Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "С" (часть 18, Сбо - Све)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "С" (часть 18, Сбо - Све)

Предыдущая страница Следующая страница

Сборник Известий, относящихся до настоящей войны 1853—1856 гг.

— выходил в С.-Петербурге в 1855—1859 гг., в неопределенные сроки. Всех книг вышло 33. Редактором был Н. Путилов.

Сборник Института Инженеров Путей Сообщения

Императора Александра I — издается в С.-Петербурге с 1884 г. выпусками, в неопределенные сроки, от 1 до 3 раз в год.

Сборник Кавказского Общества Сельского Хозяйства

— издавался в Тифлисе в неопределенные сроки в 1878—1883 гг. Одновременно со "Сборником" выходили ежемесячно "Отчеты общества". Этим двум изданиям предшествовали "Записки общества" 1855—1876; впоследствии, с 1888 г., издавались "Труды общества", которые с конца 1893 г. заменены газетой "Кавказское Сельское Хозяйство"; при газете в 1894 г. вышел снова "Сборник общества".

Сборник консульских донесений

— издается с 1898 г. в С.-Петербурге мин-вом иностр. дел (6 вып. в год); содержит наиболее выдающиеся сообщения русских дипломатических и консульских агентов о торговых сношениях, потребностях мирового рынка, положении рабочих классов, эмиграции, колониях, судоходстве, состоянии и развитии промышленности, консульской практике и т. п.

Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа

— издается управлением кавказского учебного округа и составляет одну из выдающихся заслуг попечителя кавк. учебн. окр. К. П. Яновского. Вышло 25 тт., дающих обширный и весьма ценный материал для истории, археологии, лингвистики и этнографии Кавказа. Научная ценность этого издания признана проф. В. Ф. Миллером в обширных рецензиях, напеч. в "Журн. Мин. Нар. Пр." 1893 г. К первым XX выпускам в 1895 г. издан указатель, в котором сгруппированы статьи по географии и этнографии, по народностям и по губерниям и областям. Наибольший научный интерес представляют Словари и тексты кавказских народов, сказания о богатырях-нартах (Софуко, Урызмах, Батраз и др.), великорусские и инородческие песни (причем среди русских станичных песен попадаются древние былевые мотивы), множество статей о быте и нравах армян, грузин, татар, осетин, горских евреев и др. кавказских народностей.

Н. С—в.

Сборник отделения русского языка и словесности

Императорской академии наук — издается в С.-Петербурге с 1867 г., в неопределенные сроки, до 2-х раз в год. Содержат протоколы отделения, а в приложениях — труды академиков и посторонних ученых. В этом издании напечатано множество материалов и исследований, касающихся русского языка, произведений древней письменности и русских писателей XVIII и первой половины XIX ст. Всех томов вышло 64. Издание продолжается. Первые семь томов (1867—1872 гг.) носили название: "Сборник статей, читанных в отделении русского языка и словесности".

Н. Л.

Сборник переводов для легкого чтения

— выходил в С.-Петербурге в 1867—1868 гг., 4 раза в год. Изд. Е. Н. Ахматова, ред. С. Гусевский.

Сборник Пермского земства

— издается в Перми с 1872 т. Сперва выходил в неопределенные сроки, с 1884 г. по 2 раза в месяц, а с 1890 г. издается 6 раз в год. Изд. губ. земская управа, а редакторы последовательно Д. Смышляев, Ив. Вологдин, Ал. Суворов, А. Малеев, К. Пермяков.

Сборник правительственных распоряжений по казачим войскам

— издается ежегодно, с 1863 г., главным управлением казачьих войск. Имеет весьма важное значение, потому что книги IX — XI свода воен. постановлений 1869 г., относящиеся к устройству, службе и хозяйству казачьих войск, до настоящего времени еще ни разу изданы не были.

Сборник правоведения и общественных знаний

— (труды юридического общества, состоявшего при Императорском москов. университете, и его статистического отделения) — выходил с 1893 г. до двух раз в год. В числе сотрудников были Н. В. Водовозов, В. А. Гольцев, Г. А. Джаншиев, Н. И. Кареев, А. А. Кауфман, М. М. Ковалевский, гр. Л. А. Камаровский, С. А. Муромцев, В. В. Пржевальский, В. И. Семевский, М. Н. Соболев, В. Н. Сторожев, Н. С. Суворов.Сборник этот служил как бы продолжением прекратившегося в 1892 году "Юридического Вестника" (см.). Всего вышло 8 томов.

Н. Л.

Сборник распоряжений Великого Княжества Финляндского

— издается в Гельсингфорсе, на русском и финском языках; служит для обнародования законов и правительственных распоряжений по вел. княжеству Финляндскому.

Сборник распоряжений по телеграфному ведомству

с 1873 г. по июль 1884 г., и Сборник распоряжений по Главн. управл. почт и телегрофов, с июля 1884 г. по 1887 г. — периодическое издание, выходившее в С.-Петербурге два раза в месяц под редакцией Н. Е. Сливинского. С 1888 г. переименовано в "Почтово-телеграфный журнал" (см.).

Сборник Русского Истормческого Общества

— выходит в С.-Петербурге с 1867 г., в неопределенные сроки. До 1900 г. вышло 106 томов, содержащих в себе материалы для истории внутреннего управления в России и дипломатических сношений с иностранными государствами, по преимуществу в XVIII и начале XIX вв. Некоторые томы посвящены материалам для истории московского государства (тт. 24, 35, 38, 53, 59, 71, 94); в двух томах (60, 62) помещен азбучный указатель имен русских деятелей, для составления "Русского Биографического Словаря", издаваемого в настоящее время обществом.

Н. Л.

Сборник Саратовского Земства

— периодическое издание саратовского губернского земства. Выходит в Саратове с конца 1891 г., до 12 раз в год. В виде приложения к сборнику с 1894 г. выходит "Саратовская земская сельскохозяйственная и торгово-промышленная неделя" (см.).

Сборник сведений и материалов по ведомству м-ва финансов

— издавался в С.-Петербурге в 1865—1867 гг. ежемесячно под редакцией А. Корсака, Н. Юханцева и А. Бушена.

Сборник сведений о кавказских горцах

— выходил в Тифлисе с 1868 по 1881 год. Всех выпусков было 10. Издавался при кавказском горском управлении (вып. 1 — 9), а впоследствии кавказским военно-народным управлением (вып. 10). Помещались исследования и материалы, народные сказания, этнографические очерки, горская летопись и т. п. В 10-м выпуске напечатан капитальный труд барона П. К. Услара: "Древнейшие сказания о Кавказе", с биографией автора, написанной А. П. Загурским.

Н. Л.

Сборник сведений по гомеопатии

— издавался в Москве в 1859—60 гг. А. Ф. Форбрихером, в неопределенные сроки. Вышло три книжки.

Сборник солдатских сочинений

— выходил в С.-Петербурге в 1863—1864 гг., по 6 раз в год, при журнале "Чтение для солдат", под редакцией А. Ф. Гейрота.

Сборник сочинений по судебной медицине

судебной психиатрии, медицинской полиции, общественной гигиене, эпидемиологии, медицинской географии и медицинской статистике — издание медиц. д-та мин. внутр. дел, преобразованное из "Архива судебной медицины" (1865—1871 гг.) и выходившее в С.-Петербурге с 1872 до 1881 г. (по 3 тома в год). Редакторами последовательно были Г. И. Архангельский, С. П. Ловцов и М. Н. Шмелев. С 1882 г. издание переименовано в "Вестник судебной медицины и общественной гигиены".

Н. Л.

Сборник тарифов российских железных дорог

— издается в С.-Петербурге с 1889 г., 2 раза в неделю. Первоначальным издателем-редактором его был П. Н. Черемисинов, по поручению общего съезда представителей росс. жел. дорог. С 1893 г. издание продолжается департаментом железнодорожных дел министерства финансов. Редактор Тышинский, затем Серебренников.

Н. Л.

Сборник Трудов Врачей СПб. Мариинской больницы детских болезней

— издается в С.-Петербурге в 1892 г., выпусками, не более одного в год.

Сборник Трудов Врачей СПб. Родовспомогательного Заведения

— издается в С.-Петербурге с 1893 г., по 1 выпуску в год. Редактором его был И. М. Тарновский.

Сборник Трудов Кабинета Физической Географии

Имп. СПб. Университета — выходит непериодическими выпусками, под редакцией проф. А. И. Воейкова. Вып. I вышел в 1899 г.

Сборник Трудов Харьковского Ветеринарного Института

— выходит в Харькове с 1889 г., томами, по мере накопления материала. Всего вышло 5 томов.

Сборник Харьковского Историко-Филологического Общества

— (при Харьк. университете) — издается в Харькове с 1886 г., в неопределенные сроки. До 1900 г. вышло 11 томов. В 7-м томе помещены Д. И. Багалеем сочинения Г. С. Сковороды.

Сборник Херсонского Земства

— выходит в Херсоне с 1868 г., сначала ежемесячно, с 1879 г. по 4 выпуска в год, с 1886 г. по 6 вып. в год, а с 1888 г. снова ежемесячно. Издание херсонской земской управы.

Сборники древнерусские

(Святославов, торжественники, азбуковники, Римские деяния и др.) — см. Изборники.

Сборники законодательных работ

— по составлению уставов военно-судебного и воинского о наказаниях изданы были воен. министерством в 1867 и 1869 гг.; здесь собраны все главнейшие материалы, на которых основаны постановления обоих уставов.

Сборное воскресенье

— первое воскресенье Вел. Поста; названо так потому, что в древней России в этот день, по случаю торжества православия, собиралось к епископу духовенство и было совещание о церковных делах.

Сборное и дань

— пошлины, собиравшиеся в древней Руси с церквей и монастырей в казну архиерея. Сбор этот был известен в Греции, откуда, вероятно, перешел и к нам. До ХII в., однако, мы не находим известий о нем в России. В первый раз о нем упоминается в грамоте новгородского князя Святослава (1137 г.), которой была отменена десятина в пользу владыки и Софийского собора; назначая вместо этой десятины из своей казны 100 гривен новых кун, князь прибавляет к ним сбор с уездных церквей сорочками (мехами) и другими гривнами. Сбор с церквей вначале производился натурой — хлебом, солью, рыбой, свечами и другими припасами, для содержания архиерейского дома. В XIV в. он является уже пошлиной, которая пошла из старины, и известен под именем сборного. С. собиралось дважды в год: в Рождество и на Петров день. В грамотах XV и XVI вв. сбор постепенно переводится на деньги. Количество сбора было различно не только в разных епархиях, но и в разных церквях одной и той же епархии. Назначить то или другое количество сбора для известной церкви было во власти архиерея, который обыкновенно и определял это количество в своих грамотах, сообразуясь со средствами церкви или монастыря, с размером их угодий, с количеством получаемого ими дохода и с другими обстоятельствами. С XVI в. постепенно входит в практику святительская дань с церквей, или данные деньги, и заменяет собой С., благословенную куницу и другие мелкие сборы. В последний раз упоминается С. в грамоте патр. Филарета 1628 г.; в XVII в. все церкви облагаются данью. Дань налагалась на земли, дома и всякие угодья приходского духовенства и на сами личности священнослужителей, пропорционально с числом и богатством приходских дворов. Патриархи русской церкви стремились к установлению однообразия в окладе дани. Грамота патриарха Иоасафа к псковскому архиеп. Арсению дает знать, что еще в 1653 г. по воле царя Алексея Михайловича был установлен однообразный сбор для всех епархий. Вероятно, это распоряжение не было осуществляемо епархиальными архиереями, так как патр. Иоаким в 1687 г. вынужден был послать в епархии грамоту о том, чтобы архиереи при окладе дани сообразовались с окладом, бывшим в епархии патриарха. Дань с церквей и монастырей в пользу архиерея существовала до самого конца XVII в. При Петре I, со вторичным открытием монастырского приказа, она поступила в ведомство этого приказа. С уничтожением (в 1764 г.) церковного тягла, которое несло духовенство в пользу архиереев, все сборы в архиерейскую казну, в том числе и дань, были отменены. См. П. Знаменский, "Приходское духовенство на Руси" ("Правосл. обозрение", 1867, ч. I); Ив. Перов, "Епархиальные учреждения в русской церкви в XVI и ХVII веках" (Рязань, 1882).

Сборные пункты (воен.)

— места для сбора новобранцев, чинов запаса и ратников ополчения (обыкновенно — при управлениях уездных воинских начальников), а также лошадей, поставляемых на основании военно-конской повинности.

Сборный плод

— бывает у тех растений, у которых завязи нескольких пестиков, не срастаясь одна с другой, развиваются самостоятельно в плоды (напр. в мешочки, орешки, семянки и пр.), представляющие потом части С. плода, так наз. "плодики". Таков, напр., плод у водосбора (см.), живокости (см.) и некоторых других лютиковых. Иногда в образовании С. плода принимают участие и другие части цветка, напр. завязь, и С. плод становится тогда ложным С. плодом.

Сборщик

— должностное лицо, производящее сбор каких-либо специалных государственных или местных доходов. Хотя по принципу "единства касс" все государственные доходы должны сосредоточиваться исключительно в кассах министерства финансов, т. е. казначействах, но для удобства уплаты некоторых налогов и сборов они собираются не прямо казначействами, а так назыв. "кассами специальных сборщиков". Такими специальными сборщиками взимаются доходы горные, монетные, пробирные, таможенные, почтовые и телеграфные, лесные (за исключением лесного налога), казенных железных дорог, судоходные, шоссейные, карантинные, крепостные, судебные, канцелярские и вообще при производстве дел в судебных местах и у состоящих при них должностных лиц, сборы с вольного рыбного и тюленьего промысла в водах Каспийского моря, сборы различных хозяйственных учреждений, с взиманием которых связана отчетность материальная (сборы типографий, литографий и художественных заведений, коннозаводских заведений", от продажи медикаментов, аптечных материалов, хирургических инструментов и доходы клиник, технических заведений, от продажи книг, журналов и др. правительственных изданий, от оброчных статей, от продажи движимого казенного (имущества и т. п.). Правила для касс специальных С., составленные при введении системы единства касс в 1860-х годах, до сих пор не утверждены еще в законодательном порядке и применяются в виде опыта. Кассы специальных С. передают собранные доходы в определенные сроки в губернские или уездные казначейства. Некоторые специальные С. передают собранные ими государственные доходы в казначейство не прямо, а через посредство или других касс своего ведомства, или начальствующих лиц; так, например, судебные пристава представляют полученные ими денежные взыскания и судебные издержки в надлежащее судебное место. Кассы специальных С., будучи, по общему правилу, лишь приходными кассами, в некоторых случаях являются также и расходными кассами: на некоторые из них, находящиеся в местностях, где нет казначейств, казначейства губернские или местные могут ассигновать за свой счет выдачи тем кредиторам казны, которые проживают в месте нахождения специальных касс. Кассы специальных С., находящиеся в местностях, где нет губернских и уездных казначейств, принимают и хранят также специальные средства и партикулярные суммы тех управлений, при которых состоят, и по их распоряжениям производят расходы из этих сумм. В некоторых случаях и в губернских и уездных городах, где, по общему правилу, специальные средства хранятся в казначействах, кассы специальных С. принимают и хранят специальные средства и партикулярные суммы своих управлений — например, специальные средства, которые подлежат материальной отчетности (доходы типографий, литографий и т. д., продажа книг, изделий и т. п.). Кассы специальных сборщиков по собираемым ими государственным доходам ведут счеты и правила по формам, установленным существующими для этих доходов постановлениями; от обязанности вести бухгалтерские счеты освобождаются только те кассы, которые собирают доходы, принадлежащие к одному подразделению финансовой сметы. Срочное заключение в кассах специальных сборщиков, книг и счетов (по истечении месяца, трети, полугодия или года, смотря по тому, в какие сроки счета должны отсылаться на ревизию в контрольные палаты), а также срочные и внезапные свидетельства касс производятся установленным для того порядком. По истечении каждого года кассы доставляют в казенные палаты ведомости об остатке, приходе, расходе и наличности сумм государственных и других сборов; только старшие нотариусы и таможенные учреждения, вместо годовых ведомостей, представляют в казенные палаты ведомости ежемесячные. Ежемесячно кассы представляют местным учреждениям государственного контроля отчетность в собираемых ими государственных доходах, с документами. В некоторых крест. обществах, по их усмотрению, существуют особые выборные должностные лица — сборщики податей, срок службы которых ограничивается одним годом. С. податей могут быть при сельском общественном управлении и при волостном управлении. По ст. 67 особого прил. к IX т. Свода Зап., на С. податей возлагается взимание лежащих на крестьянах податей и всяких установленных денежных сборов, а также недоимок по этим сборам; ведение счетов полученным деньгам; наблюдение за бездоимочным взносом от каждого хозяина следующих с него платежей, внесение в местное казначейство податей и сборов; представление сходам отчета в поступивших от крестьян суммах; представление сходам о неплательщиках для принятая мер ко взысканию с них недоимок; раздача всем домохозяевам окладных книжек или бирок, или других каких-либо знаков для помет о получении С. денег, согласно с принятым в обществе порядком. С. податей в крестьянских обществах на время службы освобождаются от телесного наказания.

Сборы

— грубо измельченные разрезыванием или толчением части лекарственных растений называются С. Корни, корневище, кора, травы, листья и цветы составляют материал для сборов. Мелкие плоды, как анис, тмин, укроп, можжевеловые ягоды и др. превращаются в крупный порошок. Некоторые цветы и без измельчения употребляются в виде С., напр. цветы ромашки, тысячелистника, лепестки розы, бузинный цвет, липовый цвет и др. Для просевания сборов, служащих для настоя или отвара, пользуются ситами и решетами. Для назначения медикаментов в виде С. пригодны только такие средства, при употреблении которых не требуется точной дозировки. В настоящее время С. выписываются врачами крайне редко. Из С. чаще других в аптеках заготовляются: ароматные С. (душицы обыкновенной 4 ч., перечной мяты 4, тимьяна 2 ч., цветов лаванды 2 ч., гвоздики 1 ч.) — большей частью снаружи для сухих припарок и травяных подушечек, для ванн (1/3 — 1 фун. на ванну). Ароматный С. для ванн (цветы ромашки, лаванды, листья кудрявой мяты, листья розмарина; богородская трава, корневище ира по равной части); мягчительный С. (обыкновенной ромашки, корня проскурняка, цветов мальвы, травы донника по 1 ч. и 2 ч. толченого льняного семени; снаружи для припарок). Сен-Жерменов слабительный С. (16 ч. александрийских листьев, 10 ч. бузинного цвета, по 5 ч. истолченных укропного семени и аниса, 3 ч. сеньетовой соли) принимается настой из 1 чайной ложки на 1 чайную чашку; грудной чай или С. (8 ч. измельченного корня проскурняка, 3 ч. лакричного корня, 1 ч. корневища флорентийского касатика, 4 ч . измельченных листьев белокопытника, 2 ч. цветов коровяка, 2 ч. звездчатого аниса), чайная ложка заваривается на стакан воды.

Д. K.

Сборы войск

— для совместного обучения обыкновенно производятся в летнее время и составляют главный предмет лагерных занятий. Ежегодно на предстоящее лето окружными штабами составляются проекты расписания С., представляемые на Выс. утверждение; лишь в отдаленных округах (Приамурском и бывшем Иркутском) С. производятся по расписаниям, окончательно составляемым на местах. Общая продолжительность С. — около 4 месяцев. Начинаются они и оканчиваются в разное время, в зависимости, главным образом, от климатических условий. С. подразделяются на частные, специальные, общие и подвижные. Частные С. — это С. войсковых частей. Пехота и кавалерия для начала занятий в частных С. сводится к полковым штабам; пехотные полки, для прохождения курса стрельбы, сосредотачиваются при дивизионных или бригадных стрельбищах. Специальные С. установлены артиллерийские, кавалерийские и для полевых инженерных войск. Первые продолжаются от 6 до 8 недель при окружных полигонах. Во вторые собираются все части кавалерии и конной артиллерии в Петербургском, Варшавском, Виленском, Киевском и Одесском округах. Общими называются С. войск различных родов оружия; обычная их продолжительность — около 4 недель; заканчиваются они обыкновенно маневрами или подвижными С. Пунктами наиболее крупных общих С. являются: Красное село (близ СПб.), Варшава, Брест-Литовск, Межибужье и Чугуев. Подвижные С. введены в России с 1885 г.; они сопровождаются ежедневными передвижениями по разнообразной и мало знакомой войскам местности; продолжаются около 2 недель.

Сборы поверочные

(воен.) — см. Поверочные сборы.

Сборы учебные чинов запаса и ратников ополчения

(воен.) — имеют целью дать некоторую подготовку к военному делу тем лицам, которые вовсе не проходили действительной службы, и освежить знания тех, которые перечислены в запас или ополчение из войск. На основании 24 ст. уст. о воинск. пов., запасные чины могут быть призываемы военным или морским министерством в учебные С., но не более 2 раз в течение всего срока нахождения в запасе, и каждый раз не долее, как на 6 недель. Из ратников ополчения в учебные С., также не более 2 раз и на тот же срок, могут быть призываемы, с Высочайшего соизволения, принадлежащие к четырем младшим возрастам ополчения первого разряда, т. е. зачисленные в этот разряд при последних четырех призывах новобранцев (ст. 327). На время С. запасные и ополченцы подчиняются действию военно-уголовных законов; первые — в полном объеме, вторые — с некоторыми ограничениями. По военным законам и те, и другие отвечают и за неявку к уч. С. До 1887 г. призыв запасных в учебные С. не практиковался, отчасти ввиду значительности сопряженных с ним расходов, отчасти потому, что до тех пор запас состоял из лиц, долго служивших под знаменами, а часть их принимала участие и в последней войне. Первый С. ополченцев был произведен в 1890 г. Ныне учебные С. производятся систематически, ежегодно: ратников ополчения — на 4 недели, а запасных, в зависимости от срока, проведенного ими в войсках, и от принадлежности к тому или другому роду оружия — на время от 2 до 4 недель. Запасные нижние чины кавалерии и конной артиллерии до настоящего времени в уч. С. еще не призывались. По сведениям за 1897 г., в уч. С. того года было всего призвано из запасных нижних чинов пехоты, пешей полевой и крепостной артиллерии, сроков службы 1887 и 1892 гг., 166021 чел.; из них отбыли С. 135175 челов. (81,42%) и не приняли участия в С. 30846 челов. (18,58%), в том числе уклонилось без законных причин 9952. Обучение продолжалось: для запасных крепостной артиллерии — 4 недели, для однолетков пехоты и запасных полевой артиллерии — 3 недели, для старослуживых пехоты — 2 недели. Запасные собираются при частях войск по особому назначению; из них формируются отдельные строевые единицы (батальоны, роты, батареи), с назначением в эти единицы иеобходимого числа состоящих на действительной службе офицеров и унтер-офицеров. Запасные на время С. получают форменную военную одежду; ратники ополчения отбывают С. в своем платье (им выдаются лишь ополченские кресты для ношения на шапке). В видах увеличения подготовленного контингента запасных офицеров, в 1899 г. (прик. по воен. вед. № 104) установлены особые правила об уч. С. состоящих в запасе прапорщиков и вольноопределяющихся 1-го разряда. На основании этих правил, все прапорщики запаса и вольноопределяющиеся 1-го разряда должны, за время нахождения в запасе, отбыть два раза уч. С., каждый раз в течение полных 6 недель. Перед окончанием С. вольноопределяющиеся подвергаются испытанию в практической подготовке по командованию и управлению частями роты и эскадрона, после чего допускаются к держанию экзамена на чин прапорщика запаса и производятся в этот чин. — Учебные С. запаса, резерва, ландвера и т. п. практикуются и во всех иностранных армиях. В Германии чины запаса, во время пребывания в резерве, могут быть созываемы 2 раза на 8 недель; чины ландвера — 2 раза на 2 недели. В Австрии резервисты могут быть собираемы до 3 раз на 4 недели, а общая продолжительность уч. С. запаса ландвера и гонведа определена в 24 недели. Во Франции чины резерва призываются 2 раза на 4 недели, чины территориальной армии — 1 раз на 2 недели. Ср. А. Родигер, "Комплектование и устройство вооруж. силы".

К.-.K.

Сброс

см. Слой.

Сбруя

— см. Рабочий скот.

Сбыт

— см. Торговля.

Свада

(древнерус.) — ссора, распря, также битва, драка; по "Русской Правде" (пространной редакции), убийство без С. является квалифицированным и наказуемо больше обыкновенного.

Свадебные плачи

— см. Причитания.

Свадха

(санскр. Svadh â) — свойство, удовольствие, сладкий напиток, подносимый теням предков: 1) одно из многочисленных олицетворений позднейшей индийской мифологии, "жертва". По одним источникам, С. — дочь Дакши и Прасути, по другим — дочь Агни. Находится в известном отношении к классу обожествляемых предков, или Питарас; изображается женой одних из них и матерью других. 2) Жертва отцам — "питарам", а также жертвенное восклицание, произносимое при таком жертвоприношении. В этом значении С. встречается уже в Ригведе.

Свадьба (этногр.)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Свадьба (юрид.)

— окончательный акт заключения брака, придающий последнему полную юридическую силу. В современном праве С. в этом юридическом смысле совпадает с понятием венчания (см.); свадебные обряды в настоящее время являются не юридическими, а бытовыми актами. До установления церковных форм брака — в Западной Европе и России, а в настоящее время — у народов, стоящих на низшей степени культуры, и отчасти в русском обычном праве, С. распадалась на несколько самостоятельных актов. Важнейшими из них были похищение девушки (позднее — договор о браке с ее родителями или опекунами; см. Обручение) и плотское совокупление, а после образования договорной формы — еще промежуточный между договором и совокуплением акт торжественной передачи невесты жениху. Юридическая сила этих трех актов в разное время, по-видимому, не была одинакова. Лишь на очень древней ступени похищение и совокупление, а затем договор, передача и совокупление совпадали в один юридический акт, непосредственно следуя друг за другом. Когда брак сделался куплей невесты или договором выкупа ее у родителей, а цена за девушек еще была высока, она не могла быть выплачена сразу; при договоре она лишь обещалась в торжественной форме (старый формальный контракт); согласно с этим отсрочивалась и передача девушки, до уплаты цены. С., таким образом, отделилась от обручения (см.), юридическая сила которого долго еще охранялась законом предпочтительно перед моментом С. В последней продолжали совмещаться два акта: передача жениху девушки и плотское совокупление; позднее и эти акты разделились, и средневековые юристы много спорили, какому из них следует придать решающую юридическую силу. Новейшие исследования указывают на связь между значением различных юридических моментов С. и имущественными отношениями супругов. Когда невеста стала наделяться приданым и особенно недвижимостями, передача последних совершалась, естественно, в момент окончательной передачи невесты; в связи с этим ко второму моменту С. (передача девушки) перешла и преимущественная юридическая сила. В тех местностях, где вступление в брак создавало полную общность имуществ, права жены окончательно устанавливались вместе с установлением полной плотской близости, вследствие чего и наибольшую силу в бракозаключительном праве получило плотское совокупление. Во многих местностях окончательные права общности устанавливались — а в некоторых местах (остз. право) устанавливаются и теперь — удачным результатом сожития, т. е. рождением ребенка. И после образования церковной формы брака указанные три момента бракозаключения и два момента С. еще различались по своей юридической силе. Теперь момент венчания при церковном браке и совершение официальных торжественных форм при гражданском браке поглотили все остальные моменты. Юридическая история С. лучше всего разработана по памятникам германского права, на основании которого восстановлена и указанная эволюция С. См. Schr ö der, "Deutsche Rechtsgeschichte" (3 изд.); Heusler, "Institutionen des deutschen Privatrecht" (II); Lehmann, "Verlobung und Hochzett nach den nordgermanischen Rechten", а также литературу под сл. Обручение.

В. Н.

Свазиденд

(англ. Swaziland) — страна в Южной Африке, состоящая под управлением Трансвааля; расположена между восточно-африканскими колониями Португалии, Тонгалендом и Трансваалем. 18140 кв. км; 41000 жит., в том числе белых около 1000, остальные кафры. Гористая, хорошо орошенная, плодородная страна изобилует лесами и полезными ископаемыми; особенно пригодна для скотоводства. В местностях, лежащих на высоте 500 — 1500 м над уровнем моря, возможны самые разнообразные сельскохозяйственные культуры, но туземцы ограничиваются производствами продуктов для внутреннего потребления, так как вывоз, по отсутствию путей сообщения, в настоящее время невозможен. Разводится табак и овес, в последнее время кофе. Нашествия саранчи производили иногда такие опустошения, что трансваальское правительство вынуждено было ввозить маис и муку. Много вреда причиняет скотоводам муха цеце. Разработка золота, олова и каменного угля (антрацита) до сих пор редко достигала крупных результатов. До 1898 г. в С. добыто 21913 тонн золотосодержащей руды, из которых получено 1288 унций золота, стоимостью в 4344 фун. стерл., и 2260 тонн гравия, содержащего олово. Иностранные товары ввозятся в С., главным образом, через бухту Делагоа; ввоз через Наталь-Трансвааль не превышает 3000 фун. стерл. С 1889 г., когда различные горнопромышленные предприятия, не дававшие прибыли, приостановили работы, торговля с С. мало развивалась. По данным 1896 г. (неполным) ввоз достигал 67369 фун. стерл., в том числе на 19294 фун. стерл. спиртных напитков и пива, на 13631 фун. стерл. колониальных товаров, на 14945 фун. стерл. металлических изделий, плугов и машин, на 6886 фун. стерл. сукон. Богатства С. стали привлекать поселенцев из буров и англичан, следствием чего явилось соперничество между Англией и Трансваалем из-за господства в стране. Фактическими хозяевами края сделались буры, вследствие чего Англия вынуждена была в 1890 г. согласиться на совместное управление страной представителями обеих держав, а конвенцией 14 февр. 1895 г. предоставила С. в исключительное управление Трансвааля, но с тем, чтобы страна эта не считалась интегральной частью Южно-Африканской республики. Номинальным правителем страны остался король Н'Буну, в подчинении которому состоят 30 вождей. В начале 1898 г. Н'Буну, вызванный в Бремерсдорф к ответу за убийство одного из вождей, поднял восстание. Когда в С. появилось войско буров, он бежал в британские владения, после чего главой народа Свази провозглашена была королева-мать. После переговоров с губернатором Капской земли, Н'Буну был выдан трансваальскому правительству и присужден, за покровительство разбоям, к штрафу в 500 фун. стерл. Фактическое управление С. находится в руках комиссара трансваальского правительства, которое тратит на администрацию С. около 42 тыс. фун. стерл., тогда как доходы с него не превышают 2 — 3 тыс. фун. стерл.

Свайка (игра)

— народная игра; заключается в том, чтобы толстоголовым гвоздем попасть в кольцо на земле.

Свайка (инструмент)

инструмент, служащий для такелажных работ; состоит из утонщающегося на одном конце куска железа круглого сечения. С. пробивают пряди тросов при делании узлов, сплесней и т. д.

Свайники

(Strongylidae) — семейство класса круглых червей, или нематод (Nematodes), ведущих паразитический образ жизни. Характеризуются расширенной передней кишкой (хотя и не постоянно), образующей ротовую полость и капсулу, снабженную подчас особыми крючьями, 6 сосочками, окружающими рот, и колоколообразным расщирением заднего конца тела самцов, образующим так называемую совокупительную сумку (bursa c opulatrix), вооруженную двумя (реже одной) спикулами. К сем. С. относятся 7 родов, с многими видами, паразитирующими во взрослом состоянии не только в кишечнике, но и других органах позвоночных, по преимуществу млекопитающих; некоторые виды являются весьма опасными для человека (см. Глисты).

В. Ш.

Свайнсон

(Вильям Swainson) — англ. зоолог, род. в 1799 г. Большую часть жизни посвятил путешествиям. С 1820 по 1841 прожил с семьей на Новой Зеландии. Главнейшие труды С. посвящены описанию раковин моллюсков, птиц и отчасти насекомых. Им описан и открыт целый ряд новых форм. Общие его сочинения касались отношения отдельных групп позвоночных и вопросов классификации, причем он ввел так наз. пятерную систему классификации, не имевшую, впрочем, успеха. Главные труды: "The characters of several rare and undescribed Shells" ("Philos. Magaz." т. 61, 1823), "On the series of Nature and the relation of Animals" ("Entomol. Magaz.", 1827), "System of Zoology" (1829), "Zoological Ilustration Isis" in (1829), "A syno p sis of the Birds discovered in Mexico by W. Bullock sen. and jun." ("Philos. Mag.", 1827) и др.

В. М. Ш.

Свайные постройки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Свальное

— древнерусское название пошлины с выкладки привезенных на торг товаров из возов, саней и судов; взималось С. иногда с весу сваливаемого товара, но большей частью с экипажа, в котором доставлялся товар. Уничтожена эта пошлина указом 1654 г. (Полное Собрание Законов, т. I, 122).

Свальферорт

— маяк на Балтийском побережье, на о-ве Эзеле Лифляндской губ., на южн. оконечности Церельской косы; виден за 60 в. Спасательная станция.

Сваммердам

(Иоганн Swammerdam) — изв. голландсюй анатом (1637—80). С. изучал медицину в Лейдене и Париже, в 1667 г. получил степень д-ра за исследование касательно процесса дыхания ("Tractatus de respiratione usuque pulmonem", 1667). После того как им было дано уже несколько исследований и он составил себе имя в науке, он подпал мистическому влиянию Антуанеты Бургиньон; когда ее изгнали, то С. последовал за ней в Шлезвиг и Копенгаген. Сваммердан решил, что оскорбляет божество своими исследованиями, и бросил их. Потом он вернулся в Амстердам и провел конец жизни в уединении, отказываясь от выгодных предложений занять то или другое место или продать свою богатейшую коллекцию и обнаруживая явные признаки ненормального состояния ума. С. дал впервые точную анатомию насекомых (между прочим червя); отличил у насекомых настоящие превращения от простой линьки и тем дал основу для естественной классификации их, распознал три различных состояния у пчел (самца, самки и рабочей); описал половые органы пчелиной матки и трутня, а равно и ротовые части и жало пчелы; дал анатомию мухи-однодневки, ряд анатомических исследований моллюсков, наконец, дал анатомию и историю развития лягушки. Ему принадлежит первая идея единства развития всех животных и попытка выяснить роль спермы путем опыта. В эмбриологии, впрочем, он придерживался господствовавшей тогда теории вкладывания зародышей. С. принадлежит первая идея инъекций, т. е. наполнения сосудов животного окрашенной жидкостью. Метод этот был впоследствии разработан Рюишем (Ruysch). Главнейшие труды С.: "Miraculum naturae, s èu uteri muliebris fabrica" (1672), "Histoire générale des animalcules privé s de Sang", появившаяся сначала в 1669 г. по-голландски, была потом переведена на многие языки и содержит наблюдения С. над анатомией и метаморфозой насекомых. "Description anatomique des Insectes éphémères" (1675), "Biblia naturae seu historia insectorum in certas classes reducta" (1737—38).

В. М. Ш.

Сван

(Christer Swahn) — псевдоним шведск. писателя Виктора Гуго Викстрёма (Wickströ m), род. в 1856 г. Написал "Dikter" (1882), "Fyra Dikter" (1883), "Antikrist" (драма, 1885), "Tankar" (1895), "Aerkebiskoреn" — драматическое стихотворение (1897), "N ä r Jesus Rоm tilt Oester-sund", романы "En bospitalshistoria", "S ådan var vä gen", "Aefentyrarlif" (нем. перев.: "Abenteurerleben", Б., 1899), "Arnliot G ällina" (1897), "En modern historia" (1898). Научно-популярные соч. С.: "Sanningsk ä r" (1885), "Kvinnostudier af en ungkarl" (1895), "Lukjanos, antikens modernaste ande" (1898), описания путешествий — "Singalesiska bref" (1893), "Stoft fr ån Sandalerna" (1895), "Somturist genom Europa" (1897).

Свана

— p. Орловской и Курской губ., прав. пр. Сейма, орошает уу. Кромской, в котором берет свое начало, Дмитриевский и Льговский. Дл. 108 в., шир. 3 — 12 саж., глуб. 3 — 10 фут. Течение тихое. Главн. прит. Усожа.

Сванберг Адольф-Фердинанд

(Svanberg) — шведский математик и физик (1806—57); сын Онса С. В 1851 г. после представления магистерской программы "F örsö k att forklara orsaken till den dynamiska thermo-electriciteten" (Упсала, 1851) получил степень магистра философии. Был профессором физики и механики в Упсале и членом Стокгольмской акад. Из его трудов по математике назовем: "Оm interpolation af hypergeometrisca serier" ("Vetensk. Acad. Handl.", 1828), "Оm integration af differentialequationer af 2 dra ordningen" (ib., 1833), "De integralibus definitis disquisitiones" ("Soc. scient. Upsal. Nov. act.", X, 1832), "Ohservations sur la transformation des int égrales multiples" (ib., XIII, 1847), "Sur quelques intégrales dé finies" ("Crell's Journ.", XVIII, 1838). По механике и физике: "Оm fluiders r ö relse" ("Vetensk. Acad. Handl.", 1839), "Оm uppm äthing af ledningsmotständet för elektriska strö mmar och оm en galvanisk differential-thermometer" (ib., 1849), "Оm best ämmande af en galvanometertråds motstånd för elektriska strö mmar" (ib.), "Оm de harmoniska tonerna och klangen hos str änginstrumenter" (ib.), "Att finna absoluta antalet af gifna toners vibrationer (ib., 1849), "Sur le mouvement des fluides" (Crell's "Journal"; XXIV, 1842), "Expériences sur le pouvoir thérmo-électrique du bismuth et de l'antimoine crystallisés" ("Comptes rendus", XXXI, 1850).

В. В. Бобынин.

Сванберг Онс

— шведский математик и астроном (1771—1851). С 1789 г. доцент и астроном-наблюдатель в Упсальском унив. Назовем из его сочинений следующие: "Enudatio enumerationis linearum tertii ordinis Newtonianae" (Упсала, 1794—96), "Geometr. Afhandl. om de kroppars r örelser, hvilka antingen till eller ifrå n en gifven punkt dragas etc." (напечат. в "Vetensk. Acad. Handl", 1797), "Ber ä ttelse om en resa till Kello" и "Utdrag ur astronom. dagboken vid Stockholms observatorium" (ib.). Несогласие результатов, полученных экспедицией Мопертюи при измерении дуги меридиана в Лапландии, с результатами подобных же измерений в других местах особенно волновало Стокгольмскую академию, и она решила в 1799 т. отправить в Лапландию, под начальством С., экспедицию для новых измерений в 1801—3 гг. Измерения обнаружили в прежних значительную ошибку, и привели к результатам, согласным с полученными в других местах. Отчет об этом сочинение: "Exposition des op érations, faites en Lapponie pour la détermination d'un arc du méridien en 1801—3 par Ofverbom, Svanbe rg, Holmquist et Palander" (Стокгольм, 1805), которому предшествовал по тому же предмету мемуар С.: "Historisk öfversigt a problemet om jordens figur, jemte anledning garne till den nya Lappska gradmä ttningen-etc." ("Vetensk. Acad. Handl.", 1804). По возвращении из Лапландии, С. сделался с 1803 г. астрономом Академии, а в 1810 г. проф. математики в Упсальском унив. Подобно Фурье, С. занимался вопросом о распространении теплоты в небесном пространстве и пришел к одинаковым с ним результатам ("In temperatura m atmosphaerae observationes", 4 ч., Упсала, 1827). С 1815 по 1819 г. он редактировал периодическое издание "Upsala L äns Hushålls Sä llskaps Handlingar". Отдельно изданы им: по математике — в "Vetensk. Acad. Handl." ("Afhandl. om analytisca serier", 1801). В "Новых Актах Упсальского общ. Наук" ("Nouv. consid érationes sur la résolution des équations algé briques", 1832), "Perspectivarum principia projectionum analytice exposita" (VI ч., ib., 1815—21), "In solutionem aequationum algebraicarum disquisitiones" (ib., 1817—27), "De integratione formulaum rationalium" (VII ч., ib., 1824—27), "Iu theoriam maximorum et minimorum dilucidationes" (ib., 1830) и др. По механике и астрономии: в — "Vetensk. Acad. Handl." — "Analyt. deduction of principium composit ionis et resolutionis virium" (1811), "Phoronomiens grundformler analyt. deducerade" (1812), "Berä ttelse оm f örsök till hestämmande of secundpendelns längd" (1825), "Theorie för planeters och cometers rö relser" (1830) и др. В "Новых Актах Упсальск. Общ. Наук": "Theoria motuum ellipticorum" (Упсала, 1815), "Principia motuum analytice exposita" (ib., 1839) и др.

В. В. Бобынин.

Сваневельт

(Герман vаn Swanevelt) — голландск. живописец и гравер, пейзажист (род. ок. 1600, ум. в 1655 г.). Будучи еще юным, он оставил родину, отправился в Париж и оттуда в Рим, где сделался учеником и последователем знаменитого Кл. Лорреня. С 1652 г. до самой кончины своей жил снова в Париже, в 1653 г. был принят в члены тамошней Королевской академии живописи и в 1654 г. работал, вместе с Пателем, над украшением живописью кабинета Амура в отеле президента Ланбера. Картины этого художника можно видеть в Луврском музее, в Париже, в Мюнхенск. пинакотеке, в Дрезденской, Берлинской, Венской, Франкфуртской, Копенгагенской, Брауншвейгской, мадридской и друг. галереях. Отличаясь свежестью колорита и нежностью письма, они вообще имеют сходство с пейзажами Кл. Лорреня, но слабее их в отношении теплоты тона и сочности кисти, особенно в исполнении деталей; зато фигуры людей и животных у него лучше, чем у Кл. Лорреня. В своих гравюрах, число которых довольно велико, С. является более значительным мастером, нежели в картинах: идеалистическая живописность сюжетов, величественность форм, красивая обработка деревьев и эффектное распределение освещения составляют достоинства этах эстампов.

Сванетия

— страна, населенная сванетами (см.); расположена по верхнему течению р. Ингура. Вост. часть верхней долины Ингура назыв. Вольной С., а западная, по-видимому, находившаяся под властью кн. Дадишкилиани — Княжеской С. С. входит в состав Лечхумского у. Кутаисской губ.

Сванеты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сванзи

Су á нзи , по-гальски, Абер-Т á уи (Swansea) — прим. порт. г. в граф. Гламорган, в княж. Валлис, в Великобритании, на зап. бер. р. Т á уи, при впадении ее в залив С. Бристольского канала. Театр, много капелл, школ и банков, старый замок, маяк, плавучие доки. Одно из любимых морских купаний в Англии. Близость обширных каменноугольных копей с углем самого лучшего качества для плавки и удобное сообщение как морем, так и жел. дорогами, создали из С. центр медной промышленности и торговли; в городе и его окрестностях выплавляют почти всю медную руду, добываемую в Великобритании и Ирландии, и большое количество заграничной. Заводы железоплавильные и железоделательные, цинковые, жестяных изделий, гончарные, пивоваренные, канатные, корабельные верфи. Главные предметы ввоза — медная руда, зерно и съестные припасы из Ирландии, лесной материал из Америки и с Балтийского побережья, пенька, жир и мука; главные предметы вывоза — медь, железо, каменный уголь (особенно кузнечный), известь, гончарные изделия. Жит. 102001 (1898).

Сванинг

(Svaning) — датский историк (1503—84), проф. риторики в Копенгагене королевкий историограф. Задумав написать историю Дании от Саксона Грамматика до царствования Христиана III, он тщательно собирал материалы, объезжал старинные монастыри, списывал надписи, изучал рукописи, опровергал целый ряд обвинений, каким датские короли, в особенности Иоанн II, и датский народ подвергались со стороны шведских историков (напр. Иоанна Магнуса). "Refutatio calumniarum Johannis Magni" С. вышло в 1561 г. Во время сев. 7-летней войны С. написал несколько "политических" брошюр. Издал соч. о короновании королей и королев, историю норманнов, описание Дании, хронику рибюских епископов, соч. о княжестве Шлезвигском. Свое большое соч. по истории Дании С. не успел издать; напечатана лишь часть его, посвящ. царствованию Христиана II: "Christianus II, Daniae rex". Для правильной оценки этого труда надо помнить, что он явился в свет в разгар партийной борьбы между сторонниками Христиана II и его противниками (Христиан III и его сын), иначе — младшей линии Ольденбургского корол. дома и старшей. История служила орудием политики и дипломатии. С. старался не столько об истор. правде, сколько о том, чтобы рельефнее представить тиранию Христиана II и доказать права на престол младшей линии Ольденбургской династии. Сочинение его, поэтому, в высшей степени тенденциозно и пользоваться им надо с большой осторожностью. См. R ördam, "Historieskrinningen i Danmark" (1867).

Г. Ф.

Свар-лока

(санскр. Svar-loka — небо света, Солнца) — одно из имен неба Индры. То же, что Сварга и Индралока.

Сварабхакти

(санскр. svarabhakti = "разделительный гласный" или, точнее, "часть, доля гласного") — термин древних индийских грамматиков, вошедший в употребление и у европейских языковедов, особенно немецких. У индийских грамматиков С. назывался тот вторичный гласный, который в санскрите развивался после согласного r, l, a иногда и любого звонкого согласного, за которыми следовал согласный. По описаниям индийских фонетиков С. гласный имел длительность от 1/2 до 1/8 обыкновенного гласного (так называемой "моры") и звучал как а или е, a также и как гласный соседнего, предшествующего или следующего слога. В связи с этим развитием вторичного гласного находилась та особенность ведийской метрики, по которой некоторые сочетания согласных считались в метрическом отношении за целый слог, хотя гласный в них письменно и не обозначался (например, слово dar ç ata — "достойный лицезрения" — читалось как четырехсложное, с гласным между r и ç). У европейских языковедов именем С. называется также вторичный гласный, развившийся при плавных согласных (рус. мертв, старослав. Сварабхакти, лат. mortuus, греч. βροτός). Явлению С. в индоевропейских языках посвящена вторая часть известного труда И. Шмидта: "Zur Geschichte des indogerm. Vocalismus" (Веймар, 1875).

C. Б—ч.

Сварбхану

(санскр. Svarbh â nu) — демон, упоминаемый в одном из гимнов Ригведы, как виновник солнечных затмений, похищающий свет Солнца. Индра боролся с его коварством; Атри опять утвердил око Солнца на небе. С. несколько раз упоминается и в брахманах. В послеведийской мифологии его имя исчезает и заменяется Раху (см.).

Сварга

(санскр. svarga — идyщий на небо, небесный; небо) — в индийской позднейшей мифологии небо Индры, место пребывания низших божеств и блаженных смертных. Индийская мифологическая космография помещает С. на горе Меру. С. называется также Индралока и носит ряд других имен.

Сваривание

— способность двух кусков железа и стали, нагретых до высокой температуры, соединяться в одно целое под влиянием сжатия (под ударами молота, под вальками и пр.). Подобное свойство наблюдается и у других металлов, напр. у платины.

Сварка

— см. Котельное производство, Сваривание, Вальцы прокатные, Сварочное железо и Железо.

Сварог

— древнеславянское мифологическое божество неба, отец Солнца и огня. Ипатьевская летопись сближает его с Гефестом; по древним сказаниям С., с появлением Солнца ("Дажьбога") и огня, называемого в древнеславянских и русских памятниках Сварожичем, предается покою, предоставив им творчество и управление вселенной. По свидетельству Дитмара (ум. в 1018), языческие славяне чтили С. более других богов; некоторые признавали его за одно существо с Редигастом и представляли его распорядителем войн. По обыкновенному словообразованию С. происходит от санскр. sur (блистать) и почти тождественно с санскритским svarga — бог Солнца.

Сварочиша

(санскр. sv â rocisha — сияющий собственным блеском) — имя второго Ману (см.), сына нимфы Варутхини и гандхарва Кали. Его детьми считаются семь мудрецов — "рши".

Сварочное железо

— железо, получающееся в пудлинговых печах, из печки поступает непосредственно под обжимной молот, ударами кот. выдавливаются шлаки, механически увлеченные железом при пудлинговании; обжатые куски железа обыкновенно тотчас из-под молота идуг под вальцы, где они раскатываются в полосы (мильбарс). Железо, приготовленное таким образом, очень неоднородно, если сравнивать образчики мильбарса, полученные не только из разных кусков, но и из одного и того же. Чтобы выпускать на рынок железо более или менее определенных свойств, мильбарс разрезается на куски, кот. связываются в пакеты, сильно накаливаются в особых печах (сварочных) и прокатываются под вальками; получается одно-С. железо. Оно в свою очередь может быть подвергнуто такой же операции несколько раз, и с каждым разом однородность продукта увеличивается; но одновременно растет и его стоимость. См. Вальцы, Железо (техн.).

Сварт Елена

(Swarth, род. в 1859 г.) — голландская поэтесса, замужем за поэтом Фридрихом Лапидотом. На литературное поприще выступила двумя сборниками франц. стихотворений: "Fleurs du r ê ve" (1879) и "Les printani è res" (1882). На родном языке напеч. (преимущественно в форме сонетов): "Ееnzame bloemen" (1884), "Blauwe bleemen" (1884), "Beelden en stemmen" (1887), "Aquarellen" (1888), "Sneeuwvlokken" (1888), "Rouwviolen" (1889), "Passiebloemen" (1891), "Poezie" (1893), "Blanke duiven" (1895), а также ряд прозаических сочинений.

Сварт Петрус

(Petrus Andreae Niger, Svart) — шведский историк (ум. в 1562 г.), близко стоявший к Густаву I Ваза и содействовавший распространению реформации в Швеции; был придворным проповедником, потом епископом в Вестеросе. По желанию Густава I С, приступил к составлению истории его жизни с самого его рождения, но успел довести ее лишь до 1533 г. Густав Ваза сам диктовал С. многие места его истории. С. был ревностным сторонником абсолютизма. Заглавие его сочинения — "Gustaf i's Kr ö nika"; оно издано Клеммингом в 1870 г., в Стокгольме С. написал еще "Историю Вестероских епископов", изд. в 1774 г., и "Слово на кончину Густава I", изд. в 1620 г.

Сварто (Svarto)

— река в Финляндии, см. Мустиоки.

Свартхольм

(Svartholm) — покинутая крепость около г. Ловизы. Сдалась русским на капитуляцию в 1808 г.

Сварц

(Olof Swartz) — шведский ботаник, родился в Норрчёпинге, был профессором в Стокгольме. С 1783 по 1787 г. С. совершил путешествие в Вест-Индию, во время которого собрал до 800 новых растений. Шребер в честь С. установил новый род растений Swartzia. Из сочинений С. выдаются следующие: "Nova genera et species plantarum" (1788 г.), "Observationes botanicae, q uibus plantae Indiae occidentalis illustrantur" (1891, с 11 табл.), "Flora Indiae occidentalis" (1794, 3 тома, с 29 табл.), "Dispositio systematica muscorum frondosorum Sueciae" (1799, с 9 табл.), "Synopsis Filicum" (1806, с 5 табл.), "Lichenes araericani " (1811, с 18 табл.), "Summa vegetabilium Scandinaviae" (1814) и др.

С. Р.

Свастика

символический крестообразный знак, состоящий как бы из четырех букв Г греческого алфавита, соединенных между собой их основаниями (фиг. 1), или четырех человеческих ног, исходящих из одного, общего центра (фиг. 2).

Свастика

Фиг. 1. Фиг. 2.

Этот знак с незапамятных времен употребляется браминистами и буддистами Индии, Китая и Японии в орнаменте и письме, выражая собой привет, пожелание благополучия. С Востока С. перешла на Запад; ее изображения встречаются на некоторых из древнегреческих и сицилийских монетах, а также в живописи древнехристианских катакомб, на средневековых бронзовых надгробных плитах, на священнических облачениях XII — XIV ст. Усвоив себе этот символ в первой из вышеозначенных форм, под названием "гаммированного креста" (crux gammata; см. Крест И. Христа), христианство придавало ему значение подобное тому, какое он имел на Востоке, т. е. выражало им ниспослание благодати и спасения.

А. С—в.

Сват

сваха (этногр.) — так называется лицо, делающее предложение отцу девушки от имени жениха, и еще чаще отцы молодых относительно друг друга. В Великороссии бывает один С., в Малороссии почти всегда два С. (или старосты). У древних индусов в дом отца взрослой девушки приходили также два С., с цветами и плодами (Weber, "Ind. Stud.", V., 276, 291, 380). В Малороссии они почти всегда несут с собой хлеб. В Германии к отцу невесты приходят татже два С. (Mü lhause, "Die Urrelig.", 194). В Орловской губ. бывает С. со стороны жениха и С. со стороны невесты (Терещ., II, 194), вроде галицко-русского выдавца и чешкого олдавача. В Великороссии устраивают браки свахи; в Малороссии так называются матери молодых в их взаимных отношениях. Свахи, в смысле устроительниц бракосочетаний, были у древних греков (промнестрии) и у ацтеков (Сташкевич, "Кратк. оч. греч. древн.", 448; Klemm, "Allgem. Kulturgesch.", V, 33). В Малороссии свашки — родственницы жениха, большей частью жены его братьев ("Киевская Старина", 1883, т. I, 380). На малорусских сватовствах сваты приходят с палкой в руках, причем палка имеет символическое значение уполномочения (Сумцов, в "Культ. пережив.", № 87).

Н. Сумцов.

Сватек Иосиф

(Svá tek) — чешский писатель (1835—1897). Написал: "Praż ské povĕsti a legendy" (1883), "Obrazy z kulturních djĕin č eskych" (1891), "Ze staré Prahy" (18 99), сборник историч. рассказов "Z p ĕti století " (1895) и около 25 романов.

Сватоу

— см. Гуань-Дунь и Шань-тоу.

Сваха

или свага (санскр. Sv âhâ — "слава, благодать, благословение") — в индийском ритуале (уже в ведах) жертва, служившая пищей богам (в отличие от свадха (см.) — жертвы теням предков), а также возглас при жертвоприношении. В позднейшей индийской мифологии С. является олицетворенной в виде дочери Дакши и Прасути, состоящей женой Вагни, или огня, а также Абхи-мани (одного из Агни).

Свая

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сваямбхува

(санскр. Sv â yam-bhuva — происходящий от Svayambh û, т. е. от Брахмы) — в индийской мифологии имя первого из мифических прародителей человечества — Ману (см.). Он произошел от Сваямбху — Брахмы (Svayambh û — сам по себе существующий, самосущный), который для произведения потомства разделился на два существа — мужское и женское. От союза их произошел Вирадж, отождествляемый иногда с мужской половиной Брахмы, а от Вираджа уже Ману — Сваямбхува, отец десяти Праджапати, называющихся также Магарши (см. Рши). По другим сказаниям, Ману С. произошел от кровосмешения Брахмы с его собственной дочерью и женой, Шата-рупой (см.). Этому Ману приписываются обыкновенно законы Ману, а также и одна из ритуальных сутр (см.), носящая его имя.

С. Б—ч.

Сваямвара

(санскр. svayamvara — по своему желанию) — у индусов одна из восьми форм брака, получившая особую известность вследствие упоминания в знаменитом эпизоде Магабхараты о Нале и Дамаянти. Обычай С., распространенный у кшатриев, но отсутствовавший у брахманов (которые придерживались детских браков), заключался в том, что отец какой-нибудь царевны, достигшей брачного возраста, приглашал к себе других владетелей, желающих вступить в брак. В торжественном собрании претендентов на ее руку царевна сама выбирала себе будущего мужа и в знак своего выбора вешала избраннику на шею венок. Этот обычай, упоминаемый уже в Ригведе, превращался, иногда, в обычное у индусов похищение невесты. Так, в эпизоде Магабхараты о похищенной Драупади рассказывается, как один из претендентов, обойденный при выборе, насильственно похищает пренебрегшую им невесту. Благодарный для поэзии мотив С. часто встречается в индийских литературных памятниках. По свидетельству путешественника по Индии, полковника Тода, случаи С. встречались среди потомков кшатриев в Раджпутане до недавнего времени. Одна из разновидностей С., быть может более древняя, представляла собой торжественное состязание в силе физической или умственной, причем победитель получал руку невесты. Примеры такого сватовства встречаются также в Магабхарате, Рамаяне и других литературных памятникак. Выдача невесты в С. совершалась родителями; есть указания на то, что выбор ее не всегда был совершенно свободен. Видную роль при таких союзах играли, вероятно, политические соображения.

С. Б—ч.

Свеаборг

(Sveaborg по-шведски, Weapori по-фински) — сильная креп., защищающая с моря г. Гельсингфорс. Расположен на 7 скалистых о-вах, составляющих группу Wargsk ä ren (Волчьи шхеры). Станция русского военного флота, доки, арсеналы, матросская школа, казармы, цейхгаузы, пороховые погреба, резервуары пресной воды. Православный собор. Памятник строителю крепости, Эренсверду. Самый сильный из фортов — Густавссверд. Жит. ок. 1500, не считая гарнизона. Сообщение с Гельсингфорсом поддерживается летом маленькими пароходами. Укрепление Варгских шхер было решено шведским правительством после Абоского мира и в 1746 г. было поручено ген. Эренсверду, при содействии архитектора Тунберга. В 1748—58 гг. был сооружен теперешний Густавссверд; все работы закончены в 1770 г. и обошлись в 25 млн. риксдалеров. В 1808 г. креп. была осаждена русскими и скоро взята. В 1855 г. С. подвергся бомбардированию со стороны англо-французского флота, которому удалось лишь разрушить здания внутри крепости.

Н. Кн.

Свеарике

(Svea-Rike) — старинное обозначение средней Швеции, в противоположность южной Швеции, носившей название Гетарике (G ö tha-Rike). В состав С. входили области Упланд, Седерманланд, Нерике, Вестманланд, Далекарлия и Вермеланд. Современное нам шведское название всего шведского королевства — Sverige — произошло от стяжения слова Svearike.

Свебах

(Swebach) — два французских живописца, родом из Эльзаса [Д. Ровинский, в своем "Подробном Словаре русских граверов", ошибочно соединяет этих двух художников в одно лицо.]. 1) Жак-Франсуа-Жозеф С., прозванный де Фонтеном (1769—1823), учился в Париже, у Дюплесси; 22 лет получил от Парижской академии худ. второстепенную премию и в 1801 г. был награжден большой золотой медалью. Изображал военные и охотничьи сцены, лошадей и пейзажи с фигурами. Придумывал свои композиции очень умно, искусно группировал фигуры, прекрасно владел перспективой, писал и рисовал тонко, но довольно сухо. В 1813 г. поступил главным живописцем на Имп. фарфоровый завод в СПб., но вскоре возвратился во Францию. Как на лучшие произведения его кисти, должно указать на "Бега" (нах. в Шербургск. музее), "Охоту на оленя" (в Марсельск. муз.), "Прогулку в экипаже в сопровождении кавалькады" (в муз. Монпелье), "Битву при Риволи", "Переход через Дунай", "Привал путешественников" и некот. др. Вообще картины этого художника слабее его рисунков, из которых многие были гравированы им самим и изданы в виде сборника, под заглавием "Encyclopedie pittoresque" (468 грав., в 4 томах). Он занимался также рисованием на камне и оставил несколько альбомов литографий, под заглавиями: "Les petites Macedoines", "Nouvelles Macedoines", "Macedoines Russes", "Delassemen t s du soldat" "Scenes du Carnaval" и пр. 2) Бернард-Эдуар С. (1800—70), сын и ученик предыдущего, довершивший свое художественное образование в Парижском училище изящных искусств. Работал в таком же роде, как и его отец, особенно хорошо изображая лошадей. В молодости посетил Россию и пробыл в ней, по-видимому, довольно долго, вследствие чего его картины часто встречаются в Петербурге. Им изданы, кроме отдельных литографий, две тетради рисованных на камне изображений военных сцен. типов русских экипажей и лошадиных групп, под заглавием: "Souvenirs de la Russie" (по 12 лист; в каждой тетради, 1831 г.). Наиболее известные его картины — "Конский базар в окрестностях Москвы" (выставлен в парижск. салоне 1822 г.), "Охота со стаей собак" (нах. в Шербургск. муз.), "Шпион, схваченный гусарами" (в Безансонск. муз.), "Езда в России зимой" и "Езда в России летом".

А. Св.

Свевы

(Suevi) — в древнейшее время название совокупности нескольких германских племен, которые по своему бродячему или кочующему образу жизни противополагались оседлым племенам (ингевонам); впоследствии — название одного народа. Цезарь первый говорит о С., называя этим именем германцев, живших за убиями и сигамбрами, след. явившихся потом под именем каттов. Он рассказывает, что они составляли 100 округов и насчитывали 10 тыс. чел., способньгх носить оружие. Когда он перешел за Рейн, С. удалились в лес Баценис (Гарц), отделявший их от херусков; их земля граничила с обширной пустыней, покинутой кельтами, между Майном и Дунаем. Они вели жизнь кочевую, занимаясь более скотоводством и охотой, нежели земледелием; ежегодно часть их уходила на войну; так, напр., за Ариовистом следовали и С. Тацит рассказывает о С., что они завязывают на темени зачесанные назад волосы, и причисляет к ним гермундуров, семнонов, лангобардов и, кажется, большую часть народов вост. Германии, от Дуная до Свевского (Балтийского) моря, Культ богини Нертус был общим у всех С. Народы, которые маркоман Маркбод соединил на некоторое время под своим владычеством, были С.; даже гораздо позже, в войнах с Марком Аврелием и Аврелианом, маркоманы и квады неоднократно называются С. В эпоху великого переселения народов название С. обнимало собой только семнонов. Часть последних входила в состав полчищ, которые в 406 г. вторглись со стороны устья Майна в Галлию, покинутую римскими войсками. Три года они опустошали Галлию, сражались за Константина, провозглашенного в Британии римским императором, и в 409 г., вместе с вандалами и аланами, прошли в Испанию, где получили от императора Гонория земли в Галиции. Свевский король Гермерик прогнал вандалов, с королем Гундериком; когда же вандалы перешли в Африку, С., под предводительством Рехилы, завоевали в 439 г. Мериду, в 441 г. Гиспались (Севилью), распространились на З и Ю по Лузитании и Бетике и удержались против оружия римского полководца Витуса, присланного Валентинианом III. Сын Рехилы, Рехиар, принявший христианство, был разбит Авитом, провозглашенным в Галлии императором, и Теодорихом II, королем вестготов. В 456 г. Pexиар был убит в борьбе с Теодорихом. Преемник его Ремизмунд, исповедывавший арианское учение, заключил с Теодорихом договор, но в 465 г. опять распространил свою власть на северную Лузитанию. После того история С. неизвстна до 561 г., когда свевский король Теодомир, или Ариамир перешел в католичество. Сын его, Теодомир II, или Мир, помогал сыну Леовигильда, короля вестготского, Герменегильду, в войне против отца, но был побежден в 583 г. и должен был признать над собой власть Леовигильда. В 585 г. Леовигильд, разбив Андеку, свергнувшего с престола своего тестя Эборика, сына Мирова, присоединил свевскую державу к вестготской. В Германии имя С. сохранилось в виде имени свавов, или швабов — племени, союзного с алеманами и, может быть, тождественного с прежними ютунгами; после 430 г. оно является к В от алеманов, по Неккару и Диким Альпам, и оттуда распространяется по римской провинции Реции; с половины VI в. свавы являются также в Свевоне, между Заалой, Боде и Нижним Гарцем. По мнению Вейса, эти свавы, в отличие от южных называвшиеся северными, были поселены франкскими королями Хлотарем и Зигбертом, ок. 568 г., в покинутой саксами стране и принадлежали к германскому народу варинов, или варнов, которых еще Тацит причислял к С., и прежние жилища которых находились на Гавеле.

Сведберг

(Эспер Svedberg, 1653— 1735) — шведский ученый, профессор богословия в Упсале, потом епископ. Работал в области не только богословия, но и лингвистики; к последней принадлежит труд его: "Schibholeth eller svenska spr äkets ryckt og ricktighe t". Религиозные воззрения С., носившие печать пиетизма и мистицизма, имели большое влияние на развитие сына его, знаменитого теософа Эм. Сведенборга.

Сведелиус

Вильгельм-Эрик — шведский историк (1816—89), проф. истории в Лунде и Упсале. В 1849—51 гг. вышло его сочинение о редукции в царствование Карла Х и Карла XI, в 1856 г. — "Об ответственности государственного совета", в 1857 г. — "Об истор. занятиях в шведских университетах", в 1861 г. — "Густав I и его время", в 1862 г. — "Развитие характера Густава II Адольфа", в 1866 г. — "Отрывки из истории Норвегии", в 1868—69 гг. "Лекции по государствоведению" (новое изд. в 1887 г.), в 1871 г. — "О национальных ферейнах и о студенческой жизни", в 1871—72 г. "Мария Стюарт и Елизавета", в 1872 г. — о ландтагах Финляндии, в 1876 г. — "Введение в изучение государственного права Европы и Америки", в 1884 т. — "О культуре в северной Европе", в 1889 г. — исследование по истории реформы представительства. Написал также биографии выдающихся шведских деятелей — Пипера, Спарре и мн. др. После смерти С. вышли его автобиографические заметки (1884—90). Ср. Bergstrand, "Vilhelm-Erik Svedelius" (1889).

Сведенборг Эммануил

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сведение

или контрактура — ограничение движений в каком-либо суставе, зависящее не от изменений самого сочленения, а от изменений тканей и органов, окружающих сустав. С. может зависеть от рубцовых сокращений, стягиваний и укорочений в коже и подкожной клетчатке, от ожогов и нагноений, от сокращений фасций и мышц, от тонических сокращений мышц при тяжких нервных страданиях, напр., при истерии мышц — укорочения до длины, в нормальном состоянии, могут обуславливаться недостаточностью роста мускула, как бывает при прирожденной косолапости, от остановки в росте вследствие недостатка необходимого растяжения антагонистами, напр., при паралитической косолапости. Зависеть подобные С. мышц могут от анкилоза сустава, которому они принадлежат, напр., при коксите, сколиозе. При отравлении стрихнином и при столбняке также наблюдаются С. мышц. Для лечения должна быть устранена причина — основное страдание: анкилоз сустава, нервные заболевания и последовательно применяться массаж, электрическое лечение, ванны и грязелечение.

А.

Сведенцов

(Николай Иванович, 1831—1886) писатель. Окончил курс в Главном педагогическом институте; преподавал историю в Технологическом институте и сценическое искусство в СПб. театральном училище. Главные его труды: "Руководство к изучению сценического искусства" (СПб., 1874), "О сочинениях Н. А. Добролюбова ("Светоч", 1862, № 5), "Русский театр" ("Всемирный Труд", 1868, кн. 12), "Казимира", рассказ (ib., 1870, кн. 2), "История танцев и балета" (из посмертных бумаг, "Колосья", 1887, кн. 5), "Костюмы древних народов" (из лекций по театральному искусству, ib., 1887, кн. 10).

В. Р—в.

Сведенцов Иван Иванович

(1842—1901) — талантливый беллетрист, писавший под псевдон. Иванович. Недолго состоял на военной службе. Его симпатичные по задачам беллетристические произведения печатались в "Отечествен. Записках", "Вестнике Европы", "Русской Мысли" и др. изд. Критики подчас упрекали С. в том, что тенденция его произведений довольно азбучна; С. отвечал: "я не виноват, если эту азбуку забывает общество; мой долг заставляет меня неустанно напоминать об этой азбуке". Лучшими произведениями С. считаются: "По тюрьмам (очерки из недавнего прошлого)", "Пришел, да не туда", "Никеша очнулся", "Будильник". Собрание сочинений его вышло в Москве (1897—98). Ср. "Новое Обозрение", 1901, март; "Тифлисский Вестник" 1901, март.

Сведомский (фамилия двух русск. художников)

1) Павел Алексанарович С., исторический живописец и жанрист, род. в 1849 г., в СПб., в 1870 г. поступил в ученики Дюссельдорфской академии худ.; пробыв в ней лишь несколько месяцев, изучал потом живопись в Мюнхене, под руководством И. Мункачи. В 1873 г. получил от Имп. академии худ. звание почетн. вольн. общника. С 1875 г. поселился в Риме, откуда лишь по временам приезжает в Россию. Важнейшие его произведения — картины "Москва горит" (1879), "Юлия в ссылке" (1882), "Медуза" (1883), "Evoe Bacche!" (1884; наход. у вел. кн. Константина Константиновича), "Жертвоприношение" (1886) и несколько изображений на сюжеты из последних дней земной жизни Спасителя, написанных на стенах боковых приделов Владимирского собора в Киеве (Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Тайная Вечеря, Моление о чаше, Христос перед Пилатом, Распятие и Вознесение). 2) Александр Александрович С., живописец-пейзажист, брат предыдущего, живущий вместе с ним и работающий в Риме. Род. в 1848 г., учился также сперва в Дюссельдорфской академии, а потом у Мункачи. Из его картин заслуживает быть упомянутой "Улица в древней Помпее" (находится в Третьяковск. гал., в Москве).

Сведомский Михаил Гаврилович

(1785—1848), замечательный местный деятель Пермской губ.; первый стал устраивать там городские училища, основал в Перми Ланкастерскую школу, ввел паровую выделку поташа, усовершенствовал винокурение, улучшил коннозаводство; сообщил много интересных сведений о Пермской губ. географическому обществу и написал статью: "О происхождении и пользе обвинских лошадей". См. некролог в "Журн. Мин. Нар. Просв." за 1849 г., ч. LXIII.

Сведомский Павел Александрович (дополнение к статье)

— живописец; ум. в Риме, в 1904 г.

Сведущие люди (госуд. управл.)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сведущие люди в гражд. процессе

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сведущие люди в уголовном процессе

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница