Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Ч" (часть 2, Чал - Чар)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Ч" (часть 2, Чал - Чар)

Предыдущая страница Следующая страница

Чалма, название растений

— малоупотребительное народное название некоторых лилейных с крупными цветками, напр., Lilium Martagon, Asphodelus ramosus и др.

Чалокаевы

— княжеский род, происходящий от владетелей округа Гилера в Дагестане (до 1320 г.), потомки которых, по принятии православной веры, получили от грузинского царя Георгия V в Кахетии владения незадолго перед тем угасшей фамилии князей Прупакидзе. Одна из ветвей фамилии князей Ч. осталась в исламизме и под именем султанов Елисуйских владела округом Елисуйским до 1843 г. Из князей Ч. известны: князь Герсеван, сестра которого была супругою кахетинского царя Георгия; он укрыл в 1518 г. малолетнего сына Георгиева Левана от преследования царя карталинского Давыда. Князь Отар в 1574 г. хитростью отклонил нападение персиян на Кахетию. Князь Бараш в 1603 г. отвратил междоусобную войну между сыновьями кахетинского царя Александра. Князь Шермазан был воспитателем кахетинского царя Теймураза I.

В. P в.

Чалон-Хамур

— возвышенность в Ергенях, Астраханской губернии, в Калмыцкой степи, возвышается над долиной реки Маныч на 230 фт. В книге Большого Чертежа эта возвышенность носит название Таш-Муран, а калмыки переделали его в Ч.-Хамур; как то, так и другое название в переводе на русский язык обозначает — "Каменный нос". Ч.-Хамур лежит в 210 в. от Астрахани к З и состоит из обнажения белого, желтого, а отчасти, красного цветов известняков, порода коих до того мягка, что легко обтесывается, и из нее высечены были фигуры (бабы), попадающиеся и ныне на степных курганах.

Чалпак-тау

— высокая, покрытая вечными снегами и ледниками гора в Главн. Кавказском хребте под 43°13' с. ш. и 42°11' в. д., на границе Кубанской обл. с Кутаисской губ. С сев. стороны ее вытекает р. Улукам, а с южной — Гвандра, составляющая главный исток Кадора.

Чалтык

— местное название риса (Оrуza sativa).

Чалукья

— 1) одно из четырех раджпутских племен в северо-западной Ост-Индии, принадлежащих к третьему подразделению раджпутов, так назыв. агникула (см. соотв. статью). Ч. утверждают, что некогда были властителями Суру на р. Ганге; им принадлежали также земли в Гудзерате, Кхандеше, Кальяни и Варангале. Ч. делятся на 16 более мелких племен (см. Tod, "Rаjasthan"). 2) Одна из царских династий южной Ост-Индии, в Декане, находящаяся в связи с раджпутами Ч. Деканские Ч. правили с V в. до XII в. Столицей их царства был сначала гор. Кальян в области Кальбарга, а впоследствии Девагири = современный Довлатабад. Границами служили: на С — р. Нармада (теперь Нербудда), на З — океан; на ЮВ и ЮЗ теперешняя граница дравидич. языка канарезе; вост. граница, по-видимому, не простиралась дальше горного хребта гхатов, за которым лежали царства Калинга и Андхра.

С. Б—ч.

Чалымский городок

— остатки старинного укрепления в Козьмодемьянском уезде Казанской губернии, близ села Аккозина (иначе Малый Сундырь, или Троицкое), на высокой горе, на самом почти берегу р. Волги. Городок был населен черемисами; вероятно, против этого городка в 1524 г. потерпел поражение от черемис кн. Палецкий, плывший на судах из Нижнего Новгорода в Казань. В 1 версте от Ч. городка, близ дер. Населы, несколько курганов.

Чаль

— туземное название африканского двурогого носорога (Rhinoceros bicornis); см. Носороги.

Чальдини

(Энрико Cialdini, герцог Гаэтский; 1811 — 92) — итальянский генерал и политический деятель, родом ломбардец, сын инженера; изучал медицину в Пармском университете, но до окончания курса был увлечен восстанием в Церковной области (1831), поступил в революционный отряд, организованный в Реджио, и принял участие в борьбе; после подавления восстания должен был бежать в Париж, где, сильно бедствуя, продолжал занятия медициной. В 1832 г. он бросил их, чтобы поступить в иностранный легион, сражавшийся в Португалии против дона Мигуэля; там он сблизился с другим итальянским деятелем, Дурандо (см.), и обнаружил значительные военные способности. По окончании португальской войны он вместе с Дурандо перебрался в Испанию, сражался в правительственных войсках против дона Карлоса и дослужился до чина полковника. В 1841 г. получил отставку, вследствие подозрения в заговоре против регента Эспартеро. После падения последнего в 1843 г. вновь поступил на испанскую военную службу. Как только началось революционное брожение в Италии, еще в конце 1847 г., Ч. бросил Испанию и поспешил в Венецию, где в начале 1848 г. поступил в быстро организованную венецианскую армию. В июне 1848 г. был ранен и взят в плен австрийцами при взятии ими Виченцы, но вскоре был освобожден из плена и поступил в сардинскую армию; во главе 3000-ного легиона волонтеров, преимущественно из герцогств Пармского, Моденского и Тосканского, проделал поход 1849 г. и участвовал в несчастной для Италии битве при Новаре. После заключения мира он остался в сардинской армии, командовал бригадою в Крыму и был назначен адъютантом короля Виктора-Эммануила (первый в Сардинии адъютант короля не из дворянства). Во время войны с Австрией 18.59 г. Ч. командовал корпусом, с которым он занял Романью, фактически присоединив ее к Сардинскому королевству. После нападения Гарибальди на Сицилию Ч. в сентябре 1860 г. взял Пезаро, разбил папские войска при Кастельфидардо, затем вступил в Неаполитанское королевство и разбил неаполитанский корпус при Изернии (17 октября 1860 г.). 13 февраля 1861 г. после трехмесячной осады он взял Гаэту, за что получил звание герцога Гаэтского. В апреле 1861 г. избран в туринский парламент, где явился одним из сторонников правительства и противников Гарибальди. С июля 1861 г. он командовал итальянскими войсками в не замиренной еще Неаполитанской области. В ноябре того же года он вышел в отставку вследствие разногласий с правительством. После вторичной высадки Гарибальди в Сицилии Ч. в августе 1862 г. был назначен военным генерал-губернатором Сицилии с чрезвычайными полномочиями. Сражение на холмах Асиромонте 29 августа 1862 г., в котором подчиненный Ч. полковник Паллавичино взял в плен Гарибальди, положило конец его миссии. Ч. вернулся в Турин и вскоре был назначен военным губернатором Болоньи и сенатором. Во время войны 1866 г. он сначала командовал 4 -м армейским корпусом, потом был начальником главного штаба вместо Ламарморы, которого он обвинял в поражениях, понесенных итальянцами в 1866 г. В 1867 г. Ч. был назначен посланником в Вену, но не успел еще уехать, как вследствие падения кабинета Раттацци получил поручение сформировать кабинет; это ему не удалось, и он был назначен командующим войсками в Средней Италии. В 1870 г. он в сенате горячо, но безуспешно отстаивал мысль о необходимости поддержать Францию в войне с Пруссией. Сопровождал в Испанию герцога Аостского Амадея, избранного королем испанским, и оставался в Испании до 1873 г. С 1876 по 1879 г. и с 1880 по 1881 г. был посланником в Париже. См. Nisco, "С. е i suoi tempi" (Неаполь, 1893).

В. В ов.

Чальмерс, Александр

(Chalmers, 1759—1834) — английский писатель, составитель "General biographical Dictionary" (32 т., 1812—17), одного из первых обширных биографических сборников, послужившего источником для большинства позднейших трудов этого рода. Под его редакцией и с его биографическими очерками и предисловием было издано несколько собраний сочинений английских классиков.

Чальмерс, Джордж

(Chalmers, 1712—1825) — английский писатель. Его труды: "Political annals of the united colonies from their settlement till 1763" (1780, новое изд., 1810); "An estimate of the comparative strength of Great Britain during the present and four preceding reigns" (1782; нов. изд., 1810); "Caledonia" (топографическое и историческое описание Шотландии, 1807 — 24); "Life of Магу, queen of Scots" (2 изд., 1828; защита корол. Марии Стюарт) и несколько биографических очерков (Дефоэ, Джемса Стюарта и др.).

Чальмерс, Томас

(Chalmers; 1780—1847) — известный шотландский богослов. В 1799 г. начал читать лекции по богословию в С.-Андрюсе; с 1813 г. был проповедником в Глазго, с 1823 г. — там же профессором нравственной философии, с 1828 г. — проф. богословия в Эдинбургском университете. Своими превосходными проповедями и деятельностью по организации общественного призрения бедных он внес свежую струю в церковную жизнь Шотландии. Когда в 1834 г. церковный синод высказался за усиление права патронов при замещении священнических должностей в ущерб избирательным правам общины, Ч. выступил с протестом и, не найдя поддержки в парламенте, в 1843 г. вышел из состава государственной церкви. Приверженцы его получили название нонинтрузионистов и с ним во главе образовали новую свободную шотландскую церковь (см.). Полное собрание трудов Ч. (34 тт.) изд. в Л. в 1849 г.; собрание избранных его соч., в 12 тт., вышло в 1854 — 57 гг. Труды Ч. преимущественно апологетического характера; он стремится примирить христианство с наукой. Главнейшие из них: "The adoption of external nature to the moral and intellectual condition of man" (Эдинб., 1839); "T r eatise of political economy in connection with the moral prospects of society" (1832; защита с моральной точки зрения теории Мальтуса); "The civil and Christian economy of large towns" (1821); "Evidences of the Christian revelation" (нов. изд. 1878). Ср. H anna, "Memoirs of the life and Writings of Th. Chalmers" (2-е изд. 1878); Bay ne, "The free Church of Scotland" (Л., 1893); Ryley a. Mclandlish, "Scotland's free Church" (1893). Биографич. очерки Ч. составили Ramsay (Л., 1866), Dodds (1842), Watson (1881), Fraser (1881) и Olifant (1896).

Чамара

чамарка (camara) — сюртук с рядом мелких пуговиц по обоим бортам, длинными петлицами из шнурков и низким стоячим воротником. Считается чешским национальным костюмом.

Чамары

(от хиндийского слова чамра = кожа) — скорняки, кожевники, башмачники. Раса Ч. подразделяется на семь более мелких племен и составляет значительную часть неиндусских рас Ост-Индии.

Чамахара

— малоизвестный перевал, ведущий из Кубанской области в Кутаисскую губернию, или с верховьев Большой Лабы к верховьям Бзыби. Он служит исключительно для прогона скота.

Чамберлен

— имена Chamberlain — см. Чэмберлен.

Чамгурные постройки

— см. Экономические постройки.

Чамек

— обезьяна, принадлежащая к роду Ateles (Ateles pentadactylus), отличающаяся от других представителей рода совершенно черным цветом и сравнительно большим развитием рудиментарного большого пальца рук. Шерсть длинная. Длина тела 1,3 метра, из них большая часть приходится на цепкий хвост. Живет в Перу, Квито и на Панамском перешейке. Относится к цепкохвостым широконосым обезьянам (Cebidae).

Чамлык

— довольно большая речка Лабинского отдела Кубанской области. Вытекает из сев. склона Черных гор, вблизи станиц Бесстрашной и Отважной, и впадает в Лабу вблизи Темиргоевской станицы. В верхнем течении Ч. имеет характер настоящей горной речки, а в нижнем — степной. Он имеет важное значение для небогато орошенной сев. части Лабинского отд. На берегах Ч. расположены 9 станиц. Длина Ч. 150 верст. Весной и летом в период дождей он несет довольно много воды.

Чамлыкская

— станица Кубанской области, Лабинского отдела. Жителей более 6 тысяч; школа, 13 торгово-промышленных заведений. Население занимается хлебопашеством.

Чампа

(санскр Camp â), чампавати (Саmp âvatî), чампамалини (C.-mâlinî), чампапури (С.-рuri) — в древней Индии столица страны Анга. Следы существования ее до сих пор еще сохранились в соседстве с городом Бхагалпуром. Другое название города, Малини, происходит по туземным толкованиям от того, что он был окружен деревьями чампака, как гирляндой (m âlâ). По другим рассказам, город Ч. получил имя от своего основателя, Ч. Оно могло произойти и от обилии деревьев чампака в его окрестностях.

С. Б—ч.

Чампион-Гилль

— высоты в долине Миссисипи, к В от Викссбурга. Здесь, во время войны за нераздельность Северо-Американских Штатов (см.), 16 мая 1863 г. северяне, под начальством Гранта, нанесли решительное поражение конфедератам, которые, кроме убитых, потеряли 3—4 тыс. ранеными, 3 тыс. пленными и 29 орудий.

Чамунда

(санскр. С âmundâ) — в индийской позднейшей мифологии одна из страшных и злых форм супруги Шивы, богини Деви, или Дурги. Ч. вышла изо лба Дурги, чтобы биться с демонами Чанда и Мунда, откуда и самое имя Ч. Убив обоих демонов, она принесла их головы Дурге. Богине Ч., как и другим страшным формам Деви, приносились некогда человеческие жертвы. В индийской драматической поэзии этот древний обычай дал материал для одной сцены в драме Бхавабхути (XI в.) "Малати и Мадхава", в которой героиню пьесы, Малати, жрецы Ч., так назыв. агхори, заманивают в храм, чтобы принести ее в жертву страшной богине. Только внезапное появление Мадхавы спасает его возлюбленную от гибели.

С. Б—ч.

Чамурные строения

— распространенные в Бессарабской губернии сельские несгораемые глино-соломенные постройки.

Чан-ань

— город близ Си-ань-фу в китайской провинции Шэнь-си, служивший столицею старшей династии Хань (206 г. до Р. Х. — 25 г. по Р. Х.).

Чан-бо-шань

или Белые-горы — невысокая, довольно обширная горная страна, наполняющая пространство между долинами pp. Сунгари и Уссури, Кореей и Ляодунским п-овом. Ч.-бо-шаньское нагорье принадлежит к числу наименее исследованных местностей Азии. Простираясь своими отрогами на З и С, Ч.-бо-шаньское нагорье разделяет Маньчжурию на две покатости: северную — к Амуру и его притокам и южную — к Ляодунскому и Корейскому заливу. Насколько можно судить, высшая точка нагорья находится близ места истока трех главнейших рек страны Тумынь-улы, Амнок-гана и Сунгари. Здесь находится вершина главного водораздельного хребта, известная под именем Бай-тоу-шань или Пек-ту-сань, достигающая абсолютной высоты 8000 фт. и возвышающаяся над окружающими холмами и нагорьем на 2000 фт. Бай-тоу-шань принадлежит к числу потухших вулканов; кратер горы занят пресноводным оз. Лун-ван-тань, поверхность которого лежит на 6700 фт. абсолютной высоты и имеет площадь около 4 кв. в., отличаясь большой глубиною. Скаты горы покрыты роскошною растительностью альпийских лугов, а ниже сплошными лесными зарослями. Упомянутая гора является узлом, от которого в разные стороны расходятся отроги как в Маньчжурскую, так и Корейскую сторону. Все эти хребты значительно ниже Ч.-бо - шаньского, который в западной своей части на перевале между Мао-эр-шанем и верховьями Сунгари имеет только 3000 фт. высоты, расплываясь из резко очерченного хребта в широкое нагорье. Несколько выше и недоступнее северо-восточный отрог хребта, известный под именем хр. Ин-э, а в дальнейшем своем продолжении под именем Харбалина. Это область обширных лесов, огромных болот, расположенных преимущественно не в долинах, а по скату гор и на их столообразных вершинах. На старых картах в восточной части нагорья показывался резко очерченный хребет, по которому проводили границу между Китаем и Кореей. Насколько можно судить по последним данным, резко выраженного хребта здесь нет и все пространство от Сунгари до р. Тумынь-улы составляет высокое лесистое нагорье, изрезанное множеством речных потоков и запутанных ущелий. Южные отроги Ч.-бо-шаня, переходящие в хребты Корейского полуо-ва, отличаются также сравнительно малой своею высотою над общей поверхностью нагорья. Ч.-бо-шань и его отроги известны своими минеральными богатствами и особенно золотом. Последнее давно влекло сюда хунхузов (см.), образовавших здесь огромные правильно организованные общины и даже имевших своих князей.

Литература. "Описание Кореи" (изд. м-ва финансов); "Описание Маньчжурии" (изд. мин-ва финансов); Лубенцов, "Хамкиенская и Пхиенанская провинция Кореи"; Саmрbell, "Report of a Journey in North Korea"; James, "The Long White Mountain or a Journey in Manchuria". См. также работы Комарова, Анерта, Стрельбицкого и Янковского в последних изданиях Имп. Геогр. Общ.

Л. Бородовский.

Чан-лин-цзы

— один из хребтов Маньчжурии, представляющий северный отрог или продолжение Ч.-бо-шаньского нагорья к СВ. Служит водоразделом бассейнов pp. Уссури и Сунгари, проходя между их притоками: Мудань-цзяном и Мурэнью. Хребет мало исследован, высота его на дороге из Нингуты к Русской границе свыше 3500 фт. Весь хребет зарос трудно проходимыми лесами и трудно доступен; южная часть хребта известна под названием Харбалина.

Л. Б.

Чан-син-дао

(Чан-шэн-дао) — большой остров в Ляодунском заливе, близ западного берега п-ова Ляо-дун, против устья р. Фу-чжоу-хэ. Горист и населен рыбаками. По русско-китайской конвенции 1898 г. отошел в состав так назыв. нейтральной полосы, установленной между границей Квантуна и Мукденьской провинцией. О-в мало исследован. К югу от него проходит граница Квантунской области.

Л. Б.

Чан-ту-фу

или Юй-шу-чэн-цзы — город в Маньчжурии, верстах в 20 к ЮЗ от железнодорожной станции Китайской Восточной железной дороги того же названия. Население Ч. до китайских беспорядков превышало 150 тыс. человек. Ч. — культурный центр земледельческого района, ведущий оживленную торговлю с соседними монголами. Огромные склады земледельческих продуктов, отправляемых вниз по р. Ляо-хэ на джонках.

Л. Б.

Чан-чунь

— китаец, даоский монах, современник Чингисхана, оставивший описание своего путешествия к этому завоевателю. Последний, прослышав о строгой жизни Ч.-чуня, вызвал его к себе. Ч.-чунь отправился в Монголию в 1218 г., но к этому времени Чингисхан двинулся походом против Хорезма, и Ч.-чунь нагнал его лишь у Аму-Дарьи. Труд Ч.-чуня переведен о. Палладием (Кафаровым) и помещен в IV т. "Трудов членов Пекинской духовной миссии". Обращает на себя внимание то, что Ч.-чунь говорит о благоденствии стран, которые он посетил; это показание находится в резком противоречии с сообщениями мусульманских писателей, единогласно свидетельствующих о разорительности походов монголов. Отзыв Ч.-чуня следует объяснить тем, что ему, как едущему по приглашению Чингисхана, оказывались всевозможные удобства, которые и внушили ему неправильное представление о положении виденных им местностей.

Чан-чунь-фу

или Куань-чэн-цзы — город в Гириньской провинции Маньчжурии, близ одноименной с ним станции Китайской Восточной жел. дороги, на левом берегу реки И-тун-хэ, среди плодородных невысоких увалов, образованных отрогами хребта Ку-лэ. Окружен рвом и низкой глинобитной стеной; занимает обширную площадь. Жителей до 100 тыс.; много магометан и монголов. Важный торговый центр Маньчжурии, служащий коммерческим посредником между соседней Монголией и восточной частью Гириньской провинции. Во время беспорядков 1900 г. в Ч.-чуне квартировал один из русских стрелковых полков.

Чан-ша

Чан-фу — главный город китайской провинции Ху-нань, на реке Сян-цзян; обнесен стеной, имеет более 350000 жителей и составляет центр местной горной промышленности; ведет торговлю железом, ртутью, киноварью, суриком и чаем. Город уже давно составляет предмет мечтаний японцев, пытавшихся достигнуть его открытия для иностранной торговли. В последнем отношении еще важнее лежащий выше него по реке город Сян-тан, с миллионным населением.

Чан-шань-дао

— остров в группе Мяо-дао, в проливе, соединяющем залив Чжилийский с Желтым морем. Ч. — самый большой из островов указанной группы и самый близкий к Шань-дунскому берегу. Горист; население — рыбаки.

Чанаг

(тат.) — чашка, миска. Ч., кроме своего прямого значения, употребляется в Закавказье и в смысле меры сыпучих тел, причем последняя является частью какой-либо более крупной меры. Так как вообще меры сыпучих тел в разных местах имеют различную величину, то и величина Ч. разная. Так, Ч. пшеницы в Борчалинском уезде равняется 10—12 фунтам, в Казахском уезде — 10—24 фн., в Горийском уезде — 20, 21 и 25 фн., в Зангезурском уезде — 9—18 фн., в Шушинском и Джебраильском уездах — 14 фн., в Елисаветпольском уезде — 53—56 фн. и проч.

Чанадский комитат

(мадьярск. Csanad) — в Венгрии, 1618,20 кв. км; жителей (1890) 130575, в том числе 95229 мадьяр, 13689 румын, 15735 словаков и 1410 немцев. Южную границу образует р. Марош, единственная текучая вода во всем комитате. Богатая черноземною почвой равнина комитата очень благоприятствует земледелию, которое и составляет главное занятие населения; затем идет скотоводство и, наконец, торговля лесом. Пшеница, рожь, кукуруза, огородные овощи, стручковые плоды, конопля, табак и много различных кормовых трав. Лесных пространств в Ч. комитате не особенно много. Главные населенные пункты комитата — Мако, Баттонья и Надь-Лак. Свое название Ч. комитат получил от древнего, теперь уже в развалинах лежащего замка Чанад.

Чанак-калеси

(т. е. Глиняный город), называемый европейцами также Дарданеллами — главный город самостоятельной ливы (округ) Бига, занимающей местность древней Троады; лежит у самого узкого места Геллеспонта, на азиатском его берегу. От 8 до 10 тыс. жителей (около половины — магометане). Ч. служит транзитным портом для лесных материалов, чернильного ореха, шерсти и пшеницы. Постройка судов, вывоз гончарных товаров. 10 мечетей, 3 церкви, 2 синагоги, 9 турецких, 4 христианских и 2 еврейских школы, 11 вице-консульств. При море — старый форт Кале-Султание, название которого часто употребляется для обозначения самого города.

Чанакья

(санскр. C â nakya) — знаменитый в индийской истории брахман, игравший главную роль в возведении Чандрагупты (см.) на престол царства Магадха и в уничтожении прежней династии — Нанда. Он выдавался своей хитростью и тонким политическим умом и сравнивается историками Индии с Макиавелли. Его перу приписывают трактат о политике и нравственности, известный под заглавием Ч.-сутра. Ч. является главным действующим лицом в известной драме Вишакхадатты — "Мудраракшаса" (см. соотв. статью). Ч. был известен также под именами Вишну-гупта и Каутилья.

С. Б—ч.

Чанамба-парати

(дравидич.) — в южной Ост-Индии имя одной из низших каст (в Андженго), члены которой употребляются в качестве домашней прислуги.

Чанамья

— в северо-западной Ост-Индии название одного раджпутского племени из "лунной династии" (Чандраванша), живущего в Джанпуре и Горакпуре.

Чананпан

(дравидич.) — в южной Индии так называют (на языке тамиль) ткачей, изготовляющих грубую ткань для мешков из пеньковых веревок.

Чананы

(дравидич.) — в южной Индии одна из низших каст, занимающаяся добыванием сока из пальмирового дерева.

Чанго

— название встречающейся в Китае разновидности волка (Lupus Chango), отличающийся более короткими ногами, бледно-желтыми волосами на боках и белыми на брюхе. Точно то же носит название североамериканский волк (иначе камышовый или буинный, Lupus occidentalis), отличающийся большими размерами и чрезвычайными колебаниями окраски (от желтовато-белого до черного) и часто пестрой окраской, почему ему Видом было дано другое видовое название L. variabilis. Живет по всей Сев. Америке, соседних островах и в западной Гренландии. Преследуется ради меха.

В. М. Ш.

Чанго-Мадьяры

(Сsango) — живут в Молдавии, переселившись сюда из Трансильвании в течение последних столетий, в особенности же со времени реформации. В настоящее время они принадлежат частью к евангелическо-реформатскому, частью к католическому исповеданию. Живя среди румын, Ч.-мадьяры постепенно превращаются в один из элементов румынского народа.

Чанд

— последний героический поэт Индии ХII в., писавший на языке хинди (см. соотв. статью).

Чанд Биби

или Чанд Султан — индийская героиня, дочь царя Ахмеднагарского, вышедшая в 1564 г. за Биджапурского царя Али Адль Шаха. После смерти своего мужа она вернулась в Ахмеднагар и была регентшей за своего малолетнего племянника, Багадур Низам Шаха. Во время этого регентства она оказала сопротивление войскам Великого Могола Акбара, и сначала успешно. Одетая в броню и под вуалью, она принимала личное участие в защите Ахмеднагара и стала героиней народных преданий и поэтических произведений. Во время несогласий и смут, возникших впоследствии, она была умерщвлена своими же подданными, или сама лишила себя жизни, если верить историку Ахмеднагара, Шахаб-эд-дину.

Чанда

(санскр. Саnd â = гневная, необузданная), Чанди (Candî) — одна из форм индийской богини Дурги (см.), супруги Шивы, которую она приняла с целью истребления демона Магиши (Mahisha).

Чандала

(санскр. Candal â) — самая презренная из низших каст в Индии, смешанного происхождения, от отца-брахмана и матери-шудры. Самое имя Ч. принадлежало первично одному из неарийских туземных племен Индии (см. соотв. статью).

Чанданаятра

или Чанданотсава (санскр. Candanayâtrâ от candana сандал и у âtrâ = шествие, поездка) — в индийском ритуале церемония принесения в жертву идолам лепешечек из сандалового дерева или прочих благовоний.

Чандарнагор

— находящийся во французском владении город в Индостане, в Бенгале, в 38,6 км от Калькутты, на реке Гугли. 24 тыс. жителей (в том числе 250 европейцев). Французское население здесь появилось в конце XVII в. В 1757—63 гг. и в 1793—1816 гг. Ч. находился во власти англичан. В настоящее время Ч. подчинен губернатору Пондишери. В торговом отношении Ч., процветавший до половины XVIII в., ныне в упадке.

Чандарь

— см. Вальтрап.

Чандель

— раджпутское племя, рассеянное в северо-западных провинциях Индии. Ч. представляют несколько подразделений и, как полагают, пришли из Бунделькхонда. Сами они производят себя от лунной династии (Чандраванша). По их имени называется и округ Чандели, или Чандери. В нижнем Доабе имеются четыре подразделения этого племени.

С. Бч.

Чанди-магатмья

(санскр. Cand î-mâhâ tmya), или Чандика-магатмья — то же, что Чандипат (см.).

Чандика

(санскр. Candik â) — то же, что Чанда, Чанди (см.).

Чандипат

(санскр. Cand îpâ t) или чандипатха (санскр. Cand îpâtha = Candî = имя богини + р â thа = текст) — название индийской поэмы, содержащей 700 стихов и составляющей один из эпизодов Маркандея-пураны. В ней прославляются победы богини Дурги (она же — Чанди, см.) над демонами — асурами; ее читают ежедневно в храмах названной богини. Другое название поэмы — Деви-магатмья (Дурга = Деви, см.). Переводы: латинский Полея (с санскр. текстом и примеч., Б., 1831) и полный английский прозаический Dutt'a (Калькутта, 1897).

С. Б—ч.

Чандлер

(Ричард Chandler) — английский археолог; образование получил в Оксфордском университете. Издал надписи известной коллекции мраморов Арунделя, под загл. "Marmora oxoni é ns" (1763). Свое путешествие по Малой Азии и Греции описал в книгах: "Travels in Asia Minor" (1875), "Travels in Greece" (1776) и "Ionianantiquities" (Л., 1769 — 97). Ему также принадлежат "Inscriptione anliquae" (1774 — 76) и "History of Ilium or Troy" (Л., 1802).

Чандни

(хинд.) или чанди — древний обычай в Индии, по которому брахманы или факиры, с целью получить милостыню или плату, угрожали изранить или убить себя и даже приводили в исполнение подобные угрозы.

Чандра

(санскр. Candra = собственно "блестящий") — в индийской позднейшей мифологии первично эпитет месяца, а затем и самое имя месяца-бога, который в послеведийские времена обыкновенно назывался Сома (см.). Ч. большею частью изображается божеством мужского пола, но иногда и женского (Чандри); в последнем видоизменении иногда смешивается с Чанди = Деви = Парвати и т. д. (супругой Шивы). На изображениях Ч. представляется прекрасным юношей с двумя руками, держащим лотос и палицу и едущим верхом на антилопе или в колеснице. Как Чандри, луна вступила в связь с солнцем-Сурья и произвела на свет многочисленный род пулиндов (см.). В последнем случае, очевидно, разумеется соединение (сизигии) Солнца и Луны. В индийской астрономии Ч. является обычным названием Луны. Фазы Луны отразились в мифе о женитьбе Ч. на 27 дочерях патриарха Дакши (см.), в свою очередь, являющихся олицетворением лунных созвездий. Самой любимой из жен Ч. была Рогини; остальными он совершенно пренебрегал. Тогда они пожаловались своему отцу, Дакше, который, после тщетных напоминаний Ч. о супружеском долге, проклял его и обрек на бездетность и уничтожение. Женам Ч. стало, однако, жаль его, и Дакша, бессильный снять вполне проклятие, изменил его так, что уничтожение Ч. сделал периодическим. Отсюда — смена ущерба и роста месяца.

Чандраванша

(санскр. Candra [= месяц] + vam ç a [= трость, ствол, род] = лунная династия) — индийская царская династия, ведущая свой род от месяца. Делится на две больших ветви: Ядава и Паурава, т. е. потомки Яду и Пуру. Согласно мифической генеалогии, сообщаемой, напр., в Вишну-пуране, родоначальником этой династии был древний мудрец — рши, Атри, отец Сомы (см.) или месяца; сыном последнего был Будха (т. е. планета Меркурий), а от него родился Пуруравас (см.), праправнуками которого были Яду и Пуру. К третьей боковой ветви лунной династии причисляются и цари Каши, или Бенареса, происходящие от сына Пурураваса — Аю. Многие теперешние княжеские роды Индии ведут свое начало от Ч. Известные кланы раджпутов также причисляют себя к ней. Так как месяц называется у индусов еще Инду и Сома, то и лунная династии имеет также имена Индованша и Сомованша.

Чандракирти

— выдающийся буддийский ученый, положивший начало школе прасангамадьямика (в противоположность школе сватантрамадьямика) и бывший настоятелем знаменитого монастыря Наланда в северной Индии. Жил между VIII и IX столетиями по Р. Х.

Чандраота

или Чандраоти — древний индийский город, развалины которого и теперь еще существуют в Раджпутане, в 12—14 милях от гор Абу, на берегу реки Бунас, у подножия западного склона гор Аравалли. Ч. некогда была столицей Прамарских раджей. При основании Ахмедабада строитель новой столицы, Ахмед, переселил жителей Ч. в новый город, на постройку которого пошли и строительные материалы из зданий покинутого Ч.

С. Б ч.

Чандрасени Каястха

— каста писцов в Пуне, ведущая свое происхождение от раджи Чандрасены и потому считающая себя в известной степени кшатриями и заявляющая право на совершение известных религиозных церемоний, что, однако, не признается брахманами. Каста имеет два подразделения: Патани Прабху и Давани Прабху. Первые живут в Бомбее и других городах, вторые — в Гоа.

С. Б—ч.

Чандраяна

(санскр. c ândrâ yana от candra = месяц) — особый вид епитимии у индусов, состоявший в постепенном уменьшении принимаемой кающимся пищи на один глоток ежедневно, в связи с убыванием месяца. Начинали Ч. в полнолуние и к новолунию доводили количество пищи до одного глотка, после чего оно опять постепенно возрастало по мере того, как увеличивался месяц. Согласно Веданте, подобные епитимии не могут способствовать приобретению чего-либо положительного, но имеют целью лишь очищение от совершенного греха. Совершивший Ч. получал отпущение совершенных им преступлений: брахману отпускалось убийство тысячи маленьких животных, как обладающих костями, так и бескостных; совершение Ч. было также обычным искуплением за убийство шудры и. т. д.

Чанибек

— хан Золотой орды, сын Узбека. В 1342 г. он убил двух своих братьев и овладел престолом. Русские князья и митрополит Феогност, тотчас по его воцарении, явились в орду. Ч. с честью отпустил великого князя Симеона Иоанновича, но долго держал у себя митрополита, требуя, чтобы он ежегодно платил татарам церковную дань; однако Ч. принужден был удовольствоваться единовременным даром в 600 рублей. В 1348 г. литовский князь Ольгерд посылал к Ч. своего брата Кориада требовать помощи; хан, по внушению Симеона, выдал ему Кориада вместе с другими литовскими послами. По смерти Симеона, Ч. поставил на великое княжение московского князя Иоанна Иоанновича, утвердив Городец и Суздаль за сыном суздальского князя Константина Васильевича, Андреем. В 1355 г. он судил князя Юрия Ярославича Муромского с его родственником Феодором Глебовичем и отдал этому последнему не только княжество, но и самого Юрия. В 1357 г. Ч. завоевал в Персии гор. Тавриз. На обратном пути оттуда был убит своим сыном Бердибеком.

Чанка

— Этим именем в Дагестане называются дети от неравных браков ханов и беков. Права Ч. не определены положительно; большею частью они пользуются значением, которое придают им их отцы. Те из них, которые произошли от матерей не простолюдинок, именуются также беками; происходящие от жен из простого сословия ничем не отличаются от обыкновенных узденей (см.).

И. Г.

Чаннинг

(Вильям Эллери Channing; 1780—1842) — американский богослов и писатель. Был пастором в Бостоне. Своими проповедями приобрел широкую известность не только в своем отечестве, но и в Западной Европе; являясь в догматическом отношении одним из видных представителей американского унитаризма, он затрагивал разнообразные вопросы социальной и моральной жизни. Известны его проповеди об американском рабстве ("On slavery", 1835), о самообразовании ("On self culture", 1838), о воспитании рабочих классов (1840) и др. Собрание его избранных проповедей издано в 1872 г. под заглавием: "The perfect life". Полное собрание его сочинений вышло в 1841 г. в Бостоне. Переписка Ч. с писательницей Lucy Aikin издана г-жой Le Breton (Л., 1874). Ср. "Memoir of W. Channing" (Бост., 1876); Mountford, "Beauties of Channing" (Л., 1849); Lavolle, "Channing, sa vié et sa doctrine" (1876); Rémusat, "Channing, sa vie et ses œ uvres" (1873); W. H. Channing (племянник Ч.), "Life of W. Channing" (Бостон, 1880).

Чанты-Аргун

— река на Кавказе; вместе с Шаро-Аргуном образует реку Аргун, впадающую в Сунжу, приток Терека. Ч.-Аргун вытекает из Главного Кавказского хребта в Тионетском уезде Тифлисской губернии, а затем течет через Чечню (Терская область) и между Шатоем и Воздвиженской слободою сливается с Шаро-Аргуном. Длина более 100 верст. Это большая и очень быстрая горная река, текущая в глубоком скалистом ущелье, которое вблизи истоков р. более или менее безлесно, а ниже покрыто почти сплошными лесами. Аргунское ущелье принадлежит к очень красивым; особенно оно красиво между Шатоем и Евдокимовским укреплением. Аргунское ущелье играло важную роль в истории Кавказской войны. Вдоль ущелья Ч.-Аргуна проложена хорошая шоссейная дорога. Ч.-Аргун принимает в себя очень много притоков.

Чанук-кыг

(Русаковка) — река Приморской области, на восточном берегу полуострова Камчатка, впадает в Великий океан, недалеко от Укинской губы. По берегам ее живут окамчадалившиеся русские, вследствие чего Ч.-кыг и называется также Русаковкой.

Чаны для посола рыбы

— Ч. в технике приготовления рыбных продуктов каспийско-волжского района играют первостатейную роль: в них производится посол рыбы. Различают Ч. лабазные, т. е. устроенные под навесом (лабаз) в тени, и Ч. выходные, т. е. находящиеся в выходах. В первых производится теплый посол рыбы, преимущественно ранней весною (вобла, судак); во вторых холодный посол (сельдь, красная рыба и всякие малосолы). Ч. делаются преимущественно из еловых досок, бывают весьма различных размеров, но преобладают большие, вмещающие до 10000 воблы. В лабазах они обычно бывают врыты в землю на ⅔ своей высоты, в выходах же их ставят так, что пол выхода покрывает их сверху. Числом Ч. определяется производительность того или иного рыбного промысла, так как от него завысит, сколько можно заготовить впрок рыбного товара. При посоле рыбы, она сваливается в Ч. с тачек сотнями, а на дне Ч. стоят промысловые женщины в особом промысловом костюме (в панталонах) и укладывают рыбу рядами, несколько прессуя рыбу своею тяжестью. Так посол продолжается, пока Ч. не заполнится до верху. Ввиду громадных размеров Ч. и их глубины, при их чистке весною, до посола, когда в Ч. попадает подпочвенная гнилая вода и, смешиваясь с оставшимся в Ч. испорченным "тузлуком" (рассолом), дает удушливые газы, не имеющие из Ч. выхода, — на промыслах нередки случаи обмороков и даже смерти подростков, неосторожно спускаемых в такие Ч. для чистки. Хотя за содержанием Ч. на промыслах и существует санитарный надзор, но он довольно слаб и, к сожалению, принял направление скорее карательное, чем предохранительное от всяких неустройств.

Н. Б—н.

Чаны, озеро Томской губернии

— пресноводное степное озеро Томской губернии, Барнаульского и Каинского уездов; озеро состоит из двух бассейнов, юго-восточного и северо-западного. Первый, изрезанный по берегам многочисленными заливами, полуостровами и косами, наполнен плоскими островами, соединяется со вторым, отделяясь от него длинными косами, полуостровами, простирающимися с обоих его берегов, и островами. Второй бассейн, более значительный по величине, изобилует островами, а в сев.-зап. части перегорожен значительным полуостровом. Ч. также изрезан заливами. Длина первого бассейна до 40 вер., при ширине в 15—20 вер.; длина второго до 80 вер., при ширине от 20 до 30 вер. Число полуостровов, кос и островов на оз. до 70. Все эти полуострова и косы в большинстве идут параллельно друг другу, простираясь от ВСВ на ЮЮЗ и З. Все они довольно низменны и состоят из иловатого песку и глины, из них только некоторые возвышаются до 3 саж. Все эти полуострова имеют поразительное сходство с пересекающими Барабинскую степь гривами, идущими в том же направлении, как и они. Глубина оз. от 7 до 10 арш. и только местами 12 аршин. Вода в юго-восточн. бассейне совершенно пресная, но в сев.-восточн. части озера, у дер. Ярки, академик Миддендорф нашел воду значительно солоноватой, хотя жители и скот пили ее. Окрестные берега оз. плоски и низменны и лишь в нескольких местах возвышаются до 3 саж. Берега оз. окружают луговые низины и займища, поросшие камышом, осокой и кустарником, почти ежегодно заливаемые весеннею водою, приносимою впадающими в оз. реками. Дно почти ровное, иловатое или песчано-глинистое, северо и сев.-вост. ветры на озере производят сильное волнение. В юго-вост. часть оз. впадают две значительные степные р., Каргат и Чулым, а также протока Сарайка, текущая из значительного соседнего оз. Сартлам. В прежнее время оз. Тандово соединялось с оз. Ч. протокой, ныне эта протока существует только в случае переполнения оз. Тандова водою. Ч. прежде изобиловали рыбою, в нем водились щуки до пуда весом, караси и окуни от 5 до 7 — 8 ф. Ныне, по неизвестным причинам, рыбное его богатство оскудело и самая рыба измельчала. Ловля рыбы в оз. отдается казною с торгов по участкам. Некоторые из о-вов и п-овов заселены, по берегам оз. расположены 17 населенных мест, из коих 2 находятся в Барнаульском у., а прочие в Каинском у. По определению Стрельбицкого, оз. заключает в себе ок. 3000 кв. в., из коих Барнаульскому у. принадлежит наименьшая часть. По замечанию местных жителей, оз. усыхает и в прежнее время, как это даже видно на старинных картах, было значительно обширнее.

Чанышевы

— дворянский род, татарского происхождения, восходящий к первой половине XVII в. и записанный в VI часть родословной книги Оренбургской губернии.

Чао-сянь

(кор. Чжо-си ö нь, Chosen — "утреннее спокойствие") — название, которое носила Корея до принятия ныне царствующим государем императорского титула (1897), когда она стала называться Дай-хань.

Чаода-ратни

(индусск. = санскр. catur da ç a ratna, т. е. 14 перлов) — в индийской мифологии 14 драгоценных предметов, добытых при пахтанье океана во время второго воплощения Вишну, так назыв. Курма-аватаре (см. соотв. статью).

Чапа

— старинная грузинская мера вина = 2 "хел-чапам" = 4 "тунгам" = 1½ казенным ведрам.

Чапала

— довольно высокий хребет в Баталпашинском отделе Кубанской области, проходящий между истоками Урупа и Большого Зеленчука. Склоны его покрыты лесом, а плоская вершина тучными пастбищами, на которых в летнее время пасется много скота.

Чапдрагупта

(санскр. Candra-gupta) — 1) древний индийский царь, тождественный с Σανδρακοττος или Σανδροκοπτος, упоминаемым Аррианом и другими классическими историками индийского похода Александра Македонского. Тождество это доказал еще родоначальник современной индийской филологии В. Джонс, и оно является одним из опорных пунктов индийской исторической хронологии, позволяющим установить вполне определенный синхронизм известных событий индийской истории с соответственными событиями греческой. Ч. является одним из выдающихся героев индийской истории в эпоху ее средневековья; имя его очень часто упоминается как в брахманской, так и в буддийской исторической и поэтической литературе. По греческим источникам, когда Александр пришел в Индию, ему стало известно, что над Прасиями (= санскр. Рr â chya = восточные) царствует царь Ксандрамес, столицей которого был город Палиботра (т. е. инд. Паталипутра), стоявший у слияния р. Ганга с другой р. Эрранобоасом (теперь р. Шон). По словам этих историков, Сандракоттос был в то время еще молод, но тем не менее отважился на противодействие полководцам Александра, подняв шайки разбойников, с помощью которых ему удалось сохранить независимость Индии. В туземных исторических источниках, брахманских и буддийских, ничего не говорится о борьбе Ч. с греческим завоевателем, но имеются сведения (полулегендарные) о его происхождении и достижении им царской власти. Комментатор Вишну-пураны говорить, что Ч. был побочным сыном одного из членов царствовавшей тогда в Магадхе династии Нанда, и красавицы Мура, принадлежавшей к одной из низших каст. От имени матери Ч. и основанная им династия будто бы и получила имя Маурья (см.). В драме Вишахкадатты (см.) Мудра-ракшаса, изображающей возвышение Ч., последний часто называется Вршала, что равносильно термину шудра. В молодости Ч. вел бродячую жизнь в Пенджабе (см. Tumour, введение к его изданию хроники Магаванша, стр. XLI, где цитируется один из туземных комментариев) и, вероятно, тогда и организовал партизанскую борьбу с полчищами Александра Великого. Его главный советник, брахман Чанакья (см.), был уроженцем г. Такшашилы, или Таксилы (см.), столицы западного Пенджаба. Именно здесь утвердился сначала Ч., который прогнал греческие войска, оставленные тут Александром, и, став во главе национального движения, сделался властелином Пенджаба, что случилось, вероятно, около 3 16 г. до Р. Х. Непосредственно за этим последовало и покорение им Гангской Индии. В это время в Магадхе царствовала династия Нанда (по происхождению, как свидетельствуют некоторые источники, также шудра), последним представителем которой был могучий и честолюбивый, но жестокий и скупой Магападма. По другим памятникам, перед воцарением Ч. в Магадхе правили 9 братьев Нанда (некоторые толкуют выражение "9 Нанда" в смысле "Нанда и его 8 сыновей"). Чанакья помог Ч. низвергнуть династию Нанда и завладеть их престолом и столицей Паталипутра (Палиботра греческих историков, ныне — Патна). Это случилось около 312 г. до Р. Х. Ч. явился, таким образом, основателем новой династии Маурья и повелителем могущественного царства, простиравшегося на С до р. Инда, а на Ю — до устьев Ганга и Телинганы (т. е. страны телинга, см.). Войско его состояло из 600000 пехоты, 30000 конницы и 900 слонов. Когда Селевк Никатор предпринял поход с целью вернуть индийские области, когда-то завоеванные Александром, Ч. заключил с ним союз и женился на его дочери. Он же принял при своем дворе в Паталипутре Мегасфена как посла Селевка, и сам отправил Селевку в Вавилон посольство с дарами. Время царствования Ч. в индийских источниках показывается различно. В буддийской хронике Магаванша говорится, что он царствовал 34 года, в Ваю-пуране — 25, в хронике Дипаванша — 24. Внуком Ч. был знаменитый покровитель буддизма, Ашока. См. Cunningham, "The Bhilsa Topes, or buddhist monuments of Central India etc." (Л., 1854, стр. 87 — 91); Wilson, предисловие к драме Мудраракшаса в его "Hindu Theatre" и "Vishnu Pur â na" (см. его "Works", тт. VI — X, XI — XII).

2) Правитель Аджмира, внук Маникья Раи, живший в 695 г. Его наследник, Притха Раи, был последним индийским государем, правившим в Индрапрастхе, или Дели, до воцарения там мусульманских властителей.

Чапек

(Фридрих Czapek) — чешский ботаник, доктор медицины и философии. Родился в Праге в 1868 г. Главные работы Ч. посвящены геотропизму. Примыкая в своих исследованиях к работам Цесельского и Дарвина, Ч. собрал много любопытных данных относительно разделения труда между "чувствующей" зоной верхушки корня, которая воспринимает геотропические раздражения, и его "двигательной" зоной, производящей геотропические изгибы ("Untersuchungen über Geotropismus", 1 894, 1895, 1898). Он работал также над изучением самого механизма восприятия геотропических раздражений ("Ueber den Vorgang der geotropischen Reizperception in der Wurzelspitze"); над вопросом о том, какие химические процессы происходят в геотропически-раздраженных верхушках корней ("Chemische Vorg ä nge in geotropisch-gezeizten Wurzelspitzen", 1897 и 1902) и проч. Эти работы, несмотря на интерес сообщаемых в них фактов, часто вызывали упреки в недостаточно критическом отношении автора к тем выводам, которые могут быть сделаны из наблюденных фактов. Этих упреков не избежал, между прочим, и главный экспериментальный метод Ч. для доказательства обособленности чувствующей и двигательной зон в верхушке корня — метод надевания на верхушку изогнутых под прямым углом стеклянных колпачков. Из остальных работ Ч. следует упомянуть исследования над выделениями корней ("Untersuchungen ü ber Wurzelausscheidungen", 1895) и изучение так называемых реакций на лигнин ("Ueber die sogennanten Ligninreactionen", 1899). С 1896 г. Ч. состоит профессором Немецкой высшей технической школы в Праге.

Чапи

(груз.) — мера жидкости, равняющаяся в разных местах Закавказья различным величинам: в Тифлисском уезде — 2 и 4½ тунгам, т. е. 10 и 22½ бут., в Сигнахском и Телавском уездах Тифлисской губернии — 4 тунгам или 20 бут., в уездах Кутаисской губернии — 14 бутылкам и проч.

Чапкины

— дворянский род, восходящий ко второй половине XVII в. и записанный в VI часть родословной книги губерний Курской, Орловской и Тульской. Есть еще два дворянских рода Ч., позднейшего происхождения.

Чаплиевка

— село Кролевецкого уезда Черниговской губернии, на реке Осот, впадающей в Десну, в 25 верстах от уездного города. 4620 жителей. Земская школа, сельская библиотека, 3 ярмарки.

Чаплик

— мыс Приморской области на западном берегу Берингова пролива, под 64°25' с. ш. и 187°40' в. д.

Чаплинка

— село Новомосковского уезда Екатеринославской губернии, при реке Ч. Дворов 1650, жителей 10900; 2 православных церкви, еврейский молитвенный дом, земская и церковно-приходская школы; 3 ярмарки, еженедельные базары, бондарные мастерские, 10 торгово-промышленных заведений.

Чаплинские

— польские политические деятели: 1) наместник гетмана Остраницы, чигиринского дозорца. В 1638 г. ему был поручен надзор за креп. Кодаком, возводимою французскими инженерами на р. Днепре, близ Запорожья; случайно находившийся там Богдан Хмельницкий захотел осмотреть эту крепость и на вопрос Ч.: "Точно ли она неприступна?", отозвался, "что еще он не слыхал и нигде не читывал, чтобы созданное руками человеческими не могло быть ими же и разрушено, ибо одно Божие творение прочно". За этот ответ Ч. арестовал Хмельницкого, но дочь Ч., Анна, дала Хмельницкому возможность спастись и уехать в Варшаву, где он жаловался королю, и Ч. за его своевольный поступок с королевским офицером был отрезан, по королевскому повелению, один ус. Обиду свою от Ч. Хмельницкий включил в свой первый универсал от 28 мая 1648 г., призывавший всю Малороссию к восстанию. 2) После кончины Лисовского вождь лисовчиков. Посланный гетманом Ходкевичем на север, быстро распространил везде разорение, захватил в плен воеводу Мещерского, отослал его к королевичу Владиславу и разбил кн. Пожарского. В 1619 г. пал в сражении.

Чаплины

— древний дворянский род, ведущий начало от польского шляхтича Чаплинского, герба Кердея, выехавшего к великому князю Михаилу Александровичу Тверскому во второй половине XIV в. Потомки его стали прозываться Чаплиными около полов. XV в. Более известные из рода Ч.: 1) Семен Васильевич († в 1671 г.), письменный голова в Тобольске, 2-й голова передового полка в Михайлове (1633), голова при послах для заключения мира с Польшею; сотенный голова у жильцов московских при встрече польского посольства. 2) Никон Иевлевич, московский дворянин, голова в литовском походе (1655—1656), воевода в Чернигове, Арзамасе. 3) Михаил Никитич, стольник (1691). 4) Иван Иванович Большой, стольник (1692). 5) Андрей Иванович, стольник (1689—92) и обер-инспектор Дмитровской провинции (1712). Род записан в VI часть родословной книги Калужской губернии. Герб Ч. помещен в V часть Общего Гербовника. Есть еще два рода Ч., более позднего происхождения.

Чаплища

(Чаплище) — село Киевской губернии, Чигиринского уезда, в 15 верстах от уездного города, близ реки Днепр; 3120 жителей, приходское училище, 12 водяных и много ветряных мельниц, 3 маслобойни. В роще у Ч. древнее городище и на полях 8 курганов.

Чаплович

(Jan Ċaplovi č, по мадьярскому написанию Csaplovics, 1780—1847) — словацкий писатель. Был епископским комиссаром в Славонии, где содействовал усилению пчеловодства; потом занимал разные судебные должности. Из его работ по вопросам топографии, статистики и права земель Венгерской короны, писанных по-немецки, по-латыни, по-мадьярски и по-словацки, особенно заслуживают внимания: "Gem ä lde von Ungarn" (статистика Венгрии), "Slavonien und zum Theil Croatien" и "Тороgrafisch-statistisches Archiv von Ungarn", на которые и теперь иногда еще делаются ссылки. По-словацки, Ч. издал "Slovenske ver š e" (Пешт, 1822).

Чаплыгин

(Сергей Алексеевич) — математик; род. в 1869 г. Среднее образование получил в воронежской гимназии, высшее — в Московском университете, на физико-математическом факультете. Окончил курс в 1890 г. и был оставлен при Университете для приготовления к профессорскому званию по кафедре прикладной математики. По выдержании магистерского экзамена получил звание приват-доцента (с 1 8 94 по 1899). Защитил магистерскую диссертацию в 1898 г. и на степень доктора прикладной математики в 1903 г. Преподавал высшую математику в Константиновском межевом институте (1895 — 1901 гг.); преподает теоретическую механику в Имп. техническом училище с 1895 г., в Имп. московском инженерном училище ведомства путей сообщения с 1896 г. (в звании сначала преподавателя, потом профессора) и на Высших женских курсах с 1901 г. Напечатал: "О некоторых случаях движения твердого тела в жидкости" ("Труды Физ. Отд. Имп. Общ. Люб. Ест.", 1894, т. VI; удостоена Моск. унив. премии проф. Н. Д. Брашмана); "По поводу локсодромического маятника Гесса" (ib.); "О движении тяжелого тела вращения на горизонтальной плоскости" (ib., 1897, т. IX); "О некотором возможном обобщении теоремы площадей с применением к задаче о катании шаров" ("Математич. Сборник", 1897, т. XX); "О некоторых случаях движения твердых тел в жидкости" (статья вторая, магистерская диссертация, ib., 1897, т. XX). Эти 3 работы удостоены золотой медали Академией наук. "Линейные частные интегралы, задача о движении твердых тел, подпертых в одной точке" ("Труды Физич. Отд. Имп. Общ. Любит. Естеств", т. X, 1898); "О пульсирующем цилиндрическом вихре" (ib., 1898, т. X); "К вопросу о струях в несжим. жидкости" (ib., 1 8 99); "О параболоидном маятнике" (ib., 1899); "О принципе последнего множителя" ("Математический Сборн.", 1900, т. XXI); "Новый случай вращения тяжелого тела, подпертого в одной точке" ("Труды Физ. Отд. Имп. Общ. Люб. Естествозн.", 1901, т. XI); "Новое частное решение задачи о движении твердого тела в жидкости" (ib, 1903, т. XI); "Один случай вихревого движения жидкости" (ib.); "О газовых струях" (докторская диссертация, "Учен. Записки Моск. Унив." отд. физико-матем., 1902; "О катании шара по горизонтальн. плоскости" ("Математич. Сборн.", т. XXIV).

Чаплыгины

— три дворянских рода (очевидно, одного происхождения), восходящие к XVII в. и записанные в VI часть родословной книги Воронежской, Курской и Рязанской губерний. Есть еще два рода Ч., позднейшего происхождения.

Чапские

— дворянский род польского происхождения (герба Лелива), записанный в VI часть родословной книги Виленской губернии. Есть еще род Ч., более позднего происхождения.

Чаптанак

— горы Томской губернии, Бийского уезда, расположены по северной стороне северо-западной части Телецкого озера, у истока реки Бии. Горы тянутся на З и отчасти на СЗ до устья левого притока Бии. Более значительные вершины Ишту, Кебер, Тасегон и Чабер. Горы эти поросли лесами, но до снежной линии не доходят.

Чапурники

Большие и Малые — два села, в 1 версте одно от другого, Астраханской губернии, Черноярского уезда, в 7 верстах от берега реки Волги, при реке Сарце, на Царицыно-Ставропольском тракте. В Малых Ч. — мечеть. В обоих селах в 1901 г. числилось 4108 жителей, в том числе татар 1785. В Больших Ч. сельское училище и церковно-приходская школа, а в Малых Ч. — медресе. В обоих селах 1 питейное заведение, 1 пивная лавка, 17 лавок, 2 кузницы, 15 ветряных мельниц и 1 овчинное заведение. К селам приписаны 5 хуторов. Занятия жителей — хлебопашество, скотоводство, огородничество и извоз. В балке, вблизи сел, выходы песчаника, из которого жители выделывают жернова.

Чапчачи

(по-киргизски Арзагар) — известное месторождение каменной соли в Астраханской губернии, на левом берегу Волги, в Киргизской степи, в 83 верстах от озера Баскунчакского, в 80 верстах от Владимировской соляной пристани и в 70 верстах от ближайшего села Харабалинского. Ч. представляет цепь холмов, возвышающуюся над окружающею степью на 10 саж. Посреди холмов, заключающих залежи гипса, находится котловина, занятая небольшим соляным озерком, солончаками и рытвинами. Каменная соль находится на глубине 2 — 5 саж., прикрыта рыхлыми песчанистыми породами без окаменелостей. Наиболее ранние и точные сведения об этом месторождении получены были в 1768 г. от калмыцкого владельца Замьяна, приславшего астраханскому губернатору Бекетову образцы чапчачинской соли. Для исследования соляных залежей послан был Везель. Затем в 1772 г. Гмелин обратил внимание на этот источник соляного богатства России; но наиболее обстоятельное исследование произведено было только в 1874 г. Барботом-де-Марни, которым это месторождение соли отнесено к пермскому возрасту. Этот богатый сплошной исток чистой каменной соли имеет в длину 3 вер., при ширине в 450 саж. и толщине пласта соли до 40 саж., площадь, занятая соляною залежью, определена, приблизительно в 140000 кв. саж. При незначительной глубине залегания соли, добыча ее производилась в небольших размерах еще в XVI стол., но в начале 1860-х гг. добыча соли была воспрещена. Затем ломка производилась в одном только месте, но была ничтожна и колебалась между 4—7 тыс. пуд. в год. Через 14 лет добыча соли — в 1873 г. достигла 1404453 пуд. В 1875 г. прекращена поверхностная ломка соли и в 1877 г. рудничные работы переданы по контракту частному лицу на 6 лет; работы им начаты только с 1 8 81 г. Рудник его имел 2 шахты, глубин. в 20 саж.; разработка велась камерами. Для размола соли устроена была на чапчачинском промысле паровая мельница. С начала разработки чапчачинского месторождения каменной соли, с 1865 г. до закрытия работ в 1885 г., добыто всего 14048816 пуд., причем в 1865 г. 3730 пуд., в 1867 г. 163000, в 1871 г 675082, в 1872 г. 1296683, в 1875 г. 1697148, в 1879 г. 1063594, в 1881 г. 393371, в 1884 г. 675784 пд. В последнем году добыто менее против обязательного количества на 750000 пуд. В 1885 г. контракт с наследниками арендатора уничтожен, и добыча соли на Ч. более не производилась. Соль чапчачинская обходилась добывателю со всеми расходами в 14 коп., а продавалась не дешевле 15 и 16 коп., между тем как баскунчакская соль стоила 7 и 8 коп. Соль чапчачинская превосходного качества, почти без примесей посторонних солей; по анализу 1882 г., она содержала хлористого натрия, NaCl — 98,61%, MgSO4 — 0,07%, CaSO4 — 0,25%, нерастворимых остатков — 0,53%. Ср. Ф. Шперк, "Хронологический указатель литературы об Астраханском крае" (СПб., 1892, "Чапчачи").

Чапышник

— местное название видов Caragana; см. Чилига.

Чар-Гурбан

— приток Иртыша в Семипалатинской области, берет начало в Калбинских горах, течет на СЗ, в низовьях на С и ССЗ и впадает в Иртыш с левой стороны; длина около 200 верст.

Чара

— река Якутской области, Олекминского округа, вытекает из большого горного озера Лемберме, состоящего из двух бассейнов, связанных между собою протокою (общая длина озера 20 верст); по выходе из озера река течет к СВ, затем к С и вновь к СВ до впадения в нее справа р. Ыкайя. На этом протяжении (100 верст) Ч. течет среди гор по широкой долине, усеянной множеством озер и озерков, в особенности между устьями ее притоков, pp. Амундакты и Ыкаия. Ниже устья р. Ыкаия Ч. входит в теснину и, сжатая с обеих сторон горами, образует быстрины и пороги. От устья р. Ыкаия до впадения р. Тырын-Урях Ч. течет извилисто на С, далее поворачивает к СЗ, потом на, С и СВ. От устья р. Деиркана делает поворот к Ю и ЮВ, далее вновь к СВ и впадает в р. Олекму с левой стороны. В Ч. впадает много рек и речек; из правых притоков более значительны: Невен, Ыкаия, Курун-урях, Тырит-урях, Эмалыть, Бырыхаи, Торо, Кэма и Токко. Из левых — Амундакта, Авсит, Чон (исток значительного оз. Нечатки), Кужакелах, Джелинда, Жуя, Мольбо и др. Длина Ч. до 600 вер., ширина различна, ниже устья Жуи до 100 саж., а ниже устья Токко до 150 и 200 саж. Течение Ч. быстрое; долина реки до устья ее притока р. Тырын-уряха окаймлена отрогами Южно- и Северно-Муйского хребтов, далее река течет по так назыв. Витимско-Олекминскому плоскогорью. Долина реки болотиста, лесиста и не населена. Ч. в верховьях может быть сплавной рекой, а ниже устья Жуи — судоходной для среднего размера судов и лодок; довольно богата рыбою. По бассейнам ее притоков Жуи и Мольбо производятся значительные разработки золотых россыпей.

Н. Л.

Чарака

(санскр. Caraka) — 1) одна из древних ведийских школ (Яджур-веды), по имени которой называется и одна из брахман "черной" Яджур-веды — Ч.-брахмана. 2) Известный древний индийский медик, автор Ч.-самгита, одного из главнейших медицинских трактатов древней Индии. Время его жизни с точностью неизвестно. Туземные источники относят его к ведийской эпохе и влагают в его уста рассказ о получении им материалов для своего труда от еще более древнего медика — Агнивеша, который, в свою очередь, получил их от древнего мудреца — Атрея. В индийских памятниках Ч. является более древним автором, чем Сушрута (см.) и полумифический Дханвантари, врачом богов, а в одной из легенд — даже воплощением змеи Шеша (см.). В китайских источниках он упоминается как придворный врач царя Канишки (около 100 г. по Р. X.). Арабские источники также упоминают о нем как о медицинском писателе, труды которого были переведены с индийского на персидский (около 800 г.), а с персидского — на арабский. Вне медицинской литературы Ч. упоминается у грамматика Бхартргари, что во всяком случае позволяет отнести его ко времени до 6 5 0 г. после Р. X. Имя Ч. тожественно с названием вышеупомянутой ведийской школы Ч. Таким образом, ничто не говорит против принадлежности Ч. к эпохе Канишки. Трактат Ч. — Ч.-самгита распадается на 120 глав в 8 отделах, или sth â na: 1) о фармакологии, пище, диететике, некоторых болезнях, способах лечения, врачах и знахарях, физиологии, психологии и т. п. самых разнообразных предметах; 2) о восьми главных болезнях; 3) о вкусе, питании, общей патологии, изучении медицины; 4) об анатомии и эмбриологии; 5) о диагностике и прогностике; 6) о специальной терапии и 7, 8) об общей терапии. Очень близкое родство с Ч.-самгитой представляет Бхеда- или Бхела-самгита — быть может, лишь другая редакция Ч.-самгиты, до сих пор еще не изданная. Издания Ч.-самгиты: К. Debendra Na t h Sen и К. Upendra Nath Sen (Калькутта, 1897); 2 изд. Дживананды Видьядхары (Кальк., 1896); перевод (англ.) дал Avinash Chandra Kaviratna (20 вып., Калькутта, 1891 — 99 и сл.). Труд Ч. вызвал ряд комментариев. Древнейший — Гаричандры или Гаришчандры, цитируемый у разных древних авторов, — по-видимому, потерян. Кроме того, имеется комментарий из XI в., так назыв. Аюрведадипика (Ayurvedad îpicâ) или Чаракататпарьятика (Carakat âtparyatikâ), изд. в 1892 г. в Калькутте. Несмотря на эти древние комментарии, текст труда Ч. дошел до нас в довольно плохом виде: между наличными рукописями его и печатными изданиями довольно много разногласий. Два последних отдела и конец 5-го не принадлежат Ч., а дополнены неким Дрдхабала, родом из Пенджаба, "из многих книг". В общем трактат Ч., по форме и содержанию, производит впечатление большей древности, чем сочинения Сушруты. См. Li étard, "Le Mé decin Charaka", в "Bulletin de l'Acad. M é d.", 1897; Jolly, "Caraka", в "Wiener Zeitschr. f. die Kunde des Morgenlandes", 7, 164 — 6; Cordie r, "Origines, évolution et décadence de la Mé decine Indienne", в "Annales d'Hygi è ne" (П. 1901, 4, 81).

С. Б—ч.

Чарана

(санскр. саrаnа — хождение, путь, деятельность, упражнение) — 1) название бесчисленных ведийских школ, в которых изучались самгиты, сутры, брахманы и другие произведения ведийской литературы по отдельным ее "ветвям" (Çâkhâ -Шакха). Под Ч. разумеется идеальная преемственность между учителями и учениками, преподающими и изучающими ту или другую ветвь вед и образующими в силу единства цели и стремлений как бы одно целое; 2) (санскр. C â rana — странствующий актер, небесный певец) — класс низших божеств в индийской позднейшей мифологии, полубогов или небесных гениев. Они часто фигурируют в индийской драме; являясь среди смертных, вступая с ними в брак, или избирая земных царей и героев своими вождями или правителями. Нередко они являются и в роли панегиристов индийских божеств, их бардами и певцами (подобно небесным музыкантам — гандхарвам); 3) бродячие певцы, рапсоды или барды в современной Индии, ведущие нищенский образ жизни и снискивающие себе пропитание на свадьбах и других празднествах пением баллад и песен. Они пользуются большим уважением и часто являются в роди бардов, герольдов и генеалогистов.

С. Б—ч.

Чаранда, озеро Новгородской губернии

(Чаронда) — иначе Воже (см.).

Чаранда, село Новгородской губернии

(Чаронда, Черонда) — село Новгородской губернии, Кирилловского уезда, на западном берегу озера Ч. или Воже. Небольшое ныне село, Ч. в XVIII столетии было уездным городом, который в 1708 г. был приписан к Архангелогородской губернии, в 1719 г. — к Белозерской провинции С.-Петербургской губернии, а в 1766 г. — к той же провинции Новгородской губернии, но при учреждении Новгородского наместничества (1776) в числе городов более не значится. В окрестностях Ч. сернистый ключ; не исследован, употребляется местными жителями от сыпных болезней и чесотки.

Чарандаси

(санскр. Carand âsî) — одна из позднейших индийских вишнуитских сект, выделившаяся из секты валлабхачарья (см.) в середине XVIII в. (в царствование Аламгира II) и основанная купцом из Дели, Чарандасом, и его сестрой, Сагаджи Баи. Предметом культа является у них Кришна и его подруга Радха, как и у многих других вишнуитов. В Дели сохранился памятник (так назыв. Самадх), воздвигнутый в честь основателя секты.

С. Б—ч.

Чарах пуджа

— обычай у индусов подвергать себя разным добровольным мучениям в связи с известными праздниками, главным образом в честь Шивы. Некоторые подвешиваются высоко в воздухе на крючках, продетых сквозь кожу верхней части спины, и крутятся в воздухе. Другие продевают себе сквозь щеки и кожу деревянные и железные спицы, даже змей. То же проделывается и с маленькими детьми. Подобные самоистязатели получают название Гаджан. В британских владениях в Ост-Индии обычай этот запрещен около половины XIX в.

С. Б—ч.

Чарвака

(санскр. C ârvá ka) — индийский философ, основатель грубо-материалистической школы Ч. Он доказывал, что восприятие есть единственный источник познания и единственное средство доказательства. Мысль и чувство наслаждения или боли существуют у человека, пока есть тело, и невозможны, как только тело перестает существовать. Отсюда, а также из самосознания человека Ч. выводил, что душа и тело — тождественны. В Веданта-Саре имеется опровержение четырех последователей Ч., исповедовавших его учение с разными видоизменениями: один доказывал, что грубое строение тела тождественно с душой, другой — что телесные органы составляют душу, третий — что душа и жизненные функции одно и то же, четвертый — что мысль и душа одно и то же. Ч. жил, вероятно, до составления Рамаяны и, быть может, тождествен с Ч., упоминаемым в Магабхарате (ракшас, принявший вид брахмана, но открытый и испепеленный брахманами при помощи огня их собственных глаз).

С. Б ч.

Предыдущая страница Следующая страница