Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Ч" (часть 3, Чар - Чат)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Ч" (часть 3, Чар - Чат)

Предыдущая страница Следующая страница

Чаргёв

(тат.) — четырехугольник; мера поверхности, употребляемая в низменной полосе Елисаветпольского уезда и равная площади, засеянной пятью тагарами пшеницы (около 150 пуд.).

Чарда

(мадьярск. Csarda) — одинокая корчма или постоялый двор в венгерской степи. В прежние времена служила сборным пунктом для полудиких мадьярских пастухов и для разного рода удалых молодцов — бетьяров, в том числе и настоящих степных разбойников. От Ч. получил свое название удалой национальный танец мадьяр — чардаш (см.).

Чардаки

или Чардаци — наблюдательные пункты вдоль Военной границы (см); их занимали отряды граничар, которые не назначались на другую службу. Гарнизона в каждом Ч. было до 39 нижних чинов, а всего в 101 Ч. состояло 3200 человек, образовавших 17 рот.

Чардаш

или чардас — венгерский танец, состоит из двух частей: анданте и аллегро, обе в две четверти и в том же строе. Каждая мелодия, в 8 или 16 тактов, имеет в конце полную совершенную каденцию с характерным и неизменным рисунком мелодии. Ч. получил художественную обработку у Листа в его фортепианных рапсодиях и у Гроссмана в опере "Тень воеводы".

Н. С.

Чарджуй

— городское поселение, образовавшееся около станции Аму-Дарья (1070 верст от Красноводска) Среднеазиатской железной дороги, на левом берегу реки Аму-Дарьи, на земле, уступленной русскому правительству эмиром бухарским. Жителей 4068 (2651 мжч., 1417 жнщ.), в том числе русских 3501. Широкие прямые улицы, достаточно зелени, много лавок и магазинов, довольно оживленный базар. Ч. — важный торговый центр; товары, идущие в Бухару, Хиву и частью в Афганистан, перегружаются здесь на речные суда, а приходящие оттуда грузы поступают на жел. дор. Стоянка пароходов аму-дарьинской флотилии, поддерживающей сообщение между Патта-Гиссаром (Термез) на Ю и Петро-Александровском (Хива) на С. Церкви православная и армяно-грегор., 3 мечети, приходское, городское и железнодорожное, муж. и женское училища. Военное и общественное собрания. Городской сад; питомник для надобностей жел. дор. Пять хлопкоочистительных завод., транспортные агентства. Городские доходы — 183 3 0 р. У Ч. Средне-Азиатская ж. дор. пересекает Аму-Дарью (см. Чарджуйский мост). В 16 вер. от Ч. лежит довольно крупный бухарский город Чарджуй (Ч. туземный), центр Чарджуйского бекства, с остатками стен и крепостью; жит. 15 тыс. Ст. Ч. (Аму-Дарья) отличается оживленным торговым обменом. В 1900 г. на станцию прибыло 1820244 пд. (воинские грузы, сахар, мануф., лесн. стр. мат., железо, мука, чай, рис, керосин и т. п.); отправлено со ст. Ч. в том же году 963382 пд. (изюм, кожи, ковры, овчины, семя хлопковое, хлопок — 516641 пд., шерсть и пр.).

В. М.

Чарджуйский мост

(Аму-дарьинский мост) — на Аму-Дарье, на Среднеазиатской железной дороге, у Чарджуя (см.); является одним из замечательнейших сооружений и первым по длине (750 саженей; Алекс. мост через Волгу имеет 674,1 саж.) в России. Мост состоит из 25 пролетов по 30 саж., из ферм треугольной американской системы со скошенными концами, с ездой понизу и панелью для пешеходов с верховой стороны. Низ ферм поднят над горизонтом самых высоких вод на 3 саж. На мосту электрическое освещение и телефонное сообщение. Быки состоят из двух колонн диаметром вверху 1,24 саж., внизу 1,72 саж. с расстоянием между центрами 2,60 саж.; верх колонн возвышается над горизонтом самых высоких вод на 2,74 саж., а ниже этого горизонта (104, 2 5 саж. над ур. моря) колонны опущены на глубину около 11 саж. Внизу над поверхностью дна реки колонны попарно связаны железным кольцом и общим кожухом. Вес пролетных частей моста 356000 пд. Постройка моста стоила 3468000 р.; кроме того 1385000 руб. употреблено на регуляционные работы и укрепление берегов. Работы по устройству моста начались 17 окт. 1898 г., а открытие моста состоялось 27 мая 1901 г. До постройки этого моста существовал здесь деревянный мост, длиною около 2 ½ в., представлявший также весьма замечательное сооружение.

В. М.

Чарек

чаряк (тат.) — четверть, четвертая часть. Ч. применяется в Закавказье ко всем мерам, а также к единицам распределения земли, воды и податей (см. Атпа). Хотя в некоторых местах Ч. сделался специальной мерою веса, жидкости и проч., однако, понимается в значении четверти более крупной меры.

Чарльстон

(Charleston) — город в североамериканском штате Южная Каролина, на берегу Атлантического океана между устьями рек Эмли и Купер. Жителей 55807 (1900 г.). Просторная и спокойная гавань. Вход в гавань защищен несколькими фортами. В 1898—99 гг. вошло иностранных судов паровых 89 и парусных 20. Оживленное каботажное судоходство. Ввозится на сумму около 1 млн. долл., вывозится на 8 с лишком млн. долл. (хлопок и его семена, хлопчатобумажные ткани, пшеница в зерне и муке). Железные дороги подвозят к Ч. с Ю, З и С главнейшие предметы торговли, обороты которой достигают до 75,7 млн. долл. ежегодно. Производства бочарное, канатное, хлопчатобумажное, фабрикация искусственных удобрений, мукомольные и рисовые мельницы. Общая сумма годового производства всех промышленных заведений свыше 15 млн. долларов.

История. В 1776 г. английский флот был разбит перед Ч. В 1861 г. (12 апр.) обстреливанием форта Сумтер в Чарльстонской гавани войсками южан начались военные действия сев. амер. междоусобной войны. Ч. оставался во все время войны в руках южан и лишь 18 февр. 1865 г. взят союзными войсками. В 1886 г. (31 авг.) Ч. пострадал от землетрясения.

Чарльтон

(Джон Сharlton; род. в 1849 г.) — английский живописец, получил образование в Ньюкэстльском художественном училище и вскоре за тем составил себе известность искусством изображать животных, преимущественно лошадей, которые играют главную роль почти во всех его произведениях — жанровых сценах среди пейзажа и батальных композициях. Много рисунков помещал он в разных иллюстрированных изданиях и с 1870 г. является со своими картинами почти ежегодно на выставках Лондонск. королевской акад. Лучшие из этих картин — "Бороненье", "Контраст", "Зимний день", "Освобождение" и нек. др. После английской военной экспедиции 1882 г. в Египет, он все более и более занимается батальным родом живописи. Одно из новейших его произведений в этом роде — " Процессия на Трафальгарском сквере в день юбилея королевы Виктории".

Чарнецкий, Максимилиан

(Czarnecki) — польский писатель XVII столетия. Его труды: "Mnemosynon virtutis" (Краков, 1613) и "Sapho Slawiań ska" (1646).

Чарнецкий, Стефан

(1599—1665) — киевский воевода, коронный гетман. Участвовал в войнах со шведами, русскими и казаками. Первый ввел в польских войсках партизанскую войну. См. Jenike, "St. Czarniecki, urywek historiczny" (1891); Pawiń ski, "St. Czarmecki. Kilka nowych Szczega łow" ("Ateneum", 1891, т. II); Czermak, "Przeprawa Czarnieckiego na wyspę Alsen" (Львов, 1885). Существует поэма под заглавием "Stephan Czannecki" (Kozmian, Познань, 1858).

Чарново

— селение в Польше, на правом берегу Нарева, в 2 верстах от впадения от него реки Вкры. В войну 1806—1807 гг. близ Ч. последовало первое столкновение русских войск с французами. Один из авангардов нашей главной армии, под начальством ген. Остермана-Толстого (7 батальонов, 4 гусарских эскадрона, 1 казачий полк, батарейная рота и 6 кон. орудий), был 11 (23) декабря 1806 г. атакован частью неприятельской армии (около 40 тыс.), при которой находился сам Наполеон. Несмотря на полную несоразмерность сил, русские войска держались с необычайным упорством в течение 12 часов и отбили несколько стремительных атак противника. Ночью Остерман отступил к Насельску, без помех со стороны неприятеля.

Чарнолуский

(Владимир Иванович) — писатель; род. в 1865 г. Получил образование в Московском и Киевском университетах. Состоял секретарем СПб. комитета грамотности до его закрытия. Совместно с Г. А. Фальборком (см.) состоит редактором первого всестороннего исследования народного образования в России, начатого СПб. комитетом грамотности и заканчиваемого Имп. вольн. экон. общ. ("Начальное образование в России"; до 1903 г. вышли тома 1, 2 и 4). В 1899 — 1903 гг. издал совместно с Г. А. Фальборком книгу "Народное образование в России", а затем "Настольную книгу по народному образованию", заключающую в себе полный свод законов, распоряжений и справочных сведений по всем вопросам школьного и внешкольного образования. Кроме того, напечатал ряд статей по вопросам народного образования в "Русск. Богатстве", "Сев. Вестнике" и др.

Чарнолусские

— дворянский род, записанный в VI часть родословной книги Черниговской губернии. Родоначальники его, Иван и Николай, были сотниками Стародубского полка. Герб внесен в IX часть Гербовника.

Чарномин

(Чарномины, Черномин, Разбойна, Медумовка) — село Подольской губернии, Ольгопольского уезда, при реке Савраньке Чечельницкой, у станции Попельни Юго-зап. жел. дор. 3150 жителей. Мельница; сахарный завод, вырабатывающий до 300 тыс. пуд. сахара в год.

Чарноцкий, Адам

— см. Доленга-Ходаковский.

Чарноцкий, Войтех

(Czarnocki) — польский писатель XVII столетия, иезуит. Им напечатано несколько слов и проповедей на различные случаи. Из них более других замечательно: "Malogramat" (Краков, 1636).

Чарныш, Иван

— генеральный судья малороссийского войска. Участвовал в доносе, поданном Кочубеем в 1708 г., Петру Великому, на гетмана Мазепу; комиссия, наряженная для исследования этого дела, выдала Ч. гетману головою, но Мазепа простил его. По смерти Скоропадского, Ч. был назначен (1721) председателем судной канцелярии; в 1723 г. был вытребован в С.-Петербург и, подозреваемый в измене, посажен в крепость, но по кончине Петра Великого возвращен на родину.

Чарныш, Осип

— писатель-переводчик; воспитывался в вольном благородном пансионе при Московск. унив. Напечатал: "О христианской любви и терпении" (в сборняке "Распускающийся цветник", 1787); "Норстон и Сусанна, или коловратность рока" (перевод в сборн. "Полезное упражнение юношества", 1789); "Два возраста" (ib.); "Географическое описание Азии", аббата де ла Кроа (с франц., М., 1789). Op. A. И. Неустроев, "Историч. розыск. о рус. поврем. изданиях и сборниках за 1703—1802 гг." (СПб., 1874).

Чаровница

колдунница, двулепестник (Circaea L.) — род растений из семейства кипрейных (Onagraceae). Многолетние травы с мелкими белыми или красноватыми цветками в кистях. Цветки симметричные, двучленные: чашелистики, лепестки и тычинки по 2, завязь двугнездая, плод 1—2-семенной орешек, покрытый крючковатыми щетинками. Известны 7 видов в умеренной и холодной зонах. В Европейской России нередки в лесах С. alpina L. (в северной и средней России) и С. Lutetiana L. (идет менее далеко на север).

Чародейство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Чартизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Чартизм (дополнение к статье)

— См. Р. Гаммедж, "История чартизма" (СПб., 1907); Е. Кувшинская, "Борьба рабочих за политическую свободу в Англии" (СПб., 1907); H. В. Чайковский, "Чартизм" (СПб., 1906, брош.); С. Боркгейм, "Чартистское движение в Англии" (М., 1905; брош.).

В. В—в.

Чартория Новая

— местечко Волынской губернии, Новоград-Волынского уезда, в 8 верстах от станции Печановки Юго-Западной железной дороги, при реке Случи. Древнее поселение; здесь находили кремневые полированные орудия; на берегу реки остатки валов (по преданию — древнего города Горбовицы, с которым связаны народные легенды). В летописи упоминается под 1499 г. 1897 жит., православная церковь, католическая каплица, кирпичные заводы, большая паровая мельница. Вблизи село Старая Ч., с курганами.

Чарторыйск

(Чарторийск, древний Черторыеск) — местечко Волынской губернии, Луцкого уезда, на левом берегу реки Стыри, в 12 верстах от разъезда Ч. Киево-Ковельской железной дороги. Очень древнее поселение. На берегу реки круглое городище в 172 саж. в окружности, с остатками каменных стен; вблизи земляная насыпь, сооруженная, по преданию, в 1812 г. В летописях Ч. упоминается уже под 1100 г., когда он вместе с Дубно и Острогом достался кн. Давиду Игоревичу Владимирскому. Около 1142 г. принадлежал Святославу Ольговичу; в 1228 г., по смерти Мстислава Немого, достался в удел Даниилу, но вскоре перешел во владение Пинских князей. Во время польского владычества принадлежал кн. Чарторыйским. 1933 жит., 2 православных церкви, синагога, водяная мельница, лесная пристань, 5 ярмарок, много ремесленников.

П. Т.

Чарторыйские

или Чарторижские, Чарторыжские — знаменитый княжеский род в Литовском, затем в Литовско-Польском государстве, получивший фамилию от названия родового владения Чарторыйск (над рекою Стырь). Происхождение рода в точности неизвестно. В грамоте, которую пожаловал будто бы Ч. король Владислав III, они называются братьями или родственниками (consanguinei) короля. Основываясь на этой грамоте, польские геральдики (Папроцкий, Окольский, Коялович, Несецкий и др.) выводили род Ч. от Любарта, Корыгелла или Константина, сыновей вел. князя литовского Ольгерда. В настоящее время достоверность упомянутой грамоты подвергнута сильному сомнению; исследователи склоняются к мнению, что Ч. русского происхождения. Первый Ч., существование которого засвидетельствовано несомненно историей, был князь Василий, живший в первой половине XV в. Сыновья его Иван, Александр и Михаил принимали участие в заговоре на жизнь великого князя Сигизмунда, который и пал от их руки в 1440 г. Они и потомки их занимали выдающиеся должности в Литовско-русском государстве и играли немаловажную роль в судьбах своей родины. Александр Федорович Ч. († в 1571 г.), волынский воевода, и его брат Иван немало содействовали заключению люблинской унии. Сын последнего, Юрий († в 1622 г.), перешел из православия в католичество и был ревностным поборником этого вероисповедания, оказывая сильное покровительство иезуитам. После его сына Николая-Юрия († 1622) род Ч. разделился на две линии: клеванскую, старшую, существующую и до сих пор, и корецкую, младшую, прекратившуюся в 1810 г. В XVIII в. Ч. приобрели столь могущественное положение в Речи Посполитой, что от них стала зависть ее судьба. При короле Августе II I (1735 — 63) образовались две политических партии, соперничавших между собою из-за власти в государстве. Во главе первой стояли Ч. — Фридрих-Михаил, подканцлер, потом канцлер литовский, и брат его Август-Александр, — во главе второй — Потоцкие. Вожди обеих партий сознавали необходимость реформы в строе Речи Посполитой и вместе с тем понимали, что осуществить эту реформу возможно только при помощи иностранных держав. Партия Ч. (так называемая фамилия), пользовавшаяся расположением королевского двора, искала поддержки в России, Австрии и Англии, Потоцкие же, враждебные двору, опирались на шляхту и обращались за помощью к Франции, Турции и Швеции. Ожесточенная борьба между париями еще более усиливала анархию в стране, и реформаторские стремления не имели никакого успеха. Только после смерти Августа III, во время бескоролевья 1763 — 64 г., Ч. удалось отчасти осуществить проект реформ (см. Польша). Ч. не потеряли своего первенствующего положения и в дальнейшей истории Польши (см. ниже). См. Ad. Boniecki, "Poczet rodów w wielkiem ksi ęstwie litewskiem w XV и XVI w. (Варшава, 1887); Zychhnski,"Zł ota ksi ęga szlachty polskiej" (т. VII); K. Waliszewski, "Potoccy и Czartoryscy, walka stronnictw i programow politycznych przed upadkiem Rzpltej" (Kpaков, 1887); "Ad Bomecki, Herbarz polski" (Варшава, 1900, т. III).

В. Новодворский.

Князья Ч. обладали богатейшей библиотекой, которая была известна еще в XVII в. и помещалась в Пулавах (ныне Новая Александрия Люблинской губернии). Пополненная в начале XIX в. Адамом Ч., она вмещала до 15000 томов; после приобретения библиотеки Фаддея Чацкого число томов, касающихся Польши, возросло до 9000, а число рукописей до 1558. В 1824 г. сочинений общего содержания в ней было 22110, а посвященных Польше — 16818. В 1831 г. библиотека, равно как и часть фамильного архива Ч., перешли в архив генерального штаба и Имп. публичную библиотеку; немало из нее было перевезено в Париж и в Галицию (ср. Иконников, "Опыт русской историографии").

Есть еще Чарторыжские и Чарторыские (или Черторыские) — древний русский род, записанный в VI ч. род. кн. Московской губ. и ведущий начало от Кондратия и Ивана Ч., значащихся в боярских книгах и верстанных поместным окладом в 1643 г. Герб их внесен в IX ч. Гербовника. Кроме того, существуют еще дворянские роды Чарторижских, Черторижских и Чарторийских позднейшего происхождения.

В. Р—в.

Чарторыйский, Адам Казимир

— польский государственный деятель (1734 — 1823). Образование свое завершил за границею, путешествуя по Германии, Франции, Италии и Англии; в последней стране Ч. проникся пристрастием к английским порядкам. Женился на наследнице громадных владений, Изабелле Флемминг. Получив должность генерала земель подольских, играл немаловажную роль в политической жизни Речи Посполитой; был даже кандидатом на польский престол, от которого отказался в пользу своего двоюродного брата, Станислава Понятовского. Как комендант варшавского кадетского корпуса и член эдукационной комиссии, оказал немаловажные услуги делу просвещения. Четырехлетний сейм посылал его в Дрезден с поручением предложить польскую корону курфюрсту Фридриху-Августу. В 1805 г. он принимал в Пулавах императора Александра I, что возбудило в польском обществе сильную надежду на осуществление политического плана, составленного сыном Ч., кн. Адамом Юрием (см. ниже). Взятый в плен кн. Иосифом Понятовским во время войны Наполеона с Австрией (1809), Ч. переменил австрийское подданство на подданство Варшавского великого герцогства, хотя и был австрийским фельдмаршалом (с 1 января 1808 г.). В 1812 г. был маршалом варшавского сейма. Написал несколько литературных произведений, из которых некоторые были напечатаны, как, например, комедии: "Panna па wydaniu" (Варшава, 1774) и "Kawa" (1779). См. L. Dę bicki, "Putawy".

Чарторыйский, Адам Юрий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Чарторыйский, Константин Адам Александр Казимир

— польский генерал (1773—1860). Вместе с своим старшим братом, Адамом Юрием, путешествовал за границею для довершения образования. В 1795 г. оба брата должны были отправиться в СПб; младший, по вступлении на престол императора Павла, назначен был бригадным генералом и адъютантом при великом князе Константине Павловиче. Когда в 1798 г. Адам Юрий Ч. отправился послом к сардинскому двору, Константину Адаму Ч. разрешено было возвратиться в Пулавы к родителям. В 1809 г., во время войны Наполеона с Австрией, он сформировал на свой счет полк и сражался с австрийцами, как генерал Варшавского великого герцогства. В 1812 г. он принимал участие со своим полком в русской кампании Наполеона и отличился при взятии Смоленска. Тяжело раненый под Можайском, он оставил ряды войска. После образования Царства Польского был назначен генерал-адъютантом императора Александра I. С 1830 г. до самой смерти жил частным человеком в Вене.

Чаруковский, Аким Алексеевич

(1798—1848) — доктор медицины и хирург, образование получил в Черниговской семинарии и СПб. медико-хирургической академии, в которой окончил курс в 1820 г. В качестве военного врача находился в турецкой кампании 1828 и 1829 гг., а потом в войне против польских мятежников. В 1837 г. переведен в медицинский департамент министерства внутренних дел, а в 1844 г. назначен старшим лекарем Воронежского кадетского корпуса и Воронежского батальона военных кантонистов. Ч. напечатал: "De hydrope in genere" (диссертация, СПб., 1825); "Военно-походная медицина" (СПб., 1836 — 37); "Народная медицина, примененная к русскому быту и разноклиматности России" (СПб., 1844 — 47, 2-е издание под заглавием "Медицина и гигиена", СПб., 1851) и др., а также ряд статей в медицинских журналах.

Чаруковский, Прохор Алексеевич

(1790—1842) — известный терапевт, брат Акима Алексеевича Ч. Первоначально учился в Черниговской семинарии (с 1802 по 1810 г.). В 1812 г. поступил в СПб. медико-хирургическую академию, в которой окончил курс в 1816 г. и оставлен при ней в звании адъюнкт-профессора математики и физики. В 1818 г. отправлен за границу, где занимался, преимущественно, физиологией, патологией и терапией. По возвращении в С.-Петербург в 1822 г. был назначен адъюнкт-профессором терапии и определен ординатором в Военно-сухопутный госпиталь. В 1823 г., за диссертацию "De haemopthysi" (СПб.). удостоен степени доктора медицины. В 1824 г. назначен преподавать в Академии семиотику. В 1825 — 1827 гг. состоял редактором журнала Императорского человеколюбивого общества. В 1828 г. назначен профессором клинической терапии и редактором "Военно-Медицинского Журнала" (1828—34). В 1830 г. ученый секретарь Академии. Кроме изданных им сочинений: "Патологической семиотики" (СПб., 1825, 2-е изд. 1841) и "Опыта системы практической медицины" (СПб., 1833—40), он участвовал во многих русских и иностранных медицинских журналах. Ч. первый ввел в России выстукивание и выслушивание, как методы объективного исследования больного.

Чархал

(Чалкар) — озеро или, как его называют уральские казаки, Чархальское морцо, лежит в 60 верстах на ЮЮВ от города Уральска в Зауральской части Уральской области (Уральского уезда). По последним сведениям (1895), озеро имеет 48 верст в окружности, длинный поперечник его с С на Ю равен 16 вер. Прежде озеро было большей окружности, берега его были с двух сторон довольно круты; теперь со всех сторон они пологи. С СЗ и ЮВ озеро окружено меловыми горами Сантасом и Сасаем (не более 13 саж. выш.). Ч. принимает 2 реки: Карак-Анкоты и Куцерли-Анкоты — обе с вост. стороны. Водами этих речек озеро и питается. Избыток воды изливался ранее из оз. Ч., лежащего в общем выше горизонта наивысших вод реки Урал, через р. Солянку, которая соединяла озеро с Уралом, откуда заходила в Ч. из Урала рыба, даже красная (как исключение). В настоящее время исток прежней р. Солянки (42 вер. длины) представляет простой сухой овраг, и сообщения с Уралом давно уже не было. Длина pp. Анкоты 40 и 70 вер.; они берут начало с кряжа между pp. Утвою и Ч. Озеро Ч. довольно глубоко: промерами 1895 г. найдена глубина 3 саж. Вода солоноватая (весною — 0,39%), зимою не годна для питья. Дно сев. части состоит из "баткак" — черный ил из органических остатков, преимущественно растительных; южная и вост. части с песчаным дном. В отношении фауны Ч. типично реликтовое озеро, в котором нашлись даже такие морские рыбы, как селедочка Cl. cultriventris, Nord. var. Tcharchaliensis, Bor. В общем озеро замечательно богато крупной рыбой — судаком, лещом, сазаном, окунем, чехонью и др. Будучи замкнутым, оно слишком подвержено неумеренному вылову, а потому заловы рыбы в нем падают. Так, залов 1880-х годов был 27—38 тыс. пд., в 1890-х гг. всего 8—13 тыс. пд. Рыболовством занимаются уральские казаки (до 200 чел.), которым помогают киргизы. Лов производится зимою подо льдом громадными (до 1 вер. длиною) неводами, вытягиваемыми посредством воротов. Главным затруднением для лова служат "храпы", т. е. неровности ледяной поверхности: если лед становился при бурной погоде, нижняя сторона льда (обращенная в воду) — имеет выступы, которые портят невод. Только эта естественная преграда и спасает рыбу от окончательного истребления.

Чарыков

(Валерий Иванович, 1817—1884) — писатель. По окончании курса в Павловском кадетском корпусе, служил на Кавказе, участвовал в делах с горцами: был полевым почт-директором Крымской армии, затем губернатором Вятским и Минским. Его труды: "Заметки о торговых путях в Восточной Сибири" ("Географические Известия", издав. Русск. Географ. общ., 1851), "О торфяном производстве" (Москва, 1860) и "Памятная книжка Симбирской губ. на 1868 г." (Симбирск, 1868).

Чарыковы

— старинный дворянский род, записанный в VI часть родословной книги губерний Тамбовской, Пензенской, Рязанской, Самарской, Саратовской и Херсонской и ведущий происхождение от Степана Самуйлова, "за храбрость" на войне жалованного царем Алексеем Михайловичем вотчинами. Герб внесен в V часть Гербовника. Есть еще несколько родов Ч. более позднего происхождения (II ч);

Чарыш

— левый приток Оби, Томской губернии, Бийского уезда; берет начало на Коргонском плоскогорье в Чарышских белках. От истока своего река течет на З; затем, описав дугу на С и СВ, течет в сев. и сев.-зап. направлениях до впадения в нее р. Локтевки; здесь река при сильно извилистом течении делает поворот к СВ, обтекая упирающийся в нее Бащалакский хребет, поворачивает к В и частью к ЮВ, от устья р. Калманки к СВ, далее к СЗ вплоть до впадения своего в р. Обь. Ч., стесненный Ануйскими и Бащалакскими горн. хребтами справа, Кергонскими, Тигеркскими и Колыванскими слева, течет крайне извилисто, делая многочисленные и частые повороты. В верховьях и почти до самой р. Локтевки течение быстрое, порожистое, долина узка и камениста. От с. Локтевки долина реки расширяется и течение делается более медленное, а сама река глубже. Длина реки до 350 вер., шир. в начале до 2 саж., затем 10 — 15 и 25, а ниже Локтевки до 90 саж., в низовьях до 100 и более саж.; глубина в начале небольшая, далее делается до 1 арш., а в низовьях до 5 арш. От р. Коргона до Локтевки река сплавна, а далее весною судоходна для мелкосидящих судов, а до Белоглазовой доступна даже для небольших пароходов во все лето, исключая засушливого. Горы, ограничивающие долину Ч., состоят из белого, кристаллического известняка и серого глинистого сланца. Следами перелома пластов служат глубокие трещины, которые в известковых породах, будучи размыты водою, превратились со временем в обширные пещеры. В верховьях речная долина чрезвычайно живописна, но не населена. Население на реке появляется ниже р. Коргона, и по берегам реки расположено, в особенности в низовьях, много селений и деревень. Из многочисленных притоков более значительные: Коргон, Локтевка, Белая, Иня, Тулата, Калманка, Маралиха и др.

Н. Л.

Чарышская пристань

(Усть-Чарытская) — селение Томской губернии, Бийского уезда, на левом берегу реки Оби. Жителей до 1500. Обширная торговля хлебом и другими сельскими продуктами; в урожайный год отсюда сплавляется до 3 млн. пуд. хлебных товаров. Базары.

Чарышское

(Белоглазово тож) — село Томской губернии, Бийского уезда, при реке Чарыш, на почтовом тракте из города Барнаула в г. Змиев. Сельское училище, почтовое отделение, приемный покой; жителей до 600. Ежегодно ярмарка, несколько лавок, этап, казенная винная лавка. В 1822 г. село было назначено уездным городом Чарышского уезда, но в 1827 г. снова обращено в село, а уездное управление переведено в город Бийск; с тем вместе уничтожен был и Чарышский уезд. В окрестностях села месторождения белой глины и жернового камня.

Н. Л.

Час досуга

— I. Название 3 ежемесячных журналов для юношества, издававшихся в СПб. под редакцией С. И. Бурнашевой: 1) в 1858—59 гг.; 2) в 1860—61 гг. и 3) в 1862—63 гг. II. Журнал для любителей выпиливания, издававшийся в СПб. в 1893—95 гг.

Час прикладной

— см. Приливы и Отливы.

Час, единица времени

— единица времени, равная 1/24 суток среднего времени. Один Ч. среднего времени = 1 ч. 9,8565 секунд звездного времени (см. Время). Ч. делится на 60 минут, минута — на 60 секунд. У всех цивилизованных народов ныне принято считать Ч. до 12 от полуночи до полудня и наоборот. На астрономических Ч. счет ведется от 1 до 24, причем началом суток считается полдень (см.). Деление суток на 24 Ч. было известно уже ассиро-вавилонянам. Последние, а вслед за ними греки и римляне считали начало суток с восхода солнца. Так как день и ночь заключали по 12 ч., то длина Ч. была неодинакова в различные времена года. О счете Ч. в древней Руси — см. День.

Час, путевая мера

— С древних времен принято было измерять расстояние временем, в течение которого пешеход мог, идя с обычной скоростью, пройти определенную часть пути. Считая обычную скорость пешехода 1 км в 12 минут, имеем, что Ч. пути равняется 5 км. В Швейцарии до 1876 г. путевой Ч. (нем. Wegstunde, франц. lieue i tiné raire) был узаконенной мерой и равнялся 4,8 км.

Часар

(Франц Csaszar, 1807—1858) — мадьярский писатель. Напечатал несколько сочинений по мадьярскому вексельному праву, а также довольно много произведений беллетристических и поэтических, оригинальных и переводных с итальянского (Альфьери, Беккария, Сильвия Пеллико, Данте). В марте 1850 г. он основал политическую газету "Pesti Naplo". Главные его произведения: "K ö lteimenyei"; "Sonett-Koszoru" (Река-Фиуме, 1831); "Krit ikat erdeklö levelek" (Пешт, 1831); "A n ö telen philosophus"; "Grammatica Ungherese" (1833); "Вессаriа a b ünökröl es büntetesekrö l" (Загреб, 1831); "Orestes es Sofonisbe" (Пешт, 1836).

Чаславский

(Василий Иванович) — статистик (1834—1878). Был мировым посредником; позже состоял редактором статист. отд. мин. госуд. имущ. Участвовал в экспедиции по исследованию хлебной торговли и производительности в России, а также в комиссии по составлению программы сведений о сельской общине. Главные его труды: очерки хлебной торговли в "Трудах экспедиции Вол. Экон. и Геогр. обществ" (1869—79) и статьи "Земледельческие отхожие промыслы" (в "Сборн. госуд. знаний", т. II, 1876) и "Вопросы русского аграрного устройства" ("Отечественные Записки", 1878, № 8); им же составлена первая подробная почвенная карта Европ. России, изданная после его смерти департаментом земледелия, с объяснительным текстом В. В. Докучаева.

А. Ф—тов.

Часлау

(Czaslau, чешск. Саslav) — город в Чехии. Около 10 тысяч. жителей. Церковь Св. Петра и Павла, с башней (89 м); в ней был погребен Жижка, но в 1623 г. его останки были удалены из церкви по повелению императора Фердинанда II. В 1880 г. Жижке был воздвигнут великолепный памятник на площади Рине. Сахарные, винокуренные и пивоваренные заводы. О сражении при Ч. см. Хотузиц.

Часовенское

— село Архангельской губернии и уезда, на Двинской протоке и острове Лисьеостровском, в 9 верстах от губернского города. Прежде называлось Лисьеостровским. Одно из древнейших сел в губернии; упоминается под именем Лисьеострова в 1398 гг. и в Двинской грамоте 1472 г.

Часовни

— так называются малые церкви, без алтарей. Они ставились над входом в подземные кладбища, а также над подземными церквами, устроившимися на гробах мучеников. Таким образом, часовни служили надгробными памятниками и обозначали места нахождения престолов. Такое назначение они имеют и теперь. Кроме того, они устраиваются на местах, ознаменованных какою-нибудь милостию Божиею, или в воспоминание важных событий церковно-государственной жизни. Ч. назначаются главным образом для общественных молений христиан. Обычай устраивать Ч. ведет свое начало из глубокой древности христианского мира; на них указывают деяния трулльского собора и капитулярии Карла Великого. В Греции Ч. известны под именем εύκτήρια или οίκοι προσευχής — дома молитвы; в римско-католическом мире они называются сарае или capellae, на польском kaplicy, и устраиваются в домах и на открытых местах, дорогах и перекрестках; для служения в домовых молельнях в замках рыцарских и дворцах бывали capellani. В Россия Ч. появились с водворением христианской веры. Ревностные ее проповедники нередко на местах языческих требищ и мольбищ водружали крест и сооружали Ч. Так, где в Новгороде стоял истукан Перуна, а в Ростове чествуем был Велес, или Волос, там были устроены Ч. Св. Стефан, просветитель Перми, поставил несколько Ч., существующих доселе. Отшельники строили в дебрях часовенки, которые иногда бывали рассадниками монастырей и церквей. Убогая часовенка, срубленная препод. Сергием в чаще радонежских лесов, положила начало знаменитой в отечественной истории лавре. Строгие правила о Ч. явились в России в царствование императора Петра I, ввиду тайного богослужения, которое раскольники совершали в Ч. Указы 1707 и 1722 гг. требовали, без всякого ограничения, чтобы разобраны были все Ч., как раскольнические, так и православные, и не дозволяли постройку никаких Ч. Однако эти указы не везде исполнялись, вследствие крайней нужды в Ч.: в некоторых местах церкви были отдалены от селений и Ч. отчасти заменяли их. Поэтому вслед за получением указа о разобрании Ч. стали поступать прошения в святейший синод, чтобы он дозволил Ч. не разбирать. В 1727 г. дозволено было восстановлять прежние Ч. и строить новые; но в 1734 г. был подтвержден указ 1707 г. о нестроении вновь Ч. и дозволено лишь не разбирать прежние. Между тем во многих местах Ч. были совершенно необходимы, по отдаленности селений от церквей. Во многих местах решились строить Ч. без дозволения начальства, надеясь, вероятно, впоследствии доказать, что часовня существовала до 1734 г. Может быть, правительство знало о построении многих из них, но, сознавая нужду в них для селений, не преследовало строителей, когда убеждалось, что в данной часовне собираются православные, а не раскольники; в противном случае Ч. разбирались, несмотря ни на какие просьбы. При усиленной просьбе оставить часовню для моления мимо ходящих и едущих людей, святейший синод дозволял ставить столб с иконою на месте часовни, а просителям, желавшим выстроить часовню для собирания подаяний на церковь, святейший синод разрешал ставить на столе икону. В 1853 г. поля 28-го последовал синодский указ о том, чтобы располагать прихожан к постройке церквей, где они нужны, допуская строение их в простейшем виде и не препятствуя постройке часовен, с тем, чтобы в последних православные причты по временам отправляли славословия. В 1865 г. последовал именной указ, объявленный сенату святейшим синодом, о предоставлении епархиальным архиереям права самим разрешать постройку Ч. как в селениях, так и в городах, кроме столиц, а также окончательно разрешать дела о самовольном построении или перестройке Ч. См. И. Снегирев, "Часовни в русском мире" ("Душеполезн. Чтение", 1862, XI); прот. К. Никольский, "О часовнях" (СПб., 1889).

Часовой

(воен.) — солдат, поставленный от караула на пост с ружьем или обнаженным холодным оружием. Обязанности Ч.: бдительно охранять свой пост и все, порученное его надзору, и не оставлять поста, пока не будет сменен или снят, хотя бы жизни его угрожала опасность. Если поблизости поста произойдет шум, драка и т. п., то Ч. требует прекращения беспорядка или сообщает о том караульному начальнику через проходящих людей, свистком или другим способом. Ч. исполняет приказания караульного начальника, караульного унтер-офицера и своего разводящего; только эти лица имеют право сменить его или снять с поста. Ч. обязан ничем не отвлекаться от неослабного надзора за постом, не выпускать из рук и никому не отдавать своего ружья, за исключением случая, когда получит на то личное повеление Государя Императора. Ч. запрещается садиться, спать, есть, пить, курить, петь, разговаривать, принимать деньги и т. п. Он может употребить оружие для защиты охраняемого лица, поста или самого себя и против арестанта, совершающего побег, когда лишен возможности достигнуть цели иным способом. Ч. бывают наружные и внутренние, одиночные и парные. Сменяются Ч. через 2 часа, а в сильные морозы и при жаре — через час. За нарушение своих обязанностей Ч. подвергаются суровой уголовной ответственности, причем различается нарушение обязанностей, общих для всех Ч., и тех, для исполнения коих учрежден данный пост. Особо выделены кража имущества, вверенного охранению Ч., и умышленное упущение арестантов (ссылка в каторжные работы). Закон именует Ч. лицом неприкосновенным. Оскорбление его, неисполнение его требований, сопротивление ему и нападение на него, как со стороны военнослужащих, так и со стороны граждан, поставлены под угрозу особо повышенных наказаний. За насилие против Ч., охраняющего особу Государя Императора, положена смертная казнь. На обязанности Ч. в сторожевой цепи лежит наблюдение за противником.

Часовой угол, круг

— см. Экваториальные координаты.

Часовщик

(Anobium pertinax) — жук из семейства притворяшек (Ptinidae), принадлежащий к роду точильщиков (Anobium);см. Притворяшки.

Часослов

— церковно-богослужебная книга, относящаяся к общественному богослужению. В противоположность Служебнику, Ч. предназначается для чтецов и певцов. Он заключает в себе неизменяемые молитвословия ежедневных служб церковных — утрени, полунощницы, часов с междочасием, изобразительных, вечерни и повечерия. От службы часов и самая книга получила свое название. Кроме того Ч., как и Служебник, содержит в себе чины и молитвы, присоединяемые к означенным службам круга дневного, каковы: утренние молитвы, последование возвышения панагии, благословение трапезы, канон Богородице и молитвы на сон грядущим. Присоединяются также к Ч. краткие изменяемые песнопения, которые бывают одни и те же во многих службах известного дня: тропари, кондаки, богородичны, прокимны и причастны, принадлежащие к богослужению круга седмичного и годового. Есть в Ч., как и в Служебнике, месяцеслов с тропарями, кондаками, прокимнами, причастными, величаниями и указаниями евангельских и апостольских чтений. Наконец, при нем прилагаются зрячая пасхалия, индиктион и лунник, чтобы знать, в какие дни приходятся подвижные праздники и посты. Ч. различается великий и малый: последний есть сокращение первого. Основное содержание Ч., как и Служебника, носит на себе печать глубокой древности. Первоначальное составление книги приписывается преп. Савве Освященному: она заключала в себе тогда чинопоследования ежедневных церковных служб. Дополнения к Ч. сделаны, как полагают, св. Иоанном Дамаскином и Феодором Студитом. Однако, Ч. и после того был дополняем как в церкви греческой, так и в русской, которая заимствовала от первой самый Ч. и дополнения к нему. Малый Ч., по-видимому, предназначался первоначально для бедных церквей, так как он заключает в себе по местам и устав; кроме того, он издавался и с учебною целью.

Части предложения и части речи

(грамм.) — в современной научной грамматике не различаются с такою последовательностью, какую безуспешно старается провести школьная грамматика, насчитывающая пять Ч. предложения — подлежащее, сказуемое, определение, дополнение и обстоятельство — и девять Ч. речи — имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз и междометие. Невозможность ясного различения этих двух видов грамматических категорий явствует уже из того, что речь всегда состоит из предложений, и без предложений нет речи. Поэтому каждая Ч. речи непременно должна быть и Ч. предложения, и наоборот. Ввиду этого данная Ч. речи может быть иногда только одною, вполне определенною Ч. предложения (напр., наречие всегда бывает обстоятельством). С другой стороны, некоторые из выше упомянутых категорий должны характеризоваться одними и теми же признаками и как часть предложения, и как Ч. речи. Напр., союз считается Ч. речи, но мы с большим даже правом можем причислять его к Ч. предложения, так как только в предложении проявляется функция союза. То же можно сказать и о предлоге. Признавая неудовлетворительность различения Ч. речи и Ч. предложения, научный синтаксис пытается разъяснить эти термины, исходя из предложения, как единицы речи. Из новейших попыток разрешения этого вопроса выдаются две: одна принадлежит немецкому ученому Дельбрюку (1893), другая — покойному харьковскому профессору Потебне (1874). Дельбрюк различает пять частей предложения (или речи: он не делает различия между этими терминами) по их употреблению: 1) слова, образующие субстрат речи (причем субстрат понимается в таком широком смысле, что он обнимает подлежащее, дополнение и все выражаемые падежами отношения) — существительные имена, 2) сказуемые (Aussage W ö rter), 3) атрибутивные слова, 4) слова соединяющие и 5) слова подчеркивающие (hervorhebende W ö rter); см. "Vergleich. Syntax der idg. Sprachen", I, 78 сл. В основу этого деления положено употребление слов в предложении; поэтому под "сказуемыми" Дельбрюк разумеет не только глаголы, но и имена со связкою в смысле сказуемого. Под атрибутивными словами он разумеет не только прилагательные, но и существительные в родительном падеже; при глаголе атрибутивными словами являются предлоги (или, точнее, praeverbia) и наречия; наречие может быть и атрибутом прилагательного. Сам Дельбрюк не отрицает, что его классификация также не вполне удовлетворительна; он признает за нею преимущество перед другими лишь в практических целях изображения строя предложения. Главный недостаток этой классификации заключается в том, что на грамматическую форму слов здесь не обращается вовсе внимания. Между тем, грамматическая форма представляет из себя один из существеннейших признаков грамматических категорий, которые мы обобщаем под именем Ч. предложения или Ч. речи. Поэтому более правильною нужно считать систему Потебни, которую он проводил с большою последовательностью в своих синтаксических работах задолго до появления системы Дельбрюка. Свои взгляды Потебня изложил в обширном введении к своему сочинению: "Из записок по русской грамматике" (Воронеж, 1874). Система Потебни формальной стороне грамматических категорий отводит подобающее место: глагол = сказуемое здесь противополагается имени, под которым разумеются как существительные, так и прилагательные, и которое в предложении играет роль подлежащего, определения, сложного сказуемого и дополнения. Обстоятельство отождествляется с наречием. Потебня не дает определенной схемы Ч. предложения, как это делает Дельбрюк, и не дает сознательно, так как считает, что каждый язык и каждая эпоха имеет свою систему. В проведении этой исторической точки зрения Потебня стоит значительно выше Дельбрюка. Различие Ч. предложения и Ч. речи, по мнению Потебни, имеет только относительное значение. В одном ряде случаев часть речи представляет более широкую по объему грамматическую категорию (напр., имя существительное, обнимающее как подлежащее, так и дополнение), в другом — почти совпадает с Ч. предложения (напр., наречие и обстоятельство), наконец, в некот. случаях в особую Ч. речи выделяются грамматические категории с совершенно новой точки зрения, не имеющей никакого отношения к функции слова в предложении; напр., имя числительное и местоимение, которые могут быть и существительными, и прилагательными, выделяются в особую категорию с точки зрения их реального значения (число — в числительных, указательное значение — в местоимениях). Эта непоследовательность в классификации ведет к большой путанице понятий, царящей в школьной грамматике. Научная грамматика, однако, из практических соображений удерживает по возможности старые термины, стараясь устранить путаницу точным определением значения термина. Значение отдельных Ч. предложения и Ч. речи — см. под соответствующими словами.

Д. Кудрявский.

Частик, пошлинная единица

— рыболовная пошлинная единица на Волге. О ней в акте 1588 г. сказано: "Ловити рыбу во все лето 20 связками да частиком сту саженями, а в частике две связки с четвертью связки". Ч. едва ли не то же, что Белозерский тагас.

Частик, рыболовная сеть

— Ч. называют "частую" или "густую" или мелкоячейную сеть, говоря вообще. В частности же под этим именем известна мелкоячейная часть невода, который, как общее правило, делается в "крыльях", т. е. большей своей части (⅔) из более редкой сетяной "дели" — в 1 1/8 вершка (от узла до узла), в 1 вершок, тогда как "Ч." вяжется с ячеей в ½ врш., 3/8 врш. и еще чаще (в мелких бреднях). Из "Ч." обыкновенно делают так называемые "приводные части" невода, т. е. части, прилегающие к "матне", или мешку невода, куда собирается рыба. По обе стороны матни "приводы" из Ч. делают сажен по 10 на сторону. Самая матня делается также всегда из Ч., если невод предназначен ловить более мелкую "частиковую" рыбу. Ч. обычно вяжется из более прочной и толстой пряжи, преимущественно пеньковой, чем другие части невода, так как он в приводах и матне должен выдерживать давление иногда громадной тяжести залова рыбы в сотню тысяч рыб. Ч. приготовляются в большом количестве русскими кустарями губ. Новгородской (у. Осташковский) и Нижегородской (у. Балахнинский). Благодаря участию в этом производстве массы посредников-скупщиков, которые снабжают несостоятельное население сырым материалом для пряжи, — последние и получают все прибыли от производства, приобретая товар за бесценок и продавая его втридорога. Самое производство Ч. ухудшается с каждым годом; получая заработок 5 к. в день, кустарь старается взять количеством за счет качества, почему вырабатываемые им Ч., не говоря о примеси плохих волокон пухлого льна, всегда изготовлены из плохой — с костригой и неровной — пряжи и с узлами, плохо завязанными и ползущими во все стороны (дают "переползины"). Продаются они кусками в 20 ячей ширины и в 10 — 12 сажен длины по 75 к. и 1 руб. за провяз. Чем чаще ячея, тем труднее ручная вязка и тем дороже Ч. По всем этим причинам за последнее время большое распространение на русском рынке получили Ч. машинного изготовления, преимущественно заграничные, которые, отличаясь превосходными качествами, успешно конкурируют с плохими кустарными Ч., хотя более дешевыми. Заграничные Ч. продаются на вес от 22 — 25 руб. пуд, из чистой конопли. Из хлопчатобумажной пряжи некрашеной Ч. обходятся приблизительно в ту же цену; дубленые катеху — в 30 руб. пуд. Эти последние по своей легкости и необычайной прочности много выгоднее всех других и могут быть усиленно рекомендуемы всем рыбопромышленникам. В России имеется пока единственная фабрика сетей, изготовляющая Ч. — это Леесман в Ревеле, но производство ее еще слишком незначительно, чтобы удовлетворить спрос на этот товар, выражающийся суммою в многие сотни тысяч руб. Притом фабрика работает исключительно Ч. из хлопчатобумажной пряжи, а спрос главный на конопляные или пеньковые Ч. Поэтому, главным поставщиком этого товара является заграница, и преимущественно весьма крупная фабрика сетей в Итуегоэ, Голштиния.

Н. Б н.

Частиковая рыба

Статья большая, находится на отдельной странице.

Частица

или молекула — см. Химия, Вещество.

Частицы

(грамм.) — неизменяемые слова, имеющие в предложении различные функции. В этом широком смысле слова под Ч. разумеются также и наречия, и союзы, и предлоги. В более тесном смысле Ч. называются такие неизменяемые слова, которые нельзя отнести ни к наречиям, ни к союзам, ни к предлогам. Значительное количество такого рода Ч. не поддается более точной классификации. Этому препятствует неопределенность и крайняя формальность значения многих Ч. В особую группу легко выделяются только Ч. отрицательные, или отрицания (не, ни, не-). Попытки классифицировать Ч. по их значению, по их употреблению в предложении и по месту, занимаемому ими в предложении, можно считать неудавшимися. Об этом красноречивее всего говорит то обстоятельство, что некоторые ученые дают предпочтение классификации Ч. в алфавитном порядке. Самое общее значение Ч. заключается в том, что они в том или другом отношении подчеркивают или оттеняют те слова, рядом с которыми они ставятся ("die hervorhebenden Partikeln" — Дельбрюка). Большею частью Ч. примыкают к предшествующему слову энклитически, т.е. имеют с ним одно общее ударение. Примерами таких оттеняющих Ч. может служить русск. же: напр., "где же справедливость?" (энклитика) или русск. и (может быть и союзом): напр., "и курица пьет" (проклитика). Некоторые из таких Ч. восходят в индоевропейскую древность, другие образовались в отдельных языках уже в историческую пору. К последним относится, напр., русская модальная (т. е. обозначающая наклонение — modus) частица бы, возникшая из аориста глагола быть и образующая с формами прошедшего времени так назыв. сослагательное наклонение. — См. В. Delbr ü ck, "Vergl. Syntax der idg. Sprachen" (II, 497 — 540, там же указана и специальная литература); его же, "Altindische Syntax" (471 — 546).

Д. Кудрявский.

Частичная гипотеза

(молекулярная) — см. Химия, Вещество.

Частичная теплоемкость

(молекулярная) — см. Теплота.

Частичное дробление

— дробление яйца, при котором подвергается сегментации только часть яйца, а именно протоплазматическая (см. Дробление); при этом эта часть может лежать на анимальном полюсе яйца, и тогда дробление носит наименование дискоидального, или по всей периферии яйца — и тогда дробление носит название суперфициального, или поверхностного. Гертвигу удалось при продолжительном вращении яиц амфибии на центробежной машине вызвать переход этих яиц от полного и неравномерного дробления к Ч. дискоидальному, ибо дроблению при этом подвергалась только одна анимальная часть яйца, а вегетативная оставалась нераздробленной, но в ней замечались ядра, напоминающие мероциты яиц с частичным дроблением. Надо думать, что причиной Ч. дробления является накопление и уплотнение желтка, уже не поддающегося активной деятельности протоплазматической части и остается потому нераздробленным.

В. М. Ш.

Частичные силы

— Принятие атомической теории строения веществ (см. Вещество) влечет за собою, как необходимую принадлежность, допущение существования особых сил между молекулами в теле и между атомами в каждой молекуле. Благодаря этим силам сохраняется прочность молекулы, составленной из атомов; благодаря этим силам твердое и жидкое тело не распадается на свои частички, не рассеивается в пространстве. Эти-то силы и носят названия междучастичных, или Ч. сил. Ч. силы проявляются, однако, как в этом мы убеждаемся опытами, только на очень малых расстояниях частиц друг от друга. Расстояние, на котором уже перестает одна частица действовать на другую и которое носит название радиуса сферы действия, не превышает доли длины волны света, т. е. измеряется всего лишь стотысячными долями миллиметра. Закон, выражающий зависимость величины силы взаимодействия двух частиц от расстояния между ними, нам до сих пор неизвестен, хотя, начиная с Ньютона, очень многие физики занимались этим вопросом, и почти каждый из них предложил свою особую формулу для этой зависимости. Ньютон, установивший закон всемирного тяготения, показал, что молекулярные притяжения не подчиняются этому закону, но что они ослабевают быстрее, чем увеличивается квадрат расстояния, т. е., что междучастичные силы обратно пропорциональны степени расстояния между частицами, высшей, чем вторая. Весьма полное собрание различных формул, предложенных для выражения закона междучастичных действий, находится в статье кн. Б. Голицына: "Ueber die Molecularkp äfte und die Elasticität der Molecule" ("Bull. de l'Acad. Impériale des Sciences de St.-Petersbourg", т. III, №1, июнь, 1895), Допущение существования молекулярных сил лежит в основе теории волосности, данной Лапласом (см. Волосность). Долгое время полагали, что в газах, по крайней мере в тех, которые считались прежде постоянными, т. е. которые с большим трудом только при значительном охлаждении сжижаются, не существует действия между частицами. Но это оказалось неверным. Вильям Томсон (лорд Кельвин) и Джоуль непосредственными опытами доказали существование междучастичных действий и в этих газах. От этих действий зависит отчасти и отступление газов от закона Бойль-Мариотта (см. Газы). Наблюдение уклонений газа от закона Бойль-Мариотта дает возможность определить и относительную величину междучастичных действий (см. Ваальса закон). В настоящее время вопрос о междучастичных действиях рассматривается все чаще и чаще на основании принципов учения об электричестве и в частности на основании электронной теории (см. Электрон и Электромагнитная теория света), т. е. действия между молекулами сводятся к действию между атомами электричества, находящимися в молекулах и движущимися по определенным орбитам (см. W. Sutherland, "The Electric Origin of Molecular Attraction", "Phil. Mag.", т. IV, 1902).

И. Боргман.

Частичный вес

(молекулярный) — см. Формулы химические, Пар (определение плотности), Криоскопия, Тонометрия.

Частная жалоба

Статья большая, находится на отдельной странице.

Частновладельческие земли

— см. Землевладение.

Частное

(матем.) — см. Деление.

Частное обвинение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Частное обжалование

Статья большая, находится на отдельной странице.

Частное определение

— такое судебное постановление, коим разрешается какой-либо частный, не относящийся до существа дела вопрос, возникший до начала или во время производства дела (напр., вопросы о прекращении уголовного преследования или о предании суду, об отводе судей, о допущении потерпевшего к участию в деле в качестве гражданского истца, об изменении принятой против подсудимого меры пресечения). По общему правилу Ч. определения входят в законную силу немедленно по их постановлении, приводятся в исполнение и подлежат обжалованию только в апелляционном или кассационном порядке не иначе как вместе с состоявшимся по делу приговором. В виде исключения, в указанных законом случаях Ч. определения хотя и приводятся немедленно в исполнение, но подлежат обжалованию отдельно от приговора по существу дела (см. Частное обжалование). Некоторым Ч. определениям судебная практика присваивает силу и значение приговоров; к числу таких Ч. определений относятся определения о прекращении дела ввиду примирения сторон или наличности какой-либо иной причины, погашающей уголовное преследование, определения о замене указанного в приговоре наказания другим, об отказе в рассмотрении апелляционного отзыва и вообще такие Ч. определения, коими "окончательно разрешается дело или преграждается сторонам возможность к отысканию правосудия" (реш. угол. кас. дпт. прав. сен. 1871 г., № 182); эти Ч. определения подлежат обжалованию в том же порядке, как и приговоры по существу дела.

А. С. Л.

Частные леса

— см. Лес (юрид. и стат.).

Частные поверенные

— см. Присяжные поверенные.

Частные преступления

Статья большая, находится на отдельной странице.

Частный обвинитель

— Ч. обвинитель, потерпевший от Ч. преступления вред и убытки, или его законный представитель, возбудившие своею жалобою уголовное преследование в порядке Ч. обвинения и принимающие участие в обличении подсудимого na суде. См. Частное обвинение, Частные преступления и Уголовно-частные преступления.

А. С. Л.

Частота раздражений

Статья большая, находится на отдельной странице.

Частуха

(Alisma L.) — см. Алисма.

Частуховые

— см. Алисмовые.

Частушка, рыболовная сеть

— ставная сеть с мелкой (частой) ячеей, употребляемая для лова мелкой рыбы — окуня, линя, язя, сапы, густеры, плотвы и т. п. Обычно вяжется из машинных тонких льняных ниток (№№ 50—70), употребляемых для шитья и продаваемых от 90 коп. до 1 руб. за фунт. На сетку в 10—12 саж. длиною, при 30—40 ячеях в 30 мм, надо ниток около 1 фн., выйдет провяз сажен в 25, который и садится на подборы из бечевы длиною 10—12 саж. Готовые провязы из хлопчатобумажной пряжи заграничной работы обходятся в 1 руб. 20 коп. за сеть.

Л. Б—н.

Частушка, тип народной песни

— один из новейших типов народной песни. Ее содержание берется из современной жизни; она состоит из коротких куплетов и коротких строк. См. Д. Зеленин, "Черты современного народного быта по частушкам" ("Русские Вед.", 1903, № 8); E. Линева, "Жива ли народная песня" ("Русск. Вед.", 1903, № 35); "О Ч." ("Русск. Богатство", 1902, № 12).

Частые острова

— в Северном Ледовитом океане, причислены к Туруханскому краю Енисейской губернии. Острова тянутся от поворотного мыса вдоль материка, в недалеком от последнего расстоянии, до мыса Поландера. Число их точно не определено; Норденшильд насчитывает их более 50. Они не имеют названий, в большинстве каменисты, невысоки и невелики. Более значительные лежат к СВ от о-ва Диксона и против Стерлигова мыса.

Н. Л.

Часть войсковая

— каждая административная и командная единица в строевой организации. Ч. отдельная — самостоятельная и обособленная в административно-хозяйственном отношении единица, напр., полк.

Часть мяса

— единица рыночная и столовая. а) В актах 1488, 1506, 1509, 1536, 1537 годов Ч. мяса ценится наравне с косяком и составляла 1/12 цены полоти. б) В росписи царских кушаний 1610 — 1613 г. Ч. упоминается как единица: "да в потрохи ж 18 частей говядины", "кострец да Ч. лосины подовзваром", "юрма, а в ней 120 частей боранины", "на блюдо солонины, а в ней 2 части", "на блюдо сандриков, а в них 3 части", "часть говядины, а в нее 4 части малых". Последнее показывает, что было два рода столовых частей, из которых обыкновенная делилась на свои части, но на сколько именно — неизвестно; во всяком случае, не меньше, как начетверо.

Часы газовые

— см. Газовое производство.

Часы кровяные Лудвига

— аппарат, служащий для определения скорости движения крови (см. Кровообращение).

Часы флоры

— см. Передвижение органов растений (ср. также Кернер, "Жизнь растений", табл. 2, стр. 203).

Часы электрические Лудвига

— аппарат, позволяющий производить перерывы тока по желанию через 1, 2, 5 и т. д. секунд.

Часы, прибор для измерения времени

Статья большая, находится на отдельной странице.

Часы, церковные службы

— этим словом обозначается в Часослове (см.) богослужение 1, 3, 6 и 9 Ч. дня. Службы Ч. (1, 3, 6 и 9) одного и того же дня бывают сходны между собою по своему составу, но в разные дни в году бывают не одинаковы. Так: 1) бывают Ч. трипсалмные, заключающие в себе по 3 псалма. Из этих Ч. одни бывают обычные, вседневные, другие — великопостные, третьи — царские (см.); 2) бывают Ч. без псалмов, а состоящие из одних воскресных песнопений; таковы Ч. пасхальные. Служба каждого трипсалмного часа заключает в себе две части. Первую часть обычных Ч. составляют псалмы, вторую — тропари, кондаки и заключительные молитвословия. Служба того часа, которым начинается ряд служб (3-го перед литургией, 9-го перед вечерней) начинается возгласом священника и чтением начальных молитв; служба того часа, который не непосредственно следует за другою службою (после утрени — первый час), начинается воззванием "Приидите поклонимся" (трижды). О древности служб в 3, 6 и 9 Ч. дня свидетельствуют Климент Александрийский, Апостольские Постановления, Тертуллиан, Афанасий Вел., Василий Вел. и др. Первый час, соответствующий нашим 7, 8 и 9 часам утра, следует за утренею. Церковь освящает начало дня молитвою от времен апостольских. Василий Великий, советуя молиться утром, чтобы первые движения нашего ума и сердца были посвящены Богу, приводит некоторые слова псалмопевца, которые теперь в православной церкви произносятся на первом часе. Препод. Кассиан говорит, что первый час получил свое начало во времена Саввы Освященного, в монастыре Вифлеемском. Никон Черногорец прибавляет, что 1-й час был соединен с утреней. С VI в. 1-й час богослужения становится известным и на Западе, как видно из устава св. Бенедикта. Коптская церковь и до настоящего времени не знает 1-го часа, как времени общественного богослужения. Третий час соответствует нашим десятому, одиннадцатому и двенадцатому дня, а шестой — первому, второму и третьему пополудни. Службы этих Ч. приняты церковию от древних времен. Распределение псалмов, которые ныне читаются на каждом часе, является известным в IV в. при Феодосии Старшем. Сделано оно, как полагают, Пахомием Великим. Девятый час по нашему счислению соответствует 4-му, 5-му и 6-му Ч. дня. Уже апостолы освящали молитвою девятый час (Деян. III, 1). Заповедь совершать молитву в девятый час, в воспоминание уничижения Господня, со всею ясностью изложена в Постановлениях Апостольских. Василий Великий приписывает службе апостольское установление. Псалмы этой службы избраны Пахомием Великим, а тропари и молитва, ныне читаемые на девятом часе, принадлежат Василию Вел. В дни четыредесятницы службы 3-го, 6-го и 9-го Ч. совершаются вместе. К особенностям великопостных Ч. относится то, что после обычных псалмов поются, для каждого часа особые, постные тропари, в которых воспоминаются совершившиеся в те Ч. события; полагается также чтение кафизм и паремий (на 6-м часе) и в конце Ч. молитва св. Ефрема Сирина с поклонами. С великопостными Ч. соединяется последование изобразительных или обедницы, каковое название объясняется из того, что это последование изображает, а иногда и заменяет литургию. Молитвословия и песнопения этого последования составляют продолжение и окончание великопостных Ч. Оно состоит в пении евангельских блаженств, прерываемых молитвою разбойника: "Помяни мя, Господи" и продолжается славословием Триединому Богу "Лик небесный", исповеданием веры в символе веры и исповеданием грехов в молитве: "Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша", чтением или пением кондака, молитвою Ефрема Сирина и заключается псалмом: "Благословлю Господа на всякое время", после которого бывает отпуст Ч., если вечерня бывает отдельно. См. П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (ч. II, М., 1890); И. Мансветов, "Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви" (М., 1885); архим. Гавриил, "Руководство по литургике или наука о православном богослужении" (Тверь, 1886); Еп. Нестеровский, "Литургика или наука о богослужении православной церкви" (ч. II, Курск, 1900).

Чат-хох

— высокая, покрытая вечными снегами гора, составляющая один из сев. отрогов Казбека. Находится под 42°45' с. ш. и 44°32' в. д. Из нее вытекают горные ручьи, впадающие в Фиаг-дон.

Чаталджа

— укрепленная позиция, обороняющая доступы к Константинополю с сухого пути.

Чатам, Вильям

(графы) — см. Питт (Старший и Младший).

Чатам, город в Англии

(Chatham) — город в английском графстве Кент, в 49 км от Лондона, на широком устье реки Медвэ. Крепость и первоклассная военная верфь. Морской арсенал (первый по размерам в Англии). Обширные доки. Кораблестроение (броненосные суда); производство якорей, цепей, проволочных канатов; чугунолитейное производство и машиностроение. Вход в устье р. Медвэ защищен несколькими фортами.

Чатам, город в Канаде

(Chatham) — город в Канаде, в провинции Онтарио, на судоходной реке Темзе. 10 тыс. жителей. Оживленный торговый центр.

Чатам, острова в Южном Ледовитом океане

(Chatham) — название группы островов, расположенной в Южном Ледовитом океане, в 660 км к В от Новой Зеландии, состоит из одного большого острова Ч. или Варекаури (под 44° ю. ш. и 175°20' з. д. от Гр.) и многих малых островков. Растительность та же, что в прилежащей части Новой Зеландии. Здесь самая южная граница для новозеландской пальмы Kentia sapida Mart. Большой остров, гористый во внутренней части, имеет плоские берега. Почва плодородная; климат здоровый. Населен европейцами (350 чел.) и туземцами (племя Маори 180 чел.). Главное занятие жителей — скотоводство. В административном отношении о-ва Ч. принадлежат Новой Зеландии. О-ва Ч. открыты в 1791 г. лейтенантом Броутоном (отсюда острова называются также архипелагом Броутона) на англ. судне "Чатам". Ср. Weiss, "Mehr als 50 Jahre auf Chatam Inseln" (1901).

Чати

или мбарокая (Felis mitis s. maracaya) — южно-американская кошка, близкая к ягуару, но отличающаяся от него меньшей величиной (80 см длина туловища, хвост 30 см) и некоторыми особенностями окраски. Нападает на некрупных млекопитающих и вредит домашней птице. Охотится по ночам, а днем спит в лесу. Легко приручается, но хищных привычек не оставляет. Туземцы и негры едят его мясо, мех идет на поделки вроде чехлов для ружей и т. п.

В. М. Ш.

Чатокве

см. Шатокве.

Чаттануга

(Chattanooga) — город в североамериканском штате Тенесси, на судоходной реке Тенесси, узловая станция 9 железных. дорог. Жит. 32490 (в том числе 40% цветных). Благодаря находящимся вблизи Ч. богатым залежам каменного угля и железной руды, в последние 10 лет он развился в значительный промышленный центр. Чугуно- и сталелитейные и прокатные заводы, производство сельскохоз. орудий, хлопчатобумажные и деревообрабатывающие производства. В 1863 г. ген. Грант одержал при Ч. решительную победу над южанами, взяв 42 орудия и около 7000 пленных.

Чаттахучи

(Chattachoochee) — река в Северной Америке; вытекает в штате Георгия с Голубых гор, течет на ЮЗ, затем на Ю, начиная от Вестпойнта образует границу штатов Георгии и Алабамы. В юго-западном углу Георгии Ч., соединившись с рекой Флинт, впадает во впадающую в Мексиканский залив реку Апалачикола. Длина течения 880 км; судоходна до Колумбуса.

Чатур-даша-ратна

(санскр. Catur-da ç a-ratna = 14 драгоценностей) — см. Чаода-ратни.

Чатурведи

— у индусов так называется брахман, изучивший четыре веды. В настоящее время название это придается нередко и таким брахманам, которые чужды книжным занятиям. В верхних провинциях Индии многие Ч. являются кулачными бойцами и т. д.

Чатурдаси

— у современных индусов празднества в честь бога любви Камы (см.), совершаемые в 13-й и 14-й день месяца Чайта, или Чейта. Так как обычным эпитетом Камы служит Мадана (опьяняющий желанием), то празднества называются также Мадана триодаси (13-е) и М. чатурдаси (14-е).

Чатурмасья

(санскр. C âturmâ sya = жертва четырех месяцев) — у древних индусов ведийской эпохи жертвы, совершаемые каждую треть года, в начале каждого из трех времен года. Весною совершается Вайшвадева-Ч. (т. е. Ч., посвященная "всем богам"), в начале дождливого времени — Варуна-прагхаса Ч. (т. е. Ч. в честь пожирателя Варуны), осенью — Сакамедха-Ч. Всем Ч. свойственны пять вступительных возлияний в честь богов Агни, Сомы, Савитра, Сарасвати и Пушана, за которыми следуют уже разные специальные церемонии и обряды, употребительные при той или другой жертве Ч. В ведийском ритуале все мелочи этих сложных церемоний являются вполне предустановленными (см. A. Hillebrandt, "Ritual-Litteratur. Vedische Opfer und Zauber" = 2 вып. III тома "Grundriss der Indo-Arischen Philologie", Бюлера-Кильгорна, Страссбург, 1897, стр. 115 — 119). Обычай совершать Ч. сохранился до наших дней у вишнуитов. Характерной принадлежностью современных Ч. являются печеные из муки с фигурами овцы из теста, приносимые Вишвадевам и Варуне, и с зеленью — для Агни и Индры.

С. Б—ч.

Чатыр-даг

— одна из высших вершин Крымских гор, расположена на юго-восточном берегу полуострова под 44°41' с. ш. и 34°18' в. д. Высота по новейшим измерениям 5003 фт. над уровнем моря. Ч.-даг получил свое название от татарских слов, означающих шатер-гора; в древности гора называлась Трапезус, т. е. Столовая гора; русские называют Ч.-даг также Палат-горою. Ч.-даг выделяется от остальной яйлы (название крымских гор) глубокими горными ущельями и поднимается в виде ряда террас, верхняя из них образует вершину — плато; склоны, отделяющие вершину от следующего уступа — террасы — круты. Уступы Ч.-дага покрыты прекрасными пастбищами, нижние — лесом, а у подошвы горы много фруктовых и виноградных садов. На предпоследней террасе — входы в обширные сталактитовые пещеры. У южн. подошвы Ч.-дага на берегу моря расположен г. Алушта.

Чатыр-куль

— озеро Семиреченской области, Пишпекского уезда, в южной части центрального Тянь-Шаня, на высоте 31200 футов; площадь 120 кв. верст. См. Тянь-Шань.

Предыдущая страница Следующая страница