Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "С" (часть 64, Сор - Сот)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "С" (часть 64, Сор - Сот)

Предыдущая страница Следующая страница

Соручанский мужской скит

или Суручевский-Георгиевский Бессарабской губ., Кишиневского у. Основан в 1785 г. помещиком Петром Соручаном. При нем школа и приют.

Соры

— по терминологии псовых охотников, запущенная из-под хлебных посевов местность, заросшая всякими сорными травами, напр. полынью, чернобылью и т. п. С. представляют излюбленное место для лисиц и русаков, а в степных местах там попадаются и волки.

Сосалы

— см. Гаустории.

Сосальщики

или трематоды (Trematodes) — отряд класса (а по мнению некоторых — подтипа) плоских червей (см.) Рlаtodos или Plathelminlhes (подробности см. Глисты, табл. II, фиг. 1—7, 15—16, 21—22, 26 и 30).

В. Ш.

Сосание

— акт, при помощи которого грудные младенцы высасывают молоко из материнской груди. Механизм С. состоит в оттягивании кзади языка, играющего роль поршня в замкнутой со всех сторон полости рта и возвращении языка в первоначальное положение. Вследствие этих движений, повторяющихся периодически, каждый раз при оттягивании языка кзади в полости рта развивается отрицательное давление в 2—4 мм ртутного столба, благодаря которому молоко устремляется из груди матери через грудной сосок в рот младенца. Дыхание не играет при этом никакого значения. Деятельную роль играют при этом и губы младенца, плотно обхватывающие грудной сосок. Сосание — акт врожденный, относящийся к типу рефлексов и не нуждающийся ни в сознании, ни в воле: поэтому он может совершаться и во сне.

И. Т.

Сосанна

или Сусанна — св . мученица, дочь пресвитера Гавиния, брата папы Гаия, происходивших из царского рода и бывших в родстве с императором Диоклетианом; она получила христианское воспитание и отличалась умом и красотой. Диоклетиан избрал С. в невесты усыновленному им Максимиану Галерию. Сосанна, посвятившая себя на служение Богу, не хотела выходить замуж, и тем менее — за язычника. После неудачных попыток угрозами и муками склонить С. к отречению от Христа, она была усечена мечом в 296 г. Мощи С. с мощами отца ее Гавиния находятся в Риме, в церкви ее имени. Память 11 августа.

Сосва Большая

(сибирская) — р. Тобольской губ., Березовского окр., лев. приток Оби, берет начало несколькими вершинами с восточн. стороны Уральского хр. Правая ее вершина с сев.-вост. склона горы Яны-Гачетур, недалеко от лев. истока р. Печоры, и левая вершина, рч. Таит-я, на горном перевале Таит-соры. Течение р. в общем от вершин до впадения в нее р. Сыгвы с ЮЗ на СВ; от Сыгвы, до впадения р. Малой С., с СЗ на ЮВ на этом протяжении р. делает многочисленные колена и повороты; от впадения Малой С. до своего устья С. течет в общем с ЮЗ на СВ, делая частые извивы и повороты. От устья Сыгвы С. становится значительной и судоходной, на протяжении 320 в., где ширина русла от 100 до 300 саж., со средней глубиной до 3 арш. на фарватер. Течение р. в верховьях довольно быстрое, в средней и нижней частях медленное. Дно р. в большинстве песчаное. Берега в большинстве низменные, покрыты лесом и кустарником; местами они болотисты, в верхней же части течения — обрывисты и круты. От улуса Шарифут-паул река течет почти параллельно р. Оби. На этом протяжении от С. с правой ее стороны отделяются 4 узкие протоки (Порипосл, Пырсыл, Кочеб и Вайсову), соединяющиеся с Обью. Расстояние между С. и Обью на этом протяжении реки от 20 до 25 в. С. изобилует наносными островами, в особенности на последних 100 в. своего нижнего течения. Промежуток между С. и Обью густо порос лесом и кустарником, наполнен множеством озерков и трудно проходимых болот. В С. впадает много рек, из них более значительные справа: pp. Сок-тыр-я, Яны-ялпинг-я, Сосконси-я, Малая С. и Кось-я; слева Япы-няыс-я, Толь-я, Уоль-я, Сыгва, Сок-ва, Шайтанка, сток обширного оз. Шуспел и Вогулка. На левом берегу реки в 20 в. от устья, при устье рч. Вогулки, расположен г. Березов (см. соотв. статью). По С. проживают, кроме немногочисленных русских, остяки и вогулы и находится погост Сосвинский, с церковью.

Н. Л.

Сосва Малая

— правый приток реки Бол. С., Тобольской губернии, Березовского округа, берет начало в болотистой, лесистой низменности между рекой Обью и Уральскими горами. Общее направление течения реки с юга на север. Длина до 200 верст, а характер как орошаемой ею местности, так и самой реки такой же, как и реки Бол. С. (см.).

Сосва Печорская

— река Архангельской губ., Печорского у., берет начало в Больше-Земельской тундре из довольно значительного озера и впадает в р. Печору с прав. стор., в 8 в. от д. Дуркиной. Первые 50 в. от истока течет с ССВ на ЮЮЗ, затем делает поворот на СЗ и вновь отворачивает на ЮЗ, далее в низовьях течет на ЗЮЗ. Течение реки тихое и извилистое. Река сплавная, а в низовьях и судоходна для лодок. По берегам ее растут хорошие сосновые и лиственничные леса. Дл. до 150 вер. Местность, орошаемая рекой, ненаселенная и пустынная, посещается звероловами и рыболовами.

Соседское право

Статья большая, находится на отдельной странице.

Соседское право выкупа

— существует в некоторых местностях Германии по отношению к крестьянским и городским землям. В России оно регулировано в прибалт. кодексе, по которому "в городе Нарве и в городах Курляндии: Митаве, Гольдингене, Бауске, Виндаве, Фридрихштадте и Пильтене соседу отчуждаемой недвижимости, т. е. собственнику другой к ней прилежащей, предоставляется преимущественное право на покупку и выкуп ее, что и называются С. правом" (ст. 1678). Продающий недвижимость обязан известить о продаже сперва соседа с правой стороны, а потом соседа с левой; стороны определяются стоя лицом к улице. В случае неизвещения последние в том же порядке имеют право выкупа. По-видимому, право возникло вследствие крайней тесноты построек в этих городах. Это подтверждается тем, что, по постановлению Свода, право преим. покупки и выкупа отпадает, "если одна недвижимость отделена от другой улицей" (ст. 1680). В других городах (Ревель, Гапсаль, Везенберг) соседям предоставляется право протеста против построек без их согласия: "новых ходов, жилья или жилых подвалов, окон, дверей, навесов, дымовых труб и очагов там, где их прежде не было" (ст. 994).

Сосенка

— название довольно многих растений, напр. Adonis vernalis L. (см. Желтоцвет), Calamagrostis Epigeios Both. (см. Вейник), видов Equisetum (см. Хвощ), Galium verum L. (см. Подмаренник), Euphorbia Cyparisias L. (см. Молочай) и др. Обыкновенно же под именем С. известно Hippuris vulgaris L., водяное растение из сем. Halorhagidaceae, растущее по прудам, болотам, озерам и рекам. Оно развивает подземные ползучие побеги и прямые надземные стебли (до 80 стм высотою), с полыми междоузлиями. Листья линейные, цельнокрайние, расположены кольцами, по 8 — 12. Цветки мелкие, невзрачные, пазушные; околоцветник простой, весьма неразвитый, в виде узкого, цельнокрайнего или зубчатого колечка на верхушке завязи. Тычинка одна, охватывающая половинками пыльника столбик; завязь нижняя одногнездная, односемянная; плод — костянка; семя — белковое.

С. Р.

Сосипатр

— ученик ап. Павла, сопровождавший своего учителя в его миссионерских путешествиях. Ср. Деян., XX, 4 и Рим., XVI, 21.

Сосипатра

— преподобная, дочь византийского императора Маврикия. Вместе с подвижницей Евстолей основала общину девственниц. Скончалась около 625 г. Память 9 ноября.

Соскин

(Алексей) — составил в 1789 г. "Историю города Сольвычегодского" (в котором и родился), напечатанную в извлечении в "Вологодских Губернских Ведомостях" за 1855 г., № 27 и др.

Сослагательное наклонение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сословия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сословная монархия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сословные представители

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сосна

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сосна Быстрая

— река, правый приток Дона, длина 240 верст, орошает восточные (Малоархангельский, Ливенский и Елецкий) уезды Орловской губернии, не выходя из пределов последней и впадая в Дон на границе ее с Воронежской г.; Елецкий и Ливенский уу. делятся р. С. на две полосы, различающиеся между собой в геологическом, топографическом, почвенном и отчасти экономическом отношениях. Сев. нагорная полоса представляет полное развитие девонской формации, прикрытой лишь почвенным слоем, который при множестве оврагов и речных ложбин нередко оказывается смытым. В южной полосе, менее изрезанной и отличающейся более равномерным черноземным покровом, девонская формация почти повсеместно прикрыта пластами третичной, а кое-где и меловой систем. На С. расположены гг. Ливны и Елец, свыше 100 сел и деревень, также много мельниц (крупчаток). Начиная от г. Ельца по С. производится сплав (35 в.).

Сосна Тихая

— река Воронежской губернии, правый приток реки Воронеж. Берет начало в Бирюченском уезде, орошает уезды Бирюченский и Острогожский. Направление к ВСВ; длина 120 верст, ширина 10—15 саженей, глубина до 5 аршин; много бродов, течение медленное, дно иловатое, берега невысоки и густо заселены. На Тихой С. расположены 2 города: Бирюч и Острогожск, обширная слобода Алексеевка (13600 жителей) и свыше 50 селений. С. несудоходна.

Соснин

(Димитрий Петрович, умер в 1833 г.) — писатель, магистр СПб. духовной академии; по окончании курса назначен преподавателем в Ярославскую дух. семинарию, в 1830 г. переведен в СПб. дух. акад. бакалавром по общей гражданской истории. С. написал: "О св. Кирилле, епископе Туровском ("Христ. Чтение", 1832, ч. XLV1), "О нетлении св. мощей в христианской церкви" (СПб. 1832, магист. диссерт.), "О святых чудотворных иконах" (1833) и др.

Соснинская

— пристань на реке Волхов, Новгородской губернии и уезда, при станции железной дороги Волховской (см. соотв. статью).

Сосницкая

— актриса; см. Сосницкий.

Сосницкий

(Иван Иванович) — знаменитый актер (1794—1877). Отец его, по-видимому, был капельдинером. С. отдан был в театральное училище 6-ти лет и уже 13-ти лет выступал на большой сцене, в драме Крюковского "Пожарский". Наибольшее участие в сценической карьере С. принял князь Шаховской, когда в 1811 г. устроил так называемую молодую труппу, в которую С. и был в том же году выпущен. Первый большой успех С. имел в пьесе Шаховского: "Липецкие воды, или урок кокеткам". С тех пор почти все роли повес и вертопрахов перешли к С.; многие авторы стали даже специально переводить для него с французского пьесы с ролями его амплуа (между прочими, и Грибоедов комедию в стихах "Молодые супруги"). Но постепенно роли его становились все разнообразнее. Первенствующее положение С. приобретает с появлением на сцене "Горя от ума" и "Ревизора". В "Горе от ума" (1829) С. играл и Чацкого, и Загорецкого и Репетилова; последняя роль — одно из лучших созданий артиста — осталась за ним на всю жизнь. В "Ревизоре" (1836) С. создал роль городничего, вполне удовлетворив автора. Главным образом, однако, С. приходилось создавать свои типы в водевилях, заменявших тогда веселую комедию, в драмах Кукольника и Полевого, и лишь изредка в классических переводных пьесах ("Тартюф", Полоний — в "Гамлете", Арнольф — в "Школе женщин", Вурм — в "Коварстве и любви"). Театр Островского С. мало ценил и даже восставал против него. Островский появился, когда С. шел уже шестой десяток лет, и артист был обойден в этих пьесах. Он, однако, не хотел признавать своей старости и в письмах к близким знакомым много жалуется на то, что ему не дают новых ролей. В новом русском репертуаре С., все же, еще успел и в старческие годы создать несколько типичных лиц (в пьесах А. Потехина — "Мишура" и "Виноватая", Н. Потехина — "Доля-горе", Пальма — "Благодетель", Устрялова — "Разрыв", Манна — "Паутина" и др. Последняя сыгранная им роль была в комедии Минаева "Либерал"). — Белинский не сразу оценил С.; во время приезда его в Москву, он написал даже довольно ядовитую статью, озаглавив ее именем С. и наговорив в ней много про других актеров, но ни слова про С. Впоследствии, в Петербурге, Белинский отдал вполне справедливость С. и писал о нем: "Сосницкий превосходен, невозможно требовать большего отречения от личности — это перерождение, подобное Протею. В этом его превосходство над Щепкиным". С. был тоже превосходным учителем сценического искусства. Ему всецело обязана своей карьерой знаменитая Варвара Асенкова, сестры Самойловы и др. В 1861 г. торжественно праздновался пятидесятилетний юбилей С. и в 1871 г. — шестидесятилетний. В частной жизни С. отличался добродушным характером. Жена артиста, Елена Яковлевна С., дочь певца Воробьева — была очень красива собой, выступила на сцену в 1814 г. сначала в опере "Иван Сусанин" (роль Алеши), Шаховского и Кавоса. Впоследствии отличалась художественной разработкой тонких комических ролей. Одна из лучших ролей С. — роль Сусанны в "Свадьбе Фигаро". С годами артистка постепенно меняла свое амплуа, исполняя постоянно с одинаковой разработкой и успехом свои роли. В последние годы жизни одним из блестящих созданий ее было исполнение роли Кауровой, в ком. Тургенева "Завтрак у предводителя". Умерла в 1855 г., жертвой своего ревнивого отношения к своей сценической деятельности; не желая уступить роль Линской, она играла больная, и болезнь обострилась.

Ср. брошюру по поводу юбилея С. (СПб. 1861 г.). Статьи в "Художественн. Листке" Тимма и "Портретной галерее" Мюнстера; "Летопись русск. театра" Арапова; "Хроника СПб. театра" Вольфа (с ошибками). Письма С. к Читау ("Русск. Вестн.", 1882, № 8), "Русская Старина" (1880, т. X XIX), "Записки П. Каратыгина" (1880); статьи по поводу юбилея и некрологи: "Петерб. Вед." (1861), "Всемирная Иллюстр.", "Иллюстр. Газета", "Петербургский Листок" (1871), "Ежегодник импер. театров" за 1892—1893 гг.

В. К.

Сосницы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сосновая ржавчина

— см. Ржавчинные.

Сосновец

— о-в Архангельской губ., Александровского у., Терского берега, в гирле Белого моря под 66°29 с. ш. Остров каменный и возвышается на 10 саж. над ур. моря. Длина 600 саж., шир. 320 саж. На острове воздвигнута опознательная сигнальная башня. Остров безлесен и отличается желтоватым цветом; от материка отделен проливом в 3 1/2 в. шир. Глуб. моря при берегах острова от 3 до 6 саж., грунт каменистый. В восточную войну 1854—5 г. С. служил станцией английскому флоту. У иностранцев он известен под именем Крестового, от находящихся на нем нескольких крестов.

Сосновик

— см. Клест.

Сосновица

— посад и станция железной дороги на Прусской границе, в Бендинском уезде, Петроковской губернии, чрезвычайно промышленное селение: горно-заводская разработка цинковой руды; фабрика производства цинковых белил, железоплющильный завод, костепальня, 2 бумагопрядильные, по одной фабрике труб и котлов, дроби, писчебумажной и 2 завода: гвоздильный и стеклянный. Общий оборот всей С. фабрично-заводской промышленности около 12 млн. руб. Таможня I класса, обширное грузовое движение; по сумме поступления таможенных доходов С. занимает 7 место: в 1899 г. — 10511015 руб. (более 5% всего сбора по Европейской России).

Сосновицы (дополнение к статье)

или Сосновнца (см.) — безуездн. г. Петроковской губ., Бендинского у. Жит. в 1897 г. — 9048. Пoc. С. обращен в безуездн. город в 1902 г.

Сосновка

— село Тамбовской губернии, Моршанского уезда, в 42 верстах от уездного города. С.-Бенкендорф, — конечный пункт ветви Рязанско-Уральской железной дороги. Элеватор. Жителей 5297. Старинный базар по средам, на котором производится значительная скупка хлеба, который прежде отвозился в Моршанск, а теперь грузится на месте. Скупаются здесь также яйца и мясо (преимущественно свинина). В частном имении при селе (гр. Бенкендорф) добывается краска мумия и открыты — отчасти разрабатываются — залежи железной руды. Значительна переработка проса на пшено на окрестных мельницах (по р. Челновой) и на конных просорушках.

Сосновое масло

— см. Терпентинное масло.

Сосновская

— пристань на левом берегу реки Волги, в Макарьевском уезде Нижегородской губернии. Грузится главным образом лес из Заволжья, Макарьевского уезда. В 1898 г. погружено на 64 судна до 44250 пудов на 22 тыс. руб. Пассажирские пароходы не пристают.

Сосновские

— дворянский род герба Наленчь, происходящий из земли Холмской и восходящий к середине XVI в. Ян С. был каштеляном полоцким (умер в 1680 г.). Иосиф С. (умер в 1783 г.) был воеводой смоленским (1771), гетманом польным литовским (1775), затем воеводой полоцким (1781). Род С. внесен в VI часть родословной книги Минской и Могилевской губерний.

Сосновский

(Антон Юрьевич, 1775—1852) — известный деятель в борьбе с базилианским орденом (см.). Родом из старинных черниговских дворян, воспитанника Бельского училища и Супральской епархиальной семинарии, С., назначенный в 1800 г. настоятелем, был членом супрасльского капитула, дрогичинским протопресвитером, брестским каноником, депутатом дрогичинского поветового суда, вице-председателем брестской консистории (назначен на этот важный пост вскоре после выдержания экзамена в богословском факультете Виленского университета на звание "экзаменованного богослова"), официалом виленской митрополичьей кафедры и, наконец, старшим соборным протоиереем в местечке Клещелях. В 1838 г. С. был признан "неблагонадежным" и приговорен к ссылке в Костромскую губ., но в том же году прощен и вскоре восстановлен в своем прежнем звании протоиерея. Провел более 30 лет в ожесточенной борьбе с базилианами; вместе с тем успел добиться некоторого улучшения в положении белого русского духовенства, для чего написал целый ряд проектов, из которых некоторые получили законодательную санкцию, и содействовал увеличению числа греко-униатских семинарий и училищ. Он составил в 1820 г. проект "О средствах умножения просвещения в греко-униатской церкви" (напечатан в "Литовских Епархиальных Ведомостях" за 1874 г.), который во многом предупреждает реформу духовных учебных заведений 1867 г. С. был знатоком истории церкви и литовско-русского законодательства, любил русскую старину и составил: "Ответы брестского капитула" (напечатаны в "Актах Виленской Археографич. Комиссии", т. XVI, 1889, "Объяснения каноника А. Сосновского о незаконном взимании латинским духовенством десятины с русских униатов"); "О потребности и способах просвещения простого народа" (рукопись); "История греко-униатской церкви" (рукопись); "Библиографическая записка о книге Апокризис" (рукопись); "Wiadomośc о drugim Statucie"("Dzien. Wilen.", 1822, № 6) и др. Он собирал народные песни и рассказы и представил их в Импер. географическое общество.

Ср. П. И. Бобровский, "А. Ю. Сосновский" (Вильна, 1890); его же, "К биографии А. Ю. Сосновского" (Вильна, 1891).

В. Pв.

Сосновский Алексей Михайлович

(род. в 1868 г.) — писатель, воспитанник Московской духовной академии. Главные его труды: "Гениальные представители лучших сторон звания учительского и основных начал воспитания и обучения" (Киев, 1901); "Как надо оберегать характер от порчи в раннем детстве" (Киев, 1903); "Отчего зависит утомляемость детей в начальной школе и как можно предупреждать ее? " (Киев, 1905); "Что и как читать детям?" (Новочеркасск, 1905); "Память и ее значение в учебно-воспитательном отношении" (2 изд., Новочеркасск, 1906); "Очерки религиозного сознания" (изд. 2, ib., 1906); "Методика учебных предметов начальной школы" (5 изд., Ростов-на-Дону, 1906); "С. А. Рачинский и его педагогические воззрения" (Киев, 1906); "Педагогическое призвание и его замечательные представители" (2 изд., Ростов-на-Дону, 1906).

Сосновый слоник

большой (Hylobius abietis) и малый (Pissodes notatus) — см. Долгоносики.

Сосновый стланец

— На границах своего распространения в арктических и горных странах сосна, подобно другим древесным породам, претерпевает характерные изменения: вертикального ствола здесь не образуется, стволы ползут по земле, приникая к склонам, и ветви лишь невысокими дугами поднимаются над поверхностью земли; зато они развиваются густо, нередко смыкаясь в подушкообразные массы, хорошо выдерживающие давление снежного покрова. Такая форма сосен именуется С. стланцем. Давление больших масс снега и гибель веточек, выдающихся над снеговым покровом, защищающим от чрезмерно резких колебаний температуры, являются причиной образования С. стланца. Называемый также "криволесьем", С. стланец весьма часто встречается на вершинах Альп, где в состав его входит несколько разновидностей горной сосны.

Сосновый шелкопряд

(Lasiocamра, s. Gastropacha pini) — бабочка из семейства шелкопрядов (Bombycidae), гусеница. которой питается сосной. Передние крылья ее серовато-коричневые с широкой серой поперечной полосой и 3 черноватыми зубчатыми линиями; посередине крыла находится маленькое белое пятнышко; задние крылья одноцветно-бурые; вообще, окраска очень изменчивая и походит в общем на цвет сосновой коры. Самка имеет размах до 8 1/2 стм, тогда как самец не более 6 стм; он отличается от самки, кроме того, более толстыми гребенчатыми усиками и более тонким туловищем. Крупные гусеницы (до 10 стм в длину) серого с красноватыми волосками и двумя темно-синими вырезами на 2-м и 3-м грудных кольцах; на брюшных кольцах находится по 1 или по 2 темных пятна с более светлой серединой. Окраска гусеницы, так же как и бабочки, довольно сильно варьирует и, кроме того, меняется с возрастом гусеницы. Гусеница превращается в темно-бурую куколку, лежащую в продолговатом серого цвета коконе. Бабочка живет почти во всей Европе и Сибири в сосновых лесах. В редких случаях гусеницы питаются другими хвойными породами. Молодые гусеницы, вышедшие из яичек в конце июля, начинают обедать хвоей сосен, осенью сползают с деревьев и проводят зиму около стволов под мхом, ранней весной они пробуждаются и продолжают свою вредную деятельность, до начала июня, когда превращаются в куколку. Бабочки летают во второй половине июля. Для уничтожения гусениц ранней весной накладываются так наз. ловчие кольца из клея, к которому гусеницы прилипают. Кроме того, пробовали собирать и уничтожать гусениц осенью подо мхом, но этим способом нет возможности собрать значительное количество гусениц. Естественные враги С. шелкопряда — кукушка, наездник Microgaster nemorum (см. Скрыторотые) и грибные болезни — часто в значительной степени помогают человеку в борьбе с сосновым шелкопрядом.

М. Р. .

Сосновый, мыс Архангельской губернии

— мыс Архангельской губернии, Онежского уезда, в Онежском заливе Белого моря, расположен к В от Унежемской губы, на восточной оконечности небольшого полуострова. Издали мыс представляется отдельным островом и открывается лишь за 12 морских миль от берега. К З от мыса имеется небольшая бухточка.

Сосногорова

(Мария Александровна, умерла в 1891 г.) — издательница ежегодно выходившего весьма обстоятельного "Путеводителя по Крыму" (Одесса, 1874—1883), автор книги "Ливадия" (Одесса, 1872); сотрудница "Русс. Вестн." (1875) и "Одесского Вестника". В последнем издании помещены ее "Воспоминания" (1869).

Сосноский Теодор

(von Sosnosky) — немецкий критик и беллетрист. Род. в 1866 г.; особенно известен сатирико-полемическими выпадами против стилистических нелепостей: "Sprachs ü nden" (1890), "Dichtersteckenpferde" (1890), "Ridicula" (1894) и др.

Сосолы

— довольно многочисленное финское племя, жившее в XI ст. около Чудского оз. В русских летописях С. упоминаются под 1060 г., когда вел. кн. Изяслав заставил их платить ему дань; вскоре после этого С. восстали, прогнали русских сборщиков дани, сожгли город Юрьев (Дерпт) и пограничные селения до самого Пскова. Псковичи и новгородцы, соединясь для борьбы с С., разбили их, причем со стороны русских убито было до 1000 человек, со стороны же С. "бесчисленное множество".

Сосочки

Простейшую форму волосков у растений представляют сосочкообразные выросты клеток, не отделенные поперечными перегородками. Такие волоски называются С. Более сложно устроенные волоски имеют вид С. на первых стадиях своего развития. До конца характер С. сохраняют коротенькие вертикальные, тесно сидящие друг около друга волоски на лепестках многих растений (напр "бархатки", "анютины глазки" = Viola tricolor), от присутствия которых зависит бархатистость цветов. Корневые волоски, являющиеся по существу С., не носят, однако, этого названия.

Сосочки (раст.)

— малоупотребительное название лугового клевера (Trifolium pratense L.).

Сосочки вкусовые, осязательные

— см. Вкус, Осязание.

Соспита

или Сиспита (Sospita, Sospes, Sispes) — эпитет богини Юноны, которая под этим именем почиталась в Лациуме и особенно в городе Ланувии, где находилась ее священная роща и пользовавшийся большой известностью в древности богатый ее храм. В Риме были два храма Юноны С.: один на Forum olitonum (Овощная площадь) и другой на Палатине, но это были по сравнению с ланувийским храмом второстепенные святилища. В пещере рощи содержалась священная змея (символ божества), которой ежегодно весной избранная девушка, входившая в пещеру с завязанными глазами, приносила жертвенную лепешку, при этом — если змея принимала лепешку, то это считалось знаком чистоты девушки и знамением плодородия года. Точно так же в определенный день в году совершали жертвоприношение в ланувийской роще римские консулы. На монетах Юнона С. изображается в женской одежде, с щитом и охотничьим копьем, с наброшенной поверх козьей шкурой, которая служит одновременно шлемом и панцирем, и в башмаках с выгнутыми вверх носками. Будучи покровительницей брака, рождения и воспитания, Юнона С. считалась вместе с тем воинственной богиней, родственной молниеносному Юпитеру. Козья шкура, вероятно, указывает на очищающую и оплодотворяющую силу богини, которая во время праздника Луперкалий призывается как Februlis или Februata (очистительная). Это тем более вероятно, что главный праздник С. в Ланувии и Риме приходился на февральские календы, — первый день "очистительного месяца" (Februarius). Полное имя Юноны С. на посвятительных надписях: Juno Sospita Mater Regina.

Н. О.

Соссий

— св. мученик, диакон, усечен мечом в Путеолах, около 305 г. Память 21 апреля.

Соссье

(Феликс-Густав Saussier) — франц. генерал, родился в 1828 г., принимал участие в Крымской кампании, в итальянской 1859 г., в мексиканской экспедиции и др. В 1870 г. С. командовал 41 пехотным полком, принадлежавшим к гарнизону Меца. Отведенный в Германию в плен, С. бежал и поступил в луарскую армию. В 1871 г. возведен в генералы. Когда в 1873 г. С. избран был депутатом в департаменте Об против монархистского кандидата, причем решительно высказался за республиканские начала, его уволили. В национальном собрании С. принадлежал к левому центру. В 1878 г. С. сделан дивизионным генералом, в 1879 г. — командующим 19 корпусом в Алжире, в 1880 г. — командующим 6 корпусом в Шалони. В 1881 г. назначен главнокомандующим войсками в Алжире и с 1884—98 г. был военным губернатором Парижа. С 1891 г. ежегодно руководит большими маневрами.

Соссье Феликс-Густав (дополнение к статье)

(Saussier) — франц. генерал; ум. в 1905 г.

Соссэ

(Андре du Saussay) — французский богослов (1589—1675). Его сочинения: "G énealogie des hérétiques sacramentaires" (1614), "Le Metropole parisien, ou traité des causes légitimes de l'érection de l'évêché des Paris en archevêché" (1625), "De sac ro ritu praeferendi crucem majoribus praelatis ecclesiae libellus (1628) и др.

Соссюр Анри

(Henri de Saussure) — известный энтомолог, родился в 1829 г. в Женеве, где получил среднее и высшее образование. По окончании курса тогдашней Acad émie de Genè ve, С. слушал лекции по естественным наукам в Париже и других городах Западной Европы, и в 1854 г. удостоен Геттингенским университетом звания почетного доктора философии. Кроме множества статей по энтомологии, другим отраслям зоологии, а также и по геологии, гидрологии, этнографии, сельскому хозяйству и другим наукам, С. написал ряд крупных и классических по содержанию работ по морфологии, систематике и фаунистике перепончатокрылых и прямокрылых. Из этих работ назовем лишь его "Etudes sur la famille des V espides" (три тома, 1852—1856), "Orthopt ères et Myriapodes de la Mission scientifique au Mexique et à l'Amérique centrale" (1870), "Mélanges Orthopté rologiques" (два тома, 1863—1878), содержащие первый опыт классификации подотряда сверчков, доныне удержавшейся; "Histoire naturelle des Hym énoptères de Madagascar" (1890), "Orthoptè res de Madagascar" (1895) и обработку прямокрылых (за исключением фазмид и саранчовых) для издания "Biologia Centrali-Americana". Главнейшие заслуги С. в его энтомологических работах состоят в широком взгляде при установке родственных связей между отдельными звеньями одной группы и в том, что С. при описании новых видов насекомых, не довольствуясь чисто внешними признаками, придает большое значение тончайшим морфологическим особенностям.

Н. Аделунг.

Соссюр Орас-Бенедикт

(Horace-Benedict de Saussure) — знаменитый швейцарский геолог и физик (1740—99), сын Николая С. (1700—1790), автора нескольких сочинений по агрономии. 22 лет С. занял кафедру философии в Женевской акад., которая оставалась за ним до 1786 г. Состоял членом совета двухсот и "национального собрания". Его многочисленные геологические экскурсии в Альпы, Юру, Вогезы и другие местности, восхождения на Везувий и Этну, высоту которой он определил барометрически, обогатили геологию ценным материалом, изложенным в сочинении: "Voyages dans les Alpes" (1779—96, 4 т.). С. занимался также и ботаникой. С. изобрел много физических и метеорологических приборов, напр., для определения прозрачности атмосферы (диафанометр), интенсивности голубого цвета неба (цианометр), гигрометр с волоском, пользуясь которым положил основания гигрометрии, см. его "Essaie sur l'hygrom é trie" (1783). С. усовершенствовал термометр для определения темп. в глубинах, электрометр — для атмосф. электричества. Устроил приборчик для определении твердости минералов и написал "L'usage du chalumeau en min é ralogie". Сношения со Спаланцани побудили его заняться инфузориями, причем он открыл размножение их путем деления. Его сын, Николай-Теодор С. (1767—1845), сначала помогал ему в его работах по физике, но скоро всецело посвятил себя химии и физиологии растений. Результаты его работ в этой области науки опубликованы в 1804 г. под заглавием: "Recherches chimiques sur la v égé tation"; эти исследования С. относительно питания растений послужили основанием, на котором утвердилась современная земледельческая химия.

Соссюрит

— плотный или мелкозернистый продукт превращения полевого шпата, по составу отвечающий так наз. клиноцоизиту (см.). Встречается в так наз. соссюритовых диабазах, габбро, и т. п.

Состав преступления

— см. Преступное деяние.

Составы Фавье

Статья большая, находится на отдельной странице.

Состояние начальное и конечное

— см. Термохимия.

Состояние тел

— см. Тела (физ.).

Сострат

— древнегреческий зодчий, родом из Книда, живший в начале III в. до Р. Х. Прославился постройкой при Птолемеях маяка в Александрии, считавшегося одним из семи чудес света и служившего долго образцом для подобного рода башен, а также устройством висячих террас в Книде.

Состязательный порядок

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сосудистая оболочка

— название, прилагаемое к различным органам. Так называют, напр., изобилующую кровеносными сосудами оболочку глаза — хороидную (Chorioidea), изобилующую сосудами более глубоколежащую оболочку головного и спинного мозга — pia mater, а равно и некоторые оболочки, если только в них развиты сосуды.

Сосудистая система

или сосуды — вообще название, которое применяется ко многим органам, снабженным полостями в виде узких просветов с более или менее обособленными стенками. Так, мы знаем сосуды кровеносные, несущие артериальную или венозную кровь; сосуды лимфатические, несущие лимфу; сосуды амбулакральные, представляющие собой участки полости тела, наполняемые морской водой извне. Эти последние свойственны только иглокожим (см.) и носят иногда название водно-сосудистой системы. Название сосудов применяется к узким, имеющим форму каналов, участкам гастроваскулярной системы, а также и к выделительным органам. Так, протонефридии (см. Мочеполовая система) часто называются выделительными сосудами; выделительные органы трахейных — мальпигиевыми сосудами и т. п. Между кровеносными сосудами отличаем сосуды, несущие кровь от сердца или артерии, к сердцу — или вены и соединительную сеть тонких сосудов, называемых волосными капиллярами (см. Кровообращение).

В. М. Ш.

Сосудистая система у растений

— совокупность проводящих элементов древесины (трахеиды и сосуды).

Сосудисто-волокнистые пучки

— см. Ткани.

Сосудистое поле

(area vasculosa) — ближайшая к зародышу область эмбриональных листков, окружающих все яйцо у позвоночных с меробластическими яйцами и служащая местом первого появления и развития кровеносных сосудов. Прочая часть эмбриональных листков, одевающая яйцо и вначале лишенная сосудов, называется желточным полем (area vitellina).

Сосудистые растения

(Plantae Vasculares) — отдел растений, ткани которых пронизаны сосудисто-волокнистыми пучками (см. это сл.). Остальные растения, не заключающие в себе сосудистых пучков, называются клеточными (Pl. cellulares). Это деление предложено Августом Пирамом Декандолем в 1813 году. К С. растениям относятся как высшие споровые, так и все семенные растения, т. е. Pteridophyta и Spermatophyta.

С. К.

Сосудистые споровые

или сосудистые тайнобрачные (Pteridophyta) — такие споровые растения, у которых бесполое поколение вполне развито и расчленено на главнейшие органы: корень, стебель и лист; в органах проходит сосудисто-волокнистые пучки. Бесполое поколение представляет собственно то, что обыкновенно известно под именем папоротника, хвоща или плауна; оно резко обособлено от полового поколения, так называемого заростка (prothallium), представляющего либо небольшую пластинку сердцевидной или лопастной формы, либо курчавый кустик, либо клубенек, но во всяком случае оно простого строения, не дифференцировано на корень, стебель и лист; оно является даже в виде ветвистых нитей (у Hymenophyllaceae) или весьма неразвитым, состоящим всего-навсего из нескольких клеточек (у водяных папоротников и у разноспоровых плаунных). Такой слабо развитый заросток представляет глубокий научный интерес, так как он дает возможность выяснить связь высших (цветковых) растений с низшими (споровыми) и проследить последовательный ход развития растений. У цветковых растений, как известно, возникают такие образования, которые должны быть признаны также за недоразвитые, весьма зачаточные заростки. Половое поколение y С. споровых обыкновенно недолговечно; оно развивает половые органы (архегонии и антеридии), и когда из ее оплодотворенной яйцеклеточки разовьется зародыш (т. е. бесполое поколение), оно мало-помалу хиреет и гибнет. Бесполое же поколение существует более продолжительное время, у многих представителей — десятки лет, достигает колоссального развития, напр. у древовидных папоротников, и из года в год приносит бесполым путем органы размножения, так наз. споры, развивающиеся в особых вместилищах — спорангиях. Споры у одних представителей сосудистых тайнобрачных все одного рода (у так назыв. равноспоровых сосудистых тайнобрачных, Isosporeae), у других представителей они — двух родов: мелкие (микроспоры) и крупные (макроспоры), таковы споры у разноспоровых сосудистых тайнобрачных (Heterosp o reae). Микроспоры, прорастая, дают заростки с мужскими половыми органами (антеридиями); из макроспор развиваются женские заростки (с архегониями). С. споровые распадаются на три класса: 1) Filicinae, папоротниковые, 2) Equisetinae, хвощовые, и 3) Lycopodi n ae, плаунные. Первый класс распадается на два подкласса: 1) равноспоровые, Filices, настоящие папоротники, и 2) разноспоровые, Hydropterides, водяные папоротники. Ко второму классу (Equisetinae) в настоящее время принадлежат только равноспоровые хвощовые, так наз. хвощи; равноспоровые же Equisetinae встречаются теперь лишь в ископаемом состоянии. У хвощей, несмотря на то, что споры одинаковые, заростки однополые. Третий класс (Lycopodinae) обнимает как равноспоровых представителей (напр. плауны), так и разноспоровых (Selaginella, Iso ëtes).

С. P.

Сосудистые тайнобрачные

— см. Сосудистые споровые.

Сосудные печи

— см. Топки.

Сосудные трахеиды

— см. Ткани.

Сосудовидные клетки

или трахеиды — наряду с сосудами служат для проведения воды по растению. Каждая С. клетка, имеющая вид вытянутого в длину узкого замкнутого мешочка (длиной от долей миллиметра до 2 см), представляет из себя пустую клеточную оболочку, лишенную всякого живого содержимого. Из одной С. клетки в другую соседнюю вода фильтруется сквозь тонкие места оболочки, имеющие весьма часто вид окаймленных пор. Отличием С. клеток от сосудов является большая сложность этих последних. Сосуды получаются как бы благодаря слиянию продольного ряда С. клеточек, поперечные перегородки между которыми продырявливаются. Соответственно этому сосуды обладают и большей длиной, чем С. клетки. Тем не менее, с физиологической точки зрения большой разницы между ними нет: и сосуды являются в конце концов замкнутыми мешками, причем из одного сосуда в другой вода принуждена фильтроваться сквозь оболочку. Благодаря отсутствию живого содержимого, связанному с отсутствием тургора, С. клетки нуждаются, подобно сосудам, в особой механической защите от расплющивания. Такая защита обеспечивается утолщением оболочек С. клеточек, причем редко оболочка утолщается почти сплошь, оставляя лишь окаймленные поры; по большей части, утолщение происходит местами по одному из обычных типов (кольчатое, спиральное, сетчатое утолщение). Наряду с обыкновенными С. клетками в мякоти листьев некоторых растений развиваются подобные же клетки, являющиеся запасными резервуарами для воды. Особенно ясно такое назначение этих "запасающих трахеид" в том случае, когда они лежат между паренхимными клетками вне связи с сосудистой системой.

В. Арц.

Сосудодвигатели

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сосудодвигательные неврозы

(вазомоторные неврозы). — Сюда относится ряд нервных болезней, при которых симптомы сводятся преимущественно к изменению просвета кровеносных сосудов, причем самое течение болезни исключает возможность ее зависимости от анатомических изменений нервной системы, и при вскрытии таковые действительно не обнаруживаются. Воззрение, что подобные болезни нужно объяснять именно неврозом С. нервов, во многих случаях является лишь плодом теоретических соображений и не может считаться твердо установленным. Здесь речь идет преимущественно о мало выясненных и сравнительно редких болезнях (так назыв. эритромелалгия, местная асфиксия или болезнь Рэно, акропарэстезия и др.). Во всяком случае, ввиду физиологических данных о С. нервах (см. ниже), уклонения от нормы со стороны их функций должны приводить к определенным, иногда очень существенным болезненным расстройствам. Слишком сильное или длительное сужение кровеносных сосудов обуславливает недостаточный приток крови к соответственной части тела, а вследствие этого нарушение питания ее, которое может дойти до омертвения; кроме того, расстройство чувствительности в виде потери ее или невралгических болей и пр. Точно так же чрезмерное расширение сосудов вследствие паралича С. нервов приводит к нарушению питания и отправления, причем усиленный прилив крови к наружным покровам выражается краснотой, жаром, отечностью их. Перечисленными симптомами в различных сочетаниях, в связи с разнообразными другими явлениями, и характеризуются те болезни, которые составляют группу С. неврозов.

П. P.

Сосуды (кровеносные, анатом.)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сосуды (ткани)

— см. Ткани.

Сосунцов Евгений Федорович

(род. в 1870 г.) — духовный писатель, священник. Главные его труды: "Добрые души. Сборник рассказов" (Казань, 1902); "Семена и всходы. Рассказы и стихотворения" (ibid., 1903); "Церковное чтение. Методические указания" (ibid., 1905); "Священник и выборы в Госуд. Думу" (ibid., 1905); "Священник и школа" (ib., 1906); "Методические указания и конспекты уроков по Закону Божию" (ib., 1906).

Сосущие инфузории

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сосфен (св. мученик)

воин, пострадал в Халкидоне около 304 г., при Диоклетиане. Память 16 сентября.

Сосфен (св.)

— начальник иудейской синагоги в Коринфе во время пребывания здесь апост. Павла. Может быть, он был преемником Криспа в этой должности, уверовавшего в Господа со всем домом своим (Деян. XVIII, 8). Во время возмущения, произведенного здесь иудеями против апостола, требовавшими его осуждения, когда проконсул Галлион, находя это дело неподсудным себе, прогнал обвинителей от судилища, прогонявшие их, и с ними и все эллины, бывшие на месте, схватили С., как представителя иудеев, и, может быть, более других добивавшегося осуждения апостола, и били его перед судилищем. Вероятно, после он обращен был апостолом к вере во Христа и был его сотрудником. Его принимают за одно лицо с С., упоминаемым ап. Павлом в послании к Коринфянам (1 Кор. 1, 1). По свидетельству Евсевия, он был из числа семидесяти апостолов. По преданию, он был впоследствии епископом в Колофоне, что в Малой Азии. Память С. 4 января, 30 марта и 8 декабря.

Сосцы

— бугорки, на вершине которых открываются млечные железы у млекопитающих. У низших млекопитающих (Monotremata) нет С., и млечные железы открываются в особые углубления кожи, называемые млечными карманами (см. Млечные железы). С. более высоко стоящих форм образованы двояко: в одном случае (некоторые сумчатые, лемуры, приматы) С. вырастает со дна млечного кармана; в другом (жвачные, свиньи) С. образуется сближением краев млечного кармана. Наконец, иногда (некоторые сумчатые и грызуны) центральный С. окружен валиком, образованным приподнятыми краями млечного кармана. Число пар С., говоря вообще, соответствует числу зараз рождаемых детенышей и в общем варьирует от 2 до 14. Варьирует и их расположение: или они расположены в виде двух параллельных рядов на груди и брюхе, или только на груди, или только на брюхе, или даже в паху, почти около влагалища (китообразные). У сумчатых крыс (Didelphyidae) кругом одного С. большей величины расположено несколько более мелких. У приматов число С. низводится до 1 пары, лежащей на груди. Во многих случаях наблюдалось, что С. каждой стороны появляются в виде эпидермического набухания, имеющего форму продольной полоски и называемого млечной линией. Потом эта линия разбивается на отдельные сосочки, сначала вытянутые вдоль по линии, а потом принимающие округлую форму. Такая же млечная линия найдена и у человека (Strahl), но нормально она дает начало только двум С., тогда как в аномальных случаях число С. может быть и более. Случаи излишних С. у мужчин и самцов вообще носят название полимастии (см.), а у женщин и самок — полителии. Иногда излишние С. помещаются на бедре, на спине, на локте и т. п. Но иногда они расположены довольно правильно и представляют собой очевидно остатки млечной линии, тянувшейся от подмышечной области вплоть до паховой (Шмидт). По Лихтенштерну, на 500 человек приходится 1 случай излишнего числа С., причем в 96 случаях из 100 они находятся на груди, в 5—под мышкой, в 2—на ляжке, в 1—на локте, в 1—па спине. Наиболее замечательные между описанными случаями полителии — следующие: женщина, имевшая 4 хорошо развитых груди (Socin); японская девица, имевшая 4 груди, причем нижняя пара имела по 2 С. Самый замечательный случай полимастии описан Аммоном в 1892 г. Это был немецкий рекрут, имевший под нормальными С. еще пару добавочных С., а потом еще две пары пигментных пятен, из коих одна сидела выше, а другая ниже С. и которые представляли также рудиментарные С. По наблюдениям Шмидта, число зачатков С. у нормального человеческого зародыша вообще весьма значительно, и чем моложе зародыш, тем их более. Замечательную аномалию описал Крювелье, а именно — полное отсутствие С. у женщины, причем железы открывались в небольших углублениях, напоминая, таким образом, отношения, указанные у Monotremata. У самок С. более сильно развиты, хотя бывают случаи, что самцы (напр. бараны) представляют такое же развитие млечных желез, как и самки, и дают, подобно последним, молоко. Для человека такие случаи описаны Гумбольдтом и Гезером.

Сводку данных по литературе вопроса см. в Merkel и Bonnet's "Ergebnisse" (т. II, 1892) дает Klaatsch. Кроме работ Гегенбаура, Клаача и др. в последнее время наиболее важными являются работы: Prof é, в "Anat. Hefte" (11 т., 1898), а также Strahl в "Verh. Anat. Ges." (12 Vers., 1898) и Smidt в "Morphol. Arbeiten" (т. 8, 1898), Bonnet в "Anat. Hefte" (7 т., 1898). См. также Wiedershenn, "Der Mensch etc." (18).

В. Шимкевич.

Сотадес

(Sotades) — греч. поэт, родом из Маронеи во Фракии, жил ок. средины III в. после Р. Х. в Александрии. С. автор нескольких не сохранившихся комедий, написанных особым размером, известным под названием сотадического и состоящего из 3 1/2 ионических стоп (ionicus a majore) или трохаических тетраметров.

Сотадес

Сотвиль

(Sotteville-lè s-Rouen) — город во фр. дпт. Нижней Сены, на левом берегу р. Сены. 14 1/2 тыс. жит. Пряжа хлопка, канатное производство, химические производства, мельницы.

Сотворение мира

(мифол., этногр.). — История натуралистических религий дает множество рассказов на эту тему. Заслуживает, напр., внимания сказание американских индейцев Чипеваи, по весьма близкому сходству с апокрифическими сказаниями о С. мира, обращающимися среди южнорусского и других сродных с ним славянских народов. Первоначально была только вода. Великий дух Виска приказал бобру опуститься в воду и принести со дна моря немного земли на поверхность. Бобр опустился, но земли не достал. Мышь обнаружила большую ловкость и принесла немного тины. Тогда Виска дохнул на эту тину, или ил, и последний разросся до громадных размеров. В апокрифических книгах и малорусских народных рассказах место Виски занимает Бог, место бобра и мыши Сатана или голуби, а в остальном почти полное сходство. Хорошо известны древнеиндийские предания о происхождении мира из Брамы, древнегерманские предания о происхождении мира из тела убитого Имира, финские песни Калевалы о происхождении мира из яйца, снесенного дикой уткой на колене матери воды Ильматар и др. т. под. Нельзя определить с достоверностью, каковы были рассказы у славян о сотворении мира до принятия христианства, так как они впоследствии сильно изменились под влиянием апокрифов. Афанасьев, во 2 т. "Поэтических воззрений славян на природу", без достаточного основания в дуалистическом противоположении Бога и Сатаны апокрифических сказаний усмотрел остаток верований в бога-громовника Перуна и враждебного ему демона мрачных туч и в апокрифическом создании гор Сатаной славянское представление о змее Горыниче. Вышла путаница разнородных и разноплеменных представлений о мире. Весьма возможно, что и в апокрифах находятся натуралистические мифы; но мифы эти возникли и развились вдали от славянства, большей частью на дуалистической основе древних иранских религий, и болгарские богомилы немногое могли к ним добавить из сферы собственно болгарского народного мировоззрения. В космогонических апокрифах довольно явственно выразился гностико-богомильский дуализм. По сирскогностическому учению и по весьма сходному с ним учению богомилов, первоначальное существо Бог-Отец создал разные чины ангелов и архангелов. Высшему существу, непостижимому Богу, противоположно злое начало Сатана. Ангелы, духи 7 планет, сотворили мир и человека. Бог вложил в него душу. Сатана сотворил мир темных существ. Богомилы, принявшие основные элементы этого гностического и манихейского учения, несколько иначе развили их. Мощный дух Сатанаил за возмущение против Бога низвержен был с высоты небесной. Из соревнования Богу он создал второе небо и вторую землю себе и соучастникам своего падения, он создал тело человека, но не мог вложить в него душу, и, по его просьбе, Бог послал в тело свое дыхание. Сатана в течение 5500 лет враждовал с Богом, и наконец, Бог создал от сердца своего великого ангела Миха, явившегося во плоти в лице Иисуса Христа. Миха победил Сатанаила, отнял от его имени священное окончание ил и присоединил его к своему первоначальному имени Миха. Один из наиболее привившихся на русской почве апокрифов этого типа напечатан проф. И. Я. Порфирьевым по рукописи Соловецкой библиотеки XVII ст. Среди малорусских народных рассказов о С. мира особое место занимает миф о первом веке творения (в "Записках о южной Руси", П. А. Кулиша, II, 31—3 2). Все рассказы, напечатанные у Чубинского, Драгоманова, Новосельского, Афанасьева и в "Основе", несомненно построены на апокрифах гностико-богомильского происхождения. В коротком и темном народном рассказе о первом веке творения, записанном Кулишем, сохранились обломки древнеславянского космогонического мифа об участии в создании мира мыши и воробья и происхождении мира из яйца. Апокрифические сказания о создании мира Богом и Сатанаилом настолько были популярны в России, особенно в Галиции, что проникли в народную поэзию, и возникли народные апокрифические песни и в частности рождественские колядки о создании мира двумя голубями, о спускании Сатанаила или самого Господа на дно моря.

Н. Сумцов.

Сотворение человека

(мифол., этногр.). — Вопрос о С. издавна занимал воображение разных народов. Дикари южной Африки и Америки, готтентоты, бушмены, патагонцы, верят, что люди первоначально жили в глубине земли и потом вышли оттуда. В этом предании можно видеть воспоминание о жизни в пещерах. Весьма распространено также поверье о происхождении первого человека из дерева. Арийские сказания рассматривают человека, как микрокосм, малый мир, происшедший из великого внешнего мира, макрокосма. Греки производили род человеческий от камней, брошенных Пирой после потопа. Индийские мифы производят глаза человека от Солнца, волосы от растения, кости от камня, кровь от воды. Подобного рода представления были свойственны также древним славянам и до сих пор сохранились в великорусских и малорусских народных песнях и рассказах. В учении раскольников-духоборцев они возведены в догмат; по их учению, человек создан из земли, а Бог вдунул в него дыхание жизни. Тело в человеке от земли, кости от камня, жилы от корня, кровь от воды, волосы от травы, мысль от ветра, благодать от облака. Это замечательное суеверие важно потому, что служит дополнением к Голубиной книге и совершенно совпадает с немецкими и другими древнейшими преданиями. Индоевропейское предание о сотворении человека из разных частей внешней природы проникло и в апокрифическое сказание "Како сотвори Бог Адама", напечатанное А. Н. Пыпиным по рукописи XVII в.: Бог.., "взем горсть земли от осьми частей: от земли тело, от камени кость, от моря кровь, от солнца очи, от облака мысли"... Обращающиеся в народе рассказы о сотворении первого человека носят на себе следы апокрифического сказания, столь же дуалистического по противоположению Бога и Сатаны, как и сказания о сотворении мира.

Ср. Reville, "Les religions des peuples non-civilis é s" (I); Буслаев, "Историческ. очерки" (I, 143); Чубинский, "Труды этн. ст. эксп." (I); Веселовский (по указ.); Сумцов "Очерки южнорус. апокр. сказ." (29); сборники апокрифов Порфирьева, Франко и др.

Н. С—в.

Сотель

(Пьер-Жюст Sautel) — франц. поэт (1613—1662); его латинские стихотворения: "Divae Magdalenae jgnes sacri" (1656), "Lusus poetici allegorici" (1656—1667) перепеч. в "Po é sies" Мадлене и переведены на французский Купе; Ср. также "Annus sacer poeticus" (1665).

Сотер

(Σωτήρ — спаситель) — эпитет многих греческих богов, напр. Зевса, Диоскуров, Гелиоса, Аполлона, Диониса, Гермеса, Посейдона, Асклепия, Геракла, Афродиты, Афины и др. Чаще других молились о спасении Зевсу, в честь которого в Афинах, Пирее, Аргосе, Трезене и многих других городах были построены храмы, воздвигнуты алтари и учреждены жертвоприношения (так наз. σοτήρια). Вместо эпитета С. очень часто употребляется однозначащий эпитет ΄Σλευδέρις. В честь Зевса С. на пирах выпивали обыкновенно последний бокал.

Сотерн

— см. Семильон.

Сотион

(Σωτίων) из Александрии: 1) философ II в. до Р. Х., автор сочинения "Διαδοχαί" ("последовательная система" философских учений = история философии), которым много пользовался Диоген Лаертий. Ему же принадлежат "Διόκλειοι έλέγκοι" (Диокловы опровержения) и "Περί των Τίμωνος σιλλων" (Комментарии к Силлам Тимона); 2) перипатетик I в. по Р. Х., учитель Сенеки, автор сочинения "Κέρας Άμαλδείας" (Рог изобилия).

Сотиронулос

(Потитриос) — греческий политический деятель (1823—98). По окончании курса юридических наук в Афинском университете поступил на службу в министерство финансов; был избран депутатом. В 1865 и 1880—82 гг. был министром финансов в министерствах Кумундуроса; 1893 г., после падения Трикуписа, сформировал свой кабинета просуществовавший шесть месяцев.

В. В в

Сотия

(франц. sotie или sottie от sot — дурак) — литературная форма, популярная в французской словесности XV — XVI в. — род сатирической и аллегорической комедии; С. были специальностью кружков, размножившихся в это время во Франции и посвящавших себя то процессиям, то маскарадам, то исполнению театральных пьес. Les confr é ries de la Passion исполняли мистерии, парламентские клерки (Basoche, см. соотв. статью) — играли moralines, другие труппы — Enfants sans souci, Mere folle, Sots — разигрывали так назыв. С. Откуда ведут свое происхождение эти артисты, одевавшиеся в желто-зеленые костюмы и колпаки с ослиными ушами и бубенчиками — от труверов или даже от римских stulti и derisores, — не выяснено; можно принять гипотезу, что название "дураков" участники этой смелой пародии на церковную обрядность приняли тогда, когда она была выведена за пределы храма. Секуляризованный "праздник дураков" сохранил только основное начало: идею извращенного мира, утрирующую безумие мира реального. Во время, свободное от церемоний и представлений, существование братства дураков, бывшего под управлением "prince des sots" и "m è re sotte", было лишь номинально. Из авторов С. самым выдающимся был Грэнгор (или Gringoire, — выведенный в "Notre-Dame de Paris" Гюго), бывший "m ère sotte" (см.) и написавший ряд С., направленных против папы Юлия II; таким же протестом против притязаний папства были "Le vieux monde" и "Le nouveau monde" Жана Буше, поэта XVI в. Короли покровительствовали этим представлениям, защищая их от духовенства, дворянства и особенно приказных, которые были излюбленным объектом насмешек С. Карл VII лишил товарищества С. их привилегий, Людовик XII восстановил их права; драматическая цензура Франциска I убила эту литературную форму, столь популярную в средние века.

А. Г.

Сотледж

или Сетледж (Satledsch, англ. Sutlej, y Птолемея Zaradros, y Плиния Hesidurus и Hyphasis, санскрит. Сутудра, сторучейная, по-тибетски Лангчан) — самая восточная и наибольшая из пяти рек Пенджаба, берет начало в Тибете под 31°5, сев. шир. и 81°6' вост. долг. близ истоков Сан-Поо (Брахмапутры), Гогра, Ганга и Инда, почти на 20000 фт. выс. над ур. моря. С. протекает озера Мансараур и Ракас Тал (4680 м над ур. моря), затем течет сначала на СЗ и, соединясь с р. Спити, прорывается через Гималаи, направляясь оттуда к ЮЗ до соединения с Ченаубой; около Митанкота впадает в р. Инд. Длина С. около 1500 км, важнейший приток его Беас. В верхней части С. свирепый поток, но, начиная с Лудиана, река судоходна до Инда во всякое время года.

Сотник

— войсковой чин. В древности встречался в стрелецких войсках и в малороссийском казачестве. Стрелецкий "приказ", или "прибор" делился на сотни, число стрельцов в которых было не всегда определенно: в XVI в. оно довольно часто превышало 100 и более, установилось только около половины XVII в. Во главе сотни стоял С., непосредственно подчиненный стрелецкому голове и сам имевший в своем распоряжении пятидесятников и десятников. Ему принадлежали суд и расправа над стрельцами своей сотни, для чего иногда при последней имелись особые съезжие избы. Обязанный ежедневно "пересматривать" стрельцов, С. подвергался и ответственности за самовольную отлучку последних и мог быть даже повергнут "метанию в тюрьму". За свою службу сотники получали места под "осадные" дворы, пашни, покосы и другие угодья и около 10 рублей годового жалованья. Иногда на эту должность назначались и дети боярские. Для выбора и исполнения обязанностей С. существовали особые наказы. Малороссийские полки также делились на сотни, которые заключали в себе сотенный городок и несколько сел; казачье поселение каждого села составляло курень, находившийся под заведованием куренного атамана. Во главе сотни стоял С., имевший при себе атамана, ведавшего казаков, войта, ведавшего мещан, писаря и хорунжего. После полковника С. был главным представителем власти в Малороссии. Первоначально С. выбирались народом. Выборные были "лучшие люди" и сравнительно менее допускали произвола в своих действиях. Когда же со времен измены Мазепы и особенно под влиянием Петра I в С. стали выбирать двух или трех кандидатов из "людей заслуженных и неподозрительных в верности" и представлять "достойнейшего" на утверждение гетмана, а затем и назначать, произвол и насилия С. приняли значительные размеры. С увеличением в 1739 г. числа сотен в С. гетман назначал даже своих канцеляристов, из мещан, и от этой эпохи сохранилось множество рассказов о бесконтрольной власти и насилиях С. над населением (ср. "Очерки из малороссийской старины" в "Русском Архиве" за 1873 г.). В 1767 г. было воспрещено выбирать С. "самим сельским казакам" и повелевалось назначать их полковникам, представлявшим на утверждение гетману. С учреждением губерний в Малороссии исчезли и сотни, и С. В настоящее время С. — обер-офицерский чин в казачьих войсках, соответствующий поручику регулярной армии.

В. Pв.

Сотница

— В XVII веке такими единицами считали снопы; напр., в акте 1632 предписано приказчику, при жатве монастырского хлеба, снопы считать сотницами. В другом памятнике 1667 г. сказано: "Ужато ржи 120 сотниц, а молочено тое ржи 40 овинов, садили на овин по 3 сотницы, а с овина молотили по 3 осмины"; иногда же "на овин садили по полчетверти сотницы, а молотили с овина по четыре четверти с осминою". Впрочем, и при одинаковой садке умолот бывал различный; так, с трех сотниц умолочено 2 чети и 3 полуосмины, с двух сотниц 2 четверти, и даже когда в одно и то же время садили на овин по три сотницы, то с 16 овинов было молочено по 2 четверти, а с 24 овинов по три осмины. Причиной разности было, может статься, различие в качестве зерна или различие в объеме снопов.

Сотня (воен.)

— войсковая единица в казачьих конных и пеших частях, соответствующая эскадрону и роте в регулярных кавалерии и пехоте.

Сотня (древнегерманск.)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сотня (древнерус.)

или сто (стар.) — древнерусская сословная единица, на которую делилось городское купечество С. была вроде купецкого союза или купецкого цеха. По названию, различались С. гостинная и суконная. Члены ее, обыкновенно менее крупные капиталисты, выбирались на должности целовальников или голов на кружечные и таможенные дворы в незначительных городах. Название "сотня" имело номинальное значение. В С. бывали более и менее 100. Так, например, в 1649 г. в гостинной С. было 158 человек, в суконной — 116, из которых "у государева дела" могли служить только 42 человека, а остальные были несостоятельны и ждали очереди исключения. В зависимости от числа лиц в С. находилась и самая служба, заключавшаяся в выборах для казенных поручений через 2—6 лет. За свою службу торговцы гостинной и суконной С. пользовались известными правами. Подобно гостям, они пользовались питейной привилегией и получали возвышенную плату за "бесчестие" сравнительно с простыми горожанами, которая, впрочем, была несколько ниже платы за "бесчестие" гостей. Но "крестьян купити и держати", — говорит Котошихин (гл. X, 2), — "им заказано". Эти С. образовались в Москве очень рано; еще в XIV в. существовали сурожане (торговцы, ведшие дела с г. Сурожем) и суконники. Торговцы и промышленники из посадского населения Москвы носили общее название торговых людей черных сотен и слобод и занимали известные улицы, которые и доселе называются по их именами (Мясницкая, Сретенская и др.). Каждая черная С. составляла особую местную корпорацию, управлявшуюся, подобно сельскому обществу, своим старостой или сотским Черные слободы отличались от черных С. тем, что состояли из торговцев и ремесленников, приписанных ко дворцу и служивших по дворцовому хозяйству. Разбогатевшие торговцы черных С. и слобод выбирались в торговых людей двух высших сотен и даже гостей.

Сотня (по словам Торговой книги)

— По словам Торговой книги, сотнями продавали сошное железо большой руки.

Сотня Новая

— подгородная слобода Воронежской губ. при г. Острогожске. Жит. 6 тыс., 2 црк., воскобойный зав.

Сото

(Гернандо de Soto, 1499—1542) — испанский. мореплаватель, открыл Кубу, отстроил Гавану, уничтоженную в 1528 г. французскими пиратами, в 1532 г. сопровождал Пизарро в его походе в Перу. Пизарро назначил С. своим наместником; С. покинул Перу из-за партийных дрязг и в 1539 г. предпринял завоевание Флориды с 900 солдатами, но умер от лихорадки.

Ср. Garcilaso de la Vega, "Historia del adelantado Hernando de S." (Мадр., 1723).

Предыдущая страница Следующая страница