Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "С" (часть 40, Сил)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "С" (часть 40, Сил)

Предыдущая страница Следующая страница

Сила, апостол

— один из 70 апостолов; принимал деятельное участие в распространении христианства, состоял некоторое время сотрудником апост. Павла в его миссионерских трудах и вместе с ним ввергнут был в тюрьму в г. Филиппах, но, как римский гражданин, был освобожден (Деян. Ап. гл. XVI и XVIII). О дальнейшей судьбе его мало известно. По преданию, он был епископом в Коринфе, где и скончался.

Силадь

(Szilâgy) — комитат в Венгрии, на лев. берегу р. Тиссы. 3629 кв. км. Местность гористая, богатая лесами и дичью; орошается pp. Красна, Симош, Беретье, Силадь и др. Население (в 1890 г. 191167 чел.) состоит преимущественно из румын и мадьяр, греко-католического (униатского) и реформатского исповеданий; занимается земледелием, виноградарством и скотоводством (крупный рогатый скот и свиньи).

Силадьи Дезидерий

(Szylá gyi) — венгерский политический деятель (1840—1901). Был профессором уголовного права в будапештском университете. В палате депутатов принадлежал сперва к партии Деака, но в 1877 г. перешел в оппозиционную партию Аппоньи. В 1889 т. вступил в кабинет Тиссы с портфелем мин. юстиции; сохранил его в кабинете Сапари и Векерле. Сильно содействовал проведению церковно-политич. законов, в частности гражданского брака. В 1895 г. С. избран президентом палаты депутатов; отказался от этого звания 6 дек. 1898 г., когда кабинет Банффи получил диктаторские полномочия; вместе с тем С. вышел из либеральной партии.

Силаны

— Имя Silanus встречается как cognomen, как прозвище, в целом ряду римских родов, напр., у Цэцилиев, Кассиев, Юлиев, Юниев, Лициниев, Сервилиев и др., чаще всего в роде Юниев. Из последних более замечательны: 1) Marcus Junius Silanus, в 207 г. разбивший наголову Ганнона и Магона, карфагенских полководцев, вместе с их союзниками келтиберами; пал в 196 г. в сражении с бойями в Галлии Цизальпинской. 2) Decimus Junius S. около 146 г. до Р. Х. получил поручение перевести сочинение Магона о земледелии. 3) Decimus Junius S. Manlianus, сын юриста Тита Мания Торквата, был претором в 142 г. и получил для управления провинцию Македонию, где совершил столько беззаконий, что по возвращении его в 140 г. на него была подана жалоба в сенат. Родной отец его сам производил следствие, нашел сына виновным и прогнал его с глаз своих. Сын с горя повесился. 4) Marcus Junius S., консул 109 г., потерпел поражение от кимвров в Галлии; в 104 г. был обвинен народным трибуном Гнэем Домицием Агенобарбом в самовольном начатии войны, но был оправдан. Цицерон упоминает о нем, как об ораторе. 5) Decimus Junius S. в 63 г., после открытия заговора Катилины, как консул designatus первый подал голос за немедленную казнь без суда, но после речи Цезаря изменил свое мнение. Консулом был в 62 г. и впоследствии управлял Иллирией. 6) Marcus Junius S. после убиения Цезаря сначала держался партии триумвиров, но вскоре бежал к Сексту Помпею в Сицилию; позже перешел на сторону Октавиана и в 25 г. был коллегою его в консульстве. 7) Gaius Junius S. был консулом в 10 г. по Р. Х., потом проконсулом Азии. В 22 г. был обвинен перед сенатом во взятках и в замыслах против императора и присужден к ссылке. 8) Decimus Junius S. в 8 г. по Р. Х. был сослан императором Августом за прелюбодеяние со внучкой Августа Юлией; при Тиверии, в 20 г., получил позволение вернуться в Рим, но без права на получение каких-либо почетных должностей. 9) Marcus Junius S., консул 15 г. по Р. Х. В 22 г. предложил считать года не по консулам, а по народным трибунам, т. е. по году царствования императоров. Дочь его Клавдия была помолвлена за Калигулу. Последний, по Тациту, обвинил С. в том, что он домогается престола, и принудил его к самоубийству. 10) Gaius Appius Junius S. был консулом в 28 г., позже легатом в Испании Тарагонской; Клавдий призвал его в Рим и женил его на матери Мессалины, так что он был тестем императора. Вследствие козней Мессалины и Нарцисса был убит в 42 г. по приказанию Клавдия. 11) Marcus Junius S. Torquatus, консул 19 г., с 32 по 38 г. проконсул Африки. Он был женат на Эмилии Лепиде, правнучке Августа. Боясь его, Калигула поручил легату командование африканским легионом. 12) Marcus Junius S., праправнук Августа, сын предыдущего, консул 46 г. Во время проконсульства в Азии в 54 г. был отравлен. 13) Decimus Junius S. Torquatus, брат предыдущего, консул 53 г.; отравлен в 64 г. 14) Lucius Junius S., брат предыдущего. Клавдий помолвил его со своей дочерью Октавией, но Агриппина этого брака не желала и стала интриговать против него. По ее поручению цензор Вителлий исключил С. из сената, обвинив его в кровосмешении с сестрою. В день свадьбы Агриппины с Клавдием в 49 г. он лишил себя жизни. 15) Lucius Junius S. Torquatus. Нерон, желая погубить его, несправедливо обвинил его в замыслах против императора и в кровосмешении с теткою Юнией Лепидой, супругою юриста Гая Кассия. Сенат сослал и Силана, и Кассия. В 65 г. С. был убит в Бари подосланными убийцами, после мужественной защиты. Траян поставил ему памятник.

Е. Придик.

Силар

(Silarus) — пограничная река между Луканией и Кампанией, ныне назыв. Silaro или Sele, вытекает из Аппеннин, принимает с левой стороны притоки Танагер (ныне Negro) и Калар (ныне Calore) и затем впадает у горы Альбурна, к С от Песта, в Пестский залив. Согласно легенде, вода его имела силу превращать растения в камень. При С. в 71 г. до Р. Х. претор Красс победил Спартака.

Силезия австрийская

(Oesterreichisch-Schlesien) — австрийская провинция (герцогство), принадлежит к Цислейтании и обнимает собою часть С., оставшуюся за Австрией по Бреславльскому миру 1742 г.; граничит на С и З Прусской С., на Ю Моравией и Венгрией, на В Галицией. Пространство 5147 кв. км С., прорезываясь моравской областью Мистек, распадается на две отдельные части (бывшие Троппауский и Тешенский округа). Страна гориста на границе с Венгрией и Моравией (Бескиды, Альтфатер, Рейхенштейн). Реки: Одер (с притоками Оппа, Ольза и др.) и Висла с ее мелкими притоками. Климат довольно суровый в открытых к сев.-востоку областях. Осадков 73 куб. метр. в Тешене и 52 куб. метра в Троппау. Из минеральных источников самый значительный — Карлсбрунне. Жителей 648918 (1897). Немцев 48%, поляков 30%, чехов 22%. Протестантов 84724, евреев 10042, остальные — католики. Промыслы: сельским хозяйством и лесоводством занято 41,2% населения, обрабатывающей промышленностью — 42,1%, торговлей 6,6%, государственной службой и свободными профессиями 9,9%. Сельское хозяйство. Под пашни занято 49,6% всей поверхности, под луга 5,8%, под пастбища 6,4, под сады 1,3%, под леса 33,8%. Главные произведения: пшеница, рожь, ячмень, овес; возделываются также картофель, свекловица, пенька. Сеются кормовые травы. Скотоводство (1890): лошадей 27453, крупного рогатого скота 184287, овец 17450, коз 21447, свиней 78333. Пчеловодство. Горное дело (1894). Каменный уголь (37,4 млн. метрич. центн.), железная руда (13613 метр. центн.); чугуна выплавлено 496,8 метр. цент. Общая сумма производства горных и металлургич. заводов — 15,3 млн. мар., при 24438 рабочих. Обрабатывающая промышленность. Волокнистые вещества (111500 веретен и 3050 механ. станков для пряжи шерсти и выделки шерстяных тканей, 22240 веретен и 1200 механ. станков для хлопчатобумажного производства, 5000 ручных и 550 механ. станков для тканья полотна, 35000 веретен для пеньковой пряжи и др.). Крашение и печатание тканей. Обработка металлов, машиностроение, производство замков. Производства химических продуктов, бумаги, целлюлозы, красок, стекла, мыла и др. Железных дорог 498 км. Значительная вывозная торговля. Учебные заведения: 5 гимназий, 4 реальных училища, 5 учительск. семинарий, 8 ремеслен. школ, 2 сельскохоз. школы, свыше 500 народных училищ. Главный гор. Троппау.

Силезия прусская

Статья большая, находится на отдельной странице.

Силезия чешская

Статья большая, находится на отдельной странице.

Силезские войны

— так называются три войны, которые Фридрих II прусский вел против Марии-Терезии и ее союзников в 1740 — 63 гг. и закончившиеся завоеванием Силезии, отошедшей к Пруссии. Первые две войны (1740 — 42 и 1744 — 45) входят в состав австрийской войны за наследие престола (см.), а 3-я война (1706 — 63) иначе называется Семилетней (см.).

Силезские школы поэтов

— см. Немецкая литература и Опиц.

Силен

(Cynocephalus silenus) — подсемейства Cercopi hecinae, семейства Cercopithecidae (подотряда узконосых обезьян Старого Света — Catarrhini). Длина тела менее 1 метра (у самцов около 90 стм, у самок 70 — 80 стм); длина хвоста 25 — 38 стм. Отличается стройным телосложением и белой бородой, которая, вместе с гривой начинаясь на висках и над глазами, обрамляет все лицо в виде диска почти радиально направленных длинных волос, концы которых только загнуты вперед. Тело покрыто длинной, блестящей черной шерстью, которая на конце хвоста образует кисть более длинных волос. Руки и ноги матово-черного цвета, глаза карие. Родиной С. долгое время ошибочно считали Цейлон; но оказывается, что доставленные оттуда в Европу экземпляры были ввезены с Малабарского берега, где С. водится исключительно в густых лесах возвышенностей, от 14° с. ш. до мыса Коморина. Содержится часто в неволе у туземцев. Очень добродушное и спокойное животное.

Д. П — о.

Силены

(Σειληνός, Σιληνός, Silenus) — божества собственно малоазиатской мифологии, отождествленные греческой драмой с сатирами, от которых они, однако, отличались как по происхождению, так и по демоническим свойствам. По происхождению С. связаны с лидийскими и фригийскими сказаниями о Вакхе и были первоначально божествами рек, источников и мест, изобилующих водою и богатою растительностью, в противоположность сатирам — демонам гор и лесов. Близкое отношение С. к водной стихии выражается, между прочим, в конских атрибутах их наружности (уши, хвост, ноги, копыта), так как конь — обыкновенный символ в группе водных божеств греческой мифологии. Благодаря своей конской породе С. были родственны также фессалийским центаврам. Природа силенов представляет собою соединение, с одной стороны, животного, низменного, пьяного веселья и балагурства, с другой — серьезного вакхического восторга, который проявляется в музыкальном творчестве и пророческом экстазе. В греческих сказаниях о С. отразились обе эти стороны демонического характера С., хотя вследствие смешения и слияния с сатирами силенам приписали больше смешных и животных черт, чем было в их природе; при этом многие атрибуты С. — напр. атрибут осла, обычный в малоазиатских мифологических представлениях символ пророческого дара, — были извращены в сторону комизма. По сказаниям, Силен неохотно делится с людьми знанием будущего: для этого надо его поймать хитростью и силою заставить пророчествовать. Так, Мидас поймал С. в своих садах, смешав воду реки с вином и напоив допьяна падкого до вина бога; попав к царю во власть, С. открыл ему сокровенное знание о природе вещей и поведал будущее. Местом рождения С., играющего роль в сказаниях о Дионисе, считается во многих сказаниях Фракийская Низа, где он был царем. Здесь он вскормил и воспитал Диониса, которого посвятил во все знания и искусства, научив, между прочим, виноделию и пчеловодству, и с которым жил в теснейшей дружбе. Подобно греческим сатирам, малоазиатские С. были изобретателями национальной музыки, а именно сиринги и флейты, и обычными нежными спутниками горных нимф. Близкое отношение С. к малоазиатской музыке доказывается мифом о Марсии, который в сказаниях называется С. и богом реки, протекавшей через фригийский гор. Келены. В Греции С. также почитался как покровитель источников и гений плодородия, олицетворявшегося в Дионисе. Что касается музыкальных свойств греческих С., то Марсий на аттической сцене изображался как представитель устаревшей флейты, которая уступила представляемой Аполлоном кифаре. В связи с этим стоит рассказ о суде Аполлона над Марсием. Афина изобрела флейту, но бросила ее как негодный инструмент. Марсий, однако, подобрал флейту и довел игру на ней до такого совершенства, что осмелился вызвать Аполлона на состязание. Судьей был Мидас, который, будучи близким по духу и вкусам Силену Марсию, произнес приговор в его пользу. Тогда Аполлон содрал с Марсия шкуру, а Мидаса за его суд наградил ослиными ушами. Из крови Силена или слез нимф, оплакавших гибель своего любимца, образовалась река, носившая его имя. В свите Вакха С. фигурирует как пьяный его спутник; как таковой, он изображается с плешивой головой, толстым животом, волосами на теле, выражением опьянения на лице; он едет верхом на осле, поддерживаемый сатирами. Его изображали также смешивающим вино, или лежащим на меху, или сидящим с флейтою или сирингой. Нередко его окружают другие С., которые поют, или пляшут, или играют на кифаре. Силенам родственны так называемые паппосилены или силенопаппы — обросшие волосами и зверообразные существа. На сцене С. выступали в мохнатых хитонах.

Н. О.

Сили

(сэр Джон Роберт Seeley, 1834 —1895) — англ. писатель, проф. новой истории в Кембридже. Главный труд С., появившийся анонимно: "Ессе Homo: a survey of the life and work of Jesus Christ" (1865, 12 изд. 1895), написанный в свободомыслящем духе, имел большое влияние на движение умов в Англии. Появившийся в 1882 г. новый труд С., "Natural religion" (новое изд., 1895), пользовался меньшим успехом. Кроме того, С. напеч.: "Lectures and essays" (1870 и 1895); "Life and times of Stein" (1878); "The expansion of England" (1883, новое изд. 1895); "A short history of Napoleon the First" (1886); "Goethe reviewed after sixty years" (1894); "The growth of British policy" (1895).

Силий

Италик (полное имя Ti. Catius Silius Italicus) — римский эпический поэт I века по Р. X., автор дошедшей до нас в полном виде историко-героической поэмы о Второй Пунической войне (Punica) в 17 книгах. Получил тщательное риторическое образование; особенно усердно изучал Цицерона и Вергилия. В крайне беспокойное время он сумел быстро пройти весь ряд почетных должностей. За консульством (68 г.) следовало проконсульство в Азии, после чего С. удалился в частную жизнь. Умер С. около 100-го года по Р. X., приблизительно 75-летним стариком, близ Неаполя, за работой над своей поэмой Punica. Чтобы не нарушить безмятежности своей жизни ожиданием приступов предсмертной болезни, он, как выдержанный стоик, кончил жизнь самоубийством, уморив себя голодом. Поэма Punica была написана по следам Вергилиевой Энеиды с целью воспеть величие римского народа, поскольку оно проявилось к концу Второй Пунической войны. Автор одушевлен патриотическим негодованием на карфагенян и их образ действий, в сравнении с которым все действия римлян оказываются справедливыми и высокими. Кроме того, С. старается поставить описание войны в связь с обработанным у Вергилия мифом о вражде двух богинь — Венеры и Юноны, покровительниц двух враждебных национальностей. В поэме излагается без значительной субъективной окраски история Второй Пунической войны. Главный недостаток поэмы заключается в неумелом разграничении области истории от области поэзии и в склонности поэта идеализировать историческое содержание в духе гомеровского эпоса. Произведение С. нельзя считать историческою поэмой, так как историческая картина войны нарисована не вполне точно и верно; не может оно назваться и искусственным эпосом, так как исторический материал трактуется с нетерпимою в эпосе хронологическою последовательностью, с действительными историческими деятелями вместо героев. Достоинства поэмы заключаются в описаниях, которые удаются С. благодаря его обширным географическим познаниям и умению комбинировать детальные черты в грандиозные картины; попутно сообщается множество мифологических сказаний, рассказов о местных обычаях, истории, культах и т. п. Художественно обработаны также некоторые отдельные эпизоды исторического и романического характера. Частые и длинные речи делают изложение растянутым и местами скучным. Вообще, поэма С. представляет собою плод не столько вдохновения, сколько детального изучения источников и приемов поэтического изложения. Такова приблизительно оценка Punica, сделанная Плинием Младшим, который находит в Силии более старания, чем таланта (Scribebat Carmina maiore cura quam ingenio, Epist. III, 7). Текст С. был открыт гуманистом Поджио в 1417 г. в Санкт-Галлене. Издания С. дали: D. Heinsius (1600, Лейден), Cellarius (1695, Лейпциг), Drakenhorch (1717, Утрехт), Ernesti (Лпц., 1791), Ruperti (Геттинген, 1795 —98), Lü nemann (Геттинг., 1823). Ср. Groesst, "Quatenus S. Italiens a Vergilio pendere videatur" (Галле, 1887); W. Cosack, "Quaestiones Silianae" (Галле, 1884); Wezel, "De Silio It. cum fontibus tum exemplis" (Лпц., 1873); Brandst ä ter, "De Punicorum Silii argumento, stilo, ornatu poetis" (Виттен, 1877); Heynacher, "Die Quellen des Sil." (Ильфельд, 1874); его же, "Die Stellung des S. unter den Quellen des zweiten punischen Kriegs" (Ильфельд, 1877); Schlichteisen "De fide hist. Silii" (Кенигсберг, 1881); Kerer, "Die Abh ä ngigkeit des S. von Livius" (Боцен, 1881); Veen, "Quaestiones Silianae" (Лейден, 1884); Schinkel, "Quaestiones Sil." (Лпц., 1884); Buchwald, "Quaestiones Sil.", (Лпц., 1886), Barchfeld, "De comparationum usu apud S. Italicum" (Лпц., 1881); Doering, "De Silii re metrica et genere dicendi", (1886); Быков, " Силий Италик" ("Журн. Мин. нар. просв.", апр. и май 1886); Модестов, "Лекции по истории римской литературы" (СПб., 1888).

Силикат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Силикаты

(хим.) — см. Кремний.

Силикогептан

С.-гептиловый спирт, С.-нонан, С.-пентан (кремнийтетраметил), С.-пропионовая кислота — см. Кремний.

Силикон

— см. Кремний.

Силин Петр Иоаннович

(род. в 1834 r.) — духовный писатель, протоиерей. Главные его труды: "Жизнеописание св. Марии Магдалины" (СПб., 1887); "Божественная литургиям (ib., 1900); "Православная исповедь или таинство покаяния" (ib., 1902); "Практические советы по преподаванию Закона Божия в начальных православных школах" (ib., 1901); "Сборник школьных бесед с детьми по Закону Божию" (ib., 1904).

Силин-гол

— река в Юго-Восточной Монголии. Берет начало из оз. Ольнь-бо (находящегося в Кэжиктэнском аймаке), протекает около 150 в. и впадает в оз. Дамуомо. На берегу р. собирается сейм монгольских князей, в состав которого входят хошуны Учжумуцинь, Сунит, Хучит, Абага и Абаганар, которые подведомственны высшему правителю Долон-нурского окр., подчиненному сюань-хуа-фу'скому дао-таю.

Силистрия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Силиций

— см. Кремний.

Силичи

— дворянский род. Иоанникий С. был полковником черниговским и подписал статьи о присоединении Малороссии к Московскому государству (1659); потомки его брата, черниговского полкового сотника Степана С., внесены в VI ч. род. кн. Черниговской губ.

Силлабизация

— пение, при котором на каждую ноту мелодии приходится по слогу. К этому общему названию относятся сольфеджио (см.) и сольмизация (см.). В сольфеджио поют мелодию, называя каждую ноту; при сольмизации называют только каждую ноту без пения, сохраняя при этом ритм сольмизируемой мелодии. Собственно силлабическим пением называется пение, при котором на каждую ноту мелодии приходится по одному слогу текста, например в речитативе. Силлабическое пение противоположно мелизматическому (см.), в котором несколько нот приходятся на один слог текста (например, в колоратурной арии). К этому разряду относятся вокализы (см.), которые поются на какой-нибудь один избранный вокал.

Н. С.

Силлабическое стихосложение

— см. Стихосложение.

Силлабус

(греч. — перечень) — так называется приложенное к папской энциклике от 8 декабря 1864 г. перечисление и осуждение всех принципов и форм современной жизни, не соответствующих учению католической церкви. В этом С., который носит название "Syllabus complectens praecipuos nostrae aetatis errores", указано 80 современных заблуждений, касающихся религии, науки и общественной жизни; наряду с учениями, бесспорно противоречащими христианскому откровению и гражданскому порядку, С. осуждает и такие положения, которые являются успехами человеческой культуры и завоеваниями нового времени; папа становится на совершенно средневековую точку зрения, требуя подчинения науки и государства авторитету церкви. В числе осуждаемых папой заблуждений находятся, напр., следующие мнения: римские папы преступали границы своей власти и узурпировали права государей (§ 23); церковь не имеет права применять средства принуждения и не имеет никакой светской власти, посредственной или непосредственной (§ 24); в случае противоречия между законами светской и церковной власти светское право имеет преимущество перед церковным (§ 42).

Силламяги

— с. Эстляндской губ., Везенбергского у., на бер. Финского зал., в 15 в. от г. Нарвы. Много дачников из С.-Петербурга. Морские купанья не из лучших; пляж каменистый. Воздух чистый; лес хвойный, лиственничный. Увеселений нет. Дачный сезон с 20 мая по 1 сентября, купанье с 20 июня по 20 августа.

Силлери Николай

(Sillery, 1544—1624) — франц. дипломат; способствовал заключению мира между Францией, Испанией и Савойей (1598); вел в Риме дело о разводе короля с Маргаритой Валуа и о заключении брака с Марией Медичи. С 1607 г. был канцлером Франции. Ревностный католик, он не ладил с протестантом Сюлли. После убийства Генриха IV С. продолжал занимать свой пост при регентше Марии Медичи. Маршал д'Ангр удалил его из совета; Ришелье лишил его всех должностей.

Силлери, вино

(Sillery) — отличное шампанское вино из окрестностей Реймса.

Силлиман

Вениамин — америк. химик (1772 — 1855), способствовал распространению химических знаний в Сев. Амер. Соед. Штатах своим руководством "Elements of Chemistry" (2 т., 1831), а в особенности основанным им журналом "The american Journal of Science", который он издавал с 1819 по 1838 г.; с 1838 г. ему в трудах по изданию и редактированию этого журнала помогал его сын Вениамин С. (1816— 1885), бывший с 1847 г. профессором прикладной и общей химии в Yale College в Нью-Гавене. Работы С. младшего относятся к области неорганической химии: им исследованы многие минералы, находимые в Америке. С. младший написал руководства: "First principles of chemistry" (1847) и "First principles of physics" (1858), получившие очень широкое распространение.

Силлиманит

— мин. химического состава Al 2SiO5 (37,02% SiO2 и 62,98% Al 2O3); иногда Al замещается отчасти Fe. Образует шестоватые и волокнистые агрегаты, составленные из бесцветных, желтовато-серых, буроватых и пр. неделимых, ромбической системы. Очень совершенная спайность по плоскости [100]; тв. 6 — 7; уд. в. 3,23 — 3,24. Встречается в гнейсах, гранулитах и слюдяных сланцах.

Силлогизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Силлографы

(σιλλογράφοι) — в древнегреческой литературе так назывались авторы силлов, т. е. стихотворений или произведений сатирического характера. Первым С. был ученик Пиррона Элидского, Тимон из Флиунта (320 — 230), среди сочинений которого были известны, между прочим, так называемые σίλλοι, в которых он осмеял всех предшествовавших философов, кроме Пиррона и сторонников его учения. Силлы Тимона обнимали 3 книги и были написаны гекзаметрами; первая книга носила повествовательный характер, остальные две представляли собой диалог, который вели в подземном царстве Тимон и философ Ксенофан. Последний называется у Тимона также силлографом, так как он осмеял в своих гекзаметрах богов Гомера и Гезиода, хотя более чем вероятно, что слово σίλλος в указанном литературном смысле стало известно лишь в III веке и произвольно перенесено Тимоном на Ксенофана. До нас дошли сто сорок силлов Тимона, собранных у Mullach'a в "Fragmenta philosophorum Graecorum" и у Wachsmuth'a во 2-м выпуске "Corpusculum poesis Graecae ludibundae", под заглавием "Sillographorum graecorum reliquiae" (1885, Лпц.). Общий план и характеристика силлов Тимона даны у Диогена Лаертского (IX кн., 109 — 116). В своих гекзаметрах Тимон часто пользуется эпическими формулами Гомера, переделывая их на шуточный лад с целью представить в карикатурном виде осмеиваемых им лиц. Так, например, Платон охарактеризован в следующем гекзаметре (с неподражаемой аллитерациею: "Ως άνέπλαττε Πλάτων πεπλασμένα δαύματα είδώς" (как умел Платон сочинять вымышленные чудеса). Насколько можно судить по дошедшим до нас образцам, силлы Тимона весьма рельефно характеризуют смешные стороны изображаемых явлений; выведенные в них лица (напр., Зенон, Аркесилай, Платон) изображены метко и живо. Из С., последователей Тимона, известны киники Кратет, Бион и особенно Менипп, который через Варрона был известен в римской литературе как образец литературной сатиры. С. подражал также Лукиан.

Н. О.

Силлы

(Σίλλοι) — см. Силлографы.

Сило

Адам (Silo) — голландск. живописец, гравер, рисовальщик и механик, род. в Амстердаме в 1670 г.; ум. там же, около 1760 г. До тридцатилетнего возраста занимался кораблестроением и плавал на морских судах в качестве капитана, пока наконец не пристрастился к живописи, в которой его наставником был Теодор-Пэ. Изображал морские сражения и бури. Петр Великий в бытность свою в Голландии некоторое время учился у него кораблестроению и покупал его картины, из которых многие доныне находятся в петергофском дворце Монплезир. Они, равно как и принадлежащий Имп. Эрмитажу "Морской вид" этого художника, свидетельствуют о нем как искусном мастере, прекрасно изучившем жизнь моря. Еще интереснее его рисунки черным карандашом и акварелью, встречающиеся в разных собраниях. С. лепил также из воска портреты, награвировал около десяти морских видов и даже в глубокой старости изготовлял физические инструменты.

Силоам

(Исх. VIII, 6, Иоан. IX, 7 — 11 и др.) — источник или водоем Силоамский и находившаяся при нем купальня Силоамская, на юго-восточной стороне Иерусалима, при подошве Сиона и Мории. Об источнике Силоамском в Священном Писании упоминается 3 или 4 раза, между прочим, у евангелистов Иоанна и Луки. Первый, повествуя об исцелении Спасителем одного слепого (IX, 7 — 14), говорит, что Господь, сделав брение и помазав им очи слепому, послал его умыться в купальне Силоамской, что тот сделал и прозрел; второй говорит о разрушившейся башне Силоамской, погубившей своим падением восемнадцать человек (Лк. XIII, 4). Источник Силоамский посредством каналов заимствовал свою воду из источника Пресв. Девы, лежащего выше источника Силоамского, на западном склоне долины Кедронской, против селения Силоамского; он назван так потому, что, по преданию, Пресв. Дева часто ходила сюда черпать воду. Вода Силоамского источника, равно как и источника Пресв. Девы, имеет вкус сладковато-солоноватый. Из Силоамского источника в праздник Кущей брали воду в храм для торжественного возлияния на жертвенник из золотого сосуда, в последний день праздника, при радостных восклицаниях народа, звуках труб и кимвалов. Это совершалось в память чудесного изведения воды из скалы во время странствования евреев по пустыне, на что указывается в Свящ. Писании (Иоанн. VII, 2, 37, 39; Ис. XII, 3). Вода Силоамского источника считалась священною и была предметом торговли (Ис. LV, 1); доныне соседние жители продают эту воду иерусалимским жителям. Даже магометане в настоящее время имеют большую веру в целебность этой воды и называют оба источника райскими.

Силов

(Peter-Ludvig Mejdell Sylow) — норвежский математик, род. в 1832 г. Автор нескольких работ по теории эллиптических функций и по теории групп математических преобразований.

Силок

силья — см. Петли.

Силом

(евр. "мир") — город в колене Ефремовом, к С от Вефиля, на Ю от Левоны (Суд. XXI, 19), в 12 (по Евсевию) или 10 (по Иерониму) милях от Сихема, почти в середине земли обетованной, по сю сторону Иордана. Здесь по переходе через Иордан и по завоевании земли обетованной поставлена была скиния Моисеева с Ковчегом Завета (И. Нав. XVIII, 1), вследствие чего, может быть, место это и получило свое название (Второз. XII, 9 — 14). Здесь находилась скиния до времен Илия и Самуила (Иис. Нав. XVIII, 1; 1 Цар. гл. IV). В С. евреи имели свои совещания и делили землю обетованную (Иис. Нав. XVIII, 1 — 10; XIX, 51); здесь молились они и отправляли свои праздники (Суд. XXI, 19). В С. Самуил испрошен молитвами матери, воспитывался при скинии и призван был Богом к своему великому служению (1 Цар. гл. I —I II); здесь впоследствии пророк Ахия предвозвестил Иеровоаму царство над Израилем и после — суд Божий за идолослужение (3 Цар. XI, 26 —39; XIV, 2— 16). С. существовал еще во время пленения (Иерем. ХLI, 5); ныне здесь одни развалины древнего города (Сейлун).

Силомер

— см. Динамометр.

Силоснабжение

— см. Передача энергии.

Силосование

Статья большая, находится на отдельной странице.

Силуан

— препод. печорский, живший в XIV веке; мощи его в Феодосиевой пещере. Память 28 августа.

Силуан

(Σιλουανός) — апостол из числа семидесяти, спутник и сотрудник апостолов Петра и Павла. Через С. апост. Петр посылал свое послание к верующим в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, называя его верным своим братом (1 Петр. V, 12). Вместе с С. и Тимофеем апостол Павел шлет свои послания к солунянам (I, 1); во 2 послании к коринфянам он пишет, что вместе с С. и Тимофеем проповедовал имя Христа (I, 19). По преданию, С. был первым епископом в Солуне, где пострадал за веру Христову и мученически скончался. Память С. 4 января и 30 июля.

Силурийская система

Статья большая, находится на отдельной странице.

Силуры

(Silures) — в древности могущественный и воинственный народ на юго-востоке Бретани. Им принадлежали большие города Isca (ныне Саеr-Leon) и Venta (ныне Caer-Gvent). Покоренные римлянами, они все-таки остались могущественными и впоследствии еще долго защищали свою независимость в борьбе против саксов.

Силуэт

— изображение предмета, подражающее тени, производимой им на плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т. е. такое, в котором обозначается только очертание предмета, а он сам представляется однообразным черным пятном. С. обыкновенно рисуются черною краскою на белой бумаге или вырезываются из тонкой черной бумаги, которая потом наклеивается на светлую. Изображения подобного рода с давних пор существовали в Китае (так наз. китайские тени) и, вероятно, оттуда проникли в Европу, прежде всего во Францию, где в половине ХVIII ст. сильно распространилась мода на силуэтные портреты, в которых, кроме профильного контура физиономии, на черном грунте головы лишь иногда намечались белыми чертами глаза, ноздри, уши и волосы. Самое название С. родилось во Франции; оно происходит от Этьена Силуэтта (1709 — 1767), бывшего в 1759 г. государственным министром. Стараясь поправить расстроенные финансы страны реформами и бережливостью, он своими мерами относительно последней возбудил насмешки элегантного парижского общества: именем его стали называть все мишурно-ничтожное и дешевое, между прочим и нового рода портреты (portraits à la Silhouette), как мизерные в сравнении с настоящими, живописными. Тем не менее, любители С. и искусники их делать расплодились не только во Франции, но и в других странах. В Петербурге в девятидесятых годах XVIII столетия славился приезжий из Парижа силуэтист Сидо (Sideau), портретировавший императрицу Екатерину II, членов ее фамилии и многих из представителей и представительниц тогдашней русской знати. С. его работы, то рисованные пером и китайскою тушью, то гравированные на меди, по большей же части вырезанные из черной бумаги и вклеенные в гравированные орнаментированные рамки, сохранились доныне во многих домах. Целая их коллекция, состоящая из 180 листов и принадлежащая его выс. герцогу Г. Г. Мекленбург-Стрелицкому, недавно издана в фототипических снимках ("Двор Императрицы Екатерины П, ее сотрудники и приближенные", СПб. 1899). Соперником Сидо явился некий полковник Фр. Антинг, а подражателями — очень многие, так что силуэтное портретирование сделалось одним из любимых развлечений петербургской аристократии. Но через несколько лет интерес к нему исчез как у нас, так и повсюду: вырезывание С. обратилось в профессию странствующих артистов, добывающих себе этим искусством скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках, из людей же хорошего круга лишь изредка кое-кто находил для себя забаву в этом деле. Заброшенное таким образом рисование С. было в недавнее время введено снова в почет талантливым немецким художником А. Коневкою (см.), изменившим и расширившим круг задач этого мастерства; он рисовал в виде С. не профильные портреты, а целые фигуры в разных позах и сложные сцены, то комичные, то идиллически-милые, и его С. этого рода, появляясь в иллюстрированных изданиях и отдельными сборниками, приводили в восторг и взрослых, и детей. Успех Коневки увлек многих других художников на путь подражания ему, в том числе даровитую русскую рисовальщицу сцен детской и народной жизни Е. Бем.

А. С — в.

Силуэт Этьен

(Silhouette, 1709—1767) — французский финансист. Получив благодаря поддержке m-me de Помпадур место главного контролера над финансами, С. произвел реформу, которая дала казне 72 миллиона без новых податей. Он сократил пенсии и уничтожил податные привилегии. Общественное мнение сначала было за него; некоторое время С. пользовался громкой славой, которая потом уступила место всеобщей ненависти. С. предложил сократить личные расходы короля и двора, затем составил проект налога, возмутивший парламент, двор и общество. Потеряв поддержку общественного мнения, министр принужден был подать в отставку (1759) и стал предметом острот легкомысленного общества. Всему узкому, мизерному давалось его имя; так, оно осталось навсегда за портретами, набрасываемыми по тени лица (см. соотв. ст.). Последние годы С. прожил в уединении. Главные его труды: "Id ée générale du gouvernemeut chinois" (1729), "Refléxions politiques sur les plus grands princes" (1730), "Lettres sur les transactions politiques sur le règne d'Elisabeth" (1736), "Essais sur la critique et sur l'homme" (1736); "Traité mathematique sur le bonheur" (1741), "Mélanges de littérature et de philosophie" (1742), "Dissertation sur l'union de la religion, de la morale et de la politique" (1742), "Voyage de France, d'Espagne, de Portugal et d'Italie" (1770). "Testament politique de S." (1772) приписывают Лескюру.

Силы

— один из девяти чинов ангельских, о которых упоминается в Свящ. Писании (Римл. VIII, 38; Ефес. I, 21). Отцами церкви С. усвояется обыкновенно место второго чина второй степени (господства, С., власти). Церковь празднует С. обще с собором ангелов и архангелов и всех бесплотных сил, 8 ноября.

Сильва Антонио

(Xose da Silva, 1705—1739) — португ. драматург, прозванный О Judeu (иудей), адвокат по профессии; в 1726 г., заподозренный в иудаизме, предстал перед инквизицией, но на этот раз был освобожден; вновь заподозренный в 1737 г., С. после двухлетнего заточения сожжен был на аутодафе. С. — автор многих шуточно-комичных драм, или водевилей с пением (народом они названы "Операми еврея"), в которых он выразительным народным языком и с большим юмором пародирует мифологические сюжеты и древнеклассические легенды, живо изображая также чисто португальские нравы и обычаи. Известнейшие пьесы С.: "Amphytri ã o", "Dom Quixote", "Esopaida", "Guerras de Alecrim e Mangerona". Собрание их вошло в "Theatro comico portuguez" (последнее издание Лиссабон, 1787 — 92). Ср. Wolf, "Dom Antonio Jos é da S., der Verfasser der sogen. Opern des Juden" (Вена, 1860); David, "Les op é ras du Juif (Пар., 1880).

Сильва Инноченсио-Франциско

(da Silva) — португальский библиограф (род. в 1810 г.), автор чрезвычайно ценного "Dicсiоnаriо bibliographico portuguez" (1858 — 70 г., 9 т.).

Сильва Фелициан

(de Silva) — испанский писатель начала XVI века, анонимный автор рыцарских романов "Лизуарта" и "Амадиса Греческого"; написал также "Флоризеля Никейского" (Вальядолид, 1532), о котором упоминается в 1 главе "Дон-Кихота", и "La secunda Comedia de Celestina" (1530, много изданий), где героиня Рохаса (см.) воскресает и начинает новую жизнь.

Сильва-Леаль

Хозе-Мария (da Silva Leal, 1812 —1883) — португ. драматург; примкнул к либеральному направлению, главарями которого были Геркулано, Кастильо и Гаррет. С. стал любимцем публики благодаря своей оперетте "О beijo" ("Поцелуй"); музыку к ней написал Фрондони. Из других многочисленных пьес С. замечательны: "О conselho dos dez", "Um par de luvas", "Bom homem de outro tempo" (музыка Фрондони), "Um sonho", "Intrigante de Veneza".

Сильван (хим.)

— см. Фуран.

Сильван святой

— святые православной церкви: 1) св. мученик, пострадал в Риме около 164 г.; был сброшен со скалы. Память 25 января. 2) Св. муч., епископ Газский; обратил ко Христу многих язычников, за что был осужден на работы в рудокопнях; обезглавлен вместе с 40 христианами в 311 г. Память 4 мая. 3) Св. мученик, епископ, пострадал в Емисе или Емесе финикийском, в 312 г., при Максимине; после мучений и томления голодом С. вместе с двумя мучениками (Лука диакон и Мокий чтец) был отдан на съедение зверям; они скончались мирно среди зверей, которые не коснулись их и после их кончины. Память 29 января.

Сильван, бог

(Silvanus, от silvа — лес) — в римской мифологии бог, родственный Фавну, покровитель лесов и всей связанной с ними жизни. Так как Италия изобиловала в древности лесами, то и культ С. был весьма распространен, чем объясняется популярность бога в позднейшее время, когда лесные богатства стали исчезать. Считаясь покровителем лесных границ, деревьев, рощ, садов, собственности, С. был так же близок к поселянину, как Церера, Либер, Палес и другие боги. Он был добрым богом и подателем благ деревенской жизни. Под его защитою находились поля и стада, пастухи и охотники; ему приносили жертвы (бараны, свиньи) при сборе жатвы и молотьбе. Во всяком имении обыкновенно было три С.: S. domesticus, который заботился о доме и семье, S. agrestis — покровитель стад и пастухов и S. onentalis — бог границ (tutor finium); как таковому, ему обыкновенно посвящали рощу на границе нескольких владений, участки которых с этого места начинались (оriеbаntur, откуда и эпитет orientalis). Из других эпитетов бога известны: casanicus и vilicus (покровитель имения), conservator и custos (спаситель и хранитель имущества), salutaris (защитник живущих в доме), lar agrestis (сельский лар), Sanctus (бог ненарушимых границ) и пр. С. изображался в виде лесного старца с сосною и кипарисом в руке; по тесному отношению этих деревьев к похоронному делу похоронные компании назывались collegia Silvani. Его представляли также в образе сеятеля и садовника. Греки отождествляли С. с Паном, причем атрибуты последнего — сосновый венок и флейта — вместе с местными греческими сказаниями были приурочены к римскому богу.

Сильван, император

(Flavius или C lodius? Silvanus) — римский император-самозванец, по происхождению франк. За несколько дней до кровавой битвы при Мурзе (351) он с кавалерией перешел от Магненция к Констанцию и через это вошел у него в милость. В 355 г. он был послан Констанцием в Галлию для усмирения восстания и начал свое дело вполне удачно. Враги его, во главе которых стоял Арбетион, лишившись надежды на несчастный исход похода, стали строить против него разные козни и показали императору подложное письмо, в котором С. будто бы просил помощи при предстоящей революции; обман этот был обнаружен благодаря командующему иностранными войсками Малариху, и С. был оправдан. Весть об обвинениях дошла до Сильвана, который, зная недоверчивый и коварный нрав императора, совершенно растерялся. Сначала он хотел бежать к франкам, но потом отказался от этой мысли и провозгласил себя императором в Колонии Агриппине (т. е. Кельне). Констанций послал к нему полководца Урсицина, который сумел вкрасться в его доверие, привлечь солдат на свою сторону и уговорить их убить своего императора. С. погиб после двадцативосьми- или девятидневного царствования, в 355 г. Самые подробные сведения о нем дает Аммиан Марцеллин, XV, 5, 2 сл.

Е. Придик.

Сильванер

(Sylvaner) — распространенный в Австрии и Венгрии белый и красный сорт винограда.

Сильванес

(Sylvanés) — чистожелезистые источники во Франции, в департаменте Авейрон, на высоте 430 м н. ур. м., среди лесистых холмов, на р. Кабо. Два источника: Source des Moines (36°) и Source de Petites-Eaux (34°). Служат для питья, ванн и душей. В литре воды: окиси железа 0,018, солей мышьяка 0,016, углекислой извести и магнезии 0,318, хлористого натра 0,207, всего плотных частей 1,069. Вода содержит углекислоту, кислород, азот. Вода употребляется для ванн и внутрь при малокровии, катарах пищеварительных органов, в особенности при всех страданиях матки и нервных болезнях (истерия).

А.

Сильванит

(письменная руда) — минерал состава AuAgTe 4, хотя анализы дают несколько различные результаты; содержит до 30% Au. Кристаллизуется в моноклинической системе. Цвет желтовато-белый до стально-серого. тв. = 1 1/2—2.уд. вес = 8,0—8,3. Встречается в трещинах трахитовых горных пород Оффенбаньи и Нагиага (Венгрия) в виде дендритовидных агрегатов, напоминающих письмена. Представляет собой довольно богатую золотую руду.

Сильваплана

(Silvaplana) — климатическая станция с железисто-известковыми источниками в Швейцарии, в Верхнем Энгадине, на высоте 1816 м над ур. м. Деревня Сильваплана в 10 км от Ст.-Морица, на широком лугу, врезывающемся в озеро, защищена горами от северо-востока и северных ветров. Летняя t° умеренная, воздух сухой, много ясных дней, чистый воздух, как и в Ст.-Морице. Источник холодный, t° 5,6° С; в 10 литрах содержится: сернокислой извести 14,7216, двууглекислой извести 9,5145, двууглекислой закиси железа 0,0953 и свободной угольной кислоты 2142,6 куб. стм. Источник употребляется при рахите и золотухе; вообще, курорт рекомендуется в тех случаях, где нужно общее укрепление ослабленного организма.

А.

Сильвела Франциско

(дон Silvela y Le Vielleuze) — испанский политический деятель (1843—1905). Был журналистом; в 1869 г. избран в кортесы, где скоро выделился в рядах консервативной партии. В революционный период (1872—74) он стоял вдали от политики; после восстановления монархии был товарищем министра, потом министром внутр. дел в кабинетах Кановаса и Мартинец Кампоса, министром юстиции в кабинете Посада де Геррера. В 1892 г. он разошелся с вождем консервативной партии Кановасом, которого порицал за некорректные приемы борьбы, и образовал свою новоконсервативную партию. После убийства Кановаса (1897) эта партия снова соединилась со староконсерваторами в единый консервативный союз, который и признал своим вождем С., как преемника Кановаса. Когда после неудачной войны Испании с Сев.-Американскими Соедин. Штатами пало либеральное министерство Сагасты (1899), С. был призван стать во главе правительства с задачей возродить Испанию. Он надавал много широковещательных обещаний, но сдержать их не смог. В особенности он не имел сил сдержать партию клерикальную — главную причину несчастного положения Испании. Он пытался в назначениях на государственные должности руководиться не партийными соображениями, а пригодностью лиц, но возбудил этим против себя часть своей же партии. В окт. 1900 г. он вышел в отставку, но в 1902 г. вновь сформировал кабинет. Выборы в кортесы в мае 1903 г. дали ему большинство, но в самом кабинете произошел раскол: из него вышел мин. фин. Виллаверде, и это вызвало падение кабинета (18 июля 1903 г.). С. объявил, что совершенно удаляется из политической жизни. Он не привел в исполнение этого решения, но не смог вернуть себе прежнее влияние. Как оратор, С. занимал в Испании одно из первых мест. Всегда сдержанный, холодный, строго деловой, превосходно владеющий предметом, о котором идет речь, он вместе с тем в совершенстве владел оружием сарказма и иронии.

В. В—в.

Сильвен

(Александр van der Bussche, в французском переводе le Silvain) — французский поэт (1535 — 1585), уроженец Фландрии. Его произведения: "Le premier livre des proc ès tragiques" (1575), "Description du dernier jour" (1575), "Dialogue de l'amour honnête" (1576), "Recueil des dames Illustres en vertu" (1576).

Сильвергельм

— баронский род, происходящий от Герана С. (1681 — 1737), шведского фельдмаршала; внесен в дворянский матрикул великого княжества Финляндского.

Сильверстольпе

Карл Гудмунд Уно (Silf verstolpe, 1840—1899) — шведский историк. Основал и редактировал "Historiskt Bibliotek" (Стокгольм, 1875 — 80, 7 т.) — первый строго научный исторический журнал в Швеции, для которого составлял годичные обзоры исторической литературы о Швеции и мн. др. статьи. Главные труды С.: "Svenskt Diplomatarium fr å n och med 1401" (Стокгольм, 1875 —92), "Sveriges ridderskaps och adels riksdagsprotokoll från och med år 1719" (1886—97), "Svenska Teaterns öldsta ö den" (Стокг., 1882), "N ågra anteckningar om slägten Silfversto lpe" (там же, 1884).

Сильвестер

(James-Joseph Sylvester, 1814—1897) — один из замечательных математиков настоящего столетия. Род. в Лондоне. Сначала был адвокатом и актуарием, потом преподавателем физики в Лондонском унив. колледже. Сделан почетным доктором. С 1855-го года был профессором математики в Вульвичской военной академии. В 1875-м году избран профессором математики университета Дж. Гопкинса в Балтиморе (Соед. Шт.). В 1880 г. получил медаль Коплея. С 1883 г. был Savilian Professor геометрии в Оксфордском университете. Участвовал в издании "Quart. Journ. of Math." и вместе с математиком Сторей (в Балтиморе) издавал, начиная с 4-го тома, американский математический журнал. Статьи его многочисленны, в особенности по математике; всех статей 175. Не имея возможности здесь перечислить все, приводим только статьи по механике и математической физике: "Analytical development of Fresnel's optical theory of crystals" ("Phil. Mac." Ser. 3, vol. 11, 1837, vol. 12); "On the motion and rest of fluids" ("Phi l. Mag.", vol. 13); "On the equilibrium of fluids" (ib. 14); "On the motion and rest of rigid bodies" (ib. 14); "On the rotation of a rigid body about a fixed point" ("Phil. Mag.", 3 Ser., vol. 37, 4 Ser., vol. 1); "On the pressure of carth on revetement-walls" ("Phil. Mag.", 4 Ser., 20); "Motion of a rigid body acted on by no external forces" ("Lond. Phil. Trans.", vol. 156, 1866); "Propr. de l'equat. qui sert à déterm. l. inegalit. sécul. d. planètes" ("Nouv. ann. math.", 11, 1852); "Centre of gravity of a truncated triang. pyramid, and on the principles of barycentr. perspective" ("Рhil. Mag.", 4 Ser., vol. 26); "Astron. prolusions" ("Phil. Mag.", 4 Ser., vol. 26); "Period. changes of orbit of a particle acted on bу a central force, and new theory of the a nalogues to the cartesian ovals in space" ("Рhil. Mag.", 4 Ser., vol. 31); "Secular inequal. in the planet. theory" ("Phil. Mag.", 5 Ser., vol. 16). Ему принадлежит изобретение кинематических механизмов (см. "On the Plagiograph aliter the Skew Pantograph. " ("Nature", 1875); "Quadruplan in versor" ("Nature", 1875); "Binom-quadratic extractor" ("Proceed. of the Roy. Inst. of Gr. Brit.", 1875, vol. VII).

Д. Б.

Сильвестр Белькевич

— западно-русский (киевский и галицкий) митрополит († в 1568 г.). С. был человекчеловек богатый, но почти безграмотный. Сначала он служил королевским скарбником и ключником в Вильне при дворце, а затем выпросил у короля в управление Виленский монастырь, не принадлежа даже к духовенству. В 1556 г. он писался уже "Божию милостию Селиверст, нареченный архиепископ, митроп. киевский и галицкий", т. е. не пройдя низших степеней священства, прямо занял архиерейство. Он был ревностным борцом за православие, хотя именно в его епархии, в Новогрудском уезде, протестантизм имел наибольший успех. За доставление в церковные степени он открыто брал взятки.

Н. Б—в.

Сильвестр Братановский

(род. в 1871 г.) — писатель, архимандрит. Образование получил на юридическом факультете в СПб. университете и в Московской духовной академии. Главные его труды: "Есть ли какие-либо бесспорные основания для передачи бракоразводного процесса из ведения церкви гражданскому суду, и возможные следствия этой передачи" (Харьков, 1903); "Современные искатели полной свободы совести перед судом православной церкви и государства" (ib., 1903); "Где истинная интеллигенция"? (СПб., 1904).

Сильвестр Коссов

— киевский православный митрополит; учился в Киеве и в заграничных коллегиях, куда был командирован Петром Могилой; был учителем и первым префектом в Киево-могилянской коллегии, затем епископом мстиславским, а по смерти Петра Могилы с 1647 г. митрополитом киевским. Встречал Богдана Хмельницкого при его вступлении в Киев в 1649 г. К Польше С. тянул больше, чем к Москве, и к акту воссоединения с Русью в 1654 г. примкнул с промедлением и колебанием. Умер в 1657 г. Написал на русском языке: "Дидаскалия, альбо наука о седми сакраментах" (1637, 2-е изд. 1653), "О хиритонии" 1652 г.; (перепеч. в "Зоре Галицкой", 1854); на польск. яз.: "Ехеgesis" (отчет о православных киевских и винницких школах и защита преподавания латинского языка, 1535), "Paterikon, abo Zywoty ss. ojc ò w рiесzаrskich" (1635), с виршами в честь русского рода Киселей. В конце книги находится хронологический перечень православных киевских митрополитов.

Н. Сумцов.

Сильвестр Сембратович

— галицко-русский униатский митрополит (1836 — 1898); был профессором богословия во Львовском университете, в 1895 г. получил звание кардинала; пользовался расположением венского двора и римской курии, как сторонник "угодовой" политики, клонившей галицкую церковь в сторону католицизма. См. некролог С. в "Киевской старине", 1898, окт.

Н. С—в.

Сильвестр Суходольский

(род. в 1770 г.; год смерти неизвестен) — духовный писатель, ученик и профессор Киевской духовной академии; архимандрит, автор недавно открытого в одном рукописном сборнике первой четверти XIX столетия "Исторического рассуждения о догматической богословии". Нисколько не напоминая схоластическую манеру, оно дает оценку как схоластическому богословию, так и протестантскому направлению его. Самостоятельным трудом его назвать нельзя, но лично автору несомненно принадлежат некоторые отделы, напр. изложение богословия Иоанна Дамаскина, критический взгляд на католическое и протестантское богословие, а также дополнения об исторической судьбе богословия у нас в России. Язык рассуждения удобопонятный, живой и местами выразительный. См. Н. И. Петров, "Профессор богословия в старой киевской академии архимандрит С. Суходольский и его "Историческое рассуждение о догматической богословии" ("Труды Киевской дух. акад.", 1898, май).

Сильвестр, Арман

(Silvestre) — французский писатель; род. в 1837 г. Талантливый поэт (ряд стихотворных сборников, из которых первый, "Rimes neuves et vieilles", 1862 г., с предисловием Жорж-Занд), С. написал множество небольших и весьма непристойных рассказов, изданных в шестидесяти сборниках, из которых более известны: "La vie pour rire" (1881 —86), "Contes grassouillets" (1883), "Contes pantagruéliques et galants" (1884), "Histoires belles et galantes" (1884), "Les cas difficiles" (1885), "Histoires inconvenantes" (1887), "Fabliaux gaillards" (1888), "Histoires scandaleuses" (1889), "Aventures grassouillettes" (1890), "Les facéties de Cadet-Bitard" (1890), "Le célèbre Cadet-Bitard" (1891), "Histoires extravagantes" (1892), "Nouvelles gaudrioles" (1894) и мн. др. Написал еще книгу "La Russie" (1891) и ряд художественных обзоров: "Le Nu" — au Salon, (с 1888 г. ежегодно), au Louvre (1888 — 1894), de Rabelais (1891) и др. Ср. Desprez, "Evolution naturaliste" (1884).

Сильвестр, архиепископ астраханский

(Лебединский, умер в 1808 г.) — духовный писатель, обучался в Киевской духовной академии, был ректором Казанской духовной академии, затем епископом полтавским и архиепископом астраханским. Напечатал: "Compendium theologiae dogmaticae" (СПб.. 1799 и M., 1805), "Нетленная пища" (M., 1799, 1794 и 1843), "Приточник Евангельский" (M., 1796, 1808, 1822 и СПб., 1894). Истолковывая притчи по стихам, С. на каждый стих приводит несколько параллельных текстов Свящ. Писания, подтверждающих его мысли и выбранных с редким знанием текста Ветхого и Нового Завета.

Сильвестр, архиепископ с.-петербургский

(в миру Симеон Кулябка, род. в 1701 или 1704 г., умер в 1761 г.) — духовный писатель. Еще в доме отца, бунчукового товарища в Лубнах, вероятно, изучал риторику; затем прошел весь курс Киевской академии в самое цветущее ее время; приняв монашество, преподавал в академии риторику, философию и богословие. В 1744 г., состоя ректором академии, архимандрит С. был послан в СПб. для поздравления новобрачных вел. князя Петра Федоровича и вел. княг. Екатерины Алексеевны. Императрице Елизавете понравились две сказанные им проповеди: он был оставлен в СПб., потом возведен в епископы костромские, а в 1750 г. — в архиепископы с.-петербургские. Его два курса — "C ursus philosophicus, anno 1737 expositus" и "Theologicae scientiae summa" (1743) — были лучшими произведениями тогдашнего богословия. Еще раньше, в 1733 и 1734 гг., им составлены два руководства по риторике с небольшими гомилетическими трактатами. Преосв. Филарет говорит о 12 его проповедях, сказанных в присутствии императрицы Елизаветы и напечатанных. Залесский ("Труды Киевской акад.", 1883, 3) знает, кроме того, 13 проповедей С. См. "Историко-статистические сведения о СПб. епархии" (т. VI, 1878); А. С. Родосский, "Описание книг гражд. печати XVIII столетия, хранящихся в СПб. духовной академии" (СПб., 1899).

Н. Б — в.

Сильвестр, епископ каневский

(в миру Стефан Васильевич Малеванский, род. в 1827 г.) — духовный писатель, сын священника, образование получил в Киевской академии; был в ней профессором, инспектором и ректором. В 1885 г. рукоположен во епископа каневского, викария Киевской митрополии. Кроме докторской диссертации "Учение о церкви в первые три века христианства" (Киев, 187 2), С. написал: "Краткий исторический очерк рационализма в его отношении к вере" ("Труды Киевской дух. акад.", 1862, № 4, 5; 1863, № 11, 12), "Историческое развитие новейшего пантеизма, как доказательство его несостоятельности" (ib., 1865, № 2 и 8), "Несостоятельность новейшего пантеизма в решении существеннейших для человека вопросов" (ib., 1867, №№ 6 и 7), "Ответ православного на предложенную старокатоликами схему о Св. Духе" (ib., 1874, № 8; переведен на немецкий и итальянский языки; отд. Киев, 1875), "Ответ православного на схему старокатоликов о Пресв. Деве" (ib., 1875, № 1), "Ответ православного на схему старокатоликов о добрых делах" (ib., 1875, № 1 и 2) и "Опыт православного догматического богословия", с историческим изложением догматов (об этом сочинении см. ст. Россия).

Сильвестр, епископ переяславский

— епископ переяславский с 1119 г., а до тех пор игумен Михайловского Выдубецкого монастыря (умер в 1123 г.). В Лаврентьевском списке летописи под 1110 г. читаем: "Игумен Селивестр святого Михаила написал книгы си летописец". Переписав в 1116 г. летопись Нестора, оканчивавшуюся 1110-м годом, С. продолжал ее до начала 1123 г., т. е. до своей смерти. См. ст. Летописи.

Сильвестр, епископ переяславский и крутицкий

(в миру Семен Игнатьич Гаврилов или Старогородский, 1725—1802) — духовный писатель. Воспитание получил в Александро-Невской семинарии; приняв монашество, был ректором ее, потом епископом переяславским и крутицким, членом учрежденной императрицей Екатериной II синодальной комиссии. Заявил себя энергическим противником отобратия монастырских имуществ (см. замечательное письмо его к митрополиту Гавриилу, найденное и напечатанное в "Христианском чтении" за 1871 г. проф. Н. И. Барсовым). В удалении его из епархии на покой в Угрешский монастырь в 1771 г. нельзя не видеть его опалы как сторонника Арсения Мацеевича. Он написал "Правила монашеского жития" (СПб., 1805) и "Описание Ново-Иерусалимского м-ря" (СПб., 1786). "Докладные пункты" С. комиссии для составления нового уложения, в числе 40, напечатаны проф. Н. И. Барсовым в книге "Исторические и критические опыты" (СПб., 1879, стр. 232 — 235). В 26 первых пунктах преосв. С. просит о новых узаконениях: на предерзких крестьянского благочестия критиков, которые ведут презорственные о догматах беседы; на бесстудных художников, которые срамотства плотские изображают; о воспрещении привоза в Россию иностранных изделий этого рода, а также сочинений и комедийных действий из бесстудной материи; об искоренении беспутств предбрачных в простолюдинстве; о пресечении богоненавистного прелюбодейства; о штрафовании денежным штрафом беззаконно брачившихся; об умножении епархий в России; о производстве в священники из всякого звания и чина людей, кто пожелает, только бы был достаточен в грамоте и доброжительстве; о избавлении священников от помещичьих насильств, которыми они вымогают от сельских священников нарушение церковных правил, например при совершении брака; о назначении за увечье и бесчестье духовного чина светскими людьми штрафов больших, чем дотоле, так как доселешние штрафы сильными и богатыми за ничто вменяются. В последних 14 пунктах С. указывает на необходимость подтвердить прежние узаконения, безнаказанно не исполняемые людьми мирскими.

Н. Б—в.

Сильвестр, митрополит казанский

— митрополит казанский, типичный представитель великорусских иерархов первой половины XVIII столетия. Происходил из дворянского рода Холмских; родился около половины XVII столетия и принял пострижение уже в зрелых летах; был архимандритом в разных монастырях; в 1708 г. возведен в сан митрополита Нижегородского, причем обязался особенно стараться вместе с Питиримом об искоренении раскола, но на самом деле не оказывал Питириму никакого содействия. Между тем Петр видел в потаенных раскольниках политическую партию "лютых неприятелей, государству и государю непрестанно зло мыслящих". С. притом был близок к царевичу Алексею, разделяя с ним и большинством иерархов недовольство реформами Петра. С 1719 г. начинается постепенное понижение С. по иерархической лестнице. Желая видеть на нижегородской кафедре деятельного Питирима, царь велел (1719 г.) поставить его епископом нижегородским, а С. перевести в Смоленск. Прошел год, и его опять перевели в Тверь, причем оставили за ним сан митрополита, но клобук велели носить не белый, а черный. В Твери С. пробыл около трех лет; затем его перевели в Рязань уже в звании простого епископа. В 1725 г. С. был переведен архиепископом в Казань, а в 1727 г., согласно его прошению, ему возвращен сан митрополита, но клобук велено носить черный. В Казани С. завел процесс с губернатором Артемием Волынским и подал на него челобитную, в которой обвинял его в разных обидах архиерейскому дому, монастырям и духовенству, в насилиях всем жителям Казанской губ., во взятках, в потворстве расколу, в побоях и даже убийствах (челобитная С. напечат. в "Чтениях в Общ. ист. и др.", 1862, кн. IV, материалы для биографии Волынского, и в статье Шишкина: "Арт. Волынский", "Отеч. записки", 1860, № 2). Волынский был смещен с губернаторства, но скоро вошел в большую силу при дворе, после чего С. пришлось дорого поплатиться за свой донос. На него самого донесено было, что он держит у себя лишенного архиерейского сана Игнатия Смолу как архиерея, говорит с ним непристойные речи об императрице, рвал прошения, подаваемые ему на высочайшее имя, и заставлял переписывать их на свое собственное имя, делал поборы по епархии. В конце 1731 г. С. заключили в Невский монастырь, потом лишили сана и заточили в Выборгскую крепость, где он и скончался в 1735 г. В синодальной библиотеке хранится сочиненный С. канон Пресв. Богородице, "егоже от оклеветания в печалех и напастех петь прилично", и несколько им же написанных молитв. Письмо С. к духовнику царевича Алексея Я. Игнатьеву от 6 ноября 1707 г., с изъявлением радости о возвращении царевича в отечество, напечатано в "Чтениях в Общ. истории и древн. российских", 1861, кн. III. См. И. Чистович, "Феофан Прокопович и его время" (СПб., 1868, стр. 84, 341 — 47, 671); П. Знаменский, "С. митрополит Казанский" ("Православное обозрение", 1878, апрель, май — июнь).

Сильвестр, настоятель Заиконоспасского монастыря

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сильвестр, римские папы

(Sylvester) — имя трех пап. С. I — папа в 314 — 335 г.; по преданию, крестил императора Константина и от него получил Вено константиново (см.). Причислен к лику святых; память его празднуется римско-католической церковью 31 декабря, в день его смерти (день С., у немцев Silvesterabend), а православною — 2 января. С. II — см. Герберт. С. III — антипапа, избран в 1044 г. на место Бенедикта IX; в 1046 г. на синоде в Сутри был низложен.

Сильвестр, святые православной церкви

— 1) преподобный отец печерский, жил в XII веке; послушанием достиг высокой степени духовного совершенства. Мощи С. открыто почивают в киевских пещерах, память 2 января. 2) Преподобный, ученик Сергия Радонежского. Стремясь к безмолвной жизни, С. удалился в дремучий лес на берегу реки Обноры, поставил здесь крест и келью и начал подвизаться в посте и молитве. Долго окрестные жители не знали о пребывании отшельника в лесу, но затем стали приходить к нему за благословением и духовными советами. Некоторые пожелали жить в пустыне и поставили там кельи. Таким образом устроился монастырь, и С. был первым его игуменом. Глухое место, куда С. по временам уединялся для молитвы, сохраняет и теперь название "заповедной рощи". В середине этой рощи С. выкопал три колодца, а четвертый — на склоне горы к реке Обноре. Из последнего и до сих пор черпают воду богомольцы. С. преставился 25 апреля 1379 г.; мощи его почивают под спудом в приходской церкви села Воскресенского. См. С. К. Смирнов, "Препод. С., игумен обнорский, чудотворец" ("Душепол. чтение", 1861, ноябрь).

Сильвестр, священник Благовещенского собора

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сильвестр, французские художники

(Silvestre) — фамилия нескольких французских художников, из которых наибольшей известностью пользуются двое: 1) Израэль С. (1621—1691), рисовальщик, живописец и гравер на меди, ученик своего отца, Жилля С., и дяди Израэля Анриэта С., довершивший свое образование в Италии. Рисовал по большей части пером и гравировал пейзажи, монументы и виды городов, оживляя их крошечными, умно группированными фигурами и отличаясь необыкновенною тонкостью работы. Людвиг XIV, высоко ценивший его способности, поручал ему гравировать виды королевских зданий и завоеванных крепостей и назначил его учителем рисования при принцах своего дома. С. дважды посетил Италию и изготовил там множество рисунков, которые потом служили оригиналами для его гравюр. Число гравированных им досок превосходит тысячу. По приему их исполнения он занимает середину между Ж. Калло и Э. де ла Беллой. 2) Луи де С. (1675—1760), сын предыдущего, живописец, ученик Ш. Лебрена и Бона-Будона. Еще работая под их руководством, прослыл хорошим рисовальщиком, а затем совершенствовался в Италии, пользуясь советами К. Маратти. По возвращении своем в Париж представил тамошней Академии мифологическую картину "Сотворение человека" (находится в музее Монпелье) и был принят за нее в члены этого учреждения, вскоре после чего (в 1706 г.) избран в ее профессора. В 1716 г. курфюрст саксонский Фридрих-Август II (польский король Август III) пригласил его в Дрезден, назначил своим придворным живописцем, вверил ему начальство над Дрезденской академией живописи и, наконец, пожаловал ему дворянство. Проведя тридцать лет в Дрездене, С. возвратился во Францию, в 1752 г. был сделан директором парижской академии и занимал эту должность до конца своей жизни. Известнейшие из числа его произведений — портреты Фридриха-Августа II, его супруги Марии-Иозефы австрийской и герцогини беррийской Марии-Луизы-Елизаветы и картина "Людовик XIV в Версале встречает молодого саксонского курфюрста" (все — в Версальском историческом музее), "Центавр Несс и Деянира", шесть портретов саксонской курфюрстской фамилии (в Дрезденской галерее) и "Ап. Петр исцеляет хромого" (в соборе Парижской Богородицы). Жена этого художника, Мария Кристина де С., урожденная Эро (Herault), успешно занималась миниатюрной живописью.

Сильвестрен

— см. Терпены.

Сильвестри

(Орацио Silvestri, 1835 —1390) — геолог, был профессором геологии в университете в Катании и директором обсерватории на Этне. Он писал об извержениях, фауне и геологическом составе Этны. Главные труды его: "Un viaggio all'Etna" (Турин, 1879), "Bibliografia generale riguardante la vulcanologia" (Болонья, 1881).

Сильви

Луи (Silvy) — французский богослов (1760 — 1847), автор книг "Les j ésuites tels qu'ils ont été dans l'ordre politique, religieux et moral" (1815), "Du rétablissement des jésuites" (1816), "Henri IV et les jésuites" (1818).

Сильвиев водопровод

(Aquaeductus Silvii) — канал, соединяющий в мозгу позвоночных животных полость третьего желудочка с четвертым и представляющий собой участок центрального мозгового канала. С. водопровод лежит непосредственно под четыреххолмием (corpora quadrigemina) у млекопитающих или двухолмием (С. bigemina) y прочих позвоночных (см. Мозг и Нервная система).

В. М. Ш.

Сильвий Яков

(Sylvius, Дюбуа, Dubois) — франц. анатом, род. в 1478 г. в Аньене, учился в Париже, где до смерти своей в 1555 г. читал лекции по анатомии; обогатил анатомию многими важными открытиями. По его имени названы Сильвиева яма (см. Головной мозг) и Сильвиев водопровод (см.). Его "Opera medica" изданы в Женеве в 1630 г.

Сильвий, или Сильвиус

(Sylvius) — под этим латинизированным именем известен врач Франц де ла Боэ (de la Вое, 1614 — 72), уроженец Ганау, одно время живший в Амстердаме, а с 1658 г. бывший проф. медицины в Лейдене. С. выработал систему иатрохимии. Он учил, что пищеварение и кровообразование могут происходить лишь благодаря действию ферментов в соках организма, именно в лимфе, желчи и крови, и что здесь следует искать и причины большинства болезней. В жизненных процессах С. видел лишь проявление химических сил и не придавал никакого значения какому-либо особому жизненному началу. Гл. труды его: "Disputationum medicarum decas" (Амстерд., 1663 и чаще; Франкфурт, 1676), "Praxeos medicae idea nova" (Лейден, 1667; Амстерд., 1674). Полное собрание соч. С. появилось в Амстердаме в 1 6 71 г., в последний раз в Женеве в 1739 г.

Сильвин

(мин.). — Химич. состав КСl (52,46% калия и 47,54% хлора). Образует хорошие кристаллы в форме куба или октаэдра, а также в их комбинациях, к которым присоединяются иногда и другие формы. По характеру фигур вытравления кристаллы С. относят к классу пентагонального икоситетраэдра или гироэдра правильной системы. Образует зернистые массы совместно с каменною солью. Бесцветен и прозрачен в чистом состоянии. По твердости и спайности одинаков с каменною солью. Уд. вес несколько меньше уд. веса каменной соли: 1,9 — 2. Вкус горьковато-соленый. Перед паяльной трубкой легко плавится и окрашивает пламя в фиолетовый цвет. Месторождения: Стассфурт, Калуц (в Галиции). Как продукт возгонки, находится на Везувии. Имеет весьма важное практическое значение как материал для приготовления различных калиевых солей.

П. З.

Сильвиновая кислота

— см. Терпентин.

Сильвия

(Silvia) — церковная писательница IV века, принадлежала к знатному и богатому семейству Галлии. В 388 г. С. совершила путешествие в Палестину. Причтена римскою церковью к лику святых (память 15 декабря). Ей с большой вероятностью приписывают дошедшее до нас без имени автора описание "Паломничества по святым местам" ("Peregrinatio ad loca sancta" — предполагаемое заглавие сочинения, начало которого не сохранилось). С. пробыла в Святой Земле ровно три года, преимущественно живя в Иерусалиме, но предпринимая экскурсии во все замечательные места библейских событий. Ее "Паломничество" — один из важнейших источников для литургики и палестиноведения. Любопытен также язык его, представляющий середину между книжной латынью и начинающими образовываться из разговорной латинской речи романскими языками. Единственная рукопись "Паломничества", относимая к XII в. и хранящаяся ныне в Ареццо, не имеет ни начала, ни конца; не хватает нескольких листов и в середине. Кое - какие сведения могут быть восполнены из сочинения о святых местах монтекассинского монаха Петра Диакона, пользовавшегося описанием С. Рукопись "Паломничества" открыта в 1884 г. итальянским ученым Гамуррини, который выпустил в 1887 г. и первое издание этого сочинения. Лучшее издание "Паломничества" принадлежит И. В. Помяловскому и помещено в 20 вып. "Православного Палестинского сборника" (СПб., 1889). К латинскому тексту, проверенному по рукописи И. И. Холодняком, проф. Помяловский приложил русский перевод и объяснительные примечания. В этом издании указана и главнейшая литература о памятнике.

A. M— н.

Сильвретта

(Silvretta) — горный массив, покрытый глетчером, в Нижнем Энгадине в Швейцарии, водораздел pp. Ланкар, Илль, Тризанна и Инн, вершина Сильвреттагорн — 3283 м. Горные проходы: Сильвреттаиох и Ферстанклатор из Преттигау в Нижн. Энгадине, Формунтпасс (из Нижн. Энгадина в Монтафон) и Клостерпасс (из Монтафона в Преттигау).

Силькеборг

(Silkeborg) — морские купания в Дании, в 3 км от города того же имени. Сезон для купаний с 1 июня по 15 сентября. Имеется также малоисследованный железистый источник, темп. 8° С. Купанья хорошо устроены; водолечебница, гимнастика, массаж, электричество, ингаляции. Назначаются купанья при неврастении, золотухе, хроническом катаре дыхательных путей, малокровии, ревматизме.

Сильмен

— мелководье Эстляндской губ., Гапсальского у., отделяющее материк от о-ва Нукэ. Наполняется водою при сев. ветре, обыкновенно же пересыхает. Целебные грязи.

Сильон

(Жан de Silhon) — французский писатель (ум. в 1667 г.), секретарь Ришелье и Мазарини; написал: "Les deux V érités" (1626), "Le ministre de l'Etal" (1631—1634), "De l'immortalité de l'ame" (1634), "De la certitude des connaissances humaines" (1661).

Сильс Мария

(Sils-Maria) — горная климатическая станция для лета и зимы в Швейцарии, в Верхнем Энгадине, на высоте 1811 м над ур. моря, в небольшой долине, между озерами Сильваплана и Сильс, близ последнего. Горами, покрытыми лесом, защищена от ветров, господствующих в Верхнем Энгадине. Долина открыта солнцу, благодаря чему сделалась зимней климатической станцией. Частые туманы; воздух спокоен; чисто альпийский ландшафт действует успокаивающим образом на нервную систему. Показания для назначения курорта: бледная немочь, малокровие, общая слабость, расстройство менструаций, атония желудка и кишок, воспаление хроническое легких.

А.

Сильсфильд

Чарльз (Sealsfield) — псевдоним писателя Карла Постля, род. в 1793 г. До 1823 г. был монахом в Праге, затем уехал в Сев. Америку, где принял имя С. В 1828 г. С. выступил на литературное поприще романом "Tokeah or the white rose". Этот роман, как и другие, писанные на немецк. яз., обнаруживает у автора живое воображение и недюжинный описательный талант, но отличается небрежностью стиля. Лучшим произведением его считается "Der Virey und die Aristokraten". Кроме того следует упомянуть "Der Legitime une di e Republikaner" (немец. переработка романа "Tokeah"), "Lebensbilder ans beiden Hemisphaeren"; "Lebensbilder aus der Westl. Hemisphaere"; "S ü den und Norden". Собрание его произведений издано в 1845 — 46 гг. Ср. Smolle, "Charles Sealsfield. Biograf. litterar. Charakterbild" (1815), и Meister, "Grinnerungen an Sealsfield-Postl" (1892).

Сильт

(Sylt) — о-в, принадлежащий к прусской провинции Шлезвиг. Пространство 96 кв. км. О-в поднимается в середине на 18 м над ур. моря. В южной и северной части о-ва простираются дюны; при Кампене высота дюн достигает 46 м (так наз. Красный Клифф). В средней части среди песчаной почвы встречаются плодородные марши. Население (около 4200 чел.) говорит на северофризском наречии. Главные занятая: земледелие, скотоводство и рыболовство. Главный населенный пункт — Кейтум. На о-ве находятся древние могильники, и сохранился земляной вал (Бург) около селения Тинум. Ср. Dr öhse, "Wegweiser auf Sylt" (1896); Kunkel, "Der Kurort Sylt und seine Heilwirkung" (1878); Meyn, "Geognostische Beschreibung d. Ins. Sylt" (1876).

Сильфиды

— см. Мертвоеды.

Сильфиды в мифологии

— см. Сильфы.

Предыдущая страница Следующая страница