. 112 p.-Гурко-Кряжин, В. А. Арабский Восток и империализм. M. 1926. С. 104-135. - Левин, И. Ирак. (Современная Месопотамия). М. 1937. 131 с. (Капиталистический мир в очерках).- Foster, H.A. The making of modern Iraq: a product of world forces. Norman, Окlа. 1935. IX, 320 p. - Ireland, Ph. W. Iraq. A study in political development. London. 1937. 510 p.-Main, E. Iraq. From mandate to independence. With a foreword by Lloyd of Dolobran. London. 1935. 267 p. - Hоepli, H. U. England im Nahen Osten. Das Königreich Irak und die Mossulfrage. Erlangen. 1931. XI, 168 S.-Abd Al-Halim Al-Jammal. La fin des mandats internationaux et l expérience irakienne. Dijon. 1932. 182 p.-Blondel, A. La cessation des mandates et le cas de l Irak. -"Revue générale de droit international public". 1932. T. 39. P. 614-645.- Djeroudi, Ch. Application des mandats internationaux à l Irak. Toulouse. 1934.

В начало словаря