Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Ф" (часть 28, Фор)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Ф" (часть 28, Фор)

Предыдущая страница Следующая страница

Форжемоль-де-Босткенар (дополнение к статье)

(Леонард Леопольд Forgemol de Bostquenard) — французский генерал; умер в 1897 г.

Форзейль

— судно с хорошим ходом, впереди флота или эскадры, для наблюдения за неприятелем, либо — определения близости земли или какой-нибудь опасности; держится от передовых судов в таком расстоянии, чтобы можно было видеть их сигналы, и с своей стороны сигналирует обо всем, что встретит на пути. Иногда бывает два и более Ф., один впереди другого; в случае надобности отряжаются Ф. и по обеим сторонам флота.

Фориэль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Форкад

(Эжен Forcade, 1820—1869) — французский писатель. Приобрел почетную известность как политический хроникер "R. des deux Mondes"; неоднократно подвергался судебным преследованиям за несочувственные Второй империи отзывы. Отдельно издал "R évolution de Fé vrier" (1848), "Etudes historiques" (1853) и "Histoire des causes de la guerre d'Orient" (1854). Из статей Ф., напечатанных в "Revue des deux Mondes", особенный интерес представляют его статьи, помещавшиеся под заглавиями "Essaistes et romanciers anglais", "Portraits politiques anglais", "Questions commerciales". Нервное переутомление привело Ф. к тому, что в 1868 г. на похоронах Манина он впал в умопомешательство, принявшее форму мании величия и скоро сведшее его в могилу.

Форкад-Ларокетт

(Жан-Луи-Виктор-Адольф Forcade la Roquette, 1820—1874) — французский политический деятель; был адвокатом в Париже. В 1860 г. назначен министром финансов. 14 ноября 1861 г. был замещен Фульдом и назначен сенатором. В 1863 г. сделан вице-президентом государственного совета. В 1867 г. был снова призван в преобразованное Руэ министерство, принял портфель министра земледелия, публичных работ и торговли, а в 1868 г., по выходе в отставку Пинара, портфель министра внутренних дел. Хотя в мае 1869 г. он пользовался всеми средствами реакционной политики, чтоб провести правительственных кандидатов, а 17 июля, по изъявлении императорского согласия на реформы, вместе с другими министрами подал прошение об отставке, однако он принял на себя образование нового министерства, которое было предназначено для проведения либеральных реформ. Ввиду своего прошлого Ф. вскоре показался императору слишком скомпрометированным, и 27 декабря 1869 г. кабинет Ф. вышел в отставку. После падения империи, подвергшись преследованию со стороны Гамбетты, Ф. отправился в Испанию и возвратился во Францию по окончании франко-прусской войны; тщетно пытался попасть в палату депутатов, пустился в различные финансовые предприятия и, запутавшись в них, лишил себя жизни.

Форкадель

(Пьер) — французский математик. Родился в начале XVI в., умер в 1573 г. Ученик философа Рамуса (см.), впоследствии — его друг. После продолжительного пребывания в Риме Ф. занял в 1560 г. должность профессора математики в Королевской коллегии в Париже. В том же году Ф. был удостоен звания "королевского лектора математики". Ф. старался распространить во Франции германский счет на линиях (Linienrechnung), для чего издал книгу "L'arithm é tique par les jects" (Пар., 1558). Другим важным трудом Ф. был перевод "Элементов" Евклида. Ф. перевел еще "Музыку" Евклида и некоторые из сочинений Прокла, Архимеда, Автолика, Геммы Фризиуса, Оронция Финеуса и др. Ф. принадлежало еще астрономическое сочинение "Descripton d'un anneau solaire convexe descritte et démontré e de l'invention de P. Forcadel" (П., 1569).

В. В. Бобынин.

Форкель

(Иоганн Николай Forkel) — известный писатель о музыке и композитор (1749—1818). Был хорошим органистом. Его музыкальные сочинения (песни, сонаты для клавесина, кантаты, оратории и пр.) не представляют ничего выдающегося. Главным образом Ф. пользуется известностью как музыкальный историк и библиограф. Более выдающиеся его сочинения: "Ueber die Theorie der Musik, in sofern sie Liebhabern und Kennern derselben nothwendig und n ü tzlich ist" (Геттинген, 1774); "Musikalisch-Kritische Bibliothek" (Гота, 1778—79); "Genauere Bestimmung einiger musikalischen Begriffe" (Геттинг., 1780); "Allgemeine Geschichte der Musik" (1788 и 1801).

Н. С.

Форкенбек

Статья большая, находится на отдельной странице.

Форлана

— венецианский танец, преимущественно гондольеров, веселого характера, в 6/8.

Форли, город в Италии

(Forli) — город в итальянской провинции того же имени, в долине реки Монтоне. Основан, по преданию, еще в римское время, как колония, консулом Ливием Салинатором, в 207 г. до Р. Х., после победы над карфагенским полководцем Гасдрубалом при Метавре, под именем Forum Livii. Уже в древности город имел торговое и военное значение, находясь на via Aemilia, которая пролегала через всю нынешнюю Романью по направлению к Адриатическому морю. Принадлежа (с VI в.) к Равеннскому экзархату, город продолжал пользоваться довольно широкими муниципальными правами, которые граждане его долго отстаивали от всяких нападок извне. Борьба гвельфов и гибеллинов отразилась и на внутренней жизни Ф. До 1315 г. там преобладали первые; затем большое влияние на управление городом захватила в свои руки гибеллинская фамилия Орделаффи из Фаэнцы. С этой эпохи городу пришлось пережить все бури, которые тревожили существование большинства итальянских республик во времена Возрождения. В XV в. город попал во власть предприимчивого папского " непота" Джироламо Риарио; он правил в Ф. и Имоле, украшая города роскошными зданиями, но угнетая население податями и военной тиранией. Он погиб жертвой заговора (1488), но властью вновь овладела умная, честолюбивая и предприимчивая жена его, Екатерина Сфорца. Она была низложена Чезарем Борджиа (1500), который некоторое время распоряжался в городе. Затем Ф. подчинился Папе Юлию II (1512) и вошел в состав церковного государства. Ф. сохранил ряд любопытных и важных памятников старины. Рыночная площадь, окруженная крытыми портиками; ратуша с возвышающейся над новым ее зданием древней башней; замок XIV в.; несколько церквей (XII, XIII, XIV и след. веков) с ценными фресками местных художников, несколько интереснейших дворцов. Ф. занимает место в истории искусства эпохи Возрождения благодаря тому, что является родиной выдающегося живописца Melozzo da Forli (1434—94), а также его менее замечательного ученика Marco Palmezzano (род. в 1456 г.). Пинакотека; городская библиотека (ок. 50000 тт.). Жителей 20000. Производство шелковых тканей, машин, глиняных изделий, шляп и мебели.

Форли, провинция Итальянского королевства

(Forli) — итальянская провинция, расположена между провинцией Флоренция с запада и Адриатическим морем с востока, пространство 1879 кв. км. Поверхность гориста; на западе (Этрусские горы) понижается к побережью моря. Прибрежная равнина очень плодородна. Орошается береговыми реками: Монтоне, Ронко, Савио и Мареккио. Жителей 251110. Возделываются: пшеница, кукуруза, конопля, виноград (около 300 тыс. гкл вина). Скотоводство, шелководство, рыболовство, добывание серы. Производство мебели, спичек, парусов. Домашнее ткачество.

Форма обмундирования войск

Статья большая, находится на отдельной странице.

Форма, в математике

— см. Инварианты.

Форма, в музыке

— строение музыкального сочинения, имеющее в основе пропорциональность частей и симметрию. В музыкальной архитектонике установились следующие Ф.: предложение (см.), период (см.), двух- и трехколенный склады (см. Колено). Все эти Ф. имеют еще название песни и составляют разряд простейших Ф., к которому относится также Ф. песни с трио, т. е. сопоставление двух коленных складов, из которых второй и называется трио. За вторым идет повторение первого коленного склада. Если в этом повторении нет перемен, то первая песнь не выписывается, а заменяется словом da capo. По окончании повторенной первой песни следует кода (см.). У старинных композиторов трио писалось трехголосным, но впоследствии на число голосов в трио композиторы перестали обращать внимание. В позднейшее время сложилась еще Ф. песни с двумя трио следующего построения: песнь, первое трио, повторение песни, второе трио, повторение песни, кода. В Ф. песни с трио как песнь, так и трио должны иметь отдельное самостоятельное тематическое содержание. Более выработанный и менее механический характер представляют Ф. рондо, сонатная Ф., сонатинная, Ф. фантазии, Ф. вариации. Есть еще Ф. смешанные, в которых одна Ф. находится под влиянием другой. Ф., отступающая от установившегося строения, находится под влиянием фантазии. Все эти Ф. называются гомофоническими. К полифоническим Ф. относятся фигурация хорала, имитация, канон, фуга. Все эти Ф., как гомофонические, так и полифонические, применяются в сочинениях инструментальных и вокальных. Инструментальные сочинения или Ф. для одного или многих инструментов следующие: ноктюрн, баркарола, песнь без слов, прелюдия, интермеццо, скерцо, этюд, токката, каприччио, фантазия, тема с вариациями, транскрипция, парафраз, рапсодия, рондо, танцы общественные — вальс полька, кадриль и пр., национальные или характерные итальянские — жига, романеска, тарантелла, салтарелла, сицилиана, форлана, павана, испанские — фанданго, сарабанда, болеро, французские — менуэт, пассепье, бурре, гавот, шаконна, куранто, рондо, польские — полонез, мазурка, полька-мазурка, краковяк, немецкие — вальс, аллеманд, галоп, венгерские — чардаш, восточные — лезгинка, малороссийские — казачок, балет. К военной музыке относятся марши церемониальный, похоронный, скорый, беглый. Соединение нескольких инструментальных пьес в одно целое носит название сюиты, партиты, серенады, сонаты, сонатины, дуэта, трио, квартета, квинтета, секстета, октета (инструментальные), симфонии, сюиты для оркестра, для которого пишутся и отдельные самостоятельные пьесы: увертюры, симфонические поэмы, антракты. Кроме того, для соло и оркестра пишутся концерты. В области церковной музыки сложилась целая литература для органа, к которой относятся хоралы, фигурованные хоралы, каноны, фуги, токкаты, прелюдии, фантазии, сонаты. К вокальным Ф. относятся: речитатив, песнь, романс, ария, ариэтта, каватина, баллада, кантата, дуэт, трио, квартет, секстет, ансамбль (соединение пения солистов с хором). Хоровые Ф.: фигурация хорала, фуга, мотет, псалом, кантата, оратория, месса, месса-реквием, гимн, хорал, опера.

Н. С.

Форма, в философии

(forma, μορφή) — понятие, игравшее в философии большую роль и обозначающее некоторую противоположность содержанию и субстанции. Значение понятия Ф. в различных философских дисциплинах — напр. в метафизике, логике, эстетике, этике — различное. В древней философии понятие Ф. имело значение действующей силы, того, что действительно существует, в противоположность явлению; такое значение понятия Ф. имело у Платона и в особенности у Аристотеля. Ф. делает материю, которая сама по себе есть лишь στερησις (лишение), предметом. Ф. есть внутреннее начало, приводящее предмет к его совершенству; поэтому-то Аристотель и Бога называет чистой формой, чистой деятельностью. Схоластическая философия понимает Ф. в значении, которое ей дал Аристотель; реалисты, впрочем, ипостасировали Ф. и понимали ее в значении Платоновской идеи. Бакон под Ф. разумел не что иное, как закон природы. Совершенно иное значение понятию Ф. дал Кант, который Ф. отождествлял с субъективной закономерностью. Различив в познании формальную и материальную (опытную) сторону, Кант к формальной стороне отнес все то, что субъект познания вносит от себя в содержание познаваемого; так, он говорит о Ф. созерцания (пространстве и времени), о Ф. мысли (категории и основоположения рассудка, идеи разума). Третье возможное понимание Ф. — номиналистическое — прямо противоположно Аристотелевскому. Оно смотрит на Ф. как на чистое явление рассудка, имеющее значение лишь для мышления, производящего отвлечение; этому отвлечению не соответствует ничего объективного или субъективного (в смысле Канта). Такую точку зрения в древности защищал Антисфен, в средние века — номиналисты, в новой философии — позитивисты. Каждая из этих трех точек зрения заключает в себе своеобразные трудности. Номинализм, проведенный последовательно, в конце концов приводит к отрицанию знания или к скепсису; реализму легко впасть в смешение отвлеченностей с действительно существующим; критицизму Канта, желающему занять посредствующее положение между двумя указанными точками зрения, невозможно разграничить формальный элемент в познании от его содержания, ибо Ф. именно и оказывается содержанием его, как это явствует из философии Фихте Старшего, и, таким образом, движение мысли является не изображением развития предметного мира, а самим предметным миром; но такая точка зрения допустима только тогда, когда речь идет не об индивидуальном, а об абсолютном (божественном) мышлении, т. е., когда, согласно с Аристотелем, на Ф. смотрят как на творческую силу (об истории понятия Ф. см. философский словарь Eisler'a, стр. 252—54).

В логике Ф. противополагается содержанию познания. Из этого противоположения возникла формальная логика, которая считает возможным рассматривать мышление и его элементы независимо от того, что в них мыслится. Расцвета своего формальная логика, видящая свой источник (без достаточного основания) в Аристотеле, достигла в схоластике, напр. в искусстве Раймунда Луллия (Ars L u lliana путем механического сочетания понятий старалась понять всю действительность) и в логике Гербарта и Дробиша. Учение о силлогистических фигурах является как бы венцом этого направления. Невозможность отделить Ф. мысли от ее содержания создало теорию познания, которая смотрит на законы мышления и на его Ф. с более широкой и правильной точки зрения, стараясь выяснить как психологическое, так и объективное значение мышления в его целом составе. В эстетике борьба двух направлений, формального и идеального, ведется и до настоящего времени. Спор идет об определении сущности красоты; одно направление определяет красоту как выражение идеи (Плотин, Гегель), другое видит красоту лишь в сочетании формальных условий, независимых от содержания: сочетание пространственных элементов (пропорциональность, симметрия и т. д.), гармония звуков и красок сами по себе красивы, независимо от того, что ими выражается (Гербарт, Кэстлин, Цейзинг и др.; см. также А. Смирнов, "Эстетическое значение Ф. в произведениях природы и искусств", Казань, 1894). В этике представителем формального направления является Кант. Желая и в области нравственности выделить то, что принадлежит самому человеку, от того, что привходит извне, Кант утверждает, что нравственным может быть назван только тот поступок, который вытекает из формального закона — категорического императива, а не из мотивов, определяющих волю какими-либо внешними (гетерономными) побуждениями. Даже любовь к ближнему оказывается безнравственной, если она проистекает из склонности человека, а не из уважения к нравственному закону. Из сказанного видно, что преувеличенное значение формального элемента всегда ведет к неудовлетворительным результатам, если Ф. отделена от самого содержания и не понята как творческое начало, не только не чуждое самому содержанию, но являющееся внутренним, самым существенным его моментом. Подобно тому, как качество предмета не может быть отделено от него без изменения самого предмета, так и Ф. неотделима от содержания как ее сущности.

Э. Р.

Форма, в языке

Статья большая, находится на отдельной странице.

Формазиды

— представляют из себя производные гидразина NH 2—NH2 и муравьиной кислоты. Такие соединения получены Гарриесом, который замещал два атома водорода в гидразине двумя остатками муравьиной кислоты. Таким путем получается диформилгидразин (CHO)NH—NH(COH), который при действии алкоголята натрия дает натриевое производное, которое, в свою очередь, может при действии йодюров обменивать атомы натрия на соотв. углеводородные радикалы. Действием оснований или водных минеральных кислот диметилдиформилгидразин дает симм. диметилгидразин (CH 3)NH—NH(CH3).

Β. Ип. Δ.

Формалдоксин

— см. Изонитрозосоединения.

Формалеони

(Викентий Formaleoni, 1752—97) — итальянский историк и путешественник, уроженец Венеции; много путешествовал по Востоку. Главные его сочинения: "Descrizione topografica e storica del Dogado di Venezia" (1777), "Saggio sulla nautica antica dei Veneziani" (1783), "Storia filosofica e politica della N avigazione nel mare Nero" (1778).

Формализм в праве

Статья большая, находится на отдельной странице.

Формалин

— см. Оксиметилен и Триоксиметилен.

Формалит

— см. Оксиметилен.

Формаль

или метилал — см. Оксиметилен.

Формальдегид

Статья большая, находится на отдельной странице.

Формальная теория судебных доказательств

см. Доказательства.

Формальное образование ума

Статья большая, находится на отдельной странице.

Формальное уподобление

(грамм.) — то же, что морфологическая ассимиляция (см. Морфология).

Формальный контракт

— см. Контракт.

Формамид

— см. Муравьиная кислота.

Формамидин

или метениламидин Формамидин, известный лишь в форме солей с кислотами — представляет, подобно прочим амидинам, сильное однокислотное основание. Хлористоводородная соль его NH=CH—NH 2 —HCl получается при разложении хлористоводородного формимидоэфира при нагревании или при действии на него аммиака (Pinner, см. Имидоэфиры) и при нагревании со спиртом продукта соединения синильной и соляной кислот: 2Ν H=CH—Cl + 2C2H5 —OH = NH=СH—NH 2 ∙НСl + C 2H5Cl + CHO2—C2H5 (Gautier); она гигроскопична, легко растворима в воде и спирте и кристаллизуется из последнего в виде зерен с темп. пл. 81°; при нагревании до 100° разлагается на HCN и NH 4 Cl, а при действии едкого кали — на муравьиную кислоту и аммиак. Другие соли Ф. вследствие своей сильной гигроскопичности очень трудно кристаллизуются.

П. П. Р. Δ.

Формамидоксим

(метениламидоксим, изуретин), Формамидоксим — подобно прочим амидоксимам, получается прямым соединением соответствующего нитрила, в данном случае синильной кислоты HCN, с гидроксиламином NH2 —OH при выпаривании их спиртового раствора при 40° (Lossen u. Schiffdecker). Ф. кристаллизуется при охлаждении теплого раствора его в абсолютном спирте в форме ромбических призм, плавящихся с разложением при 114° и легко растворимых в воде с сильно щелочной реакцией; с кислотами образует очень непрочные соли, а при нагревании с ними разлагается на муравьиную кислоту, аммиак и гидроксиламин. По строению своему Ф. является изомером мочевины Формамидоксим.

П. П. Р. Δ.

Форманек

(Ян Formá nek, с псевдонимом Č inoveský, 1809—†) — чешский писатель. Его труды: "Listove t ýkajici se vyucovám mláde ž e na venkovských školách" (1839), "Jaromírova prví kniha ke č tení" (1842), "Mluvnice č eská pro záky na podreálnich školá ch" (1861), "Bitva и N ý rska" и "Sm írená vina" (в чешской "Bibliot éka p ů vodních roman ů", 1858 и 1860).

Форманилид

C7H7NO = CHONHC6H5 — образуется при нагревании анилина с муравьиной кислотой (Гофман). Ф. твердое тело, кристаллизующееся в длинных четырехсторонних призмах с темп. пл. 46°. Легко растворим в спирте и порядочно в воде. Ф. при кипячении с крепкой соляной кислотой переходит частью в цианистый бензил: CHONHC 6H5 = C6H5 CN + Н 2 O. При накаливании Ф. с цинковой пылью образуются: СО, СО 2, Н 2, анилин и цианистый бензил (Газиревский и Мерц).

В. Ипатьев. Δ.

Формарьяж

(formariage, от foris maritagium) — выкуп, который платили сервы за право вступления в брак с лицами, подвластными другим сеньорам.

Форматив

(грамм.) — термин, предложенный К. Бругманом ("Grundriss der vergleich. Grammatik der indogerm. Sprachen", 2 изд. Страсбург, 1897, т. I, стр. 39—40, примеч.) вместо обычно-употребительных: суффикс, префикс, инфикс, ввиду шаткости понятий, соединенных с последними и совершенной неясности происхождения некоторых из них (особенно всех так назыв. инфиксов). По мнению Бругмана, когда дело идет о непосредственном народном чутье формального состава слова (см. Интеграция), следовало бы употреблять термин Ф. и при этом обозначать место спайки формальных частей посредством знака + (напр. санскр. местн. падеж ед. ч. n â v + i = в корабле, нем. Sch ö n + heit = красота и т. д.), а термин суффикс оставить для тех случаев, когда мы имеем несомненно первичные члены сложных образований, и обозначать соединение частей посредством знака - (напр. греч. им. мн., πα - τερ - ες = отцы, с тематическим Φ. - τερ и падежным Φ. - ες). Термин Ф. употребляли раньше Бругмана и другие ученые, напр. v. d. Grabelentz ("Die Sprachwissenschaft, ihre Aufgaben, Methoden und bisherigen Ergebnisse", Лпц., 1891), но в обычном смысле образовательных частей слова, главным образом суффиксов (Formativlaute = формативные звуки).

С. Б—ч.

Формации климатические

(ботан.). — Шимпер группирует растительные формации (см.) в три крупные группы: 1) деревянистая растительность, 2) травянистые поля и 3) пустыни. Эти группы, существование которых связано прежде всего с климатическими условиями, Шимпер называет Ф. климатическими. Главные подразделения климатических Ф. таковы: I. Деревянистая растительность (Geh ö lz). Если она составлена сплошь из деревьев, то называется лесом; если кустарники развиваются в таком обилии, что отдельно стоящие деревья не соприкасаются уже своими кронами, то говорят о "лесокустарнике" (Buschwald, Geb ü sch). Haконец, третью категорию деревянистой растительности составляют кустарники. II. В травянистых полях существеннейшую основу составляет ковер многолетних злаков. Другие травы, даже если они не менее многочисленны, чем злаки, играют лишь подчиненную роль, так как существование формации покоится главным образом на ее злаковом покрове (это общее правило остается, надо заметить, не без исключений; см. напр. "Травянистая луговина"). Гигрофильные и тропофильные (см. Тропофильная растительность) травянистые поля именуются лугами, ксерофильные — степями, ксерофильные травянистые равнины с стоящими по одиночке деревьями называются саваннами. III. Если климатические условия, вследствие слишком сильной сухости или холода, являются неблагоприятными для всякой растительной жизни, то различия между типами деревянистой и травянистой растительности, едва влачащими свое существование, в значительной мере стушевываются. В таких местностях, получающих название пустынь, селятся лишь те растения, как деревянистые, так и травянистые, которые в состоянии еще выдержать борьбу с неблагоприятными условиями существования. Наконец, переходы от пустынь к деревянистой растительности и к травяным полям называют полупустынями.

Формации растительные

— см. Растительные формации.

Формгидроксамовая кислота

(формгидроксимовая), Формгидроксамовая кислота — как видно из формулы, представляет оксим муравьиной кислоты Формгидроксамовая кислота. Она получена (Schr ö ter, 1898) при взаимодействии частичных количеств муравьиного эфира и гидроксиламина в абсолютно-спиртовом растворе и кристаллизуется в виде блестящих, жирных на ощупь листочков, плавящ. при 81—82° (Jones), легко растворимых в воде и спирте и трудно растворимых в эфире. Ф. кислота очень непрочна и постепенно разлагается уже при обыкн. темп., при нагревании же выше точки плавления разложение ее происходит весьма энергично. Ртутная соль ее желтого цвета, взрывает от трения. При действии на холоде крепкой соляной кислоты на гремучекислые соли (см. Гремучие соли и Фульминаты) образуется отлично кристаллизующийся, но очень непрочный, с острым запахом продукт, представляющий по составу хлорангидрид Ф. кислоты Формгидроксамовая кислота. Хлорангидрид этот при нагревании с крепкой соляной кислотой распадается на гидроксиламин и муравьиную кислоту и в водном растворе с большой легкостью обратно превращается в гремучекислые соли; напр. с AgNO 3 дает обратно гремучее серебро и рядом AgCl. Гремучая кислота HCNO, отличаясь по составу от Ф. кислоты лишь на элементы одной частицы воды, является как бы ангидридом этой кислоты (ср. Фульминаты).

П. П. Р. Δ.

Формей

(Жан Анри Самюэль Formey, 1711—1797) — писатель, сын французского протестанта, бежавшего в Германию; был пастором в Берлине, профессором философии в Берлинской французской коллегии и непременным секретарем Берлинской академии наук. Главные его соч.: "M émoires pour servir à l'histoire et au droit publique de la Pologne" (Гага, 1741), "La helle Wolfienne" (Гага, 1741—53 — общедоступное изложение философии Вольфа); "Bibliotheque critique ou m émoires p. servir à l'histoire litté raire ancienne et moderne" (В., 1746), "M é langes philosophiques" (Лейден, 1754), "L'Emil e chré tien" (опровержение Эмиля Руссо, 1764), "Souvenirs d'un citoyen" (1789), "Fr édéric le Grand, Voltaire, J.-J. Rousseau et d'Alembert" (1789), "Histoire de l'Académie des sciences de Berlin" (1750), "Eloges des academiciens de Berlin et autres savants" (1757). На русский яз. переведен, между прочим, его "Анти-Эмиль или опровержение Руссова образа воспитания и мыслей" (М., 1797).

Формен

— см. Болотный газ и Парафины.

Форменная одежда чинов гражданских ведомств

— Начиная с императора Петра I, в течение всего XVIII в. отдельные узаконения о ношении Ф. одежды гражданскими чиновниками носили крайне разрозненный характер. Законодательная деятельность в этот период ограничивается причислением чиновников тех или других ведомств к разряду мундиров. Покрой и форма одежды часто меняются. В 1834 г. при имп. Николае I издано "Высочайше утвержденное положение о гражданских мундирах", которое легло в основу всего последующего законодательства. Некоторые изменения в нем сделаны указом 8 марта 1856 г.; тогда же вновь изданы правила о ношении Ф. одежды гражданскими чиновниками и канцелярскими служителями. Ныне действующие узаконения изданы в 1894 г. Для составления "свода правил" о ношении гражданскими чинами Ф. одежды была образована комиссия из специалистов под председательством управляющего собственной Его Величества канцелярией. 6 мая 1894 г. Высочайше утвержден "Свод правил о ношении Ф. одежды чинами гражданских ведомств". Правила эти изложены в приложении к ст. 531 "Устава о службе гражданской" (Св. Зак. т. III, изд. 1896 г.). Ф. одежда гражданских чинов означает место служения, а также степень звания и должности. Различаются формы парадная, праздничная, обыкновенная, будничная, особая, дорожная и летняя. Парадный полукафтан положен только чинам первых 3 разрядов; остальные носят обыкновенный полукафтан. При парадной форме полагаются брюки белые, жилет и галстух белые, шляпа треугольная, шпага с темляком на портупее и белые перчатки. Чины первых 3 разрядов имеют также особые вице-полукафтаны, праздничные и обыкновенные. При будничной форме носятся мундирный фрак или двубортный сюртук, брюки по цвету фрака и пр. При сюртуке в качестве головного убора положено носить фуражку с кокардой (см. Фуражка). Отставные чиновники имеют право носить лишь формы парадную, праздничную и обыкновенную; будничная и дорожная формы присвоены исключительно лицам, состоящим на действительной службе. Парадную форму гражданские чины носят на больших выходах, назначаемых при Высоч. Дворе, на больших балах, при торжественных богослужениях и пр. Праздничную форму носят при богослужениях, представлениях Их Величествам и особам Императ. дома и пр. (см. пункт 31 прилож. к ст. 531 Уст. о службе, изд. 1896 г.). Летом мундирные фраки и суконные двубортные сюртуки разрешается заменять двубортными же сюртуками из беленого или небеленого полотна. Особая форма полагается при личных всеподданнейших докладах, на Высочайших обедах, на обедах у частных лиц, удостаиваемых присутствием Их Величеств, и в тех торжественных случаях, когда не указано быть в другой форме. Шпага установлена однообразной формы для всех ведомств и чинов, с серебряным темляком и такой же кистью; носится на плечевой портупее, надеваемой под полукафтаном. Вообще гражданским чинам, когда они не находятся при исполнении служебных обязанностей, не воспрещается носить партикулярное платье. Для отдельных гражданских ведомств изданы особые правила о ношении Ф. одежды; так, напр., 24 мая 1894 г. Высоч. утверждено описание формы для лиц судебного ведомства.

Форментера

(Formentera) — остров из группы Питиузских, входит в состав испанской провинции Балеарских островов, лежит на 6 км к Ю от более значительного острова Ибиза (Ibisa), от которого отделяется глубоким и богатым мелкими островами проливом. 96 кв. км; около 2000 жителей. Ф. на В оканчивается узкой горной группой Мола (183 м) в виде трех мысов; более широкая западная часть острова богата пшеницей. На восточном мысе — Punta de Cala — устроен маяк. Остров Ф., в мавританский период называвшийся Ферментелла (Fermentella), был в 1232 г. завоеван Арагонией.

Формес

(Карл Formes) — известный немецкий певец-бас, род. в 1816 г.; пел в Вене, в Лондоне, в Америке; пользовался успехом и в операх, и в ораториях. Брат его Теодор — певец-тенор, род. в 1826 г. Пел в Королевском оперном театре в Берлине.

Формии

(Formiae) — город в древнем Лациуме, в углублении Гаетского залива, на Аппиевой дороге. Ф. считались древнейшим поселением и местопребыванием тирренских пиратов: римские толкователи Одиссеи приурочивали к этому уголку Италийского побережья сказочную страну лестригонов (Одисс. X, 82 и слд.). Жители Ф. рано получили права римского гражданства. Как живописный город, Ф. привлекали римских богачей, которые охотно строили здесь роскошные виллы. Здесь находилось и одно из поместий Цицерона, Формианум, в парке которого близ моря великий оратор кончил свою жизнь. Формианские вина принадлежали к числу лучших в Италии.

Н. О.

Формил

(Н—СО)' — так называется радикал муравьиной кислоты НСООН.

Формилмочевина

— см. Уреиды.

Формилуксусная кислота

или β -оксиакоиловая кислота СН(ОН)=СН—СО 2 H получается в виде эфира при действии натрия на смесь муравьиного и уксусного эфиров (Пехман). Легко очень уплотняется в эфир тримезиновой кислоты. Ф. кислота способна давать уксусный эфир CH(OC 2H3 O) = СНСО 2C2 Н 5 с температурой кипения 126°. Ф. кислота соединяется с анилином и дает β-анилидоакриловый эфир.

В. Ипатьев. Δ.

Формимидоэфиры

— см. Имидоэфиры.

Формин

— см. Уротропин.

Форминга

(Φόρμιγξ) — древнейший струнный инструмент греческих певцов, типа лиры или кифары; нередко эти три наименования употребляются безразлично одно вместо другого. Во время игры Ф. держали с помощью перевязи, которая перекидывалась через плечо. Ф. передавала ясные, простые, возвышенные настроения и, не отличаясь разнообразием, звучностью и живостью, подходила к эпическому складу песни; оттого она считалась инструментом аэдов и была посвящена Аполлону. Со времени Терпандра Ф., по преданию, делались о семи струнах. Ф. снабжалась разнообразными украшениями.

Н. О.

Формины

представляют из себя муравьинокислые эфиры глицерина; они могут быть получены при нагревании глицерина с щавелевой кислотой и являются промежуточными продуктами при получении аллилового спирта и муравьиной кислоты. Моноформин С 3H5 (ОH) 2 (ОСОН) получается при нагревании глицерина с кристаллической щавелевой кислотой С 2H2 О 4 ∙2Н 2 O при 190°; при этом сначала из щавелевой кислоты удаляется углекислота, а образующаяся муравьиная кисл. соединяется с глицерином:

Формины

если теперь прибавить новое количество щавелевой кислоты, то ее кристаллизационная вода будет разлагать моноформин на муравьиную кислоту и глицерин; последний опять может вступить в реакцию с муравьиной кислотой, дать Ф. и т. д.; отсюда следует, что небольшим количеством глицерина можно превратить большое количество щавелевой кислоты в муравьиную. Чтобы извлечь моноформин из продукта действия щавелевой кислоты на глицерин, его обрабатывают эфиром. Моноформин представляет жидкость с темпер. кип. 165° в безвоздушном пространстве. Распадается при нагревании при обыкновенном давлении на угольный ангидрид, воду и аллиловый спирт. Диформин C5H8O5 = С 3 Н 5(OH)(CHO2)2 — главная составная часть остатка, получаемого при добывании муравьиной кислоты при нагревании глицерина с щавелевой кислотой при 140°, и потому можно объяснить реакцию образования муравьиной кислоты, вводя диформин как промежуточный продукт. Диформин — жидкость с темпер. кип. 163—166° при 20—30 мм давления. Удельный вес 1,304 при 15°. Распадается при перегонке при обыкновенном давлении на углекислый газ, воду и муравьиный эфир аллилового спирта. Водой разлагается на глицерин и муравьиную кислоту. При нагревании с 5 ч. глицерина, при 220°, получается окись углерода, углекислый газ и перегоняется аллиловый спирт. При нагревании с щавелевой кислотой образуется углекислота и муравьиная кислота.

В. Ип. Δ.

Формион

(Φορμίων) — сын Асопия, один из выдающихся афинских полководцев в первые годы Пелопоннесской войны, заявивший себя уже ранее в войне с Самосом (440 г. до Р. Х.) и при осаде Потидеи (432). В 430 г. он оказал помощь амфилохийцам и акарнанцам против амбракиотов; в следующем году победоносно сражался с превосходившим его силами пелопоннесским флотом при Навпакте; в 428 г. вел военные действия в Акарнании.

Формиум

(Phormium Forst.) — родовое название растений из семейства лилейных. Это — многолетние травянистые растения, развивающие короткие корневища и длинные (до метра и более), кожистые, тесьмовидные или мечевидные плотные листья, тесно скученные и расположенные в два ряда. Грязно-желтые или чисто-желтые цветки расположены кистью на длинном (до 2 м) цветоносе. Околоцветник спайнолистный, с кубаревидной трубочкой и с шестью продолговатыми лопастями, из которых внутренние нежнее наружных. Шесть тычинок с тонкими нитями и продолговато-линейными пыльниками. Пестик, с продолговатой верхней трехгнездной, многосемянной завязью, с толстым нитевидным столбиком и небольшим головчатым рыльцем. Плод — трехгранная, трехстворчатая коробочка; семена продолговатые. Известны два вида Ф., дико растущие в Новой Зеландии; из них один, Ph. tenax Forst, возделываются у нас как оранжерейное, декоративное растение, а на родине, как полезное прядильное — "новозеландский лен"; волокна добываются из листовых жилок. Корни употребляются против сифилиса и пр.

С. Р.

Формование

(формовка) — см. Гончарное производство, Графитовые тигли, Кафли, Кирпичное производство, Стеклянное производство, Фарфор, Фаянс, Черепица.

Формовая культура

или формовое плодоводство — культура плодовых деревьев, привитых главным образом на малорослых дичках, с целью получения экземпляров с правильными, симметричными и красивыми формами. Так как дерево, предоставленное самому себе и принимающее свойственную ему форму (груша — пирамиду, яблоня — распущенную крону, вишня и слива — куст или небольшие деревца и т. п.), обыкновенно не достигает своей полной плодовитости, не дает наилучших плодов в отношении величины, красоты и качества, то при тщательной культуре, когда желательна возможно большая производительность деревьев, их подвергают обрезке (см.) и придают им такую форму, которая оказывается наиболее выгодной. Сад с деревьями, получившими искусственную форму, носит название формового. Всевозможные формы деревьев делятся на две группы: 1) свободно растущие деревья на воздухе — в садах и 2) разведенные на шпалерах или на стенах. Оттого Ф. плодоводство (см. Плодоводство) иногда называется шпалерным. Формование деревьев достигается тщательным обрезыванием их, а иногда и систематическим развешиванием ветвей с самого молодого возраста, при этом необходимо основательное изучение последствий, какие вызывает применение относительно деревьев разного рода приемов, искусственно влияющих на их рост. Ф. культура — высшее искусство плодоводства. Главные выгоды ее заключаются в следующем: на данной площади Ф. деревьев может быть посажено гораздо больше, нежели обыкновенных, штамбовых, вследствие чего с первых может быть собрано больше плодов. Ф. деревья дают плоды более крупные, более вкусные и красивые; плодоношение наступает значительно скорее — в 2 раза и более, нежели у штамбовых деревьев; культура возможна на самых небольших участках земли в виде узких полос (1—1,5 арш.) у стен различных построек, каменных или деревянных заборов и пр., благодаря чему такое плодоводство более доступно городам, нежели разведение ширококроновых штамбовых деревьев, требующих большого свободного места. Ф. деревья легче оберегать от вредных насекомых и мелких грызунов, легче содержать в чистоте и охранять различными мерами (соломой, рогожами и проч.) от сильных зимних холодов, опасных весенних утренников и др. вредных атмосферических влияний. Наконец, Ф. деревья, посаженные шпалерами у стен, пользуются не только защитой последних от ветров, но и отражаемой стенами тепловой энергией солнечных лучей, а все наземные части этих деревьев вследствие их малорослости находятся ближе к нагретой почве. См. Плодоводство.

Формовка

— см. Литейное производство, Трубы металлические, Гипс.

Формоз

— папа (891—896). Род. в 816 г.; сначала был епископом в Порто, пользовался известностью как ученый. В Риме он был главой партии, желавшей иметь императором немецкого короля, а не Карла Лысого. На его стороне были родственники прежних пап. Когда Папа Иоанн VIII вернулся из Павии (876 г.), он обвинил Ф. и его единомышленников в измене и грабеже и лишил его сана. Мартин II восстановил Ф. в прежнем звании (883). По смерти Папы Стефана V Гвидо, герцог Сполетский предложил в кандидаты на папский престол Сергия, так как боялся усиления немецкой партии в лице Ф.; но партия последнего одержала верх, и Ф. был выбран (891). Он очень искусно держал себя во время неурядиц в Италии, даже притворился покровителем молодого Ламберта, сына умершего Гвидо, но тайно уговаривал Арнульфа, германского короля, идти в Рим, что Арнульф и сделал (окт. 895 г.). Между тем жена Гвидо, Ангильтруда, с тосканцами и сполетинцами осадила Папу, укрывшегося в замке св. Ангела. Арнульф взял Рим; Ф. встретил его торжественно на ступенях храма св. Петра и короновал его (апр. 896 г.). Благодаря помощи Арнульфа Ф. удалось сохранить за собой папский престол до самой смерти, несмотря на интриги антипапы Сергия. Умер Ф. в мае 896 г. Один из его преемников, Стефан VI (896—897), велел вырыть из могилы тело. Ф. и предал труп духовному суду, обвиняя покойного в узурпации св. престола. Был созван торжественный собор. Мертвеца приговорили к смерти, отрубили три пальца правой руки, поволокли по улицам и бросили в Тибр. Через несколько времени рыбаки нашли кости Ф.; Папа Иоанн IX (898—900) предал их погребению, а Сергий III (904—911) вновь подтвердил проклятие Ф.

П. К—ий.

Формоза, остров в Тихом океане

Статья большая, находится на отдельной странице.

Формоза, территория Аргентинской республики

— территория Аргентинской республики, между реками Пилькомахо (Pilcomayo) и Бермехо — притоками реки Парагвай и Парагваем; занимает большую, малоисследованную равнину Чако-Централь; 107258 кв. км, 6094 жителей (около 0,056 человека на 1 кв. км). Главный город того же имени на правом берегу Парагвая, 3537 жителей. Ф. присоединена к Аргентине после похода генерала Викторика в 1884—5 гг. против индейских племен, населявших Чако.

Формозанский язык

— язык обитателей острова Формоза (см.), принадлежит к семье малайских языков. На нем говорит население внутренней гористой части острова, тогда как берега его и равнинные области заняты китайскими колонистами. Малайское население Формозы является самым восточным из отпрысков малайской семьи и по всей вероятности перешло сюда с Филиппинских о-вов. Отсутствие в его языке санскритских заимствований свидетельствует о том, что переселение малайцев на Формозу совершилось еще до покорении о-ва Явы индусами, внесшего в малайский язык много индийских лексических элементов. С тех пор сношения малайских переселенцев на Формозе с остальными малайцами были очень слабы, а влияние китайской культуры и языка, напротив, очень сильно. Внешний вид малайцев Формозы ярко свидетельствует о их принадлежности к малайской расе. Собственной азбуки и письменной литературы Ф. язык не имеет. Различают четыре диалекта: сидейский, фаворлангский, такайский и тилойский. Перевод Св. Писания на Ф. язык сделан еще в 1661 г. в Голландии.

Литература. Happart, "Dictionary of the Favorlang dialect of the Formosan language, written in 1650" (Батавия, 1840); Gu é rin, "Vocabulaire du dialecte tayal ou aborigene de l'ile Formose" (П., 1868); Hugues, "Among the sons of Han: notes of a 6 years residence in various parts of China and Formosa" (Л., 1881); заметки H. С. Gabelentz в XIII т. "Zeitschrift der deutschen Morgenl ä ndischen Gesellschaft"; Crawfrurd, "Grammar of the Malay language" (Л., 1852) и др.

С. Б—ч.

Формозейский пролив

(также Фуцзяньский или Фокиенский) — отделяет остров Формозу от материка Азии и соединяет Южно-Китайское и Восточно-Китайское моря Тихого океана (см.). Наибольшая ширина пролива по 23 градусу с. ш. достигает 300 верст, наименьшая на севере около 180 верст. Морское дно пролива составляет пониженное продолжение Фуцзянского побережья и в то время, как глубина Тихого океана у восточных берегов о-ва Формозы падает до 200 и более сажен сразу, глубина пролива не превышает 50 саж., а в северной его части между 24° и 25° с. ш. глубины в 40 саж. являются исключением и встречаются только у западного берега о-ва Формозы. Группой Пескадорских островов пролив на юге разделяется на две части, причем пролив между этими островами и островом Формозой, известный под названием Pescadores channel, отличается более значительной глубиной, чем самый Ф. пролив. Южная часть пролива изобилует мелями, известными под именем Формозских. Согласно указанию адмир. Макарова вода в западной части пролива имеет темп. около +15°, а в восточной +21; удельный вес воды в западной части = 1,0250, а в восточной 1,0265; дно пролива свободно от водорослей. В восточной части пролива проходит ветвь теплого течения Куросиво, омывающего остров Формозу с обеих сторон с направлением на север. Ср. Dr. Gerhard Schott, "Oberfl ächen-Temperaturen u. Strömungen der Ostasiatischen Gewä sser" (1891); "China sea Direction" (1889; том III с дополнениями последующих годов); С. О. Макаров, "Витязь и Тихий океан" (СПб., 1894). См. слово Тихий океан и адмиралтейскую английскую карту "Formosa 1-d. and Strait 1968".

Л. Б.

Формоксим

или формалдоксим — см. Изонитрозосоединения.

Формонитрил

— нитрил муравьиной кислоты (см. Цианистоводородная кислота).

Формула

— Ф. есть соединение букв или чисел при помощи знаков различных действий. Ф., получаемая при решении арифметической задачи, показывает, какие действия надо выполнить над данными числами, чтобы получить ответ на предложенный вопрос. При помощи Ф. теоремы получают краткое и ясное выражение. Напр. Ф. + b)с = ас + выражает теорему: "для того, чтобы сумму чисел а и b помножить на с, достаточно каждое из чисел а и b умножить на с и полученные произведения сложить".

Д. С.

Формула согласия

— см. Конкордия.

Формула цветка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Формулы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Формулы химические

Статья большая, находится на отдельной странице.

Формулы химические

Статья большая, находится на отдельной странице.

Формуляр судовой

— особая книга нa каждом судне, в которую с самой постройки последнего вносится все относящееся до его состава и его части, а также, последовательно, все произведенные на судне изменения, исправления. Таким образом Ф. судовой представляет подробное хронологическое описание самого судна и его хозяйства.

Формулярный процесс

— см. Рим.

Формулярный список

— см. Послужной список.

Формы и обряды гражданского судопроизводства

— см. Гражданское судопроизводство.

Формы и обряды судопроизводства в уголовном процессе

— являются средством к обнаружению судом материальной истины и устанавливаются с целью ограждения интересов государства и частных лиц, заинтересованных в ходе процесса. Ф. и обряды судопроизводства регулируют отношения между судом, обвинителем и подсудимым, делают возможной состязательную борьбу между сторонами и создают для общества уверенность в том, что суд руководствуется в своей деятельности не произволом, а теми правилами и приемами исследования истины, которые вековым опытом признаны наиболее целесообразными и установлены законом. В различные эпохи исторического развития уголовного процесса значение Ф. и обрядов судопроизводства было неодинаково: в обвинительном процессе при отсутствии у судьи инициативы в исследовании доказательств состязательная деятельность сторон была регламентирована весьма сложными процессуальными Ф.; в отправлении правосудия господствовал строгий формализм. В эпоху следственного процесса, когда в одном лице были совмещены функции обвинителя, защитника и судьи, Ф. и обряды судопроизводства имели гораздо меньшее значение: судья, которому были предоставлены обширные полномочия, не мог видеть в установленных законом Ф. и обрядах судопроизводства препятствий к достижению конечной цели правосудия — раскрытию истины. При отсутствии деятельного контроля сторон к несоблюдению Ф. и обрядов судопроизводства стали относиться весьма снисходительно. Наконец, в современном следственно-обвинительном процессе Ф. и обряды судопроизводства вновь получили надлежащее значение, с тем, однако, различием, что при стремлении современного процесса к раскрытию материальной (а не формальной) истины Ф. и обряды судопроизводства являются средством, а не целью судебной деятельности. Ф. и обряды судопроизводства устанавливаются законом для всех последовательных стадий движения процесса, но по мере приближения процесса к его окончанию количество Ф. и обрядов увеличивается; наиболее сложными они представляются при главном производстве (судебное следствие и постановление приговора), а при пересмотре приговора в кассационном порядке все производство, не касаясь уже существа дела, заключается в поверке соблюдения судом установленных Ф. и обрядов. Для производства судов низшей подсудности (мировых и судебно-административных установлений) закон устанавливает менее сложные Ф. и обряды, чем для производства судов высшей подсудности. При решении частных вопросов суд связан меньшим формализмом, чем при разрешении основного вопроса уголовного дела — о вине или невиновности подсудимого. По своему значению в процессе Ф. и обряды судопроизводства делятся на существенные и несущественные. Несоблюдение судом существенных Ф. и обрядов в случае обжалования всегда влечет за собой отмену приговора в кассационном порядке. Признание нарушения той или другой Ф. судопроизводства существенным по нашему уставу уголовного судопроизводства зависит от суда, рассматривающего дело в кассационном порядке и определяющего значение данного нарушения в зависимости от того, насколько оно отразилось на постановленном по делу приговоре. Наоборот, во Франции и в Германии в самом законе перечислены те Ф. и обряды судопроизводства, которые почитаются существенными и нарушение которых во всяком случае влечет за собой кассацию производства, хотя бы оно и не отразилось на сущности приговора.

А. С. Л.

Формы культурные и социальные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Формы правления

— см. Государство

Форнакалии

(Fornacalia) — древнеримский праздник обжигания (обсушки) в печах (fornaces) пшеницы, прежде чем ее толкли в ступках. Праздник справлялся в феврале, причем каждая курия праздновала его в особый день, и оканчивался 17 февраля в так называемый праздник глупцов (Stultorum feriae), когда приносили жертвы все те, которые почему-либо не успели раньше принять участие в жертвоприношении. Позднее, со введением в обиход хозяйственной жизни мельниц, праздник Ф. утратил значение.

Н. О.

Форнари

(Maria-Vittoria Fornari или Fornaro, 1562—1617) — основательница ордена небесных анунциаток, посвященного Приснодеве Марии. Она была настоятельницей первой устроенной в Женеве обители и умерла, приняв монашество.

Форнарина

(т. е. булочница, дочь булочника) — прозвище, под которым известна молодая римлянка, любовница великого Рафаэля, как полагают, нередко служившая ему натурщицей в последнем периоде его деятельности. Звали ее Маргаритой, но какого сословия и из какого семейства была она — достоверных сведений о том не сохранилось; называть ее Ф. стали, без всякого основания, только в XVIII стол. До недавнего времени считали ее изображениями писанные Рафаэлем два женских портрета: один в трибуне флорентийской галереи Уффици, а другой в галерее Барберини в Риме; но первый из них большинство художественных критиков признает теперь произведением Себастиано дель Пьомбо, представляющим неизвестную особу, второй же портрет, имеющий очень мало сходства с первым, едва ли принадлежащим Рафаэлю и изображающим его возлюбленную.

Форнелиус

(Ларс Fornelius, 1606—1673) — шведский латинист, профессор поэзии и богословия в Упсале. Он написал много поэм по различным поводам, 10 диссертаций (1642—52), собрание речей (Иёнчепинг, 1697) и "Poetica tripartita" (Упсала, 1643), малооригинальная и позаимствованная главным образом из Скалигера.

Форнелли

(Николай Fornelli, род. в 1843 г.) — итальянский писатель; был профессором истории в Риме, Падуе и Болонье. Напечатал, между прочим: "Sull'Insegnamento pubblica ne'tempi nostri" (Рим, 1881), "Educatione moderna" (Турин; 1884), "Vita pubblica" (Chieti, 1885), "Delle Laurec filosofiche" (Болонья, 1888), "Una Proprieta dei classici latini" (Рим, 1889).

Форнер

(Хуан Пабло Forner, 1756—1798) — испанский критик XVIII столетия. Небольшое его сочинение "Oracion apologetica por la Espa ñ a y su merito literario" (Мадрид, 1786) привлекло к нему внимание общества, и с этого времени в продолжение 12 лет он неустанно боролся с аффектацией и монотонностью, царившими в то время в поэзии. Его многочисленные произведения, обыкновенно коротенькие и направленные против плохих авторов, выходили почти всегда под псевдонимами, например Tom é Cecial, Varas, Barto lo. Главнейшими из них считаются: "Satira contra los vicios introducidos en la poesia", "Preservativo contra et ateismo", "Nuevas Concideraciones sobre la tortura", "La Corneja sin plumas". Его стихотворения отличаются простотой и силой; они напечатаны в " Biblioteca selecta" Мендебиля-и-Сильвены (Бордо, 1819) и в "Poesias selectas" Квинтаны. Том полного собрания его сочинений вышел в 1843 г. в Мадриде.

Форнерод

(Constant Fornerod) — швейцарский государственный деятель; род. в 1820 г. Примкнув к либеральной партии своего родного кантона Ваадт, он вскоре попал сначала в члены, а потом в президенты кантонального совета. Государственный ум и административные способности Ф. скоро снискали ему популярность в стране, и в 1857 г. он был избран членом совета Швейцарского союза, а в 1866 г. — президентом союза. В 1867 г. он сложил с себя полномочия и вообще оставил политическую деятельность, приняв место директора Общества поземельного кредита в Женеве. Финансовые и промышленные операции Ф. был крайне неудачны, и ему пришлось за них отвечать перед исправительным судом.

Форнерон

(Henri Forneron, 1834—1886) — французский историк. Главные его сочинения: "Les Amours du cardinal de Richelieu " (П., 1870), "His toire des débats politiques du parlement anglais depuis la révolution de 1688" (1871), "Les Ducs de Guise et leur époque" (1877), "Histoire de Philippe II" (1880—82,), "Histoire générale des émigrés pendant la Revolutoin française" (1884—90), "Louise de Kéroualle, duchesse de Portsmouth" (1886), "Révision du procès d'Anne Boleyn" (1879), "Un Diplomate sous François I, le cardinal de Grammont" (Орлеан, 1880).

Форнет

или, вернее, Форне (Иосиф Fornet, 1732—1809) — чешско-словацкий писатель французского происхождения (из рода гугенотов, изгнанных Людовиком XIV и поселившихся в Венгрии); был пастором. Его соч.: "Suma kř est'anského u č eni podle Katechismu Luterova", "Rozdil filosofické o bo ž ské moudrosti p ř i vykládání cnosti", "K ř est'an v svobod ě", "O tanci". Другой Ф., по имени Ян, издал в 1791 г. в Левоче (Leutschau) "K ázani nà pod ě kování cisa ř í Leopol. II za potverzenou svobodu v nábo ž enství".

Форново

— небольшой город в Ломбардии, у подошвы Апеннин; в военной истории известен победой, одержанной около него 7 июля 1495 г. французским королем Карлом VIII над итальянской союзной армией, предводимой Франциском Гонзаго, который пытался преградить французам путь отступления в отечество.

Форон

или диизопропилиденацетон С 9H14 О = (СН 3)2 =СН—СО—СН=С(СН 3)2 — образуется из ацетона и едкого кали вместе с окисью мезитила (Фиттиг) или же при обработке ацетона соляной кислотой и потом спиртовым раствором едкого кали (Байер). Ф. представляет кристаллы зелено-желтого цвета с т. пл. 28° и с т. кип. 197°, удельный вес его 0,8850 при 20 % и 0,8776 при 29 %. При накаливании с Р 2O5 разлагается на ацетон, воду и псевдокумол C 9H12. С крепкой серной кислотой получается ацетон, вода и мезатилен C 9H12, а при перегонке с разведенной серной кислотой получается ацетон и окись мезитила. Слабая азотная кислота окисляет Ф. в уксусную и щавелевую кислоты; РСl 5 дает хлорид C 9H13 Cl, который с спиртовым раствором едкого кали дает опять Ф. При обработке Ф. цинком и Н 24 получается дезоксифорон С 18 Н 28 О, с т. пл. 108° — 109°. Ф. присоединяет четыре атома брома и дает бромид C 9H14OBr4 с т. пл. 88° — 89°, который при восстановлении цинком и соляной кислотой переходит в дезоксифорон. Ф. соединяется с цианистым водородом и дает нейтральное тело, кристаллизующееся в листочках.

В. Ипатьев. Δ.

Фороней

(Φορωνεός, Phoroneus) — мифический основатель Аргосского государства, сын Инаха и Океаниды Мелии, супруг Лаодики, от которой имел детей Апида, Ниобу и Кара. Ему приписывали введение в Пелопоннесе первоначальной культуры, гражданского устройства и религиозных обрядов и в частности культа Аргивской Геры. Подобно Прометею, он считался первым человеком, перенесшими огонь с неба на землю. Он чтился как национальный герой; на его могиле совершались жертвоприношения. Его дочь Ниоба, по сказаниям, была первой из смертных женщин, пробудивших любовь Зевса. По имени Ф. Форонидой называлась дочь его (по др., сестра) Иo.

H. О.

Форони

(Джакомо Foroni, 1825—1858) — итальянский композитор. В 1847 г. была поставлена в Милане его опера "Маргарита". Был директором придворной капеллы в Швеции, где была поставлена его опера "Gladiateurs", а другая, "Avocat Pathelin", осталась недоконченной.

Н. С.

Форонис

(Phoronis) — морской червь из вторичнополостных нечленистых (точнее, олигомерных) форм. Живет в трубочках, выделяемых самим животным и похожих по консистенции на хитон. Из трубочки может выставляться верхний конец червя, где лежит рот, окруженный венчиком мерцающих щупальцев, задний проход и 2 отверстия единственной пары сегментальных органов, служащих и для выведения половых продуктов. Между ртом и задним проходом лежит ганглий. Прочая часть туловища занята спускающимся от рта и возвращающимся к anus петлеобразным кишечником и гермафродитными половыми органами, назревающими в целотелии. Имеется хорошо развитая кровеносная система. Обыкновенно встречается массами, причем трубочки соседних особей склеиваются между собой. Космополитен. Прежде его соединяли с Sipunculidae, потом с мшанками, а теперь соединяют в особую группу Axobranchia с R abdopleuridae и Cephalodiscus. Во внутренней организации, напоминающей действительно как сипункулид, так и мшанок, отметим присутствие красных кровяных клеток и присутствие на передней части кишки двух слепых выступов, считаемых одними за двойную хорду (Dipolchorda Мастермана), а другими (Willey) за не прорвавшуюся наружу единственную пару жаберных щелей. Внутреннее строение первоначально было изучено Ковалевским, а развитие — Мечниковым. Последнее сопровождается превращением. Личинка (Actinotrocha) снабжена несколькими мерцающими придатками, образующими посторальный венчик, и имеет форму каски. Превращение заключается в том, что на брюшной стороне личинки образуется выступ, в который вдается в виде петли и кишечник. Этот выступ и есть тело будущего червя. По мере его разрастания рот и задний проход личинки сближаются на будущей верхней стороне, соответствующей спинной стороне личинки. Рот потом окружается щупальцами, замещающими собой придатки личинки, и червяк переходит к сидячему образу жизни.

В. М. Ш.

Форономия

— наука движения, рассматриваемого в самом себе, независимо от производящих его сил, иначе кинематика. Последний термин введен в науку Ампером в сочинении "Essai sur la Philosophie des Sciences", или "Exposition d'une classification des connaissances humaines" (1834). Идею той же науки при употреблении для ее обозначения термина Ф. на 16 лет ранее, именно в 1818 г., высказал Вронский в своей общей таблице наук, напечатанной под заглавием "Syst ème architectonique absolu de l'Encyclopé die de savoir humain" в первом номере предпринятого автором периодического издания "Sphinx". В соответствующей части этой таблицы находится следующее место.

Mathématiques pures.
a1) Pôles opposés
a2) Conjonction de l'espace; étendue:
Géométrie.
b2) Succession du temps. — Nombre:
Algorithmie.
b1) Neutralisation du temps et de l'espace:
Mouvement: Phoronomie.
(Qu'il ne faut pas confondre avec la Mécanique dans laquelle entre de plus la considération des forces).

Что касается самой механики, то Вронский помещает ее, как ветвь физики, в разряд наук о природе. Во всем этом он является гораздо более последовательным, чем Ампер, который, определив кинематику как науку, занимающуюся геометрическими свойствами движения при полном отвлечении от сил, производящих движение, и от масс, на которые они действуют, тем не менее все-таки присоединяет эту науку к механике. Последняя, причисляемая Ампером к наукам первого порядка, подразделяется у него, действительно, следующим образом:

Mécanique élémentaire: Cinématque
Statique
transcendante: Dynamique
Mécanique moléculaire

Ранее Вронского и Ампера идея Ф. была высказана под этим же термином Кантом и под термином "Кинематика" Карно.

В. В. Бобынин.

Форпост-Apxиepeйcкий поселок

— Астраханской губернии и уезда, на правом берегу Волги, в 3 вер. от города Астрахань. 5777 жителей (3031 мжч. и 2746 жнщ.), 1 больничка на 4 кровати, училище с 45 учащимися мальчиками, лавок — 31, пивных — 3, кузниц — 3, фабрик и заводов, преимущественно бондарных, — 43, с оборотом в 320000 руб. Рыболовство и бондарный промысел. Непосредственно к Архиерейскому поселку примыкает Атаманская казачья станица, переименованная в 1893 г. из бывшей Городофорпостинской (см.). В станице 1935 жит., црк., часовня, 3 больницы на 42 кров., 2 аптеки, 3 школы (65 девочек и 158 мальч.), 35 лавок, 4 кузницы, 16 бондарных заведений, 4 жиротопни, 4 механических заведения; сумма оборота на фабриках и заводах — 631000 руб. Рыболовство и бондарный промысел. В 1 1/4 вер. от станицы на берегу Волги Нобелевский нефтяной завод, где 2 больницы на 20 кроватей.

Форпосты

— см. Сторожевая служба.

Форрер

(Людвиг Forrer) — швейцарский политический деятель и адвокат (род. в 1845 г.). В 1891 г. защищал на суде деятелей тессинской революции. В 1870—1900 гг. (с перерывами) член и несколько раз президент цюрихского кантонального совета; в 1874—1900 гг. член и несколько раз президент швейцарского национального совета. В 1890 г. он провел через оба совета проект страхования от болезней и несчастных случаев, который, однако, был отвергнут референдумом. Состоит профессором железнодорожного права в Бернском университете и членом бундесрата.

Форрест, Александр

(Forrest, род. в 1849 г.) — австралийский путешественник, брат Джона Ф., которого он сопровождал в нескольких путешествиях. В 1871 г. прошел область, наполненную соляными болотами (до 125° 50' вост. долг. от Гринвича и 30° южн. шир.), уже раньше исследованную Джоном Ф., Лефруа и Гентом. В 1879 г. предпринял путешествие в сев.-зап. Австралию; исследовал реку Фитцрой вверх по течению на расстоянии 400 км; затем он обратился на СЗ и достиг, с страшными трудностями, станции Екатерины Южно-Австралийской линии международного телеграфа. Его путешествие открыло для колонизации плодородную, богатую пастбищами область, названную им округом Кимберлэ. Он напечатал "Journal of an expedition from the de Grey to Port Darwin" (Перт, 1880).

Форрест, Александр (дополнение к статье)

(Forrest) — австралийский путешественник; умер в 1901 г.

Форрест, Джон

(Forrest) — исследователь Австралии; род. в 1847 г. В 1869 г. по поручению правительства отправился из Перта вглубь материка по направлению к СВ для отыскания следов экспедиции Лейхгардта. По пустынной, покрытой соляными болотами и кустарником равнине он достиг почти 123° в. д. между 28 и 29° южн. ш., не встретив никаких следов Лейхгардта. Совершив в 1870 г. вторую поездку в Южн. Австралию вдоль южного морского берега, Ф. вместе с братом Александром выступил в апреле 1874 г. из бухты Чэмпион и, держась р. Мёрчисон, направлялся к линии международного телеграфа с З.; после тяжелого шестимесячного путешествия он достиг цели 30 сентября у станции Пик (приблизительно на 26° южн. шир.). Отсюда он через Аделаиду вернулся в Зап. Австралию. В 1878 г. Ф. произвел тригонометрическое измерение сев.-зап. округа Зап. Австралии между pp. де Грей и Аптбёртон, а в 1882 г. — округа Гаскойн. Занимает пост комиссара коронных земель и главного землемера Зап. Австралии. Напечатал "Expolorations in Australia" (Л., 1875).

Форрест, Джон (дополнение к статье)

(Forrest) — австралийский политический деятель. С 1890 по 1901 г. был первым министром западной Австралии, в 1903—04 гг. министром внутренних дел в общеавстралийском кабинете Декина (консервативно-протекционистском). Написал: "Explorations in Australia" (Лондон, 1875); "Notes on Western Australia" (Л., 1883—85).

В. В—в.

Форрест, Натан Бедфорд

(Nathan Bedford Forrest) — американский генерал. Во время междоусобной войны он принял сторону южан и в течение трех лет (1862—65) был грозой для неприятеля. Его смелые рейды (см.) в тылу неприятельской армии могли служить образцом партизанской войны. Концом его боевой деятельности было сражение под Сельмой 2 апреля 1865 г., где южане, атакованные значительно превосходными силами, были разбиты наголову. Сам Ф., участвовавший в рукопашной схватке и израненный, спасся от плена только благодаря своему коню и конвою.

Форрест, Эдвин

(Forrest, 1806—1872) — американский актер, один из лучших истолкователей Шекспира. Отелло, Макбет, Кориолан, Лир были его коронными ролями. Он считается основателем американского драматического искусства. Его жизнь описали Alger (Нью-Йорк, 1877), Barret (Бостон, 1881) и Harrison (Нью-Йорк, 1889).

Форс, в пиротехнии

— см. Пиротехния.

Предыдущая страница Следующая страница