Дипломатический словарь
ААХЕНСКИЙ КОНГРЕСС 1818

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ААХЕНСКИЙ КОНГРЕСС 1818

ААХЕНСКИЙ КОНГРЕСС 1818 - первый дипломатический конгресс после образования Священного союза (см.). На конгрессе был решён вопрос о досрочном выводе союзного оккупационного корпуса из Франции и о допущении её в концерт европейских держав. А. к. принял меры к сохранению в Европе государственных границ 1815 и дворянско-абсолютистских режимов.

От подписания второго Парижского мирного договора (20. XI 1815) до лета 1818 Франция выплатила более двух третей наложенной на неё контрибуции и восстановила рекрутский набор, который позволял держать в мирное время армию в 40 тыс. чел. Этого было вполне достаточно для обеспечения правительству Бурбонов безопасности без помощи союзников. Участники Четверного союза (см. Шомонский трактат), т. е. Англия, Россия, Австрия и Пруссия, пришли к заключению, что Бурбоны прочно утвердились на троне и продление оккупации нежелательно, тем более что союзные войска подвергались во Франции воздействию либеральных и революционных идей. Для обсуждения возможности снятия с Франции опеки союзников решено было созвать в сентябре 1818 дипломатический конгресс. Александр I предложил созвать представителей всех держав и, помимо французских дел, обсудить на конгрессе все вопросы, связанные с борьбой против революции. В частности он хотел выяснить возможность подавления движения за независимость в испанских колониях. В созыве общего конгресса была заинтересована и Франция, т. к. она могла бы попытаться объединить вокруг себя второстепенные государства и разъединить союзников, как это сделал Талейран в 1815. Но министр иностранных дел Англии Кестльри и немецкие дворы настояли на приглашении только четырёх держав и Франции. Главными участниками, конгресса были Александр I, Меттерних, Кестльри, Гарденберг и от Франции- герцог Ришелье. Первым результатом их совещаний был протокол, подписанный 2.Х и превращенный 9. X 1818 в конвенцию между Россией и Францией. По этой конвенции войска союзников должны были покинуть Францию не позднее 30. XI 1818, а оставшаяся к уплате сумма контрибуции определялась в 265 млн. фр. Ришелье настаивал на превращении Четверного союза в союз пяти держав; но по требованию Кестльри и немецких дворов сначала (I. XI) была подписана особая конвенция четырёх держав, которая подтверждала их прежний союз с целью вооружённой поддержки установленного во Франции порядка, в случае если бы там вспыхнуло "какое-либо волнение, могущее угрожать спокойствию и безопасности её соседей". Текст этой конвенции не был опубликован, чтобы не унижать Францию, но союзники сообщили его герцогу Ришелье. После этого они особой нотой предложили Людовику XVIII присоединиться к четырём державам для сохранения государственных границ и политической системы, установленной в 1815. Людовик охотно согласился на это, так как он стремился получить дополнительную гарантию сохранения французского престола за Бурбонами. 15. XI на конгрессе всеми пятью державами были подписаны ещё два документа-протокол и декларация. Протокол гласил, что участники конгресса обязуются способствовать соблюдению и утверждению порядка, "коим мир был возвращён Европе и коим единственно оный может быть обеспечен" (ст. 3). В случае созыва в будущем конгрессов предусматривалось, что вмешательство пяти держав во внутренние дела других государств может иметь место только по желанию последних и с предоставлением им права участвовать в переговорах. Этот ограничительный пункт был внесён по настоянию Кестльри, опасавшегося чрезмерного усиления русского и австрийского влияния на второстепенные государства. Декларация 15.XI была предназначена для опубликования и провозглашала солидарность участников конгресса в поддержании начал "международного права, спокойствия, веры и нравственности, коих благодетельное действие столь пошатнулось в наши времена злополучные". Под этими фразами скрывалось намерение повсюду поддерживать дворянско-абсолютистскую реакцию и подавлять революционное движение. Учитывая непопулярность этой политики в либеральных кругах Европы, авторы декларации не решились выразить свою мысль более ясно, но, по признанию секретаря конгресса и ближайшего сотрудника Меттерниха-Генца, "все второстепенные соображения держав заглохли перед высшею обязанностью - предохранить власть от крушения путём избавления народов от свойственных им заблуждений".

21. XI представителями России, Великобритании, Франции, Австрии и Пруссии был подписан протокол о ранге министров-резидентов. Этим протоколом державы- участницы А. к, ссылаясь на упущение Венского регламента (см.), постановили, что министры-резиденты будут составлять средний класс между министрами второго ранга (посланниками) и поверенными в делах. Наравне с послом и посланником министр-резидент аккредитован при главе государства, в то время как поверенный в делах аккредитован при министре иностранных дел. Это соглашение стало общепризнанной нормой международного права и дипломатического этикета. Вторая часть протокола касается передачи конференции министров в Лондоне списков судовых и портовых уставов для определения правил салютования кораблей и не имеет исторического значения.

Законодательство и дипломатическая практика СССР не знают ранга министра-резидента, а в иностранных государствах этот ранг выходит из употребления.

Литература: Мартенс, Ф. Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключённых Россией с иностранными державами. Т. 7. Спб. 1885. С. 289-328.

В начало словаря