Дипломатический словарь
СОВЕТСКО-ИРАНСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

СОВЕТСКО-ИРАНСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

СОВЕТСКО-ИРАНСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ - 1) С.-и. д. 1921 об установлении дружественных отношений - подписан 26. II в Москве народным комиссаром по иностранным делам РСФСР Г. В. Чичериным и иранским послом Мошавер-оль-Мемалеком (Али Голи хан Ансари).

З. XII 1917, сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции, правительство РСФСР в обращении "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока" заявило о разрыве советской власти с царской политикой в отношении Ирана и других стран Востока и провозгласило принцип равенства в своих отношениях с этими странами. "Мы заявляем, - говорилось в обращении, - что договор о разделе Персии порван и уничтожен. Как только прекратятся военные действия, войска будут выведены из Персии и персам будет обеспечено право свободного определения своей судьбы". Так закладывалась основа для установления нормальных советско-иранских отношений. Однако Англия, не желая лишаться Ирана как своей полуколонии и плацдарма для антисоветской интервенции, всячески препятствовала налаживанию советско-иранских отношений. Вслед за выводом русских войск из Ирана Англия оккупировала страну, "скушала всю Персию", как отметил В. И. Ленин, поставила у власти послушное себе правительство Восуг-эд-Доуле и начала интервенцию в пределы советского Закавказья и советской Средней Азии.

9. VIII 1919 Англия навязала Ирану кабальное англо-иранское соглашение 1919 (см.). Это соглашение и британское хозяйничанье вызвали широкую волну национально-освободительного движения, направленного против Англии и англофильского правительства Ирана. После того как в конце апреля 1920 была восстановлена советская власть в Баку, иранское купечество также стало настойчиво требовать возобновления торговых и дипломатических отношений с Советской Россией. В связи со всем этим иранское правительство в мае 1920 было вынуждено послать правительству РСФСР ноту, в которой предлагало установить дипломатические, почтово-телеграфные и торговые отношения, а также сообщало о своём признании Азербайджанской Советской Социалистической Республики.

В октябре 1920 иранское правительство направило в Москву Мошавер-оль-Мемалека с поручением вступить с правительством РСФСР в переговоры, которые и завершились подписанием С.-и. д.

С.-и. д. означал признание независимости Ирана Советской Россией. Иран вместе с тем получал от Советской России большие материальные ценности, принадлежавшие прежде царскому правительству и русским концессионерам.

Согласно С.-и. д. Советское правительство объявило отменёнными все договоры, конвенции и соглашения, заключённые царским правительством с Ираном, которые приводили к умалению прав иранского народа (ст. 1), а также "все конвенции и соглашения, заключённые бывшим царским правительством России с третьими державами во вред Персии и относительно её" (ст. 2).

Советское правительство отказалось от всяких прав по займам, предоставленным Ирану царским правительством (ст. 8); безвозмездно передало иранскому правительству Русский учётно-ссудный банк (ст. 9) и построенные русскими в Иране шоссейные дороги, ж.-д. линии, пристани и склады на Урмийском озере, телеграфные и телефонные линии и порт Энзели (ст. 10).

Правительство РСФСР отказалось также от прав консульской юрисдикции для своих граждан в Иране (ст. 16) и согласилось с тем, что Иран будет "пользоваться правом свободного плавания по Каспийскому морю" (ст. 11). В свою очередь правительство Ирана обязалось заключить соглашение с Советской Россией о предоставлении ей права эксплуатации рыбных промыслов южного побережья Каспийского моря.

Признавая право каждого народа на свободное разрешение своих политических судеб, РСФСР и Иран взаимно обязались: строго воздерживаться от вмешательства во внутренние дела друг друга (ст. 4); не допускать на своей территории образования или пребывания организаций, групп или отдельных лиц, ставящих своей целью борьбу против Ирана или России, а также воспретить подобным организациям или государствам ввозить на территорию одной из сторон или провозить через неё всё, что может быть использовано против другой стороны.

Предусматривая возможность попытки третьих держав осуществить захватническую политику в Иране или использовать территорию Ирана в качестве плацдарма для военного нападения на РСФСР или на союзные ей государства, стороны согласились, что, "если персидское правительство после предупреждения со стороны Российского Советского правительства само не окажется в силе отвратить эту опасность, Российское Советское правительство будет иметь право ввести свои войска на территорию Персии, чтобы в интересах самообороны принять необходимые меры" (ст. 6 С.-и. д.). Кроме того, правительство Ирана обязалось не передавать возвращённые ему правительством РСФСР концессии третьему государству или его гражданам (ст. 13).

В целях упрочения дружественных отношений стороны решили в кратчайший срок возобновить торговые сношения (ст. 19), предоставить друг другу право транзита товаров через свои территории в третьи страны (ст. 20), немедленно приступить к восстановлению телеграфной и почтовой связи (ст. 21), а также обменяться полномочными представителями (ст. 22).

С.-и. д. способствовал защите национальной независимости Ирана от покушений со стороны английского империализма. Лорд Керзон в своём выступлении в палате лордов (26. VII 1921) с досадой констатировал, что рассматривает создавшееся в Иране положение "с чувством разочарования и полного отчаяния".

2) С.-и. д. 1927 о гарантии и нейтралитете - подписан 1. X в Москве народным комиссаром иностранных дел СССР Г. В. Чичериным и министром иностранных дел Ирана Али Голи ханом Ансари. С.-и. д. был заключён на трёхлетний срок с автоматическим продлением его каждый раз ещё на год, до тех пор пока одна из сторон не заявит о своём желании отказаться от договора.

В ст. 1 СССР и Иран, подтверждая, что основой их взаимоотношений остаётся советско-иранский договор 1921, обязались воздерживаться от всяких агрессивных действий друг против друга и не вводить своих военных сил на территорию другой стороны (за исключением случая, предусмотренного ст. 6 советско-иранского договора 1921). В случае если одна из сторон будет вовлечена в конфликт с третьей державой или державами, то другая сторона, равно как и подвергшаяся нападению, будут соблюдать по отношению друг к другу строгий нейтралитет (ст. 2 и протокол № 2). Согласно ст. 3 Советский Союз и Иран обязались "не участвовать ни фактически, ни формально в политических союзах или соглашениях, направленных против безопасности на суше или на море другой договаривающейся стороны", равно как и против её целостности, независимости и суверенитета. Кроме того, стороны согласились не участвовать в экономических бойкотах и блокадах, организуемых третьими державами против одной из них.

Правительства СССР и Ирана вновь подтвердили принцип невмешательства во внутренние дела друг друга и в соответствии с этим согласились не допускать на своей территории деятельности организаций или групп, ставящих себе целью борьбу против правительства одной из сторон (ст. 4).

С.-и. д. предусматривал мирный способ урегулирования разногласии между сторонами и предоставлял каждой из них свободу действий в международных отношениях, поскольку эти действия не противоречат взятым по этому договору обязательствам (ст. 5 и 6).

Одновременно с С.-и. д. был заключён договор о торговых взаимоотношениях, который в 1931 был заменён торговой конвенцией (впоследствии нарушенной Ираном).

3) С.-и. с. 1946 о создании Советско-иранского нефтяного общества - оформлено 4. IV в Тегеране обменом письмами между советским послом в Тегеране И. В. Садчиковым и премьер-министром Ирана Кавамом эс-Салтане.

В конце 1943 и в начале 1944 Англия и США неоднократно пытались получить в Иране новые концессии на разведку и добычу нефти. Иранское правительство Саеда в течение 10 месяцев весьма охотно вело переговоры с этими державами. В 1944 оно создало для рассмотрения предложений фирм - английской ("Роял детч шелл") и американских ("Стандард ойл" и "Синклер") - специальную правительственную комиссию, причём в состав этой комиссии был включён американский финансовый советник Вивьен.

В конце 1944 Советский Союз обратился к Ирану с предложением о предоставлении ему концессии на разведку и разработку нефти в северных районах Ирана. Для ведения переговоров по этому вопросу 10. IX 1944 в Тегеран прибыла советская правительственная комиссия во главе с заместителем народного комиссара иностранных дел С. И. Кавтарадзе.

В ряде бесед с С. И. Кавтарадзе премьер-министр Ирана Саед демонстрировал своё благожелательное отношение к советскому предложению. Однако 10. X он неожиданно заявил, что впредь до окончания войны, пока международная политическая и экономическая обстановка достаточно не прояснится, его правительство решило воздержаться от предоставления концессии Советскому Союзу.

Переговоры возобновились лишь в марте 1946, когда новый премьер-министр Кавам эс-Салтане прибыл в Москву. Оформление соглашения было произведено по возвращении Кавама в Тегеран.

С.-и. с. предусматривало учреждение смешанного Советско-иранского общества по разведке и эксплуатации нефтяных месторождений в Северном Иране. В течение первых 25 лет 49% акций этого общества должны были принадлежать иранской стороне и 51% - советской. Прибыли подлежали распределению соответственно количеству акций у каждой стороны. В течение последующих 25 лет обе стороны должны были иметь по 50% акций. Иранское правительство обязалось не сдавать в концессию иностранным компаниям или иранским обществам с участием иностранцев земли, расположенные к западу от границы территории, предназначенной для Советско-иранского общества. Это обязательство полностью соответствовало советско-иранскому договору 1921.

С.-и. с. подлежало ратификации иранским меджлисом не позднее чем через семь месяцев, считая с 24. III 1946.

Однако правительство Кавама эс-Салтане, подчинив свою внешнюю политику интересам США и Англии, в течение полутора лет откладывало ратификацию соглашения и подготовляло условия для окончательной его отмены.

11. IX 1947 американский посол в Иране Аллен заявил, что США окажут полную поддержку этому намерению иранского правительства. Вслед за тем государственный секретарь США Маршалл в письме к иранскому послу в Вашингтоне Хосейну Ала повторил это заверение о поддержке "в случае, если отказ Ирана предоставить России нефтяные концессии приведёт к неблагоприятным последствиям".

В том же направлении действовала в Иране и Англия.

В результате 22. X 1947 иранский меджлис вынес решение считать С.-и. с. недействительным.

20. XI 1947 Советское правительство направило Ирану ноту, в которой расценило решение меджлиса как акт грубой дискриминации в отношении СССР.

В начало словаря