Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "D"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "D"

Предыдущая страница Следующая страница

D

— служит на монетах условным знаком монетных дворов: лионского — на французских до 1880 г.; аурихского — на прусских до 1848 г.; дюссельдорфского — также на прусских с 1848 по 1871 г.; мюнхенского — на германских с 1871 г. и грацского — на австрийских. Кроме того, буква "d" употребляется как сокращение английских пенсов; немецкое D в торговых счетах и как монетный знак означает германские пфенниги.

П. ф. В.

D-moll

или ре минор — минорная гамма, соответствующая мажорной гамме фа; имеет в ключе один бемоль (b, или си-бемоль); гармоническая гамма D-moll имеет еще случайный знак повышения на седьмой ступени, т. е. cis (до-диез). Ступени в восходящем и нисходящем направлении этой гаммы не меняются. Мелодическая гамма D-moll имеет в восходящем направлении повышенные ступени шестую и седьмую (h, cis или си, до-диез). При нисходящем направлении гаммы эти повышения уничтожаются бекарами. Неискусственная, или натуральная, гамма D-moll заключает в себе ступени соответствующей мажорной гаммы f-dur, но только начинается и кончается нотой d. Она называется тоже дорийской, в области церковных ладов.

Н. С.

Da Capo

(сокр. D. С.) — итальянский музыкальный термин, требующий повторения с начала части пьесы. Если эта часть не составляет начала пьесы, то место, с которого должно идти повторение, обозначают знаком Da Capo и пишут Da Саро dal segno, т. е. с начала от знака. Конец повторения обозначается словом fine. Пишут D. С. dal segno al fine или просто dal segno al fine.

Dal segno

— см. Da capo.

Darapti

— технический термин формальной логики; см. Силлогизм.

Darii

— технический термин формальной логики; см. Силлогизм.

Datisi

— искусственный термин в формальной логике; см. Силлогизм.

De mortuis nil nisi bеnе

(о мертвых ничего, кроме хорошего) — латинская поговорка, заимствованная, по всей вероятности, у Хилона спартанского: обычная фраза некрологов, когда хотят щадить память недавно умершего. Другая ее форма: de mortuis aut bene aut nihil (о покойнике — или хорошее, или ничего).

De profundis

— католическая заупокойная песнь, текстом для которой послужило начало 103-го псалма.

Decamerone

— собрание десяти музыкальных пьес в одно целое.

Declamando

— музыкальный термин, требующий в пении более речитативного исполнения, с соблюдением декламации, придерживаясь разговорного характера передачи.

Decrescendo

или dec. — музыкальный термин, требующий постепенного ослабления звука. Слово D. заменяется иногда знаком Decrescendo, если музыкальная фраза слишком продолжительна

Н. С.

Decumana

(подраз. porta) — так назывались ворота в римском лагере (см. Лагерь).

Defensor fidei

(лат. — защитник веры) — титул английских королей, полученный Генрихом VIII от папы Льва Х за сочинение против Лютера, в котором он защищал папскую власть, индульгенции, отпущение грехов и семь таинств.

Deficiendo

— музыкальный термин, означающий уменьшение силы тона и быстроты движения.

Dei gratia

(Божией милостью) — выражение, прибавляемое к титулам государей и сопровождающее их имя на монете. Уже на соборе в Эфесе 431 г. епископы употребили это выражение; позднее аббаты, аббатисы, даже монахи и капелланы применяли его в своих посланиях. Папы к "D. gratia" прибавляли "servus servorum" или писали: "Dei et ecclesiae gratia". В XIII в., когда папы стали величаться памятниками Христа на земле, высшее духовенство стало писать: "Dei et apostolicae sedis gratia" (по милости Бога и апостольского престола) — выражение, употребляемое католическими епископами и поныне. Из светских государей первый стал употреблять это выражение Пипин Короткий; от него оно перешло к франкским королям и другим христианским государям (см. Божией милостью).

Del credere

— см. Комиссионные сделки.

Delirium tremens

(делириум тременс) — белая горячка (см.).

Delizia

— музыкальный термин, требующий нежного, приятного исполнения.

Demanche

— значит выводить руку при игре на фортепиано из натурального положения — перебрасывать ее; при игре на скрипке и других струнных инструментах этот термин обозначает перемену позиции.

Demonstratio

— см. Доказательства вообще.

Des

(ре-бемоль) — первая ступень (тоника) в диатонических гаммах Des-dur, Des-moll; вторая ступень ces-dur и малоупотребительной ces-moll; третья ступень в гамме b-moll; четвертая ступень (субдоминанта) в гаммах as-dur, as-moll; пятая ступень (доминанта) в гаммах ges-dur и малоупотребительной ges-moll; шестая ступень в малоупотребительной гамме fes-dur; седьмая ступень в малоупотребительных гаммах eses-dur и eses-moll. Д. энгармоничен с нотой cis.

H. С.

Destra mano

— требует в музыке исполнения правой рукой.

Detache

— см. Стаккато.

Deus ex machina

(лат.) — часто употребляемое, в ироническом смысле, выражение, означающее неожиданную, не вытекающую из хода событий развязку в драме, романе и обыденной жизни. В дословном переводе D. ex machina значит "бог с машины" и ведет свое происхождение от театра древних, где катастрофа часто благополучно предупреждалась внезапно появившимся (посредством машины) божеством; таково, например, появление Геракла в "Филоктете", Дианы в "Ифигении" и т. п. Еще недавно развязка посредством неожиданного появления нового лица (например, Стародум в "Недоросле" Фонвизина) встречалась очень часто, встречается иногда и в современных пьесах. Излюбленными D. ex machina являлись одно время богатые дядюшки, особенно американские.

Diaphonia

— греческий музыкальный термин для обозначения диссонанса, в противоположность symphonia (консонанс), или (в начале средних веков IX—XII вв.) для определения двух голосов расходящихся или сходящихся (от примы в кварту, квинту, октаву и обратно).

Dielasma

(elongata) — ископаемое плеченогое брахиоподовых известняков в верхнем ярусе пермской системы (см.) Европейской России.

Diem perdidi

(лат.) — т. е. и день потерял; по Светонию — восклицание римского императора Тита, вспомнившего однажды вечером, что он в этот день еще никому не оказал милости.

Dies irae

(день гнева) — начальные слова знаменитого католического гимна. Автором его был францисканский монах Томассо из Челано († в 1255 г.). Известный первое время лишь на Рейне, гимн был принят церковью в 1385 г. и, обработанный литературно Ф. фон Гёммерлином, включен в богослужебный круг на Тридентском соборе 1545 г. В XVII в. Д. окончательно занял в заупокойной литургии второе место. Замечательный по содержанию, гимн привлекал внимание поэтов-католиков, особенно в Германии, и потому существует множество переводов его на европейские языки.

Dieu et mon droit

("Бог и мое право") — государственный английский (и великобританский) девиз (см.).

Dieu le volt

("Так хочет Бог") — боевой клич Готфрида Бульонского (см. Готфрид Бульонский и Клич).

Dimaris

— искусственный термин в формальной логике; см. Силлогизм.

Diminuendo

— музыкальный термин, требующий постепенного уменьшения, ослабления звука. Если Д. нужно производиться на большом пространстве, то продолжение его действия обозначается точками. Обозначение Д. заменяется тоже знаком Diminuendo, поставленным над нотами. Д. и decrescendo имеют одинаковое значение.

Н. С.

Diminuzione

— уменьшение темы, преимущественно в полифоническом сочинении, т. е. превращение всех нот темы в ноты вдвое меньшей длительности. Обратный прием есть увеличение темы (augmentatio), при кот. ноты получают вдвое большую длительность.

Diramis

— искусственный термин в формальной логике; см. Силлогизм.

Diurna

(acta) или, полнее, diurna populi Romani (употреблялись также выражения: diurna urbis, acta populi diurna, acta urbis или urbana или, наконец, и всего чаще — просто acta). — Так называлась в древнем Риме ежедневная газета (см. Газета), ежедневный листок, денник, римские ведомости и это древнеримское название перешло и к новым народам для обозначения ежедневных и даже вообще периодических изданий (journal, journaux = diurnal, diurnaux, от diur = dies, день; giornale, diario, журнал). Основание такого ежедневного издания, по указанию Светония, принадлежит Юлию Цезарю, в год его первого консульства, т. е. 59 до Р. Х. Издание для публики сенатских актов, или ведомостей, куда входили делавшиеся сенату предложения, происходившие по ним прения, донесения полководцев и наместников, послания правителей иностранных государств, решения и ответы сената, было прекращено еще при Августе, но обнародование хроники ежедневной римской жизни продолжалось и позже и прекратилось, быть может, только с перенесением столицы в Константинополь. Последнее дошедшее до нас указание на это издание относится ко времени имп. Проба, т. е. к последней четверти III столетия по Р. Х. Из сохранившихся довольно многочисленных указаний на Acta D. римского народа видно, что содержанием они подходили к газетам нового времени. Здесь помещались события в жизни выдающихся в государстве лиц, а во время империи — и всех лиц, принадлежавших к императорскому семейству (их рождение, общественные и государственные отличия, смерть, похороны и т. п.); государственные дела в строгом смысле слова (императорские повеления, сенатские постановления и прения, насколько обнародование их было допускаемо, распоряжения разных властей); судебные процессы и вообще хроника городской римской жизни (интересные случаи всякого рода: постройка, переделка или разрушение публичных зданий, события в жизни знатных домов, пожары, необычайные явления природы и даже городские слухи). Полной свободой этот орган древнеримской жизни не мог пользоваться в период империи. Находясь под непосредственным влиянием правительства, он нередко служил его политическим целям, но вместе с тем содержал в себе массу известий и потому читался с жадностью не только в Риме, но и в провинциях. Из Тацита (Ann. XVI, 22) мы знаем, что обвинитель знаменитого своей оппозицией Нерону сенатора и философа Пета Тразеи, между прочим, говорил: "Ежедневная римская газета читается по провинциям и по войскам с большим рвением, чтобы знать, чего Тразея не сделал".

Ср. Le Clerc, "Des journaux chez les Romains" (Пар., 1838); Lieberkühn, "De diurnis Romanorum actis" (Вейм., 1840); A. Schmidt, "Das Zeitungswesen der alten Römer" (в "Zeitschrift f. Geschichtswissenschaft", 1844); Zell, "Ueber die Zeitungen der alten Römer" (в его "Ferienschriften", Гейдельб., 1847); Hübner, "De Senatus populique Romani actis" (Лпц., 1860 — главное исследование).

В. Модестов.

Diva, divus

— эпитеты римских императоров и императриц, встречающиеся на римских императорских монетах. Они означают, что монеты отчеканены после смерти данного лица, причисленного, по кончине, к числу богов (см. Римские монеты).

Divide et impera

(лат.; т. е. разделяй и властвуй) — политический принцип, к которому часто прибегают правительства государств, состоящих из разнородных элементов. Этот принцип применялся еще римским сенатом, а в новейшее время им часто пользовалась Австрия.

Do, ut desиDo, ut facias

— "я даю с тем, чтобы и ты дал" или "чтобы ты (для меня что-нибудь) сделал". В римском праве оба условия относятся к так назыв. contractus innominati. В последнее время Do, ut des возводится в политический принцип (Бисмарк).

Dolce

итал. (сокращ. dol.) — музыкальный термин, требующий исполнения мягкого, приятного, плавного, нежного. Doicissimo — требует этих качеств в еще большей степени.

Dolentissimo

(итал.) — музыкальный термин, при котором исполнение должно быть как можно печальнее, при медленном движении. Dolente, dolentemente — музыкальный термин, требующий жалобного, плачевного оттенка в исполнении.

Н. С.

Dolore

(итал. — печаль), con dolore, dolorosamente, doloroso — музыкальные термины, требующие выражения тоски, печали при исполнении.

Doppel

— двойной (нем). Doppelchor — двойной хор, музыкальное сочинение, при котором исполнители делятся на две группы, поющие то поочередно, то вместе. D.-Fagott или контрафагот — духовой деревянный инструмент, которого объем октавой ниже обыкновенного фагота. D.-Fl ö te — двойная флейта — инструмент, бывший в употреблении у греков и римлян при представлениях, богослужениях, свадьбах, похоронах. D.-Flü gel — двойной рояль, в котором соединены две струнные системы и две клавиатуры; был довольно известен во второй половине XVIII ст. D.-Gelge, то же что Viola d'amor, — скрипка с двумя рядами струн. Doppel-Sonate — двойная соната, написанная для двух самостоятельно третированных инструментов. D.-Zunge — двойной удар языка на духовых инструментах, преимущественно на флейте и трубе. При этом ударе быстро повторяется та же нота (см. Двойной, X, 193).

H. С.

Doppelschlag

— см. Группетто.

Doppio

doppia (итал. двойной, двойная) — музыкальный термин. D. tempo или movimento обозначает исполнение нот известной длительности со скоростью вдвое большею, чем они имели ранее в пьесе. D. concerto — двойной концерт, т. е. для двух инструментов с аккомпанементом. D. pedale — двойная педаль, при игре на органе обозначает удвоение педальных звуков, в гармонии — два выдерживаемых басовых звука тоники, а над ней доминанты того лада, в котором написана педаль.

Н. С.

Dottore

(по-итал. доктор) — характерный тип итальянской комедии с XII в. Д. — ученый педант, носит одежду доктора болонской академии и говорит на болонском наречии. На нем маска с черным носом и красными бакенбардами; часто очки. Его называют и Gratiano.

Double corde

— музыкальное техническое выражение, означающее игру двойными нотами на смычковых инструментах.

Doubles

— музыкальное обозначение повторения какой-либо части старинной сюиты в несколько измененном виде (с украшениями, оживлением фигурационного движения и т. д.). Такт, гармония, строй темы при этом не менялись; иногда только вместо минора употребляли мажор и наоборот. В общем несколько таких "Doubles" соответствуют теперешним "вариациям".

Drama per musica

— вокально-сценическое музыкальное произведение, получившее свое начало от мистерий. Начало светской Д. относится к концу XVI столетия; она развилась во Флоренции среди музыкантов Винченцо Галилея, Джулио Каччини, Якова Пери, собиравшихся сперва у графа Барди, а затем у Джованни Корси. Отличительная черта светской Д. заключалась в стремлении к одноголосию и к речитативному пению. Первая D., "Дафне", написана Пери на текст Ринуччини в 1594 г. При Монтеверде D. получила большее развитие. D. стала называться "оперой" в половине XVII ст., когда сценические представления из дворца перешли в театр. Позднее opera-seria называлась D. lirica, D. per music a, в отличие от комической оперы, — opera-buffa. В позднейшее время Вагнер стал называть свои оперы музыкальными драмами.

Н. С.

Dreher

— немецкий национальный танец в ⅜ или ¾, веселого характера; напоминает вальс, но исполняется немного медленнее. Пишется в двухколенном складе, реже в трехколенном; называется тоже L änd ler, т. е. сельский танец.

Н. С.

Dritta

то же Destra — правая рука; обозначение, ставящееся в нотах, когда требуется исполнение правой рукой.

Due

— два; в оркестровой партитуре надпись "a due" обозначает исполнение музыкальной фразы двумя одинаковыми инструментами в унисон.

Due volte

— вторичное исполнение, то же, что bis.

Предыдущая страница Следующая страница