Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "P"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "P"

Предыдущая страница Следующая страница

P, в музыке

— сокращенное обозначение piano (см.), pp. — сокращенное обозначение pianissimo.

P, на монетах

— монетный знак дижонского двора на французских монетах.

Pacatamente

— музыкальный термин, требующий исполнения спокойного, движения ровного и вообще примиряющего, кроткого характера передачи.

Padoana

— см. Павана.

Pagus

— Пагами в древнеримской истории назывались округа общин или племен, имевшие скорее географическое значение. Это были волости с несколькими разъединенными поселками, вилами, имениями (в противоположность vici — деревни), не имевшие политической самостоятельности и организации и сходные с первоначальными аттическими домами (δήμοι). В пагах могли жить члены разных родов (gentes), причем названия пагов в большинстве случаев определены местными прилагательными на anus, и лишь немногие получили название от родовых фамилий (pagus Julius, Valerius). He имея политической организации, паг имел, однако, своего магистра (magister pagi или aedilis pagi), избиравшегося на год и ведавшего главным образом дела культа, так как в каждом паге был свой религиозный центр со своим божеством-хранителем. Магистры пагов заведовали также содержанием дорог, водоснабжением и представляли собой местную полицию. Bcе остальные дела подлежали администрации общины (civitas, populus), в которой находился паг. Размеры этих волостей были невелики; так, к городу Benevent u m было причислено 11 пагов и т. д. Жители пагов наз. pagani. В Риме пагами назыв. участки, присоединенные с развитием города, к старой столице (Roma quadrata), так что жители древнейшей части Рима наз. montani, а жители других частей (напр. Капитолия, Авентина, Яникула) — паганами. Так дело стояло до 7 года до Р. Хр., когда Август разделил Рим на regiones. Галльские паги, о которых говорит Цезарь, были также территориальные единицы, входившие в состав территории отдельного племени. Они принадлежали, вероятно, родовым группам и представляли собой волости с выборным старшиной (princeps у Цезаря) и с общинным порядком землевладения.

Н. О.

Pala d'оrо

— знаменитый памятник византийского эмальерного и ювелирного дела, род небольшого иконостаса, помещенный за главным престолом собора св. Марка, в Венеции. Он представляет собой прямоугольник длиной приблизительно в 3,15 м и вышиной в 2,1 м и состоит из 83 эмалевых образов, обрамленных бордюрами, которые украшены драгоценными каменьями и чеканенными медальонами. Весь памятник исполнен из золота. Отдельные образа отделены один от другого колонками или миниатюрными пилястрами, усеянными жемчугом, рубинами, яхонтами, алмазами и пр.; точно также разукрашено и все пространство полей между эмалевыми изображениями и тимпаны арок над ними. Общее число драгоценных камней в Р. d'oro простирается до 1339, а жемчужин — до 1200. Сами образа исполнены перегородочной эмалью на золотом фоне. Прямоугольник, образуемый совокупностью эмалей и их обрамления, состоит из двух отдельных горизонтальных полос, из которых верхняя служит надставкой над нижней. Средину верхней полосы занимает большой медальон с изображением архистратига Михаила; по сторонам от него помещены: слева иконы Входа во Иерусалим, Сошествия Христа в ад и Распятия, а справа — иконы Сошествия св. Духа на апостолов, Вознесения Господня и Успения Богородицы. Нижняя полоса, гораздо более широкая, чем верхняя, содержит в своей середине икону Спасителя, сидящего на престоле и, по ее углам, четыре медальона с изображениями евангелистов; далее, направо и налево, идут образа ангелов и святых, расположенные в три яруса, и, наконец, вверху и с боков, помещен, в виде бордюра, ряд сцен на сюжеты из священного писания и жития св. Марка. Р. d'oro не принадлежит какой-либо определенной эпохе: ее отдельные эмали, будучи исполнены в различное время, далеко не одинаковы по качеству работы и художественному достоинству. Что касается до рамок и орнаментов, то вследствие многократного реставрирования памятника, многие их части отзываются позднейшим итальянским стилем. Старинное предание гласит, что дож Пьетро Орсеоло, в 976 г., заказал в Константинополе переднюю доску для алтаря св. Марка, которая была потом помещена на самом алтаре, в виде пределы, и превратилась в нынешнюю Р. d'oro. Затем, дож Орделафо Фальеро прибавил к прежним ее эмалям новые, а в 1209 и 1345 гг. она была опять реставрирована и украшена новыми геммами. Ср. J. Labarle, "Recherches sur la peinture en é mail etc." (Пар., 1856).

А. A. С—в.

Palatini

— обозначение всех лиц, принадлежавших к palatium — императорскому двору римских и византийских цезарей. В более узком значении под Р. подразумевался весь персонал, подведомственный заведующему финансами (comes sacrarum largitionum) и управляющему кабинетом императора (соmes rеrum privatarum). Кроме того, Р. был военный термин. Реформы Диоклетиана и Константина совершенно изменили строй имперских войск. Армия стала делиться на 2 большие категории: 1) действующую и 2) граничар (limitanei). Действующая армия в свою очередь распадалась на a) palatini, b) comitatenses и с) pseudocomitatenses. P. составляли самые привилегированные полки армии. Подробные статистические сведения о составе византийской армии до эпохи Юстиниана Вел. можно найти в так наз. Notitia dignitatum — Росписи придворных, гражданских и военных должностей, весьма важном памятн. конца IV в. по Р. Хр. (издания Panciroli, Е. B ö cking'a, 6 т., Бонн, 1839—1853); новейшее изд. О. Seeck'a). Ср. Тh. Mommsen, "Abriss des r ö mischen Staatsrechts" (Binding, "Handbuсh der deutschen Rechtswissenschaft" I, Лпц., 1893); E.Kuhn, "Die st ädtische und bürgerliche Verfassung des rö m. Reiches bis auf Justinian I"); J. Marquardt, "Romische Staatsverwaltung", Е. Herzog, "Geschichte und System der r öm. Staatsalterthümer".

Paludamentum

— так назыв. первоначально военное украшение, затем военное одеяние (sagum) и преимущество императорское (sagum purpureum, в отличие от sagum gregale простых солдат). Отправляясь из Рима с imperium, главнокомандующий надевал paludamentum и носил его во все время похода; возвращаясь в Рим, он снимал его и надевал гражданскую тогу. П. был обыкновенно пурпурового цвета, иногда — белый или темный. В императорскую эпоху его носили императоры, но также только во время исполнения военных обязанностей. П. имел вид большого плаща, очень часто обрамленного обшивкой, а в императорское время расшитого золотом (paludamentum aureum); он покрывал левую руку и застегивался на правом плече, оставляя правую руку свободной.

Н. О.

Pandora

(Pandura, Mandura) — лютня, называемая в Польше и Украйне бандурой (см.). Pandoret — малых размеров Р. с четырьмя струнами, строй которых Pandora.

Panem et circenses

("хлеба и зрелищ") — возглас римской черни в римской империи (Ювенал, сат. X).

Parentalia

— римский праздник в память умерших, приходившийся на февраль месяц, от 13 до 21 числа; последний день праздника был известен под названием feralia. Во время П. приносились на могилы усопших вино, молоко, мед, масло, кровь жертвенных животных, особенно овец, свиней и коров, плоды, хлеб, соль и яйца (inferiae). Могилы украшались венками, цветами, особенно розами и фиалками; здесь же обыкновенно устраивались поминки. В течение этого праздника храмы были закрыты и запрещалось устраивать браки; магистраты слагали на время П. insignia своей власти. Термины parentare, parentatio применялись также к поминальным обрядам (sacra privesta), отправлявшимся в годовщину рождения, смерти или похорон усопших. В связи с культом ман были определены дни принесения роз и фиалок (rosatio, rosaria, rosalia, violatio), приходившиеся на май или июнь. Ср. Marquardt, "R ömische Staatsverf assung" (т. III, Sacralwesen, S. 298).

Н. О.

Parlando

(итал. — говоря) — термин, требующий от певца весьма четкого произношения слов, с целью дать преобладание тексту над музыкой, говору — над пением. Такой прием применяется в вокальных сочинениях лишь эпизодически.

Pars pro toto

(лат. — часть вместо целого) — прием речи, когда называется часть предмета вместо целого предмета: напр. "парус или флаг" вместо "корабль" (у Лермонтова: "Белеет парус одинокий").

Partenopex de Blois

— средневековый рыцарский роман; написан в XIII в. на каталонском наречии, издан в Таррагоне в 1488 г., в переводе на кастильское наречие — в 1513 и 1547 гг. По содержанию представляет много сходного с романом Апулея об Амуре и Психее. Отдельные мотивы романа встречаются в Фаблио, у Тассо и у Спенсера.

Parturiunt montes, nascitur ridiculus mus

— латинская цитата из соч. Горация "De arte poetica" (139); означает: "гора родила мышь".

Passacaglia

(Passagallo — итал., Passacaille — франц.) — танец в 3/4, схожий с чаконой (см.), но более нежного характера и более медленного движения. Состоит из темы в восемь тактов, которая много раз без изменения повторяется в басу в виде basso ostinato, а верхние голоса при каждом повторении мелодии сопровождают ее различно. Р. получила художественную обработку у И.-C. Баха, писавшего сочинения в подобной форме для органа. Буквальный перевод Passagallo — шаг петуха (gallo).

H. С.

Passionato

(также appassionato или con passione) — музыкальный термин, требующий страстного исполнения.

Passus

(собств. ширина протянутых в стороны рук, от pando — раскрывать) — римская мера длины, составлявшая 5 римских футов или два обыкновенных шага. Греки переводили слово passus через τό βημα τόβιπλοΰν, тогда как слову gradus соответствовало в греч. яз. βημα. Mille passus (1000 шаг.) — обычная мера длины для больших расстояний — миля, составлявшая около 1,5 верст.

Passаmеzzо

— итал. танец, похожий на танец гальярда (см.), но только в нем наполовину (mezzo) меньше па (passi), чем в гальярде, почему он медленнее последнего.

Pasticcio

(ит., pastiche — франц., паштет, пирог, собрание, набор) — в музыке так называли в XVIII ст. сочинения, составленные из отрывков разных композиторов, или оперы, составленные из арий нескольких авторов. Иногда Р. составлялась из лучших мест разных опер одного и того же автора (напр. "Pyrame" Глюка).

Pate sur pate

Pâte sur pâ te — см. Фарфор.

Pater familias

(лат.) — отец семейства, лицо, имеющее над другими родительскую власть (см. это слово и Partia potestas). Этим именем назывался всякий, кто сам не состоял под родительской властью, независимо от того, имел ли он семью или нет.

Pater patriae

(отец отечества) — почетный титул, данный римским сенатом Цезарю, Августу и др. императорам.

Patres

Слово P. в римском праве имеет двоякое значение. Pater в юридическом смысле слова — это paterfamilias, т. е. глава семейства, обладающий полным комплексом гражданских прав. Во времена царей были P. maiorum gentium и P. minorum gentium. Достигнув определенного возраста, они имели право войти в члены совета старейшин, вследствие чего понятия P. и senatores уже для этой эпохи — синонимы. В республиканский период римской истории под словом P. подразумевался класс патрициев, из которых составлялся сенат; поэтому позднее, при создании плебейско-патрицианского сената, значение P. расширилось до понятия senatores, причем слово P. употреблялось в возвышенном стиле. Вошедший в употребление термин optimales является также синонимом слова P. Таким образом, понятие P. есть с одной стороны чисто юридический, а с другой — государственно-правовой термин, объем которого расширялся с развитием государственной жизни Рима. Ср. Reuter, "D e patrum patriciorumque apud antiquissimos Romanos significatione" (Вюрцбург, 1849); H. Christensen, "Die urspr üngliche Bedeutung d. Patres" ("Hermes", IX, 1875, 197—216); Th. Mommsen, "Rö mische Forschungen" (статья "Der Patriciersenat der Republik", I т., 1864).

Patres conscripti

(букв. — набранные отцы) — термин римского государственного права, обозначавший сенаторов. Относительно объема этого понятия существуют разные теории. По одной теории, которая поддерживается большинством (Becker, Mommsen, Lange, Rein, Madvig и др.) и основывается на предании, выражение P. conscripti состоит из двух различных понятий: Р. и conscripti, соединенных посредством asyndeton, на что указывает, между прочим, формула созывания сената: qui patres, qui conscripti и т. д. Моммзен объясняет этот термин в том смысле, что существовал особый патрицианский сенат, имевший auctoritas, и наряду с ним отдел сенаторов, которые набирались из плебеев (conscripti или allecti) и которые, не имея права вносить предложения, лишь участвовали в обсуждении подлежавших голосованию дел; к последней группе сенаторов, между прочим, применялся термин pedibus in sententiam ire (таким образом conscripti = pedarii). Ср. Mommsen, "R ö misches Staatsrecht" (III т., изд. 1888, 838—841; 871—873; 962—965 и пр.). По мнению Ланге ("R ömische Altertü mer", I т., 576—577, изд. 1876 г.), Публий Валерий Попликола при наборе сената включил в списки богатых плебеев из всаднического сословия, которые в отличие от патрицианских сенаторов были названы conscripti. Патрицианские сенаторы имели преимущество перед плебейскими лишь как патриции, а не как сенаторы. Такова сущность теорий, разлагающих термин Р. conscripti на две составные части. Другие ученые видят в данном термине одно понятие, причем причастие conscripti признают за определительный эпитет; Ине, например (Ihne, "Ueber die Patres conscripti", в "Festschrift des Heidelberger hist.-philol. Vereins...", Лейпциг, 1865), противопоставляет P. conscripti всей группе Р. (см.). Виллемс ("Римское государственное право", русск. пер., Киев, 1888) относит формулу Р. conscripti к эпохе царей и видит в них "P., избранных (набранных) царем и внесенных в список сенаторов". Когда произошло уравнение в правах патрициев и плебеев, термин P. conscripti утерял свое историческое значение и стал употребляться в смысле senatores. Ср. Штерн "Что значит сочетание Р. conscripti?" ("Ж. M. H. Пр.", 1884, июль).

Patria potestas

— власть римского домовладыки (отца семьи) над детьми, в число которых включаются и дети детей, т. e. внуки, правнуки и т. д. Понятие это отличается от manus mariti и dominium над вещами и рабами, хотя по своему происхождению и характеру и стоит близко к ним (см. Manus). Характерная черта Р. potestas — строгость полномочий, принадлежащих домовладыке по отношению к детям. До императорского времени он имел право принять новорожденного сына, дочь, внука и т. д. под свою власть и защиту, в свой дом, или выбросить на произвол судьбы за порог дома; в последнем случае он мог настаивать и на том, чтобы другие не подбирали покинутого ребенка. Право это не распространялось лишь на перворожденных сыновей и дочерей, которые должны были быть воспитаны. При Валентиниане, Валенсе и Грациане оно было ограничено установлением штрафа и уничтожением права на обратное истребование отцом выброшенного, но подобранного из сострадания другим лицом ребенка. И в течение дальнейшей жизни отец имел jus vitae ас necis по отношению к детям, т. e. право суда и казни над ними, обыкновенно при участии родных или друзей (consilium propinquorum s. amicorum), в случае совершения им проступков как домашнего, так и общественного (даже политического) характера. В императорское время это право также терпит ряд ограничений и затем отменяется. Адриан установил наказание ссылкой за самовольное убийство сына, хотя бы и преступного; Александр Север оставляет за отцом лишь право легких наказаний, а для более тяжких обязывает его обращаться в суд. Константин Великий уравнивает убийство сына с обыкновенным убийством. Валентиниан значительно ограничил в 365 г. домашнюю юрисдикцию отца и по отношению к другим наказаниям. От более ранней эпохи дошло до нас известие о приказе императора Траяна освободить сына, с которым отец обращался жестоко. Лишь императорами проведены также ограничения и запрещения продажи детей, раньше входившей в состав прав родительской власти. Каракалла назвал ее делом непозволительным и бесчестным, Диоклетиан запретил ее совершенно, Константин дозволил ее только бедным родителям по отношению к новорожденным. Мало-помалу выработался в юриспруденции общий нравственный принцип: "Р. potestas in pietate debet non in atrocitate co n sistere". Однако до конца римского юридического развития Р. potestas оставалась властью в интересах отца, a не детей, как современная западноевропейская родительская власть. Она была пожизненна; эмансипация (см.) до смерти отца возможна была лишь с его согласия и по особому акту, им предпринятому. Отцу принадлежало право эксплуатации рабочей силы сына в доме, а также путем отдачи в наем, продажи в рабство и залога (последние два правомочия отменены при императорах). Сын не имел собственного имущества; выделенный ему пекулий (см.) оставался в собственности отца; все приобретения детей были приобретениями отца, на которого возлагалась и ответственность как по сделкам детей, так и из их деликтов. Только позднее выделяется ряд имуществ, принадлежащих сыну на правах частной собственности (см. Пекулий); на все другие имущества, дошедшие к сыну от посторонних лиц (bona adventitia), отец сохраняет до конца римского развития право пользования и управления. В суде и сделках, за небольшими исключениями позднейшего времени, дети являлись несвободными представителями отца, а не самостоятельными деятелями, и стояли в этом отношении наравне с рабами.

В. Н.

Patrimonium

— в римском праве имущество, доставшееся по наследству от отца (отчина, вотчина). Позднее стали называть P. и всякую собственность; иметь вещи in patrimonio значило обладать ими на праве собственности. В императорский период стали называть патримониальными имуществами те, которые принадлежали римским императорам на праве частной собственности. Отсюда и дальнейшее словоупотребление: патримониальный колон — колон, живущий на землях императора, и т. д. Употребляемое в настоящее время выражение патримониальный суд означает суд вотчинный — суд, принадлежащий владельцу вотчины как таковому, в противоположность суду государственному, королевскому или царскому. См. Суд.

Patrum auctoritas

— акт, которым римские патриции, собравшиеся в куриатном собрании (см. Комиции), утверждали за выбранным царем полноту его государственной власти (imperium), доходившей до права жизни и смерти. В виду неясности источников (Ливий, 1, 17, 22, 33; Дионисий 2, 60; Цицерон, Rep. 2, 13, 17, 18, 20, 21) установить в подробности содержание этого акта трудно. Позднее акт Р. auctoritatis превратился в так называемый lex curiata de imperio — закон, который царь или, по уничтожении царской власти, магистрат, долженствовавший обладать imperium, проводил в куриатном собрании и который сообщал ему полноту imperium. По предположению Карловы, при передаче после реформы Сервия Туллия (см.) избрания царя, а затем магистратов, в центуриатные собрания (см. Комиции) патриции удержали за собой право утверждать за царем или магистратом высшие должностные полномочия (собирать войско, налагать военную подать, собирать центуриатное собрание) или отказывать в них. Чтобы получить эти полномочия, царь или магистрат должны были испрашивать у патрициев издания закона об их imperium (см.). В руках патрициев lex curiata de imperio был поэтому могущественным средством влияния на выборы магистратов в центуриатных комициях. Ср. Боголепов, "Учебник истории римского права" (§ 14 и 29); Karlowa, "Rom. Rechtsg." (1, § 13); Lange "R ömische Alterth." (1, § 46).

В. Н.

Pauke

— см. Литавры.

Pavillon

— раструб нижней части духовых инструментов. Самый большой раструб имеют валторны, басовый тромбон, туба, геликон.

Pax Dei

— см. Божий мир.

Paсta conventa

— добровольный договор между избираемым польским королем и сословиями Речи Посполитой, в силу которого обе стороны принимали на себя взаимные обязательства. Сам термин вошел в употребление после прекращения рода Ягеллонов, когда установлялись условия избрания на польский престол Генриха Валуа — между его послами и сословиями Речи Посполитой. Правовой же институт существовал уже давно. Так, по смерти Казимира Великого Людовик Венгерский сделал известные уступки в пользу шляхты; то же самое сделал Ягайло, получая руку Ядвиги; последующие Ягеллоны не только подтверждали старые привилегии, но часто присоединяли и новые. Р. conventa составляют важный материал и источник польского публичного права; они определяют как общие обязательства всех польских королей со времени Генриха Валуа, так и частные, данные отдельными королями сообразно современным потребностям страны. Р. conventa подписывались послами электа (избранника) от имени своего государя, который, получив диплом избрания, подтверждал их присягой, после чего и диплом, и условия с подписью и присягой печатались в одной книге для помещения их в народных правах. Р. conventa удержались до избрания последнего польского короля Станислава-Августа; они были вместе с самой элекцией дезорганизующим фактором в польском государственном строе.

Pentaphonium

— музыкальное сочинение для пяти голосов.

Per

(итал. — для, через) — термин, часто встречающийся в музыке; например per il violino — для скрипки, per il flauto sol — для одной флейты, per augmentatione — тема, измененная увеличением длительности ее нот, per di minutione — тема, измененная уменьшением длительности ее нот.

Н. С.

Per aspera ad astra

— латинская поговорка, смысл которой тот, что труден путь, ведущий к звездам, т. е. к счастью или славе.

Per fas et nefas

— латинское изречение, означающее "правым и неправым путем", т. е. достижение цели всевозможными способами и средствами, дозволенными и недозволенными.

Per pedes apostolorum

— поговорка, означающая отправление в путь пешком, подобно апостолам.

Perdendo-si

(итал.) — музыкальный термин, обозначающий наибольшую степень decrescendo. Требует нечувствительного перехода от тихого к самому слабому исполнению, от piano к pianissimo и т. д.

Perfetto

(муз.; Armonia perfetta, reinster Satz) — гармония, где избегнуты все диссонирующие сочетания и допускаются только совершенные, консонирующие трезвучия. Наиболее определенное изложение такой гармонии дано Альбрехтсбергером. Такого рода гармонизация наиболее соответствует строгой церковной музыке, как православной, так и католической и лютеранской. Tempus perfectum — трехдольное деление нот в мензуральной теории.

Н. С.

Periculum

— юридическое выражение, означающее непредвиденную опасность или зло, от которых стороны, вступившие в обязательство, могут потерпеть ущерб, а также и вообще все случайные события, могущие нанести вред предприятию или привести к ответственности предпринимателя. Обыкновенно собственник вещей или лицо, получающее выгоды из предприятия, несет и все невыгоды, происшедшие от случайных событий: casum sentit dominus или, шире, Р. est ejus, cujus commodum est. Должник, получивший деньги или заменимые вещи в собственность и потерявший их, отвечает перед кредитором, хотя бы погибель вещей и не могла быть поставлена ему в вину; но лицо, получившее вещи в ссуду, поклажу, наем, вообще в пользование с сохранением собственности на них за кредитором, не отвечает за их погибель без вины с его стороны. Предприниматели в современном праве отвечают за вред и убытки, причиненные при эксплуатации предприятия, хотя бы и без их непосредственной вины, если они связаны с самой эксплуатацией, обыкновенно, несмотря на все предосторожности, случаются при ней и относятся поэтому к издержкам, необходимым для поддержания самого предприятия (см. Ответственность предпринимателей и Предприятие). Особые правила ответственности за Р. для отдельных видов обязательств и договоров являются или применением общего начала, или исключениями, подтверждающими его силу. Таким образом, правило ответственности при генерических обязательствах (см.), genus perire non censetur, не выражает ничего иного, кроме того, что должник обязывается доставить вещи, которые он всегда может найти и которые поэтому совсем не подлежат Р. Правило species perit ei cui debetur — также случай неприменения общего правила ввиду другого, более общего юридического принципа, impossibilium nulla obligatio (см. Право обязательственное). Ответственность за Р. возчика при перевозке (см.) обусловливается самым характером договора, в число условий которого входит и переложение страха за вещи с хозяина на возчика. Просрочка (см.) предполагает вину должника. Римское правило ответственности покупателя (Р. est empt o ris), имеющее силу и в современных законодательствах, объясняется некоторыми юристами как выражение присущей и старому римскому праву идеи о переходе собственности на проданную вещь с момента соглашения, а не передачи, и оправдывается, во всяком случае, предположением вины со стороны покупателя, не взявшего вещи тотчас после соглашения о ее покупке (см. Купля-продажа).

Ср. Mommsen, "Beitr äge zum Obligationenrecht" (I, § 21); Wä chter (в "Arch. f ür d. Civil. Praxis", XV); Kuntze, "In Obligationibus bilateralibus ad utrum contrahentium obligationis P. pertineat" (1851); Windscheid, "Pand." (§ 321); Dernburg, "Pandecten" (II, 59, 69); Puntschart, "Die fundamentalen Rechtsverhältnisse des römisch. Privatrechts" (1885).

B. H.

Perpetuum mobile

— см. Вечное движение.

Perpetuum mobile, музыкальный термин

— название, примененное некоторыми композиторами к пьесам быстрого темпа с упорно повторяющимся тем же мотивом. Р. mobile писали Паганини Рис, Вебер, Штраус.

Persona grata

(лат.) — "приятная особа". В случае назначения лица дипломатического корпуса на известный пост принято руководствоваться тем, является ли это лицо Р. grata при том дворе, куда оно получает назначение.

Pervigilium Veneris

(ночное празднество в честь Венеры) — анонимная древнеримская поэма. Представляет собой лирические излияния несчастно влюбленного, перемешанные с описанием весеннего празднества в Сицилии в честь богини Венеры. Богиня представляется поэту вездесущим божеством, победоносно властвующим на небе, на земле и в море. Стихотворение состоит из 93 восьмистопных трохеев, разделенных припевом ("завтра пусть любит тот, кто никогда не любил, и кто раз любил, завтра пусть любит") на строфы неодинаковой величины. Некоторые ученые, например, О. Риббек, считают автором поэмы современника императора Адриана, Флора; но, судя по данным языка, стихотворение написано позже, во 2-ой половине II-го или первой половине III-го века после Р. Х. Рукописи стихотворения, дошедшего до нас в крайне испорченном виде, находятся в Парижской национальной библиотеке (№№ 8071 и 10318). Лучшее издание принадлежит Бюхелеру (Лейпциг, 1859). Ср. также М. Schanz, "Gesch. d. r ö m. Litteratur" (1896, III, стр. 61 сл.), где указана литература предмета.

А. М—н.

Pesante

(итал. — тяжело, увесисто) — музыкальный термин, требующий сильного, полного, увесистого исполнения нот, над которыми он поставлен. Pesantissimo — весьма тяжело.

Petitio principii

— см. Доказательства.

Piamente

— музыкальнпй термин, требующий исполнения в религиозном духе. Его не следует смешивать с pianamente, cxoжим с термином piano.

Piano

сокр. р. — музыкальный термин, требующий исполнения тихого, слабого, Pianissimo (сокр. рр.) — очень слабого. Pianissimo quanto possibile (ppp) — слабейшего исполнения. Piano Forte (pf.) требует исполнения ноты forte после ноты piano. Pianoforte — инструмент; см. Фортепиано.

Piatti

— ударный металлический инструмент см. Тарелки.

Pieta

(итал.) — у итальянцев название изображения Богородицы, скорбящей над снятым со креста телом ее Сына, представлена ли она одна или с другими фигурами в сценах Снятия со креста и Положения во гроб, а также вообще изображений оплакивания почившего Спасителя святыми и ангелами. Изображения этого рода, возникнув в средние века, сделались особенно часты в их позднюю пору и в эпоху Возрождения. За цветущий период итальянского искусства не найдется почти ни одного живописца, который не брал бы Р. хотя бы однажды, а не то и несколько раз, темою для своих произведений; нередко трактовали этот сюжет и скульпторы. Самое знаменитое из пластических его изображений — юношеское создание Микеланджело, мраморная группа Богоматери с телом Христа на коленях, украшающая собою алтарь одной из капелл в Петровском соборе в Риме.

Pincius mons

— самый северный холм в Риме, присоединенный к городу лишь при Аврелиане; раньше назывался Collis hortorum, так как там помещались сады и виллы Помпея, Лукулла, Саллюстия и др. Позже там находился Palatium Pincianum, в котором жил Велизарий во время осады Рима готами. В настоящее время Монте Пинчио — излюбленное место прогулки римлян, богато украшенное статуями, бюстами и др.; там же знаменитые виллы Медичи (Ассаdemia di Francia) и Боргезе.

Pizzicato

— игра на струнных смычковых инструментах с помощью задевания их пальцем, преимущественно указательным. Pizzicato может исполняться в умеренно медленном и скором темпе; при очень быстром движении исполнение затруднительно.

Placabile

placidamente, placidum — музыкальные термины, требующие исполнения тихого, спокойного.

Plaque

— ровный, одновременный удар всех нот аккорда (accord plaqu é); прием противоположный arpeggio (см.).

Platypsylla castoris

— паразитическое насекомое, первоначально (Ritsema) отнесенное к отряду блох (Aphaniptera; см.), а затем (Westwood) выделенное в особый отряд насекомых Achreioptera, в настоящее же время всеми исследователями относится к отряду жесткокрылых, или жуков (Coleoptera; см.), кроме Kolbe, который считает ее принадлежащей к пухоедам (Mallophaga). Отличительные признаки взрослой Р.: тело сильно сплющенное в спинно-брюшном направлении, длиною до 4 мм; сяжки неправильной формы, 3-члениковые (3-й членик с 8 насечками, как у блох); глаз нет; задний край головы зазубрен; ноги широкие и плоские; лапки 5-члениковые; цвет грязновато-желтый; надкрылья усеченные, на задних концах укороченные. Личинка, в общем, похожа на личинок мертвоедов, продолговатая, белая, безглазая, покрытая щетинками и волосками, брюшных члеников 9; дыхалец 9 пар. И жук, и личинка живут паразитически на коже американского и европейского бобров (Castor canadensis и fiber). Яйца откладываются прямо на кожу среди густых волосков подшерстка. Р. была найдена в Аляске, Колорадо, Техасе, Небраске, на Роне и Эльбе.

Г. Я.

Pluteus

— подвижной щит, употреблявшийся при осаде. П. имел полукруглое основание и был покрыт по бокам кожей; двигался он на трех колесах, из которых одно было прикреплено к передней части полукруглого основания, а два другие — по краям диаметра. Кроме того, были неподвижные П. — род брустверов из досок или прутьев, покрывавшихся кожей. Такие П. ставились или на кораблях для защиты сражавшихся, или в ярусах осадных башен.

Н. О.

Pochette

(ит. poccetta) — уменьшенная карманная скрипка, употреблявшаяся в прошлом столетии учителями танцев во время уроков. Вследствие малых размеров Р. носили в кармане. Строй Р. квартой выше обыкновенной скрипки, т. е. до, соль (1-я октава), ре, ля (2-я октава).

Poco

или un poco (итал. немного, мало) — слово, приставляемое к разным музыкальным терминам для некоторого уменьшения их значения, напр. un poco agitato — немного волнуясь, немного ускоряя движение, poco meno — немного менее движения. Poco pui — немного более, напр. poco pui lento — немного медленнее, poco pui mosso — немного скорее.

Poco a poco

(сокращ. p. a p.) — мало-помалу; ставится перед музыкальным термином, когда последний надо применить не сразу, а постепенно: напр. р. а р. accelerando — мало-помалу ускоряя.

Poi

(итал.) — потом; напр. poi segue la codo — потом следует кода, poi a poi — то же, что росо а росо, т. е. мало-помалу.

Point

(пуант, франц. точка — punct, P. d'orgue) — у французов обозначает органный пункт, а также фермату и каденцию. Р. final — заключительная фермата или каденция.

Point d'argent, point de Suisses

("денег нет — швейцарцев нет") — поговорка, образовавшаяся в то время, когда в европейских наемных войсках часто встречались отряды швейцарцев.

Porcelli testamentum

(завещание поросенка) — анонимное древнеримское произведение в прозаической форме. Роrсеlli testamentum — не лишенная остроумия пародия на юридические формулы завещания. Оно относится к III или IV вв. по Р. Хр. и написано от лица поросенка Марка Грунния Корокотты (имя звукоподражательное), который, предвидя неминуемую смерть от руки повара, счел нужным распорядиться своим имуществом. В завещании не указывается никакого определенного наследника, что лишает его всякой юридической силы. Язык произведения указывает, что оно вышло из народа. Блаженный Иероннм передает, что Р. test. с большим увлечением декламировалось мальчиками в школах его времени. Лучшая рукопись — парижская № 3088 (IX в.). Издания: M. Haupt, в "Opuscula" (т. II, Лпц. 1876), и Fr. B ü cheler (вместе с Петронием, 1895).

Portamento

— музыкальный термин, требующий гладкого, непрерывного. незаметного перехода от одной ноты к другой (то же, что legato); специально этим словом принято характеризовать переход от одной ноты к другой с довольно ощутительным хроматическим переливом голоса.

Possessio juris

или juris quasi possessio. — Для беспрепятственного фактического осуществления прав в чужой вещи и некоторых обязательственных, дающих власть над вещами, столь же необходима владельческая защита, как и для беспрепятственного фактического осуществления собственности, с которой по преимуществу связывается институт владения (см.). Рядом с защитой владения вещами римляне допускали, поэтому, защиту, путем владельческпх интердиктов, некоторых видов сервитутов, а позднее — эмфитевзиса и суперфициэса (см.). Средневековое западное право не только в значительной степени расширило случаи такой защиты прав в чужой вещи, в то время весьма разнообразных, но и допускало ее для прав публичных, обязательственных и даже семейных. Лица, осуществлявшие в течение более или менее продолжительного времени (а не единовременно или случайно) известные правомочия, которые входят обыкновенно в состав тех или иных прав, получали защиту в силу самого факта этого осуществления, независимо от правовых его оснований, впредь до решения вопроса о праве. По каноническому праву таковы были, напр., лица, права которых вытекали из занятия тех или иных церковных должностей, по германскому праву — те, которые пользовались услугами, оброками и всякими иными платежами со стороны обязанных или фактически признававших себя обязанными лиц. Возможна была также владельческая защита прав, вытекающих из брака и законного рождения, до момента разрешения возникшего о них спора, п т. д. Рецепция римского права не содействовала уменьшению круга прав, подлежавших владельческой зашите; после нее она была распространена еще на нкоторые сословные права. Из новых законодательств французское уравнивает владение правами с владением вещами ("la possession est la d étention ou la jouissance d'une chose ou d'un droit que noas tenons ou que nous exerç ons"). Однако, хотя закон упоминает о владении семейными правами (art. 322 и 323), практика допускает только защиту владения правами в чужой вещи, а отнюдь не личными или обязательственными. В герман. литературе со времени Савиньи установилась тенденция к возможному сокращению размеров Р. juris. Признав юридическое владение за целым рядом обладателей прав в чужой вещи, а также и прав обязательственных, связанных с обладанием вещами (наниматель, ссудо-и поклажеприниматель и т. д.), общегерманское гражданское уложение исключило возможность владения другими правами, считая очень опасным заставлять, напр., лицо, платившее другому те или другие суммы по оказавшемуся сомнительным основанию, продолжать платеж их до выяснения спора. Юридическая конструкция Р. juris спорна. Считая владение выражением фактической власти над вещью, многие юристы считают абсурдом владение правами, при котором нет фактической власти над вещью, а есть лишь идеальное притязание на обладание через посредство третьего лица. Признавая потребность владельческой защиты прав в чужой вещи по примеру римского права, они называют ее, поэтому, не Р. juris, а отношением, подобным Р. juris (juris quasi P.). Если рассматривать, однако, владение не как фактическую власть над вещью, а лишь как внешнее выражение ("видимость, реальность") тех или иных прав на вещи (теория Иеринга), то владение правами (напр., фактическое выражение сервитутного права на дорогу, права пользования нанятой вещью) вполне допустимо. Не всякое фактическое отношение к вещи защищается при Р. juris, а лишь такое, которое в своем проявлении соответствует какому-нибудь признанному законом праву. Если один сосед долго допускал кур другого соседа гулять по его двору или полю, а затем прекратил им доступ туда, то владелец кур не может предъявить владельческого иска на защиту установленной, в силу пользования землей соседа, фактической власти над ней. Наоборот, если один сосед долгое время пользуется дорогой или водопоем соседа таким же образом, как пользуется ими сервитутный владелец, то воспрепятствование дальнейшего пользования может быть устранено посессорным иском. Во владельце того или иного права всегда предполагается действительный обладатель права определенным образом квалифицированного, как во владельце вещи предполагается всегда собственник. Отсюда основание защиты Р. juris и ее допустимость в современном праве. Русские гражданские законы не знают понятия Р. juris. Пункт 5 ст. 29 уст. гражд. суд. предоставил решению мировых судей, вместе с исками о владении, и иски о праве участия частного. Судебная практика не допускает, однако, владельческой защиты связанных с этим правом отношений; сенат в ряде решений разъяснил, что этот пункт говорит не о владельческих. а о петиторных исках. По ограниченности своей этот пункт, и в случае допущения посессорной защиты, далеко не обнял бы всех случаев, где она была бы желательна. Литература — см. Владение

В. Н.

Possessor honae fidei

— см. Добросовестность.

Post hос, ergo propter hoc

(лат. "после этого, следовательно вследствие этого") — формула неправильного умозаключения, принимающего смежность по времени за причинную связь.

Pour le merite

(за заслуги) — прусский орден за военные и гражданские заслуги. Учрежденный в 1667 г. принцем Фридрихом орден "Pour la g énérosité " был переименован в 1740 г. в орден "Pour le m é rite". Сначала он жаловался военным и гражданским лицам, впоследствии только гражданским, а с 1810 г. — исключительно за заслуги на поле сражения. Король Фридрих-Вильгельм IV установил особый класс ордена за заслуги в области наук и искусств. Военный знак ордена жалуется с орлом или без него, с дубовыми листьями или без них; это — золотой восьмиконечный крест с надписью: "pour le m é rite". Гражданский знак ордена состоит из четырех инициалов Фридриха II, под короной, на круглом золотом щите с прусским орлом. В 1871 г. был установлен для кронпринца Фридриха-Вильгельма и принца Фридриха-Карла большой крест военного ордена, с четырехконечной золотой звездой. Ср. табл. II к ст. Орден (№№ 68 и 69).

Praeiudicium

— в римском судопроизводстве мнение, которое, раз будучи установлено, делается для судей на будущее время прецедентом (exemplum) во всех подобных случаях. По Квинтилиану, слово P. означает еще предварительное расследование или решение спорного вопроса (согласно этимологическому значению слова). В этом последнем случае P. — то же, что actio или formula praeuidicialis, т. е. такая гражданская процедура, целью которой было только установить наличность предусмотренных законом правовых отношений или факт, имеющий с точки зрения закона важность; судья, не осуждая и не оправдывая, просто давал свое заключение по делу, in quo iure sit res aut persona. Ha этом решении судьи, как на базисе, шла дальнейшая тяжба. К вопросам, которые затрагивались в P., относились, например, следующие: свободен или нет такой-то человек, вольноотпущенный или нет, законный сын или нет и т. п. Происхождение большинства praeiudicium (по Юстиниану) связано с практикой преторов; лишь немногие вначале относились к сфере гражданского закона.

Н. О.

Pramxa

— небольшое морское ракообразное из равноногих (Isopoda). Самки и личинки живут паразитически на рыбах, а самцы свободно. Синоним Anceus. Водится у берегов Европы.

Precipitando

(precipitato, ит. спеша) — музыкальный термин, требующий спешного исполнения. Precipitatissimo (precipitosissimo) — требует весьма стремительного исполнения.

Precisione

(точность, con precisione) — музыкальный термин, требующий, чтобы место с этим термином было исполнено с точностью в смысле выражения и движения.

Pregando

(умоляя, прося) — термин, употребляемый преимущественно в вокальной музыке и требующий соответствующего ему оттенка в выражении.

Preghiera

— молитва, духовная песнь движения протяжного, характера религиозного. Это название часто применяется в операх к нумерам религиозного содержания (напр. знаменитая Preghiera в опере Россини "Моисей").

Presidios

— испанские владения на африканском берегу Гибралтарского пролива, прежние места ссылки для преступников из Испании. В настоящее время состоят из ряда небольших, частью укрепленных поселений, из которых более значительное — гор. Сеута (Ceuta; см.). Общая площадь Р. 35 кв. км.; жителей в1900 г. было 10412, не считая Сеуты (12 тыс.), которая в административном отношении принадлежит к провинции Кадикс. Р. причисляются не к колониям, а к коренным владениям (к метрополии) Испании.

Pressante

— музыкальный термин, требующий спешного, торопливого исполнения.

Presto

(итал. быстро) — музыкальный термин, требующий живого, быстрого исполнения. P. — одна из высших степеней быстрого движения. Еще более быстрого движения требует только prestamente, prestezza, prestissimo или P. assai и P. pi ù que Prestissimo.

Н. С.

Priapea

— сборник анонимных стихотворений в честь Приапа (см. Приапическая поэзия); встречается уже у греков; составлением подобных стихотворений занимался поэт александрийского периода Эвфорион. У римлян эта поэзия первоначально была эпиграфической; пикантные стихи на Приапа писались на стенах его часовен. Впоследствии P. заняли место и в литературе. До нас дошел сборник подобных стихотворений, числом 80, написанных 3 метрами: гендекасиллабами (38), дистихами (34) и холиамбами (8). Сборник этот, составленный из произведений разных авторов, возник в Августовскую или несколько более позднюю эпоху. Выбор тем в эпиграммах сборника очень ограничена; по большей части они имеют своим предметом символ Приапа и связанное с ним непристойное наказание воров. Немногие стихотворения содержат мифологические намеки; № 68 толкует с обсценной точки зрения некоторые термины Гомера; в иных эпиграммах заметно влияние порнографической литературы; № 24 взят из греческой антологии. Лучшая рукопись — Лавренцианская (33, 31; XV столетие). Изданы P., между прочим, Л. Миллером (вместе с Катуллом, Лейпциг, 1870) и Фр. Бюхелером (вместе с Петронием, Берлин, 1895). Удачное разъяснение многих эпиграмм дано Бюхелером в "Rheinisches Museum", т. XVIII.

А. М—н.

Primum mobile

— последняя (одиннадцатая) сфера в системе мира Птолемея, расположенная по ту сторону сферы неподвижных звезд и сообщавшая движение всем остальным сферам (см. Система мира).

Principale

— первенствующий голос в пьесе.

Principalmente

(в особенности, главным образом) — слово, присоединяемое для придания особого значения при исполнении: например fortissimo principalmente il basso, т. е. исполнять очень сильно преимущественно бас.

Pro domo (sua)

— "за свой (собственный) дом" в смысле "в защиту своих личных интересов" — латинское выражение, сделавшееся ходячим благодаря речи Цицерона с этим заголовком, в которой он говорит о себе самом.

Pro ecclesia et pontifice

("за церковь и первосвященника", т. е. папу) — папский орден или памятный знак, основанный папой Львом XIII во время празднования его пятидесятилетнего юбилея в 1888 г.; представляет собой серебряный крест с закругленными концами, между которыми находятся лилии. Лента ордена — пурпурного шелка, с белой и желтой полосками по краям.

Pro et contra

(лат.) — "за и против"; это выражение означает, что приводятся доводы в защиту и в опровержение данного тезиса, в одобрение и порицание обсуждаемого факта.

Pro forma

— латинское выражение, равносильное нашему для вида, и обозначает, что что-нибудь делается только для исполнения формальности, для придания делу вида законности или приличия и т. д. В просторечии часто вместо Р. forma говорят для проформы.

Probi viri

— см. Промышленные суды.

Proconsul

или pro consule — лицо, уполномоченное вместо консула и облеченное консульской властью (imperium consulare). Когда число римских провинций превысило число преторов (см.), окончившие свои должностной год консулы стали получать по определению сената управление провинциями. С течением времени все наместники стали именоваться П., хотя бы перед тем были только преторами. Получив провинцию, П. немедленно отправлялся из Капитолия в сопровождении предоставленной ему свиты (ornatus) на место своего назначения, получая на пути от жителей все необходимое безвозмездно. Должностной год считался со времени прибытия в провинцию, откуда его предшественник обязан был удалиться по прошествии 30 дней (lex Cornelia de provinciis ornandis). В своем эдикте (edictum provinciale) П. публиковал нормы, которых намерен был держаться при судебных решениях, причем принималось во внимание и местное право, насколько оно не противоречило римскому. П. не имел права покинуть свой район ранее истечения срока и прибытия преемника, рискуя в противном случае подвергнуться обвинению в оскорблении величества народа. Явившись в Рим, П. обязан был под стенами его сложить imperium и в течение 30 дней дать отчет в своих действиях. Совершая летом походы, он посвящал зимнее время делам правосудия и делал для этого объезды (conv e ntus). По требованию П. живущие в его районе римские граждане были обязаны становиться под знамена, а провинциалы — доставлять вспомогательные отряды. П. обыкновенно смотрели на провинцию как на источник обогащения и как на поприще для легких триумфов, расходы по которым оплачивались также провинциалами. Жалобы подданных на несправедливости и вымогательства неоднократно волновали партийные страсти сената. Даже безобидный, по-видимому, обычай награждать статуями, храмами и благодарственными адресами (laud a tiones) благодушных и честных правителей давал повод к подкупам и насилиям. Замена олигархической республики принципатом в корне изменила роль П.: из неограниченных деспотов они стали покорными слугами цезарей и сената. Вследствие состоявшегося при Августе раздела провинций между ним и сенатом сенатские (мирные) провинции управлялись исключительно П., которые назначались сенатом или выбирались им по жребию (по крайней мере в первое время). Военная власть П. свелась на нет; их главная обязанность заключалась в отправлении правосудия, но и конвенты прекратились: стороны обязаны были являться для суда в главный город провинции. Контроль правительства сильно сократил злоупотребления; Нерон запретил даже благодарственные адресы провинциалов. Обыкновенно Африка и Азия поручались старшим консулярам, а в остальные сенатские провинции посылали бывших преторов, также в звании П. и с теми же инсигниями (12 ликторов и т. д.). См. Магистратура, Провинция, Консул.

А. Г—б.

Procul a Jove, procul a fulmine

("дальше от Зевса, дальше от молнии") — латинская поговорка, оправдывающая нежелание стремиться к занятию высокого, видного, но в то же время и ответственного положения; соответствует приблизительно нашей: "высокое дерево и громом бьет".

Productio suppletoria

(грамм.) — то же, что заменительное растяжение или удлинение (см.).

Pronatio

— см. Предплечье.

Prosopistoma

— род насекомых из отряда (или семейства) поденок (Ephemeridae); известны только в стадиях личинок и subimago, из которых третью стадию личинки (larve nymphale Весьера) долгое время (до 1870 г.) относили к ракообразным из отряда листоногих (Phyllopoda), так как она снабжена на спинке особым щитком (carapax), напоминающим таковой же у щитня (Apus). Живут в проточной воде быстрых рек под камнями.

Prosopistoma

Prosopistoma foliaceum. Слева — вид сверху; справа — вид снизу.

Известны всего 3 вида: Р. foliaceum (pennigerum, pisciforme s. punctifrons) из Франции, Германии и Австрии, до 5 мм длиной, красного цвета; Р. variegatum, до 9 мм, с Мадагаскара и Р. guerinei из Сенегала, до 1 мм. Ср. Vayssi ère, "Mon. zool. et anat. du g. P." ("Ann. Sc. nat." (7) IX, Zool., 1890).

Protozoa

— см. Простейшие.

Protractor

— всякий мускул, обуславливающий выдвигание какого-либо органа из тела, т. е. в дистальном направлении. Антагонистами протракторов являются ретракторы, втягивающие органы внутрь (в проксимальном направлении). Так, выдвижные хоботки животных, например, червей, выдвижные челюстные придатки членистоногих и др. части имеют часто своих протракторов и ретракторов. У амфибий и млекопитающих встречается мускул, втягивающий внутрь глазное яблоко, вследствие чего оно задергивается мигательной перепонкой. Он называется retractor bulbi и у человека встречается лишь в виде аномалии.

В. М. Ш.

Предыдущая страница Следующая страница