Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Ш" (часть 2, Шаз - Шал)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Ш" (часть 2, Шаз - Шал)

Предыдущая страница Следующая страница

Шазе

(André-Réné-Polydor Alissant de Chazet) — французский писатель (1775-1844). Наиболее тяжелые годы революции Ш. провел за границей. Вернувшись во Францию, он с трудом спасся от ссылки во время 18 фрюктидора, вследствие своего крайнего роялизма. Во время владычества Наполеона Ш. старался льстить императору. После реставрации Бурбонов он сделался одним из редакторов журнала "Quotidienne" и в награду за свою преданность Бурбонам получил синекуру — должность библиотекаря в Версальском и Трианонском дворцах. Ш. писал куплеты, песенки, романсы и был постоянным поставщиком драматических произведений для театров Louvois, Variétés и Vaudeville. Ему принадлежат более 150 пьес, из которых большая часть написана в сотрудничестве с другими писателями. Главные его сочинения: "Il faut un état, ou la revue de l'an VI" (1798); "Champagnac et Suzette" (1800); "Les Russes en Pologne" (1812); "Les trois journées" (1812-18); "Eloge de P. Corneille" (1808); "Eloge historique du duc de Berri" (1820); "Louis XVIII ou récit exact et authentique de ce qui s'est passé aux Tuileries les 13, 14, 15 et 16 sept. 1824" (1824) etc. Кроме того, Ш. написал обширную автобиографию, под заглавием "Mémoires, souvenirs, oeuvres et portraits" (1837).

Шазо, Жан Франсуа Симон

(Chazaud, 1743-†) — французский государственный деятель, член законодательного собрания и конвента. Вотировал за казнь короля. Представил проект поземельного налога, оставшийся без последствий. Во время империи был главным сборщиком податей.

Шазо, Луи

(Chasot или Chazot de Nantigny, 1692-1755) — французский генерал и писатель. Его главные труды: "Tablettes géographiques" (Париж, 1725); "Généalogies historiques des anciens patriarches, rois, empereurs et de toutes les maisons souveraines" (1736-1738); "Tablettes historiques, généalogiques et chronologiques" (1749-1757).

Шазо, Марсиаль Альфонс

(Chazaud, 1827-1880) — французский историк. Его главные труды: "Fragments du cartulaire de la Chapelle-Aude" (Мулен, 1860); "Etude sur la chronologie des sires de Bourbon" (Мулен, 1865); "La Chronique du bon duc Loys de Bourbon" (Париж, 1876); "Les Enseignements d'Anne de France, duchesse de Bourbonnais et d'Auvergne à sa fille Suzanne de Bourbon" (1878).

Шаиняну

(Лазарь Saineanu) — румынский лингвист и этнограф, из еврейской семьи. Род. в 1859 г.; живет в Париже. Из трудов Ш. известны исследования о турецких элементах в рум. яз. (1885), "Incercare asupra semasiologie ĭ limbeĭ româ ne" (1887), несколько словарей, грамматик и хрестоматий по новейшей литературе, "Istoria filologie ĭ româ ne" (1892 и 95), "Basmele rom âne" (1895), "Studii folklorice" (1896), "Influen ţ a oriental ă asupra limbeĭ ş i cultureĭ româ ne" (1900). Ш. принадлежит к неолингвистической школе.

Шайба

— круглая металлическая или кожаная подкладка под гайки, шляпки винтов, между чеками и ступицами колес или подшипниками и т. п. Служит для уничтожения стирания этих частей или ради более плотного их прилегания. К Ш. колес артиллерийских орудий приделываются крючки для надевания на них петель лямок.

Шайбле

(Карл Генрих Schaible) — германский революционер и писатель (1824-1899). Был студентом медицинского факультета в Гейдельберге, когда началась революция 1848 г. В 1849 г. он принял участие в баденском восстании: после его подавления успел бежать; кончил курс в Париже, затем занялся медицинской практикой в Лондоне, где сблизился с эмигрантами — Мадзини и др. Не чувствуя призвания к медицине, он променял ее на частные уроки, потом на профессуру в военной академии в Вульвиче и место экзаменатора в лондонском университете. Одно время был частным секретарем и библиотекарем королевы Виктории. В 1861 г. амнистия дала ему возможность вернуться на родину, но он переселился в Германию только в 1885 г. Главные его труды: "Gesundheitsdienst in Krieg und Frieden" (Вена, 1868); "Ueber die Todes— und Freiheitstrafe" (Б., 1869); "Selbsthilfe auf dem Schlachtfelde" (Б., 1870); "Gesch. der Deutschen in England bis zum Ende des XVIII Jahrh." (Страсбург, 1885); "Shakespeare der Autor seiner Dramen" (Гейдельберг, 1889); "Die Juden in England" (Карлсруэ, 1890); "Deutschland vor hundert Jahren. Einnahme von Mainz im J. 1792" (ib., 1892); "Die höhere Frauenbildung in Grossbritannien" (ib., 1894); "Die Frau im Altertum" (ib., 1898); "Sieben und dreissig Jahre aus dem Leben eines Exilierten" (ib., 1895). Последний имеет наибольшее значение, как очень интересные мемуары.

В. В - в.

Шайбья

(санскрит. Çâibyâ = из рода Çibi = Шиби) — в индийской позднейшей мифологии имя добродетельной жены царя Шатадхану (см.).

Шайва

(санскрит. ед. ч. Çâiva-s, мн. ч. Çâivâs) — туземное индийское имя поклонников бога Шивы или так называемых шиваитов (см.).

Шайва-даршана

(санскрит. Çâiva-darçana = шиваитское учение, теория, система) — название одной из шиваитских сект в Индии, по учению которой человеку принадлежит свободная инициатива в деле спасения собственной души (другие секты, например Пашупата, полагают, что спасение или гибель человеческой души предопределены свыше и человек бессилен повлиять на высшие решения).

С. Б - ч.

Шайва-пурана

— одна из главных 18 пуран (см.), принадлежащая к разряду "мрачных" или "темных" пуран и занимающая в нем четвертое место. В некоторых списках она опускается и заменяется Ваю-пураной. В Ш.-пуране заключаются генеалогии патриархов, описание вселенной и события первых шести манвантар (баснословных мировых периодов, по 4320000 лет в каждом), вперемежку с легендами и молитвами в честь Шивы. Здесь же ряд легенд о некоторых из наиболее знаменитых рши (мудрецов), которые принимали участие в разделении вед.

С. Б-ч.

Шайдуров

(Иван Акимович) — "мастер" церковного пения в конце XVII в., новгородский уроженец, ученик одной из певческих школ, получивших в России повсеместное распространение благодаря заботам Стоглавого собора. Ш. составил "Сказание о подметках, еже пишутся в пении над знаменем". Он содействовал улучшению нотации, ввел окраску некоторых знаков киноварью (киноварные пометы) и тем облегчил исполнение знамен.

Н. С.

Шайка

(юрид.) — см. Соучастие в преступном деянии.

Шаймурзин Старый

— село Симбирской губернии и уезда. Жителей более 3 тыс. (татары); 3 мечети, 3 школы, лавки и поташные заводы. Торговый пункт.

Шайноха

(Карл, 1818-1868) — знаменитый польский историк. Отец его, чех по происхождению (Scheinoha Wtellensky), женился, служа в Галиции в качестве австрийского чиновника, на польке, горячей патриотке, и воспитывал своих детей в польском духе. Будущий историк еще в гимназии пытался образовать среди своих товарищей кружок для изучения древностей Галиции. Вскоре после того он был подвергнут тюремному заключению за стихотворение революционно-патриотического содержания. Сырая и темная тюрьма и дурное содержание расстроили здоровье юноши: он перенес цингу, ревматизм и начал страдать глазами. Однако испытания эти закалили его волю и образовали его характер. В заключении, продолжавшемся с лишком полтора года, он изучил французский и английский языки. Ему, как политическому преступнику, дорога в высшие учебные заведения была закрыта; он принужден был идти путем самообразования, зарабатывая скудные средства к существованию частными уроками и статьями в львовских журналах. Он начал свою литературную деятельность со стихотворений, повестей и драматических произведений, обративших на себя внимание критики; но вскоре он убедился, что призвание его — история. Первый опыт его на этом поприще обнаружил в нем блестящий талант историка. Ш. первый ввел в польскую литературу особую форму исторического повествования — небольшой художественный рассказ (essai, essay, szkic), созданный знаменитыми историками запада (Тьерри, Маколеем и др.). Такой характер носят и большие труды Ш.: "Jadwiga i Jagiello", "Dwa lata dzièjów naszych" (1846, 1848). Историк прекрасно воссоздает образы исторических деятелей, с замечательным пониманием духа изображаемой эпохи, развертывает перед нами картины прошлой жизни. Сочинения Ш. не свободны от фактических погрешностей и ввиду новых исторических исследований уже несколько устарели, но как общее изображение эпохи сохраняют громадную ценность и теперь. Работа над рукописными материалами все более и более притупляла зрение историка: в 1858 г. он ослеп, но все-таки продолжал работать, пользуясь помощью своей жены и чтецов.

См. "Dzieła Karola Szajnochy" (Варшава, 1876-78, в 10 том.) и "Pisma Karola Szajnochy" (Краков, 1887, 2 т.: сочинения, не вошедшие в варшавское издание). Подробная биография Ш., составленная К. Кантецким, приложена к Х т. варшавского издания его сочинений. См. еще В. Kalicki, "K. Szajnocha" ("Przegl. polski", Краков, 1868-69); "Najnowsze sąd o K. Szajnoche" (Львов, 1879).

В. Новодворский.

Шайо

иначе Шаёв (мадьяр. Sajó — произносится шайо, словацк. Šajov, чешск. Slaná, нем. Saj o) — правый приток реки Тисы в Венгрии, берет начало в Гёмёрском комитате, западнее Добшина, соединяется с Римой и принимает в себя Бодру и Гернад; длина течения 170 км. В 1241 г. на этой реке произошло сражение мадьяр с татарами под начальством Бату-Хана.

Шайри

шэир (тат.) — арабское слово, означающее меру веса. В Эчмиадзинском и Сурмалинском уездах Ш. составляет 1/46 часть танаба (меры поверхности), который равняется от 1936 до 2880 кв. саженей.

Шайское

— пресноводное озеро Архангельской губернии, Пинежского уезда. Длина озера 24 версты, ширина в южном конце — 10 верст, в северном — до 2-3 верст. Восточный берег озера изрезан небольшими заливами. Озеро окружено болотистыми лесами, берега его совершенно пустынны. Из южного конца озера вытекает протока, впадающая справа в реку Пукшенгу, приток Сев. Двины. Площадь озера 140 кв. верст.

Шайтанов

(Николай Феодорович) — врач-писатель; окончил курс в московском университете в 1841 г., был врачом в различных городах и учреждениях и, получив в спб. медико-хирургической академии степень доктора медицины за диссертацию "О действии колхицина на животный организм" (СПб., 1869), назначен инспектором ярославской врачебной управы (1869-1880). Кроме диссертации, Ш. напечатал: "Прокол и заноза в животе" ("Друг Здравия", 1847); "Наставление волостным фельдшерам о подании первоначальных врачебных пособий в повальных болезнях, свойственных преимущественно взрослым людям" (СПб., 1861); "Наставление о подании врачебных пособий в перемежающейся лихорадке, с ее последствиями, злой корче и цинге" (вместе с К. Константиновичем, СПб., 1862); "Наставление о подании врачебных пособий в различных, чаще встречающихся у крестьян, спорадических болезнях" (СПб., 1862, вып. II, III вместе с В. Гортынским, СПб., 1862) и др.

Шайтанские заводы

— Пермской губернии: 1) чугунолитейный и железоделательный, Екатеринбургского уезда при реке Шайтанке, в 46 верстах от уездного города; основан Демидовым в 1733 г. В 1899 г. выделано железа в болванках 436452 пуда, полосового и сортового — 342387 пудов, выплавлено чугуна — 455070 пудов. Жителей около 5000. 2) Железоделательный, Красноуфимского уезда, при впадении реки Шайтанки в Чусовую; основан Демидовым в 1727 г. В 1899 г. выделано железа в болванках — 78855 пудов, полосового и сортового — 2316 пудов. Жителей около 3000.

Шайшунага

— древний индийский царь в стране Магадхе, основатель династии этого имени, насчитывавшей десять представителей. Ш. предоставил город Бенарес своему сыну, а сам поселился в Гириврадже в Бехаре, где, по преданию, царствовал сорок лет. Династия его правила в течение 360 лет. К ней принадлежали Нанда, Магападма, имевший восемь сыновей и стремившийся подчинить своему владычеству весь мир, Сумалья и др.

С. Б-ч.

Шак, Адольф

(граф von Schack) — немецкий писатель (1815-1894), сын мекленбургского помещика. После многочисленных путешествий и службы в прусском суде, в 1855 г. переселился, по приглашению Максимилиана баварского, в Мюнхен, где сделался членом известного художественно-литературного кружка "мюнхенцев" (Гейбель, Гейзе, Риль и др.) и основал свою знаменитую художественную галерею. В 1876 г. император германский даровал ему графский титул. Галерею свою он, умирая, завещал в личную собственность императору Вильгельму, который, однако, не захотел лишить Мюнхен этой художественной сокровищницы. В полное собрание поэтических сочинений Ш., вышедшее в 1883 г. в 6 томах, вошли его стихотворения, драмы, романы, политические пьесы. Он тонкий и благородный лирик, прекрасно владеющий формой и охотно следующий чужим образцам; его стихотворные романы ("Durch alle Wetter", 1870; "Ebenbürtig", 1876), его поэмы ("Lothar", 1872; "Die Nächte des Orients", 1874; "Die Plejaden"), его баллады ("Episoden", 1869) написаны под влиянием Байрона, но без его мощи. Драмы ("Die Pisaner", 1872; "Gaston", 1883; "Timandra", 1880; "Atlantis", 1880; "Heliodor", 1878; "Kaiser Balduin") и "Politische Lustspiele" (1873) незначительны. Большее значение имели поэтические переводы и научные труды Ш., из которых главные: "Geschichte der dramatischen Litteratur und Kunst in Spanien" (1845-46); "Spanisches Theater" (1845); "Heldensagen des Firdusi" (1851 и 1863); "Stimmen aus Ganges" (1877); "Romanzero der Spanier und Portugieser" (1860); "Poesie und Kunst der Araber in Spanien und Sicilien" (1865); "Geschichte der Normannen in Sicilien" (1889; русский перевод, 1894); "Joseph Mazzini und die italienische Einheit" (1891); "Anthologie abendländischer und morgenländischer Dichter" (1892); "Die englischen Dramatiker vor, neben und nach Shakespeare" (1893); "Perspectiven" (1894). Много произведений, изданных отдельно, не вошли в собрание его сочинений. "Nachgelassene Dichtungen" вышли в 1895 г. Свою интересную жизнь Ш. живо и умело рассказал в "Ein halbes Jahrhundert" (1888). Отдельно вышли о Ш. книги Рогге (1885), E. Цабеля (1875), Бреннинга (1885).

А. Г-д.

Шак, в Кутаисской губернии

(груз.) — в Шаропанском уезде Кутаисской губернии: виноградный сад, в котором лозы засажены редко и рядами, так что открытые места утилизируются посевом других растений. Такие сады называются также шакис-мамули.

Шак, Ганс Эгеде

(Schack, 1820-1859) — датский писатель, автор романа "Fantasterne", причисляемого к классическим произведениям датской литературы. Сын сельского священника, Ш. получил очень суровое пуританское воспитание; унаследованная от матери светлая мечтательность и жизнь в деревенской обстановке, на лоне природы, смягчили ригористическое влияние отца и не дали заглохнуть богатой фантазии мальчика, наклонности к юмору, живости, общительности и другим качествам, отличавшим Ш. впоследствии, как писателя. По окончании курса на юридическом факультете, Ш., когда вспыхнула война с Пруссией, поступил в ряды добровольцев. Недолго был членом фолькетинга. В 1857 г. выступил с объемистым романом "Фантазеры". Ш. с юных лет привык следить за собой и окружающими, вникать в ход жизни и условия ее; здоровое нравственное чутье, сильно развитое воспитанием, помогло ему отличать в жизни все болезненное, неестественное и ложное. Господствовавший в тогдашней литературе условный романтический идеализм отталкивал Ш., и он в своем произведении явился тонким и едким критиком всякой приподнятости и аффектации, всякого "фантазёрства" в широком смысле этого слова. Жизнь и люди были изображены в романе сильно и правдиво, но "правда глаза колет", и замечательный роман Ш. не был оценен современниками по достоинству. Лишь лет 20 спустя сказалось его влияние в датской литературе, и ему было отведено в ней подобающее место. Между прочим, влияние романа Ш. несомненно сказалось и на Ибсене, как авторе "Пер Гюнта". Скончался Ш., не закончив задуманного им нового крупного произведения.

П. Г-н.

Шака

(санскрит. Çakâs) — неарийский народ в древней Индии, пришедший с севера и распространивший свое владычество в западной ее части от Гиндукуша до устьев реки Инд, приблизительно около 1 1/2 столетий до начала нашего летосчисления. Он часто упоминается в индийских исторических памятниках и обыкновенно отождествляется с упоминаемым у классических географов народом Sacae или Σάκαι. Βикрамадитья, царь в Уджаини, прославился под именем Шакари (Çakâri) = враг Ш. Как победитель Ш., известен также царь Айодхьи — Сагара, история которого подробно описывается в Гариванше (см.). Сагара победил Ш. и принудил его брить верхнюю половину головы. Не лишено вероятия, что сходство имен Шакари и Сагара не случайно и указывает, быть может, на тождество фактической основы того и другого предания. Лассен предполагал, что Ш. были татары Шу, выгнанные около 150 г. до Р. Х. из Илийской долины народом Юе-чи или так называемыми белыми гуннами. После того как они заняли на некоторое время Согдиану или Тахию, они были, по свидетельству китайских писателей, снова разбиты енгарами и затем утвердились в Когистане. Таким образом, по-видимому, родиной их был Туркестан и они принадлежали к тюркам. Страбон и Птолемей также помещают своих Sacae на север от Гималаев. Под этим или близко похожими именами упоминаются также разные народы в других древних странах, например в Ассирии. Во время похода Александра Македонского в Индию некоторые племена Ш. оказали ему сопротивление. Другие племена Ш. сделали набег на Индию в царствование мудрого царя Ашоки и были прогнаны лишь его наследником Джалокой. В это время они разделялись на три крупных клана: Гушка, Тушка и Канишка. Писатели, упоминающие о Ш., описывают их как народ воинственный и ведущий пастушеский образ жизни. В связи с народом Ш., по всей вероятности, находится и часто встречающаяся в индийской хронологии эра, которая начиналась, по мнению некоторых, в 78 г. после Р. Х. и называется также эрой Шаливаганы (см.). По предположению английского географа-археолога Кеннингэма, эра эта получила свое название от поражения, нанесенного Шаливаганой народу Ш. Точное определение эры Ш. находится в зависимости от установления эры Викрамадитьи (см.) или Самват-эры, так как туземные источники определяют хронологическое расстояние между Викрамадитьей и Шаливаганой в 135 лет. Начало эры Ш. в 78 г. после Р. Х. может быть принято лишь при условии, что Викрамадитья жил в I -м веке до Р. Х.; но это предположение давно уже сильно поколеблено и заменено другим, более вероятным, что Викрамадитья жил несколькими веками позже, в христианскую эпоху. См. Викрамадитья и Индия (история).

С. Б - ч.

Шакадвипа

(санскрит. Çâka — имя народа + dvîpa — остров) — в индийской мифологической географии имя одного из семи больших островных материков (двип), окружающих священную гору Меру (см.), т. е. Гималаи. Ш. омывается молочным морем (Dugdha или Kshîra) и заключает в себе семь гор и столько же священных рек. Там же находится громадное тиковое (Çaka) дерево, обитаемое гандхарвами (см.) и сиддхами (чистые и святые существа, принадлежащие также к классу полубогов). Ветер с этого дерева, производимый трепетаньем его листьев, приносит всюду радость и наслаждение. Обитатели острова Ш. безгрешны и блаженны. Имя Ш. часто приводят в связь с именем народа Шака (см.); в таком случае подробность легенды о тиковом дереве, растущем на острове Шака, могла возникнуть на основании одного названия Ш., истолкованного в этом значении с помощью народного словопроизводства (Volksetymologie). Что под именем Ш. некогда могла разуметься известная определенная реальная страна — о том свидетельствует индийское предание (сообщаемое в Бхавишья-пуране) о приходе жрецов солнца — магов — из Ш. (страны Шаков, Ирана). Передаваемые преданием подробности культа этих магов напоминают культ огнепоклонников-парсов, подтверждая догадку о тождестве Ш. и Ирана.

См. А. Вебер, "Magavyakti" (в "Abhandlungen" берлинской академии наук, июнь, октябрь 1879) и его же, "Ueber zwei Parteischriften zu Gunsten der Maga, resp. Çâkadvîpîya Brâhmana" (там же, январь, 1880). В Махабхарате, насчитывающей только четыре двипы, Ш. не упоминается. В Вишну-пуране число двип доходит до девяти, но Ш. среди них также нет.

С. Б-ч.

Шакал

(Canis аureus) — один из видов рода Canis. Впрочем, другой вид (С. me somelos) тоже носит название Ш. чепрачного. Длина тела обыкновенного Ш. без хвоста достигает 80 см, а высота в плечах 50 см, хвост — 30 см. Тело стройное, на высоких ногах, морда острее, чем у волка, но тупее, чем у лисицы, хвост пушистый; уши короткие; зрачок круглый; шерсть жесткая, недлинная; цвет серовато-желтый, на спине и на боках переходящий в черный, а на брюхе и горле в светло-желтый. Распространен в южной Азии, начиная с Индии к западу, южной Европе (Турция, Греция, Далмация) и северной Африке. В Гималаях поднимается на высоту до 1000 метров над уровнем моря. На охоту выходит, как и волк, ночью и, подобно волку, оглашает окрестности воем. Нападает на мелких млекопитающих, птиц и будто бы в Индии опустошает плантации кофейные, кукурузные и сахарного тростника. Говорят, что Ш. устраивают облавы и на более крупных млекопитающих. Охотно едят падаль. Течка весной, когда вой их особенно силен; самка носит 9 недель и приносит 5-8 детенышей. Легко приручаются и скрещиваются с домашней собакой. Мех их дешев. Чепрачный Ш. рыжевато-серого цвета, но на спине как бы черный чепрак. Длиннее обыкновенного, но ниже ростом. Водится в южной Африке и на восточном берегу от Нубии до мыса Доброй Надежды. Легко приручается. Мех его гуще и мягче и в южной Африке его шкуры употребляются сшитыми в виде меховых ковров (каросс). Костяные наросты, встречаемые иногда на черепе обыкновенного Ш. и несущие пучок длинных волос, считаются индусами лучшим талисманом и носят название шакаловых рогов.

В. M. Ш.

Шакал большой

(Canis [Lupus] anthus) — см. Африканский волк.

Шакала

(санскрит. Çâkala) — древний город в Индии, в Пенджабе, упоминаемый у древних писателей. Известный географ-археолог Кеннингэм отождествляет его с городом Сангала, упоминаемым в описаниях индийского похода Александра Македонского. Птолемей называет его Сагала и помещает на реке Гифасис (теперешний Вьяс), на юго-запад от Лагора. Китайский путешественник Хьюэн Цзанг, посетивший его в 630 г., называет его Ше-кие-ло. У буддистов он был известен под именем Сагаль. По преданиям, он был резиденцией царя Милинды, знаменитого в истории буддийской литературы своими беседами с мудрецом Нагасеной (так называемые Милинда-паньха). Область, столицей которой был тогда Ш., называлась Иона или Явана — название, связываемое или с завоевателями ее — греками Александра Македонского, или с их индоскифскими преемниками (Явана = Ионяне, обычное индийское название греков). Арриан, а вслед за ним Курций помещают город Сангала Александра Македонского к востоку от реки Гидраотес, инд. Рави (река Иравати); но маршрут Хьюэн Цзанга свидетельствует, что Ш. лежал к западу от Рави, очень близко от теперешнего Санглавала-Тиба (см. описание его положения, данное Вильфордом в "Asiatic Researches"). Брахманические свидетельства о Ш. выбраны из Махабхараты Лассеном в его "Pentapotamia Indica". Согласно им, Ш. был столицей народа Мадра, иначе Джартика и Багика, и лежал на речке Ассага, к западу от Рави, что согласно со свидетельством Хьюэн Цзанга. Когда последний посетил Ш., он нашел там буддийский монастырь с 100 монахов, изучавших Хинаяну (экзотерические учения буддизма), и ступу (см.) в 200 футов вышины, с отпечатками следов четырех Будд, предшественников Шакьямуни. В буддийских легендах Ш. играет довольно видную роль.

С. Б-ч.

Шакалья

(санскрит. Çakâlya) — древний индийский грамматик и толкователь вед, один из предшественников Яски (см.). По преданию, он разделил полученную ими ведийскую санхиту (собрание гимнов) на пять отдельных частей — санхит — и научил им стольких же своих учеников, сделавшихся основателями школ для изучения вед. В древних памятниках он носит также имена Веда-митры и Дева-митры (друга веды и богов).

С. Б - ч.

Шакапуни

или Шакапурни (санскрит. Çâkapûni, Çâkapûrni) — древний индийский грамматик и филолог, по преданию, приведший в порядок Ригведу, которую он разделил на три части, приложив, в качестве четвертой, глоссарий, называвшийся Нирукта. Ш. жил еще до Яски (см.), упоминающего Ш. в числе своих предшественников. Другое имя его — Ратхантара. См. о нем Вишну-пурана, изд. Вильсона (стр. 277).

Шакар

(Caiman latirostris) — вид кайманов, близкий к очковому кайману (С. sclerops), живущий в Южной Америке на востоке от Анд, между Ла-Платой и Амазонской рекой, в особенности в юго-восточной Бразилии, в Уругвае и на северо-востоке Перу. Отличается от других видов более широкой мордой, числом задних затылочных щитков и роговидными придатками морщинистых, отчасти костяных, отчасти кожистых верхних век. См. Аллигатор.

Шакатаяна

(санскрит. Çâkatâyana) — древний индийский грамматик, один из предшественников Яски (см.).

Шакеев

(Евгений Александрович, 1839—1899) — судебный деятель и писатель. В 1866 г. Ш. в СПб. уездном земском собрании был избран первым в участковые мировые судьи; позже был в течение 28 лет непременным членом и председателем съезда мировых судей, членом училищного совета, попечителем народных школ и пр. Участвовал в трудах губ. земской комиссии "для исследования условий, вредно влияющих на экономическое население СПб. губернии"; в двор. собрании СПб. губ. возбудил в 1881 г. вопрос о прекращении административной высылки. Его статьи помещались в "Вестнике Европы", "Голосе", "Порядке" и др. изд.

Шаки

— безуездный город Сувалкской губернии, Владиславовского уезда, в 23 верстах от уездного города. Жителей 2900. Почта и телеграф.

Шакини

(санскрит. Çâkini = сильная, могучая) — в индийской позднейшей мифологии демоны женского пола, сопровождающие страшную супругу бога Шивы, Дургу или Кали (см. Шакти, Шактра, Кали).

Шакис-мамули

(груз.) — см. Шак (в Кутаисской губернии).

Шакловитый

(Федор Леонтьевич) — известный сообщник царевны Софии Алексеевны, которая его из подьячих возвела в думного дворянина и окольничего и поручила ему, после казни Хованского, управление Стрелецким приказом. После князя В. В. Голицына Ш. был лучшим советником царевны в международных сношениях и в 1688 г., перед задуманным походом в Турцию, отправлен был к гетману Мазепе во главе посольства, имевшего главной целью приготовление к походу и приглашение к участию в нем малороссийского войска. Это видно из статейного списка Ш., недавно открытого в столбцах Сибирского приказа, в московском архиве министерства юстиции А. Востоковым (см. "Киевскую Старину", 1890, № 5). По возвращении из посольства, Ш. стал усиленно подстрекать стрельцов к восстанию против Петра Алексеевича и Нарышкиных и уговаривал их требовать венчания на царство Софии Алексеевны. Его усилия не имели успеха, вместе со своими главными "товарищами", стрельцами же, он был выдан Петру и 11 октября 1689 г., после допроса и подробного письменного "изъяснения" им дела, "казнен смертию". Обширное дело Ш., богатое множеством весьма интересного материала в бытовом отношении Руси второй половины XVII в., издано в 4-х томах в 1887 - 90 гг., под наблюдением А. Н. Труворова.

В. Р-в.

Шаколи

— легкое красное столовое вино, получающееся в местности Baquiv (в районе Biskaya — в Испании). Под этим же названием обращаются в Испании всякие простые, слабые, легкие, кисловатые и плохо окрашенные вина.

В. Т.

Шакон, музыкальное сочинение

— см. Чаконна.

Шакон, Педро

собственно Чакон (Chacon, по-лат. Ciaconius) — испанский гуманист (1527- 15 81). Был профессором греческого языка. Папа Григорий XIII пригласил его в Рим для издания древних авторов, духовных и светских, а также для исправления календаря. Большая часть его изданий вышла анонимно. Главнейшие из них: " Calendarii romani veteris explanatio" (1568); "In Joannis Cassiani opera annotationes" (1580); "In Tertulliani opera conjecturae" (1580); "In Arnobii adversus gentes libros et Minutii Felicis Octвvium notae" (1582); "De Nummis" (1586; перепечатано в 1608); " In columnae rostratae С. Duilii inscriptionem explicatio " (1586); "De Triclinio romano sive de modo convivandi liber" (1588; много раз перепечатано).

См. Antonio, "Bibl. Hispana nova" (т. II); D. Antonio de Posada, "Biografia ecclesiastica completa" (т. III).

Шакон, Томас

собственно Чакон (Chacon) — испанский миссионер и лингвист-иезуит (умер в 1649 г.). 22 года миссионерствовал в Мексике среди Тарасков и описал свою деятельность в Вальядолидском диоцезе (1648). Оставил в рукописи "Тараскскую грамматику" и "Проповеди" на этом же языке.

Шакра

(санскрит. çakra — могучий, сильный) — 1) в индийской мифологии эпитет бога Индры, имеющий иногда прямо значение имени его. Он употребляется уже в Ригведе и присвоен там главным образом Индре (40 раз, а другим богам всего 5). 2) Имя одного из двенадцати светлых божеств ведийской эпохи, так называемых Адитья (Adityâs), к которым принадлежал и Индра.

Шакра-прастха

(санскрит. Çakra-prastha) — то же, что Индра-прастха: имя древнего индийского города, упоминаемого часто в Махабхарате (теперешний город Дели).

Шакрани

(санскрит. Çâkrânî, ср. Шакра) — в индийской мифологии эпитет жены Индры или Индрани (санскрит. Indrânî).

Шакта

(санскрит. Çâkta) — то же, что Шактра (см.).

Шакти

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шактинатха

(санскрит. Çakti = Шакти + nâtha = прибежище, помощь; защитник, повелитель, супруг), современное Шакти-натх — у индусов имя бога Шивы, характеризуемого как "супруг, повелитель Шакти" (см.). Эпитет этот в сущности одинаково мог бы означать каждого бога, рядом с которым имеется его подруга или Шакти, но присвоен по преимуществу Шиве.

С. Б-ч.

Шактра

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шактри

или Шакти (санскрит. Çaktri, Çakti) — в индийской позднейшей мифологии старший сын древнего ведийского мудреца Васиштхи (см.) и сам прославленный мудрец и жрец. Однажды он встретился на узкой дороге в чаще леса с царем Калмашападой (Kalmâsha-pâda), потребовавшим, чтобы Ш. посторонился. Ш. отказался, получил от царя удар бичом, проклял царя и обратил его в ракшаса — людоеда; но вызванное Ш. чудовище пожрало его самого и прочих детей Васиштхи, братьев Ш. В этой легенде, как и в рассказе о соперничестве Васиштхи с Вишвамитрой, несомненно отразилась историческая борьба между жрецами - брахманами и царями-кшатриями из-за первенствующего положения в государстве, склонявшаяся то на одну, то на другую сторону.

С. Б-ч.

Шаку

— см. Шакупемба.

Шакунтала

(санскрит. Çakuntalâ) — героиня знаменитой индийской драмы (см. Калидаса). Эта драма была первым индийским литературным произведением, переведенным на европейский (английский) язык, и возбудила всеобщее внимание и восхищение читающей публики, в том числе таких людей, как Гёте и Вильгельм Гумбольдт. Карамзин, переведший несколько сцен драмы (с немецкого перевода Форстера, сделанного с английского перевода В. Джонса), писал ("Московский Журнал", 1792, ч. VI): "Почти на каждой странице... находил я высочайшие красоты... Калидас для меня столь же велик, как и Гомер", и выражал надежду, "что сии благовонные цветы азиатской литературы будут приятны для многих читателей, имеющих тонкий вкус". С тех пор появилось множество переводов на все почти европейские языки (в том числе и на русский, с подлинника, г-на Путяты, в "Русском Вестнике" начала 80-х гг.) и изданий оригинального санскритского текста, имеющего несколько рецензий (библиографию см. Индийская литература и Калидаса).

С. Б-ч.

Шакупемба

(Penelope superciliaris) — крупная птица из рода пенелоп, которые в числе 14 видов распространены в Южной Америке от Мексики до Парагвая. У Ш. лоб, щеки и горло — голые, последнее — мясного цвета. Перья на голове, шее и груди аспидного цвета с беловатыми каемками, на спине, крыльях и хвосте — металлически-зеленые с серыми и ржавчинными краями. Брюхо ржавое. Об образе жизни — см. Пенелопа.

Ю. В.

Шакха

(санскрит. Çâkhâ — ветвь, сук) — туземный индийский термин, обозначающий иногда отдел или часть ведийского текста, чаще же разные редакции одного и того же текста, передаваемые путем изустной передачи разными ведийскими школами и их учителями и различающиеся друг от друга некоторыми, иногда довольно значительными, вариантами — результатами многовековой устной традиции. Каждая Ш. обыкновенно содержит в себе одну самгиту (т. е. стихотворный сборник) и одну брахману (прозаический трактат). Из имевшихся некогда многочисленных Ш. до нас дошли лишь немногие: для Ригведы только одна (так называемая Шакалака), для Атхарвы-веды — две (обыкновенная и Кашмирская рецензии), для Сама-веды — три (обычная — Каутхумов, Ранаяния, Джайминия; от четвертой, Найгея, остались только отрывки). Яджур-веда имеет целых пять Ш.: три для черной Яджур-веды (Тайттирия, Катха, Майтраяния) и две для белой (Мадхъяндина и Канва). Все Ш. вместе образуют Шрути, т. е. "слышанное" святое откровение.

С. Б-ч.

Шакша

шакшевание — см. Кожевенное производство, Лайка.

Шакшинское

(Шакша) — пресноводное озеро Забайкальской области, Верхнеудинского уезда, расположено на высоком, до 3260 футов над уровнем моря, болотистом плоскогорье, у западного подножия Яблонового хребта. Длина озера до 12 верст, ширина до 6 верст. На юго-западном берегу Ш. озера находится деревня и бывшая почтовая станция Шакшинская и в ее соседстве село Беклемишево. В обоих селениях 800 жителей. Из озера Ш. ежегодно вылавливается до 1000 пудов разной рыбы. По показанию Гмелина, на берегах озера существуют обильные залежи железной руды.

Шакья

(санскрит. Çâkya от корня çak — быть сильным, могучим, мочь) — имя древнеиндийского царского рода, из которого происходил Будда Шакьямуни, а также имя его самого (см. Шакьямуни).

Шакьямуни

(санскрит. Çâkyamuni = Çâkya — имя царского рода + muni — мудрец, аскет, монах) — имя главного основателя и проповедника буддизма, Будды Гаутамы, которому, по преданию, предшествовали 24 других Будды. Буквальный перевод этого имени — аскет из рода Шакья. Иначе Ш. называется просто Шакья; а также Шакья-синха (лев-Шакья), Шакьяпунгава (герой-Шакья: pungava = бык, герой) и т. д. См. Будда. Перечень других имен его можно найти у Керна, "Manual of Indian Buddhism", в Бюлеровском "Grundriss der indo-arischen Philologie und Altertumskunde" (т. III, вып. 8, Страсбург, 1896, стр. 63).

С. Б-ч.

Шалаграма

(санскрит. Çâlagrâma) — первично, по-видимому, название какого-то священного места паломничества, часто упоминаемого в индийских памятниках, но неизвестно где находившегося. По преданию, цари Бхарата, Агнидхра и др. удалились в Ш. от мира, чтобы вести там аскетическую жизнь. По мнению профессора Вильсона, место это находилось при истоке реки Гандака, где находятся священные камни Ш. (в сущности — ископаемые раковины-аммониты), или при его впадения в Ганг. По-видимому, впоследствии имя священной деревни (санскрит. grâma) Ш. было перенесено на упомянутые камни (раковины) Ш. Эти последние пользуются большим почитанием у индусов и приобретаются за дорогую цену. Они играют видную роль в некоторых обрядах и церемониях брахманов, употребляются при умилостивительных жертвах богу Вишну, при похоронах и т. д. У вишнуитов Ш. являются символами или даже воплощениями их бога Вишну или его супруги, а у шиваитов — символами Шивы, подобно другим камням конической формы (так называемые линга, см.), эмблемам фаллоса. Обыкновенное место нахождения их — река Гандак, в пределах Непала. Они обыкновенно черного или лилового цвета, большей частью круглой или овальной формы; имеющиеся в них отверстия (одно или более) индусы приписывают Вишну, просверлившему их, будто бы, когда он находился в образе пресмыкающегося. Смотря по числу отверстий и спиральных линий в "камнях" Ш., различаются разные формы Вишну. Так, Ш. с одним только отверстием, в котором имеются 4 спиральные линии, и с пятнами, похожими на коровью ногу и на цветочный венок, считается изображением супруги Вишну, Лакшми Нараяни. Цена подобной раковины доходила в прежние годы до 2000 рупий. Другие изображают прочие воплощения Вишну. Ш. с благодетельными воплощениями Вишну ценятся очень дорого; напротив, ни один индус не согласится держать у себя в доме Ш., изображающий какое-нибудь злобное воплощение, вроде Нарасинхи, признаком которого является лиловый оттенок раковины. Обладатель священной раковины сохраняет ее в белой материи, часто мажет благовониями и моет; вода, в которой мыли Ш., приобретает особую силу, очищает от грехов и т. д., и благочестивые индусы пьют ее. Нередко Ш. служит индусу домашним божеством (Grhadeva). Ш. всегда кладется около умирающих. У современных индусов он называется также Салиграм.

С. Б-ч.

Шалагский мыс

— Приморской области, в Ледовитом океане на восток от Чаунской губы, под 70°3'2" северной широты и 171°4'1" восточной долготы.

Шалаж

— довольно длинная горная речка Грозненского округа, Терской области. Получает начало в горной Чечне, а именно из горы Гилла-корт, и сливается с Фартангой почти при впадении ее в Ассу. На протяжения 20 верст Ш. течет среди гор, покрытых лесом, а дальше выходит на равнину. На берегах Ш. расположено несколько чеченских аулов.

Шалака

(санскрит. Çalâkâ) — туземное индийское название острого хирургического инструмента, изготовлявшегося из меди, с острием величиной в хлебное зерно и служившего для снимания бельма. Отсюда термин шалакья (санскрит. çâlâkya), которым древние индусы называли отдел хирургии, занимавшийся врачеванием особенно нежных органов, особенно офтальмологию.

Шалакья

(санскрит.) — см. Шалака.

Шаламе

(Жан-Мари-Артюр Chalamet, род. в 1822 г.) — французский государственный деятель, преподаватель по профессии. В 1876 г. избран депутатом, как кандидат республиканской партии. Был одним из 363 членов палаты, протестовавших против 16 мая 1877 г. При выборах 1877 г., следовавших за роспуском палаты, снова избран против кандидата, которого официально поддерживало правительство. В 1881 г. снова избран. В кабинете Гамбетты Ш. был товарищем министра народного просвещения. В 1883 г. избран в сенат. Написал "La France au XVI siècle".

Шаламе (дополнение к статье)

(Жан-Мари-Артюр Chalamet) — французский государственный деятель; умер в 1896 г.

Шаланда

— грузовая баржа; у землечерпательниц — баржа, на которую сваливается вычерпываемая земля; имеет опускные днища для вываливания этой земли на более глубоких местах.

Шалапуты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шалатура

(санскрит. Çalatûra) — древняя деревня в теперешнем Пенджабе, место рождения знаменитого индийского грамматика Панини, прозванного поэтому Шалатурия (санскрит. Çâlâturîya), т. е. уроженец Ш. Китайский пилигрим Хьюен Цзанг, посетивший Ш. в первой половине VII в. после Р. Х., называет ее Со-ло-ту-ло и определяет ее положение в 20 ли или 3 1/2 мили к северо-западу от Охинда. В настоящее время здесь находится Лагор (в 4 милях к северо-западу от Охинда), в котором Кеннингэм нашел в 1848 г. ряд греческих и индоскифских монет, свидетельствующих, с известной вероятностью, что место это было обитаемо во времена самого Панини (или даже до него, около 350 г. до Р. Х.). Поэтому Кеннингэм отождествляет Ш. с нынешним Лагором и выводит даже название этого последнего из имени Ш., с чем, однако, нельзя согласиться.

См. Cunningham, "Ancient Geography of India" (стр. 5-8).

С. Б - ч.

Шалауров

(Никита) — устюжский купец, исследователь северной Сибири. В 1748-49 гг. Ш. в первый раз участвовал в экспедиции Бахова (см.), в качестве его помощника; затем, в полярной экспедиции 1757-60 гг. того же Бахова был главным его помощником, на свои средства построил судно и, начиная от Колымы до Шелагского мыса, самостоятельно вел экспедицию, во время которой и погиб в 1764 г., вместе с судном и со всей командой. Его "Доношение" от 1761 г., равно как и более точные биографические сведения, см. в статье H. A. Оглоблина, "К истории полярной экспедиции Бахова и Ш." (в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1902, № 6).

Шалашник

— см. Плащеносцы, Беседочница.

Шалашников

(Александр Петрович, 1857—1890) — бактериолог; окончил курс в Харьковском ветеринарном институте в 1882 г. и вскоре сделался ассистентом проф. Л. С. Ценковского и его ближайшим сотрудником по прививанию предохранительных вакцин сибирской язвы стадам овец в Херсонской и Таврической губерниях. Гл. труд Ш.: "Исследование над кровопаразитизмом холоднокровных животных" (диссерт. на степ. магистра ветерин. наук; напеч. в "Арх. Ветер. Наук", 188 8 и в I т. "Сборн. Трудов Харьк. Вет. Инст.", 1887). Во 2 т. "Сборника Трудов Харьк. Вет. Инст." (1888) помещена также его статья: "Очерк работ проф. Ценковского по предохранительным прививкам сибирской язвы", заключающая в себе обстоятельную обработку данных о результатах предохранительных прививок Anthrax'a на юге России. Горячий сторонник предохранительных прививок, Ш. старался популяризировать его среди сельских хозяев, для чего делал доклады в Харьковск. общ. сельск. хозяйства. В последнее время Ш. заведовал бактериологической лабораторией Харьк. ветерин. института. Ср. Н. К. Срединский, "Памяти А. П. Ш." ("Харьк. Губ. Вед.", 1890, № 55) и проф. В. Я. Данилевский, "Памяти А. П. Ш." (ib., № 59).

Шалбуз-даг

— высокая, покрытая вечными снегами гора восточной части Кавказа; находится в Самурском округе Дагестанской области под 41°20' северной широты и 47°41' восточной долготы и в 12 верстах к северу от Главного Кавказского хребта. Высота 13679 футов. Вечных снегов на ней, как и вообще на горах Дагестана, не особенно много, и снежная линия лежит на высоте средним числом 12 0 00 футов над уровнем моря. Небольшие речки, вытекающие из Ш.-дага, впадают частью в Самур, частью в его притоки Ахты-чай и Уссун-чай. Вместе с Шаг-дагом и Базар-дюзом Ш.-даг принадлежит к высочайшим горам восточной части Кавказа.

Шалевка

— см. Доска.

Шали, аул в Чечне

— центральный и один из самых важных и больших аулов Большой Чечни, в настоящее время имеющий до 9000 жителей. Благодаря своему центральному положению, аул служил во время войны сборным пунктом для скопищ Шамиля и вообще для всех более крупных партий, отправлявшихся для нападения на наши пределы, причем здесь собирались чеченцы не только Большой, но и Малой Чечни. Русские неоднократно разоряли и сжигали это селение, но оно опять становилось центром сбора и выхода грабителей. В 1825 г. Ш. был одним из центров движения, главой которого был Бейбулат. С появлением Шамиля Ш. часто служил его временной резиденцией. В 1837 г. генерал Фезе, разбив чеченцев, подступил к Ш.; четыре сотни казаков бросились на селение и, обратившись притворно в бегство, увлекли за собой чеченцев, а перед самой батареей вдруг разошлись в разные стороны, подведши их под картечь; когда чеченцы пустились в бегство, казаки бросились за ними и гнали их до Черных гор. Войска наши отошли к Ш., жители которого выдали аманатов и дали присягу в верности. В 1845 г. горцы собрались в Ш. для нападения на нашу линию; полковник Витовский 15 марта сделал диверсию к Ш., чтобы отвлечь жителей аулов от сбора партии, что и удалось. Начиная с 1850 г., когда была проложена нашими войсками так называемая Шалинская просека через дремучие леса, окружавшие аул, и до 1858 г. все военные действия в Чечне сосредоточивались главным образом около Ш. Шалинские окопы, устроенные инженером Шамиля Хаджи-Юсупом, неоднократно уничтожались нашими войсками, но опять возобновлялись неприятелем. В 1857 г., в марте, генерал Евдокимов устроил близ Ш. укрепленный лагерь, который послужил опорным пунктом для дальнейшего движения вверх по ущелью реки Баса на аул Таузень и далее к Веденю, резиденции Шамиля. Около Ш. отряд генерал-лейтенанта князя Туманова рассеял в 1864 г. скопище последователей фанатического учения "зикр". См. "Кавказский Сборник" (21 т.).

Шали, село Терской области

— село Терской области, Грозненского округа. Жителей 7120 (чеченцы-мусульмане). 37 мечетей, школа, 40 мельниц, 15 кузниц, 7 др. заведений, 29 лавок, базары.

Шаливагана

(санскрит. Çâlivâhana) — древний индийский царь, по преданию, сын горшечника, поднявший народное восстание и свергнувший царя Магараштры Викрамадитью, престол которого он занял. Столицей Ш. был город Пратиштхана, на реке Годавари (теперь Годавери), как предполагают — на месте современного города Паттана или Пейтана. Свою жизнь Ш. кончил на поле битвы. По другим источникам, Ш. был царем в Магадхе и победил Викрамадитью, павшего в битве с войсками Ш. С именем Ш. связана одна из индийских хронологических эр, так называемая эра Ш.-Шака или просто Шака (см.). Счисление по ней ведется от 78 г. после Р. Х., предполагаемого дня смерти Ш. Эра эта употребляется до сих пор в южной Индии и начинается с 3179 г. периода Кали-юга (см.). Годы, принятые в ней — обыкновенные солнечные, в отличие от эры Викрамадитьи или Самват, в которой счет идет по лунно-солнечным годам. Ввиду отсутствия каких бы то ни было точных оснований для установления времени, когда жил Ш. (эпоху его предшественника Викрамадитьи многие помещают несколькими веками позже 1-го века после Р. Х.), его эра является вполне гадательной.

С. Б-ч.

Шалиготра

(санскрит. Çâlihotra) — древний индийский мудрец, один из наставников школы Сама-веды, сын Лангали, основатель шести школ для изучения названной веды. Его имя носит также одно древнее туземное руководство по ветеринарии, трактующее, в 68 главах, о болезнях лошади: Ш.-шастра или Ашвавайдьяка (Açvavaidya = лошадиный врач). Время возникновения последнего памятника — вероятно, позднее средневековье, как это можно заключить по упоминанию в нем опиума (довольно позднее лекарство в Индии) и древнейшей рукописи его 1424 г. Издание в "Bibliotheca Indica" (Калькутта, 1886).

Шалиграм

— см. Шалаграма.

Шаликов

(князь Петр Иванович, 1768-1852) — писатель и журналист. Грузин по происхождению, служил сначала в военной службе, был под Очаковом и в Польше; в 1797 г. усмирял крестьянский бунт в Тульской губернии. По выходе в отставку Ш. поселился в Москве и предался исключительно литературным занятиям. Выступил как страстный поклонник карамзинского сентиментализма, да так и остался сентименталистом в течение всей своей многолетней деятельности вплоть до второй половины XIX в. Свои поэтические и прозаические произведения Ш. помещал в "Приятном и полезном препровождении времени", "Аонидах", "Ипокрене", "Московском Меркурии", "Патриоте", "Вестнике Европы", "Сыне Отечества", "Благонамеренном", "Трудах Общества любителей российской словесности при Московском Университете", "Современнике" и "Москвитянине". Собрания его стихов вышли в отд. изд. в 1798-1801 гг., под заглавием: "Плод свободных чувствований", и в 1802 г., под заглавием: "Цветы граций". В 1803-1804 гг. вышло "Путешествие в Малороссию" и в 1805 г. — "Путешествие в Кронштадт". Обе книги написаны в подражание "Письмам русского путешественника", не содержат в себе ни одной местной черты и сплошь состоят из описания "впечатлений". В 1806 г. Ш. выступил с журналом "Московский Зритель", объявляя, что "хороший вкус и чистота слога, тонкая разборчивость литераторов и нежное чувство женщины будут одними из главных предметов внимания". За этим журналом последовали "Аглая" (1808-12) и "Дамский Журнал" (1823-33). Главным предметом последнего была "нежная чувствительность, сопряженная с моралью". Вскоре после 1812 г. Ш. в течение 25 лет был редактором "Московских Ведомостей". Нет, кажется, ни одного писателя, деятельность которого вызывала бы столько насмешек и эпиграмм. Имя Ш. стало почти нарицательным для обозначения приторной и слащавой чувствительности. Какие только названия ни прилагались к Ш.: и "вздыхалов, и кондитер литературы, и князь вралей". "С собачкой, с посохом, с лорнеткой, и с миртовой от мошек веткой, на шее с розовым платком, в кармане с парой мадригалов" — таким является Ш. в изображении князя Вяземского. Портрет его сходен с этим описанием. Дошло до того, что в 1827 г. агент III отделения фон Фок доносил Дибичу о Ш. по поводу слуха о назначении его цензором: "редактор "Московских Ведомостей" есть известный Ш., который с давнего времени служит предметом насмешек для всех занимающихся литературой. В 50 лет он молодится, пишет любовные стихи и принимает эпиграммы за похвалы. Этот Ш. не имеет никаких сведений для издания политической газеты и даже лишен природной сметливости". Произведения Ш., однако, не заслуживают такого порицания: его стихи, например, мало чем уступают стихам Карамзина. Горе Ш. в том, что он оставался сентименталистом слишком долго, после того как ложность этого направления была сознана. Деятельность Ш. может быть охарактеризована как вырождение сентиментализма. Под влиянием, может быть, своего восточного происхождения, Ш. особенно развил характерную особенность сентиментализма — чувствительность; у него эта чувствительность тесно связана с чувственностью. В жизни сентименталист Ш. был злым и раздражительным человеком: "Ш. человек буйный, необузданный, без правил и без нравственности". Единственное произведение Ш., имеющее некоторую цену — "Историческое известие о пребывании в Москве французов 1812 г.". Кроме того, Ш. известен как переводчик Жанлис и Шатобриана.

См. К. Н. Батюшков, "Сочинения" (т. I, прим., стр. 435-437; III, прим., стр. 679); Н. Булич, "Очерки по истории русской литературы с начала XIX века" (т. I, СПб., 1902); "Русская Старина", 1901, январь, стр. 97-101: "Князь П. И. Ш." (материалы для его биографии).

Щ.

Шаликова, Александра Ивановна

(княгиня, умерла в 1862 г.) — писательница и переводчица, сестра Петра Ивановича Шаликова. Напечатала: "Стихи Его Императорскому Величеству Александру Первому Самодержцу Всероссийскому, на прибытие в Москву" (М., 1801), "На отъезд в деревню М. Н. Х-ой" ("Приятное и полезное препровождение времени", 1797, т. XV), "Надгробие Д. А. Ш." (ib., 1798, т. XVIII), "На смерть Ф. П. В-ой" (ib., т. XX), песню для Ф. В. К.: "Лишь только вступила" (ib., 1798, ч. 17), "Альбом" (перевод с французского, "Дамский Журнал", 1833, ч. 41), "Фортепьяно" (ib., № 4), "Письмо к редактору журнала "Время", по поводу статьи (Е. Колбасина) о графе Д. И. Хвостове: "Певец Кубры"".

Ср. "Время" (1862, № 11); "Русский Архив" (1865, № 10).

Шаликова, Наталья Петровна

(княгиня, умерла в 1878 г.; писала под псевдонимом Е. Нарская) — писательница, дочь Петра Ивановича Шаликова; напечатала: "Первое знакомство со светом" ("Современник", 1855, № 6), "Елена" (рассказ, ib., № 10), "Все к лучшему" (ib., № 12), "Семейные сцены" ("Русский Вестник", №№ 17-18, повесть), "Две сестры" (роман, М., 1858), "Корреспонденция из Праги" (в современной летописи "Русского Вестника", 1870, № 28), "Из-за куска хлеба" (повесть из духовного быта, М., 1876) и др.

Ср. Мордовцев, "Русские женщины 2-й половины XVIII столетия".

Шаликовы

— княжеский грузинский род, возведенный в княжеское достоинство по грамоте грузинского царя Лухрсаба 1611 г.; записан в V часть родословной книги Тифлисской губернии. Позднейшая ветвь этого рода записана в V часть родословной книги Московской губернии. Самым видным представителем ее был писатель Петр Иванович Шаликов (см.).

Шалимар

— знаменитые сады вблизи Кашмира, воспетые в поэме Мура "Лалла-Рук". В верхнем конце сада находится павильон из полированного черного мрамора. Название Ш. производит от арабского Шах-уль-имарат = "царские сады" или от Шахи-мари = "царский дом". Путешественник Могун Лал утверждает, что первоначальное имя было Шолах Мах = "пламя луны". Сады Ш. были устроены императором Шах Джеганом. Они стоили огромных денег: около 10 млн. руб. В настоящее время этому трудно поверить, потому что сады запущены и большая часть дорогих материалов, пошедших на их украшение, увезена.

С. Б-ч.

Шалимовы

— несколько русских дворянских родов: из них более древний род восходит ко второй половине XVII в. и записан VI часть родословной книги Орловской и Екатеринославской губерний; другой род ведет начало от лейб-компанца Клима Алексеева Ш. и записан в I часть родословной книги; герб его внесен в III часть Общего Гербовника. Остальные дворянские роды Ш. более позднего происхождения.

В. Р-в.

Шалишим

— древний еврейский ударный инструмент, о котором упоминает Самуил (первая книга Царств, гл. XVIII). Св. Иероним перевел это название словом систра (см.). Весьма вероятно, что древний египетский инструмент систра перешел к евреям, получив название Ш., в основе которого лежит слово schalosch, или три (в систре помещались три поперечных шумящих прута). Некоторые ученые считают Ш. трехструнным инструментом, другие — трехсторонним ударным музыкальным инструментом (треугольником).

Н. С.

Шалкино

(Никольское) — село Саратовской губернии, Хвалынского уезда, при речке Коломантае, в 70 верстах от уездного города. Жителей 4500, школа, красильни и овчинные заведения; базары.

Шалкинский

(Павел Дмитриевич, род. в 1848 г.) — писатель, священник, сын крестьянина Саратовской губернии. Обратясь из беспоповства в православие, посвятил себя миссионерской деятельности. Труды Ш.: "Исторический очерк раскола в селе Самодурове, Хвалынского уезда" ("Истина", 1884, кн. 96); "Дневник миссионера" ("Саратовские Епархиальные Ведомости", 1890, №№ 16,17; 1901, №№ 15, 18 и 19); "Автобиография, жизнь в расколе и православии и деятельность епархиального миссионера священника П. Ш." (Саратов, 1892); "Ответы миссионера на вопросы беспоповцев села Самодуровки, Хвалынского уезда" (Саратов, 1890); "Зерцало для беспоповцев" (изд. 2, Саратов, 1890); "Обозрение раскола в Саратовской епархии" (Саратов, 1892); "Ответы на вопросы беспоповца Н. Я-ва об антихристе" (ib., 1892); "Ответы миссионера на 20 вопросов беглопоповца И. Табоякова" (Саратов, 1892) и др.

Шалламель

(Жан-Баптист-Мари-Августин Chalоamel, умер в 1818 г.) — французский писатель. Написал ряд сочинений по истории искусства: "Les plus jolis tableaux de Teniers, Gerard Dow etc." (1839); "Album du Salon de 1840" (1840); "Les merveilles de la France" (1841); "Histoire du Musée de la République française depuis l'Assemblée des notables jusqu'à l'Empire" (1841; 3-е изд., 1857); "Album centenaire" (1889). Ему принадлежат также несколько сборников воспоминаний и повестей: "Un été en Espagne" (1843); "Souvenirs d'un hugolâtre; la generation de 1830" (1885); "Le roman de la Plage" (1863); "Récits d'autrefois" (1884). Более всего Ш. известен популярно-историческими сочинениями: "Les français sous la révolution" (1843); "Histoire populaire de la France" (1851); "Histoire anécdotique de la Fronde" (1860); "La régence galante" (1862); "Grands capitaines amoureux" (1862); "Mémoires du peuple français" (1865-73, 8 т.); "L'ancien boulevard du Temple" (1873); "Histoire de la mode en France" (1874); "Les légendes de la place Maubert" (1877); "Les revenants de la place de Grève" (1879); "La France et les français à travers les siècles" (1883); "Précis d'histoire de France depuis les origines jusqu'en 1883" (1883); "Histoire de la liberté en France" (1886). Более научный характер носят монографии: "Saint Vincent de Paul" (1841; 3-е изд., 1856); "Isabelle Farnèse" (1851); "Madame du Maine ou les légitimes et les légitimés" (1851, 1853); "Histoire du Piémont et de la maison de Savoie" (1860) и "Histoire populaire des papes" (1 изд., 1859; 2 изд., 1861).

Шаллан

(Antoine-Didier-Jean-Baptiste Challan, 1754-1831) — французский писатель и политический деятель. При начале революции служил в судебном ведомстве. Был сторонником конституции 1791 г. и незадолго до падения монархии подписал роялистский адрес к законодательному собранию. За это впоследствии попал в тюрьму и был освобожден только после 9 термидора. В 1798 г. он был избран в члены Совета пятисот, а после 18 брюмера назначен трибуном. Сначала в трибунате, затем в законодательном корпусе Ш. всегда оказывался верным приверженцем Наполеона, но изменил ему, когда тому изменило счастье; есть даже предположение, что он предложил и редактировал постановление законодательного корпуса от 3 апреля 1814 г. о лишении Наполеона престола. Его сочинения: "De l'adoption considérée dans ses rapports avee la loi naturelle, la morale et la politique" (1801); "La meilleure distribution de la propriété" (1806); "Du rétablissement de l'ordre en France" (1814); "Réflexion sur le choix des députés" (1815); "Notice historique sur la vie et les travaux du marquis de Cubières" (1822) и др.

Шалланд

(Лев Адамирович) — юрист. Род. в 1868 г. Окончил курс в СПб. университете, потом работал в женевском и Гейдельбергском университетах. Получил степень доктора философии Гейдельбергского университета. Сдав экзамен на степень магистра международного права, служил в министерстве финансов, потом в министерстве юстиции. В 1903 г. получил степень магистра международного права. Состоит профессором государственного права в Юрьевском университете. Главнейшие его работы: "Das Prinzip der Minorit ä tenvertretung und die Proportionalwahl" (СПб., 1894); "Юридическая природа территориального верховенства" (т. I, СПб., 1903, магист. диссертация); "Вопросы избирательного права" (вып. 1 и 2, СПб., 1905); "Принцип невыдачи собственных подданных" ("Журн. Юридич. Общ-ва", 1896, 10); "Каботажное судоходство в России" ("Экон. Обозрение", 1898, 8); "Международно-правовое отношение" ("Вестник Права", 1900, 8); "Aus der j üngsten Kassationspraxis des Russischen Senats in Fragen des internationalen Privatrechts" ("Zeitschrift f. intern. Privatund ö ff. Recht", XIII); отчеты о движении русского законодательства за 1896—1901 гг. в "Annuaire de l égislation étrangè re"; статья "Конституционные гарантии" в "Конституц. государстве" (2 изд., СПб., 1906).

Шаллер

(Schaller) — два немецких скульптора.

1) Иоганн Непомук Ш. (1777-1842) — ученик венской академии художеств, усовершенствовавшийся в Риме через изучение антиков. Проведя двенадцать лет (с 1812 по 1823 г.) в этом городе, возвратился в Вену уже весьма известным и уважаемым художником и получил в тамошней академии должность профессора, которую и занимал до конца своей жизни. Важнейшие из его произведений — памятники Андрея Гоффера, в придворной церкви в Инсбруке, и императора Франца I в Станиславове (в Галиции), статуи св. Маргариты (украшающая один из венских фонтанов), "Гений Смерти" (на Гинцингском кладбище, близ Вены), "Раненый воин" и "Венера после купанья", группа "Беллерофонт, убивающий Химеру" (в венском музее), бюсты Франца I, императрицы Марии-Людовики, Меттерниха и др.

2) Людвиг Ш. (1804-1865) — племянник предыдущего, был учеником сперва И. Кессмана, а потом своего дяди в Вене; переселившись в 1828 г. в Мюнхен, занимался там под руководством Лейба, Э. Майера и, наконец, Шванталера. Работал самостоятельно с 1831 г. Многочисленные произведения этого художника — идеальные фигуры, портретные бюсты и статуи, рельефы, статуэтки поэтов — свидетельствуют об основательном изучении им натуры и вместе с тем о живости и находчивости его фантазии; в большинстве случаев они столь же хорошо задуманы, как и исполнены. Наиболее удачные между ними — памятник Гердера в Веймаре, "Олимпийские игры" (фриз в здании академии в Карлсруэ), "Эпизоды из жизни живописцев Я. ван-Эйка, А. Дюрера и Г. Гольбейна" (рельефы в мюнхенской старой пинакотеке), статуи "Гигея", "Психея", "Эвридика" и некоторые др.

А. С-в.

Шалль, Грегуар

(de Challes, 1659-1720) — французский литератор. Провел юность очень бурно; был в плену у англичан; затем, получив должность историографа французской эскадры, отправлявшейся в кругосветное плавание, и высадившись в 1691 г. в Индии, исчез, и его дальнейшие похождения вплоть до 1713 г. остаются загадкой. Вернувшись во Францию, Ш. выступил со сборником рассказов: "Les illustres françaises" (1-е изд. в Гааге, 1713; 2-е изд., там же, 1723; 3-е изд. в Париже, 1748; сюда неоднократно включались рассказы, перу Ш. не принадлежавшие). За какие-то цензурные провинности Ш. подвергся в 1719 г. ссылке в Шартр, где и умер в нищете. После его смерти, без обозначения имени автора, был издан журнал его путешествия в Восточную Индию (1721).

Шалль, курорт во Франции

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шалль, Шарль Мишель Анж

(Challes, 1718-1778) — французский живописец, рисовальщик и гравер, ученик доминиканца Андре, Фр. Лемуана и Фр. Буше в Париже, окончивший свое образование в Риме. В 1753 г., за плафон, написанный для конференц-залы парижской академии художеств: "Гений, соединяющий живопись со скульптурой" (находится теперь в одной из зал дворца Фонтенбло), был принят в члены этой академии, в 1758 г. получил в ней должность профессора перспективы, в 1765 г. сделался рисовальщиком королевского кабинета, в 1770 г. был пожалован за свои заслуги в дворяне. Писал масляными красками и а-фреско религиозные, аллегорические и мифологические сюжеты, изготовлял рисунки для происходивших при французском дворе спектаклей, иллюминаций и других праздников, сочинял проекты катафалков и погребальных процессий при похоронах членов французской королевской фамилии и некоторых из иностранных государей и гравировал некоторые из своих композиций. Из его картин, в которых отражается влияние Буше, известны: "Спящая Диана" (находится в брауншвейгском музее), "Страшный Суд" (в хоре церкви des pères de l'Oratoire, на ул. С.-Оноре в Париже) и "Св. Ипполит в темнице" (в церкви этого святого, там же). Лучшая из гравюр Ш. — "Купающаяся девушка".

А. С-в.

Шалон

— шерстяная ткань, редко сотканная из глянцевитой (камвольной) пряжи. Переплетение 4-ремизная саржа.

Шалон-на-Марне

(Châlons sur Marne) — главный город французского департамента Марны, на реке Марне и Марно-Рейнском канале. Старые крепостные стены. Жителей 26 1/2 тыс. Собор, сгоревший в XIII в. и вновь отстроенный Людовиком XIV; красивая церковь Нотр-Дам (XII-XIII вв.). Памятник Карно (1896). Музей древностей и естественноисторический, несколько ученых обществ, 4 газеты. Производство кожевенное, шерстяных и хлопчатобумажных тканей. Торговля шампанскими винами (около 1 млн. бутылок в год), хлебом и масличными семенами. В 8 км от Ш. находится великолепной постройки XV в. церковь Нотр-Дам де л'Эпин, со статуей Богоматери, привлекающей много паломников.

История. Ш. был известен в древности под именем Catalaunum или Durocatalaunum. В 273 г. после Р. Х. император Аврелиан разбил здесь Тетрика, в 366 г. Иовин — алеманнов. Знаменитые Каталаунские воды, на которых потерпел поражение Аттила, лежат ближе к Труа, чем к Ш. В 643 г. Ш. был завоеван графом Гербертом Вермандуа, в 931 г. — Рудольфом Бургундским, в 947 г. — Робертом Вермандуа. В 1147 г. Бернард Клервосский здесь проповедовал крестовый поход. С французской короной Ш. был соединен в 1360 г. королем Иоанном. В 1856 г. Наполеон III устроил в 24 км к северо-востоку от Ш. обширный Шалонский лагерь, занимавший 120 кв. км. В начале франко-прусской войны 1870 г. здесь находилась главная квартира 6-го армейского корпуса (Канробер); позже здесь сосредоточился и 2-й корпус (Фроссар), а затем сюда собрались и здесь укомплектовались остатки армии Мак-Магона и корпуса де Фальи. 21 августа они отступили, сжегши лагерь; 22 августа город был занят немцами. С 1871 г. Шалонский лагерь служит для маневров. В 1896 г. здесь происходили большие маневры в присутствии императора Николая II.

Ср. Barbot, "Histoire de la ville de Châlons" (Шалон, 1854-60).

Шалон-на-Соне

(Chalon sur Saône) — город во французском департаменте Соны и Луары, при впадении канала дю-Сантр в реку Сону, в плодородной, но подверженной наводнениям местности. Окружен старинными стенами. Жителей 26 тысяч. Картинная галерея, рисовальная школа, библиотека, несколько ученых обществ, 4 газеты. Значительный торговый пункт, складочное место для вина, леса, железа, кож и др. Постоянное судоходное сообщение с Лионом. В древности Ш. был известен под именем Cabillo num, населен был эдуями и в императорскую римскую эпоху был уже значительным торговым пунктом. В средние века принадлежал Бургундии, в 1477 г. присоединен к французской короне.

Ср. Chevrier, "Chalon pittoresque et demoli" (П., 1883).

Шалонь

— река Псковской и Новгородской губерний, приток озера Ильмень, иначе Шелонь (см.).

Шалтырь-Кожух

— золотоносная река Томской губернии, Мариинского уезда, вытекает с северной стороны хребта Кузнецкого Алатау, течет на запад, а затем на северо-запад и впадает в реку Большой Кожух с правой стороны. В Ш.-Кожух впадают: справа — золотоносные речки Чиркова, самая богатая, Тачи-Кожух, Тимофеевка, две Павловки, Михайловка, Исаковка, Петропавловка и Ивановка; слева — Луговой Кожух, Андреевка, Сергиевка и Безнадежная. Преобладающими горными породами, в особенности в верховьях, служат граниты, сиениты, диориты, порфириты и метаморфические сланцы. В россыпях встречается немало обломков и валунов кварца, яшмы и диорита. Золотоносный паст рассыпчатый, не вязкий и для промывки удобный. Постель россыпи из тех же вышеупомянутых горных пород. Ш.-Кожух многоводен, с хорошо развитой долиной и со слабым, сравнительно, падением от 8 до 10 вершков на 100 саженей. Россыпи по притокам реки Ш.-Кожуха состоят из тех же горных пород, но преобладают сланцы, которые от обилия в них кварца переходят в кремнистый сланец. Как по Ш.-Кожуху, так равно и по его левым притокам обнаружены во многих местах кварцевые золотосодержащие жилы с содержанием металла от 13/4 до 3-5 и до 7 золотников в 100 пудах руды. Здесь в течение 5 лет, с 1895 по 1900 гг., разрабатывался 2 шахтами. Дмитриевский прииск жильного золота, из которого добыто было за это время 8 пудов золота; ныне, по причине затопления шахт водой, работы прекратилась. В настоящее время по Ш.-Кожуху и его притокам разрабатываются ежегодно от 4 до 6 приисков мелкими артелями, добывающими золота от 20 до 30 фунтов в лето. С 1887 г. по 1900 г. золота на Ш.-Кожухе добыто: россыпного 18 пудов, жильного 8 пудов.

Н. Латкин.

Шалфеев, Петр Иванович

(умер в 1862 г.) — духовный писатель, магистр спб. духовной академии, где преподавал патристику. Труды Ш.: "Святый Киприан, епископ карфагенский, как поборник единства церкви" ("Христианское Чтение", 1858); "Общий обзор отеческой письменности в IV и V вв. (ib., 1860); "О монашестве против протестантов" (ib., 1860); "Св. Григорий Богослов, как учитель веры" (ib., 1861); "Св. Исаак Сирин" (i b., 1861); "Христианство и прогресс" (ib., 1861); "Мысли о православии" ("Дух Христианина", 1862); "Дух и плоть" (ib.).

См. И. Чистович, "С.-Петербургская духовная академия за последние 30 лет" (СПБ., 1889).

Шалфеев, Петр Петрович

— зоолог (1861-93). В 1880 г. окончил курс в с.-петербургской Ларинской гимназии, а затем на естественном отделении физико-математического факультета в с.-петербургском университете. Занимался под руководством профессоров М. М. Усова и Ф. В. Овсянникова. В 1890 г. занял должность ученого хранителя при музее Императорской академии наук. Главнейшие труды: "О развитии Limax agrestis в яйце" ("Труды Спб. Общества Естествознания", XIX, 1887); "Carcinologische Bemerkungen a. d. Zool. Mus. d. K. Acad. d. Wissen." ("Mel. Biol.", XIII).

В. М. Ш.

Предыдущая страница Следующая страница