Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "С" (часть 16, Сас - Сах)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "С" (часть 16, Сас - Сах)

Предыдущая страница Следующая страница

Сасыкольское

(Сасыколи) — с. Астраханской губ., Енотаевского у., в 49 вер. от уездн. г., на луговой стороне Волги, при Ашалуке (проток Ахтубы) и оз. Сасыкуле. С ЮВ село засыпают пески. Жит. 5371; 2 црк., двухкласс. учил. мин. нар. просв., црк. прих. шк. 10 лавок, 44 ветрян. мельницы, 5 кузниц, 3 питейные лавки, больница, 3 ярмарки, на ярмарочном месте 20 лавок, привоз св. 100 т. р. Селу принадлежат 92 хутора. Главное занятие жителей — скотоводство, затем хлебопашество, отчасти огородничество, извоз, выделка овчин; женщины занимаются вязанием чулок.

Сат

— молдаванское слово, обозначающее вообще поселение, населенное место; прилагается к географическим названиям в Бессарабской губ.

Сатавно

(груз.) — личный капитал, зарабатываемый женщиной в Пшавии. Таким капиталом в Пшавии обладают даже девочки 8—10 лет, образующие его продажей своих ручных работ или из платы за пастьбу чужих телят. С. может образоваться также из подарков, делаемых при выходе замуж или женихом, или же матерью ее из своего С. Этим личным калиталом женщина-пшавка распоряжается независимо и безотчетно, без вмешательства со стороны мужа.

Сатакуннанселькэ

— оз (см.), ограничивающий с З возвышенное пространство между хребтами Суоменселькэ и Сальпаусселькэ. С. составляет самый западный из южных отрогов Суоменселькэ и лежит на границе между Вазаской и Або-Бьернеборгской губ.

Сатакунта

— одна из 9 исторических областей Финляндии, соответствует частям губерний Або-Бьернеборгской (с гг. Бьернеборг и Раумо), Тавастгусской (с г. Таммерфорсом) и Вазаской и заключает в себе долину р. Кумо и сев. часть системы Неси-иерви, простираясь в дл. на 214, в шир. на 160 км. В сев. части хребет Суоменселькэ образует возвышенное бесплодное песчаное плато, едва прокармливающее население. Напротив, долина р. Кумо принадлежит к наиболее возделанным и густонаселенным частям Финляндии. Самая сев. часть С. относится к одной из областей, занятых гранитами.

Н. Кн.

Сатана, дьявол

— см. Диавол.

Сатана, обезьяна

(Colobus satanas) — обезьяна подсемейства тонкотелых (Semnopithecidae), сем. узконосых (Catarrhini). Отличается от гверецы (см. это слово и рис. 4, табл. III к статье Обезьяны) отсутствием гривы и однообразной черной окраской. Встречается главным образом на острове Фернандо-По. Вроятно, местная вариация Colobus ursinus.

Д. П—о.

Сатанжио

— выдающаяся вершина, тригонометр. пункт и развалины крепости в Самурзакани (см.). Выс. 1663 фт. Командующий пункт над большим пространством местности к С, Ю и ЮВ. Как крепость, служила остановочным пунктом для пленников, захваченных в Мингрелии и Абхазии и предназначенных для продажи в Турцию.

Сатанинский гриб

(Boletus satanas Lenz) — гриб шляпочный из класса гименомицетов (Hymenomyceteae), сем. трутовиковых (Polyporeae). Шляпка мясистая, сначала полушаровидная, потом плоская, белая или желтоватая, в 10—20 см в диаметре. Мясо белое, при обламывании краснеющее, а потом синеющее. Ножка толстая, клубневидная, в 5—10 см длины, желтая, оранжевая или красная, снабженная у вершины сетчатым рисунком. Нижняя поверхность шляпки состоит из слоя вертикально расположенных желтых трубочек с ярко-красным устьем. Трубочки покрыты базидиями (см. Грибы) с 4-мя яйцевидными темно-оливковыми одноклетными спорами. С. гриб встречается в лиственных гористых лесах Зап. Европы, а в России найден на Кавказе. Запаха неприятного он не имеет, вкус его приятный, сладковатый. Некоторые ученые (Lenz) считают его сильно ядовитым. По всей вероятности, С. гриб содержит едкие вещества (алкалоиды), сходные или даже тождественные с мускарином, которые обусловливают воспаление пищеварительных органов, проявляющееся тошнотой, рвотой, поносом, конвульсиями и т. д., но заканчивающееся смертью только в редких случаях (см. Грибы съедобные и Грибы ядовитые). При употреблении таких грибов, содержащих алкалоиды, как некоторые сыроежки, мухомор, С. гриб, следует их хорошо сварить в соленой воде и отбросить при этом воду, в которой производили варку. Сушеные грибы можно также считать вполне безвредными. В случае отравления, симптомы которого наступают обыкновенно через полчаса или в крайнем случае через два часа после еды, следует давать больному рвотное, слабительное и черный кофе (см. Грибы ядовитые).

Яч.

Сатанов Исаак

еврейский ученый второй половины XVIII в. Его соч.: "Imre Binah" (Б., 1784; опыт согласования философии с каббалой), "Vayetar Izchak" (Б., 1785), комментарий к "More Nebuchim" Маймонида (Зальцбах, 1800) и к этике Аристотеля (Б., 1799), "Asaf" (Б., 1803) и др.

Сатанов, местечко

— мст. Подольской губ., Проскуровского у., при р. Збруче, в 60 вер. от уездн. гор., на австрийской границе. Жит. 5000. 2 правосл. црк., костел, синагога, много лавок, базары и ярмарки, 3 водян. млнц., слесарные мастерские, маслобойный и пивоваренный зав.; вблизи (в 3 в.) Троицкий м-рь, Траянов вал, много древних пещер; часто находят римские монеты и др. древние вещи; в самом С. остатки каменных стен и башен. В XVI и XVII ст. нередко подвергался нападениям татар, козаков и турок.

Сатаровы

(братья): Максим Петрович — лекарь и переводчик. Учился в медико-хирургической школе, учрежденной при Московском генеральном госпитале его главным доктором Николаем Бидлоо в 1707 г. одновременно с открытием самого госпиталя. Представил в Акд. наук в 1724 г. переведенные им с латинского яз. на русский "Каталог антропоген. и Тезаурум рут.". За эти переводы определен на должность переводчика при Академии наук. С. перевел анатомический каталог Кунсткамеры, все медицинские статьи, помещенные в "Кратком описании комментариев Академии наук части первой на 1726 г." (СПб., 1728), и напечатанную в том же издании статью профессора математики Меера "О сиянии северном" (стр. 84—99). Весьма часто обнаруживавшаяся при переводах необходимость пополнения собственных сведений переводчика заставила его слушать вместе с братом публичные лекции академика и профессора Дювернуа по анатомии и "лекарским наукам". Иван Петрович — лекарь и переводчик. Служил в той и другой должности при адмиралтействе. Перевел с латинского языка ни русский труд профессора этой академии "Эвклидовы элементы, из двенадцати нефтоновых книг выбранные, и в осьмь книг чрез профессора мафематики Андрея Фархварсона сокращенныя" (СПб., 1739). Это был первый перевод на русский язык "Элементов" Эвклида. С латинского языка на русский С. перевел "Архимедовы Теоремы, Андреем Таккветом Езуитом выбранные и Георгием Петром Домкиио сокращенные" (СПб., 1745).

В. В. Бобынин.

Сати

(санскр. Sat î — "существующая, настоящая, хорошая") — в индийской позднейшей мифологии дочь Дакши и жена Рудры, т. е. Шивы, умершая или убившая сама себя вследствие ссоры между ее отцом и мужем. Имя С. у индусов носит также вдова, подвергающаяся сожжению вместе с телом мужа.

Сатин

или атлас — гладкое переплетение (см. Переплетения нитей в тканях), характеризующееся преобладанием на лице ткани нитей одного и того же направления, что придает ей особый лоск. Применяется при ткачестве из всевозможных материалов, главным же образом шелковых (seta [лат.] — шелк, отсюда С.).

С. Г. Δ.

Сатин Аркадий Дмитриевич

(1834—92) — моряк, писатель; учился в морском корпусе; отличился в Синопском сражении и во время осады Севастополя. Во время русско-турецкой войны 1877—78 гг. снова поступил на службу и участвовал в нескольких сражениях дунайской армии. Последние годы состоял смотрителем Обуховского завода. Соч. его: "Синоп. Из записок черноморского офицера" (в "Русском вестнике", 1872, кн. 8) "Поездка в Палестину" (ib. 1873, кн. 8), "Шесть месяцев в Адриатике под командой франц. адмирала" (ib., 1874, кн. 8), "Из записок черноморского офицера: два эпизода из обороны Севастополя" (ib., 1875, кн. 1 и 1876, кн. 10), "На низовьях Дуная" (ib., 1878, кн. 12 и 1879, 4). "Как я выучился держать себя в сражении. Отрывок из воспоминаний" ("Историч. вестн." 1890, № 6) и ряд статей в "Саратовских губ. вед." и друг. изданиях по сельскому хозяйству. См. "Знакомые", альбом М. Ив. Семевского (СПб., 1888).

Сатин Николай Михайлович

(1814—1873) — поэт-переводчик. Из дворян Тамбовской губернии; учился в Московском университете и здесь близко сошелся с Герценом и Огаревым, который был женат (второй брак) на его сестре. За участие в известной студенческой попойке, вызвавшей ссылку Герцена и Огарева, С. был сослан в 1835 г. в Симбирскую губ., а оттуда через два года переведен на Кавказ, где близко сошелся с лечившимся в Пятигорске Белинским. В 1840-х гг. долго жил за границей с Огаревым. С. написал немало оригинальных стихотворений, но преимущественно известен переводами из Байрона и Шекспира ("Буря" и "Сон в летнюю ночь"). Помещал свои оригинальные стихотворения и повести в "Отечественных записках" и "Современнике", но значительная их часть осталась ненапечатанной; некоторые из них вошли в первый том литературного сборника "Почин" (1895 г.). Там же помещены и отрывки из его "Воспоминаний", относящиеся к 1837 и 1838 гг.

В. Р—в.

Сатин-де-лен

— шерстяной Сатин. (см.).

Сатинет

— гладкая полушелковая ткань, по переплетению представляющая неправильный атлас. Уток шерстяной.

Сатинирование

в обойном производстве — см. Обойное производство.

Сатиновое дерево

(Satinholz, Atlasholz; bois satiné; Satin woode) — от двух древесных пород: Ferolia guyanensis из Гвианы и F. variegata с Антильских островов; бледно-желтого цвета, чрезвычайно плотное, твердое и тяжелое (уд. вес около 1,0); от очень мелких и многочисленных сердцевинных лучей, дающих на радиальном разрезе рисунок, сходный с рисунком клена, получает прекрасный шелковистый блеск (откуда и название); употребляется для ценных столярных работ. — Под этим же названием встречается в торговле одно ост-индское дерево Swietema Chloroxylon, род красного дерева, с которым сходно и по рисунку.

Сатины

— дворянский род, ведущий свое происхождение от князя Ивана Федоровича Шонура Козельского (потомка Рюрика в 15-м колене), выехавшего будто бы из Козельска в Москву служить вел. князю Ивану Даниловичу. Сыновья его перестали писаться князьями и приняли фамилию С. Алексей Захарьевич С., воевода в Мценске (1559), и брат его Андрей казнены Грозным в 1561 г. В XVII веке многие С. служили стольниками и стряпчими. Иван Васильевич С. убит в 1671 г. Стенькой Разиным. Род С. внесен в VI ч. род. кн. Московской, Рязанской, Пензенской, Тамбовской и Тульской губ. (Гербовник VI, 5).

Сатир

и Саторнил — св. мученики, пострадали в Карфагене вместе с мученицей Перпетуей в 203 г. Память их 1 февраля.

Сатира

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сатириаз

(Satyriasis) — львиное лицо, см. Проказа.

Сатирическая драма

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сатирические журналы 1904—1906 г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сатирический театр

журнал — см. Театр сатирический.

Сатиры, духи

(σάτυροι) — в греческой мифологии лесные и горные духи, олицетворявшие элементарную грубую силу природы, что выражается в звериных атрибутах их внешнего облика. По Гесиоду, они имеют общее происхождение с горными нимфами и куретами и характеризуются поэтом как ничтожная и ни к чему не способная порода. Глупые, плутоватые, склонные к проказам, падкие до вина и женщин, резвые и трусливые, они совмещают в себе свойства стихийных демонических сил и козлиной натуры, на что указывает самое имя σάτυρος (= дор. τιτυρος — козел). Они отличаются сильно развитыми членами, имеют тупой нос, остроконечные козлиные уши, всклокоченную и щетинистую шерсть и сзади небольшой хвост. Они живут в лесах и горах, проводя время в охоте, плясках и занятиях музыкой; порой они вспугивают и разгоняют стада, или подкарауливают нимф, или участвуют в Дионисовых странствиях, прыгают, пьют и совершают разные глупые выходки. Их пляска, называвшаяся сикиннис, состояла из ритмического ряда прыжков, вследствие чего и сами они назывались σκιρτοί, т. е. прыгунами. Музыка С. была сельская, пастушеская; инструментами служили сиринга, флейта, цимбалы, кастаньеты и волынка. К людям С. были часто враждебны, преследовали женщин, являлись в образе домовых и т. п. В свите Диониса С. были непременными участниками оргий и спутниками бога, а потому самыми живыми и типичными представителями Дионисова культа. Вообще козел был животным, посвященным Дионису (тотемом бога), вследствие чего хор исполнителей Дионисовых дифирамбов состоял из С. В связи с этим некоторые (акад. Веселовский, "Три главы из исторической поэтики", СПб., 1899) склонны видеть в С., выступавших на Дионисовых празднествах в качестве исполнителей обрядового действа, — ряженых, костюм которых заимствован у тотема чествуемого бога. Напротив, Виламовиц-Меллендорф ("Heracle s ", I, 1889, стр. 81 слл.) признает С. духами Пелопоннесских гор и отрицает исконную связь их с так назыв. сатирическими хорами, полагая, что первоначально аттическими спутниками Диониса были конеобразные Силены (действительно, на вазах VI и V в. обыкновенным является тип С. с лошадиным хвостом), на которых в VI в. были перенесены атрибуты пелопоннесских С. Участвуя в хорах на Дионисовых празднествах, С. положили начало развитию греческой трагедии и, в частности, сатирической драмы (см.). Древнее искусство изображало С. старыми, бородатыми существами отвратительной наружности, с обликом диких обезьян или леших. Со временем, однако, создался новый художественный канон С .: младшие аттические художники стали изображать их в виде нежных юношей, занятых на лоне природы различными забавами, собиранием винограда, приготовлением вина, музыкальными упражнениями или участвующих в оргиях Диониса в обществе менад. Кроме С., в произведениях искусства встречаются также жены и дети С. Старший из С. назывался Силеном (см.).

Литература: Müller-Wieseler, "Denkmä ler der alten Kunst" (II, Геттинген, 1854—81); Jahn, "Berichte der S ä ch. Gesellsch. d. Wissensch." (1846); его же, "Die Satyrn und das Satyrdrama" ("Philologus", XXVII, 1—27); Heydemann, "Humoristische Vasenbilder aus Unteritalien" (Winkelman's "Programm", Б., 1870); его же, "Satyr- und Bakchennamen" (т. же, Галле, 1880); Wieseler, "De Pane et Paniscis atque Satyris cornutis in operibus artium Graecarum Bomanarumque repraesentatus" (1875); Furtw ängler, "Der Satyr auf Perga mon" ("Winkelmannsprogramm". Берл., 1880); Preller-Robert, "Griechische Mythologie" (I, Б., 1894).

Н. О.

Сатиры, род бабочек

(Satyrus) — довольно крупные бабочки, принадлежащие к группе дневных (Rhopalocera), к семейству Satyridae. Верхняя сторона крыльев С. коричневая или черная с 2 глазками; нижняя сторона задних крыльев обыкновенно с более светлым, часто очень красивым рисунком. Гусеницы С. живут на различных травянистых растениях и днем прячутся. Многочисленные виды С. распространены в особенности в Европе и Азии.

М. Р.-К.

Сатиры, род птиц

(Ceratornis) — род куриных птиц из сем. фазановых (Phasianidae — подсем. павлинов Pavoninae), водящийся в Гималаях и прилегающих горных местностях Китая. Название "сатиров" дано этим птицам за два рога, представляющих мясистые выросты задней части голого кольца, окружающего глаза. Рога, окрашенные в голубой цвет, у самцов могут набухать, надуваться и тогда торчать косо кверху, возвышаясь над головою. По форме тела похожи на павлинов, но шея их короче. Хвост С. широкий и короткий. Горло также покрыто голой, морщинистой, ярко покрашенной в голубой и красный цвет кожей, которая у самцов может надуваться и отвисать книзу в форме щита, раздвоенного внизу. Окраска С. очень ярка и красива; так, настоящий С. (Ceratornis satyra) покрыт по карминово-красному полю круглыми белыми пятнами с черной каймою; голова его сверху — одноцветная, черная, а на черных рулевых перьях хвоста находятся яркие оранжевые и красные поперечные полоски. Летом С. держатся высоко в горах вблизи снеговой линии, в густых лесах; зимой спускаются ниже. В неволе довольно легко размножаются. К С. относится и рогатый фазан (Ceratornis temminkii).

Ю. В.

Сатис

(Satis) — египетская богиня, спутница бога Хнума; подобно ему, почиталась в водопадах.

Сатисфакция

(Satisfactio). — Под именем "удовлетворения" Богу со стороны человека в римском католичестве разумеется собственно составная часть таинства покаяния, стоящая рядом с другими тремя — contritio (сокрушением о грехах), confessio (устным исповеданием грехов) и absolutio (разрешением кающегося от грехов). В более обширном смысле словом С. означается сложная теория, обнимающая собой целую группу догматических вопросов. В противоположность православному учению главный постулат теории С., из которого развиваются все частные ее пункты, состоит в том, чтобы независимо от усвоения благодати искупления всякий произвольный грех был отмщен человеку на нем же самом в меру виновности его перед Богом. Бог, по католической доктрине, не может примириться с человеком ради одних только искупительных заслуг Христовых. Он мстит людям за их произвольные грехи, карает их. Ради голгофской жертвы человек освобождается от вечных наказаний. Но и при отпущении человеку греха на нем остается еще некоторый долг, для полного погашения которого он должен принести Богу свой собственный выкуп, вытерпеть известную меру временных наказаний. Этот выкуп непременно должен быть пропорционален с мерой грехов; он-то и называется С., или удовлетворением. С этой точки зрения католическая теория объясняет прежде всего факт земных скорбей. По православному верованию, конечной целью земных скорбей служит вразумление человека, обуздание его воли, пресечение греха, исправление. Господь наказывает нас, движимый не гневом, а благостно, не мщением, а любовию. По воззрениям католиков, существеннейший смысл земных скорбей состоит в возмездии, в каре. Если земные скорби стоят ниже меры грехов, то наказания ожидают нас и за пределами гроба, в пургатории, или частилище (см.). Вопреки древнецерковным каноническим постановлениям, по которым епитимии имеют значение врачевства, исправления, католицизм видит в исповедальне карательный трибунал, из которого никто не может выйти с полным отпущением грехов; духовник должен заботиться не столько об исправлении кающихся, сколько о том, чтобы кающиеся понесли должную кару в меру греха. Самое ужасное применение эти идеи нашли в инквизиции. Положение, в силу которого за всякий грех должно быть принесено Богу должное удовлетворение или понесено соразмерное наказание, сообщает своеобразный характер учению о добрых делах, рассматриваемых не только как удовлетворение, но и как самонаказание. Христианин должен наказывать себя разными лишениями и подвигами, чтобы утолить гнев грозного Бога. Заставляя смотреть на добродетель как на самонаказание, теория С. этим самым унижает ее. Добродетель перестает быть подвигом свободным, выражением той жажды к добру, которая свойственна сердцу, согретому любовию к Богу. Христианские подвиги принимают характер рабского труда, к которому человек обращается вынужденно, под влиянием страха. Отсюда мрачный характер средневековой морали, нередко переходившей в изуверство и самоистязание. С другой стороны, подвиги благочестия приобретают в католической теории характер меркантильно-юридической сделки, свойственной только рабу, который вначале трепещет пред своим господином, а потом готов затеять с ним тяжбу. Так как мера временных наказаний определяется степенью греховности, то и подвиги благочестия должны иметь количественное отношение к греховным поступкам. Этим путем возникла мысль о сверхдолжных заслугах (см. Индульгенции), сокровищница которых состоит в распоряжении папы и значительно увеличивает его могущество. При системе индульгенций дефицит заслуг покрывается обыкновенно избытками удовлетворений, доставленных святыми, но распределять этот избыток между верующими никто не имеет права, кроме папы. Первые семена идей, нашедших себе место в римско-католической теории С., встречаются у александрийских богословов (Климента Александрийского Оригена) и Григория Нисского, а более полное их развитие — у Тертуллиана, Киприана, епископа Карфагенского, Амвросия Медиоланского, блаж. Августина, Григория Двоеслова. В своем настоящем виде теория С. утвердилась в догматике католической церкви со времен Триентского собора. Ср. Индульгенция, Инквизиция, Католическая церковь, Епитимии, Opera supererogati o nis. См. H. Я. Беляев, "Римско-католическое учение об удовлетворении Богу со стороны человека" (Казань, 1876); его же, "Характеристика римского католичества с точки зрения папского догмата" (ib., 1878).

Сатка

(Троицко-Саткинск. зав.) — с. Уфимской губ., Златоустовского у., при р. того же имени. Жит. более 8 тыс.; 2 црк., учил., больница, почта и телеграф. Чугуноплав. и железодел. зав., основанный в 1756 г. Изделий производится свыше млн. пд., на сумму 400 тыс. руб., при 3 тыс. рабочих.

Сатледж

— см. Сетледж.

Сатмар-Немети

— город (образовавшийся от соединения в 1715 г. двух городов, С. и Немети) в Венгрии, в Сатмарском комитате, на р. Самоше. 3 монастыря, католическая и реформатская гимназия, учительские семинарии, мужская и женская духовные семинарии, театр, памятник поэту K ö lcsey. Жит. (1890) 20736, преимущественно мадьяры. Паровая мельница.

Сатмарский комитат

(Szatmà r) — в Венгрии, на левом берегу Тисы; 6491 кв. км. В южной и восточной части покрыт горами, в остальной части — равнина, местами даже болотистая; орошается реками Самош, Красна и Тур; по северной границе протекает Тиса. Жителей (1890) до 323768 чел., преимущественно мадьяры. Равнины С. очень плодородны. В гористых частях процветают скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, свиньи) и пчеловодство. Добываются золото, серебро, медь и сурьма. Стеклянные заводы, лесопильные мельницы.

Сатмарь

Иосиф (Szatm à ry, 1814—78) — венг. драматург, писал под псевдонимом Эдуарда Сиглигети (Szigligeti); был директором Национального театра в Будапеште. Написал около 100 пьес. Комедиям и трагедиям С. нельзя отказать в известной сценичности в стиле Коцебу. Они вытеснили из венгерского репертуара все господствовавшие до тех пор переводные венские комедии. Многие из драм С. ("Дезертир", "Еврей", "Подкидыш") пользовались успехом и на немецкой сцене и поныне еще усердно ставятся. С. принадлежат также сочинение по теории драмы ("A drama es v â lfajai" — "Драмы и виды ее", Будапешт, 1874) и ряд биографий венгерских актеров.

Саторин

— св. мученик; видя твердость св. Кодрата, подвергнутого самым жестоким мучениям, С. исповедал веру во Христа. За это его мучили, а затем усекли мечом. С. пострадал в Кесарии, в 250 г., в гонение Деция. Память 10 марта.

Саторний

— св. мученик. Был разбойником на острове Керкире (нын. Корфу). Заключенный в темницу, С. вместе с шестью другими разбойниками был обращен ко Христу апостолами из числа семидесяти, Иасоном и Сасипатром, за что подвергся сожжению. Память 28 апреля.

Саторнин

— святые православной церкви: 1) св. мученик, утопленный в море, в Диррахии, при Траяне. Память 7 июля. 2) Св. мученик, обезглавленный на о-ве Крите в 251 г. при Деции. Память 23 декабря.

Сатраджит

(санскр. Satr âjit, Satrâ jita — "впoлне победоносный") — в индийской позднейшей мифологии герой, друг солнца, прославлявший его в гимнах и получивший от него в виде награды драгоценный камень Сьямантаку. С помощью этого дара он отгонял от своего жилища веяния беды, диких зврей, голод, пожар, воров и т. д. Когда он потерял этот камень, последний был найден и возвращен ему Кришной. За это С. дал ему в жены свою дочь Сатьябхаму. Один из женихов ее, из мести, убил С. и похитил чудный камень, но в свою очередь был убит Кришной.

С. Б—ч.

Сатрапы

— так назывались высшие чиновники древнеперсидского государства. Первоначально этот титул прилагался к начальникам флота, но с течением времени С. стали называться другие высокопоставленные лица и, главным образом, губернаторы областей. Выбирались они исключительно из придворной знати. Власть С. и пределы их областей не были строго определены. Точных делений древнеперсидского государства на области не существовало до времени Дария Гистаспа. Величина управляемого С. округа и его полномочия зависели от расположения царя и еще более от личных способностей правителя. Большинство С. обладало не только полной административной властью, но и законодательной, правом независимого сношения с иностранными государствами, правом войны и мира и т. д. С. нередко достигали такого могущества, что власть их становилась страшна самому "царю царей". Так, в царствование Дария Гистаспа один из сатрапов, Оретес, не задумался убить царского посла только за то, что тот осмелился привезти ему неприятное известие. Дарий принужден был снести эту обиду, так как он сам еще нетвердо сидел на престоле, а у Оретеса один конвой состоял из 1000 солдат. Сатрапия Оретеса занимала огромное пространство: в нее входили Фригия, Лидия и Иония. Для того чтобы отделаться от столь опасного губернатора, Дарий подкупил офицеров из свиты Оретеса, которые убили его. Для упорядочения управления, главным образом в финансовом отношении, Дарий Гистасп разделил всю империю на 20 сатрапий; во главе каждой из них стоял особый сатрап, подчиненный центральной власти. Зависимость эта была, однако, очень неопределенная и скоро сделалась совершенно фиктивной. К тому же и деление на сатрапии, а также и размеры каждой сатрапии постоянно колебались. Так, напр., Кир Младший получил в управление сразу три области: Вост. Фригию, Лидию и Каппадокию. Не подлежит сомнению, что С. сделались бы совершенно самостоятельными государями, если бы персидская монархия не была завоевана македонянами; даже во время крушения Персии бактрийский С. Беес в союзе с другими С. умертвил Дария Кодомана и провозгласил себя царем — но попытка его кончилась неудачей. В римское время территория персидского государства была разделена на 3 главные части, которые в свою очередь делились на 18 сатрапий. Плиний называет эти сатрапии "государствами", вероятно, потому, что С. этих провинций пользовались почти царской властью. Очень правдоподобно мнение некоторых ученых, что титул "царь царей", который носили персидские государи, основывался на том, что вся империя была разделена на 18 провинций, С. которых считались царями. Они имели право носить даже диадему или тиару как знак своего достоинства; греки называли их монархами. Как и в раннюю эпоху, С. выбирались из знати и сообразно с своим значением получали в управление большую или меньшую провинцию; иногда несколько сатрапий поручалось одному лицу, иногда бывало наоборот. Роскошь и развращенность этих "царьков" сделали имя С. синонимом необузданного в своей власти, ничем не стесняющегося человека. С. филистимлян получали особое название сурен (лат. surena), которое ошибочно было принято за собственное имя.

Г. Лучинский.

Сатты-во

— возвышенная холмистая тундра Тобольской губ., Березовского окр., в верховьях pp. Надыма и Янг-Яни, лев. прит. р. Пур. Холмы С.-во тянутся с ЮВ на СЗ; выс. их 150—300 фт. Тундра имеет вид всхолмленной равнины, покрытой болотами, озерами, из коих более значительное Пякон-то. Почва мерзлая, торфяниковая, очень неглубоко оттаивающая за лето; С.-во покрыто кочками с жесткой травой, также ягелями и мхами, низкими кустами ольхи, тальника, северной березки и кое-где корявыми лиственницами и низкорослым сосняком на более сухих местах.

Сатуново

— см . Гура Челегидер.

Сатуново, селение

— селение на оз. Ялпух, в недальнем расстоянии от левого берега Дуная, между крепостями Исакчей и Тульчей; 27 мая 1828 г. у С. совершилась переправа 3-го корпуса русск. армии через Дунай (см. Турецкие войны России).

Сатурация в производстве сахара

— см . Сахарное производство.

Сатурация, лекарственная форма

— жидкая лекарственная форма, получаемая при насыщении раствора углекислых щелочей уксусной, лимонной или винной кислотой. Большая часть углекислого газа выделяется с шипением. Количество кислоты должно вполне соответствовать количеству нейтрализуемой щелочи, если же желают получить слабокислый или слабощелочной раствор, то, по российск. фарм., следует в первом случае написать на рецепте "ad Saturationem paululum acidam", a в последнем: "ad Saturatio n em paululum alkalinam". Общее количество С. не должно превышать 200,0—250,0, так как из прописанных в такой форме лекарственных средств, угольная кислота скоро улетучивается, следовательно, ими нельзя пользоваться в течение продолжительного времени.

Д. К.

Сатурия

— латинское название растения Satureja, см. Чабер.

Сатурн в химии

— см. Свинец.

Сатурн, бог

(Saturnus) — исконный национальный древнеримский бог, культ которого был одним из самых распространенных в Италии. Святилища С. можно было встретить всюду; многие местечки и города полуо-ва наз. по имени бога; сама Италия, по преданию, именовалась в древности Сатурновой землей (Satu r nia). В самом Риме святилище С., основанное, по преданию, Янусом (по др. Геркулесом), находилось у подошвы Капитолийского холма и считалось древнейшим остатком доисторической эпохи Лация. Как явствует из этимологии слова (Saturnus от satus — посев), С. был богом земли и посевов. Ему приписывалось введение в Италии земледелия, садоводства, культуры винограда, удобрения земли, вследствие чего, как покровитель земледелия и податель плодородия, он считался, по преданию, доисторическим царем страны, переселившимся из Греции в Италию. Рассказывали, что С., низвергнутый с трона Юпитером, после долгих скитаний по морю прибыл в Лаций. В Риме существовало предание, что С. на корабле доехал по Тибру до Яникула, здесь нашел у Януса дружественный прием и затем основал себе убежище на другом берегу реки, у подошвы Капитолия, который раньше назывался холмом С. Исконное население Лация называлось Сатурновым; о поселянах, живших мирным трудом своих рук на лоне природы, говорили впоследствии как об остатке Сатурнова поколения. Оттого же древнейший безыскуственный национальный размер, которым были сложены изречения Фавна и произведения древнейших поэтов, назывался Сатурновым (сатурническим) или Фавновым. С именем С. было связано представление о золотом веке, когда народ жил в изобилии и вечном мире, не знал рабства, сословных неравенств и собственности. Когда С., подобно другим добрым царям и благодетелям человечества в римской мифологии, исчез, с ним исчез и чудный век, оставивший по себе лишь воспоминание. Учредителем культа С. считается Тулл Гостилий; постройка храма на месте древнего святилища относится к первым временам Республики. Под храмом, который был воздвигнут совместно в честь Сатурна и его супруги, богини Опс, находилось римское казначейство (aerarium Saturni), состоявшее как бы под охраной бога, при котором человечество знало изобилие и счастье. Изображение С. в течение целого года, за исключением декабрьских празднеств, у подножия было увито шерстяными лентами и как бы заковано, чтобы исходящая от бога благодать вечно была связана с городом и народом. Обряд богослужения в честь С. совершался по древнеримскому чину, хотя при священнодействии жрец и молящиеся стояли с открытой головой (это называлось lucem facere), вероятно — вследствие влияния греческой обрядности и, в частности, по указанию Сивиллиных книг. Праздник С. назывался Сатурналии (см.).

Н. О.

Сатурн, планета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сатурналии, праздник

(Saturnalia) — у древних римлян праздник в честь Сатурна, с именем которого жители Лация связывали введение земледелия и успехи первоначальной культуры. Праздник приходился на последнюю половину декабря — время, когда приходили к концу земледельческие работы и всякому хотелось отдохнуть и повеселиться по случаю окончания жатвы. Во время С. общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать. Рабы получали в эти дни особые льготы: они освобождались от обыденных трудов, имели право носить pilleus (символ освобождения), получали позволение участвовать за общим столом в одежде господ и даже принимали от них услуги. Общественное празднество начиналось жертвоприношением перед храмом Сатурна на форуме; затем устраивалось религиозное пиршество, в котором принимали участие сенаторы и всадники, одетые в особый костюм. В семьях день начинался с жертвоприношения (закалывали свинью) и проходил в веселье, причем друзья и родственники обменивались подарками. Улицы были запружены народными толпами; всюду раздавались восклицания Jo Saturnalia (это называлось clamare Saturnalia). Обрядовая сторона празднества имела исконный римский характер, хотя с 217 г. были введены лектистернии и обычай стоять с непокрытой головой во время жертвоприношения. По мнению Марквардта, праздник рабов, которые в эти дни как бы уравнивались в правах с господами в воспоминание существовавшего при Сатурне всеобщего равенства, был освящен тем же предписанием Сивиллиных книг, как и учреждение лектистерний. Праздничные развлечения продолжались в течение нескольких дней (в конце Республики — 7). В числе праздничных подарков фигурировали, между прочим, cer e i (восковые свечи) и sigillaria (сделанные из терракоты или теста фигурки). Первые служили символом того, что праздник С. приходился на время зимнего солнцестояния (bruma); вторые являются пережитком обряда жертвоприношения Сатурну.

Н. О.

Сатурналии, сочинение

(Convivia Saturnalia) — компилятивное сочинение антикварного характера в духе "Deipnosophistae" Афинея или "Noctes Аttiсае" Авла Геллия, принадлежащее латинскому писателю конца IV и начала V в. по Р. Х. Макробию Феодосию. Содержанием С. является беседа ученых друзей на празднике Сатурналий, посвященная вопросу о значении Вергилия в литературно-антикварном отношении. Наряду с развитием главной темы затрагиваются вопросы самого разнообразного характера, причем собеседники подтверждают свои доводы цитатами из греческой и римской литературы, извлеченными в большинстве случаев из утраченных в настоящее время произведений древней литературы. Благодаря этому обстоятельству С., не имея абсолютного литературного достоинства, являются ценным памятником древности как хрестоматия. Главными источниками С. были Авл Геллий, комментаторы Вергилия, Светоний, Сенека, Плутарх, Афиней. Из 7 книг, составлявших сочинение, до нас не дошли конец 2-й, начало 3-й, вторая половина 4-й и конец 7-й книги. Лучшие издания сатурналий дали Janus (Кведлинб., 1842—52) и Eyssenhardt. Ср. Wissowa, "De Macrobii Saturnalium fontibus "Capita III" (Бресл., 1880); Linke, "Quaestiones de Macrobii Saturnalim fontibus" (Бресл., 1880); Teuffei, "Geschichte der R ö mischen Litteratur" (1890, Лпц.), 444.

Сатурнин, полководец

(Saturninus) — по происхождению галл (по другим известиям мавр), был известен при Аврелиане как выдающийся полководец. Вопреки императорскому распоряжению он переселился при Пробе в Александрию, где был провозглашен Августом. Не желая, однако, возложить на себя знаки императорского достоинства, он удалился в Палестину, но здесь в целях личной безопасности согласился принять титул императора. Проб, который любил С. и не хотел верить его измене, выслал против него небольшой отряд. С. заперся в Апамее и вскоре, вопреки желанию Проба, был убит своими солдатами.

Н. О.

Сатурнин, римский политик

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сатурнин, сирийский гностик

— один из представителей сирийского гносиса; явился с своим учением в Антиохии около 125 г. Его система представляет строгое развитие дуализма с отрицанием всякого значения иудейства в деле освобождения добра от зла, с докетизмом и аскетизмом. С. принимал два начала: Бога доброго, Творца ангелов, архангелов, сил и властей, семь из которых без его ведома создали мир и людей, и злое начало, которое противопоставило им злой род. Чтобы разрушить царство злого начала, Бог добрый послал на землю Христа, который, явившись в призраке плоти, разрушил царство злого начала и открыл добрым душам путь к Богу. Желающие возвратиться к Богу должны отказаться от употребления в пищу животных, от вина, супружества и всех удовольствий чувственных. Последователей у С. было немного, да и те присоединились к другим сектантам, по всей вероятности — к маркионитам.

Сатурнин,св.мученик

— пострадал в Риме в царствование Диоклетиана и Максимиана, около 305 г.; был усечен мечом. Память 7 июня.

Сатурнический стих

или сатурнийский стих — древнейший размер в римском стихосложении, употреблявшийся не только поэтами до Энния, но и должностными лицами для сообщения их постановлениям удобозапоминаемой формы. Пример: Mortalis immortalis fl ére si forét fas Flerént divaé Camoénae Naéviùm poé tam. Формула С. стиха определяется различно — то как трохеический триметр с кратким форшлагом в начале: Сатурнический стих, то как смесь ямбов и трохеев — в начале ямбический триметр, затем три трохея: Сатурнический стих

С. стихом Ливий Андроник переводил Одиссею, Невий воспевал Пуническую войну; Энний заменил его гекзаметром; Гораций уже называл его horridus и rusticus.

Сатурния

(Saturnia) — род бабочек, принадлежащий к группе шелкопрядов (Bombyces), семейству Saturnidae. Виды, принадлежащие к С., отличаются крупными размерами и широкими крыльями, посередине которых находится по большому глазчатому пятну. Гусеницы их зеленого или черного цвета, усажены крупными волосистыми бородавками, питаются листьями различных (частью фруктовых) деревьев. Сюда относятся 3 европейских вида С., из которых грушевая С. (Saturnia pyri) является самой крупной европейской бабочкой (размах крыльев около 15 сантим.). Интересно, что между этими 3 видами получены искусственно многочисленные помеси.

М. Р.-К.

Сатурново дерево

— см . Свинец.

Сатынь

(стар.) — атласистая ткань, шелковая или бумажная, стоившая в XVII в. по 8 алт. и 2 д. за аршин и употреблявшаяся преимущественно для летних одежд.

Сатья-бхама

(санскр. Satya-bh âmâ = имеющая настоящий блеск) — в индийской позднейшей мифологии дочь Сатраджита и одна из четырех главных жен Кришны, которому она принесла 10 сыновей. Кришна взял ее с собой на небо Индры; она побудила его принести оттуда на землю чудное дерево Париджата (см.).

Сатья-врата

(санскр. Sаtуа-vrata = верный обетам) — в индийской мифологии: 1) имя одного из Ману (см.), именно седьмого, в периоде которого мы теперь живем. Другое его имя — Вайвасвата, т. е. сын солнца. 2) Один из мифических царей "солнечной" династии, возведенный на небо за свою благочестивую жизнь и услуги, оказанные Вишвамитре (см.) во время голода, свирепствовавшего в Индии. История его рассказывается в Рамаяне, Вишну-пуране и Гариванше, с разными вариантами. Упоминается о нем также, что он или происходил из презренной касты чандала (см.), или был низведен в чандалы за притязание быть возведенным на небо. Тем не менее, заступничество Вишвамитры позволило ему достичь желаемого. В преданиях этих очевидно сказались следы борьбы кшатриев и других каст с брахманами, ревниво оберегавшими свое первенство и чистоту своей касты. Вишвамитра — сам кшатрий, добившийся своей аскезой святости — является здесь заступником за С., а сыновья брахмана Васиштхи — его врагами.

С. Б—ч.

Сатья-лока

(санскр. Satya-loka — мир истины), или Брахма-лока — седьмое и самое верхнее из семи небес, окружающих землю по представлениям индийской мифической космографии. С. служит местом пребывания Брахмы и никогда не подвергается разрушению.

Сатьявати

(санскр. Satyvat î = истинная правдивая) — в индийской мифологии имя дочери царя Упаричара, правившего страной Чеди, и нимфы Апсарасы. С. считается матерью известного мифического индийского мудреца Вьясы, женой царя Шантану, одного из предков династии Панду, и бабушкой Кауравов и Пандавов, соперников-героев Магабхараты.

Саубха

(санскр. Saubha) — в индийской мифологии имя волшебного города, впервые упоминаемого еще в Яджурведе. Это — воздушный город, принадлежащий царю Гаришчандре и случайно видимый, по народным преданиям, еще и теперь. В Магабхарате это имя носит тоже воздушный город, принадлежащий демонам Дайтья.

Саудиеро

(груз.) — повинность, существовавшая в зап. Грузии; она заключалась в одной свинье, 10—15 коках вина и одной курице с дыма.

Саук

— см. Морянка.

Саул

— первый царь еврейского народа, помазанный на царство Самуилом по желанию народа в XI в. до Р. Х. Избрание царем этого простого, хотя и зажиточного вениамитянина, который пошел искать потерявшихся ослиц, а нашел царство, переносит нас в эпоху первичной стадии государственности, только что начавшей вырабатываться из полной общественной безурядицы времени Судей. Красивый и высокий ростом, он сразу очаровал народ, который при избрании его восторженно кричал: "да живет царь!" (1 Цар. X, 23, 24). Не испорченный жизнью и властолюбием, С. на первых порах оказался на высоте своего призвания и нанес несколько поражений неприятелям; но затем, все более опьяняемый властью, он начал уклоняться от прежней простоты, окружать себя пышностью и тяготиться влиянием Самуила. Несмотря на данное последнему обещание во всем следовать его советам, С. начал действовать самовластно, возлагавшиеся на него надежды исчезли, и Самуил должен был тайно помазать на царство другого, более достойного человека — Давида. Когда С. узнал об этом, то впал в мрачную меланхолию, граничившую с помешательством; он яростно преследовал своего соперника и совершал большие жестокости. Погиб от собственного меча после несчастной битвы с филистимлянами при Гелвуе. Жизнь его описана в 1 книге Царств гл. IX—XXXI. Его 40-летнее царствование не осталось бесследным для народа: при нем значительно поднялось военное могущество евреев и, несмотря на смуты и последнее поражение от филистимлян, страна вступила на путь быстрого политического развития, которое и достигло высокой степени при его ближайших преемниках — Давиде и Соломоне. См. А. Лопухин, "Библейская история" (т. II); Я. Богородский, "Еврейские цари".

A. Л.

Саулабролис

(лит. мифич.) — брат солнца, месяц.

Саунадо

(груз.) — сбор, равнявшийся 10 киль гоми со двора и заменявший в Мингрелии личную издельную повинность в пользу помещика.

Саундерсон

Николь — английский математик (1682—1739). На 12-м месяце от рождения ослеп от оспы, занял в 1711 г. кафедру математики в Кембриджском унив. В печати появились уже после его смерти два принадлежащие ему сочинения: "Elements of algebra" (2 т., Кембридж, 1740; переведено с некоторыми дополнениями на франц. язык Е. де-Жонкур, Амстердам, 1756) и "Method of fluxions applied to a select number o f useful problems, together with the demonstration of Mr. Cotes's forms of fluents in the second part of his Logometria" (Л., 1756).

В. В. Бобынин.

Саур Ванидович

(Саул Леванидович) — герой былины, известный в двух довольно отрывочных вариантах. С. Ванидович, князь царства Астраханского (Алыберского), пошел в поход на три царства — Латынское, Литвинское и Сорочинское. Его провожала молодая жена до третьего рубежа и затем воротилась домой. Почувствовав себя беременной, она пишет мужу письмо с просьбой воротиться. Он не верит ее беременности, но дает распоряжения на случай, если она родит дочь или сына. Последнего на девятом году она должна прислать к нему на помощь. Княгиня родила сына-богатыря и на девятый год послала его с большим войском к отцу. Он выжег царство Латынское и полонил Литвинское, а затем пошел на царство Сорочинское. Сорочинские мужики решили выслать на поединок с иноземным богатырем полоненочка-затюремщика, который оказывается С., неизвестно какими судьбами попавшим в плен. На просьбу сорочинских мужиков сослужить им службу великую С. требует коня и едет биться с молодым богатырем. Высадив сына из седла, С. пал ему на белу грудь и стал спрашивать о роде-племени. Тут он спознал своего сына. Последний шлет матери известие, что он выручил родного батюшку. В другом варианте нет воинственной встречи отца с сыном, но имеются подробности о подвигах богатыря-сына (именуемого Константином) до встречи с отцом. Эти подробности дают В. Ф. Миллеру основание к сближению былины о С. с былинами о Суровце (см.). Этот же исследователь в противоположность А. Н. Веселовскому, ищущему источников былины о С. в византийском эпосе, указывает на ее восточный, точнее — тюркский характер, ссылаясь, между прочим, на то, что былина о С., не введенная в киевский цикл, была записана в Поволжье и самое имя С. — восточное, поныне употребительное, как личное, у татар. Предания о каком-то богатыре Сауре — конечно, татарские, — ходили в южно-русских степях, где в разных местах известны могилы (курганы) С. Один из этих курганов (в Донской обл., между рч. Миусом и Крынкою, исследованный М. А. Андриевским) упоминается в разных вариантах малорусской думы о побеге трех братьев из неволи турецкой, из Азова, под именем Савур-Савор-Осавр-могила. Самое содержание былины о С. есть пересказ широко распространенного на Востоке сюжета о встрече богатырей отца и неузнанного сына — Рустема и Зораба. Ср. В. Ф. Миллер, "Былины о С. и сродные по содержанию" ("Ж. Мин. нар. пр.", 1893, 10).

Саури

(груз.) — денежная подать в Зап. Грузии, поступавшая в пользу государя в размере по 50 коп. с каждого двора.

Саурские горы

(Сауртав или Сауркон) — в юго-вост. части Семипалатинской обл., тянутся вдоль южного берега р. Черного Иртыша до впадения его в озеро Нор-Зайсан и связываются цепью холмов с Тарбагатайским хребтом. С. горы состоят из гранита; склоны их покрыты хвойным лесом, а вершины вечным снегом.

Саустьяновка

(Севастьяновка) — с. Подольской губ., Гайсинского у., в 29 в. от уездн. г., при речке Березине (или Сорок); бывшее военное поселение. 4100 жит.; школа.

Сафа

— вулканическая горная группа в Алтайской пустыне в Сев. Аравии. Имеет вид четвероугольника, прост. до 1200 кв. км. Вершины от 900 до 1100 м над уровнем моря. Массы черной лавы и базальта почти не подверглись влиянию атмосферы и растительности вследствие сухости климата.

Сафарский монастырь

— в 6 вер. к Ю от Ахалцыха, на берегу Уравель-чая. В развалившейся монастырской ограде развалины 12 церквей, из которых наибольшая, построенная в начале XIV стол., отличается изящной отделкой.

Сафас или Сафа

или Сатас (Константин Σαθας, в латинской транскрипции Sathas) — новогреческий историк; род. в 1842 г. Первый его труд относился к истории его родного города Галаксиди в средние века: "греч. стр...." (Аф., 1865). Ему удалось отыскать в европейских библиотеках много имеющих важное значение для истории средневековой Греции и для истории образования новогреческого языка сочинений, которые он и издал под общими заглавиями: "греч. стр...." (Венеция, 1872—94 гг.) и "Documents in é dits relatifs а l'histoire de la Gr èce au moyen-âg e" (Париж, 1880 — 1890). Другие соч. его: "История греческой литературы от завоевания Константинополя" (Аф., 1868), "История Греции под турецким владычеством" (там же, 1869), "История константинопольского патриархата в XVI ст." (Аф., 1870), "История греческого театра в средние века" (1879).

Сафед

— гор. Палестины, на выс. 800 м, недалеко от Тивериадского оз. Жит. около 10 тыс., гл. обр. евреи, переселившиеся из России; много садов.

Сафиеддин Абдольмунин

(бен Фахир эль Ормеви эль Багдади) — арабско-персидский музыкальный теоретик XIII — XIV века, араб по происхождению, но основатель персидской школы. Его музыкально-теоретическое сочинение "Шереффийе" (написанное для сына монгольского визиря Шемседдина, Шерефеддина Гаруна) служило источником для всех следующих теоретиков (Махмуд Шираза и др.).

Сафир Моисей

(в крещении Мориц-Готтлиб Saphir) — известный немецкий юморист и поэт (1795—1858). Венгерский еврей по происхождению, он стал известен сборником "Poetische Erstlinge" (Пешт, 1821). Остроумные и едкие статьи в венской "B ä uerle's Theaterzeitung" доставили ему такие неприятности, что он вынужден был оставить Вену; та же участь постигла его в Берлине и Мюнхене. Одно время он жил в Париже, вместе с Гейне и Берне, затем опять в Мюнхене и Вене, где читал юмористические лекции и издавал журнал "Der Humorist". Из произведений С. (полное собрание их вышло в 1880 и 1886 гг.) главные: "Conditorei des Jocus" (1828), "Humoristische Abende" (1830), "Dumme Briefe" (1834), "Am Plaudertische" (1843), "Wilde Rosen" (1847), "Fliegendes Album f ür Ernst, Scherz, Humor" (1846), "Humortstische Damenbibliothek" (1838—41), "Conversations-Lexicon fü r Geist, Witz und Humor" (1861). С 1855 г. С. издавал популярный "Humoristische Volkskalender". Литературное значение С., несмотря на громкую славу, некогда окружавшую его имя, невелико. Недурной лирик и талантливый повествователь, оставивший в своих многочисленных рассказах обширную и удачную галерею типов старой Вены, подчас мягко освещенных настоящим глубоким юмором, С. — подобно своим читателям — ценил не эту сторону своего дарования. "Юмористич. чтения", доставившие ему известность, слишком переполнены остроумием во чтобы то ни стало, чтобы производить впечатление на читателя со вкусом. Тема чтения (обыкновенно из области любви, брака, театра и т. п.) теряется в непрерывном потоке острот, каламбуров, неожиданных сопоставлений, часто удачных, но в конце концов утомительных. Обычный прием С. — игра слов, примером которой могут служить его известные остроты: "почему в Сибири нет раков? — потому что оттуда не пойдешь назад" или "ослы ведут к свободе, потому что на них ездят на горы, а на горах, — сказал Шиллер, — живет свобода" и т. п. Ср. Laube, "Gesch. der deutschen Litteratur" (1840, III, стр. 323); Menzel, "Deutsche Dichtung" (III); Gottschall, "Die deutsche Nationallitteratur des XIX Jahrhund."; H. R. v. L e vitschnigg, биография С. в "Album ö sterr. Dichter"; Goedeke, "Grundriss der deutsch. Dichtung" (т. III). В русском переводе есть "Избранные мысли С." (СПб., 1893, "Европейская библиотека", 2).

Сафир, минерал

— см . Корунд.

Сафлор

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сафлорит

— ромбическая разновидность шпейсового кобальта (Со, Fe)As 2. Встречается в Wittichen (Шварцвальд), Tunaberg (Швеция) и др. местах.

Сафо

— см. Сапфо.

Сафой

— cм . Савойская капуста.

Сафонов Василий Ильич

— пианист и композитор, род. в 1852 г. Окончил курс консерватории по классу фортепиано профессора Брассена; успешно дебютировал в качестве пианиста в одном из симфонических собраний Императорского русского музыкального общества; затем предпринял артистическое турне с виолончелистом Давыдовым. В 1881 г. приглашен преподавателем фортепианной игры в Петербургскую консерваторию, но вскоре перешел профессором в Московскую консерваторию. С 1888 г. С. состоит директором этой консерватории, не покидая фортепианного класса. Из учеников его особенно выделился Левин, получивший на конкурсе 1897 г. первую премию имени А. Г. Рубинштейна. В должности директора С. проявил прекрасные организаторские способности. Несколько лет тому назад С. принял на себя дирижирование симфоническими концертами Имп. русского музыкального общества в Москве. Среди русских капельмейстеров С. занимает очень видное место, являясь энергичным пропагандистом всего нового и интересного как в русской, так и иностранной литературе.

Н. С.

Сафонов Сергей Александрович

(1 867—1904) — талантливый поэт. С 1890 г., под псевдон. Сергея Печорина, помещал в "Новостях" рассказы, очерки, фельетоны и публицистич. статьи. Отдельно издал: "Немецкий прибой" ("Drang nach Osten"), роман из современной русской жизни (СПб., 1892) "Стихотворения" (ib., 1898) и "Колокол Св. Духа" (рассказ, ib., 1900).

Сафонов Степан Васильевич

(1811—1862) — исследователь Южной России. Окончил курс в Харьковском университете; служил при М. С. Воронцове в Одессе и Тифлисе; в 1852 г. сделан сенатором. Главные его труды: "Путевые заметки по Новороссийскому краю" ("Одесский вестник", 1828—30 гг.), "Поездка к восточным берегам Черного моря на корвете "Ифигения" (1837 г.), "Остатки греческих легионов в России, или нынешнее население Балаклавы" ("Записки Одесского общ. истории и древностей росс.", т. I), "Записка о сербском деле 1752 г." (в "Записках Одесского общ. истории и древностей росс.", т. VI). Ср. некролог С. в "Записках Одесского общ. ист. и древностей росс." (т. VI, 1867).

В. Р—в.

Сафранизол

— см. Краски органические искусственные.

Сафранол

— см. Сафранины.

Сафрапины

(хим.) — к этому классу соединений принадлежат многочисленные красящие вещества с тремя бензольными ядрами, имеющие азиновую группировку Сатурнический стих и еще две амидогруппы. Вещества эти обладают сильно основным характером и горьким вкусом, чем сильно напоминают азониевые производные; эта аналогия еще более подтверждается тем, что замещение водородов их амидогрупп кислотными остатками не уменьшает щелочности С. С кислотами С. способны давать три ряда солей: с одним кислотным радикалом, двумя и тремя. Первые соли красные, вторые синие и третьи зеленые, причем последние два ряда солей непрочны и существуют только в присутствии большого избытка кислоты. Как все амидопроизводные ароматического ряда, С. способны диазотироваться, при чем, когда диазотирована одна амидогруппа, получаются двухатомные основания, соли которых синего цвета, когда же диазотируются обе амидогруппы — получаются трехатомные основания с солями зеленого цвета. Строение С. до сих пор окончательно не установлено; несомненно только, что их соли суть производные фенилазония Сафрапины, где R какой-нибудь кислотный радикал. На основании же последних работ Тихвинского и Керманна с большим вероятием можно предположить, что простейший из С. фено-С. есть p-диамидофенилазоний Сафрапины и остальные С. — его гомологи. Получаются С. технически окислением смеси 1 частицы какого-нибудь р-диамина с 2 частицами моноамина. Получают обыкновенно эту смесь восстановлением амидоазотел. Обыкновенно о-толуидин обрабатывают на холоде недостаточным количеством азотисто-натровой соли и соляной кислоты; при этом образуется смесь амидоазотолуола CH 3—C6H4N=N—C6H3(CH3)NH2 и избыточного ортотолуидина CH 3—C6H4—NH2. Затем восстановляют эту смесь цинком или железом и соляной кислотой; тогда амидоазотолуол распадается на о-толуидин и диaмидoтoлyoл:

CH3—C6H4N=N—C6H3(CH3)NH2 + 2H2 = CH3—C6H4NH2 + CH3—C6H3(NH2)2.

Полученный кислый раствор оснований нейтрализуют мелом и для окисления кипятят долгое время с раствором двухромовокалиевой соли. При этом рядом с солями С. образуются соли индаминов и фиолетовых пигментов класса мовеинов, которые от прибавления соды или мела выпадают в виде свободных оснований, а соли С. — как сильных щелочей — при этом не разлагаются и остаются в растворе, откуда по отфильтровании осадка вышеуказанных соединений они выпадают при насыщении раствора поваренной солью. Впервые С. был получен в 1868 г. французскими фабрикантами Гинон, Марнас и Бонне в Лионе окислением мовеина Сафрапины. Как весьма прочные и необыкновенно яркие краски, С. находят себе громадное применение в красильной технике (см. Краски орг. искусств.). С., как упомянуто было выше, красного цвета, но при замене водородов их амидогрупп углеводородными радикалами цвет их переходит в фиолетовый, напр. у мовеина. При замене бензольного ядра, связанного с пятиатомным азотом азониевой группы, жирным радикалом получаются краски, весьма напоминающие по свойствам обыкновенные С., только цвет их несколько желтее. Если в С. одну амидогруппу заменить водородом, то получаются фуксиново-красные вещества, названные Фишером и Гепом апосафранинами. От действия концентрированных кислот или при обработке едкими щелочами С. обменивают свои амидогруппы на гидроксилы (ОН). Однако получающиеся таким образом свободные азониевые основания Сафрапины весьма непрочны; сейчас же по их образовании происходит перегруппировка, при чем образуются внутренние ангидриды. Таким образом из апосафранина при кипячении с КНО несомненно получается вначале Сафрапины, который в момент выделения переходит в тело желтого цвета, известное под именем сафранола.

Д. А. Хардин. Δ.

Сафрозин

— см. Краски органич. искусственные.

Сафрол

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сафронов

Михаил — основатель секты "покорителей плоти духу", крестьянин Судогодского у., деревни Мичурина. Он выходил из того положения, что для спасения души нужны христианские добродетели и покорение плоти духу, причем подкреплял свое мнение текстами из Свящ. Писания, преимущественно из Псалтыри. Многие из этих текстов Сафронов понимал превратно, а догмат о воскресении мертвых и будущем суде толковал совершенно противно евангельскому учению. С. проповедовал, что по кончине мира всем будет хорошо; праведные будут блаженствовать на небе, а грешные жить на земле; земля будет бела, и грешникам будет хорошо. Тогда и сам Вельзевул возвратится в первобытное состояние, т. е. снова сделается светлым ангелом, потому что он связан Богом только на тысячу лет. С. рассказывал своим последователям, что ему было "небесное видение", при котором он слышал обращенный к нему глас с неба: "ты один праведный". В конце пятидесятых годов наст. столетия в селе Мордыше Судогодского у., Владимирской губ. среди местных крестьян появились люди, которые начали проповедовать учение "покорителей плоти духу". Немедленно возникло дело о новой секте, из которого видно, что последователи этой секты, желая плоть свою покорить духу, висят на кушаке, перекинутом через брус палатой, до изнеможения рук, бьют лучиною по тряпке, также до изнеможения, наконец, ложась на полу вверх лицом и загибая голову под спину, задерживают дыхание и лежат в этом положении почти до совершенной бесчувственности. "Умиранье" и другие истязания плоти проделывали почти исключительно одни женщины. Следствием было обнаружено девять последователей нового учения, которые вместе с самим С. были заключены в тюрьму. См. А. Пругавин, "Самоистребление. Проявления аскетизма и фанатизма в расколе" ("Русская мысль", 1885, № 7).

Сафтлевен

или Сахтлевен (Saftleven, Sachtleven) — семейство голландских живописцев, главными представителями которого были: 1) Корнелис С. (1606—81), ученик Германа С. II, или Старшего, умершего в 1627 г., развившийся под влиянием А. Броувера, работал в Утрехте (ок. 1634 г.), преимущественно же в Роттердаме. Изображал военные караульни, простонародные сцены в закрытых помещениях и на воздухе, деревенские рынки, пейзажи с фигурами животных и неодушевленные предметы, отличаясь старательной выработкой рисунка, силой и теплотой тона красок и прекрасно разыгранной светотенью. Особенно хорошо писал домашних животных и передавал блеск металлической посуды. Иногда брал для себя темы из священной истории, но трактовал их совершенно как жанровые сцены. Картины этого художника встречаются во многих публичных и частных коллекциях. В Имп. Эрмитаже находятся его "Скотный рынок" и "Отдыхающее стадо"; в Дрезденск. галерее — "Скотный двор", "Деревенские музыканты", "Кормление кур", "Перед крестьянской хижиной" и "Внутренность хижины"; в Стокгольмск. музее — "Пейзаж с человеческими фигурами, животными и хозяйственными принадлежностями" и "Гуляки, пьянствующие пред входом в деревенский кабачок"; в Амстердамск. музее — "Плохая сделка лучше хорошей тяжбы" (голландск. пословица) и "Внутренность крестьянского дома"; в Брауншвейгск. галерее — "Бегство во Египет"; в Эрфуртск. гал. — "Адам в земном раю"; у А. и. Сомова, в СПб. — "Христос изгоняет злых духов из двух бесноватых в стада свиней" и т. д. 2) Герман С. III, или Младший (1610—85), брат предыдущего, подобно ему, ученик своего отца, еще будучи молодым человеком переселился в Утрехт, где и жил до конца своей жизни, предпринимая иногда поездки вверх по Рейну. Он был в дружбе с К. Пуленбюргом, как то доказывают две парные картины на сюжеты и Pastor fido Гварини, из которых одна написана Пуленбюргом, а другая С. (наход. в Берл. музее). В 1655—67 гг. был трижды председателем и четыре раза старшиной утрехтской гильдии св. Луки. Первые картины этого художника, пейзажи и изображения неодушевленных предметов, очень близко походят на произведения его брата; потом он стал писать пейзажи в светло-коричневом общем тоне, широким и сочным приемом кисти — картины, напоминающие Я. ван-Гойена, каков он был во второй период своей деятельности; наконец С. пристрастился к изображению прирейнских видов, исполнение которых доводил до тонкой оконченности, ища при этом эффектности в утрированно-яркой передаче предметов на переднем и втором плане, голубой дали и солнечности неба. В Имп. Эрмитаже имеется образец ранних работ С., вообще очень редких, — "Внутренность крестьянского дома" (1634) и четыре его вида на Рейне. Из прочих музеев Европы картинами С. особенно богаты Дрезденск. галерея (15 номеров), Шверинский музей (9 ном.), Венск. музей (5 ном.) и Копенгагенск. галерея (6 ном.). Оба брата известны не только как живописцы, но и как искусные граверы. Корнелисом С. исполнено 36 офортов (карикатуры, "Четыре чувства", изображения простолюдинов, собак, кошек и пр.). Офортов Германа С. насчитывается до 40 (горные виды, "Четыре времени года" и пр.); в них его талантливость выказывается еще сильнее, чем в живописи.

А. С—в.

Саффариды

(неправильно Соффариды) — первая после Тахиридов (см.) династия, сумевшая сделать Вост. Персию независимой от арабских халифов (см. Персия и Персидская литература). Основал династию Якуб ибн-Лейс Саффар (861—878), отчасти со своими братьями Амром и Алием. Ему наследовал Амр (878—902), который при самых трудных обстоятельствах то хитростью, то мужеством несколько раз восстановлял государство своего предшественника, но потерял владения и был захвачен в плен, вздумав напасть (900) на Саманидов (см.). Только область Седжестан (к ЮВ от Хорасана), была халифом Мотадыдом оставлена за внуком Амра, Тахиром. С ним завел междоусобие его дядя Лейс, сын Алия; затем начался в стране ряд междоусобий среди прочих мелких С., и в 911 г. Седжестаном завладел саманид Ахмед II. Последний С., Амр ибн-Якуб (племянник Тахира), попытался восстать, но не имел успеха (913). Мнимые потомки С. играли еще кое-какую роль при Газневидах.

А. Крымский.

Саффирина

(Sapphirina) — мелкое ракообразное из отряда веслоногих (Copepoda), относящееся к группе сосущих (Siphonostomata), или паразитических, веслоногих. Ротовые конечности их образуют колющий аппарат; кроме маленького среднего глазка, имеют боковые сложные глаза. Замечательны между прочим по своему половому диморфизму: самцы плавают свободно и отличаются яркой окраской, представляющей игру металлически-блестящих цветов, в то время как самки живут в сальпах (см.) и имеют бледную окраску. Многочисленные виды С. (около 3 мм длиной) водятся в Средиземном море и, появляясь иногда массами, производят вследствие игры цветов очень красивое явление, как бы дневное свечение моря.

М. Р.-К.

Сафьян

— С . в собственном смысле называют кожу козы, продубленную сумаком и выкрашенную в какой-нибудь из ярких цветов. Для обработки козьей шкуры на С. ее размачивают в воде, затем в известковых зольниках возрастающей крепости(2—3). Когда волос начнет идти, его сгоняют на колоде, а шкуру снова пускают в зольник, пока не образуется достаточный нажор (1—2 недели). Между зольниками и после них шкура мездрится, лицевая сторона ее тщательно подбривается и полируется камнем. Затем следуют промывка во вращающихся бочках при постоянном притоке свежей воды. Так как С. должен обладать безупречной лицевой поверхностью, то после промывки шкура идет в кисель из пшеничных отрубей — для удаления последних следов извести. После этого шкура тщательно вымывается и пускается через 2—3 соковых чана из старого сумачного сока, после которых следует собственно дубление сумаком. Это последнее совершается во вращающихся барабанах, куда вводятся подготовленные шкуры, теплая вода и порошок сумака. Дубление оканчивается в 1 ½ — 2 суток. Окраска С. совершается обработкой уже продубленной кожи в растворах анилиновых красок, причем дубильное вещество само служит протравой. Если окрашивают отварами красильных деревьев, то предварительно кожу перед красильной ванной протравляют оловянной или глиноземной протравой. В красный цвет С. красится обыкновенно кошенилью перед обработкой сумачными соками. Для этой цели тщательнейшим образом вымытые шкуры протравляются теплым раствором хлористого олова. Красильная ванна составляется из раствора кошенили и рвотного камня. Двух ванн обыкновенно достаточно, чтобы придать товару ярко-красный цвет. Выкрашенные кожи высушиваются, и затем на них наводится глянец. Для этого лицо кожи смазывается эмульсией из взбитых яичных белков, льняного масла и водного раствора той краски, которой кожа окрашена, и растирается стеклянным цилиндром при сильном надавливании. Для придания того или иного рисунка (шагрень) кожа подвергается накатыванию вальцом с соответственно отделанной поверхностью. Низшие сорта С. готовят из овечьих и телячьих шкур. Овечьи шкуры при этом двоят; на С. идет лицевая сторона, левая переделывается на замшу. Дубление совершается ивовой, дубовой или сосновой корой. Этот род С. часто окрашивается в черный цвет. Телячьи кожи после окраски не гласируются, а оставляются матовыми с рисунком или без него.

М. М. Тихвинский. Δ.

Сах

— мера в Бирме, см. Тенг.

Предыдущая страница Следующая страница