Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "С" (часть 66, Соц - Спа)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "С" (часть 66, Соц - Спа)

Предыдущая страница Следующая страница

Социальные реформаторы

— см. Коммунизм, Социализм.

Социальный вопрос и социальная политика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Социальный инстинкт

— см. Инстинкт.

Социн Альберт (дополнение к статье)

(Socin) — семитолог; ум. в 1899 г.

Социн, Альберт

(Socin) — семитолог, род. в 1844 г. в Базеле; предпринимал научные путешествия на Восток; с 1876 г. профессор семитических языков в Тюбингене; в 1890 г. занял кафедру Флейшера в Лейпциге. Главные труды С.: "Die Gedichte des Alkama al-fahl" (с переводом, Лейпциг, 1867), "Arabische Sprichw ö rter und Redensarten" (Тюбинген, 1878), "Der neu-aram äische Dialekt des Tür' Abdî n" (вместе с E. Prym'ом, 2 ч., Геттинген, 1881), "Die neu-aram äischen Dialekte von ü rmia bis Mosul" (текст и перевод, Тюбинген, 1882), "Arabische Grammatik" (3 изд., Берлин, 1894; также на английском языке), "Die Inschrift des K ö nigs Mesa von Moab" (в сотрудничестве с R. Smend, 1886), "Kurdische Sammlungen" (с E. Prym'ом, 2 ч., СПб., 1887—90), "Zum arabischen Dialekt von Marokko" (Лейпциг, 1893) и "Der arabische Dialekt der Houivara" (в сотрудничестве с H. Stumme, там же, 1894). С. был деятельным сотрудником "Wissenschaftliche Jahresberichte" германского восточного общества (Лейпциг, 1879), в переводе Ветхого Завета K a utzsch'a (1890) и "Gesenius Handw örterbuch ü ber das Alte Testament" (12 изд., обработано Fr. Buhl'ом, Лейпциг, 1885).

Социн, Лелий

(Sozzini, 1525 — 1562) — род. в Сиене и происходил по отцу из рода, давшего нескольких известных юристов. Сначала он также стал изучать право, но вскоре занялся богословскими науками и выучился впоследствии греческому и еврейскому языкам. Двадцати одного года С. отправился в Венецию, где имел возможность ознакомиться с различными протестантскими учениями, хотя нельзя с достоверностью утверждать, что он познакомился уже здесь и с антитринитарианским. Побуждаемый стремлением разрешить мучившие его богословские вопросы, Социн отправился в 1547 г. в Граубюнден, где было много итальянских протестантов, а отсюда предпринял путешествие в Швейцарию, Францию, Англию и Нидерланды. В конце 1548 г. или в начале 1549 г. он возвратился в Женеву, где обратился к Кальвину с просьбой разрешить некоторые сомнения его, например, относительно того, воскреснут ли также и тела во время страшного суда. Вскоре С. переехал в Цюрих и отсюда, а также из Базеля продолжал обращаться за разрешением своих сомнений к Кальвину. Скептическое отношение к догматам веры сказывалось теперь очень заметно у С. и, неудовлетворенный ответами швейцарских богословов, он отправился в 1550 г. в Виттенберг, где сошелся с некоторыми студентами-поляками и решил посетить Польшу. В 1551 г. С. явился в Краков, где его недолговременное пребывание не осталось, однако, без некоторого влияния на развитие польского протестантизма. Из Польши С. возвратился в Швейцарию и в 1552 г. отправился, не без опасности для себя, на родину. В 1554 г. он опять возвратился в Цюрих, где вызвал подозрение к себе, так как не скрывал своего несочувствия к казни Сервета. Кроме того, в это время с нескольких сторон появились обвинения С. в антитринитаризме и, между прочим, со стороны итальянцев, живших в Швейцарии, перед которыми он высказывался более откровенно. Тогда Буллингер потребовал от С. объяснений по этому поводу и последний представил даже свое исповедание веры (15 июля 1555 г.), в котором защищал себя от обвинения в сочувствии антитринитарианским воззрениям. Только благодаря снисходительности Буллингера удалось С. так легко оправдаться; но с этих пор он становится осторожнее. Смерть отца в 15 5 6 г. заставила его позаботиться о том, чтобы возвратить себе наследство, которое конфисковала инквизиция. С этою целью он хотел заручиться протекцией разных коронованных особ при посредстве германских реформаторов. Ввиду этого С. отправился в Германию к Меланхтону, снабдившему его, между прочим, рекомендательными письмами к польскому королю Сигизмунду-Августу и к будущему императору Максимилиану II. В Польшу С. прибыл вторично в октябре 1558 г., был принят очень хорошо и виделся даже несколько раз с королем. На развитие антитринитаризма его пребывание здесь оказало заметное влияние. Весной 1559 г. он отправился из Польши в Вену и затем в Италию. Потерпев неудачу в своих стараниях возвратить конфискованное имущество, С. возвратился в августе 1559 г. в Цюрих, где провел, живя очень уединенно, последние три года своей жизни. Он поддерживал сношения лишь с очень немногими лицами. Сколько-нибудь значительных печатных сочинений после него не осталось, и влияние его было, главным образом, личное.

См. Sandius, "Bibliotheca Antitrinitariorum." Freistadii (Амстердам, 1684); Illgen, "Vita Laelii Socini" (Лейпциг, 1814); его же, "Symbolarum ad vitam et doctrinam L. Socini illustrandam particula I et II" (Лейпциг, 1826); Trechsel, "Die protestantischen Antitrinitarier vor Faustus Socin" (т. 2, Гейдельберг, 1844); Будрин, "Антитринитарии шестнадцатого века" (вып. 2, Казань, 1886).

Н. Л—ч.

Социн, Фауст

(1539 — 1604) — родной племянник Лелия С., основатель секты социниан. Его предназначали к юридической карьере, но, благодаря своему дяде Лелию, которого он очень высоко ценил, Фауст заинтересовался богословскими науками. Вследствие преследования со стороны инквизиции он отправился в 1559 г. в Лион. По получении известия о смерти Лелия, в 1562 г., Фауст немедленно отправился в Цюрих, чтобы забрать оставшиеся после него рукописи. Он считал себя чрезвычайно обязанным дяде в деле своего религиозного развития; но в настоящее время почти невозможно с точностью сказать, что именно из религиозной системы Фауста принадлежало Лелию. В 1562 же году вышло анонимно первое богословское сочинение Фауста. После этого он возвратился в Италию и провел при дворе Медичи 12 лет, пользуясь большим их расположением. В 1574 г. Фауст внезапно оставил Флоренцию и отправился в Базель, чтобы там на свободе отдаться богословским занятиям. По приглашению антитринитария Бландраты, он отправился в 1578 г. в Трансильванию, чтобы вести борьбу с учением Франциска Давида, который проповедовал, что не следует поклоняться Иисусу Христу. Вскоре, однако, он покинул Трансильванию и в 1579 г. явился в Польшу. Здешние антитринитарии, распадавшиеся в свою очередь на много разных толков, встретили его очень недружелюбно вследствие несогласия с его вероучением и не приняли в свою общину. Но это не испугало С.: он поселился в Кракове и начал вести богословскую полемику в особенности с теми антитринитариями, которые склонялись к анабаптизму, а также и с теми, которые совершенно отрицали божество Иисуса Христа. В 1583 г. С. был вынужден оставить Краков и поселился поблизости, в деревне Павликовице, принадлежавшей знатному шляхтичу Христофору Морштыну, на дочери которого он потом женился. Это обстоятельство придало еще больше веса С. в глазах польской шляхты. Неустанное мужественное пропагандирование им своего учения в течение 20 лет увенчалось большим успехом. Ему удалось достигнуть того, что в начале XVII в. уже почти все польские антитринитарии примкнули к его учению. Он умер в Луклавицах, имении своего последователя Авраама Блонского. Многочисленные сочинения С. занимают первые два тома "Bibliotheca Fratrum Polonorum". Биография его, написанная Пржипковским, помещена там же.

См. Sandius, "Bibliotheca Antitrinitariorum" Freistadii (1684); Toulmin, "Memoirs ot the life and writings of Faustus Socinus" (Лондон, 1777); Leder, "Fauste Socin" (Женева, 1885); Будрин, "Антитринитарии шестнадцатого века" (вып. 2, Казань, 1886).

Н. Л—ч.

Социнианство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Социогения

— часть социологии, трактующая о происхождении общества. См. Lester Ward, "Dynamic sociology" (изд. 2, I, 448 и сл.).

Социократия

(Sociocracy). — Так Лестер Уорд ("Dynamic Sociology", I, 60 и 137) называет часть социальной динамики, которая имеет прикладной характер и трактует о сознательном действии человека на социальный процесс. См. также L. Ward, "Outlines of Sociology" (1898).

Социология

Статья большая, находится на отдельной странице.

Соцоловая кислота

— см. Асептол.

Соча

(словинск. Soča, итальянск. Isonzo, немецк. Isnitz) — речка в Горицком графстве, в Австро-Венгрии, впадающая в Адриатическое море.

Сочевичник

(Orobus vernus L.) — травянистое многолетнее растение из семейства мотыльковых (Papilionaceae), растущее по лесам, рощам в кустарниках и цветущее весной синими цветами, собранными по 3—7 в пазушные кисти, которые по длине почти равны листьям; цветок сначала пурпурный, позже синий; зубцы чашечки неравные, один из них почти равен трубочке, остальные короче ее; тычиночная трубочка спереди прямо срезанная; столбик наверху сплющенный; боб голый, линейный. Растение имеет ветвистое корневище и гранистые стебли, до 40 стм высотой; листья довольно крупные, парноперистые, состоящие из двух-трех пар продолговато-яйцевидных, длиннозаостренных листков; по краю листки коротко реснитчатые, снизу блестящие; прилистники крупные, полустреловидные, яйцевидно-ланцетные. В народной медицине С. употребляется от многих болезней.

С. Р.

Сочельник

или сочевник — канун или день навечерия праздников Рождества Христова и Богоявления Господня. Название свое получил от сочива, т. е. сухих зерен пшеницы, гороха, чечевицы, ячменя, размоченных водой, которые, по уставу церковному, полагается употреблять в этот день. По мнению некоторых, Рождественский С. установлен был вначале для крещения оглашенных и приготовления верующих к празднику. О посте в навечерие Богоявления упоминают Филастрий (ум. в 387 г.) и Феофил Александрийский (385—412).

Сочетание предложений

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сочетания

(матем.) — см. Соединения.

Сочи

(Даховский посад) — посад Черноморской губернии, на берегу Черного моря, при устье речки С. С севера и северо-востока посад защищен отрогами Кавказского хребта, покрытыми густыми лесами. В С. находятся окружное управление, пристань, карантинно-таможенный пост. Упрощенное городское управление. Жителей 1309 (женщин всего 462), из них: коренных 91, пришлых 1118 и иностранцев 190. Православная церковь 1, 145 домов, 55 торговых заведений, бойня, больница на 8 кроватей. Благодаря живописному положению и климатическим особенностям, С., как дачное место, развивается, а как климатической станции ему предстоит будущность. Средняя температура года +13,6°, января +5,1°, апреля +11,2°, июля +22,5°, октября +15,6°; воздух влажен, осадков 2071 мм (ни один месяц не дает их менее 117 мм). Морские купанья. В С. и его окрестностях много садов (Хлудова, Гарбе и др.).

В 3 ½ верстах Сочинская сельскохозяйственная и садовая опытная станция, с табачным отделением. В окрестностях С. сернистые источники: Мацеста (в 10 верстах) и Агура (в 12 верстах) вверх по течению речек тех же названий. Оба источника посещаются больными туземцами; "Мацеста" исследован М. В. Сергеевым в 1898 г. и найден принадлежащим к весьма сильным сернисто-соленым водам; "Агура", очевидно, того же состава.

А. Ф. С.

С. — зарождающийся климатический курорт с морскими купаньями, весьма пригодный для летнего местопребывания легочных больных и людей, нуждающихся в отдыхе. Море глубокое, дно каменистое. Сезон для климатической станции с 15 апреля по 1 декабря. Температура источников (см. выше) 15° Р. Вода их с сильным запахом сероводорода. Местами жители пользуются ими для купаний при накожных болезнях. Точного анализа вод еще нет. Сообщение с черноморскими портами пароходами (подробнее см. А. А. Воейков, Ф. И. Пастернацкий и М. В. Сергеев, "Черноморское побережье", СПб., 1899). По климатическим и прочим условиям, С. может быть сравнено с приатлантическими Пиренеями и западной Францией.

А.

Сочинский округ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сочленение

(articulatio) — соединение двух более плотных и твердых частей организма более мягкой, допускающее взаимную подвижность соединяемых частей. Естественно, что С. могут встречаться только у организмов, обладающих твердыми отложениями. Так, две створки раковины (см.) могут соединяться одна с другой при помощи не пропитанного известью и потому мягкого слоя раковинного вещества (конхиолина). С. членистоногих представляют собой участки более тонкого и мягкого хитина, соединяющие более толстые твердые части того же хитина. В анатомии под С. разумеют особые соединения костей (см. Соединение костей и синовиальная связка) или диартроз. Все С. костей по характеру соприкосновения между сочленовными поверхностями и по форме этих последних могут быть разделены на две главные группы. К первой могут быть отнесены так называемые простые С., где форма сочленовных поверхностей соответствует одна другой; ко второй — такие, где соответствие между сочленовными поверхностями получается благодаря присутствию межсочленовного хряща, и такого рода С. называется сложными. Степень подвижности С. зависит как от расположения окололежащих мышц и связок, так и от формы С. Простые сочленения могут быть подразделены на следующие виды: 1) артродии (arthrodiae), т. е. С., в котором обе кости могут двигаться по всем направлениям. В такого рода С. существуют несколько осей, около которых может совершаться движение. Одна из сочленовных поверхностей представляет выпуклость или сочленовную головку, более или менее шаровидную, другая — вогнутую поверхность или сочленовную ямку, в которую входит головка. Это самое подвижное С., оно дает возможность производить как вращательные (rotatio), так и угловые движения; таково плечевое С. Такое С. тем более подвижно, чем больше головка и чем меньше сочленовная рамка и, наоборот, движение в подобного рода С. тем ограниченнее, чем более сочленовная ямка охватывает головку. Если сочленовная ямка закрывает больше половины головки, т. е. край её приходится по экватору шара, то такое С. носит название ореховидного (enarthrosis). Таково тазобедренное С. Затем есть С., в которых движение совершается только по двум осям, пересекающимся под прямым углом. Они подразделяются на 2) эллипсовидное сочленение (condylarthrosis), в котором сочленовные поверхности соприкасающихся костей сходны с вышеописанными, и отличаются от этих последних тем, что взаимно перпендикулярные продольная и поперечная оси как выпуклой, так и вогнутой сочленовных поверхностей неравной длины. Выпуклая поверхность представляет эллипс, соответствующий эллипсовидной же вогнутости другой кости. При этом С. не могут быть производимы движения вращения, а только движения угловые по двум пересекающимся направлениям. Таковы сочленения кисти с предплечьем. 3) Седловидное С. характеризуется тем, что сочленовная поверхность одной кости выпукла в одном направлении и вогнута в другом, сочленовная поверхность другой кости образует соответствующие ей возвышение и углубление, но в обратных направлениях. Таково С. пястной кости большого пальца с запястьем. 4) Когда движение может производиться только около одной оси, то С. является в форме блоковидного (ginglymus), в котором вогнутая поверхность представляет форму поперечно идущего желобка, а головка, форма которой соответствует желобку, представляет собой большую или меньшую часть поперечно лежащего цилиндра. Степень подвижности зависит от величины желобка. Таково С. локтевой кости с предплечьем. Упомянем еще некоторые виды, несколько отличающиеся от предыдущих: 5) круговое С. (rotatio), главная особенность которого заключается в том, что одна кость двигается около другой, причем ось движения или идет соответственно продольной оси двигающейся кости, или же параллельно ей. Таково С. лучевой кости с локтевой (см. Pronatio). 6) С. скользящее. В нем сочленовные поверхности гладкие и плоские или слегка искривленные. Оно позволяет костям смещаться более или менее, в зависимости от крепости связок. Направление движения в этом С. параллельно сочленовным поверхностям. 7) Амфиартроз (amphiarthrosis) или полуподвижное С. Сочленовные поверхности имеют приблизительно один диаметр, так что смещение может происходить по нескольким направлениям. Подвижность его зависит от величины суставных поверхностей и от эластичности синовиальной капсулы (см.). В большинстве случаев в амфиартрозе капсула ограничивает движение. Кроме того, если сочленовные поверхности не гладкие, а шероховатые, то подвижность значительно уменьшается. Амфиартроз, по всей вероятности, образовался вследствие упрощения более подвижных С. Больше всего походит на амфиартроз скользящее С. Все вышеописанные С. простые; они могут осложняться и образовывать суставы комбинированные, т. е. такие, которые образованы сочетанием нескольких простых. Чаще всего встречается комбинация кругового сустава с блоковидным.

В. М. Ш.

Сочленовная впадина

— углубление на кости, выстланное хрящом, или в самом хряще, служащее для помещения сочленовного бугорка или сочленовной головки другой кости или хряща (см. Сочленения).

Сошка

— малая сошка, единица новгородская. В 1555 г. в московской сохе содержалось 10 С., а в 1609 г. в Сольвычегодском и Устьсысольском уездах на малой С. высевалось 80 четвертей хлеба, следовательно, С. составляла 1/10 поместной московской сохи.

Сошки, село Тамбовской губернии

— село Тамбовской губернии, Липецкого уезда, в 28 верстах от уездного города по Усманскому тракту. Жителей 4241. Незначительный базар по средам. Хлебопашество, табаководство.

Сошки, у винтовки

— см. Винтовка охотничья.

Сошник

или Vomer — парная или непарная кость в черепе (см.) позвоночных, лежащая в этмоидальной области и в тех случаях, когда она является непарной, принимающая участие в образовании носовой перегородки, если таковая вообще имеется в черепе. С. человеческого черепа представляет вертикальную пластинку, образующую нижнюю часть носовой перегородки по форме, действительно, напоминающую С. Верхний край его расширен, образует крылья (alae vomeris) и соединяется со сфеноидальной костью, тогда как нижний упирается в гребень (crista nasalis), образованный двумя верхнечелюстными и нёбными костями. Передний край, имеющий самое большое протяжение, соединяется 4-угольным хрящом носовой перегородки и с отвесной пластинкой (lamina perpendicularis) решетчатой кости (см.). Таким образом из этой пластинки решетчатой кости, из хрящей и, наконец, С. формируется перегородка, разделяющая носовую полость на две части: правую и левую.

Сошное письмо

— система кадастра в Московском государстве, единицей которой служила соха (см.).

Сошные люди

— см. Черносошные люди.

Сошъянтихома

(санскр. Soshyant î homa) — в ведийском домашнем ритуале, излагаемом в так называемых грхъясутрах (индийских "домостроях"), одна из домашних церемоний, совершаемая при разрешении беременной женщины. Место, где женщина будет рожать, мажется соком разных корней или окуривается для отвращения злых демонов — ракшасов. Когда наступают роды, к которым приглашают 3—4 опытных женщин, глава семейства совершает несколько церемоний: раскладывает вокруг огонь и приносит две жертвы или обрызгивает родильницу водой, зачерпнутой по направлению течения новой чашкой, положив при этом к ее ногам одно растение и произнося заклинания. По другим источникам, он потирает тело роженицы сверху вниз, говоря: "как ветер дует". В памятниках сообщается ряд предписаний, способствующих более легким родам: на голову женщины кладутся четыре стебля одного растения, острием на восток, и четыре ствола тростника, концами на запад, и т. п. По окончании родов также совершаются известные церемонии. С. принадлежит к числу так называемых самскара (см.).

С. Б—ч.

Союз

Статья большая, находится на отдельной странице.

Союз взаимопомощи русских писателей при русском литературном обществе

— основался в начале 1897 г. Имеет целью: объединение русских писателей на почве их профессиональных интересов, для установления постоянного между ними общения и охранения добрых нравов среди деятелей печати; посредничество между авторами, сотрудниками периодических изданий и переводчиками с одной стороны, издателями и редакторами с другой; посредничество и рассмотрение личных споров, возникающих в печати между членами С., а также между ними и сторонними лицами; представительство на русских и иностранных съездах писателей; ходатайство перед правительственными и общественными учреждениями по предметам, касающимся литературной профессии и её отдельных представителей; материальная помощь членам. В этих видах С. имеет право устраивать собрания для обсуждения докладов и соображений по предметам профессионального интереса, устраивать бюро справок по предмету спроса и предложения литературного труда, устраивать кассы пенсионные, страховые, взаимопомощи, санатории, потребительные товарищества, принимать поручения от членов общества и органов печати для ходатайства в правительственных и общественных учреждениях, иметь суд чести, выпускать в свет печатные издания — сборники и периодические, созывать съезды деятелей печати, устраивать литературные вечера, концерты и чтения. Заведование делами С. возлагается на комитет из 12 членов с 4 кандидатами к ним (председателями Комитета С. за 4 года его существования были: П. Н. Исаков и П. И. Вейнберг; товарищами председателя: Н. К. Михайловский и Н. И. Кареев; секретарями: Л. E. Оболенский, С. А. Венгеров, В. А. Мякотин и К. С. Баранцевич; казначеями: Л. Ф. Пантелеев, Н. О. Анненский, князь Э. Э. Ухтомский и П. Н. Милюков; членами комитета, сверх названных лиц: П. Д. Боборыкин, М. А. Загуляев, Д. Н. Мамин, В. И. Семевский, А. М. Скабичевский, И. Н. Потапенко, К. М. Станюкович, Н. А. Котляревский). Таким образом, С. имеет весьма широкую программу деятельности: он может послужить центром, способным объединить многочисленные и разнообразные интересы деятелей печати и оказать им существенную поддержку. Кроме комитета и общих собраний, при С. существует суд чести (членами его были: К. К. Арсеньев, А. Н. Бекетов, Н. Н. Бекетов, В. Г. Короленко, В. А. Манассеин, Г. Н. Потанин, Вл. С. Соловьев, В. Д. Спасович, П. П. Фан-дер-Флит, А. С. Фаминцын, И. В. Мушкетов, Л. Ф. Пантелеев, Н. Ф. Анненский, Н. И. Кареев) и бюро справок; последнее имеет целью сосредоточить в себе спрос и предложение литературного труда, но оно не оправдало возлагавшихся на него надежд, так как при обильном предложении литературного труда спрос на него почти отсутствовал. Сверх того, была учреждена при С. особая юридическая комиссия. Кроме членов комитета участие в её работах приняли: Я. В. Абрамов, К. К. Арсеньев (1-й председатель), В. А. Бильбасов, Г. К. Градовский, В. Ф. Дерюжинский, В. Г. Короленко (2-й председатель), С. Н. Кривенко, О. К. Нотович, Р. Р. Минцлов (секретарь), М. И. Свешников, В. Д. Спасович, Н. С. Таганцев и С. Н. Южаков). Задачей комиссии была последовательная разработка вопросов литературного права, изучения условий современного положения периодической печати, отношения между авторами, издателями, редакторами и т. д. Комиссия выработала обширный доклад о правовом положении печати, напечатанный в "Ежегоднике С. русских писателей" (СПб., 1900), но была закрыта, по предложению министерства внутренних дел, как не предусмотренная уставом С. Из представленных С. в подлежащие учреждения ходатайств, можно указать на ходатайство об отмене циркуляра главного управления по делам печати 1895 г. о порядке исчисления размера печатного листа; двукратное ходатайство С. о созыве съезда русских писателей не было удовлетворено, на что приносится жалоба правительствующему сенату. В настоящее время разрабатывается вопрос об устройстве при С. ссудосберегательной кассы русских писателей. При С. устраиваются членские собрания, на которых происходят чтения по разным вопросам литературы, а также исполняются музыкальные произведения. Число членов С. более 500; доход за 1899 г. — 11960 руб., расход 11870 руб.; капиталов к 1 января 1900 г. состояло 5089 руб.

Союз государств

или конфедерация (по-немецки Staatenbund) — отличается от международного С. или С. между государствами тем, что последний заключается для каких-нибудь строго и точно определенных целей, обыкновенно временных, и не допускает никакого общего правильно действующего постоянного органа власти. С. государств в тесном смысле слова есть С., заключенный несколькими или многими государствами навсегда или на неопределенно долгий срок для общих целей, преимущественно для целей обороны и представительства в международных сношениях; в таких С. государств бывает постоянно и правильно действующий орган, состоящий из представителей правительств союзных государств, хотя и очень слабый, так как его постановления приводятся в исполнение не им самим, а отдельными государствами; такой орган называется бундестагом, конгрессом, Tagsatzung, или иначе. В С. государстве каждое государство-член сохраняет свой суверенитет в неприкосновенном виде. Хотя договорный акт предписывает обыкновенно всем членам исполнение решений, постановленных простым или квалифицированным большинством государств, но это исполнение ничем не гарантируется: у центрального органа власти нет в руках никакой реальной силы, которая могла бы принудить к повиновению. Таким образом С. государств представляет тип неразвившегося союзного государства (см.), вообще является непрочным, хотя иногда оказывается довольно долговечным; он или развивается в союзное государство, или гибнет. В настоящее время не существует ни одного союза государств, но в истории их было довольно много. В 1777 г. 13 американских колоний, для целей ведения войны с Англией, соединились в одну конфедерацию, которая через 12 лет обратилась в федерацию; в 1861 г. отделившиеся от американского С. южные штаты образовали особую конфедерацию, которая была разгромлена в войне с северными штатами; в 1291 г. три швейцарских кантона составили конфедерацию, к которой потом присоединились новые кантоны и которая просуществовала до 1798 г., потом в 1 8 15 г. восстановилась и в 1848 г. обратилась в федерацию; конфедерацию же представлял из себя германский союз 1815—66 гг. Чем-то средним между конфедерацией и федерацией были Нидерланды после освобождения от власти Испании и до завоевания Францией. Общей армии у конфедеративной власти нет, но все государства, на основании договора, обязаны выставлять определенный контингент вооруженных людей. Так, германский союз располагал армией в 600000 человек; однако его военное значение было совершенно ничтожно, так как собрать эту армию не было никакой возможности. Литературу — см. Союзное государство.

В. В—в.

Союз доблести

— см. Тугендбунд.

Союз писателей

— см. Союз взаимопомощи русских писателей.

Союз священный

Статья большая, находится на отдельной странице.

Союзники в римской истории

Статья большая, находится на отдельной странице.

Союзническая война

Статья большая, находится на отдельной странице.

Союзное государство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Союзное государство (дополнение к статье)

См. П. Мижуев, "Важнейшие федерации Старого и Нового Света" (СПб., 1907).

Союзы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Союзы городов

— заключались в средние века в западноевропейских государствах для защиты городских вольностей против притязаний государей, а во время господства кулачного права — также для охраны торговли и путей сообщения. Таковы: ломбардский С. городов, образовавшийся в XII в. в Италии для борьбы с императором Фридрихом I (см. Италия и Ломбардия); в Германии рейнский С. городов (см.), швабский С. городов (см.), западно-прусский С. городов в ХV в., образовавшийся для борьбы с курфюрстом Фридрихом II, и, в особенности, ганзейский С. (см. Ганза).

Союзы и собрания в России

Статья большая, находится на отдельной странице.

Союзы профессиональные и политические в России

Статья большая, находится на отдельной странице.

Союзы рабочих

Статья большая, находится на отдельной странице.

Союты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Соя

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сояна

— река Архангельской губернии, Мезенского уезда, берет начало на границе Архангельского уезда из болот и течет в северном направлении, пересекая ряд озер; впадает в реку Кулой (текущую в Мезенскую губу). С. многоводна и по выходе своем из озера Корчежного судоходна для небольших судов; она орошает совершенно пустынный, ненаселенный край, покрытый лесами и отчасти болотами. Справа в реку С. впадают сток озера Пачезеро, река Кучема, слева реки Кезелпа, Копона и др. Длина С. до 160 верст.

Спа

(Spa) — известный курорт в Бельгии, в провинции Люттих, расположен в лесистой, живописной долине, на высоте 250—320 м. над уровнем моря, с красивой новой церковью в романском стиле, величественным заведением минеральных вод, прекрасным казино, отелями, многочисленными променадами и т. д. Температура воды 9,8 — 10,8° Ц. В употреблении 8 источников, для ванн и для питья. В 10000 г воды источника Pouhon содержится: хлористого натра 0,5, углекислого натра 1,2, углекислой магнезии 0,2, углекислого кальция 0,4, сернокислого натра 0,2, углекислого железа 0,8, всего плотного остатка 5,0, свободной угольной кислоты — 12880. Показания к назначению вод: малокровие, лимфатизм, нервные болезни. Население (в 1894 г. — 8135 человек) занимается фабрикацией поделок из лакированного и раскрашенного дерева (bois de Spa), шерстяных тканей (чесальни и прядильни), кожевенных изделий (дубильни), металлических и т. п. С. основано еще в 1323 г. и уже в XVI столетии служило аристократическим курортом, в XVIII столетии достигло высшей степени своего процветания, но во время революции пришло в сильный упадок и только в новейшее время снова стало приобретать прежнее значение.

Спавента

(Бертрандо Spav é nta, 1817 — 1883) — итальянский философ, в 1859 г. получил кафедру философии в университете в Модене, в 1860 г. — в Болонье. В своем первом труде: "La filosofia di Kant et la sua relazione colla filosofia italiana" (Турин, 1860) он пытался доказать, что Росмини, при всем своем полемическом отношении к Канту, все же примыкает к критицизму немецкого мыслителя. После обнародования своего труда "Carattere e sviluppo della filosofia italiana" (1860), С. в 1861 г. приглашен был профессором философии в Неаполь. Выступив сторонником немецкой философии и критиком национальных философских систем, господствовавших в Италии, С. приобрел много врагов, особенно в ортодоксальных кругах. Своим противникам он ответил во вступительной лекции, которая в 1862 г. была напечатана. Вскоре появился главный труд его "La filosofia di Gioberti" (Неаполь, 1863), затем "Le prime categorie della logica di Hegel" (Неаполь, 1864), "La scolastica e Cartesio" (там же, 1867), "Saggi di critica filosofia, politica e religiosa" (там же, 1867). Собственная система С. ("Principi di filosofia", Неаполь, 1867) в основных своих чертах стоит на точке зрения Гегеля, самыми ярыми поборниками которого в Италии были С. и Августе Вера. С. напечатал еще: "Paolottismo, positivismo, razionalismo" (Болонья, 1868), "Stud î, sull'etica di Hegel" (Неаполь, 1869), "Idealismo e realismo" (там же, 1874), Четыре раза С. был избираем в итальянский парламент. Ср. Siciliani, "Gli Hegeliani in Italia" (Болонья, 1868).

Брат С., Сильвио (1822 — 1893) — долгое время был министром публичных работ и также занимался немецкой философией.

Спаги, в Индии

— см. Сипаи.

Спаги, во французской армии

— 4 полка африканской конницы, пополняемые из туземцев Алжира. Также несут местную конно-полицейскую службу.

Спада

(Лионелло Spada, 1576 — 1622) — итальянский (болонский) живописец, род. в Болонье, учился в школе Каррачи и у Бальоне. Прибыв в Рим, сильно подпал под влияние М.-А. да-Караваджо. Картины С. отличаются смелым письмом и сильным, оригинальным рисунком, но их колорит, особенно в том случае, когда они относятся к поздней поре его деятельности, слишком изыскан и условен. С. работал вместе с Караваджо в Неаполе и на острове Мальте, посетил Модену, Феррару, Реджо и состоял придворным живописцем пармского герцога Рануччо. Из его работ наиболее достойны внимания: "Св. Доминик, сжигающий еретические книги" (в доминиканской церкви, в Болонье), "Чудо Св. Михаила" (в С.-Михеле ин-Боско, там же), "Св. Франциск, поклоняющийся Младенцу-Христу" (в моденской галерее), фрески в куполе церкви C.-Мария, в Реджо, "Усекновение главы св. Христофора" (в луврском музее, в Париже), "Концерт" (там же) и некоторые др.

Спазм

— см. Судорога.

Спазм писчий

— см. Профессиональные неврозы.

Спайнолепестные

— см. Сростнолепестные.

Спайность

— С. называется способность кристалла раскалываться при ударе, толчках, надавливании на части, ограниченные более или менее ровными плоскостями, причем плоскости раскалывания имеют всегда строго определенное направление — постоянное для кристаллов одного и того же состава. Плоскости С. характеризуются также тем, что они идут всегда параллельно граням, присутствующим в кристалле, или кристаллографически для него возможным, причем эти плоскости имеют наипростейшие индексы. Так, чаще встречающаяся. С. идет параллельно плоскостям (100), (010) и (001), т. е., смотря по кристаллографической системе, это будут плоскости куба, квадратичной призмы 2-го рода и трех пинакоидов. Примером могут служить минералы: каменная соль, рутил, ангидрит, гипс, слюда, полевые шпаты и пр. Кроме указанных плоскостей, С. часто следует параллельно плоскостям с индексами (110) и (111). Для примера можно указать цинковую обманку со С. по плоскости ромбического додекаэдра (110), авгиты и роговые обманки — по плоскости основной вертикальной призмы (110), плавиковый шпат — С. по октаэдру (111) и пр. Примеры можно найти при описании отдельных минералов. При раскалывании кристаллов получающиеся спайные плоскости имеют различную степень гладкости, почему и различают степени С. Спайность называют в высшей степени совершенной, если спайные плоскости ровны как зеркало, такова, например, С. слюды и гипса. Если совершенство плоскостей меньшее, то называют весьма совершенной, как у кальцита; совершенной — у авгита, плавикового шпата; несовершенной, если получающиеся плоскости неровны, например у граната, везувиана. Различают еще следы С., когда спайные плоскости при своем несовершенстве вызываются с трудом. Явление С. в кристаллах с очевидностью показывает, что частички, слагающие кристалл, имеют притяжение по разным направлениям различное: в плоскостях С. притяжение наибольшее; в направлениях, перпендикулярных плоскостям С., притяжение наименьшее. При определении минералов, С. имеет весьма важное значение, так как направление её, величина угла спайных плоскостей, их совершенство представляют нагляднейшие признаки для распознавания минералов.

П. З.

Спайщик

— паразитический червь отряда сосальщиков, см. Глисты (см. табл. II, фиг. 30).

Спалатин

(Георг-Буркгард Spalatin, 1484 — 1545) — деятель реформации, изучал в Эрфурте гуманистическо-философские науки одновременно с Лютером; в 1509 г. сделался воспитателем Иоанна-Фридриха, впоследствии курфюрста саксонского. В 1514 г. Фридрих Мудрый назначил его придворным капелланом, затем своим частным секретарем, С. с того времени был самым доверенным лицом при курфюрсте, которого сопровождал почти на все сеймы; через его посредство велись сношения курфюрста с Лютером. Выдающиеся заслуги, оказанные С. делу реформации в Германии, еще недостаточно оценены. Иоанн Твердый, как и его предшественник, высоко ценил С. и в 1525 г. назначил его благочинным в Альтенбурге. С 1 5 27 г. до 1542 г. С. деятельно работал над организацией евангелической церкви в саксонских землях. С. написал биографии Фридриха Мудрого (изд. Neudecker и Preller, Веймар, 1851) и Иоанна Твердого, "Christliche Religionsh ä ndel oder Religionssachsen", ошибочно названное Киприаном "Annales Reformationis" (Лейпциг, 1718), и историю пап и королей эпохи реформации. Его письма, хранящиеся большей частью в веймарском архиве, еще не изданы.

Ср. J. Wagner, "Georg S. und die Reformation der Kirchen und Schulen in Altenburg" (Альтенбург, 1830); Seelheim, "Georg S. als s ä chsischer Historiograph" (Галле, 1876); Bourkhardt, "Geschichte der s ä chsischen Kirchen und Schulvisitationen von 1524—1545" (Лейпциг, 1879).

Спалато

(хорватск. Spljet или Split, итал. Spalato, в памятниках также Spalatro) — самый важный порт Далмации, расположен на полуострове Адриатического моря, омывается с северной стороны Canale Castelli, с южной — Canale di Spalato, y подножия горы Monte Marian (178 м.). Расположен на самом морском берегу, так что во время морского волнения кажется выходящим из моря; с севера и востока к С. подходят горы Кастелла и Мосор; население (1890) 15697 человек, преимущественно сербохорватского племени (итальянцев 1971 человек). В гавань С. в 1894 г. вошли 2956 судов с грузом в 481457 тонн и вышли 2935 судов с грузом в 479656 тонн. Население города занимается разведением винограда, маслин и овощей, производством ликеров, мыла, обработкой извести, цемента, кож; отделение австро-венгерского банка, 2 местных банковских учреждения, сельскохозяйственная химическая опытная станция, газовый завод, несколько консульств. С. местопребывание епископа; сербохорватские гимназия и реальное училище, учебно-воспитательное заведение сестер милосердия, епископская семинария, музей древностей. У подножия горы Мариана бьет горячий серный ключ. Город состоит из Старого города, Нового города и четырех предместий. Большая часть Старого города с его узкими, кривыми улицами лежит на месте Диоклетианова дворца, внутри громадного четырехугольника, обнесенного уцелевшими до настоящего времени стенами; к западу от него лежит Новый город, с широкими улицами. Богатый памятниками древности, С. обязан своим возникновением императору Диоклетиану, который после 25-летнего блестящего царствования отрекся (в 305 г.) от престола и поселился в местности нынешнего С. Здесь еще раньше, в последние годы своего правления, он построил роскошный дворец, одно из замечательнейших произведений древнеримского искусства, с храмами, великолепными палатами и банями, в котором, вероятно, и погребен в созданном им же самим мавзолее, почти в самой середине дворцовых зданий. Дворец занимал почти правильный четырехугольник длиной в 215 метров и шириной в 179 метров, обнесенный высокой стеной, с башнями (около 12 кв. м. в основании) по углам и воротами в середине каждой стены (из них Porta aurea сохранились до настоящего времени). Во время переселения народов, жители лежавшей в получасовом расстоянии от Диоклетианова дворца римской Colonia Martia Julia Salona (см. Салона), разрушенной в 640 г. аварами, покинули свои пепелища и поселились в оставленном императорском дворце. Этим было положено начало С. в его древнейшей части — Старом городе. С течением времени "мавзолей Диоклетиана" превратился в католический собор. К западу от собора находится католическая часовня Baptistero di San Giovanni, прекрасной коринфской постройки (с портиком и прекрасным фризом) — предполагаемый домашний храм Диоклетиана в честь Эскулапа или Юпитера. О Диоклетиане напоминает еще водопровод, уцелевший от того времени. К сохранению этих и многих других памятников древности приняты меры; принимаются также меры к открытию и новых памятников древнеримской эпохи: производятся раскопки и расследования и в С., и в Салоне и добытое частью собирается в городском музее древностей, частью находит себе место в коллекциях и собраниях редкостей, принадлежащих частным лицам. Укрепление города относится к XV столетию. В настоящее время С. — центр господства католицизма среди южного славянства, и в нем до сих пор еще продолжает совершаться католическое богослужение на славянском языке по глаголическому миссалу.

Ср. Lanza, "Dell'antico palazzo di Diocleziano in Spalato" (Триест, 1855); Alois Hauser, "Spalato und die r ö mischen Monumente Dalmatiens" (Вена, 1883); "Die Ö sterreichisch Ungarische Monarchie in Wort und Bild: Dalmatien" (Вена, 1892); "F ührer durch Spal ato und Salona" (по-хорватски и по-немецки, 1894); Jelić, Buli ć e Rutar, "Guida di Spalato" (Задр, 1894); Jackson, "Dalmatia" (Оксфорд, 1887).

Ир. П.

Спалланцани

(Лазарь) — известный итальянский натуралист и физик (1729 — 1799); учился Болонье, естественные науки изучил в Реджио, Павии и Модене. После путешествия, совершенного им по Швейцарии, Турции, Корфу и Кипру, он описал наиболее выдающиеся особенности этих местностей в естественноисторическом и геологическом отношениях. Результатом его путешествия в Неаполь, Сицилию и в Апеннины явилось его сочинение "Viaggi alle due Sicilie e in alcune parti degli Apennini" (Павия, 1792), которое появилось и в немецком переводе в 1795 г. Все эти результаты его путешествий очень ценны в естественноисторическом отношении. С. знаменит и своими чисто физиологическими открытиями в области кровообращения, пищеварения, размножения лягушек и наблюдениями над наливочными животными и над особым чувством, присущим летучей мыши. Большой интерес представляют его опыты над угнетающим действием холода на газовый обмен у холоднокровных животных, над обезглавливанием улиток с последующим вырастанием головы, над механизмом совокупления у лягушек, над искусственным пищеварением желудочным соком; им же впервые было доказано, что оплодотворяющей силой в семени обладают только семенные нити.

И. Т.

Спангейм, Езекиель

(Spanheim, 1629 — 1710) — немецкий дипломат и историк права; родился в Женеве, где его отец Фридрих С. († в 1649 г.) был профессором богословия; сначала был профессором риторики в своем родном городе и членом совета, затем воспитателем сыновей курфюрста пфальцского. С 1665 г. состоял на дипломатической службе курфюрстов пфальцского и бранденбургского, представителем которых был в Париже и Лондоне и принимал участие при заключении мира в Рисвике. Главные труды: "Dissertationes de usu et praestantia numismatum antiquorum" (лучшее издание, Лондон и Амстердам, 1706—16) и "Orbis romanus" (Лондон, 1704; Галле, 1728). Очень ценны своими примечаниями его издания Юлиана (Лейпциг, 1696) и Каллимаха (Утрехт, 1697) и французский перевод "Imperatores" Юлиана (лучшее издание, Амстердам, 1728). С. оставил также комментарии к некоторым комедиям Аристофана (Амстердам, 1710).

Спангейм, Фридрих

(Spanheim, 1632 — 1701) — историк церкви, брат Езекиеля С., был профессором в Гейдельберге и Лейдене. С. известен как полемист и исследователь истории церкви. Труды его, за исключением писаных на французском языке, изданы в трех томах, в Лейдене, в 1701—1703 гг.

Спангенберг, Август-Готлиб

(Spangenberg, 1704 — 1792) — второй основатель евангелической братской общины, в 1732 г. был адъюнктом богословского факультета в Галле. В 1743 г. С. был изгнан из Галле по приказанию короля, примкнул к Моравским братьям, совершил несколько миссионерских путешествий по Европе, Америке; в 1762 г. был преемником Цинцендорфа в звании епископа. С. напечатал: "Leben Zinzendorfs" (Барби, 1772) и "Idea fidei fratrum" или " Kurzer Begriff der christlichen Lehre in der Brü dergemeinde" (там же, 1779).

Ср. Ledderhose, "Lehen Spangenbergs" (Гейдельберг, 1846); Knapp, "Beitr ä ge zur Lebensgeschichte Spangenbergs" (1792; Галле, 1884).

Спангенберг, Густав-Адольф

(Spangenberg, 1828 — 1891) — немецкий исторический и жанровый живописец, учился у Г. Кауфмана и потом в художественно-ремесленной школе в Ганау, у Пелисье. Очень недолго посещал антверпенскую академию художеств, остальное время работал самостоятельно. В 1851—1857 гг. С. некоторое время занимался в мастерских Кутюра и скульптора Трикети в Париже. Школа, пройденная им у последнего, сообщила строгость, подчас даже излишнюю резкость его рисунку. Как живописец, С. остался чужд веянию нового, колористического направления французской живописи и старался подражать старонемецким мастерам эпохи Возрождения, в особенности Дюреру и Гольбейну. В Берлине, от небольших бытовых картин он мало-помалу перешел к историческому роду, а затем стал писать большие исторические картины. Его произведения, замечательные верностью рисунка и прекрасно задуманной и разработанной композицией, много теряют от сухости его кисти и вялости колорита. Наиболее известные между ними: "Похищенное дитя", "Крысолов из Гаммельна", "Лютер в виде рыцаря Георга", "Лютер, занимающийся музыкой в своем семейном кругу" (1865; в лейпцигском музее), "Лютер за переводом Библии" (1870; в берлинской национальной галерее), "Въезд Лютера в Вормс", "Шествие Смерти", "Девушка на перепутье между злом и добром" (1879), "Блуждающий огонек" и "Жёны-Мироносицы".

Спаниель

— породы длинношерстных легавых собак (см.), происходящие от собак, привезенных кельтами в Англию из Испании за несколько столетий до Р. Х. Все вообще английские С. разделяются на сухопутных (земляных) и водяных. Между первыми различаются, преимущественно по росту и окраске, суссексы, клумберы, коккеры, норфольки и фильд-спаниели (черные С.); все они представляют коротконогих приземистых собак, сильного сложения, обязанность которых состоит в том, чтобы выгонять птиц (фазанов, серых куропаток) из густых зарослей и других трущоб, недоступных более рослым собакам. Некоторые из С., преследуя дичь, взлаивают; стоек обыкновенно не делают, но на следу учащенно махают хвостом. Охота с сухопутными С. весьма распространена в Англии, а отчасти во Франции и Бельгии, постепенно вытесняя охоту с пойнтерами и сеттерами. Водяные С., лишь недавно выведенные от скрещивания сухопутных с пуделями, разделяются на английских и ирландских, они употребляются исключительно для охоты на водоплавающую дичь. К группе С. принадлежать эпаньели (см.).

См. Л. Сабанеев, "Собаки легавые" (М., 1896); Э. Беллькруа, "Охота с С." (СПб., 1888).

С. Б.

Спаниолитмин

— см. Лакмус.

Спаньолетто

— см. Рибера.

Спанья, ло-

(lo Spagna), собственно Джованни ди-Пьетро — итальянский живописец, самый значительный, после Рафаэля, ученик Перуджино. Биографические сведения о нем очень скудны, он был испанец (отсюда его прозвище), но в 1516 г. он получил права гражданина Сполето, а в следующем за тем году был избран в старшины корпорации живописцев (capitano dell'arte dei pittori) в этом городе. Умер он позже 1530 г. В позднейших своих работах ло-С. подражал Рафаэлю, стараясь приблизиться к третьей, римской манере великого мастера; но лучшие его произведения — бесспорно те, в которых он строго держался стиля своего учителя. Многие из его картин приписывались и еще приписываются либо Рафаэлю, либо Перуджино. Как на замечательнейшие из достоверных произведений ло-С., должно указать на фрески (к сожалению, сильно попортившиеся) в палаццо - публико в Сполето (1513), на "Мадонну на троне" (1516) в капелле св. Стефана в нижней церкви монастыря св. Франциска, в Ассизи, и на фрески хора в церкви С.-Джакомо в Фолиньо, с главной картиной "Небесное коронование Пресвятой Девы". В картинных галереях работы этого художника встречаются очень редко; в берлинском музее имеется его "Поклонение волхвов", в лондонской национальной галерее — "Молитва Спасителя в Гефсиманском саду", в парижском Лувре — "Поклонение пастырей" и в ватиканском музее, в Риме — повторение этой последней картины.

А. С—в.

Спаржа

(Asparagus L.) — родовое название растений из семейства спаржевых; известно до 100 видов, рассеянных по всему свету, преимущественно в более сухих климатах. Наиболее распространенный вид Asparagus officinalis L., обыкновенная С. Одни виды С. — травы, другие — полукустарники, развивающие подземное корневище и надземные более или менее ветвистые стебли, у многих видов ползучие. Листья мелкие, чешуйчатые или шиповатые; в пазухе их развиваются или удлиненные ветви или пучки укороченных, безлистных, щетинистых или линейных веточек (кладодиев), а у подрода Myrsiphyllum развиваются в пазухе листьев одиночные листовидно-расширенные ветви. В пазухе листьев появляются одиночные цветки или щитовидные или кистевидные соцветия. Цветок правильный, обоеполый или однополый, с простым раздельнолистным или немного спаянным у основания околоцветником о шести листках, расположенных в два круга. Тычинок шесть, с тонкими или пластинчатыми нитями и пыльниками, вскрывающимися на внутренней стороне; пестик с верхней, трехгнездой завязью, коротким столбиком и трехлопастным рыльцем; плод — ягода, с одним или несколькими семенами, семя с толстой, черноватой кожурой, роговым белком и небольшим зародышем. В Европейской России дико растут около 8 видов С., из них наиболее обыкновенно Asparagus officinalis L., по лугам, между кустарниками — многолетняя трава, перезимовывающая при посредстве подземного корневища и ежегодно развивающая наземные ветвистые стебли, обильно усаженные пучками тонких зеленых веточек (кладодиев); листья мелкие, чешуйчатые, снабженные тонкой и короткой шпорцей; цветки одиночные или парные; плод — красная ягода, величиной с горошину. Молодые стебли — обычный овощ.

С. Р.

Спаржевые

(Asparagaceae) — семейство однодольных растений, порядка лилиецветных (Liliaeflorae), стоящее весьма близко к семейству лилейных (Liliaceae), многими авторами даже принимаемое лишь за подсемейство этого семейства. От лилейных семейство С. отличается тем, что плод у него всегда ягода (у лилейных коробочка), и тем, что нет луковиц, столь обычных у лилейных. С. большей частью травы, реже полукустарники, кустарники или деревья; листья у них часто заменяются кладодиями, щетинистыми, игольчатыми или пластинчатыми; настоящие листья появляются в виде небольших чешуек. Цветки либо одиночные, появляющиеся на верхушке стебля (у Paris, Trillium), или в пазухе листьев, либо цветки собраны в кисти (Convallaria, Majanthemum), метелки или колосья (у Dracaena). Цветок обоеполый или однополый, обыкновенно с трехчленными кругами, а у Majanthemum, в виде исключения, двучленными, у Paris — четырехчленными. Околоцветник простой, раздельнолистный или (у ландыша) спайнолистный; тычинок два круга; пестик с верхней трех-, двух- или четырехгнездой завязью, коротким столбиком и лопастным рыльцем. Плод — односемянная или многосемянная ягода; семя белковое. Семейство это богато родами; сюда, например, принадлежат роды Asparagus L. (спаржа), Ruscus L., Dracaena Vand. (Dracaena Draco — драконовое дерево, достигающее громадной величины), Convallaria L. (ландыш), Polygonalum Tournf. (соломонова печать, купена), Majanthemum Wigg. (майник), Paris L. (вороний глаз) и многие др.

С. Р.

Спаривание

— попарное соединение животных с целью совокупления, а также и семейной жизни вообще.

Спаркс

(Jared Sparks, 1789 — 1866) — североамериканский историк, долгое время был проповедником общины унитарианцев в Бостоне, с 1823 г. до 1830 г. редактировал "North American Review", в 1839 г. занял кафедру истории в гарвардском университете в Кембридже в штате Массачусетс. Из его многочисленных трудов наиболее замечательны: "Life of John Ledyard" (Кембридж, 1828), "Diplomatic correspondence of tne American revolution" (Бостон, 1829—31), "Life of Gouverneur Morris" (там же, 1832), "Life of Washington, with diaries" (1839) и "Correspondence on the American revolution" (Нью-Йорк, 1853). С. издавал сочинения Г. Вашингтона (Нью-Йорк, 1834—38, с биографией) и Бенджамина Франклина (1836—1840); автобиографию последнего он продолжил до его смерти (изд. отдельно, 1844). С. издал также в 25 томах "Li b rary of American biography" (Нью-Йорк, 1834—47) — жизнеописания выдающихся американцев; часть этого труда С. сам написал.

Ср. Mayer, "Memoirs of J. S." (Балтимор, 1867) и соч. Ellis'a, под тем же заглавием (Кембридж, 1869); H. В. Adams, "Life and writings of J. S." (Бостон, 1893).

Спаровые

(Sparidae) — семейство колючеперых рыб (Acanthopteri), отличающееся особенно очень своеобразным, сильно специализованным строением зубов: передние зубы в виде резцов, боковые в виде коренных, нёбо обыкновенно без зубов. Сжатое, удлиненное тело покрыто чешуей с очень нежной зубчатостью или цельнокрайней. Рот на конце морды, глаза умеренной величины. Один спинной плавник из переднего отдела с колючими лучами, из заднего — с мягкими. Заднепроходный плавник с 3 шипами; грудные плавники на груди с 1 шипом. С. живут у берегов морей жаркого и умеренного пояса. По большей части С. съедобны, некоторые имеют даже важное промысловое значение, например Pagrus argyrops, водящийся у берегов Соединенных Штатов. Водящаяся в Средиземном море, у берегов Англии дорада (Chrysophris aurata; см. Рыбы) — серебристо-серого цвета, сверху более темного, снизу серебристо-белого, с блестящим золотистым пятном между глазами, достигающая длины в 60 стм и веса до 8 кг, откармливалась в Риме в вивариях.

Н. Кн.

Спарре

(Гер, т. е. Георг Sparre) — шведский романист; в 1790 г. поступил на военную службу, отличился в финляндской войне, в 1844 г. назначен комендантом Карлскронской крепости. Написал несколько романов: "Thora" (1829), "Последний из корсаров" (1832), "Adolf Findling" (1835), "Штандарт (1847), "Морской кадет" (1850).

Спарта

Статья большая, находится на отдельной странице.

Спартак

(Σπάρτακος, Spartacus) — предводитель рабов в так называемой войне гладиаторов в 73—71 гг. до Р. Х. Фракиец по происхождению, он сначала служил в римском войске, дезертировал и сделался разбойником, но затем попал в плен и был зачислен в гладиаторы (см.). Гладиаторская школа, в которой он содержался, находилась в Капуе и принадлежала Гн. Лентулу Батиату, который так жестоко обходился со своими гладиаторами, что С., приблизительно с 70 товарищами (фракийцами, галлами и германцами), бежал от него и засел около Везувия. Скоро распространилась молва о грабежах, совершенных С. при помощи кельтов Крикса и Эномая, и число беглых рабов и гладиаторов росло с каждым днем. С. был человек энергичный и мужественный и отличался необыкновенной военной опытностью и даже полководческим талантом, так что вскоре ему удалось образовать из этой сбежавшейся толпы хорошо организованное войско, при помощи которого он в продолжение 3 лет был грозой для римлян. Победа над претором Варинием увеличила число мятежников, которых теперь было не менее 70000. В конце 7 3 г. почти вся Южная Италия находилась в их руках. В 72 г. против них были посланы консулы Л. Геллий и Корнелий Лентул. С., довольный достигнутыми результатами, хотел было возвратиться на родину, но большая часть войска не соглашалась с этим. Вследствие этого около 30000 рабов под предводительством Крикса отделились от главного отряда, но вскоре были разбиты претором Аррием. С. же не только удалось победить обоих консулов, но, пойдя дальше, он одного за другим разбил и проконсула Кассия Лонгина, и претора Гн. Манлия. Никто теперь не мог помешать ему покинуть Италию и возвратиться на родину. Однако все эти победы до того воодушевили восставших, что они задумали овладеть самим Римом. Подобно Аннибалу, С., однако, нападения на Рим не сделал, а удовольствовался наведением страха на римлян своим появлением и затем отправился в Южную Италию. В этом критическом положении сенат решил обойти вновь назначенных на 71 г. консулов, избрал главнокомандующим претора М. Красса и дал ему 6 новых легионов. Римские солдаты сильно боялись С. Красс, узнав о том, что легат его был разбит С., велел, по жребию, выбрать определенное число солдат и казнить их в присутствии товарищей. Эта строгая мера подействовала на римских солдат. Они мужественнее преследовали С. и окружили его со всех сторон в южной части Бруттия. С. пробовал бежать в Сицилию: он вступил в переговоры с морскими разбойниками, чтобы при их содействии иметь возможность переправиться туда. Однако морские разбойники, получив вперед провозные деньги, — исчезли. С. вынужден был вступить в переговоры с Крассом и просил о предоставлении ему свободного отступления. Красс резко отказал. Тогда С. сделал отчаянную вылазку и прорвался. Толпа мятежников опять наводнила всю Италию и всюду распространяла страх и ужас. Однако вскоре от С. опять отделился отряд, который немедленно был уничтожен римлянами. С. с остатками своего войска занял сильную позицию около Петелии, но, уговоренный своим отрядом, покинул ее и вступил с римлянами в сражение, в котором был убит. Большая часть мятежников была перебита; 6000 попали в плен и были распяты на всем протяжении дороги от Капуи до Рима; около 5000 бежали в Северную Италию, но были там разбиты Помпеем, который возвращался из Испании.

См. Schambach, "Der italische Sklavenaufstand 74—71 v. Chr." (Б., 1872); Hartwig, "Der Sklavenkrieg des Spartacus" (ч. I, Мейнинген, 1894); F. M ü nzer, "Der erste Gegner des Spartacus" ("Philologus", т. 55, 1896, стр. 387 и сл.).

А. Пр.

Спартеин

C15H26N2 летучий алкалоид, встречающийся в ничтожных количествах, около 0,0004%, в растении Spartium scopartum (дереза обыкновенная); добывается способом, аналогичным добыванию никотина. В чистом виде представляет собой бесцветную, густую жидкость со слабым запахом анилина и сильно горьким вкусом; ядовит; тяжелее воды; кипит, по указанию одних, при 288° Ц., других — при 311° Ц,; вращает плоскость поляризации влево ([α]° = —14,6°). В воде растворяется с трудом, причем получается сильно щелочной раствор; в бензоле и лигроине нерастворим. При осторожном окислении марганцово-калиевой солью распадается с образованием муравьиной, щавелевой, одной из пиридинкарбоновых кислот и других еще не изученных тел; при нагревании с водой и окисью серебра, отщепляя CO 2, переходит в пиридин; при некоторых реакциях переходит в γ-пиколин. С йодистыми алкилами реагирует, как третичный диамин. Употребляется в медицине преимущественно в виде сернокислой соли C 15H26N2.H2SO4.nH2 O, реже в виде иных солей. Указанная соль образует кристаллы, заключающие часто разные количества кристал. воды (от 3 до 5 или 8Н 2 О); легко растворяется в воде, образуя раствор кислой реакции. Назначается по 0,02 несколько раз в день в пилюлях или в растворах при неправильной сердечной деятельности, преимущественно при неправильном, замедленном пульсе. Значительного применения во врачебной практике не имеет.

А. С. Г. Δ .

Спарти

или Новая Спарта (Σπαρτη) — главный город Лаконского номоса в Греции, в 1834 г. возникший на месте древней С., благодаря переселению сюда жителей Мистры; архиепископ, гимназия, музей древностей и т. д. Местоположение города красивое, но нездоровое. Население (1889 г.) 3982 человек; соименный ему "дим" (δήμοσ) — 12995 человек.

Спартиаты

(Σπαρτιάται) — в древней Спарте составляли класс полноправных граждан и назывались так в отличие с одной стороны от илотов (рабов) и периэков (лично свободных и пользовавшихся поземельной собственностью и самоуправлением граждан Лаконики), с другой стороны —от лакедемонян, под которыми подразумевались все свободные жители Лаконики, в противоположность жителям других государств (см. Спарта).

Спас-Деменское

— местечко Мосальского уезда, Калужской губернии, близ станции того же имени Данково-Смоленской железной дороги. Упоминается, как городище (Деменск), в премирной грамоте Иоанна III с великим князем литовским Александром. В местечко преобразовано из села по ходатайству помещика Нарышкина в 1855 г. Один из важнейших в губернии пунктов по торговле пенькой и один из центров рогожного производства. Рогожных фабрик 8, которые при 500 рабочих изготовляют свыше 1000000 рогож, на сумму свыше 100000 руб. Почтово-телеграфное отделение, 2-классное минист. училище, гостиный двор.

Спас-Есиновичи

(С.-Ясеновичи) — село Тверской губернии, Вышневолоцкого уезда, в 46 верстах от уездного города; один из значительных торговых пунктов уезда, по характеру построек более похожий на небольшой город. Церковь, 2-классное училище, несколько школ грамоты (все дети обучаются грамоте), 22 торговых заведения, почтовая контора, еженедельно базары, ярмарок 3. Жителей 706. В 17 окрестных деревнях — кустари-бондари (около 1000 человек); сбыт (ведер, кадушек и пр.) преимущественно в селе С.-Есиновичах — для отправки в Петербург.

Спас-Нередиц

— село Новгородской губернии и уезда, см. Нередиц.

Спас-Тешилово

— село Тульской губернии, Каширского уезда, при реке Оке, в 37 верстах от уездного города; незначительное селение, на месте которого в древности был город того же имени, о котором упоминается в летописях под 1147, 1505 (в завещании царя Иоанна III) и 1591 гг.

Спас-Угол

— сельцо Тверской губернии, Калязинского уезда. Родина M. E. Салтыкова-Щедрина.

Спаса-Нерукотворенного-Образа-Тиксненский монастырь

мужской, ныне погост Тиксненский-Преображенский — Вологодской губернии, Тотемского уезда, Погореловской волости, в 52 верстах к юго-западу от Тотьмы и в 1 версте от деревни Погореловой, при речке Тиксне. Основание ему положил преподобный Вассиан, принявший иночество в Спасо-Суморине монастыре и удалившийся для безмолвия на реку Тиксну, где поселился при церквах Спаса и св. Николая, в 1594 г. Здесь он подвизался до 1624 г., когда и скончался 12 сентября; в этот день и чтится его память. Мощи преподобного, проявившие чудо во время морового поветрия в 1647 г., покоятся в приходской церкви.

Спасание на водах

Статья большая, находится на отдельной странице.

Спасителя орден

— греческий орден, установленный королем Оттоном I в 1833 г. в память освобождения Греции; делится на пять классов. Число кавалеров первых четырех классов ограничено. Знак ордена: восьмиконечный белый эмалированный крест, украшенный королевской короной и лежащий на зеленом венке из дубовых и лавровых листьев; посредине креста изображение Спасителя, вокруг которого надпись на греческом языке: "Твоя десница, о Господи, прославляется своей силой", а на обороте креста подпись: "IV национальное собрание греков, состоявшееся в Аргосе в 1829 г.". Кавалерам первых двух классов присвоена еще серебряная восьмиконечная звезда, посредине которой также изображение С., с тем же девизом.

Спасова

— село Александрийского уезда, Херсонской губернии, при речке Верблюжке. Жителей 3000.

Спасова борода

(этногр.) — в Малороссии так называют пучок несжатого жита, оставленного на хлебном поле. Пучок перекручивают, связывают и нагибают к земле. Кругом бороды очищают землю от сора; под бородой иногда закапывают несколько хлебных зерен. Жнецы бросают через голову серпы, поют песни в честь бороды. В песнях говорится, что борода "сриблом-златом обвита, красным шовком обшита". В волынском Полесье С. борода называется "перепелкой", в некоторых местах "бородой Ильи", "бородой Волоса". Тожественный жатвенный обычай записан в Австрии, Германии, Англии. В основе обряда и поверий лежит древний культ растительного духа. Подробности в "Этнографическом Обозрении" (1889, III, 127) и в "Опыте об. обыч." Мандельштама, 235—245.

Н. С.—в.

Спасович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Спасович Владимир Данилович (дополнение к статье)

— выдающийся юрист; ум. в 1906 г.

Спасово согласие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Спасск, уездный город Казанской губернии

— уездный город Казанской губернии, в 115 верстах к юго-востоку от губернского города, при устье речки Бездны, впадающей в Чертык (левый рукав реки Волги); расположен на совершенно ровном месте; С. в настоящее время слился с окружающими его селениями Косяково, Кураково и Новославской. Собственно в С. жителей 277 9 (1389 женщин), почти все православные; главное занятие жителей хлебопашество и работы на пристани; торговля ничтожна и ограничивается предметами местного потребления. Благодаря пристани, С. служит складочным пунктом товаров для соседних уездов. На пристани грузится преимущественно рожь, ржаная мука, гречневая крупа и овес на сумму от ½ до 1 млн. руб., в зависимости от урожая. Православная церковь, богадельня, больница, 3 училища, до 70 лавок и складочных амбаров, городской банк; городу принадлежит 1617 десятин земли, в том числе 230 десятин внутри городской черты. Городские доходы за 1897 г. 14663 руб., расходы — 13267 руб. Главный предмет расхода — содержание городского общественного управления 3338 руб. и на "городские надобности" 2473 руб. На содержание учебных заведений израсходовано 1011 руб., пожарной команды — 1595 руб.

Спасский уезд, в южной части Казанской губернии, занимает пространство в 5618 кв. верст и расположен по левым, низменным сторонам Волги и Камы. Площадь уезда имеет равнинный, луговой характер и богата поймой. За исключением берегов Волги и Камы, покрытых новейшими образованиями, подпочва состоит из третичных осадков, со множеством остатков допотопных животных. Наиболее низменная часть уезда — речные долины обеих главных рек — покрыта илом; в южной части преобладают глинa и супесок; чернозем встречается лишь в северной части уезда. Вследствие низменного положения, площадь уезда болотиста; озера большей частью расположены в речных долинах, горизонт их находится в зависимости от весенних разливов рек. Волга и Кама, хотя и судоходны, но протекают лишь по границам (западной и северной) уезда; из внутренних рек судоходна одна только Бездна, прочие же — Утка, Бол. и Мал. Черемшаны и др. даже не сплавные. На левом рукаве Волги, на Чертыке, расположен Спасский затон известный своими судостроительными и механическими заводами (см.). Леса составляют до 30% всей площади уезда; они преобладают в северной части уезда и состоят главным образом из березы, осины и липы. В южной части уезда имеются корабельные рощи (до 3 ½ тыс. десятин).

В 1897 г. жителей в уезде было 175460 (89307 женщин), в том числе русских около 58%, татар — 30%, чуваш — 7% и мордвы — 4%, остальных национальностей до 1%. Площадь С. уезда в общем плодородна; земледелие является главным занятием населения; в среднем, засевается озимыми хлебами до 25 тыс. десятин владельческих земель и 62 тыс. десятин крестьянских; яровыми и картофелем до 55 тыс. десятин крестьянских и 26 тыс. десятин владельческих земель. Фабрик и заводов 7, с общей суммой производства свыше 2 ½ млн. руб. (механический завод в С. затоне). Скотоводство сравнительно развито: в 1899 г. насчитывалось до ¼ млн. голов домашних животных, в том числе до 50 тыс. лошадей, 55 тыс. крупного рогатого скота и 100 тыс. овец; тонкорунное овцеводство (до 10 тыс. голов). Земские сборы (1897) составили 115586 руб., кроме того, по обязательному взносу земского страхования — 34236 руб. Главные статьи расхода составили народное образование и медицинская часть. К 1 января 1898 г. насчитывалось в уезде 625 начальных народных школ, 614 церковно-приходских, 142 миссионерских и одно 2-классное городское училище, всего 1382 училища, в которых обучалось 44296 мальчиков и 9003 девочки; на содержание этих школ израсходовано министерством народного просвещения, земством и др. учреждениями 389860 руб. Татарско-магометанское население уезда обучает своих детей в мектебах, медресе и открытых при них классах; магометанских школ в уезде 61 и в них обучалось 1667 мальчиков и 428 девочек. Больниц 6; из них 4 земских со 103 кроватями и 2 заводские с 14 кроватями; 1 земская аптека в городе Спасске. На медицинскую часть израсходовано земством 54627 руб., заводами — 22175 руб.

Л. В.

Спасск, уездный город Рязанской губернии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Спасск, уездный город Тамбовской губернии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Спасская

— 1) Спасская, женская община — Нижегородской губернии, Васильского уезда. Основана из богадельни в 1888 г. 2) Спасская-Братская, мужская пустынь — Иркутской губернии, Нижнеудинского уезда. Основана в XVII в.; долгое время состояла приписанной к Вознесенскому иркутскому монастырю и упразднена в 1764 г. 3) Спасская-Зеленогорская, женская община — Нижегородской губернии и уезда. Основана около 1818 г. солдаткой Ириной Лазаревой и в 1842 г. принята под покровительство духовного и гражданского начальств. 4) Спасская-Пронская, мужская, заштатная пустынь — в городе Пронске, Рязанской губернии. Основана в XVII в. 5) Спасская-Унженская, мужская пустынь, ныне погост Спас-Красная-Гора — Костромской губернии, Макарьевского уезда, в 22 верстах к югу от Макарьева, на правом берегу реки Унжи. Уже существовала в 1585 г., что видно из береженной грамоты об охранении бортных ухожьев. Царь Михаил Феодорович, на пути своем к мощам преподобного Макария, остановился в этой пустыни 1 октября 1619 г., пожаловал ей 20 руб. на построение церкви Всемилостивого Спаса. В 1620 г. приписана к Макарьеву Унженскому монастырю.

Спасские монастыри

Статья большая, находится на отдельной странице.

Спасские мхи

— болото Новгородской губернии, в Тихвинском и Крестецком уездах, между реками Мдой, Пчежвой, Хубой и Мстой. Площадь 424 кв. версты; поросло кустарниками.

Спасский Анатолий Алексеевич (дополнение к статье)

— писатель, профессор Московской духовной академии по кафедре общей церковной истории. Главные его новейшие труды: "Обращение императора Константина Великого в христианство" (Сергиев Посад, 1905); "История догматических движений в эпоху вселенских соборов. Т. И. Тринитарный вопрос" (ib., 1906).

Спасский затон

(залив и селение) — на левом берегу Волги, в Спасском уезде Казанской губернии; в 86 верстах от города Казани и в 9 верстах от уездного города. Глубина залива 8 футов, ширина до 80 саженей; свободно вмещает до 30 судов. С. затон известен в народе под названием "Березовой Гривы", расположен собственно при левом рукаве Волги, называемом Чертыком, при впадении в него реки Бездны. Эта местность была пожалована Иоанном IV казанским архиепископам. В начале XVII в. сюда начали переселяться рыбные ловцы; в то же время для приезда казанских архиепископов на острове Эдемском, между Волгой и рукавом Чертыком, был основан монастырь Воскресения Христова; но к концу XVII в. река размыла остров и разрушила монастырь вместе с находившимся при нем селом Никольским. Жители переселились на устье реки Бездны и основали город Спасск, а остатки монастырских угодий перешли в частные руки. Ныне С. затон представляет красивое фабрично-заводское селение с населением до 3000 человек. Училище, больница на 10 кроватей; общество потребителей, пароходная пристань; судостроительный механический завод (общества "Кавказ и Меркурий").

Л. В.

Спасский, Анатолий Алексеевич

(род. в 1866 г.) — профессор московской духовной академии. Сын священника Вологодской губернии, получил образование в местной семинарии и московской академии, где окончил курс в 1890 г. В 1891 г. назначен преподавателем в каменец-подольскую семинарию, в 1893 г. вызван в московскую академию на кафедру новой гражданской истории; в 1895 г. перешел на кафедру общей церковной истории. Ученые труды С.: "Отношение пророков к обрядовому закону Моисея" ("Чтения в общ. любителей духовного просвещения", 1889, март), "Гус и Виклеф" (ib., 1890, июль), "Св. Иустин мученик и синоптические евангелия" ("Православное Обозрение", 1889, июль—август), "Новейший византинизм и его значение" ("Богословский Вестник", 1894, апрель), "Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни" (Сергиев-Посад, 1895, магистерская диссертация), "Суждения современной протестантской церковно-исторической науки об Аполлинарии Лаодикийском и его значении в истории догматики" (Сергиев-Посад, 1896), "Сирохалдейские несториане и присоединение их к православной церкви" ("Богословский Вестник", 1898, май) и др. С 1898 г. С. состоит редактором "Богословского Вестника".

Спасский, Василий Лукич

— преподаватель харьковских среднеучебных заведений (1831 — 1884); принимал деятельное участие в харьковских просветительных предприятиях 60-х годов и написал ряд статей по вопросам местным, преимущественно о грамотности и о нищенстве. При содействии друзей и учеников, С. в 1873 г. разработал данные переписи в городе Харькове в 1873 г. и на этом материале составил в 1874 г. "Характеристику Харькова в отношении грамотности и просвещения". Подробный некролог и список статей С. находится в изд. в 1884 г. в городе Харькове "Статистическом Листке", № 2, стр. 33—36, и № 3, стр. 52.

Н. Св.

Предыдущая страница Следующая страница