Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "С" (часть 29, Сем - Сен)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "С" (часть 29, Сем - Сен)

Предыдущая страница Следующая страница

Семиариане

или полуариане — партия среди ариан, образовавшаяся после никейского собора и, в противоположность православному учению, что Сын Божий единосущен (όμοούσιος) Отцу, утверждавшая, что Он лишь подобосущен (όμοιούσιος) Отцу. Сын "подобен во всем" Отцу; Его сущность подобна Сущности Отца, различаясь от нее только тем, что она не тождественна с нею; Он есть истинно Сын, рожденный вне времени и прежде всех веков. Начало учения С. можно найти еще у Евсевия Кесарийского, но появление их, как отдельной партии, относится ко времени позднейшему. Вождями С. были Василий анкирский и Георгий лаодийский; к этой же партии принадлежал император Констанций, а также большинство восточных епископов. С. признавали антиохийские догматы о "подобии Божием", объявленные на третьем соборе в Сирмиуме (358 г.). Учение С. явилось подготовительной стадией к окончательной победе никейского символа, завершившейся на Константинопольском соборе 381 г. (см.). Ср. Подобосущный (см.).

Семивский

(Николай Васильевнч) — автор интересного соч.: "Новейшие любопытные и достоверные повествования о Сибири, из чего многое доныне не было всем известно" (СПб., 1817).

Семигалия

— область, входившая в состав герц. Курляндского, ныне вост. часть Курляндской губ. В С. находился в XIII в. русский г. Герсике (см.).

Семиглавый Maр

— возвышение южного отрога Общего Сырта на границе Уральской обл. (Каменной станицы) и Николаевского у. Самарской губ. — Ст. Ряз.-Урал. жел. дор. того же имени, расположенная на этом возвышении.

Семидинная перегруппировка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Семиен

(Семен, Симен, Самен, т. е. север или холодная страна) — местность в Абиссинии, в области Амгара; расположена в гористой стране, поднимающейся в среднем на 3000 метр. над уровнем моря; отделяется на севере и востоке от Тигре ущельями Такацце, глубиной в 2000 м, а на юге от прочей Амгары — долиной Балага, глубиной в 1500 м. С. — самое возвышенное место в Абиссинии. Горы здесь большей частью вулканического происхождения, и лишь у Такацце — песчаные и шиферные. Население очень редкое; наивысший обитаемый пункт — Барна (3595 м). Ячмень сеется на высоте даже 4061 м.

Семизвездие

см. Плеяды.

Семик

— народный праздник, представляющий собой остаток глубокой языческой древности; празднуется в четверг на седьмой неделе по Пасхе, отчего и вся неделя носит название семицкой, или, иначе, русальной, зеленой, клечальной. С. в Новгородской губ. называется "русалка", "русалчин, или мавский Велик день", что указывает на связь С. с представлениями о русалках. В Азове С. называется Рипей. По представлениям некоторых народов (напр. греков), души умерших возвращаются на землю в промежуток времени между Пасхой и Пятидесятницей; поэтому С. — или русалии (см.) соединялся у русского народа с поминовением усопших. В С. производилось поминовение и погребение умерших в убогих домах, скудельницах и жальниках. Во вторник перед С. в Великороссии совершаются задушницы: на могилах поминают покойников, оставляя разбитые яйца; говорят, что в этот день покойники бродят по могилам и дерутся с русалками. В субботу после С. (клечальная суббота) совершается поминовение умерших (в России, в Болгарии). Самый С. праздновался народом в рощах, лесах, на берегах реки прудов; к этому дню красились яйца в желтую краску, готовились караваи и т. д. На рассвете по дворам, улицам и домам расставлялись березки; после поминовения умерших молодежь отправлялась в рощи завивать венки из берез; там пели, плясали и играли хороводы; после игр "всей гурьбой" заламывали березку (так назыв. семицкое дерево), обвешивали ее лентами и лоскутками и с песнями возвращались домой. Семицкие венки в некоторых местах сохранялись до Троицына дня; в других гадали, бросая венки в воду и наблюдая, потонут ли они или поплывут, остановятся ли на месте, чей венок впереди плывет и т. д. В некоторых местах на семицкой неделе крестьянки отправляли старый обычай кумовства над кукушками: над кукушкой или над травой, называемой кукушкины слезы, с известными обрядами, обменом крестов и т. д., произносилось обещание вечной дружбы. — В Сибири и некоторых местах Великой России С. называется "тюльпа", "тюлька", что значит глупый, болван, чурбан: в этом, вероятно, отражается указание на обрядовое, семицкое дерево; это может быть также и отклик языческого идола. Славянско-русский С. отвечает литовскому Sekmines (древнее слово, соответствующее современному литовскому Septinas — седьмой, старое Sekmas), но у литовцев это означает праздник пятидесятницы.

Ср. Снегирев, "Pyccкие простонародные праздники"; Сахаров, "Сказания русского народа".

Семикарбазид

Статья большая, находится на отдельной странице.

Семилетки

(этногр.) — дети-богатыри в русских и малор. сказках, обыкновенно близнецы; играют мельничными камнями, живут на далеком острове, разъезжают на могучем крылатом коне. Афанасьев, в "Поэтич. воззр. слав. на прир." (см.), усматривает в С. мифических. карликов, обитающих в облачных пещерах, и семь зимних месяцев, пребывающих в покое. Г. Савич в "Kиев. Стар." (1889, III, 734) высказывает мнение, что С. — западно-европейские эльфы. Сказки о С. — в "Киев. Стар.", 1889, III, V.

Н. С—в.

Семилетняя война 1756 — 63 гг.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Семилетняя северная война

— см. Северная семилетняя война.

Семиназа

(хим.) — см. Энзимы.

Семинария

(лат. seminarium — рассадник) — образовательное учреждение для подготовки духовных лиц и учителей преимущественно народных школ. Название С. появляется впервые со времени триентского собора (1545—63) и было официальным наименованием учебных заведений, имевших целью подготовку духовных лиц. Позже в Германии и Франции была сознана потребность в учреждении особых С. для подготовки будущих учителей, преимущественно для народных школ. Еще герцог саксен-готский Эрнест Благочестивый (ум. в 1675 г.) предполагал открыть такую С. Мысль об учреждении С. для учительниц защищал Фенелон в своем сочинении о воспитании девиц (1687). В 1684 г. была открыта. в Реймсе "S éminaire des maîtres d'é cole"" Мысль герцога Эрнеста была осуществлена в Германии Авг. Герм. Франке в Галле: учрежденная им Seminarium praeceptorum (1695 г.) выпустила много учителей для средних и низших школ. В 1732 г. была открыта С. близ Штетина, в 1735 г. — близ Магдебурга, в 1784 г. — в Берлине и т. д. Мало-помалу эти учреждения, часто носившие название нормальных школ, распространились в большом числе по Германии, Австрии и Швейцарии, пользуясь покровительством как католических, так и протестантских духовных лиц, и так назыв. филантропистов (Базедов и др.). Вновь обратили на себя особое внимание С. в Германии, начиная с 1807 г., вследствие возбуждения, охватившего Германию после разгрома 1806 г., и под влиянием идей Песталоцци. Только в последние десятилетия забота о систематическом подготовлении сведущих учителей для народных школ была признана в Западной Европе непременной обязанностью государства; из 200 правительственных С. в Германии 40% были открыты после 1872 г.; из 36 правительственных и частных женских С. в Пруссии лишь одна существует долее 50 лет. В других государствах С. распространились по примеру Германии. И во Франции, где во время революции делу образования народных учителей оказывалось большое внимание, стали особенно заботиться об Ecoles normales (как там называются С.) лишь в XIX в., под влиянием Германии. Устройство С. весьма различно. В некоторых из них воспитанники — интерны, в других — экстерны. Продолжительность учения также различна: в Пруссии, например, она равняется 3 годам, которым предшествуют 2 — 3 года занятий в приготовительной школе, а в Саксонии она доходит до 6 лет. В Саксонии во всех С. введено обязательное изучение латинского языка; в Пруссии изучение одного иностранного языка предоставлено на выбор учащихся. В большинстве немецких С. введено изучение музыки, особенно игры на органе, так как в Германии учителя обыкновенно занимают и должность органистов. Во всех С. Германии обучают гимнастике и рисованию, весьма часто также и сельскому хозяйству, садоводству и разведению плодовых деревьев. При всех благоустроенных С. имеются школы, в которых семинаристы старших классов упражняются в преподавании, под руководством. своих учителей. Многие С. находятся в. тесной связи с учреждениями для глухонемых, где семинаристы упражняются в занятиях с глухонемыми. Во Франции нормальные школы в настоящее время урегулированы декретом 29 июля 1881 г. Кроме этих школ, во Франции, а также в Италии и Венгрии существуют особые С. для подготовления учителей и учительниц высших народных училищ и средних учебныхт заведений. В Германии в настоящее время существуют при университетах или находятся с ними в тесной связи многочисленные практические институты, носящие название С. исторических, статистических, экзегетических, катехизических, гомилетических, литургических, филологических, археологических, педагогических. Эти С. служат дополнением к чисто научным лекциям профессоров университетов. Среди них наибольшее значение имеют педагогические С., имеющие целью практическое подготовление учителей для средних учебных заведений; при таких С. часто имеются школы для упражнения будущих учителей. Первообразом таких С. является seminarium praeceptorum (см. выше); в XVIII в. появился в Германии ряд педагогических С.: в Геттингене (в 1737 г.), в Галле (при Университете, 1776 г.), в Берлине (при Гимназии, 1788 г.). Особенно рекомендовал учреждение педагогических С. при университетах Гербарт, хотя с практической точки зрения является более удобным соединение их со средним учебным заведением и, по возможности, с С. для народных учителей. Циркуляром 1890 г. прусский министр народн. просвещения ф. Гослер предписал, чтобы все кандидаты в учителя, до допущения к пробным занятиям, пробыли год в С.; вследствие этого циркуляра, открыт ряд новых С. при средних учебных заведениях. О духовных С. в Poccuи см. Духовно-учебные заведения (см.); о русских С. за границей для приготовления учителей древних языков и преподавателей гражданского права см. Россия (см.). См. еще Учительские семинарии.

Семинастое

(Семенонастовка, Келеновское) — мст. Елизаветградского у., Херсонской губ., при р. С. и Любчике. Жит.400. У жителей xopoшие сады.

Семинолы

(Seminolen, беглецы) — сезероамериканское индейское племя, южная отрасль народа Крик, апалахского племени; жили раньше в Джорджии, в 1750 г. переселились во Флориду и в так называемой семинольской войне (1835—42) вели кровопролитную борьбу с войсками Соединенных Штатов. Когда сопротивление С. было подавлено, они поселены были большей частью в территории индейцев, где они, числом ок. 3000 ч., живут близ Канадской реки и достигли довольно высокой степени цивилизации, между тем как оставшиеся во Флориде (в 1888 г. 208 душ) ведут бродячий образ жизни.

Семинские Горы

— Томской губ., Бийского окр., тянутся с Ю на С от сев.-вост. стороны Коргонских гор по течению р. Семи (длина реки 95 вер.), отделяя долину от параллельной почти долины р. Песчаной. Горы эти в верховьях Семи имеют высоту 2700 — 8000 фут., далее к р. Чегре понижаются до 2100 фут. Они состоят из глинистого сланца, гранита и диорита. Небольшие притоки р. Семи и Песчаной, стекающие со склонов этих гор, содержат золотосодержащие россыпи с небогатым содержанием металла. С. горы покрыты хвойным, отчасти лиственным лесом. Длина горного хребта около 90 вер.

Н. Л.

Семиография

— наука о знаках в музыке. В ее состав входят изложение линейной системы, ключей, нот, пауз, лиг, точек, сокращений письма, музыкальная ореография и лр. (см. Знак).

Семиостровский рейд и становища

— С. рейд расположен между Семью о-вами (см.) и Кольским п-овом; длина его 10 в., при шир. 1,5 — 3,5 в. Собственно более или менее удобный для стоянки судов рейд находится между Харловым о-вом и устьем реки того же имени, в 2 вер. дл. и 1,5 шир., с глубиной от 5 до 8 саж. Рейд этот небезопасен как по грунту своему, так и по течению, но зато вход и выход здесь удобны при всяком ветре. Около него два рыболовных становища, Плеханово и Семиостровское; последнее расположено при устье р. Лавы и ценится промышленниками за то, что характер его берегов и дна допускают появление трески гораздо ближе к берегу, чем в других пунктах Мурмана. Сюда нередко собирается от 150 до 200 промышленников. За последние годы ловилось здесь трески 12000 пуд., пикшуя 3000 пуд., добывалось воюки 1800 пуд.

Н. Л.

Семиотика

— см. Симптом.

Семипалатинск

Статья большая, находится на отдельной странице.

Семипалатинская область

Статья большая, находится на отдельной странице.

Семипалатинская область (дополнение к статье)

(см.). — По переписи 1897 г. в С. обл. было 684590 жителей (364988 мжч. и 319602 жнщ.); распределение их по уездам см. "Россия" (см.). Городского населения 54488; в Семипалатинске 26246 жит., все остальные города незначительны. Главная масса населения говорит на киргиз-кайсацком языке (604564), по-русски 68433, по-татарски 9940. Исключая русских (православных), все население области исповедует магометанство. По данным центр. статистич. ком. в 1905 г. в С. обл. было 728000 жителей.

Семипалатинские Областные Ведомости

— выходят еженедельно с 1871 г. в Семипалатинске по программе Губернских Ведомостей.

Семипелагианство

в двадцатых годах V стол. в южной Галлии, в Марселе, в монастыре Иоанна Kaccиана образовалось особое богословское учение о благодати и свободе, отличное и от августиновского, и от пелагианского. Наиболее крупным представителем этого направления был сам Иоанн Кассиан (см.), он же Кассиан Римлянин. Ученик Иоанна Златоуста, Кассиан в своих воззрениях на благодать и свободу следовал восточным богословам. Для него учение Августина, с отрицанием участия человека в деле собственного спасения и с безусловным предопределением, казалось слишком мрачным и безотрадным. Как человек, посвятивший себя аскетической жизни, он считал себя вправе думать, что совершаемые им по собственной воле подвиги самоотречения будут иметь цену перед Богом; поэтому он учил, что человек и после падения способен делать добро. Первородный грех повредил природу человека, но не настолько, чтобы он совсем не мог желать добра и делать добро. В то же время Кассиан не допускал, чтобы человек мог спастись без благодати. Он утверждал, что благодать сообщается человеку в том случае, если он сам делает себя достойным ее; тогда она совместно с ним самим устраивает его спасение. Благодать дается для всех, но принимают ее не все, почему не все и спасаются. Божественное предопределение одних ко спасению, других — к погибели основывается не на безусловной воле Божией, а на Божественном предведении того, примут ли люди благодать или не примут. В сущности, учение Иоанна Кассиан может быть признано православным; оно только отводило излишне первенствующую роль нравственной свободе (см. Предопределение). С точки зрения августиновой системы оно представлялось, однако, еретическим. Августин, боровшийся с этим учением в последние годы своей жизни, прозвал последователей Кассиана массилийцами, или массилианами (см.), и уже схоластики дали им название полупелагиан — название совершенно неточное, так как богословы этого направления примыкали не к Пелагию, а к учителям церкви, предшествовавшим Августину. Опровержения Августина, как и более резкие нападки Проспера Аквитанского (см.), не имели успеха в Галлии, где выдающимися защитниками учения Кассиана явились Викентий Лиринский (см.), Фауст из Рие (автор анонимного соч. "Praedestinatus") и Геннадий. Первый из них, в соч. "Commonitorium pro catholicae fidei antiquitate et universitato adversus profanas omnium haereticorum novitates" (лучшее изд. — J ü licher, Фрейбург 1895) восстал против новшеств, введенных Августином в священное предание; но, из уважения к Августину, последователи Кассиана называли эти новшества не ересью, а предестианизмом. Учение Кассиана признано было правильным в 475 г. на соборе в Арле, одобрившем трактат Фауста "De gratia Dei et hnmanae mentis libero arbitrio". В двадцатых годах VI стол. африканские епископы выступили на защиту учения Августина, и один из них, Фульгенций, написал с этою целью трактат "De veritate praedistinationis et gratia Dei". Ha соборе в Оронте, в 529 г., учение Августина было утверждено. Одновременно с этим и в Галлии на нескольких поместных соборах осуждено было С. Фактически, но не теоретически С. придерживается католическая церковь, вынужденная применять его в своем учении о делах, особенно о делах сверхдолжных. Отражением С. является и инфралапсаризм, преобладающий в реформатской церкви (см.).

Семиплацента

— плацента с неполным срастанием материнской и зародышевой части. Понятие это почти совпадает с понятием "неотпадающей плаценты", но не совсем, так как известны случаи (напр. у крота) настоящей, с тесным срастанием плаценты (placenta vera), но без отпадения маточной стенки при родах, ибо плацента при этом всасывается на месте в матке.

Семиполки

местечко Остерского уезда Черниговской губернии, в 25 верстах от уездного города, на Киево-Остерском шоссе; поселение дотатарских времен; есть остатки высокого круглого вала и глубокого рва, а также водоема, устроенного, по преданию, татарами, долго осаждавшими этот город. Жителей 2733. Ярмарок 6; земская школа, сельская библиотека-читальня.

Семирадский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Семирамида

по сказаниям Ктесия (у Диодора П., см.), дочь богини Деркето (см.), вскормленная и воспитанная голубями, сделавшаяся женой правителя Сирии Онна, отбитая у последнего ассирийским царем Нином и после смерти Нина севшая на ниневийский престол. Древние авторы приписывают ей основание Вавилона, возводят в ней не только все ассиро-вавилонские памятники, но и персидские, и даже пирамиды, не говоря уже о висячих садах и путях сообщения через горные страны. Ей же приписываются походы и завоевания до самой Индии и оазиса Амона. Рассказывали, что она улетала в виде голубя, когда ее сын Ниний стал покушаться на ее жизнь. По другим, она была им убита. Много говорили о ее любовных делах. Во всем этом нельзя не видеть сочетания неверно понятых мифов Истар (см.) с воспоминаниями об ассирийском периоде, олицетворенном в С. Последнее объясняется, может быть, тем, что Ктесий писал по мидийским источникам. Мидяне познакомились с ассиро-вавилонской культурой в царствование Рамман-Нирари III (см.), женатого на вавилонской царевне Саммурамати, и, вероятно, соединили с именем царицы, занимавшей исключительное в истории Ассирии положение, представление о поразившей их, тогда еще находившихся в примитивном состоянии, цивилизации и государственности.

Б. Т.

Семиреченская область

Статья большая, находится на отдельной странице.

Семиреченская область (дополнение к статье)

(см.). — По переписи 1897 в обл. было 987863 жит. (529215 мжч. и 458648 жнщ.), из них в городах 62974; более крупные города — Верный (22744) и Джаркент (16094). Распределение числа жителей по уездам см. "Россия". Главную массу населения составляют киргизы — 794815; затем идут русские — 95465 (малороссов 18611), таранчины — 55999 (в уу. Верненском и Джаркентском), сарты — 14895 (в Верненском, Пишпекском, Пржевальском и отчасти Джаркентском уу.), китайцы — 14130, татары — 8353. За исключением русских (православных), все население С. обл. исповедует магометанство. По данным центр. стат. ком. в 1905 г. в С. обл. 1070600 жителей.

Семиреченские Областные Ведомости

— выходят в Верном с 1884 г., еженедельно, по программе губернских ведомостей; преобразованы из публикаций по Семирченской области, основанных в 1870 г.

Семиров

(Александр) — самозванец. Будучи рядовым гренадерского полка и проживая в Малороссии, принял имя царевича Алексея Петровича, но вскоре был схвачен и казнен (1725).

Ср. "Чтения Московского Общ. Истории и Древностей" (1860, № 1, стр. 141 — 146).

Семисол

— хребет, составляющий самую западную оконечность Главного Кавказского хребта. С. доходит почти до самого берега моря вблизи местечка Анапа. Средняя высота С. около 1000 фут.; оба склона его покрыты лесами и кустарниками.

Семитические языки

см. Семитские языки.

Семитские языки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Семиты

в антропологическом отношении — см. Средиземные расы.

Семкович Александр

(Semkowicz) — польский историк, прив.-доц. всеобщей истории в Львовском унив. Род. в 1850 г. Из работ С. более известны: "Krytyczny rozbi ór dziewi ą tej ksi ę gi dziejów polskich Jana D ł ugosza do roku 1383" (1887), "O testamencie Boles ł awa Krzywoustego" (1881), "Zbrodnia g ą sowska" (1886).

Семлер

или Землер (Христоф Semmler, 1669—1740) — германский астроном и педагог; был пастором в Галле. В сочинении "N ützliche Vorschlä ge von Aufrichtung einer mathematischen Handwerkerschule bey der Stadt Halle" (1705) выступил с первым проектом учреждения реальной школы, которая и была им открыта в 1708 г. (см. Реальные училища). Занятия С. астрономией выразились в устройстве им различных астрономических инструментов и в составлении соч. "Coniglobium. Globus astronomicus. Methodus triplex inveniendae longitudinis maritimae 1) per acus magneticas verticales, 2) per singularem aestimationem viae m a ritimae, 3) per horologia solaria et automata" (Галле, 1723). Им были изготовлены многие астрономические инструменты и некоторые физические. Берлинская академия наук избрала С. в 1731 г. в корреспонденты.

В. В. Бобынин.

Семлик

(Скалевое) — с. Елизаветградского у. Херсонской, губ., при р. Синюхе и Высе. Жит. свыше 3000; школа.

Семмола Мариано

(Semmola, 1831—96) — знаменитый итальянский клиницист. В 1865 г. назначен профессором фармакологии и терапии в Неаполь, в 1886 г. назначен сенатором. Ему принадлежат крупные труды в области экспериментальной терапии; главнейшие из них: "Nouvelles recherches sur les albuminuries et sur la maladie de Brig ht" (1850); "Medicina vecchia et medicina nuova" (1876); "Sur la pathologie et la thérapeutique du diabè te" (1861); кроме того, фармакогностические и клинические исследования о применении йодоформа при туберкулезе, о сифилисе сердца, о действии электрического тока при отравлении свинцом и т. п.

Семнадцатиугольник правильный

— принадлежит к числу правильных многоугольников, которые могут быть вписаны в круг геометрическими построениями, выполнимыми с помощью линейки и циркуля. В статье Деление (см.) было говорено о геометрическом делении окружности на несколько равных частей и там же говорится о теореме Гаусса, по которой деление окружности на N равных частей с помощью циркуля и линейки возможно, если N есть 2, или какая-либо степень 2-х, или простое число вида (2 n + 1), или, наконец, произведение какой-либо степени 2-х и одного или нескольких различных простых чисел вида (2 n + 1). Для деления на семнадцать частей приходится решить четыре уравнения второй степени, так что длина стороны и длины всех диагоналей выражаются в радикалах второй степени, и следовательно, построение их может быть выполнено с помощью линейки и циркуля.

Подробнее см. Gauss, "Disquisitiones arithmeticae", ("Werke" т. I); О выполнении построения см. Serret, "Conrs d'alg èbre supé rieurieure" (1879, т.II., стр.572); другое построение дал Штауд (Staudt, "Construction des regul ä ren Siebzehneckes", "Crelle Journ.", т. 24).

Д. Б.

Семноны

(Semnones) — германское племя, наиболее могущественное среди свевов, жило между средним течением Одера и Эльбы в нынешней провинции Бранденбург. С. некоторое время находились под владычеством Марбода, а в 17 г. после Р. Х. отделились от него и присоединились к союзу херусков. В священной роще Циус в стране С. происходили собрания всех свевских племен. Впоследствии С. переселились в южную Германию и приняли имя алеманов.

Семон

(Рихард Semon, род. 1859 г.), известный немецкий зоолог. Изучал естественные науки в Иене, медицину в Гейдельберге. В 1883 г. получил звание доктора зоологии Иенского унив., а в 1886 г. доктора медицины Гейдельбергского унив. В 1885 сделал экспедицию в Зап. Африку (в область Niger-Benub). С 1887 г. прив.-доцент в Иенском унив., а в 1891 г. назначен профессором. С 1891 по 189 3 г. предпринял научное путешествие в Австралию, Новую Гвинею, Зондские о-ва и Молукки, главным образом для изучения эмбриологии низших позвоночных (Ceratodus, Monotremata). С 1897 г. отказался от профессуры и живет около Мюнхена. Главнейшие работы его касаются морфологии иглокожих и эмбриологии позвоночных: "Die Entwickelung der Synapta digitata" (Иена, 1888), "Die Homologien innerhalb des Echinodermenstammes" ("Morph. Jahrbuch", Лпц., 1889), "Studien über den Bauplan des Urogenitalsystems der Wirbeltiere" (Иена, 1891), "Die дussere Entwickelung des Ceratodus Forsteri" ("Zoologische Forschungsreisen", Иена, 1893), "Die Embryonalh ü llen der Monotremen u. Marsupialier. Die Entwickelung der Echidna aculeata" (т. же, 1894), "Im australischen Busch und an den K üst en des Korallenmeeres" (Лпц., 1890), "Die Entwickelung der paarigen Flossen d. Ceratodus forsteri" ("Zoologische Forschungsreisen", 1898), "Die Entwickelung des Zahnsystems des Ceratodus forsteri" (т. же, 1899).

B. M. Ш.

Семоны

— у древних римлян одно из названий ларов, или гениев, покровителей и защитников местности или народа. На сопоставление С. с ларами указывает песнь арвальских братьев, в которой ларам первой половины соответствуют С. второй. Об этимологии слова С. и о сущности самого понятия существует несколько воззрений. У сабинян был особый бог Семон Санк (см.).

Семпер

— см. Земпер.

Семпилиус

(Гуго) или Семпле — шотландский математик (1594—1654). Принадлежал к ордену иезуитов. В 1635 г. было напечатано в Антверпене его сочинение: "De disciplinis math è maticis libri XII" (в лист). Прибавление к нему есть подробный указатель математиков, расположенный по отдельным математическим наукам в алфавитном порядке. По переселении в Мадрид издал: "Experientia mathematica de compo sitione et divisione numerorum, linearum, quadraturam etc." (1642).

О С. см. "Biblioth èque des écrivains de la Compagnie de Jésus", par Auguste et Abois de Backer (1853—1861).

В. В. Бобынин.

Семполовcкий

(Антон Людвигович) — р. в 1847 г., известный деятель в области научного сельского хозяйства в Привислянском крае, специалист по сельскохозяйственному семеноведению. Слушал лекции по научному и прикладному естествознанию в Галльском и Лейпцигском унив. В 1874 г., будучи доктором философии, занял место преподавателя и заведующего опытным полем Высшей сельскохозяйственной школы в Жабикове (около Познани). Одна из главных заслуг С. — устройство нескольких контрольных сельскохозяйственных семенных станций. Первая из них организована была в Жабикове, вторая, временная — во Львове, и третья в Варшаве, при местном Музее промышленности и сельск. хозяйства. Последней станцией С. управлял в течение 12 лет, до 1892 г., когда был приглашен на должность заведующего опытным полем в Собешино (около Ивангорода), в имении графа Кицкого. Успешная деятельность С. на избранном им поприще неоднократно была премирована почетными дипломами. Литературные труды С.: "Ueber den Bau der Schale landwirtschaftlichen wichtiger Samen" (докторская диссертация, помещенная в сокращен. виде в "Landwirt. Jahrb ücher", 1874), "Ogò lna uprawa voli" (Варшава, 1884), "Grospodarstwo łą kowe" (1889). В "Encyklopedia Rorlnicza", издаваемой в Варшаве: "Choroby roaslni gospodarskich chirasty", "Hodowla; un lachctniami r ó slin gospodarskich", "Zgki i ich uprawa". Кроме того, ежегодные отчеты о деятельности варшавской семенной, а с 1892 г. собещанской опытной станций и многочисленные статьи по сельскому хозяйству в различных специальных изданниях, на русском, польском и немецком языках.

Семпроний

— древнеримский род, распадавшийся на несколько фамилий, из которых к числу патрициев принадлежали Атратины. Из отдельных представителей рода наиболее нзвестны: 1) Люций С. Атратин, начальник флота триумвира Антония, консул 34 г. до Р. Х., затем сторонник Октавиана и проконсул Африки. Окончил жизнь самоубийством, оставив своим наследником Августа. Был выдающимся оратором. 2) Публий С. Соф, консул 304 г. до Р. Х., завоевавший, совместно с коллегой по консульству Публием Сульпицием Саверрионом, в течение 50 дней 41 город в области эквов и принудивший к заключению мира Марруцинов, Марсов, Пелигнов и Френтанов, В 300 г., по принятии предложенного им Lex Ogulnia, он был избран в понтифики; в 299 г. вместе с Саверрионом был цензором, причем учредил две новые трибы. 3) Публий С. Тудитан Соф был военным трибуном в битве при Каннах (216 г. до Р. Х.); позже с 600 солдат счастливо пробился из одного римского лагеря в другой лагерь. В 209 г. был цензором; настоял на провозглашении Квинта Фабия Максима первым сенатором (princeps senatus) и наложил nota censona на нескольких ceнаторов и всадников, которые недостойно вели себя во время и после битвы при Каннах. В 205 г. С., в качестве проконсула, был отправлен в Грецию и заключил мир с Филиппом; в 204 г. победил, вместе с Крассом, Ганнибала близ Кротона. 4) Гай С. Тудитан, консул 129 г., получил триумф за победу над иллирийским племенем япидов. Он был выдающимся оратором и автором исторического труда "Соmmentarii". 5) Тиберий С. Гракх, консул 238 г., победитель лигурийцев и завоеватель Сардинии. 6) Тиберий С. Гракх, консул 215 г.; одержал блестящую победу над кампанцами, отбил карфагенян от Кум и победил Ганнибала при Люцерии в Апулии. В 214 г., в качестве проконсула, разбил, с помощью войска, состоявшего главным образом из рабов, Ганнона при Беневенте. Во второе консульство (213) он вел войну с карфагенянами в Лукании и взял несколько городов. В следующем году С. погиб, вследствие вероломства луканца Флавия, который предал его в руки Мелона. Тело С. было послано Ганнибалу, который устроил в своем лагере почетные похороны и прах полководца возвратил римлянам. 7) Тиберий С. Гракх, отец известных братьев Гракхов; сопровождал в 190 г. Люция и Публия Сципионов в походе против Антиоха. Будучи народным трибуном (187 г.) он, несмотря на личную вражду, существовавшую между ним и Сципионами, защищал их против обвинения Петиллиев. Сципион Африканский выдал за него позже свою дочь Корнелию (впоследствии знаменитая мать Гракхов). В 182 г., будучи эдилом, С. устроил столь роскошные игры народу, что сенат издал распоряжение об ограничении подобной расточительности на будущее время. В 180 г. удачно воевал с кельтиберами в Испании. В 177 г. он, в качестве консула, получил в управление Сардинию. В 165 г. он был отправлен во главе посольства ко дворам царей Антиоха Эпифана, Евмена и Ариарата. 7) Тиберий и Гай С. Гракхи — см. Гракхи. 8) Семпрония, сестра Гракхов, была замужем за Сципионом Эмилианом, но брак был несчастлив как вследствие уродливой наружности С., так и ее бесплодия. Ее обвиняли в смерти мужа, которого она будто бы убила по наущению своей матери, Корнелии. 9) Тиберий С. Лонг, консул 218 г., вместе с Публием Корнелием Сципионом, получил в управление Африку, но вскоре отплыл в Сицилию, от куда предпринял удачный поход на Мальту. После поражения Сципиона при Тицине он был отозван в Верхнюю Италию, где потерпел от Ганнибала серьезное поражение близ Треббии. В 215 г. он одержал победу над Ганноном при Грументе. Умер в 210 г. Из других фамилий рода С. были известны Блезы, Пиционы, Рутилы, Муски, Аселлионы, Руфы.

Н. О.

Семь

— простое число, которое уже в астрологии и астрономии египтян играло большую роль (7 планет на небе, 7 дней недели, 7 лет — цикл). У евреев период субботнего года состоял из 7 лет, юбилейного из 49 (7 × 7); пасха, куща и другие праздники продолжались 7 дней. Во многих местах Библии С. встрчается в качестве числа зла (7 дьяволов). Фараону приснились 7 коров жирных и 7 тощих; свет сотворен был вместе со днем отдыха в 7 дней. У греков число 7 посвящено было Аполлону: на седьмой день до новолуния приносилась ему жертва. Римско-католическая церковь делит день на 7 канонических часов и установила особый праздник в память 7 болестей и 7 радостей Марии. В Апокалипсе упоминаются 7 церквей, 7 подсвечников и т. д. Среди предрассудков средних веков и новейших времен 7 играло большую роль. В одной карточной игре XV столетия семерка-дьявол (злая семерка) била все остальные карты. У многих народов седьмой сын в семье (sept é naire y французов) считается будущим чудотворцем; во Франции и Англии ему приписывают, подобно королю, способность исцелять зоб одним прикосновением своим. У славян распространены предания о 7 племенах и 7 родоначальниках (между прочим, 5 братьев и 2 сестры).

Семь братьев

— скалы на реке Иртыш, между рекой Бухтармой и Усть-Каменогорском; состоят из глинистого сланца, опасны для судоходства.

Семь мудрецов

(οί έπτα σοφοί) — мудрецы древней Греции, жившие в VII и VI вв. до Р. Х. и излагавшие свои мысли в кратких образных изречениях, или гномах. У различных авторов имеются различные указания как на имена и число древнегреч. мудрецов, так и на приписываемые каждому из них изречения. По словам Цицерона, это были истинные благодетели окружающей их среды, отличавшиеся не только выдающейся нравственной силой и глубокой житейской опытностью, но и проницательностью ума и ясностью мыслей. На первый план выдвигается то политическая их деятельность, то поэтическая. Питтак из Митилены в Лесбосе, Солон Афинский, Клеовул из Линда на остр. Родосе и Периандр коринфский были законодателями и военачальниками или предводителями и повелителями своих родных городов; Хейлон, эфор в Спарте, был известен столько же своей политической дальнозоркостью, сколько и свойственным ему слособом выражаться, получившим от него название Хейлоновского; Фалес Милетский и Биас из Приены в Карии выступали советниками царей и народов. Некоторые исключают из этого списка Периандра Коринфского и называют вместо него другого мудреца того же имени, или Мисона. Отличительные черты С. мудрецов тесно связаны с характером дорического племени. Платон называет их последователями, любителями и учениками лакедемонской дисциплины и находит сходство между гномической и лаконской речью; четыре из них были несомненно дорического происхождения, пятый — спартанец.

Ср. Bohren, "De septem sapientibus" (Бонн, 1867); Hiller, в "Rheinischen Museum", т. 33 (1878); Brunco, "De dictis VII sapientium" (в "Асtа seminarii рhilоl.", Эрланг., 1883).

Семь мудрецов, повесть

— странствующая повесть, носящая в русских рукописях заглавие "Повесть о С. мудрецах" и "Сказание" или "Гистория о С. мудрецах". Происхождение ее индийское; она распространена была во всей Европе благодаря переводу ее на греческий и еврейский языки; с последнего был сделан латинский перевод (Historia septem sap i entium), подвергшийся затем разнообразным изменениям в различных редакциях. В России повесть появилась как перевод с польского, быть может, уже в XVI в., и во всяком случае в начале XVII в. Списков ее дошло довольно много, что свидетельствует о большой ее популярности. Перевод переполнен полонизмами, хотя с течением времени они сглаживаются. "С. мудрецов" не представляют по своему содержанию одного целого; это ряд поучительных рассказов, связь между которыми чисто внешняя. Содержание повести следующее. Один король поручает воспитание своего сына С. мудрецам. Воспитание идет успешно. Вторая жена короля, мачеха королевича, возбуждает гнев отца против его наследника, желая предоставить престол своим детям. Королевич теряет на семь дней дар слова и, будучи нем, не может оправдаться перед отцом. Король приказывает казнить сына, убежденный апологом жены, что следует избавиться от дурного дерева, чтобы оно но повредило хороших. С. мудрецов являются защитниками оклеветанного королевича. Каждый из них произносит перед королем поучительную повесть; королева противопоставляет им новые апологи; казнь отсрочивается в течение семи дней. Наконец, королевичу возвращается дар слова, и он легко оправдывается. Таким образом, в повести заключается семь апологов королевы, семь повестей мудрецов (напр., о вреде поспешности и доверия к женщинам) и оправдательная речь царевича. Большинство рассказов принадлежат восточной фантазии; в новой литературной обстановке они подверглись некоторым изменениям и были пополнены новыми повествованиями. Славянский текст "С. мудрецов" издан общ. любителей древней письменности (СПб., 1878).

См. M. Murko: "Die Geschichte von den Sieben Weisen bei den Slaven" (Вена, 1890).

А. Л—ко.

Семь озер

— урочище близ Вершино-Чикойских источников, в Восточной Сибири, в Забайкальской области, в Верхнеудинском округе. Вода урочища, по анализу Львова, содержит в 1 литре 0,233 г плотных веществ; сернистые воды не устроены.

Семь островов

— так называется группа островов в Северном Ледовитом океане, при северном береге Кольского полуострова Архангельской губернии, против устья р. Харловой. Собственно эта группа состоит из пяти островов: Харлова, Большого и Малого Зеленецких, Вишняка и Кувшина, а два Лицких острова лежат отдельно, в 8 верстах к юго-востоку. Острова первой группы каменисты, крутобереги, безлесны и пустынны. Самые значительные из островов — Харлов и Вишняк, длина каждого из них — 3 1/2 версты, при ширине от 3/4 до 1 версты. От материка острова удалены на 1,5 — 3 версты.

Н. Л.

Семь чудес света

— так назывались в древности С. произведения зодчества и ваяния, превосходившие все другие своею колоссальностью и роскошью, а именно: 1) пирамиды египетских фараонов (см. соотв. статью), 2) висячие сады вавилонской царицы Семирамиды (см. Халдейское искусство), 3) ефесский храм Артемиды (см. соотв. статью), 4) хризэлефантинная статуя Олимпийского Зевса (см. Фидий), 5) надгробный памятник царя Мавзола в Галикарнасе (см. соотв. статью), 6) колосс родосский (см.) и 7) маячная башня, воздвигнутая в Александрии при Птолемее Филадельфе (в конце III в. до Р. Х.) и имевшая около 180 м вышины.

Семьдесят толковников

— см. Библейские переводы.

Семья

Статья большая, находится на отдельной странице.

Семья и школа

— ежемесячный иллюстрированный педагогический журнал. Основан в С.-Петербурге в 1871 г. Ю. Симашко и выходил под его редакцией до 1878 г. Задача редактора была дать детям разнообразные занятия: "не хочется читать — рисуйте, надоело рисовать — возьмите опыты, игры". При журнале выходило особое приложение для самых маленьких детей. С половины 1874 г. соиздателем был А. М. Котомин, а с 1876 г. издание перешло в собственность К. Д. Краевича, который с половины 1878 г. принял на себя и редактирование журнала. В 1882 г. его заменил К. Н. Модзалевский. Журнал прекратился в 1888 г. При журнале выходила в 1878 — 1885 гг. еженедельная "Педагогическая хроника", выделившаяся из особого отдела "Семьи и школы" и затем снова вошедшая в его состав. Журналу этому принадлежало одно из первенствующих мест в русской педагогической журналистике.

Н. Л.

Семьянин

— ежемесячник литературы, науки, общественной и семейной жизни, с иллюстрациями. Выходил в С.-Петербурге в 1894 — 98 г. Изд. Краузе, потом А. М. Вольф, ред. В. Н. Голицын.

Семя у растений

Статья большая, находится на отдельной странице.

Семя цитварное

(Semen cinae, Semen santonici или Semen contra, также Flores cinae levanticae) — молодые, не расцветшие еще головки некоторых видов полыни, растущих в Азии (Киргизских степях, в Туркестане), а также в Африке; таковы Artemisia Lercheana Stechm., Art. pauciflora Stechm. [= A. monogyna W. K.], Art. Cina Berg. и др. Artemisia Cina — полукустарник, дико растущий в Туркестане, развивающий толстое извилистое корневище и деревянистые снизу стебли до полуметра высотою. Стебель, начиная с середины, обильно ветвится, образуя пучок мелких веточек, несущих головки, собранные колосками. Листья мелкие, сероватые, из них нижние двоякоперисторассеченные, средние тройчатые, а верхние — простые, линейные. Головки мелкие, продолговатые, с покрывалом из 12 тупых черепитчатых сероватых или буроватых листочков, с 3—6 цветками. Artemisia Lercheana, pauciflora и др. принимаются некоторыми авторами за разновидности Artemisia maritima L., довольно обыкновенной полыни, растущей по солончакам и по берегам морей. Это также полукустарник до 60 стм высотою, с приподнимающимися, прижато-беловойлочными или серовато-пушистыми стеблями; двояко- или троякоперисторассеченные листья с линейными, тупыми расходящимися дольками. Продолговатые мелкие головки собраны в метельчатые соцветия; цветков в головке до 8, и все они плодущие, цветоложе голое, наружные листки покрывала травянистые, внутренние пленчатые. От типической формы перечисленные разновидности отличаются следующими признаками: у Artemisia monogyna W. К. (куда причисляются и Art. раuсiflоrа Stechm. и Art. Stechmanniana Bess. и др.) колоски менее густые, а покрывало в головках голое или немного пушистое; растение слегка серовато-шершистое; у Artemisia Lercheana Stechm., соцветие кистеобразное или с немногими кистеобразными прямостоячими ветвями, покрывало в головках почти голое или слабошершистое; само растение беловато-шершистое.

С. Р.

Семя, в физиологии

(см. Сперма). — Болезни его (мед.). Семенная жидкость, выделяемая во время физиологического акта, может не содержать семенных нитей: состояние это (aspermatismus, asospermia) бывает или в случае перерождения ткани яичек, когда семенные нити вовсе и не образуются, или когда секрет яичек не имеет доступа в выводные протоки яичек или выносящие сосуды. Последнее состояние бывает как последствие гонореи (см.), реже травмы, если они повлекли за собой воспаление, прижатие и заращение придатков яичка или выносящих протоков при двустороннем поражении, что бывает редко. В мочеиспускательном канале или в выбрасывающих протоках могут существовать механические препятствия в проходимости. Если это препятствие в выводящих протоках, то получается asospermia. Препятствия в мочеиспускательном протоке открываются бужами. Иногда причина болезни — фимоз (см.). Если предстательная железа распухает или ткань ее сморщивается, выбрасывающие протоки становятся непроходимыми или принимают неправильное положение, то С. выбрасывается в мочевой пузырь или в мочеиспускательный канал и моча тогда через некоторое время содержит большое количество С. Ранения случайные в области промежности и даже оперативные пособия (боковое камнесечение) могут нарушить целость выбрасывающих протоков и тогда может произойти заращение их. Лечение — иногда хирургическое: зондирование и устранение препятствий и психическое влияние (внушение в связи с общим укрепляющим лечением). Неправильное истечение С. — сперматорея (см.). Местные заболевания в форме фимоза, камней в мешке крайней плоти, гонореи, болезней предстательной железы и семенных пузырьков, пузырных камней, глист, трещин заднего прохода, геморроя и т. п. иногда непосредственно вызывают излияние С. Болезни головного и спинного мозга также иногда вызывают сперматорею. Иногда играет роль наследственное предрасположение. При лечении необходимо иметь в виду причину и устранить ее. Надо поднять питание, заботиться о правильном отправлении кишечника. Вечером такие больные не должны много есть и во всяком случае избегать горячительных напитков и возбуждающего чтения, лежать на боку. Показаны морские купания, лечение холодной водой, души, обтирания. Внутрь препараты брома, камфары, лупулина, стрихнина при соответственных показаниях. Электризация. От сперматореи надо отличать простаторею — непроизвольное истечение секрета предстательной железы при раздражениях ее.

А.

Семядоля

— см. Семя.

Семяеды

(Apion) — род жуков из семейства Curculionidae (долгоносиков, см.), принадлежащий к подсемейству прямоусых (Orthoceri). Семяеды называются также грушовками по форме тела, напоминающей в общих чертах грушу. Характерные признаки этого рода: тонкий цилиндрический хоботок, удлиненный цилиндрический или кпереди суженный грудной щиток, яйцевидное брюшко, покрываемое выпуклыми овальными надкрыльями, 2-лопастной 3-й членик лапок, усики, имеющие удлиненный первый членик и на конце булаву, состоящую из трех члеников. Род С. заключает в себе более 2 3 0 европейских видов; все это очень мелкие и довольно красивые жучки, быстро и хорошо летающие на солнечном свете; они питаются цветами и молодыми листьями различных растений, но не приносят им существенного вреда. Личинки, образ жизни которых вообще еще мало изучен, живут большей частью в семенах растений (в особенности из семейства бобовых, Рарiliоnасеае), некоторые в сердцевине стеблей трав и в корнях. Αpion pomonae, черного цвета с синими надкрыльями, голова и грудной щиток усеяны точками, надкрылья с продольными полосками, составленными из точек; длина 2 ½ мм; жучок этот объедает цвет и листья различных фруктовых деревьев, но не приносит им сколько-нибудь значительного вреда.

Семяеды

Солнечный семяед (Apion apricorius) и его личинки. Естеств. величина; сбоку увеличенный жук.

Αpion apricans, черного цвета, подкрылья блестяще-черные, полосатые, передние ноги красновато-желтые, длиной 2 мм. Самки этого вида откладывают яйца в цвет красного клевера (Trifolium pratense); развивающиеся личинки грязновато-белого цвета, с красноватой головой и 6 бугорками вместо ног, выедают семена и окукливаются внутри цветочных головок клевера; они могут принести довольно значительный вред урожаю семян. Два близкие вида, С. Apion assimile и trifolii, ведут такой же образ жизни, уничтожая семена клевера. См. Ed. Perris, "Notes pour servir à l'histoire des moeurs des Apion" (в "Ann. entomolog. de France", 1863).

M. Римский-Корсаков.

Семяизвергательный канал

(ductus ejaculatorius) — конечная часть семяпровода (см.), иногда образующаяся слиянием двух или даже многих семяпроводов и служащая для выведения семени.

Семянка

(acheni um) — такой сухой плод (орешек), в котором околоплодник тонкий, хрящевато-твердый или пленчатый, а семя одно; ко времени созревания околоплодник отделяется от семени, которое и лежит тогда свободно в плоде. С. развивается как у растений с одним пестиком, об одногнездной односемянной завязи (напр. у гречишных, маревых, сложноцветных и у др.), так и у растений с многогнездною завязью (напр. у губоцветных, у которых плодики представляют С.); развивается С. и у растений со многими пестиками (у лапчатки, гравилата), даже в ложных плодах (у земляники и у др.).

С. Р.

Семяновский Александр Степанович

— земский статистик. Родился в 1854 г.; окончил курс в СПб. унив. по юридическому факультету. Состоя земским статистиком в черниговском земстве, участвовал в исследовании и описании уездов Конотопского, Козелецкого, Суражского, Мглинского и Стародубского; составил описание Городницкого у. ("Матер. для оценки зем. угодий, собран. черниг. стат. отд. при губ. зем. упр.", т. XIV, 1885); в издании Чернигов. земства "Оценка недвиж. имущ. Черниговской губ." (Черниг., 1886) написал отдел "Оценка земель". Позже заведовал стат. отд. новгородской губ. зем. управы, причем исследовал уу. Демянский и Белозерский; описание первого им и составлено ("Мат. для оценки зем. угодий Новг. губ. — Демянский у.", Новг., 1888). С 1888 г. С. состоит на службе в крест. и двор. банках. Стат. труды С. отличаются тщательностью разработки собранного материала.

Семяножка

т. е. семенной канатик (funiculus, или raphe) — см. Семяпочка.

Семяносец

— см. Семяпочка.

Семяобразующие клетки

— см. Сперматогенез.

Семяпочка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Семяпроводы

(vasa efferentia s. deferentia) — выводные протоки семенников весьма различного морфологического значения у различных животных, но всегда служащие для выведения семени (см. Размножения органы). С. человека начинается многими канальцами, выходящими из семенных канальцев и носящими название Галлеровых конусов (соni vasculosi Halleri). Затем все конусы впадают в один общий С. с чрезвычайно извилистыми стенками. Многочисленные завитки этого С. образуют плотный придаток яичка (testis), или Epididymis, и затем извилистый С. переходит в С. с гладкими стенками, который по семенному канатику (см.) идет вверх через паховой канал, приходит в брюшную полость, направляется к задней стенке мочевого пузыря и, соединившись с семенным пузырем (см.), в виде семяизвергательного канала (ductus ejaculatorius) открывается в мочеиспускательный канал с каждой стороны по бокам складки слизистой оболочки, называемой куликовой головкой (colliculus seminalis sive caput gallinaginis).

B. M. Ш.

Семятичи

— мст. Гродненской губ., Бельского у. Существует с XV в. Жит. 8740. Црк. прав. и катол. Почт. отделение.

Сен

(евр. "зуб", отсюда "острый, зубчатый камень", "скала", 1 Цар. VII, 12) — местность в пределах колена Вениаминова, недалеко от Массифы, границы филистимской. Пророк Самуил, преследовавший филистимлян от Массифы до Вефхора, поставил в память победы над врагами камень между Массифою и С. и назвал его камнем помощи — Авен-езер. Судя по значению слова С. — зуб, можно полагать, что это было горное, зубчатое возвышение, скала или обитаемая местность, лежавшая на скале.

Сен-Бернар

— см. Бернард.

Сен-Босс

(Saint-Boêss) — серно-известковый и иодисто-мышьяковистый источник во Франции, в дпт. Нижних Пиренеев. Темп. воды 13°. Благодаря бальзамическому смолистому веществу, входящему в состав ее, она единственная в Европе. Вывозится без изменения, употребляется как напиток. В литре содержится: двууглекислой извести 2,063, сернокислой извести 0,564, хлористого кальция 0,192, немного хлористого натра, нефти 0,005 — 0,009, мышьяка 0,001, признаки йода. Назначается при страданиях дыхательных путей, в особенности при зловонном насморке, фарингите, астме и катаре легких, хронических страданиях всех слизистых оболочек.

А.

Сен-Бриё

(Saint-Brieuc) — г. во французском дпт. Северных берегов (в Бретани), в 1 1/2 км от бер. Ламанша. Жит. 14 1/2 тыс. Собор XIII в. Памятник Дюгеклену. Городская библиотека (30 1/2 тыс. томов), картинная галерея, естественнонаучный и исторический музей. Искусственное разведение устриц, рыболовство, ломки камня. Прядение льна и шерсти. Производство сельскохозяйственных инструментов, грубых полушерстяных материй, кож. 5 оживленных ярмарок. Известные во всей Бретани конские скачки. Лежащая в 1 1/2 км гавань Лелегюэ доступна для судов лишь во время прилива.

Сен-Бриссон

(Франсуа-Сегье, маркиз де Saint-Brisson, 1738 —73) — франц. писатель, последователь Ж. Ж. Руссо; написал: "Ariste ou les Charmes d'honn êteté" (1764), "Réflexions sur le régime des pauvres" (1764), "Traité des droits de gerne" (1769). Сын его, Николай-Максимилиан С. (1773— 1854), филолог, написал: "De l'empl oi des conjonctions dans la langue grecque" (1814), "Sur un fragment de Longin" (1838), "La philosophie du langage d'après Aristote" (1838), "Essai sur le polythéisme" (1840).

Сен-Венан

(Barré de Saint-Venant, Adhémar Jean Claude, 1797—1886) — знаменитый инженер, прославленный многочисленными работами по теории упругости, гидродинамике и по др. отраслям математической физики. В 1813 г. поступил в политехническую школу и в 1816 г. получил назначение в Service des poudres et salp è tres, a потом перешел на службу инженеров путей сообщения. В 1848 г. назначен проф. инженерного искусства по сельскому хозяйству (g é nie rurale) в Агрономический инст. в Версале. В 1852 г. взял отставку со степенью главного инженера (Ing é nieur en chef). В 1868 г. избран в члены академии на место Понселе. С раннего возраста посвятил себя занятию высшею прикладною математикою. Многочисленные и замечательные труды его по теории упругости начинаются с 1844 г. Насколько важны и многообразны эти труды, можно судить хотя бы уже по тому, что в книге Тодгентера и Пирсона "A history of the theory of elasticity", состоящей из двух томов (т. I, 1886, т. II, 1893), краткое изложение работ С.-Венана занимает более 300 страниц. Кроме этого, он издал лекции Навье ("De la r é sistance des corps solides") со своими примечаниями и дополнениями, занимающими большую часть этой книги (850 стр.). С. перевел на французский язык книгу Клебша "Theorie der Elasticit ät fester Kö rper", обогатив ее своими дополнениями. Весьма существенны и замечательны также его работы по гидравлике и гидродинамике, в числе которых находятся исследования о течении и движении жидкостей, о распространении волн, о толчее, о трении жидкостей и многие другие. Список всех его работ напечатан в III т. "Poggendorff's Biogr.-Lit. Handw örterbuch".

Д. Б.

Сен-Венсан

Грегуар, латинизированное Санкт-Винценциус — бельгийский геометр (1584 — 1667). Учился у иезуитов в 1613 г., получил сан священника и кафедру греческого языка в иезуитской коллегии в Брюсселе. Затем его переводили последовательно в Буа-ле-Дюк, в Антверпен и в Лувен. С. занимался преподаванием математики и богословия. В Лувене он публично защищал диссертацию под заглавием "Theses de cometis" (Лувен, 1619). Участвовал в защите "Theoremata mathematica staticae de ductu ponderum per planitiem recta et obliqua horizontem decussantem. Defendenda... a Jeanne Ciermans Ducissilvio, praeside R. P. Gregorio a St° Vincentio..." (Лувен, 1624). В 1625 г. С. был послан в Прагу занять кафедру математики в Пражском университете, переданном после изгнания протестантских профессоров в руки иезуитов. При сожжении Праги войсками саксонского курфюрста (в 1631 г.) значительная часть рукописей С., стоившая ему многолетнего труда, погибла в огне (статика и обширное собрание геометрических задач). Остальная часть рукописей была отправлена в Вену, куда удалился и автор вместе с другими членами своего ордена. Поселился потом в Генте. В 1647 г. вышло в свет знаменитейшее из сочинений С.: "Opus g e ometricum quadraturae circuit et sectionum coni, decem libris comprehensum" (2 тома, в лист, 1225 стр.). Главной цели книги — решения задачи квадратуры круга и притом различными способами — С., конечно, не мог достигнуть; однако, книга замечательна по множеству новых предложений. В VI книге излагается квадратура гиперболы между асимптотами в виде предложения, что абсцисса возрастает в геометрической прогрессии, если площадь кривой увеличивается в арифметической. Последняя глава той же книги "Spiralis et pa r abolae symbolizatio" заключает в себе замечательные сближения архимедовой спирали с параболою. Наконец, "Ductus plani in planum" — в сущности, метод неделимых, представляющий такое же усовершенствование метода исчерпывания Архимеда, как и методы Кавальери и Роберваля, но отличающийся от них большею строгостью и большею легкостью в практическом употреблении. Одни из современных математиков, как Декарт, Роберваль и Мерсеннь, ввиду ошибки, совершенной автором при решении задачи квадратуры круга, не признавали никакого значения за сочинением. Другие, как Сарасса, Лёвентурм и Айнском, выступили его горячими защитниками. Первыми отнесшимися к трудам С. с полным беспристрастием были Гюйгенс и Лейбниц. Последний писал в 1686 г. в "Acta eruditorum", что Декарт, Ферма и Грегуар Сен-Венсан составляют триумвират, оказавший науке гораздо более важные услуги, чем школа Галилея и Кавальери. С. сделал это, по мнению Лейбница, своими многочисленными и блестящими открытиями. Последнее время перед смертью его занимала задача удвоения куба. Оставшиеся после него многочисленные рукописи по геометрии (13 больших томов в лист) находятся в настоящее время в старой бургундской библиотеке в Брюсселе. В печати появились еще два следующие сочинения С.: "Curvilineorum аmоеnior contemplatio nec non examen circuil quadratarae" (Lugd., 1654) и "Opus geometricum posthumum ad mesolabum, per rationum proportionabilium novas proprietates" (Gandavi, 1668).

В. В. Бобынин.

Сен-Виктор Жак-Бенжамэн-Максимилиан

(Bins граф де Saint-Victor, 1772 —1858) — франц. писатель. Кроме нескольких театральных пьес, написал "Les grands po ètes malheureux" (1802), "Le musée des antiques" (1818), "Oeuvres poétiques" (1822), "Tableau historique et pittoresque de Paris" (1808), "Etudes sur l'histoire universelle" (1840).

Сен-Виктор Поль

(Bins, граф де Saint-Victor, 1825 —81) — известный франц. театральный и художественный критик, сын предыдущего. Его блестящие критические фельетоны появлялись в течение четверти века в газетах "Pays", "Presse" и "Libert é ". Его театральные отчеты пользовались большим авторитетом, равно как его интересные статьи о современном и классическом искусстве. Наибольшую долю в его успехе следует приписать его языку, в высшей степени образному, яркому и сильному. Отдельно изданы: "Homme s et dieux" (исторические и литературные этюды, 1867), "Les femmes de Goethe" (1869), "Les dieux et les demi-dieux de la peinture" (1863), "Barbares et bandits" (1871; статьи о пруссаках и коммунарах, первоначально помещенные в "Libert é"), "Les deux Masques" (1880— 83; обширная история театра "от Эсхила до Бомарше", не оконченная вследствие смерти автора).

Сен-Винцент Джон

(Jervis барон Meaford, граф Sain t-Vincent, 1734—1823) — британский адмирал. В 1782 г. овладел франц. линейным кораблем с 74 пушкам. После заключения мира в 1783 г. С. сделался членом палаты депутатов и примкнул к оппозиции. В 1794 г. С. овладел франц. колониями Мартиникой и С.-Люцией. В 1797 г. во главе флота из 15 линейных кораблей и 4 фрегатов разбил близ мыса С.-Винцента сильный испанский флот, состоявший из 27 линейных кораблей и 10 фрегатов, и завладел 4-мя испанскими кораблями. В министерстве Аддингтона С. сделался в 1801 г. первым лордом адмиралтейства и занимал эту должность до 1805 г.; в 1806 г. назначен командующим британским флотом в канале Ламанш.

Сен-Винцент, мыс

(Sant-Vincent, португ. Саbо de S ã o Vicente, также Monte-Corvo) — мыс в Португалии (Альгарве), крайняя юго-западная оконечность Европы, лежит на 37°2'43" сев. шир. и 8°59'16" зап. долг. (от Гринвича). С. представляет собою каменистый выступ, расположенный между двумя скалистыми стенами, вышиною в 65 м; у берегов сильный прибой волн. На СВ разрушенный монастырь францисканцев (XIV в.) и маяк. В древние времена С. считался самой западной окраиной земли. В 4 км к ЮВ от С. расположен укрепленный город Сагрес (445 жит.); окруженный двумя бухтами, он соединяется с материком узким перешейком; в городе памятник Генриху Мореплавателю, который устроил здесь обсерваторию и мореходную школу. Близ СВ испанский флот был разбит в 1780 г. английским под начальством Роднея и в 1797 г. — адмиралом Джервисом и коммодором Нельсоном. В 1833 г. здесь Нэпир разбил флот дом-Мигуэля.

Сен-Винцент, остров

(St. Vincent) — один из Мал. Антильских о-вов в Вест-Индии, между Санта-Люцией и Гранадой, под 13°13' с. ш. и 61°15' з. д.; причислен к британскому генерал-губернаторству Барбадос. 381 кв. км; жителей 42600 (1892), из которых 32000 темнокожих. Остров этот более английский, чем два других острова той же группы. Здесь долго происходила борьба между туземцами-караибами и белыми; сев. часть острова до сих пор еще известна под именем Караибской области. Поверхность гористая и вулканического происхождения, но между горами находятся хорошо орошенные и плодородные равнины. Вулкан Морн-Гару достигает выс. 1220 м. Землетрясения часты. Главнейшие произведения: сахар, патока, ром, аррорут, кассава, какао, кофе, хлопок и пряности, которые и служат предметом вывоза; предметы ввоза — полотно, хлопчатобумажные ткани, шерстяные изделия, американская мука, рыба и пр. Шестая часть о-ва возделана и принадлежит трем фирмам. Главный г. — Кингстоун (в 1891 г. — 4547 жит.). С.-Винцент был открыт Колумбом 22 июня 1498 г., в день св. Винцента, но никогда не был колонизирован испанцами: в 1672 г. занят англичанами, с 1722 г. был оспариваем у последних французами, в 1748 г. провозглашен нейтральным, в 1761 г. завоеван англичанами.

Сен-Гальмье

(Saint Galmier) — углекислые источники во Франции, в дпт. Луары, на высоте 400 м над ур. моря. Климат мягкий. Четыре источника, дающих 800000 л; главнейшее содержание — двууглекислая известь и сернокислая магнезия, меньше хлористого натра, всего плотных частей 1,850. Источник С. Реми содержит 0,02 углекислой закиси железа. Употребляется при диспепсиях, отсутствии аппетита, расстройствах желудочно-кишечного канала.

Сен-Готард

— см. Готард.

Сен-Дени, город во Франции

(Saint-Denis) — город во французском департаменте Сены, в 7 км к северу от Парижа, на правом берегу Сены, при впадении канала С.-Дени и против о-ва того же имени; окружен укреплениями. Жителей 52 1/2 тыс. Великолепная готическая церковь С.-Дени, реставрированная в 1869 г. Виолле ле Дюком; здесь похоронены 25 французских королей (начиная с Дагобера I, † 638), 10 королев и 84 принцев и принцесс. Часть зап. фасада, двух башен и паперти принадлежат к постройке Сугерия, министра Людовика VII (1140). Галерея с 37 окнами по 10 м высоты, XIII в. Внутренняя часть храма и статуя св. Дионисия — более позднего происхождения. Многие из древних гробниц были уничтожены в октябре 1793 г.; некоторые были перевезены в Париж, но возвращены на свои места Виолле ле Дюком. Особенно замечательны гробницы Людовика, сына Людовика Святого, Людовика XII и его супруги Анны Бретанской, Генриха II и его супруги Екатерины Медичи (работы Жермена Пилона), Дюгеклена, Франциска I и мозаиковый памятник Фредегунды († 597). В здании старого аббатства помещается, с 1815 г. основанный в 1801 г. Наполеоном в Экуане Институт для дочерей и сестер кавалеров Почетного легиона. Библиотека. Крашение, аппретура и печатание тканей, мойка шерсти, производство обуви, восковых свечей, типографских красок, смазочных масел и др. С.-Дени возник около основанного Дагобером I в 630 г. бенедиктинского аббатства. В XII в. здесь жил Абеляр. В 1567 г. у С.-Дени произошло сражение католиков с гугенотами, в котором пал Монморанси. В 1871 г. с 21 по 26 янв. С.-Дени бомбардирован был немцами. Ср. d'Ayzac, "Histoire de Fabbaye de S.-Denis" (1861); d'Heilly, "Les tombes royales de S.-Denis" (1872).

Сен-Дени, город на острове Соединения

(Saint-Denis) — главный город французского острова Соединения, в Индийском океане, у устья реки того же имени. Ботанический сад; банк; значительная торговля. Жит. 40000.

Сен-Дизье

(Saint-Dizier) — город во франц. дпт. Верхней Марны, на р. Марне и Марнском канале. Около 10 тыс. жит. Музей естественнонаучный и археологический. Металлургические и судостроительные заводы. Прежде значительная крепость. В 1814 г. русские войска под начальством Щербатова одержали здесь верх над французами и заняли город, который затем несколько раз переходил из рук в руки.

Сен-Дье

(Saint-Dié) — город во франц. дпт. Вогезов (Лотарингия), на р. Мерте, у предгорий Вогезов; 16 тыс. жит. Собор XV в. из красного песчаника. Библиотека, музей. Памятник Жюлю Ферри (1896). Производство муслина, тюля, полотна, чулок и др.

Сен-Жан д'Акр

— см. Акка.

Сен-Жан д'Анжели

(Saint Jean d'Angely) — город. во франц. дпт. Нижней Шаранты, на р. Бутонн. 6 1/2 тыс. жит. Ратуша, готические ворота XV в., статуя графа С.-Жан д'Анжели, фонтан XV в. Производство шерстяной пряжи, литье чугунных изделий. Замок С.-Жан д'Анжели (лат. Angeliacum) в эпоху Меровингов служил резиденцией герцогов Аквитанских; был разрушен Пипином, основавшим здесь монастырь. В 1568 г. он был взят и разрушен гугенотами. Ср. Saudau, "Saint Jean d'Angely d'apres les archives" (1886).

Сен-Жан-де-Люз

(Saint-Jean de-Luz) — морские купанья во Франции, в дпт. Нижних Пиренеев, у подножия Пиренейских гор, на берегу Бискайского (Гасконского) залива. Климат мягкий.

Сен-Желе

(Saint-Gelais) — семья французских писателей. Октавиан де С. (1466— 1502), поэт, кроме переводов Энеиды и Овидия издал ряд рондо, баллад и т. п., собранных в "Chasse ou le d é part d'Amour" (1509), подражание "Роману Розы", поэму "S é jour d'honneur" (1524). Его дядя, Жан де С., живший в конце XV века, составил "Хронику" за 1270 — 1510 гг., весьма точную и изданную в 1622 г. Племянник Октавиана, Меллэн де С. (1491— 1558), духовник при дворе Франциска I, салонный поэт, весьма популярный в свое время, но не оставивший ничего значительного. "Po é sies" его изданы в 1574, 1582, 1665, 1719 гг. Его заслугой является борьба за чистоту языка против новшеств "Плеяды" и Ронсара. Ср. Castaigne, "Notice sur les Saint-Gelais" (18 36); Blanchemain, "Mellin de Saint-Gelais".

Сен-Женуа

Франсуа-Жозеф (граф de Saint-G énois) — бельгийский историк (1749 — 1816). Его труды: "M émoires pour sévir à l'histoire des familles des Pays-Bas" (1780), "Chronologie de la noblesse" (1780), "Monuments anciens" (1782).

Сен-Женуа де Мотт

(Доминик Ghislaine барон де Saint G énois des Mottes) — бельгийский историк (1813 — 1867), его труды: "Hembyse, histoire gantoise du XVI si ècle" (1835), "Histoire des avoueries en Belgique" (1837), "La cour du duc Jean IV (1837), "Le faux Baudouin" (1840), "Histoire des voyageurs belges" (1847), "Ré cits historiques" (1854), "Antoine Sanderus (1865) и мн. др.

Сен-Жерве

(Saint-Gervais) — серно-щелочный источник во Франции, в дпт. Верхней Савойи. Темп. воды 39°— 42°С. Четыре источника. В воде источника Milieu в литре содержится: сернокислого натра 2,000, хлористого натра 1,663, сернокислой извести 0,860, всего плотных частей 4,991. Источник назначается при болезнях кожи, золотухе, ревматизме, также при расстройствах менструаций и др. болезнях женских половых органов.

Сен-Жери

Жозеф (de Saint G éry) — франц. писатель (1590 — 1674). Его сочинения — "Ma félicité" (1662), "Disquisitiones physicae de motu cordis et cerebri" (1663), "De finibus corporis et Spir itus" (1663) и др. — собраны в "Essais de messire Joseph de Saint-G éry" (1663).

Сен-Жермен Альберт Леон

(Albert Lé on de Saint-Germain, род. в 1839 г.) — франц. математик, автор собрания задач по механике ("Recueil d'ехеrcises sur la m é canique rationelle") и многих статей по высшему анализу и по различным вопросам механики. С 1872 г. С. — Maître de confé rences в парижской Ecole des Hautes Etudes и с 1875 г. профессор механики в Facult é des Sciences de Caen.

Предыдущая страница Следующая страница