Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "С" (часть 21, Сви - Сво)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "С" (часть 21, Сви - Сво)

Предыдущая страница Следующая страница

Свинья личиночная

или кустарная (Potamochoerns [Sus] africanus) — дикая свинья, водящаяся на Мадагаскаре и прилегающем берегу Африки. Отличается от кистеухой С. (см.) менее яркой и более однообразной окраской, в которой преобладает серый цвет. Поросится в декабре — январе или в мае. Окраска поросят более яркая и полосатая.

Свинья морская

(Phocaena communis Less.) — см. Дельфины.

Свинюхи

— мст. Волынской губ., Владимир-Волынского у., при прудах, в 45 в. от уездн. г. Жит. 1922. Правосл. церк., 2 евр. молитв, дома, школа, водян. мельница, ярмарка. Упоминается в летописи под 1157 г., по поводу похода вел. кн. Юрия и Ярослава Галичского на Мстислава Изяславовича.

Свионы

(Suiones) — древнейшие обитатели Скандинавии, отличавшиеся уже во времена Тацита искусством мореплавания (Tac. Germ., 44). Их имя родственно с именем свевов.

Свирговский

(Иван) — казацкий гетман XVI в. Когда молдавскому господарю Ивону угрожал разрыв с Турцией, он обратился за помощью к Польше. Король Генрих и чины Речи Посполитой не только отклонили его просьбу, но и запретили кому-нибудь из поляков принимать участие в войне против Турции. Несмотря на это, на помощь Ивону явились, в 1574 г., казаки, предводителем которых польские летописцы называют Сверчовского, малорусские же летописи — Свирговского. Костомаров считает эти имена относящимися к одному и тому же лицу ("Моногр.", т. II, стр. 11) и полагает, что С. был гетманом украинских казаков, не признанным со стороны польского правительства. Отряд С. летописи определяют в 1300 — 1400 чел. С., вместе с молдаванами, одержал блестящую победу над турками и их союзником, валашским господарем, вступил в Валахию и дошел до Браилова. Здесь снова произошло сражение; крепость была взята, турки обращены в бегство. С неприятелями казаки и молдаване расправлялись очень жестоко. Затем С. с Ивоном одержали еще одну победу, но измена одного из друзей Ивона, Иеремии Чарнавича, дала вспомогательному турецкому войску возможность переправиться через Дунай и разбить казаков и молдаван (9 июня). Ивон, явившийся в лагерь турецкого паши для переговоров, был обезглавлен; турки, несмотря на клятву, бросились на молдаван и казаков и истребляли их без пощады (14 июня); казаки храбро защищались; многие пали, другие были взяты в плен. В числе последних был и С. Какая была его дальнейшая судьба — в точности не известно. Горецкий говорит, что он был выкуплен за большую сумму денег и возвратился в отечество; южно-русские летописи утверждают, что С. на родину не возвращался. Имя С. сохранилось и в народной поэзии. Ср. Костомаров, "Монографии" Т. II, "Иван Свирговский, украинский казацкий гетман XVI века"; Leonard Gorecki, "Opisanie wojny Iwona w roka 1574"; Fredo, "Dzieje narod u Polskiego pod Henrykiem" (перевод с латинского Сырокомли).

Свирель

(малоросс. сопилка) — делается из дерева, имеющего мягкую сердцевину, бузины, ивы, черемухи. Сердцевина эта вывертывается тоненькой палочкой или выжигается раскаленной проволокой. Один конец дудки срезывается наискось, близ отверстия отщепляется тоненький язычок и затем по длине дудки прорезывается от 4 до 8 отверстий. Иногда такие дудки делают из камыша, ягеля, коровки. Подобного рода сопилки встречаются у осетин, грузин и др. народов. Среди малороссов встречаются отличные музыканты на сопилке, преимущественно из пастухов. В древности сопилка имела более обширное применение, чем теперь, и различалось несколько ее видов (см. Россия). В "Лексиконе" Памвы Берынды 1627 г. слово С. пояснено: "пищалка, музыка невеличкая, московская и тыж греческая, светелка пастырская". На глубокую древность сопилки указывает еще встречающееся у многих европейских народов сказание о том, что на могиле убитого или убитой выросло дерево или камыш, из которого делают сопилку, и эта сопилка, помимо воли играющего, вещает миру о преступлении (см. Кулиш, "Зап. о южн. России", 20 — 23; Афанасьев, "Народн. русск. сказки", VI, 25; VIII, 314; Grаhmann, "Abergl aus B ö hmen", 87). По малорусским и галицийским народным поверьям, звук сопилки любят русалки. С. — любимый инструмент хорватских и сербских пастухов. В хорватских песнях обычно выражение, что у пастуха за поясом золотая или серебряная С. В Болгарии на свадьбах "свирби свиреть" (ib., 24). Экземпляр С. находится в инструментальном музее C.-Gетербургской консерватории.

См. М. Штухов, "Народные музыкальные инструменты музея C.-Gетербургской: консерватории" (СПб., 1884); H. В. Лисенко, "Остап Вересай" (Киев, 1874).

Н.Сумцов.

Свирепка (крестоцвет. раст.)

— по словам Анненкова, название равно так и сурепица, свирепа, свирипа и пр., многих крестоцветных растений (Ваrbаrеа см. Сурепица, Brassica см. Капуста, Erysimum см. Желтушник, Sisymbrium см. Гулявник и др.), имеющих схожие между собой цветки.

С. P.

Свирепка (сорная трава)

— см. Редечные.

Свири

— два сел. Кутаисского у., Кутаисской губ., известны большим производствам и прекрасным качеством вина, одного из лучших в западном Закавказье. В 1-м С. — 2297, во 2-м С. — 2628 жит. (имеретины)

Свиридов

(Иван Александрович) — ординарный профессор судебной медицины и медицинской полиции в Харьковском университете; написал: "Ueber die Gesellschaft der russichen Aerzte in St.-Petersburg" ("Schmidts Jahrbuch der Medicin", 1840), "Nonnulla de ratione, quomode morbi epidemico contagiosi prae caventi prehibendique sunt" (Харьков, 1849), "О клиническом отделении душевных болезней при 2-м военно-сухопутном госпитале в С.-Петербурге" ("Соврем. Медиц.", 1861) и др.

Свиристель

(Ampelis garrulus) — красивая певчая птица, ростом немного меньше скворца, из сем. свиристелевых (Аmpelidae), близкого к мухоловкам (Muscicapidae, см.), гнездящаяся в северней части лесной полосы Старого и Нового Света. От мухоловок отличается коническим, при основании сжатым сверху вниз клювом с маловыпуклым надклювьем, затем — очень коротким первым (из 10) маховым пером и расширенными, в виде ярко окрашенных пластинок, голыми кончиками стержней второстепенных маховых и рулевых перьев. Ноздри прикрыты щетинистыми перышками. Хвост короткий, усеченный. Крупные мягкие перья на голове образуют хохол. Общая окраска С. рыжевато-бурая, местами переходящая в винный цвет, местами в серый. Горло и черта над глазом черные. Вершина черных рулевых перьев — желтая. Крыло с белым зеркальцем. Пластинчатые расширения стержней перьев яркого кораллово-красного цвета. Сравнительно крупные гнезда, помещающиеся на ветвях елей и сосен, вьются из еловых веточек, оленьего моха и лишаев и выстилаются перьями. Кладка (в конце мая и в июне) из 5 обыкновенно зеленоватых яиц с темными крапинками. Осенью С. собираются в стаи, а зимой перекочевывают к югу. В средн. Европе С. проводят время с конца ноября до начала марта. Зимой С. питаются различными ягодами и плодами (рябиной, можевельником, шиповником и т. п.); летом почти исключительно насекомыми, которых ловят, как мухоловки.

Ю. Вагнер.

Свирица

— рукав реки Паши (см.), впадающий в реку Свирь (см.) с левой стороны. Длина 3 версты. На всем протяжении входит в Mapиинскую судоходную систему.

Свирка

малоупотребительное название пихты (см.).

Свирлин

(Александр Иванович) — род. в 1830 г. — духовный писатель, протоиерей, смотритель Переславского духовного училища. Главные его труды: "Объяснение храма, его принадлежностей, утвари и праздников церковных" (М., 1858), "Толковые евангелия воскресные и праздничные" (ib., 1864, 8 изд., ib., 1897), "Православная вера" (M., 1868, 3 изд., 1879), "Церковный Устав с кратким изъяснением богослужения православной церкви" (М., 1872, 10 изд., 1895), "Книга для первоначального чтения по Закону Божию" (М., 1873, 2 изд., ib., 1879), "Начатки учения православной христианской веры" (в беседах, ib., 1874), "Курс Закона Божия" (М., 1875, 10 изд., М., 1889; теперь издается под названием "Наставления в Законе Божием", изд. 3, М., 1894), "Краткая церковная история, с учением о богослужении православной церкви" (М., 1877), "Уроки но Закону Божию для приготовительных классов дух. училищ" (М., 1890), "Церковно-славянский словарь для толкового чтения часослова, псалтири, октоиха и св. Евангелия" (М., 1893), "Православное исповедание христианской веры в Четиих-минеях св. Димитрия Ростовского" (СПб., 1893) и др.

Свирлин Александр Иванович (дополнение к статье)

— духовный писатель, протоиерей; ум. в 1906 г. См. "Владимирские Епархиальные Ведомости", 1890, № 4, и 1900, №№ 1—3; H. Maлицкий, "История владимирской духовной семинарии" (вып. III, M., 1902, стр. 235—237); "Протоиерей А. И. С." ("Церковные Ведомости", 1906, № 40).

Свирок

(Fuligula fusca) — один из видов нырков (см.). См. Турпан.

Свирские

— княжеский, ныне утративший титул, род. Князь Александр С. подписал в 1432 г. мирный трактат Свидригайла с меченосцами, а Эрих и Роман С. — трактат 1433 г. между кн. Сигизмундом и Ягайлом. Князь Ждан Александрович С. был маршалом и наместником слуцким (1528). Янов Александрович (ум. в 1585 г.) — маршалом надворным литовским, Ян Болеславович (ум. в 1597 г.) — маршалом королевским и наместником виленским, брат его Лука (ум. в 1593 г.) — маршалом королевским и тиуном боржанским. В XVII веке князья С. не занимали видных должностей и с конца этого века перестали писаться князьями. Род С. внесен в VI и I ч. род. кн. Виленской, Витебской, Ковенской, Минской и Подольской губерний. См. I. Wolff, "Kniaziowie litewsko-ruscy" (Варшава, 1895).

Свирские каналы

(собственно Свирский и Новосвирский каналы) — проходят вдоль Ладожского оз. от Загубской бухты, в которую впадает р. Свирь, до р. Сяси, в которую они входят, при с. Сяськие Рядки; первый, иначе называемый кан. Имп. Александра I, дл. 38 вер., построен в 1802—1810 гг.; второй, или кан. Имп. Александра III, дл. 43,7 вер., расположен ближе к берегу Ладожского оз., построен в 1878—1882 гг. Грузовое движение по С. каналам (по первому — в направлении от СПб., а по второму — в направлении к СПб.) определяется общим грузовым движением по Мариинской системе (см.), так как каналы эти составляют среднее промежуточное звено и не имеют сколько-нибудь заметных пристаней. В конной тяге по С. кан. принимают участие до 1100 тягопромышленников (на 2600 лошадях), преимущественно крестьян ближайших волостей Новоладожского у.; для соблюдения очереди в промысле и вообще порядка существуют выборные старосты от каждой волости; общая выручка тягопромышленников в 1896 г. равнялась 76000 руб.

Свирский Алексей Иванович

— беллетрист. Род. в 1865 г. Сын рабочего на табачной фабрике, С. десять лет вел странствующую жизнь, попадал в тюрьмы и этапы за "бесписьменность" и хорошо изучил мир бродяг и босяков. С 1892 г. он стал печатать свои интересные очерки из трущобной и тюремной жизни в "Рост.-на-Дону Известиях". Позже сотрудничал в разных других период. изданиях. Отдельно издал: "Ростовские трущобы" (Р.-на-Д., 1893); "В стенах тюрьмы" (1894); "По тюрьмам и вертепам" (М., 1895); "Несчастные дети" (СПб., 1898); "Погибшие люди" (3 т., 2 изд., 1898); "Смертная казнь" (1899); "Преступник" (1902); "Рыжик" (1903); "На родине" (1903); несколько книжек для народа.

Свирский Георгий Петрович

— фармаколог, род. в 1853 г. Окончил курс на медицинском факультете Дерптского университета. В Фармакологическом институте Юрьевского университета состоял практикантом, потом ассистентом. В 1899 г. получил звание приват-доцента фармакологии. В 1902—1903 году читал лекции по фармакологии, токсикологии и рецептуре. Читает лекции по бальнеологии, о лекарствах, действующих на сердце и кровяное давление и о лекарствах, действующих на желудочно-кишечный канал. Напечатал: "Untersuchungen über die Entwickelung des Schultergü rtels und des Skelets der Brustflosse des Hechts" (диссерт., Дерпт, 1880); "Zur Frage über die Retention des festen Mageninhaltes beim hungernden Kaninchen" ("Archiv f. experiment. Path. u. Pharmakol.", 1898, т. 41); "Ueber ein wenig beachtetes Merkmal zur Geschlechtsbestimmung der Rana temporaria (autorum)" ("Centralblatt f. Physiologie", 1900); "Ueber den Einfluss des Curarin auf die Fortbewegung des festen Magendarminhaltes beim Frosch" ("Arch. fü r d. ges. Physiologie", 1901, т. 85); "Ueber das Verhalten des festen Magendarminhaltes bei absoluter Carenz der Kaninchen" ("Archiv f. exp. Path. u. Pharmakol.", 1902, т. 48); "Ueber die Beeinflussung des Vaguscentrums durch d. Coffein" ("Arch. f. d. ges. Physiologie", т. 104, 1904) и др.

Свирский Казимир

(Swirski, 1688—1750) — польский иезуит, автор множества стихотворений религиозного содержания и похвальных од, изданных сборниками: "Opera poetica" (Львов, 1747), "Rozrywki czyli rymy nahoż ne" (1747), "Swi ęta familja Iezusa Chrystusa" (1749), "Honor lauris coronatus" (Люблин, 1749).

Свирский м-рь

— Александровский мужской м-рь в Олонецкой губ., Олонецком у., в 36 вер. от у. г., в 6 вер. от р. Свири, при оз. Рощинском и Святом; состоит собственно из двух. монастырей, Троицкого и Преображенского, находящихся под управлением одного архимандрита. По значению и материальным средствам занимает первое место среди монастырей Олонецкого края. Основан наиболее чтимым из олонецких подвижников, постриженником Валаамского монастыря преп. Александром Свирским, поселившимся в этой местности около 1487 г., ум. в 1533 г. Мощи преподобного почивают в Преображенском монастыре в богатой раке, пожертвованной царем Михаилом Феодоровичем. Монастырь владел некогда обширными населенными землями и был главным религиозным центром края и рассадником многих олонецких монастырей. Для колонизации Олонецкого края монастырь имел в свое время немаловажное значение. Троицкая ярмарка, существовавшая при монастыре уже в XVI ст., придавала, ему характер важного торгового пункта. В 1081 г. монастырь был разорен шведами, в 1613 г. — литовцами. С 1764 до 1783 г. здесь жили викарии с.-петербургской епархии, именовавшиеся епископами олонецкими и каргопольскими. В 1779 г. при монастыре была учреждена Духовная семинария, в 1786 г. перенесенная в Архангельск.

См. Я. И. Ивановский, "Свято-Троицкий Александровский монастырь" (СПб., 1882); Зверинский, "Материалы о православн. монастырях" (т. II, № 607).

А. П. В.

Свирский Николай

— Swirski, ум. в 1673 — польский историк и стихотворец, был епископом. Напеч.: "Prawda staropolska, historyczną; rеlасzją wsparta" (1660), "Ralatio historicа bеlli Szeremetici gesti an. 1660" (1661), "Thalia moerens patiente et moriente Iezu" (1655), "Corona Sanctorum" (1671).

Свирь, местечко Виленской губернии

— местечко Виленской губернии, Свенцянского уезда, при озере Свирь. Жителей 1122; католическая церковь, еврейская молитвенная школа, училище, лечебница, 34 лавки, еженедельные базары.

Свирь, озеро Виленской губернии

озеро Виленской губернии, Свенцянского уезда. По величине третье в губернии. Длина до 11 верст, ширина 1,5 версты, глубина до 3 сажен. Исток озера — река Спяглица, приток Нороча.

Свирь, река Олонецкой и С.-Петербургской губерний

Статья большая, находится на отдельной странице.

Свислочь (мст. Гродненской губ.)

мст. Гродненской губ., Волковыского у. Правосл. и катол. церк., синагога, учительская семинария. Жит. 3030. Значительная торговля. Почт. и телегр. Отд. виленского зем. банка.

Свислочь (мст. Минской губ.)

— мст. Минской губ., Бобруйского у., при впадении С. в Березину; сущ. с 1510 г. Жит. 1500. Почт. и телегр.

Свислочь (р. Гродненской губ.)

— сплавная р. Гродненской губ., лев, прит. р. Немана. Вытекает из (болот у с. С., Волковыского у.; орошает Гродненский у. Дл. свыше 114 в., общее направление с Ю на С; шир. от 5 до 8 саж., при устье 12 саж., глуб. в межень до 3 фут. Берега низки и болотисты, шир. разлива весной до 26, у сел. Алекмиц — до 7 в. Течение быстрое; сплав леса производится весной, но не ежегодно. Имеет 8 прав. и 14 лев. притоков.

Свислочь (р. Минской губ.)

— прав. прит. Березины. Берет начало в сев. части Минского у., в 7 в. от мст. Дубровы (в 39 в. к СЗ от г. Минска), у дер. Шоповалы, на холмах, принадлежащих водоразделу pp. Черного и Балтийского морей. Орошает уу. Минский и Игуменский. Общее направление с СЗ к ЮВ, дл. 245 в., течение очень извилистое. Долина р. в верхнем течении узкая, болотистая, берега высокие, холмистые; ниже с. Заслава долина постепенно расширяется, достигая при устье ширины более 1 вер. Течение С. быстрое и неровное, глуб. очень неравномерная, — на дне много глубоких ям и омутов; между с. Банцеровщиной и Крупцами (в 7 в. выше Минска) находится очень глубокая впадина, называемая "Бобровщиной" — неизмеримо глубокий могучий ключ, вырывающийся из косой трещины; подобные же ключи находятся вблизи в большом количестве на лугах, а в с. Крупцах под церковью (вода ключей не замерзает). Луга здесь очень богаты и дают два покоса в лето. Шир. С. в Минске 6 — 10 саж., в Пуховичах до 15, в м. С. — более 20 саж. На С. 23 моста и много мельничных плотин; паромные переправы в Пуховичах, Лапичах и Холуе. Сплавной река является от с. Берлеж на протяжении 75 вер.; сплавляют в лодках лесные продукты (деготь, смолу, терпентин), но преимущественно лесной материал и дубовую клепку. С. получает слева 12 притоков, из которых важнейшие Волма и Болоча, справа — 7 притоков, из коих важнейший Талька. Начиная от устья последней (у с. Орешковичи), по С. и ныне еще водятся бобры. Рыбой С. весьма богата, между прочим известны тони на плотву-вырезуба у Н. Волоков и Пуховичей.

П. Т.

Свисток (воен.)

— в сухопутных войсках употребляется для подачи сигнала в цепи; сверх того, С. полагается иметь часовому на посту для вызова из караульного дома разводящего. На военных судах наиболее употребительные приказания команде передаются свистками посредством особой дудки (в несколько тонов), имеющейся у нижних чинов унтер-офицерских званий.

Свисток (журн.)

— приложение к журн. "Современник" (см.).

Свисток паровой

— на судах бывает той же конструкции, как и у береговых машин; иногда (на Волге, Каспийском море) судовой С. делается из нескольких отдельных свистков (2 — 3) различных тонов, составляющих аккорд.

Свистулька (рыб.)

(Fistularia) — морские рыбы семейства трубкоротых (Fistulariidae) подотряда колючеперых (Acanthopterygii), отряда костистых (Teleostei). Тело узкое, вытянутое в длину величиной до 1 метра. Передняя часть головы вытянута в длинную трубку, на конце которой помещается маленький рот, вооруженный мелкими зубами. Кожа без чешуи. Передний (колючий) спинной плавник отсутствует; задний (мягкий) спинной и заднепроходный умеренной величины. Брюшные плавники их 6 лучей, без шипа. Хвостовой вилообразно раздвоен; оба средних луча его срастаются вместе и вытянуты в длинную нить, часто достигающую длины тела. Имеют очень широкое географическое распространение в тропических и субтропических частях Атлантического, Индейского и Тихого океанов. Держатся преимущественно около берегов.

Д. П—о.

Свистулька из глины

в виде птиц, или лошадок, распространены в России повсеместно, как общедоступная по дешевизне детская игрушка. При раскопке могил в пределах бывшей Саранской орды, вблизи города Царева, могил XIV в., найдены глиняные С. в виде птичек, какие в ходу у нас и теперь, сделанные из хорошей глины и очень чисто. В могиле Самтаврского кладбища под г. Мцхетом (на Кавказе), насыпанной не позже IV в. христианской эпохи, найдена терракотовая игрушка в виде маленького голубя, в пустой внутренности которого помещен какой-то предмет, производящий звук при сотрясении игрушки.

Свистун

— гора в Пятигорском окр. Терской обл., в 20 вер. от окр. г.; под 44°5,4' с. ш. и 42°46'14" в. д., принадлежит к той же группе гор, к которой относятся Бештау, Машука, Змиевая и т. д. (см. Пятигорский окр.). Выс. 2687 фут. Тригонометрический пункт кавказской триангуляции.

Свистунов Петр Николаевич

(1803—1889), декабрист. Воспитанник иезуитов, корнет кавалергардского полка, С. примкнул к северному обществу и в 1826 г. сослан был на 15 лет в каторжные работы, в 1837 г. переведен на поселение в г. Курган, затем служил канцелярским служителем в губернском правлении. По возвращении в Россию в 1856 г., С. стал ревностным деятелем по освобождению крестьян и устроению их нового быта. Ему принадлежат статьи в "Русском Архиве" (1870 и 1871) по поводу книг и статей о 14 декабря 1825 г. и декабристах.

В. Pв.

Свистунов Петр Семенович

(1732—1808), автор (по свидетельству Дмитревского и Новикова) многих элегий, песен, трагедий и комедий, как оригинальных, так и переводных, которые, однако, не были напечатаны. Был губернатором, потом сенатором.

Свистуновы

— дворянский род, происходящий будто бы от Салтана Свистуна, въехавшего из Золотой орды в Польшу. В действительности члены рода С. встречаются с 1568 г. О Петре Семеновиче и Петре Николаевиче С. см. выше. Алексей Николаевич С. (1808—72) был директором департамента личного состава в мин. иностр. дел. Александр Павлович С. (род. в 1830 г.), из другой отрасли этого рода, был ген.-адъютантом и корпуспым командиром. Род С. внесен в IV часть род. кн. Калужской, Тверской, Московской и Псковской губ. (Гербовник, III, 48).

Свистунок

(Anas crecca) — один из видов чирков (мелких уток). См. Чирки.

Свистуны

(Leptodactylus) — лягушки из семейства Cystignathidae, свойственные исключительно тропической Америке. Верхняя челюсть их снабжена зубами; плавательная перепонка между пальцами почти не развита. Наиболее известен образ жизни глазастого С. Leptodactylus ocellatus (9 — 11 стм длиной), который является очень обыкновенным животным в Бразилии и Парагвае, где водится по берегам стоячих вод и держится днем в воде, а вечером прыгает в траве; в это время он издает звук, напоминающий свист человека. Яйца свои С. откладывает не прямо в воду, а в особые ямки, которые он вырывает на илистом берегу луж; ямки заливаются водой, а затем ко времени выхода личинок обыкновенно соединяются, вследствие дождей с общим водоемом.

М. Р.-К.

Свит

(Генри Sweet, род. 1845) — англ. филолог, автор сочинений, имеющих руководящее значение для изучения староангл. грамматики, а равно в области фонетики и философии языка. Главные из них: "Handbook of phonetics" (1877), "History of Enlish sounds" (1874, 2 изд. 1888), "Words, logic and grammar" (1876), "Dialects and prehistoric forms of old English" (1876), "An Anglo-Saxon reader" (1876; 7 изд. 1894; 2 ч. 1887), "Th e oldest Englisch texts" (1885), "A new English grammar" (1892), "The student's dictionary of Anglo-Saxon" (1897), "A sketch of Anglo-Saxon poetry" (в "History of English poetry" Warton'a, т. 4, 1871).

Свита Его Величества

Статья большая, находится на отдельной странице.

Свитен

(Gerard van Swieten, 1700—72), голл. врач; в 1727—38 гг. занимал в Лейдене кафедру учителя своего, знаменитого Бургава, но как католик не мог быть утвержден профессором. Славу С. приобрел своим трудом "Commentarii in Boerhavii aphorismos de cognoscendis et curandis morbis" (Лейден, 1741—42, 5 т., новое изд., 1790, 8 т,). В 1745 г. князь Кауниц пригласил его в Вену лейб-медиком к имп. Марии-Терезии С. скоро приобрел доверие ее и действовал не только как врач, но и как реформатор учебного дела и цензуры, изъятых, благодаря ему, из ведения иезуитов и подчиненных государственной комиссии народного просвещения. Ср. Beer, "Friedrich II und van S." (Лпц., 1873); Fournier, "Gerh. van S. als Zensor" (Вена, 1875); W. M ü ller, "Gern. van S." (ib., 1883). Сын его Готфрид (1734—1803), директор Королевской библиотеки в Вене, был другом Гайдна и Моцарта; для первого составил текст к ораториям "Sch ö pfung" и "Jahreszeiten". При Иосифе II был президентом комисcии народного просвещения и цензуры.

Свитенево дерево

(Swietenia Mahagoni L.) — см. Красное дерево.

Свитень

— конец троса, распущенный и потом сплетенный косой.

Свитилка

— родная или двоюродная сестра жениха на малорусских свадьбах. В старое время она держала казацкую саблю, окрашенную калиной, с восковой свечой наверху.

Свитки законов

— название старинного польского свода законов; см. Volumina legum.

Свитки Торы

или Закона так называется у евоеев написанное на пергаменте Пятикнижие Моисея. С. Торы составляют святыню евреев и хранятся в синагогах и молельнях в особых ковчегах. Во время богослужения читаются из С. отдельные главы Пятикнижии.

Свиток

см. Книга.

Свиток Муз

— сборник, издававшийся в С.-Петербурге в 1802—1803 гг. дружеским литературным обществом, переименованным в 1803 г. в вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Книжки сборника (числом две) состоят из стихотворений. Вторая книжка оканчивается стихотворением Борна: "На смерть Радищева", после которого помещен ценный очерк жизни и деятельности Радищева.

Н. Л.

Свитские мхи

— так называются обширные болота в Смоленской губ., в Бельском у., по течению р. Свиты, лежащие к СВ от дер. Свиты до дер. Мазур, по прав. стор. почтовой дороги, идущей из Смоленска в г. Белый. С. мхи имеют в дл. 30 вер. при шир. от 1 до 10 вер., поросли местами мелким и редким сосняком, кустарником можжевельника; делаются проходимыми только зимой во время морозов.

Свитязь

оз. Волынской губ., Владимир-Волынского у., близ границы с губ. Гродненской и Люблинской, между с. Шацк и Пульмо. Дл. 8,75 в., шир. до 5 в., площадь ок. 29 кв. в., глуб. очень неравномерна и доходит, по словам местных рыбаков, до 35 в даже 40 саж. Рыбная фауна богата. По преданиям, на дне озера находится замок и город, провалившиеся по просьбе беззащитных женщин при нападении врагов; местные легенды послужили основой поэм Мицкевича "Switeź" и "Switezianka". В 1871 г. Завиша открыл на берегах оз. следы стоянок палеолитического человека. Есть основания думать, что замечательное озеро это, находящееся в полосе Сандомирско-Мангышлакской дислокации акад. А. И. Карпинскаго и резко отличающееся характером своей чистой и прозрачной воды от соседних мелких озер и болот, питается могучими глубинными ключами подмеловой артезианской воды (см. Оконск). В 1887 г. вода озера без видимой причины поднялась и стала затоплять окрестные селения, почему ее спустили, прокопав канал до соседнего оз. Перемут. Из оз. С. вытекает несколько ручьев в соседние озера и болота; само С. притоков не имеет и лежит выше других местных водоемов.

П. Т.

Свифт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Свицер

— точнее Швейцер (Иоанн-Каспар), церковный историк (1620—1684). Главные его соч.: "Thesaurus ecclesiasticus", "Glossarium graeco-latinum Novi Testamenti" (1744), "Symbolum Nicaeno-Constantinopolitanum, expositum et ex antiquitate ecciesiastica illustratum" (1718).

Свиштово

испорченная форма Систово (болг. Свищов, Свиштов) — г. в Болгарском княжестве, на правом берегу Дуная, между Никополем и Рущуком; имеет важное торговое значение для всей внутренней Болгарии и ведет значительную вывозную торговлю пшеницей. Хлопчатобумажное и кожевенное производства, виноделие. Удобный пункт для переправы через Дунай, так как левый берег реки против С. свободен от болот. Жит. (1893) 13212. С. лежит на месте древнеримского военного (легионного) городка Novae. В декабре 1790 г. в С. открылся конгресс, а в 1791 г. был заключен между Турцией и Австрией мирный договор, которым восстановлялся Status quo ante bellum. В 1810 г. С. было разрушено русскими и вследствие выселения многих болгарских семей пришло в упадок, но с течением времени возродилось и достигло настоящего довольно цветущего состояния. Особенно известно стало С. после знаменитого перехода через Дунай (от Зимницы) русских войск 15 июня 1877 г.

Свищ

или свиязь (Anas penelope) — вид уток; см. Свиязь.

Свищ (мед.)

— канал в тканях или органах в форме длинного трубчатого хода, образовавшийся вследствие углубления в дне язвы — трубчатая или полая язва (fistula). Образуется он вследствие того, что гной из нагноения, развившегося где-либо в глубине тканей или органов при бугорчатом процессе или остеомиелите, прокладывает себе узкий ход (длиной, иногда, более 20 стм) к поверхности, на которую и вскрывается. Свищевой ход обыкновенно извилист, иногда с подобиями клапанов, задерживающих свободное выделение гноя. Иногда С. достигает кости, которая в этом месте обнажается и на некотором протяжении омертвевает. На дне хода можно нередко найти инородное тело в виде куска омертвевшей кости, пули, щепки и т. п. Наружное отверстие такого С. окружено валиком пышных, легко кровоточащах грануляций. С. называют также противоестественное сообщение двух полостей тела или сообщение одной полости с наружной поверхностью тела, так, например: пузырно-влагалишный С. — канал, соединяющий мочевой пузырь с полостью влагалища, кишечно-влагалищный, желудочный — канал соединяющий полость желудка с поверхностью тела и т. д. Образуются эти С. путем изъязвления разъединяющих смежные полости тканей. Губовидными С. называются такие, которые губовидно тонки. Так называемые врожденные С., принадлежащие к порокам развития вследствие незамыкания зародышевых щелей или желобов, таковы, напр., врожденные шейные С. вследствие неполного замыкания жаберных щелей, уродства мочевого пузыря и т. п. Такие врожденные С. на всем протяжении выстланы истинным эпителием и подобием слизистой оболочки, почему они сами собой замыкаться не могут. С. бугорковые и костные отделяют водянистую сероватого цвета жидкость; С. при воспалениях костного мозга (см.) и при инородных телах отделяют обыкновенно густой гной. Лечение С. прежде всего должно быть причинное: инородные тела, осколки костей и омертвевшие ткани должны быть удалены, свищевой ход очищен по правилам хирургии; иногда его внутренняя поверхность освежается, и противоположные поверхности сближаются швами. Наружные отверстия по устранении причины С. освежаются и зашиваются. Смотря по месту и причине С., хирургическое его лечение весьма разнообразно.

А.

Свищ копытного хряща

— очень затяжная болезнь, с не особенно благоприятным предсказанием в смысле дальнейшей утилизации рабочей силы животного. С. является следствием флегмоны, возникающей от засечки венчика, трещин рога, заковки, наминок и пр. Выражается болезнь образованием свищевых ходов в области хряща с постоянным выделением гноя, преимущественно из нижнего отверстия, причем гной имеет желтоватую окраску, иногда с зеленоватыми оттенками; животное хромает, выказывает боль при надавливании на венчик, а в период обострения замечается и общее угнетение животного. Лечение может быть двоякое: или оперативным путем, или при помощи лекарственных веществ. В последнем случае применяют едкие средства в растворах, как, напр., раствор Вилата, состоящий из винного спирта, винного камня, камфоры и цинкового купороса; раствор Гаме — ртутный сублимат, винный спирт, соляная кислота, свинцовый уксус; жидкость эту сильно взбалтывают и затем впрыскивают в свищевый ход ежедневно, пока не прекратится гной. Оперативный способ, наиболее рациональный и надежный в смысле скорейшего выздоровления больной лошади. Состоит он в удалении части или всего пораженного хряща.

Свищевая матка

см. Пчела.

Свищов

(Алексей) — переводчик "Вильгельмины, или великодушного друга" (М., 1788), "Колоандра" (М., 1795) и "Рензия, или великодушного сына" (М., 1788 г.).

Свищовы

— дворянские роды. Предок одного из них, Нечай Нечаевич, выехал, будто бы, из Золотой орды к вел. кн. Василию Темному и крестился. Федор Дмитриевич С. был в 1596—1601 гг. станичным головой у мещерян. Михаил Гаврилович был головой у московских стрельцов при царе Михаиле Федоровиче, Иван Борисович — воеводой в Царицыне. Леонтий С. был убит Стенькой Разиным. Род С. (Гербовник VIII, 58 и XII, 102), внесен в VI ч. род. кн. Пензенской, Тамбовской и Московской губ.

Свияга

р., правый прит. Волги. Берет начало в Сенгилеевском у. бл. д. Кесоватово. Ок. г. Симбирска С. течет в 6 вер. от русла Волги. Дл. течения 341 в. С. течет параллельно с Волгой, в расстоянии от нее от 6 до 20 вер., но направление ее течения диаметрально противоположно Волжскому. — С. орошает уу. Сенгилеевский, Симбирский, Буинский, Тетюшский и Свияжский и впадает в Волгу в 8 в. от г. Свияжска. Глубина ее в уу. Буинском, Тетюшском и Свияжском от 1,5 до 2 саж., а в у. Сенгилеевском и Симбирском незначительна. Правый берег высок, левый низмен. Шир. от 7 до 20 саж. Дно песчаное. Судоходство по С. на протяжении 55 в., начиная от г. Свияжска, ходят пароходы. Пристани г. Свияжск, Соболевская и Черепаева. В 1897 г. отправлено вниз 36 судов, с грузом в 1055 т. пуд. на 640 т. руб. На С. расположены 2 города (Симбирск и Свияжск) и ок. 60 селений. Притоки Темерсянка, Цильна, Карла, Була, Улема, Кубня. В пределах Сенгилеевского, Симбирского и Буинского уу. на С. много мельниц, перемалывающих значительную часть ржи из помещичьих имений этих уездов.

А. Ф. С.

Свияжск

— уездн. г. Казанской губ., на р. Свияге, в 8 в. от впадения последней: в Волгу, в 38 вер. от г. Казани; расположен на высоком холме, круто спускающемся на луговую равнину. В весенний разлив Волги С. со всех сторон окружен водой. Жит. 2363 (1249 женщ.); главное занятие их — рыболовство и вязание рыболовных снастей. 2 м-ря (муж. и жен.), 5 церк., 2-кл. городское муж. училище. Фабр. и зав. нет. Уездн. земство содержит библиотеку, больницу на 40 кроватей и склад медикаментов. Городские доходы (1897) 11785 руб., расходы 10679 руб. Пароходное сообщение с Казанью.

Свияжский уезд, центральный в Казанской губ., расположен на пр. стороне р. Волги и занимает площадь в 2774,2 кв. в.; общий уклон площади — на СВ. Поверхность у. холмистая, изрезана оврагами; зап. ее часть покрыта возвышенностями, образующими вдоль берега Волги горную цепь, среди которой наиболее значительны Услонские горы, достигающие 714 фт. высоты; вообще весь этот водораздел между Волгой и Свиягой считается самой возвышенной частью в Казанской губ.; менее значительны Вязовские и Юрьевские горы. Возвышенности только отчасти покрыты чернолесьем; большей же частью они лишены растительного покрова, изрыты оврагами и промоинами. Преобладающая почва суглинисто-супесчаная; чернозем проходит лишь полосой по у.; илистая почва встречается в речной долине Свияги; ниже устья этой р., в глубже лежащих слоях Волжского берега имеются богатые обнажения известковых пород; добывание и обжигание извести являются главным занятием жителей приречных селений. Важнейшие pp. — Волга и Свияга; обе судоходны. Из 6 пристаней: Лобышской, Теньковской, Ключищенской и Мирквашской на Волге и Соболевской и Свияжской на р. Свияге, на которых в 60-х г. XIX стол. грузилось до 1,5 млн. пуд. на 200 т. руб., теперь ни одна не сохранила своего прежнего значения, и общий их оборот не превышает 100 т. руб. Ни значительных озер, ни болот нет. Лесов в 44 дачах 3950 дес. Под культурой хлебов ок. 50 тыс. дес., в том числе 42 т. крест. земли; всего больше сеют овса (25 т. дес.) и яровой пшеницы (10 т. дес.); средний урожай сам 3,5 — 4,0. Жит. 129561 (67880 женщ.); на 1 кв. вер. приходится 46,7 жит. Русских до 90 тыс., татар 35 тыс., чуваш до 2 тыс., проч. народн. в незначительном числе. Православн. 92 тыс., магометан 35 тыс., остальных исповеданий незначительное число. Земледелие составляет главное занятие населения; приречные жители занимаются также рыболовством, судовыми работами и вязанием рыболовных снастей. Фабр. и завод. 9, с производством на 1056 тыс. руб., при 328 рабоч. (1896 г.); из них более значительны 1 керосиновый зав. и 5 мельниц. Ярмарок 4, с общим оборотом до 60 тыс. руб. Церквей 46, м - рей 2, больниц 4 на 72 кров.; расход земства на медицинскую часть 30250 руб. Начальных школ, состоящих в ведении мин. нар. просв., 48, церк.-прих. и школ грамоты 28, миссионерских братства св. Гурия 3, всего 79; в них в 1898 г. обучалось 1649 мальч. и 275 девоч.; на содерж. школ израсходовано 21070 руб. Есть еще 1 учил. татарское (с препод. русского яз.), с 40 учен., и 45 медрессе и мектебе, в которых обучалось 1532 мальч. и 968 девоч. Бюджет уездн. земства в 1896 г.: доходы 83106 р., расходы 79469 р.

Л. В.

Свияжский резервный батальон

— сформирован в 1711 г., под названием казанск. гарнизона комендантского полка, в составе 2 батальонов. В 1845 г. 2-й батальон расформирован, а 1-й в 1878 г. переформирован в 4 батальона; из них 1-й назван 85-м резервным (кадров.), а в 1891 г. — С. резервным.

Свиязев

(Иван Иванович, 1797—1875), архитектор, получил воспитание в Имп. академии худ., из которой был выпущен в 1818 г. со званием хдожника, имеющего право на XIV кл. После того занимался постройками на Имп. Петергофской бумажной фабрике и в 1822 г. получил место архитектора при горном правлении, находившемся тогда в Перми. В этом городе провел десять дет, трудясь над составлением своих собственных и над рассмотрением чужих проектов и смет на горнозаводские сооружения и часто разъезжая по заводам с различными казенными поручениями по строительной части. Это дало ему возможность близко изучить горное дело и изощрить свой ум над изобретением приспособлений, в том или другом случае выгодных для горнозаводского зодчества. Расставшись с Пермью в 183 2 г., он служил сперва в Петербурге, архитектором и преподавателем горнозаводской архитектуры в Горном институте, а затем, с 1839 г., в Москве, старшим архитектором комиссии по сооружению тамошнего храма Христа Спасителя. В 1846 г. возвратился в Петербург и поступил на службу по министерству госуд. имуществ, непременным членом строительной и технической комиссии при департаменте сельск. хозяйства. Принимал участие в трудах многих других комиссий и читал лекции по архитектуре. Вообще С. был не столько талантливый художник, сколько изобретательный техник, начавший едва ли не первый из русских архитекторов пользоваться для своей специальности строго научными данными. Из его трудов следует указать на два главных: на его деятельное участие в составлении нового урочного положения на строительные работы, Высочайше утвержденного в 1869 г., и на изобретение особой, названной по его имени системы отопления, в свое время считавшейся превосходной и применявшейся в весьма многих, особенно в казенных зданиях. В значительной степени он способствовал развитию у нас архитектурных познаний изданием "Курса горнозаводской архитектуры" (в 2 ч., СПб., 1833), "Учебника архитектуры" (СПб., 1841), "Оснований печного искусства" (СПб., 1852) и ряда статей, помещенных в "Горном Журнале", "Журнале Министерства Госуд. Имуществ" и "Трудах Импер. Вольного Экономическ. Общества", принявшего его, в 1839 г., в число своих корреспондентов. Впоследствии он был, в течение семи лет, редактором последнего из этих изданий. С того же 1839 г. он состоял почетн. вольн. общником Академии художеств.

А. С—в.

Свиязевы

— дворянский род, происходящий, по сказаниям старинных родословцев, от "мужа честна" Яна Августовича, выехавшего в 1485 г. из Литвы в Тверь и принявшего крещение. От сына его Федора Свиязя происходят С., служившие удельным князьям Старицким. Иван Захарович С. был при Михаиле Федоровиче воеводой в Каргополе, Торжке и Болхове, брат его Василий — в Елатьме и Веневе, Абрам Иванович С. — в Ельце (1677). Этот род С., внесенный в VI ч. род. кн. Ярославской губ., угас в первой половине XIX ст. Есть еще 2 рода С., позднейшего происхождения.

В. Р.

Свиязь

или свищ (Anas penelope) — один из красивейших видов крупных уток (немного меньше кряквы), гнездящийся в северных странах Старого света. В Европейской России область гнездования заходит по рекам и озерам значительно на Ю, охватывая собой отчасти среднюю Россию. Зимует в сев. Африке и южн. Азии, а в России также по Черному и Каспийскому морям. У самца голова и прилегающая часть шеи каштанового цвета с широкой палевой полосой, проходящей от основания клюва до затылка. Оперение верхней стороны тела дымчатое, с частыми волнистыми поперечными черными черточками. Верхняя часть груди шоколадного цвета; остальная нижняя часть тела — белая, кроме черного подхвостья. На крыльях перед металлически-зеленым с черной каймой зеркальцем — белое пятно. Клюв голубовато-черный с черной вершивой. Ноги черно-серые. Окраска самки представляет обычный тип пестрой окраски самок других уток. Нижняя часть груди и брюхо ее — грязно-белые. Название "свищ" С. получил за свой крик, напоминающий свист, который сопровождается, однако, обычным утиным кряканьем. По образу жизни С. сходен с кряквой (см.), но чаще выходит на землю, двигаясь по ней довольно свободно и быстро. Гнездо устраивается вблизи воды на земле под какой-нибудь защитой и обильно выстилается пухом. Кладка обыкновенно состоит из 8 — 9 желтоватых яиц. Мясо С. ценится выше мяса кряквы.

Ю. Вагнер.

Свобода

(лат. Libertas) — в римской мифологии первоначально аллегорическое олицетворение жизни, приятной и свободной от всяких забот, подобно Юпитеру Либеру и Liber Pater. Впоследствии Libertas было названием божества полноправных римских граждан. Божеству С. был воздвигнут храм на Авентине Тив. Гракхом. Клодий соорудил святилище С. на том месте, где находился дом изгнанного Цицерона. После падения Сеяна была воздвигнута статуя С. на форуме. Изображение С. известно главным образом по монетам времен империи: она представлялась или в виде женщины, держащей в левой руке копье или рог изобилия, а в правой — шапку (pileus), олицетворявшую отпущение на волю, или в виде бюста, с характерной прической на голове. На северной стороне римского форума находилось Atrium Libertatis, где хранились народные переписи; при Августе оно сгорело и было вновь построено Азинием Поллионом.

Свобода Вацлав Алоиз

(Svoboda) — чешский писатель (1791—1849). Работал над возрождением чешского народа вместе с Добровским, Неедлым, Ганкой, Юнгманом и др. Издал "B öhmische historische Gesän ge", написал драмы: "Karel Skreta" (1841) и "Eliž bĕ ta" (не кончена).

Свобода воли = С. выбора

Статья большая, находится на отдельной странице.

Свобода движения

— в механическом смысле. Так как понятие о степенях С. движения имеет важное значение в механике, где рассматривается движение материальных тел, то здесь будет речь о С. движения материальных точек и тел. Материальная точка вполне свободна, если она может занимать любое положение в пространстве и может иметь любую скорость в любом направлении; так как пространство имеет три измерения, то говорят, что вполне свободная материальная точка имеет три степени С., а n свободных материальных точек имеют Зn степеней С. Всякая удерживающая связь (см. Связь механическая) стесняет одну степень С. Например, если материальная точка должна оставаться на данной поверхности, то точка будет уже иметь только две степени С.; если две материальные точки будут связаны стержнем вполне твердым, так что расстояние между ними остается всегда неизменным, то число степеней свободы этих двух точек будет 5. Система материальных точек, связанных между собой твердыми стержнями так, что расстояние между каждыми двумя из этих точек не изменяется, называется неизменяемой системой точек. Если точки системы не заключаются в одной и той же плоскости, то можно доказать, что число стержней, необходимых для неизменяемости системы n точек (п не менее трех), равно 3 n—6. Поэтому число степеней С. такой системы точек равно шести. Идеально твердое тело (см. Движение) можно рассматривать как вполне неизменяемую систему, и число степеней С. его равно шести, если оно вполне свободно. Действительно, координаты х 1, у 1, z1 (см. там же) могут изменяться как угодно, и столь же произвольно могут изменяться Эйлеровы углы θ, ψ , φ (см. там же). Вообще, число степеней С. п материальных точек, связанных p удерживающими связями, равно 3n—р.

Д. Б.

Свобода и Культура

— журнал; см. Полярная звезда.

Свобода Иосиф

(Svoboda) — чешский историк (1826—1896), иезуит. Написал "Katolick á reformace a Marianská dru ž ina v král. Č eské m" (2 ч., 1888), "Missie v Japonii" (1875), "V áclav Ś turm a jeho boje s č eskými bratry" (1884), "Chodove a jich katolická reformace" (1889), "Studium našeho dĕjepisu" (1891—92), "Z kraje Hradeckého" (1892).

Свобода Карл

(Svoboda) — чешский живописец (1824—1870). Из его картин более известны: "Смерть короля Вацлава IV", "Белогорская битва", "Палестрина", "Коронация Вратислава, первого чешского короля", "Въезд имп. Максимилиана I в Гент", "Ян Фридрих в темнице".

Свобода личности

Статья большая, находится на отдельной странице.

Свобода мысли, слова

Статья большая, находится на отдельной странице.

Свобода политическая

— этим термином обозначаются два довольно разнородных понятия. Во 1-х, С. политическая есть независимость народа, племени или государства от чуждой власти. Борьба древних греческих государств между собой была борьбой за захват власти для одних и за сохранение своей политической независимости, или С., — для других; борьба греков с персами также была отстаиванием С. против поработителей, пока при Александре Македонском роли не переменились. Войны, веденные Римом, имели целью для Рима — покорение сперва различных италийских, а потом и внеиталийских народов, для другой стороны — защиту своей политической С. В новое время война американцев против англичан, восстания греков, сербов, болгар и герцоговинцев против турок, кубанцев и филиппинцев против Испании были борьбой за приобртение политической С.; точно так же освободительная война немцев против французов в 1813 г. имела целью восстановление политической С. различных германских государств против уничтожившего эту С. Наполеона I. Во 2-х, под политической С. разумеется такая форма государственной жизни, при которой граждане активно участвуют в этой жизни, т. е. в законодательстве, управлении и судопроизводстве. Такое употребление термина "политическая С." очень далеко от первоначального его смысла, но оно объясняется исторически. В древних греческих государствах и в Риме государственная жизнь первоначально основывалась на господстве знатных и богатых над незнатными (в Риме, напр., патрициев над плебеями). Господство это выражалось в очень грубой форме эксплуатации. Низшие классы боролись против нее, добиваясь участия в государственном управлении. Это участие являлось для них единственной гарантией их С., как класса; поэтому оно и слилось для них с понятием политической С. С тех пор термин политическая С. сделался синонимом участия народного элемента в государственной жизни. Довольно распространено мнение, что политическая С. гарантирует личную С. (см. выше); однако, это верно лишь в большинстве случаев. Во Франции, в эпоху первой республики, политическая С. существовала в гораздо большей степени, чем в Англии, которая все же была монархией с довольно еще сильной королевской властью; тем не менее, С. личности в Англии была гораздо выше, так как в ней не было ни тех грубых стеснений печати, ни того произвола при аресте и суде, какие практиковались во Франции. История Франции вообще доказала, что народная масса, принимая участие в управлении страной, оказывается способной к весьма значительному стеснению С. личности. Только при известной, определенной организации политической С. и при высоком уровне уважения к человеческой личности свобода политическая делается действительной гарантией С. личной. Эта определенная организация политической С. требует, прежде всего, чтобы народ принимал участие не только в законодательстве и управлении страной, посредством выбора депутатов, но и в судрпроизводстве (суд присяжных). Высшие формы участия народа в законодательстве и отчасти управлении — плебисцит и референдум, а также избрание должностных лиц народом, широко практикуемое в Соед. Штатах. Управление не должно быть сосредоточено в одном центре; каждая местность (провинция, область, город, община) должна пользоваться самоуправлением во всем, что касается только их; другими словами, С. муниципальная и местная (децентрализация) должна входить в состав политической С. См. Демократия. Литературу — см. С. личности.

В. В—в.

Свобода Франтишек Ксаверий

(Svoboda) — чешский поэт и беллетрист. Род. в 1860 г. Написал "P ísnĕ milostné" (1875—84), "Chladem a teplem" (1883), "Nálady z minulých let" (1890), "Noví vesnicané" (1895), "Kvĕty mých lu č in" (1896), "Pavel Liška"(1896), "K ž atvĕ dozralo" (1900), "Povídky" (1885), "Románové paprsky" (1894), "Pestré povídky" (1898), "P ř ibĕ hy a ohrazy" (1900), роман "Řeka" (1905) и др.

Свободаслова, совести, собраний, личности (гражданская) (дополнение к статье)

— была обещана манифестом 17 октября 1905 г. "На обязанность правительства возлагаем Мы — говорилось в нем, — выполнение непреклонной нашей воли: даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов". Как основание и гарантия свободы гражданской, была обещана и свобода политическая: законодательное собрание, избираемое если не всеобщей подачей голосов, то всеми классами населения. Будучи уступкой общественному мнению, манифест 17 октября не удовлетворил общество, которое в это время уже вполне определенно требовало полной свободы политической, т. е. народного собрания, избранного на основе всеобщего голосования и действительной свободы гражданской (четырех свобод). Между тем цензура отменена не была, полицейские стеснения над личностью, собраниями и т. д. — тоже. Издатели и авторы перестали посылать свои издания в цензуру, сперва в Петербурге, потом в Москве, затем во многих провинциальных городах, и с конца октября до начала декабря 1905 г. печать если не повсеместно, то в больших городах России была фактически свободна. Свобода собраний и союзов фактически осуществлялась уже несколькими месяцами раньше. С середины ноября 1905 г. правительство начало усиленную борьбу против этих явлений. 24 ноября 1905 г. был издан закон о печати. Рассматриваемый объективно, вне условий времени, он был по сравнению с прежним законодательством громадным шагом вперед, но свободы слова все же не установил. Постепенно, посредством конфискации книг и №№ газет, запрещения газет, ареста редакторов, судебных процессов и т. д. к началу 1906 г. свобода слова была фактически вновь до крайности ограничена (о положении печати при действии закона 24 ноября см. Цензура). Точно так же правительству удалось подавить собрания, происходившие в августе — декабре 1905 г., почти совершенно свободно, а союзы и общества, основавшиеся в это время, уничтожить или подчинить суровой полицейской регламентации (см. Союзы и собрания). Больше было достигнуто в области свободы совести. Указом 17 апреля 1905 г. была предоставлена свобода перехода из православия в другое христианское исповедание (но не в нехристианское); дана свобода обратного перехода в нехристианскую веру для лиц, присоединенных из этой веры к православию; облегчено построение храмов для старообрядцев и сектантов и т. д.; но пропаганда неправославной религии осталась по-прежнему запрещенной, евреи по-прежнему остались стесненными во всех своих гражданских правах. — Что касается политической свободы, то закон 11 дек. 1905 г. дал избирательное право, весьма далекое от всеобщего, а различные циркуляры и разъяснения, главным образом в октябре 1906 г., ограничили его еще больше. Законами 20 февраля и 3 апреля 1906 г. органу народного представительства, Государственной Думе, даны права крайне ограниченные (см. Россия, в конце тома). — В течение 1905 и 1906 гг. русская литература по вопросу о свободе гражданской и политической сильно разрослась; появлялись главным образом мелкие популярные брошюры (довольно подробный перечень их, с краткими рецензиями, см. в изданном литературной комиссией при союзе учителей "Указателе общедоступных книг по общественно-политическим вопросам", вып. 1-й, СПб., 1906, и "В помощь читателю", Ростов-на-Дону, 1906). Оставляя в стороне как эти брошюры, так и сочинения, посвященные государственному праву или теории права вообще, и затрагивающие вопрос о С. гражданской или политической, укажем лишь важнейшие новейшие сочинения, посвященные прямо этому вопросу. Проф. А. Градовский, "О свободе русской печати" (СПб., без года; старые, вновь перепечатанные статьи Градовского); К. Арсеньев, "Свобода совести и веротерпимость" (СПб., 1904); Мильтон, "Речь о свободе печати (Areopagitica)" (СПб., 1906); К. Маркс, "О свободе печати" (СПб., 1906); В. Ф. Дерюжинский, статьи: "Свобода печати в Англии", "Публичные митинги в Англии", "Печать во Франции при Наполеоне I" и др. в его сборнике: "Из истории политической свободы в Англии и Франции" (СПб., 1906); M. А. Рейснер, "Государство и верующая личность" (сборник статей, СПб., 1905).

В. В—в.

Свободин

(настоящ. фамилия Козиенко, Павел Матвеевич) — талантливый артист на комические и характерные роли (1850—92), воспитанник Петербургского театрального училища; сначала играл на провинциальных сценах, потом в Москве в частном театре Корша, с 1884 г. на александрийской сцене. Репертуар С. слагался из таких разнохарактерных ролей, как Купо в "Assommoir" Золя, Мишоне в "Адриенне Лекуврер", Любима Торцова ("Бедность не порок"), Счастливцева ("Лес"), Никона ("Горькая Судьбина"), Оргонта в "Тартюфе", Муромского в "Свадьбе Кречинского", Полония в "Гамлете", Растаковского в "Ревизоре", Звездинцева в "Плодах просвещения" гр. Л. Толстого. Тщательная отделка деталей была отличительной чертой С., как артиста. Стихотворения и прозаические произведения С. помещались в "Артисте" (очерк "Лицедеи" — яркая картина провинциальных закулисных нравов), "Живописном Обозрении", "Русской Мысли", "Северном Вестнике", "Новом Времени" и др.

Свободная торговля

Статья большая, находится на отдельной странице.

Свободная церковь в свободном государстве

(Chiesa libera in libéro stato) — изречение Кавура, сделавшееся лозунгом консортерии (Consorteria) — парламентской партии в Италии, образованной Кавуром в 1860 г. и просуществовавшей до 1876 г.

Свободная Шотландская церковь

см. Шотландская церковь.

Свободное образованиe клеток

— происходит в растениях в тех случаях, когда внутри производящей клетки возникает одна или несколько, иногда даже очень много новых клеток, конечно, после предварительного деления ядра производящей клетки. Вновь возникшие клетки или одеваются своей собственной оболочкой и через разрыв оболочки производящей клетки вываливаются вон, или, не одеваясь оболочкой, покидают производящую клетку; иногда же они остаются во взаимной связи, образуя многоклеточную ткань. С. образование клеток характерно для органов размножения растений, как бесполого, так и полового; а именно оно происходит при развитии яйцеклетки, сперматозоидов, пыльцы, спор, зооспор и белка у многих растений (Liliaceae, Iridaceae, Primulaceae, Violaceae, Resedaceae и др.). Впрочем, некоторые авторы отличают С. образование клеток от их свободного деления; различие сводится при этом на то, что при С. образовании вновь возникшие клетки, будучи с самого начала обособлены одна от другой, не составляют связной ткани; при свободном же делении, клетки, оставаясь с самого начала во взаимной связи и будучи облечены еще оболочкой производящей их клетки, составляют связную ткань. Случаи свободного деления представляют образования белка у Liliaceae, Iridaceae и у др. Здесь центральное ядро зародышевого мешка сначала делится последовательно пополам на множество ядер; ядра, одетые более густой протоплазмой, расходятся на равное расстояние одно от другого и заполняют почти всю полость зародышевого мешка. Затем между ними, на нитях протоплазмы, отходящих от одного ядра к другому, возникают клеточные перегородки, и в результате получается многоклеточная ткань, так наз. белок (endospermum). Примером С. образования клеток может служить развитие спор в сумке аскомицетных грибов или развитие зооспор у грибов и водорослей. Сумка (ascus) представляет более или менее вытянутую клетку, ядро которой сначала последовательно делится большей частью на 8 новых ядер. Ядра располагаются в продольный ряд; вокруг каждого из них скопляется протоплазма, под конец одевающаяся оболочкой: так возникают 8 клеток внутри протоплазмы сумки. При развития зооспор или все содержимое клеточки выползает из оболочки (напр., у Vaucheria), или оно сначала распадается на множество мелких клеточек, остающихся голыми; в оболочке, производящей клеточки (зооспорангии), появляется потом отверстие, через которое зооспоры и выбегают вон (напр., у Cladophora и др.).

С. Р.

Свободное падение тел

— см. Тяжесть, тяготение.

Свободноцерковники

(De Frikyrkliga, Vapaakirkolliset) — последователи особого религиозного движения в Финляндии. Называя себя С.-церковниками и свою общину — свободной церковью, они под свободой разумеют, во-первых, свободу религиозных взглядов, которую они предоставляют членам своей общины, лишь бы только эти взгляды выросли на протестантской почве, и, во-вторых, свободу лютеранской церкви, или, точнее, всех протестантских общин и сект, претендующих на это имя, от какого бы то ни было подчинения власти гражданской, раз дело идет о религии, ее учреждениях и порядках. То и другое понимание свободы выразилось в "De Frikyrkliges Program", составленной на съезде С.-церковников в Гельсингфорсе в 1889 г.; к этому году, поэтому, и относят возникновение свободной церкви в Финляндии. Источником своего учения С.-церковники признают Свящ. Писание и апостольское исповедание. Понимание Св. Писания и делаемых из него выводов предоставляется свободе каждого. О таинстве причащения, например, один может думать, что в нем он причащается истинного тела и истинной крови Христа, а другой за евхаристическими веществами может признавать лишь символическое значение и в причащении не видеть ничего, кроме воспоминания о смерти Христовой, и т. д. Все религиозные общества должны пользоваться одинаковыми правами; не должно быть того, что называется государственной церковью; право проповедничества и совершения таинств может принадлежать не только духовным лицам, но и мирянам, каких бы протестантско-христианских воззрений они не придерживались. Особенно горячо "De Frikyrkliges Program" paтует за самостоятельность церкви, которой она не находит у лютеранской церкви края. В доказательство этого "Program" ссылается на многие параграфы действующего в настоящее время в Финляндии церковного уложения, особенно на § 14 (по которому "высшее управление церковью во всей Финляндии принадлежит правительству края"). Свои воззрения С.-церковники распространяют посредством издаваемых ими книжек, листков и проч. и через странствующих проповедников. В 1891 г. у них было 6 шведских и 6 финских общин, в которых насчитывалось ок. 2000 членов. См. "Секта свободноцерковников в Финляндии" ("Церковные Ведомости", 1897, № 24).

Свободные искусства

(Artes liberales, ingenuae, bonae) — у римлян так назывались занятия и упражнения, достойные свободного человека, в отличие от низших занятий, бывших уделом рабов. В средневековых школах под С. искусствами разумелись грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Отсюда стихи для памяти: Gramm, loquitur, Dial. vera docet, Rhet. verba colorat. Mus. canit, numerat Arith., Geom. ponderat, Ast. colit astra. Первые три науки в своей совокупности составляли Trivium и преподавались в элементарных школах, которые поэтому назывались "тривиальными". Остальные четыре составляли Quadrivium и преподавались в высших школах. С. искусства проходились на низшем факультете средневековых университетов, соответствующем философскому факультету современных немецких университетов: высшей ученой степенью на этом факультете была Magister artium liberalium. В старинных немецких университетах звание это поныне предоставляется лицам, получившим докторскую степень по философскому факультету.

Свободные каменщики

— см. Франкмасоны.

Свободные общины

Статья большая, находится на отдельной странице.

Свободные хлебопашцы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Свободные церкви

— название это усвоили себе в Зап. Европе некоторые религиозные организации, отделившиеся от государственной церкви, существующие на собственные средства и установившие у себя собственный строй, соответственно их религиозным воззрениям. С. церкви основываются, большей частью вследствие признания официальной церковности недостаточно ортодоксальной. Таковы С. церкви, основанные правоверными лютеранами в Пруссии, Саксонии, Гессене, Ганновере, Швеции. Еще чаще такое движение проявлялось среди реформатов. Строго кальвинистская "христианская реформатская церковь", возникшая в 1834 г. в Голландии, насчитывает свыше 140000 последователей. В Шотландии С. церковь (Free Church of Scotland) отделилась от государственной в 1843 г. (см. Шотландская церковь). Около того же времени основаны были пиетистские С. церкви в Швейцарии — в Женеве (см. Momiers), Берне, Невшателе, Ваадте. Во Франции в 1848 г. руководители протест. правоверия, граф Гаспарэн и Моно, основали С. церковь (Eglise libre) по образцу шотландской. В лице Прессансэ и Рожера Голлара эта церковь нашла даровитых проповедников, а в лице Ваддингтона — выдающегося деятеля на поприще науки и политики. Явление совершенно другого рода представляет собой С. церковь итальянских протестантов (Chiesa libera). Когда вальденсы в 1848 г. добились в Пьемонте веротерпимости, некоторые из них, с адвокатом Маццарелла во главе, образовали общину, которая, отделившись от вальденсов в 1855 г., послужила ядром для специально итальянской формы протестантизма. Под влиянием Александра Гавацци (см.), она на общих собраниях в Милане (1870) и Флоренции (1871) выработала свою символическую книгу и свою конституцию (Unione delle Chiese libere in Italia). Впоследствии часть этой общины примкнула к учению дарбистов (см.) и образовала особую Chiesa cristiana libera, тогда как Unione delle Chiese libere in Italia склоняется к обратному слиянию с вальденсами. Ср. Borgia, "Сеnni storici sull' origine ed i progressi della Chiesa cristiana liber a in Italia" (Флор., 1880); Angelico, "Die Freie christliche Kirche in Italien" (Рим, 1886). Наконец, явления третьего рода представляют собой свободные общины (см.) в Германии, с которыми отчасти сходна Free religious Association в Америке, выделившаяся из среды американских унитарианцев в 1867 г. под влиянием М. Ф. Аббата, и общины свободноцерковников (см.) в Финляндии.

Свободные Часы

— ежемесячное издание М. М. Хераскова, выходившее в Москве в 1763 г. Содержание было по преимуществу литературное. К числу сотрудников принадлежали А. Сумароков и В. Майков. Этому изданию предшествовало другое, также предпринятое М. М. Херасковым — "Полезное Увеселение" (см.).

Н. Л.

Свободолепестные

— см. Раздельнолепестные.

Свободомыслитель

— человек, который в своих воззрениях, особенно религиозных, не связывает себя никаким авторитетом, никаким преданием, а всецело исходит из разума. Название это впервые присвоили себе английские деисты — Антони Коллинз (первый употребивший слово freethinker в своем "Discourse on freethinking", Лонд., 1713), Додвель, Тиндаль, Джон Толанд, — которые, подвергая резкой критике учение церкви об откровении, не отвергали, однако, бытия Божия (см. Деизм). В Лондоне издавался с 1718 г. еженедельный журнал "The Freethinker, or Essays of wit and humour". Во Франции свободомыслие начало с критики строя и догматов католической церкви, но в крайнем выражении своем дошло до атеизма. В Германии свободомыслие возникло под влиянием французских писателей, но число С. особенно усилилось под давлением церковной реакции при Фридрихе-Вильгельме IV, когда появились свободные общины (см.). О С. в России см. Вольтер и вольтерианство в русской литературе (см.). Ср. Noack, "Die Freidenker in der Religion" (Берн, 1853—55).

Свободомыслящие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Свободомыслящие в Германии

— В первые годы XX века программа свободомыслящей народной партии оставалась прежняя, принятая ею на Эйзенахском партейтаге в 1894 г.; точно так же программа С. союза оставалась без изменений с 1893 г. Различие между обеими партиями, поскольку оно сказывается в программах, сводилось к их отношению к военному вопросу; С. союз являлся правым крылом, горячее относившимся к интересам Германской империи, как целого, и потому более склонным к уступкам правительству. Вождями партий оставались Рихтер (ум. 1906) и Барт. В 1902 г., во время обсуждения в рейхстаге нового, крайне протекционистского (в особенности в аграрной области) таможенного тарифа, обнаружилось, что хотя обе С. партии враждебны тарифу, но С. союз энергичнее отстаивает свою точку зрения, чем С. народная партия, выразившая готовность подчиниться решению парламентского большинства, которое с самого начала склонялось на сторону правительственного предложения. Напротив, С. союз решил поддержать социал-демократию в ее решительной борьбе против проекта и вел агитацию в стране и обструкцию в парламенте. Эту последнюю Рихтер объявил унижением парламентаризма. На выборах в рейхстаг в 1903 г. С. вели более ожесточенную борьбу с социал-демократами, чем с правыми. Напротив, в С. союзе Барт настаивал на том, что враг в настоящее время — только справа, а налево должны быть заключаемы союзы и соглашения. Эта идея воспринималась не всей его партией, но находила в ней сильное сочувствие. На перебаллотировках С. союз гораздо энергичнее поддерживал социал-демократов, чем С. народная партия. Вместе с тем С. союз шел гораздо дальше в области социальных реформ, чем С. народная партия, почти совершенно, по-прежнему, отрицавшая вмешательство государства в экономические отношения между трудом и капиталом. Осенью 1903 г. (после выборов в рейхстаг) произошло слияние С. союза с партией национальных социалистов (см.). Во время борьбы в рейхстаге из-за колониального вопроса в конце 1906 г. обе С. партии, а также южно-германская народная партия, шли рука об руку, настаивая на необходимости большего контроля над хозяйством правительства в колониях, но в то же время соглашаясь ассигновать правительству требуемые им кредиты в размере 29 млн. мар. на усмирение восстания племени Гереро в юго-зап. Африке. Таким образом, при голосовании этих кредитов обе С. партии, вместе с народной партией, обеими консервативными и национал-либеральной, оказались в правительственном меньшинстве тогда как центр, социал-демократы и поляки оказались в оппозиционном большинстве. На выборах в рейхстаг 1903 г. С. народная партия потерпела новый урон: вместо 558000 голосов она собрала только 542000; ввиду значительного роста (с 7752000 до 9495000) общего числа поданных в Германии голосов урон оказывается особенно заметным (партия вместо 7,2% поданных в 1898 г. голосов собрала в 1903 г. только 5,7%). Это отразилось и на представительстве ее в рейхстаге: вместо 28 мандатов партия получила только 21. С. союз, напротив, несколько вырос: вместо 195000 (2,5%) голосов в 1898 г. он получил в 1903 г. 243000 (2,6%), но число полномочий его в рейхстаге случайно упало с 12 до 9; был забаллотирован вождь партии Барт отчасти вследствие недовольства его политикой соглашений с социал-демократами. Осенью 1903 г. число полномочий увеличилось одним, благодаря присоединению к партии национального социалиста Герлаха (после слияния партий). На выборах в рейхстаг в январе 1907 г. обе С. партии заключили между особой и с партией народной тесный избирательный блок (исход выборов еще неизвестен). На выборах в прусский ландтаг в 1903 г. С. народная партия провела 23 (вм. 24) своих членов, С. союз — 8 (вместо 10).

См. E. Richter, "Politisches ABC-Buch" (10 изд., Б., 1903). Отчеты партейтагов С. народной партии издаются книжками: "Der erste (zweite,.. sechste) Parteitag der Freisinnigen Volkspartei" (Б., 1893—1905).

В. Вв.

Свободомыслящие в России

При образовании партий в России после манифеста 17 октября 1905 г. возникла партия, взявшая наименование С. Она образовалась в Петербурге в середине ноября 1905 г. Программа ее, вместе с организационным уставом, была опубликована в форме двух отдельных брошюр; каждый вопрос в ней разработан особенно подробно. По существу она весьма близка к программе партии конституционалистов-демократов. С. отстаивали широкие политические реформы (парламентаризм, всеобщее голосование, необходимость учредительного собрания), признавали широкое развитие местного самоуправления и национальную автономию, но к этой последней относились с несколько большей осторожностью, чем конст.-дем., объясняя такое отношение опасением, что интересы широких народных масс могут быть задеты автономией, требуемой шляхетски-клерикальными и буржуазно-национальными группами. В аграрном вопросе партия отстаивала расширение крестьянского землевладения посредством обязательной экспроприации земель казенных, кабинетских и частновладельческих, превышающих предельный размер, с обязательным выкупом. Во время первых выборов в Государственную Думу ораторы партии С. не раз выступали на митингах, безусловно отстаивая участие в выборах. В список выборщиков от г. Петербурга, предложенный партией конст.-дем., были включены и некоторые С., которые при избрании членов Думы вотировали за конституционалистов-демократов. После созыва государственной Думы, куда не был избран никто из С., деятельность партии С. совершенно замерла. В настоящее время (декабрь 1906 г.) партия С. более не существует. Ее программу с объяснительной запиской и уставом см. во 2-м выпуске "Сборника программ политических партий в России", изданного под редакцией В. В. Водовозова (СПб., 1906).

В. В—в.

Свод

Статья большая, находится на отдельной странице.

Свод военных постановлений

Статья большая, находится на отдельной странице.

Свод законов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница