Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "С" (часть 65, Сот - Соц)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "С" (часть 65, Сот - Соц)

Предыдущая страница Следующая страница

Сотрясение мозга

— Мозг заключен в неподатливой костяной коробке черепа, причем он со всех сторон окружен слоем так назыв. цереброспинальной жидкости. Вследствие этого удары по черепу, ушибы головы, падение на голову и тому подобные механические повреждения во многих случаях нисколько не отражаются на состоянии мозга. Однако, при известной интенсивности их, С., вызванное механическим повреждением черепных костей, распространяется также на вещество мозга. Это происходит обычно при таких сильных ударах, которые приводят к перелому черепных костей, но нередко и при таких, от которых целость кости не нарушается. Иногда С. мозга наблюдается даже и при таких ушибах головы, напр. при падении, при ударе о твердый предмета, которые вызывают лишь ничтожное повреждение наружных, мягких покровов. Проявления С. мозга стоят в зависимости от степени его. Если оно незначительно, то наблюдается только кратковременная потеря сознания, вроде обморочного состояния, длящегося несколько секунд или минут. При большей интенсивности наступает продолжительное беспамятство в течение нескольких часов и вместе с тем наблюдается замедление пульса (удары его становятся ненормально редкими, до 50 и менее в минуту) и повторная рвота. Наконец, при весьма сильном С. мозга бессознательное состояние с замедлением пульса может в короткое время перейти в смерть, без осложнения другими симптомами. В этих случаях вскрытие обнаруживает весьма незначительные анатомические изменения в мозговой ткани, и ввиду этого, а также ввиду того, что больные после легких и средних степеней С. вслед за тем остаются свободными от признаков мозгового страдании, — нужно принять, что в основе С. мозга лежат такие болезненные изменения, которые доступны быстрому исправлению. По всей вероятности, мы здесь имеем дело преимущественно с быстрым перемещением жидкости, заключающейся в мозгу. Благодаря мягкой консистенции мозговой ткани при этом должно произойти внезапное нарушение кровообращения, распространяющееся быстро по всему мозгу. Если перемещение жидкости произойдет чересчур бурно, то оно может причинить местами разрыв мозговых сосудов, и если этот разрыв совершится в области продолговатого мозга, где лежат центры дыхания и сердечной деятельности, то даны условия для быстрого смертельного исхода.

П. Розенбах.

Сотский

— низший агент сельской полиции. Возникновение С. и десятских (см.) относится еще ко временам допетровским, и первоначально эти должности существовали в силу обычая, без всякого законодательного определения. С течением времени обязанности С. и десятских были точно установлены законом: по общему учреждению земской полиции 1837 г., для исполнении приказаний станового пристава и непосредственного надзора за благочинием находятся в селениях С. и подведомственные им десятские, первые имеют в своем ведении от 100—200, а последние от 10—30 сельских обывательских дворов. В заштатных городах, посадах и местечках, состоящих на городском положении, если в них не имелось особой городской полиции, также имелись С. и десятские и, кроме того, пятисотские и тысяцкие. С. и десятские в селениях выбирались крестьянами из своей среды на основании устава о службе по выборам; кроме того, на эти должности могли назначаться и отставные нижние чины по взаимному согласно и условиям, заключаемым с обществами или управлениями, от которых зависело назначение им содержания. С., будучи непосредственно подчинены становому приставу, а десятские — сотским, являлись исполнителями как распоряжений земского суда, так и приказаний исправника и станового пристава; они наблюдали за сохранением благочиния, общего, спокойствия безопасности и порядка; круг ведомства их, весьма обширный, был подробно определен в наказе чинам и служителям земской полиции. Значение С. и десятских в селениях значительно изменилось с введением крестьянской реформы 1861 г. (когда на волостных старшин и сельских старост были возложены полицейские функции) и с учреждением должности полицейских урядников; но предъявляемые к ним законом требования остались неизменными, и действующим законодательством на них возлагается исполнение обязанностей по всем отраслям обширной деятельности полиции. С. суть нижние чины полиции, в заведовании которых находятся определенные участки стана, называемые сотнями; надзор за действиями С. и десятских на местах и их руководство принадлежит урядникам. С. наблюдают за порядком во время богослужения в церквах, за совращением православных в иную веру; С. и десятские наблюдают за чистотой в селениях, за чистотой воды в речках, за принятием противопожарных мер, за порядком во время торгов, базаров, за продажей доброкачественных продуктов, за производством торговли с надлежащими свидетельствами и т. д.; они доносят становому приставу о подкинутых детях, о сумасшедших, о найденном мертвом теле, о появлении воров, разбойников и о всяком чрезвычайном происшествии. Определение и увольнение С. и десятских, удаление их от должности и предание суду предоставлено уездному полицейскому управлению. Самое же избрание С. и десятских по закону возложено на сельские сходы, которые ежегодно должны избирать, из "достаточных и неподозрительных" крестьян, С. от каждых 100 и десятских от каждых 10 дворов крестьянского населения. Исполнение должности С. и десятских есть натуральная мирская повинность, от которой невозможно отказаться. В виде исключения, закон дозволяет сельским обществам наем С. и десятских из благонадежных отставных и отпускных военных чинов, по особым условиям, утвержденным становым приставом. По разъяснениям сената, С. не есть должностное лицо сельского или волостного крестьянского управления, и должность С. замещается, не стесняясь правилами общего положения о порядке назначения и увольнения должностных лиц крестьянского управления. В некоторых случаях С. и десятские довольствуются содержанием не из мирских сумм, но из посторонних источников: так, средства к тому доставляются купцами и мещанами, живущими в сельских обществах, городами, смежными с селениями, мещанскими и еврейскими обществами, особенно в западных губерниях в черте еврейской оседлости, и наконец, частными владельцами, живущими вблизи селений. Ввиду того, что должности С. и десятских являются тяжелой натуральной повинностью, особенно С., некоторые сельские общества освобождают избранных на эти должности лиц от исполнения различных местных повинностей, как натуральных, так и денежных, и иногда всех повинностей, иногда лишь некоторых. По собранным министерством внутренних дел в 1888 г. сведениям ("Временник центрального статистического комитета", № 9), число С. в 46 губерниях Европейской России (т. е., не считая 3 прибалтийских губерний и области Войска Донского) равняется 59021 и на 1 С. приходится 156,5 дворов и 488,4 наличных душ; число десятских 343549 и на 1 десятского приходится 26,9 дворов и 83,4 наличных душ; всего уплачено содержания С. и десятским 1366 тыс. руб. (в том числе на С. 882 тыс. руб.). Из общего числа С. оказывается служащих безвозмездно 59,6%; среднее содержание в год одному С., получающему таковое, 37,02 руб.; число С. грамотных равняется всего 18,1% общего числа. Десятских, служащих безвозмездно, всего 92,3% общего числа, среднее содержание в год одному десятскому — 18,25 руб.; число десятских грамотных — 13% общего числа десятских.

Сотский (дополнение к статье)

— На основании закона 5 мая 1903 г. об учреждении уездной полицейской стражи, в тех губерниях, где введена эта стража, должность С. упраздняется. К 1 января 1906 г. она упразднена в 50 губерниях Европейской России (см.).

Соты

— см. Пчелы и Пчеловодство.

Соть

— река Ярославской и Костромской губерний; берет начало в Любимском уезде, орошает уезды Любимский, Даниловский и Костромской, впадает в реку Кострому. Длина 150 верст. Несудоходна.

Соу(г)тхамптон

(Southampton) — прим. г. в граф. Гемпшир в Англии, на п-ове при впадении р. Итчен и на юго-зап. жел. дороги, в 100 км к юго-зап. от Лондона, под 50°44' сев. шир. и 1°24'2" зап. долг. С. состоит из старого и нового г. Первый в древний период был окружен стеной с многими воротами и круглыми башнями; трое древних ворот существуют до сих пор. Главное учебное заведение — бесплатная школа, основанная Эдуардом VI, коллегия С., Политехнический институт. Замечательны здания гильд-холла, театра, таможни, корол. яхт-клуба и т. д. Несколько парков. Корабельные верфи, пивоваренные и другие заводы, прекрасные доки и пристани океанских пароходов: С. — порт для эмигрантов. С.-Коммон — живописный лесистый парк в 365 акров, в котором находится городское кладбище. С. стоит в 1 1/2 км от римского Clausentum, от которого и теперь остались ров и вал. С. основан англосаксами под именем Хантсон; в Х в. он часто разграблялся датчанами и позже сделался резиденцией Канута. В 1349 г. при Эдуарде III С. был разгромлен французским, испанским и генуэзским флотами, но вскоре получил еще большее значение. Жителей 65325 (1891 г.).

Соударение

— см. Удар.

Соукал Иосиф

(Soukal) — чешский писатель. Род. в 1852 г. Из сборников стихотворений и рассказов С., часть которых предназначена для юношества, более известны: "Bajky" (1886), "Spojen ými silami" (1887), "Z t ĕž kých dob" (1889), "Z kroniky p ř edk ů " (1892), "Páni a vladykové" (1895), "Prostonárodní pohádky" (1903).

Соумершие

— В интересах установления правильного порядка наследования часто бывает важно определить при открытии наследства и призвании к нему последовательность времени смерти лиц, умерших совместно при пожаре, кораблекрушении, крушении поезда, наводнении и т. п. случаях. Умерший позднее может иметь право наследования после умершего ранее и передать его в свою линию. В интересах установления этой последовательности времени смерти С., римское право создало презумпцию, имевшую силу на случай отсутствия прямых доказательств этой последовательности. Согласно этой презумпции, в случае совместной смерти родителей и детей предполагалось, что родители умерли раньше достигших зрелости детей и позднее малолетних. Во всех остальных случаях С. предполагались умершими одновременно. Римские презумпции действуют до сих пор в прибалтийском праве (ст. 2584—85). Французское право (ст. 720—722) в решении вопроса первое место отводит фактическим доказательствам, а затем установляет презумпцию, по которой, если С. были все ниже 15-летнего возраста, то предполагается пережившим более старший; если все они были старше 16, то пережившим считается младший; если одни имели менее 15 лет, а другие более 16, то пережившими считаются первые. Если С. имели полных 15 лет, но не достигли еще 16, то предполагается, что мужчина пережил при равенстве лет или если разница не более года; при одинаковом поле младший предполагается пережившим старшего. Презумпция по отношению к малолетним основана на большей слабости малолетних, а по отношению к остальным — на естественном ходе вещей, где обыкновенно младший умирает раньше старшего. Эти основания, разумеется, произвольны. Отдельные немецкие законодательства отказались уже давно, поэтому, от подробных указаний по этому вопросу и установили лишь общую презумпцию, что в случае совместной смерти многих они все предполагаются умершими одновременно. Эту точку зрения приняло и общегерманское уложение (§ 20). Русское право не знает совсем этих презумпций; суды руководствуются фактическими доказательствами.

Ср. Windscheid, "Lehrb. der Pandecten" (I, § 53); Stobbe-Lehmann, "Handb. d és deutsch. Privatrechts" (I, § 38); Baudry Lacontinerie, "Précis de droit civil" (II, § 24—26).

В. H.

Соура

(англ. Sowrah) или Савара — одно из коларийских (см.). племен, в Мадрасской провинции, в Ганджамском округе на З и за горами Магендра, окруженное арийскими и древидийскими соседями. Предполагают, что С. тожественны с Suari, упоминаемыми Плинием, и с Sabaroe, о которых говорит Птолемей. Число их не превышает 1800—2000. Часть их, обитающая в долинах (в Джайдурском округе и др.), забыла коларийский язык и усвоила соседний новоиндийский язык урия (см.) или дравидический телугу, другая же, живущая в горах, сохранила коларийский язык, о котором, однако, известно немного. Горные С. ведут более дикий образ жизни.

Ср. J. Shortt, "Hill Ranges of South India" (Мадрас, 1871); "Madras Census Report" (1884). Словари у Dalton, "Ethnology of Bengal" (Кальк., 1872) и Latham, "Comparative Philology" (Лпц., 1862).

С. Б—ч.

Соут Шильдз

(South Shields) — г. в граф. Дургам в Англии, на южн. бер. р. Тайн. Корабельные верфи, заводы канатные, стеклянные, содовые, пивоваренные и значительная торговля благодаря отличному порту и глубокой гавани, могущей вмещать до 2000 купеческих кораблей. Жит. 78391 (1891 г.).

Соути

(Robert Southey, 1774—1843) — известный английский поэт "озерной школы", учился в Вестминстерской школе и в Оксфорде; в молодости увлекался идеями французской революции и написал драму в якобинском духе ("Wat Tyler"). К юношеским произведениям С. относится и сборник стихотворений "Poems by Moschus and Bion" (вместе с Роб. Ловелем) и романтическая эпическая поэма "Joan of Arc". С. много путешествовал, жил в Испании и Португалии, а в 1803 г. поселился в Greta Hall близ Кесвика (в Кумберланде). Он стал с годами убежденным тори, клерикалом и сторонником High Church, принимал деятельное участие в "Quartarly Review" и в 1813 г. назначен был лауреатом. С. написал 5 больших описательных поэм — каждая на сюжет из мифологии разных народов: "Joan of Arc", "Thalaba" (неправильными белыми стихами) — фантастическая поэма из магометанского мира, в духе "Тысячи и одной ночи", "Kehama" (рифмованными стихами) — из индийской мифологии, "Madoc", "Roderick" — самое удачное произведение С. на сюжет из борьбы христиан с маврами. В этой поэме много страсти, движения; подъем патриотических чувств прекрасно изображен; стих очень художественный и мелодичный. В лирической поэзии С. много страстности: он пламенно ненавидел Наполеона ("Ode, written during the negociations in 1814"), написал, среди других официальных "стихотворений на случай", нежную поэму "На смерть принцессы Шарлотты" и много др. маленьких стихотворений, идиллических и отчасти добродушно юмористических. С. был в хорош их отношениях с Вордсвортом и Кольриджем; Байрон высмеивал С. и резко напал на его поэму "Vision of judgment". С. написал в прозе ряд исторических трудов: "History of Brazil", "Hist. of the Peni n sular war", "Life of Nelson" (лучшее из его прозаических произведений), "Life of Bunyan", "Sir Thomas Moore, or colloqiues on the progress of the Society" и др. Интересны его сборники остроумных парадоксов: "Omniana" и др. При жизни С. пользовался широкой известностью, но после смерти был более забыт, чем другие поэты озерной школы. Собр. соч. вышло в 10 том., 1837; нов. изд. 1844. "Письма" изд. его сыном, Charles Cuthbert S. (6 т., 1849—69); "Letters" изд. Warter'a (4 т. 1856). См. Browne, "Life of S." (1 859); Dowden, "G. S." (1886).

З. В.

Соутпорт

(Southport) — г. в граф. Ланкастер, в Англии, при впадении р. Риббль в Ирландское море. Жит. 18086.

Соутуарк

(Southwark) — г. в графстве Соррей в Англии, на южном берегу Темзы, непосредственно против Лондона, с которым соединен несколькими мостами. С. резиденция римско-католического епископа и один из главных торговых кварталов столицы. Важнейшие здания: церкви Спасителя и св. Георгия, госпитали Гайз и Сент-Томас, приют Магдалины, тюрьма, театр и пивоваренный завод. Жителей 208720.

Соучастие в гражданском процессе

см. Товарищество исковое.

Соучастие в преступном деянии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Софала (г.)

(Sofala) — прим. г. в окр. Мозамбик, португальской вост. Африки, прежняя столица пров. Мозамбик, под 20°12' южн. шир. и 32°26' вост. долг. на бер. залива. Порт С. мелкий и затруднен песчаными отмелями. Г. делится на португальский с каменными домиками и на черный г. с жалкими хижинами. Окрестности болотисты и нездоровы. Г. и порт С. в настоящее время почти покинуты; еще в 1864 г. главн. г. пров. сделался Чилоан (на о-ве того же имени), но пароходы предпочитают заходить в прекрасный новый порт Бейра, открытый в 1890 г. при устье Понгуэ, откуда жел.-дор. сообщение с золотоносными округами Маники и английскими поселениями в Машоналанде. Жит. ок. 2000 чел.

Софала (р.)

(Sofala) — p. в португальской Вост. Африке. Длина течения около 320 км. Мало судоходна.

Софар Наамятянин

— самый жестокий, язвительный и безжалостный из друзей Иова (см. гл. ХХ).

Соферим

(евр. писцы, книжники) — так назывались у евреев, после возвращения их из вавилонского плена, ученые, занимавшиеся изготовлением списков Моисеева закона, его изучением и толкованием, и распространением среди народа. С. положили основание своеобразной системы толкований Свящ. Писания и дали начало развившейся впоследствии обширной талмудической письменности. См. Еврейская литература и Талмуд.

Софиевка (Гейковка)

— мст. Александрийского у., Херсонской губ., при р. Боковой, на частновладельческой земле; жит. 500. Прав. црк., синагога, 2 ярм., еженедельно базары, лавки. Учреждено в 1840 г.

Софиевка (парк)

— знаменитый обширный парк и сад, один из лучших во всей России, находится около уездн. г. Умани, Киевской губ., на берегу рч. Уманки и Каменки. Сад разведен графом Феликсом Потоцким в 1793—1796 г., для жены его Софии. С. занимает пространство в 107 дес. В 1834 г. С. перешла в ведение Императорского двора и с тех пор стала называться Царицыным садом. В 1847 г. сад был посещен имп. Николаем I. С 1859 г. сад передан уманскому Училищу земледелия и садоводства, в ведении которого находится и в настоящее время. Роскошный сад расположен на гранитной почве, образующей здесь живописные высокие скалы. В нем 2 пруда с островами, много красивых павильонов, искусственных водопадов и громадных фонтанов, прохладных гротов, великолепных памятников (в том числе имп. Николаю и имп. Александре Федоровне), превосходных статуй из белого мрамора и целый ряд зданий; мощно разросшиеся вековые деревья поражают взор после утомительного однообразия окрестных степных мест; по роскоши устройства сад этот соперничает со знаменитыми европейскими старинными парками — Giardino Balbi во Флоренции, Sans-Souci близ Берлина и дворцовым парком в Версале. Между деревьями много пород акклиматизированных. В саду находятся оранжереи и несколько сильных источников, издавна питающих водой весь город; в 1899 г. местная дума решила воспользоваться этими источниками для устройства городского водопровода.

Софиевка (с.)

— с. Верхнеднепровского у., Екатеринославской губ., при рч. Камянке, жит. 9611. Евр. молитв. дом; земск. 2-х кл. учил., с ремесленным отдел (столярно-токарн. и кузн.-слесарн. рем.), церк.-прих. шк., земск. больниц., апт., пчт. отд. со сберегат. кассой. 4 ярм., еженедельной баз., до 20 торгово-промышл. заведений.

Софиевка (Черноморское)

— мст. Ананьевского у., Херсонской губ., при рукаве рч. Чичиклея, на частновладельческой земле. Жит. 300. Евр. молитв. дом, лавки.

Софизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Софийск

— сел. Приморской обл., Хабаровского окр., расположено на прав. берегу р. Амура в его низовьях, у подошвы горы Джай. Основ. в 1859 г.; до 1896 г. С. был окружным городом С. окр., переименованного в Хабаровский. В настоящее время С. незначительное селение с менее чем 500 жителями. Пчт. и тлгф., пароходная пристань.

Софийский - Успенский женский общежительный монастырь

— близ г. Рыбинска; основан в 1860 г. на средства купца Миклюкова.

Софийский 2-й пехотный императора Александра III полк

сформирован в 1811 г. Боевые отличия: 1) георгиевское знамя за бой при Кулевче 30 мая 1829 г. и за турецк. войну 1877—78 гг.; 2) знаки на шапки за ту же войну.

Софийский временник и Cофийские летописи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Софийский мужской монастырь

или Спасо-Софийский, в Киеве, ныне собор св. Софии. Еще в 1037 г. Ярослав I основал в Киеве церковь св. Софии, вскоре предназначенную для погребения киевских князей. В монастырь церковь обращена не ранее 1637 г.; митрополит киевский Гедеон (князь Четвертинский) дал монастырю новое устройство в конце XVII в. В 1787 г. киевский кафедральный монастырь переименован в киевский С. собор, с учреждением при нем Главного народного училища киевского наместничества. В соборе покоятся мощи св. митрополита Макария (убитого татарами в 1497 г.) и части мощей св. Владимира и великомученицы Варвары.

Софийский окр.

— Приморской обл., в 1896 г. переименован в Хабаровский (см.).

Софийский-Тулиновский женский общежительный монастырь

— Тамбовской губернии и уезда. Учрежден в 1880 г. из женской общины, основанной в 1879 г., с приютом для вдов и сирот, на средства г-жи Рагозы.

Софистика

Статья большая, находится на отдельной странице.

София

(Sophie, 1630—1714) — жена курфюрста ганноверского, дочь "зимнего короля" Фридриха V Пфальцского и Елизаветы Стюарт. Из дома своей жестокой матери С. отправилась в Гейдельберг к своему брату Карлу-Людвигу, после того как он вновь получил в 1648 г. курфюршеское достоинство, в 1658 г. вышла замуж за герцога Эрнеста-Августа Брауншвейг-Люнебургского, который в 1662 г. сделался епископом в Оснабрюке, в 1679 г. — герцогом, а в 1692 г. — курфюрстом ганноверским. С. с ожесточением преследовала свою невестку Софию-Доротею фон Целле (см. соотв. статью). Вдова с 1698 г. С., как внучка короля Иакова I, была объявлена в 1701 г. наследницей английского престола; после смерти С., старший сын её Георг-Людвиг воцарился в Великобритании, под именем Георга I. В " Publicationen aus den preussischen Staatsarchiven", т. 26 и 27 (Лейпциг, 1885 и 1888) Бодеман издал ее переписку; в том же издании (1879) K ö cher напечатал её мемуары.

Ср. Fester, "Kurf ü rstin S. von Hannover" (Гамбург, 1893).

София (г.)

(болгарск. Средец, турецк. София) — столица Болгарского княжества, занимает весьма выгодное положение вблизи центра Балканского полуострова, посреди целой сети проезжих дорог, из которых вдоль главной теперь уже проложена жел.-дорожная линия Константинополь — Адрианополь — Белград с ветвью на Перник (Кюстендил), на широкой плодородной горной возвышенности, орошаемой р. Искером и ограничиваемой с сев. Этропольским Балканом, а с юга — Витошскими горами, причем на В и З открываются удобные проходы в Вост. Румелию и Сербию. Город расположен на низком склоне Витоша, на берегу р. Бояны, впадающей в Искер, на высоте 566 м над поверхностью моря. С. состоит из двух частей, или городов: старого, угловатого, с кривыми старыми улицами, рядом к которыми тянутся и вновь проложенные улицы, причем главным наиболее оживленным местом его является базар, и утопающего в зелени, виллоподобного нового города с княжеским дворцом на Александровской площади, с городским садом, дворцом юстиции, болгарским национальным банком, военным министерством, новым театром, ратушей и т. д. На самом высоком месте города виднеются развалины разрушенный землетрясением церкви св. Софии, от которой и весь город получил свое название. Кафедральный собор болгарской "митрополии"; 1 католическая, 1 протестантская церкви и 1 синагога; несколько мечетей, из которых наиболее замечательная в архитектурном отношении Бэюк-Джами. Большие бани около мечети Баши-Джамиси с теплыми источниками; княжеский дворец с парком, национальная библиотека, казенная типография, казармы, здание болгарского парламента (собрание), национального банка и т. д. Университет с 3 факультетами, 44 преподавателями и более 300 слушателей, мужская и женская гимназии, реальное, военное и земледельческое училище и др. Между Львиным мостом и вокзалом находится цыганский квартал. Население С. в 1881 г. было 20501 чел., в 1887 г. 30428 чел. (в том числе 5000 евреев, 2000 турок и 1000 цыган), для 1888 г. показывается то же самое общее число 30428 чел., но с другим распределением по народностям (2/3 всего числа составляли болгары, 1 /6 евреи, а турок показано всего 335 челов., что едва ли верно), а к 1893 г. население возросло до 46593 чел. София ведет значительную торговлю шкурами, которые идут во Францию и Австрию, кукурузой и пшеницей; но промышленность в ней развита слабо: выделываются полотна, сукна, шелковые ткани, кожи, спирт; вышивание, гончарные работы, изготовление ковров, филигранные серебряные изделия — домашнего производства. С. стоит на месте древнего римского города Serdica, или Sardica, получившего свое имя от фракийского горного народа сердов, или сардов. С. уже в древности служила важным торговым пунктом и военным постом, принадлежала сначала к провинции Фракии, а потом, со времен Аврелиана, под именем Ulpia Serdica, был главным городом провинции Дакии, затем со времени Диоклетиана и Константина — главным городом провинции Dacia Mediterranea, где и состоялся в 344 г. известный собор. В 441 г. С. была опустошена гуннами, в 809 г. завоевана болгарами и получила от них название Средец (Sredez), от византийцев Triaditza, от крестоносцев Stralicia. В 1382 г. С. попала в руки туркам; летом 1443 г. город был разграблен и сожжен поляками и венграми Владислава III. 22 декабря 1877 г. город был взят русскими, под начальством Гурко, причем большая часть мусульманского населения бежала.

София (святые)

1) св. мученица, мать трех дочерей Веры, Надежды и Любви, после разных мучений усеченных мечом около 137 г., в Риме, при Адриане. С. не подвергали испытанию, может быть, по расчету, что, оставив ей жизнь, оставляли ей и безысходное горе о потере детей. С. погребла тела дочерей-мучениц и на третий день сама скончалась. Мощи св. мученицы были отпущены папой Адрианом, в 777 г., епископу страсбургскому Ремигию в Эльзас, где в церкви Ешо (Eschau) и показывается каменный гроб их. Память С. 17 сентября. 2) С., св. мученица, за исповедание Христа обезглавлена в Египте, в царствование Адриана. Память 18 сентября.

София (СПб. губ.)

— часть г. Царского Села, С.-Петербургской губ. С., как самостоятельный город, основан имп. Екатериной II в 1780 г. Название свое получил от тогда же сооруженной соборной церкви св. Софии (по образцу знаменитого храма в Константинополе). В 1808 г. С. был соединен с сел. "Сарским селом", и новый город получил название Царского Села, или Софии; последнее название скоро вышло из употребления. В нынешней С. расположено большинство казарм города (см. Царское Село).

София Алексеевна

Статья большая, находится на отдельной странице.

София Витовтовна

— супруга великого князя московск. Василия Димитриевича (1371—1453). Еще при жизни Донского Василий Димитриевич был помолвлен во время своего пребывания в Зап. России с С. Витовтовной, но брак их состоялся лишь в 1390 г. При жизни супруга С. Витовтовна была иногда посредницей в сношениях его с Витовтом; по смерти его (1425) началась ее государственная деятельность. В 1425 г. она посадила на престол своего сына Василия, несмотря на сопротивление Юрия Димитриевича. В 1430 г., по смерти Витовта, Юрий вновь стал обнаруживать притязания на великокняжеский стол, но хан, благодаря боярину И. Д. Всеволожскому, решил дело в пользу Василия Васильевича. Несмотря на это Юрий, подстрекаемый тем же Всеволожским, который надеялся на брак своей дочери с великим князем, но был обманут гордой С. Витовтовной, успевшей обручить Василия с княжной Марьей Ярославной, внучкой Владимира Храброго, снова поднялся, и после известного случая на свадьбе в 1433 г., когда С. Витовтовна велела снять с Василия Юрьевича Косого ценный золотой пояс, признав его за некогда принадлежавший супруге Димитрия Донского, открылась продолжительная междукняжеская усобица. Во время этой войны С. Витовтовна, помогавшая своему сыну в управлении, подвергалась всем многочисленным невзгодам, в 1446 г. была даже взята в плен Шемякой и отправлена в Чухлому и освобождена только в следующем году. В 1439 г., спасаясь от татар, выжегших окрестности Москвы, она бежала в Ростов; но в 1451 г., оставленная великим князем в Москве, С. Витовтовна выдержала осаду татарского царевича Мазовши, явившегося с большим отрядом, побуждая сражавшихся, и вызвала сына, как только ушли татары. Вообще она своей открытой деятельностью значительно возвысила положение женщины в русской земле. Ее духовное завещание, за подписью митрополита Ионы, напечатано в "Собрании госуд. договоров и грамот", т. 1. Скончалась в инокинях, под именем Евфросинии, и погребена в Вознесенском девичьем монастыре.

София Палеолог

— вторая супруга великого князя Иоанна III, сыграла немаловажную роль в истории Московского государства. Дочь Фомы, родного брата последнего византийского имп. Константина. После падения Византии Фома нашел убежище в Риме; по смерти своей он оставил двух сыновей и дочь Зою (Зинаиду — по Софийскому временнику), впоследствии, в России, получившую имя С. Папа Павел II задумал избрать Зою орудием своих замыслов — восстановить флорентийское соединение церквей. Через грека, кардинала Виссариона, он начал сношения с Иоанном III: в феврале 1469 г. Виссарион отправил в Москву грека Юрия с предложением вел. кн. руки С. Палеолог. Raihald в "Annal. Eccles." под 1470 г. откровенно рассказывает о намерении Павла II: "Папа льстил себя надеждой, что девушка склонит супруга к принято обрядов римско-католической церкви, в которых она была воспитана у апостольского престола". Иоанну III пришлось по душе предложение породниться с Палеологами, и он в следующем же месяце отправил в Рим своего посла итальянца Карла Фрязина (см.), который повел дело очень удачно: он произвел на всех хорошее впечатление и усердно, вдали от Москвы и русских, исполнял в Риме все обряды католич. церкви, скрыв, что сам давно принял православие. Уже в июне 1472 г. С. Палеолог выехала из Рима в Россию, a 1 октября гонец прискакал в Псков с приказом — готовиться к встрече будущей государыни. Встреча псковитянами и новгородцами была устроена торжественная, но С. Палеолог, не задерживаясь, спешила в Москву. Ее сопровождал папский легат Антоний, и к удивлению русских везде, где ни останавливалась С., кардинал этот облачался в странное красное платье и перчатки, которых не снимал даже для благословения — перед ним же постоянно несли "крыж" — латинский крест. Митрополит Филипп воспротивился этому, говоря, что "неприлично нам и слышать об этом, не только что видеть", и легат Антоний должен был въехать в Москву без "крыжа" впереди. 12 ноября 1472 г. С. Палеолог прибыла в Москву, и в тот же день состоялось венчание ее с Иоанном. Кардинал приступил к исполнению возложенной на него миссии, но вести с ним споры митрополит возложил на книжника Никиту, до того устрашившего Антония, что тот быстро прекратил диспут, сказав: "Нету книг со мною"! Таким образом рушились надежды папы и Виссариона, возложенные на брак С. Палеолог. Брак этот имел важное влияние на форму Московского государства и на всю внешнюю обстановку власти (Бестужев-Рюмин). Он ускорил процесс "собирания Руси", внеся в Москву традиции империи. Изменились отношения великого князя к князьям других вотчин, изменились его отношения и к дружине (см. соотв. статью). Во всем этом сказывалось влияние С. Палеолог. Опальный боярин Берсень говорит: "Государь наш, запершись, сам третей у кровати всякия дела делает": — дружина отошла на задний план, вел. кн. думал свою думу с кем хотел. Герберштейн о С. Палеолог писал: " Это была женщина хитрая, по ее внушению князь сделал многое". Летописец утверждаете, что под ее влиянием Иоанн покончил с Ордой. Но тот же Берсень говорил Максиму Греку (в княжение Василия): "Как пришла сюда мать вел. кн. великая княгиня С. с вашими греками, так наша земля и замешалась, и пришли нестроения великия как у вас в Цареграде при ваших царях". Он разумел здесь вражду партий при дворе, дело Патрикеевых и Ряполовских, перемену в выборе наследника и т. д. (см. соотв. статью). Кн. Курбский во многом обвинял С. и многое приписывал С. Палеолог, говоря: "В предобрый русских князей род всеял диавол злые нравы, наипаче же женами их злыми и чародейцами, якоже и в израильстех царех паче же которых поимовали от иноплеменников". С. содействовала тому, что Иоанн окружил себя пышностью, завел этикет при дворе и принял герб византийской империи — двуглавого орла. Из Западной Европы были вызваны художники и зодчие для украшения дворца и столицы. Воздвигались новые храмы, новые дворцы. Итальянец Альберти (Аристотель) Фиоравенти построил соборы Успенский и Благовещенский. Москва украсилась Грановитой палатой, башнями кремлевскими, дворцом Теремным, выстроен, наконец, был и Архангельский собор. Великокняжеская столица готовилась сделаться столицей царской; значительную долю участия в этом нужно прописать племяннице последнего византийского императора. Скончалась она за два года до смерти мужа — 7 апр. 1503 г.

Литература та же, что о времени Иоанна III (см. соотв. статью).

София-Доротея, принцесса фон Альден

(Sophie Dorothea, 1666—1726), известная под именем принцессы фон Альден — единственная дочь герцога Георга-Вильгельма фон Брауншвейг-Люнебург-Целле и Элеоноры д'Ольбрейз; в 1682 г. вышла замуж за наследного принца ганноверского Георга Людвига (впоследствии король Георг I). Красавица и прекрасно образованная, С.-Доротея, однако, не пользовалась расположением своего мужа, к которому перешла ненависть его матери, герцогини Софии, к дочери Элеоноры д'Ольбрейз. После того как С.-Доротея родила сына, впоследствии короля Георга II, и дочь С.-Доротею, она еще стала терпеть и тайные преследования со стороны графини фон Платен, метрессы ее свёкра Эрнеста-Августа. Когда цель этого брака была достигнута и соединение Целле с Ганновером было окончательно скреплено, курфюрст Эрнест-Август и супруга его С. перестали соблюдать какую бы то ни было сдержанность в проявлениях ненависти своей к невестке. С.-Доротея начала переговоры относительно бегства из страны с графом Филиппом Кристофом фон Кенигсмарк, выросшим в качестве пажа при дворе ее отца, что подало повод ганноверскому двору обвинить С.-Доротею в прелюбодеянии с Кенигсмарком; последний был убит в 1694 г., когда он выходил из комнат принцессы, которую вслед за тем арестовали. Так как С.-Доротея отклонила все попытки к примирению со своим супругом, то брак её в 1694 г. был расторгнут, принцесса заключена в замок Альден, где она содержалась узницей, хотя и с подобающими почестями, до самой смерти. Ее неверность мужу не доказана, а изданная Пальмбладом переписка ее с Кенигсмарком подложна.

Ср. Schaumann, "S.-Dorothea, Prinzessin von Ahlden und Kurf ü rstin Sophie von Hannover" (Ганновер, 1879); А. K öcher, "Die Prinzessin von Ahlden" ("Histor. Zeitschr." 1882).

София-Доротея, прусская королева

(Sophie-Dorothea, 1687—1757) — прусская королева, дочь С.-Доротеи (принцессы фон Альден) и английского короля Георга I, мать Фридриха Великого. Усердно старалась скрепить отношения между Пруссией и Ганновер-Англией и в этих видах хлопотала о браке кронпринца с принцессой Вильгельминой, что привело ее в столкновение с мужем, находившимся под влиянием австрийского двора.

София-Премудрость Божия

Статья большая, находится на отдельной странице.

София-Шарлотта

(Sophie-Charlotte, 1668—1705) — прусская королева, "королева-философ", дочь курфюрста ганноверского Эрнста-Августа и С. (см. соотв. статью), долгое время жила в Париже у тетки своей, известной пфальцграфини Елизаветы-Шарлотты, где прониклась любовью к искусству; в обществе Лейбница, друга ее матери, ее живой ум изощрился в вопросах религиозных и философских; в 1684 г. С.-Шарлотта вышла замуж за принца. Фридриха Бранденбургского, впоследствии короля Фридриха I; она привлекла в Берлин Лейбница и устроила в Литценбурге замок Шарлоттенбург.

Ср. Varnhagen v. Ense, "Biographische Denkmale" (3 изд., Лейпциг, 1872).

Софокл

Статья большая, находится на отдельной странице.

Софокусные кривые

(Confocales). — В статье Кривые (см.) упоминалось о конфокальной или софокусной сети эллипсов и гипербол и на листе I, где приведены виды различных кривых, на черт. 12, изображена такая сеть, состоящая из системы эллипсов, имеющих общие фокусы, и из системы гипербол, имеющих те же два общих с эллипсами фокуса. Эти две системы кривых взаимно ортогональны (см.) в точках их пересечения и представляют пример ортогональной системы координат (см.) на плоскости.

Д. Б.

Софониба

(не Софонисба) — дочь Аздрубала, сына Гисгона. По сказаниям древних писателей, Масинисса (см.), сын восточно-нумидийского царя Галы, когда воспитывался в Карфагене, познакомился с прекрасной С., влюбился в нее и получил от Аздрубала согласие на брак с нею. Однако, когда Аздрубалу понадобилось привлечь на сторону карфагенян Сифакса (см.), то он дал ее ему в жены, несмотря на то, что она уже была помолвлена за Масиниссу. Последний, обиженный этим поступком Аздрубала, вступил в союз с римлянами. Когда же Сифакс был побежден, попал в плен и был перевезен в Рим, С., встретившись случайно с Масиниссой, бросилась перед ним на колени и просила его спасти ее и не дать римлянам перевести и ее вместе с Сифаксом в Рим. Тогда Масинисса снова воспылал любовью к прекрасной С. и немедленно в тот же день женился на любимой им еще невесте, полагая, что этим спасет ее от римского плена. Когда Сципион высказал по этому поводу свое неодобрение, то Масинисса, не будучи в состоянии расстаться с С. и не желая ее выдать римлянам, поднес ей кубок с ядом, который она немедля осушила до дна. Этот романический рассказ доверия не заслуживает.

См. W. Ihne, "Romische Geschichte". Жизнь С. послужила сюжетом многих трагедий.

Софония (Сокольский)

— епископ туркестанский († в 1877 г.), родом из Твери, воспитанник тверской семинарии и спб. духовной академии, в которой окончил курс в 1827 г. со степенью магистра, в том же году принял монашество и назначен в профессора тверской семинарии, в 1829 г. назначен инспектором семинарии вологодской, в 1831 — ректором семинарии орловской, в 1839 — каменец-подольской, в 1844 — ярославской, в 1845 г. — тверской, в 184 7 г. — могилевской. В 1855 г. С. был назначен настоятелем посольской церкви в Риме, в 1863 г. сделан епископом новомиргородским, а с 1871 г. был епископом туркестанским и ташкентским. С. издал с дополнениями и примечаниями перевод с греческого сочинения "О несогласии церкви армянской и вселенской православной" (Одесса, 1867). Был известен как хороший проповедник, издал 2 тома проповедей в 1876 г.; в том же году издал книгу: "Современный быт и литургия христиан инославных, иаковитов и несториан" — единственное специальное сочинение в русской литературе по этому предмету. Два письма С. к Иннокентию Борисову изданы Н. И. Барсовым в "Христианском Чтении" (1886).

Н. Б—в.

Софония, духовное лицо

— второе, после первосвященника, духовное лицо при храме иерусалимском во дни пророка Иеремии, сын Маасеев. С. пользовался доверием царя Седекии (Иерем., XXXVII, 3). С., вместе с первосвященником Сераией и другими, отправлен был Навузарданом к Навуходоносору в Ривлу и там они преданы были смерти (Иерем., LII, 24—27; 4 Цар., XXV, 18—21).

Софония, пророк

— один из малых пророков. Жил в царствование иудейского царя Иосии (VII в. до Р. Х.). В это время вспыхнул последний огонь истинной ревности в израильском народе, когда он под влиянием благочестивого царя возвратился к вере отцов. Но иудейское царство было уже накануне своего разрушения, и предсказание об этой катастрофе с призывом к покаянию и служит главным содержанием "книги пророка Софонии".

А. Л.

Софонович

(Иван Федорович) — сотрудник "Покоящегося Трудолюбца" и "Вечерней Зари" (1780-е гг.).

Софора

(Sophora L.) — родовое название растений из семейства мотыльковых (Papilionaceae); известно до 22 видов С., дико растущих в более теплых странах; только немногие виды С. — многолетние травы, большинство же видов — деревья или кустарники; листья у них непарноперистые, о многих листках; прилистники щетинистые или их нет. Цветки белые, желтые или изредка синие собранные в кисти; чашечки колокольчатые с короткими зубчиками; тычинки совершенно свободные; боб не вскрывающийся, четчатый. В Европейской России (в приволжских степях, по южному Уралу), а также на Кавказе дико растет S. alopecuroides L. — многолетняя прижато пушистая трава, с прямыми, высокими (до 80 стм) стеблями и беловатыми цветками, собранными в верхушечные кисти. В садах южной России, а также в Европе иногда разводится китайский вид С., S. japonica L., дерево до 20 м. высотой, с желтоватыми цветками, собранными в крупные метелки на концах ветвей.

С. Р.

Софрон

(Σώφρων, S.) из Сиракуз — сын Агафокла и Дамнасиллиды и современник Еврипида — после Эпихарма (см.) важнейший представитель сицилийской комедии. Он сочинял так называемые мимы (см.) — род народных комедий, который имел свое начало в Сицилии еще до С., но получил более художественную форму именно благодаря ему. Мимы его делились на мужские (μίμοι άνδρείοι) и женские (μ. γυναικείοι), в первых изображались мужские характеры, в последних женские. Кроме того, они делились на серьезные (σπουδαίοι, т. е. мимы с нравственной целью) и шутливые (γελοίοι, цель которых состояла в возбуждении смеха). В своих мимах С. верно изображал характеры различных сословий. И несмотря на то, что мимы С. были написаны прозой, бытовые сценки эти отличались таким изяществом изложения и слога, что Аристотель их ставил наравне с поэзией. Платон ценил их очень высоко; завистники Платона даже говорили, что он в своих диалогах рабски подражал мимам С. Феокрит (см.) во всяком случае подражал С. — его II и XV идиллии, при неимении мимов самого С., могут дать приблизительное понятие о мимах С. У С. был сын — Ксенарх, который также писал мимы. Александрийский грамматик Аполлодор (во второй половине II в. до Р. Х.) издал мимы С. и написал особое сочинение περί Σώφρωνος в 4 книгах; он именно, по всей вероятности, и разделил мимы С. на мужские и женские. До нас мимы С. не дошли, а сохранились только жалкие, скудные отрывки. Старые издания: H. L. Ahrens, "De Graecae linguae dialectis" (II, 464 и сл.) и L. Botzon, "Programm" (Мариенбург, 1867). Лучшее издание: G. Kaibel, "Comicorum Graecorum fragmenta" (т. I, fasc. I, Берлин, 1899, стр. 152—181).

О Софроне писали: О. Jahn, "Prolegomena ad A. Persii Flacci satiras" (Лейпциг, 1843, стр. XCIII и сл.); J. A. F ü hr, "De mimis Graecorum" (Берлин, 1860); E. Hauler, "Der Mimus von Epicharm bis Sophron" (в сборнике "Xenia Austriaca", I, 1893, стр. 79—135); U. v. Wilamowitz-Moellendorf, "Hermes" (т. 34, 206 и сл., где сообщаются еще некоторые новые отрывки); О. Crusius, "Untersuchungen zu den Mimiamben des Heron d as" (Лейпциг, 1892).

Софрониева пустынь

— Курской губернии, см. Молчанская-Рождество-Богородицкая-С. общежительная пустынь.

Софроний

— болгарский хронист († ок. 1815 г.), иеросхимрнах. Написал "Историю вкратце о болгарском народе славенском" — самостоятельный труд, с националистической тенденцией и ценными историческими фактами из второй половины XVIII в. Кроме того, С. написал службу Феодосию Тырновскому. См. В. Н. Златарски, "История во кратце о болг. народе" (София, 1900); "История о болгарском народе славенском" (посм. труд П. Сырку, с предисл. А. Яцимирского, СПб. 1907).

Софроний Младенович

(† в 1773 г.) — родом серб, игумен московского Знаменского монастыря. Он много занимался исправлением церковных книг и поверил по подлиннику обе триоди; перевел на русский язык "Шестоднев" Василия Великого и толкование на псалмы. К этим словам преосв. Филарета прибавим, по сведениям синодального архива (дело св. синода 1772 г., по синодальному каталогу № 8), что он перевел также беседы Златоуста на двунадесятые праздники.

H. Бв.

Софроний, епископ врачанский

(в миру Стойко Владиславов, 1739—1816) — один из выдающихся деятелей болгарского возрождения. Ученик болгарского проигумена Паисия, он прожил крайне тревожную жизнь, которая дает наглядную картину положения болгар в конце прошлого и в начале нынешнего столетий. С. выбран был в священники чорбаджиями города Котла (Казан), а в 1794 г. он был назначен епископом в город Врацу. В это время глава известного восстания кирджалиев, Пасван-Оглу, утвердился независимым пашой в Виддине, и С. очутился между двух огней; в крае хозяйничали и кирджалии, и турецкие войска; епископу приходилось спасаться от тех и других; три года провел он пленником в Виддине, и только в 1803 г. получил возможность бежать в Бухарест, где и провел последние годы своей жизни, всецело посвятив себя книжной деятельности. В 1804 г. он написал свои "Записки", изданные Радовским в "Дунавском Лебеде" 1861 г. и в "Период. Списанiи на Българско-то Книжовно Дружество" того же года. "Записки" — книга страданий болгарского народа за время жизни С. — производят сильное впечатление. В 1806 г. С. издал собрание поучений, переведенных со старославянского и греческого, под названием "Кириакодромион" (Рымник, 1806; Новый Сад, 1856; Бухарест, 1865). Это была первая печатная книга на новоболгарском языке.

В. К.

Софроний, иерусалимский патриарх

— патриарх иерусалимский († в 641 или 644 г.), знаменитый противник монофизитства. Род. в Дамаске; в Александрии учился риторике и философии. В ранней юности принял монашество и жил в монастыре, под руководством агиографа Иоанна Мосха. Лишенный было зрения, он молитвой пред мощами мучеников Кира и Иоанна исцелился. С. принимал деятельное участие в борьбе александрийского патриарха Иоанна Милостивого с монофизитами. Когда же монофизитам удалось все-таки вступить в единение с церковью, С. отправился с Мосхом в Рим, где Мосх окончил свой знаменитый Лимонарь (см.), который и передал в распоряжение своего друга. После смерти Мосха, С. прибыл в Иерусалим, где скоро был избран сам в патриархи (634 г.). В продолжавшемся споре монофизитском (см.) С. был неумолимо непреклонен и деятельно рассылал обличающие монофизитство грамоты. Между прочим, собрав 600 мнений отцов церкви, где обличалась эта ересь, послал этот сборник папе Геласию. Он не отступил ни от одного из своих мнений, несмотря на доводы монофизитского собора (633 г.), на покровительство императора Ираклия, на великое множество монофизитов. От С. сохранилось большое количество сочинений и он признается одним из первоклассных богословов-догматиков, хотя противники называли его софистом. Кроме соборного послания (издано в актах VI вселенского собора), содержащего: учение о Троице (т. е. и о Духе св.), о воплощении Бога Слова, причем доказывается единство ипостаси (против Нестория) и двойство естеств (против Евтихия), замечательны его слова: 1) на крещение Спасителя — апология двух естеств в Иисусе Христе, а вместе — учение о двух действиях и волях; 2) о кресте (два слова изданы Гретцером), во втором из них излагается еще учение о посте и о празднике поклонению кресту среди нашего великого поста; 3) апология Василию Великому относительно толкования им слов:φύσος καί ούσιά; 4) на Сретение; 5) слово о Иоанне Крестителе; как видно из него — говорено в начале литургии, на литургии оглашенных, как говорил и Златоуст; 6) слово в похвалу св. Марии Египетской, из которого приводятся в подлиннике слова в деяниях VII вселенского собора; 7) сказание о жизни мучеников Кира и Иоанна; 8) высоко ценится богословами его "Объяснение на литургию", издано не в полном виде, так как в списке Маи, с которого сделан и русский перевод, конца не доставало; 9) "Трипеснцы" С. найдены в ватиканской Триоди XIII в. и содержат еще песнопения Дамаскина, Иосифа и Федора Студитов, Антония и Климента и императора Льва; начинаются днями великого поста и оканчиваются праздником вознесения; 10) тропари или самогласны стихиры для часов предпразднества Рождества Христова, с полным чином часов; 11) чин часов великого пятка со стихирами, не совсем сходный с нынешним; 12) стихиры на водоосвящение в день Богоявления; 13) еще в сане иеромонаха С. пересматривал и исправлял "устав монастыря Саввы Освященного"; 14) очень ценятся стихотворные произведения (изд. Майо 19 песней С. в греческом тексте; у него же критика Петра Майоранчи на "оды" С.).

См. Лебедев, "История вселенских соборов"; Ф. Терновский, "Греко-восточная церковь в период вселенских соборов" (Киев, 1883).

Н. Б.—в.

Софроний, святые православной церкви

— 1) преподобный, архиепископ кипрский, жил в VI веке; память 9 декабря. 2) С. — патриарх иерусалимский (см. соотв. статью), скончался в 644 г.; память 11 марта. 3) Преподобный, затворник печерский, ежедневно прочитывавший всю Псалтырь и до кончины не снимавший с себя власяницы и железного пояса. Мощи С. покоятся в Феодосиевых пещерах, в киевской лавре; память 28 августа. 4) С., преподобный, до монашества пресвитер Стефан, из села Пенковца, близ Средца (Софии); после смерти воеводы Радула, С. пришел на Дунай, поселился в монастыре близ Русы, где убит был слугой около 1510 г. Память С. 28 мая.

Софронисты

(греч.) — так назывались в древней Греции лица, приставленные в гимназиях для наблюдения за поведением обучавшихся юношей.

Софронов

(Михаил) — род. в 1729 г. в Устюжне, учился в московской заиконоспасской академии; в 1748 г. взят в академию наук; в 1753 г. со званием адъюнкта послан за границу, по возвращении (1755 г.) был наставником в московском университете; в "Ежемесячных Сочинениях" 1757 г. напечатан его перевод: "Наблюдения метеорологические чинен. в 1756 г.".

Софта

(из перс. сухт ä = сожженный [т. е. любовью к науке]) — так называется у тюрков слушатель медресе (см.); у арабов и в Индии он называется т â либ-эль-ыльм (= ищущий науки), у персов — д â нешм ä нд (= мудрый). При старом положении мусульманского образования С. представляли чрезвычайно близкую аналогию к средневековым европейским "студентам": и по схоластическому направлению своей учености, и по образу жизни, и по своему социальному положению. В настоящее время, когда турецкое правительство завело у себя светские школы европейского типа, С. больше напоминают собой наших семинаристов. По закону 1869 г., медресе отнесены к разряду училищ частных, где план преподавания не устанавливается правительством и оттого из нынешних С. легко вырабатывается ярые представители мусульманского фанатизма и закоренелой вражды к реформам.

См. Убичини, "La Turquie actuelle" (П., 1855, гл. IX); Вамбери, "Der Islam im XIX Jahrh." (Лейпциг, 1870); Крымский, "Мусульманство" (M., 1899, гл. III).

А. Крымский.

Соффариды

— см. Саффариды.

Соффит

— в архитектуре, исподняя сторона арки, архитрава, потолочной балки, обыкновенно орнаментированная лепной работой или расписанная красками. В театре С. называется часть декорации, повешенная вертикально над сценой с одного её края до другого и изображающая собой потолок того или другого помещения, либо открытое небо.

Сох

— река Ферганской области, вытекающая из ледников северных склонов Алтайского хребта, вблизи верховьев Зеравшана. Направляясь в общем с юга на север, река С. под 40°10' северной широты покидает предгорья и распадается на множество оросительных каналов, которые, сначала пересекая галечную пустыню, а затем достигая плодородной земли, раскидываются на огромном протяжении в виде гигантского веера. В центре этого огромного орошенного оазиса расположен город Коканд. Отдавая свои воды культурным землям, каналы и рукава реки С. постепенно иссякают и, не дойдя до Сыр-Дарьи, левым притоком коей является в сущности С., теряются в песках, разливах и озерах. Длина реки С. около 100—120 верст; количество воды не менее 500 куб. футов. Ирригационное значение С. громадно: орошаемая каналами, выведенными из этой реки, площадь принадлежит к богатейшим оазисам Ферганы и занимает не менее 30—40 тыс. десятин.

В. М.

Соха, податная единица

Статья большая, находится на отдельной странице.

Соха, сельскохозяйственное орудие

— имеет одинаковое с плугом назначение — производить первую стадию механической обработки почвы под посев. Искони она является у славянских народов любимым и общераспространенным, а во многих местах нашей обширной России вместе с тем и единственным пахотным орудием. По своему устройству С. очень просты, хотя и крайне разнообразны; впрочем, разнообразие это обуславливается исключительно местными условиями. В настоящее время их насчитывают несколько десятков; отметим из них главные: великорусская или обыкновенная, литовская, тверская, вятская, сибирская, конгурская. В простейшем своем виде она состоит из следующих составных частей: рассохи, двух сошников, палицы или присоха, обжей или оглоблей и подвоя. Рассоха или лемешница обыкновенно представляет деревянную пластину, раздвоенную на нижнем конце; будет ли она цельная или составная из двух брусьев, ей придают несколько изогнутую вовнутрь форму в виде горба; к верхнему её концу прикрепляются два поперечных бруса, один из которых на концах обтачивается и эти концы служат рукоятками; на нижний раздвоенный конец рассохи (рожки) насажены два железных сошника; последние соответствуют плужному лемеху, т. е. подрезают почву снизу в горизонтальном направлении. Форма их — прямоугольный треугольник с некоторыми вариациями, в зависимости от свойства почвы; так, для почв тяжелых они делаются длинные, долотообразные, для легких, наоборот, плоские и широкие. Насаживаются на рассоху они обыкновенно горизонтально и к тому же так, что образуют между собой некоторый угол (желобок); впрочем, у тверской С. один из них — левый, устанавливается даже в вертикальном направлении, почти перпендикулярно к другому, и в этом случае напоминает резец плуга. Роль отвала в С. играет особое приспособление — так называемая палица или присох. Последний, имеющий форму лопатки, может быть переставлен на тот или другой сошник, причем С. будет отваливать почву, смотря по надобности, то на ту, то на другую сторону. Таким образом, этот подвижной присох заставляет нас видеть в С. прототип оборотного плуга; впрочем, есть С. и с совершенно неподвижным присохом и в этом последнем случае он укрепляется на левом сошнике. Обжи или оглобли прикрепляются к поперечным брусьям, что находятся на верхнем конце рассохи, а последняя для большей прочности в то же время связывается с оглоблями подвоями или притужинами, которые по мере надобности скручиваются или раскручиваются. Последними манипуляциями регулируется и глубина пахания: если их подкрутить потуже, то и С. будет брать мельче, если пустить послабее, — то, наоборот, глубже (не более 2 ½ вершков). Таково в общих чертах устройство С. и разнообразие форм ее, как было сказано, касается лишь отдельных частей. Сторонники С. видят в этом орудии нечто универсальное: она заменяет им и почвоуглубители, и экстирпаторы, и культиваторы, и, словом, все.

Оставляем в стороне С. — как универсальное орудие, так как она не выдерживает критики наряду с орудиями, имеющими специальное на каждый случай назначение, и рассмотрим её, как "пахальное" орудие, т. е. могущее заменить плуг. По своему устройству, она принадлежит к самым неустойчивым пахотным орудиям; она не имеет никаких приспособлений для изменения глубина и ширины борозд; вся она связана и перевязана веревочками или лычком: вытянулась веревочка, и С. изменила свой лад; в сырую погоду деревянные части набухают, и С. изменяется, в сухую же вся она рассыпается, клинья выскакивают, и С. приходится чуть ли не вновь собирать. Словом, ее нужно налаживать чуть ли не на каждой борозде, она "капризится". Ее единственная точка опоры в передней части сошника заставляет пахаря напрягать всю силу и внимание за правильностью хода, и, несмотря на это, она все же ковыляет или ныряет. Вследствие постановки сошников под углом — борозды получаются в виде желоба: середина глубже краев; короче — соха царапает, оставляя под собой совершенно нетронутой почву, и следовательно не только не оправдывает своего назначения, но даже способствует засорению пашни сорными травами. Недостаток этот, правда, возможно устранить двоением и проведением более частых борозд, так, чтобы всякий раз захватывать часть проведенной уже борозды; но в этом последнем случае работа замедляется в 3 и более число раз. Единственный случай, когда С. является действительно незаменимым орудием, это обработка поля еще неочищенного от камней и пней. Здесь ею легко можно обходить встречаемые препятствия, а дешевизна и быстрота починки даже при наличности в хозяйстве плугов заставляет все же отдать предпочтение ковырянию С. Благодаря, с одной стороны, незамысловатому устройству, с другой — наличности дешевого строительного материала (все части, исключая сошников, деревянные) и, наконец, не без влияния и традиции — соха пользуется еще и поныне широким распространением, и не только в хозяйствах крестьянских, но и помещичьих. Однако, год от году район ее распространения сокращается плугом.

А. Мулин.

Соханская

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сохацкий

(Павел Афанасьевич, 1765 — 1809) — писатель, профессор эстетики и древней словесности в московском университете, сын священника Полтавской губернии. Вместе с некоторыми другими студентами киевской академии С. был вызван с философского класса в филантропическую семинарию при московском университете. После удаления Мелльмана (см.) из университета, С. был назначен его преемником по кафедре и ректором академической гимназии. По древней словесности С. издал "Филлеборново краткое начертание латинского слога" (М., 1796), "Principia sermonis graeci" (M., 1796), "Цицероновы рассуждения о должностях (De ofiiciis)" (с замечаниями, 1807 г.; не окончено), "Федон, разговор Платона" (в "Эфемеридах", М., 1804). В университетском пансионе С. преподавал российскую словесность, логику и нравоучение и для своего класса издал в русском переводе "Уатсову умственную науку или логику". Для руководства слушателям к лекциям эстетики, С. издал в 1803 г. "Мейнерсово начертание и историю изящных наук"; к этому переводному сочинению С. прибавил "Чертеж системы эстетики". Кроме того, сам занялся сочинением эстетики, под названием: "Изъяснения об изящных науках и искусствах" (напечатал общую или теоретическую часть). Свои воззрения на изящные искусства С. выразил в слове, произнесенном в 1801 г.: "О предметах, свойстве и влиянии изящного вкуса на счастье жизни". Как классик, С. ставил выше всего "высокие и наставительные творения этические". Свои философские понятия С. изложил в "Слове о главной цели воспитания" (сказанном в торжественном собрании московского университета в 1793 г.). С. произнес в память Шувалову (1797—1800) "Похвальное слово" и оду под заглавием: "Памятник другу просвещения отечества"; также торжественное слово на полувековой юбилей московского университета, в 1805 г. С. написал несколько од на коронацию императора Павла, на восшествие на престол императора Александра I и др. С. издавал журналы: "Приятное и полезное препровождение времени" (1793—1798, вместе с Подшиваловым), "Ипокрену или утехи любославия" (1799—1801), "Новости Русской Литературы" с 1802 г. По предложению куратора Мелиссино, начал с 1790 г., вместе с Гавриловым: "Политический Журнал", который потом продолжаем был Гавриловым под именем "Исторического, Статистического и Географического Журнала". Некоторые из журналов С. замечательны потому, что в них были печатаны сочинения лучших писателей того времени, а также первые юношеские опыты Жуковского, Нарежного и других.

Сохачев

(Sochaczew) — уездный город Варшавской губернии, на реке Бзуре, расположен на плоскогорье в живописной местности. Развалины древнего замка, городской сад, костел, богадельня, 2 школы, магометанское кладбище, на котором похоронены разбитые под С. кавказские черкесы. Жителей 5968 (2982 женщины), главное занятие которых мелкая торговля. Сохачевский уезд занимает 931 кв. версту, жителей в нем 58320.

Сохо

(Soho) — предместье города Бирмингама в Англии, с обширными железоделательными заводами.

Сохоцкий

(Юлиан Василевич) — ординарный профессор математики в спб. университете, родился в 1842 г. Начальное образование получил в варшавской губернской гимназии; университетский курс прослушал в С.-Петербурге. Наиболее важные работы: "Теория интегральных вычетов с некоторыми приложениями" (1868). Здесь встречаем приложение теории функций комплексного переменного к специальным исследованиям свойств функциональных непрерывных дробей. Между разными предложениями находится следующее: если функция f(x) в точке x = a обращается в ? бесконечного порядка, то в этой же точке функция f(x) принимает всевозможные значения. Впоследствии теорема эта была вновь высказана Вейерштрасом. "Об определенных интегралах и функциях, употребляемых при разложениях в ряды" (1873). Специальные исследования по отношению к определенным интегралам известного типа основаны здесь на рассматривании характеристических особенностей разрывных линий. Впоследствии подобные линии введены в анализ Эрмитом и носят во Франции название "coupures d'Hermite". "Доказательство, что функция f(x) не может иметь более двух периодов" (помещено в "Протоколах VI съезда русских естествоиспытателей"). Это доказательство представляет собой новое, весьма важное и интересное приложение начала Дирихле. "Высшая алгебра" (1882), "Теория чисел" (1888), "Начало общего наибольшего делителя в применении к теории делимости алгебраических чисел" (1893) — это теория так называемых идеальных чисел. Простота, достигнутая здесь автором, явилась результатом как собственных его изысканий, так и тщательного изучения предшествующих работ по теории идеальных чисел: Куммера, Кронекера, Дедскинда — в Германии, Е. И. Золотарева, А. Маркова — в России. "О разложении простых чисел вида 4 n + 1 на сумму двух квадратов" ("Протоколы VI съезда русских естествоиспытателей"), "Определение постоянных множителей в формулах для линейного преобразования функций тета, "О суммах Гаусса и о законе взаимности символа Лежандра" (1877; см. Alfred Enneper, "Elliptische Functionen. Theorie und Geschichte"). С. состоит председателем спб. математического общества, в трудах которого принимает постоянное участие.

Сохранение дерева

— см. Дерево.

Сохранение животных

консервирование — см. Собирание животных.

Сохранение материи

— см. Вещество.

Сохранение энергии

(физич.) — см. Энергия.

Сохранная расписка

— письменный акт, служащий доказательством договора поклажи (см.), в видах отличия от заемного письма, должна удовлетворять известным формальным требованиям. С. расписка должна быть вся от начала до конца писана и подписана рукой приемщика и в ней должно быть точно объяснено, что именно принято на сохранение; если поклажа состояла в наличных деньгах государственными кредитными билетами, билетами государственного казначейства, или в билетах кредитных установлений, то должны быть означены их номера, когда же деньги, сданные на сохранение, заключались в звонкой монете, то должны быть указаны самый род монеты (т. е. ее достоинство) и год ее чекана, с показанием во всех случаях всей принятой на сохранение суммы не цифрами, а прописью. Если поклажеприниматель писать не может, то расписка вместо него должна быть, также вся от начала до конца, писана со всеми вышеизложенными подробностями и подписана доверенным от него лицом, с означением, что расписка писана по просьбе приемщика, при двух или трех свидетелях и что он сам лично находился при составлении расписки; подписи как доверенного лица, писавшего расписку, так и названных в ней свидетелей должны быть засвидетельствованы установленным порядком. Впрочем, с введением судебных уставов, кассационная практика стала предоставлять суду больше свободы в оценке формальной стороны С. расписок. С. расписка, даже не удовлетворяющая формальным требованиям закона, может быть признана долговым обязательством, если доказано, что она составлена вместо заемного письма. Если лицо, выдавшее С. расписку, уклоняется от возвращения вверенного ему имущества и довел дело до судебного разбирательства, то суд, приговаривая его к возврату поклажи, взыскивает с него тяжебные издержки в пользу истца, все понесенные последним вследствие задержания его имущества убытки, в том числе узаконенные (6% годовых) проценты с находившихся у поклажепринимателя денег со дня предъявления иска и, сверх того, 10% в пользу богоугодных заведений со всей суммы денег или цены вещей, бывших у него на сохранении. В случае несостоятельности приемщика, если имущество, отданное ему на сохранение, не оказалось у него налицо, взыскание по С. расписке производится в виде вознаграждения за растрату, следовательно, не иначе, как наравне с прочими обязательствами несостоятельного, необеспеченными закладом. Давность на С. расписки, согласно ныне действующему закону 21 ноября 1860 г., при жизни лиц, заключивших договор поклажи, не распространяется. В случае смерти поклажепринимателя, наследники его (а при отсутствии их места и лица, обязанные по закону вызывать кредиторов и должников умерших) обязаны, до принятия наследства, в шестимесячный, со дня открытия наследства, срок, сделать вызов лиц, имеющих С. от него расписки; последние со своей стороны обязаны, в течение шести месяцев со дня последнего припечатания вызовов в публичных ведомостях, предъявить имеющиеся у них С. расписки, после чего для этих расписок начинается течение десятилетней давности, расписки же, своевременно не предъявленные, теряют силу. Наследники поклажепринимателя, не учинившие вызова или хотя и учинившие, но вступившие во владение имуществом умершего до истечения срока, установленного для предъявления по их вызову С. расписок, обязаны отвечать по предъявленным С. распискам. Обязательный вызов установлен и для наследников поклажедателей, желающих сохранить право требования по перешедшим к ним С. распискам; по ним течение 10-летней давности начинается со дня последнего припечатания вызова в публичных ведомостях. Если при производстве дела о возврате поклажи обнаружится, что С. расписка составлена вместо заемного письма, для избежания платежа гербового сбора и установленных пошлин, то удовлетворение по такой расписке производится после удовлетворения всех других могущих открыться на принимателе долгов по заемным письмам, векселям или иным законным долговым документам. На практике, С. расписки берутся вместо заемных писем в тех видах, чтобы поставить должника, в случае неуплаты денег, под угрозу уголовного наказания за растрату, но со времени введения судебных уставов еще не было случая, чтобы суд присяжных не раскрывал в подобных случаях истинной подкладки и не оправдал обвиняемых. С. расписки обложены простым гербовым сбором. Новый гербовый устав 10 июля 1900 г., усиливает гербовое обложение этих актов; сверх того, им постановлено, что лица, выдавшие и принявшие С. расписку вместо заемного письма, а также лица, к которым расписка эта переходила по передаточным надписям и другим сделкам, подлежат десятикратному гербовому штрафу.

Сохранные казны

Статья большая, находится на отдельной странице.

Соц, Василий Иванович

— писатель-переводчик первой половины XIX в., сотрудник журналов, член спб. общества любителей словесности. Отдельно издал: "Шотландские пуритане" В. Скотта (перевод, М., 1824), "Опыт библиотеки для военных людей" (СПб., 1826).

Соц, Иван Васильевич

(† в 1794 г.) — переводчик, был учителем французского языка в гимназии московского университета, служил в канцелярии университета; напечатал: "Лексикон французский с итальянским, немецким, латинским и российским переводом" (М., 1784), "Масон без маски или подлинные таинства масонские" (перевод без имени переводчика, СПб., 1784), "Грамматика французская по основаниям Валлия" (М., 1790).

Соцветие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Социал-Демократ

— запрещенный в России сборник или журнал, выходивший в Женеве в 1888—92 гг. при ближайшем участии Плеханова, Веры Засулич, Аксельрода и других социал-демократов. Вышло 4 тома.

Социал-демократия

— см. Социалистические партии.

Социализация

— см. Коллективизм.

Социализм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Социалистические конгрессы

— см. Социалистические партии.

Социалистические партии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Социалистические партии (дополнение к статье)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Социальная динамика

— см. Социология.

Социальная жизнь животных

Статья большая, находится на отдельной странице.

Социальная история

Статья большая, находится на отдельной странице.

Социальная политика

— см. С. вопрос.

Социальная психика

— см. Социальная психология.

Социальная психология

— В классификации абстрактных наук, созданной Контом и исправленной Миллем и Спенсером, место психологии — между биологией и социологией. Если с одной стороны, новейшая психофизика (см.) является наукой, стоящей на рубеже между психологией и биологией, то, с другой стороны, также должна существовать особая научная дисциплина, которая равным образом представляла бы собой связующее звено между психологией и социологией (см.). Индивидуум, как таковой, есть не только организм, но и продукт общества, членом которого он является перед нами. Отдельное я получает извне впечатления не только от окружающей его физической среды, но и от других таких же я, т. е. от общества, которое является для него тоже своего рода средой. В настоящее время в разных социальных науках даже особенно сильна тенденция сводить индивидуум на среду (см.) и видеть в индивидуальной психике лишь своего рода продукт психики коллективной. Но и эта последняя понимается, конечно, не в смысле "народного духа" романтиков, которые противополагали народный дух индивидуальной душе, как нечто от нее отличное и независимое. С. психика, как явление реального мира, не существует вне той или другой совокупности индивидуумов и является лишь продуктом психического взаимодействия единиц. Каждый из нас испытывает на себе влияние коллективной психики, приобщаясь к ней через непосредственное или посредственное общение с другими людьми, но в то же время такое общение наше с другими оказывает на них свое влияние и тем самым производит то или другое действие на С. психику, хотя бы это действие и было минимальным. Первичным элементом всех явлений, подлежащих изучению в С. психологии, следует считать психическое действие одного индивидуума на другой, которое само может быть весьма многообразным по своим способам (жесты, мимика, речь и т. п.) и не менее разнообразным по своим результатам. Один из первых, начавших систематически изучать этот вопрос — Н. К. Михайловский (см.); он с особым вниманием отнесся к той стороне такого психического движения, которая может быть выражена словом внушение. Помимо того особого значения, какое этот термин получил в гипнотизме, внушение играет громадную роль в психической жизни человека. Самый психический процесс действия индивидуума на индивидуум именно в том и состоит, что мы постоянно бессознательно или сознательно внушаем другим то или другое из нашего внутреннего мира и подвергаемся таким же внушениям со стороны других. Правда, многие внушения проходят совершенно бесследно для нашей психической жизни, но другие вызывают к себе то или другое отношение, т. е. или отрицательное, или положительное. Последнее мы называем подражанием, которое Тард (см.) даже делает таким же законом С. жизни, каким является наследственность в жизни органической. Некоторые специальные случаи внушения и подражания давно уже сделались предметом научного исследования, каковы эпидемии морального характера у психиатров и преступления толпы (см. Толпа) у криминалистов. Результатами психического взаимодействия являются основные отличительные черты, кладущие общий отпечаток на лиц, находящихся между собой в постоянном общении или вообще вращающихся в той или другой среде. Так создаются и народные характеры, что даже дало повод создать особое направление в науке, известное под названием психологии народов (см. Социология и V ö lkerpsychologie). С. психология разработана еще крайне мало.

Н. К.

Социальная республика

— см. С. демократия.

Социальная статика

— см. Социология.

Социальная экономия

— см. Экономия социальная.

Социальные движения

— В широком смысле все движения, происходящие в обществе, могут быть названы С. движениями, но в исторической науке под этим словом разумеются лишь движения, совершающиеся в известных общественных классах, при этом вызывающиеся недовольством их своим положением. В этом именно понимании термина С. движения составляют такой же особенный вид исторических движений, как и те, которым даются названия движений политических, национальных, религиозных и т. д. В действительной жизни разные виды исторических движений между собой переплетаются, и в частности С. движения обыкновенно очень тесно соединяются с политическими или религиозными и т. п. Нередко С. движения прямо составляют основу движений политических или религиозных и даже национальных. Историческая наука не всегда умела обнаруживать С. движения там, где они были, если и обнаруживала их, то относилась к ним как к явлениям второстепенного значения. Так это делалось, например, историками религиозной реформации, которые видели в крестьянской войне 1524—25 гг. только движение побочное, притом еще искажавшее реформацию. По мере того как, с одной стороны, С. движения XIX в., в которых основная сущность обнажалась от политических или религиозных примесей, заставили практически понять их значение, а с другой, в науке выделилась, как особое направление, социальная история (см.), доказывающая в настоящее время и теоретическую их важность — взгляд историков на С. движения стал меняться, и они сделались предметом самостоятельного изучения. С. движения зависят от тех социальных состояний, которые их порождают, и являются попытками разрешения социальных вопросов своего времени. В обществах, где существовало рабство или крепостничество, восстания рабов или крепостных были С. движениями, как в XIX в. имели то же значение все движения, происходившие среди пролетариата. Каждая эпоха имела свой социальный вопрос, в зависимости от данного строя общества, характер же С. движений в разные эпохи определялся кругом идей, в котором вращались умы. Например, наиболее важные С. движения реформационной эпохи имели характер, во-первых, крестьянский, во-вторых, религиозно-сектантский, тогда как в С. движениях XIX в. участвуют главным образом городские рабочие, а идейная их сторона обуславливается учениями социалистов, коммунистов и т. п. Так как быть недовольными своим положением или стремиться к его изменению могут разные общественные классы, то и С. движения могут происходить в разных классах общества. Но естественно, что всего чаще возникают С. движения в классах наименее обеспеченных. Движения, происходящие в высших классах общества, обыкновенно принимают политический характер, вследствие чего социальная их подкладка до известной степени стушевывается. В то время как неимущие или несвободные желают только улучшить свое социальное положение, имущие классы стремятся сделаться правящими или даже господствующими. Самое стремление к господству имеет в основе своей желание упрочить данное социальное состояние, т. е. обеспечить известное взаимоотношение социальных классов, тогда как всякое С. движение так или иначе стремится его разрушить. Вот почему С. движения всегда направлены снизу вверх, будет ли то, например, движением рабов и крепостных против своих господ или, как это тоже не раз случалось, мелкого и среднего дворянства против высшей аристократии, мелкой буржуазии против крупной и т. п. Сами С. движения принимают разные формы, начиная от стихийных взрывов народного недовольства и кончая правильно организованными партиями с более или менее ясно сформулированными программами. Хотя С. движения и ставят своей целью осуществление известных политических или религиозных целей, но последние в таких случаях являются лишь средствами для переустройства общественной жизни. Нередко С. движения совершаются во имя идеализированной старины, когда будто бы не было никаких общественных зол, но чем больше вносится в жизнь элементов сознания, тем все более С. движения принимают характер стремления к лучшему будущему, с совершенно новыми, никогда еще не осуществлявшимися в действительности формами. Во всех периодах всемирной истории встречаются С. движения. В классической древности они имели форму восстания рабов, из которых некоторые принимали грозные размеры (см.). В средние века С. движения выражались большей частью в форме крестьянских бунтов, из которых особенно замечательны жакерия (см.) во Франции, восстание Вата Тэйлера (см.) в Англии, оба в XIV веке, и крестьянская война (см.) в Германии, в эпоху реформации. Революции нового времени тоже имели характер С. движений, в особенности французская революция 1789 г. и революция 1848 г., которой предшествовало сильное брожение в рабочих классах общества. Некоторые факты, относящиеся к этой области, получили особое значение, как-то: коммунистический заговор Бабефа (см.), в эпоху французской революции, чартизм (см.) в Англии, коммунистические и социалистические общества XIX в. и т. п. См. Социалистические партии.

Н. К.

Социальные насекомые

— см. Социальная жизнь животных, Собрания животных, Пчелы, Муравьи, Осы, Шмели, Термиты.

Социальные науки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Социальные растения

— Бекетов называет С. растениями "те, которые образуют замкнутые заросли, занимающие собой сплошь хотя бы незначительное пространство, не допуская вовсе других растений или допуская их в виде подчиненных элементов. Такова наша ель (Picea excelsa и Р. sibirica), ковыль (Stypa pennata), Silene acaulis, образующая плотные дерновины в некоторых арктических странах и пр.". Распределив семейства растений в таблицу по обилию принадлежащих к ним С. видов и родов, Бекетов делает из обзора собранного материала ряд выводов. 1) На социальность растений имеет больше всего влияния водяное местопребывание. 2) Вторым по важности своего влияния на социальность является, по-видимому, значительное содержание соли в почве, ибо из числа солончаковых растений многие являются С. 3) Паразиты и эпифиты неспособны к социальной жизни и проч. Кроме этого, следует указать еще на интересную и в биологическом отношении важную связь между ветроопыляемостью (анемофильностью) и социальностью растений. Опыляемые ветром (анемофильные) растения селятся обычно тесными содружествами (крапива, сосна, злаки, осоки и проч.), что сильно увеличивает шансы на вероятность успешного опыления ветром. По всей вероятности, С. растения являются более примитивным типом, чем растения, живущие в одиночку, ибо только приспособившись к опылению насекомыми, растения получили возможность расселяться сколько-нибудь далеко друг от друга.

В. Арц.

Предыдущая страница Следующая страница