Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "У" (часть 9, Унь - Ура)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "У" (часть 9, Унь - Ура)

Предыдущая страница Следующая страница

Уньяньембе

(Unjanjembe) — область в восточной Африке, к Ю от Униамвези (см.); принадлежит Германии. Холмистая местность эта в южной своей части покрыта многочисленными громадами гранитных глыб, северная же ее часть покрыта кустарниками и травянистыми степями. Туземцы — ваньяньембе — занимаются земледелием и скотоводством по берегам р. Вала, протекающей с В на З. В У. живут также и арабы, занимающиеся, при помощи многочисленных рабов, земледелием, скотоводством и торговлей. Главный пункт — Табора.

Уокер (Walker)

— фамилии Walker — см. Валькер.

Уокер, Френсис

(Francis Walker) — английский энтомолог (1808—1874); известен составленными им каталогами насекомых Британского музея, причем он описал громадное количество новых видов, из которых, однако, многие не были признаны самостоятельными. У. написал, между прочим: "Моnographia Chalciditum" (2 т., Л., 1839); "Descriptions of Aphides" ("Ann. and Mag. Nat. Hist.", 1848) и следующие каталоги Британского музея: "Catalogue of the specimens of Dipterous Insects in the collection of the British Museum" (7 част., Л., 1848—1854); "List of Specimens of Homopterous Insects etc." (5 част., Л., 1850—1858); "Catalogue of the Specimens of Neuropterous Insects etc." (4 части, Л., 1852—1853); "List of the Specimens of Lepidopterous Insects etc." (22 части, 1854—1861); "Catalogue of the Specimens of Dermaptera Saltatoria etc." (5 ч., Л., 1869); "Catalogue of the Specimens of Heteropterous Insects etc." (8 ч., Л., 1867).

Н. Н. А.

Уолластон (Wollaston)

— фамилии Wollaston — см. Волластон.

Уолластон, Томас

(Thomas Vernon Wollaston) — английский энтомолог (1821—78), изучал естественные науки в Кембридже, а затем совершил ряд путешествий на острова Атлантического океана с целью познакомиться с их фауною. У. собрал обширные коллекции, преимущественно жуков, которые большею частью поступили в Британский музей; он написал, между прочим: "Insecta Maderensia, beeing an Account of the Insects of the Islands of the Madeiran Group." (Л., 1854); "Catalogue of the Coleopterous Insects of Madeira in the collection of the British Museum" (1857); "Catalogue of the Coleopterous Insects of the Canaries in the Coll. of the Brit. Mus." (1864); "Coleoptera Atlantidum" (1865); "Coleoptera Hesperidum" (1867).

Уоллес (Wallace)

— фамилии Wallace — см. Валлас.

Уоль-я

— река Тобольской губернии, Березовского уезда; берет начало в восточной стороне Урала из-под горы Састен-ньяр (2713 фт.). Она составляется из нескольких горных ключей, по соединении их в одну речку течет на Ю, но, оттесненная отрогами Урала, отворачивает к ЮВ и в этом направлении течет до своего впадения с левой стороны в р. Сосьву. Длина до 350 вер. У. довольно глубока, хотя и неширока, доступна средней величины лодкам, течение спокойное, берега в низовьях низменные, болотистые и ненаселенны. Многорыбна.

Уорд

(Ward) — см. Вард.

Уорки

(по-кабард. благородный) — составляли в Кабарде особое сословие, по своему отношению к князю и к земле всего более отвечавшее понятию служивых людей Московского государства. У. имели право оставлять своего князя и переходить к другому; у них не было других земель, кроме тех, которыми князь наделял их в награду за службу. В зависимости от того, у кого они служили — князя или узденя — У. распадались на несколько классов. Наибольшим значением пользовались так наз. беяслан-У., т. е. княжеские.

Упа

— правый приток Оки; берет начало в Богородицком уезде Тульской губернии, течет до города Тулы на С, затем более в западн. направлении, орошает уу. Богородицкий, Крапивенский, Тульский, Алексинский, Одоевский (Тульской губ.) и Лихвинский (Калужской); на протяжении 12 вер. составляет границу между обеими губерниями. Длина 288 вер., шир. 5 — 30 с., глуб. 5 — 14 фт. Берега в верховьях высокие и крутые, в нижней части — большею частью отлогие и заняты заливными лугами. Протекая по границе девонской и нижними ярусами горно-известковой формаций, У. представляет интерес в геологическом отношении по обнажениям на ее берегах. Много запруд, что делает У. несудоходной; сплав производится всего на 21 вер., а судоходство на 2 вер. вверх от устья. Берега У. густо заселены: на ней расположены гг. Тула и Одоев и свыше 120 селений. Притоки: справа — Шат, Уперт (60 в.), Тулида, слева — Плава. Петр Великий предполагал посредством У. и ее притока Шата соединить Оку с Доном.

Упа хапполава

— туземное название тонкого лори (Stenops gracilis), употребляемое в южной Индии; это животное называется также тевангу (см.). См. Лори.

Упаби

— см. Ююба.

Упаведы

(санскр. upa-veda = буквально "подведы" или второстепенные, низшие веды) — под этим именем в туземной индийской литературной терминологии разумеются те отрасли знания (санскр. veda), которые не имеют никакой видимой связи с так наз. Шрути (см.) — знанием, полученным путем непосредственного божественного откровения. Этих отраслей столько же, сколько и главных вед (см.), т. е. четыре: 1) Аюр-веда (санскр. â yur-veda = "знание жизни или жизненных сил", т. е. медицина). По позднейшему преданию, Аюр-веда была сообщена человечеству богами Брахмой, Индрой, Дханвантари (см.) — обожествленным знаменитым индийским врачом — и пятью другими божествами. См. Jolly, "Medicin", в 10 вып. III т. "Grundriss der indo-arischen Philologie und Altertumskunde" (Страсбург, 1901). 2) Гандхарва-веда (санскр. G â ndharva-veda = наука ганд-харвов, т. е. искусство музыки и танцев). Изобретение и изложение этого искусства приписывается Бхарате. 3) Дханур-веда (санскр. Dhanur-veda = "наука о луке"), т. е. военное искусство, трактует об изготовлении и употреблении оружии и снарядов, употребляемых на войне кастой кшатриев. Изобретателем его является в предании Вишвамитра. 4) Стхапатья-веда (санскр. Sth â patya-veda = строительное искусство или архитектура) приписывается Вишвакарме и состоит из многочисленных трактатов о шестидесяти четырех механических и технических искусствах.

С. Б—ч.

Упавита

(санскр. им. п. ср. р. Upavita-m) — у индусов священный шнурок, носимый тремя главными кастами через левое плечо и под правой рукой. Его носят также и пять ремесленных каст. На юге Индии, у дравидов, он носить другие имена. Возложение этого шнурка совершается с особой церемонией Упанаяна (см.).

С. Б — ч.

Упакарана

(санскр. up â karana — принесение, введение, освящение) — у индусов одна из многочисленных домашних церемоний, описываемых в индийских домостроях — трхьясутрах. Производилась в ведийских школах брахманов, в начале учебного года или полугодия, в месяце Шравана (приблизительно совпадающем с нашим июлем). Состояла из особого жертвоприношения, подробности которого описываются различно в разных источниках. Затем следовала священная трапеза (из жертвенного кушанья), после которой учитель произносил известные священные изречения и молитвы, и все шепотом читали особое пожелание. По совершении обряда до начала ученья должно было пройти три дня.

Подробные указания на источники см. у Hillerbrandt, "Ritual-litteratur. Vedische Opfer und Zauber" ("Grundriss der indo-arisch. Philologie etc.", т. ΠΙ, вып. 2, Страсбург, 1897, § 30).

С. Б—ч.

Упаковочные машины

— К этому разряду следует причислять механизмы весьма разнообразные, применение которых вызвано необходимостью уменьшить объем очень рыхлых товаров, для удобства их перевозки, и удешевить работу укупорки материалов, поступающих в продажу по мелочам, в совершенно готовом для употребления виде. К первому разряду принадлежат прессы для упаковки хлопка, пряжи, сена и других волокнистых материалов. Все они состоят из разборного решетчатого ящика с подвижным дном: материал накладывают, пропустив, где следует, обручное железо, веревки или заменяющие их другие связи, закрывают крышку и заставляют дно подниматься при посредстве гидравлического пресса для хлопка или помощью рычажного или винтового пресса, когда достаточно меньшее давление. Когда назначенное уменьшение объема достигнуто, затягивают связи и вынимают спрессованную кипу, открывая разборную часть ящика. Ко второму разряду надо причислить, например, начиная с простейшего: деревянные болванки, на которых расправляют бумажные мешки в хорошо обставленных лавках, машинки для закупоривания бутылок, для заделывания облаток и желатинные капсюли с лекарственными веществами, в аптеках, а также машинки для приготовления спрессованных пастилок из разных медикаментов. Сюда же относятся и машины для наполнения патронов порохом (см. соотв. статью) и для изготовления папирос. Для насыпки зернового хлеба в кули и мешки, при механических зернохранилищах, существуют тоже особые машины, производящие в то же время и взвешивание насыпаемого материала.

В. Лермантов.

Упалекха

(санскр. upalekha от upa = под и likh = писать) — один из индийских грамматических трактатов, близкий по своему содержанию к так наз. пратишакхьям (см.) и представляющий собой отчасти сжатое извлечение из них, отчасти дополнение к ним. Он относится к довольно древней эпохе и возник на почве изучения и толкования ведийских текстов. По объему он невелик и зачисляется в ряд так назыв. паришиштха или дополнений. Тем не менее, он подвергался неоднократному комментированию. Издан Перчем (Pertsch) в Берлине (1854).

С. Б—ч.

Упанаяна

— древнеиндийский обряд, совершавшийся над мальчиком из касты брахманов на восьмом году от зачатия или от рождения, над мальчиком из касты кшатриев на 11-м и над мальчиком из касты вайшьев на 12-м. Крайним сроком посвящения были 16-й, 22-й и 24-й годы. Совершение обряда У. было обязательно для всех арийцев (трех высших каст). Непосвященный отлучался, и с ним запрещалось всякое общение. Обряд У. признавался как бы вторым, духовным рождением и сопровождался наречением посвящаемому нового имени. Он знаменовал собою вступление мальчика в первую из четырех стадий жизни, обязательных для каждого арийца — стадию брахманского ученика (брахмачарин). Только пройдя эту стадию, ариец мог основать собственное хозяйство, вступив в брак. Приглашенные для совершения обряда брахманы, между которыми был и будущий учитель мальчика, совершали жертвоприношение; мальчика одевали в новую одежду, опоясывали особым поясом, свитым из трех нитей священной травы (для кшатрия — из тетивы лука, для вайшьи — из овечьей шерсти) и давали ему посох, который он должен был постоянно носить. Будущий учитель мальчика, поручив его различным божествам, дает ему краткое наставление: "Ты — брахмачарин: пей воду, делай дело (священное), не спи днем, воздерживайся от многословия, подкладывай дрова в огонь". После этого ученик подкладывал дрова в огонь и отправлялся за сбором милостыни для себя и своего учителя. После трехдневного поста, а иногда и в тот же день, ученику преподавался первый урок. Припав к коленям учителя, ученик просил преподать ему священную строфу савитри (стих в честь бога Савитара). Учитель и ученик садились друг против друга, около огня; первый произносил сначала по частям, потом целиком священную строфу, а мальчик повторял за ним. Остатки обряда У., подробное описание которого мы находим в древнеиндийских правилах домашнего ритуала (грихья-сутрах), сохранились в Индии местами и до сих пор.

См. J. Jolly, "Die J ü nglingsweihe" ("Jahrb. d. International. Vereinigung f. vergl. Rechtswissenschaft u. Volkswirtschaft", II)" Ср. Джанивара.

Упанга

(санскр. up â nga = второстепенный член, придаток) — в индийской туземной литературной терминологии так называются четыре второстепенных (сравнительно с ведийской литературой) отдела науки: Пурана — история, Ньяя — логика и метафизика, Миманса — философское учение о религиозных обязанностях и поведении верующего, а также и об общем миропонимании, и Дхармашастра — т. е. наука о праве. Каждый из этих отделов изложен в многочисленных трактатах, библиографию которых см. Пурана, Ньяя и т. д. Ближе к ведийской литературе стоят шесть так назыв. ведан (см.).

С. Б—ч.

Упанишады

Статья большая, находится на отдельной странице.

Упапураны

(санскр. Upapurana = второстепенные пураны) — в индийской позднейшей эпической и мифологической литературе особый класс эпических произведений, того же типа, что и пураны (см.), но имеющие, сравнительно с ними, второстепенное значение. Их столько же, сколько и главных пуран, т. е. 18. Главная их особенность, сравнительно с пуранами — сильное преобладание ритуального элемента над чисто эпическим содержанием. Некоторые из них изданы: "K â lik â Pur â nam" (Бомбей, 1891), "K â lki-Pur â na" (Калькутта, 1873), "Saura-Pur â na" (Пуна, 1889), " Ç iva-Pur â nam" (Калькутта, 1891), "Vrihaun â rad î ya Pur â na" (Калькутта, "Biblioth. Indica", 1891). См. Wilson, предисловие к переводу Вишнупураны (нов. изд. Лонд., 1864—77, стр. LXXXVII).

С. Б—ч.

Упаравара

(дравидическое слово, употр. в языках телугу и тамиль) — название рабочего племени или расы в южной Индии. Мужчины строят каменные стены и приготовляют цемент с глиной для построек; женщины помогают им, нося мокрую глину, известь, камни и кирпичи, перемешивая и размельчая известь. У. занимаются и земляными работами: копают пруды, прокладывают дороги и т. д.

С. Б—ч.

Упаричара

(санскр. Uparicara) — в индийской мифологии эпического периода (в Махабхарате, например) гений или полубог из класса Васу, сделавшийся, по повелению Индры, царей страны Чеди. Дочь его от нимфы-апсарасы, Сатья-вати, была матерью мудреца Вьясы, мифического автора вед, пуран, Махабхараты, философского учения Веданты и др. памятников индийской литературы.

С. Б—ч.

Упас

— см. Анчар.

Упасампада

(санскр. Upasampad â) — у индийских буддистов обряд посвящения, или рукоположения, в монахи. Лица, желающие отказаться от мира, допускались к тому без всякого различения общественного положения или касты, не ранее 20-летнего возраста, за немногими исключениями (не допускались убийцы, разбойники, больные заразительными болезнями, рабы, солдаты и т. д.). Акт допущения назывался правраджья ("оставление света, принятие иноческого образа жизни"), самый обряд, отвечающий нашему пострижению — У. Для женщин устанавливались 24 порока, делавших У. невозможной. Для допущения в послушники требовалось согласие родителей и достижение семилетнего возраста. Детали, в которых правраджья и У. рознились друг от друга, довольно неопределенны. Иногда оба обряда совершались одновременно. Посвященному стригли волосы и бороду и заставляли затем произносить известные формулы.

См. Керн, "Manual of indian buddhism"; "Grundriss der indo-arisch. Philologie" Бюлера (т. III, вып. 8, Страсбург, 1896, стр. 76 и 79).

С. Б—ч.

Упау

— гвианское название двупалого ленивца (Choloepus didactylus) — см. Ленивцы.

Упендра

(санскр. Upendra = низший Индра, под-Индра) — в индийской мифологии одно из прозвищ Кришны (см.), данное ему Индрой.

Упернивик

(Upernivik) — самый северный округ Гренландии. Главный город его, с миссионерским училищем, лежит на о-ве Баффинова залива под 72°48' сев. шир.

Упетане

туземное название двурогого носорога (Rhinoceros bicornis), употребляемое в южной Африке, где его называют также упетиане. См. Носорог и фиг. 1 на таблице к этому слову.

Упина

— местечко Ковенской губернии, Шавельского уезда, в 46 верстах от уездного города; жителей 530.

Упита

— село Ковенской губернии, Поневежского уезда, при реке У., в 10 верстах от уездного города. Во времена дохристианские У. был главным пунктом Упитской провинции; в XVI веке здесь был укрепленный замок, остатки которого видны до настоящего времени.

Упия

(Upia) — pека в южно-американской республике Колумбия, левый приток реки Ориноко.

Упланд

(Upland) — шведская провинция, северо-восточная часть Свеаланда, ограниченная на Ю озером Мелар, на В Балтийским морем; делится на 3 лена: Стокгольмский, Упсальский и Вестманланд. 12820 кв. км, 250000 жит. Упланд есть коренная, исконная область шведская. Береговая полоса вдоль Балтийского моря — Рослаген — равно как и берега оз. Мелар изрезаны бухтами и заливами. Значительные лесные пространства в сев. и сев.-зап. частях провинции, крупные железоделательные заводы — в сев.-вост. части, широкие, плодородные равнины — в местностях Фюрисона (Fyris å n) и по берегам оз. Мелар.

Уплис-цихе

— пещерный город в 10 верстах к В от Гори; станция Закавказской железной дороги. В высоком и обрывистом скалистом мысе, образующем здесь левый берег Куры, высечено несколько ярусов пещер, соединенных между собой лестницами и переходами. Пещеры имеют разную величину и отделку: одни высечены грубо, другие — в виде сводов или арок, опирающихся на колонны и украшенных резьбою. Исторические сведения о У.-цихе весьма скудны. Дюбуа де Монпере относит город к дохристианской эпохе, к периоду персидского или парфянского обладания Грузией. Грузинская летопись приписывает основание его Упласу, внуку Картлоса, баснословного родоначальника грузин. По словам Вахушта, пещерный город был обитаем до нашествия на Грузию Чингисхана. У.-цихе до сих пор не подвергнут специальному исследованию; лучшее описание его составил Дюбуа де Монпере.

Уплотнение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Уподобление

(грамм.) — см. об аттракции в ст. Согласование.

Уподобление фонетическое

или звуковое — см. Ассимиляция.

Уподобление формальное

или морфологическое — то же, что морфологическая ассимиляция; см. Морфология.

Уполу

(Upolu), прежн. Ойолафа (0jоlаva) — остров, второй по величине из группы Самоанских островов, к ЮB от Саваи, длина 64 км, ширина до 24 км. Очень красив и плодороден. В западной части острова потухший вулкан Тофуа (930 м); с З к В тянется цепь гор, с постепенными склонами на С и почти отвесными к Ю. Берега окружены коралловыми рифами. Главные местечки — Апия и Салуафата; в последнем прекрасная гавань, где Германия имеет право держать угольную станцию и возводить здания. Далее на южн. берегу бухта Сафата и гавань Фалеалили, самое большое селение всей группы островов. Из туземн. жителей около 16250 христиан.

Употребление подчиненных на не соответствующие обязанностям службы должности

(юрид.) — заголовок, под которым сосредоточены в воинском уставе о наказаниях постановления о нарушении военными начальниками права распоряжения личностью подчиненных. Еще Петр Великий в артикулах говорил: "Ежели кто из офицеров солдатам, под командою его сущим, что-нибудь прикажет, которое к службе Его Величества не касается, и службе солдатской непристойно, тогда солдат не должен офицера в том слушать"; такой "ради причины, никто, как вышний, так и нижний офицер, да не дерзает своих солдат к своей партикулярной службе и пользе, хотя с платежом, или без платежа, на трудную и тяжкую работу принуждать. А кто против сего артикула учинит, лишается чести, чина и имения своего" (арт. 53 и 54). На той же почве преимущественного ограждения интересов службы, а не самого подчиненного, стоит и действующий закон. Различается: а) У., не соответствующее должности офицеров и чиновников; наказание — дисциплинарное взыскание, оставление от службы или отрешение от должности; б) У. нижних чинов (и военнопленных) на работы, "хотя бы с должным вознаграждением, но не соответственно их званию и не в назначенное для того время, с ущербом для пользы службы" — крепость до 1 г. 4 мес., исключение из службы, оставление, отрешение от должности, гауптвахта или взыскание дисциплинарное; в) У. на работы нижних чинов без уплаты вознаграждения — лишение всех особенных прав и преимуществ и отдача в исправительные арестантские отделения (ст. 178 — 181). Сюда же закон относит незаконное пользование казенной прислугой (денщиками): кто будет ее иметь, когда таковая ему не положена, или будет иметь в большем против установленного числе, или отдаст ее в услужение другому лицу, тот подлежит наказанию от дисц. взыскания до исключения из службы (ст. 182). В высокой степени характерное для крепостной эпохи наказание было положено за отдачу своего денщика в услужение постороннему лицу в военно-уголовном уставе 1839 г.: с имений как отдавшего, так и принявшего, взыскивалось столько рекрут без зачета, сколько один неправильно отдал, а другой принял. Уложение о наказ. (ст. 398) предусматривает принуждение подчиненного заниматься делами, не принадлежащими к его обязанностям по службе или несовместными с его званием и должностью; наказание, в зависимости от степени принуждения, рода дел и повторения деяния — замечание, выговор или вычет из времени службы.

К.-К

Управа благочиния

— см. Благочиние.

Управа городская

— см. Город.

Управа земская

— см. Земские учреждения.

Управление

(грамм.) — Под явлениями У. в школьном синтаксисе разумеются такие сочетания слов, где одно слово является дополнением другого. Так, напр., если какой-либо глагол встречается обыкновенно с винит. падежом, то мы говорим, что этот глагол управляет винит. падежом (или требует вин. п.). К таким управляющим частям речи обыкновенно относят глаголы, существительные (напр. "любовь к отечеству") и прилагательные (напр. "подобный чему-либо"). Однако дополнение является при управляющих словах не всегда, и не все дополнения одинаково необходимы при них. При одном и том же глаголе могут быть в одном и том же предложении несколько дополнений; напр., "он ударил его (1) палкой (2) по спине (3)". В таких случаях следовало бы говорить, что глагол "ударить" управляет винит. пад., творит. пад. и дат. п. с предлогом "по". Подобные примеры указывают на то, что термин У. крайне неудачен; всякое дополнение должно быть объясняемо самостоятельно, в зависимости от его собственной формы. Представление об У. глаголов возникает потому, что некоторые падежи (особенно винительный) ближе всего связаны в предложении с глаголом; но нет ни одного падежа, который бы не мог употребляться независимо от глагола. Если в учении об У. слов приходится говорить об употреблении слов самостоятельных, не зависящих от слов управляющих (ср. Буслаев, § 241), то очевидно, термин У. теряет всякий смысл. Поэтому в научном синтаксисе этот термин вышел уже из употребления. Возник он на почве противоположения явлений согласования (см.) таким сочетаниям слов, где согласования нет. Вся область этих сочетаний и составляла учение об У. Естественно, поэтому, что термин У. не может иметь другого значения, кроме отрицательного: в область явлений У. входит все то, что не относится к области согласования.

Д. Кудрявский.

Управление военное

— см. по наименованиям учреждений и органов У.: Военный министр, Интендантство, Полк и т. п., а также Местное военное У., Окружное, Командное, Строевое, Полевое, Центральное.

Управление местное и центральное

— см. Централизация в управлении.

Управление рыбными промыслами

— Едва ли какая иная отрасль промышленной деятельности населения находится в заведовании стольких различных министерств, как рыбный промысел в различных странах и в международных морях: министерства иностранных дел (при установлении порядка рыболовства в морях, составляющих общее достояние, и в реках, протекающих по двум-трем соседним странам), министерств морского, торговли, земледелия, путей сообщения, внутренних дел, а в России — даже министерств военного (рыбные промыслы в казачьих войсках). Непосредственное заведование рыбными промыслами, имеющими сколько-нибудь крупное значение, поручается или особым местным учреждениям, с необходимым числом исполнительных агентов (в России — У. рыбными промыслами), или отдельным лицам, именуемым инспекторами за рыболовством. О роли и функциях их за границей — см. Рыболовство. В России имеются два подобных управления: астраханское управление рыбных и тюленьих промыслов, образованное в 1867 г. и заведующее каспийско-волжскими промыслами, и У. рыбными промыслами Восточного Закавказья, образованное в 1882 г. и заведующее рыбными промыслами по р. Куре с притоками и частью морских промыслов (Бакинской губ.). Оба У. состоят в ведении министерства земледелия и государственных имуществ по департаменту земледелия. Резиденция первого в г. Астрахани, второго — в г. Баку. Астраханскому У. принадлежит общее наблюдение за исполнением установленных правил рыболовства, преследование их нарушителей и наложение в административном порядке штрафов за нарушения; оно сдает с торгов казенные рыболовные участки, выдает билеты на право лова рыбы, взимает общественный сбор с рыбопромышленников, наблюдает за техникой рыбного промысла, имея в своем распоряжении двух санитарных врачей. При управлении образована вспомогательная для ловцов касса, в которую поступают штрафные за нарушения правил рыболовства деньги. Особо от управления, но в тесной связи с ним в г. Астрахани существует "Комитет рыбных и тюленьих промыслов", состоящий из 8 членов от правительства, 3 владельцев речных вод, 1 представителя Спасо-Преображенского м-ря и 16 выборных членов (от гг. Астрахани, Красного Яра, Астраханского каз. войска и от крестьянских обществ и других владельцев вод — 9 от вольного морского промысла, по 2 от эмбенских и притерских ловцов и от тюленьих промышленников), избираемых на 4 года. Председатель комитета — астраханский губернатор. Комитет обсуждает меры для приведения в исполнение правил рыболовства, разрешает недоразумения, возникающие при исполнении правил, рассматривает предположения к лучшему устройству рыбных промыслов, определяет размер раскладки денежного сбора по общественному надзору, выбирает общественных надзирателей за промыслами. Обыкновенные его собрания бывают один раз в год. Ввиду преобладания в комитете У. рыбными промыслами, роль его за последнее время сведена почти на санкционирование сбора денег с рыбопромышленников и расходов из общественного сбора на нужды У. и полиции рыбных промыслов; но в прежнее время комитет действительно исполнял функции, ему законом предоставленные, и имел довольно большое значение в жизни каспийско-волжских промыслов. Согласно положению об У. [Св. Зак. т. XII, ч. 2. Устав сельского хозяйства, изд. 1893 г, ст. 492 — 659.], оно само привлекает виновных к ответственности и назначает наказания. По проекту новых правил каспийско-азовского рыболовства, находящемуся на рассмотрении государственного совета, судебные функции от У. предполагается отнять, а комитет заменить особым присутствием по делам рыболовства, как высшей над У. инстанцией. У. казенными рыбными промыслами Восточного Закавказья в общих чертах устроено одинаково с астраханским У. [Уст. сел хоз., изд. 1893 г., ст. 676 — 769]: оно также представляет одновременно полицейскую и судебную инстанцию, но при нем не имеется никакого выборного учреждения. Компетенция У. распространяется, кроме казенных промыслов по р. Куре (включая и верхнее течение), на все морское рыбоводство по берегам Бакинской губ. до границы с Персией. 25% со всех штрафов, налагаемых за нарушения правил рыболовства, поступают, как и в астраханском У., в пользу открывателей нарушения; 15% распределяются между чинами, участвующими в заведовании рыбным промыслами Восточного Закавказья.

Н. Б—н.

Упражнение в музыке

— приемы для развития техники, напр. для исполнителей гаммы, арпеджио и пр., а также этюды (см.), для теоретиков — задачи в виде сопровождения данной мелодии, приписывание контрапункта к cantus firmus, фигурация к данной мелодии хорала, сочинения имитаций и фуг на данные темы. У. необходимы для усвоения музыкальной техники.

Н. С.

Упражнение органов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Упругая ткань

— одна из форм соединительной ткани (см. Ткани).

Упругость пара

— см. Пар и Кипение.

Упругость твердых тел

Статья большая, находится на отдельной странице.

Упсала

(Upsala) — старинный университетский город в шведском лэне того же наименования, в области Упланд, в 66 км к ССЗ от Стокгольма, в плодородной равнине, на берегу судоходной до этого места р. Фюрис (Fyris). Жит. (в конце 1893 г.) 21021. С 1164 г. У. служит местом пребывания архиепископа-примаса Швеции. Университет, Гимназия, Семинария для подготовки народных учителей. Городской собор в готическом стиле был начат в 1260 г. французским архитектором E. de Bonneuil, окончен около 1435 г.; в 1702 г, сильно пострадал от пожара; в 1886—93 гг. реставрирован под руководством Г. Цеттерваля. Великолепные надгробные памятники Густава Вазы (с фресками Сандберга), Иоанна III, Линнея и многих дворянских родов. Королевское общество наук, основанное в 1710 г.; общества медицинское и гуманистическое. С древнейших времен в У. в феврале бывает большая ярмарка, на которую главным образом крестьяне из сев. Швеции привозят свои товары (масло, дикую птицу, оленье мясо, холсты и т. д.). Промышленность незначительная. Окрестности У., бывшие когда-то ареной древнейшей истории Швеции, носят название Фюрисваля (Fyrisvall). В 4 км от города дер. Gamla-Upsala, т. е. Старая У., когда-то главный центр культа Азов и резиденция верховного жреца (бывшего и верховным конунгом), с исчезнувшим теперь храмом и священною рощей. Там же три больших королевских холма и меньшие могильные холмы. Ср. Annerstedt, "Upsala-Universitets historia" (Упсала, 1877): Bygd é n, "Matrikel" (там же, 1883).

Упсальский университет основан в 1477 г. Король Густав-Адольф пожертвовал ему все свои фамильные богатства. Университетская библиотека насчитывает около 275000 томов, не считая мелких книг и брошюр, и 12000 рукописей, в числе которых Codex argenteus Вульфилы. Нумизматическая коллекция (около 16000 монет), собрание картин, ценные коллекции минералов, большой ботанический сад с музеем и со статуей Линнея, химическая лаборатория и другие (общим числом 12) академические учреждения. Здание Университета в стиле Возрождения, с драгоценными мраморными колоннами, многочисленными роскошными залами и аудиториями и т. п., построено в 1879—87 гг. Преподавателей в 1894 г. было 122, студентов 1570; делясь по национальностям, они составляют замкнутую корпорацию, с библиотекою и значительными материальными средствами. На богословском факультете было 362 студ., на юридическом 479, на медицинском 231, на философском 498. В 2 км от Университета дом умалишенных. См. Грот, "Воспоминания об Упсальском университете" (в "Известиях Π отд. Имп. Акад. Наук").

Упсальский лэн

(Upsala-L ä n) — округ шведской провинции Упланд. 5314 кв. км, из которых 193 кв. км воды; жителей (1893 г.) 122008 (58435 мжч. и 63573 жнщ.). 27% поверхности занимают пахотные поля, 9% — луга, 55% — лесные пространства. Плодородная почва дает достаточные урожаи хлеба; в сев. части горнозаводская деятельность доставляет главные средства к существованию населения. В округе всего два города: Упсала и Энчёпинг.

Упуск и освобождение арестантов

(юрид.) — разновидность противодействия правосудию или в постановлении приговора (освобождение подследственных арестантов), или в приведении его в исполнение (освобождение осужденных или отбывающих наказание). В то же время деяние это может быть рассматриваемо и как противодействие власти вообще, ибо охрана арестантов вверяется не судебным, а иным органам — полицейским и военным по преимуществу. Последнего воззрения держатся кодексы германский, французский, голландский, проекты австрийского и русское действующее уложение о наказаниях; первого — кодексы бельгийский, итальянский, венгерский и проект русского. Виновником собственно У. может быть только лицо должностное, на обязанности которого лежала в данный момент охрана бежавшего арестанта. Некоторые кодексы, в том числе проект нашего уголовного уложения, говорят об освобождении арестанта или доставлении ему средств к побегу вообще, не различая ответственности лиц должностных и частных; но в большей части кодексов принята противоположная система. Французский кодекс дает подробный перечень лиц, для коих деяние составляет У. В действующем уложении о наказаниях постановления о взломе тюрем, насилия над стражей, уводе и побеге арестантов (ст. 308 и послед.) имеют в виду случаи совершения деяния самими заключенными или посторонними лицами, а совершению деяния "виновниками или стражей" посвящена особая ст. 452. Под ее действие не могут быть подводимы лишь случаи У. арестантов стражей военной, так как для военнослужащих в этом отношении имеются особые постановления в воинском уставе о наказаниях (см. Караульная служба). С внутренней стороны, деяние может быть совершено умышленно или по нерадению. За У. по нерадению ст. 452 улож. назначает: чиновникам — выговор, вычет из времени службы или удаление от должности, страже — арест до 3 мес.; за умышленное благоприятствование или способствование побегу — сверх исключения из службы, наказание, положенное за укрывательство. Под словам арестант, в отношении рассматриваемого деяния, должно разуметь всякое лицо, законно задержанное органом власти, как находящееся в месте заключения, так и пересылаемое или препровождаемое по этапу, к следователю для допроса и т. п. Стражею, по толкованию сената (реш. 1875 г. 39), может быть признано всякое лицо, которое в данную минуту имеет исключительным занятием оберегание вверенного ему лица и присмотр за ним либо с целью препятствовать побегу его, либо с целью доставить его по принадлежности к ближайшему начальству. Об освобождении арестантов посторонними лицами — см. Побег арестантов и ссыльных.

К.-К.

Упырь

— см. Вампир.

Ур, древний город

— один из древнейших городов мира, в южной Вавилонии, на левом берегу Евфрата, "У. халдеев" Библии, погребенный под холмом Мукаяр. Раскопки здесь произведены в 1854 г. Тэйлором для Британского музея. Были обнаружены развалины храма местного бога Сина (см.), "дома великого света", а также интересные некрополи, с погребениями или в круглых гробах, или под кирпичными сводами, или (для бедных) в глиняных сосудах. При скелетах найдены остатки погребальных пелен и много глиняных, реже — медных сосудов, содержавших некогда пищу и питье. Сохранность глиняных гробов и сводов объясняется дренажными приспособлениями: осушка холмов достигалась вертикальными глиняными трубами, опущенными в почву. Многочисленные надписи пролили свет на династию У. Цари У. — Гур, Дунги, Бурсин, Гимильсин и Инесин — носили титул сначала "царей Сумира и Аккада", потом царей "четырех стран" и были могущественными повелителями большей части южной Вавилонии. Сирпурла (см.) находилась под их верховенством. Надписи говорят почти исключительно о постройках царями храмов различным божествам. Впоследствии У., по-видимому, попал под власть династии Элассара (см.). Выселение Авраама из У. в Палестину через Харран указывает на связь этих древних центров культа бога Сина. Недавно в Британский музей поступило много клинописных табличек из южной Вавилонии, добытых раскопками Пенсильванского университета. В числе их есть целые хроники царей У.; походные записи говорят о построении храмов, праздниках, сооружении городов и походах. Надписи царя Дунги найдены даже в Ниневии. См. Taylor, "Notes on the ruins of Muqeyer" (в "Journ. of the R. As. Soc.", 1855). Надписи изданы в "Cuneiform Inscript. of Western Asia" (I), перевод — в "Keilschriftliche Bibl." (III, I). См. Thureau Dangin, "Dungi roi d'Ur et ses successeurs" (1898). В У. найдены также надписи царя Набонида (см.), повествующие о восстановлении им древних святилищ и, между прочим, урского "дома великого света" (И-сир-гал), "основанного У.-гуром и завершенного его сыном Дунги".

Б. Т.

Ур, Эндрю

(Ure) — известный английский химик и врач (1778—1857). Обучался в Гимназии и Университете в своем родном городе, а затем в Эдинбургском университете. В 1800 г. получил степень доктора медицины и поселился в Глазго, где занялся частной практикой. В 1806 г. он сделался проф. естественной истории и химии в Andersonian Institution в Глазго, причем много содействовал основанию там Обсерватории, в которой он несколько лет занимался различными наблюдениями и исследованиями. В 1818 г. он представил лондонскому Royal Society свой труд: "New experimental researches on some of the leading doctrines of caloric", напечатанный в "Transaction" этого общества. Затем он издал "Dictionary of chemistry" (1820), "Memoir on the ultimate analysis of vegetable and animal substances" (1822), "New system of geology" (1829) и перевод сочинения Бертоле: "Элементы красильного искусства" (1823); "Philosophy of manufactures" (Лонд., 1835); "On the cotton manufacture of Great Britain" (Л., 1836). В 1839 г. появилась его важная работа: "Dictionary of arts, manufactures and mines". У. известен, главным образом, своими исследованиями упругости и скрытой теплоты паров различных жидкостей, а также применением разных химических процессов в промышленности.

Урaoны

или ораоны — одно из дравидических племен, живущее в так назыв. Чота-Нагпуре, в юго-западной части Бенгальской провинции. Число их, по сведениям конца 80-х гг., равнялось 200000 (см. Hunter, "Indian Empire", 2 изд., 1886, стр. 71). Их называют также Кхурукхами и Дхангарами. У. — трудолюбивый народ, известный далеко за пределами своей территории в качестве поденщиков. По религии они язычники; живут в известной части. своей территории вперемежку с колариями-мундари (см.). Это соседство внесло в их словарь большое количество коларийск. слов и выражений, что прежде давало иногда повод считать и их за колариев. С другой стороны, соседство с индусами-арийцами, говорящими на языке хинди отразилось в ураонском словаре большим числом слов, заимствованных из этого языка. Тем не менее, не подлежит сомнению, что язык У. в своей основе дравидический, как о том свидетельствуют имена числительные, местоимения, особенно личные, а также строй склонения и спряжения. Последнее весьма запутанно и сложно. Собственной азбуки и письменности У. не имеют. Европейские ученые и миссионеры применяют для письменной передачи их языка латинскую азбуку. Из других дравидических языков ближе всего к языку У. язык гондов. Этнографические данные об У. и глоссарий дает Dalton, "Descriptive ethnology of Bengal" (Калькутта, 1872), а грамматику — Flex (Калькутта, 1874). Сравнение с другими дравидическими языками — у Caldwell. "Comparative grammar of the dravidian or southindian family of languages" (2 изд., Л. 1875).

С. Б—ч.

Урcон

(Erethizon dorsatam), называемый также урзоном или иглошерстом — млекопитающее из отряда грызунов (Rodentia), принадлежащее к семейству дикобразовых (Hystrichidae), о признаках которого — см. это cл. Род Erethizon относится к подcем. лазающих дикобразов (Cercolabinae), которые характеризуются стройным сложением, довольно длинным и часто цепким хвостом, бородавчатыми подошвами ног и сравнительно короткими иглами; представители этого подсемейства живут исключительно в Америке. У рода Erethizon туловище сжато с боков, хвост сравнительно короткий и плоский, покрытый сверху иглами, а снизу щетиной; голова короткая и толстая; морда тупая; передние конечности с 4 пальцами (без большого пальца), задние с 5; когти длинные и сильные. У. покрыт густым мехом, достигающим на затылке 11 см длины и переходящим на нижней стороне тела в колючие щетины. Между волосами и щетиной на верхней стороне тела находятся иглы до 8 см длиной, которые большей частью прикрыты волосами. Окраска — смесь белого, бурого и черного цветов. Длина тела до 80 см, длина хвоста 16 см. У. живет в лесах Северной Америки, от Лабрадора до Виргинии, и встречается преимущественно в западной части Соединенных Штатов и в Канаде. Он может очень хорошо лазать по деревьям и питается их корой и листьями, принося этим часто значительный вред лесам. При помощи своих острых резцов он обгладывает кору деревьев (преимущественно вязов, тополей и елей), оставляя оголенные ветви; один У. может погубить в течение зимы множество молодых деревьев. Он гнездится в дуплах или в расщелинах скал, где самка производит от 2 до 4 детенышей. Колючий хвост служит животному превосходным органом защиты, которым он может наносить сильные удары своим врагам. У. хорошо выдерживает неволю и, будучи взят в молодом возрасте, приручается довольно легко. Последнее время он встречается все реже и реже, так как истребляется в сильной степени охотниками. Мясо его съедобно, а мех, из которого удалены иглы, в большом употреблении.

М. Р.-К.

Урpea

(Geronimo Ximenez de Urrea) — испанский дидактический поэт XVI в. Был вице-королем Апулии и одним из любимых полководцев имп. Карла V. Лучшим произведением У. считался "Dialogo de la Verdadera Honra Militar" ("Диалог истинной воинской чести"), заключающий в себе немало анекдотов о приключениях и дуэлях и, между прочим, любопытные подробности о предполагавшемся поединке Франциска I с Карлом V. Некоторые стихотворения У. помещены в "Cancionero" (1554). Его перевод Ариосто подвергся строгой критике Сервантеса (в перечне книг в "Дон-Кихоте"). У. очень бесцеремонно обошелся с оригиналом, то сокращая, то добавляя его. У. написал еще роман "Don Clarisel de las Flores". Ввел в испанский язык много итальянских слов и выражений.

Ура

— военный клик. Полагается кричать У. при атаке; отсюда выражение "идти на У.", т. е. идти в рукопашный бой — в атаку, на штурм. Слово У., вероятно, происходит от татарского ур' = бей (уран, военный клич у киргизов). Во время Наполеоновских войн клич У. (Hurrah) вошел в употребление и у западно-европейских народов. Криком У. войска приветствуют Государя или главнокомандующего.

Ура-Губа

— залив Северного Ледовитого океана, Архангельской губернии, Александровского уезда, лежит к ЮB от Мотовского залива, в зап. части Кольского п-ова. Дл. губы 21 вер., шир. при входе 8 вер. В У.-губе несколько о-вов. Самый больший — Шалим, разделяющий вход в губу на два пролива; к СВ от него лежит высокий, утесистый о-в Еретик и далее несколько мелких. Губа глубока, от 100 до 150 саж., но в вершине мелеет до 3 саж., она обрамлена высокими, утесистыми шиферными горами, падающими отвесно в воду. Лучшие якорные стоянки у о-вов Шалима, Еретика, во Владимирской гавани, где суда швартуются прямо к берегу. В У.-губу впадают несколько pp. Мал. Ура, Бол. Ура и Чан. При впадении р. Бол. Уры финская колония Мурмана Урская; до 40 жил. домов, лютер. кирка и до 200 жит. Все они выселились из Улеоборгской губ. Колонисты, в большинстве зажиточные, занимаются рыбной ловлей и судостроением. В У.-губе ловится сельдь, заходящая туда большими стадами, и добываются довольно вкусные красноватые лучистые устрицы. На о-ве Еретике правосл. церковь, фактория Воронина, 4 лавки, рыболовное становище.

Ура-тюбе

— безуездный город Ходжентского уезда Самаркандской области, на горной речке Аксу, на высоте около 3000 фт., у северной подошвы западной оконечности Туркестанского хр., в 70 вер. к ЮЗ от Ходжента: Жит. 20837 (1897), преимущественно таджики и узбеки. Город окружен стеной; на горе у ворот цитадели русская часть города, в которой живет ок. 300 чел. русских; здесь правосл. церковь, почт.-телегр. контора, лазарет, русско-туземная школа, В азиатской части города более 1800 домов и 65 мечетей. Из мечетей замечательна Кок-Гумбез (голубой купол), выстроенная в половине XVI-го в. Предметом торговли и отпуска служат лошади (карабаиры) и ткани из верблюжьей шерсти. В районе У.-тюбе свыше 650 дес. садов и виноградников, часть коих опоясывает город. Основание У.-тюбе некоторые приписывают Киру, царю персидскому. По греческим источникам пункт этот, под названием Кирополь, взят в 329 г. до Р. Х. Александром Македонским. По запискам султана Бабера, он был в древности главн. г. страны Утрусана и носил то же название. Настоящее название У.-тюбе (ора — яма, тепе — холм) получил лишь в XV ст., со времени нашествия узбеков. С XVIII в. из-за У.-тюбе шли постоянные раздоры между кокандцами и бухарцами и город неоднократно подвергался осадам и разорениям. Русскими У.-тюбе взят после упорного сопротивления, 2 окт. 1866 г., причем захвачено 4 знамени, 92 орудия, много оружия, пороха и запасов. Потеря неприятеля — несколько тыс. чел.; у русских выбыло из строя 230 нижних чинов и 4 офицера.

В. М.

Ураба, залив

(Uraba) — залив в Антильском море, прилежащий к южно-амер. респ. Колумбии, иначе назыв. Сев. Дариенским зал. (см.).

Ураба, остров

(Uraba) — остров в Панамском заливе.

Уработка

— см. Усадка.

Уравнение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Уравнение времени

— см. Полдень.

Уравнение дифференциальное

— см. Дифференциальные уравнения и Интегрирование дифференциальных уравнений.

Уравнение личное

— см. Ошибки.

Уравнение трансцендентное

— У. трансцендентное с одною переменною x есть У., не приводимое к виду

p0xn + p1xn-1 + p2xn-2 +... + pп-1 х + рn = 0.

где p0, p1, p2..., pп-1, pп данные числа.

Уравнение центра

— см. Эллиптическое движение.

Урага

(санскр. Uraga — змея) — в позднейшей индийской мифологии — змеи (иначе N â ga), обитающие в индийском аду Паталла (см.), в жертву которым обречены грешники.

Ураганы

— Под этим названием в метеорологии разумеются вообще бури тропических стран, вызываемые прохождением барометрических минимумов или циклонов в тропиках. В частности, название У., или орканов (Hurricane), присвоено бурям Антильского моря и Мексиканского залива, как название тайфунов относится к бурям азиатских берегов Тихого океана. В отличие от бурь, наблюдаемых в средних широтах, бури тропического пояса характеризуются сравнительно небольшими размерами охваченной ими площади при огромных разрушительных действиях, обусловленных необычайно сильными ветрами, их сопровождающими, и при крайне резких и типичных изменениях всех метеорологических элементов; к их характерным особенностям относится и их редкость сравнительно с бурями умеренных широт. Так как происхождение этих тропических бурь и их особенности, — хотя и более резко выраженные, — сходны с бурями средних широт, то подробнее они будут рассмотрены вместе с этими последними в ст. Циклоны.

Урагвай

— см. Уругвай.

Ураз

(Uras) — cм. Уробактерии.

Ураз-Мухамед

— сын Ондан-султана, потомок старшего сына Чингисханова, Джучия. Предки его владычествовали в Синей орде над киргиз-кайсаками. По сибирским летописям У.-Мухаммед в 1588 г., вместе с сибирским ханом Сеид-Ахмедом, был хитростью захвачен в плен тобольским воеводою Чулковым, который препроводил пленников в Москву; по другим русским летописям У.-Мухаммед приехал добровольно к русскому царю на службу, имея в то время 16 лет от роду (как утверждает одна турецкая летопись). В 1600 г. царь Борис назначил У.-Мухаммеда касимовским царем; обряд возведения на царство был совершен в г. Касимове. Вслед за тем У.-Мухаммед был наряжен оберегать нашу границу от крымских татар. Первый самозванец подтвердил права У.-Мухаммеда на царство. Позже У.-Мухаммед перешел на сторону второго самозванца, но был убит им (в Калуге, на охоте, в 1610 г.), так как самозванец опасался измены с его стороны. За павшего касимовского царя У.-Мухаммеда явился мститель в лице крещеного ногайца, князя Петра Урусова, который умертвил второго самозванца.

Ураза

(хим.) — см. Энзимы.

Уразины

Статья большая, находится на отдельной странице.

Уразная трава

— народное название очень многих травянистых растений, напр. Gentiana (см. Горечавка), Geranium (см. Журавельник, Герань), Lychnis (см. Дрема), Monotropa (см. Вертляница), Polygonum aviculare (см. Гречишник), Sisymbrium officinale (см. Гулявник), Sonchus (см. Осот), Thalictrum Havum (см. Василистник), Verbascum nigrum (см. Коровяк), Veronica Beccabunya (см. Вероника) и мн. др.

Уразница

— народное название некоторых растений, напр. Gentiana Amerella, G. Pneumonanthe (см. Горечавка), Hypericum quadrangulum (см. Зверобой), Valenarina officinalis (см. Маун), Veronica Beccabunya (см. Вероника) и др.

Уразова

— слобода Воронежской губернии, Валуйского уезда, при реке Оскол; станция железной дороги. Жителей 12389. Ярмарки. Хлебная торговля. Пчт. и тлгф.

Уразолы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Урак

— река Приморской области, Охотского округа, берет начало в Становом хребте, течет преимущественно к СВ, а в низовьях сначала к Ю, потом к В; впадает в Охотское море, в 24 в. к З от г. Охотска; при впадении У. образует залив, дл. 2 вер. и шириною 200 саж. Длина до 200 вер. Река быстра, с каменистым руслом и порожиста. Плавание на ней возможно только весной при таянии снегов и летом, во время сильных дождей, так как вода также быстро сбывает. как и прибывает. Притоки справа: Урбен и слева: Киллах, Коршуновка и др. От У. существует переход на р. Юдому, приток Маи, поэтому в прежнее время провиант, отправляемый из Якутска в Охотск, сплавляли на плотах и лодках по У.

Урака

или хохлатая ворона (Cyanocorax pileatus) — красивая южно-американская птица, из рода голубых ворон (Cyаnосоrax), водящихся в числе 15 видов в Сред. и Южн. Америке. У. — немногим больше европейской галки; голова и горло черные, спина, хвост и крылья — синие, нижняя сторона тела белая; общим складом тела напоминает сойку. Держится небольшими стаями. Небрежно сложенные из грубых ветвей гнезда, в который откладывается до 7 голубых, покрытых белым налетом, яиц — располагаются на колючих деревьях. Питаются У. преимущественно насекомыми, а также мелкими позвоночными.

Ю. В.

Уракова гора

— Саратовской губернии, Камышинского уезда, на правом берегу Волги, в 27 верстах вверх от города Камышина. Высота горы 490 фт. над ур. реки. У. гора своим основанием опирается на плитной утес, в котором водою прорыто много пещер. У. гора, под названием У. караул, описана путешественником Олеарием (см.), бывшим здесь в 1636 г. С У. горою связано много преданий о Ст. Разине и других героях Поволжья.

Ураковский перекат

— на реке Волге, близ деревни Ураковой, Чебоксарского уезда, Казанской губернии; бывает иногда одним из самых мелких перекатов на Волге, с очень узким фарватером.

Урал, екатеринбургская газета

— ежедневная политическая, общественная и литературная газета; издается в Екатеринбурге с 1897 г., В. Г. Чеканом, взамен "Екатеринбургской Недели"; уделяет много места разработке вопросов горнозаводского и золотопромышленного дела, особенно на Урале.

Урал, река

Статья большая, находится на отдельной странице.

Урал-ортит

— разновидность минерала ортита, встречающаяся в Ильменских горах, на Урале (близ Миясса).

Уралава

(Viverra rasse s. indica) — млекопитающее из отряда хищных (Carnivora), относящееся к семейству виверровых (Viverridae). О признаках рода Vivera см. Виверра. У. (цейлонское название) называется также рассой и принадлежит к подроду Viverricaea. У. отличается от 2 других наиболее известных виверр (V. civetta u V. zibetha) меньшими размерами тела, но более длинным хвостом. Голова ее очень узкая с большими ушами; ее жесткая шерсть серо-желтого цвета с примесью коричневого или черного; вдоль тела проходят продольные ряды темных пятен; хвост с многочисленными черными кольцами; длина тела 60 см, длина хвоста 50 см. У. живет в восточной части Индостана от Гималаев до южной оконечности полуострова, на Цейлоне, в Индокитае, в южном Китае, на Зондских и Филиппинских островах; кроме того, встречается на о. Сокоторе, Коморских островах и Мадагаскаре, но, вероятно, завезена сюда из Азии. Она живет в лесах и среди скал, но встречается и около человеческих жилищ; делает себе норы в земле, откуда отправляется за добычей преимущественно ночью. У. очень подвижное, ловкое животное; ходит на вытянутых ногах, может вставать на задние ноги и лазить по деревьям. Пища ее состоит из различных мелких млекопитающих и птиц, лягушек, змеи, насекомых, яиц, а также плодов и корней растений; она нападает иногда и на домашних птиц; быстро набрасываясь на животных, она душит их, некоторое время играет с трупом и затем быстро съедает. У. производит 4 — 5 детенышей. Подобно двум вышеупомянутым виверрам, У. держат в неволе для добывания от неё цибета, который представляет из себя сильно пахучее вещество, выделяемое железами, которые открываются в особый мешок, находящийся между анальным отверстием и половыми органами. Цибет высоко ценится туземцами и употребляется как благовонное, а также лекарственное средство. У. кормят в клетках преимущественно рисом и бананами и через определенные промежутки времени выдавливают содержимое мешка пальцами. Цибет есть жирная масса с сильным мускусным запахом, сначала белого, затем желтого и бурого цвета; его сушат на солнце и очищают различными способами для продажи; до употребления он хранится обыкновенно под водой. Употребление цибета развито среди малайцев, которые душат им свои жилища и платья. У. держат довольно часто в Европе, где она хорошо переносит неволю, но приручается обыкновенно с трудом.

Μ. Ρ.- Κ.

Уралец

— газета общественная, политическая и литературная, выходящая в Уральске 3 раза в неделю (сначала 2 раза). Ответственные редакторы — М. С. Сладков, Б. А. Турыбрин, Н. М. Лагашкин, издатели — К. А. Ванюшин, К. А. Лагашкин. В первый год издания газеты при ней выходило бесплатное прибавление: "Прочетный листок газеты У.", т. е. листок для прочтения и передачи другим, содержавший краткие, общедоступно изложенные, необходимые сельскому хозяину-казаку сведения.

Уралит

Статья большая, находится на отдельной странице.

Уралит (дополнение к статье)

— так была названа Г. Розе псевдоморфоза, имеющая кристаллическую форму авгита, но спайность и др. свойства роговой обманки. Под микроскопом уралит представляет собой тонко-волокнистый агрегат иголочек роговой обманки; иногда внутри сохраняется неизмененное зерно авгита. Впервые У. был наблюдаем в уральских горных породах. Известны: уралитовые диабазы, уралитовые диориты, уралитовые порфиры и т. п.

Уралитизация

— процесс видоизменения авгита в волокнистую роговую обманку (уралит).

Урало-алтайские языки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Уральск

Статья большая, находится на отдельной странице.

Уральская Жизнь

— общественная литературная, политическая и торгово-промышленная газета. Издается с 1900 г. в г. Екатеринбург, ежедневно. Редактор-издатель П. И. Певин.

Уральская область

Статья большая, находится на отдельной странице.

Уральская область (дополнение к статье)

— По окончательному подсчету переписи 1897 г. в области было 645121 житель, в том числе 55482 городского населения. За исключением обл. г. Уральска (36466) нет ни одного города, имеющего свыше 10 тыс. жит. Распределение населения по отдельным уездам см. "Россия". Главная масса наделения — 460173— состоит из киргизов, составляющих почти все население азиатской части (на В от р. Урала) области; русские — 163910 чел. — живут главным образом в европейской части (на З от р. Урала); большинство их принадлежит к войсковому казачеству. Все казацкое население области состоит из 114166 душ. Киргизы исповедуют магометанство, русские — православие; старообрядчество развито среди казаков (57055); из других исповеданий более всего буддистов (960 чел.), среди башкир Лбищенского (Калмыковского) уезда. Киргизы — преимущественно кочевники; занимаются главным образом скотоводством (которым кормятся 400967 чел.); земледелием занимаются преимущественно русские (75891 чел.); в руках последних, особенно казаков, находится и рыболовство (в pp. Урале, Эмбе и в Каспийском море), которым живут 31274 чел., в том числе 29132 русских. В 1905 г. в У. области было 725300 жителей.

Предыдущая страница Следующая страница