Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "С" (часть 9, Сам)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "С" (часть 9, Сам)

Предыдущая страница Следующая страница

Самовольная Ивановка

— с . Николаевского у., Самарской губ., при р. Моче, в 170 вер. от уездного гор. Жит. 4410; земская школа.

Самовольная отлучка

(воен-юрид.) — см. Отлучка самовольная.

Самовольное завладение

(юрид.) — см. Захват.

Самовольное пользование чужим имуществом

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самовступление

— имеет место в известных экономических и юридических отношениях комиссионера к своему препоручителю. Поручение, которое поручитель (коммитент) дает своему комиссионеру (корреспонденту) на продажу какой-нибудь ценности, разлагается на две составные части: комиссионер покупает ценность от своего комитента и затем продает ее уже от себя. Те же две части наблюдаются и тогда, когда комитент дает своему комиссионеру поручение относительно покупки для него какой-либо ценности. В обоих случаях комиссионер может сам выступить в качестве контрагента по отношению к своему комитенту, принимая на себя все те обязательства, которые при других условиях лежали бы на постороннем лице. Такое самовступление (самоконтрагирование) комиссионера по отношению к своему препоручителю для последнего оказывается очень часто неустранимым и полезным. Вопрос о С. комиссионера (корреспондента) в нашей литературе совершенно не затронут; права и обязанности сторон регулируются нормами обычного права. См. Барац, в журнале "Счетоводство", № 7 за 1896 г.; его же, "Курс коммерческой корреспонденции" и "Курс двойной бухгалтерии" (стр. 73—83).

С. Б.

Самогития

— см . Жмудь и Самогиты.

Самогитский полк

(Самогитский 7-й гренадерский ген.-адютанта гр. Тотлебена полк) — сформирован в 1807 г. Боевые отличия: 1) георгиевское полковое знамя, с надписями "За отличие против французов в 1807 г., за Варшаву 25 и 26 авг. 1831 г. и за Плевну 28 нояб. 1877"; 2) в 3-м батальоне — знаки на шапки: "За Плевну 28 нояб. 1877 г.".

Самогиты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самогласны и самоподобны

церковные песнопения. Так называются песни в Минеях, написанные совершенно самостоятельно относительно размера, тона и содержания. Самогласными они называются не потому, чтобы были написаны в каком-нибудь особенном гласе, отличном от 8 церковных гласов, но потому, что имеют им только принадлежащую мелодию. Гласовые мелодии для стихир Октоиха изобразил музыкальными знаками Иоанн Дамаскин и назвал их самогласными (ιδιόμελα). Над ними часто надписывается и глас Октоиха, на который они должны быть петы. Песни самогласные принадлежат преимущественно Андрею Критскому, Kocьме Маюмскому, Иоанну Дамаскину, Иосифу Песнописцу. Самоподобными, как и самогласными, называются песнопения, составленные самостоятельно, так что для них не служила образцом никакая другая песнь ни по размеру, ни по гласу. Различие между самоподобными и самогласными состоит в том, что самоподобны, (обыкновенно — две или три песни), не будучи составлены по образцу других песней, сходны между собою по размеру, тону и содержанию, иногда даже буквально, а самогласны несходны между собою. См . П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); архим. Гавриил, "Руководство по литургике" (Тверь, 1886); Нестеровский, "Литургика, или наука о богослужении православной церкви" (Курск, 1895).

Самодеp, снасть

— употребляемая в реках Черноморского бассейна для добывания сомов снасть, состоящая из веревки с грузилом, к которой прикреплены три большие крюка без наживы; крюки эти опускаются под воду на местах зимовки сомов (которые скопляются иногда десятками и даже сотнями и лежат в полусонном состоянии); вялая рыба поддевается ими как багром и вытаскивается в лодку или на лед, если река уже замерзла.

Самодер, растение

(Rhododendron Caucasicum Pall.) — см. Рододендрон.

Самодержавие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самодеятельность

— листок "Вестника благотворительности" (см.), выходил в 1870 г. в С.-Петербурге по два раза в месяц (вышло всего два); издателем-редактором был д-р А. Тицнер.

Самодуровка

— с . Саратовской губ., Хвалынского у., в 37 в. от уездн. г.; жит. 3500.

Самоедские о-ва

— Енисейской губ., в Туруханском крае, на р. Енисее, числом два, в 1310 и 1360 вер. от гор. Енисейска; из них больший (2-й) имеет в длину 11, в ширину 2 вер. На первом о-ве рыболовные пески, на которых летом промышляют самоеды. Оба о-ва поросли лесом. С. о-ва — речного образования.

Самоеды

— урало-алтайское племя, близкое к финнам, но отличающееся от них типом и языком. Имя их произошло не от "само-едения", т. е. людоедства, а, вероятно, от Самееднам — названия, которое дают своей стране лопари, жившие некогда восточнее, чем теперь. С. живут как в Европ. России, на В Архангельской губ., так и в Сибири, по низовьям Оби и Енисея, до Хатангской губы, составляя самый северный народ в этой области. Первоначальная родина их была южнее, в области Саянского нагорья; известный финнолог Кастрен в начале 50-х гг. видел здесь отатарившиеся народцы, у которых еще живы были старики, помнившие свой прежний язык, оказавшийся родственным самоедскому. Оттесненные к С, С. спустились по Оби и были отодвинуты затем еще далее к морю остяками, с которыми (как видно из народных сказаний и былин остяков) они вели некогда ожесточенную борьбу. К этим отатарившимся, а отчасти омонголившимся родичам С. принадлежат койбалы, карагассы, сагайцы, моторы и др., а также сойоты, или урянхайцы. Собственно С. имеют свой особый, характерный тип, заметно отличающий их от ближайших соседей — остяков. Они меньше ростом (1,51—1,60 м), но крепче сложены и больше упитаны; цвет кожи — смуглый, желтоватый; цвет волос и глаз — большей частью черный, темно-каштановый или карий; волосы прямые, жестковатые; борода растет плохо. Сложение коренастое, кисти и ступни небольшие; голова широкая в большей степени, чем у остяков (которые могут быть отнесены к мезоцефалам, с показателем наибольшей ширины черепа 77—78, тогда как у С. он около 82). Лицо у С. не так плоско, как у остяков, у которых профиль приближается к прямой линии; здесь профиль ограничен более кривой линией, что зависит от большего выступания вперед носа и губ и от большей покатости взад лба и подбородка. Нос мал и короток, но не приплюснут, часто правилен. Скулы большие и выдающиеся, что обусловливается не только шириной лица в скуловых костях, но на живых особях еще значительным развитем подкожного жира, прикрывающего нижний край глазницы и сливающегося с нижним веком. Глаза узкие, монгольские, со вздутыми веками, которые отчасти скрывают ресницы. Встречаются, впрочем, и другие типы, более подходящие к зырянскому, остяцкому или русскому, что обусловливается, вероятно, примесью крови этих племен. Пo языку С. разделяются на 4 наречия, из которых более известно юрацкое; на нем говорят канинские, ижемские, большеземельско-обдорские, кандинские С. и собственно юраки; небольшая кучка этого племени поселена и на Новой Земле. Другими наречиями говорят енисейские самоеды, авамские, или тавги (самые восточные), и остяки-самоеды в лесной полосе по Оби, между Тымом и Чулымом. Последние более занимаются рыболовством, тогда как прочие представляют из себя кочевников-оленеводов. Летом они подвигаются с оленями к С, к берегам моря, занимаясь также охотой на белых медведей, диких оленей, тюленей и т. д., а к зиме возвращаются на Ю в лесную полосу. Живут С. в чумах — конических шалашах из кольев, покрытых оленьими шкурами, с очагом посередине; питаются главным образом олениной, вообще животной пищей, пьют теплую кровь убиваемых животных, летом пользуются также ягодами, временами добывают себе муку и водку. Зимою охотятся на соболей, куниц, лисиц, белок и т. д. Одеваются в одежды и обувь из звериных шкур, преимущественно оленьих, отчасти и собачьих, получаемых от разводимых ими собак-шпицев, по преимуществу белой масти. Число С., вероятно, немногим превышает 2000. Народ вообще здоровый, выносливый, довольно сильный и отважный, превосходящий по силе и мужеству остяков. С. прежде владели обширными стадами оленей, но теперь значительно обеднели, отчасти вследствие падежей оленей, отчасти вследствие эксплуатации зырян, которые мало-помалу поотобрали у них оленей и теперь насчитывают в своей среде многих богатых оленеводов, у которых С. служат по найму пастухами. Большинство С. считается христианами, но многие, особенно восточные, сохранили еще почти вполне прежние языческие верования, имеют небольших идолов и верят в сношения с духами через посредство шаманов.

Д. А.

Самозарождение

— см. Произвольное зарождение.

Самозванцы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самоизувечение

с целью уклонения от военной службы — см. Повреждение своего здоровья и Уклонение от военной службы.

Самоиндукция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самоистребление

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самоистязание

— Стремление причинить себе вред и страдание по существу своему несвойственно здоровому человеку при нормальных условиях и встречается только или в болезненном состоянии у нервно- и душевнобольных, или же под влиянием религиозного фанатизма. С. у душевнобольных проявляется в разнообразной форме — одни больные отказываются от пищи, другие причиняют себе раны, ожоги, увечья и т. п.; в некоторых случаях С. смежно с стремлениом к самоубийству. Мотивами к С. у душевнобольных служат чаще всего ложные идеи, бред самообвинения у меланхоликов; эти идеи, которые больной принимает нередко за "голоса", требуют самонаказания за грехи. Обыкновенно это бывает связано с потерей кожной и вообще телесной чувствительности; больные, причиняя себе глубокие раны, иногда при этом испытывают весьма слабую боль. И нелепые идеи слабоумного и помешанного также могут быть поводом к такому С. Особенно интересны случаи С. у истеричек, которые нередко морят себя голодом, проглатывают массу булавок, выпивают вредные жидкости и т. п. Кроме свойственной истеричкам малой чувствительности кожи и слизистых оболочек, здесь специальную роль играет стремление обратить на себя внимание, позировать, вызвать сочувствие и т. п. С. на почве религиозной — явление довольно распространенное; оно встречалось во все времена и особенно свойственно сектанству, т. е. преследуемым религиозным учениям, хотя наблюдалось и в господствующих или признанных религиях. Так, в средние века, в эпоху сильного религиозного движения, совпавшего с крестовыми походами, толпа приходила иногда под влиянием процессий, религиозных картин, проповедей в такое возбужденное состояние, что многие делали себе повреждение, некоторые бросались в воду для очищения от грехов. У мусульманских дервишей до сих пор можно наблюдать проявление С. в момент религиозного экстаза. С этой же точки зрения можно смотреть на обеты крайнего голодания, бичевания, на подвергание себя непогоде при полуобнаженном теле, на отказ от постели и т. д. как на проявления С. Среди лиц, упорно подвергающих себя активному С. и проповедующих это другим, иногда попадались настоящие душевнобольные, маньяки, которых жизнь и идеи в сущности ничего общего не имеют с религиозными учениями, а представляют собою известную форму бреда. В средние века особенно распространен был бред одержимости дьяволом; страдавшие этим бредом подвергали себя нередко самым жестоким истязаниям для изгнания нечистой силы. Гораздо интереснее по своей близости к нам явления С., игравшие большую роль в истории нашего раскола (см. выше Самоистребление). С. на почве фанатизма также встречается на Руси (вериги, самопоранение и т. п.). Членовредительство для уклонения от воинской повинности навряд ли можно отнести к С. Об С. в форме оскопления см. Скопчество. Ср. Максимов, "Сибирь и каторга"; Ch. R ichet, "L'homme et l'intelligence" (1884); Legrand de Saull, "L'état mental des Hysteriques"

И. Оршанский.

Самойлов Александр Николаевич

(граф, 1744—1814) — госуд. деятель. Haчав службу в 1760 г. рядовым, С. отличился в первую и вторую турецкие войны; участвовал в комиссии, судившей Пугачева; в 1781—83 гг. командовал Таврическим егерским корпусом. В 1792 г. Екатерина II назначила его генерал-прокурором и государственным казначеем; в этих должностях он пробыл до смерти императрицы. С воцарения Павла I о нем ничего не известно. В 1793 г. С. явился в сенат одним из ярых противников комедии Княжнина "Вадим Новгородский" и принимал меры к ее уничтожению. Ср. Иванов. "Опыт биографии генерал-прокуроров и министров юстиции" (СПб., 1864).

Самойлов Александр Филиппович

— физиолог, р. в 1867 г. По окончании курса на медицин. факульт. Дерптского университета, защитил диссертацию на степень доктора медицины: "Ueber das Schicksal des Eisens im thierischen Organismus" (1892). До 1894 г. работал в Институте экспериментальной медицины в СПб. под руководством проф. И. П. Павлова. С 1894 г. был назначен сверхштатным лаборантом при кафедре физиологии Московского университета. С 1896 г. читал здесь лекции в качестве приват-доцента до 1903 г. В 1903 г. был назначен профессором физиологии Казанского университета. Печатные труды: "Определение ферментативной силы жидкостей, содержащих пепсин по способу Метта" ("Арх. Биологич. Наук", т. II, 1893); "Ueber den maxim alen Tetanus der quergestreiften Muskeln" ("Arch. für Anat. und Physiolog.", 1898); "Ueber die eigentliche elektromotorische Kraft des muskulären Demarkationsstromes" ("Arch. für d. ges. Physiologie", 1899); "Beiträge zur Elektrophysiologie des Herzens" ("Arch. f. Anat. u. Physiol.", 1906) и др.

Самойлов Леонтий Маркович

(† в 1853 г.) — писатель. Был членом ученого комитета министерства финансов. В 1851 г., когда открылась в Лондоне всемирная выставка, на С. было возложено составление описания русского ее отдела. Из трудов С. более известны: "Атлас промышленности Московской губернии" (М., 1845), "Обзор хлопчатобумажной и шерстяной промышленности и русского отделения на Лондонской выставке", "О шелковых фабриках" ("Собрание материалов для истории и статистики России").

Самойлов Яков Владимирович

— минералог. Род. в 1870 г. Окончил курс физико-мат. факультета Новороссийского университета в 1893 г. В 1902 г. избран на кафедру минералогии в Ново-Александрийском институте. Труды С.: "Турьит и сопровождающие его минералы из Успенского рудн., в южном Урале" ("Bull. d. Natur. d. Moscou", 1899); "К вопросу об условиях залегания и парагенезисе железных руд центральной России" (ib.); "Углекислые минералы из Бакальских рудн., в южн. Урале" ("Зап. Спб. Мин. Общ.", 1900, XXXVIII); "Ue ber Hydrogö thit, ein bestimmtes Eisenoxydhydrat" ("Zeitschr. f. Krystall.", XXXV); "К минералогии Бакальского рудного месторождения" ("Зап. Спб. Мин. Общ.", 1901, XXXIX), "Материалы к кристаллографии барита. ("Bull.d. Natur. d. Moscou", 1902, магистерская дисс.); "Современ. взгляд на кристаллическое вещество" ("Зап. Ново-Алекс. Инстит. С. X.", 1903); "О соотношении между спайностью и обликом кристаллов" ("Зап. Спб. Мин. Общ.", 1904); "Введение в кристаллографию" (M., 1906).

Самойлович В.

— псевдоним писательницы С. П. Соболевой (см.).

Самойлович Данило Самойлович

(1746—1805) — д-р медицины, член медицинской коллегии и многих иностранных академий, известный своими работами о чуме: микроскопическим исследованием и привитием чумы впервые доказал заразительность ее через соприкосновение. Из Киевской академии поступил в Московский генеральный госпиталь учеником, откуда в СПб. адмиралтейский госпиталь, где получил в 1767 г. степень лекаря. В Лейдене получил степень доктора медицины, в Париже и Страсбурге изучал акушерство. По возвращении из-за границы признан медицинской коллегией доктором медицины, а в 1793 г. назначен главным доктором карантинов на юге. Им представлены на имя императрицы в 1783 г. три записки на франц. языке, в которых он предлагал: в одной — прививание болезни ("Memoire sur l'inoculation de la peste avec la description de trois poudres fumigat i ves antipestielles", Страсбург, 1732), в другой — употребление курительных порошков, в третьей — обтирание тела льдом ("Lettres sur les experiences de frictions glaciales pour la guerison de la peste et autres maladies putrides", Пар., 1781). Им описана эпидемия чумы в России в 1771 г. и в особенности в Москве ("Memoires sur la peste qui en 1771 ravagea l'empire de Russie et surtout Moscou la capitale", Пар., 1783, то же по нем. в Лпц., 1785). Впоследствии С. описал свои микроскопические исследования о чуме на русск. и франц. яз.: "Краткое описание микроскопических исследований о существе яда язвенного" (СПб., 1792), "Opuscules sur la peste, qui en 1771 ravagea Moscou avec un discour aux el è ves des hopitaux russes" (Пар., 1787). Им составлено: "Начертание для изображений в живописи пресeченной в Москве моровой язвы" (CПб., 1795).

Самойлович Иван

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самойловка

(Три острова) — сл. Саратовской губ., Балашевского у.; ст. ж. д. Отпуск хлебных грузов (1760 тыс. пд.), особенно пшеницы (1186 тыс. пд.). Жит. 11000.

Самойловы, артистическая семья

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самойловы, графский и дворянские роды

По семейным преданиям графов С., родоначальник их белорусский шляхтич Никита Самуйко, герба Сулима, выехал в Россию в первой половине XVI в. Варфоломей Лаврентьевич С. был при Петре Великом воеводою в Переяславле Залесском; из внуков его Николай Борисович († 1791) был сенатором, а Александр Борисович — правителем Владимирского наместничества (1778). О сыне первого из них, Александре, см. выше. Его потомство пресеклось в 1842 г. — Другой род С., восходящий в последней четверти XVII в., внесен в VI ч. род. кн. Курской губ. (Общ. Гербовн., IX), а третий происходит от Карпа С., стрелецкого головы в Сибири (Общ. Гербовн., XI, 35).

В. Р.

Самокат

— иллюстрированный еженедельный журнал самокатного (велосипедного) дела, выходит в С.-Петербурге с 1894 г. Издатели-редакторы: А. И. Орловский, потом Н. А. Орловский, соиздатель П. А. Орловский.

Самокаты

довольно известная площадь на территории Нижегородской ярмарки (в Нижн. Новгороде.), где помещаются дешевые ярмарочные увеселительные места, а также отчасти и разные темные притоны.

Самоквасов

Дмитрий Яковлевич — юрист и археолог, род. в 1843 г. Окончил курс по юридическому факультету Петербургского университета; был доцентом, потом проф. истории русского права в Варш. унив.; теперь состоит управляющим моск. архивом м-ва юстиции и экстраординарным профессором истории русск. права в Моск. унив. В течение многих лет С. производил археологические раскопки в разных местностях России и много сделал для выяснения численности городищ. Богатая коллекция археологических предметов, собранных С., передана им в 1891 г. в Императорский Русский исторический музей (в Москве). Соч. С.: "Заметки по истории русского государственного устройства и управления" (1870), "Древние города России", (1873), "Историческое значение городищ" (в "Трудах III археол. съезда в Киеве" (т. 1, 1878), "Сборник обычного права сибирских иногородцев" (1876), "История русского права" (1878—88 гг.), "Основания хронологич. классификации отечественных древностей" (прилож. к каталогу древностей, собр. С.), "Исследования по истории русского права (М., 1896 — перепечатка "Истории русского права"), "Государственные архивы Зап. Европы и реформа архивов в России" (1900). Ученая критика не признает за трудами С. по истории русского права научных достоинств. Большие нападения вызывает деятельность С. и в качестве управляющего московским архивом министерства юстиции: отвергнув систему научной разработки материалов архива, которой придерживались предшественники его по этой должности — Н. В. Калачев и Н. А. Попов, — С. все силы архива направил на составление канцелярских описей, для науки совершенно бесполезных.

Самокиш

Николай Семенович — баталический живописец, рисовальщик и аквафортист, род. в 1860 г., учился в нежинской гимназии, из которой, в 1879 г., перешел в ученики Имп. Академии худ., где в 1884 г. был награжден мал. золот. медалью за написанную по конкурсной программе картину "Эпизод из битвы при Малом Ярославце, в 1812 г." и в 1885 г. удостоен больш. зол. медали за исполнение программы "Русская кавалерия, возвращающаяся после атаки на неприятеля в 1812 г.". После того, состоя пенсионером академии с 188 5 по 1888 г., совершенствовался в Париже под руководством Детайля и дважды ездил на Кавказ с целью собирания материалов для картин, заказанных для тифлисского музея, и для рисунков, изображающих пребывание имп. Александра III и его супруги в Тифлисе. Им исполнено большое количество рисунков (преимущественно черченных пером) для различных иллюстрированных изданий, между прочим для описаний коронования имп. Александра III и ныне благополучно царствующего Государя Императора. Упражняясь в первую пору своей деятельности аквафортным гравированием, он выпустил в свет до 30-ти листов, изображающих преимущественно бытовые сцены, в которых участвуют солдаты, крестьяне и лошади.

Самоков

(турецк. Самако, болгарск. Самаков, Самоков) — гор. в юго-зап. части Болгарии, в Софийском окр., на правом берегу р. Искера, на высоте 937 м над морем, на возвышенной плоскости между вершинами Витошем и Рилом (Рило-даг). 5 церквей, 12 мечетей, богословское училище, женский монастырь; жителей (1888) 9658, в том числе около 10% испанских евреев. Несколько десятков лет тому назад С. славился своими железными изделиями, производство которых в настоящее время незначительно. Выделка сафьяна и других кожевенных товаров, производство сукон, позументов и др.

Самоконтрагирование

— см. Самовступление.

Самокрещенцы

— последователи беспоповщинского толка, в учении которого основной является та мысль, что каждый христианин должен сам совершать над собой таинство крещения. Происхождение толка относится к концу XVIII в.; основателем его, по словам Ф. Лопатинского, был "простой мужик" Роман Даниловец. Толк С. составляет отрасль нетовщины, последователи которой решили вопрос о таинствах принципиально в том смысле, что теперь благодать взята на небо и, стало быть, таинств нет. Так как таинство крещения нельзя было, однако, совершенно отвергнуть, не потеряв права именоваться христианами, то большинство нетовцев пришли к той мысли, что за совершением этого таинства можно обращаться к духовенству православной церкви. Такое решение вопроса о способе совершения крещения дало повод к выделению толка С .: во всей строгости придерживаясь учения о наступлении царства антихриста, С. решили вопрос о крещении в смысле самокрещения. Впоследствии в таком же направлении решен был ими вопрос и о совершении таинства брака. Формула совершения таинства крещения и брака у С. — личная ( т. е . крещаюся аз, раб Божий... венчаюся аз, раб Божий...). Переходящих из православной церкви С. не перекрещивают. Они совершают богослужение без пения, чтобы лишить его торжественности, не подобающей в антихристово время. Из учения об антихристе они не делают тех практических выводов, которые привели к образованию толка странников. Наиболее полно выражено учение С. в сочинении "Истинный и неложный путь ко спасению" Тимофея Бондарева (выдержки из этого сочин. в ст. "К материалам для истории раскольнической литературы", "Русский вестник", 1863 г., сент.). В настоящее время самокрещения фактически не бывает, так как новорожденных у С. крестят повитухи (откуда толк получил еще название бабушкина согласия). Последователей этого учения немного (в Среднем Поволжье). Из толка С. выделились в виде отдельных отраслей дырники (см.) и средники (см.), удержавшие основной пункт учения о крещении.

Самокрутка

или самоходка — так называется на севере России девушка, вышедшая замуж без дозволения и ведома родителей, как говорится, убегом, уходом; затем С. называется и самый брак, заключенный без ведома родителей. При обыкновенном браке совершается, по общепринятому обычаю, в то время, как молодая после венчания выходит из церкви на паперть, особый обряд, называемый окрутка, или крутня: он состоит в том, что "сватья крутельщица" "крутит" (заплетает в две косы) молодой волосы и затем "крутит" (одевает) ей на голову повойник. С. при отсутствии сватьи крутельщицы сами подбирают свои волосы под повойник (отсюда и название С.) и при этом не заплетают их в две косы, а оставляют по-девичьи одну косу; поэтому С. называют и тех замужних женщин, которые имеют обыкновение носить волосы в одну косу. Заключение брака С. довольно сильно распространено среди крестьян северных губерний России, что объясняется многими причинами. Часто С. заключаются во избежание подневольного брака; во многих случаях поводом к С. служит нежелание родителей выдавать дочерей в замужество, чтобы не лишиться даровой рабочей силы; иногда браки С. заключаются вследствие того, что обычная свадьба в крестьянском населении вызывает непосильные для многих расходы на угощение; наконец, такие браки заключаются и тогда, когда, по местному выражению, "женихи идут на перебой", т. е. если несколько женихов сватаются за одну невесту. К бракам С. прибегают и молодые старообрядки вследствие бесправного положения жен у раскольников; в таком случае венчание часто совершается в православной церкви. При заключении брака С. жених по предварительному соглашению с девицей тайно увозит ее, причем случается, что родители невесты устраивают погоню и отбивают дочь. Часто невеста увозится с посиделок, супрядок и т. п. В большинстве случаев С. носят характер тайны для родителей, но в некоторых местах заключение браков без участия родителей бывает совершенно открытое. Оканчиваются браки C. "покорою", т. е. новобрачные должны вымолить прощение у родителей невесты.

Самолет

или самолетный стан — ручной ткацкий станок с приспособлением для более удобной перекидки челнока (см. Ткацкий станок).

Самоловная снасть

— крючковая рыболовная снасть, состоящая из хребтины в 10 саж. длины, к которой привязываются на поводцах крючки до 4 дм длины, на расстоянии от 6 до 9 врш. друг от друга; через каждые 5—6 крючков привязываются поплавки, сделанные из коры осокори. С. снасть ставится во всякое время года, поперек течения, причем поплавки удерживают хребтину в определенном относительно дна расстоянии; крючки свешиваются от хребтины вниз и смотрят острием кверху. Эта снасть ловит по преимуществу красную (см.) бесчешуйную рыбу, цепляющуюся за крючки своим телом, и отчасти белорыбицу (см.). С. снасть признается многими очень вредною ввиду того, что срывающаяся с крючков израненная рыба погибает для человека непроизводительно.

Самоловы

— самодействующие снаряды для ловли зверей, птиц и рыб (см. Ловушка). О вреде С. см. Ловля дичи (там же). С., или сидебка, употребляемая зимой для ловли рыбы (белорыбицы, окуня, судака), состоит из поставленных на лед трех тонких жердей, связанных в вершине вместе, называемых козлом; сверх козла накладывается длинная жердь (2 ½ саж.) с утолщением (охлудом или оцепком) на одном конце; к тонкому ее концу, обращенному к вырубленной проруби, привязывается леса с грузилом и обыкновенным крючком (наживляемым мелкой рыбой), или кормаком — оловянною рыбкой, из конца головы которой выходит крючок (наживляемый сазаньей чешуею). У самой проруби примораживается дуга, за которую задевается перекладиной привязанная к верхней части лесы палочка — чибик; едва рыба, взяв наживку, потянет за лесу, перекладина освобождается, тяжелый конец жерди перевешивает и пойманная рыба подводится, таким образом, к проруби.

Самолюбие

— сознание собственных достоинств и способностей и вытекающее отсюда стремление к проявлению их в разнообразных отраслях деятельности и требование признания их со стороны других. Так как правильная самооценка очень трудна, то С. часто бывает ложным, т. е. человек требует от других признания за ним таких качеств и достоинств, которыми не обладает. О С. в более глубоком философском смысле см. Эгоизм.

Самон

— св. мученик, уроженец гор. Едессы; вместе с братом Гурием удалился в гонение Диоклетиана и Максимиана в уединенное место, не переставая наставлять в вере, кого мог. За проповедь Христа С. и Гурий заключены были в темницу и после жестоких пыток обезглавлены, в 306 г. Память 15 ноября.

Самонаблюдение

— направление внимания на собственные психические процессы, на деятельность нашего мышления, на наши чувствования и волевые импульсы. С., иначе внутренний опыт, противополагается внешнему опыту, изучению вне нас совершающихся явлений посредством органов чувств, и является главным источником нашего познания психических процессов. См. Психология.

Самонагревание

— см. Железо и Критические точки стали и железа.

Самонагревание

у растений — прямое последствие акта дыхания, лишь в редких случаях достигающее значительной величины. Причин тому несколько. Прежде всего строение растений направлено главным образом к увеличению наружной поверхности, что неизбежно влечет за собою значительную потерю теплоты путем излучения; затем растения постоянно испаряют массу воды, что также должно охлаждать их; далее, в большинстве случаев главная масса тела растений, напр. древесных пород, состоит из мертвых клеток, наполненных только водой и воздухом, живых же клеток, богатых плазмою и способных служить источником С., в них сравнительно немного. Ввиду всего этого понятно, что растения обычно имеют температуру окружающей среды, повышения же собственной температуры их можно ожидать только в таких случаях, которые представляли бы условия, обратные вышеуказанным. Так, действительно, и оказывается. Превосходный и давно известный пример в этом отношении представляют соцветия многих ароидных. Соцветие состоит из прикрытой особым окрашенным листом длинной мясистой оси, в которой резко различаются три части: верхняя, бесплодная, в форме длинного вальковатого окончания оси, имеющего гладкую поверхность; средняя, покрытая мужскими цветками, и нижняя, покрытая женскими цветками. Обе последние части соцветия представляют весьма значительную наружную поверхность, образованную органами многочисленных цветков, вследствие чего происходит большая потеря теплоты путем излучения, а равно и вследствие испарения воды. В верхней, бесплодной части условия сохранения теплоты гораздо более благоприятны. Соответственно этому оказывается, что в среднем и нижнем поясах С. вообще незначительно, в верхнем же оно достигает в период цветения температуры выше 40° Ц. Аналогичный этому пример представляют прорастающие в массе семена, при чем также наблюдается значительное С. их. Дыхание низших растений — грибов и бактерий, — а равно и заменяющий его акт брожения также нередко служат источником значительного С. При прорастании ячменя повышение температуры бывает особенно значительно (до 64,5°!) в том случае, если на нем развивается плесеневый грибок Aspergillus fumigatus. Незараженный этим грибком ячмень нагревается при прорастании не выше 40°. Образование тепла в разлагающемся навозе, корье и т. п. является также следствием жизнедеятельности низших растений, грибов и бактерий. Иногда повышение темпер. в подобных случаях бывает столь значительно, что происходит самовоспламенение. Это случается напр. с хлопком и т. и. веществами, когда они сохраняются большими массами в недостаточно сухом состоянии. Как может произойти собственно самовоспламенение, не совсем еще ясно. Возможно, что внутри кучи, куда кислород воздуха не имеет доступа, образуются путем брожения легкогорючие газообразные вещества, которые затем воспламеняются в наружных частях кучи, при соприкосновени с кислородом воздуха.

Д. И.

Самонакаливание

— см. Железо и Критические точки стали и железа.

Самообразование, журнал

— иллюстрированный ежемесячный учено-литературный журнал, издавался в С.-Петербурге М. Ханом с мая 1863 г. по октябрь 1866 г. В виде приложения к нему выходило "Легкое чтение", в 1863—1864 гг.

Самообразование, способ обучения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самооплодотворение в зоологии

— оплодотворение яиц живчиками того же животного. Несмотря на то, что гермафродитизм весьма обычное явление в животном царстве, С. встречается весьма редко. Биология рассматривает С. как явление вредное. Если спаривание родственных по крови особей ведет к ряду вредных для потомства последствий, то С. в этом отношении должно отзываться еще сильнее. При скрещивании двух особей неродственных недостатки одной особи могут сглаживаться в потомстве, если другая особь ими но обладала, но при спаривании родственных особей эти недостатки могут быть свойственны обеим и потомству передаться в усиленной степени. Это рассуждение применимо и к С.: дефекты половых клеток — мужских и женских одной и той же особи — еще скорее могут оказаться тождественными, чем дефекты половых клеток двух родственных особей. Поэтому природа и избегает С., достигая этого весьма простым путем — именно разновременностью созревания мужских и женских продуктов у гермафродитных особей. Только в том случае, когда животное ведет, напр., паразитический образ жизни, при чем по условиям развития и заражения хозяина зачастую может оказаться в теле его в одиночестве, то природа как бы оказывается вынужденной допустить С. Явление С. мы встречаем несомненно у ленточных глист и, может быть, у некоторых сосальщиков. Ленточные глисты (см.) представляют цепочку из члеников — проглоттид, причем передние членики — более молодые; каждый обладает мужскими и женскими органами, открывающимися чаще всего на боку членика в особое преддверие (atrium), причем мужской проток снабжен совокупительным придатком (cirrus). У этих глист наблюдались разнообразные случаи С .: или одной проглоттиды с другой проглоттидой той же особи, или же С. одной и той же проглоттиды. Наконец, есть такие ленточные глисты, у коих два половых гермафродитных аппарата в каждом членике, и в таком случае иногда одна сторона проглоттиды оплодотворяет другую. Естественно, что те же самые глисты могут оплодотворяться и другими особями, если их бывает не одна в теле хозяина. Конечно, нельзя отрицать возможности С. и в других случаях, когда мужские и женские половые продукты развиваются на одной и той же особи и могут встретиться в теле животного, как это может иметь место у губок, полипов, мшанок, но это возможно, конечно, при условии одновременности созревания этих продуктов. Если С. яиц особи ее же живчиками явление редкое и исключительное, то оплодотворение особей одной колонии особями той же колонии, по-видимому, довольно обычное явление у всех колониальных форм, хотя некоторые колонии гидроидных полипов бывают и двудомными, т. е. все особи каждой колонии только одного пола.

В. М. Ш.

Самооплодотворение в растениях

происходит в таком случае, когда пыльца обоеполого цетка попадает на рыльце того же самого цветка (самоопыление), прорастает на нем и затем производит оплодотворение (см.) семяпочек того же цветка. С. (и самоопыление) встречается довольно редко (напр. в клейстогамных цветках); оно заменяется перекрестным оплодотворением (см.).

С. Р.

Самоопыление

— см . Самооплодотворение.

Самоочищениe рек

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самоощущение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самопал

(стар.) — название пищали с замком и огнивом. Составные части и названия их те же, что и у пищалей (см.). У конных воинов С. привешивался к седлу с правой стороны.

Самопишущие приборы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самоплавы

— см . Плавные сети.

Самоподобны

— см . Самогласны и Самоподобны.

Самопокрытие

— возникает на почве права удержания (jus retentionis) со стороны ретинента (см.). Реализуя заложенную ему ценность, он пользуется правом покрыть вырученной суммой долг, лежащий на залогодателе, который при закладе вещи предоставляет залогодержателю право такого С.

Самопроизвольные движения у растений

см. Передвижение органов растений и Передвижение низших организмов.

Самопрялка

— см . Прядение.

Саморазвитие

(в смысле évolution spontané e) — см. Эволюция.

Самори

— сев.-африканский завоеватель (1835—1900), негр, родом с верховьев Нигера, торговец невольниками в Биссандугу, с 1870 г. правитель этого городка. С 1874 г. он стал предпринимать военные экспедиции и к 1882 г. был властелином целой империи Самори, расположенной в верховьях Нигера. Он принял титул Эмир эль Муменин (властелин верных), сокращенно — Альмами. В 1882 г. произошло первое столкновение С. с французами, в котором он был разбит. В 1883 г. он совершил неудачное нападение на французский форт Баммако. В 1887 г. по договору, заключенному его сыном в Париже, он уступил Франции все свои владения по левому берегу Нигера и признал французский протекторат над остальными. С 1891 г. начался новый ряд его столкновений с французами, отнимавшими у него одну территорию за другой. В 1898 г. он был взят в плен и через два года умер. Царство его присоединено к французским владениям. См. M é vil, "Samory" (П., 1899); Gatelet, "Histoire de la conqu ête du Soudan franç ais. 1878—99" (П., 1901).

В. В—в.

Самород

— см . Фосфорит.

Самородные металлы

— такие ископаемые металлы, которые представляют собой химически простые тела и могут находиться лишь в механической смеси с другими минералами. Из более часто встречающихся относятся к С. золото, серебро, платина, ртуть, медь, железо и полуметаллы — мышьяк, сурьма и висмут; из редких — свинец, олово и теллур (см.). Большей частью они являются в аморфном состоянии, являясь в виде разного рода пластинок, зерен, сеток, угловатых кусков, слитков и т. п. Самые кристаллы обыкновенно очень несовершенны: тусклы, неправильны, с тупыми, как бы обтертыми или оплавленными ребрами, хотя и взяты из коронных месторождений. Большинство С. образует кристаллы правильной системы; только мышьяк, сурьма, висмут и теллур кристаллизуются по ромбоэдрическому отделению гексагональной системы.

П. От.

Самос

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самос (дополнение к статье)

(см.) — княжество, находящееся в вассальных отношениях к Турции и состоящее под покровительством Франции, Великобритании и России. По переписи 1902 г. (жителей 53424, из них 1197 иностранцев (1080 греков); кроме того до 15000 самосцев живут в Малой Азии. Грсуд. бюджет 1905—6 гг.: доходы — 2,8 млн. пиастров, расходы — 3,3 млн. п., в том числе 300 т. п. дани Турции; госуд. долг — 2,2 млн. пиастров.

Самосадочная соль

— см. Соль.

Самосата

— гл . гор. сирийской провинции Коммагены, на западном берегу Евфрата, ныне Самсат; родина Лукиана и Павла Самосатского, последователи которого называли себя самосатцами.

Самосейка

— под этим именем вообще известно довольно большое число разноименных растений, а именно тех, которые развивают большое количество мелких (напр. мак) или легкоподвижных (летучих) семян (напр. клоповник) и легко размножаются ими. Обыкновенно от одного экземпляра таких растений на другой год уже возникает довольно большое число их. Иногда растения-С. сильно засоряют почву и являются поэтому надоедливыми сорными растениями, как напр. мокричник, укроп, мак, пастушья сумка, сурепка (дикая редька), пух (Apera spica venti), василек, куколь, лебеда, марь и мн. др.

С. Р.

Самосознание

— психический акт, посредством которого мы из суммы сменяющихся представлений о внутренней нашей душевной деятельности и о внешних ее проявлениях заключаем о непрерывности, тождестве и единстве своей духовной и физической личности или нашего "я". См. "Я".

Самострел

(стар.) — название лука, вделанного в деревянную соху (приклад) с полосою (ложею). При стальном луке тетива С. делалась из толстой веревки или из воловьих жил и спускалась с помощью особого ворота, который назывался коловратом самострельным. Величина С. была иногда необыкновенна: у половецкого хана Кончака "бяху луци тузи самострелнии, одна 50 мужь можашет напрящи". С. употреблялись для бросания стрел и камней (напр. под Москвой Тохтамышем в 1382 г.) и были московского и псковского дела, "большие болтовые", "железные с храпами" и др. В Зап. Европе С. был известен под названием арбалета (см.). Во время первого крестового похода арбалет входил в вооружение крестоносцев и затем распространился по всему континенту. Он считался по свойству наносимых им ран настолько жестоким и бесчеловечным оружием, что папа Иннокентий III запретил его в войнах против христиан, но разрешил поражать им иноверных. Арбалет имел много неудобств и не мог конкурировать с луком; тем не менее он употреблялся как военное и охотничье оружие даже долгое время спустя после изобретения пороха. В России С. в первобытном его виде до сих пор употребляется северными зверопромышленниками, настораживающими его на звериных тропах таким образом, чтобы тетива спускалась и стрела попадала в животное в тот момент, когда оно задевает за протянутый от спуска С. поперек тропы шнурок — симку [Таким же образом настораживаются промышленниками и ружья.]. Стрелы для таких С. делаются с костяными или железными наконечниками. С. устанавливаются как на крупных, так и на мелких животных; в последнем случае делается иногда особое приспособление, посредством которого животное, пораженное стрелою, поднимается ею на воздух во избежание порчи хищниками. См. К. Носилов, "Лоси в Сев. Урале" ("Природа и охота", 1890, X); А. Силантьев, "Обзор промысловых охот в России" (СПб., 1898).

С. Б.

Самосуд

— расправа с преступником, застигнутым на месте преступления или преследуемым по горячим следам, со стороны лица, потерпевшего от преступления; в такой расправе принимают участие и лица посторонние, но во всяком случае помимо законом признанной власти. С. над преступниками, соответствующий американскому суду Линча (см.), довольно распространен в крестьянской среде. Описания самосуда, встречающиеся в печати, не дают полного понятия о его распространенности; они относятся лишь к случаям исключительным, замечательным по жестокости расправы. Среди крестьян распространено наказаниe С., обыкновенно позорящее, лиц, уличенных в прелюбодеянии, воровстве и т. п. проступках. Известны случаи С. за растрату общественных денег: виновного заставляли идти босыми ногами по колючим растениям. Встречается крестьянский С. и над лицами, заподозренными в колдовстве. Во время Отечественной войны 1812 г. крестьяне одной деревни совершили С. над своим односельчанином за доставление французам муки. По своей жестокости выдаются С. над поджигателями и особенно конокрадами. Одному конокраду крестьяне вбили в пятки по нескольку гвоздей, в другом случае с головы вора содрали кожу и т. д. Бывал С. и над заведомыми преступниками, освобожденными от суда за недостатком улик. О самосуде по обычному праву в области имущественных отношений см. Грабеж. Ср. Якушкин, "Обычное право, библиографический указатель" (1875—92).

Самоубийство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самоуправление

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самоуправление (дополнение к статье)

С. в России, земское и городское, в последние годы XIX века и первые XX века, все более и более стеснялось правительством (особенно во время министерства Плеве), видевшим в "земцах", т. е. в гласных земства, и в "третьем элементе", т. е. в служащих в земствах, опасную в политическом отношении группу. Все либеральные и радикальные элементы русского общества, напротив, были горячими сторонниками развития местного С. Для них в последние годы особенно выдвинулся в вопросе о С. один частный вопрос: вопрос о мелкой земской единице, т. е. самоуправляющейся (наподобие уезда) значительно более мелкой, чем уезд, всесословной единице (приближающейся к волости). — При образовании политических партий в России в 1905—06 г. сторонниками С. оказались все левые партии. Соц.-демократическая требует в своей программе широкого местного самоуправления и областного самоуправления для тех местностей, которые отличаются особыми бытовыми условиями и составом населения; соц.-революционеры — широкой автономии областей и общин, как городских, так и сельских; возможно большого применения федеративных отношений между отдельными национальностями. Трудовая группа в проекте платформы, опубликованном в ноябре 1906 г., требует "повсеместного введения городского, земского и сельского самоуправления на основах всеобщего избирательного права с прямой, равной и тайной подачей голосов, без различия пола, веры и национальности, и сосредоточения в ведении местного С. всех дел местного характера: земельных, хозяйственных, просветительных, административно-полицейских". Народно-социалистическая партия в проекте программы (август 1906 г.) обязуется добиваться: "а) повсеместного введения организованного на широких демократических началах земского, городского и сельского С., с передачей в его ведение всех местных дел (в том числе и полиции); б) введения в тех местностях, где этого пожелает население, национально-областной и областной автономии". Конституционно-демократическая партия тоже требует широкого С., основанного на всеобщем, прямом, равном и тайном голосовании. Того же требуют и партия демократ. реформ, и партия мирного обновления, ограничивающие только всеобщее голосование требованием двухлетней оседлости. О "расширении прав и круга деятельности местного земского и городского С.", об устройстве мелкой земской единицы, о "распространении начала С. по возможности на все местности Империи, с привлечением к участию в самоуправлении возможно широкого круга лиц", но при условии сохранения политического единства России, говорит и программа Союза 17 октября. Гораздо осторожнее говорят о С. торговые партия, безусловно подчиняющие его единству России, на котором они особенно настаивают, и либо совсем не говорят, либо относятся к нему отрицательно партия правового порядка и разные "монархические" партии.

Литература. С. Hugo, "Die deutsche St ä dteverwaltung" (Штутг., 1900); H. L in-demann (Hugo), "Arbeiterpolitik und Wirtschaftspflege in der deutschen Stä dteverwaltung" (Штутг., 1904); "Мелкая земская единица. Сборник статей" (1-й т. — 2 изд., 2-й т. — 1-е изд., СПб., 1903); В. М. Гессен, "Вопросы местного управления" (СПб., 1904); Ad. Da-maschke, "Aufgaben der Gemeindepolitik. Vom Gemeinde-Sozialismus" (4 изд., Иена, 1901; есть русск. пер.); В. Ф. Тотомианц, "Муниципализация промышленных предприятий" (М., 1902); H. H. Авинов, "Опыт программы систематического чтения по вопросам земского самоуправления" (Москва, 1905). В Москве с конца 1906 г. выходит ряд брошюр под общим названием "Самоуправление": № 1. Ачадов, "Взгляды социалистич. партий на самоуправление". № 2. Его же, "Третий элемент". № 3. Его же, "Госуд. власть и местное самоуправление". В конце 1906 г. объявлено о предстоящем выходе в Москве журнала "Самоуправление". Отношение русских политических партий к вопросу о С. см. в "Сборнике программ политических партий в России", изд. под ред. Водовозова (7 вып., СПб., 1906).

В. В—в.

Самоуправство в угол. праве

— один из наименее определенных терминов действующего русского уголовного законодательства. Ст. 142 уст. о наказ., налаг. мировыми судьями, говорит: "за С., а равно за употребление насилия, однако без нанесения тяжких побоев, ран или увечья, виновные подвергаются аресту не свыше трех месяцев". Таким образом, закон понятия С. не определяет и как бы противополагает его понятию насилия, почему возникают вопросы: возможно ли С. без насилия и есть ли это проступок против личности, или же мыслимо С. и против чужой собственности, без насилия над личностью? Сенат в своей обширной и непоследовательной практике по настоящему предмету разрешает оба вопроса в общем утвердительно, но комментаторы (Неклюдов, Фойницкий) держатся противоположного взгляда. С особенной подробностью разработано понятие С. у Неклюдова ("Руководство к особ. части", т. I, стр. 124—133). Историческое развитие идеи С. показывает, по его мнению, что основной его признак — насилие. Так смотрело на С. уложение о наказ, изд. 1857 г., так смотрит на него и устав о наказ., трактующий о нем в главе XI — "об оскорблениях чести, угрозах и насилии", в отделении втором этой главы — "об угрозах и насилии". Поэтому самоуправное распоряжение чужой собственностью в таком только случае может быть подводимо под 142 ст. уст. о нак., когда оно соединено было с насильственными действиями над личностью. Отличие С. от насилия вообще состоит в том, что при С. насильственные действия направляются на достижение такого результата, на который виновный имеет законное право, насилие же вообще предполагает и цель противозаконную. К С. относятся, в частности, и наказуемые случаи нарушения домового права — вторжение в чужое жилище и разнообразные насильственные поступки домохозяев в отношении жильцов. Вторжение в чужое жилище в уложении изд. 1857 г. предусматривалось особыми постановлениями, а в издании 1866 г. все эти постановления показаны замененными ст. 142 миров. устава. Проект угол. улож. (1895) заменяет термин С. термином самоуправное принуждение и вносит в самый текст признаки этого понятия, "так как одно только названиe С. благодаря полной житейской неопредленности этого выражения может вызвать, как свидетельствует опыт нашей судебной практики, весьма значительные затруднения" (объясн., т. VI, стр. 506). Отличие самоуправного принуждения от принуждения простого (см.) заключается, по проекту, во внутренней стороне деяния — в намерении виновного достигнуть принуждением осуществления своего действительного или предполагаемого права. Наказ. — арест или пеня до 300 р. вместо тюрьмы. Из нарушений домового права проект образует самостоятельное преступное деяние.

К.-K.

Самоуправство как защита прав

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самоучитель стенографии

— стенографическая еженедельная газета, выходившая в С.-Петербурге в 1866—67 гг. Издатель-редактор А. Н. Артоболевский.

Самофракия

(Σαμοθράκη или Σάμος Θρηϊκίη) — о-в в Эгейском море, один из так наз. "северных Спорадов", в 5½ мили от фракийского берега, против устья Гебра (Марицы). На С. гора Саока, вышиной в 1600 м. С. упоминается уже у Гомера. Относительно древнейших жителей о-ва и времени его заселения известия крайне противоречивы. Одни считали жителей о-ва автохтонами; по Геродоту (см.) они — пеласги, по другим — дарданы, аркады или троянцы. Существует мнение и о выходцах из Самоса, стремящееся объяснить этим имя о-ва. Для него имеется еще множество других объяснений, производивших его, между прочим, из варварского языка амазонок, посвятивших о-в Матери богов; на этом языке его имя будто бы означает "священный о-в". В политической истории С. почти совсем не упоминается; зато она имела большую известность в области религиозной, как одно из знаменитейших мест почитания "Великих богов" — кабиров. Происхождение их имен и культа, как теперь общепризнано, семитическое. Его характер — мистический; по значению самофракийские мистерии приравнивались к елевзинским. Орфей, Одиссей и Агамемнон были, по преданию, посвящены в них; Филипп Македонский и Олимпиада, позже — некоторые выдающиеся римляне принимали это посвящение. Самофракийцы упоминаются Геродотом как участвовавшие в Саламинской битве на персидской стороне. В эту эпоху им принадлежали некоторые пункты на материке. В эпоху Суллы известно страшное разграбление о-ва пиратами, при чем особенно пострадал храм, знаменитый своими богатствами. Святилище кабиров и прилегающие к нему здания исследованы дважды австрийскими археологическими экспедициями. Ср. Conzc, Hauser и Niemann, "Archaeologische Untersuchungen auf Samothrake" (Вена, 1875); они же, "Neue archaeol. Untersuchungen auf S." (Вена, 1880). На С. найдена знаменитая статуя Ники, служащая украшением Луврского музея.

А. Щ.

Самоцветные камни

— см . Драгоценные камни.

Самочёс

— карданная шина для хлопка с движущимися шляпками (см. Кардование).

Самочувствие

или самоощущение — душевное состояние, слагающееся из нашей растительной, нервной и духовной деятельности в данный момент. На С. преобладающее влияние имеют факторы растительной жизни человека, равновесие функциональных отправлений тканей и клеток тела и связанное с ним нормальное питание нервной системы. Всякое отклонение от нормы отражается в форме угнетенного или повышенного С.

Самош

(Szamos) — левый приток р. Тисы в Венгрии, образуется от слияния двух речек, Большого и Малого С. Первый берет начало в Роднайских горах и под Деешем (De é s) соединяется со вторым, который в свою очередь составляется из двух вытекающих из Бигарских и Араньошских гор речек Теплого и Холодного С.; после этого сворачивает на СЗ и обогащается водами других речек (Канош, Тур, Красна и др.); в Тису впадает в северо-западном углу Сатмарского комитата.

Сампиеро де Бастелико

(Sampie(t)ro de Bastelico d'Ornano, 1497—1567) — корсиканский патриот; в 1553 г. руководил восстанием против Генуи в пользу французов; в 1564 г. возбудил новое восстание, при чем убил свою жену Ванину, бывшую в сношениях с генуэзцами, сам С. пал от руки родственника жены, Михаила Анджело д'Орнано, состоявшего на генуэзской службе. Судьба С. послужила сюжетом для многих беллетристических и драматических произведений.

Сампсон Вильям-Томас

(Sampson) — американский адмирал, род. в 1840 г., родом из штата Нью-Йорк, учился в морской академии в Аннаполисе, принимал участие в Гражданской войне 1861—65 гг. со стороны сев. штатов, потом служил во флоте, был представителем Соед. Штат. на международной конференции в Вашингтоне для определения первого меридиана. В 1898 г. командовал американским флотом из 9 военных судов, блокировавшим Кубу; 3 июля уничтожил при Сант-Яго де Куба испанский флот адмирала Серверы.

Сампсон Странноприимец

— препод., родился в Риме от богатых и знатных родителей; получил хорошее образование. Изучил врачебное искусство, единственно для того, чтобы помогать страждущему человечеству. Наследовав по смерти родителей большое имущество, С. подавал щедрую милостыню бедным и отпустил на волю своих рабов. Переселившись в Константинополь, он устроил дом для странников, нищих и больных, посвятив ему все свое имение, время и знания. Патриарх рукоположил его в пресвитера. Император Юстиниан, исцеленный от болезни силой его молитвы, устроил в награду ему, по его желанию, странноприимный дом и больницу, в которых поставил начальником С. Скончался С. в 530 г. Имя его, как целителя и чудотворца, воспоминается при таинстве елеосвящения. Память С. 27 июня.

Самсар

— потухший вулкан на Ахалкалакском плато (Тифлисской губ.), между оз. Табицхури и Топоравань, высотой 10777 фт. над уровнем моря.

Самсе

(Samsö) — датский о-в между Зеландией и Ютландией. 110 кв. км. Жит. (1890) 6475; главные занятия их — земледелие и судоходство. О-в С. почти совершенно безлесен, холмист (наибольшая возвышенность — 64 м), плодороден; он распадается на северную — меньшую и южную — большую части, которые соединяются длинной низменностью. Главный населенный пункт о-ва — селение Нордби (Nordby).

Самсее

Оле-Иоанн (Sams ö e, 1759—96) — датский поэт. Его северные рассказы "Frithiof", "Hilder" и "Halfdans S ö nner", писанные в сентиментально-моралистическом духе того времени, пользовались успехом, теперь же совершенно забыты. Некоторое значение сохранила его трагедия "Dyveke". Его "Digteriske Skrifter" изданы после его смерти (3 изд., 1805), вместе с его биографией.

Самси-илуна

— см . Шамши-илуна.

Самси-рамман

— см. Шамши-рамман.

Самсон

— знаменитый библейский судия-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами. Происходил из Данова колена, наиболее подвергавшегося порабощению от филистимлян. Он вырос среди рабского унижения своего народа и порешил отомстить поработителям, чего и достиг, совершив множество избиений филистимлян. Будучи посвящен Богу в качестве назорея, он носил длинные волосы, служившие источником его необычайного могущества. Нарушив обет назорейства, он поддался страсти к коварной Далиде и был тайно лишен ею и волос, и силы, к великой радости филистимлян, которые овладели обессиленным богатырем, ослепили его и, уведя в плен, поставили его на унизительную работу при мельничном жернове. Тяжкое испытание привело С. к искреннему раскаянию и сокрушению. Его жизнь закончилась под развалинами филистимского капища, потрясенного им и рухнувшего нанего вместе с массой ликовавших на его кровле филистимлян. С. как библейско-историческая личность представляет собою характерный тип народного героя времен Судей; история его подвигов изобилует массой интересных в бытовом отношении подробностей, находящих любопытное подтверждение в исследованиях новейших археологов и географов. История жизни С. изложена в ХIII—XVI главах книги Судей.

А. Л.

Самсон (литер.-этн.). — Апокрифические сказания о С. встречаются в Палее исторической, иначе называемой по первой начальной фразе "книгой бытия небеси и земли". В этом пересказе ветхозаветной истории особая глава посвящена изображению жизни С. Главное отличие апокрифического сказания от библейского состоит в объяснении мотива, почему С. открыл Далиде секрет своей силы: в Библии мотивом выставлена любовь С. к Далиде, в Палее — пьянство С. Апокрифы о С. в древнее время были распространены на Руси. Великорусские былины о Святогоре и С. находятся в очевидной связи с апокрифом о С. Специальные исследования об апокрифах о С. — Веселовского, Жданова ("К литер. истор. русских былин") и Сумцова (в "Очерках южно-русских апокрифов").

Н. С—в.

Самсон-фон Гиммельшерна Гвидо-Герман Карлович

(Samson von Himmelstiern, 1809—68) — врач, проф. государственного врачебноведения и судебной медицины в Дерптском университете, где и был ректором. Его сочинения: "Beobachtungen ü ber den Scorbut" (Берлин, 1843), "Beitrag zur Casuistik t ödtlicher Verletzungen an verborgenen Kö rperstellen" ("Petersb. Medic. Zeitung", т. III, 1862), "Beitrag zur Geschichte der Irrenpflege in Russland" (там же, 1865, т. IX), "О судебно-медицинской задаче при иcследовании телесных повреждений на живых" ("Арх. суд. мед.", 1865, № 4) и др. Вместе с Эттингеном, С. написал "Popul äre Anleitung zur Pflege und Behandlung der Augenk rankheiten etc." (Митава, 1860).

Самсон-фон Гиммельшерна Герман

(Samson von Himmelstiern, род. в 1826 г.) — публицист; окончил курс в Дерптском университете, был редактором "Baltische Wochenschrift"; в 1875—76 г. строил железнодорожную линию Тапс-Дерпт; с 1887 г. живет за границей. В сочинении "Vom Lande. Vergleichende agrarpolitische Studie ü ber Mittelrussland und Livland" (1883) С. указывает на преимущества освобождения крестьян в Прибалтийском крае без земли; оно вызвало ответ Кавелина под загл. "Освобождение крестьян и г. фон Самсон Г." ("Вестн. Европы", 1883, 9 и отд.). В "Revanche ou ligue douani è re" (Фрейб., 1891) С. советует французам отказаться от идеи реванша и не искать помощи у русских, а составить таможенный союз из всех государств Западной Европы. Написал еще: "Verlumpung der Bauern und d. Adels in Russland, nach G. Uspensky und A. Terpigorew bearbeitet" (Лпц., 1892).

Самсон-фон Гиммельшерна Рейнгольд-Иоганн-Людвиг

(Samson von Himmelstiern, 1778—1858) — юрист, обучался в Лейпцигском университете; был президентом лифляндской евангелическо-лютеранской консистории и лифляндского гофгерихта. Принимал деятельное участие в работах по освобождению и устройству быта крестьян в Лифляндской губ. В 1818 г. он предложил в ландтаге освободить крестьян и составил затем проект положения по этому предмету, высочайше утвержденный в 1819 г. Был членом, потом президентом комиссии, приводившей в систему местные законы. Написал: "Institutionen des livl ä ndischen Processes" (Рига, 1824) и "Das livl ändische Erhschafts und Nä herrecht" (Рига, 1828). В 1829—40 гг. С. состоял при Втором отделении Собственной Е. И. В. канцелярии; под его редакцией в канцелярии были составлены проекты сводов отдельных частей остзейских законов; впрочем, этот проект оказался нуждающимся в большом количестве дополнений и исправлений. Написал еще: "Historischer Versuch ü ber die Aufhebung der Leibeigenschaft in den Ostseeprovinzen mit besonderer Beziehung auf das Herzogthum Livland" (в приложении к "Inland", 1838) и ряд стихотворений и стихотворных переводов на нем. яз.

Самсон-Фон-Гиммельшерна, род

— дворянский род. Предок его, Нэман С. († 1583), выехал из Гельдерна в Ригу, где был мещанским старостой. Его сын Герман (1579—1643), известный проповедник и богослов, был лифляндским суперинтендантом и получил дворянское достоинство в Швеции. О Германе-Гвидо С.-фон-Гиммельшерне — см. ниже. Клавдий-Герман (1800—81) С.-фон-Гиммельшерна был генерал-лейтенантом и начальником тульских оружейных заводов. Род С.-фон-Гиммельшерна внесен в лифляндский дворянский матрикул.

В. Р.

Самсонов Лев Николаевич

(† 1882 г.) — актер-писатель. Соч. его: "Провинциальный актер", драма ("Русский вестн.", 1862, кн. 12), "Очередная", драма ("Русск. сцена", 1864, кн. 9), "Из записок актера (ib., 1865, кн. 1—3), "Сказка про белого быка; нечто о современной драматургии" (ib., 1865, кн. 4—5), "Последний метафизик", комедия (ib., кн. 6—7), "Театральное дело в провинции" (Одесса, 1875), "Пережитое, мечты и рассказы русского актера" (СПб., 1880), "Муха на носу", повесть ("Литературный журнал", 1881, № 6), и др.

Самсун

— главн. гор. Джаникского санджака Трапезундского вилайета в Малой Азии (Турция), у бухты того же названия, на Черном море, между устьями Кизиль-Ирмака и Ешиль-Ирмака, окруженный садами, но с нездоровым климатом. Жит. 11000, в том числе 3000 магометан, 5000 греков, 2000 армян. 3 церкви, 3 мечети. Рейд. Благодаря устройству пароходных сообщений и шоссейных дорог внутрь страны С. в новейшее время достиг большого значения как важный пункт внешней торговли. Предметами ввоза служат преимущественно мануфактурные и колониальные товары, железо, керосин, а вывоза — табак, опиум, шерсть, шерсть ангорских коз, хлеб, мука. В 1894 году в гавань вошли 427 пароходов, с 536056 тон. груза, и 37 парусных судов, с 4272 тоннами груза; столько же и вышло судов.

Предыдущая страница Следующая страница