Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Р" (часть 7, Рак - Рам)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Р" (часть 7, Рак - Рам)

Предыдущая страница Следующая страница

Ракош, река в Венгрии

(мадьярск. Rаkos) — левый приток Дуная, в Венгрии, берет начало в Пештском комитате около Гёдёле (G ödöllö) и впадает в Дунай выше Будапешта.

Ракоши

(Евгений Rá kosi) — даровитый венгерский писатель; род. в 1842 г. Его первая драма, "Владислав V", прошла незамеченной, но комедия "Эзоп" (1866) имела большой успех и поставила Р. во главе "Молодой Венгрии". Из других его драматических произведений всего более известны трагедия "Андрей и Иоганна" и комедия "Штурм Буды". P. писал также романы, критические и руководящие статьи, основал радикальную газету "Pesti Hirlap" и был директором народного театра в Будапеште.

Ракс-бугель

— бугель, свободно меняющий свое место по какому-нибудь дереву рангоута. Например, по утлегарю — Р.-бугель, к которому прикреплен нижний угол кливера.

Ракс-клоты

— деревянные шарики с просверленной в них насквозь осью. На небольших парусных судах имеются, например, у тафеля; та часть последнего, которая примыкает к мачте, кончается развилиной (усами); усы с другой стороны мачты схватываются веревочкой (стронкой), на которую надеты Р.-клоты, для того, чтобы при подъеме тафеля стронка не задевала за мачту.

Рактавиджа

(санскр. Rakta-v î ja). — B индийской мифологии (в пуранах) демон-асура, бой которого с богиней Чамундой (см.) описывается в эпизоде Маркандся-пураны — Деви Магатмья. Каждая капля крови из ран Р., наносимых ему Чамундой, падая на землю, превращалась в такого же асура, как Р. Таким образом, удары богини только все более и более затрудняли победу, а демоны, народившиеся из крови Р., наполнили весь мир, что наконец заставило и богов испугаться. Увидав испуг богов, Чамунда нанесла Р. удар своим копьем так, чтобы струя крови Р. брызнула ей прямо в рот, после чего она пожрала и всех других демонов-асур.

Ракун

(Procyon lotor), иначе полоскун, кун или енот — млекопитающее из семейства медведей (Ursidae). См. Енот.

Ракурс

(франц. raccourci) — в рисовании и живописи изображение человеческих фигур, их членов и вообще всяких предметов в сокращении, обусловливаемом законами перспективы. Хотя предметы, находясь в пространстве, всегда представляются нашему глазу не во всем своем объеме, так что более или менее удаленные от нас их части заслоняются передними частями, кажутся уменьшенными или суженными и в подобном виде воспроизводятся художниками, знакомыми с перспективой и соблюдающими верность природе, однако под словом Р. разумеется преимущественно сильное перспективное сокращение — такое, какое является тогда, когда лучи зрения, идущие от близких и дальних частей предмета, сходятся в нашем глазу под очень острым углом. Художнику приходится иметь дело с Р. особенно в тех случаях, когда он изображает предметы, расположенные перпендикулярно или почти перпендикулярно к картинной плоскости, напр. когда он рисует или пишет протянутую прямо к нему человеческую руку или голову, откинутую назад, фигуру, лежащую ногами вперед, летящую снизу вверх и т. п. Древние греки считали Р. самою трудной частью рисовального искусства. По установлении законов перспективы многие живописцы, начиная с эпохи Возрождения, любили щеголять Р., употребляя их преимущественно при росписи плафонов. Самыми замечательными мастерами по части Р. считаются Мантенья (картина "Усопший Спаситель" в миланск. музее — Брера), Микеланджело (плафон Сикстинской капеллы), П. Веронезе (плафоны во дворце дожей в Венеции), Корреджо (живопись купола и потолочных сводов в Пармском соборе) и Тьеполо (плафон "Обретение св. Креста" в Венец. акд. худ.). Выказывая свое уменье преодолевать трудности Р., живописец должен, однако, знать известную меру — не изображать таких сокращений, которые почти никогда не наблюдаются в действительности, некрасивы, малопонятны и отзываются фокусничеством. Принимать Р. в расчет обязаны также и скульпторы, исполняют ли они барельеф или лепят круглую фигуру; в случае, если последняя предназначается для постановки на каком-либо определенном месте, на некоторой высоте, и на нее будут смотреть с одного главного пункта, необходимо, чтобы она не представлялась зрителю с такими Р., которые вредили бы ее общему впечатлению.

А. С—в.

Ракусы

(чешск. Rakousy, Rakousko, польск. Rakusy); в русских летописях встречается также земля Ракушска — славянское название для австрийских земель; произошло, вероятно, от имени старинного замка Реи, нем. R ö tz, который по-чешски называется Rakous.

Ракуша

(Unio) — род пластинчатожаберных мягкотелых из семейства наяд (см.), характеризующийся толстой, обыкновенно овальной раковиной с укороченной передней и удлиненной задней частью и с замком, состоящим на правой створке из 2 неровных зубцов, на левой — из четырех. Многочисленные, большей частью крупные виды Р. водятся в пресной воде и распространены по всей земле. Некоторые виды местами (U. sinuatus и U. requieni на ЮЗ Франции и разные виды — в Америке) употребляются в пищу. Наиболе обыкновенный европейский вид, Р. прудовая (U. pictorum), распространен по всей Средней и Сев. Европе, имеет продолговатую, с почти параллельными спинным и брюшным краями раковину, достигающую одной четверти в длину. Ископаемые Р. встречаются начиная с юрских пластов.

Ракуша прудовая

— см. Ракуша.

Ракушечий проран

(продолжение его называется Тухтаркиным) — старое устье р. Урала, в настоящее время превратившееся в длинный залив. Служит пристанью гор. Гурьева; амбары (склады) для хранения рыболовных принадлежностей. При устье Р. прорана в него входит другой проран, Плотовой, на котором устроены базар и ватаги для обработки рыбы.

Ракушка

— см. Ракуша.

Ракушковые

(Ostracoda) — см. Остракоды.

Ракушник съедобный

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ракушниковые

(Mytilidae) — семейство пластинчатожаберных мягкотелых, с равносторонней раковиной без ушков, с толстым роговым слоем и с выдающимися наперед верхушками створок. Замок без зубцов или слабо зазубрен. Замочный тяж — длинный. Передний замыкательный мускул очень мал, задний — велик. Нога рудиментарна, с сильно развитым биссусом (см. Моллюски). Большинство Р. живет в морях, некоторые (Dreissensia) — в солоноватой и пресной воде. Более известные роды: ракушник (Mytilus, см.), морской финик (Lithodomus, см.) и Dreissensia. Один из видов D. (D. polymorpha) представляет интересный пример быстрого распространения при помощи человека. Прикрепляясь посредством своего биссуса к подводным частям судов, этот вид из Каспийского и Черного моря в короткое время распространился почти по всем значительным судоходным рекам Европы. Ископаемые Р. известны уже из силурийской системы.

Ю. В.

Ракхи

(Râkhî) — у индусов браслет-талисман, предохраняющий от дурного глаза, колдовства и т. п.; делается из ниток, шелка или другого, более ценного материала и обвязывается, с молитвой, вокруг руки или запястья. У женщин-раджпуток существует обыкновение посылать такой браслет, как знак особого расположения, мужчинам — членам другой фамилии; такой подарок вызывает обратные дары и между обменявшимися устанавливает отношения побратимства, соблюдаемые и ценимые дороже кровных, родственных. С обычаем этим связан целый ряд легенд и преданий. См. Tod, "Annals and antiquities of Rajast'han" (Мадрас, 1873, т. I, 312; II, 697).

Ракша, село Тамбовской губернии

— село Тамбовской губернии, Моршанского уезда, в 18 вер. от уездного города. Жителей 3650. Многие из них занимаются на крупорушках Тамбовской и других губерний выделкой крупы из гречихи и известны хорошим знанием этого дела (местное название этих мастеров — "шелуханы").

Ракшаса-лока

(санскр. R â kshasa-loka) — в индийской мифологической космографии одно из подразделений, или "небес", вселенной, отведенное для жительства демонам — Ракшасам (см.). Согласно учению философских школ Санкхья и Веданта, признающих восемь таких "небес", Р.-лока будет шестым от неба Брахмы, где обитают высшие божества.

Ракшасы

(санскр. R â kshasas, от raksh = проклинать, бранить или от raksh = зaщищать) — в индийской мифологии злые демоны, упоминаемые уже в ведах, где они называются также яту, или ятудхана. Принимают всевозможные формы (собаки, коршуна, совы и других птиц, брата, мужа, любовника и т. д.), чтобы обмануть и нанести вред. Особенно их надо остерегаться женщинам во время беременности и родов, чтобы они не завладели ребенком. В Атхарваведе Р. изображаются большей частью имеющими человческий образ, но иногда и чудовищами; цвет их черный (почему и чернокожие аборигены Индии нередко назыв. Р.), иногда синий, желтый или зеленый. Они едят человечье и лошадиное мясо, выпивают коровье молоко и стараются попасть внутрь человека, когда он ест или пьет. Попав в него, они начинают терзать его внутренности и причиняют болезнь. Они же — причина сумасшествия. Вечером Р. пугают людей, при чем пляшут вокруг их жилищ, крича по-обезьяньему, шумя и громко смеясь, а ночью летают, приняв образ птиц. Главная их власть и сила — ночью или вечером; их прогоняет восходящее солнце. Особенные старания обнаруживают Р., когда хотят помешать жертвоприношению; против них тогда обыкновенно призывают Агни, прогоняющего тьму и убивающего Р. В позднейшей индийской мифологии Р. в общем продолжают служить олицетворением мрачных и зловредных сил природы. Не все Р. одинаково злы, так что их можно разделить на три класса: 1) безобидные существа вроде Якша (см.), 2) гиганты, или титаны, враги богов и 3) Р. в обычном значении этого слова: демоны, обитатели кладбищ, нарушители жертвоприношений, которые оживляют мертвецов, пожирают людей, нападают на благочестивых и вообще причиняют человеку всякого рода вред. Главой этих последних Р. был Равана (см.), вместе с которым они являются потомками Пуластьи (см.). По другим источникам, ракшасы произошли из ноги Брахмы. Вишну-пурана производит их от мудреца Кашьяпы (см.) и жены его Кхасы, дочери Дакши. В Рамаяне рассказывается, что Брахма, создав воды, создал также и особые существа, Р., для их охранения (raksh = защищать, охранять). В этом же эпосе дается описание уродливого вида Р., какими они представились союзнику Рамы, Гануману, когда он проник в город Ланку в образе кошки. Р. носят много эпитетов, изображающих их различные отталкивающие свойства и наклонности: убийцы, воры жертв, ночные бродяги, людоеды, кровопийцы, чернолицые и т. д.

С. Б—ч.

Ракшевидные

(Coraciae) — по общепринятой в настоящее время классификации составляют подотряд дятловых птиц (Picariae). Сюда относят на основании анатомических признаков, кроме ракшевых, или сивоворонок, (Caraciidae) и курола (Lерtostomus), еще стрижей (семейство Сурselidae), козодоев (сем. Caprimulgidae), белоногов (Podargidae), гуахаро (сем. Steatornitidae) и пчелоедов, или щурок (сем. Ме r оpidae). От других дятловых отличаются строением ног, большой палец которых соединен с сгибающей мышцей передних пальцев, сросшихся на некотором расстоянии между собой, невытяжным языком и хорошо выраженной на шее спинной птерилией, которая разветвляется на верхней части спины. По внешнему виду и образу жизни отдельные сем. Р. резко отличаются одно от другого (см. отдельн. семейства), и некоторые орнитологи помещают сивоворонок и пчелоедов ближе к кукушкам (отряд кукушкообразных, Coccygomorphae), а остальные сем. соединяют в один отряд с колибри (отр. касатковых, Масrоchires).

Ю. В.

Ралей, город в Соединенных Штатах

(Raleigh) — главный город североамериканского штата Северная Каролина. Капитолий, построенный по образцу Парфенона, — великолепное гранитное здание, украшенное колоннами и увенчанное куполом. 10 церквей, 3 банка, 2 ежедневных и 4 еженедельных газеты. Значительная торговля хлопком; фабрики искусственного льда, табачные и хлопчатобумажные, вагонные заводы и др. Университет для чернокожих, баптистская коллегия, медицинская и сельскохозяйственная школы, институт для слепых. Жителей 12608 (1890), в том числе 6351 цветнокожий.

Ралей, Уолтер

(Walter Raleigh) — английский государственный деятель и писатель (1552—1618); происходил из знатного рода. Получив образование в Оксфордском унив., Р. рано стал писать стихи. 17-ти лет он отправился во Францию, поступил на службу под начальство Колиньи и пережил в Париже Варфоломеевскую ночь (1572). Ненависть к католицизму и озлобление против фанатизма испанцев, явившиеся результатом его пребывания во Франции, характеризуют всю деятельность Р. В 1577 г. он сражался против испанцев в Нидерландах вместе с Вильгельмом Оранским. В 1580 г. он был поставлен во главе экспедиции против восставших ирландцев. Вернувшись в Лондон, он скоро заслужил расположение королевы и сделался одним из близких к ней лиц. Он посвятил ее в свои мечты о Новом Свете и нарисовал ей грандиозный план обогащения Англии богатствами Америки. Елизавета подарила ему все земли, которые он откроет. Снарядив экспедицию, он вошел в Чизапикский залив, основал на берегу его поселение и назвал открытую им страну Виргинией в честь девственницы королевы. Это была первая английская колония в Америке. В 1586—88 гг. Р. совершил три путешествия к р. Ориноко. Успехи Р. вызвали придворные интриги; Р. был временно удален от двора, но потом королева примирилась с ним, и в 1595 г. он снова отправился в Америку. По возвращении в Лондон Р. описал свое путешествие в сочинении "The Discovery of the large, rich and beautiful empir e of Guiana, with a relation of the great and golden city of Manoa and of the provinces of Erucria" etc. (Лондон, 1597). Когда вступил на престол Иаков I, Р. стал в ряды оппозиции, был замешан в заговоре, предпринятом для возведения на престол Арабеллы Стюарт, и присужден к смерти. Приговор был смягчен, и Р. провел 12 лет (1604—1616) в Тауэре, где написал свою "Всемирную историю" ("Hlstory of the World; изд., с биографией, в Лондоне, 1736). После смерти Арабеллы Стюарт Р. был освобожден благодаря сделанному им заманчивому предложению приобрести для Англии "Эльдорадо". Он рассказал Иакову, что ему известно на Ориноко существование золотых рудников в местности, где нет испанских поселений. Взяв с него слово не нападать на испанскую территорию, король вверил ему небольшую эскадру (июль, 1617). Р. поплыл к берегу Гвианы, чтобы оттуда двинуться с отрядом в Эльдорадо. Направившись через территорию, занятую испанцами, отряд англичан взял и разграбил форт Св. Фомы, но золотых рудников не нашел. Разбитый испанцами Р. отступил, но предложил захватить по дороге в Англию испанские корабли с золотом, чтобы этим загладить неудачу. Экипаж отказал ему в повиновении; Р. вернулся в Англию, а так как он не позаботился о формальной отмене произнесенного над ним смертного приговора, то Иаков немедленно приказал его казнить, чтобы удовлетворить Испанию за нанесенное ей оскорбление. Р. спокойно взошел на эшафот. "Лекарство острое, — сказал он, посмотрев на топор, — но исцеляющее от всех болезней". Он известен и как поэт ("Poems, with an introduction by Brydges"). Полное собрание его соч. издано в Оксфорде в 1829 г.

П. К—ий.

Ралейг

— см. Рэлей.

Ралець

или на ралець — так назывались в Южной России в XVII и XVIII вв. приношения или сборы, делавшиеся два раза в год, в праздники Рождества и Пасхи, людьми зависимыми в пользу тех, от кого они зависели: так, давали "на Р." прихожане своему приходскому священнику, крестьяне — помещику, мещане — магистратским чинам, казаки и поспольство — сотенной и полковой старшине, цеховые — своему цехмистеру, братчики — своему старшему. В приходах, цехах и братствах подарки этого рода всегда имели вид добровольного подношения и в цехах и братствах шли не в пользу какого-либо лица, а в пользу учреждения; но у помещиков, полковой старшины и магистратов они приобрели с течением времени значение обязательного сбора. Первоначальная форма приношений была натуральная, но в казачьем и магистратском мире перешла постепенно в денежную определенного размера. В письме гетмана Скоропадского к черниговскому полковнику Полуботку 1722 г. поручается последнему воспретить незаконный сбор на Р. Сборы или жертвы в цехах и братствах с названием Р. встречаются во многих их уставах и записях; они существуют и теперь в некоторых селах Полтавской и Киевской губ. Тот же сбор в виде налога на мещан в пользу магистратских чинов производился в Киеве еще в 20-х годах XIX-го ст.

Ралик

(Rаliск-Chаin) — цепь островов в Маршальском архипелаге Мюльгрева, в Микронезии, в западной части Тихого океана, почти параллельно Радакской цепи, под 7°30' с. ш. и 173°80' в. д.; открыта и описана русским адмиралом Коцебу.

Ралли

(Димитр Ραλλής) — греческий государственный деятель; род. в 1844 г.; был профессором и адвокатом. В палате он принадлежал к партии Трикуписа, при котором был министром юстиции; в кабинете Сотиропуло (1893) Р. был министром вн. дел. Когда первым министром был Делианис, Р. занял место Трикуписа как вождь оппозиции. После неудачного начала войны с Турцией, приведшего к падению кабинета Делианиса, Р. стал во главе кабинета (апр. 1897), продолжавшего войну столь же неудачно и обратившегося за посредничеством к великим державам. 30 сент. 1897 г. палата выразила ему недоверие, и он вышел в отставку.

Ралли (дополнение к статье)

(Димитр Ραλλής) — греческий политический деятель. После смерти Делианиса (13 июня 1905) и выхода его кабинета в отставку, Р. сформировал свой кабинет (25 июня), который не нашел в палате достаточной поддержки, в декабре 1905 г. уступил место кабинету Теотокиса. Деятельность кабинета Р. была направлена главным образом к преобразованию армии и устранению финансовых затруднений.

В. В—в.

Рало

(стар.) — так называлась в старину на Руси преимущественно соха, именуемая и ролью, а иногда и другое какое-либо орудие, употребляемое для пахания. Кроме обыкновенной запряжки в одну лошадь, в Киевской области впрягали в Р. и волов; отсюда название рало волово. С XIV в. название соха мало-помалу вытеснило Р.

Раль

(Rahl) — фамилия двух немецких художников. 1) Карл Генрих Р. (1779—1843), гравер на меди, учившийся у Фюгера в Вене, трудился в этом городе и с 1839 г. был профессором тамошней Академии художеств. он работал сначала пунктирной манерой, а потом исключительно бюренем и иглой. Им исполнено значительное количество гравюр, отличающихся в особенности прекрасным рисунком. Важнейшие между ними — "Иов" и "Велизарий" с композиций Э. Вехтера, "Рождество Христово" (La Notta) и "Мария Магдалина" (с Корреджио), "Св. Маргарита" с неизвестного художника школы Рафаэля, "Св. Юстина" с Моретто-да-Брешиа, "Сретение Господне" с Фра-Бартоломмео, два пейзажа с Н. Пуссена и "Битва при Асперне" с Крафта. 2) Карл Р. (1812-1865), сын предыдущего, даровитый исторический живописец и портретист, учился в Венской академии художеств, где за необузданность своей фантазии и склонность к эксцентричностям в искусстве был прозван "диким Тицианом". По получении, 19-ти лет от роду, римской премии он много путешествовал. В 1850 г. получил место преподавателя в Венской академии, но вскоре вследствие политических причин потерял его и открыл собственную частную школу, из которой в короткое время вышло несколько хорошо подготовленных живописцев, как, например, Биттерлих, Эйзеншенгер, Гауль, Лотц, Грипенкерль и Ромако. Р. должен быть причислен к тем немногим художникам, которые, возделывая идеалистично-исторический род живописи, проявили самостоятельность в отношении стиля. В большинстве его произведений композиция красива и величественна, кисть сочна, колорит блестящ и напоминает отчасти Рубенса, отчасти Тициана. С особенным блеском талант Р. обнаруживается в его монументальных работах, каковы: стенная живопись парадной залы в Ольденбургском дворце (1860), двенадцать больших фигур, олицетворяющих собой мирные и культурные искусства, в Гейнрихсгофе в Вене (1861), фрески восьми зал во дворце Тодеско там же (сцены из мифа о Парисе, 1862), аллегорические сюжеты в венском Оружейном музее, картоны для живописи в новом оперном театре, также в Вене (исполненной уже по смерти Р. его учениками), и пр. Из станковых картин Р., которые он писал преимущественно в первую пору своей деятельности, наиболее замечательны: "Находка трупа Манфреда, павшего в битве при Беневенте" (1836), "Христиане, преследуемые в римских катакомбах" (1844; в Гамбургском музее; повторение ее в небольшом виде — в Берлинской национальной галерее) и "Вступление Манфреда в Луцерию" (1846).

А. С—в .

Ральстон

(Вильям R. S. Ralston) — английский писатель (1829—1889); писал главным образом о России, которую между 1868 и 1875 г. посетил четыре раза. Сочинение Р. "Russian Folk-tales" (Л., 1873) дает прекрасный перевод русских народных сказок. Знакомый с сборниками сказок почти всех народов, Р. пользовался при объяснении смысла и значения русских сказочных мотивов сравнительным методом исследования и пришел к заключению, что между всеми народными сказками существует сходство, обусловливаемое заимствованиями не только в содержании, но часто и во внешней форме. Сказка неясная, темная есть несомненно заимствованная; отсюда Р. выводит, что происхождение многих наших сказок следует искать в Индии или на Востоке. Переведены целиком у Р. только те сказки, которые имеют характер оригинальности; в остальных случаях он ограничивается ссылкой на аналогические сказки других народов. Все сказки Р. группирует около мифологических существ, которые играют в них главную роль: олицетворений злого духа, привидений и т. п. Другие сочинения Р.: "Кrilof and his fables" (Л., 1868, 4 изд., 1883), "The Songs of the Russian people as illustrative of Slavonic mythology and Russian social life" (Л., 1872, два изд.), "Early Russian history" (Л., 1874).

Ральстонит

— редкий минерал, состава (Na 2, Mg)F2.3Al(F.OH)3.2H2 O. Кристаллизуется в октаэдрах. Цвет белый и желтый. Просвечивает. Встречается в Гренландии, вместе с криолитом.

Рам Могун Рой

— индийский религиозный реформатор (1772—1833), основатель секты Брахма-Самадж (см.), брахман, родом из зажиточной семьи в Нижней Бенгалии. Он был прекрасно знаком с христианским богословием, для изучения которого выучился языкам латинскому, греческому и еврейскому и знал его, пожалуй, лучше, чем веды, хотя и об этой области ему было известно все, что можно было знать в то время. По его мнению, ведийские книги, особенно упанишады, при правильном их толковании являются источниками чистейшего деизма, к которому он и старался обратить своих соотечественников, уговаривая их отказаться от идолопоклонства. С этой целью он перевел насколько ведийских трактатов и сам написал несколько оригинальных рассуждений. Взгляды его скоро сделались предметом нападок как со стороны его земляков, так и со стороны некоторых европейских миссионеров. На эти нападки он ответил рядом трактатов, в которых богословские знания соединялись с возвышенным строем мысли и которые до сих пор могут служить образцами полемического богословия. Таковы его "Precepts of Jesus", "The Guide to Peace and Happiness", "First, Second and Final A p peal to the Christian Public". Он дважды ездил в Англию, где и умер. Его борьба с обычаем сожжения вдов немало способствовала его уничтожению. См. Marshman, "Defence of the Deity and Atonement of Jesus Christ" (Л., 1821).

С. Б—ч.

Рам-нaoми

— индийский праздник в честь дня рождения Рамы, совершаемый около 12 апреля. В течение 9 ночей читаются проповеди и Рамаяна. Вечером 9-го дня изображение Р. кладется в колыбель, с разными обрядами. Праздник этот главным образом соблюдается вишнуитами.

С. Б—ч .

Рама, в архитектуре

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рама, в Библии

(евр. "высота, "возвышение", "возвышенное место") — название нескольких городов в Палестине; из них наиболее известны: 1) город колена Вениаминова (Нав. XVIII, 25) к С от Иерусалима, по дороге к Сихему, недалеко от гибы Вениаминовой, родины Саула (Суд. XIX, 13; Исаии X, 29; ср. 1 Цар. X, 26; 3 Цар. XV, 17. 22). Из 3 Цар. XV, 17, 22 и 2 Парал. XVI, 1, 5—6, можно заключать, что город этот лежал близ границы колена Ефремова. Между этой Р. и Вефилем пророчица Девора под пальмой на горе Ефремовой судила Израиля (Суд. IV, 4—5). Эту же Р., как пограничный город, Вааса, царь израильский, хотел укрепить против царства иудейского, но не был допущен к тому Асою, царем иудейским (3 Цар. XV, 77—22; 2 Парал. XVI, 1—6). О Р. упоминают также Исаия (X, 29) и Осия (V, 8). Здесь пророк Иеремия получил свободу от заключения и плена, тогда как прочие иудеи собраны были Навузарданом, полководцем Навуходоносора, для отвода в Вавилон (Иерем. XL, 1). Изображая это событие, пророк писал: "Голос слышен в Раме; вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о сынах своих и не хочет принимать утешения, потому что их нет" (Иерем. XXXI, 15). В Р. жили иудеи и по возвращении из плена (I Ездры II, 26; Неем. VII, 30; ХI, 33). Ныне на месте Р. лежит Эр-Рам — бедное селение, с развалинами, между Гаваоном и Гевой. 2) Город нагорной страны колена Ефремова, на границе с коленом Вениаминовым. Это — та Р., в которой родился, имел пребывание и был погребен пророк Самуил. Иначе город этот называется Рамафа и Рамафаим, т. е. двоякое возвышение или две высоты, также Рамафаим Цофим, или Армафем, может быть, для отличия от Р. Вениаминовой. В Р. Самуил имел школу пророческую (1 Цар. XIX, 18—19; XX, 1); сюда приходил к нему Давид, спасаясь от Саула; а также и сам Саул, преследуя Давида (XIX, 18—24). В Р. Саул первоначально и помазан был Самуилом (ib. X, 1). Местоположение этой Р. с точностью не известно. Ее обыкновенно отождествляют с Аримафеей, отечеством Иосифа Аримафейского (см.), и полагают к СЗ от Иерусалима, недалеко от Лиды. См прот. II. Солярский, "Опыт библейского словаря собственных имен (т. III, СПб., 863).

Рама, в мифологии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рама-сету

(санскр. R â ma-setu = мост Рамы) — воздушный мост, построенный для Рамы его полководцем Налем, сыном Вишвакармы, для переправы его армии в остров Ланку (Цейлон). Это название придается ряду скал в проливе между материком и Цейлоном, который на картах называется обыкновенно "мостом Адама".

Рамадан

(араб.) или Рамазан (турецк.) — девятый месяц магометанского лунного года; весь этот месяц магометане проводят в строжайшем посте (орудж), вследствие чего в народе слово Р. употребляется часто и в смысле мусульманского поста. Начиная с того момента, когда становится возможным отличить белую нитку от черной, и до захода солнца воспрещено мусульманам есть, пить и иметь сношения с женой. Коран воспрещает даже ставить в это время клизмы, купаться, вдыхать благовонный запах, проглатывать слюну, целовать женщину; кто принимает лекарство, должен для очищения накормить бедняка, а по выздоровлении должен наверстать пропущенное. Во время Р. приостанавливаются всякие торговые сношения и даже государственная деятельность; самые важные дипломатические дела откладываются до следующего месяца. От соблюдения поста освобождаются лишь роженицы и лица, находящиеся в походе или в путешествии.

Рамадо

итальянское название рыбы (Mugil capito) из отряда колючеперых (Асаnthopteri) сем. головлевых (Mugilidae). Рыба эта, размерами 40—50 стм, живет в Средиземном море и Атлантическом океане, а также встречается и у северных берегов Европы.

Рамазанов, Александр Николаевич

— актер спб. сцены. Дебютировал в 1813 г. по окончании курса в Спб. театральном училище. Был хорошим актером в комедии, главным образом на амплуа слуг, весьма важное в то время, когда на русском театре в большой моде были Мольер, Бомарше и Мариво. Позже отличался и в водевиле. Умер в 1828 г., тридцати одного году от роду.

Ум.

Рамазанов, Николай Александрович

(1815—1867) — скульптор; сын А. Н. Рамазанова (см.); в 1827 г. определен в своекоштные воспитанники Императорской академии художеств, а в 1833 г. перечислен в штатные академисты на казенное содержание. Обучаясь в Академии ваянию под главным руководством профессора В. Орловского, Р. выказал выдающиеся способности и за свои успехи был награжден в 1836 и 1887 гг. двумя серебрян. медалями, малой и большой (последнюю за барельеф "Искушение Спасителя в пустыне") и в 1838 г. мал. золот. медалью (за группу "Милон Кротонский, терзаемый львом"). Окончил академический курс в 1839 г. с званием художника XIV кл. и большой зол. медалью, присужденной ему за исполненную по программе статую "Фавн, несущий козленка". Приобретя вместе с этой наградой право на поездку в чужие края в качестве пенсионера академии, до отправки своей в путешествие участвовал в работах по исполнению памятников Карамзину в Симбирске и Державину в Казани (по проектам С. Гальберга) и только в 1842 г. прибыл в Италию и поселился в Риме. Здесь он вылепил, между прочим, статую "Нимфа, ловящая бабочку, севшую ей на плечо", которая была потом исполнена по заказу имп. Николая I из мрамора, но разбилась при перевозке в СПб. Не окончив шестилетнего срока своего пенсионерства, в 1 8 46 г. был вызван обратно в Россию вследствие столкновения своего с папской полицией и вскоре после того получил место преподавателя скульптуры в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Занимая это место до конца своей жизни, способствовал образованию многих молодых скульпторов и за свой ум и любовь к искусству пользовался общим уважением в кругу московских художников и любителей искусства. В 1849 г. признан академиком как за свои прежние работы, так и за преподавательскую деятельность, а в 1858 г. возведен по предложению президента Академии, вел. княг. Марии Николаевны, в профессорское звание. Главные произведения Р. сверх вышеупомянутых — барельефы на пьедестал монумента имп. Николаю I в СПб. и некоторые из скульптурных украшений на внешних стенах московского Храма Спасителя (горельефы "Владимирская Божия Матерь", "Св. царица Александра", "Мария Магдалина", "Анна Пророчица" и "Великомученица Екатерина" на восточном портале, "Св. кн. Даниил Московский" и "Преп. Савва Звенигородский" при одной из оконных арок северной стороны). Кроме скульптуры, Р. занимался также литературой, помещая в "Московских ведомостях", "Русском вестнике" и "Современной летописи" свои воспоминания о русских художниках, их биографии и некрологи, заметки о художественных выставках и др. подобные известия. Эти статьи он задумал перепечатать в виде особого сборника под заглавием "Материалы для истории искусства в России", но успел выпустить в свет только первую часть этого издания (М., 1863).

А. С—в.

Раман

(Лина Ramann, родилась в 1833 г.) — немецкая писательница по истории и методике музыки. Главные труды: "Liszt als K ü nstler" (Лейпц., 1880—1893); "Die Musik als Gegenstan d des Unterrichts und der Erziehung" (1868); "Bach und Hä ndel" (Лпц., 1869); "Allgemeine musikalische Erzieh- und Unterrichtslehre der Jugend" (3 изд., 1898); "Grundriss der Technik des Klavierspieles" (1885); "Liszt-P ädagogium" (1902).

Рамананд

— индийский религиозный реформатор конца XIV-го и начала XV века, действовавший в Ауде и Бенаресе. Сам он был последователем другого, более раннего реформатора, Рамануджи (см.), и основал вишнуитскую секту, названную по имени его рамананди. Секта эта не требовала никаких внешних обрядов, не признавала каст и принимала в ученики всех без разбора, причем проповедь шла не на санскрите, как у Рамануджи, а на простонародных диалектах. Учение Р. имело влияние и на большинство новых вишнуитских сект Индии; последователи его распространены по всему полуострову. К ним принадлежал поэт Туласидаса, автор хиндийской редакции Рамаяны, живший в XVI веке. Ближайшим учеником Р. был Кабир (см.).

Рамануджа

(Râmâ nuja) — индийский религиозный реформатор XII века, основатель вишнуитской секты рамануджей. Как философ, Р. ратовал против учения Шанкары (см.) о так называемом advaita ("не дуализм"), т. е. единстве души и тела. Этому учению он противопоставил систему вишиштадваита, т. е. раздельной и конечной реальности индивидуальных существ. Advaitа он допускал только в верховном божестве Вишну. Р. отвергал и учение о великой иллюзии Майя (см.). Ему принадлежит комментарий к Ведантасутрам и краткое изложение Веданты ("Ved ântatattvasâ ra", изд. в Калькутте 1878 г.). Последователи его — рамануджи, как и более поздний отпрыск этой секты — рамананди (см.), делают особым предметом культа героя Раму и его жену Ситу (см.).

Рамануджи

— индийская вишнуитская секта; см. Рамануджа.

Рамапанди

или Рамават — индийская религиозная секта (вишнуитская), основанная Раманандом (см.). Образует отпрыск другой более древней вишнуитской секты, рамануджей, и распадается на многочисленные мелкие подразделения. Характерной чертой их является культ Рамы, или Рамачандры, как воплощения Вишну. Р. почитают и прочие воплощения этого бога, но выше всех ставят воплощение его в образе Рамы. Почитание распространяется и на жену Рамы — Ситу, причем оба супруга служат предметом культа и вместе, и поодиночке.

Раматапанийопанишад

(санскр. R âmatâpanî yopanishad) — одна из упанишад (см.), принадлежащая к Атхарва-веде и посвященная прославлению Рамы (см.), как верховного божества, и мудреца Яджнявалкьи, как его восхвалителя. Текст и немецкий перевод изд. А. Вебер. в "Indische Studien" (т. IX).

Рамаф-Лехи

(евр. "брошенная челюсть", слав. "избиение челюстное", Суд. XV, 17) — так называется место в гористой области Иудеи, на границе земли Филистимской, где Самсон ослиной челюстью избил тысячу человек филистимлян.

Рамаф-Мицфа

(евр. "возвышенность сторожевого места") — город галаадский в колене Гадовом; называется и просто Рамофом (4 Цар, VIII, 29), и просто Мицфой или Массифой (Суд. Х, 17; XI, 11, 34). Здесь Лаван примирился с Иаковом (Быт. XXXI, 49). При разделе земли обетованной город этот отдан был левитам и служил городом убежища для невинных убийц (Нав. XIII, 26; XX, 8; XXI, 38; Второз. IV, 41—43; 1 Парал. VI, 80). Во времена судей здесь имел жительство Иефоай (Суд. XI, 1, 11,34). Здесь Ахав в сражении с сириянами получил смертельную рану (3 Цар. гл. XXII); здесь Ииуй был помазан на царство израильское (4 Цар. IX, 1 и сл.). Во времена Маккавейские Иуда Маккавей, ведя войну против сирийского военачальника Тимофея, взял Р., истребил всех мужчин и город сжег (1 Маккав. V, 35). Ныне это город Сальт (es-Salt) при подошве горы Галаадской, главный город теперешней провинции Белка, посредине между севером и югом Заиорданской земли; расположен по сторонам небольшой горы, на вершине которой крепость.

Рамаццини

(Бернардино Ramazzini) — итальянский врач (1633—1714), ректор Падуанского университета. Из трудов его, собранных в "Opera omnia" (Лондон, 1717), более важны: "De morbis artificum diatriba" (Модена, 1701), "De principum valetudine tuenda" (Падуя, 1710), "De contagiosa epidemia quae in boves irrepsit" (1712) и др.

Рамачандра

— см. Рама.

Рамаяна

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рамба

— см. Маймонид.

Рамбавс

— одно из названий пятнистого кускуса, сумчатого животного, встречающегося в Австралии (см. Кускус).

Рамбаж

(Фридрих Эбергард, 1767—1826) — писатель; был профессором Дерптского университета. Писал драмы, романы и рассказы под псевдонимом Ottokar Sturm; вместе с Бесслером и Медером издал "Berliner Archiv der Zeit" и "Jahrb ücher der preussischen Monarchie".

Рамбальди

(Бенвенуто да Имола Rambaldi, 1336—1390) — итальянский гуманист, жил в Имоле и Болонье, под конец жизни — в Ферраре, называл себя учеником Боккаччио и находился в переписи с Петраркой и Салутати. Из его сочинений известны комментарии к некоторым древним авторам (Лукану, Сенеке, Валерию Максиму), а также к Canzoniere Петрарки и к "Божественной комедии" Данте. Он написал также несколько исторических сочинений: "Romuleo n " — компиляция римской истории от падения Трои до Диоклетиана, "Augustalis libellus" — краткие заметки о римских императорах от Юлия Цезаря до Венцеслава, и известные только по заглавиям хронику от сотворения Мира до Рождества Христова и "Opusculum de urbis Mediolani Magnalibus". Как гуманист, Р. предпочитает языческих писателей церковным, хотя и к тем, и к другим относится одинаково критически; оставаясь верующим католиком, он резко нападает на представителей церкви и на средневековые предрассудки. См. Lacaita, "Della visa е delle opere di Benvenuto" (Флоренция, 1887); Rossi-Cas é, "Di maestro B. da Imola".

Рамбер

(Евгений Rambert) — французский писатель, швейцарец, профессор в Цюрихе. Род. в 1830 г. Написал: "Corneille Racine et Moli è re" (Лозанна, 1862), "Les Alpes suisses" (1865—1874), "Alexandre Vinet d'apr ès ses poésies" (1868), "L'avenir de l'instruction supérieure dans la Suisse française" (1869), "Poé sies" (1871 и 1874), "Ecrivains nationaux" (1874 г. — о Тепфере, Шербюлье, Монье и др.), "Oiseaux dans la nature" (1879).

Рамберг

(Ramberg) — двa немецких художника. 1) Иоганн-Генрих Р. (1763—1840), живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист. Получив первоначальные познания в перспективе и живописи от своего отца, в течение десяти лет учился в Лондонской академии художеств под руководством Дж. Рейнольдса, после чего сделал поездку в Нидерланды и Италию и, наконец, состоял придворным живописцем ганноверского короля. Отлично рисовал карикатуры и юмористические сцены, изготовлял иллюстрации и заглавные виньетки для альманахов и карманных книжек, бывших в большой моде в начале нынешнего столетия, а также писал масляными красками картины, из которых наиболее известен "Переход Александра Македонского через Граник". В последний период своей деятельности работал, как рисовальщик, слишком поспешно и через то впадал в поверхностность и небрежность. С него гравировали Мурфи, Бартолоцци и др. Гравируя сам свои композиции, он довольствовался очень простым приемом — исполнял эстампы почти в очерках и потом собственноручно раскрашивал их акварелью. 2) Артур-Георг Р. (1819—75) — исторический живописец и жанрист, двоюродный внук предыдущего. приобретя художественную подготовку под его руководством, посещал классы Пражской академии и в то же время слушал лекции в тамошнем университете затем учился у Ю. Гюбнера в Дрездене. Революция 1848 г. заставила его удалиться отсюда в Мюнхен, где он сперва писал поразительно характеристические жанровые картины с юмористическим оттенком ("Дахауские женщины в воскресный день", 1855, "После маскарада", "Прогулка с гофмейстером"), а потом занимался иллюстрациями к Шиллеру ("Лаура за фортепианами", " Дидона", "Песнь пуншу", "Ожидание"). Будучи в 1860 г. приглашен на должность преподавателя художественного училища в Веймаре, он исполнил здесь свою первую значительную историческую картину, "Фридрих II в Палермо", для мюнхенского Максмилианеума, за которою следовал ряд других подобных его работ (между прочим, фрески в лютеровской комнате в Вартбурге и сюжеты из сказки о царе лягушек в веймарском великогерцогском дворце). В 1866 г Р. возвратился в Мюнхен, занял место профессора в тамошней академии художеств и с тех пор писал почти только одни жанровые картины (каковы напр. "Встреча на озере", "Пяльцы", "Приглашение к прогулке в лодке" и др.) и сочинял иллюстрации к произведениям немецких поэтов (главным образом к "Герману и Доротее" Гёте и к "Луизе" Фоса). Как стороннику реалистического направления, ему пришлось вынести немало нападков и неприятностей со стороны противников этого направления.

А. С—в.

Рамбла

(Rambla) — в Испании так называются речные русла, наполняющиеся водой лишь в дождливое время года (Ued, Uad или Vadi Северной Африки). В некоторых городах Испании (Барселоне, Таррагоне) такие Р. обращены в прекрасные улицы.

Рамбо

(Alfred-Nicolas Ranibaud) — современный французский историк; род. в 1841 г.; был профессором истории в Кане, Нанси и Париже, в 1896—98 г. — министром народного просвещения в кабинете Мелина. Его труды: "L'empire grec au X si ècle, Constantin Porphyrogénè te" (П., 1870), "La domination fran çaise en Allemagne, 1792—1811" (1873—74), "La Russie épique" (1876), "Français et Russes. Moscou et Sébastopol" (1877), "Histoire de la R ussie" (1877, 4 изд. 1893); "Histoire de la civilisation fran çaise" (1885—1888), "Histoire de la révol. franç aise", "La France coloniale" (1886; 7 изд. 1895), "Russes et Prussiens. Guerre de sept ans" (l895). Вместе с Лависсом издает "Histoire g énérale du IV siècle jusqu'à nos jours" (П., 1893 и след.), переводимую на русский язык. Переведены также его "История России" и "История французской революции".

Рамбов

— простонародное название города Ораниенбаума (см.).

Рамбулье, город во Франции

(Rambouillet) — город во французском департаменте Сены и Уазы. Известен своим замком, в котором умер Франциск I (1547); в 1830 г. Карл Х отрекся здесь от престола. При замке великолепный парк, к которому примыкает большой Рамбульеский лес. Разведение известной породы овец (рамбулье); производство механизмов для часов. Военное училище; библиотека. 5300 жителей.

Рамбулье, Екатерина

(маркиза Rambouillet, урожденная de Vivonne, 1588—1665) — хозяйка знаменитого парижского салона. Итальянка по матери, дочь франц. посланника в Риме, она получила прекрасное образование, рано заинтересовалась литературой, привыкла к более утонченной и культурной жизни. Выйдя замуж за маркиза Р. и поселясь в Париже, она нашла парижское общество грубым и неразвитым, вскоре перестала бывать при дворе и решила сделать свой дом сборным пунктом хорошо воспитанных, остроумных людей. Ряд уютных, располагавших к беседе гостиных (особенно славился Salon bleu, видевший в своих стенах множество замечательных людей) заменил в доме маркизы обширные залы других аристократических дворцов. Перестройка "отеля Р." относится к 1618 г., но и раньше маркиза принимала у себя литераторов, ученых и любителей просвещения. Самая цветущая пора салона — с 1624 по 1648 г. Смерть постоянного посетителя салона, остроумного Вуатюра, замужество дочери маркизы и тревожные события времен Фронды лишили салон прежнего блеска и оживления. В разное время в отеле Р. появлялись Малерб, Ракан, Конрар, Бальзак, Шапелэн, Ларошфуко, г-жа Севинье, г-жа Лафайетт, Скюдери, Корнель, Ротру, Боссюэт и др. В салоне беседовали о литературных новинках (когда появился "Сид", посетители салона отстаивали его против нападок Академии), упражнялись в импровизации мадригалов и сонетов, слушали чтение новых произведений, вели живой и остроумный разговор, наконец, просто развлекались и веселились. Маркиза Р. была душой этого тесного кружка и пользовалась общим расположением; ее прославляли в стихах под именем Arth é nice (анаграмма Catherine), Roselinde, Sestiane и т. д. В честь ее дочери, остроумной и красивой Julie, вышедшей замуж за герцога Монтозье, был составлен по инициативе ее жениха роскошный сборник "Guirlande de Julie" (1641) с 29 рисунками, изображавшими различные цветы, и 62 мадригалами, написанными 19-ю посетителями салона. Пример маркизы Р. нашел подражателей; в Париже и провинции появились салоны, копировавшие Salon bleu; в них вскоре возобладала та приторность и манерность языка и обращения ("pr éciosité "), которую осмеял Мольер в "Pr é cieuses ridicules". При оценке значения отеля Р. историки литературы расходятся во взглядах; одни приписывают ему важную роль в истории французской культуры, другие приравнивают салон маркизы к тем сборищам "pr é cieuses", которые осмеял Мольер. Во всяком случае Salon bleu содействовал смягчению нравов, сближению представителей враждебных партий между собой, придворных — с литераторами и учеными, помог объединению писателей, развитию в придворных кругах вкуса к изящной словесности и очищению языка от варваризмов, наконец, поднял значение женщины в обществе. Ср. Roederer, "M émoire pour servir à l'histoire de la société polie en France" (П., 1833); Ch. Livet, "Pr écieux et pré cieuses" (П., 1870); Lotheissen, "Geschichte der franz ö sischen Litteratur im XVII Jahrhundert" (т. I, В., 1877); Paul Lacroix, "Le XVII si è cle" (П., 1882); Ad r. Dupuy, "Histoire de la littérature française au XVII siè cle" (П., 1892).

Ю. Веселовский.

Рамбуре

(франц. rembours, нем. Rembours, итал. rimborso) — всякое покрытие (ценности, векселя, коноссаменты и пр.), которое посылается в возмещение за состоявшееся трассирование одной стороной (трассентом) другой (трассату).

Рамбурсиpoвaниe

— способ покрытия долгов, применяемый к таким местностям, с которыми данный пункт не находится в непосредственных сношениях. Так, напр., А. в СПб. поручает Б. в Праге возместить свои выдачи трассированием на В. в Вене. При таких условиях А. становится должником не Б., а В., которым Б. рамбурсирован по поручению и за счет А. Термином этим пользуются как в международном, так и во внутренних сношениях, когда, напр., Рязань в лице отдельных лиц или учреждений рамбурсируется за счет Петербурга на Москву. Р. бывает и прямым, непосредственным, когда рамбурсирующийся возмещает произведенные им платежи или выдачи не через посредство третьего, общего для обеих сторон корреспондента, а путем контрдисконтирования на то лицо, по отношению к которому рамбурсирующийся стал кредитором.

Рамбха

(Rambhâ) — в индийской эпической мифологии одна из нимф-ансарас, происшедшая во время пахтанья океана (см.) и вошедшая в пословицу как тип женской красоты. Индра послал ее, чтобы соблазнить мудреца Вишвамитру (см.), но последний проклятием обратил ее в камень, в виде которого она оставалась целую тысячу лет. По Рамаяне, она была похищена ракшасом Раваной.

С. Б—ч.

Рамбюр

(Пьер Жюль Rambur) — французский естествоиспытатель (1801—1870), учился медицине в Монпелье и в Париже. Р. совершал неоднократно путешествия с научной целью в Альпы, в Испанию, где изучал фауну насекомых и собрал материал, послуживший для его известных работ о фауне Андалузии. Главные труды: "Catalogue des épidoptères de l'î le de Corse etc." (П., 1832); "Faune entomologique de l'Andalousie" (П., 1832); "Histoire naturelle des insectes N éuroptè res" (П., 1842); "Catalogue syst ématique des Lépidoptères de l'Andalousie " (П., 1858—1866). К концу жизни Р. занялся изучением улиток рода Helix.

Н. Н. А.

Рамбюто

(Клод Филибер Бартело, граф de Rambuteau, 1781—1869) — французский администратор. При Наполеоне I был префектом, в последние годы Реставрации членом палаты депутатов, где примкнул к либеральной оппозиции, во время июльской монархии — пэром Франции и сенским префектом. В этой последней должности много сделал для украшения Парижа.

Рамганга

(Ramgungu) — левый приток реки Ганг, в Британской Индии, длина течения 376 км.

Раме, Луиза

— см. Уида.

Раме, Пьер

Статья большая, находится на отдельной странице.

Раме, Франсуа-Альфред

(Ramé) — французский археолог; род. в 1826 г. Главные его труды: "Classification des monnaies de Bretagne du IX siècle au XVI s." (1846), "L'Art au XIX s." (1851), "Notes sur quelques châteaux de l'Alsace" (1855), "Histoire de la céramique au moyen âge" (1866—57).

Раме, французские архитекторы

(Ramé e) — два французских архитектора. Жозеф Жак Р. (1764—1842) еще в детстве выказал горячую любовь и большие способности к искусству и, будучи всего 15 лет от роду, уже преподавал архитектуру, а 16 лет назначен инспектором строительного бюро графа д'Артуа. По политическим обстоятельствам в 1794 г. перебрался в Германию и в 1803—4 гг. построил здание биржи в Гамбурге, а потом несколько лет в Мекленбурге занимался постройками для тамошнего герцога и делал по временам экскурсии в Данию. Отправившись в 1811 г. в Сев. Америку, сочинял планы для многих вновь созидавшихся городов Нью-Йорского штата и построил великолепный Унион-коледж в Ченестеде. По возвращении своем в 1816 г. во Францию прожил некоторое время в Брюсселе и наконец поселился в Париже. В 1830 г. было предпринято им обширное издание "Jard ins irréguliers et maisons de campagne, exécutés dans différentes contrées de l'Europe et de Amé rique Septentrionale", прекратившееся, однако, на первых выпусках. 2) Даниэль Р. (1806—1887), сын предыдущего, в молодых годах сопровождал своего отца в путешествии в Сев. Америку, учился архитектуре в Динане и Мезьере, сделал несколько поездок в Италию, Нидерланды и Германию, занимаясь повсюду изучением произведений средневекового зодчества, и затем жил в Париже, где при короле Людовике-Филиппе был членом комиссии исторических памятников Франции и правительственным архитектором и реставрировал многие старинные здания, в том числе соборы в Санли в Нуайоне, аббатств Сен-Рикье и Сен-Вюльфранк в Аббевиле и несколько церквей в Нормандии. Будучи в 1861 г. уволен новым правительством от вышеозначенных должностей, Р. всецело отдался литературе и написал ряд сочинений, относящихся преимущественно до истории архитектуры и орнаментики. Из этих трудов особенно замечательны "Всеобщая история архитектуры" (изданная в 1860—62 в 2 т. и разросшаяся при вторичном издании в 1868 г. в 3 т.), "Практические архитектура и строительное дело" (2-е изд. 1871), "Словарь архитектурных терминов" (1868) и "История происхождения человеческих изобретений, открытий и учреждений" (1875). Вместе с Вите Р. издал описание нуайонского собора (1843) и вместе с Пфором монографическое сочинение о гейдельбергском замке (2-ое изд., 1873). Им написано немалое количесгво статей и доставлено рисунков для известного сборника Гайльябо "Monuments anciens et mode rnes".

A. С—в.

Рамейковы

— дворянский род, происходящий, по сказаниям старинных родословцев, от выходца из Литвы Яна Августовича по прозвищу Кан, выехавшего в Тверь в 1485 г.; от него производят себя также Поликарповы и Свиязевы. В XVII в. многие Р. служили дворянами московскими и стольниками. Род Р. внесен в VI часть родословной книги Владимирской и Тверской губерний.

Рамель

(Жан-Пьер Ramel, 1768—1815) — французский генерал. Принимал участие в рейнской кампании под начальством Моро, потом командовал гвардией при Директории, но 18-го фрюктидора был сослан. При Наполеоне сражался на С.-Доминго в Испании и Италии, Людовик XVIII поручил ему управление департаментом Верхней Гаронны, где он был убит при усмирении шайки разбойников, известной под именем "Verdets". В 1799 г. в Лондоне был напечатан "Journal ou t é moignages de Ramel", изобилующий интересными подробностими о 18-м фрюктидоре и о сосланных в Гвиану.

Рамель-де-Ногаре

(Жак Ramel de Nogaret, 1760—1819) — французский государственный деятель и экономист. Был членом учредительного собрания, конвента и совета пятисот, министром финансов во время Директории, позже префектом. Во время Реставрации вынужден был, как "цареубийца" (он вотировал смерть Людовика XVI), эмигрировать в Бельгию, где и умер. Сочинения его: "Des finances de la R épublique Franç aise" (1801) и "Du change du cours des effets publics et de l'i ntérêt de l'argent".

Раменское

(Троицкое) — село Московской губернии, Бронницкого уезда; станция Московско-Казанской железной дороги. Жителей 7000. Бумаготкацкая фабрика с 6300 рабочими и производством на 5 млн. руб. При фабрике училище, больница, родильный приют и зал для народных чтений.

Рамессеум

— название описанной Диодором гробницы египетского царя Рамсеса II (см.); обширные развалины ее находятся около нынешнего Мединет Габу, на западном берегу Нила, близ Фив. Среди развалин особенно выдаются обломки колоссальной гранитной статуи царя, лежащие перед пилоном: эта статуя своей величиной превосходила известную статую Мемнона. Замечательны еще скульптурные изображения событий из войн Рамсеса и громадный зал, поддерживаемый 48-ю колоннами.

Рамзай, Аллан

(Allan Ramsay) — шотландский поэт (1686—1758), парикмахер по ремеслу. Лучшее его произведение — пастушеская поэма "Gentle Shepherd" (1725). Он много способствовал сохранению древней народной поэзии, собиранием баллад. Многие из них вошли в его "Tea-table Miscellany" и "Evergreen" (1724).

Рамзай, баронский и дворянский род

— баронский и дворянский род, происходящий из Шотландии и известный с половины XIV в. Джон Р. († в 1649 г.) переселился из Шотландии в Швецию, где получил дворянский индигенат. Андерс Эдуард Р. (1799—1877) был генерал-адьютантом, членом государственного и военного советов, и получил в 1856 г. баронский титул великого княжества Финляндского. Его старший сын, Георгий, состоит с 1880 г. начальником финских войск. Род Р. внесен в дворянский матрикул великого княжества Финляндского.

Рамзай, Вильям

(Ramsay) — химик. Род. в 1852 г. Отец его был инженером в Глазго, а дед имел фабрику для производства уксусной кислоты. Первоначальное образование Р. получил в глазговской школе (академия) и затем с 1868 до 1871 г. слушал лекции в Глазговском унив., а с 1871 до 1872 г. состоял студентом Тюбингенского унив., где и получил в 1872 г. степень д-ра философии; в 1872—74 гг. был ассистентом в Андерсоновском колледже в Глазго, а затем с 1874—80 гг. ассистентом в университете. Кафедру профессора получил сначала в Бристоле в 1880 г., где и состоял до 1887 г., после чего получил кафедру в Лондоне, где профессорствует и поныне. Главнейшие работы Р., если не считать первоначальные из области органической химии (об ортотолуиловой кислоте, пиколин и его производные), следует отнести к физической химии. Таковы исследования удельных объемов, исследование диссоциации различного рода веществ, изучение расширения метилового, этилового и других спиртов (работа сделана совместно с Сиднеем Юнгом). Самой замечательной из работ в этом направлении является открытие метода определения молекулярного веса жидкостей. Исследование это, произведенное вместе с Чайлдсом ("Zeitschr. phys. Chem.", 12, 433) в 1893 г., представляет событие в области физической химии. Если поверхностное натяжение жидкости γ (определяется по величине поднятия жидкости в капиллярной трубке), М — молекулярный вес жидкости, v — удельный объем, τ — температура опыта, то между этими величинами существует соотношение γ ·(Mv)2/2 = k τ ; где k — некоторая постоянная величина; оказывающаяся для различных веществ равной 2; таковы: хлористый углерод, бензол, хлоробензол. Величина k принимается одинаковой для всех веществ, частицы которых Р. считает обладающими простым молекулярным составом — "неассоциирующими" веществами. Если теперь для другого какого-нибудь вещества k получает новое значение, то по равенству 2/k = х 2/3, где х есть степень сложности частиц, возможно определить сложность молекулы. Таким образом, напр., метиловый спирт обладает уплотненной частицей, состоящей из 3 молекул, равно как спирты этиловый, пропиловый и изопропиловый. Высшие спирты построены из двумолекулярных частиц, муравейная кислота, вероятно, построена из частиц, составленных из 4 молекул и т. д.; вода также принадлежит к ассоциирующим телам, формулы ее надо писать (H 2O)4. Довольно много толков вызывало в последнее время открытие Р. (совместно с Ралеем) аргона в атмосферном воздухе ("Chem. News", II, 1895 и сл.). При сравнении этими учеными азота, полученного из воздуха и выделенного химическим путем, было обнаружено, что азот, приготовленный из химических соединений, весит на 1/2 % меньше атмосферного азота. Этот факт в связи с другими соображениями заставил признать, что в воздухе, лишенном кислорода, углекислоты и влажности, находится, кроме азота, еще одна составная часть; последняя и была названа аргоном. Как показали новейшие исследования, аргон обладает плотностью около 19,5, отличается крайней неактивностью: неизвестно ни одного соединения, которое бы он образовал; в атмосфере находится аргона в количестве до 1%, и с уверенностью пока еще нельзя сказать, представляет ли аргон однородное вещество или смесь нескольких газов; последние исследования в этом направлении заставляют предполагать далее, что аргон есть смесь нескольких газов (несомненно есть примесь еще элемента гелия). Лондонское королевское общество присудило Р. медаль Дэви.

В. К.

Рамзай, Ганс

(Ramsay) — немецкий путешественник; род. в 1862 г.; в 1890 г. поступил на службу в немецкие колониальные войска, основал пост Мазинде в Узамбаре и в 1891 г. разбил в Узагаре разбойническое племя вагеге. В 1892 г. Р. стоял во главе экспедиции в область Южного Камеруна: по р. Саннага он отправился в Балинга, где разбил племя гуатаров, затем дошел до поста Яунде. В 1893 г. он руководил экспедицией в Кизаки и разбил при Бегобего разбойничье племя мафити; в 1893 г. совершил путешествие к оз. Ньясса, в 1896 г. основал пост Уйийи (Ujiji) y озера Танганайка. В журнале "Mitteilungen aus d e n deutschen Schutzgebieten" помещено несколько карт, составленных Р.

Рамзай, Давид

(Ramsay) — американский историк (1742—1815), в качестве военного врача принимал участие в войне за освобождение. Главные труды его: "Hist. of the revolution in South Carolina" (1785), "History of South Carolina" (1809), "History of the American Revolution" (1789) и "History of the United States (1816); продолжение последнего труда издано под загл. "Universal history americanized" (1819).

Рамзай, село Пензенской губернии

— село Пензенской губернии и уезда, на реке Рамзайке; станция Сызрано-Вяземской железной дороги. Принадлежало M. H. Загоскину. Жителей 4363; 3 церкви, школа, общество призрения сирот с приютом. Садоводство; много скорняков и овчинников.

Рамзай, Эндрю Кромби

(Ramsay, 1814—1891) — английский геолог, с 1851 г. профессор Royal school of mines в Лондоне и директор (с 1872 г.) знаменитого лондонского музея практической геологии, в значительной степени созданного трудами Р. Наиболее известен его труд о глетчерах: "Old glaciers of North Wales and Switzerland" (1860). Другие труды Р.: "Physical geology and geography of Great Britain" (1864; 4 изд. 1894), "Historical geography of Asia Minor" (1860) и др. Ср. Geikie, "M emoir of Sir A. C. R." (1895).

Рамзэ

(Адриен Мишель, chevalier de Ramsay) — французский писатель шотландского происхождения (1686—1743), друг Фенелона, Ж.-Б. Руссо и Луи Расина. Написал: "Discours sur la po ésie é pique" (предисл. к "Телемаку", 1717), "Essai philosophique sur le gouvernement civil selon les principes de Fénélon" (1721), "Histoire de la vie de Féné lon" (1723), "Les voyages de Cyrus" (1727), "Histoire de Turenne" (1735), "Philosophical principles of natural and revealed Religion" (Глазго, 1749) и "Poems" (Эдинбург, 1738).

Рами

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рамильи

(Ramillies) — деревня в Нидерландах; 28 мая 1706 г. здесь произошло сражение между союзной армией (англичане, голландцы, немцы, датчане), предводимой герцогом Мальборо (см.), и франко-баварскими войсками под начальством курфюрста баварского и маршала Виллеруа. Последние были обращены в бегство.

Рамиро

— имя нескольких королей раннего периода испанской истории, царствовавших в Астурийском и Арагонском королевствах.

I. Астурия: Pамиро I (842—850) — избранный на трон после смерти Альфонса II, посвятил свое короткое царствование умиротворению беспокойных магнатов Астурии, восставших против короля и овладевших городом Овиедо — столицей государства. Он жестоко преследовал и наказывал бандитов, сжигал на кострах лиц, обвиненных в колдовстве, с успехом отразил норманнов, пытавшихся высадиться у Коруньи в 843 г. удачно боролся против арабов. — Рамиро II (931—950) — занял престол после того, как брат его Альфонс IV постригся в монахи; однако последний вскоре пожелал вернуть себе престол, и между братьями возгорелась борьба, окончившаяся ниспровержением Альфонса, который был ослеплен и заключен в тюрьму. В 932 г. Р. II вторгся в Толедскую область и овладел гор. Мадридом (тогда наз. Magerit); в 933 г. вместе с кастильским графом Гонсалесом разбил при Осме Абдеррахмана, а в 9 39 г. нанес ему новое поражение близ Симанкаса. Позже Гонсалес восстал против Р. II, но был побежден. — Рамиро III (967—1000) наследовал трон после отца своего Санчо I пятилетним ребенком; во время его несовершеннолетия опека и регентство принадлежали его матери и тетке, сумевшим поддерживать в стране порядок и спокойствие. Когда Р. III стал править сам, вздорность характера его и жены его Урраки вызвала волнения среди магнатов; от него отложилась Галиция и признала королем дона Бермудо; начались опустошительные набеги Альмансора, во время которых и умер Р. III.

II Арагония: Pамиро I (1035—1063) — был сыном короля Санчо I, владевшего Арагонским и Наваррским королевствами, из которых первое досталось Р. I, а последнее — брату его дону Гарсиа. Из-за пограничных споров между братьями завязалась борьба, в которой Р. I, несмотря на помощь арабских эмиров, потерпел поражение и потерял корону; вернуть ее ему удалось при помощи другого брата его — кастильского короля Фердинанда I. Во время похода против сарагосского эмира Р. потерпел поражение и был убит. — Рамиро II (1134—1137) — сперва аббат, затем епископ, после смерти брата своего Альфонса I признан был королем; кортесы обязали его вступить в брак с донной Инэс де Пуатье, предварительно испросив на то разрешение папы. От брака этого родилась донна Петрониля. Внешние осложнения, в которых очутилось Арагонское королевство по смерти Альфонса I, равно как и неспособность к правлению побудили Р. II отречься от престола в пользу дочери. Кортесы по его предложению признали двухлетнюю Петронилю преемницей престола и решили выдать ее замуж за графа Барселонского Рамона Беренгера IV. 11 августа 1137 г. совершено было обручение, а на следующий день Р. II передал власть Рамону Беренгеру IV, после чего удалился в монастырь, где прожил еще 10 лет.

В. П—ий.

Рамиссерам

(Ramisseram, Rameswaram, Ramishwaram) — остров в Манаарском заливе, между Индостаном и островом Цейлон, образует западную оконечность так называемого Адамова Моста, отделяется от материка опасным проливом Памбам. На острове великолепный храм Шивы, место паломничества индусов; основание его относят ко времени Рамы, но древнейшая часть его не старше конца XVI в. Главное местечко — Памбам (9437 жителей). Город Р., на восточном берегу, имеет всего 3425 жителей. Население всего острова — около 20000 человек.

Рамификация

или ветвление органа — представляет весьма обычное явление у животных. При этом различают разнообразные формы Р., например: дихотомическую, когда каждая ветвь делится на две, эти ветви — опять на две и т. д.; кистевидную, когда совокупность ветвей берет начало на одном уровне, наподобие кисти; перистую, когда ветви располагаются параллельно другу другу и одна против другой, как напр. лучи бородки пера; древовидную, когда ветви располагаются без особой правильности, и т. д. По отношению к главному стволу различают ветви первого, второго и последующих порядков.

В. М. Ш.

Рамки копировальные

— см. Фотография.

Рамле

(Er-Ramle) — город в Палестине, в Иерусалимском санджаке, на железнодорожном пути из Яффы в Иерусалим. 8500 жителей (в том числе 1000 христиан); францисканский монастырь; несколько мечетей. До крестовых походов был одним из цветущих городов Палестины. В 1117 г. войска Иерусалимского королевства победили здесь султана Саладина.

Рамлеза

(Ramlösa) — морской курорт в Швеции, на ЮВ от Гельсингборга.

Рамлер

(Карл Вильгельм Ramler, 1725—1798) — немецкий поэт; был преподавателем логики и изящных искусств в Берлинском кадетском корпусе, позже одним из директоров Берлинского королевского театра. Примыкал к кругу писателей, который группировался около Глейма, в Галле. Имя Р. было окружено в XVIII в. большим почетом; его называли "немецким Горацием", восхищались его одами, дорожили его мнением; даже Лессинг давал ему на просмотр свои сочинения. Русские стихотворцы Елизаветинского и Екатерининского времени не раз подражали ему; в "Чужом толке" Дмитриева имена Р. и Флакка (т. е. Горация) стоят рядом. Шиллер в своих "Хеniеn" уже отзывается о Р. с иронией, а Гёте в "Neuestes aus Plundersweilen" осмеивает, между прочим, и Р. В одах Р., прославлявших Фридриха Великого, много напыщенного и искусственного; они переполнены мифологическими образами, напыщенная риторика часто одерживает верх над искренним восхищением блестящими деяниями Фридриха. Столь же искусственны и полны условностей эротические стихотворения Р., навеянные латинскими и греческими поэтами, избранные произведения которых (напр. Марциала, Катулла, Анакреона) он перевел на немецкий яз. Популярны были в свое время и "кантаты" Р. на разнообразные темы; из них особенно славилась кантата "Der Tod Jesu". Форма стихотворений Р. часто превосходна. Р. принадлежит также и ряд критических исследований, прежде очень ценившихся: "Kurz gefasste Mythologie" (Б., 1790), "Allegorische Personen zum Gebrauch der bildenden Kü nstler" (Б., 1788) и др. Его "Poetische Werke" изданы в Берлине в 1800—01 г.

Ю. В.

Рамман

— вавилонское и вообще семитическое божество атмосферы и ее явлений — ветра, бури, дождя, грозы. Отсюда его эпитеты: barku = "молниеносный" и vahisa = "бурный", а также изображения с громовым орудием в руках. У сирийских арамеев пользовался большим почитанием под именем Риммона: цари носили его имена, в его храме часто молились (IV Цар. 5, 18).

Рамман-Пирари

(= Р.-покровитель) — имя нескольких ассирийских царей. Р. I (XIV в.), сын Пудиилу и отец Салманассара I. О его подвигах повествует надпись на каменной плите, найденная в Калат-Шергате, к югу от Ниневии, на месте древнего гор. Ассура. Она была поставлена царем в храме бога Ассура в благодарность за победы над племенами гутеев, лулумеев, шубари, касситов и др. Так наз. "синхронистическая история Вавилона и Ассирии" говорит о победе Р. над вавилонским царем Назимараддашем при Кар-Истаре; война возгорелась, вероятно, из-за пограничной области на левом берегу Тигра. Последствием ее было точное урегулирование пограничной линии. Близ Диарбекира в развалинах Амида нашли бронзовую саблю с. надписью Р. Р. II (911—891) восстановил ассирийское могущество после долгого упадка. Он снова водворил ассирийское влияние в Вавилоне после двух побед над царями Шамаш-мудаммиком (при нынешнем Голване) и Набу-шум-ишкуном. Война кончилась союзом, взаимными брачными союзами и уступкой в пользу Ассирии области к СВ от Тигра. От Р. П сохранилась краткая надпись в Британском музее. Р. III (811—783) на западе успешно воевал в Финикии, Палестине и Эдоме; покорил Дамаск, царь которого, Мари, купил свою жизнь ценой 23 тыс. тал. сер., 20 зол., 3 тыс. меди, 5 тыс. железа и т. д. На востоке Р. покорил мидян, впервые вошедших в состав культурного государства. Халдейские царьки повиновались ему, равно как и вавилонские города, богам которых он приносил обильные жертвы; одного из них, Небо борсиппского, он даже заставил почитать в Ассирии, вероятно, не без совета своей супруги Саммурамати (Семирамиды, см.), имя которой вместе с именем царя начертано на обетных статуях Небо, воздвигнутых в угоду царю губернатором Калаха. Войны P с ванским царством были менее удачны.

Раммельсберг

(Карл Фридрих Rammelsberg) — немецкий химик и минералог. Первоначально Р. подготовлял себя к профессии фармацевта, но затем предался занатиям химией и минералогией; докторскую диссертацию защищал в Берлине. С 1840 г. приват-доцент; в 1845 г. получил титул профессора; в 1855 — член Академии наук, 1874 — ординарный профессор химии в университете и директор 2-й химической лаборатории. Работы Р. помещались большей частью в Поггендорфовых (ныне Wiedemann's Annales) "Анналах" и в "Трудах Академии наук"; они относились главным образом к изучению химической природы минеральных веществ. Главные сочинения: "Hauptw ö rterbuch des chemischen Theils der Mineralogie" (Берл., 1841; Suppl. 1—4, 1843—49) — cлoвapь, переработанный позднее в учебник — "Handbuch der Mineralchemie" (2 изд., Лпц., 3875), далее следуют: "Handbach der Krystallographischen Chemie" (Берл., 1855, Supplem. 1857), "Handbuch der Krystallographisch physikalischen Chemie" (2 т., Лпц, 1881—82), "Lehrbuch d. St ö chiometrie" (Б., 1842), "Leitfaden f ür die chem.-quantitati ve Analyse" (4 изд., 1886); "Leitfaden f ü r die chem. qualitative Analyse" (7 изд., 1885); "Lehrbuch der Kryslallkunde" (1852), "Lehrbuch der Chemischen Metallurgie" (2 изд., 1865), "Grundriss der Chemie" (5 изд., 1882) и "Chemische Abhandlungen. 1838—88" (1888).

Раммельсберг (дополнение к статье)

(Карл Фридрих Rammelsberg) — немецкий химик и минералог; умер в 1899 г.

Раммо

— остров в Финском заливе, в Ревельском уезде Эстляндской губернии, в 4 вер. от побережья. Узкий и низменный остров, покрытый хвойным лесом. Несколько прекрасных бухт для якорных стоянок. Жители единственной деревни занимаются рыболовством и судоходством.

Рамназа

(хим.) — см. Энзимы.

Предыдущая страница Следующая страница