Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "S" (часть 1, S - Spo)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "S" (часть 1, S - Spo)

Предыдущая страница Следующая страница

S

— служит в музыке для сокращенного обозначения многих слов, как то: Segno, sinistro, solo, subito, sul (напр. S. ponticello или S. pon.). В старинных сочинениях, напр. в X ст. у Гукбальда, S. служило для обозначения полутона (semitonium). S.S. обозначает senza sordini, S.t. — senza tempo.

S. S.

— сокращение Senza sordini, ставящееся в партитурах (см. Sordina).

Saatarah

— индийский инструмент, род гитары с тремя струнами, обмотанными канителью.

Sacra via

(Священная улица) — в древнем Риме главная улица, соединявшая основание Капитолия с Велией (продолжением Палатина); проходила по всей длине форума и, как центр политической и общественной жизни Рима, была главной артерией древнего города. Направление viae Sacrae изменялось в зависимости от возведения новых построек.

Sacramentum

— у древних римлян средство, благодаря которому что-либо освящается. Под понятия Sacramentum подходили: 1) клятва, особенно военная присяга; 2) залог, который вносили в суд тяжущиеся и который возвращался лишь в случае выигрыша дела, в противном же случае обращался на религиозные нужды. Позднее деньги уже не вносились, а только торжественно обещались.

Sacrarium

— у древн. римлян место, где хранились священные предметы, все равно, будь это в храме или в частном доме. В храме S. находилось за стеной целлы, только жрецы имели право входить туда. Название S. приурочивалось, между прочим, к святилищам Аргеев (числом 24) и алтарю богини Fides. В частных домах под S. подразумевалось обособленное место, предназначенное для молитв и жертвоприношений Лару или ларам — то же, что lararium. Это был первоначально алтарь с изображениями домашних богов, устраиваемый в атрии; позднее S. устраивались в кухне, столовой, перистиле или при входе в дом. На этих S. помещалась зажженная свеча или лампа и приносилась ларам пища во время mensa secunda (десерт).

Н. О.

Sacrilegium

— см. Святотатство.

Sacrum Promontorium

(το ίερον άκρωτήριον) — так назывались в древности:

1) западные оконечности Испании; 2) крайний отрог горы Крага в Ликии, между Ксанфом и Тельмиссом; 3) мыс в Ликии на границе с Памфилией, против Хелидонских о-вов.

Sagum

(или sagulum) — длинная плотная шерстяная верхняя одежда солдат, употреблявшаяся во время войны, а в мирное время заменявшаяся тогой (отсюда sagati, в противоположность togati). В отличие от тоги, которая обертывалась вокруг тела и закидывалась за плечо, S. держалось посредством застежки (fibula), как paludamentum полководца. Слово S. употреблялось также для обозначения национальной одежды германцев, галлов, лигурийцев и испанцев; самое слово заимствовано у кельтов. Ср. Marquardt, "Privatleben der R ömer" (561—6); Baumeister, "Denkmä ler antiker Kunste (под словами Toga и Waffen).

Н. О.

Salus

— древнеримская богиня (по другим — божество сабинского происхождения), собственно олицетворенное понятие благополучия, здоровья и успеха. Как богиня здоровья, она отождествлялась с греч. Hygieia (Hygea, Hygeia), дочерью Асклепия, и изображалась в виде здоровой девушки, поящей из чаши змею. Как богиня, олицетворявшая S. publica populi Romani, она имела храм на Квиринале. Во времена Империи богиня S. почиталась как охранительница императорской фамилии или императора. Ей часто возносились молитвы жрецами и магистратами, особенно в начале года, во времена эпидемии, в дни рождения императоров. При Нероне были учреждены повторявшиеся через четыре года на пятый игры, посвященные Saluti императора. В императорскую эпоху был обычай клясться per Salutem императоров, причем клятва эта соблюдалась даже христианами, которых не связывала клятва гением или фортуной императора.

Н. О.

Salus publica suprema lex

(общественное благо — высший закон) — принцип, сформулированный римскими юристами, в силу которого частные интересы должны уступать интересам общественным.

Salutatio

— утреннее приветствие (ave), с которым приходили к влиятельным римлянам или к императору клиенты, друзья и почитатели. Прием происходил при посредничестве особого раба (nomenclator), который называл господину в атрии имена незнакомых ему лиц в течение первых двух часов дня. Посетители, пришедшие заблаговременно (многие приходили до восхода солнца — отсюда officia antelucana у Плин. Ер. III, 12), ожидали выхода хозяина в преддверии дома. Соответственно близости к хозяину и знатности посетители разделялись на группы (admissiones). По окончании приема одни посетители сопровождали патрона в его утреннем выходе, другие, получив подачку (sportula), спешили за тем же в другой дом. Поэтому Salutatores (иначе togati) назывались клиенты, добывавшие себе пропитание подобными утренними визитами. Ср. Friedl ä nder, "Darstellungen aus der Sittengeschichte Roms" (Лпц., 1888, 6 изд.).

Н. О.

Salve Regina

— латинская хвалебная песнь Пресвятой Богородице, которая поется в католической церкви от праздника св. Троицы до первого адвента. На текст S.-R. писали музыку многие композиторы, как старинные, так и новейшие.

Sancta simplicitas

— см. O sancta simplicitas.

Sanctus

(свят.) — четвертый номер мессы и реквиема (см.); отличается возвышенным, торжественным характером.

Sankt-Petersburger Zeitung

— ежедневная газета, издающаяся на немецком языке в С.-Петербурге, старейшая в России иноязычная газета, начала выходить в 1729 г., следов., одним лишь годом позже старейшей русской газеты — "СПб. ведомостей". До начала 1870-х годов составляла собственность Академии наук, затем перешла к министерству народн. просвещения, которое в 1878 г. сдало газету в аренду П. К. Кюгельгену (см.).

Sapienti sat

(мудрому, т. е. понятливому, довольно) — обратившиеся в поговорку слова из комедии Плавта "Persa", означающие, что умный человек не нуждается в более пространных объяснениях "ловить смысл слов на лету". Этому соответствует польская пословица "Mą drej g ł owie dos ć dwie s łowie", т. е. умной голове довольно двух слов.

Sarcous elements

— первичные мышечные частицы или элементы. В состав поперечно-полосатых мышечных волокон входит множество весьма тонких нитей, или фибрилл, причем каждая из них является исчерченной в поперечном направлении темными и светлыми полосками или, иначе говоря, состоит из ряда попеременно чередующихся темных и светлых, очень мелких отделов (см. Мышцы и Рубчатые мышцы). У млекопитающих животных обыкновенно темные отделы кажутся длиннее светлых отделов. Под влиянием известных реактивов, напр. алкоголя, хромовой кислоты и пр., мышечные волокна легко распадаются в продольном направлении на фибриллы, от действия же других веществ, как, напр., слабого спирта, желудочного сока, каждая фибрилла распадается на месте светлых поперечных полосок на отдельные очень мелкие частицы, которым Бауман дал название Sarcous elements, или мясных частиц. По Бауману, мясные частицы склеиваются между собой при помощи особенного склеивающего вещества как в продольном, так и в поперечном направлениях и образуют в первом случае мышечные фибриллы, а во втором — диски. Однако на основании новейших наблюдений мясные частицы и диски всеми исследователями признаются за образования искусственные, возникающие от действия на мышечные волокна различных реактивов.

А. Догель.

Sarсodina

— см . Саркодиковые.

Satz

— немецкий музыкальный термин, обозначающий главную музыкальную мысль сочинения или так называемую главную партию (Hauptsatz), второстепенную мысль или побочную партию (Seitensatz), заключительную партию (Schlussatz), среднюю часть сонатной формы, посвященную тематической разработке (Durchführungsatz), самостоятельную часть большого сочинения, напр. в сонате, симфонии.

Н. С.

Scalar

— см. Кватернион. Этот термин, введенный в физико-математические науки Гамильтоном (William Rowan), означает такие величины, с представлением о которых не связано представление о направлении. Таковы: объем, масса, живая сила, работа, энергия. Такие величины в отличие от векториальных величин, или векторов (см.), называются на русском языке величинами невекториальными.

Д. Б.

Scaphopoda

Статья большая, находится на отдельной странице.

Schechtertacttheil

— слабое время в такте (см. Такт).

Schercando

— музыкальный термин, требующий легкого, как бы шутливого исполнения. Вследствие присоединения этого термина к обозначенному темпу последний ускоряется; напр. Allegretto S. получает движение Allegro.

Schmetterton

— особый эффект повторяющихся нот на духовых инструментах: трубе, корнете с пистонами и флейте. S. происходит от двойного или тройного удара языка при беспеременном дыхании. Этот эффект быстро повторяющегося одного и того же звука не может быть продолжителен, например ряд шестнадцатых в одном такте, имеющем скорость allegro moderato; чаще на трубе берут две или три повторяющиеся ноты. Более продолжительный ряд повторяющихся нот обозначается, как тремоло, половинной нотой, которой шейка перечеркнута ребром длительности тридцать вторых.

Schottisch

— танец, музыка которого похожа на польку; известен преимущественно в Германии. Размер в 2/4, форма — коленный склад, движение умеренное.

Scioltamente

(ит.) — музыкальный термин, требующий свободного, легкого исполнения, при котором ноты несколько отделяются одна от другой.

Sclerodermi

или твердокожие — семейство рыб из отряда сростночелюстных (Plectognathi); тело их покрыто панцирем из твердых известковых пластинок или же содержит чешуи. В отличие от скалозубовых имеются зубы на челюстных костях. Сюда относится кузовок (р. Ostracion), все тело которого покрыто панцирем из шестигранных чешуек, а через отверстия панциря выдаются хвост и плавни, из коих задние часто замещаются твердыми иглами. Рот оскален, и видны немногочисленные зубы. Мясо некоторых видов ядовито, других нет. Известно до 20 видов этого рода, все тропические. Наиболее обычен кузовок четырехрогий (Ostracion quadricornis). Сюда же относятся спинороги (р. Bollistes) и трехроги (Triacanthus), некоторыми выделяемые в особые семейства. Для них характерно развитие твердых игл, как в спинном плавне, так и в задних боковых плавнях. Кожа покрыта чешуйками. Живут как в тропических морях, так и в морях умеренного пояса. Мясо спинорогов, особенно когда они питаются коралловыми полипами, делается весьма ядовитым для человека, но будто бы безвредно для кошек и собак. Некоторые виды (Воlistes maculatus, близкий спинорогим Monocanthus pardul i s) встречаются в Атлантическом океане и заходят в Средиземное море.

В. М. Ш.

Scoti versus de alpbabeto

— стихи (латинские) неизвестного шотландца об алфавите. Стихи эти представляют первый несомненно христианский памятник поэзии загадок. Предметом этих загадок анонимный автор, живший в VII—VIII веках, сделал буквы алфавита, для чего пользовался всевозможными значениями и применениями этих букв, нередко привлекая греческие их названия; в одном случае видно даже знакомство с еврейским языком. Вообще в этих загадках тесно и пестро переплетены друг с другом элементы христианский, иудейской и языческий. Все указывает на солидные познания автора. Стихи его поразительно чисты и правильны для того времени. Несомненно, что анонимный шотландец знал Симфозия (см.), из которого заимствует иногда целые выражения. Наиболее доступное издание загадок помещено в V томе "Poetae latini minores" Бэренса. Литература о памятнике указана у Манициуса, "G e schichte der Christlich-lateinischen Poesie" (Шт., 1891, стр. 484).

Scriptore historiae Augustae

— писатели истории Августов — авторы неизвестно кем и когда составленного сборника латинских биографий императоров от Адриана до Нумериана (117—284 гг. по Р. Х.; гг. 244—260 отчасти потеряны). Всех писателей-биографов шесть; 4 из них — Элий Спартиан, Юлий Капитолин, Вулкаций Галликан и Требеллий Поллион — писали при Диоклетиане; два остальные — Элий Лампридий и Флавий Вописк (родом из Сиракуз) — в течение первой трети V стол. по Р. Х. Все шесть авторов стоят на крайне низкой степени умственного развития; они совершенно неспособны, в огромном большинстве случаев, овладеть своим материалом, разобраться в нем и умело расположить его. Они писали прежде всего для двора, а потому показания их лживы, льстивы, раболепны и угодливы. Вообще, S. H. А. наглядно свидетельствуют о том пагубном влиянии, какое оказывал на римскую литературу императорский деспотизм. Биографии могут быть разделены на три группы. Первая группа обнимает биографии Адриана, Пия, Марка Аврелия, Коммода, Пертинакса, Дидия Юлиана, Севера, Каракаллы и Гелиогабала. Эти биографии — лучшие; по краткости и трезвости изложения они напоминают Светония, не страдают излишним искажением материалов в угоду государям, не содержат в себе, по большей части, выдуманных документов; но это работы не оригинальные, а более или менее неискусные и исполненные ошибок извлечения из одного (Мария Максима) или нескольких писателей. Ко второй группе могут быть отнесены все прочие жизнеописания, за исключением биографий, составленных Требеллием Поллионом (Валериан, Галлиены, тридцать тиранов, Клавдий III) и Вописком (Аврелиан, Тацит, Проб, Кар и его сыновья). Отличительные черты этой группы — ничтожность материалов, выдуманные анекдоты, ничего не говорящие черты характера и, наконец, преобладание поддельных документов. Для некоторых биографий главным источником служит история Геродиана, к которой сделаны всевозможные риторические прибавки. Всего менее исторической ценности представляют биографии третьей группы, составленные Требеллием Поллионом и Вописком, хотя в умственном отношении эти писатели стоят несколько выше прочих. Оба они уверяют, что имеют в виду одну только правду и нисколько не заботятся о красоте изложения, тогда как на самом деле руководящими их мотивами являются риторические прикрасы и лесть. По части подделки документов оба эти писателя — настояние виртуозы, особенно Вописк, старающийся перещеголять в этом свой образец, Требеллия. Последний по большей части ограничивается глухими ссылками на "подлинники" (in authenticis); Вописк сообщает о находке многочисленных документов, уверяя, что открыл еще много других, но не приводит их из опасения чересчур расширить пределы биографий — но как раз везде, где Вописк дает наиболее точные ссылки на документы, подделка их бесспорна не только со стороны содержания, но даже и со стороны формы. Отсюда ясно, как необдуманно поступают те ученые, которые кладут S. Н. А. в основу своих исследований о римском обществе. Ср. Е. Thomas, "Rome et l'empire aux deux premiers siиcles de notre è ve" (П., 1897; русск. перев. СПб., 1899). Главные издания S. Н. А. принадлежат Иордану (с Eyssenhardt'oм, 1864) и Петеру (Лпц., 1884). Петеру принадлежит и главное исследование о S. Н. А. (Лпц., 1892); ср. его же книгу, "Die gechichtliche Litteratur über die Römische Kaiserzeit bis Theod osius I und ihre Quellen" (2 т., Лпц., 1897). Из старой литературы до сих пор не утратило значения издание Сальмазия (П., 1620). Русск. перев. ("Шесть писателей истории о Августах") вышел в СПб. (в 1775 г.).

А. М—н.

Scyphozoa

(сцифозоа) — класс типа кишечнополостных (Coelenterata), обладающий более сложной организацией, чем первый класс кишечнополостных — Hydrozoa, или полипомедузы (см.). Принадлежащие к этому классу животные исключительно морские обитатели и являются одиночными или колониальными. Они бывают устроены по двоякому типу, представляющему лишь модификацию одного плана строения: 1) по типу полипов, ведущих сидячий, т. е. неподвижный, образ жизни, и 2) по типу медуз, являющихся свободноплавающими животными и обладающих поэтому более высокой организацией. Отличительные признаки этого класса: 1) тело состоит из двух слоев: наружного — эктодермы и внутреннего — энтодермы, разделенных промежуточным однородным прозрачным веществом (соответствующим базальной перепонке Hydrozoa, но достигающим более значительной толщины), так наз. студенистым веществом, представляющим продукт выделения эктодермы и в котором у свободноплавающих форм встречаются волокна и даже клетки (эктодермального происхождения); 2) ротовое отверстие ведет не прямо в гастроваскулярную систему, как у Hydrozoa, a в особый пищевод или глотку эктодермального происхождения, представляющую впяченную внутрь эктодерму, соответствующую передней кишке других Metazoa; 3) гастроваскулярная система является более дифференцированной, чем у Hydrozoa; так, у полипов в гастральной полости или желудке имеются по меньшей мере четыре выступа или валика (taeniolae или sarcoseptae), снабженные гастральными нитями, играющие известную роль при пищеварении, а у медуз, помимо этого, имеется весьма сложная система радиальных каналов; 4) имеется обособленная мускулатура и 5) половые продукты развиваются из клеток энтодермы (тогда как у Hydrozoa — из клеток эктодермы). Класс S. разделяют на два отряда: 1) сцифополипы (Scyphopolypi), или кораллы, или Anthozoa, устроенные по типу полипов и ведущие сидячий образ жизни, и 2) сцифомедузы (Scyphomedusae), или акалефы (Acalephae), или Acraspeda, устроенные по типу медуз и ведущие, за исключением одной группы (Lucernariae), свободноплавающий образ жизни.

В. Шевяков.

Sdegnoso

— музыкальный термин, требующий исполнения горячего, упорного характера.

Se non e vero, e ben trovato

Se non è vero, è ben trovato

(итал.) — поговорка: "если это не правда, то хорошо придумано"; изречение Джордано Бруно в его "Gli eroici furori" (Пар., 1585).

Seccarara

— народный неаполитанский скорый танец, мелодия которого постоянно ускоряется. Его танцует одна пара. Характер S. — эротический.

Secco

— музыкальный термин, требующий сухого, жесткого, отрывистого исполнения. Recitativo S. — см. Речитатив.

Seconda

(ит.) — второй. S. volta — во второй раз; термин, применяемый при повторении известного отрывка сочинения. Violino S.— обозначение второй скрипки в партитуре. S. partito— второй голос. Second-dessus — фр. второе сопрано.

Sedentaria

— подотряд отряда многощетинковых (см.) червей (Polychaeta) класса кольчатых червей (Annulata). Характеризуются гетереномными сегментами тела со слабо развитыми придатками. Передние сегменты, обособляясь, образуют голову и туловищный отдел и бывают снабжены многочисленными отростками, служащими отчасти для дыхания — жабры, отчасти для привлечения пищи и удаления пищевых отбросов. Глотки и челюстей нет; хоботок небольшой и не выпячивается наружу. Часто лишены глаз. На переднем сегменте сидит обыкновенно венчик щупальцев (жабер), чрезвычайно нежный и изящный и окрашенный в самые разнообразные цвета; при дотрагивании он быстро втягивается вместе с телом внутрь трубочки, или раковины, в которой живут S. Раковина, или трубочка, выделяется животным и состоит из органического (хитинового) вещества, к которому у некоторых видов прилипают посторонние тела и песчинки, а у других — пропитываются известковыми солями, увеличивая твердость и устойчивость трубки. S. раздельнополы и проходят более или менее сложное превращение. Большинство ведет неподвижный (сидячий) образ жизни, но некоторые могут передвигаться с места на место. Питаются растительной пищей и живут исключительно в морях. Различают 14 семейств.

В. Ш.

Segno

— см. Знак.

Segue

— выражение, применяемое в музыке; требует такого же исполнения, какое было раньше. Иногда S. значит, что следует немедленно начать следующую часть пьесы.

Selfgovernement

— см. Самоуправление.

Sella curulis

см. Курульное кресло.

Semi

(лат.) — половина, малая. S. brevis — полукороткая нота (см. Мензуральная теория). S.-croma (итал.) — шестнадцатая, S.-diapente, в старинной музыке — уменьшенная квинта, S.-diatesseron — уменьшенная кварта, S. ditono (итал.) — малая терция, S. tonium (лат.) — полтона, S. tonium modi — вводный тон.

Semplice

или Simplice музыкальный термин, требующий простого натурального исполнения без прикрас. Semplicissimo — весьма просто.

Sempre

(итал. всегда, постоянно) — музыкальный термин, требующий исполнения без перемены установленного характера (напр., S. allegro — постоянно весело, S. forte — постоянно сильно), до тех пор, пока в нотах не появится другого знака, указывающего на изменения силы.

Sensibile

— музыкальный термин, требующий чувствительного исполнения. Sensibilissimo — с глубоким чувством. Нота sensibila (итал.), или note sensible (франц.) — вводный тон (см.).

Sentimento

(итал. чувство), con sentimento — требует исполнения с чувством. Sentimentale — требует чувствительного, выразительного исполнения.

Senza

(итал. без) — приставляется к разным музыкальным терминам. S. fiori — требует исполнения без украшения. S. sordini — без сурдины. S. tempo — без темпа и т. д.

Septuaginta

— см. Библейские переводы.

Serrato

serrando — музыкальный термин, требующий ускорения движения в исполнения.

Sferenatamente

— музыкальный термин, требующий весьма живого и стремительного исполнения.

Sfoggiando

— музыкальный термин, требующий блистательного, величественного исполнения.

Sforzando

или Sforzato — музыкальный термин, требующий внезапного, моментального, большого усиления звука. Чаще обозначается сокращенно — Sfz или знаком Sforzando. Это обозначение относится только к одной ноте. Sforzato piano, сокращ. Sfp, требует сильного звука, а затем его быстрого ослабления.

Н. С.

Sforzo или con sforzo

музыкальный термин, требующий, смелого сильного исполнения.

Sforzosamente

— музыкальный термин, требующий при игре смелого и сильного, еще величественного оттенка.

Signalhorn

— см. Рожок.

Signum

(знак, знамя) — так называлось у древних римлян знамя манипула, носимое в строю особым знаменосцем (Signifer). S. имело форму шеста, в верхней части которого был поперечный стержень с лентами и серебряными украшениями; к нему прибивалась также дощечка с обозначением легиона, когорты и манипула. Под этой перекладиной шел ряд кружков (числом от 2 до 7), сделанных из серебра. Эти кружки могли сниматься; знамя без них называлось incomptum S. и употреблялось в таком виде на похоронах лиц военного сословия. Под кружками приделывался обыкновенно полумесяц, служивший чем-то вроде амулета; над кружками прикреплялся или золотой венок (corona aurea), или небольшой щит, или небольшой штандарт, или фигура разжатой руки с вытянутыми вверх и сложенными вместе пальцами (знак верности). В императорскую эпоху кружки украшались изображениями богов, богинь и императоров. Иногда S. снабжались изображениями животных (орла, коня, вепря, слона) и др. Вследствие обилия металлических украшений знамена были иногда очень тяжелы. Во время сражения S. помещались между воюющими и резервными рядами; в лагере они стояли в палатке полководца, воткнутые в землю; место, где они стояли, считалось священным; знамена назывались numina legionis, которыми можно было клясться. В мирное время S. хранились в городской сокровищнице под надзором квестора; в торжественные дни их украшали цветами и намазывали мазями. Потерять знамя в битве считалось позором; на знаменосцев, бросивших S. во время бегства, налагались наказания. Чтобы возбудить в солдатах большее мужество во время сражения, иногда нарочно бросали S. в середину врагов, чтобы новой усиленной атакой отбить его. Ср. Domazewski, "Die Fahnen im r ö mischen Heere" (Б., 1885).

H. О.

Simile

или Sim. — термин, применяемый в сокращениях нотного письма. Если нотная группа, выполняющая собой часть такта или целый такт, повторяется, то, не выписывая ее снова, ставят одну, две или три косые черты, смотря по ребру длительности, которое имела эта группа нот; напр., если группа состояла из восьмых, ставят одну черту, из шестнадцатых — две, из тридцать вторых — три. При продолжительном повторении таких знаков сокращения ставят слово Segue или Sim., что значит "продолжать таким же образом", повторяя ритмическую фигуру на разных ступенях, причем над знаком повторения выписываются ноты повторяемого аккорда, но без ритмической фигуры.

Similis simili gaudet

— лат. поговорка: "похожий рад похожему"; соответствует русской пословице: "Рыбак рыбака видит издалека".

Simplice

— см. Semplice.

Sine ira et studio

(без гнева и пристрастия) — выражение из "Аннал" Тацита (см.); сам Тацит редко следовал этому правилу в своих сочинениях.

Sinistra mano

(муз.) — обозначение игры левой рукой на инструменте преимущественно клавишном или арфе.

Sirenia

Статья большая, находится на отдельной странице.

Siticines

(лат.) — у древних римлян музыканты-трубачи, специальность которых была участвовать на похоронах.

Slentando

или lentando — музыкальный термин, требующий от исполнения замедления, замирания.

Smanioso

— музыкальный термин, требующий ускоренного, бешеного исполнения.

Sminuendo

— музыкальный термин, требующий постепенного звукового ослабления.

Smorzando

или Smorendo — музыкальный термин, требующий исполнения замирающего, при котором звук постепенно ослаблялся бы до крайней степени.

Soave

или Suave — музыкальный термин, требующий исполнения нежного, легкого, услаждающего.

Sobriamente

— сдержанно, умеренно: музыкальный термин, влияющий на степень движении исполнения. S. умеряет скорое движение и сообщает медленному некоторую подвижность.

Sodalitas

Sodalicum, Sodales — термины римского сакрального права, имевшие отношение к Sacra publica. Под sodalitas подразумевалось товарищество или группа лиц, бравших на себя заботы о поддержании культа или вновь вводимого, или такого, который не мог поддерживаться родом (gens), по случаю вымирания родичей (gentiles). Эти группы состояли из тех же элементов, которые входили в состав рода и семьи, и лишь впоследствии расширились до значения общественных корпораций. Так были созданы Sodalitates для чествования Меркурия, по случаю освящения в честь его храма в 495 г. до Р. Х., для празднования ludi Capitolini (в 387 г.), для культа императоров и пр. О таких товариществах упоминается уже в XII таблицах; позднее они распространились по всему римскому миру. Круг обязанностей религиозных sodalitates сводился к поддержанию культа, связанного с данным храмом, т. е. sodalitates были собственно collegia templorum, а не deorum. На их обязанности лежало отправление жертвоприношений, устройство священных пиров, празднование годовщины храма, которая признавалась годовщиной рождения бога. Древние не отличали строго понятие sodalitas от понятия collegium, хотя при противопоставлении их под sod a litas подразумевали религиозное братство, учрежденное для культа храма, под collegium — вообще ассоциацию резигиозного и светского характера. От sodalitates чисто религиозных несколько отличались так назыв. Collegia sodalicia, или просто Sodalicia, — ассоциации, учрежденные для какой-либо нерелигиозной цели и хотя имевшие отношение к религиозному делу, но не к sacra publica, a к sacra privata. Это collegia opificum et artificum (ремесленные и цеховые ассоциации), организованные с различными целями и обращавшиеся, в пору республиканских бурь, в политические клубы. В 64 г., ввиду распространившейся системы подкупа для выборов, эти sodalicia, как главные органы соискателей, были уничтожены постановлением сената, но в 54 г. снова восстановлены. Sodalicia исчезли с падением свободы; остались лишь религиозные сообщества, для заведования культами императорскими и иноземными. В отношениях членов братств (Sodales) друг к другу господствовала necessitudo, т. е. связь, подобная той, которая существовала между cognati или affines. Sodalis не мог выступить обвинителем против другого sodales в уголовном деле, не мог быть адвокатом обвинителя, если обвиняемым был sodalis, не мог быть судьей, когда в процессе участвовал sodales.

Ср. Mommsen, "De Collegiis et Sodaliciis Romanorum" (Киль, 1843); Marquardt, "Rominische Staatsverwaltung" (III т. "R ö misches Sacralwesen", Б., 1885).

Н. О.

Soggetto

или Suggetto — музыкальная тема, на которой строится целая пьеса, а также текст, служащий для музыкального произведении. Тема фуги (см.) также назыв. S.

Sol

— см. G.

Solenne

— музыкальный термин, требующий торжественно-возвышенного, величественного, благородного исполнения. S. чаще применяется в музыке духовной.

Solenodonta

(лунчатозубые) или Ruminantia (жвачные) — подотряд парнокопытных млекопитающих (Artiodactyla), см. Парнокопытные и Жвачные.

Sollicito

— музыкальный термин, требующий старательного, заботливого исполнения.

Solo

(итал. — один) — исполнение музыки одним лицом. Если при совокупном исполнении (напр. в хоре, оркестре) один голос получат преобладающее значение в смысле мелодии, то над ним в партитуре ставят слово С. В оркестре в партии струнного инструмента, выделенного из всей группы остальных инструментов, надписывается Solo obligato. Так, напр., для скрипки пишут Solo violino obligato, остальные же партии скрипок называются ripieni (см. Ripiena).

Н. С.

Sonabile

— музыкальный термин, требующий звучного исполнения.

Sonaglio

— бубенчики, колокольчики.

Sonator

— в XVI ст. так назывался каждый исполнитель на инструменте в отличие от певца (cantor).

Sonnete

в музыке — маленькая песня.

Sonoramente

— музыкальный термин, требующий звучного, громкого исполнения.

Sons harmoniques

— звуки на струнных инструментах: скрипке, альте, виолончели, контрабасе, арфе, гитаре, происходящие от полуприжима струны или скорее от приложения пальца к поверхность струны на известной ее части. Такие звуки называются флажолетами (см.).

Sonus

— см. Звук. В римско-католической церкви название духовного пения.

Sopra

(муз.) — на, на верху. Sopra una corda — играть на одной струне. Come sopra — музыкальный термин, предписывающий известному инструменту то же самое, что исполняет верхний голос.

Sordina

или Sordica — сурдина, небольшая машинка, накладываемая на подставку струнного инструмента: скрипки, альта, виолончели и пр. На том месте, где следует наложить на инструменты сурдины, в партитуре ставят слова Con sordini, где надо снять — Senza sordini. Есть и другие способы заглушать звук инструмента. Литавры покрываются полотном или сукном (timpani consor d ini или coperti). На валторнах закрытые звуки получаются от вкладывания правой руки в раструб инструмента и обозначаются в партитуре +. В трубах такие звуки обозначаются тем же способом и получаются вследствие вкладывания в раструб демпфера (род пробки). На арфе ослабление звука, или S., происходит от игры на нижних частях струн, около резонатора. На фортепьяно для S. существует особая педаль, применение которой обозначается словами una corda. От прижатия педали клавиатура передвигается так, что каждый молоточек бьет только по одной струне, а не по трем одинаково настроенным струнам. Когда нужно прекратить S., в нотах ставят надпись — tre corde.

Н. С.

Sordo

— музыкальный термин, требующий исполнения глухого, с сурдиной.

Sortes Vergilianae

(Виргилиевский оракул) — известный со второго века по Р. Х. сборник цитат из Виргилия, к которому прибегали, как к оракулу. К Sortes Vergilianae обращался уже Адриан и его преемники, причем, загадывая что-либо, первоначально открывали наудачу том Виргилия. Эта практика, имевшая широкое распространение в средние века, была следствием необыкновенной популярности поэта. Аналогичным авторитетом пользовались в древности лишь Гомер и Сивиллины книги, а со времени распространении христианства — Библия. В средние века Виргилий из божественного поэта сделался пророком, чему немало способствовало отношение к нему отцов церкви (Августина, Иеронима, Лактанця, Минуция Феликса и др.) и аллегоризм 4-й эклоги.

Ср. Comparetti, "Vergilio del medio evo" (2 изд., Флоренция, 1896); Heim, "Incantamenta magica graeca latina" ("Heckeisens Jahrb.", Supplementband, 19, 1893, стр. 502).

H. О.

Sospiroso

— требует исполнения жалобного, с подражанием вздоха.

Sostenuto

— музыкальный термин, требующий исполнения неспешного, немного тяжеловесного с чрезвычайно точным выдерживанием длительности каждой ноты.

Sotto voce

— музыкальный термин, требующий исполнения вполголоса. На струнных смычковых инструментах такое ослабление звуков достигается игрой на струнах около грифа и обозначается в партитуре словами sull tasto.

Spartita

— см. Партитура.

Spatium

(лат) — промежуток между линейками в нотной линейной системе.

Spazie

(intervalle франц., space англ.) — см. Интервал.

Spherenmusik

— музыка сфер, небесная музыка, музыкальное сочинение нежного, эфирного, прозрачного характера, напр. S. для струнного оркестра А. Г. Рубинштейна.

Sphincter pupillae

— мышца, суживающая зрачок; помещается на задней внутренней поверхности основного слоя радужной оболочки глаза (iris). Означенная мышца состоит из гладких мышечных волокон, которые располагаются кольцом по краю зрачка; сокращение этих волокон вызывает сужение зрачкового отверстия.

Sphincter pylori

— наружный мышечный слой стенки желудка, состоит из пучков гладких мышечных волокон, которые идут в продольном, косом и кольцевом направлениях и образуют, следовательно, три мышечных слоя. В привратниковой части желудка (pylorus) резко выступают лишь два мышечных слоя: наружный — продольный и внутренний — кольцевой. Пучки последнего слоя в указанной части желудка представляются особенно сильно развитыми, окружают довольно толстым кольцом привратник и составляют так назыв. S. pylori — мышцу, запирающую выход желудка. Благодаря значительному развитию в означенном месте желудка кругового мышечного слоя слизистая оболочка несколько приподнимается и образует складку, известную под названием заслонки привратника.

А. Догель.

Spirituoso

или Spiritosamente, a также con spirito — музыкальный термин, требующий передачи полной одушевления, силы, живости. Этот термин увеличивает скорость движения, например Allegretto con spirito исполняется живее, чем Allegretto.

Splendidamente

— музыкальный термин, требующий длительности каждого звука, исполнения торжественного, блестящего.

Spolia

как римский военный термин — снятые с поверженного врага доспехи, а также взятые на войне трофеи, как-то: оружие, знамена, колесницы, корабельные носы. По воззрению древних греков и римлян, победа не считалась полной, если победители не снимали доспехов с убитых врагов: тот, кто овладевал доспехами, имел в этом как бы фактическое доказательство победы и заслуживал почестей. Добытыми трофеями обыкновенно украшали храмы, триумфальные арки, портики и другие общественные постройки; трофеи частных лиц служили украшением их жилищ. Местом, где выставляли напоказ S., был атрий или вестибул. S. считались священными и в случае продажи дома переходили к новому владельцу. Запрещалось перемещать прибитые к одному месту S. и делать в них исправления. Оружие и доспехи, отбитые у полководца неприятельского войска, назывались S. opima.

Ср. Hertzberg, в "Philolegus" (I, 331); Marquardt, "R ö mische Staatsverwaltung" (II, стр. 579, Б., 1885).

Н. О.

Spongia

— см. Губки.

Spongilla

— см. Бадяга.

Предыдущая страница Следующая страница