Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Р" (часть 36, Рос)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Р" (часть 36, Рос)

Предыдущая страница Следующая страница

Рославцы

— дворянский род. Петр Иванович Р. был наказным, потом (1668—76) действительным полковником стародубовским; он сослан в Сибирь в 1677 г. Потомки его брата Ивана служили бунчуковыми товарищами и сотниками. Род Р. внесен в VI часть родословной книги Черниговской губернии (Гербовник, X, 66).

Рослен

(Александр Roslin, 1718—1773) — французский портретист, родом швед из Мальмё, художественное образование получил в Париже, где впоследствии (в 1754 г.), за представленный академии художеств портрет д'Анжавилье, был принят в ее члены, а в 1765 г., за семейный портрет герцога Рошфуко, награжден первой премией, несмотря на то, что вместе с ним претендентом на нее выступил знаменитый Грёз. Был особенно искусен в изображении тканей, кружев, вышивок и других аксессуаров; головы же на его портретах были безжизненны и неколоритны. Тем не менее он пользовался почетом у парижской публики и написал огромное количество портретов выдающихся людей своего времени. Посетив в 1776—77 гг. Петербург, исполнил здесь несколько портретов особ императорской фамилии и представителей русской аристократии. Дважды ездил в Стокгольм, где, между прочим, портретировал короля Густава III и двух его братьев. Из произведений Р., находящихся в России, можно указать на портреты императрицы Екатерины II во весь рост (в Английском дворце, в Петергофе), великой княгини Наталии Алексеевны (два экземпляра, в Гатчинском дворце), цесаревича Павла Петровича (в рост, в галерее дома Романовых, в Зимнем дворце), великой княгини Марии Федоровны (в рост, там же), И. И. Бецкого (в Императорской академии художеств; гравер H. Дюпюи), принцессы Анастасии гессен-гомбургской, урожденной княгини Трубецкой (там же, гравер Ж. Долле) и П. Г. Чернышева (в семействе гг. Чертковых, в Москве; гравер H. Дюпюи). В ряду прочих работ Р. наиболее достойны внимания женский портрет в Луврском музее, в Париже (в коллекции Ла-Каза), и портреты Линнея, королевы Марии-Антуанетты, живописца Фр. Буше и гравера Ш.-Н. Кошена (в Версальской исторической галерее). Жена Р., Мари-Сюзанн (1734—1772), была очень недурная портретистка, работавшая пастельными карандашами.

А. Св.

Росмер

(Эрнст Rosmer) — псевдоним немецкой писательницы Эльзы Бернштейн. Род. в 1866 г. Написала драмы "Wir Drei", (1893), "D ämmerung" (1893), "Kö nigskinder" (1895), комедию "Tedeum" (1896), новеллы "Madonna" (1894), "Themistokles" (1897), "Mutter Maria" (1898).

Росмеслер

(Emil-Adolph Rossmässler, 1806—1867) — немецкий ботаник и зоолог. Изучал в лейпцигском университете (с 1825) медицину, а затем богословие. В 1827 г. занял место учителя, причем усиленно занимался собиранием растений. Р. напечатал: "Beitrag zur Kenntniss d. Flora Weida's" ("Flora", 1830) и "Plantae lipsiaenses, weidanae et tharandtinae" (ib., 1831). В 1830 г. занял место профессора зоологии в лесной и сельскохозяйственной академии в Таранде. Первая зоологическая работа Р. была о сосновом долгоносике, опустошавшем леса Таранда. В 1832 г. появился "Syst. Uebersicht des Thierreichs", в 1834 — атлас вредных лесных насекомых. Путешествовал в Австрию. В 1834 г. издал "Diagnoses conchyliorum terr. et fluv." (2 вып.), а в 1835 г. первую часть обширной " Iconographie d. Land- u. Süsswassermollusken", в которой часть таблиц была литографирована им самим. За период 1835—39 гг. ежегодно появлялись по 2 тетради, а в 1842 и 1844 по одной — его "Iconographie". Временно заменял профессора геологии и минералогии в Таранде, для чего должен был изучить и эти науки, результатом чего явилось: "Beiträge z. Versteinerungskunde" (1840). За смертью Раумера, Р. читал лекции по физиологии растений, причем напечатал: "Das Wichtigste vom innern Bau u. Leben d. Gewächse" (1843). В 1853 г. путешествовал в Испанию, после чего издал еще несколько выпусков "Iconographie" (всего 18, в трех томах, Лейпциг и Дрезден, 1835—59).

Г. Я.

Росмини

(Карло Rosmini, 1758—1827) — итальянский историк. Уже 15-ти лет от роду он выступил в печать с этюдом, где сравнивал древнюю и современную музыку и высказывался за возможность дальнейшего усовершенствования итальянской оперы. Известность ему доставило "Жизнеописание Овидия Назона" (Феррара, 1789). Другие сочинения его: "Жизнеописание Христофора Баретти" (1792), "Жизнеописание Сенеки" (1795), "Записки о жизни и трудах Клемента Барони Кавалькабо" (1798), "Идея совершеннейшего педагога" (Бассано, 1801 — законченный трактат по педагогии), "Жизнеописание Жана Батиста Гварино Веронезе" (Бресчия, 1805—06), "Жизнеописание Франциска Филельфо Толентинского" (Милан, 1808), "Истории военных подвигов и жизни Иоанна Якова Тривульция" (ib., 1815), "История Милана" (ib., 1820).

В. Ш.

Росмини-Сербати

(Антонио Rosmini-Serbati, 1797—1855) — выдающийся итальянский философ; происходил из знатного рода; в 1821 г. принял духовное звание, поставив себе задачей выработать такую философскую систему, которая послужила бы для религии опорой в борьбе со скептицизмом и неверием. В 1828 г. основал конгрегацию "братьев и сестер любви" (Instituto della Carità). В 1848 г. папа Пий IX назначил его министром просвещения в преобразовательном кабинете Росси. Когда в Риме вспыхнула революция, Р.-Сербати последовал за папой в Гаэту. Тем не менее, он не избежал преследований: его сочинение "Delle cinque piaghe della sancta chiesa" (о пяти язвах церкви) было, по требованию иезуитов, занесено в индекс.

Примыкая, главным образом, к Декарту и Бональду, а в философии права — к Галлеру, Р. выработал объективный религиозно-философский идеализм, исходящий из самонаблюдения; он называл его идеологическим психологизмом, противопоставляя его как сенсуализму Романьози, так и онтологизму Джоберти. Только формы познания (например — субстанция, причина, число, истина) возникают из духа, но не содержание их. Объектами опыта служат восприятия и вещи, лежащие в их основе. Главные из смешанных идей, возникающих путем чувственного опыта, обобщенного посредством идеи бытия, суть идеи духа и тела. Связь между ними в нас — непосредственно сознаваемый нами факт, но он не поддается объяснению. Познание Бога не бывает эмпирическим, напротив — скорее априорным: идея бытия дает себя знать во мне, как факт, но она не может происходить ни от меня, ни от другого конечного существа, а предполагает безусловную действительность, которая оказывается тождественной с Богом.

Из многочисленных сочинений Р.-Сербати важнейшие: "Nuovo saggio sull'origine delle idei" (Милан, 1835; 6 изд., 1876) и "Filosofia del diritto" (Милан, 1844); собрание их вышло в 17 томах (Милан, 1842—44), с прибавлением еще "Opere postume" (5 тт., Турин, 1 859—74).

Философия Р.-Сербати пользуется значительным распространением в Италии и пропагандируется несколькими журналами, особенно "Sapienza" (Турин, с 1879). К числу приверженцев Р.-Сербати присоединился и поэт Манцони, в своем "Dialogo dell invenzione". Епископ Ферре, в сочинении "Degli universali secondo la teoria Rosminiana confrontata colla dottrina di S. Tommaso di Aquino" (Казале, 1880 и сл.) пытался доказать полное согласие Р. с правильно понятым Фомой Аквинским; Паганини, в своих "Osservazioni sulle piu risposte armonie della filosofia naturale colla filosofia sopranaturale" (Пиза, 1861) доказывает, что Р. в своей доктрине соединяет учения Августина и Фомы. Среди выдающихся итальянских томистов имеются и противники Р., например Cornoldi, в сочинении "Il Rosminiasmo sintesi dell' otnologismo et del panteismo" (Рим, 1883).

Ср. Gioberti, "Degli errori filosofici di A. Rosmini" (1842); Tommaseo, "Antonio R." (Турин, 1855); Paoli, "Della vita di A. R." (Турин, 1880—84); Lockhart, "Life of A. R." (2 изд., Лондон, 1886); Werner, "R. und seine Schule" (Вена, 1884); F. X. Kraus, "Essays" (Б., 1896).

Роснер

(Карл Rosner) — немецкий писатель. Род. 1873 г. Кроме работ по истории декоративных искусств, написал психологические новеллы "Decadence" (1893), "Gef ü hle" (1894), драмы "Auferstehung" (1896), "Taube Ehen", "Der Ruf des Lebens", "Dietrich Hellwags Sieg", "Der Fall Versegy", "Der b ö se Blick" (1905) и др.

Росник

— см. Манжетка.

Росница

— название растений: 1) Alchemill а vulgaris L. (см. Манжетка), 2) Drosera L. (см. Росянка).

Росный ладан

— см. Смолы.

Росолист

(Dr osophyllum lusitanicum L.) — одно из наиболее замечательных насекомоядных растений, произрастающее в Португалии и в Марокко. Растение отличается от других насекомоядных (Drosera, Pinguicula) как своей внешностью, так в особенности и своими биологическими особенностями. Растет оно не в сырых болотистых местах, как наша росянка, а в сухих горах, на песчаной, часто даже каменистой почве. Стебель его достигает очень часто высоты в 1/4 аршина и на верхушке несет на нескольких, но немногих коротких разветвлениях одиночные цветы, имеющие до 3 см в поперечнике. Листья расположены в большом количестве у основания стебля, но находятся и выше по всему стеблю. Они — линейно-удлиненные, суживающиеся постепенно к верхнему своему концу. На верхней поверхности листьев наблюдается небольшой желобок. Листья и стебли Р. довольно густо покрыты небольшими железками на ясно различимых стебельках. Эти железки со стебельками имеют форму маленьких шляпных грибков и всегда покрыты своим выделением — маленькими блестящими капельками жидкости, напоминающими собой капельки росы, откуда и само растение получило название Р. По цвету своему красноватые железки Р. сильно напоминают таковые у росянки, а по своей форме приближаются к железкам жирянки (Pinguicula), одного, часто встречающегося у нас на торфяных болотах насекомоядного растения. Кроме этих стебельчатых железок, хорошо различимых невооруженным глазом, на Р. находятся еще более мелкие, сидячие железки, почти бесцветные и отличающиеся от стебельчатых тем, что они выделяют капельки бесцветной липкой и кислой жидкости только под влиянием прикосновения к ним азотистых тел. Жидкость этих сидячих железок очень клейка, сильно пристает к предметам, прикасающимся к железкам, но легко отстает от них самих. Когда насекомое садится на лист Р., то все его части быстро склеиваются выделениями сидячих железок, но животное может, тем не менее, первое время хотя и медленно, но все-таки двигаться, так как клейкая жидкость железок легко отделяется от последних. Через небольшой промежуток времени насекомое совершенно бывает облеплено каплями выделений других железок, теряет уже способность к движению, погибает и падает на нижележащие столбчатые железки, которые при помощи своих выделений извлекают из трупа все растворимое и всасывают. Таким образом Р. питается азотистыми веществами животного происхождения. Железки Р., лишившиеся капелек своей клейкой жидкости, снова выделяют её. Эти выделения настолько обильны, что все растение бывает подчас сплошь покрыто насекомыми как только что севшими, так и отмершими и уже разложившимися. В окрестностях Опорто, где Р. встречается довольно часто, крестьяне собирают это растение и вешают его в жилых помещениях для ловли и истребления мух. Ср. A. Kerner von Marilaun, "Pflanzenleben" (Лейпциг и Вена, 1896); "Жизнь растений", проф. А. Кернера, перевод с нем. яз. А. Генкеля и В. Траншеля, под ред. проф. И. П. Бородина (СПб., 1899).

И. Л. С.

Росомаха

(Gulo borealis s. luscus) — млекопитающее животное из семейства куничных (Mustelidae) и подсемейства Mustelini. Родовые признаки Р.: тело коренастое, очень неуклюжее; хвост короткий, очень густоволосый; спина дугообразно изогнута кверху; голова большая, с удлиненной, но тупой мордой; ноги коротки и сильны, ступни крупные, подошва покрыта волосами за исключением 6 голых мест; пальцы (5) с короткими, острыми, крючковатыми когтями; зубы очень сильные; коренных зубов (5/6); ребронесущих позвонков 15—16, поясничных 4—5, крестцовых — 4 и хвостовых — 14; анальных желез нет. Видовые признаки единственного вида этого рода: длина до 1 метра, из которых на хвост приходятся 12—15 стм; высота (в плечах) — 40—45 стм, волосы морды коротки и тонки, на ногах — грубы, на туловище — длинны и косматы, на бедрах, хвосте и боках очень длинны и жестки. Цвет шерсти черный, подшерсток сверху — серый, снизу — бурый; верхняя часть головы черно-бурая с примесью серых волос, со светло-серым пятном между глазами и ушами; вдоль всего туловища тянется по каждой стороне тела, начиная от лопатки, светло - серая полоса. В настоящее время Р. живет на севере Европы, Азии и Америки; южная граница области идет от Финмаркена к Уралу, постепенно понижаясь; так, она обыкновенна в Архангельской, Олонецкой, Вологодской, Вятской и Пермской губерниях; также нередка она почти во всей Сибири. В прежние времена южная граница распространения Р. доходила на западе до Альп. Живет в наименее обитаемых людьми местностях; не устраивает себе никаких нор и не подвержена зимней спячке; питается преимущественно пеструшками и другими мелкими млекопитающими, при случае нападая даже на оленей, лосей и коров; поражает своей обжорливостью. Рисунок см. на 3-й таблице в ст. Куничные (№ 1).

Г. Я.

Р. (охотн.) — питается всевозможными животными, до лося и оленя включительно, которых подстерегает на тропах, и, вскочив на спину, наносит смертельные раны; птиц (тетеревов, куропаток и пр.) истребляет в огромном количестве, причем является иногда настоящим бичом для промышленников, систематически обирая попавшуюся в ловушки дичь. Мех Р. ценится невысоко, от 2 до 5 руб., вследствие чего промысел на этого зверя не имеет особенного значения. Охотятся обыкновенно с собаками, которые, напав на след Р., скоро настигают это не отличающееся быстротой животное и задавливают его; нередко, во время драки Р. с собаками, охотнику удается подкрасться к ней на выстрел и убить ее. Чаще Р. бьют настороженными ружьями и луками, ловят в ямы (см.), капканами (см.) и другими снастями; в Сибири эти снасти устраиваются таким образом, чтобы Р. могла добраться до приманки не иначе, как легши на спину; в противном случае, придавленная ловушкой по спине, Р., обладая чрезвычайной крепостью корпуса и силой в ногах, ухитряется освободиться.

См. А. Черкасов, "Записки охотника Восточной Сибири" (СПб., 1884); А. Силантьев, "Обзор промысловых охот в России" (СПб., 1898).

С. Б.

Росомер

— прибор для измерения количества падающей росы. См. Роса.

Росонь

(Россонь) — река СПб. губернии, Ямбургского уезда, рукав реки Дуги, отделяемый ею влево от главного русла. Длина Р. 24 версты. Она протекает по низменности и впадает в реку Нарову в 1 версте выше устья последней и образует при этом лиман, известный под именем Нарвского озера. Ширина 40—70 саженей, глубина 7—10 футов. Р. судоходна на всем протяжении (пароходство); на ее берегах расположены 13 селений.

Росоше

— местечко Киевской губернии, Липовецкого уезда, в 7 верстах от уездного города. Жителей 1600.

Роспись государственная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Роспись государственная (дополнение к статье)

— В связи с учреждением Государственной Думы и преобразованием Государственного Совета, 8-го марта 1906 г. утверждены новые "правила о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов, а равно о производстве из казны расходов, Р. не предусмотренных", внесшие следующие изменения в сметные правила 1862 г. (см.). Проект Р. доходов и расходов вносится одновременно в Гос. совет и Гос. Думу 1 октября, а финансовые сметы министерств и главных управлений — к 1, 15 и 25 сентября. Предварительное ознакомление с финансовыми сметами и проектом Р. может быть возлагаемо Гос. Советом и Гос. Думой на образуемые ими комиссии, которые могут приступать к своим занятиям по получении финансовых смет и до открытия сессии. Постановления Совета и Думы голосуются относительно доходов по параграфам, а относительно расходов — по номерам (главным подразделениям) Р. Кредиты на расходы министерства двора в суммах, не превышающих ассигнований Р. на 1906 г., а равно такие изменения этих кредитов, которые обусловливаются учреждением от Императорской фамилии, обсуждению не подлежат. Кредиты на сверхсметные расходы и на расходы собственной Е. И. В. канцелярии и канцелярии Е. И. В. по принятию прошений подлежат обсуждению в тех лишь частях, в которых превышают назначения по Р. на 1906 г. Назначения на платежи по государственным долгам и обязательствам не подлежат сокращению. Не могут быть также исключены или изменены такие доходы и расходы, которые внесены в проект Р. на основании действующих законов, положений, штатов, расписаний, а также Высочайших повелений, в порядке верховного управления последовавших. Рассмотрение Р. Государственной Думой должно быть закончено к 1 декабря. В случае разногласия между Гос. Советом и Гос. Думой относительно размера кредита вопрос может быть, по постановлению Гос. Совета, передан в особую комиссию, образуемую из равного числа членов обоих законодательных учреждений. Если и таким путем не будет достигнуто соглашение, то вызвавший разногласие кредит вносится в Р. в цифре последней установленным порядком утвержденной росписи. Если оба установления согласны увеличить или уменьшить это назначение и разногласие сводится лишь к цифре его увеличения или уменьшения, то принимается цифра, ближайшая к назначению последней Р. Если Р. не будет утверждена к началу сметного периода, то остается в силе последняя установленным порядком утвержденная Р., с теми лишь изменениями, какие обусловливаются исполнением последовавших после ее утверждения узаконений. Впредь до обнародования новой Р., по постановлениям совета министров, в распоряжение ведомств открываются постепенно кредиты в размере действительной потребности, но ежемесячно не свыше 1/12 общего итога расходов. Подобный же порядок был применен после роспуска Госуд. Думы, согласно Высоч. утв. 19 сентября 1906 г. постановлению совета министров, относительно Р. 1907 г. Производство экстренных сверхсметных расходов допускается не иначе, как в законодательном порядке, за исключением неотложных расходов: необходимый на покрытие их кредит открывается по постановлению совета министров. О таких ассигнованиях министры вносят в Госуд. Думу особые представления. В отношении кредитов, требующих тайны, представление вносится в Гос. Думу по миновании надобности в сохранении тайны. Чрезвычайные сверхсметные кредиты на потребности военного времени открываются, согласно правилам 26 февраля 1890 г., по всеподданнейшим докладам военного министра и по мемориям особого финансового совещания. Правила 8 марта, ограничивающие в значительной степени права народного представительства, вызвали строгую критику в периодической печати.

Литература. М. Кашкаров, "О рассмотрении нашего государственного бюджета" ("Русск. Экон. Обозр.", 1901, X); M. Боголепов, "Бюджетное право" ("Русская Мысль", 1905, X); Ф. Кокошкин, "Бюджетный вопрос в государствах с представительным правлением" (Ростов на Д., 1905); Л. Шалланд, "Бюджет" ("Словарь юрид. и госуд. наук", т. I), И. X. Озеров, "Финансовое право" (вып. II, М., 1905); M. v.-Heckel, "Das Budget" (Лейпциг, 1898): R. Stourm, "Le Budget" (П., 4 изд., 1900); К. Willgren, "Das Staatsbudget, dessen Aufbau und Verh ältniss zur Staatsrechnung" (Гельсингфорс, 1899); E. Dubois, "Etude sur le syst ème belge en matière de budget de l'é tat" (П., 1904); L. Warin, "La pr é paration du budget en France et en Angleterre" (П., 1904).

Роспржа

(Rozprza) — посад Петроковской губернии и уезда, на реке Луциаже, притоке Пилицы. Жителей 1400. Школа, богадельня. Станция железной дороги.

Роспуда

— озеро Сувалкской губернии и уезда, близ посада Филиппова, богатое рыбой.

Росс, Вильям

(лорд William Parsons Earl of Rosse, 1800—1867) — известен как строитель величайшего отражательного телескопа, установленного в его поместье Birr Castle около Parsonstown в Ирландии. Р. получил образование в дублинском университете, затем в Magdalen College в Оксфорде. Был членом парламента 1821—1834 гг., избран в 1825 г. пэром-представителем от Ирландии. Сторонясь политики, работал для облегчения бедственного положения Ирландии; напечатал: "Letters on the state of Ireland". От 1849 до 1854 гг. был президентом лондонского королевского общества; получил его медаль в 1851 г. Ученая карьера Р. представляет историю постройки громадных зеркал для телескопов. Все части их и самые машины для их изготовления вышли из мастерских Birr Castle. После долгих попыток Р. удалось отлить и отшлифовать трехфутовое, затем шестифутовое зеркало (см. Рефлекторы). Инструмент Р. в отношении силы света до сих пор не имеет равного. Особенно ценны наблюдения Р. над туманностями; он впервые указал изумительные подробности их строения, и установил особый класс спиральных туманностей (см.). Так как способы отливки и полировки зеркал составляли секреты мастеров, Р. самостоятельно нашел все технические приемы и в подробностях опубликовал их в "Account of experiment on the reflecting telescopes" ("Philos. Transactions", 1840) и " On the constructions of specula of 6 feet operture and a selection from Observations of Nebulae" (ib., 1861).

Его сын Лоуренс (Lawrence), род. в 1840 г., вместе с телескопом наследовал любовь отца к астрономии. Известны его работы о радиации лунной поверхности, об изменениях в туманности Ориона, его рисунки планет и пр.

Р. до утверждения в правах старшего в роду носят имя lord Oxmanstown, которыми и помечены первые работы обоих лордов.

В. С.

Росс, Джеймс

(сэр Джеймс Керк Ross, 1800—1862) — мореплаватель, племянник Джона Р.; в 1819—27 гг. сопровождал Парри в четырех полярных экспедициях, в 1829—1833 гг. был помощником своего дяди в его полярной экспедиции, в 1838 г. участвовал в предпринятом английским адмиралтейством измерении Великобритании и Ирландии. В 1839 г. Р. поставлен был во главе снаряженной правительством экспедиции к южному полюсу, которая должна была производить наблюдения преимущественно над земным магнетизмом. С кораблями "Эребус" и "Террор" он в 1841—42 гг. достиг 78°4' южной широты, где наткнулся на ледяной пояс, высотой в 50 м, остановивший его на расстоянии 255 км от южного магнитного полюса. В 1848—49 гг. принимал участие в экспедиции для отыскания Франклина. Напечатал: "Voyage of discovery and research in the Southern and Antarctic Seas" (Л., 1846) и "Narrative of the proceedings in command of the expedition through Lancaster Sound and Barrow Strait" (в "Parliament Papers", 1850, т. 35).

Росс, Джон

(сэр Джон Ross, 1777—1856) — английский мореплаватель; отличился в войне с Францией; в 1818 г. был послан с двумя кораблями для отыскания северо-западного прохода в Баффинов залив и проник в пролив Ланкастер, но дальше не мог идти из-за льдов. Более успешной была экспедиция Р. в 1829—33 гг., на пароходе "Виктория": она привела к исследованию берегов Боотии и земли короля Вилиама и к открытию северного магнитного полюса. Два раза перезимовав в заливе Боотия, он вынужден был оставить корабль и на лодках вернуться в пролив Ланкастер, где экипаж, перезимовав еще раз, был принят кораблем, высланным ему на помощь. В 1850—51 гг. Р. принимал участие в экспедиции для отыскания Франклина. Напечатал: "Voyage of discovery for the purpose of exploring Baffin's Bay" (Лондон, 1819; нем. перевод, Лейпциг, 1820), "Narrative of a second voyage in search of a North-West Passage" (Лондон, 1834), "A treatise on navigation by steam" (2 изд., Лондон, 1837), "Rear-Admiral sir John Franklin" (там же, 1855).

Росс, Людвиг

(Ross) — филолог и археолог (1806—1859), профессор в Афинах, потом в Галле; совершил несколько путешествий в Малую Азию и на греческие острова; окончил жизнь самоубийством. Главные его труды: "Reisen auf den griechischen Inseln des Agaischen Meeres" (Штутгарт и Галле, 1840—52), "Reisen und Reiserouten durch Griechenland" (Берлин, 1841), "Griech. Königsreisen" (Галле, 1848—51), "Handbuch der Archäologie der Kunst" (т. 1, на новогреческом языке, Афины, 1841), "Inscriptiones graecae ineditae" (тетр. 1, Навплия, 1836; тетр. 2, Афины, 1842; тетр. 3, Б., 1845), "Die Demen von Attika und Inschriften" (Галле, 1846), "Das Theseion und der Tempel des Ares zu Athen" (там же, 1852), "Archäol. Aufsätze (Лейпциг, 1855—1861), "Italiker und Gräken" (Галле, 1858).

Ср. К. Кейль, в предисловии ко 2 т. "Archäol. Aufsätze" Р. (Лейпциг, 1861); О. Ян, в предисловии к "Erinnerungen und Mittheilungen aus Griechenland" (Б., 1863).

Росс, Рональд

(Ross) — английский врач; род. в 1857 г. Служил санитарным врачом в Индии. С 1894 г. предпринял исследование развития болезнетворного возбудителя малярии, разносимого особым видом комаров Anopheles maculipennis, увенчавшееся открытием всего цикла развития микроорганизмов малярии. Работы его в 1902 г. удостоены были Нобелевской премии.

Росс-и-Кромарти

(Ross-and-Cromarty) — графство в Шотландии, идущее от одного моря до другого и заключающее в себе часть Гебридских островов. 8058 кв. км, жителей 78727 (1891). Берега графства сильно изрезаны. Гранит и сланец образуют северную и центральную части области. Р. лежит в центре дикой, гористой области; много торфяных болот и озер, вдоль берегов которых лежат плодородные участки. В некоторых местах возделывается хорошая пшеница, но большая часть земли — под пастбищами овец и рогатого скота. Более значительные города — Дингваль, Тэйн и Кромарти.

Россасна

— местечко Горецкого уезда Могилевской губернии, при реке Днепре. Жителей 700. Православная церковь и еврейская молитвенная школа.

Россбах

(Август Rossbach) — немецкий филолог и археолог; род. в 1823 г.; профессор филологии и археологии в Бреславле. Главный его труд, вместе с Вестфалем: "Metrik der griechischen Dramatiker und Lyriker" (Лейпциг, 1854—65), в третьем издании которого (под заглавием: "Theorie der musischen Künste der Hellenen", там же, 1885—89) он особенно тщательно обработал 2 часть 3 тома: "Griechische Metrik mit besonderer Rücksicht auf die Strophengattungen und die übrigen melischen Metren". Написал еще " Untersuchungen über die römische Ehe" (Штутгарт, 1853) и "Römische Hochzeits- und Ehedenkmäler" (Лейпциг, 1871).

Россбах (дополнение к статье)

(Август Rossbach) — немецкий филолог и археолог; умер в 1898 г.

Россгирт

(Конрад Эжен Франц Rosshirt, 1793—1873) — немецкий юрист, профессор в Гейдельберге. Главные труды его: "Beiträge zum römischen Recht und zum römisch-deutschen Kriminalrecht" (Гейдельберг, 1820—24), "Lehrbuch des Kriminalrechts" (там же, 1822), "Entwickelung der Grundsätze des Strafrechts" (там же, 1828), "Einleitung in das Erbrecht und Darstellung des ganzen Intestaterbrechts" (Ландсг., 1831), "Die Lehre von den Vermächtnissen" (Гейдельберг, 1835), "Geschichte und System des deutschen Strafrechts" (Штутгарт, 1838—39), "Das testamentarische Erbrecht bei den Römern" (Гейдельберг, 1840), "Gemeines deutsches Zivilrecht" (там же, 1840—41), "Das französische und badische Zivilrect" (там же, 1842), " Kanonisches Recht" (Шаффгаузен, 1857), "Aeussere Encyklopädie des Kirchenrechts" (Гейдельберг, 1865—67).

Россе, Пьер Фюлькран

(de Rosset) — французский поэт (1708—1788), написал дидактическую поэму "L'agriculture" (1774, 1772, 1806) и "Hymni novi" (1784) — собрание латинских гимнов.

Россе, Франсуа

(de Rosset) — французский писатель (1570 — 1630). Его произведения: "Les douze beautés de Phillis et autres oeuvres poetiques" (1614), "Le roman des chevaliers de la gloire" (1612), "Histoire des amants volages de ce temps" (1616), "Histoires tragiques de notre temps" (1621) и др.

Россев-Сент-Илер

(Эжен Франсуа Ашиль Rosseeuw-Saint-Hilaire, 1805—1889) — французский историк, профессор древней истории на парижском словесном факультете. Написал: "Rienzi et les Colonna, ou Rome au XIV siècle" (1825) — исторический роман; "Compte demandé à M. Odilon Barrot et à l'opposition en réponse à leur compte rendu" (1838), "Etudes sur l'origine de la langue et des romances espagnoles" (1839), "Histoire d'Espagne depuis les premiers temps historiques jusqu'à la mort de Ferdinand VII" (1836—41; 2 изд., 1844—69), " Ce qu'il faut à la France" (1861), "Etudes religieuses et littéraires" (1863), "Délivrance" (1871) и др.

Росселини

(Максимина Фантастичи Rosselini, 1789—1859) — итальянская писательница. Сочинения ее: оды, поэмы "Цефал и Прокрида" (Флоренция, 1809) и "Америго Веспуччи" (Флоренция, 1843), несколько комедий (первое изд., Флоренция, 1830), роман "Вильгельм Висконти" (1853) и др.

Росселиус

(Аннибал Rosselius, умер в 1592 г.) — итальянский богослов, профессор богословия в краковской академии. Сочинения его: "Pyramander Mercurii Trismegisti" (Kpa ков, 1585—90), "De septem sacramentis Ecclesiae" (Познань, 1589), "Oratio funebris Stephani regis" (Познань, 1590).

Росселли

(Козимо Rosselli, 1439—1507) — итальянский живописец, ученик посредственного живописца Нери ди-Биччи, впоследствии подпавший под влияние Беноццо Гоццоли. Это был художник вдумчивый и хороший рисовальщик, но, в отношении своего направления, наиболее отсталый от движения современного ему итальянского искусства. Его "Св. Варвара со св. Иоанном Крестителем и св. Матфеем" (во флорентийской академии художеств) носит на себе печать архаизма. Более интересно "Небесное коронование Богородицы", считающееся лучшей картиной Р., — головы ангелов, окружающих Богоматерь, довольно характерны, но колорит красноват и резок (в церкви С.-Маддалена де'Пацци, во Флоренции). С гораздо большей яркостью, чем в станковых произведениях, талант Р. выказывается во фресковой живописи. По приглашению папы Сикста IV он, вместе с Боттичелли, Д. Гирландайо и Перуджино, расписывал стены Сикстинской капеллы, а именно изобразил в ней две сцены из истории Моисея: "Гибель фараона в Красном море" и "Моисея на Синае" и, кроме того, "Нагорную проповедь" и "Тайную Вечерю". Эти фрески маловыразительны, но фигуры в них, особенно в "Нагорной проповеди", весьма грациозны. Такой же характер имеет и фреска Р., написанная в 1468 г. в капелле дель-Мираколо, в церкви С.-Амброджо, во Флоренции, изображающая перенесение чудотворной чаши из этой церкви в епископский дворец. Из прочих произведений этого живописца — лучшие: "Взятие Богородицы на небо" (в церкви С.-Амброджо, во Флоренции), "Богородица во славе" и "Избиение младенцев" (в берлинском музее), а также фреска "Пострижение св. Филиппо Беницци", в притворе флорентийской церкви С.-Аннунциата. Р. образовал несколько даровитых учеников, из которых самым выдающимся был Пьеро ди-Лоренцо, прозванный, по его имени, Пьеро ди-Козимо.

Россель, англо-норманнская семья

Статья большая, находится на отдельной странице.

Россель, Вильям Говард

(Russel, род. в 1821 г.) — английский журналист, по происхождению ирландец; был репортером и корреспондентом "Times" и в этом качестве сопровождал английскую армию на театр восточной войны; оставался в Крыму до самого взятия Севастополя; способствовал раскрытию злоупотреблений, существовавших в английской армии. В 1806 г. присутствовал при короновании императора Александра II и совершил путешествие по югу России; затем находился при военных экспедициях в Индии. В 1861 г. отправился в Соединенные Штаты, но должен был оставить их из-за напечатанного им в "Times" отчета о несчастной Ричмондской экспедиции. В 1866 г. Р. находился при австрийской армии в Богемии до сражения при Садовой, а затем присоединился к корпусу генерала Куна, действовавшему против гарибальдийцев. Во время франко-прусской войны сопровождал немецкую армию, присутствовал в сражениях при Верте и Седане и при осаде Парижа. Находился при принце Валлийском во время путешествия его по Индии; участвовал в египетской экспедиции. Напечатал отдельно отчеты обо всех войнах и экспедициях, в которых принимал участие; таковы: " My diary North and South", "Canada: its Defences", "My diary in the East", "The great Eastern and the Atlantic cable", "The prince of Wales tour in India", "The Crimean war" (1856) и др. Написал еще: "Extraordinary men" (1853), "The Adventures of Doctor Brady" (1882).

Россель, Виргиль

(Virgile Rossel) — швейцарский историк литературы и юрист; род. в 1858 г.; профессор гражданского права в Берне. Издал несколько томов стихотворений: "Chants perdus" (1881), "Nature" (1885), "Poèmes suisses" (1893), "La seconde jeunesse, journal d'un poète" (1888), роман "Jours difficiles" (1895), премированную французской академией "Histoire littéraire de la Suisse romande" (Женева, 1889—91), "Histoire de la littérature française hors de France" (Лозанна, 1894), "Manuel du droit civil de la Suisse romande" (Женева, 1886), "Manuel du droit fédéral des obligations" (Лозанна, 1892).

Россель, Джон

(Russell, 1744—1806) — английский портретист, работавший преимущественно пастельными карандашами и лишь редко масляными красками. Пятнадцати лет от роду он прибыл в Лондон и поступил в ученики к Фр. Котсу. Образовавшись под его руководством, в 1759 г. получил за одно из своих произведений премию от лондонского общества художеств и вскоре сделался одним из любимых портретистов английской знати. В 1772 г. Королевская академия избрала его в сопричисленные к ней, а в 1788 г. — в академики. Исполненный им по королевскому заказу портрет доктора Уиллиса так понравился при дворе, что ему было поручено написать портреты королевы и принца Уэльсского. Работы Р. отличаются силой и свежестью приятного колорита, рельефностью моделировки и выразительностью. Лучшими в их числе считаются портреты леди Грентдей и министра Фитцгерберта. Многие из его произведений были гравированы Коллейром, Дином, Диксоном, Томкинсом и др. английскими мастерами. Р. составил руководство к рисованию, вышедшее в свет в 1776 г. под заглавием: "Elements of painting with crayons". Занимаясь, сверх искусства, астрономией, изобрел прибор, наглядно объясняющий движение Луны, на который была выдана ему привилегия в 1777 г.

А. Св.

Россель, Джон Скотт

(Russell, 1808—1882) — английский техник; в 1832 г. сделался профессором экспериментальной физики в Эдинбурге, а затем взял на себя заведование кораблестроительной верфью Керда в Глазго. В 1844 г. Р. переселился в Лондон и здесь выстроил множество пароходов по новой системе. По плану Р. была также устроена переправа на судах на Боденском озере; ему же принадлежит проект великолепной ротонды венского выставочного дворца. Р. написал: "Treatise on the steam engine" (Лондон, 1841; нов. изд., 1846), "The modern system of naval architecture" (Лондон, 1865), "Systematic technical education" (1869).

Россель, Поль Эдуард

(chevalier de Rossel) — французский моряк (1765—1829), автор ценных трудов: "Voyage de d'Entrecasteaux envoyé à la recherche de La Pérouse (1808), "Description nautique de la côte d'Afrique depuis le cap Blanc jusqu'au cap Formose" (1814), "Sur l'état et les progrès de la navigation" (1817), "Livre des signaux de jour" (1819), "Livre des signaux de nuit et de brume" (1821) и многих др.

Россель, Чарльз

(лорд Russell of Killowen, род. в 1833 г.) — английский юрист; был журналистом и адвокатом. В 1880 г. Р. избран в палату общин, где примкнул к либеральной партии; в министерствах Гладстона 1886 г. и 1892—94 гг. был генеральным атторнеем. В 1889 г. Р. выступил защитником Парнелля перед следственной комиссией. В 1893 г. Р. был представителем Англии в третейском суде по вопросу о Беринговом море; в 1894 г. назначен лордом верховным судьей Англии, в 1898 г. — одним из судей со стороны Англии в третейском суде по англо-венесуэльскому вопросу.

Россель, Чарльз (дополнение к статье)

(барон Russell of Killowen) — английский юрист и политический деятель; умер в 1900 г. См. Barry O'Brien, "The life of Lord R. of К." (Л., 1901).

Россель, Юрий Андреевич

(1838—1878) — публицист. Окончив курс в спб. медико-хирургической академии, участвовал в "Современном Слове", "Голосе", "С.-Петербургских Ведомостях" (обширные статьи о североамериканской войне и по разным общественным вопросам) и "Руси". Вместе с Е. И. Конради и П. А. Гайдебуровым редактировал "Неделю"; поместил в "Вестнике Европы" статьи: "Корнельский университет в Америке" (1869, № 9), "Джон Стюарт Милль и его школа" (1874 г., №№ 5—12), "Специальный журнал для русской публицистики" (1875 г., № 4), "Южные штаты Североамериканской республики и их настоящее" (1877 г., № 3), "Аграрный вопрос и его главная задача" (1877 г., № 6). Ср. некролог в "Вестнике Европы", 1878 г., № 3.

Россети

(А. О.) — см. Смирнова, А. О.

Россетти, Вильям Михаил

(Rossetti) — английский писатель; род. в 1829 г.; всецело примыкает к направлению своего брата Габриэля Данте Р. (см.); выступил одним из первых защитников Свинберна ("Criticism on Swinburne's Poems and ballads", 1866). Другие сочинения P.: "Dante's comedy: the Hell" (1865), "Fine art, chiefly contemporary" (1867), "Lives of famous poets" (1878); "Life of John Keats" (1887). Для "Early English Text Society" P. составил "Early Italian courtesy books" (1869). Издал биографию и переписку своего брата Габриэля-Данте Р.

Россетти, Габриэль

(Rossetti, 1783—1854) — итальянский поэт; отец Габриэля Данте, Вильяма и Христины Р.; первоначально занимался живописью, был консерватором музея в Неаполе; во время революции 1820 г. сделался ее "Тиртеем": его знаменитый гимн на день 9 июля ("Sei pur bella cogli astri sul crine") распевался по всей южной Италии. При наступлении реакции Р., переодевшись английским офицером, скрылся на английском корабле. Поселясь в Лондоне, он сделался профессором итальянского языка и литературы в King's College. На события реакционной эпохи Р. отзывался рядом песен, преисполненных грозной энергией. Он предпринял комментарий к "Божественной Комедии" Данте (т. I—II, 1826—27), в котором пытался доказать, что великий флорентинец проникнут был антипапскими и реформаторскими тенденциями, вполне соответствующими стремлениям "Молодой Италии". Критика отнеслась к этой попытке враждебно, и Р. не довел ее до конца. В защиту своих политических взглядов Р. издал: "Sullo spirito antipapale" (1830). При всей резкости своих нападок на светскую власть папы, Р. проникнут был мягким религиозным миросозерцанием, как об этом свидетельствуют его стихотворения: "Iddio e l'uоmо, salterio" (1833) и "L'arpa evangelica" (1852). Другие сочинения Р.: "Il mistero dell'amore platonico svelato" (1840) и "La Beatrice di Dante" (1842). Полное собрание стихотворений Р., выдержавших много изданий, выпустил Кардуччи ("Poesie di Gabr. R.", Флоренция, 1861); отдельно изданы его "Poesie politiche" (Рим, 1891), поныне пользующиеся большой популярностью в Италии. Уступая в таланте другим великим политическим поэтам Италии, Р. превосходит их ясностью и смелостью своей политической программы.

Россетти, Данте Габриэль

(Rossetti) — английский живописец, рисовальщик и поэт (1828—1882), сын Габриэля Р. Получив общее образование в лондонском King's College, он посещал тамошнюю академию художеств, в которой его учителем был старший его лишь несколькими годами Медокс-Броун. В самом начале своей художественной карьеры Р. примкнул к группе прерафаэлитов (см.), но впоследствии, все более и более вдаваясь в мистицизм и туманную архаичность, значительно уклонился от первоначальных принципов этой группы и стал во главе нового направления прерафаэлитства. Его картины и акварели, для которых содержание доставляли сначала священная история, а потом творения Данте и собственная фантазия художника, отличаются оригинальностью композиции, благородством и своеобразной привлекательностью идеализированных фигур, глубиной выраженного в них чувства и тщательностью исполнения. С 1856 г. художник не появлялся с ними ни на каких выставках, позволяя любоваться ими лишь своим друзьям и немногим избранным, а потому они были мало известны большинству публики, которая получила возможность познакомиться с ними и вполне оценить талант Р. только на выставке его произведений, устроенной через два месяца после его кончины. Наиболее замечательные в их числе: "Воспитание Богородицы" (1849), "Благовещение" (1850, теперь в Лондонской национальной галерее), "Сновидение Данте" (в ливерпульском музее), "Джотто, пишущий портрет Данте", "Venus Verticordia", "Встреча Данте с Беатриче на земле и в раю" (из дантовской "Vita, Nuova", диптих), "Франческа да-Римини" (акварельный триптих), "Брак св. Георгия" (акварель), " Beata Beatrix (в Лондонской национальной галерее), " Bocca Bacciata", "Песнь Елены", "Тройная роза", "Благословенная дева", "La Pia " (из дантовского "Чистилища"), "Sibylla Palmifera", "Dîs manibus" (сцена в древнеримской усыпальнице) и некоторые др. Долгое время Р. занимался рисованием иллюстраций к произведениям английской поэзии, между прочим, к сочинениям Теннисона (1857), к сказкам и стихотворениям своей сестры, Христины Р.: " Goblin market" (1862), "The prince's progress" (1866), "Sing-Song, a nursery rhymebook" (1872) и др. Литературные труды Р.: перевод старинных итальянских поэтов, начиная с Чиволло д'Алькамо и кончая Данте ("The Early Italian poets", 1861; новое изд., под заглавием: "Dante and his circle", 1873, повторенное в 1891 г.), и "Новой Жизни" Данте (1866). Издал 2 тт. оригинальных стихотворений ("Poems", 1870; нов. изд., 1881) и сборник баллад и сонетов (1881), замечательных по силе и мелодичности языка, тонкому поэтическому чувству и мистичности, соединенной со страстностью. Собрание литературных произведений и писем Р. издано его братом (1886—91 и 1895).

Ср. W. Sharpe, "Dante Gabriel Rossetti" (Лондон, 1881); Caine, "Recollections of D. G. R." (1881); Knight, "Life of D. G. R." (1887); Will. Mich. Rossetti, "D. G. R. as designer and writer" (1889); J. W. Wood, "D. R. and the Pre-Raphaelite movement" (1894); З. Венгерова, "Д.-Г. Р." (в "Литературных характеристиках").

А. С—в.

Россетти, Христина Георгина

(Rossetti, 1830—1891) — английская писательница; написала ряд стихотворений и рассказов, частью снабженных иллюстрациями ее брата Габриэля Данте Р.: "Goblin Market" (1862), "The prince's progress" (1866), "Commonplace book and other short stories" (1870), "Sing-Song" (1871), "Speaking likenesses" (1874), "Awnus Domini" (1874), "A pageant etc." (1881), "Letter and spirit" (1883) и др. Полное собрание ее "Poems" вышло в 1890 г.; том неизданных до тех пор ее стихотворений напечатал брат ее, Вильям-Михаил Р., в 1896 г.

Ср. Ellen А. Proctor, "Memoir of Christina-Georgina R." (1895).

Росси, Пеллегрино Луиджи Одоардо

Статья большая, находится на отдельной странице.

Росси, Азарья

(dei Rossi, 1514—1578) — еврейский писатель, живший в Италии; важнейшее его сочинение: "Meor enajim" ("Свет для глаз", Мантуя, 1574) до сих пор сохраняет значение для еврейской истории, литературы и археологии. Против нападок своих врагов, которые старались выставить его еретиком, Р. выступил с сочинением "Mazref la-Kesef" ("Плавильный горшок для серебра"). Р. писал также стихотворения, между прочим, элегию на смерть герцогини Маргариты Савойской (на еврейском и арамейском языках, 1 573).

Росси, Джованни Баттиста

(de Rossi, 1822—1894) — знаменитый итальянский археолог. Был куратором христианского музея в Ватикане, заведовал отделением христианских древностей в латеранском музее и всеми римскими катакомбами, занимал пост президента папской археологической академии. Главная заслуга Р., за которую он по всей справедливости признается основателем христианской археологии, состоит в открытии римских катакомб (1849) и в подробном, систематическом изучении уцелевших в них памятников искусства и надписей, пролившем новый свет на первые времена христианства. Результаты исследований своих по этой части де-Р. изложил в двух важнейших своих литературных трудах: "Inscriptiones christianae urbis Romae septimo seculo antiquiores" (т. I, 1861; т. II, ч. 1, 1888) и "Roma sotteranea cristiana" (3 т., 1864—77, с атласом хромолитографированных таблиц). С 1863 г. в течение тридцати лет он издавал журнал: "Bulletino di archeologia cristiana", в котором большинство статей принадлежало ему самому. Весьма ценный вклад в историю искусства составляет роскошное издание Р., посвященное древним мозаикам и мраморным полам в римских церквах ("Musaici e saggi di pavimenti delle chiese di Roma anteriori al secolo XV" (23 вып., 1872—92, с приложением хромолитографированных таблиц). Капитальными трудами Р. являются также описание латинских рукописей Ватиканской библиотеки ("Codicum latinorum Bibliothecae Vaticanae t. X—XIII") и сочинение о древней и средневековой топографии Рима ("Plante iconographiche e prospettiche di Roma anteriori al secolo XVI"). Для изданного берлинской академией наук "Corpus inscriptionum latinarum" P., в сотрудничестве с В. Генценом и Э. Борманом, обработал 6-ой том, заключающий в себе объяснение надписей, найденных в Риме.

Ср. Baumgarten, "G.-B. de Rossi, Begründer der christlich-archäologischen Wissenschaft. Eine biographische Skizze" (Кельн, 1892).

Росси, Джованни Бернард

(de Rossi, 1742—1831) — итальянский ориенталист, профессор восточных языков в Парме. Важнейшие его сочинения: "Canticum sen poema hebraïcum" (Турин, 1764) — поэма на еврейском языке; "Carmina orientalia" (Typин, 1768); "De praecipuis causis neglectae heb. litterarum disciplinae" (ib., 1769); "De hebraïcae typographiae origine et primitiis" (Парма, 1776), "Variae lectiones Veteris Testamenti etc." (Парма, 1784—88).

Росси, Джованни Виктор

(Rossi, известный также под именем Janus Nicius Erythracus, 1577—1647) — итальянский писатель. Сочинения его: "Orationes IX" (Рим, 1603), "Eudemiae libri X" (Лейден, 1637) — сатира на развращенные нравы папского двора; "Dialogi XII" (Париж, 1642), "Pinacotheca imaginum illustrium virorum qui auctore superstite diem suum obierunt" (Кельн, 1643—48), "Exempla virtutum et vitiorum" (1644), "Epistolae ad diversos" (1645—49), "Epistolae ad Tyrrhenum" (1645—49).

Росси, Иеронимо

(Rossi, по-латыни Rubeus или de Rubeis, 1539—1607) — итальянский историк и врач. Написал: "Historiarum Ravennatum lib. X" (Венеция, 1572), "Vita Nicolai papae IV" (Пиза, 1761), " De distillatione" (1582), "De melonibus" (1607) и др.

Росси, Карл Иванович

(1775—1849) — архитектор-итальянец, трудившийся в России. В 1795 г. поступил на службу в "Адмиралтейскую коллегию архитектурии"; был помощником архитектора Бренля, вместе с которым, вероятно, принимал участие в сооружении Михайловского замка в СПб.; в 1808 г. командирован в Кремлевскую экспедицию в Москву, где построил театр на Арбатской площади, уничтоженный пожаром в 1812 г. В 1816 г. назначен членом комиссии архитектурных гидравлических работ. В своих постройках он держался "стиля империи", соединяя в них грандиозность с благородной простотой. Главные из них: Елагинский дворец с принадлежащими к нему оранжереей и павильонами (1816—18), Михайловский дворец (что ныне русский музей импер. Александра III), здание Сената (1829—33), фасад Императорской публичной библиотеки, выходящий на Александрийскую площадь, павильоны при Аничковском дворце, здание Главного Штаба, Александрийский театр и лежащие за ним здания дирекции театров и министерства внутр. дел. В Павловске им выстроена библиотечная галерея при тамошнем дворце. Одной из последних построек Р. была колокольня Юрьевского монастыря, близ Новгорода.

Росси, Луиджи Феличе

(Luigi-Felice Rossi) — итальянский композитор (1805—1863). В 1835 г. была дана в Турине его комическая опера "Gli Avventurieri", не имевшая успеха, вследствие чего Р. посвятил себя сочинению духовных произведений, из которых многие пользуются известностью в Италии. Перевел на итальянский язык много сочинений о контрапункте, писал в "Gazzetta musicale".

Росси, Матиас

(de Rossi, 1637—1695) — итальянский архитектор; работал в Париже при постройке дворца в Лувре, а затем при папском дворе в Риме и в 1695 г. получил поручение исправить повреждения, причиненные разливом реки Киавы. Р. принадлежит сооружение фасада церкви Санта-Галла, мавзолея Льва X, таможни Рипа Гранде и др.

Росси, Октав

(Rossi, 1570—1630) — итальянский писатель; был профессором философии в Падуе. Написал: "Rime amorose, lugubri, eroiche, morale etc." (Брешия, 1612), "Memorie Bresciane" (1616), "Elogi istorici de'Bresciani illustri" (1620), "Lettere" (1621), "Glorie de'Francesi" (1629) и др.

Росси, Эрнесто

(Ernesto Rossi) — знаменитый итальянский трагик (1829—1896). Слушал лекции в пизанском университете и готовился к адвокатуре, но любовь к театру заставила его примкнуть сначала к странствующей труппе, потом к труппе актера Модены, в составе которой находился прославившийся впоследствии Томазо Сальвини; несколько позже Р. собрал собственную труппу, с которой путешествовал несколько лет по разным городам Италии. В 1855 г. он посетил Париж, вместе с Ристори, в 1856 г. — Вену. Порвав с ложноклассическими традициями старой итальянской школы, он все более и более стремился к правде и естественности и посвятил себя преимущественно шекспировскому репертуару (Кориолан, Лир, Отелло, Макбет, Гамлет, Ромео, Шейлок, Ричард III). Совершая артистические путешествия по Европе, Р. несколько раз был в России (в первый раз в 1877 г., в последний раз в 1896 г.); выступал, между прочим, в "Каменном госте" и сценах из "Скупого рыцаря" Пушкина, в "Смерти Иоанна Грозного" графа Ал. Толстого. Не во всех деталях Р. явился воплощением царя Иоанна, но многие сцены ему удавались превосходно (чтение синодика, покаяние перед боярами, испуг от мыши и др.). Р. обладал превосходной артистической техникой, восполнявшей иногда недостаток истинного вдохновения. В области пластики Р. не знал соперников. Каждое движение его было изящно, каждая поза благородна, дикция — красива и отчетлива, хотя и несколько приподнята, на манер певучей итальянской декламации. Ему принадлежит ряд критических этюдов о шекспировских драмах. В Италии известностью пользуются и драмы Р., отличающиеся реализмом и глубиной чувства: "Adèle" (для Ристори), "Le jene", "La preghiera del soldato", "Il consorzio parentale" и др. Написал еще: "Studii drammatici" (Флоренция, 1884), "Quarrant anni di vita artistica" (Милан, 1887—89), "Nicolai" (1887—1890) и дал несколько переводов Шекспира. Мемуары Р. — книга весьма интересная, освещающая многое в истории современного драматического искусства. Автобиографические письма Р. к Губернатису напечатаны в "Артисте" (№№ 3 и 4).

См. статьи Н. Стороженко, "Представления Эрнесто Р. ("Артист", № 7), И. Иванова (ib.), П. Гнедича ("Нива", 1895 г., № 26). По мемуарам Р. составлена С. И. Лаврентьевой книга: "50 лет артистической деятельности Э. Р." (СПб., 1896).

А. Уманский.

Россиены

Статья большая, находится на отдельной странице.

Российская академия

— см. Академия наук.

Российская Библиография

Вестник Русской Печати — издавался в С.-Петербурге книгопродавцем Э. К. Гартье в 1879—1882 гг., сначала еженедельно, потом два раза в месяц, под редакцией сперва самого издателя, затем Е. Буринского и Н. М. Лисовского. К журналу прилагались снимки с книг и древних рукописей и портреты.

Российская Мануфактурная Выставка

— периодическое издание И. Арсеньева, выходившее под его же редакцией ежедневно во время выставки 1870 г. в С.-Петербурге.

Российский Императорский Дом

Статья большая, находится на отдельной странице.

Российский Магазин

— ежемесячное периодическое издание Ф. О. Туманского, выходившее в С.-Петербурге в 1792—1794 гг. Помещались статьи и материалы по истории, географии и топографии России, в том числе весьма ценные, например: "Договор 1698 г. между Россией и Портой о перемирии на два года в Карловичах заключенный" (ч. III, кн. 3), отрывки "Дворцовых Записок" за 1696 и 1700 гг. (ч. II и III), "Манифест Богдана Хмельницкого 1648 г. о возобновлении войны с поляками" (ч. II), "Письма Льва Сапеги" (ib.), "Летописец малой России" (ч. II и III), известный под именем "Летописца Туманского" и т. д.

Ср. Неустроев, "Историческое разыскание" (СПб., 1875); H. Белозерская, "Исторический журнал XVIII века" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1898, № 1).

Российский Музеум

или Журнал Европейских Новостей — издавался Влад. Вас. Измайловым в 1815 г., ежемесячно, в Москве.

Российский Феатр

или полное собрание всех Российских Феатральных сочинений — издание академии наук, в Петербурге; с 1786 по 1794 гг. вышло 43 части. Задумано президентом академии княгиней Е. Р. Дашковой, с целью собрать в одно целое как печатные, так и остававшиеся еще в рукописях театральные пьесы. В Р. Феатре помещены произведения следующих авторов: А. Аблесимова, Ипполита Богдановича, Дениса Фонвизина, Вязмитинова, Екатерины II, А. Клушина, Княжнина, Е. Кострова, И. Крылова, В. Левшина, М. Ломоносова, В. Лукина, В. Майкова, И. Михайлова, П. Плавильщикова, П. Потемкина, М. Прокудина, Сумарокова, Тредьяковского, Д. Хвостова, Хераскова и др. В вышедшей в 1793 г. 39-й части помещена трагедия "Вадим Новгородский", Якова Княжнина (см.), выпущенная в свет также и отдельно. Эта трагедия была признана опасной; приказано было об авторе и о напечатании его трагедии произвести самое строжайшее расследование, экземпляры трагедии конфисковать и уничтожить. Поэтому полный экземпляр 39-й части "Р. Феатра" и отдельно напечатанная трагедия составляют большую библиографическую редкость.

Ср. Неустроев, "Исторические разыскания" (стр. 435—444); "Русская Старина" (1871, т. III).

Н. Л.

Российско-американская компания

— см. Российско-американские владения.

Российско-американские владения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Российское Еженедельное издание в Риге

— выходило в 1817 г., под редакцией директора училищ А. Албануса. В программу издания входили известия об училищах, заметки об учении и воспитании, политические известия, вексельный и денежный курс. В объявлении о подписке на 1817 г. было заявлено, что для издания необходимо в год 1560 руб. и что оно может выходить в том только случае, если соберется около 100 подписчиков. Вероятно, их было меньше, так как в 1817 г. Р. издание не выходило.

Н. Л.

Россиков

(Константин Николаевич) — зоолог; родился в 1854 г.; окончил курс в петербургском университете. Занимался под руководством Кесслера и М. Богданова. Главнейшие работы посвящены фауне млекопитающих и птиц Кавказа и прикладной энтомологии: "Обзор зимней фауны птиц восточной части долины реки Малки" и "Обзор млекопитающих животных долины реки Малки" ("Записки Императорской Академии Наук", т. ХLIХ и LIV).

Россини

Статья большая, находится на отдельной странице.

Россинский

(Кирилл Васильевич, 1774—1825) — проповедник, протоиерей черноморского войска. Некоторые из его речей напечатаны харьковским университетом (Харьков, 1810, 1818, 1820).

Россиньоль, Жан Антуан

(Rossignol, 1759—1802) — французский демагог и генерал; был ремесленником в парижском предместье Сент-Антуан, где в первые годы революции приобрел большое влияние, благодаря храбрости, выказанной им при взятии Бастилии. Посланный конвентом в Вандею, он командовал одно время береговой армией. В начале 1795 г. арестован и обвинен в различных жестокостях, совершенных в Вандее; 13 вандемьера временно выпущен на свободу и сражался с роялистами, восставшими против конвента, а после амнистии 26 октября 1795 г. получил совершенную свободу. В следующем году Р. участвовал в заговоре Бабефа, но избежал преследований. После 18 брюмера был замешан в дело об адской машине и сослан на Сейшельские острова, где вскоре умер. В Сент-Антуанском предместье долго не хотели верить известиям о его смерти; составилась легенда, что он жив и стоит во главе могущественного негрского населения. Эта легенда послужила сюжетом для романа: "Robinson du faubourg Saint-Antoine" (1818).

Россиньоль, Жан Жозеф

(Rossignol) — французский писатель, иезуит. Важнейшие из его многочисленных трудов: "Thèses générales de théologie, de philosophie et de mathématique" (1757), "Thèses de physique" (1759), "Théorie des sensations" (1774), "Vues philosophiques" (1776), "Vues nouvelles sur le mouvement" (1777), "Traité sur l'usure".

Россиньоль, Жан-Пьер

(Rossignol, род. в 1803 г.) — французский ученый; был профессором греческого языка и литературы в Collège de France. Главные его сочинения: " Vita scholastica" (1836; 2 изд., 1880) — латинская поэма, описывающая жизнь в коллеже; "Recherches sur les classes ouvrières et les classes bourgeoises de l'antiquité" (1839), "Virgile et Constantin le Grand" (1846), "Des services que peut rendre l'archéologie aux études classiques" (1852; нов. изд., 1878), "Métaux dans l'antiquité" (1863), "De l'Education et de l'instruction des hommes et des femmes chez les anciens" (1888).

Россиньоль, Жан-Пьер (дополнение к статье)

(Rossignol) — французский ученый; умер в 1893 г.

Россия Для Русских

— еженедельная политическая и литературная газета реакционного направления, выходившая в СПб. с 27 апреля 1906 г. Редактор-издатель В. П. Врадий.

Россия, московский журнал

— журнал художественно-литературный, преобразован из журнала "Спутник" (см.). Издавался в Москве еженедельно в 1883—90 гг., с большими перерывами; редактором-издателем был О. М. Уманец, потом И. И. Пашков.

Россия, с.-петербургская газета (1880 г.)

— газета политическая, экономическая и литературная. Выходила в С.-Петербурге в 1880 г. сперва в неопределенные сроки, потом ежедневно. Основателем газеты был князь Демидов Сан-Донато, издателем-редактором — Л. Спичаков.

Россия, с.-петербургская газета (с 1899 г.)

— ежедневная газета, издаваемая Г. П. Сазоновым при ближайшем участии А. В. Амфитеатрова (Old Gentleman); выходит в С.-Петербурге с 28 апреля 1899 г., без предварительной цензуры.

Россия, с.-петербургская газета (с 1899 г.) (дополнение к статье)

— газета, издававшаяся в СПб. Г. П. Сазоновым, при ближайшем участии А. Амфитеатрова; в 1902 г. прекращена по постановлению 4-х министров.

Россия, с.-петербургская газета (с 1905 г.)

— политическая и литературная газета; издается в СПб. с 1 ноября 1905 г. ежедневно, кроме понедельников. Редактор-издатель А. Животовский. Первоначально маленькая газета. После прекращения "Рус. Государства" (см.), превратилась в 1906 г., при ближайшем участии С. Н. Сыромятникова, И. Я. Гурлянда и А. Н. Гурьева, в официозный орган министерства внутренних дел.

Россмэсслер

(Эмиль Адольф Rossmä ssler) — немецкий естествоиспытатель (1806—1860). Учился богословию в Лейпциге, но одновременно изучал естественные науки; с 1830 г. состоял проф. зоологии в Таранде, где с 1840 г. читал и ботанику. Научная деятельность Р. касалась преимущественно ботаники, вредных насекомых и наземных и пресноводных моллюсков. Р. напечатал между прочим: "Systematische Uebersicht des Thierreichs" (1832, с атласом); "Iconographie der Land- und S ü sswassermollusken etc." (1835—1859, 18 частей; этим капитальным трудом Р. приобрел известность как малако-зоолог). Кроме этого, Р. напечатал целый ряд научно-популярных работ ("Mikroskopische Blicke"; "Der Mensch im Spiegel der Natur"; "Die Geschichte der Erde; der Wald" и мн. др.), имевших большой успех.

Россоши

— слобода Воронежской губернии, Острогожского уезда; станция железной дороги; значительная торговля лошадьми; жителей 10993.

Россыпи, в геологии

— представляют собой результат выветривания массивных горных пород и распадения их in situ на угловатые различной величины обломки. Р. свойственны по преимуществу гористым странам с суровым континентальным климатом. Вода, попадая в трещины отдельности скалистых выступов горных пород и замерзая в них, расширяется и отрывает глыбы, иногда до 2 куб. м и более объемом. У нас Р. встречаются на Кавказе, но особенно распространены на Урале, Алтае и в других сибирских горных странах. Они располагаются то на вершине горы, если она плоская и ровная, то чаще в виде каменных рек, лишенных растительности, спускаются по склонам от вершинных утесов. В беспорядке набросанные глыбы прикрыты иногда сплошным моховым покровом, скрывающим промежутки между отдельными обломками, что делает довольно затруднительным и часто даже опасным не только переезд, но и переход через Р.

Р. часто называют также вторичные месторождения золота, платины и драгоценных камней, представляющие продукты разрушения коренных пород, содержащих эти драгоценные ископаемые, смывания их водой и отложения их на дне речных долин и в котловинах при помощи аллювиальных процессов. При этом вода не только переносит разрушенные частицы горных пород, но и сортирует их по удельному весу, вследствие чего наблюдается местное обогащение наноса драгоценными ископаемыми. Благодаря этому, а также удобству и дешевизне добычи, Р. являются чрезвычайно выгодными для разработки. Большая часть золота и вся платина, добываемые в России, происходят из таких вторичных месторождений современной и отчасти ледниковой эпохи.

Б. П.

Россыпи, мели на Волге

— так называются в низовьях Волжской дельты значительные мели, лежащие ниже Астрахани на главном фарватере Волги — "Бахтемире", по которому идут суда в Каспийское море. Первая из россыпей, "Княжая", находится в 55 верстах от Астрахани, от нее в 8 верстах начинается вторая — "Харбайская", затем в 14 верстах — "Шадинская"; последняя, "Ракушинская" (Ракуша), находится в 82 верстах от Астрахани и в 20 верстах от моря. Следующая затем "Зюзинская " Р. лежит уже на взморье, ниже Бирючей-Косы. Из этих Р. наиболее затрудняют судоходство "Шадинская" и "Ракушинская"; последняя имеет к тому же еще твердый грунт. Глубина на Р. до расчистки их не превышала в ординарную воду 4-х или 5-ти футов, ныне же доведена расчисткой до 8 футов, но при NW ветрах не превышает 4 футов и бывает даже меньше, а потому россыпи и поныне затрудняют сообщение с морем. Более глубоко сидящие суда бывают вынуждены или ожидать прибыли воды от SO ветров (моряны), или перегружаться в открытом море, на двухсаженной глубине, верстах в 20 от Бирючей-Косы.

Россыпная

— станица Оренбургской губернии, в 112 верстах от Оренбурга, на правом берегу реки Урала. Жителей 3639; православная церковь, училище. Коневодство и рыболовство.

Россь, приток Днепра

или Рось — река Киевской губернии, правый приток Днепра. Верховья ее находятся в Бердичевском уезде, в крутых лесистых, богатых родниками оврагах села Ордынцы. Главное направление к северо-востоку; течение весьма извилистое, длина 283 версты. Берега Р. от верховьев до хутора Босый Брод состоят из послетретичных отложений, пологи, частью покрыты лесами. Далее до местечка Володарки река промыла свое ложе в граните; берега ее большей частью возвышенны и обрывисты; высокие скалы вдаются в долину реки и делают ее течение очень извилистым. В Васильковском и Каневском уездах (особенно у местечек Белой Церкви, Богуслава и Корсуня) находятся наиболее значительные гранитные утесы и пороги; у местечка Корсуня Р. делится на два рукава, омывая скалистый остров, на котором находится известный дворец и парк князей Лопухиных-Демидовых; здесь находятся водопады и исполинские котлы; гранит местечка Корсуня представляет рапакиви (см.). Ниже местечка Корсуня берега Р. понижаются, становятся пологими, отчасти песчаными и болотистыми. Ширина реки в верховьях до 10 саженей, в среднем течении до 35 саженей, в низовьях до 80 саженей, во время половодья до 1 версты и более. Глубина в меженное время 1—5 саженей; местами между скалами есть воронкообразные впадины глубиной до 10 саженей и более. Скорость течения от 1,5 до 3,2 футов в секунду; общее падение свыше 1 фута на версту (1/3500). Глубина реки и скорость ее течения значительно возрастают в половодье, вследствие чего разливы Р. бывают весьма опустошительны и сопровождаются часто разрушением плотин и мельниц. Замерзание Р. бывает около 1 декабря, вскрытие — в конце марта. Р. несудоходна, но ее многоводность и обилие строительных материалов, а также богатство и плодородие ее бассейна вызвали значительное число заводов, фабрик и мельниц на ее берегах, вообще весьма заселенных. Устье Р. — у села Пекарей, на границе Каневского и Черкасского уездов. Ниже местечка Корсуня, у села Деренковцы, от реки Р. отделяется болотистый рукав, соединяющий Р. с рекой Ольшанкой и Ирдынским болотом. Более значительные притоки Р. — Раставица, Роська и Порозовица. У местечка Корсуня на реке Р. железнодорожный мост; постоянные мосты в местечках Белой Церкви и Корсуне; несколько постоянных паромов и мельничные плотины. Рыбная фауна Р. богата (между прочим, сом и осетр).

П. Т.

Россь (в летописи Ресь, Рсь, Рша и Русь) в отдаленной древности служила южной границей Полян, потом — Киевского княжества. Жителей по Р. летописец называет Поршане. Древнейшие города по ней Володарев, Богуславль, Корсунь и др. См. также Поросье.

Россь, приток Немана

(Рось) — левый приток Немана, берет начало из болота Росса, Волковысского уезда, по которому и течет в северном направлении, большей частью среди лесов. Длина 100 верст; весною сплав на 50 верст.

Рост новобранцев

— В прежнее время в армию принимали только людей большого Р., который считался гарантией их силы и выносливости; например, в римские легионы, во времена Мария, брали людей не ниже 2 аршин 6¾ вершков, хотя римляне вообще не отличались большим Р. Впоследствии, с увеличением численности армий, поневоле пришлось уменьшать требования в этом отношении, так как иначе трудно было бы получить необходимое число рекрутов, в особенности приходилось понижать норму Р. в годины бедствий, при полном напряжении сил государства. Иногда, в погоне за красотой фронта, набирались целые войсковые части из великанов; например, гвардейский пехотный полк в Пруссии, при Фридрихе-Вильгельме I, состоял из людей не ниже 2 аршин 10⅓ вершков. У нас в 1730 г. впервые установлен наименьший Р. для рекрутов — 2 аршина 4 вершка; но годных людей такого Р. оказалось мало и уже в 1737 г. решено было брать 30-летних в 2 аршина 3½ вершка, а более молодых — и меньшего Р. (еще могут подрасти). В 1766 г. вернулись к норме 1730 г., но вскоре убавили ¼ вершка. В начале ХIХ столетия постановлено было при обыкновенных наборах брать людей в 2 аршина 3½ вершка, а старше 22 лет — в 2 аршина 3¾ вершка; при усиленных — в 2 аршина 3½ вершка, независимо от возраста; при чрезвычайных — в 2 аршина 3 вершка. Населению некоторых местностей Северной России разрешено было ставить людей несколько меньшего Р., но не ниже 2 аршинов 2½ вершков. С введением (1874) всеобщей воинской повинности, наименьший Р. новобранцев установлен для всей империи в 2 аршина 2½ веpшка (только в Финляндии — на ½ вершка меньше), главным образом для того, чтобы иметь большее число лиц, признаваемых по своему Р. годными к службе, и таким образом обеспечить возможность широкого применения льгот по семейному положению.

В настоящее время большому Р. уже не придают прежнего значения; статистика показывает, что люди очень большого Р. обыкновенно развиваются медленнее, часто слабогруды и вообще расположены к грудным болезням; наиболее крепкими оказываются люди среднего Р. Из данных, приведенных в ст. Военная медицина (см.), видно, что в России признается достаточным для новобранцев наименьший Р.; еще более низкий Р. допущен лишь в ландвере и гонведе Австро-Венгрии. Для суждения о Р. наших новобранцев могут служить данные результатов призывов с 1874 по 1883 гг. включительно. Р. в 2 аршина 2½ вершка имели 2,8% новобранцев, от 2½ до 3 вершков — 12,0%, от 3 до 4 вершков — 24%, от 4 до 5 вершков — 28,5%, от 5 до 6 вершков — 20,6%, от 6 до 7 вершков — 9,0%, от 7 до 8 вершков — 2,5%, от 8 до 9 вершков — 0,4%, от 9 до 10 вершков — 0,1%. Средний Р. был около 2 аршин 4,4 вершков; одна половина новобранцев была выше этой нормы, другая — ниже. Приведенные данные показывают, как важно всякое изменение в требованиях закона относительно Р. новобранцев; например, в случае принятия германской нормы (2 аршина 3,3 вершка), нам пришлось бы отказаться почти от ¼ наших нынешних новобранцев, заменив их более рослыми из числа освобождаемых теперь от службы в силу льгот по семейному положению. Циркуляром главного штаба, 1889 г., № 180, для гвардии требуется Р. не ниже 2 аршин 6 вершков, в гренадеры, полевую, резервную и крепостную артиллерию и понтонные батальоны — 2 аршина 5 вершков, в армейскую кавалерию — 2 аршина 4½ вершка, в пограничную стражу — 2 аршина 4 вершка, в железнодорожные батальоны — 2 аршина 3½ вершка, в стрелковые и инженерные части — 2 аршина 3 вершка. Наибольший предел Р. указан лишь для армейской кавалерии — 2 аршина 8 вершков.

Ср. А. Редигер, "Комплектование и устройство вооруженных сил" (I, СПб., 1892); "Всеобщая воинская повинность в империи за 1874—83 гг." (СПб., 1886); Анучин, "О географическом распределении Р. мужского населения России" (СПб., 1889).

Рост растений

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рост, Александр

(Rost) — немецкий драматический писатель (1816—1875). Блестящим успехом пользовались его пьесы: "Kaiser Rudolf in Worms" и "Landgraf Friedrich mit der gebissenen Wange". Менее удачны: "Ludwig der Eiserne", "Berthold Schwarz" и " Der ungläubige Thomas"; в них больше лиризма, чем драматического движения.

Рост, Валентин Христиан Фридрих

(Rost, 1790—1862) — филолог, был в Готе директором гимназии. Главные его труды: "Griechische Grammatik" (Геттинген, 1816; 7 изд., 1856), "Griechisch-deutsches Wörterbuch" (Гота, 1820; 4 изд., Брауншвейг, 1888), "Deutsch-griechisches Wörterbuch" (Геттинген, 1818; 11 изд., 1889).

Рост, Иван Акимович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рост, Иоганн Христофор

(Rost, 1717—1765) — немецкий поэт. Изучал в Лейпциге у Готшеда философию и словесность, но вскоре выступил против него с сатирическим произведением "Das Vorspiel" (Дрезден, 1742), которое было, по настоянию Готшеда, конфисковано; в следующем году оно перепечатано в Берне. В 1753 г. Р. напечатал новую сатиру против Готшеда "Schreiben des Teufels an Herrn G., Kunstrichter der Leipziger Buhne". Другие сочинения Р.: "Schäfererzählungen" (Берлин, 1742); эпиталама " Die schöne Nacht" (Б., 1763), напечатанная без его ведома; буколические комедии, в том числе "Die gelernte Liebe", поставленная на сцене в 1743 г. под названием "Der versteckte Hammel"; "Vermischte Gedichte" (Лейпциг, 1769). После его смерти были напечатаны две духовные его песни.

Ростамиды

— арабская династия, царствовавшая на северном берегу Африки, от Туниса до пролива; была уничтожена в Х в. Абул-Казем-Магамедом бен Абдалла.

Ростан, Луи-Леон

(Rostan, 1790—1866) — французский врач; был долгое время врачом в парижской больнице Сальпетриер, где проявил особенно энергическую деятельность в 1814 г., когда вернувшиеся с походов солдаты принесли с собой эпидемию тифа; в 1833 г. занял кафедру клинической медицины. Р. написал: "Ramollissement du cerveau" (1820), "Traité de médicine clinique" (1826), "Cours d'hygiène" (1826).

Ростан, Эдмон

(Rostand, род. в 1864 г.) — французский писатель. В 1890 г. издал сборник стихотворений "Les Musardises", не имевший большого успеха. Очень понравилась публике его комедия (в стихах) "Les Romanesques ", поставленная в 1894 г. на сцене Comédie Française. Еще больший успех имели его драмы (также в стихах) "La princesse lointaine" (1895; перевод стихами на русский язык Щепкиной-Куперник, под заглавием: "Принцесса Грёза", СПб., 1896) и "Cyrano de Bergerac" (1897; перевод стихами на русский язык А. Федоровым, в приложении к журналу "Театр и Искусство" за 1898 г.). "Принцесса Греза" и "Сирано де Бержерак" имели хороший успех и на сцене Литературно-артистического кружка в СПб.

Ростафинский

(Josef-Thomas von Rostafinski, род. в 1850 г.) — польский ботаник, директор ботанического сада в Кракове; был профессором ботаники в Варшаве. Работал по низшим организмам ("Haematococcus lacustris", "Versuch eines Systems der Mycetozoen и др.).

Предыдущая страница Следующая страница