Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Ф" (часть 1, Ф - Фаб)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Ф" (часть 1, Ф - Фаб)

Предыдущая страница Следующая страница

Ф

— двадцать первая буква русского алфавита, обозначающая собою глухой губно-зубной спирант, звонкой парой которого является согласный в. При произнесении ф нижняя губа приподнимается к верхним зубам, вместе с которыми образует узкое отверстие; сквозь это отверстие идет воздушный ток, выдыхаемый легкими. Трение частиц этого воздушного тока о станки отверстия, образуемого нижней губой и верхними зубами, и дает тот немузыкальный шум, который мы называем согласным ф. Голосовые связки при его произнесении бездействуют, оставляя широкое отверстие для свободного прохождения воздушного экспиративного тока через голосовую щель. Не всегда, однако, глухой спирант ф обозначается этой буквой в общепринятом русском правописании. Есть довольно много случаев, где он изображается и буквой в: зубов — зубоф, лавка — лафка, все — фс'о. Наоборот, иногда буквой ф изображается и звонкое в: афганец — ăвг á н'ьц. Начертание Ф восходит к греческому прописному Ф, более древнее начертание которого см. на таблице в ст. Письмена. Соответствующего финикийского знака не было. Числовое значение Ф в старославянской азбуке было 500. Соответствующий нашему ф звук изображается в современных европейских алфавитах латинского происхождения посредством F f, реже Ph, ph (в греческих словах), а в немецкой графике — еще и через v.

С. Б—ч.

Фа

— название четвертой ступени в восходящей диатонической гамме до. Обозначается в ключе соль нотою между первой и второй линейками и на пятой, в ключе Ф. — на четвертой линейки и под первой. Ф. мажор и Ф. минор — мажорная и минорная гаммы, начинающиеся с Ф.; первая имеет один бемоль (си-бемоль) в ключе, вторая — четыре бемоля (си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль, ре-бемоль). Те же названия имеют и строи или тональности Ф. мажор и Ф. минор.

Н. С.

Фа-бира

— река в Маньчжурии, впадает в Амур против станицы Игнатьевой. При длине около 80 вер. и ширине в 10—20 саж. отличается своим быстрым течением и порожистостью. Узкая долина реки обставлена крутыми горами и заросла дубняком и березой. По притокам Ф.-биры и по ней самой в 1890 г. открыты довольно богатые золотые россыпи, которые привлекли толпу хищников и потребовали вмешательства в дело китайских властей. До последних событий в Маньчжурии прииски и долина охранялись особым китайским караулом. Были попытки со стороны китайского правительства разрабатывать эти залежи, и они были включены в число приисков Мо-хэ-шаньской компании.

Фа-ку-мын

— торговый город у ворот в Ивовой изгороди Маньчжурии, на одном из главных путей из Монголии в Маньчжурию и Пекин, в холмистой степной местности. Значительное население, ведущее оживленный торг с монголами. Протестантская американская миссия.

Фаа-ди-Брюно

(Франческо Faa-di-Bruno,1825—88) — итальянский математик. По окончании курса в коллегии в Новой Лигуре, Ф.-ди Брюно поступил в Туринскую военную академию, из которой вышел в 1846 г. Участвовал в войне 1848—49 г. В 1849 г. командирован в Париж для усовершенствования в математике. По возвращении в отечество, выйдя в 1853 г. в отставку, Ф. снова отправился в Париж, занимался под руководством Коши и Леверрье и при дружественном влиянии со стороны Муаньо и Эрмита. Возведен в 1855 г. парижским факультетом в степень доктора после представления им диссертации "Th éorie de l'élimination, dévoleppement de la fonction perturbatrice d'une planè te" (П., 1856). С 1860 г. стал читать в Туринском университете, а в 1871 г., получив и там степень доктора и звание профессора, занял кафедру высшего анализа и высшей геометрии, но впоследствии читал только высший анализ. В 1876 г. он вступил в духовное сословие, сделался аббатом и основал в Турине консерваторию "del Suffragio" с церковью при ней. Учено-литературная деятельность Ф. началась с 1 852 г. помещением в XVII т. журнала Лиувилля статей "D émonstration d'un théorème de Sylvester sur la décomposition, d'un produit de 2 dé term." и "D émonstration d'un théorème de Sylvester sur la réduction d. fonct. homog. à 2 lettres à leur forme canonique". Из сочинений Ф. самым большим распространением — и притом не в одной только Италии — пользовались следующие: "Th éorie générale de l'é limination" (II., 1859); "Cenni elem. sopra il calcolo degli errori" (Турин, 1867; вышло также во французском переводе); "Thé orie des formes binaires" (Турин, 1876; есть и в нем. переводе). Из многочисленных мемуаров и журнальных статей, помещенных Ф., назовем: "Stabilim. di un osservatorio magnet. e meteorol. in Torino" ("Il Nuovo Cimento", III, 1853); "La teorica d. invarianti" (Tortolini, "Annali di Matematica pura ed applicata", VI, 1855); "Le funz. simmetr. d. radici di una equaz." (там же); "Funz. isobar" (там же, VII, 1856); "Les restes produits par 1. rech. du plus grand commun diviseur entre 2 polyn ômes" ("Comptes rendus des séances de l'Académie des sciences de Paris", XLII, 1856); "Nouv. sé rie dans 1. fonctions ellipt." (там же, ХСV, 1882); "Nouv. formule de calcul diff ér." ("The Quarterly Journal of pure and applied Mathematics", I, 1857); "Démonstration êlémentaire du théorème fondam. sur les lignes géodésiques" ("Nouvelles annales de mathématiques", IV, 1865); "La partition des ombres" ("Crelle's Journal", LXXXV, 1878); "Notes on modern algébra" ("American Journal of Mathematics", III, 1880); "Démonstration directe de la formule jacobienne de la transformation cubique" (там же, X, 1887). Ф. был известен и как изобретатель новых приборов: пишущего аппарата для слепых, прибора для представления движения узлов и перигелия лунной орбиты, эллиптического циркуля и др. См. "Vita dell'Abate Francesco Fa à di Bruno fondatore del Co nservatorio di N. S. del Suffragio in Torino", per cura del Can. Agostino Berten (Турин, 1897) и статью d'Ovidio в "Annuario" 1888—89 (Турин, Universit à).

В. В. Бобынин.

Фаанаф-Силом

(евр. "округ Силома") — город на границе колена Ефремова (Иис. Нав. XIV, 6), по Евсевию и Иерониму в 10 римских милях на восток от Неаполиса или Наблуса, по направлению к Иордану, в 2 римских милях на север от Ианоха. Ныне это город Фана или Аин-Тана.

Фаанах

(евр. "грунт песчаный") — город ханаанский, находившийся в колене Иссахаровом, на краю равнины Израильской, близ Мегиддо. Был завоеван Иис. Навином (Иис. Нав. XII, 21), причислен к городам колена Манассиина (ib., XVII, 11) и назначен потом левитам (ib., XXI, 25). Здесь Варак одержал победу над Сисарой, военачальником Иавина, царя асорского (Суд. V, 19). При Соломоне Ф. был местопребыванием одного из 12-ти приставников его над Израилем — Вааны, сына Ахилуза (3 Цар. IV, 12). По Евсевию, Ф. отстоял в трех или четырех милях от Мегиддона; тогда это было большое селение; ныне здесь небольшая деревня Таанук, с развалинами, на юго-востоке от Мегиддона.

Фабат

(Росций Fabatus) — претор 49 года, цезарианец, посланный Помпеем с мирными предложениями к Цезарю в Аримин. Он погиб в битве при Мутине (43 г. до Р. Х.).

Фабер, Абрахам

(Abraham de Fabert, 1599—1660) — маршал Франции. Обладал редкими в то время познаниями в инженерном искусстве. Будучи губернатором Седана, значительно, на собственный счет, усилил его укрепления. В 1654 г. руководил осадой Стенэ, при чем впервые были применены новые способы осады крепостей (параллели и траншеи), изобретенные Ф. См. A. Feillet, "Le Premier Mar échal de France plébéien, notes inédites sur Abraham F." (II., 1869); Bourelly, "Le Maréchal F." (II., 1880).

Фабер, Андреас Вильгельм

(Andreas-Vilhelm Faber, 1847—1883) — датский писатель; перенес на датскую сцену множество французских и немецких пьес и вместе с Карлом Меллером написал несколько оригинальных пьес под псевдонимом Петра Зеренсена (Peter Soerensen). Сборник его песен изд. под заглавием "Sang og Klang" (Копенгаген, 1873). Ф. изд. также "Viser og Vers" (1877), собрание сонетов и популярных песен ("Den tapre Landsoldat", переложенное на музыку в 1848 г., сделалась датской Марсельезой), написанных отцом Ф., Петром Ф. (1810—1877).

Фабер, Антонин

(Antonin Faber) — писатель и профессор статистики и права в Пресбургской академии. Соч. его: "Principia iuris metallici hungarici" (1806—24); "Theoria statisticae" (1817); "Compendium statisticae imperii aust." (1808); "Institutiones statisticae" (1819); "Compendium stat. specialis reg ni Hungariae" (1822).

Фабер, Базилиус

(Basilius, 1520—1570) — немецкий ученый. Получил богословское образование в Виттенбергском университете; был ректором в Нордгаузене и Кведлинбурге, потом начальником августинской коллегии в Эрфурте. Сотрудничал в магдебургских "Centurien" и перевел многие соч. Мартина Лютера на немецкий язык. Его главным трудом считается "Thesaurus eruditionis scholasticae" (Лпц., 1571 и 1749).

В. Ш.

Фабер, Готгильф Теодор

(Faber, 1766—1847) — публицист и дипломат Уроженец Риги, получивший образование в Германии, Ф. в 1789 г. приехал в Париж, сошелся здесь с некоторыми деятелями революции и вступил солдатом в ряды французской армии; взятый в 1793 г. в плен австрийскими войсками, он бежал в 1795 г. и во время Директории служил французским администратором в прирейнских провинциях; позже был профессором французского языка и словесности в Кельнской центральной школе. В 1805 г. он принял приглашение попечителя Виленского учебного округа, князя Чарторижского, поступить на службу в Виленский унив., но вследствие отставки Чарторижского места не получил и жил в СПб. и Лифляндии, занимаясь литературой. В 1813 г. он сделался чиновником статистического отделения министерства полиции; в 1814 г. редактировал орган министерства иностр. дел "Conservateur impartial"; затем служил по дипломатической части во Франкфурте, Майнце и Кобленце. Его произведения: "Notices sur l'int é rieur de la France" (СПб., 1807); "Observations sur l'arm ée franç aise des derniers temps" (ib., 1808, русск. и нем. перевод); "Bagatelles. Promenades d'un d ésoeuvré dans la ville de St.-Pé tersbourg" (ib., 1811, нем. пер. 1814); "Beitr äge zur Charakteristik der französischeu Staatsverfassung und Staatsverwaltung wä hrend der Epoche Bonapartes" (Кенигсберг, 1815; по-русски: "Бог Франции или коварная и вероломная система правления нынешнего повелителя французов, описанная очевидным наблюдателем"); "Capodistrias. Zar Vorbereitung f ür die kü nftige Geschichte der Politischen Wiederherstellung Griechenlands"; обширное извлечение из бумаг Каподистрия — "Le comte Capodistrias, jug é par lui mê me" (П., 1842). Ср. ст. Трубачева в "Русск. биографич. словаре", где указана литература.

Фабер, Даниил Тобиас

(Faber) — органист в Вюртемберге, живший в XVIII ст. Считается одним из первых, применивших к фортепиано три педали: первую для forte, вторую для демпфера, дающего piano, и третью для колокольчиков.

Фабер, Джордж Стэнли

(George Stanley Faber, 1773—1854) — английский богослов. Важнейшие труды: "Dissertation on the mysteries of the Cabiri or the Great Gods of Phoenicia" (1803); "The Origin of Pagan Idolatry" (1806); "Sacred calendar of Prophecy" (1828); "Apostolicity of Trinitarianism" (1832); "Election" (1842); "Papal Infal libility" (1851).

Фабер, Иоганн

(Faber, 1478—1540) — гуманист и богослов, сын кузнеца Хейгерлина. Еще юношей поступил в доминиканский орден; был священником, потом викapиeм констанцского епископа. Сначала примкнул к либеральному крылу церковных деятелей, был в дружбе или переписке с представителями реформы на гуманистической основе (Эразм, Пиркхеймер, Цвингли, Эколампадий, Меланхтон), обсуждал способы устранения церковных злоупотреблений мирным путем, но с 1520 г. сделался решительным врагом Реформации. Решающим моментом в его жизни в этом отношении была поездка в Рим при Папе Адриане VI (1521—22); с этого времени он противодействует реформационному движению речами и сочинениями, прениями и проповедями, не упуская случая оказать давление на князей и города при помощи дипломатических сношений и всякими иными способами. Сделавшись епископом Венским (1531) и духовником короля Фердинанда, Ф. говорил венецианскому послу: "Если бы не король да не я, то все австрийцы поделались бы лютеранами или чем-нибудь хуже того!" Он писал против брака священников, принял участие в цюрихском диспуте по поводу мессы и почитания святых (1523), выступал в разных частях Германии в качестве странствующего проповедника, громил анабаптистов, старался привлечь швейцарские кантоны к союзу с Австрией, принимал участие в рейхстагах, в качестве дипломата ездил в Испанию и Англию, способствовал преследованию протестантов в Австрии, участвовал в составлении Confutatio confessionis Aug. С целью укрепления катол. церкви он призывал на должности священников лучших людей, заботился о их образовании, устроил семинарию и библиотеку в Вене, учредил, частью на свои собственные средства, разные богоугодные и благотворительные учреждения, особенно для студентов. Его единоверцы выставляли его образцом архиерея; друзья реформы видели в нем самого деятельного и опасного врага Реформации. Неполное собрание его сочинений и проповедей издано в 1537 г. в Кёльне; монографию о нем написал Кеттнер в 1737 г. (Лейпциг); из новейших сочинений см. Wagenmann в "Theol. Real-Encyclop ä die" (IV, 475, 2-е изд.) и Horawitz в "Allg. Deuts che Biographie" (XIV, 435).

Фабер, Иоганн Лотар

(Faber) — немецкий промышленный деятель (1817—†). Вступив в заведование карандашною фабрикою, основанною его прадедом в 1760 г. в Штейне, Ф. поставил ее на такую высоту, что изделия ее приобрели мировую известность. В 1874 г. изобрел копировальные анилиновые карандаши; в Нью-Йорке и Лондоне, Париже и Петербурге, Берлине и Вене устроил филиалы и агентуры; в то же время обратился к оптовому торгу канцелярскими принадлежностями и построил близ Кронаха фабрику для выделывания классных аспидных досок, занимающую в настоящее время свыше 1200 рабочих. Был пожизненным членом баварской верхней палаты. См. "Die Bleistiftfabrik von A.W. Faber zu Stein bei N ü rnberg" (Нюрнберг, 1873).

В. Ш.

Фабер, Иоганн Лотар (дополнение к статье)

(Faber) — немецкий промышленный деятель; умер в 1896 г.

Фабер, Иоганн Людвиг

(Faber, 1635—1700) — немецкий поэт, член поэтического кружка "Blumenorden", написал: "Jesu Erh öhung und Judas Verschmähung a. Jak. Baldes poetischen Wä lder in deutsche Verse gebracht" (1667); драмы с пением "Herodes der Kinderm ö rder" (1675) и "Abraham der Gl ä ubige und Isaak der Gehorsame" (1675); сборники стихотворений "Der gebesserte Stand Amemnons und Karinthie" (1673); "Das Schaflein" (1675); "Die gesunde Krankheit" (1677).

Фабер, Кристоф

(Kristof.-Frid. Faber, 1682—1748) — лужицкий писатель, автор книг религиозного характера: "Cyrkwine modlitb y" (1719), "Krásna wobrada bo ž eho d źěća" (1725); перевел: "Mala biblija, to je sto a š tyri bibliske historije" (1723, 2 изд. 1790); "Maederjanske krό tke roswu č enje k sbo ź nos ć i" (1736); "Swjate ć erpienje J ě susa Krysta po Lukaš u" (1745). Собирал верхнелужицкие книги и напечатал первый их список.

Фабер, Феликс

(Faber, 1441—1502) — доминиканец, родом из Цюриха. Два раза совершал паломничество в Св. Землю (1479 и 1483 г.). Второе его путешествие было описано Бернардом Брейденбахским, его спутником. Ф. составил истории свевов ("Historia Sueyorum") и описание своего первого путешествия в Св. Землю и Иерусалим.

Фабер, Фредерик

(Frederik Faber) — датский естествоиспытатель, род. в 1795 г. на острове Фюнен, умер в 1828 г. в Ютландии, состоял на военной службе в качестве полкового аудитора; Ф. путешествовал по Исландии, изучал фауну позвоночных и в особенности фауну птиц своей родины и Исландии и напечатал, между прочим, следующие работы: "Prodromus der isl ä ndischen Ornithologie" (Копенгаген, 1822); "Ornithologiske Notitser som Bidrag til Danmarks Fauna" (Аархуз, 1824); "Ueber das Leben der hochnordischen V ö gel Islands" (2 тома, Лпц., 1825—26); "Naturgeschichte der Fische Islands mit einem Anhange von den isl ä ndischen Medusen und Strahlthieren" (изд. после смерти Ф. Брённером, Франкфурт, 1829).

Фабер, Фредерик Вильям

(Frederick-William Faber, 1814—1863) — английский поэт и богослов. Ревностный последователь Ньюмэна, он в 1845 г. перешел в католицизм. Написал много гимнов и религиозных песен, отличающихся большими литературными достоинствами, а также описания путешествий: "Sights and Thoughts in Foreign Churches and amon g Foreign Peoples" (1842); "The Styrian Lake and Other Poems" (1842); "Sir Lancelot, a Legend of the Middle Ages" (1844).

Фабер, Эрнст

(Ernst Faber, род. в 1839 г.) — немецкий миссионер и синолог; с 1864 г. живет в Шанхае. Важнейшие труды: "Lehrbegriff des Konfucius" (Гонконг, 1872); "Die Grundgedanken des alten chinesischen Sozialismus"; "Der Naturalismus bei den alten Chinesen"; "Eine Staatslehre auf ethi s cher Grundlage" (Эльберфельд, 1877); "Der Tauismus" (1884); "China in historischer Beleuchtung" (Б., 1895); на китайском языке "Изложение Евангелия Марка", "О китайской и христианской цивилизации" и проч.

Фабер, Эрнст (дополнение к статье)

(Ernst Faber) — немецкий миссионер и синолог; умер в 1899 г.

Фабер, Якобус

(Jacobus Faber Stapulensis) или Жак Лефевр (Jacques Lefè vre d'Estaples) — родом из Этапля (откуда и прозвище Stapulensis) в Пикардии. Годом его рождения одни признают 1440, другие — 1455 г. (что вероятнее). Известен как талантливый истолкователь Аристотеля, внесший весьма ценный для того времени вклад в философскую литературу (комментарии и парафразы Аристотелевских сочинений, на латинском языке), а также переводчик некоторых книг Библии. Был также ревностным математиком; издал сочинения Николая Кузанского. Преподавал в Париже с большим успехом. В своих работах по логике он следовал направлению, родственному так называемым "терминистам" (одно из подразделений средневековых номиналистов), и образовал целую школу "фабристов", весьма распространенную во Франции и Германии. Среди учеников его особенно выдается Шарль Булье (Carolus Bovillus, 1553 г.), известный и как математик; свое философско-богословское учение последний развивал, однако, скорее в церковно-католическом духе, нежели в духе своего учителя, вольномыслие которого привело его к открытому столкновению с Сорбонной, объявившей его еретиком. Умер Ф. в 1537 г. См. Graf, "Essai sur la vie et les écrits de J. Lefè vre d'Estaples" (Страсбург, 1842).

С. Эверлинг.

В области физико-математических наук Ф. издал "Arithmetika Jordani Nemorarii"; "Textus de Sphera Johannis de Sacrobosco"; "Epitome... in libros arithmeticos Divi Severini Boetii", "Geometria Euclidis Megarensis" (Париж, 1516). Помощником Ф. в деле издания "Элементов" Евклида был Михаил Понтанус. Порядок расположения содержания в этом издании, как состоящем из соединения переводов Кампано и Замберти, был следующий. За изложением содержания каждого предложения, передаваемым по первому из переводов и потому отмечаемым надписью Euclides ex Campano, следовало его доказательство, заимствованное из того же источника. Затем в том же порядке передавались содержание и доказательство того же предложения в изложении Замберти, причем первое отмечалось надписью Euclides ex Zamberto, a второе Theon ex Zamberto. Важный недостаток издания заключался в игнорировании исторической стороны предмета до того, что читатель оставался в полном неведении об отношениях, существовавших во времени и частью в пространстве между Эвклидом, Кампано, Теоном и Замберти. Из собственных сочинений Ф. по физико-математическим наукам известно только одно: "Introductorium astronomicum theorias corporum coelestium duobus libris complectens (auctore Jac. Fabro Stapulensi)" (П., 1517).

В. В. Бобынин.

Фабер-дю-Фор

(Отто von Faber du Faur) — немецкий баталический живописец, сын известного своими, также баталическими, картинами генерала Христиана-Вильгельма Ф. дю Фора (1780—1857), род. в 1828 г., вначале служил в вюртембергской кавалерии; будучи ротмистром, участвовал в кампании 1866 г. и по ее окончании вышел в отставку для того, чтобы посвятить себя всецело живописи, которою занимался перед тем в Мюнхене, под руководством Пилоти и Коцебу, и в Париже у Ивона. Живя в Мюнхене, писал сперва сцены Наполеоновских войн ("Люцовские егеря", "Отступление армии Наполеона из России" и проч.) или венгерских табунных лошадей, а потом эпизоды французско-германской войны 1870—71 гг. ("Прием немцами лошадей французской конницы после Седанской битвы", две сцены сражения при Шампиньи и др.). Эти произведения свидетельствуют о близком знакомстве художника с духом солдата и военным делом; кроме того, он умел драматизировать изображаемое происшествие и группировать фигуры живописно, без ущерба для их естественности. Менее удачны его картины небаталического содержания, каковы, напр., "Смерть Офелии", "Отъезд Фридриха Пфальцского из Праги после битвы на Белой Горе", "Продажа Иосифа братьями в Египет" и сцены марокканского быта, писанные после поездки художника на северный берег Африки.

Фабер-дю-Фор (дополнение к статье)

(Отто von Faber du Fort) — немецкий баталический живописец; умер в 1901 г.

Фабера говорящая машина

— Идея этого механизма, воспроизводившего довольно недурно звуки человеческой речи, принадлежала первично австрийскому ученому механику Вольфгангу фон Кемпелену (ум. 1804), который в 1778 г. изобрел говорящую машину, произносившую ряд гласных и согласных звуков (не все). Описание своей машины Кемпелен дал в своем известном сочинении "Mechanismus der menschlichen Sprache nebst Beschreibung eine r sprechenden Maschine von W. v. Kempelen" (Вина, 1791). Из этой очень редкой книги заимствовано описание ее (с рисунком) в книге Вольфа "Sprache und Ohr. Akustischphysiologische und pathologische Studien" (Брауншвейг, 1871, стр. 64—67). Профессор Иосиф Ф. в Вене, живший в первой половине XIX в., усовершенствовал и видоизменил механизм Кемпелена, и в конце 30-х годов машина Ф. уже показывалась им в разных городах Германии. Изобретатель и впоследствии его наследники отклонили выгодные предложения продать это изобретение. После смерти изобретателя машина его досталась его племяннику, тоже Иосифу Ф. (р. в Вене, в 1839 г.), который в свою очередь сделал в ней некоторые технические усовершенствования, будучи механиком по профессии. С машиной своего дяди Иосиф Ф. младший объехал всю Европу и Америку, а также был два раза и в России (в последний раз в начале 80-х гг. прошлого столетия). Машина Ф. состоит из воздушного меха, приводимого в движение ножной педалью и отвечающего легким человека. Вытесняемый из меха воздух при помощи ряда клавиш направляется в различные по объему трубки, отвечающие разным положениям голосовой щели и полости рта. Достигнуть совершенно точного соответствия говорильному аппарату человека Ф. не удалось. Чтобы до некоторой степени приблизиться к подвижности надставной трубы человеческого органа речи, воспроизвести которую механическим путем было крайне трудно, изобретатель должен был в надставной трубе своей машины устроить вертикально одну за другой шесть металлических, довольно толстых диaфpaгм, подымающихся и опускающихся на различную высоту, причем движения и положения этих диафрагм комбинируются друг с другом в разных отношениях. Благодаря этому устройству, получается возможность видоизменять форму и объем надставной трубы машины и получать звуки разного качества и тембра. Голосовой тон в машине Ф. производится при помощи вибрации тонкой пластинки из слоновой кости на каучуковой подкладке, дающей очень резкий и крикливый звук. Соответствия с настоящим органом голоса человека — мягкими голосовыми связками или вибрирующими перепонками, здесь также нет. Звук p в машине Ф. также производится вибрацией не языка, а твердой пластинки, помещенной за гортанью перед устьем меха. Трубка, изображающая нос, находится не сверху надставной трубы, изображающей рот, но ниже ее и т. д. Сам механизм (клавиатура, педаль и т. д.) крайне груб и тяжеловесен, требуя больших усилий со стороны играющего на этом "говорильном органе", как его удачно называет Техмер. Вследствие неуклюжести и неточности устройства и сами звуки, извлекаемые из машины, грубы, крикливы, монотонны и не всегда схожи со звуками настоящей человеческой речи. Тем не менее из известных в науке говорящих приборов, снаряд Ф. является одним из наиболее удачных (см.).

Литература. И. А. Бодуэн де Куртенэ, "Краткие исторические сведения, касающиеся говорящей машины Ф.", и В. А. Богородицкий, "Несколько слов по поводу говорящей машины Ф." (сообщения, сдел. 20 янв. 1883 г. в заседании физико-матем. секции Общества естествоиспытателей при Имп. Казанском университете); Дю-Монсель, "Телефон, микрофон и фонограф" (перев. со 2-го франц. издания, СПб., 1880). Прочую литературу см. в указанном сообщении И. А. Бодуэна де Куртенэ.

С. Б—ч.

Фабериус

(M. Martin Faberius) — чешский писатель (ум. 1599), родом из г. Раковника, почему называемый также Раковницким (Rakovnick ý); учился в Праге; был директором школы в Хрудиме. Написал ряд поэм на латинском и греч. яз., которые в свое время очень ценились.

Фабиан, Гавриил

(Fábiá n) — мадьярский писатель; род. в 1795 г., был адвокатом. Написал много стихотворений и рассуждений, напечатанных в различных журналах, и очень талантливо перевел на мадьярский яз. "Песни Оссиана" ("Ossi àn é nekei", 1843), a также сочинение Токвиля о демократии в Америке "Democrati àja Amerikában", 1846).

Фабиан, Иван Андреевич

— переводчик XVIII в., сотрудничал (1782) в "Вечерней заре" Новикова; в 1799 г. преподавал в Московском университете "синтаксический немецкий класс"; в том же году издал в Москве "Новую немецкую грамматику" и "Разговоры французские". Перевел с немецкого хрестоматию И. Вегелина "Методическое чтение" (1804), с франц. — "Переписку имп. Екатерины II и Вольтера, 1 7 63—1778" (М., 1803).

Фабиан, Иосиф

(Fabian) — чешский писатель-богослов; род. в 1815 г.; был приходским священником. Издал: "J àdro katolického nàbo ženstwi" (Прага, 1851).

Фабиан, Папирий

(Fabianus) — римский ритор и философ I в. до Р. Х. Был преподавателем красноречия; написал много философских трактатов, которые Сенека младший ставит на одну доску с произведениями Цицерона и Азилия Поллиона, и одно сочинение по естествознанию, о котором упоминает Плиний. Много цитат из Ф. встречается у Сенеки в его "Controversiae" и "Suasoriae".

Фабиан, Роберт

(Fabyan, 1450—1513) — английский хроникер. В 1493 г. был шерифом Лондона. Его хроника "The Concordance of Histories", начинающаяся с Брута, имеет значение только по отношению к фактам, которых он был свидетелем. Первое издание, 1516 г., озаглавленное "New Chronicles of England and France", менее полно, чем второе, 1533 г.

Фабиана

(Fabiana) — так называлась Виндобона (Вена) в последнее время римского владычества в Норике, по имени квартировавшей здесь cohors Fabiana.

Фабианич

(Donato Fabiani ć) — далматский францисканец и писатель; занимался исследованием истории письменности далматинской и вообще южно-славянской. Его главные труды: "Alle ceneri ed alla memoria di N. Giaxich" (Задр, 1851), "Viaggio sul monte Vellebich (Задр, 1841), "Memorie storicho letterarie di alcuni Convenu della Dalmazia" (Венец., 1843); "Alcuni cenni sulle scienze e lettere dei secoli passati in Dalmazia" (там же, 1843); "Patriotti illustri" (там же, 1843).

Фабианское общество

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фабии

— знаменитый римский патрицианский род, родоначальником которого предание называло Геракла. Члены этого рода ранее назывались будто бы Фодиями (от fodere, рыть ямы), так как занимались ловлей зверей в ямах. Это был один из самых многочисленных и влиятельных римских родов. Когда вейентинцы частыми набегами стали тревожить римские границы, а римляне были отвлечены борьбой с эквами и вольсками, Ф. заявили в сенате, что берут на себя ведение войны с вейями. Очевидно, около вейетинской границы лежали земля этого рода, и Ф., более всех страдавшие от набегов вейетинцев, решили на свой страх вести войну с ними. На берегах ручья Кремеры они устроили укрепленное убежище, откуда беспокоили этрусков; наконец последние завлекли их в засаду, и Ф. все до последнего, в числе трехсот шести, были истреблены (477 г. до Р. Х.). Продолжателем рода явился, по преданию, единственный оставленный дома мальчик (Тит Ливий, кн. II, 48—50). Впоследствии род Ф. выставил много лиц, занимавших высшие магистратуры, в том числе таких деятелей, как Фабий Максим Руллиан, прославившийся в борьбе с самнитянами (см.) и Кв. Фабий Максим Кунктатор (см. соотв. ст.).

Фабий Максим

(Quintus Fabius Maximus, прозванный "Кунктатором", т. е. "медлителем") — знаменитый римский полководец. Он был потомком Ф. Максима Пуллиана, победителя самнитян. Вялость и медлительность сказывались у него уже в детстве; ученье давалось ему туго. Первым крупным военным его успехом была победа над лигурийцами, за которую он получил триумф. Когда несколько лет спустя началась Вторая Пуническая война, Ф. уже после первых поражений римлян, еще до Тразименской битвы, советовал избегать сражений с Ганнибалом, охранять города и ждать, когда армия Ганнибала растает сама собой. После Тразименской битвы Ф. получил диктатуру. Он начал с религиозных церемоний, обратился к Сивиллиным книгам, давал обеты богам, так как, по его мнению, причиной предшествовавшего поражения было прежде всего неуважение полководца к религии. Он не вступал в битву с Ганнибалом, но, занимая высоты, следовал за ним на таком расстоянии, чтобы не быть вопреки желанию вовлеченным в бой и вместе с тем не терять врага из виду, держать его в тревоге и препятствовать ему в добывании провианта. Осторожность Ф. стала вызывать недовольство; солдаты называли его "дядькой" или "холопом" Ганнибала, винили его за то, что он позволяет неприятелю жечь и опустошать страну на глазах сильного римского войска. Около Казилина Ф. окружил было карфагенское войско в горах, но Ганнибал при помощи хитрости спасся от опасности: он привязал хворост к рогам быков и, зажегши его, ночью погнал быков вверх на горы. Римляне, охранявшие проход, приняли эти огни за карфагенские и, считая себя обойденными, покинули позицию и дали возможность Ганнибалу вывести войско из ущелья. Несколько времени спустя, в отсутствие Ф., его начальник конницы Марк Минуций ослушался приказания диктатора не вступать в бой и под Геронием одержал победу над неприятелем. Эта победа сделала Минуция очень популярным в Риме. Когда Ф. стал грозить Минуцию наказанием за ослушание, народ, подстрекаемый народным трибуном М. Метеллом, постановил, чтобы Минуций вел войну на правах второго диктатора, равного Ф. Это постановление создало пример, небывалый в Риме и противоречивший самой идее диктатуры. Для Ф. это было тяжелым ударом, но ход событий вскоре восстановил его пошатнувшуюся репутацию. Ф. разделил войско с Минуцием пополам, и вскоре последний, опрометчиво втянувшись в бой, едва не погубил своей армии. Ее спас Ф., который своевременно пришел на помощь и отбил карфагенян. Минуций примирился с Ф. и подчинился ему. Вскоре окончился срок диктатуры Ф. После поражения при Каннах Ф. снова выступал во главе римских армий: народ выбирал его то претором, то консулом. В пятое консульство Ф. возвратил римлянам Тарент (209 г. до Р. Х.). Город был взят не приступом, но благодаря измене начальника гарнизона, бруттийца, перешедшего на сторону римлян. Много бруттийцев и тарентинцев было перебито и продано в рабство. За взятие Тарента Ф. получил второй триумф. Систему медлительности и осторожности Ф. защищал и впоследствии; так, когда Сципион задумал высадку в Африку, Ф. резко восстал в сенате против этого смелого плана. Даже после первых побед Сципиона в Африке Ф. держался враждебно по отношению к нему и предложил назначить Сципиону преемника, т. е. лишить его командования, чем вызвал сильное раздражение в народе. Вскоре Ф. умер, не дожив до Замской битвы. Он принадлежал до конца к староримской партии, по старине был религиозен, стоял на стороне сената, в котором был принцепсом, и несочувственно относился к таким людям, как Сципионы, которые приносили в Рим новое образование и новые взгляды.

Д. К.

Фабини

(Теофил Fabiny) — венгерский политический деятель; род. в 1822 г. Занимал разные судейские должности; в 1880 г. сделался президентом Верховного королевского суда в Пеште. В 1886 г. Ф. принял пост министра юстиции в кабинете Тиссы, хотя до тех пор никогда не играл политической роли и не был даже депутатом. В следующем году Ф. был избран депутатом и занял место в рядах либерального большинства. В 1889 г. по болезни отказался от министерского поста.

В. В—в.

Фабиола

— знатная римлянка, подруга блаж. Иеронима. Построила первый на Западе госпиталь и собирала туда с улиц разных калек, больных и голодных. Блаж. Иероним описывает, как она сама приводила недужных, ухаживала за своими параличными и прокаженными пациентами и собственноручно приготовляла пищу для этих "живых трупов". Ф. была щедра к отшельникам, девственницам и монастырям. Вместе с Паммахием Ф. принимала участие в построении госпиталя в Остии, сделавшегося знаменитым по всему миру. В 395 Ф. сопровождала своего родственника Оциана во время его путешествия к Иерониму в Вифлеем. Ее любознательностью вызваны письма Иеронима об одежде первосвященника и о станах в пустыне. Умерла Ф. в Риме в 399 г. См. Фаррар, "Жизнь и труды свв. отцов и учителей церкви" (перевод А. П. Лопухина, СПб., 1891, стр. 616—617).

Фабльо

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фабр д'Оливе

(Антуан Fabre d'Olivet, 1768—1825) — французский драматург, ученый и философ-мистик, считавшийся помешанным. С 1789 г. писал для театра; лучшие из его пьес — "G énie de la nation" (1789), "Quatorze juillet" (1790), "Amphigouri" (1791), "Miroir de Ja vérité "; здесь местами блещет неподдельный юмор, но в общем слишком много резонерства. Потом он пытался открыть древнегреческую музыкальную систему, думал, что это ему удалось, и написал по своей системе ораторию (1804), публично исполненную; оказалась, что это не греческая система, а как назыв. плагальный лад (см.). Изучая языки и космогонические системы народов древнего Востока, он приобрел большую эрудицию, но пылкое воображение приводило его к совершенно фантастическим гипотезам. Так, в рассказе Св. Писания он старается уловить какой-то особый символический смысл: Адам, по его мнению, — олицетворение человеческого рода, Ной — олицетворение всеобщего покоя. И в алфавите он тоже ищет скрытого значения: А, напр., является символом могущества, Т — символом природы, разделенной и делимой, и т. д. ("Langue h ébraï que", 1816). Кроме того, он написал: "Gu érison de Rodolphe Grivel" (1811), "Histoire philosoph ique du genre humain" (1824), где предлагает сделать из Европы всеобщую теократию под главенством Папы; "Toulon soumis", опера, поставленная в 1794 г.; "Sage de l'Indostan", философская драма (1796); "Azala ï s" или "Gentil Aimar" (1800); "Lettres à Sophie s ur l'histoire" (1801); "Troubadour", лангедокские песни XIII в. (1804).

Фабр д'Эглантин

(Филипп Франсуа Назэр Fabre d'Eglantine, 1755—1794) — французский писатель и политический деятель; сперва был актером, но скоро посвятил себя литературе. После нескольких неудач обратил на себя внимание комедией "Le Philinte de Moli è re", в которой он Мольеровскому Филенту придал черты развратного аристократа и в ряде веселых и фривольных сценок рисовал очень мрачными красками нравы французской аристократии Затем последовали: "L'intrigue épí stolaire" (обе комедии перепечатаны в "Chefs d'oeuvre des auteurs comiques", П., 1847, т. 8), "Convalescent de qualit é " и "Les Pr é cepteurs". Уступая Бомарше по таланту и значению, Ф. д'Эглантин писал и действовал в том же направлении; бичуя аристократию, он угождал молодой буржуазии, в которой видел силу и здоровье. Революция толкнула его на политическое поприще. Он был избран в конвент, где занял место на Горе, в рядах ближайших сторонников Дантона. Он защищал сентябрьские убийства, нападал на гебертистов. В янв. 1794 г. он был арестован и предан суду вместе с дантонистами. Обвинение разделило дантонистов на две группы; одну, с Дантоном во главе, обвиняли в стремлении восстановить монархию, другую, с Ф. д'Эглантином, в участии в заговоре, имевшем целью "обесславить и унизить народное представительство и разрушить путем продажности республиканское правительство". В частности против Ф. д'Эглантина было выставлено обвинение, будто он вел тайные переговоры с Питтом и брал от него деньги. Обвинение не было и не могло быть доказано, но Ф. д'Эглантин не мог добиться предъявления необходимого для защиты документа, под конец был лишен (как и другие обвиняемые) слова, признан виновным и казнен 5 апреля 1794 г. Ему принадлежит популярная песенка "Il pleut, il pleut, berg è re". После его смерти появились в двух томах его "Oeuvres posthumes et m êlées" (1803).

В. В—в.

Фабр, Антонен

(аббат Fabre) — французский историк литературы, священник. Род. в 1837 г. Напечатал: "La jeunesse de Fl échier" (1882); "Fléch ier orateur, 1672—90" (1885, 2 изд. 1887); "Etudes litt éraires sur le XVII siè cle", в состав которых вошли "Les ennemis de Chapelain" (1888) и "Chapelain et nos deux premi ères académies" (1890); "Lexique de la langue de Chapelain" (1889); "La satire des satires de l'abbé Cotin" (1888) с многочисленными примечаниями и комментариями.

В. Ш.

Фабр, Антуан Франсуа Ипполит

(Fabre) — французский сатирик и врач (1797—1853), редактор "Clinique des h ô pitaux" и "Lancette fran ç aise", автор ценных работ по медицине. Написал нисколько литературных произведений, имевших в свое время успех: "H éléné ide, epithalame en quatre chants" (1837, сатира на бракосочетание герц. Орлеанского); "L'Orphiliade" (1837); "La N émésis medicale" (1840).

Фабр, Жан Антуан

(Fabre, 1794—†) — французский экономист. Его труды: "Solutions du problème social par l'association de l'agriculture et des capitaux" (1848), "Crédit foncier ou banque immobilière" (1849) "De la prospérité publique" (1855; здесь автор пытается установить целую систему децентрализации капитала).

Фабр, Жан Раймон Огюст

(1792—1839) — французский поэт. Приобрел известность поэмою "La Cal é donie ou la guerre nationale" (1823), за которою последовали исторические сочинения: "Histoire du siè ge de Misselonghi" (1827) и "La r évolution de 1830 et le véritable parti ré publicain" (1833). "Oeuvres" его изданы в 1844—45 г. вместе с собранием сочинений его брата Мари-Викторена Ф. (см. соотв. ст.). К этому изданию приложена и биография Ф., составленная Сабатье.

В. Ш.

Фабр, Жан-Пьер

(Jean-Pierre Fabre, граф, по прозвищу Fabre de l'Aude, 1755—1832) — французский политический деятель. Был адвокатом в тулузском парламенте, в 1789 г. — депутатом от Лангедока. Изгнанный за умеренные взгляды, Ф. вернулся после 9 термидора; был членом Совета пятисот, где занимался главным образом финансовыми и юридическими вопросами. Первый предложил налог на театральные билеты (droit des pauvres). Противник Директории, один из деятелей переворота 18 брюмера, Ф. получил место в трибунате (1799), где в следующем году занял президентское кресло; позже был сенатором. В 1814 г. подал голос за низложение императора и стоял за образование временного правительства. Людовик ХVIII возвел его в пэры Франции. Во время Ста дней заседал в палате пэров; после Ватерлоо лишился этого звания (1815), которое было ему возвращено только в 1819 г. Напечатал "Recherches sur l'imp ôt du tabac et les moyens de l'améliorer" (1802), "Lettre à mon fils sur ma conduite politique" (1816), "Mémoi res et souvenirs d'un pair de France" (1830—32, без подписи автора).

Фабр, Жозеф

(Joseph Fabre, род. в 1844 г.) — французский писатель и политический деятель. Был преподавателем литературы и философии в различных коллежах, но в 1868 г. удален за республиканские идеи. В 1872 г. назначен профессором в Бордо, но в 1874 г. снова смещен, за книгу "Notions de philosophie". С 1881 по 1885 г. был членом палаты депутатов, где примкнул к радикальной левой. С 1894 г. сенатор. В литературе Ф. известен, главным образом, страстным культом Жанны д'Арк. В 188 4 г. он предложил палате учредить ежегодное национальное празднество в честь ее. Важнейшие сочинения Ф.: "Jeanne d'Arc lib é ratrice de la France" (П., 1883); "Proc ès de condamnation de Jeanne d'Arc" (1884); "Procès de réhabilitation de Jeanne d'Arc" (1888); "Le Mystère de la délivrance d'Orlé ans" (1891); "Le Mois de Jeanne d'Arc" (1892); "Jeanne d'Arc" (историч. драма, 1890); "Cours de philosophie suivi de notions d'histoire de philosophie" (П., 1870); "Notions de philosophie" (1874); "Histoire de la philosop hie" (1877—1881); "Les Libérateurs" (1882); "Washington, libérateur de l'Améirque" (1882); "Jé sus" (драма, 1892).

Фабр, Жозеф (дополнение к статье)

(Joseph Fabre) — французский писатель и политический деятель. Был сенатором-республиканцем с 1894 по 1903 г.; выпустил сборник своих речей: "Les neuf ans d'un s é nateur" (П., 1903).

Фабр, Мари-Жак-Жозеф-Викторен

(Fabre, 1785—1831) — французский писатель. 22-х лет от роду он был захвален превыше меры тогдашними строгими ценителями и судьями: Тара, Генгэнэ, Сюар отзывались о нем, как о первостепенном гении, имеющем возродить французскую литературу. На самом деле от Ф. остались только произведения правильные, риторически изящные, но не согретые чувством и не чуждые подражательности. Восемнадцати лет от роду Ф. выступил на литературное поприще с похвальным словом Буало (1805); затем последовали "Opuscules en vers et en prose" (1806), "Discours en vers sur les voyages" (1807), "Eloge de Pierre Corneille" (1808), поэма "La mort de Henri IV" (1808), "Eloge de la Bruyère" (1810), "Tableau litté raire du XVIII siecle" (1810), поэма "Les embellissements de Paris" (1811) и "Eloge de Montaigne" (1813). В 1823 г. Ф. читал бессодержательные лекции "О принципах гражданственного общества". Отрывки из этих лекций и оставшиеся после него рукописные наброски нашли себе место в его "Oeuvres" (1844—45), но не прибавили новых лавров к его померкшей уже славе. См. Сабатье в "Vie de Victorien et d'Auguste Fabre" в приложении к их "Oeuvres" (18 44—45).

В. Ш.

Фабр, Пьер

(Fabre, 1716—1791) — известный французский хирург. Написал: "Trait é des maladies véné riennes" (П., 1758); "Recherches sur la nature de l'homme, consid éré dans l'état de santé et dans l'é tat de maladie" (П., 1776); "Essais sur les facultés de l'âme, considérées dans leur rapport avec la sensibilité et l'irritabilité de nos organes" (П., 1785); "Recherches sur les vrais principes de l'art de gu é rir" (П., 1790).

Фабр, Фердинанд

(Fabre, род. в 1830 г.) — французский романист. В молодости готовился к духовному званию и окончил курс в духовной семинарии. В 1853 г. выпустил сборник стихотворений "Feuilles de lierre". Но поэтическое творчество не было настоящею сферою Ф.; он впоследствии сам понял это. В 1862 г. появился его роман " L es Courbezon", обративший на него общее внимание; Ф. показал себя здесь убежденным реалистом, правдивым изобразителем хорошо ему знакомой обстановки. Его романы можно разделить на две главных категории. В одних он мастерски изображает быт духовенства, противопоставляя людям веры и подвига священников-матеpиaлиcтoв, честолюбцев и оппортунистов, определенно выражая свое нерасположение к иезуитам, сочувственно относясь, в общем, к деревенскому духовенству ("L'abb é Tigrane", "Lucifer", "Madame Fuster", "Mon oncle Cé lestin", 1881). Другие романы посвящены характеристике деревенской жизни, быта крестьян, живущих среди Севенн. Ф. не закрывает глаза на отрицательные стороны деревенского люда, отмечает грубость нравов, алчность, мстительность, невежество, но выводит вместе с тем отдельных крестьян с более симпатичными и культурными влечениями, охотно описывая, иногда в очень красивой, картинной форме, горную природу ("Les Courbezon", "Barnabe", "Xavier", "Le ch é vrier" и др.). Являясь сторонником реального, почти натуралистического направления, Ф. не был, однако, последователем той или другой школы, занимал обособленное положение, не имел настоящих продолжателей или учеников. По своему оригинальному и интересному содержанию, тесной связи с изображаемою автором средою и общему гуманному колориту романы Ф. относятся к числу наиболее интересных произведений французской беллетристики XIX в. и заслуживали бы гораздо большей популярности. Ф. принадлежит также драма из деревенской жизни: "L'hospitali è re". — Ср. Georges Pellissi er, "Etudes de litté rature contemporaine" (гл. II, П., 1898); его же, "Le mouvement litt é raire contemporain" (П., 1901).

Ю. В.

Фабр, Фердинанд (дополнение к статье)

(Fabre) — французский романист; умер в 1898 г.

Фабр, Франсуа-Ксавье

(baron de Fabre, 1766—1837) — французский исторический живописец, ученик сперва Ж. Кусту, а потом Л. Давида; получив 1787 г. от Парижской академии художеств большую, так наз. римскую, премию за картину "Убийство детей Седекии", был отправлен в Рим в качестве пенсионера академии. Отсюда вследствие затруднений, возникших между французским конвентом и папским правительством, он в 1793 г. перебрался в Неаполь, где пробыл около года; поселившись после того во Флоренции, писал там исторические картины, но больше всего пейзажи, подружился с поэтом Альфьери, близко сошелся с графинею Альбани и был сделан профессором академии. Графиня перед своею смертью (в 1824 г.) завещала ему все свое состояние; он воздвиг памятник своей благодетельнице, пожертвовал городу Флоренции доставшиеся от нее рукописи Альфьери и в 1826 г. возвратился на родину, в Монпелье, с богатою коллекциею художественных предметов и библиотекою, составленными в Италии. Они были принесены им в дар этому городу и составили особый музей, содержание и пополнение которого художник обеспечил значительным капиталом. Кроме того, он основал в Монпелье художественное училище, о котором, как и о музее, не переставал заботиться до конца своей жизни. За эти заслуги Ф. в 1830 г. был возведен в баронское достоинство. Большинство его произведений — исторических картин и портретов — находится в упомянутом музее, но они встречаются также и в музеях Лиона, Нанта и Нарбоны; в Луврском музее есть его картина "Неоптолем и Улисс отнимают у Филоктета стрелы Улисса". Во всех этих произведениях он является строгим рисовальщиком, умным, но холодным композитором и вообще последователем псевдоклассического стиля Давида.

Фабр-де-Кастельнодари

(Пьер Жан Fabre de Castelnaudary) — французский врач ХVII в. Получил докторскую степень в Монпелье. Ф. был больше алхимиком, чем ученым; он с большим апломбом рекламировал средства своего изобретения и пользовался сам, равно как и его сочинения, большой популярностью. Он считал, что цель хирургии — найти тот внутренний бальзам, который питает и сохраняет органы человеческого тела. Написал: "Palladium spagyricum" (1624); "Chirurgia spagyr ica, in qua de morbis cutaneis omnibus methodice agitur, et curatio eorum cita, tuta et iucunda tractatur" (1626); "Insignes curationes variorum morborum, quos medicamentis chymicis iucundissima methodo curavit" (1627); "Myrothecium spagyricum seu pharmacopea chymica" (1628); "Traité de la peste selon la doctrine de médecins spagyriques" (1629); "Manuscriptum ad serenissimum ducem Fredericum, res alchymicorum explanens" (1690) и др. Многие из этих сочинений выдержали несколько изданий и переведены на иностранные языки.

Фабр-Домерг

(Р. Fabre-Domergue) — французский зоолог и анатом; род. в 1861 г.; обучался естественным наукам в Тулузе до 1885 г., в 1888 г. Парижским университетом удостоен степени доктора естественных наук. В 1889 г. назначен помощником заведующего зоологической лабораторией в Конкарно, в 1890 г. — управляющим лабораторией хирургической клиники при медицинском факультете в Париже, в 1899 г. — главным инспектором морского рыболовства при морском министерстве. В настоящее время состоит еще заведующим лабораторией в Конкарно. — Ф. напечатал, между прочим, следующие работы по зоологии, патологической анатомии и рыбоводству: "Recherches anatomiques et physiologiques sur les Infusoires cili és" ("Ann. Se. Naturelles", 1888); "Etudes sur l'organisation des Urcéolaires" ("Journ. de l'Anat.", 1888): "Sur le système vasculaire contractil des Infusoires ciliés" ("Soc. de Biol.", 1890), "Etudes sur le Trachelius ovum" ("J. d. l'Anat.", 1891); "Discussion sur l'origine coccidienne du Cancer" ("Ann. d. Micrographie", 1894), "Les Cancers épithéliaux" (1 т., П., 1898), "Recherches biologiques applicables à la pisciculture marine" (вместе с Биетрэном, "Ann. Sc. nat.", 1885); "Etude sur le r ôle et les procédés de la Pisciculture marine" ("Bull. mar. marchande", 1900).

Н. H. A.

Фабретти, Ариоданте

(Ariodante Fabretti, 1816—1894) — выдающийся итал. археолог; был сенатором. Его главные труды: "Biografie dei capitani venturieri dell'Umbria" (Монтепульчиано, 1842—45); "Cronache e storie inedite della citt à di Perugia dal 1150 al 1563" (Флоренция, 1850—51); "Corpus inscriptionum italicarum antiquioris aevi" (Турин, 1867); "Documenti di storia Perugina" (Турин, 1887); "Cronache della citt à di Perugia" (Турин, 1887—88).

Фабретти, Рафаэль

(Fabretti, 1618—1700) — итальянский археолог; был хранителем архивов замка св. Ангела. Написал несколько прекрасных работ по археологии: "De aquis et aqueductibus vereris Romae" (1680). "Syntagma de columna Traiana" (1683), о барельефах Капитолийского музея, изображающих сцены из Троянской войны, о подземном канале, прорытом императором Клавдием для стока воды Фигинского оз.; о надписях в римских катакомбах — "Inscriptionum antiquarum descriptio" (1699) и др.

Фабри, Адемар

(Adhé mar Fabri, ум. в 1388 г.) — женевский епископ. В 1387 г. издал кодекс женевских обычаев на латинском языке (французский перевод 1507 г.: "Libert és, franchises, immunités, us et coutumes de Genè ve"). Латинский текст издан в Женеве в 1767 г.

Фабри, Гоноратус или Оноре

(1606—1688) — французский математик, физик и богослов. После вступления в орден иезуитов занимал должность преподавателя философии в Лионе; позже был великим исповедником при римской инквизиции. Несмотря на свою осторожность, он из членов инквизиции сделался, хотя и на короткое время, ее подсудимым. Он находил, что пока движение Земли не имеет за собою никакого неопровержимого доказательства, оно должно подлежать безусловному осуждению церкви, но раз такое доказательство будет найдено, духовенство может заявить, что все места Библии, противоречащие учению о движении Земли, должны быть понимаемы в фигуральном смысле. Инквизиция сурово взглянула на предлагаемое Ф. примирение церкви с наукою и подвергла его заключению на 50 дней. Из сочинений Ф. математике было посвящено только "Synopsis geometrica" (Lugduni, 1669). Оно находилось в числе книг, которыми пользовался Лейбниц при изучении математики, в нем автор заменил метод неделимых Кавальери — поступательным ходом движений. В астрономии Ф. сделался известным полемикою против относящихся к планете Сатурн открытий Гюйгенса. Эта полемика, окончившаяся полным поражением Ф., велась им в соч. E. de Diyinis: "Brevis annotatio in System a Saturnium Chr. Hugenii" (Рим, 1660) и "Septempedanus pro sua annotatione in Systema Saturnium Chr. Hugenii adversus ejusdem assertionem" (Рим, 1661). Оба эти сочинения, изданные от имени римского механика и оптика Евстахио де Дивини, принадлежали в значительной своей части Ф. — Физике принадлежали следующие сочинения Ф.: "Synopsis optica" (Lugduni, 1667; пер. на франц. яз.); "Dialogi physici, in quibus de motu terrae disputatur; marini aestus nova causa proponitur..." (там же, 1669); "Physica seu scientia rerum corporearum, in decem tractatus distributa" (там же, 1669). В первом из этих сочинений автор дал довольно удачное объяснение синего цвета неба и, кроме того, описал и объяснил один из обманов зрения. Приливы и отливы объяснял действием луны на атмосферное давление, в свою очередь действующее на море.

В. В. Бобынин.

Фабри, Григорий

(Fá bry, 1718—74) — словацкий писатель; был ректором евангелической коллегии, потом суперинтендентом. Издал много латинских стихотворений и речей на разные случаи, а также два стихотворения на чешском языке (1773 г.): "Žаlozpě v na smrt Tom. Deseffyho, inspektora okr. zàtisské ho" и "Napomenuti k ž ivotu šlechetné mu". Его главный труд: "Considerationes rei scholasticae ad publ. juventutis patriae emolumentum in melius vertendae" (Вена, 1773).

Фабри, Жан

(Fabry, умер в 1390 г.) — историк; был епископом Шартрским. Из его сочинений имеет значение хроника "Les grandes chroniques du Hainaut depuis Philippe le Conqu érant jusqu'à Charles VI".

Фабри, Жан Батист Жермен

(Fabr y, 1780—1821) — французский писатель. Его труды (религиозно-роялистского направления): "La r égence à Blois ou les derniers moments du guvernement imperial" (1814); "Mémoires pour servir à l'histoire de l'évènement de 1815" (1816); "Le génie de la Révolution considéré dans l'é ducation" (1817—1818) и др.

Фабри, Фридрих

(Fabri, 1821—1891) — немецкий евангелический богослов и политический писатель, проф. богословия в Бонне. Написал: "Briefe gegen den Materialismus" (Штутг., 1856, 2 изд., 1864), "Die politische Lage und die Zukunft der evangelischen Kirche in Deutschland" (сперва анонимно, 1867, 3 изд. Гота, 1874), "Staat und Kirche" (3 изд. Гота, 1872), "Wie weiter? Kirchenpolitische Betrachtungen zum Ende des Kulturkampfes" (Гота, 1887). В начале 1880-х гг. много шуму наделала книга Ф. "Bedarf Deutschland der Kolonien?" (3 изд., Гота, 1884), в которой он выступил горячим сторонником приобретения колонии Германией; те же идеи развивал он в позднейшей книге "F ü nf Jahre deutscher Kolonialpolitik" (Гота, 1889).

В. В—ов.

Фабриано

(Джентиле da Fabriano, 1370—1450, собственно Дж. ди Никколо ди Джованни ди Массо) — итальянский живописец, учился в своем родном городе, Фабриано (в Умбрии), у незначительного художника Аллегретто Нуци, вероятно, сблизился в юности с кем-нибудь из других сиенских мастеров и быстро достиг большой известности. Работал главным образом в Брешии, Венеции, Флоренции, Сиене, Орвьетто и в Риме, где с 1426 г. до самой смерти своей занимался украшением Латеранского собора фресками, изображающими сцены из жизни Иоанна Крестителя. Эти фрески, равно как и того же рода произведения Джентиле в других местах, погибли, и о его даровании можно получить понятие только по немногим дошедшим до нас станковым картинам его работы, из которых самые замечательные — "Поклонение волхвов" (наход. во Флорентийск. акад. худ.) и "Небесное увенчание Пресвятой Девы" (в галерее Брера в Милане). Их характеристические достоинства — оживленность композиции, тщательно разработанный, тонкий рисунок, благородство и экспрессивность фигур, свежесть красок. Деликатностью моделировки лиц, нежною бледностью их карнации и умением одушевлять их чувством благочестия Джентиле напоминает Беато-Анджелико. Он имел значительное влияние на современную ему живопись, особенно на венецианскую, через своего ученика Якопо Беллини.

Фабрика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фабрика церковная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фабрикация гуано из рыб

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фабрики консервные

— Обычно такие Ф. или заводы устраиваются в местах добычи сырых материалов, идущих на приготовление консервов — зелени, фруктов, рыбы, мяса. В местах лова сардины по берегам Бретани во Франции расположены Ф. или заводы, приготовляющие только рыбные консервы, тогда как в больших центрах, как Бордо, Нант, уже имеются грандиозные Ф., готовящие всякие консервы. В Англии все Ф. носят такой смешанный характер; в Норвегии — это преимущественно Ф. рыбных консервов; в Соединенных Штатах Ф. для приготовления рыбных, мясных, из фруктов и зелени консервов строго специализировались и по своим размерам являются наиболее обширными. Ф. для изготовления рыбных консервов (главным образом из лосося — fresh salmon, омара — fresh lobster и сельди — sardines in oil) расположены исключительно в местах производства самого лова: Аляска, шт. Вашингтон, Британская Колумбия (лосось), Новая Шотландия (омары), Мэн (сельдь на сардины), г. Балтимора (устрицы). Ф. для приготовления мясных консервов обычно устраиваются при бойнях (колоссальная Ф. в Чикаго); наконец, консервные Ф. для фруктов (сушеные и консервированные) расположены в крупных центрах садоводства и огородничества (Калифорния, Южная Франция). Главною принадлежностью всякой консервной Ф. является "автоклав", или паровая сушилка, где продукты, герметически предварительно закупоренные, подвергаются действию высокой температуры; и затем обширная кухня для предварительной обработки сырых продуктов: освобождение от ненужных частей, разрезывание на части, сортировка, варка, приготовление соусов, заливание консервов и т. д. Самый процесс консервирования в герметической посуде, основанный на изобретении Апперта, в общих чертах описан в ст. Консервное производство. Необходимою принадлежностью каждой консервной Ф. является ныне и отделение для приготовления жестяной (по преимуществу) посуды для помещения консервов, хотя нередко эта часть производства ведется в отдельных заводах. Число рабочих на Ф. консервов достигает нескольких сотен. Кроме частных учреждений такого характера, в Германии, Франции и России имеются специальные консервные заводы, работающие исключительно на военные министерства и поставляющие для армии консервы мясные, овощные и др. Германия имеет обширную Ф. консервов в Майнце, Франция — в Париже. На интендантское ведомство в России работает Ф. Азибера, причем изготовляет особые чисто русские консервы — щи с капустой и т. п. Говоря вообще, в мировом производстве преобладающими консервами являются: мясные — из Соединенных Штатов, Аргентины и Австралии, рыбные — Соединенных Штатов и Франции, фруктов и зелени — Соединенные Штаты и Франция. В России консервные Ф. появились за последние 20 лет, но по причине отсутствия массового потребления консервов как более ценного пищевого материала это производство, как и многие другие, не может пока развиться до таких размеров, как за границей. Ф. рыбных консервов у нас расположены по берегам Балтийского моря (Ревель, Митава, Рига, где преобладает производство килек), берега Черного моря (Севастополь, Одесса, Балаклава, Керчь, где преобладает консервирование красной рыбы, бычков, анчоусов, макрели и т. д.). Значительное развитие получает за последнее время производство овощных консервов — томатов, зеленого горошка, баклажанов, красного перца и т. п. В пределах Донской и Кубанской областей на Кавказе имеются все данные для развития консервирования фруктов и овощей.

Н. Б—н.

Фабрини

(Джовани Fabrini, 1516—1580) — итальянский грамматик. Был профессором красноречия в Венеции. Написал: "Della interpretazione della lingua volgare e latina" (Рим, 1544), "Teorica della lingua" (Венеция, 1566), комментарии к Теренцию (1548), Горацию (1565), Вергилию (1597) и др.

Фабрис

(Антон Fabris) — хорватский писатель и журналист, "духовный вождь" приморских сербов (1864—1904). Он основал просветительное общество "Сербская Заря", газету "Dubrovnik", журнал "Cpђ" ("Srdj") и был сторонником сербохорватского сближения.

Фабрице

(Георг Фридрих Альфред Fabrice, с 1884 г. граф) — саксонский генерал и политический деятель (1818—1891). Во время войны 1866 г. был начальником генерального штаба кронпринца саксонского; в том же году назначен военным министром и преобразовал саксонскую армию по прусскому образцу. Во время войны 1870—71 г. был генерал-губернатором Версаля, затем командовал немецкой оккупационной армией; после войны вновь вступил в отправление обязанностей военного министра; с 1876 г. стал во главе кабинета. При нем даже с большей твердостью и определенностью, чем при его предшественниках (Фалькенштейне и Фризене), Саксония шла во главе германской реакции. См. Dittrich, "General v. F." (Дрезден, 1884).

Фабрици

(Винченцо Fabrizi) — итальянский композитор, живший во второй половине XVIII столетия, написал много опер, из которых большая часть была поставлена на сценах Италии. Из них в особенности обратила на себя внимание "La necessit à non ha legge", поставленная также в Дрездене.

Фабрициева сумка

— кожистое мешковидное углубление, открывающееся в самую нижнюю часть клоаки птиц со спинной стороны. Углубление это открыто еще Фабрицием Аквапенденте, но ни морфологическое, ни физиологическое его значение неизвестно. Стенка Ф. сумки состоит из перитонеального покрова, слоя неправильно перекрещивающихся гладких мышечных волокон и слизистой оболочки, в толще которой залегают замкнутые фолликулы. С возрастом Ф. сумка постепенно уменьшается и иногда исчезает почти без следа. Вероятно, это какой-нибудь рудиментарный орган, имеющий физиологическое значение лишь в течение известного периода жизни и отдающий свой секрет в кровь птицы, подобно многим железам с внутренним отделением, Строение Ф. сумки было исследовано Штидой, Форбсом, Венкенбахом и др. См. Маршал "Строение тела птиц" (перевод под редакц. Холодковского, СПб., 1898); "Bronn's Class. und Ordnung. Aves".

В. Шимкевич.

Фабриции

— гернический род из города Aletrium, переселившийся в Рим, вероятно, в 306 г. Из этого рода особенно прославился Кай Фабриций Лусцин (Gaius Fabricius Luscinus), впервые упоминаемый в 284 г. как посол к тарентинским городам. В 282 г. он, будучи консулом, воевал с самнитами, луканами и бруттийцами, освободил город Thurii и взял столь богатую добычу, что после покрытия всех расходов досталась казне еще сумма в 400 талантов. Он дошел до города Rhegium и оставил там гарнизон для защиты римских интересов. В 280 г. он, как легат консула, участвовал в битве при Гераклее и вел с Пирром переговоры о выдаче военнопленных. Это посольство к Пирру так изукрашено преданиями, что правды добиться едва ли возможно. Пирр, по преданию, приглашал его перейти к нему на службу и предлагал ему громадные сокровища. В 278 г. Ф. опять был консулом, после ухода Пирра из Италии воевал с луканами, бруттийцами, тарентинцами и самнитами и в конце года получил тpиyмф. С Гераклеей Ф. заключил союз. В 275 г. Ф. был цензором. Ф. был человек простой, честный и неподкупный и умер бедным; государство от себя дало приданое его дочерям. В знак особого отличия ему и его потомству дали право быть похороненными в самом Риме. Из остальных Ф. никто особенно не отличался; как патриции, так и плебеи не были расположены к пришельцам и не давали им ходу.

Е. Придик.

Фабриций, Иероним

(Hieronymus Fabricius ab Aquapendente) — итальянский анатом и хирург; род. в 1537 г., умер в 1619 г. в Падуе; изучал медицину в Падуе под руководством Фаллопиа, кафедру (анатомии и хирургии) которого занял в 1562 г. Благодаря его стараниям в Падуе был построен новый, усовершенствованный анатомический театр. Ф. обогатил медицину многочисленными открытиями в области анатомии и эмбриологии и собрал богатый материал по оперативной хирургии. Из числа его сочинений наиболее известны: "Opera chirurgica" (1-е изд., 2 тома, Падуя, 1617): "Opera anatomica et physiologica" (изд. Боном, Лейпциг, 1687).

Н. Н. А.

Фабриций, Иоганн Христиан

(Johann Christian Fabricius, 1744—1808) — датский энтомолог, учился в Копенгагене, Лейдене, Эдинбурге и Фрейберге и, наконец, в Упсале под руководством Линнея. В 1775 г. назначен профессором естественных наук при Кильском университете. Ф. считают одним из деятельнейших основателей современной энтомологии. Руководясь строением ротовых органов, он основал новую, более соответствующую природе, классификацию насекомых. Научные работы даровитого энтомолога касаются преимущественно классификации и описания насекомых всех отрядов. Из них самые выдающиеся: "Systema entomologiae sistens Insectorum classes, o r dines genera, species, adjectis synonymis, locis, descriptionibus, observationibus" (Фленсбург и Лейпциг, 1775); "Genera Insectorum etc." (Киль, 1777); "Philosophia entomologica, sistens scientiae fundamenta adjectis definitionibus, exemplis, observafioni b us, adumbrationibus" (Гамбург и Киль, 1778); "Species Insectorum etc." (там же, 1781); "Mantissa Insectorum etc." (Копенгаген, 1787); "Entomologia systematica, emendata et aucta etc." (4 тома, Копенгаген, 1792—1794); "Systema Eleutheratorum secundum ordin e s, genera, species etc." (Киль, 1801); "Systema Rhynchotorum etc." (Брауншвейг, 1803); "Systema Piezatorum etc." (Брауншвейг, 1804).

H. H. A.

Фабрициус, Богумил

(Fabricius, 1679—1741) — нижнелужицкий писатель, по происхождению поляк; был пастором и суперинтендентом. Видя, что нижнелужицкие сербы не имеют вовсе книг на родном наречии, он основал типографию для печатания книг на нижнелужицком наречии. В 1706 г. он издал здесь "Maly Lutheruv Katechismus", впоследствии несколько раз переизданный (последнее издание в 1856 г.); затем "Novy Zakon". В рукописи от него остались "Lexici Sorabici Lusatiae inferioris primae lineae", дополненный впоследствии Авр. Френцелем, но не изданные и им.

Фабрициус, Василий Иванович

(1845—1895) — астроном. По окончании курса Гельсингфорсского унив. состоял (1869—71) ассистентом при местной обсерватории. С 1871 по 1873 г. был младшим наблюдателем в Бонне, где принимал участие в наблюдениях зон. Затем (1874—76) состоял вычислителем в Пулкове. В 1876 г. назначен астрономом-наблюдателем в Киевский университет. Здесь он наблюдал главным образом околополярные звезды; наблюдения напечатаны в "Анналах" Киевской обсерватории. Известны данные Ф. формулы (носящие его имя) для точного вычисления приведений к среднему месту видимых положений звезд близких к полюсу. Несколько теоретических работ Ф. относятся к вопросу об определении орбит планет по трем наблюдениям.

Фабрициус, Вацлав

(Vácslav Fabricius, t éž Faberius) — чешский писатель; род. во второй половине XVI столетия; был приходским священником. Написал "Monumentum vys. uroz. p. Zikmunda Smiř ické ho" (Прага, 1618).

Фабрициус, Георг

(Georg Fabricius, с немецкой фамилией Goldschmidt, 1516—1571) — чешский филолог и поэт; в качестве домашнего учителя ездил в Италию; был ректором школы в г. Мейсене. В 1570 г. был увенчан имп. Максимилианом II, как поэт. В его школе получили образование многие поэты второй половины XVI стол. Ему принадлежат разные труды исторического, поэтического и лингвистического содержания. Он издал много классических писателей латинских и греческих, с обстоятельными комментариями, и некоторые из этих изданий ценятся еще и теперь. Велеславин издал "Elegantia rum Tere ńtii et Plauti a G. Fabricio collectarum interpretatio bohemica" (Прага, 1589; латинск. фразеология с чешск. переводом); "Eleg. pueril, ex M. T. Ciceronis epistolis libri tres collecti a G. Fabricio etc. expositione bohemica illustrati" (1581 и 1859). Собственные соч. Ф.: поэма "Po ë matum sacrorum libri XV" (там же, 1560); "Itinerum liber unus" (1551; описание путешествия в Рим), его продолжение "Roma" (1551 и чаще), "Antiquitatum libri II" (1549 и 1560). Истории Саксонии и Германии он касается в своих сочинениях "Res Misnicae" (Лпц., 1569) и "Res Germaniae et Saxoniae memorabiles" (там же, 1609), изд. его сыном Яковом Ф., равно как и дополненная им же "Saxonia illustrata" (1607). Ср. Schreber, "Vita Georgii Fabricii" (Лпц., 1717); Baumgarten-Crusius, "De Georgii Fabricii vita et scriptis" (Мейсен, 1839); Flathe, "Geschichte der K öniglich. sächs. Fü rstenschule zu Meissen" (Лпц., 1879).

Ир. П.

Фабрициус, голландские живописцы

(Fabritius) — два голландских живописца: 1) Бернгарт Ф., вероятно, ученик Рембрандта. В 1657—59 гг. он жил в Лейдене, где был членом гильдии св. Луки. По датам, выставленным на дошедших до нас его картинах, видно, что он работал еще в 1672 г. В этих картинах он является очень неровным — то замечательным мастером, близким к Рембрандту, отличающимся свободою и мягкостью кисти, блеском золотистого общего тона красок и отлично разыгранною светотенью, то посредственным рисовальщиком, суховатым по кисти, впадающим в неестественно-красный тон и неприятную синеватую черноту теней. Лучшие из его произведений: "Апостол Петр в доме Kopнeлия" (в Брауншвейгск. галерее), "Портрет семейства архитектора в.-д.-Гельма" (в Амстердамск. музее), "Меркурий и Аргус" (в Кассельск. галерее), "Семейство за столом" (маленькая картина в Стокгольмском музее), "Поясной портрет пастуха" (в Венской акад. художеств), "Сретение Господне" (в Штеделевск. инстит., во Франкфурте-на-Майне), "Поклонение пастырей" (в Лондонск. национ. гал.) и "Рождество Иоанна Крестителя" (там же). 2) Карел Ф., вероятно, брат предыдущего; род. около 1620 г.; был учеником Рембрандта в Амстердаме, работал сперва в этом городе, а потом, с 1650 г., в Дельфте, где в 1654 г. погиб вместе со всею своею семьею при взрыве порохового погребa. Из всех художников школы Рембрандта он более других остался самостоятельным, смотрел на природу своими глазами и воспроизводил ее во всей ее простоте, без прикрашивания Рембрандтовскою светотенью, но сильно и солнечно, сочною, приятною кистью. Картины его составляют большую редкость. Особенно замечательны между ними — "Дремлющий страж" (в Шверинском музее), "Щегленок на стене, освещенной солнцем" (в Луврском музее в Париже), "Портрет Абрагама де-Нотте" (в Дёдлейгоузе, в Англии); "Мужской портрет" (в Роттердамск. гал.) и другой "Мужской портрет" (в Берлинск. музее).

Фабрициус, Давид

(Fabricius, 1564—1617) — пастор в Восточной Фрисландии, известный своими работами в астрономии. Изучал эту науку у Лампадиуса в Брауншвейге. Состоял в переписке с Тихо Браге, Бюрги, Кеплером. По заявлению последнего, Ф. был лучшим (после Тихо Браге) наблюдателем своего времени. Заметил 3 авг. 1596 г. уменьшение блеска звезды ο Кита (Mira Ceti) — это было первое открытие переменной звезды. Кроме длинного ряда наблюдений планет, известны его наблюдения кометы 1607 г., новой звезды в созвездии Офиуха и т. д. Им составлена была карта Восточной Фрисландии. Ф. был убит из мести крестьянином, которого он с кафедры изобличил в краже

Фабрициус, Иоанн

(Fabricius, 1587—1615 [?]) — астроном, сын Давида Фабрициуса (см.). Первый (или, по крайней мере, одновременно и вполне независимо от Галилея) открыл солнечные пятна, их перемещение по диску солнца и вращение солнца. Его наблюдения изложены в сочинении "De maculis in sole observatis et apparente earum cum sole conversione narratio etc." (1611).

Фабрициус, Иоганн Альберт

— немецкий филолог (1668—1736); был пастором и профессором морали и красноречия в академической гимназии в Гамбурге. Основал "Teutsch ü bende Gesellschaft" — общество для усовершенствования немецкой речи, и сам писал немецкие стихи. Главные его труды: "Bibliotheca Graeca" (1705—1728, 14 т.; новое издание, доведенное до конца Гарлессом, вышло в 1790—1812 гг.); "Bibliotheca Latina" (посл. изд. Эрнести, Лпц., 1773—74, 3 т.); "Bibliotheca Latina mediae et infimae aetatis" (1734—36); "Bibliotheca ecclesiastica"; "Bibliotheca nummaria". Сp. "Allgem. deutsche Biographie" (VI, стр. 518 сл.); " L exicon der Hamburger Schiftsteller" (II, стр. 240 сл.).

Е. Пр.

Фабрициус, Карл

(Fabritius, 1826—92) — трансильванский историк; был пастором, потом членом венгерского сейма, где примкнул к партии дружественных мадьярам младосаксов (Jungsachsen). Из его исторических трудов наиболее важны издание хроники Крауса и биография саксонского графа Маркуса Пемпфлингера.

Фабрициус, Леопольд

(Fabricius, 1715—1772) — чешский иезуит, проповедник и духовный писатель. Главные его труды: "Smutna pou št opušt ě ného pana Je ž iše p ř i ho ř kém umu č eni a outrpném vzdychání na postních kázaních p ř edstavená" (1760); "Mravná nauc ě ní na svátky celého roku" (1761); "Mravná nau č ení na v ž ecky výro č ní ned ě le a na den posv ě cení chrámu pán ě " (I ч., 1762, II ч., 1763); "Syn pobož ný mate ř e bezbo ž ne" etc. (1770).

Фабрициус, Отто

(Otto Fabricius, 1744—1822) — датский зоолог и лингвист; был миссионером в Гренландии и изучил язык и нравы эскимосов; позже был епископом. Его главные труды: "Fauna Groenlandica" (Копенгаген, 1780), гренландская грамматика (1791, 2-е изд., 1801); гренл. словарь (1801). переводы на гренландский язык "Псалтыри" (1788,2 изд., 1801), "Катехизиса" 1790); Нового Завета (1794, 2-е изд. 1799) и книги "Бытия" (1822); "Библейские рассказы" (1820, 2-е изд. 1849). Сын его Фредерик Ф. (1789—1873), драматург и библиограф: издал "Almindelight dansk-norsk Forlagskatalog" (1814—40, с 4 продолжениями до 1849 г.) и "Dansk Bogfortegnelse" (1841—1858).

Фабрициус, Филипп

(магистр Fabricius) — секретарь штатгальтерства в Праге; был вместе с штатгальтерами Мартиницей и Славатой выброшен из окна замка в 1618 г. возмутившимися протестантами. Отделавшись страхом, он помог потерпевшим начальникам, затем прополз к р. Молдаве по рву замка и перебежал в старый город, а оттуда к себе в дом; не считая себя здесь безопасным, бежал из Праги и 16 июня добрался до Вены, где был принят императором и первый сообщил ему обо всем происшествии, как очевидец; за свои невольные и сомнительные заслуги был возведен в дворянское достоинство с добавкой к фамилии "von Hohenfall".

Фабрициус, Франц

(Fabricius) — немецкий филолог, составитель многочисленных ученых изданий классиков и примечаний к ним: "Lysiae orationes" (1554); "Pauli Orosii historiae" (1561); "Annotationes in quaestiones tusculaneas" (1569); "Ciceronis historia per consules descripta" (1564) и друг.

А. Г.

Фабрициус, Ян

(Já n Fabricius) — чешско-латинский писатель (1609—1671). Не католик от рождения, он, обучаясь у иезуитов, был ими обращен в католичество и в 1629 г. вступил в иезуитский орден; в школах иезуитских с большим успехом преподавал красноречие. Издал анонимно "Academia primorum decem Societatis Jesu magistrorum" (1645); "Edmundus Campianus coelesti lauro insignis" (1651); "Praga contra Carolum Gustavum Sueciae regem propugnata" (1649).

Фабричная или промысловая гигиена

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фабричная инспекция

— см. Фабричное законодательство.

Фабричное законодательство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фабричное законодательство (дополнение к статье)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фабричные и заводские рабочие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фабричные клейма и знаки

— см. Товарные знаки.

Фабричные растения

— см. Технические растения. Там же ссылки на другие статьи Словаря. См. Wiesner, "Die Rohstoffe des Pflanzenreichs" (2 изд., Лпц., 1900); Erdmann-Kö nig, "Grudriss der allgemeinen Warenkunde" (12 изд., Лпц., 1895).

Предыдущая страница Следующая страница