Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "T"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "T"

Предыдущая страница Следующая страница

T.

— сокращение слов Tasto, Tenore, Tutti (см.), а также у Гукбальда и других старейших теоретиков слова Tonus.

Tabula Peutingeriana

— под этим именем известна карта военных дорог Римской империи, составленная в III в. по Р. Х. Сохранилась в копии 1264 г. Найдена (11 пергаментных листов из бывших 12) в XV в. в Вормсе гуманистом Конрадом Цельтом, передавшим ее Пейтингеру (см.). В 1591 г. М. Вельзер издал отрывки этой карты. Оригинал ее хранится в Венской императ. библиотеке. Важнейшие издания дали Mannert (Лпц., 1824), Desjardins (Пар., 1869—76) и Miller ("Die Weltkarte des Castorius genannt die Peutingersche Tafel", Равенсб., 1888, в масштабе 2/3 оригинала).

Tabula rasa

— см. Сенсуализм.

Tace

или Tacete— музыкальный термин ставящийся в партии инструмента, который в продолжение многих тактов должен молчать.

Tacitus consensus

(лат.) — молчаливое согласие, т. е. согласие, о котором заключают на основании какого-либо действия; напр. должник просит об отсрочке долга на год под условием уплаты вперед процентов, а кредитор принимает эти проценты и ничего не отвечает на просьбу.

Taedium vitae

— отвращение к жизни. При некоторых формах душевного расстройства, преимущественно при меланхолии, все впечатления, воспринимаемые нервной системой, сопровождаются оттенком неприятного чувства, психическою болью. Вместе с тем ни одно впечатление не сопровождается чувством приятным, больному все представляется в мрачном цвете, он сам сознает, что ничему не может радоваться, что он сделался бесчувственным. В таких случаях обыкновенно развивается вполне отчетливое отвращение к жизни, нередко сопровождаемое неудержимым стремлением к самоубийству. Уход за такими больными крайне затруднителен, так как, с одной стороны, их ничем не удается утешить или разубедить в их стремлении к смерти, а с другой стороны, они сохраняют ясное сознание, не бредят, и помещение их в заведение для умалишенных под строгим надзором все-таки не обеспечивает от попыток на самоубийство. Иногда Т. vitae, обусловленное отсутствием приятного, радостного чувства, развивается при неврастении и истерии, а также на почве алкоголизма, и значительный контингент самоубийств, не мотивированных обстоятельствами жизни, имеет такой чисто субъективный источник.

П. Р.

Taille

(франц.) — название некоторых голосов (Haute Т. — высокий тенор, Basse Т. — баритон), а также инструмента альта.

Tamburo

— см. Барабан.

Tanto

(ит. столько), non tanto (не столько) — последнее выражение приставляется к музыкальному термину с целью умерить его значение; напр. Allegro non tanto — не столь скоро.

Tardigrada

— 1) (Bradypodidae) — см. Ленивцы и Неполнозубые; — 2) см. Тихоходки.

Tardo

— музыкальный термин, требующий медленного исполнения. Tardetto — немного медленнее. Tardissimo — весьма медленно. Tardando — замедляя движение.

Tasto

— клавиша (см.), Tastatura — клaвиатура. Tasto solo — в цифрованном басе или генерал-басе термин, требующий исполнения одних только основных нот, без аккордов.

Te deum laudamus

— "Тебе Бога хвалим", церковный гимн, приписываемый св. Амвросию (IV в.), почему и называется также гимном св. Амвросия. В католической церкви этот гимн поется в конце заутрени во время Великого Поста, а также при благодарственных церемониях по случаю победы или какого-нибудь торжественного события, равно как и в православной церкви поется этот гимн на благодарств. молебствиях. На текст Т. Deum laudamus писали хоровые произведения многие самые крупные композиторы. К наиболее обширным Т. Deum принадлежит "Т. Deum" Берлиoзa для двух хоров.

Н. С.

Tedescо

— итальянское название немецкого танца вальса.

Teleostei

— см . Костистые рыбы.

Temperando

— музыкальный термин, при котором исполнитель должен измерять движение.

Tempestoso

или Tempestosamente — музыкальный термин, требующий бурного исполнения.

Templum

— Слово templum как сакральное понятие имеет тот же корень, что и греческое слово τέμιενος, и обозначает "отрезанный участок". С точки зрения сакрального права понятие Т. было, однако, чисто римским и в авгурском учении имело два смысла. Во-первых, словом Templum обозначалось пространство неба, очерченное воображаемыми линиями, которые авгур проводил своим жезлом в воздухе; эти линии были cardo — в направлении с севера на юг и decumanus — в направлении с востока на запад. В этом смысле употребляется выражение caelestia templa (напр. у Лукреция, I,120). Во-вторых, под словом templum подразумевалось пространство земли, отделенное для наблюдений (locus effatus) и имевшее четырехугольную форму, определявшуюся точно так же линиями cardo и decumanus, причем наблюдавший (обыкновенно — магистрат auspex, в отличие от авгура) сидел в точке пересечения (decussis) этих линий. Таким образом, в том и другом случае отрезывалось пространство четырехугольной формы, бывшей каноном для всех римских вещественных templa. В том месте, где наблюдавший должен был сидеть, устраивалась палатка (tabernaculnm), также четырехугольной формы, с одним входом (templum minus). Отсюда возникло значение Т. как освященных авгуром пространств и зданий, предназначавшихся как для светских, так и для религиозных целей. Так, под понятие Т. подходили: 1) места заседания сената, а именно curiae (Hostilia, Pompeia, Julia), или действительные храмы богов, так как сенат мог заседать только "in loco per augurem constituto"; 2) места, где происходили comitia curialia и сеnturiata; 3) rostra; 4) храмы в собственном значении. Для постройки Т. требовалось, чтобы locus был не только effatus, но и liberatus (свободен от всяких притязаний); затем происходила инавгурация при посредстве авгуров и консекрация через понтификов. В противоположность Т. существовало понятие fanum, которым обозначался застроенный или незастроенный locus sacer, освященный понтификом. К fana относились aedes, имевшие круглую форму; delubra — первоначально места очищения (омовения) с оградой и жертвенником; sacella — открытые огороженные места с жертвенником (аrа) или н e бoльшие здaния (aediculae) c изображением божества и алтарем; nеmоrа или luci (священные рощи). Были fana, которые не считались templa, и, напротив, были aedes, которые служили в одно и то же время как fana и templa. Словом fana обозначались и храмы неримских божеств; отсюда слово фанатик, т. е. имеющий отношение к иноземному культу. Ср. Marquardt, "Romische Staatsverwaltung" (III т., стр. 151 и сл. Б., 1885); Jordan (в "Hermes,XIV", стр.567 и cл.). Т. в архитектурном отношении — см. Храм.

Tempora mutantur, et nos mutamur in illis

(латин.) — времена меняются и мы меняемся с ними (или в них).

Tempus Continuum

(лат. непрерывно идущее время) — по римскому праву период времени, при исчислении которого принимаются в расчет все приходящиеся на этот период дни. По общему правилу, при исчислении сроков принималось во внимание Т. continuum. Противоположностью ему было Т. Utile (полезное время), при исчислении которого не принимались в расчет те дни, которые без вины лица оказывались негодными для совершения того действия, которое должно быть исполнено в течение известного времени. Этот способ исчисления сроков составлял в римском праве редкое исключение.

Tenero

té nerаmenle , con tenerezza — музыкальный термин, требующий нежного иcпoлнeния.

Tenues

(лат. граммат. термин; "мягкие") — то же, что "глyxиe" звуки (см.).

Tenuto

— музыкальный термин, требующий, чтобы звуки были выдержаны до конца без ослабления, чтобы их длительность была не только полная, но и немного более требуемой. Теn. — сокращение слова Т., а также Tenore.

Tenеbrosamente

— музыкальный термин, требующий исполнения неопределенного, таинственного, туманного.

Ter

или Tre — трижды, три раза. Латинский термин Ter unca в музыке обозначает старинное название 32 нот, имеющих ребро длительности из трех линеек. Т. есть один из приемов сокращения или упрощения нотного письма. Если музыкальную фразу или ее отрывок надо повторить три раза, то над ними ставят Т.

Terzо Suono

— тоны Тартини (см. Тартини).

Tetratonon

— греческое название чрезмерной квинты, состоящей из четырех целых тонов и звучащей как малая секста (см. Интервал), напр. до-соль диез.

Tiers-etat

— см. Третье сословие.

Tiers-parti

— партия, образовавшаяся во Франции в 1832—33 гг. в палате депутатов, средняя между доктринерами и более крайними либералами, занимавшая места в середине палаты; она имела в виду преимущественно материальные интересы и господство среднего класса.

Timballo

timpano — един., timpani — множ., сокращ. timp. — см. Литавра.

Timbre

(Klangfarbe) — см. Тембр. Timbres у французов — известные мелодии, под размер которых авторы водевилей сочиняли стихи для куплетов.

Timeo Danaos et dona ferentes

(лат.) — "боюсь данайцев, хотя и приносящих дары": цитата из "Энеиды" Вергилия (2, 49). Ср. Данаи.

Timidamente

— музыкальный термин, требующий исполнения робкого, как бы неуверенного.

Timoroso

— музыкальный термин, при котором исполнение должно носить оттенок страха.

Tirada

(итал.) — в вокальной музыке род украшения, состоящий из ряда плавно и быстро идущих нот одинаковой длительности, служащих связью между двумя крайними нотами.

Tirando

или Tirez — музыкальный термин, применяемый в музыке для струнных смычковых инструментов. При Т. следует играть как бы таща, везя смычок.

Tiranna

(множ. — Tirannas) — испанские национальные песни, сложившиеся в Андалузии, в 3/4 в медленном движении; поются под аккомпанемент гитары.

Tire

— музыкальный термин, применяемый в игре на струнных смычковых инструментах и требующий ведения смычка вниз. Обозначается знаком: Tire, поставленным над или под нотой.

Tirа

(tutto-итал., Voll-Orgel — нем., pleinjeu — франц.) — музыкальный термин, требующий, чтобы все регистры органа звучали при игре на одной его клавиатуре (мануале; см.).

Titulus

— y древних римлян так назыв. всякая короткая надпись, объявление или ярлык на утвари, предметах продажи, на храмах, статуях, зданиях, надгробных памятниках (tituli sepulcrales) и пр.

Tonadillas

— род водевиля с пением в испанских театрах.

Tonatillа

— см. Tirana.

Tosto

— музыкальный термин, требующий скорого исполнения. Pi ù tosto — гораздо скорее.

Transpositeur

— изобретенное Роллером в Париже фортепиано, в котором клавиатура передвигается: каждая клавиша, будучи передвинута, дает звук на полтона, тон, полтора тона и т. д. выше или ниже, смотря по надобности. Механизм этот допускает передвижение клавиатуры на 12 полутонов.

Trauquillo

Tranquillamente — музыкальный термин, требующий спокойного, неторопливого исполнения.

Traverso flauto

(flûte traversière, Querflö te) — наша современная флейта, которую держат во время игры горизонтально, а не вертикально.

Tres faciunt collegium

("три лица, образуют коллегию") — латинское изречение, заимствованное из "Дигест", определяющее минимальное число лиц, необходимое для образования коллегиального учреждения или для законности его заседаний, или, как у нас говорится, присутствия.

Trucksystem

Статья большая, находится на отдельной странице.

Tullianum

— в древнем Риме подземная камера тюрьмы (Carcer), находившаяся рядом с храмом богини Согласия и лестницей, по которой всходили на Капитолий. Т. назывался также Carcer inferior. Постройка Т. приписывалась преданием (Liv. I, 33) Анку Марцию, по другим — Сервию Туллию, от которого производили имя Т. Новейшие ученые приводят Т. в связь с древнелат. словом tullius = источник, и помещение Т. признается за первоначальный резервуар, высеченный в скале, для водоснабжения Капитолия. Позднее, когда была устроена надземная тюрьма, решили воспользоваться и названным резервуаром для нижнего тюремного помещения; для этой цели к нему были проведены два водостока, из которых один шел в направлении с З на В (к Cloaca maxima), другой — с С на Ю и осушенный резервуар был переделан в холодную камеру, с которой сообщение происходило посредством проделанного в потолке круглого отверстия с диаметром в 1 арш. (70 стм). Способ постройки этого помещения свидетельствует о той эпохе, когда римлянам еще не были знакомы правильные своды: потолок Т. состоит из каменных плит, выступающих друг над другом, и образует в целом примитивный свод древнейших построек. Помещение имеет форму усеченного конуса, стены которого по камню покрыты туфом, за исключением той части, которая выходит к форуму. В этом месте устроена железная дверь, за которой проведен упомянутый водосток, имеющий почти сажень вышины. Преступников бросали в Т. через указанное отверстие в своде, после чего их или умерщвляли через удушение, или оставляли умирать голодной смертью. В числе наиболее известных преступников из римлян, кончивших жизнь в Т., история называет соучастников заговора Гракхов и заговора Катилины (Лентул, Цетег, Статилий, Габиний, Цепарий), а также Сабина с его рабами, Сеяна с его детьми и др. Кроме того, здесь казнили главных неприятелей, попавших в плен и участвовавших в триумфальном шествии: в этом случае процессия останавливалась у храма Сатурна, и если триумфатор не объявлял помилования, что бывало редко, то пленники предавались казни. Так погибли Югурта, Верцингеторикс, Симон. По Саллюстию, Т. имел "вследствие своей грязи, мрака и вони отвратительный и ужасный вид" (Catil. 55). Ср. сочинения по топографии Рима — О. Gilbert'а, H. Jordan'a, Lanciani, О. Richter'а, Middl eton'a, Kiepert et Huelsen'a, Borsari, Thé denat и др.

Н. О.

Tutti

— итальянский музыкальный термин, обозначающий участие всех исполнителей как в оркестре, так и в хоре. Т. особенно применяется после соло, когда нужно указать на вступление всех исполнителей.

Предыдущая страница Следующая страница